Мидианский
Мидианский
Арабский : Madyan , латинизированный : Madyan Греческий : Мадиам , транслит. Мадиам Иврит : מדין , латинизированный : Мидьян | |
---|---|
Мидиан ( / ˈ m ɪ d i ən / ; иврит : מִדְיָן Mīḏyān ; арабский : مَدْيَن , латинизированный : Madyan ; греческий : Μαδιάμ , Мадиам ; [ а ] Тайманит : 𐪃𐪕𐪚𐪌 МДИН ) — географическая область в Западной Азии, упомянутая в Танахе и Коране . Уильям Г. Девер утверждает, что библейский Мадиам находился на «северо-западе Аравийского полуострова , на восточном берегу залива Акаба на Красном море ». [ 1 ] область, которая содержала по крайней мере 14 населенных пунктов в период поздней бронзы и раннего железного века . [ 2 ] [ 3 ]
Согласно Книге Бытия , мадианитяне были потомками Мадианитян , сына Авраама и его жены Хеттуры : «Авраам взял жену, и имя ей было Хеттура. И она родила ему Зимрана, и Иокшана, и Медана, и Мадианитян». и Ишбак, и Шуах» ( Бытие 25:1–2, Версия короля Иакова ). [ 4 ]
Традиционно знания о Мадианитяне и существовании мадианитян основывались исключительно на библейских и классических источниках. [ 5 ] но в 2010 году упоминание о Мидиане было обнаружено в тайманитской надписи, датированной периодом до 9 века до нашей эры. [ 6 ]
Земельный или племенной союз?
[ редактировать ]Некоторые ученые предположили, что название «Мадиам» не относится к географическим местам или конкретному племени. [ 7 ] [ 8 ] а к конфедерации или «лиге» племен, объединенных в коллектив для целей поклонения. Поль Хаупт впервые высказал это предположение в 1909 году. [ 9 ] описывая Мидиан как «культовый коллектив» ( нем . Kultgenossenschaft ) или амфиктионию , что означает «объединение ( нем . Bund ) различных племен в окрестностях святилища » . Элат , на северной оконечности залива Акаба, был предложен. [ кем? ] как место расположения первой святыни , а второе святилище расположено в Кадеше . [ нужна ссылка ]
Более поздние авторы подвергли сомнению установленные места святилищ, но поддержали тезис о Мадианитянском союзе. Джордж Менденхолл предполагает, что мадианитяне были несемитской конфедеративной группой. [ 10 ] и Уильям Дамбрел утверждает то же самое:
Мы полагаем, что предложение Гаупта следует принять и что Мидиан, а не изображение земли, является общим термином для аморфной лиги позднего бронзового века с широким географическим охватом, которая после ряда неудач стала наиболее заметной из которых записаны в книге Судей 6–7 , в значительной степени исчезли с исторической сцены... [ 11 ]
Металлургия
[ редактировать ]На территории долины Тимна находятся крупные месторождения меди, которые добывались еще с доисторических времен. Медь здесь добывали египтяне во времена правления фараона Сети I в конце 14 века до нашей эры. [ 12 ]
Религия
[ редактировать ]Неизвестно, каким божествам поклонялись мадианитяне. Через их очевидную религиозно-политическую связь с моавитянами. [ 13 ] Считается, что они поклонялись множеству людей , включая Ваал-Феора и Аштерофа . По словам Карела ван дер Торна , «к 14 веку до нашей эры группы идумеян и мадианитян поклонялись Яхве как своему Богу»; этот вывод основан на отождествлении мадианитян и шасу . [ 14 ]
Связи мадианитян с металлургией в Тимне отмечались многими учеными. На этих горнодобывающих объектах было обнаружено большое количество мадианитской керамической посуды. [ 15 ]
Египетский храм Хатхор в Тимне (Участок 200) был впервые обнаружен во время Бено Ротенберга . раскопок [ 16 ]
- «Раскопки Зоны 200, проведенные Ротенбергом, выявили ряд египетских иероглифических надписей, в том числе надписи: Сети I, Рамсеса II, Мернептаха, Сети II и царицы Туосрет из Девятнадцатой династии, а также Рамсеса III, Рамсеса IV и Рамсеса V из Двадцатая династия (стр. 163–166)». [ 17 ]
Это место также продолжало использоваться во время мадианитянской оккупации этого района, которое обычно датируется концом позднего бронзового века - ранним железным веком.
