Jump to content

Гласный

Послушайте эту статью
(Перенаправлено из пространства гласных )

Гласный звук слоговой звук речи, произносимый без каких-либо сужений речевого тракта . [1] Гласные — один из двух основных классов звуков речи, второй — согласные . Гласные различаются по качеству, громкости , а также количеству (длине) . Они обычно озвучены и тесно связаны с просодическими вариациями, такими как тон , интонация и ударение .

Слово «гласный» происходит от латинского слова «vocalis », что означает «голосовой» (т.е. относящийся к голосу). [2] В английском языке слово гласный обычно используется для обозначения как гласных звуков, так и письменных символов, которые их обозначают ( ⟨a⟩ , ⟨e⟩ , ⟨i⟩ , ⟨o⟩ , ⟨u⟩ , а иногда и ⟨w⟩ и ⟨у⟩ ). [3]

Определение

[ редактировать ]

Существует два взаимодополняющих определения гласной: фонетическая и фонологическая .

Фонетическое определение слова «гласный» (т.е. звук, произносимый без сужения голосового тракта) не всегда соответствует фонологическому определению (т.е. звуку, образующему вершину слога). [6] Это иллюстрируют аппроксиманты [ [j] и w] : оба они не сильно сужают речевой тракт (настолько фонетически они кажутся похожими на гласные), но они встречаются в начале слогов (например, в «еще» и «мокрый»), что предполагает, что фонологически они являются согласными. ли такое слово, как «птица» в ротическом Аналогичные дебаты возникают по поводу того, имеет диалекте, гласную цвета r /ɝ/ или слоговую согласную /ɹ̩/ . Американский лингвист Кеннет Пайк (1943) предложил термины « вокоид » для фонетической гласной и «гласная» для фонологической гласной. [7] поэтому, используя эту терминологию, [j] и [w] классифицируются как вокоиды, но не как гласные. Однако Мэддисон и Эммори (1985) на примере ряда языков продемонстрировали, что полугласные образуются при более узком сужении голосового тракта, чем гласные, и поэтому на этом основании их можно считать согласными. [8] Тем не менее, фонетические и фонематические определения по-прежнему будут противоречить слоговому /l/ в таблице или слоговому носовому звуку в кнопках и ритмах .

Артикуляция

[ редактировать ]
Рентгеновские снимки Дэниела Джонса [i, u, a, ɑ]
Исходный четырехугольник гласных из артикуляции Джонса. Трапеция гласных современного IPA, изображенная вверху этой статьи, представляет собой упрощенное исполнение этой диаграммы. Маркеры — это основные гласные. (Параллельная диаграмма охватывает передние и центральные округленные и задние неокругленные гласные.) Ячейки указывают диапазоны артикуляции, которые можно было бы разумно транскрибировать этими кардинальными гласными буквами: [i, e, ɛ, a, ɑ, ɔ, o, u , ɨ] и некардинальный [ə] . Если в языке различается меньше этих качеств гласных, [e, ɛ] можно объединить с ⟨ e ⟩, [o, ɔ] с ⟨ o ⟩, [a, ɑ] с ⟨ a ⟩ и т. д. Если язык различает больше , ⟨ ɪ диапазоны [i, e, ɨ, ə] ⟩ можно добавить там, где пересекаются , ⟨ ʊ ⟩, где [u, o, ɨ, ə] пересекаются, и ⟨ ɐ ⟩, где [ɛ, ɔ, a, ɑ , ə] пересекаются.

Традиционный взгляд на производство гласных, отраженный, например, в терминологии и представлении Международного фонетического алфавита , является одной из артикуляционных особенностей гласного , которые определяют качество , отличающее его от других гласных. Дэниел Джонс разработал систему кардинальных гласных для описания гласных с точки зрения особенностей высоты языка (вертикальный размер), отклоняющегося назад языка (горизонтальный размер) и округлости (сочленение губ). Эти три параметра указаны на схематической четырехугольной диаграмме гласных IPA справа. Существуют дополнительные характеристики качества гласных, такие как положение неба (носовость), тип вибрации голосовых связок (фонация) и положение корня языка.

Эта концепция артикуляции гласных известна как неточная с 1928 года. Питер Ладефогед сказал, что «ранние фонетики... думали, что они описывают самую высокую точку языка, но это не так. На самом деле они описывали формантные частоты». [9] IPA (См. ниже.) Справочник признает, что «четырехугольник гласных следует рассматривать как абстракцию, а не как прямое отображение положения языка». [10]

Тем не менее представление о том, что качества гласных определяются прежде всего положением языка и округлением губ, продолжает использоваться в педагогике, поскольку дает интуитивное объяснение того, как различаются гласные.

Теоретически высота гласной относится к вертикальному положению языка или челюсти (в зависимости от модели) относительно нёба или апертуры челюсти . Однако на практике это относится к первой форманте (самому низкому резонансу голоса), сокращенно F1, которая связана с высотой языка. В близких гласных , также известных как высокие гласные , таких как [i] и [u] , первая форманта соответствует расположению языка близко к небу, высоко во рту, тогда как в открытых гласных , также известных как низкие гласные , например [a] , F1 соответствует открытой челюсти и расположению языка низко во рту. Высота определяется обратным значением F1: чем выше частота первой форманты, тем ниже (более открытая) гласная. [а] В Джона Эслинга употреблении , где передние гласные различаются по высоте положением челюсти, а не языка, используются только термины «открытый» и «закрытый», поскольку «высокий» и «низкий» относятся к положению. языка.

В Международном фонетическом алфавите есть буквы для шести степеней высоты гласных для полных гласных (плюс уменьшенная средняя гласная [ə] ), но для языка крайне необычно различать такое количество степеней без других атрибутов. Буквы IPA различают:

Буквы ⟨ e, ø, ɘ, ɵ, ɤ, o ⟩ определяются как близкие к середине, но обычно используются для истинных средних гласных . Если требуется большая точность, истинные средние гласные могут быть написаны с понижающим или повышающим диакритическим знаком: ⟨ e̞, ɘ̞, ø̞, ɵ̞, ɤ̞, o̞ ⟩ или ⟨ ɛ̝ œ̝ ɜ̝ ɞ̝ ʌ̝ ɔ̝ ⟩.

