Славянская родная вера и политика

Часть серии о |
Славянская Родная Вера |
---|
![]() |
российской интеллектуальной среде Славянская Родная Вера (Родноверия) выступает как носитель политической философии нативизма национализма / В / популизма ( народничества ), [ 1 ] неразрывно связано с идентичностью славян и более широкой группы населения индоевропейского происхождения, [ 2 ] и переплетается с историософскими представлениями о прошлом и будущем этих народов и их роли в эсхатологии . [ 3 ]
Ученый Роберт А. Сондерс обнаружил, что идеи Родновера очень близки идеям евразийства , нынешней ведущей идеологии российского государства. [ 4 ] Другие обнаружили сходство идей Родновера с идеями Nouvelle Droite (Новые европейские правые). [ 5 ] Родновери обычно отдают приоритет правам коллектива над правами личности . [ 6 ] и социальные ценности Родновера консервативны . [ 7 ] Общими темами являются противостояние космополитизму , либерализму и глобализации . [ 8 ] а также американизация и потребительство . [ 9 ]
Ученый Каарина Айтамурто определила прикладные политические системы родноверов как формы низовой демократии или как систему самодержавия («самоуправления»), основанную на древнеславянской модели вече ( собрания) старейшин, аналогичной древнегреческой демократии. . Обычно они предлагают политическую систему, в которой власть доверена собраниям единогласно признанных мудрецов или одному мудрому человеку. [ 10 ] На уровне геополитики родноверы выдвинули идею «многополярности» , чтобы противостоять «однополярности» моноидеологий , то есть авраамических религий и их идеологических продуктов западной цивилизации. [ 11 ]
Историк Марлен Ларюэль заметила, что Родновери в принципе является децентрализованным движением, в котором сотни групп сосуществуют, не подчиняясь центральной власти. Поэтому общественно-политические взгляды могут сильно различаться от одной группы к другой, от одного приверженца к другому, начиная от аполитизма , заканчивая левыми , вплоть до правых позиций. Тем не менее, по словам Ларюэля, наиболее широко известны наиболее политизированные правые группы, поскольку они более активно распространяют свои идеи через средства массовой информации, организуют антихристианские кампании и даже участвуют в насильственных действиях. [ 12 ] Айтамурто заметил, что разные направления движения Родновера «привлекают разных людей, подходящих к религии с совершенно разных исходных точек». [ 13 ] Айтамурто и Виктор Шнирельман также обнаружили, что границы между правыми, левыми и аполитичными родноверами размыты. [ 14 ]
В 1997 году некоторые российские родноверы опубликовали политическую декларацию « Русский языческий манифест» , в которой в качестве источников вдохновения упоминаются три фигуры, известные своим сильным национализмом и консерватизмом: Лев Гумилев , Игорь Шафаревич и иранец Рухолла Хомейни . В 2002 году Родноверы, менее политические по своей ориентации, обнародовали Обращение Битца , в котором, среди прочего, открыто осуждался крайний национализм внутри Родноверов. Еще одной политической декларацией Родновера, не критикующей национализм, стал « Манифест языческих традиций», опубликованный в 2007 году. [ 15 ]
Происхождение славян
[ редактировать ]
Представление о том, что современное Родноверие тесно связано с исторической религией славян, очень популярно среди практиков. [ 16 ] Хотя не сохранилось никаких свидетельств того, что ранние славяне , ветвь индоевропейцев , мыслили себя как единую этнокультурную группу, [ 17 ] реконструкция праславянского языка и принципы исторической лингвистики указывают на то, что должен был существовать праславянский народ, достаточно сплоченный, чтобы говорить на одном языке или, по крайней мере, на близкородственных группах диалектов, которые сильно отличали их от окружающего населения. . Существует академический консенсус в отношении того, что праславянский язык развился примерно со второй половины первого тысячелетия до нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы, граничащей с бассейном Днепра на востоке, бассейном Вислы на западе и Карпатскими горами. на юге и леса за бассейном Припяти на севере. [ 18 ]
В течение нескольких столетий славянское население мигрировало в северном, восточном и юго-западном направлениях. [ 18 ] При этом они разделились на три сублингвистические семьи: восточные славяне ( украинцы , белорусы , русские ), западные славяне ( поляки , чехи , словаки ) и южные славяне ( словенцы , сербы , хорваты , македонцы и болгары ). [ 18 ] Системы верований этих славянских общин имели много общего с системами верований соседних языковых популяций, таких как балты , фракийцы и индоиранцы . [ 18 ]
Вячеслав Иванов и Владимир Топоров исследовали происхождение древнеславянских тем в общем субстрате, представленном реконструированной предполагаемой протоиндоевропейской религией и тем, что Жорж Дюмезиль определил как « трифункциональную гипотезу ». Мария Гимбутас , напротив, обнаружила, что славянская религия является явным результатом совпадения предполагаемого индоевропейского патриархизма и доиндоевропейских матрифокальных верований, причем такая предполагаемая двойственность является общей темой в ее исследованиях о так называемой « Старой Европе » и «Старой Европе». Курганская гипотеза . Борис Рыбаков подчеркнул преемственность и усложнение славянской религии на протяжении веков. [ 18 ] По мнению религиоведа Мирчи Элиаде , оригинальные протоиндоевропейские религиозные традиции были ближе к сибирскому шаманизму, чем к более поздним религиям Ближнего Востока и Средиземноморья, о чем свидетельствуют их общие ключевые концепции: верховный Бог Небес (ср. Индо —европейский Дьеус , сибирский Тенгри и месопотамский Дингир ) и трёхслойная структура космологии (ср. санскрит Трайлокья ). [ 19 ]
Политические идеологии Родновера
[ редактировать ]Старая демократия
[ редактировать ]
