Кернуннос

В древней кельтской и галло-римской религии Кернуннос или Карнонос — бог, изображаемый с рогами, сидящий, скрестив ноги, и ассоциирующийся с оленями , рогатыми змеями , собаками и быками . Обычно его изображают держащим или носящим гривну , а иногда и с мешком монет (или зерна) и рогом изобилия . [ 1 ] Считается, что изначально он был протокельтским богом . Есть более пятидесяти изображений и надписей, относящихся к нему, главным образом в северо-восточном регионе Галлии .
Имя и этимология
[ редактировать ]Галльская форма имени Цернуннос — Карнонос , от основы karnon , что означает «рог» или «рога», с суффиксом - но, характерным для теонимов. Карнон родственен латинскому cornu и германскому * hurnaz , в конечном итоге от протоиндоевропейского *k̑r̥no- [ 2 ] [ 3 ]
Этимон карн — «рог» появляется как в галльской , так и в галатской ветвях континентального кельтского языка . Исихий Александрийский толкует галатское слово «карнон» (κάρνον) как «галльскую трубу», то есть кельтский военный рог, указанный как карникс (κάρνυξ) Евстафием Фессалоникским , который отмечает колокол инструмента в форме животного. [ 4 ] Корень также появляется в названиях кельтских государств , наиболее известным из которых является Carnutes , что означает что-то вроде «Рогатых». [ 5 ] и в нескольких личных именах, встречающихся в надписях. [ 6 ]
Майер (2010) утверждает, что этимология Кернунноса неясна, но, похоже, она уходит корнями в кельтское слово, означающее «рог» или «рога» (как в Карноносе ). [ 7 ]
Некоторые кельтики считают, что «Цернуннос» - это неясный эпитет более известного галльского божества; возможно, бог, описанный в интерпретации Romana как Меркурий или Dis Pater , [ 8 ] Считается, что они разделяют психопомп или хтонические ассоциации Кернунноса. Имя появилось вместе с изображением только один раз, когда оно было начертано на Nautae Parisiaci (моряки паризий , которые были племенем галлов ). [ 9 ] В противном случае варианты имени Кернуннос также были найдены в кельтской надписи, написанной греческими буквами в Монтаньяке , Эро (как καρνονου, karnonou , в дательном падеже ). [ 10 ] « рогатый » . Также встречается галло-латинское прилагательное carnuātus, [ 11 ]
Эпиграфические свидетельства
[ редактировать ]Из-за отсутствия сохранившейся галльской литературы, посвященной мифологии о Кернунносе, историям с различными возможными эпитетами, которые он мог иметь, или информации о религиозных практиках и последователях, его общее значение в галльских религиозных традициях неизвестно. Интерпретации его роли в галльской культуре варьируются от бога животных, природы, плодородия и процветания до символа власти, силы, непоколебимой выносливости и мужественности; его также изображали как бога путешествий, торговли и двунаправленного движения; или связан с перекрестком, подземным миром и реинкарнацией, символизируя цикл жизни и смерти. [ 12 ] Единственное сохранившееся свидетельство — это надписи, найденные на различных артефактах.
