Jump to content

Аль-Бируни

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Аль-Бируни )

Абу Райхан аль-Бируни
Абу Рихан Мухаммад бин Ахмад Аль-Бируни
Воображаемое изображение Аль Бируни на советской почтовой марке 1973 года.
Персональный
Рожденный 973
Умер в. 1050 (77 лет)
Религия ислам
Эра Золотой век ислама
Область Хорезм, Средняя Азия
Династия Зияридов ( Рей ) [1] Династия Газневидов ( Газни ) [2]
Номинал сунниты [3]
Крид Асари [3] [4] [ нужна страница ]
Основной интерес(и) Геология, физика , антропология , сравнительная социология , астрономия , химия , история, география , математика, медицина, психология , философия , теология
Известные работы Остальные знаки прошлых столетий , Драгоценные камни , Индика , Канон Масуди , Понимание астрологии
Мусульманский лидер
Под влиянием
Под влиянием

Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни / æ l b ɪ ˈ r n i / ( персидский : عوریان بیاردوی ‎; арабский : Абу Райхан аль-Бируни ; 973 – после 1050), [5] известный как аль-Бируни , был хорезмийским иранским ученым и эрудитом времен Золотого века ислама . Его называли по-разному: «Отцом сравнительного религиоведения », «Отцом современной геодезии », основателем индологии и первым антропологом . [6]

Аль-Бируни хорошо разбирался в физике , математике, астрономии и естественных науках , а также отличился как историк, хронолог и лингвист . Он изучил почти все науки своего времени и был щедро вознагражден за свои неустанные исследования во многих областях знаний. [7] Члены королевской семьи и другие влиятельные элементы общества финансировали исследования аль-Бируни и разыскивали его, имея в виду конкретные проекты. Влиятельный сам по себе, Аль-Бируни сам находился под влиянием ученых других народов, таких как греки, у которых он черпал вдохновение, когда обратился к изучению философии. Талантливый лингвист, он владел хорезмийским , персидским , арабским, санскритом , а также знал греческий , иврит и сирийский языки . Большую часть своей жизни он провел в Газни , тогдашней столице Газневидов , на территории современного центрально-восточного Афганистана. В 1017 году он отправился на Индийский субконтинент и написал трактат об индийской культуре под названием «Тарих аль-Хинд» История Индии ») после изучения индуистской веры, практикуемой в Индии. [а] Для своего времени он был превосходно беспристрастным писателем об обычаях и верованиях различных народов, а его научная объективность принесла ему титул аль-Устад («Мастер») в знак признания его замечательного описания Индии начала XI века.

Имя

Имя Аль-Бируни происходит от персидского слова bērūn или bīrūn («окраина»), поскольку он родился в отдаленном районе Кат , столицы африканского царства Хорезм . [5] Город, ныне называемый Беруний, является частью республики Каракалпакстан автономной на северо-западе Узбекистана . [9]

Его имя чаще всего латинизировали как Альбероний . [10]

Жизнь

Аль-Бируни провел первые двадцать пять лет своей жизни в Хорезме, где изучал исламскую юриспруденцию , теологию, грамматику, математику, астрономию , медицину и философию и пробовал себя не только в области физики, но и в областях большинства другие науки. [ нужна ссылка ] Ирано - хорезмийский язык , который был родным языком Бируни, [11] [12] существовал в течение нескольких столетий после ислама , пока не произошла тюркизация региона (по крайней мере, часть культуры древнего Хорезма сохранилась), поскольку трудно себе представить, чтобы властная фигура Бируни, хранительница стольких знаний, могла появиться в культурном мире. вакуум. Он симпатизировал афригидам , которые были свергнуты конкурирующей династией Мамунидов в 995 году. Он покинул свою родину и перебрался в Бухару , находившуюся тогда под властью саманидского правителя Мансура II, сына Нуха II . Там он переписывался с Авиценной , [13] и между этими двумя учеными до сих пор происходит обмен мнениями.