Многие российские группы Родновера резко критикуют демократию , современную либеральную демократию , которую они рассматривают как выродившуюся форму правления, ведущую к «космополитическому хаосу». По словам Шнирельмана, вместо этого они отдают предпочтение политическим моделям централизованного государства во главе с сильным лидером. [ 20 ] Айтамурто, иначе, характеризует политические модели, предложенные родноверами, как основанные на их интерпретации древнеславянской общинной модели вече ( собрания), подобной древнегерманской « вещи ». [ 21 ] Интеллектуалы девятнадцатого и двадцатого веков часто интерпретировали вече как антииерархическую и демократическую модель, тогда как более поздние советские марксисты были склонны идентифицировать его как «докапиталистическую демократию». Этот термин уже имел этнический и национальный оттенок, который подчеркивали славянофилы XIX века и националистические круги в последние десятилетия существования Советского Союза и начиная с 1990-х годов. [ 22 ]
Многие родноверские группы называют свою организационную структуру вече . Айтамурто обнаружила, что это оказывается полезным в том, что она называет «демократической критикой демократии» (либеральной демократии) Родновери. По ее мнению, вече в интерпретации родноверов представляет собой народную форму правления, подобную древнегреческой демократии . Согласно мнению многих родноверов, в то время как либеральная демократия приводит к хаосу, потому что ею движут решения неразумных масс; вече . представляет собой форму «согласного принятия решений» собраний мудрых старейшин, а власть осуществляется мудрыми правителями Инглисты называют эту модель самодержавием , «народом, управляющим собой». [ 23 ] Анастасиане придают «самоуправлению» и консенсусному принятию решений богословскую интерпретацию, рассматривая его как реализацию «мысли Божией» через людей. [ 24 ] Однако Айтамурто также охарактеризовал политическую философию многих родноверов как элитизм, в котором не все считаются обладателями одинаковой способности принимать решения; наиболее консервативные родноверы придерживаются идеала, согласно которому «мнение проститутки не может иметь такого же веса, как мнение профессора». [ 25 ]
Западные либеральные идеи свободы и демократии традиционно воспринимаются русскими глазами как «внешняя» свобода, контрастирующая со славянской «внутренней» свободой разума; по мнению Родновера, западная либеральная демократия «предназначена для исполнения примитивных желаний масс или для работы в качестве инструмента в руках безжалостной элиты», поэтому являясь подлым «правлением демонов». [ 26 ] Анастасианцы описывают современную западную демократию как систему контроля посредством конфликта, который всегда неизбежно порождает недовольство среди населения, и посредством денег; в их книгах «Звенящие кедры » демократия критикуется как «демократия» посредством мифа, в котором она персонифицируется как «Демон Кратий» (Демон Кратий), демон, который изобрел такую систему как способ подчинить всех людей денежной системе. через иллюзию свободы. [ 27 ]
В этих идеях низовой демократии, которая воплощается в жизнь в мудром управлении, Айтамурто видел воплощение традиционного российского вызова религиозным структурам и отчужденному управлению (таким как автократическая монархия и тоталитарный коммунизм) для достижения личных отношений со священным, которое является в то же время требование социальной солидарности и ответственности. Она представляет трактовку мифа о Перуне , разрезающем змея, виновного в воровстве, предложенную русским волхвом Велимиром (Николай Сперанский), как символ идеальных отношений и сотрудничества между правителем и народом, при котором правитель служит народу, имеющему выбрали его, действуя как авторитет, который обеспечивает им порядок и, в свою очередь, пользуется уважением людей за лояльность к его службе. [ 28 ] Некоторые родноверы интерпретируют вече в этнических терминах, то есть как форму «этнической демократии», следуя аналогичным концепциям, обнаруженным в « Новом праве» . [ 5 ]
Национализм
[ редактировать ]Ученый Скотт Симпсон заявил, что коренная славянская вера в первую очередь связана с этнической идентичностью. [ 29 ] Это легко перерастает в формы национализма , [ 30 ] и часто характеризуется как этнический национализм . [ 31 ] Айтамурто предположил, что концепции национализма русских родноверов охватывают три основные темы: что «русские или славянские народы представляют собой отдельную группу», что они «имеют — или их наследие имеет — некоторые превосходящие качества» и что «это уникальное наследие или существование этой этнической группы сейчас находится под угрозой, и поэтому жизненно важно бороться за нее». [ 32 ] По словам Шнирельмана, этнические националистические и расистские взгляды присутствуют даже у тех родноверов, которые не идентифицируют себя как политически активные. [ 33 ] Он также отметил, что движение «одержимо идеей происхождения». [ 33 ] и большинство групп Родновера допускают в качестве членов только славян, хотя есть несколько исключений. [ 34 ] Существуют группы Родновера, которые придерживаются менее радикальных позиций национализма, таких как культурный национализм или патриотизм . [ 35 ]
Консерватизм, борьба с смешанными браками и евгеника
[ редактировать ]В этике родноверов в целом подчеркиваются консервативные ценности, типичные для политических правых: патриархат , гетеросексуальность , традиционная семья, верность и деторождение . [ 7 ] Многие родноверы верят в социальную иерархию, и она скорее открытая, чем наследственная. [ 36 ]
Наряду с этими ценностями, некоторые группы Родновера выступают против смешанного брака , смешения разных рас, носителей разных культур. В своем учредительном заявлении от 1998 года Федерация украинских родноверов во главе с лидером украинских родноверов Галиной Лозко заявила, что многие мировые проблемы проистекают из «смешения этнических культур», что, по их утверждению, привело к «разрушению этносферы». Земли ", которую они рассматривают как неотъемлемую часть биосферы . [ 37 ] Родноверы обычно воспринимают этническую принадлежность и культуру как территориальные, сформированные окружающей природной средой ( экологией ). [ 38 ] Точно так же Лев Силенко, основатель украинской ветви Родноверий, известной как « Коренная украинская национальная вера» , учил, что человечество естественным образом разделилось на отдельные этнокультурные группы, каждая со своим жизненным циклом, религиозностью, языком и обычаями. которым пришлось духовно прогрессировать по-своему. [ 39 ] Поэтому многие родноверы подчеркивают необходимость этнической чистоты и выступают против того, что они считают «культурно разрушительными» явлениями, вызванными либеральной глобализацией . [ 8 ]