Язык кенсиу , на котором говорят в Малайзии и Таиланде, весьма необычен тем, что в нем противопоставляются истинные средние гласные как близко-средним, так и открытым-средним гласным, без каких-либо дополнительных параметров, таких как длина, округлость или ATR. Гласные переднего ряда /i ɪ e ɛ/ вместе с открытым /a/ образуют шестистороннее различие по высоте; это справедливо даже для носовых гласных. некоторых разновидностях немецкого Сообщается, что в языка есть пять контрастных высот гласных, которые не зависят от длины или других параметров. Например, в баварском диалекте Амштеттена есть тринадцать долгих гласных, которые были проанализированы как четыре высоты гласных (закрытые, близкие-средние, средние, открытые-средние), каждая из неокругленных передних, закругленных передних и задних закругленных гласных, а также открытая гласная пятой высоты: /i e ɛ̝ ɛ/, /y ø œ̝ œ/, /u o ɔ̝ ɔ/, /a/ . Помимо вышеупомянутого языка кенсиу , ни в одном другом языке не известно контраста более четырех степеней высоты гласных.

Параметр высоты гласных, по-видимому, является основным межлингвистическим признаком гласных, поскольку все разговорные языки , которые были исследованы до сих пор, используют высоту как контрастирующий признак. Ни один другой параметр, даже степень обратности или округление (см. ниже), не используется во всех языках. В некоторых языках есть системы вертикальных гласных, в которых, по крайней мере на фонематическом уровне, для различения гласных используется только высота.

Отсталость

[ редактировать ]
Идеалистическое положение языка кардинальных гласных переднего ряда с указанной высшей точкой

Отклонение гласной названо в честь положения языка во время артикуляции гласной относительно задней части рта. Однако, как и высота гласного, она определяется формантой голоса, в данном случае второй, F2, а не положением языка. В гласных переднего ряда, таких как [i] , частота F2 относительно высока, что обычно соответствует положению языка вперед во рту, тогда как в гласных заднего ряда, таких как [u] , частота F2 низкая, что соответствует язык располагается ближе к задней части рта.

Международный фонетический алфавит определяет пять степеней отступления гласных:

К ним можно добавить передне-центральный и задне-центральный, соответствующие вертикальным линиям, отделяющим центральные от передних и задних пространств гласных в некоторых диаграммах IPA. Однако термины «переднецентральный» и «заднецентральный» также могут использоваться как термины, синонимы « почти передний» и «почти задний» . Известно, что ни в одном языке не противопоставляется более трех степеней задней гласной, не существует языка, который противопоставлял бы переднюю часть гласным переднего ряда, а заднюю часть - ближним гласным.

Хотя в некоторых английских диалектах гласные имеют пять степеней отступа, не существует известного языка, в котором различались бы пять степеней отступа без дополнительных различий в высоте или округлении.

Округлость

[ редактировать ]

Округлость названа в честь закругления губ при произнесении некоторых гласных. Поскольку округление губ легко заметить, гласные обычно можно определить как округлые по артикуляции губ. Акустически округлые гласные идентифицируются главным образом по уменьшению F2, хотя F1 также несколько снижается.

В большинстве языков округлость является усиливающей особенностью гласных среднего и верхнего ряда заднего ряда, а не отличительной чертой. Обычно, чем выше гласная заднего ряда, тем интенсивнее округление. Однако в некоторых языках округлость не зависит от обратной стороны, например, во французском и немецком (с закругленными гласными переднего ряда), в большинстве уральских языков ( в эстонском есть контраст округления для / o / и гласных переднего ряда), тюркских языках (с различием округления для гласных переднего ряда). гласные переднего ряда и /u/ ), а также вьетнамский язык с неокругленными гласными заднего ряда.

Тем не менее, даже в этих языках обычно существует некоторая фонетическая корреляция между округлением и обратным ходом: закругленные гласные переднего ряда имеют тенденцию быть более переднецентральными, чем передние, а неокругленные гласные заднего ряда имеют тенденцию быть более заднецентральными, чем задними. Таким образом, размещение неокругленных гласных слева от округленных гласных на таблице гласных IPA отражает их положение в формантном пространстве.

различные виды лабиализации Возможны . При закругленных гласных заднего ряда средней и высокой губы губы обычно выступают («сжаты») наружу — явление, известное как эндолабиальное закругление , поскольку внутренняя часть губ видна, тогда как при закругленных гласных переднего ряда от средней до высокой губы обычно «сжимаются» края губ втягиваются и тянутся друг к другу - явление, известное как экзолабиальное закругление. Однако не все языки следуют этому образцу. Японский /u/ , например, является экзолабиальной (сжатой) гласной заднего ряда и звучит совсем иначе, чем английский эндолабиальный /u/ . Шведский и норвежский — единственные два известных языка, в которых эта особенность контрастна; у них есть как экзо-, так и эндолабиальные близкие гласные переднего ряда и близкие центральные гласные соответственно. Во многих фонетических трактовках оба считаются типами округления, но некоторые фонетики не считают, что это подмножества одного явления, и вместо этого предполагают три независимые особенности округления (эндолабиального), сжатого (экзолабиальный) и неокругленный. Положение губ неокругленных гласных также можно разделить отдельно на расширенное и нейтральное (ни округленное, ни расширенное). [12] Другие различают сжатые округлые гласные, у которых углы рта сдвинуты вместе, от сжатых неокругленных гласных, у которых губы сжаты, но углы остаются раздвинутыми, как у распростертых гласных.

Передняя часть, поднятая и втянутая

[ редактировать ]
Переднее, поднятое и втянутое — это три артикуляционных измерения пространства гласных. Открытие и закрытие относятся к челюсти, а не к языку.

