Cessna Citation V
Цитирование V/Ультра Цитировать Encore/Encore+ | |
---|---|
Citation 560 (здесь UC-35A армии США) — небольшой бизнес-джет с двумя турбовентиляторными двигателями, установленными в кормовой части. | |
Роль | Корпоративный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна |
Первый полет | август 1987 г. |
Введение | 1987 (Цитата V), 1994 (Ультра), 1998 (Бис) |
Основные пользователи | Армия США Корпус морской пехоты США |
Произведено | 1989 (В) – 2011 (Бис+) [ 1 ] |
Количество построенных | 774: 262 В, 279 Ультра, 168 Encore, 65 Encore+ [ 1 ] |
Разработано на основе | Cessna Citation S/II |
Cessna Citation V (фирменное обозначение Model 560 ) — бизнес-джет , построенный компанией Cessna и производившийся с 1989 по 2011 год. За это время было построено 774 таких самолета. Первый прототип модели 560, удлиненная версия Citation S/II , поднялся в воздух в августе 1987 года и был сертифицирован 9 декабря 1988 года.
Модернизированный Citation Ultra был анонсирован в сентябре 1993 года, Citation Encore, модернизированный турбовентиляторными двигателями PW535, был анонсирован в 1998 году, до улучшенного Encore+ . Его военное обозначение в США — UC-35 как транспортный самолет представительского класса и OT-47B как разведывательный самолет для борьбы с наркотиками.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Citation V (модель 560) представляет собой развитие Citation S/II , сохранив сверхкритический профиль крыла и стреловидную основу крыла этого самолета, но с удлиненным фюзеляжем на 1,5 фута (46 см) и измененным салоном для увеличения пассажирского пространства. [ 2 ] имеет Пассажирский салон длину 17,3 фута (5,3 м), ширину и высоту 4,9 на 4,8 фута (149 на 146 см) с заниженным проходом , имеет семь окон с каждой стороны и вмещает четырехместный клуб плюс три кресла и закрытую кабину. поясной туалет. [ 3 ] Максимальная вместимость - одиннадцать человек, включая двух пилотов, восемь пассажиров в кабине и одного дополнительного пассажира или члена экипажа в туалете с ремнями безопасности. [ 4 ] Двигатели были заменены на более мощные турбовентиляторные двигатели Pratt & Whitney Canada JT15D -5A с тягой 2900 фунтов силы (13 кН), что на 800 фунтов силы (3,6 кН) больше, чем у S/II, что увеличило крейсерскую скорость до 425 узлов (787 км). /ч) и практический потолок до 45 000 футов (14 000 м), хотя максимальная дальность полета уменьшилась с От 2090 миль (3870 км) до 1960 миль (3630 км) из-за незначительного увеличения расхода топлива. Cessna также заменила жидкостную противообледенительную систему S/II улучшенными пневматическими противообледенительными башмаками для уменьшения веса и упрощения обслуживания, а размах горизонтального стабилизатора был немного увеличен, чтобы компенсировать возросшую тягу двигателя. Citation V также был первым Citation с электронной системой пилотажных приборов (EFIS), предлагаемой в качестве стандартного оборудования, хотя и только со стороны капитана . [ 5 ]
Предсерийный прототип поднялся в воздух в начале 1986 года, а первый инженерный прототип совершил свой первый полет в августе 1987 года. Citation V был анонсирован на съезде NBAA позже в том же году, сертификат Федерального управления гражданской авиации (FAA) был выдан 9 декабря 1988 года, и 262 были поставлены в период с апреля 1989 года по середину 1994 года. Citation V был самым продаваемым бизнес-джетом на рынке во время его производства. [ 6 ] [ 7 ]
За Citation V в 1994 году последовал Citation Ultra с немного большей тягой , Citation Encore в 2001 году, а затем Citation Encore+ с 2007 по начало 2010 года. [ 3 ]
Цитирование Ультра
[ редактировать ]Модернизированный Citation V Ultra был анонсирован в сентябре 1993 года, а сертификация FAA была получена в июне 1994 года. Он оснащен полностью модернизированными двигателями JT15D-5D с новыми компрессорами, турбинами высокого давления и цельными твердосплавными дисками вентилятора, увеличивающими тягу до 3045 л.с. фунт-сила (13,54 кН) при снижении расхода топлива и веса; следовательно, Ultra был первым Citation с прямым крылом , характеристики которого были достаточны, чтобы превысить критическое число Маха в горизонтальном полете. [ 8 ] EFIS на стороне капитана Citation V была модернизирована до полной Honeywell Primus 1000 стеклянной кабины для обоих пилотов. [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ] Поставки составили 279. [ 1 ] Ultra был назван Flying «Лучшим бизнес-джетом» 1994 года. журналом [ 9 ] и выпускался до 1999 года. [ 4 ] И Citation V, и Ultra вмещают 5816 фунтов топлива. [ нужна ссылка ]
К 2018 году Citation V/Ultra стоила 1,1–1,6 миллиона долларов. [ 10 ]
Цитировать Encore/Encore+
[ редактировать ]Citation Ultra Encore был анонсирован на съезде NBAA 1998 года и был оснащен новыми PW535 двигателями , а также основной ходовой частью с продольным рычагом , увеличенным запасом топлива, обновленным салоном и улучшенными системами. [ 7 ] Его максимальная крейсерская высота составляет FL 450. [ 11 ] Поставки составили 168. [ 1 ] Encore был сертифицирован в апреле 2000 года, а первая поставка состоялась в конце сентября 2000 года.