Расовая чистота в биологическом плане особенно важна для конфессии инглистов . [ 40 ] которые ненавидят смешанные браки как вредные для здоровья, а также ненавидят то, что воспринимается как извращенное сексуальное поведение, а также употребление алкоголя и наркотиков, которые разрушают генетическое здоровье людей. [ 41 ] По мнению инглистов, смешанные браки и извращенное поведение являются злыми влияниями, исходящими от вырождающегося Запада и угрожающими здоровью России; Чтобы противовесить им, инглисты продвигают такую политику, как евгеническая идея «создания благодетельного потомства » . [ 41 ] Некоторые родноверы потребовали сделать смешанные браки незаконными в своих странах. [ 34 ]
Этногосударства
[ редактировать ]Есть русские родноверы, которые продвигают общие взгляды на русский национализм: некоторые стремятся к империалистической политике, которая расширила бы территорию России по всей Европе и Азии, в то время как другие стремятся сократить территорию, контролируемую Российской Федерацией, до тех территорий, где проживает этническое русское большинство. [ 42 ] Место национализма и отношения этнических русских к другим этническим группам, населяющим Российскую Федерацию, было ключевым вопросом дискуссий среди русских родноверов. [ 43 ] Некоторые выражают ксенофобские взгляды и призывают выдворить из России тех, кого считают «инопланетянами», а именно евреев , кавказских мусульман и, в более широком смысле, азиатов. [ 44 ]
Для этих родноверов этнические меньшинства рассматриваются как причина социальной несправедливости в России. [ 34 ] По мнению Шнирельмана, учитывая, что около 20% территории Российской Федерации не являются этнически русскими, идеи этнической однородности, разделяемые многими русскими родноверами, могут быть достигнуты только посредством этнических чисток . [ 34 ] Айтамурто отметил, что территориальное освобождение нескольких преимущественно нерусских республик России и автономных округов России приведет к такому же сокращению этнических меньшинств в России без какой-либо необходимости применения насилия, к чему призывают мирные российские родноверы. . [ 42 ]
Нацизм и коммунизм
[ редактировать ]Шнирельман заметил, что многие русские родноверы отрицают или преуменьшают наличие расистских и национал-социалистических элементов в своем сообществе. [ 45 ] в то время как в России существуют различные группы Родновера, которые открыто вдохновляются нацистской Германией . [ 46 ] Среди тех групп, которые идеологически близки к неонацизму , термин «нацист» редко используется, отчасти из-за выдающейся роли, которую Советский Союз сыграл в разгроме нацистской Германии. [ 47 ] Ученый Дмитрий В. Шляпентох заметил, что неонацизм в России не является прямой имитацией немецкого типа, а развился как ответ на своеобразный политический климат современной России. [ 48 ] Волхв Доброслав ( Алексей Добровольский ), занимавший высокое положение в родноверской общине России, назвал свою политическую идею новым «русским национал-социализмом» или «языческим социализмом», предполагающим «гармонию с природой, национальный суверенитет и справедливое социальное общество». заказ". [ 49 ]
Другая школа мысли, склоняющаяся к коммунизму , - это школа Волхва Всеслава Святозара (Григорий Якутовский), который сформулировал вместо этого идею «социал-коммунизма». [ 50 ] Некоторые родноверы утверждают, что те, кто придерживается крайних политических взглядов, не являются истинными родноверами, поскольку их интересы в движении в первую очередь политические, а не религиозные. [ 45 ] По мнению ученых Хилари Пилкингтон и Антона Попова, казаки- родноверы обычно избегают национал-социализма и расовых интерпретаций арийства . [ 51 ]
Многополярность против однополярности в геополитике
[ редактировать ]На геополитической арене родноверское движение предложило концепцию «многополярности», то есть мира многих центров силы, хорошо представленного «Русским путем», в противовес «однополярности», «однополярному» миру. , созданный моноидеологиями — авраамическими религиями и другими их идеологическими продуктами — и возглавляемый Западом, в котором доминируют Соединенные Штаты Америки . По их мнению, в то время как однополярный мир характеризуется материализмом и эгоистичным утилитаризмом Запада, многополярный мир, представленный Россией, характеризуется духовностью , экологией , гуманизмом и истинным равенством. Идея российской многополярности в противовес прозападной однополярности популярна среди российских интеллектуалов, а среди родноверов она была впервые формально провозглашена в « Русском языческом манифесте» 1997 года. [ 11 ]
Антисемитизм и философосемитизм
[ редактировать ]Многие российские практикующие являются открытыми антисемитами . [ 52 ] категория, которая для них означает не только антиеврейские настроения, но и в более широком смысле антиазиатские, антихристианские , антиисламские и антивизантийские настроения , [ 53 ] и поддерживают теории заговора, утверждающие, что евреи и азиаты контролируют экономическую и политическую элиту и стремятся уничтожить русских, [ 44 ] после того, как подчинили себе арийских европейцев, в том числе русских, посредством христианства, «которое само по себе является злом для всего человечества», и посредством «репрессивной машины» византийской модели государства. [ 54 ] Шляпентох отметил, что уникальный филосемитизм современной российской политики, которая впервые в истории благосклонно поддерживает евреев и мусульман наряду с православными христианами в ткани российского общества, привел к идентификации значительной части правых с язычеством и к появление характерных теорий современного российского антисемитизма. [ 48 ] В Украине лидер Родновера Галина Лозко также выпустила молитвенное пособие под названием «Православ» , в котором «Не связывайтесь с евреями!» был указан как последняя из десяти «языческих заповедей». [ 55 ] Подобные взгляды присутствуют и в польском сообществе родноверов. [ 56 ]