Представление о движении языка в двух направлениях: вверх-вниз и вперед-назад не подтверждается артикуляционными данными и не проясняет, как артикуляция влияет на качество гласных. Вместо этого гласные можно охарактеризовать тремя направлениями движения языка из его нейтрального положения: вперед (вперед), приподнято (вверх и назад) и втянуто (вниз и назад). Гласные переднего ряда ( [i, e, ɛ] и, в меньшей степени, [ɨ, ɘ, ɜ, æ] и др.), могут быть вторично квалифицированы как закрытые или открытые, как в традиционной концепции, но это относится к челюстным а не положение языка. Кроме того, вместо единой категории гласных заднего ряда, перегруппировка предполагает возвышенные гласные , где тело языка приближается к небу ( [u, o, ɨ ] и т. д.), и втянутые гласные , где корень язык приближается к глотке ( [ɑ, ɔ] и т. д.):

Членство в этих категориях является скалярным, при этом среднецентральные гласные являются маргинальными для любой категории. [13]

Назализация

[ редактировать ]

Назализация происходит, когда воздух выходит через нос. Гласные часто назализуются под влиянием соседних носовых согласных, как в английском «hand» [hæ̃nd] . Однако назализованные гласные не следует путать с носовыми гласными . Последнее относится к гласным, которые отличаются от своих устных аналогов, как во французском языке /ɑ/ против /ɑ̃/ . [14]

В носовых гласных небная занавеска опущена, и некоторое количество воздуха проходит через полость носа, а также через рот. Устная гласная – это гласная, при которой весь воздух выходит через рот. Польский и португальский также противопоставляют носовые и устные гласные.

Звонкость описывает, вибрируют ли голосовые связки во время артикуляции гласной. В большинстве языков есть только звонкие гласные, но в некоторых индейских языках , таких как шайеннский и тотонакский , звонкие и глухие гласные противопоставляются. В шепотной речи гласные озвучиваются. В японском и квебекском французском языке гласные, находящиеся между глухими согласными, часто оглушаются.

Модальный голос , скрипучий голос и хриплый голос (бормотающие гласные) — это типы фонации , которые в некоторых языках используются контрастно. Часто они сочетаются с различиями в тонах или ударениях; В языке мон гласные, произносимые высоким тоном, также произносятся скрипучим голосом. В таких случаях может быть неясно, используется ли для фонематического контраста тон, тип звонка или их сочетание . Совокупность фонетических сигналов (фонация, тон, ударение) известна как регистр или регистровый комплекс .

Напряженность

[ редактировать ]

Напряженность используется для описания противостояния напряженных гласных и слабых гласных . Традиционно считалось, что это противостояние является результатом большего мышечного напряжения, хотя фонетические эксперименты неоднократно не могли этого доказать. [ нужна ссылка ]

В отличие от других характеристик качества гласных, напряженность применима только к немногим языкам, в которых есть это противопоставление (в основном к германским языкам , например английскому ), тогда как гласные других языков (например, испанского ) не могут быть описаны с точки зрения напряженности в каком-либо значимом смысле. способ. [ нужна ссылка ]

Отличить английские напряженные и слабые гласные можно примерно по их написанию. Напряженные гласные обычно встречаются в словах с окончательным молчанием ⟨e⟩ , как в мате . Слабые гласные встречаются в словах без молчаливого ⟨e⟩ , например, mat . В американском английском слабые гласные [ɪ, ʊ, ɛ, ʌ, æ] не появляются в ударных открытых слогах. [15]

В традиционной грамматике долгие гласные, а не короткие гласные чаще используются , по сравнению с напряженными и слабыми . Некоторые используют эти два набора терминов как синонимы, поскольку в некоторых вариантах английского языка эти функции совпадают. [ нужны разъяснения ] В большинстве германских языков слабые гласные могут встречаться только в закрытых слогах . Поэтому их также называют проверочными гласными , тогда как напряженные гласные называются свободными гласными, поскольку они могут встречаться в любом слоге. [ нужна ссылка ]

Положение корня языка

[ редактировать ]

Расширенный корень языка (ATR) — это особенность, распространенная в большей части Африки, на северо-западе Тихого океана и в других языках, таких как современный монгольский . [16] Контраст между выдвинутым и втянутым корнем языка акустически напоминает контраст напряженного и расслабленного, но они артикулируются по-разному. Эти гласные вызывают заметное напряжение в голосовом тракте.

Вторичные сужения голосового тракта

[ редактировать ]

Фарингализованные гласные встречаются в некоторых языках, таких как седанг и тунгусские языки . Фарингализация по артикуляции аналогична втянутому корню языка, но акустически различима.

Более сильная степень фарингализации наблюдается в языках Северо-Восточного Кавказа и койсанских языках . Их можно назвать надгортанными, поскольку основное сужение находится на кончике надгортанника.

Наибольшая степень фарингализации обнаруживается у резких гласных койсанских языков, где гортань либо надгортанник, либо черпаловидные хрящи приподнята, а глотка сужена, так что вместо голосовых связок вибрируют .

Термины «глоточный» , «надгортанный» , «резкий » и «сфинктерный» иногда используются как синонимы.

Ротические гласные

[ редактировать ]

Ротические гласные — это «гласные цвета R» в американском английском и некоторых других языках.

Редуцированные гласные

[ редактировать ]
Общие редуцированные гласные
(IPA предоставляет только ⟨ ə ⟩ и ⟨ ɐ ⟩)
Около-
передний
Центральный Около-
назад
Почти близко ᵿ
Средний а
Почти открытый ɐ

В некоторых языках, таких как английский и русский, в некоторых безударных позициях есть так называемые «редуцированные», «слабые» или «неясные» гласные. Они не соответствуют один к одному с гласными звуками, которые встречаются в ударной позиции (так называемые «полные» гласные), и по сравнению с ними имеют тенденцию быть среднецентрализованными, а также иметь меньшее округление или расширение. IPA уже давно предоставляет две буквы для непонятных гласных: среднюю ⟨ ə ⟩ и нижнюю ⟨ ɐ ⟩, ни одна из которых не предназначена для округления. В диалектах английского языка может быть до четырех фонематических редуцированных гласных: /ɐ/ , /ə/ , а также более высокие неокругленные /ᵻ/ и округленные /ᵿ/ . (Буквы ⟨ ⟩ и ⟨ ᵿ ⟩, не относящиеся к IPA, могут использоваться для последнего, чтобы избежать путаницы с четко определенными значениями букв IPA, такими как ⟨ ɨ ⟩ и ⟨ ɵ ⟩, которые также встречаются, поскольку IPA предусматривает только две редуцированные гласные.)