Мадианитяне превратили шахтерский храм Хатхор в пустынный шатер-святилище. [ 18 ] Помимо обнаруженных отверстий для столбов, вдоль двух стен святилища было обнаружено большое количество красной и желтой истлевшей ткани с вплетенными в нее бусинами, а также многочисленные медные кольца/проволока, используемые для подвешивания занавесей.
Бено Ротенберг, [ 19 ] раскопщик этого места предположил, что мадианитяне приносили подношения Хатхор, тем более что в святилище было обнаружено большое количество мадианитянских вотивных сосудов (25%). Однако трудно установить, была ли Хатор или какое-либо другое божество объектом поклонения в этот период.
Маленькая бронзовая змея с позолоченной головой была также обнаружена в наосе шахтерского святилища Тимна вместе с кладом металлических предметов, в том числе небольшой бронзовой статуэткой бородатого бога-мужчины, который, по словам Ротенберга, был мадианитянином по происхождению. Майкл Хоман отмечает, что мадианитянский шатер-святыня в Тимне является одной из ближайших параллелей библейской скинии . [ 20 ]
В религиозных писаниях
[ редактировать ]В Библии
[ редактировать ]Мадиан был сыном Авраама . [ 21 ] Правнук Авраама Иосиф , после того как его братья бросили его в яму, был продан либо мадианитянам, либо измаильтянам . [ 22 ]
Моисей провел 40 лет в добровольном изгнании в Мадиаме после убийства египтянина. [ 23 ] Там он женился на Ципоре , дочери мадианитянского священника Иофора. [ 24 ] (также известный как Реуэл ). Иофор посоветовал Моисею создать систему делегированного принятия юридических решений. [ 25 ] Моисей попросил Ховава , сына Рагуила, сопровождать израильтян, направляющихся в Землю Обетованную , из-за его знания местности, но Ховав предпочел вернуться на родину. [ 26 ] Ряд ученых предположили, что библейское описание пожирающего огня на горе Синай относится к извергающемуся вулкану в земле библейского Мадиама, идентифицированной как Хала-эль-Бадр, на северо-западе Саудовской Аравии . [ 27 ]
Во время эпизода с Баал-Фегором , когда моавитянки соблазняли израильтян, Зимри , сын вождя Симеонитян , связался с мадианитянкой по имени Козби . Пару пронзил копьем Финеес . [ 28 ] Последовала война против Мадиама. В Числах 31 сообщается, что все, кроме девственниц, были убиты, а их города сожжены дотла. [ 29 ] Некоторые комментаторы, например, « Комментарий с кафедры» и Гилла « Изложение Библии» , отмечают, что Божье повеление было сосредоточено на нападении на мадианитян, а не на моавитян. [ 30 ] и точно так же Моисей во Второзаконии повелел, чтобы израильтяне не преследовали моавитян. [ 31 ] Современное движение, Священство Финея , интерпретировало эту историю как запрет на смешанные браки , несмотря на то, что мадианитяне были тесно связаны с израильтянами как потомки Авраама, а Моисей был женат на мадианитянке.