Памятник Науте Паризиачи, вероятно, был построен галльскими моряками в 14 году нашей эры. [ 13 ] в фундаменте собора Нотр-Дам де Пари , на месте древней Лютеции , столицы Он был обнаружен кельтских в 1710 году Паризий . Сейчас он выставлен в Национальном музее эпохи муайен в Париже . [ 14 ] Отличительная каменная колонна является важным памятником галло-римской религии . Его барельефы изображают и маркируют по именам несколько римских божеств , таких как Юпитер , Вулкан , Кастор и Поллукс , а также галльских божеств, таких как Эсус , Смертриос и Тарвос Тригаран . Имя Кернуннос можно ясно прочитать на рисунках надписей XVIII века, но с тех пор начальная буква была скрыта, так что сегодня только чтение « [_]ернуннос» . можно проверить [ 15 ]
Дополнительное свидетельство дает одна надпись на металлической пластинке из Штайнзеля-Релента в Люксембурге , на территории кельтских Тревери . Эта надпись [ 16 ] читайте Део Керунинко , «Богу Керунинкосу», который считается тем же самым божеством. [ нужна ссылка ] Галльская надпись из Монтаньяка [ 17 ] читает Аллетинос [посвятил это] Карнону из Алисонтеи ), причем последнее слово, возможно, является топонимом, основанным на Алисия , « дерево служения » или «скала» (ср. Алезия , галльская Алисия ). [ 18 ]
Иконография
[ редактировать ]
На Столпе Лодочников мы находим изображение с оленьими рогами, на обоих свисают гривны с надписью «[C]ernunnos» на них. Нижняя часть рельефа утрачена, но размеры позволяют предположить, что бог сидел, скрестив ноги, в изображении, традиционно называемом « буддийской позой». [ 19 ] обеспечивая прямую параллель с рогатой фигурой на котле Гундеструпа . [ 20 ]
Иконография, связанная с Цернунносом, часто изображается с оленем и змеей с бараньими рогами . Реже встречаются быки (в Реймсе ), собаки и крысы . [ 21 ] Из-за его изображения на Котле Гундеструпа некоторые ученые описывают Цернунноса как Повелителя животных или Повелителя дикой природы, а Миранда Грин описывает его как «мирного бога природы и плодородия». [ 22 ] который, кажется, сидит в манере, напоминающей традиционных шаманов, которых часто изображали в окружении животных. [ 23 ] Другие ученые, такие как Цейсивр Серит, описывают Кернунноса как бога двунаправленности и посредника между противоположностями, видя животную символику в произведениях искусства, отражающих эту идею. [ 24 ]
« Pilier des nautes» связывает его с моряками и торговлей, предполагая, что он также был связан с материальным богатством, как и мешочек для монет из Кернунноса из Реймса (Марна, Шампань, Франция) — в древности Дурокорторума, Реми столицы civitas . племя — и олень, извергающий монеты из Нидеркорна-Турбельслаха (Люксембург) в землях Тревери . Бог, возможно, символизировал плодородие леса, населенного оленями .
Другие примеры изображений Кернунноса включают петроглиф в Валь-Камонике в Цизальпийской Галлии . [ 9 ] [ 25 ] Человеческая фигура с рогами датируется VII веком до нашей эры или даже IV веком. [ 25 ] Две богини с рогами появляются в Безансоне и Клермон-Ферране , Франция. Бог с рогами появляется на рельефе в Сайренчестере , Британия, датированном римскими временами, и изображен на монете из Питерсфилда , Хэмпшир. [ 9 ] На рельефе из Вандевра изображен рогатый ребенок в окружении змей, держащий в руках кошелек и гривну. [ 26 ] Самое известное изображение появляется на котле Гундеструпа, найденном в Ютландии , датируемом I веком до н.э., который, как полагают, изображает кельтские предметы, хотя обычно считается фракийским мастерством.