Акустика

[ редактировать ]
Спектрограмма гласных [i, u, ɑ] . [ɑ] — низкая гласная, поэтому ее значение F1 выше, чем у [i] и [u] , которые являются высокими гласными. [i] — гласная переднего ряда, поэтому его F2 значительно выше, чем у [u] и [ɑ] , которые являются гласными заднего ряда.
Идеализированная схема пространства гласных, основанная на формантах Дэниела Джонса и Джона Уэллса, произносящих основные гласные IPA. Масштаб логарифмический. Серый диапазон — это место, где F2 будет меньше F1, что по определению невозможно. [a] — сверхнизкая центральная гласная. Фонематически оно может быть передним или задним, в зависимости от языка. Округленные гласные, находящиеся в переднем положении языка, занимают переднецентральное положение в формантном пространстве, тогда как неокругленные гласные, находящиеся сзади при артикуляции, занимают заднецентральное положение в формантном пространстве. Таким образом, [y ɯ], возможно, имеют значения F1 и F2, аналогичные верхним центральным гласным ʉ] , отличаясь округлением (F3); аналогично ɤ] против центрального ɵ] и ʌ] против центрального ɞ] .
Та же таблица с несколькими промежуточными гласными. Низкий передний [æ] занимает промежуточное положение между [a] и [ɛ] , а [ɒ] — промежуточным между [ɑ] и [ɔ] . Гласные заднего ряда постепенно изменяются при округлении: от неокругленного [ɑ] и слегка округленного [ɒ] до сильно округленного [u] ; аналогично слегка закругленному [œ] или сильно закругленному [y] . Поскольку [a] рассматривается как (сверх)низкая центральная гласная, гласные ɐ ɑ] можно переопределить как передние, центральные и задние (почти)низкие гласные.

Акустика гласных достаточно хорошо изучена. Различные качества гласных реализуются при акустическом анализе гласных по относительным значениям формант , акустическим резонансам речевого тракта, которые проявляются на спектрограмме в виде темных полос . Речевой тракт действует как резонансная полость , а положение челюсти, губ и языка влияет на параметры резонансной полости, что приводит к различным значениям формант. Акустику гласных можно визуализировать с помощью спектрограмм, которые отображают акустическую энергию на каждой частоте и то, как она меняется со временем.

Первая форманта, сокращенно «F1», соответствует открытости гласного (высоте гласного). Открытые гласные имеют высокие частоты F1, а закрытые гласные — низкие частоты F1, как видно на прилагаемой спектрограмме: [i] и [u] имеют схожие низкие первые форманты, тогда как [ɑ] имеет более высокую форманту.

Вторая форманта F2 соответствует переднему расположению гласных. Гласные заднего ряда имеют низкие частоты F2, а гласные переднего ряда — высокие частоты F2. Это очень ясно видно на спектрограмме, где гласная переднего ряда [i] имеет гораздо более высокую частоту F2, чем две другие гласные. Однако в открытых гласных высокая частота F1 также вызывает повышение частоты F2, поэтому альтернативной мерой передности является разница между первой и второй формантами. По этой причине некоторые люди предпочитают строить графики как F1 против F2 – F1. (Это измерение обычно называют «назадностью», а не «передностью», но термин «назад» может показаться нелогичным при обсуждении формант.)

В третьем издании своего учебника Питер Ладефогед рекомендовал использовать графики зависимости F1 от F2 – F1 для представления качества гласных. [17] Однако в четвертом издании он изменился, приняв простой сюжет «Формула-1» против «Формула-2». [18] и этот простой сюжет F1 против F2 был сохранен в пятом (и последнем) издании книги. [19] Катрина Хейворд сравнивает два типа графиков и приходит к выводу, что построение графика F1 против F2 – F1 «не очень удовлетворительно из-за его влияния на расположение центральных гласных». [20] поэтому она также рекомендует использовать простой график F1 против F2. Фактически, такого рода график F1 против F2 использовался аналитиками, чтобы показать качество гласных в широком спектре языков, включая RP, [21] [22] королевский английский, [23] американский английский, [24] Сингапурский английский, [25] Брунейский английский, [26] Северо-Фризский, [27] турецкий кабардинец, [28] и различные языки коренных народов Австралии. [29]

Гласные цвета R характеризуются пониженными значениями F3.

Округление обычно реализуется путем уменьшения F2, что имеет тенденцию усиливать отставание гласных. Одним из последствий этого является то, что гласные заднего ряда чаще всего округляются, а гласные переднего ряда чаще всего не округляются; во-вторых, округленные гласные имеют тенденцию располагаться справа от неокругленных гласных в таблицах гласных. То есть есть причина отображать пары гласных такими, какие они есть.

Просодия и интонация

[ редактировать ]

Помимо различий в качестве гласных, как описано выше, гласные различаются в результате различий в просодии . Наиболее важными просодическими переменными являются высота звука ( основная частота ), громкость ( интенсивность ) и длина ( продолжительность ). Однако обычно считается, что особенности просодии относятся не к самой гласной, а к слогу, в котором она встречается. Другими словами, областью просодии является слог, а не его сегмент (гласный или согласный). [30] Можно кратко перечислить влияние просодии на гласную составляющую слога.