Тем не менее, другие родноверы восхищаются евреями и влиятельными русскими евреями, такими как Роман Абрамович , считая их умной расой наравне с арийцами; в некоторых работах, таких как «Таинственная русская душа на фоне мировой еврейской истории», утверждается, что русские не должны рассматривать евреев как совершенно чуждую расу, поскольку евреи внесли свой вклад в российскую историю, а в самих русских много еврейской крови. [ 57 ] Некоторые родноверы, например кандыбайты , рассматривают азиатов вместе с русскими как часть Востока, где преобладает светлая духовная составляющая человечества, в противовес Западу, где доминирует темная звериная составляющая, и считают евреев ветвью из «южных русов» — хазар . [ 58 ]
Аполитизм
[ редактировать ]На тенденции деполитизации российского родновера повлияло принятие антиэкстремистского законодательства, [ 59 ] и отсутствие какой-либо значительной политической оппозиции правительству Единой России» « Владимира Путина . [ 6 ] Симпсон отметил, что в Польше в 2010-е годы усилилась тенденция отделения религии от явно политической деятельности и идей. [ 60 ] Русский круг языческих традиций признает Россию как многоэтническое и многокультурное государство и наладил связи с другими религиозными общинами в стране, например, с приверженцами марийской веры . [ 61 ] Члены Круга языческой традиции предпочитают называть себя «патриотами», а не «националистами» и стараются избегать любых ассоциаций с идеей «России для русских». [ 62 ] Ученые Каарина Атамурто и Роман Шиженский обнаружили, что проявления ультранационализма считались социально неприемлемыми на одном из крупнейших родноверских мероприятий в России — празднике Купалы под Малоярославцем . [ 63 ] Родноверы села Правоведы, расположенного в Московской Коломне области , отвергают саму идею «нации» и воспринимают народы как «духи», проявляющие себя по закону генеалогии, закону рода. [ 64 ]
Родноверская историософия
[ редактировать ]Историософские повествования и интерпретации различаются в зависимости от разных течений Родноверия. [ 65 ] и рассказы об историческом прошлом часто переплетаются с эсхатологическими взглядами на будущее. [ 66 ] Многие родноверы возвеличивают древних славян, считая их великими культурными достижениями. [ 67 ] Айтамурто заметил, что раннее российское Родноверие характеризовалось «чрезвычайно образными и преувеличенными» повествованиями об истории. [ 68 ] Точно так же ученый Владимир Дулов отметил, что болгарские родноверы склонны иметь «фантастические» взгляды на историю. [ 69 ] Однако позже Айтамурто и Алексей Гайдуков отметили, что самые творческие повествования были типичны для 1980-х годов, а в XXI веке стали набирать силу более реалистичные повествования. [ 70 ]
Книга Велеса
[ редактировать ]
Многие родноверы считают Книгу Велеса священным текстом. [ 73 ] и как подлинный исторический документ, [ 74 ] или как документ, который, несмотря на то, что он является литературным изобретением, передает традиционную истину. [ 72 ] Его состав родноверы приписывают славянским священникам IX или начала X века, написавшим его в Полесье или Волынской области современной северо-западной Украины. Однако российские переводчики относят это событие гораздо дальше на восток и север. Книга . содержит гимны и молитвы, проповеди, мифологические, богословские и политические трактаты, а также исторические повествования В нем рассказывается о странствованиях в течение примерно полутора тысячелетий предков русов , идентифицированных как орийцы (книжная версия слова « арий »), между Индийским субконтинентом и Карпатскими горами , с современной Украиной, в конечном счете. став их главной родиной. Ученый Адриан Ивахив сказал, что эта территориальная экспансивность является основным вопросом, который заставляет историков опасаться Книги . [ 75 ] Айтамурто описал эту работу как «романтическое описание» «золотого века язычества». [ 68 ]
Тот факт, что ученые открыто характеризуют Книгу как современное произведение двадцатого века, добавляет привлекательности этому тексту для многих последователей славянской исконной веры. По их мнению, такая критика является попыткой «подавить знания», осуществляемой либо сциентизмом советского образца , либо «иудейскими космополитическими» силами. Ряд украинских ученых защищают правдивость Книги , в том числе историк литературы Борис Яценко, археолог Юрий Шилов, писатели Валерий Шевчук, Сергей Плачинда, Иван Билык и Юрий Каныгин. Эти ученые утверждают, что критика Книги в первую очередь исходит от россиян, заинтересованных в продвижении руссоцентрического взгляда на историю, который устанавливает происхождение всех восточных славян на севере, в то время как Книга показывает, что цивилизация Южной Руси намного старше и ближе к самим украинцам. , западным славянам , южным славянам и восточным индоевропейским составителям Вед , чем русским. [ 75 ] Для многих украинских родноверов Книга дает им космологию, этическую систему и ритуальные практики, которым они могут следовать, и подтверждает их веру в то, что древние украинцы имели грамотную и развитую цивилизацию до прихода христианства. [ 73 ] Другие современные литературные произведения, оказавшие влияние на движение, хотя и в меньшем масштабе, включают «Песни птицы Гамайон» , «Книгу звезд Коляды» , «Песнь о победе над еврейской Хазарией» Святослава Храброго или «Киевскую Ригведу» . [ 76 ]
Арии и полярный мистицизм
[ редактировать ]Некоторые родноверы считают, что славяне — это раса, отличная от других этнических групп. [ 32 ] По их мнению, славяне — прямые потомки древних ариев , которых они приравнивают к протоиндоевропейцам . [ 77 ] Некоторые родноверы придерживаются эзотерических учений, которые утверждают, что эти арийцы имеют духовное происхождение, связанное с астральными структурами северного небесного полюса ( околополярных звезд ), вокруг полярной звезды , Большой Медведицы и Большой Колесницы или, иначе, с созвездием Ориона . [ 32 ] Согласно этому учению, арийцы первоначально обитали на географическом Северном полюсе , где они жили до тех пор, пока погода не изменилась и они не двинулись на юг, поселившись в южных степях России и оттуда распространившись по всей Евразии . [ 78 ] Северной родиной была Гиперборея , и она была земным отражением небесного мира богов; Северный полюс считается точкой заземления духовного потока добрых сил, исходящего с северного небесного полюса, а Южный полюс считается самой нижней точкой материализации, где возникают злые силы. [ 79 ]