В 998 году он обратился ко двору зияридского эмира Табаристана Кабуса ( 977–981 годы правления , 997–1012 ). Там он написал свой первый важный труд « Аль-Атар аль-Баккия ан аль-Корун аль-Халийя » («Оставшиеся следы прошлых веков», переводимый как «Хронология древних народов» или «Пережитки прошлого») по историческим и научная хронология, вероятно, около 1000 г., хотя позже он внес в книгу некоторые поправки. Он также посетил двор бавандидского правителя Аль -Марзубана . Приняв окончательную гибель афригидов от рук Мамунидов, он заключил мир с последними, которые тогда правили Хорезмом . Их двор в Горгандже (также в Хорезме) прославился благодаря собранию блестящих ученых.

В 1017 году Махмуд Газнийский захватил Рей. Большинство ученых, в том числе аль-Бируни, были доставлены в Газни, столицу династии Газневидов. [1] Бируни стал придворным астрологом. [14] и сопровождал Махмуда во время его вторжений в Индию, прожив там несколько лет. Ему было 44 года, когда он отправился в путешествие с Махмудом Газни. [15] Бируни познакомился со всем, что связано с Индией. За это время он написал свое исследование Индии, закончив его около 1030 года. [16] Помимо писательской деятельности, Аль-Бируни во время экспедиций также старался расширить свои исследования на науку. Он стремился найти метод измерения высоты Солнца и создал импровизированный квадрант . для этой цели [15] Аль-Бируни смог добиться больших успехов в своих исследованиях благодаря частым путешествиям, которые он совершал по землям Индии. [17]

Принадлежащий к суннитской школе ашари , [3] [4] [ нужна страница ] Тем не менее аль-Бируни также сотрудничал с Матуриди богословами . Однако он очень критически относился к мутазилитам , особенно критикуя аль-Джахиза и Зуркана. [18] Он также отверг Авиценну за его взгляды на вечность Вселенной. [19]

Астрономия

Иллюстрация из астрономических работ аль-Бируни объясняет различные фазы Луны в зависимости от положения Солнца .

Из 146 книг, написанных аль-Бируни, 95 посвящены астрономии, математике и смежным предметам, таким как математическая география. [20] Он жил во времена Золотого века ислама, когда халифы Аббасиды продвигали астрономические исследования. [15] потому что подобные исследования обладали не только научным, но и религиозным измерением: в исламе поклонение и молитва требуют знания точных направлений священных мест, которые можно точно определить только с помощью астрономических данных. [15]

При проведении своих исследований аль-Бируни использовал множество различных методов в зависимости от конкретной области исследования.

Его основная работа по астрологии представляет собой прежде всего астрономический и математический текст; он заявляет: «Я начал с геометрии и перешел к арифметике и науке о числах, затем к структуре Вселенной и, наконец, к судебной астрологии [ sic ], ибо никто не достоин стиля и звания астролога [ sic] ] кто не очень хорошо разбирается в этих науках». [ нужна ссылка ] В этих предыдущих главах он закладывает основы последней главы, посвященной астрологическому прогнозированию , которую он критикует. В более поздней работе он написал опровержение астрологии, в отличие от законной науки астрономии, чему выражает искреннюю поддержку. Некоторые предполагают, что причины его опровержения астрологии связаны с методами, используемыми астрологами , основанными на лженауке , а не на эмпиризме , а также с конфликтом между взглядами астрологов и взглядами ортодоксальных богословов суннитского ислама . [21] [22]

Он написал обширный комментарий по индийской астрономии в « Тахкик ма ли-л-Хинд» , в основном переводе работы Арьябхатты, в котором он утверждает, что разрешил вопрос вращения Земли в уже не сохранившейся работе по астрономии, «Мифтах-илм». -alhai'a Ключ к астрономии »): [23]

[Т] вращение Земли никоим образом не умаляет ценности астрономии, поскольку все проявления астрономического характера могут быть вполне объяснены как в соответствии с этой теорией, так и в соответствии с другой. Однако есть и другие причины, которые делают это невозможным. Этот вопрос решить сложнее всего. Наиболее выдающиеся астрономы как нового, так и древнего глубоко изучали вопрос о движении Земли и пытались его опровергнуть. Мы также написали книгу на эту тему под названием «Мифтах-илм-алхаиа» («Ключ к астрономии») , в которой, по нашему мнению, мы превзошли наших предшественников, если не в словах, то во всех отношениях в этом вопросе.

