Просто цена

Справедливая цена теория — это этическая в экономике , которая пытается установить стандарты справедливости в сделках. Имея интеллектуальные корни в древнегреческой философии , она была выдвинута Фомой Аквинским на основе аргумента против ростовщичества , которое в его время относилось к установлению любой процентной ставки по займам . Это привело к возникновению договорного принципа laesio enormis .
![]() |
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
![]() |
Несправедливая цена: разновидность мошенничества
[ редактировать ]Аргументом против ростовщичества было то, что кредитор получал доход даром, поскольку на самом деле ничего не давалось взаймы, а деньги обменивались. Более того, доллар можно справедливо обменять только на доллар, поэтому требовать большего несправедливо. Позже Фома Аквинский расширил свою аргументацию, выступив против любых несправедливых доходов, полученных в торговле, основывая аргумент на Золотом правиле . Христианин должен «поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», то есть он должен обменивать ценность на ценность. Фома Аквинский считал, что поднимать цены особенно аморально, потому что у конкретного покупателя была острая потребность в том, что продавалось, и его можно было убедить заплатить более высокую цену из-за местных условий:
- Если что-то, принадлежащее другому, принесет кому-то большую пользу, а продавцу не будет причинен такой же вред от потери этого предмета, то продавец не должен продавать дороже, потому что полезность, достающаяся покупателю, исходит не от продавца, а от бедственное положение покупателя: никто не должен продавать то, что ему не принадлежит. [ 1 ]
- - Summa Theologiae , 2-2, q. 77, ст. 1
Поэтому Фома Аквинский осудил бы такую практику, как повышение цен на строительные материалы после стихийного бедствия . Возросший спрос, вызванный разрушением существующих зданий, не увеличивает издержек продавца, поэтому, получение выгоды от возросшей готовности покупателей платить представляло собой разновидность мошенничества . по мнению Фомы Аквинского, [ 2 ]
Фома Аквинский считал, что все доходы, полученные в торговле, должны быть связаны с трудом купца, а не с потребностями покупателя. Следовательно, он допускал умеренную прибыль в качестве платы даже за ненужную торговлю при условии, что цены будут регулироваться и удерживаться в определенных границах:
- ... нет причин, по которым прибыль [от торговли] не могла бы быть направлена на какую-то необходимую или даже почетную цель; и таким образом торговля станет законной; например, когда человек использует умеренную прибыль, полученную в торговле, для поддержки своего домашнего хозяйства или даже для помощи нуждающимся...
Более поздние интерпретации доктрины
[ редактировать ]Школа Саламанки
[ редактировать ]С их размышлениями о договорном праве и справедливости в обмене [ 3 ] Члены Школы Саламанки часто сталкивались с понятием справедливой цены.
Справедливая цена чего-либо, отвечающая принципу коммутативной справедливости, зависит от многих факторов. Он имеет определенную широту [ 4 ] потому что это не результат воли Божией или труда , а общее мнение людей (communis aestimatio hominum) [ 5 ] . Об этом Луис Саравиа де ла Калле писал в 1544 году:
Те, кто измеряет справедливую цену трудом, издержками и риском, которые несет лицо, торгующее товаром или производящее его, или расходами на транспортировку или расходами на путешествие... или тем, чем он должен заплатить факторы ибо их трудолюбие, риск и труд сильно ошибочны... Ибо справедливая цена возникает из изобилия или недостатка товаров, купцов и денег... а не из издержек, труда и риска... Почему кипа белья, доставленная по суше из Бретани за большие деньги, должна быть такой дорогой? стоит больше, чем та, которую дешево доставляют морем?... Почему книга, написанная от руки, должна стоить больше, чем напечатанная, когда последняя лучше, хотя ее производство обходится дешевле?... Справедливая цена такова: находят не путем подсчета стоимости, а путем общей оценки.
Однако, как следует из этой цитаты, справедливая цена не всегда является рыночной ценой. члены Школы Саламанко считали, что властям иногда приходится вмешиваться и контролировать цены. [ 4 ] , особенно в случаях монополии [ 6 ] или для скоб [ 7 ] .
Всякое нарушение справедливой цены является для одного Laesio , а для другого — неосновательным обогащением , нарушением седьмой заповеди и грехом. Только реституция неправомерного принца позволяет отпустить грехи. [ 8 ] и вернуть договорное равновесие [ 9 ] .
Капитализм
[ редактировать ]С ростом капитализма использование теории справедливой цены исчезло, в значительной степени замененное концепцией спроса и предложения Локка микроэкономической , Стюарта , Рикардо , Ибн Таймийи и особенно Адама Смита . В современной экономике, что касается отдачи от средств производства, проценты рассматриваются как плата за ценную услугу, то есть использование денег, хотя большинство банковских систем по-прежнему запрещают чрезмерные процентные ставки .