Другие родноверы подчеркивают, что арийцы зародились в южных степях России. [ 80 ] Заявляя об арийском происхождении, последователи славянской исконной веры узаконивают свои культурные заимствования у других этнических групп, которые, по их утверждению, также являются арийскими потомками, таких как германские народы или народы Индийского субконтинента. [ 81 ] Еще одно убеждение, которого придерживаются некоторые родноверы, заключается в том, что многие древние общества, в том числе египтян , хеттов , шумеров и этрусков , были созданы славянами, но это скрывалось западными учеными, стремящимися отрицать знание славянскими народами своей истинной истории. . [ 80 ]
Эсхатология
[ редактировать ]
Родновери придерживается «циклически-линейной модели времени», в которой циклическая и линейная морфологии не исключают друг друга, а дополняют друг друга и стимулируют эсхатологические настроения. [ 82 ] Такую морфологию времени иначе можно назвать «спиралью». [ 83 ] Родноверское движение претендует на решение фундаментальных проблем современного мира либо путем возвращения к образу жизни и смысложизненным установкам предков (ретроутопия), либо путем радикальной перестройки существующего миропорядка, построения нового мира на принципах обновленная первобытная традиция (археофутуризм). Поскольку в основе архаики лежит признание вечности, устойчивости и неизменности космического порядка, циклически умирающего, но затем возрождающегося в своем первоначальном виде, то в Родноверии явно присутствуют эсхатологические темы. [ 66 ] Архаичные модели значений вновь возникают на разных уровнях спирали времени. [ 83 ] Движение предполагает возвращение к «золотому веку», являющемуся нынешним историческим периодом «широко распространенного опыта [...] трагического распада и краха», «бессмысленности и перспектив мировой цивилизации», которая «вступила в безвозвратный тупик», это «последний раз». [ 84 ]
Были замечены три морфологии эсхатологии Родновера; гносеологический, апокалиптический и космологический: первый, предложенный С. М. Телегиным в книге «Взлет мифа» (2014 г.) , повествует о всеобщем пробуждении сознания человечества, о «грядущем восстании укоренившегося в человечестве здорового природного начала против христианского религия и порожденная ею технократическая цивилизация», пробуждение богов в людях и, следовательно, восстановление господства человечества над космосом; [ 85 ] второй, изложенный в Славяно-Арийских Ведах инглизма ; , — апокалиптический, повествующий о ряде грядущих событий и конце света, определяемом высшими силами и не зависящем от человеческой воли [ 86 ] третий, основанный на космологии, разработанной Н. В. Левашовым (1961–2012), левашовизм , повествует о существовании так называемых «Дней Сварога» (периодов гармонии и эволюции под влиянием Светлых Сил) и «Ночей Сварога» (периодов беспорядка и вырождения под влиянием Темных Сил) как во времени, так и в пространстве, и они определяются различными балансами «семи первичных материй», из которых все состоит, в свою очередь, определяются движением Солнечной системы в галактике Млечный Путь . [ 87 ]
Помимо этих морфологий, волхв Велеслав (Илья Григорьевич Черкасов) предложил пророчество о возвращении Ария или Ория , «предка и культурного героя всех ариев [...] верхом на крылатом белом коне, держащем Меч Закона». ..] восстановить нарушенные Законы Сварога». [ 88 ] Волхв Доброслав предложил то, что было описано как «социальная эсхатология» или «антропологическая эсхатология», в которой апокалиптический «конец света» является естественной и необратимой финальной фазой вырождения западного, христианского исторического и культурного сообщества. который обречен на смерть и освободит место для обновленного человечества, гармонизированного с генеалогическими принципами. [ 89 ] Другой отличительной точкой зрения является точка зрения «Всесветной грамоты» , чья эсхатология утверждает, что вырождение общества происходит из-за искажения языка, его отрыва от реальности, от «фундаментальных принципов» божественного порядка и от самого Бога. [ 90 ]
Некоторые родноверы полагают, что России предстоит сыграть мессианскую роль в человеческой истории и эсхатологии; России суждено стать последним полем битвы между добром и злом или центром постапокалиптической цивилизации, которая переживет упадок западного мира. [ 9 ] В этот момент, полагают они, весь русский народ примет Родноверие. [ 91 ] Лидер русских родноверов Александр Асов пропагандировал Велесову книгу как «геополитическое оружие следующего тысячелетия», с помощью которого имперская, евразийская Россия возьмет на себя духовное и политическое лидерство мира у выродившегося Запада. [ 75 ] Другие родноверы полагают, что новым духовным геополитическим центром станет Украина. [ 92 ]
Социология
[ редактировать ]Политическое влияние
[ редактировать ]прошла конференция европейских новых правых В 2006 году в Москве под названием «Будущее белого мира», в которой приняли участие лидеры Родновера, такие как Галина Лозко из Украины и Павел Тулаев из России. Конференция сосредоточилась на идеях создания в России политического образования, которое будет функционировать как новый эпицентр белой расы и цивилизации, закрепляя «религию, философию, науку и искусство», исходящие из «арийской души». [ 93 ] либо принимая форму Гийома Фая «Евро-Сибири» , «Евразии» Александра Дугина или «Евро-России» Павла Тулаева. [ 94 ] По мнению Тулаева, Россия закрепила в своем имени сущность ариев, одна из этимологий Руси происходит от корня, означающего «светлый», откуда «белый» душой и телом. [ 95 ]