В своем главном астрономическом труде, « Каноне Масуда» , Бируни заметил, что, в отличие от Птолемея Солнца , апогей (самая высокая точка на небе) был подвижным, а не фиксированным. [24] Он написал трактат об астролябии , описывая, как использовать ее для определения времени и как квадрант для съемки. Одну конкретную схему восьмизубчатого устройства можно считать прародителем более поздних мусульманских астролябий и часов. [15] Совсем недавно данные Бируни о затмениях были использованы Данторном в 1749 году для определения ускорения Луны , а его данные о времени равноденствий и затмениях использовались как часть изучения прошлого вращения Земли. [25]

Опровержение вечной Вселенной

Как и более поздние приверженцы школы Ашари , такие как аль-Газали , аль-Бируни известен тем, что яростно защищал [26] [ нужна страница ] Большинство суннитов придерживаются позиции, согласно которой у Вселенной было начало, будучи решительным сторонником creatio ex nihilo , в частности, опровергая философа Авиценну в переписке из нескольких писем. [19] [27] Аль-Бируни заявил: [28] [ нужна страница ]

«Кроме того, другие люди придерживаются этого глупого убеждения, что время вообще не имеет конечной точки».

Далее он заявил, что Аристотель , чьи аргументы использует Авиценна, противоречил сам себе, когда утверждал, что вселенная и материя имеют начало, придерживаясь при этом идеи о том, что материя предвечна. В своих письмах к Авиценне он изложил довод Аристотеля о том, что происходит изменение творца. Далее он утверждал, что утверждение о том, что творец изменился, означало бы изменение эффекта (то есть, вселенная изменилась) и что вселенная, возникающая после того, как не существовала, является таким изменением (и поэтому утверждение об отсутствии изменений – отсутствие начала – означает, что Аристотель считает, что творец отрицается). [19] Аль-Бируни гордился тем фактом, что он следовал текстовым свидетельствам религии, не подвергаясь влиянию греческих философов, таких как Аристотель. [19]

Физика

Аль-Бируни способствовал внедрению научного метода в средневековую механику . [29] [30] Он разработал экспериментальные методы определения плотности, используя особый тип гидростатических весов . [15] Метод использования гидростатических весов Аль-Бируни был точным, и он смог измерить плотность многих различных веществ, включая драгоценные металлы, драгоценные камни и даже воздух. Он также использовал этот метод для определения радиуса Земли, измеряя угол подъема горизонта с вершины горы и сравнивая его с углом подъема горизонта с близлежащей равнины.

Помимо разработки гидростатического баланса, Аль-Бируни также много писал на тему плотности, в том числе о различных типах плотности и способах их измерения. Его работа по этому вопросу оказала большое влияние и позже была использована такими учеными, как Галилей и Ньютон, в своих собственных исследованиях. [31] [ нужна страница ]

География и геодезия

Четыре направления и политические разделения Ирана Абу Райхана аль-Бируни

Бируни разработал новый метод определения радиуса Земли посредством наблюдения за высотой горы. Он осуществил это в Нандане в Пинд Дадан Хане (современный Пакистан). [32] Он использовал тригонометрию для расчета радиуса Земли, используя измерения высоты холма и измерения угла падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус Земли в 3928,77 миль был на 2% выше фактического среднего радиуса в 3847,80 миль. [15] Его оценка была дана как 12 803 337 локтей , поэтому точность его оценки по сравнению с современным значением зависит от того, какое преобразование используется для локтей. Точная длина локтя не ясна; при 18-дюймовом локте его оценка составит 3600 миль, тогда как при 22-дюймовом локте его оценка составит 4200 миль. [33] Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не принимал ее во внимание. В своих расчетах он использовал угол падения 34 угловых минуты, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только с точностью до 20% от истинного значения. [34]

Схема, иллюстрирующая метод, предложенный и использованный Аль-Бируни для оценки радиуса и окружности Земли.

