Калки
Калки | |
---|---|
Член Дашаватара | |
![]() Раджей Рави Вармой Изображение Калки | |
Принадлежность | Вайшнавизм |
Оружие | Нандака или Ратнамару (Меч) |
Устанавливать | Девадатта, либо проявление Гаруды , либо божественных лошадей. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
Фестивали | Калки Джаянти [ 4 ] |
Генеалогия | |
Родители | Вишнуяшас (отец), [ 9 ] Сумати (мать) [ 10 ] |
Супруг | Падмавати [ 5 ] и Рама [ 6 ] |
Дети | Джая и Виджая (из Падмавати) (Упапураны) [ 7 ] Мегхамала и Балахака (От Рамы) (Кали Пурана) [ 8 ] |
Дашаватара Последовательность | |
---|---|
Предшественник | Будда |
Калки ( санскрит : कल्कि ), также называемый Калкин , [ 1 ] предсказанным десятым и последним воплощением индуистского Вишну бога является . Согласно космологии вайшнавов , Калки суждено появиться в конце Кали-юги , последней из четырёх эпох цикла существования ( Крита ). Его прибытие ознаменует конец Кали-юги и возвестит начало Сатья- юги , самой добродетельной эпохи перед окончательным растворением вселенной ( Махапралая ). [ 1 ] [ 2 ]
В Пуранах Калки изображается как аватар , который омолодит существование, положив конец самому темному периоду адхармы (неправедности) и восстановив дхарму (праведность). Его описывают верхом на белом коне по имени Девадатта и вооруженным огненным мечом. [ 2 ] Изображение Калки варьируется в разных Пуранах, и его повествование также встречается в других традициях, включая Калачакру -Тантру тибетского буддизма. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] и сикхские тексты . [ 14 ]
Этимология
Имя Калки происходит от слова «Кал» , что означает «время» ( Кали Юга ). [ 15 ] Первоначальный термин, возможно, был Карки ( белый , от лошади), который превратился в Калки. Это предложение подтверждается двумя Махабхараты (например, рукопись G3.6), где в санскритских стихах воплощением названо карки. найденными версиями рукописей [ 1 ]
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Описание
Индуистские тексты
Калки — аватара Вишну. Аватар означает «нисхождение» и относится к нисхождению божественного в материальный мир человеческого существования. Гаруда -пурана перечисляет десять воплощений , последним из которых является Калки. [ 16 ] Его описывают как воплощение, появившееся в конце Кали-юги. Он завершает самую темную, деградирующую и хаотичную стадию Кали-юги, чтобы устранить адхарму , и возвещает Сатья-югу , верхом на белом коне с огненным мечом. [ 2 ] [ 17 ] Он перезапускает новый цикл времени. [ 18 ] В Пуранах он описан как воин-брамин. [ 2 ] [ 17 ] В Пуранах упоминается, что бессмертные Чирандживи будут помогать ему на разных этапах его жизни. [ 19 ]

Калки впервые появляется в Махабхарате . [ 20 ] Второстепенный текст под названием Калки Пурана — относительно недавний текст, вероятно, написанный в Бенгалии . Его датировка - 18 век. [ 21 ] Венди Донигер датирует мифологию Калки, содержащую Калки Пурану, периодом между 1500 и 1700 годами нашей эры. [ 22 ]
В Калки Пуране Калки рождается в семье Вишнуяши и Сумати, в деревне под названием Шамбала , [ 23 ] в тринадцатый день двухнедельного периода растущей луны. В юном возрасте его обучают священным писаниям по таким темам, как дхарма , карма , артха , гьяна , и он проходит военную подготовку под присмотром Парашурамы ( шестого воплощения Вишну). [ 24 ] Вскоре Калки поклоняется Шиве , который доволен преданностью и дает ему взамен божественную белую лошадь по имени Девадатта (проявление Гаруды ), мощный меч, рукоять которого украшена драгоценностями, и попугая по имени Шука, который всезнающий; прошлое, настоящее и будущее. [ 25 ] Другие аксессуары также дарят другие дэвы , дэви , святые и праведные цари. Он сражается со злой армией и участвует во многих войнах, положив конец злу, но не прекращая существование. Калки возвращается в Шамбалу, открывает новую Югу добра, а затем отправляется на Вайкунтху . [ 21 ] В Калки Пуране есть упоминание о буддийском городе, жители которого не придерживаются дхармы (не поклоняются дэвам , предкам и не поддерживают систему варн), с которым Калки борется и побеждает. [ 26 ]
Агни Пурана описывает роль Калки: [ 27 ]
Калки, как сын Вишнуяши, (и имеющий) Ягьявалкью в качестве священника, уничтожил бы неарийцев, держащих астру и имеющих оружие. Он соответствующим образом установит моральный закон в четырехварнах. Люди (будут) на пути праведности на всех этапах жизни.