  • Высота звука: в случае слога, такого как «кошка», единственной звонкой частью слога является гласная, поэтому гласная несет информацию о высоте звука. Это может относиться к слогу, в котором оно встречается, или к более широкому отрезку речи, к которому принадлежит интонационный контур. В таком слове, как «человек», все сегменты слога являются сонорными , и все они участвуют в любом изменении высоты звука.
  • Громкость: эта переменная традиционно ассоциируется с языковым стрессом , хотя обычно в этом участвуют и другие факторы. Лехисте (там же) утверждает, что ударение или громкость не могут быть связаны с одним сегментом слога независимо от остальной части слога (с. 147). Это означает, что громкость гласного звука является сопутствующей громкости слога, в котором он встречается.
  • Длина: важно различать два аспекта долготы гласных . Одним из них является фонологическая разница в длине, наблюдаемая в некоторых языках. В японском , финском , венгерском , арабском и латинском языках имеется двусторонний фонематический контраст между краткими и долгими гласными . В языке миксе существует трехсторонний контраст между короткими, полудлинными и долгими гласными. [31] Другой тип изменения длины гласных не является отличительным и является результатом просодических изменений в речи: гласные имеют тенденцию удлиняться в ударном слоге или при низкой скорости произнесения.

Монофтонги, дифтонги, трифтонги.

[ редактировать ]

Гласный звук, качество которого не меняется на протяжении всего гласного, называется монофтонгом . Монофтонги иногда называют «чистыми» или «стабильными» гласными. Гласный звук, плавно переходящий из одного качества в другое, называется дифтонгом , а гласный звук, плавно переходящий через три качества, — трифтонгом .

Во всех языках есть монофтонги, и во многих языках есть дифтонги, но трифтонги или гласные звуки с еще большим количеством целевых качеств относительно редки в межлингвистическом отношении. В английском языке есть все три типа: гласный звук в слове «хит» — монофтонг /ɪ/ , гласный звук в слове «мальчик» — в большинстве диалектов дифтонг /ɔɪ/ , а гласные звуки слова «цветок » /aʊər/ образуют трифтонг или двусложность. в зависимости от диалекта.

В фонологии дифтонги и трифтонги отличаются от последовательностей монофтонгов тем, можно ли гласный звук разложить на отдельные фонемы . Например, гласные звуки в двухсложном произношении слова «цветок» ( /ˈflaʊər/ ) фонетически образуют двусложный трифтонг, но фонологически представляют собой последовательность дифтонга (представленного буквами ⟨ow⟩ ) и монофтонга (представленного буквы ⟨er⟩ ). Некоторые лингвисты используют термины дифтонг и трифтонг только в этом фонематическом смысле.

Письменные гласные

[ редактировать ]

языка Название «гласная» часто используется для символов, обозначающих гласные звуки в системе письменности , особенно если в языке используется алфавит . В системах письма, основанных на латинском алфавите , буквы ⟨a⟩ , ⟨e⟩ , ⟨i⟩ , ⟨o⟩ , ⟨u⟩ , ⟨y⟩ , ⟨w⟩, а иногда и другие, могут использоваться для обозначения гласных. Однако не все эти буквы представляют собой гласные во всех языках, в которых используется это письмо, или даже не всегда в пределах одного языка. Некоторые из них, особенно ⟨w⟩ и ⟨y⟩ , также используются для обозначения аппроксимантных согласных . Более того, гласная может быть представлена ​​буквой, обычно предназначенной для согласных, или комбинацией букв, особенно когда одна буква обозначает сразу несколько звуков, или наоборот; примеры с английского включают ⟨igh⟩ в слове «бедро» и ⟨x⟩ в слове «рентген». Кроме того, в расширениях латинского алфавита есть такие независимые гласные буквы, как ⟨ä⟩ , ⟨ö⟩ , ⟨ü⟩ , ⟨å⟩ , ⟨æ⟩ и ⟨ø⟩ .

Фонетические значения значительно различаются в зависимости от языка, и в некоторых языках используются ⟨i⟩ и ⟨y⟩ для согласного [j] , например, начальная ⟨i⟩ в итальянском или румынском языке и начальная ⟨y⟩ в английском языке. В исходном латинском алфавите не было письменного различия между ⟨v⟩ и ⟨u⟩ , а буква представляла аппроксимант [w] и гласные [u] и [ʊ] . В современном валлийском языке ⟨w⟩ представляет те же самые звуки. Между гласными звуками языка и гласными буквами не обязательно существует прямое однозначное соответствие. Во многих языках, использующих латинский алфавит, больше гласных звуков, чем можно представить стандартным набором из пяти гласных букв. В английском правописании пять букв ⟨a⟩ , ⟨e⟩, ⟨i⟩ , ⟨o⟩ и ⟨u⟩ могут обозначать различные гласные звуки, тогда как буква ⟨y⟩ часто представляет гласные (как, например, «g y m». , «счастливый » или дифтонги в «плачу » , «твой я »); [32] ⟨w⟩ используется для обозначения некоторых дифтонгов (например, «cow » ) и для обозначения монофтонга в заимствованных словах « cwm » и « crwth » (иногда cruth ).

Другие языки аналогичным образом справляются с ограничением количества латинских гласных букв. Во многих языках широко используются комбинации букв для обозначения различных звуков. В других языках гласные буквы используются с модификациями, например ⟨ä⟩ в шведском языке , или добавляются диакритические знаки, например умлауты , к гласным, чтобы представить разнообразие возможных гласных звуков. В некоторых языках также созданы дополнительные гласные буквы путем изменения стандартных латинских гласных другими способами, например, ⟨æ⟩ или ⟨ø⟩ , которые встречаются в некоторых скандинавских языках . Международный фонетический алфавит имеет набор из 28 символов, представляющих диапазон основных качеств гласных, а также дополнительный набор диакритических знаков для обозначения отклонений от основного гласного.

Системы письма, используемые в некоторых языках, таких как еврейский алфавит и арабский алфавит , обычно не обозначают все гласные, поскольку они часто не нужны для идентификации слова. [ нужна ссылка ] Технически они называются абджадами, а не алфавитами. Хотя можно составить английские предложения, которые можно понять без письменных гласных ( cny rd ths? ), отдельные слова в английском языке, в которых отсутствуют письменные гласные, могут быть неразличимы; рассмотрим dd , который может быть любым из Dad, Dada, Dado, Dead, Deed, Did, Diode, Diode, Dodo, Dud, Dude, Od, Add и Aided . (Абджады обычно выражают некоторые внутренние гласные слова, а также все гласные в начале и в конце слова, благодаря чему двусмысленность будет значительно уменьшена.) Масореты разработали систему обозначения гласных для еврейских еврейских писаний , которая до сих пор широко используется, а также тропные символы, используемые для его кантилляции ; оба являются частью устной традиции и до сих пор лежат в основе многих переводов Библии — еврейских и христианских.