В своем Кодексе Масудикус (1037 г.) Аль-Бируни выдвинул теорию существования суши вдоль огромного океана между Азией и Европой, или того, что сегодня известно как Америка. Он приводил доводы в пользу ее существования на основе своих точных оценок окружности Земли и размеров Афро-Евразии , которая, как он обнаружил, занимала лишь две пятых окружности Земли, полагая, что геологические процессы, породившие Евразию, наверняка должны были иметь породили земли в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере часть неизвестной территории будет лежать в пределах известных широт, на которых люди могут обитать, и, следовательно, будет заселена. [35] [ нужна страница ]

Фармакология и минералогия

Бируни написал фармакопею «Китаб аль-сайдала фи аль-тибб» Книга по фармакопее медицины »). В нем перечислены синонимы названий лекарств на сирийском, персидском, греческом, белуджском, афганском, курдском и некоторых индийских языках. [36] [37]

Он использовал гидростатические весы для определения плотности и чистоты металлов и драгоценных камней. Он классифицировал драгоценные камни по тому, что он считал их основными физическими свойствами, такими как удельный вес и твердость , а не по общепринятой в то время практике классификации их по цвету. [38]

История и хронология

Главный очерк Бируни по политической истории, «Китаб аль-мусамара фи ахбар харазм» Книга ночных бесед о делах Хоразма »), теперь известен только по цитатам из «Тарих-е Масуди» Байхаки. В дополнение к этому различные обсуждения исторических событий и методологии встречаются в связи со списками царей в его аль-Асар аль-бакия и в Кануне, а также в других местах Асара, в Индии, и разбросаны по другим его произведениям. [39] Аль-Бируни В «Хронологии древних народов» была предпринята попытка точно установить продолжительность различных исторических эпох. [15]

История религий

Бируни считается одним из самых важных мусульманских авторитетов в истории религии. [40] Он известен как пионер в области сравнительного религиоведения, изучавший, среди прочего, зороастризм , иудаизм, индуизм , христианство, буддизм и ислам . Он предполагал превосходство ислама: «Мы дали здесь отчет об этих вещах для того, чтобы читатель мог понять путем сравнительного рассмотрения предмета, насколько превосходят институты ислама и насколько яснее этот контраст выявляет все обычаи. и обычаи, отличающиеся от исламских, в своей существенной порочности». Однако при случае он был рад выразить восхищение другими культурами и, делая свои выводы, цитировал непосредственно священные тексты других религий. [41] Он стремился понять их с их точки зрения, а не пытаться доказать их неправоту. Его основная концепция заключалась в том, что все культуры являются, по крайней мере, дальними родственниками всех других культур, поскольку все они являются человеческими конструкциями. «Скорее, Аль-Бируни, по-видимому, утверждает, что в каждой культуре есть общий человеческий элемент, который делает все культуры дальними родственниками, какими бы чуждыми они ни казались друг другу». [42]

Аль-Бируни делит индуистов на образованный и необразованный класс. Он описывает образованных людей как монотеистов, верящих в то, что Бог един, вечен и всемогущ, и избегающих всех форм идолопоклонства. Он признает, что необразованные индуисты поклонялись множеству идолов, однако указывает, что даже некоторые мусульмане (например, Джабрия ) приняли антропоморфические концепции Бога. [43]

Антропология

Аль-Бируни писал о народах, обычаях и религиях Индийского субконтинента.По словам Акбара С. Ахмеда, как и современные антропологи, он проводил обширные включенные наблюдения за определенной группой людей, выучил их язык и изучил их первичные тексты, представляя свои выводы объективно и нейтрально, используя межкультурные сравнения.Ахбар С. Ахмед пришел к выводу, что Аль-Бируни можно считать первым антропологом. [44] другие, однако, утверждали, что его вряд ли можно считать антропологом в общепринятом смысле этого слова. [45]

Индология

Слава Аль-Бируни как индолога опирается прежде всего на два текста. [46] Аль-Бируни написал энциклопедический труд об Индии под названием «Тахкик ма ли-л-Хинд мин макулах макбула фи аль-акл ау мардхула» (по-разному переводится как «Проверка всего, что рассказывают индийцы, разумного и неразумного» , [47] или Книга, подтверждающая то, что относится к Индии, разумное или презренное , [46] в котором он исследовал почти все аспекты индийской жизни. Во время своего путешествия по Индии военная и политическая история не была основным направлением деятельности Аль-Бируни: он решил скорее документировать гражданские и научные аспекты индуистской жизни, исследуя культуру, науку и религию. Он исследовал религию в богатом культурном контексте. [17] Он выразил свои цели простым красноречием: он также перевел « Йога-сутры» индийского мудреца Патанджали под названием «Тарджамат кетаб Батанджали фил-халаш мен аль-ертебак» : [48]

Я не буду приводить аргументы наших противников, чтобы опровергнуть тех из них, которые, по моему мнению, неправы. Моя книга — не что иное, как простая историческая запись фактов. Я представлю читателю теории индусов в точности такими, какие они есть, и упомяну в связи с ними аналогичные теории греков, чтобы показать связь, существующую между ними.