Модернизированный Citation Encore+ предлагался с 2007 по начало 2010 года. [ 3 ] Поставки составили 65. [ 1 ] Он был сертифицирован FAA в декабре 2006 года.
В Encore+ добавлена авионика FADEC и Rockwell Collins Pro Line 21 с центральным MFD и обоими боковыми PFD . Его вес увеличился на 200 фунтов (91 кг), и в стандартной комплектации он может перевозить полезную нагрузку массой 850–1170 фунтов (390–530 кг) с полным топливом. Он может взлетать на высоте 3520 футов (1070 м) в условиях ISA, имеет хорошие характеристики в жарких и высоких условиях и поднимается прямо на эшелон 450 за 27 минут. Он имеет запас хода 1800 миль (3300 км) при скорости TAS 390 узлов (720 км / ч) , скорости CJ3+, но медленнее, чем CJ4. Он может летать с одним пилотом, но большинство летают с двумя. [ 3 ]
Расход топлива составляет 1200 фунтов (540 кг) за первый час, затем 900–1000 фунтов (410–450 кг), в целом это стоит 1800–1900 долларов в час с учетом цен на топливо в декабре 2018 года и 325 000 долларов на фиксированные расходы. Легкие проверки проводятся каждые 150 часов, базовое техническое обслуживание — через 300 часов или 24 месяца, комплексные проверки — через 1200 часов или 36 месяцев, проверки горячей части двигателя — через 2500 часов, капитальный ремонт — через 5000 часов , а простые проверки — через 10 000 и 12 000 часов, а также через 10 000 и 15 000 часов. посадки. [ 3 ]
В декабре 2018 года Encore+ оценивается в 3,4–3,8 миллиона долларов и пользуется поддержкой Textron Aviation. лучшая У CJ3 топливная экономичность и характеристики взлетно-посадочной полосы, но кабина короче, Learjet 45 XR летает быстрее и перевозит больше, но требует более длинных взлетно-посадочных полос и сжигает больше топлива, в то время как CJ4 имеет лучшую полезную нагрузку и дальность полета, но дороже. [ 3 ] Более поздние варианты модели 560 — это самые быстрые и дальние реактивные самолеты, имеющие сертификат типа оригинального Citation 500 . [ 3 ]
Более мягкая посадка задней тяги основного шасси уменьшила емкость топливного бака до 5440 фунтов, что на 360 фунтов меньше, чем у Ultra, но у него больше дальность полета. Колея колес была сужена на 3,7 фута для лучшего отслеживания грунта и облегчения приземления при боковом ветре.
Передняя кромка крыла очищается от обледенения отбираемым воздухом. Активаторы пограничного слоя и ограждение стойла улучшают характеристики стойла. Повышение давления контролируется цифровым способом, а модуляция тормозов улучшена. Измененная внутренняя отделка и пассажирские сиденья обеспечивают больше места для головы сидящих. В блоках обслуживания пассажиров обеспечивается более равномерный воздушный поток и контроль температуры.
Максимальная взлетная масса увеличивается на 330 фунтов до 16 630 фунтов, чтобы перевозить пять пассажиров с полным топливом, что удлиняет взлет с высоты 3180 футов, необходимой для Ultra. Улучшенная большая тяга PW535 позволяет Encore набирать высоту быстрее и летать выше.
