Jump to content

Кернуннос

(Перенаправлено с Чернуноса )

типа Цернунноса Рогатая фигура или рогатый бог на котле Гундеструпа на выставке в Национальном музее Дании в Копенгагене.

В древней кельтской и галло-римской религии Кернуннос или Карнонос бог, изображаемый с рогами, сидящий, скрестив ноги, и ассоциирующийся с оленями , рогатыми змеями , собаками и быками . Обычно его изображают держащим или носящим гривну , а иногда и с мешком монет (или зерна) и рогом изобилия . [ 1 ] Считается, что изначально он был протокельтским богом . Есть более пятидесяти изображений и надписей, относящихся к нему, главным образом в северо-восточном регионе Галлии .

Имя и этимология

[ редактировать ]

Галльская форма имени Цернуннос — Карнонос , от основы karnon , что означает «рог» или «рога», с суффиксом - но, характерным для теонимов. Карнон родственен латинскому cornu и германскому * hurnaz , в конечном итоге от протоиндоевропейского *k̑r̥no- [ 2 ] [ 3 ]

Этимон карн — «рог» появляется как в галльской , так и в галатской ветвях континентального кельтского языка . Исихий Александрийский толкует галатское слово «карнон» (κάρνον) как «галльскую трубу», то есть кельтский военный рог, указанный как карникс (κάρνυξ) Евстафием Фессалоникским , который отмечает колокол инструмента в форме животного. [ 4 ] Корень также появляется в названиях кельтских государств , наиболее известным из которых является Carnutes , что означает что-то вроде «Рогатых». [ 5 ] и в нескольких личных именах, встречающихся в надписях. [ 6 ]

Майер (2010) утверждает, что этимология Кернунноса неясна, но, похоже, она уходит корнями в кельтское слово, означающее «рог» или «рога» (как в Карноносе ). [ 7 ]

Некоторые кельтики считают, что «Цернуннос» - это неясный эпитет более известного галльского божества; возможно, бог, описанный в интерпретации Romana как Меркурий или Dis Pater , [ 8 ] Считается, что они разделяют психопомп или хтонические ассоциации Кернунноса. Имя появилось вместе с изображением только один раз, когда оно было начертано на Nautae Parisiaci (моряки паризий , которые были племенем галлов ). [ 9 ] В противном случае варианты имени Кернуннос также были найдены в кельтской надписи, написанной греческими буквами в Монтаньяке , Эро (как καρνονου, karnonou , в дательном падеже ). [ 10 ] « рогатый » . Также встречается галло-латинское прилагательное carnuātus, [ 11 ]

Эпиграфические свидетельства

[ редактировать ]

Из-за отсутствия сохранившейся галльской литературы, посвященной мифологии о Кернунносе, историям с различными возможными эпитетами, которые он мог иметь, или информации о религиозных практиках и последователях, его общее значение в галльских религиозных традициях неизвестно. Интерпретации его роли в галльской культуре варьируются от бога животных, природы, плодородия и процветания до символа власти, силы, непоколебимой выносливости и мужественности; его также изображали как бога путешествий, торговли и двунаправленного движения; или связан с перекрестком, подземным миром и реинкарнацией, символизируя цикл жизни и смерти. [ 12 ] Единственное сохранившееся свидетельство — это надписи, найденные на различных артефактах.

Памятник Науте Паризиачи, вероятно, был построен галльскими моряками в 14 году нашей эры. [ 13 ] в фундаменте собора Нотр-Дам де Пари , на месте древней Лютеции , столицы Он был обнаружен кельтских в 1710 году Паризий . Сейчас он выставлен в Национальном музее эпохи муайен в Париже . [ 14 ] Отличительная каменная колонна является важным памятником галло-римской религии . Его барельефы изображают и маркируют по именам несколько римских божеств , таких как Юпитер , Вулкан , Кастор и Поллукс , а также галльских божеств, таких как Эсус , Смертриос и Тарвос Тригаран . Имя Кернуннос можно ясно прочитать на рисунках надписей XVIII века, но с тех пор начальная буква была скрыта, так что сегодня только чтение « [_]ернуннос» . можно проверить [ 15 ]

Дополнительное свидетельство дает одна надпись на металлической пластинке из Штайнзеля-Релента в Люксембурге , на территории кельтских Тревери . Эта надпись [ 16 ] читайте Део Керунинко , «Богу Керунинкосу», который считается тем же самым божеством. [ нужна ссылка ] Галльская надпись из Монтаньяка [ 17 ] читает Аллетинос [посвятил это] Карнону из Алисонтеи ), причем последнее слово, возможно, является топонимом, основанным на Алисия , « дерево служения » или «скала» (ср. Алезия , галльская Алисия ). [ 18 ]

Иконография

[ редактировать ]
Кернуннос на Столпе гребцов из Национального музея Средневековья в Париже , Франция .