Примером анализа Аль-Бируни является его краткое изложение того, почему многие индуисты ненавидят мусульман. В начале своей книги Бируни отмечает, что мусульманам было трудно изучать индуистские знания и культуру. [17] Он объясняет, что индуизм и ислам полностью отличаются друг от друга. Более того, индуисты в Индии XI века подверглись волнам разрушительных нападений на многие из своих городов, а исламские армии увезли многочисленных индуистских рабов в Персию, что, как утверждал Аль-Бируни, способствовало тому, что индуисты стали с подозрением относиться ко всем иностранцам, а не только к мусульманам. Индусы считали мусульман жестокими и нечистыми и не хотели ничем с ними делиться. Со временем Аль-Бируни завоевал признание индуистских ученых. Аль-Бируни собирал книги и учился у этих индуистских ученых, чтобы свободно говорить на санскрите, открывать и переводить на арабский язык математику, естественные науки, медицину, астрономию и другие области искусства, которые практиковались в Индии 11 века. Его вдохновили аргументы, предложенные индийскими учеными, которые считали, что Земля должна иметь шаровидную форму, что, по их мнению, было единственным способом полностью объяснить разницу в световом дне в зависимости от широты, времен года и относительного положения Земли с Луной и звездами. В то же время Аль-Бируни критиковал индийских писцов, которые, по его мнению, небрежно испортили индийские документы, делая копии со старых документов. [49] Он также раскритиковал индуистов за то, что, по его мнению, они делали и чего не делали, например, находя у них недостаток любопытства к истории и религии. [17]

Одним из специфических аспектов индуистской жизни, который изучал Аль-Бируни, был индуистский календарь . Его стипендия по этой теме демонстрировала большую решимость и целеустремленность, не говоря уже о превосходстве в его подходе к проведенным им глубоким исследованиям. Он разработал метод преобразования дат индуистского календаря в даты трех разных календарей, которые были распространены в исламских странах того периода: греческого, арабского/мусульманского и персидского. Бируни также использовал астрономию при разработке своих теорий, которые представляли собой сложные математические уравнения и научные расчеты, позволяющие конвертировать даты и годы между различными календарями. [50]

Книга не ограничивается утомительными записями сражений, поскольку Аль-Бируни считал социальную культуру более важной. Работа включает исследование широкого спектра тем индийской культуры, включая описания их традиций и обычаев. Хотя Бируни старался держаться в стороне от политической и военной истории, он действительно записывал важные даты и отмечал реальные места, где происходили важные сражения. Кроме того, он записал истории индийских правителей и рассказал о том, как они управляли своим народом своими благотворными действиями и действовали в интересах нации. Его подробности кратки и в основном просто перечисляют правителей, не упоминая их настоящие имена, и он не распространялся о деяниях, которые каждый из них совершил во время своего правления, что соответствует миссии Аль-Бируни - стараться держаться подальше от политической истории. . Аль-Бируни также описал в своем произведении географию Индии. Он документировал различные водоемы и другие природные явления. Эти описания полезны современным историкам, поскольку они могут использовать знания Бируни для определения местоположения определенных мест в современной Индии. Историки могут сопоставить некоторые совпадения, а также прийти к выводу, что некоторые области, похоже, исчезли и были заменены другими городами. Удалось разместить различные форты и достопримечательности, что узаконило вклад Аль-Бируни своей полезностью даже для современной истории и археологии. [17]