Военное использование
[ редактировать ]UC-35A — это обозначение армии США , а UC-35C — это обозначение Корпуса морской пехоты США для Citation Ultra, который заменил старые версии C-12 Huron . [ 12 ] Корпус морской пехоты использовал самолет для срочной доставки личного состава и грузов. Оба самолета UC-35C были выведены из эксплуатации в мае 2021 года и помещены на хранение. [ 13 ]
Еще одна версия модели 560 — ОТ-47Б. [ № 1 ] Трекер, пять из которых были закуплены Министерством обороны для использования в разведывательных операциях по пресечению наркотиков, базируются на базе ВВС Максвелл . [ 14 ] В ОТ-47Б используется радар управления огнем AN/APG-66 и система визуализации WF-360TL. [ 15 ] OT-47B были переданы в аренду Аэрокосмическим силам Колумбии. [ 16 ] и ВМС Перу . [ 17 ]
UC-35B — это армейское обозначение, а UC-35D — обозначение Citation Encore Корпуса морской пехоты. [ 18 ] [ 19 ] Последний вариант UC-35D был поставлен Корпусу морской пехоты в мае 2006 года. [ 20 ] Корпус морской пехоты планирует заменить свои 10 самолетов UC-35D на новые самолеты UC-12W Huron к 2030 году и начал поэтапный вывод из эксплуатации UC-35D в 2021 году. [ 21 ]
Варианты
[ редактировать ]- Модель 560 Цитата V
- Разработка Citation S / II, сертифицированная 9 декабря 1988 г., с двигателями JT15D-5A мощностью 2900 фунтов силы (12,9 кН), максимальной взлетной массой 15 900 фунтов (7,21 т) , полезным топливом 861 галлон США (3260 л) и EFIS. только со стороны капитана. [ 2 ] [ 7 ] [ 22 ] [ 23 ]
- Модель 560 Цитирование Ультра
- Усовершенствованный Citation V с двигателями JT15D-5D мощностью 3045 фунтов силы (13,54 кН), взлетной массой 16300 фунтов (7,39 т) и полными приборами EFIS. [ 8 ] [ 22 ] [ 23 ]
- Модель 560 Citation Encore
- Улучшенный Citation Ultra, сертифицированный 26 апреля 2000 г., с двигателями PW535A мощностью 3400 фунтов силы (15,1 кН), взлетной массой 16 630 фунтов (7,54 т), полезным топливом 806 галлонов США (3050 л), [ 22 ] и улучшенное шасси с продольными рычагами. [ 23 ]
- Модель 560 Citation Encore+
- Улучшенный Encore, сертифицированный 14 декабря 2006 г., с двигателями PW535B, [ 22 ] включает FADEC и модернизированную авионику. [ 23 ]
- UC-35А
- армии и ВВС США . Транспортная версия V Ultra для
- UC-35B
- Транспортная версия Encore для армии США.
- UC-35C
- Транспортная версия V Ultra для Корпуса морской пехоты США. [ 19 ] Два самолета. [ 24 ]
- UC-35D
- Транспортная версия Encore для Корпуса морской пехоты США. [ 19 ] Одиннадцать самолетов. [ 24 ]
- OT-47B Tracker
- Пять V Ultras, закупленные Министерством обороны США в 1995 году для разведки по пресечению наркотиков, оснащены радаром AN/APG-66 и тепловизионными системами WF-360TL. [ 25 ] [ 15 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Самолет эксплуатируется частными лицами, компаниями, фракциями, чартерными операторами и компаниями по управлению воздушными судами.
Военные операторы
[ редактировать ]- Колумбия
- Пакистан
- Pakistan Army — 1 × Citation V
- Соединенные Штаты
- Перу
- Испания
- Испанские воздушно-космические силы 3 для аэрофотосъемки. Базируется на авиабазе Хетафе.
Технические характеристики (Cessna Citation Ultra)
[ редактировать ]Данные деловой и коммерческой авиации, [ 29 ] Мировой справочник самолетов и систем Брасси, 1999–2000 гг. [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1-2
- Вместимость: 7–11 пассажиров
- Длина: 48 футов 11 дюймов (14,9 м)
- Размах крыльев: 52 фута 2 дюйма (15,9 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,6 м)
- Площадь крыла: 342 кв. футов (31,8 м 2 )
- Вес пустого: 9925 фунтов (4502 кг)
- Максимальный взлетный вес: 16 300 фунтов (7394 кг)
- Запас топлива: 5771 фунт (2618 кг)
- Макс. Полезная нагрузка: 2275 фунтов (1032 кг)
- Длина кабины: 17,4 футов (5,3 м)
- Высота кабины × ширина: 4,8 × 4,9 футов (1,5 × 1,5 м)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada JT15D -5D турбовентиляторных двигателя с тягой 3045 фунтов силы (13,54 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 0,755 Маха.