- Агни Пурана , Глава 16, стихи 8–9.
В « Деви Бхагавата-пуране» приветствуют дэвы Вишну, взывая к его аватаре Калки: [ 28 ]
Когда почти все люди в этом мире в будущем превратятся в Млекк и когда злые цари будут угнетать их справа и слева, Ты снова воплотишься в Калки и загладишь все обиды! Мы склоняемся перед Твоей Формой Калки! О Дева!
—Деви Бхагавата Пурана , Глава 5
Буддийские тексты

В буддийском тексте Калачакра-тантры праведные цари называются Калки (Калкин, букв. вождь), живущие в Самму . В этом тексте много Калки, каждый из которых борется с варварством, преследованиями и хаосом. Последнего Калки зовут «Рудра Чакрин», и ему предсказывают, что он положит конец хаосу и вырождению, собрав большую армию для искоренения армии варваров. [ 11 ] [ 12 ] [ 29 ] В тексте говорится, что великая война, в которой примут участие армии как индуистов, так и буддистов, уничтожит варварские силы. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Это, скорее всего, заимствовано из индуизма в буддизм в связи с приходом исламских королевств с запада на восток, в основном расселенных в Западном Тибете , Средней Азии и Индийском субконтиненте . [ 30 ] [ 31 ] По словам Дональда Лопеса, профессора буддийских исследований, Калки, по прогнозам, положит начало новому циклу совершенной эры, в которой «буддизм будет процветать, люди будут жить долго, счастливая жизнь и будет царить праведность». [ 11 ] Этот текст важен для установления хронологии идеи Калки: он относится к периоду после 7 века, вероятно, к 9 или 10 веку. [ 32 ] Лопес утверждает, что буддийский текст, вероятно, заимствовал его из индуистских ведических текстов. [ 11 ] [ 12 ] Другие ученые, такие как Ицзю Цзинь, утверждают, что этот текст возник в Центральной Азии в 10 веке, а тибетская литература подхватила его версию в Индии около 1027 года нашей эры. [ 32 ]
Сикхские тексты
Воплощение Калки появляется в исторических сикхских текстах, особенно в Дасам Грантхе , тексте, который традиционно приписывается Гуру Гобинд Сингху . [ 14 ] [ 33 ] В разделе «Аватар Чаубис» (24 воплощения) упоминается мудрец Матьянра, описывающий появление воплощений Вишну для борьбы со злом, жадностью, насилием и невежеством. Он включает Калки как двадцать четвертое воплощение, возглавившее войну между силами праведности и неправедности. [ 34 ]
Разработка
литературе нет упоминания о Калки Хотя в ведической , [ 35 ] [ 36 ] Эпитет «Калмаллкинам», означающий «Блестящий устранитель тьмы», встречается в ведической литературе для Рудры (позже Шивы), и интерпретируется как «Предтеча Калки». [ 35 ]
Калки впервые появляется в великом военном эпосе «Махабхарата» . [ 20 ] Упоминание Калки в Махабхарате встречается только один раз, в стихах 3.188.85–3.189.6. [ 1 ] Воплощение Калки можно найти в Маха Пуранах, таких как Вишну Пурана , [ 37 ] Матсья Пурана и Бхагавата Пурана . [ 38 ] [ 39 ] Однако детали мифологии Калки расходятся в эпосе и Пуранах, а также внутри Пуран. [ 40 ] [ 20 ]
В «Махабхарате» , по мнению Хилтебейтеля, Калки является продолжением легенды о воплощении Парашурамы , где воин-брамин уничтожает кшатриев, злоупотреблявших своей властью для распространения хаоса, зла и преследования бессильных. Эпический персонаж Калки восстанавливает дхарму, восстанавливает справедливость в мире, но не завершает цикл существования. [ 20 ] [ 41 ] Раздел Калкин в Махабхарате присутствует в разделе Маркандейя. Здесь, как утверждает Луис Рейманн, «вряд ли может быть какое-либо сомнение в том, что раздел «Маркандея» является поздним добавлением к эпосу. Заставить Юдхиштхиру задать вопрос об условиях в конце Кали и начале Криты - что-то далекое от его собственной ситуации - это всего лишь способ оправдать включение этого предмета в эпос». [ 42 ]