Беспристрастное описание индуизма, данное Аль-Бируни, было примечательно для своего времени. Он заявил, что был полностью объективен в своих трудах, оставаясь беспристрастным, как и подобает истинному историку. Бируни задокументировал все об Индии так, как это произошло. Но он отметил, что некоторые сведения, которые ему предоставили туземцы, возможно, не были надежными с точки зрения полной точности, однако он старался быть максимально честным в своих письмах. [17] Эдвард К. Сачау сравнивает его с «волшебным островом тихих, беспристрастных исследований посреди мира лязгающих мечей, горящих городов и разграбленных храмов». [51] Сочинение Бируни было очень поэтичным, что может частично умалить историческую ценность произведения для современности. Отсутствие описания битвы и политики делает эти части картины полностью потерянными. Однако многие использовали работу Аль-Бируни для проверки исторических фактов в других работах, которые могли быть двусмысленными или достоверность которых подвергалась сомнению. [17]

Работает

Большинство работ Аль-Бируни написаны на арабском языке, хотя он, по-видимому, написал « Китаб ат-Тафхим» как на персидском , так и на арабском языках, продемонстрировав свое мастерство в обоих языках. [52] В каталоге его собственных литературных произведений Бируни до 65-го лунного/63-го солнечного года (конец 427/1036 г.) перечислены 103 названия, разделенные на 12 категорий: астрономия, математическая география, математика, астрологические аспекты и транзиты, астрономические инструменты, хронология, кометы. , категория без названия, астрология, анекдоты, религия и книги, которых у него больше нет. [53]

Подборка сохранившихся работ

  • Тахкик ма ли-л-Хинд ( «Критическое исследование того, что говорит Индия, независимо от того, принято ли оно ») разумом или отвергнуто , широко называемое «Китаб аль-Хинд» ( «Книга об Индии» ); [54] Английские переводы называют Индикой или Индией Альберуни . Работа представляет собой сборник индийской религии и философии. [28] [ нужна страница ]
  • Китаб ат-тафхим ли-аваил синаат ат-танджим ( Книга инструкций по основам искусства астрологии ); на персидском языке .
  • Оставшиеся знаки прошлых столетий ( الآثار الباقية عن القرون الخالية ), сравнительное исследование календарей культур и цивилизаций (включая несколько глав, посвященных христианским культам), которое содержит математическую, астрономическую и историческую информацию.
  • Закон Масуди ( قانون مسعودي ), энциклопедия астрономии, географии и техники, посвященная Масуду, сыну Газневидского султана Махмуда Газни .
  • «Понимание астрологии» вопросов и ответов на арабском и персидском языках. книга о математике и астрономии в стиле
  • Аптека , работа над лекарствами и медикаментами.
  • Драгоценные камни ( Драгоценные камни в знаниях о драгоценных камнях ), руководство по геологии о минералах и драгоценных камнях. Посвящается Маудуду, сыну Масуда. [ нужна ссылка ]
  • История Махмуда Газни и его отца
  • История Хаварезма
  • Книга аль-Атар аль-Бакия ан аль-Коран аль-Халия . [28] [ нужна страница ]
  • Рисала ли-аль-Бируни ( Эпитр де Беруни ) [55]

Персидская работа

Бируни написал большую часть своих работ на арабском языке , научном языке своего времени, но ат-Тафхим является одним из наиболее важных ранних научных трудов на персидском языке и является богатым источником персидской прозы и лексикографии . В книге рассматривается Квадривиум . подробно и квалифицированно [52]

Наследие

Статуя Аль-Бируни в офисе ООН в Вене.

После смерти Аль-Бируни его работа не использовалась и не упоминалась учеными. Столетия спустя его сочинения об Индии, которые заинтересовали британское владычество , были пересмотрены. [56]

лунный кратер Аль-Бируни и астероид 9936 Аль-Бируни В его честь названы . Остров Бируни в Антарктиде назван в честь аль-Бируни. В Иране инженеров-геодезистов отмечают день рождения аль-Бируни. [ нужна ссылка ]

В июне 2009 года Иран павильон подарил офису Организации Объединенных Наций в Вене , расположенный на центральной Мемориальной площади Венского международного центра . [57] Названный Павильоном ученых , он украшен статуями четырех выдающихся иранских ученых: Авиценны , Абу Райхана Бируни, Закарии Рази (Разеса) и Омара Хайяма . [58]

фильм о жизни Аль-Бируни « Абу Райхан Беруни» вышел В 1974 году в Советском Союзе . [59]