- Крейсерская скорость: 420–430 узлов (480–490 миль в час, 780–800 км/ч)
- Дальность: 1960 миль (2260 миль, 3630 км), два пилота и шесть пассажиров, без ветра. [ 31 ]
- Практический потолок: 45 000 футов (13 716 м)
- Скорость набора высоты: 4230 футов/мин (21,5 м/с).
- Расход топлива: 2,4 фунта/милю (0,67 кг/км) на эшелоне FL410, 433 узла (802 км/ч)
- Давление в кабине: 8,9 фунтов на квадратный дюйм (0,61 бар)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обозначение Т-47А ранее использовалось ВМС США для учебно-тренировочной версии Citation S/II для радиолокационных систем .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Технический обзор серии 500» . Текстрон Авиация . 28 апреля 2015. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Шуровый 1999 , с. 34–35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фред Джордж (17 декабря 2018 г.). «The Ultimate Narrowbody Citation 560: Encore+» . Деловая и коммерческая авиация .
- ^ Jump up to: а б с Сигари, Сайрус (1 декабря 2017 г.). «Лучшая покупка — подержанные самолеты, внешне похожие на новые» . aopa.com . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Сзуровый 1999 , стр. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Шуровый 1999 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Cessna 560 Citation V, Ultra и Encore от Airliners.net
- ^ Jump up to: а б Шуровый 1999 , с. 36–37.
- ^ «Лучшее полётов 1994 года» . Летающий . Гринвич, Коннектикут: Hachette Filipacchi Media, США , февраль 1995 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Марк Хубер (декабрь 2018 г.). «Для многих моделей рынок достигает апогея» (PDF) . Международные авиационные новости . стр. 20–21, 24. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2018 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ «Спецификации Citation Encore» . Цессна. Архивировано из оригинала 12 апреля 2008 г.
- ^ Информация о UC-35A с сайта GlobalSecurity.org.
- ^ Берджесс, Ричард Р. (29 июня 2021 г.). «Корпус морской пехоты выводит из эксплуатации самолеты оперативной поддержки UC-35C» . seapowermagazine.org . Морская мощь . Проверено 3 сентября 2024 г.
- ^ Джексон, Пол, Jane's All the World's Aircraft 1996–97 , Jane's Information Group, 1996.
- ^ Jump up to: а б «Сессна на ходу» . Flightglobal.com . 5 июля 1995 года . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Изображение самолета Cessna OT-47B Citation Ultra (560) Получено 21 августа 2011 г.
- ^ «Карты возрождения военной авиации Перу», Flight International, 21–27 октября 2003 г., стр.17
- ^ Информация о UC-35B с сайта GlobalSecurity.org.
- ^ Jump up to: а б с « NAVAIR наблюдает за последней доставкой Cessna Citation Encore Корпуса морской пехоты» 24 мая 2006 г.» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Кун, Роб (24 мая 2006 г.). «Последняя доставка Cessna Citation Encore Корпуса морской пехоты» . navair.navy.mil . Командование авиационных систем ВМФ . Проверено 3 сентября 2024 г.
- ^ «План морской авиации на 2022 год» (PDF) . Aviation.marines.mil . Авиация Корпуса морской пехоты США. п. 137 . Проверено 3 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата № A22CE» (PDF) . ФАУ. 20 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Информация Citation V, Ultra и Encore от Aviation Safety Network
- ^ Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 61. ИСБН 1-875671-55-2 .
- ^ Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 48.
- ^ Jump up to: а б Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 63.
- ^ Новый самолет для перуанской армии.
- ^ Фред Джордж (январь 1997 г.). «Цитирование Ультра». Деловая и коммерческая авиация .
- ^ Тейлор 1999, стр. 506.
- ^ Марк Хубер (август 2007 г.). «Citation V/Ultra, возможно, является лучшим примером отточенной способности Cessna постоянно совершенствовать проверенную временем модель» . БЮТ онлайн .
Библиография
[ редактировать ]- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Vol. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64. ISSN 0015-3710.
- Ламберт, Марк. (редактор) Jane's All the World's Aircraft, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
- Сзуровый, Геза (1999). Cessna Citation Jets . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. ISBN 0-7603-0785-7 . .
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (редактор) «Всемирный справочник самолетов и систем Брасси», 1999/2000 гг . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница семейства Cessna Citation
- «Успех растянулся» . Рейс Интернешнл . 24 июня 1989 года. Гарри Хопкинс исследует летные качества последнего пополнения линейки бизнес-джетов Cessna — Citation V, который удлинен, быстрее и имеет большую дальность полета.