По мнению Корнелии Диммитт, «ясная и аккуратная» систематизация Калки и остальных девяти воплощений Вишну не встречается ни в одной из Маха Пуран. [ 43 ] Освещение Калки в этих индуистских текстах скудно, в отличие от легенд о Матсье , Курме , Варахе , Вамане , Нарасимхе и Кришне , все из которых неоднократно и подробно описаны. По мнению Диммитта, это, вероятно, произошло потому, что, как и концепция Будды как воплощения Вишну , концепция Калки «несколько менялась» во время составления основных Пуран. [ 43 ]
Эта концепция Калки, возможно, получила дальнейшее развитие в индуистских текстах как в качестве реакции на вторжения на Индийский субконтинент на протяжении веков различных армий с его северо-запада, так и в качестве реакции на мифологию, которую эти захватчики принесли с собой. [ 1 ] [ 44 ] Точно так же в буддийской литературе конца I тысячелетия будущий Будда Майтрейя изображается как Калки. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] По мнению Джона Митчинера, концепция Калки «в некоторой степени» обязана еврейским, христианским, зороастрийским и другим концепциям. [ 48 ] Митчинер утверждает, что некоторые Пураны, такие как Юга Пурана, не упоминают Калки и предлагают иную космологию, чем другие Пураны. Юга-пурана более подробно мифологизирует индо-греческую и сакскую эпоху после эпохи Маурьев, в то время как тема Манвантары, содержащая идею Калки, мифологизируется сильнее в других Пуранах. [ 49 ] [ 20 ] Луис Гонсалес-Рейманн соглашается с Митчинером, заявляя, что в Юга Пуране Калки не упоминается. [ 50 ] В других текстах, таких как разделы 2.36 и 2.37 Ваю-пураны, утверждает Рейман, не Калкин заканчивает Кали-югу, а другой персонаж по имени Прамити. [ 51 ] Большинство историков, утверждает Арвинд Шарма, связывают развитие мифологии Калки в индуизме со страданиями, вызванными иностранными вторжениями. [ 52 ] В отличие от других мессианских концепций, цель Калки — уничтожить захватчиков и еретиков, чтобы повернуть вспять нынешнюю эпоху Кали Югу , эпоху зла. [ 53 ]
Предсказания о рождении и приезде

В Циклической концепции времени ( Пураническая кальпа ) продолжительность Кали-юги оценивается в 432 000 лет. В некоторых вайшнавских текстах предсказывается, что Калки появится на белом коне в день пралайи, чтобы положить конец Кали-юге , положить конец злу и нечестию и воссоздать мир заново вместе с Новым Циклом Времени ( Югой ). [ 54 ] [ 55 ]
Описание Калки варьируется в зависимости от рукописи. Некий штат Калки родится у Авейсирдени и Бишенджуна, [ 54 ] другие в семье Сумати и Вишнуяши. [ 56 ] [ 57 ] В буддийских рукописях Вишнуяша упоминается как видный староста деревни под названием Шамбала . Он станет королем, «Вращателем колеса» и победителем. Он уничтожит всех варваров и грабителей, положит конец адхарме , возобновит дхарму и спасет хороших людей. [ 58 ] После этого человечество преобразится и наступит золотой век, как утверждают индуистские рукописи. [ 58 ]
В храме Канчипурам две рельефные пуранические панели изображают Калки: одна относится к лунной (лунной) династии как матери Калки, а другая — к солнечной (солнечной) династии как отцу Калки. [ 56 ] На этих панелях, как утверждает Д. Д. Хадсон, изображена история борьбы Калки и победы над асурой Кали . Он едет на белом коне по имени Девадатта, прекращает зло, очищает умы и сознание каждого и возвещает начало Сатья-юги . [ 56 ]

Люди, утверждавшие, что они Калки
- Мирза Гулам Ахмад , основатель Ахмадийского движения, утверждал, что он Калки Аватар, а также Махди . [ 59 ]