Ирфан Хан сыграл Аль-Бируни в «Дурдаршан исторической драме » 1988 года «Бхарат Эк Ходж» .Его сыграл Джунейт Узунлар в турецком телесериале «Алпарслан: Буюк Сельчуклу» на канале TRT 1 . [ нужна ссылка ]

Примечания

  1. ^ Идея Аль-Бируни об аль-Хинде (Индия) представляла собой культурную зону, совпадающую с современными Пакистаном и Индией. [8]

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б Кеннеди 1975 , с. 394.
  2. ^ Атаман 2008 , с. 58.
  3. ^ Jump up to: а б с Ахтар 2011 .
  4. ^ Jump up to: а б Каминский 2017 .
  5. ^ Jump up to: а б Босворт 2000 .
  6. ^ Ахмед 1984 , стр. 9–10.
  7. ^ Простой 2013 .
  8. ^ Вердон 2015 , с. 52.
  9. ^ Гулямова 2022 , с. 42.
  10. ^ Старр 2023 , стр. 1.
  11. ^ Стромайер 2006 , с. 112.
  12. ^ Маккензи 2000 .
  13. ^ Board-Matin 2010 , с. 111.
  14. ^ Ходжсон 1974 , с. 68.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Спаравинья 2013 .
  16. ^ Ваарденбург 1999 , с. 27.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хан 1976 год .
  18. ^ Watt & Said 1979 , стр. 414–419.
  19. ^ Jump up to: а б с д Берджак и Музаффар 2003 .
  20. ^ Кросс 2000 .
  21. ^ Салиба 1982 , стр. 107-1. 248–251.
  22. ^ Нунан 2005 , с. 32.
  23. ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 277.
  24. ^ Ковингтон 2007 .
  25. ^ Стивенсон 2008 , стр. 45, 457, 491–493.
  26. ^ Наср 1993 .
  27. ^ Виберт 1973 .
  28. ^ Jump up to: а б с аль-Бируни и Сакс 1910 .
  29. ^ Аликузай 2013 , с. 154.
  30. ^ Рожанская и Левинова 1996 .
  31. ^ Ханнэм 2009 .
  32. ^ Пингри 2000b .
  33. ^ Виберт 1973 , с. 211.
  34. ^ Хут 2013 , стр. 216–217.
  35. ^ Шепплер 2006 .
  36. ^ Куюнджич и Масич 1999 .
  37. ^ Леви 1973 , с. 145.
  38. ^ Анавати 2000 .
  39. ^ Пингри 2000c .
  40. ^ из Блуа 2000 .
  41. ^ Камаруззаман 2003 .
  42. ^ Атаман 2008 , с. 60.
  43. ^ Ataman 2005 .
  44. ^ Ахмед 1984 .
  45. ^ Таппер 1995 .
  46. ^ Jump up to: а б Лоуренс 2000 .
  47. ^ Джордж Салиба. «Аль-Бируни» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2017 г.
  48. ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 5.
  49. ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 17.
  50. ^ Кеннеди, Энгл и Вамстад, 1965 .
  51. ^ аль-Бируни и Сакс 1910 , с. 26.
  52. ^ Jump up to: а б Наср 1993 , с. 111.
  53. ^ Пингри 2000a .
  54. ^ Вердон 2015 , с. 37.
  55. ^ Краус 1936 .
  56. ^ «Аль-Бируни» (Радиопередача) . В наше время . Би-би-си . Проверено 5 марта 2023 г.
  57. ^ «Памятник будет открыт в Венском международном центре, «Павильон ученых», подаренный Ираном международным организациям в Вене» . Информационная служба ООН в Вене . 5 июня 2009 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
  58. ^ «Постоянное представительство Исламской Республики Иран при отделении ООН в Вене» . Министерство иностранных дел Исламской Республики Иран. Архивировано из оригинала 14 сентября 2019 года . Проверено 6 января 2015 г.
  59. ^ Аббасов, Шухрат; Саидкасымов, Пулат; Шукуров, Бахтиер; Хамраев, Разак (14 апреля 1975 г.). «Абу Райхан Беруни» . IMDB . Проверено 4 июля 2018 г.

Источники

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12558db0139dac40e5ac32e0e2dae7b6__1719925500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/b6/12558db0139dac40e5ac32e0e2dae7b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Biruni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)