Во времена судей Израиль был угнетен Мадианитом семь лет. [ 32 ] пока Гедеон не разгромил армию Мадиана. [ 33 ] Исайя говорит о верблюдах из Мадиама и Ефы, пришедших «покрыть землю твою» вместе с золотом и ладаном из Савы . [ 34 ] Этот отрывок, воспринятый Евангелием от Матфея как предзнаменование даров волхвов младенцу Иисусу , был включен в рождественскую литургию. [ нужна ссылка ]
В Коране
[ редактировать ]Жители Мадиама широко упоминаются в Коране . Слово «Мадьян» встречается в нем 10 раз. Людей также называют ашабу ль-айка ( арабский : أَصْحَابُ ٱلْأَيْكَة , букв. «Товарищи леса»). [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Земли Мидиана упоминаются в суре Аль-Касас («Истории»), стихи 20–28 Корана, как место, откуда Моисей сбежал, узнав о заговоре вождей с целью его убийства. [ 39 ]
Сура 9 ( Ат-Тауба ), стих 70 говорит: «Разве не дошла до них история о тех, кто был до них? – Люди Нуха (Ноя), Ад и Самуд , люди Ибрагима (Авраама), жители [буквально, товарищи ] Мадьяна (Мадиана) и разрушенных городов [т.е. людей, которым проповедовал Лут (Лот), к ним пришли их посланники с ясными доказательствами, поэтому не Аллах причинил им вред, но они причиняли вред самим себе». [ 40 ]
В суре 7 ( «Аль-Араф» ) мадьян упоминается как один из нескольких народов, которых пророки предупреждали покаяться, чтобы на них не обрушился суд. История Мадьяна — последняя, следующая после истории Лота, проповедующего своему народу (имеется в виду разрушение городов равнины ). Пророк Шуайб предупредил Мадьяна покаяться в практике многобожия, использовании ложных мер и весов и подстерегании вдоль дороги. Но они отвергли Шуайба и, следовательно, были уничтожены трепетом ( раджфа , ст. 91). Абдулла Юсуф Али в своем комментарии (1934 г.) пишет: «Судьба народа Мадьян описана в тех же терминах, что и судьба Самуда в стихе 78 выше. Землетрясение охватило их ночью, и они были похоронены в своих домах. больше не досаждать земле Аллаха. Но в [Коране] 26:189 упоминается дополнительная деталь: «наказание дня мрака», которое можно понимать как дождь пепла и пепла, сопровождающий извержение вулкана. день ужаса загнал их в свои дома, и землетрясение прикончило их». [ 41 ] Раскопки в оазисе Аль-Бад , идентифицируемом как город Мадиам, упомянутый в классических и исламских источниках, обнаружили свидетельства оккупации, охватывающей 4-е тысячелетие до нашей эры. [ 42 ] [ 43 ]
Керамика
[ редактировать ]Мадианитская керамика , также называемая расписной посудой Курайи (QPW), встречается во многих местах, простирающихся от южного Леванта до северо-запада Саудовской Аравии, Хиджаза ; Считается, что первоначальным местом производства является Курайя на северо-западе Саудовской Аравии. [ 44 ] Керамика выполнена в бихромном/полихромном стиле и датируется 13 веком до нашей эры; его многочисленные геометрические, человеческие и животные мотивы окрашены в коричневые и темно-красные цвета на розовато-коричневой полоске. «Мидианитовая» керамика в наибольших количествах встречается на металлургических объектах южного Леванта, особенно в Тимне. [ 45 ] Из-за микенских мотивов на мадианитянской керамике некоторые ученые, в том числе Джордж Менденхолл, [ 46 ] Питер Парр, [ 47 ] и Бено Ротенберг [ 48 ] предположили, что мадианитяне изначально были народами моря , которые мигрировали из Эгейского региона и присоединились к ранее существовавшему семитскому слою. Вопрос о происхождении мадианитян до сих пор остается открытым. [ нужна ссылка ]
Мидианские горы
[ редактировать ]Мидианские горы | |
---|---|
Мы | |
Родное имя | Горы Мадиамские ( араб .) |
География | |
Страна | Саудовская Аравия Иордания |
Область | Табук (КСА) Акаба (Иордания) Средний Восток |
Координаты диапазона | 28 ° 18' с.ш. 35 ° 36' в.д. / 28,3 ° с.ш. 35,6 ° в.д. |
Мидийские горы ( араб . جِبَال مَدْيَن , латинизированный : Джибал Мадьян ) — горный массив на северо-западе Саудовской Аравии . Считается, что они либо примыкают к горам Хиджаза на юге, [ 49 ] или их часть. [ 50 ] Хиджаз рассматривается как часть хребта Сарават в широком смысле слова . [ 51 ] [ 52 ]
-
Хакл на побережье залива Акаба между сирийским регионом и Аравийским и Синайским полуостровами , на фоне гор
-
Изображение горы, связанной с Мухаммедом и Лоуренсом Аравийскими , 1908 год , в 40 милях (64 км) от Табука .
См. также
[ редактировать ]- объявление
- План
- Аль-Бад
- измаильтяне
- Кедар
- История древнего Израиля и Иудеи
- Библия и история
- Мидийская война
- Содом и Гоморра
- Абарим , иорданские горы на севере.