- В Вере Бахаи Бахаулла идентифицируется как Калки, а также как предсказанный искупительный посланник Бога на конце света, как утверждается в религии Баби , иудаизме ( Машиах ), христианстве ( Мессия ), исламе ( Масих и Махди) . ), буддизм ( Майтрейя ), зороастризм (Шах Бахрам) и другие религии. [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ]
- Калки Бхагаван , урожденный Виджайкумар Найду, родился 7 марта 1949 года, основатель Университета Единства. [ 63 ]
- Самаэль Аун Веор , основатель Всемирного христианского гностического движения. [ 64 ]
- Риаз Ахмед Гохар Шахи из Фонда Калки Аватар . [ 65 ]
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дж. Л. Брокингтон (1998). Санскритский эпос . БРИЛЛ Академик. стр. 287–288 со сносками 126–127. ISBN 90-04-10260-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Далал 2014 , с. 188
- ^ «Калки-Пурана-английский.PDF» .
- ^ «Калки Джаянти; ритуалы и значение» . мпчанг . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ Пураны . Издательство Отто Харрасовица. 1986. ISBN 9783447025225 .
- ^ Санскритско-английский словарь . Кларендон. 1872.
- ^ Исследования Упапуран . Санскритский колледж. 1958.
- ^ Центр Ведического Адитьи
- ^ Перейти обратно: а б «Проявление Вишну как Будды и Калки [глава 16]» . ноябрь 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Спутник индийской мифологии: индуизм, буддизм и джайнизм . Библиотека мыслителя, Техническое издательство. 1987.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дональд С. Лопес младший (2015). Буддизм на практике . Издательство Принстонского университета. стр. 202–204. ISBN 978-1-4008-8007-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Перри Шмидт-Лейкель (2017). Религиозный плюрализм и межрелигиозное богословие: Гиффордские лекции . Орбис. стр. 220–222. ISBN 978-1-60833-695-1 .
- ^ Перейти обратно: а б [а] Бьорн Дала (2006). Использование власти: роль религий в согласии и конфликте . Доннерский институт исследований в области истории религии и культуры. стр. 90–91. ISBN 978-952-12-1811-8 . , Цитата: «(...) царь-бодхисаттва Шамбалы [Чакравартин Калкин] и его армия победят и уничтожат вражескую армию, варварскую мусульманскую армию и их религию, в своего рода буддийском Армагедоне. После этого буддизм возобладает. ";
[б] Дэвид Бертон (2017). Буддизм: современное философское исследование . Тейлор и Фрэнсис. п. 193. ИСБН 978-1-351-83859-7 .
[с] Йохан Эльверског (2011). Анна Акасой; и др. (ред.). Ислам и Тибет: взаимодействие на мускусном пути . Издательство Эшгейт. стр. 293–310. ISBN 978-0-7546-6956-2 . - ^ Перейти обратно: а б Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 29–30. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ^ Клостермайер, Клаус К. (2006). Мифологии и философии спасения в теистических традициях Индии . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. п. 75. ИСБН 978-0-88920-743-1 – через Google Книги.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 73 .
- ^ Перейти обратно: а б Венди Донигер; Мерриам-Вебстер, Инк (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. п. 629. ИСБН 978-0-87779-044-0 .
- ^ Людо Роше (22 марта 2004 г.). Ральф М. Розен (ред.). Время и временность в древнем мире . Археологический музей Университета Пенсильвании. стр. 91–93. ISBN 978-1-931707-67-1 .
- ^ «7 Чирандживисов: Бессмертные, которые помогут Калки положить конец Кали-юге» . Времена сейчас . 26 июня 2024 г. Проверено 29 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Альф Хилтебейтель (2011). Чтение Пятой Веды: Исследования Махабхараты — Очерки Альфа Хилтебейтеля . БРИЛЛ Академик. стр. 89–110, 530–531. ISBN 978-90-04-18566-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Роше 1986 , с. 183 со сносками.