На Столпе Лодочников мы находим изображение с оленьими рогами, на обоих свисают гривны с надписью «[C]ernunnos» на них. Нижняя часть рельефа утрачена, но размеры позволяют предположить, что бог сидел, скрестив ноги, в изображении, традиционно называемом « буддийской позой». [ 19 ] обеспечивая прямую параллель с рогатой фигурой на котле Гундеструпа . [ 20 ]

Иконография, связанная с Цернунносом, часто изображается с оленем и змеей с бараньими рогами . Реже встречаются быки Реймсе ), собаки и крысы . [ 21 ] Из-за его изображения на Котле Гундеструпа некоторые ученые описывают Цернунноса как Повелителя животных или Повелителя дикой природы, а Миранда Грин описывает его как «мирного бога природы и плодородия». [ 22 ] который, кажется, сидит в манере, напоминающей традиционных шаманов, которых часто изображали в окружении животных. [ 23 ] Другие ученые, такие как Цейсивр Серит, описывают Кернунноса как бога двунаправленности и посредника между противоположностями, видя животную символику в произведениях искусства, отражающих эту идею. [ 24 ]

« Pilier des nautes» связывает его с моряками и торговлей, предполагая, что он также был связан с материальным богатством, как и мешочек для монет из Кернунноса из Реймса (Марна, Шампань, Франция) — в древности Дурокорторума, Реми столицы civitas . племя — и олень, извергающий монеты из Нидеркорна-Турбельслаха (Люксембург) в землях Тревери . Бог, возможно, символизировал плодородие леса, населенного оленями .

Другие примеры изображений Кернунноса включают петроглиф в Валь-Камонике в Цизальпийской Галлии . [ 9 ] [ 25 ] Человеческая фигура с рогами датируется VII веком до нашей эры или даже IV веком. [ 25 ] Две богини с рогами появляются в Безансоне и Клермон-Ферране , Франция. Бог с рогами появляется на рельефе в Сайренчестере , Британия, датированном римскими временами, и изображен на монете из Питерсфилда , Хэмпшир. [ 9 ] На рельефе из Вандевра изображен рогатый ребенок в окружении змей, держащий в руках кошелек и гривну. [ 26 ] Самое известное изображение появляется на котле Гундеструпа, найденном в Ютландии , датируемом I веком до н.э., который, как полагают, изображает кельтские предметы, хотя обычно считается фракийским мастерством.

Среди кельтиберов к рогатым или рогатым фигурам типа Цернунноса относятся « Янусоподобный » бог из Канделарио ( Саламанка ) с двумя лицами и двумя маленькими рогами; рогатый бог с холмов Риотинто ( Уэльва ); и возможное изображение божества Вестия Алониека возле его алтарей в Лоурисане ( Понтеведра ). Считается, что рога олицетворяют «агрессивную силу, генетическую силу и плодовитость». [ 27 ]

Божественные изображения типа Кернунна являются исключением из часто высказываемого мнения о том, что кельты начали изображать своих богов в человеческом обличье только после римского завоевания Галлии . [ 28 ] Кельтский «рогатый бог», хотя и хорошо засвидетельствован в иконографии, не может быть идентифицирован в описании кельтской религии в римской этнографии и, похоже, не получил никакой интерпретации romana , возможно, из-за того, что он слишком своеобразен, чтобы его можно было перевести в римский пантеон. [ 29 ] Хотя Кернуннос никогда не был ассимилирован, ученые иногда сравнивали его функционально с греческими и римскими божественными фигурами, такими как Меркурий , [ 30 ] Актеон , специализированные формы Юпитера , и Дис Патер , последний из которых, по словам Юлия Цезаря, считался галлами своим предком. [ 31 ]

Средневековая иллюстрация, изображающая сошествие Иисуса в подвешенное состояние. Иисус протягивает руку к трем фигурам, выходящим из порога неопределенности. За порогом восседает кельтское божество Кернуннос.
Изображение Цернунноса в Штутгартской Псалтири.