- Библейская гора Синай
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также Μαδιανίτης для «Мадианита».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Девер, WG (2006), Кем были первые израильтяне и откуда они пришли? , Издательство Уильяма Б. Эрдманс , с. 34, ISBN 978-0-8028-4416-3
- ^ Граф 2016 , стр. 428.
- ^ Лучани, Марта (ноябрь – декабрь 2023 г.). «Археология в земле Мадиам: раскопки оазиса Курайя» . Обзор библейской археологии . 49 (4).
- ^ «Бытие 25: 1–2» . Библейский шлюз . Версия короля Якова.
- ^ Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон , Великобритания : Рутледж . п. 472. ИСБН 978-0-415-39485-7 .
- ^ Робин, Кристиан; Аль-Габбан, Али (2017). «Первое упоминание о Мадьяне в эпиграфическом тексте из Аравии» . Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности (на французском языке). 161 (1): 363–396. дои : 10.3406/crai.2017.96407 . S2CID 246891828 .
- ^ Уильям Дж. Дамбрелл, Мидиан: Земля или лига?, Vetus Testum , Vol. 25, Фаск. 2, нет. 2а. Юбилейный номер (май 1975 г.), с. 323–37
- ^ Бромили Джеффри В. Международная стандартная библейская энциклопедия . Вм. Б. Эрдманс, 1996. ISBN 978-0-8028-3783-7 . п. 350.
- ^ Хаупт, Поль (1909). «Мадиан и Синай» [Мадиан и Синай]. Журнал Немецкого восточного общества (на немецком языке). 63 : 56. Архивировано из оригинала 17 декабря 2015 г. Проверено 1 августа 2015 г .; цитируется в Дамбрелле
- ^ «Инцидент в Бет Баал Пеор», Десятое поколение: истоки библейской традиции , 1973
- ^ Уильям Дж. Дамбрелл, Мидиан: земля или союз?, Vetus Testum , Vol. 25, Фаск. 2, нет. 2а. Юбилейный номер (май 1975 г.), с. 32.
- ^ Джейкоб Эдвард Данн 2015, «Земля, камни которой железные и с холмов которой можно добывать медь»: Металлургия, гончарное дело и гипотеза мидианита-кенита. Диссертация, Университет Джорджии. 129 страниц
- ^ Числа 22:4, 7.
- ^ Тоорн, Карел ван дер. Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменение форм религиозной жизни . Лейден: Издательство Brill . п. 283.
- ^ Ротенберг, Бено. Египетский горный храм в Тимне. Институт архео-металлургических исследований, Лондон: Темза и Гудзон, 1988 г.
- ^ Ротенберг, Бено (1972). Тимна: Долина библейских медных рудников . Лондон: Темза и Гудзон .
- ^ Джейкоб Эдвард Данн 2015, «Земля, камни которой железные и с холмов которой можно добывать медь»: Металлургия, гончарное дело и гипотеза мидианита-кенита. Диссертация, Университет Джорджии. 129 страниц. Примечание 200, стр. 54
- ^ Авнер, Узи (2014). «Египетская Тимна – пересмотренная версия» . В Тебесе, Хуан Мануэль (ред.). Раскапывая пустыню: исследования по истории и археологии Негева и Эдома в железном веке . Питерс. стр. 103–162. ISBN 978-90-429-2973-9 .
- ^ Ротенберг, Бено (1972). Тимна: Долина библейских медных рудников . Лондон: Темза и Гудзон .
- ^ Хоман, Майкл М. (2002). «К вашим шатрам, Израиль!: Терминология, функции, форма и символика палаток в Библии и на Древнем Ближнем Востоке». Культура и история Древнего Ближнего Востока . 12 . Издательство «Брилл» : 118.
- ^ Бытие 25: 1–2.
- ^ Бытие 37:28
- ^ Исход 2: 11–15.
- ^ Исход 2:21
- ^ Исход 18
- ^ Числа 10: 29–31.
- ^ Данн, Джейкоб Э. (2014). «Бог вулканов: яхвизм укоренился в вулканическом пепле?» . Журнал для изучения Ветхого Завета . 38 (4): 387–424. дои : 10.1177/0309089214536484 . ISSN 0309-0892 .
- ^ Числа 25: 6–8, 14–15.
- ^ Числа 25:17 и Числа 31.
- ^ «Комментарий с кафедры и толкование Библии Гилла» . БиблияХаб . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Второзаконие 2:9
- ^ Судьи 6: 1–6
- ^ Судей 6: 7–9
- ^ Исаия 60:6
- ^ Коран 15:78-79.