Идеи и символы Родновера также были переняты многими русскими националистами, в том числе в российском движении скинхедов. [ 96 ] — не все из них принимают Родноверие как религию. [ 97 ] Некоторые из этих крайне правых групп объединяют элементы Родновера с другими, заимствованными из германского язычества и русского православного христианства. [ 98 ] Айтамурто охарактеризовал инглизм как менее политически целенаправленный, чем другие движения Родновера. [ 99 ] а в 2001 году Владимир Б. Яшин с кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета обнаружил, что инглизм имел тесные связи с региональным отделением крайне правой организации «Русское национальное единство» , члены которой Александра Баркашова обеспечивали безопасность и порядок во время массовой акции. собрания инглистов. [ 100 ] Несколько молодых последователей славянской исконной веры были задержаны в терроризме ; в России по обвинению [ 33 ] В период с 2008 по 2009 год подростки-родноверы, сформировавшие группу под названием «Славянские сепаратисты», совершили по меньшей мере десять убийств и заложили бомбы по всей Москве, нацеленные на мусульман и неэтнических русских. [ 101 ]
В 2012 году приверженцы анастасианства ожидали в России закона, согласно которому каждый мог бы получить один гектар земли бесплатно, чтобы облегчить реализацию своего идеального общества, в котором каждый род должен иметь свою землю, где развивать себя и свое потомство. . [ 102 ] Хотя в принципе анастасианцы опровергают саму идею партийной политики , некоторые из них к 2016 году основали «Родную партию» (Родная партия ) , зарегистрированную в Минюсте России , и предложили законопроект «О родовых поместьях». (О родовых поместьях, О родовых поместьях ), поддержанный Либерально-демократической партией России и КПРФ ( которая разработали свои варианты законопроекта). [ 103 ] 1 мая 2016 года президент Владимир Путин принял Закон «О дальневосточном гектаре» . [ 104 ]
Академическая поддержка
[ редактировать ]
Хотя историософия Родновера обычно коренится в духовных убеждениях, а не в аргументах, которые были бы приемлемы в рамках современных западных научных парадигм , многие родноверы стремятся продвигать свои убеждения о прошлом в академических кругах. [ 70 ] Например, в 2002 году сербские практики основали «Свевлад», исследовательскую группу, занимающуюся исторической славянской религией, которая имитировала академический дискурс, но была «крайне избирательной, бессистемной и искаженной» при изучении доказательств. [ 105 ] В Польше археологи и историки сомневаются в том, какой вклад родноверы могут внести в понимание прошлого. [ 106 ] Точно так же в России многие крупные и известные университеты отказываются предоставлять платформу взглядам Родновера, но более мелкие провинциальные учреждения иногда делают это. [ 70 ]
Внутри России есть академические круги, в которых пропагандируется «очень яркое направление альтернативной истории»; эти круги разделяют многие взгляды приверженцев славянской родной веры, особенно относительно существования развитой древней арийской расы, от которой произошли этнические русские. [ 107 ] Например, Геннадий Зданович , первооткрыватель Аркаима (древнего протоиндоевропейского городища) и ведущий исследователь его и более широкой синташтинской культуры , является сторонником взглядов на историю ариев, популярных в Родноверии, и отмечен за его духовные учения о том, что такие места, как Аркаим, являются гениальными «моделями Вселенной». За это Здановича раскритиковали издания Челябинской епархии Русской Православной Церкви , особенно в лице коллеги-археолога Федора Петрова, который «просит Господа простить» за подтверждения, которые археология предоставила родноверскому движению. [ 108 ]
См. также
[ редактировать ]- Евразийство
- Четвертая политическая теория
- Новые правые — Новые европейские правые
- Славянская Родная Вера
- Славянская родная вера и моноидеологии
- Третья позиция
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Айтамурто 2016 , с. 141.
- ^ Симпсон и Филип 2013 , с. 39; Шнирельман 2017 , с. 90.
- ^ Яшин 2016 , стр. 36–38.
- ^ Сондерс 2019 , с. 566.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005б , с. 235; Айтамурто 2008 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Шнирельман 2013 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Ларюэль 2012 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005б , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2006 , с. 189.
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 2–5.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2016 , стр. 114.
- ^ Ларуэль 2012 , с. 296.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 205.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 63; Айтамурто 2016 , стр. 48–49.
- ^ Айтамурто 2016 , стр. 48–49.
- ^ Симпсон и Филип 2013 , с. 39.
- ^ Ивахов 2005б , с. 211; Лесив 2017 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ивахов 2005б , с. 211.
- ^ Элиаде, Мирча (1958). Образцы сравнительного религиоведения . стр. 60 и далее.
- ^ Шнирельман 2012 .
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 2–3.
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 3.
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 4–5.
- ^ Andreeva 2012 , pp. 117–118.
- ^ Айтамурто 2008 , с. 5.
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 6–7.
- ^ Андреева 2012 , с. 118.
- ^ Айтамурто 2008 , стр. 5–6.
- ^ Симпсон 2013 , с. 118.
- ^ Чрнич 2013 , с. 189.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 195; Прачечная 2013б , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с Айтамурто 2006 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Шнирельман 2013 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шнирельман 2013 , с. 72.
- ^ Айтамурто 2006 , стр. 201–202.
- ^ Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 188.
- ^ Ивахов 2005б , с. 229.
- ^ Ларуэль 2012 , с. 307.
- ^ Ивахов 2005б , стр. 225–226.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б Aitamurto 2016 , p. 88; Golovneva 2018 , p. 343.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2006 , с. 190.
- ^ Айтамурто 2006 , стр. 185.
- ^ Перейти обратно: а б Aitamurto 2006 , p. 190; Shlyapentokh 2014 , pp. 77–79.
- ^ Перейти обратно: а б Шнирельман 2013 , с. 62.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 296.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б Shlyapentokh 2014 , p. 77.
- ^ Шнирельман 2000 , с. 18; Шнирельман 2013 , с. 66.
- ^ Айтамурто 2016 , с. 32.
- ^ Пилкингтон и Попов 2009 , с. 273.
- ^ Ивахов 2005б , с. 234; Ларуэль 2008 , с. 284.
- ^ Shlyapentokh 2014 , pp. 77–79.
- ^ Shlyapentokh 2014 , pp. 79–80.
- ^ Ивахов 2005б , с. 234.
- ^ Симпсон 2017 , стр. 72–73.
- ^ Shlyapentokh 2014 , pp. 82–83.