Среди кельтиберов к рогатым или рогатым фигурам типа Цернунноса относятся « Янусоподобный » бог из Канделарио ( Саламанка ) с двумя лицами и двумя маленькими рогами; рогатый бог с холмов Риотинто ( Уэльва ); и возможное изображение божества Вестия Алониека возле его алтарей в Лоурисане ( Понтеведра ). Считается, что рога олицетворяют «агрессивную силу, генетическую силу и плодовитость». [ 27 ]
Божественные изображения типа Кернунна являются исключением из часто высказываемого мнения о том, что кельты начали изображать своих богов в человеческом обличье только после римского завоевания Галлии . [ 28 ] Кельтский «рогатый бог», хотя и хорошо засвидетельствован в иконографии, не может быть идентифицирован в описании кельтской религии в римской этнографии и, похоже, не получил никакой интерпретации romana , возможно, из-за того, что он слишком своеобразен, чтобы его можно было перевести в римский пантеон. [ 29 ] Хотя Кернуннос никогда не был ассимилирован, ученые иногда сравнивали его функционально с греческими и римскими божественными фигурами, такими как Меркурий , [ 30 ] Актеон , специализированные формы Юпитера , и Дис Патер , последний из которых, по словам Юлия Цезаря, считался галлами своим предком. [ 31 ]

Изображение Кернунноса сохранилось в Штутгартской Псалтири , христианской рукописи 9-го века. Бог узнаваемо изображен со скрещенными ногами, рогами и змеей с головой барана. Он сидит в аркадной нише ада в сцене «Сошествие в Лимбо» . Это более позднее изображение представляет собой изображение Кернунноса как повелителя подземного мира, прочно укоренившегося в погребальной сфере. [ 15 ]
Возможные рефлексы в Insular Celtic
[ редактировать ]Были попытки найти корень ЦЕРН в имени Коналла Сернаха , приемного брата ирландского героя Кухулина. [ 32 ] в Ольстерском цикле . В этой линии интерпретации Кернах принимается как эпитет с широким смысловым полем — «угловатый; победоносный; выдающийся», хотя свидетельств родства фигур Коналла и Кернунноса мало. [ 33 ]
Краткий отрывок с участием Коналла в рассказе восьмого века под названием Táin Bó Fraích («Набег скота на Фраех») был воспринят как свидетельство того, что Коналл обладал качествами «повелителя зверей». [ 8 ] В этом отрывке Коналл Сернах изображен героем и могучим воином, который помогает главному герою Фраеху спасти его жену и сына и вернуть свой скот. Форт, в который должен проникнуть Коналл, охраняет могучий змей. Предполагаемый анти-кульминацией этой истории является то, что грозный змей вместо того, чтобы напасть на Коналла, бросается к его талии и опоясывает его, как пояс. Вместо того, чтобы убить змея, Коналл позволяет ему жить, а затем атакует форт и грабит его великие сокровища, которые ранее защищал змей.
Фигура Коналла Сернака не связана с животными или лесным хозяйством где-либо еще; а эпитет «Цернах» исторически объяснялся как описание непроницаемой «рогообразной» кожи Коналла, которая защищала его от травм.
На северном кресте монастыря Клонмакнойз изображен Кернуннос у основания сооружения, сидящий в традиционной позе со скрещенными ногами. Северный крест, самый старый из крестов монастыря, отображает на своих рельефах несколько дохристианских изображений.
Возможная связь с Сен-Кьяраном
[ редактировать ]

Некоторые считают, что качества Кернунноса включены в жизнь святого Киарана Сайгирского , одного из Двенадцати апостолов Ирландии . Когда он строил свою первую крохотную келью, как гласит его агиография , его первым учеником и монахом был вепрь, которого Бог сделал мягким. За ним следовали лиса, барсук, волк и олень. [ 35 ]
Неоязычество и Викка
[ редактировать ]В неоязычестве , особенно в викканской традиции, Рогатый Бог — это божество, которое считается равным Великой Богине и объединяет различных рогатых или рогатых богов из разных культур. Имя Кернуннос стало ассоциироваться с викканским Рогатым Богом благодаря трудам Маргарет Мюррей , египтолога и фольклориста начала 20-го века. Мюррей, опираясь на свою гипотезу о культе ведьм , полагала, что различные рогатые божества, найденные в Европе, были выражениями «проторогатого бога», и в 1931 году опубликовала свою теорию в книге « Бог ведьм» . В то время ее работа считалась весьма противоречивой, но была принята Джеральдом Гарднером в его развитии религиозного движения Викка. [ 36 ]