- ^ Донигер, Венди (1988). Текстовые источники для изучения индуизма . Издательство Манчестерского университета. п. 5. ISBN 978-0-7190-1867-1 .
- ^ Кирк, Джеймс А. (1972). Истории индусов: введение через тексты и интерпретации . Макмиллан. п. 239. ИСБН 978-0-02-563230-1 .
- ^ Калки Пурана — англ . п. 28.
- ^ Калки Пурана — англ . стр. 33–34.
- ^ Калки Пурана — англ . п. 172.
- ^ Пармешварананд, Свами (2001). Энциклопедический словарь Пуран Саруп и сыновья. п. 138. ИСБН 978-81-7625-226-3 .
- ^ Басу, Баман Дас (2007). Шримад Деви Бхагватам (том 2) . Публикации Космо. п. 1029.ISBN 978-81-307-0559-0 .
- ^ «Городской Хаммар. - Исследования Калачакры-тантры - История Калачакры в Тибете и исследование концепции Адибудды, Четвертого Тела Будды и Высшего Неизменного PDF | PDF | Тибетский буддизм | Ваджраяна» . Скрибд . Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ Ньюман, Джон (2015). Буддизм на практике . Принстонские чтения по религиям (сокращенное изд.). Принстонский университет. Нажимать. п. 203.
- ^ Сопа, Лхундуб. «Колесо времени: Калачакра в контексте» . стр. 83–84, с примечанием 4.
- ^ Перейти обратно: а б Ицзю ДЖИН (2017). 49–52 BRILL Academic, стр. . 978-90-474-2800-8 .
- ^ Маклеод, WH (2003). Сикхи Хальсы: история Хальсы Рахита . Издательство Оксфордского университета. стр. 149–150. ISBN 978-0-19-565916-0 .
- ^ Пурнима Дхаван (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 1 55–157, 186, примечание 32. ISBN. 978-0-19-975655-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Таттвадипах: Журнал Академии санскритских исследований, Том 5 . Академия. 2001. с. 81.
Калки, как воплощение Вишну, не встречается в ведической литературе. Но некоторые черты этой концепции, а именно, устрашающие элементы, эпитет Калмаллкинам (блестящий, удаляющий тьму) Рудры, побуждают нас признать его предшественником Калки.
- ^ Рабипрасад Мишра (2000). Теория воплощения: ее происхождение и развитие в свете ведических и пуранических источников . Пратибха. п. 146. ИСБН 978-81-7702-021-2 . , Цитата: "Кальки как воплощение Вишну не упоминается в ведической литературе".
- ^ Уилсон, Гораций (2001). Вишну Пурана . Издательство Ганеша. п. 72. ИСБН 1-86210-016-0 .
- ^ Рой, Джанмаджит. Теория Аватара и Божественности Чайтаньи . Атлантические издательства. п. 39.
- ^ Даниэлу, Ален. Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 181.
- ^ Джон Э. Митчинер (2000). Традиции семи риши Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 68–69 со сносками. ISBN 978-81-208-1324-3 .
- ^ Альф Хилтебейтель (2011). Дхарма: ее ранняя история в праве, религии и повествовании . Издательство Оксфордского университета. стр. 288–292. ISBN 978-0-19-539423-8 .
- ^ Луис Гонсалес Рейманн (2002). Махабхарата и юги: великая эпическая поэма Индии и индуистская система мировых эпох . Питер Лэнг. стр. 89–99, цитата на стр. 97. ISBN. 978-0-8204-5530-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Диммитт и ван Бютенен, 2012 , стр. 63–64
- ^ Донигер, Венди (2004). Индуистские мифы: справочник, переведенный с санскрита . Книги о пингвинах. стр. 235–237. ISBN 978-0-14-044990-7 .