- ^ Шнирельман 1998 , пасс. Шнирельман 2007 , с. 58.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 62; Шиженский и Айтамурто 2017 , с. 114.
- ^ Симпсон 2017 , с. 71.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 201.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 202.
- ^ Шиженский и Айтамурто 2017 , с. 129.
- ^ Ожиганова 2015 , с. 33.
- ^ Прачечная 2013a , с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б Яшин 2016 , стр. 36.
- ^ Прачечная 2013b , стр. 137.
- ^ Перейти обратно: а б Айтамурто 2006 , с. 186.
- ^ Дулов 2013 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Айтамурто и Гайдуков 2013 , с. 155.
- ^ "Дощьки" [The Planks]. Жар-Птица [ Firebird ]. San Francisco. January 1954. pp. 11–16.
- ^ Перейти обратно: а б Prokofiev, Filatov & Koskello 2006 , p. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Ивахов 2005б , с. 219.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 285.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивахов 2005а , с. 13.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 291.
- ^ Шнирельман 2017 , с. 90.
- ^ Айтамурто 2006 , с. 187; Ларуэль 2008 , с. 292.
- ^ Шнирельман 2000 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Ларуэль 2008 , с. 292.
- ^ Шнирельман 2017 , с. 103.
- ^ Яшин 2016 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Tyutina 2015 , p. 45.
- ^ Яшин 2016 , стр. 36–37.
- ^ Яшин 2016 , стр. 38–39.
- ^ Яшин 2016 , стр. 39–40.
- ^ Яшин 2016 , стр. 40.
- ^ Шнирельман 2007 , с. 54; Яшин 2016 , с. 38.
- ^ Tyutina 2015 , pp. 45–46.
- ^ Povstyeva 2020 , p. 48.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 29.
- ^ Ивахов 2005а , с. 15.
- ^ Arnold & Romanova 2013 , pp. 90–91.
- ^ Arnold & Romanova 2013 , p. 84–85.
- ^ Arnold & Romanova 2013 , p. 86.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 67; Шиженский и Айтамурто 2017 , стр. 115–116.
- ^ Айтамурто и Гайдуков 2013 , с. 156.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 68.
- ^ Айтамурто 2016 , стр. 51.
- ^ Maltsev, V. A. (18 November 2015). "Расизм во имя Перуна поставили вне закона" . Nezavisimaya Gazeta . Archived from the original on 30 April 2020.
- ^ Шнирельман 2013 , с. 70; Скрыльников 2016 , проход.
- ^ Андреева 2012 , с. 116, примечание 1.
- ^ Позаненко 2016 , с. 148.
- ^ «Дальневосточный гектар» . Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики .
- ^ Радулович 2017 , стр. 60–61.
- ^ Симпсон 2013 , с. 120.
- ^ Ларюэль 2008 , с. 295.
- ^ Петров, Федор (29 июня 2010 г.). «Наука и неоязычество в Аркаиме» . Проза.ру . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года . Проверено 3 июля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Айтамурто, Каарина (2006). «Русское язычество и проблема национализма: на примере круга языческой традиции». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 8 (2): 184–210. дои : 10.1558/pome.8.2.184 .
- ——— (2008). «Эгалитарные утопии и консервативная политика: вече как общественный идеал внутри движения Родноверия». Axis Mundi: Словацкий журнал по изучению религий . 3 :2–11.
- ——— (2016). Язычество, традиционализм, национализм: нарративы русского родноверия . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781472460271 .
- Айтамурто, Каарина; Гайдуков, Алексей (2013). «Русское родноверие: шесть портретов движения». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 146–163. ISBN 9781844656622 .
- Andreeva, Julia Olegovna (2012). "Вопросы власти и самоуправления в религиозном движении 'Анастасия': идеальные образы родовых поселений и 'Воплощение мечты' " [Questions of power and self-government in the religious movement 'Anastasia': Ideal images of ancestral settlements and 'Dreams coming true']. Anthropological Forum (in Russian). 17 . Saint Petersburg: Kunstkamera ; European University at Saint Petersburg . ISSN 1815-8870 .
- Арнольд, Ричард; Романова, Екатерина (2013). «Будущее белого мира: анализ российских крайне правых» . Журнал изучения радикализма . 7 (1): 79–108. дои : 10.1353/jsr.2013.0002 . ISSN 1930-1189 . S2CID 144937517 .
- Чрнич, Алеш (2013). «Неоязычество в Словении». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 182–194. ISBN 9781844656622 .
- Дулов, Владимир (2013). «Болгарское общество и разнообразие языческих и неоязыческих тем». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 195–212. ISBN 9781844656622 .
- Головнева, Елена (2018). «Спасение родной веры: Религиозный национализм в славянском неоязычестве (Древнерусская инглингская церковь православных старообрядцев-инглингов и сварожичей)» . Степанова, Елена; Круглова, Татьяна (ред.). Конвенция 2017 «Модернизация и множественная современность» . Екатеринбург: Знание Е. С. 337–347. дои : 10.18502/kss.v3i7.2485 . ISSN 2518-668X . S2CID 56439094 .
- Ивахив, Адриан (2005а). «В поисках более глубокой идентичности: неоязычество и «родная вера» в современной Украине» (PDF) . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 8 (3): 7–38. дои : 10.1525/номер.2005.8.3.7 . JSTOR 10.1525/№2005.8.3.7 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2020 года.
- ——— (2005б). «Возрождение украинской родной веры» . В Майкле Ф. Стрмиске (ред.). Современное язычество в мировых культурах: сравнительные перспективы . Санта-Барбара: ABC-Clio. стр. 209–239. ISBN 9781851096084 .
- Ларуэль, Марлен (2008). «Альтернативная идентичность, альтернативная религия? Неоязычество и арийский миф в современной России» . Нации и национализм . 14 (2): 283–301. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00329.x .
