Шинпа
Шинпа ( 新派 ) (также переводится как шимпа ) — современная форма театра в Японии , обычно показывающая мелодраматические истории, контрастирующие с более традиционным стилем кабуки . Зародившись в 1880-х годах, он позже распространился и на кино.
Форма искусства
[ редактировать ]Историки театра охарактеризовали синпу как переходное движение, тесно связанное с реставрацией Мэйдзи , основной причиной которого был отказ от «старых» ценностей в пользу материала, который понравился бы частично прозападному городскому среднему классу, который все еще сохранял некоторые традиционные привычки мышления. . [ 1 ] Некоторые из нововведений, связанных с шинпой , включали сокращение продолжительности выступлений, повторное выведение на сцену артисток, упразднение чайных домов, которые ранее контролировали продажу билетов, а также частую адаптацию западной классики, такой как Шекспира и пьесы Граф Монте-Кристо . [ 1 ] В конечном итоге он получил название «синпа» (буквально означающее «новая школа»), чтобы отличать его от «кюха» («старая школа» или кабуки ) из-за его более современных и реалистичных историй. [ 2 ] Социальная и политическая борьба стала новой драматической темой. [ 3 ] как и патриотические мероприятия. [ 1 ] С эстетической точки зрения представления шинпа отличались затемненными зрительными залами , оркестровыми площадками и сменой декораций, а также тщательно продуманным сценическим освещением. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Корни синпы можно проследить до формы агитационно-пропагандистского театра 1880-х годов, продвигаемого Либеральной партии членами Саданори Судо и Отодзиро Каваками . [ 2 ] После роспуска Либеральной партии в 1884 году Судо стал одним из основателей Дайниппон гейгеки кёфукай («Великое японское общество реформирования театра») как средство оппозиции консервативному правительству, но его влияние было лишь скромным. [ 3 ] Каваками сформировал свою собственную театральную труппу в 1891 году и отпраздновал свой самый большой успех патриотической пьесой «Каваками Отодзиро семчи кэнбунки» («Каваками Отодзиро сообщает с поля боя»), которая тематизировала победу Японии в Первой китайско-японской войне . [ 3 ] Начиная с 1903 года Каваками и его жена Якко Сада , которые ранее выступали на сцене в Европе, представили пьесы Шекспира, Мориса Метерлинка и Викторьена Сарду . японской публике [ 3 ] [ 4 ]
Как театральная форма, синпа имела наибольший успех в начале 1900-х годов, когда произведения таких писателей, как Кёка Идзуми , Кёё Одзаки и Рока Токутоми , были адаптированы для сцены. [ 2 ] Известными группами были Сэйбикан, Сэйбидан, Исамиенгеки и Хоноза, а такие актеры, как Ёхо Ии , Минору Такада и Рокуро Китамура, прославились и сформировали новое движение. [ 3 ] Хоть и недолговечный, [ 3 ] Труппа Сэйбидан добилась успеха в более консервативной форме, которая была ближе к кабуки, чем к более позднему сингэки («новая драма»), из-за постоянного использования оннагата и закулисной музыки. [ 2 ] [ 5 ]
На сцене синпа был менее успешным после эпохи Тайсё , но такие драматурги, как Мацутаро Кавагути , такие актрисы, как Яэко Мизутани , и такие актеры, как Китамура и Сётаро Ханаяги, помогли сохранить эту форму. [ 2 ] Шинпа также оказал влияние на современный корейский театр через жанр шинпа (신파). [ 6 ]
Распространение в кино
[ редактировать ]С появлением кино в Японии синпа стал одним из первых жанров кино, снова противостоящих фильмам кюха , поскольку многие фильмы были основаны на шинпы . пьесах [ 7 ] Некоторые синпа актеры театра , такие как Масао Иноуэ, активно участвовали в кино, и появилась форма под названием ренсагеки («цепная драма»), которая смешивала фильм (для внешних сцен) и театр на сцене. [ 8 ] С появлением в 1910-х годах реформистского движения «Чистое кино» , которое резко критиковало фильмы синпа за их мелодраматические рассказы о женщинах, страдающих от классовых и социальных предрассудков, фильмы на современные темы в конечном итоге стали называть гендайгэки в отличие от исторических дзидайгэки. к 1920-м годам , хотя истории о шинпах продолжали экранизироваться в течение десятилетий. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бренхэм, Мартин (1995). Кембриджский путеводитель по театру . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 565. ИСБН 0521434378 . Проверено 12 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Поултон, М. Коди (2007). «Шинпа» . В Габриэль Х. Коди и Эверте Спринчорне (ред.). Колумбийская энциклопедия современной драмы . Издательство Колумбийского университета. стр. 1241–124 2. ISBN. 978-0-231-14032-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ортолани, Бенито (1995). Японский театр: от шаманского ритуала к современному плюрализму . Издательство Принстонского университета. п. 236. ИСБН 9780691043333 .
- ^ «Японское исполнительское искусство: период Мэйдзи» . Британская энциклопедия . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ Иноуэ, Чарльз Широ (1998). Сходство цветов: критическая биография Идзуми Кёка (1873–1939), японского писателя и драматурга . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 253. ИСБН 9780674808164 .
- ^ Чо, О-кон (1995). "Корея". В Мартине Бэнхэме (ред.). Кембриджский путеводитель по театру . Издательство Кембриджского университета. стр. 610 . ISBN 0-521-43437-8 .
ISBN0521434378 shinp'а.
- ^ Jump up to: а б Бернарди, Джоан (2001). Написание в свете: немой сценарий и японское движение за чистое кино . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 39. ИСБН 0-8143-2926-8 .
- ^ Пауэлл, Брайан (2002). Современный театр Японии: век перемен и преемственности .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гекидан Шинпа (на японском языке) Официальная страница