Изображение Кернунноса сохранилось в Штутгартской Псалтири , христианской рукописи 9-го века. Бог узнаваемо изображен со скрещенными ногами, рогами и змеей с головой барана. Он сидит в аркадной нише ада в сцене «Сошествие в Лимбо» . Это более позднее изображение представляет собой изображение Кернунноса как повелителя подземного мира, прочно укоренившегося в погребальной сфере. [ 15 ]

Возможные рефлексы в Insular Celtic

[ редактировать ]

Были попытки найти корень ЦЕРН в имени Коналла Сернаха , приемного брата ирландского героя Кухулина. [ 32 ] в Ольстерском цикле . В этой линии интерпретации Кернах принимается как эпитет с широким смысловым полем — «угловатый; победоносный; выдающийся», хотя свидетельств родства фигур Коналла и Кернунноса мало. [ 33 ]

Краткий отрывок с участием Коналла в рассказе восьмого века под названием Táin Bó Fraích («Набег скота на Фраех») был воспринят как свидетельство того, что Коналл обладал качествами «повелителя зверей». [ 8 ] В этом отрывке Коналл Сернах изображен героем и могучим воином, который помогает главному герою Фраеху спасти его жену и сына и вернуть свой скот. Форт, в который должен проникнуть Коналл, охраняет могучий змей. Предполагаемый анти-кульминацией этой истории является то, что грозный змей вместо того, чтобы напасть на Коналла, бросается к его талии и опоясывает его, как пояс. Вместо того, чтобы убить змея, Коналл позволяет ему жить, а затем атакует форт и грабит его великие сокровища, которые ранее защищал змей.

Фигура Коналла Сернака не связана с животными или лесным хозяйством где-либо еще; а эпитет «Цернах» исторически объяснялся как описание непроницаемой «рогообразной» кожи Коналла, которая защищала его от травм.

На северном кресте монастыря Клонмакнойз изображен Кернуннос у основания сооружения, сидящий в традиционной позе со скрещенными ногами. Северный крест, самый старый из крестов монастыря, отображает на своих рельефах несколько дохристианских изображений.

Возможная связь с Сен-Кьяраном

[ редактировать ]
Бог Этан-сюр-Арру , возможное изображение Кернунноса. Он носит гривну на шее и на груди. Две змеи с бараньими головами окружают его по пояс. Две полости на макушке его головы, вероятно, предназначены для размещения оленьих рогов. Два маленьких человеческих лица на затылке указывают на то, что он трицефал . Musée d'Archéologie Nationale (Национальный археологический музей) во Франции .
Наскальная резьба рогатой фигуры в Национальном парке Накуане , Италия . [ 34 ]

Некоторые считают, что качества Кернунноса включены в жизнь святого Киарана Сайгирского , одного из Двенадцати апостолов Ирландии . Когда он строил свою первую крохотную келью, как гласит его агиография , его первым учеником и монахом был вепрь, которого Бог сделал мягким. За ним следовали лиса, барсук, волк и олень. [ 35 ]

Неоязычество и Викка

[ редактировать ]

В неоязычестве , особенно в викканской традиции, Рогатый Бог — это божество, которое считается равным Великой Богине и объединяет различных рогатых или рогатых богов из разных культур. Имя Кернуннос стало ассоциироваться с викканским Рогатым Богом благодаря трудам Маргарет Мюррей , египтолога и фольклориста начала 20-го века. Мюррей, опираясь на свою гипотезу о культе ведьм , полагала, что различные рогатые божества, найденные в Европе, были выражениями «проторогатого бога», и в 1931 году опубликовала свою теорию в книге « Бог ведьм» . В то время ее работа считалась весьма противоречивой, но была принята Джеральдом Гарднером в его развитии религиозного движения Викка. [ 36 ]

В викканской традиции Рогатый бог отражает времена года в годовом цикле жизни, смерти и возрождения, а его образы представляют собой смесь галльского бога Кернунноса, греческого бога Пана , мотива Зеленого человека и различных других рогатых мотивов. образы духа. [ 37 ] [ 38 ]