В викканской традиции Рогатый бог отражает времена года в годовом цикле жизни, смерти и возрождения, а его образы представляют собой смесь галльского бога Кернунноса, греческого бога Пана , мотива Зеленого человека и различных других рогатых мотивов. образы духа. [ 37 ] [ 38 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Антагонист видеоигры Perennial - лесной монстр с рогами, основанный на Цернунносе, который превращает посетителей парка в деревья. [ 39 ]
- Кернунноса можно увидеть танцующим в финальных титрах 2-го эпизода 2-го сезона сериала Натана Хеда «Явления». [ 40 ] здесь его играет Бенджамин Рейли. [ 41 ]
- В Фонде SCP объекты класса Цернуннос — это объекты, которые «могут быть функционально изолированы, но Фонд не может добиться этого по логистическим и/или этическим причинам». [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Танец с рожком Эбботса Бромли
- Кельтский политеизм
- Кельтское реконструктивистское язычество
- Зеленый Человек
- Херн Охотник
- Рогатый Бог
- Найгамеша
Примечания
[ редактировать ]- ^ Грин, Миранда, Кельтское искусство, Чтение сообщений , с. 147, 1996, Художественная библиотека обывателя, ISBN 0-297-83365-0
- ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому [ Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому ] (на французском языке). Париж , Франция : Издания Errance . п. 106. ИСБН 978-2-877-72237-7 .
- ^ Покорный (1959) «k̑er-, k̑erə-; k̑rā-, k̑erei-, k̑ereu» [1] Архивировано 7 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Деламар; Греческий текст и английский перевод отрывка из гомеровских комментариев Евстафия , данный Эдвардом Уиганом, «Отчет о коллекции римских золотых монет», Нумизматическая хроника 5 (1865), стр. 11 онлайн. Архивировано 19 июля 2023 г. в Wayback Machine.
- ^ Также Карни и Карнонаки .
- ^ Такие как Карнар , Карнатус , Карнеол , Карниус и Карник . Алтай Джошкун и Юрген Зейдлер, « Сопроводительные имена» и номенклатура в позднеримской Галлии: свидетельства бордолезского поэта Аузониуса» (2003), стр. 33.
- ^ Бернард Майер, Словарь кельтской религии и культуры. Архивировано 19 июля 2023 г. в Wayback Machine (Альфред Крёнер, 1994; Бойделл, 2000), стр. 69.
- ^ Jump up to: а б Энн Росс. (1967, 1996). Языческая кельтская Британия: исследования иконографии и традиций . Издательство Академии Чикаго.
- ^ Jump up to: а б с Бревиари, А. (2005). «Кельтизм» . В Коке, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 396. ИСБН 978-1851094400 . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка (Éditions Errance, 2003), стр. 106–107.
- ^ Эквивалент латинского cornutus , «рогатый»; Деламар, цитируя Дж. Вендриса, Revue Celtique 42 (1925) 221–222.
- ^ Грин, Миранда (1992). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж. стр. 227–8. https://ceisiwrserith.com/therest/Cernunnos/cernunnospaper.htm. Архивировано 21 августа 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ На основании надписи ( CIL XIII. 03026), о воцарении императора Тиберия .
- ^ А. Кингсли Портер, «Скульптура в Тандраджи», журнал Burlington Magazine 65 (1934), стр. 227, что указывает на относительное созревание рогов.
- ^ Jump up to: а б Филлис Фрэй Бобер, Кернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества , Американский журнал археологии, Vol. 55, № 1 (январь 1951 г.), стр. 13-51. https://www.jstor.org/stable/501179. Архивировано 7 февраля 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ AE 1987, 0772 = AE 1989, 00542.
- ^ УСТАНОВКА 1, номер G-224.
- ^ Деламарр, Словарь, стр. 38–39. См. также Пьер-Ив Ламбер, La langue gauloise (Éditions Errance, 2003), стр. 53 и 58.