- ^ Коран 26:176-189.
- ^ Коран 38:13-15.
- ^ Коран 50:12-14.
- ^ «Сура Аль-Касас – 20-28» . Благородный Коран . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ «Перевод Мухаммеда Таки-Уд-Дина аль-Халали и Мухаммада Мухсин-хана» . Июль 2009 г. Архивировано из оригинала 4 октября 2023 г.
- ^ Али, Абдулла Юсуф. Священный Коран – английский перевод смысла и комментариев . Печатный комплекс Священного Корана короля Фахда . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Шарлу, Гийом; Ахмед Сахла, Самер; Бадайви, Валид Али (январь 2021 г.). «Мадиан раскрыт? Оценка истории и археологии оазиса аль-Бад на северо-западе Аравии» . Семитика и классика . 14 : 97–141. дои : 10.1484/j.sec.5.129522 . ISSN 2031-5937 .
- ^ «Аль-Бад - Археология - Culture.fr» . Archeology.cultural.gouv.fr . Проверено 27 октября 2023 г.
- ^ Б. Ротенберг и Дж. Гласс, «Мадианитская керамика», в « Мадианите, Моаве и Эдоме: история и археология позднего бронзового и железного века в Иордании и Северо-Западной Аравии», серия дополнений JSOT 24, изд. Джон Ф.А. Сойер и Дэвид Дж.А. Клайнс (Шеффилд: JSOT Press, 1983), стр. 65–124.
- ^ Тебес, «Гончары и досовременный обмен на окраинах Египта: приближение к распространению мидианитовой керамики железного века», Buried History 43 (2007), стр. 11–26.
- ^ Джордж Менденхолл, «Курайя и мадианитяне», в «Исследованиях по истории Аравии» , Vol. 3, изд. АР Аль-Ансари (Эр-Рияд: Университет короля Сауда), стр. 137–45.
- ^ Питер Дж. Парр, «Дальнейшие размышления о поселениях конца второго тысячелетия на северо-западе Аравии», в книге « Восстановление прошлого: очерки археологических исследований и методологии» , изд. Дж. Д. Сегер (Вайнона Лейк: Айзенбраунс, 1996), стр. 213–18.
- ^ Ротенберг, «Египетские колесницы, мадианитяне из Хиджаза / Мадиана (Северо-Западная Аравия) и амаликитяне из Негева в рудниках Тимна: наскальные рисунки в древних медных рудниках Аравы - новые аспекты истории региона II», Институт археологии Металлургические исследования , информационный бюллетень №. 23 (2003), с. 12.
- ^ Газанфар, Шахина А .; Фишер, Мартин (17 апреля 2013 г.). «4». Растительность Аравийского полуострова . Университет Султана Кабуса , Маскат , Оман : Springer Science+Business Media . стр. 71–94. ISBN 978-9-4017-3637-4 .
- ^ Сковилл, Шейла А. (2006). "3" Справочник Аравии: географическая и племенная история Аравийского полуострова . Том. 2. Академический Друк- у. Издательское учреждение. п. 288. ИСБН 0-7614-7571-0 .
- ^ Мандал, Рам Бахадур (1990). «VI: Страноведение» . Закономерности региональной географии: регионы мира . Нью-Дели , Индия : Издательская компания Concept. п. 354. ИСБН 8-1702-2292-3 .
- ^ Наср, Сейед Хосейн (2013). «1: Священнейшие города ислама». Мекка Благословенная, Медина Сияющая: священнейшие города ислама . Издательство Таттл . ISBN 978-1-4629-1365-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Клайнс, Дэвид и Джон Сойер, ред. «Мадиам, Моав и Эдом: история и археология Иордании позднего бронзового и железного века и Северо-Западной Аравии». Журнал по изучению Ветхого Завета , серия приложений, № 24. Sheffield Academic Press, 1983.
- Граф, Дэвид Ф. (2016). «Аравия и арабы» . В Арнольде, Билл Т.; Строун, Брент А. (ред.). Мир вокруг Ветхого Завета: люди и места древнего Ближнего Востока . Бейкер Академик. стр. 417–466. ISBN 978-1-4934-0574-9 .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Мадианитяне и мадианитяне» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.