[ редактировать ]
  • Антагонист видеоигры Perennial - лесной монстр с рогами, основанный на Цернунносе, который превращает посетителей парка в деревья. [ 39 ]
  • Кернунноса можно увидеть танцующим в финальных титрах 2-го эпизода 2-го сезона сериала Натана Хеда «Явления». [ 40 ] здесь его играет Бенджамин Рейли. [ 41 ]
  • В Фонде SCP объекты класса Цернуннос — это объекты, которые «могут быть функционально изолированы, но Фонд не может добиться этого по логистическим и/или этическим причинам». [ 42 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Грин, Миранда, Кельтское искусство, Чтение сообщений , с. 147, 1996, Художественная библиотека обывателя, ISBN   0-297-83365-0
  2. ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому [ Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому ] (на французском языке). Париж , Франция : Издания Errance . п. 106. ИСБН  978-2-877-72237-7 .
  3. ^ Покорный (1959) «k̑er-, k̑erə-; k̑rā-, k̑erei-, k̑ereu» [1] Архивировано 7 марта 2014 г. в Wayback Machine.
  4. ^ Деламар; Греческий текст и английский перевод отрывка из гомеровских комментариев Евстафия , данный Эдвардом Уиганом, «Отчет о коллекции римских золотых монет», Нумизматическая хроника 5 (1865), стр. 11 онлайн. Архивировано 19 июля 2023 г. в Wayback Machine.
  5. ^ Также Карни и Карнонаки .
  6. ^ Такие как Карнар , Карнатус , Карнеол , Карниус и Карник . Алтай Джошкун и Юрген Зейдлер, « Сопроводительные имена» и номенклатура в позднеримской Галлии: свидетельства бордолезского поэта Аузониуса» (2003), стр. 33.
  7. ^ Бернард Майер, Словарь кельтской религии и культуры. Архивировано 19 июля 2023 г. в Wayback Machine (Альфред Крёнер, 1994; Бойделл, 2000), стр. 69.
  8. ^ Jump up to: а б Энн Росс. (1967, 1996). Языческая кельтская Британия: исследования иконографии и традиций . Издательство Академии Чикаго.
  9. ^ Jump up to: а б с Бревиари, А. (2005). «Кельтизм» . В Коке, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. п. 396. ИСБН  978-1851094400 . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 17 марта 2021 г.
  10. ^ Ксавье Деламар, Словарь галльского языка (Éditions Errance, 2003), стр. 106–107.
  11. ^ Эквивалент латинского cornutus , «рогатый»; Деламар, цитируя Дж. Вендриса, Revue Celtique 42 (1925) 221–222.
  12. ^ Грин, Миранда (1992). Животные в кельтской жизни и мифах . Рутледж. стр. 227–8. https://ceisiwrserith.com/therest/Cernunnos/cernunnospaper.htm. Архивировано 21 августа 2019 г. в Wayback Machine.
  13. ^ На основании надписи ( CIL XIII. 03026), о воцарении императора Тиберия .
  14. ^ А. Кингсли Портер, «Скульптура в Тандраджи», журнал Burlington Magazine 65 (1934), стр. 227, что указывает на относительное созревание рогов.
  15. ^ Jump up to: а б Филлис Фрэй Бобер, Кернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества , Американский журнал археологии, Vol. 55, № 1 (январь 1951 г.), стр. 13-51. https://www.jstor.org/stable/501179. Архивировано 7 февраля 2017 г. на Wayback Machine.
  16. ^ AE 1987, 0772 = AE 1989, 00542.
  17. ^ УСТАНОВКА 1, номер G-224.
  18. ^ Деламарр, Словарь, стр. 38–39. См. также Пьер-Ив Ламбер, La langue gauloise (Éditions Errance, 2003), стр. 53 и 58.
  19. ^ Бласкес Мартинес, JM (1957). Неизвестная копия Кернунно из Валь Камоники: Кернунно из Нумансии . Журнал лигурийских исследований, 23, том. 3-4, 1957, стр. 294-298.
  20. ^ Грин, Миранда (3 октября 2003 г.). Символ и образ в кельтском религиозном искусстве . Рутледж. ISBN  9781134893942 .
  21. ^ Грин, Миранда (30 сентября 2011 г.). Боги кельтов . Историческая пресса. ISBN  9780752468112 .