- ^ Бласкес Мартинес, JM (1957). Неизвестная копия Кернунно из Валь Камоники: Кернунно из Нумансии . Журнал лигурийских исследований, 23, том. 3-4, 1957, стр. 294-298.
- ^ Грин, Миранда (3 октября 2003 г.). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Рутледж. ISBN 9781134893942 .
- ^ Грин, Миранда (30 сентября 2011 г.). Боги кельтов . Историческая пресса. ISBN 9780752468112 .
- ^ Грин, Миранда (1992) Животные в кельтской жизни и мифах , с. 228.
- ^ Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (2010). Друиды Цезаря: история древнего жречества . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 86. ИСБН 9780300165883 . OCLC 808346501 .
- ^ Фикетт-Уилбар, Дэвид (2003). «Цернуннос: взгляд по-другому». Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума . 23 : 80–111. ISSN 1545-0155 . JSTOR 25660728 .
- ^ Jump up to: а б Вебстер, «Креолизация римских провинций», с. 221, особенно примечание 103.
- ^ Энн Росс, «Цепной символизм в языческой кельтской религии», Speculum 34 (1959), стр. 42.
- ^ Франсиско Марко Симон, «Религия и религиозные практики древних кельтов Пиренейского полуострова», e-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований 6 (2005), стр. 310.
- ^ Вебстер, «Креолизация римских провинций», с. 221.
- ^ Джейн Вебстер, «Креолизация римских провинций», Американский журнал археологии 105 (2001), стр. 222; Отличительная черта Кернунноса также содержится в Уильяме Ван Андринге, «Религии и интеграция городов в Империи во втором веке нашей эры: создание общего религиозного языка», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 87– 88.
- ^ Дэвид М. Робинсон и Элизабет Пирс Белген, «Археологические заметки и обсуждения», Американский журнал археологии 41 (1937), стр. 132.
- ^ Филлис Фрэй Бобер, «Цернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества», Американский журнал археологии 55 (1951), стр. 15 и далее.
- ^ Портер, Скульптура в Тандраги , с. 227.
- ^ Джон Кох. (2006) Кернуннос [в] Кельтская культура: Историческая энциклопедия , стр. 396. АВС-Клио.
- ^ Умберто Сансони-Сильвана Гавальдо, Наскальные рисунки Пья д'Ор: история доисторического альпийского святилища , с. 156; «Аузилио Приули, Пьянконьо на «Итинере» » (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 6 мая 2006 года . Проверено 2 апреля 2009 г. .
- ^ Мак Кана, Проинсиас (1973) [1970]. Кельтская мифология . Лондон: The Hamlyn Publishing Group Limited. стр. 47–8 . ISBN 0-600-00647-6 .
- ^ «Вынужденные оказаться на периферии: гипотеза ведьмовского культа Маргарет Мюррей» . 21 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ↑ Фаррар, Стюарт и Джанет, Восемь шабашов ведьм.
- ↑ Возрождение колдовства , Дорин Валиенте, стр. 52-53.
- ^ «Perennial — бесплатная небольшая игра ужасов, в которую стоит сыграть» . Ежедневный SPUF. 7 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2023 года . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Явления» . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ «Давайте все будем феями (2022)» . IMDB .
- ^ «Полный список эзотерических классов» . Архивировано из оригинала 13 октября 2023 года . Проверено 15 октября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), том 13, номер 03026
- Дельмар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. ISBN 2-87772-237-6 .
- Лежен, Мишель (1995). Сборник галльских надписей (РИГ) том 1, галло-греческие тексты . Париж: Editions du CNRS.
- Нуссбаум, Алан Дж. (1986). Голова и Рог в индоевропейском языке . Берлин, Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-010449-0 .
- Поркорный, Юлиус (1959). Индоевропейский этимологический словарь . Берлин: Франке Верлаг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Является ли котел Гундеструпа подлинным кельтским артефактом?» : Возможно, древнее изображение Рогатого Бога.