Аналогичным образом, во время быстрого расширения капитализма в течение последних нескольких столетий теория справедливой цены использовалась для оправдания народных действий против торговцев, которые подняли свои цены в годы дефицита. Историк-марксист Э. П. Томпсон подчеркнул сохраняющуюся силу этой традиции в своей статье « Моральная экономия английской толпы в восемнадцатом веке». [ 10 ] Другие историки и социологи обнаружили тот же феномен в ряде других ситуаций, включая крестьянские бунты в континентальной Европе в девятнадцатом веке и во многих развивающихся странах в двадцатом веке. Политолог Джеймс С. Скотт , например, показал, как эта идеология может быть использована в качестве метода сопротивления власти в книге «Моральная экономика крестьянина: существование и восстание в Юго-Восточной Азии» . [ 11 ]
Аномальная травма
[ редактировать ]Хотя Римский императорский кодекс, Corpus Juris Civilis, гласил, что стороны обмена имеют право попытаться перехитрить друг друга. [ 12 ] сложилось мнение, что договор может быть расторгнут, если он причинит значительный ущерб одной стороне: если имел место ненормальный вред ( laesio enormis ). Это означало, что если соглашение было существенно несбалансированным в ущерб одной из сторон, суды откажутся обеспечить его соблюдение и будут обладать юрисдикцией для отмены неосновательного обогащения . На протяжении XIX века кодификации во Франции и Германии отказывались принимать этот принцип, в то время как юрисдикции общего права пытались обобщить доктрину свободы договора . Однако на практике, и все чаще в 20-м и начале 21-го века, закон о защите потребителей , договоры аренды и трудовое право регулировались законом, требующим справедливости в обмене. Некоторые условия будут обязательными, другие будут считаться несправедливыми, а суды смогут заменить свои решения тем, что будет справедливым во всех обстоятельствах.
Современное право
[ редактировать ]- Решение Федерального суда (24 января 1979 г.), оборудование для бильярда, штат Нью-Джерси, 1979 г., 758.
- Решение Федерального суда (12 марта 1981 г.), непропорциональная ссуда, 80 BGHZ, 153
- Гражданский кодекс §138, сделки, противоречащие публичному порядку; ростовщичество
- Гражданский кодекс Австрии §934
- Статьи Гражданского кодекса Франции 1674-5
- Вернон против Бетелла (1762) 28 ER 838
- Закон о потребительском кредите 1974 г., SS 140A-B
- Закон о национальной минимальной заработной плате 1998 года
- Гражданского кодекса Луизианы Статья 2589
См. также
[ редактировать ]- Католическое социальное учение
- История экономической мысли
- Трудовая теория стоимости
- Цена
- Цены
- Спрос и предложение
Примечания
[ редактировать ]- ^ Но если человек получает большую выгоду от полученного им имущества другого, то продавшему его не причиняет вреда отсутствие этого имущества, и он не должен перепродавать его. Потому что выгода, достающаяся другому, зависит не от продавца, а от положения покупателя, и никто не должен продавать другому то, что ему не принадлежит. . .
- ^ Фома Аквинский, Summa Theologica , 2ª-2ae q. 77 : " Тогда надо рассмотреть грехи, которые касаются добровольных обменов. И прежде всего, о мошенничествах, которые совершаются при купле-продаже... "
- ^ Декок 2013 , с. 507-624.
- ^ Jump up to: а б Декок 2013 , с. 525.
- ^ Декок 2013 , с. 521.
- ^ Декок, Вим (2022). « 'Mercatores isti regulandi': монополии и моральное регулирование рынка в книге Педро де Оньяте 'De Contractibus' » . Журнал истории права . 90 (3–4): 462–488.
- ^ Декок, Вим (2018). «Совместный правовой плюрализм. Исповедники как сотрудники правоохранительных органов в советах Меркадо по экономическому управлению (1571 г.)». Журнал Института истории европейского права Макса Планка . 25 : 103–114.
- ^ Декок, Вим (2022). «Право, мораль и рынок: новый взгляд на богословское наследие». Обзор юридического факультета Льежского университета (на французском языке) (1): 30.
- ^ Декок 2013 , с. 516-517.
- ^ Томпсон, Е.П. (февраль 1971 г.). «Моральная экономика английской толпы в восемнадцатом веке». Прошлое и настоящее . 50 (50): 76–136. дои : 10.1093/прошлое/50.1.76 . JSTOR 650244 .
- ^ (Йель, 1976; ISBN 9780300021905 ).
- ^ Код 4, 44, 2
Ссылки
[ редактировать ]- Х. Гроций, De Jure Belli ac Pacis (1964), глава XI, транс FW Келси
- М. Вебер, Экономика и общество (1978) 578, 583, 589 и 1198.
- Р. Х. Тоуни, Религия и рост капитализма (1922) 40–44, о Фоме Аквинском и справедливой цене.
- Доусон, «Экономическое принуждение и справедливый обмен во французском и немецком праве» (1937) 11 Tulane Law Review 345, 365
- Гольштейн, «Пороки согласия в договорном праве» (1939) 13 Tulane Law Review 560, 569
- У. Дж. Эшли, Введение в английскую экономическую историю и теорию (1920) 126, по справедливой цене.
- М. Вольф, Юридическая свобода решений и договорной баланс интересов (1971)
- А. Т. Мерен и Дж. Гордли, Система гражданского права (1977) 926.
- Дж. Гордли, «Равенство в обмене» (1981) 69 Калифорния LR 138
- Декок, Вим (2013). Богословы и договорное право: моральное преобразование коммуны Иус (ок. 1500-1650) . Лейден/Бостон: Издательство Мартинуса Нийхоффа. п. 723.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Св. Фомы Аквинского Summa Theologiae , 2-2, q. 77 о законных и незаконных прибылях в торговле (лат.)
- В статье обсуждается школа Саламанки и ее цена.
- Другая статья прослеживает развитие доктрины справедливой цены в школе Саламанки.