  22. ^ Грин, Миранда (1992) Животные в кельтской жизни и мифах , с. 228.
  23. ^ Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (2010). Друиды Цезаря: история древнего жречества . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 86. ИСБН  9780300165883 . OCLC   808346501 .
  24. ^ Фикетт-Уилбар, Дэвид (2003). «Цернуннос: взгляд по-другому». Материалы Гарвардского кельтского коллоквиума . 23 : 80–111. ISSN   1545-0155 . JSTOR   25660728 .
  25. ^ Jump up to: а б Вебстер, «Креолизация римских провинций», с. 221, особенно примечание 103.
  26. ^ Энн Росс, «Цепной символизм в языческой кельтской религии», Speculum 34 (1959), стр. 42.
  27. ^ Франсиско Марко Симон, «Религия и религиозные практики древних кельтов Пиренейского полуострова», e-Keltoi: Журнал междисциплинарных кельтских исследований 6 (2005), стр. 310.
  28. ^ Вебстер, «Креолизация римских провинций», с. 221.
  29. ^ Джейн Вебстер, «Креолизация римских провинций», Американский журнал археологии 105 (2001), стр. 222; Отличительная черта Кернунноса также содержится в Уильяме Ван Андринге, «Религии и интеграция городов в Империи во втором веке нашей эры: создание общего религиозного языка», в книге «Спутник римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 87– 88.
  30. ^ Дэвид М. Робинсон и Элизабет Пирс Белген, «Археологические заметки и обсуждения», Американский журнал археологии 41 (1937), стр. 132.
  31. ^ Филлис Фрэй Бобер, «Цернуннос: происхождение и трансформация кельтского божества», Американский журнал археологии 55 (1951), стр. 15 и далее.
  32. ^ Портер, Скульптура в Тандраги , с. 227.
  33. ^ Джон Кох. (2006) Кернуннос [в] Кельтская культура: Историческая энциклопедия , стр. 396. АВС-Клио.
  34. ^ Умберто Сансони-Сильвана Гавальдо, Наскальные рисунки Пья д'Ор: история доисторического альпийского святилища , с. 156; «Аузилио Приули, Пьянконьо на «Итинере» » (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 6 мая 2006 года . Проверено 2 апреля 2009 г. .
  35. ^ Мак Кана, Проинсиас (1973) [1970]. Кельтская мифология . Лондон: The Hamlyn Publishing Group Limited. стр. 47–8 . ISBN  0-600-00647-6 .
  36. ^ «Вынужденные оказаться на периферии: гипотеза ведьмовского культа Маргарет Мюррей» . 21 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
  37. Фаррар, Стюарт и Джанет, Восемь шабашов ведьм.
  38. Возрождение колдовства , Дорин Валиенте, стр. 52-53.
  39. ^ «Perennial — бесплатная небольшая игра ужасов, в которую стоит сыграть» . Ежедневный SPUF. 7 сентября 2021 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2023 года . Проверено 18 июня 2023 г.
  40. ^ «Явления» . Проверено 19 февраля 2024 г.
  41. ^ «Давайте все будем феями (2022)» . IMDB .
  42. ^ «Полный список эзотерических классов» . Архивировано из оригинала 13 октября 2023 года . Проверено 15 октября 2023 г.
  • Corpus Inscriptionum Latinarum (CIL), том 13, номер 03026
  • Дельмар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка (2-е изд.). Париж: Издания Errance. ISBN   2-87772-237-6 .
  • Лежен, Мишель (1995). Сборник галльских надписей (РИГ) том 1, галло-греческие тексты . Париж: Editions du CNRS.
  • Нуссбаум, Алан Дж. (1986). Голова и Рог в индоевропейском языке . Берлин, Нью-Йорк: Вальтер де Грюйтер. ISBN   3-11-010449-0 .
  • Поркорный, Юлиус (1959). Индоевропейский этимологический словарь . Берлин: Франке Верлаг.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: abb99b2afa74a7302eaf5c53822a5691__1722112380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/91/abb99b2afa74a7302eaf5c53822a5691.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cernunnos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)