Различия в произношении гласных букв между английским и родственными ему языками можно объяснить Великим сдвигом гласных . После того, как в Англии появилось книгопечатание и, следовательно, после того, как правописание было более или менее стандартизировано, произошел ряд резких изменений в произношении гласных фонем, которые продолжались и в последние столетия, но не нашли отражения в системе правописания. Это привело к многочисленным несоответствиям в написании английских гласных звуков и произношении английских гласных букв (а также к неправильному произношению иностранных слов и имен носителями английского языка).

Аудио образцы

[ редактировать ]

Важность гласных в различении одного слова от другого варьируется от языка к языку. Почти во всех языках есть как минимум три фонематических гласных, обычно /i/, /a/, /u/, как в классическом арабском языке и инуктитуте , хотя в адыгейском и многих сепикских языках есть вертикальная система гласных / ɨ/, /ə/, / а/ . Очень немногие языки имеют меньшее количество, хотя в некоторых аррерте , черкесском и языках нду их всего два, /ə/ и /a/ , причем [ɨ] является эпентетическим .

Нелегко сказать, в каком языке больше всего гласных, поскольку это зависит от того, как они подсчитываются. Например, долгие гласные, носовые гласные и различные звуки могут учитываться или не учитываться отдельно; действительно, иногда может быть неясно, принадлежит ли фонация гласным или согласным языка. Если такие вещи игнорировать и учитывать только гласные со специальными буквами IPA («качества гласных»), то очень немногие языки имеют их более десяти. Германские языки обладают одними из самых больших запасов: в стандартном датском языке от 11 до 13 коротких гласных ( /(a), ɑ, (ɐ), e, ə, ɛ, i, o, ɔ, u, ø, œ, y/ ), в то время как в амштеттенском диалекте баварского языка имеется тринадцать долгих гласных: /i, y, e, ø, ɛ, œ, æ, ɶ, a, ɒ, ɔ, o, u/ . [ нужна ссылка ] Ситуация может быть совершенно разной в пределах одного семейного языка: испанский и французский — два тесно связанных романских языка , но в испанском есть только пять чистых гласных качеств, /a, e, i, o, u/ , тогда как в классическом французском их одиннадцать: /a , ɑ, e, ɛ, i, o, ɔ, u, y, œ, ø/ и четыре носовые гласные /ɑ̃/, /ɛ̃/, /ɔ̃/ и /œ̃/ . Мон -кхмерские языки Юго-Восточной Азии также имеют некоторые большие запасы, такие как одиннадцать гласных вьетнамского языка : /i, e, ɛ, ɐ, a, ə, ɔ, ɤ, o, ɯ, u/ . Диалекты У имеют самый большой запас китайского языка; / i Также сообщается, что в диалекте Цзиньхуэй Ву есть одиннадцать гласных: десять основных гласных, , y, e, ø, ɛ, ɑ, ɔ, o, u, ɯ/ , плюс ограниченный /ɨ/ ; это не считая семи носовых гласных. [33]

Одна из наиболее распространенных гласных — [a̠] ; для языка почти универсально иметь хотя бы одну открытую гласную, хотя в большинстве диалектов английского языка есть [æ] и [ɑ] — и часто [ɒ] — все открытые гласные — но нет центрального [a] . Некоторые на тагальском и кебуанском языках говорящие имеют [ɐ] вместо [a] , а в Дхангу Йолнгу описывается ɐ ʊ/ без каких-либо периферийных гласных. [i] также чрезвычайно распространен, хотя в Теуэльче есть только гласные /e a o/ без близких гласных. Третья гласная трехгласной системы арабского типа, /u/ , встречается значительно реже. Большая часть языков Северной Америки имеет систему из четырех гласных без /u/ : /i, e, a, o/ ; науатль и навахо Примерами являются .

В большинстве языков гласные служат главным образом для различения отдельных лексем , а не для разных флективных форм одной и той же лексемы, как это обычно бывает в семитских языках. Например, в то время как английский мужчина становится мужчиной во множественном числе, луна – это совершенно другое слово.

Слова без гласных

[ редактировать ]

В ротических диалектах английского языка, например, в Канаде и США, есть много слов, таких как «птица», «учиться», «девушка», «церковь», «худший», «червь», «мирра» , которые некоторые фонетики анализируют как не имеющие гласных, а только слоговую согласную /ɹ̩/ . Однако другие вместо этого анализируют эти слова как имеющие гласную ротическую /ɝː/ . Разница может быть частично в диалекте.

Есть несколько таких двусложных слов, например курсор , занавес и черепаха , : [ˈkɹ̩sɹ̩] , [ˈkɹ̩tn̩] и [ˈtɹ̩tl̩] (или [ˈkɝːsɚ] [ ˈkɝːtən] и [ˈtɝːtəl] ), и даже несколько таких слов, которые являются трехсложными, по крайней мере, с некоторыми акцентами, такими как Purpler [ˈpɹ̩.pl̩.ɹ̩] , барьерист [ˈhɹ̩.dl̩.ɹ̩] , булькающий [ˈɡɹ̩.ɡl̩.ɹ̩] и определенный [ˈsɹ̩.tn̩.ɹ̩] .

Слово and часто сокращается до простого носового 'n', как в lock 'n key [ˌlɒk ŋ ˈkiː] . Такие слова, как will, have и is, обычно сокращаются до 'll [l] , 've [v] и ' s [z] . Однако ни одно из них не произносится отдельно, без гласных, поэтому они не являются фонологическими словами. К звукоподражательным словам, которые можно произносить отдельно и которые не имеют гласных и арс, относятся хмм, пст!, шш!, тск ! и ззз . Как и в других языках, звукоподражания выходят за рамки обычной фонотактики английского языка.

Есть и другие языки, в которых лексические слова образуются без гласных звуков. В сербско-хорватском языке , например, согласные [r] и [rː] (разница не пишется) могут выступать в роли ядра слога и нести восходящий или нисходящий тон ; примеры включают скороговорку na vrh brda vrba mrda и географические названия, такие как Krk . В чешском и словацком языках либо [l], либо [r] гласные могут заменять : vlk [vl̩k] «волк», krk [kr̩k] «шея». Особенно длинное слово без гласных — čtvrthrst , означающее «четверть горсти», состоящее из двух слогов (по одному на каждую R), или scvrnkls , форма глагола, означающая «вы перевернули (sth) вниз» (например, шарик). Из таких слов можно составить целые предложения (обычно скороговорки), например, Strč prst skrz krk , что означает «проткнуть пальцем шею» ( произносится [str̩tʃ pr̩st skr̩s kr̩k] ), и Смрж плн скврн звлхл з млх . (Здесь zvlhl имеет два слога, основанных на L; а предлог z состоит из одной согласной. В чешском языке это делают только предлоги, и они обычно фонетически связаны со следующим словом, поэтому на самом деле не ведут себя как слова без гласных.) В русском языке есть также являются предлогами, состоящими из одной согласной буквы, например k , «to», v , «in» и s , «with». Однако на самом деле эти формы представляют собой сокращения ko , vo и so соответственно, и эти формы до сих пор используются в современном русском языке перед словами с определенными группами согласных для облегчения произношения.

В казахском и некоторых других тюркских языках слова без гласных звуков могут встречаться из-за редукции слабых гласных. Типичным примером является казахское слово « бир» , произносимое как [бр] . Однако у внимательных ораторов исходная гласная может быть сохранена, и гласные всегда сохраняются в орфографии.

В южных разновидностях китайского языка , таких как кантонский и миннанский , некоторые односложные слова состоят исключительно из носовых звуков , например, кантонское [m̩˨˩] «нет» и [ŋ̩˩˧] «пять». В Миннане также есть слова, состоящие из согласной, за которой следует слоговая носовая часть, например pn̄g «приготовленный рис».

До сих пор все эти слоговые согласные, по крайней мере в лексических словах , были сонорными , такими как [r] , [l] , [m] и [n] , которые имеют звонкие качества, подобные гласным. (Например, они могут нести тон.) Однако есть языки, в которых лексические слова не только не содержат гласных, но и вообще не содержат сонорных звуков, например (нелексические) тсс! по-английски. К ним относятся некоторые берберские языки Америки и некоторые языки Тихоокеанского северо-запада , такие как нуксалкский . Примером из последнего является scs «тюлений жир» (произносится [sxs] как пишется), а более длинный — clhp'xwlhtlhplhhskwts' (произносится [xɬpʼχʷɬtʰɬpʰɬːskʷʰt͡sʼ] ), «у него было растение брусники». (Для других примеров перейдите по ссылке Nuxalk.) Берберские примеры включают /tkkststt/ «ты снял это» и /tfktstt/ «ты дал это». Некоторые слова могут содержать только одну или две согласные: /ɡ/ «быть», /ks/ «питаться». [34] китайском языке слова и слоги, такие как и zhī , иногда описываются как слоговые фрикативы и аффрикаты фонематически, /ś/ и /tʂ́/ , но у них есть звонкий сегмент, который несет тон.) В японском языке Мияко , есть слова без звонких звуков, такие как ss 'пыль', kss 'грудь/молоко', pss 'день', ff 'гребень', kff 'делать', fks 'строить', ksks 'месяц' , sks 'резать', pks 'тянуть'.

Сообщается, что в некоторых анализах Вандалы нет фонематических гласных. [35]

Слова, состоящие только из гласных

[ редактировать ]

Короткие грамматические слова нередко состоят только из гласных, например a и I в английском языке. Лексические слова в английском языке встречаются несколько реже и обычно ограничиваются одним слогом: глаз, трепет, должен , а в неротических акцентах воздух, руда, err . Слова, состоящие только из гласных и состоящие из более чем одного слога, обычно представляют собой иностранные заимствования, такие как ai (два слога: / ˈ ɑː i / ) для гривистого ленивца , или имена собственные, такие как Iowa (с некоторыми акцентами: / ˈ . . ə / ).

Однако последовательности гласных в паузах более свободно разрешены в некоторых других языках, наиболее известными из которых, возможно, являются банту и полинезийские языки, а также японские и финские языки . В таких языках обычно присутствует большее разнообразие слов, состоящих только из гласных. В суахили (банту), например, есть ауа «обследовать» и эуа «очищать» (оба трехсложные); по-японски aoi 青い «синий/зеленый» и oioi 追々 «постепенно» (три и четыре мораэ ); а по-фински aie «намерение» и auo «открыть!» (оба двухсложные), хотя в некоторых диалектах они произносятся как aije и auvo . На урду āye/aaie ​​آئیے или āyn آئیں используется «приходи». В гавайском языке и в полинезийских языках в целом необычно большое количество таких слов, например aeāea (маленькая зеленая рыбка), состоящее из трех слогов ae.āe.a. : Большинство длинных слов предполагают дублирование , что весьма продуктивно в полинезийском языке: ioio «бороздки», eaea «дыхание», uaua «жесткий» (все четыре слога), auēuē «плач» (пять слогов, от uē (uwē) «плачу» ), uoa или uouoa 'ложная кефаль' (пр. рыба, три или пять слогов). [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По словам Питера Ладефогеда , традиционные артикуляционные описания, такие как высота и задняя часть, «не совсем удовлетворительны», и когда фонетики описывают гласную как высокую или низкую, они на самом деле описывают акустические качества, а не фактическое положение языка. [11]
  1. ^ Ladefoged & Maddieson 1996 , с. 281.
  2. ^ "Гласный" . Интернет-словарь этимологии . Проверено 12 апреля 2012 г.
  3. ^ Dictionary.com : гласная
  4. ^ Круттенден, Алан (2014). Произношение Гимсона на английском языке (Восьмое изд.). Рутледж. п. 27. ISBN  9781444183092 .
  5. ^ Круттенден, Алан (2014). Произношение Гимсона на английском языке (Восьмое изд.). Рутледж. п. 53. ИСБН  9781444183092 .
  6. ^ Лейвер, Джон (1994) Принципы фонетики , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 269.
  7. ^ Кристал, Дэвид (2005) Словарь лингвистики и фонетики (пятое издание) , Малдерн, Массачусетс / Оксфорд: Блэквелл, стр. 494.
  8. ^ Ладефогед, Питер ; Мэддисон, Ян (1996). Звуки языков мира . Оксфорд: Блэквелл. п. 323. ИСБН  0-631-19815-6 .
  9. ^ Ladefoged & Disner (2012) Гласные и согласные , 3-е изд., с. 132.
  10. ^ IPA (1999) Справочник IPA , стр. 12.
  11. ^ Ладефогед, Питер (2006) Курс фонетики (пятое издание) , Бостон, Массачусетс: Томсон Уодсворт, стр. 189.
  12. ^ IPA (1999), с. 13.
  13. ^ Джон Эслинг (2005) «Нет гласных заднего ряда: модель артикулятора гортани», Канадский журнал лингвистики 50: 13–44
  14. ^ Ботма, Берт (8 декабря 2020 г.). «Назалс и назализация» . Оксфордские библиографии . Оксфорд . Проверено 27 июня 2017 г.
  15. ^ Ладефогед, Питер и Джонсон, Кейт. (2011). Напряженные и слабые гласные. В курсе фонетики (6-е изд., стр. 98–100). Бостон, Массачусетс: Cengage.
  16. ^ Бесселл, Никола Дж. (1993). К фонетической и фонологической типологии поствелярной артикуляции (Диссертация). Университет Британской Колумбии.
  17. ^ Ладефогед, Питер (1993) Курс фонетики (третье издание) , Форт-Уэрт: Харкорт Брейс Йованович, стр. 197.
  18. ^ Ладефогед, Питер (2001) Курс фонетики (четвертое издание) , Форт-Уэрт: Harcourt, стр. 177.
  19. ^ Ладефогед, Питер (2006) Курс фонетики (пятое издание) , Бостон: Томсон Уодсворт, стр. 189.
  20. ^ Хейворд, Катрина (2000) Экспериментальная фонетика , Харлоу, Великобритания: Пирсон, стр. 160.
  21. ^ Детердинг, Дэвид (1997). «Форформанты гласных монофтонгов в стандартном южно-британском английском произношении». Журнал Международной фонетической ассоциации . 27 (1–2): 47–55. дои : 10.1017/S0025100300005417 . S2CID   146157247 .
  22. ^ Хокинс, Сара и Джонатан Мидгли (2005). «Формантные частоты монофтонгов RP в четырех возрастных группах говорящих». Журнал Международной фонетической ассоциации . 35 (2): 183–199. дои : 10.1017/S0025100305002124 . S2CID   53532910 .
  23. ^ Харрингтон, Джонатан, Саллиэнн Пэлторп и Кэтрин Уотсон (2005) Углубление или уменьшение разрыва между дифтонгами: анализ ежегодных рождественских передач королевы. В книге Уильяма Дж. Хардкасла и Джанет Маккензи Бек (ред.) Фигура речи: Фестиваль для Джона Лейвера , Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 227-261.
  24. ^ Флемминг, Эдвард и Стефани Джонсон (2007). «Розы Розы: сокращенные гласные в американском английском» (PDF) . Журнал Международной фонетической ассоциации . 37 : 83–96. CiteSeerX   10.1.1.536.1989 . дои : 10.1017/S0025100306002817 . S2CID   145535175 .
  25. ^ Детердинг, Дэвид (2003). «Инструментальное исследование монофтонгов сингапурского английского языка». Английский по всему миру . 24 : 1–16. дои : 10.1075/eww.24.1.02det .
  26. ^ Салбрина, Шарбави (2006). «Гласные брунейского английского языка: акустическое исследование». Английский по всему миру . 27 (3): 247–264. дои : 10.1075/eww.27.3.03sha .
  27. ^ Бон, Окке-Швен (2004). «Как организовать довольно большой запас гласных: гласные Феринга (северо-фризский язык)» (PDF) . Журнал Международной фонетической ассоциации . 34 (2): 161–173. дои : 10.1017/S002510030400180X . S2CID   59404078 .
  28. ^ Гордон, Мэтью и Айла Эпплбаум (2006). «Фонетические структуры турецкого кабардинского языка» (PDF) . Журнал Международной фонетической ассоциации . 36 (2): 159–186. CiteSeerX   10.1.1.233.1206 . дои : 10.1017/S0025100306002532 . S2CID   6665600 .
  29. ^ Флетчер, Джанет (2006) Исследование фонетики устных повествований на языках коренных народов Австралии. В книге Уильяма Дж. Хардкасла и Джанет Маккензи Бек (ред.) Фигура речи: Фестиваль для Джона Лейвера , Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум, стр. 201–226.
  30. ^ Лехисте, Ильзе, Супрасегменты , Массачусетский технологический институт 1970, стр. 42, 84, 147
  31. ^ Ладефогед, П. и Мэддисон, И. Звуки языков мира , Блэквелл (1996), стр. 320.
  32. ^ В вирме и мирре нет ни гласной буквы, ни, в ротических диалектах, гласного звука.
  33. ^ Значения в открытых устных слогах. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Аудиозаписи выбранных слов без гласных можно скачать с сайта "аудио.doc" . Архивировано из оригинала 20 марта 2009 г. Проверено 19 июня 2009 г. .
  35. ^ Вольф, Х. Эккехард. « Вокалогенезис» в (центральных) чадских языках» (PDF) . Проверено 2 декабря 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 18 минут )
Duration: 17 minutes and 47 seconds.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 18 июля 2005 г. ( 18 июля 2005 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4fc7a3b7aff70d641a0ea68eeb7fda50__1722241800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/50/4fc7a3b7aff70d641a0ea68eeb7fda50.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vowel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)