- ——— (2012). «Движение Родноверия: поиск дохристианского происхождения и оккультизма». У Бриджит Мензель; Михаэль Хагемейстер; Бернис Глатцер Розенталь (ред.). Новый век России: оккультные и эзотерические измерения . Кубон и Сагнер. стр. 293–310. ISBN 9783866881976 .
- Лесив, Мария (2013а). Возвращение богов-предков: современное украинское язычество как альтернативное видение нации . Монреаль и Кингстон: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 9780773542624 .
- ——— (2013б). «Украинское язычество и синкретизм: «Это действительно наше!» ". В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 128–145. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2017). «Братья по крови или кровные враги: верования украинских язычников и реакция на украинско-российский кризис». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 133–156. ISBN 9781137570406 .
- Ozhiganova, Anna (2015). "Конструирование традиции в неоязыческой общине 'ПравоВеди' " [Construction of tradition in the Neopagan community 'PravoVedi']. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). II . Nizhny Novgorod: Minin University: 30–38. ISSN 2312-1696 .
- Пилкингтон, Хилари; Попов, Антон (2009). «Понимание неоязычества в России: религия? Идеология? Философия? Фэнтези?». У Джорджа Маккея (ред.). Субкультуры и новые религиозные движения в России и Центрально-Восточной Европе . Питер Лэнг. стр. 253–304. ISBN 9783039119219 .
- Повстьева Карина Юрьевна (2020). Эзотерическая апроприация классических русских литературных текстов (Диссертация). Москва: Высшая школа экономики .
- Pozanenko, Artemy Alekseyevich (2016). "Самоизолирующиеся сообщества. Социальная структура поселений родовых поместий" [Self-isolating communities. The social structure of the settlements of ancestral estates]. Universe of Russia (in Russian). 25 (1). Moscow: Higher School of Economics: 129–153. ISSN 1811-038X .
- Prokofiev, A.; Filatov, S.; Koskello, A. (2006). "Славянское и скандинавское язычества. Викканство" [Slavic and Scandinavian Paganism, and Wiccanism]. In Bourdeaux, Michael; Filatov, Sergey (eds.). Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания [ Contemporary religious life of Russia. Systematic description of experiences ] (in Russian). Vol. 4. Moscow: Keston Institute ; Logos. pp. 155–207. ISBN 5987040574 .
- Радулович, Неманья (2017). «От фольклора к эзотерике и обратно: неоязычество в Сербии». Гранат: Международный журнал языческих исследований . 19 (1): 47–76. дои : 10.1558/pome.30374 .
- Сондерс, Роберт А. (2019). «Родновери». Исторический словарь Российской Федерации (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. стр. 565–567. ISBN 9781538120484 .
- Шиженский Роман; Айтамурто, Каарина (2017). «Множественные национализмы и патриотизмы среди русских родноверов». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 109–132. ISBN 9781137570406 .
- Shlyapentokh, Dmitry (2014). "Антисемитизм истории: вариант русских неоязычников" [The antisemitism of history: The case of Russian Neopagans]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). I . Nizhny Novgorod: Minin University: 76–85. ISSN 2312-1696 .
- Шнирельман, Виктор А. (1998). Русские неоязыческие мифы и антисемитизм (PDF) . Анализ современных тенденций антисемитизма, Acta no. 13. Международный центр Видаля Сассуна по изучению антисемитизма, Еврейский университет в Иерусалиме . Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2021 года.
- ——— (2000). «Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя». Кембриджский журнал антропологии . 21 (3): 18–36. JSTOR 23818709 .
- ——— (2007). «Народная мудрость и этнический национализм: взгляд из Восточной Европы» . Гранат: Международный журнал языческих исследований . 9 (1): 41–61. дои : 10.1558/pome.v9i1.41 .
- ——— (2012). "Русское Родноверие: Неоязычество и Национализм в Современной России" [Russian Native Faith: Neopaganism and nationalism in modern Russia]. Russian Journal of Communication (in Russian). 5 (3): 316–318. doi : 10.1080/19409419.2013.825223 . S2CID 161875837 .
- ——— (2013). «Русское неоязычество: от этнической религии к расовому насилию». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 62–71. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2015). «Перун против Иисуса Христа: коммунизм и возникновение неоязычества в СССР». Ин Нго, Т.; Кихада, Дж. (ред.). Атеистический секуляризм и его недовольство. Сравнительное исследование религии и коммунизма в Евразии . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 173–189. ISBN 9781137438386 .
- ——— (2017). «Одержимые культурой: культурный импульс русских неоязычников». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 87–108. ISBN 9781137570406 .
- Симпсон, Скотт (2013). «Польское Родзимовье: стратегии (ре) построения движения». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 112–127. ISBN 9781844656622 .
- ——— (2017). «Только славянские боги: Родина в польском Родзимовье». В Кэтрин Раунтри (ред.). Космополитизм, национализм и современное язычество . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 65–86. ISBN 9781137570406 .
- Симпсон, Скотт; Филип, Мариуш (2013). «Избранные слова для современных языческих и местных религиозных движений в Центральной и Восточной Европе». В Каарине Айтамурто; Скотт Симпсон (ред.). Современные языческие и туземные религиозные движения в Центральной и Восточной Европе . Дарем: Проницательность. стр. 27–43. ISBN 9781844656622 .
- Скрыльников, Павел (20 июля 2016 г.). «Церковь против неоязычества» . Пересечение . Архивировано из оригинала 7 июля 2017 года.
- Tyutina, Olga Sergeyevna (2015). "Эсхатологический компонент в современном славянском язычестве на примере концепции истории А. А. Добровольского" [The eschatological component in modern Slavic Paganism on the example of A. A. Dobrovolsky's concept of history]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). II . Nizhny Novgorod: Minin University: 44–47. ISSN 2312-1696 .
- Yashin, Vladimir Borisovich (2016). "Эсхатологические мотивы в современном русском неоязычестве" [Eschatological motifs in modern Russian Neopaganism]. Colloquium Heptaplomeres (in Russian). III . Nizhny Novgorod: Minin University: 36–42. ISSN 2312-1696 .