- ^ Пауэлл, Роберт; Исааксон, Эстель (2013). Преемник Гаутамы Будды . Книги Штайнера. ISBN 978-1-58420-162-5 . Проверено 17 мая 2020 г. ; Рерих, Елена Ивановна (1987). Письма, 1929-1938 гг . Общество Агни Йоги . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Плотт, Джон К.; Долин, Джеймс Майкл; Хаттон, Рассел Э. (1977). Всемирная история философии: период схоластики . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 358. ИСБН 978-0-89581-678-8 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Лоуренс, Трой (1990). Идентифицирован Мессия Нью Эйдж: Кто такой Господь Майтрейя? «Таинственный человек» Центра Тара жив и живет в Лондоне . Издательство Хантингтон Хаус. п. 62. ИСБН 978-0-910311-17-5 . Проверено 17 мая 2020 г. ; Статли, Маргарет (1985). Индуизм: Вечный закон: введение в литературу, космологию и культы индуистской религии . Водолей Пресс. ISBN 978-0-85030-348-3 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Джон Э. Митчинер (2000). Традиции семи риши Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 75–76. ISBN 978-81-208-1324-3 .
- ^ Джон Э. Митчинер (2000). Традиции семи риши Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 69–76. ISBN 978-81-208-1324-3 .
- ^ Луис Гонсалес-Рейманн (2002). Махабхарата и юги: великая эпическая поэма Индии и индуистская система мировых эпох . Питер Лэнг. стр. 95–99. ISBN 978-0-8204-5530-3 .
- ^ Луис Гонсалес Рейманн (2002). Махабхарата и юги: великая эпическая поэма Индии и индуистская система мировых эпох . Питер Лэнг. стр. 112–113, примечание 39. ISBN. 978-0-8204-5530-3 . ; Примечание: Рейман упоминает некоторые попытки «отождествить Прамити и Калкина с историческими правителями».
- ^ Арвинд Шарма (2012). Религиоведение и сравнительная методология: аргументы в пользу взаимного освещения . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 244–245. ISBN 978-0-7914-8325-1 .
- ^ «Индуистские мифы», с. 236, Книги Пингвина, 1994 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 9781135963972 .
- ^ Джеймс Р. Льюис; Инга Б. Толлефсен. Оксфордский справочник новых религиозных движений, Том 2 . Издательство Оксфордского университета. п. 488.
- ^ Перейти обратно: а б с Хадсон, Д. Деннис (2008). Тело Бога: императорский дворец Кришны в Канчипураме восьмого века . Издательство Оксфордского университета. стр. 333–340 . ISBN 978-0-19-536922-9 .
- ^ Роше 1986 , с. 183.
- ^ Перейти обратно: а б ван Буйтенен, JAB (1987). Махабхарата . Издательство Чикагского университета. Том 2, Книга 2, страницы 597–598. ISBN 9780226223681 .
- ^ Юргенсмейер, Марк (2006). Оксфордский справочник мировых религий . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 520. ИСБН 978-0-19-513798-9 . ISBN (десять цифр): 0195137981.
- ^ Эффенди, Шоги. Бог проходит мимо . Издательский фонд Бахаи. п. 94.
- ^ Бассюк, Дэниел Э. (1987). Воплощение в индуизме и христианстве: миф о Богочеловеке . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 146–147. ISBN 978-1-349-08642-9 .
- ^ Робертсон, Джон М. (2012). Крутые парни и истинно верующие: управление авторитарными мужчинами в психотерапевтическом кабинете . Рутледж . стр. 62–63. ISBN 978-1-136-81774-8 .
- ^ Льюис, Джеймс Р.; Толлефсен, Инга Б. (2004). Оксфордский справочник новых религиозных движений . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. п. 409. ИСБН 9780190611521 .
- ^ «Кто такой Самаэль Аун Веор?» . Самаэль.org . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 25 декабря 2017 г.
- ^ Сиканд, Йогиндер (2008). Псевдомессианские движения в современной мусульманской Южной Азии . Публикации в мировых СМИ. п. 100.
Цитируемые работы
- Брайант, Эдвин Фрэнсис (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803400-1 .
- Диммитт, Корнелия; ван Бютенен, JAB (2012) [1977]. Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-4399-0464-0 .
- Далал, Розен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин. ISBN 978-8184752779 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 .
- Глюклих, Ариэль (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе: Индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971825-2 .
- Джонсон, WJ (2009). Словарь индуизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-861025-0 .
- Рао, Велчеру Нараяна (1993). «Пурана как брахманическая идеология». В Донигере, Венди (ред.). Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-1381-0 .
- Роше, Людо (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .