Мезоамерика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Мезоамерика — исторический регион и культурная область , которая начинается в южной части Северной Америки и простирается до тихоокеанского побережья Центральной Америки , включая земли центральной и южной Мексики , весь Белиз , Гватемалу , Сальвадор и части Гондураса. , Никарагуа и Коста-Рика . [1] [2] [3] [4] Как культурная территория Мезоамерика определяется мозаикой культурных черт, развитых и общих для ее коренных культур. [5] [2] [6] [7]
В доколумбовую эпоху многие коренные общества процветали в Мезоамерике более 3000 лет, прежде чем испанская колонизация Америки началась на Эспаньоле в 1493 году. В мировой истории Мезоамерика была местом двух исторических трансформаций: (i) первичного городского поколения. и (ii) формирование культур Нового Света из смесей коренных мезоамериканских народов с европейскими, африканскими и азиатскими народами, которые были завезены в результате испанской колонизации Америки. [8] Мезоамерика — одна из шести областей мира, где древняя цивилизация возникла независимо (см. Колыбель цивилизации ), и вторая в Америке, наряду с Караль-Супе в современном Перу . Мезоамерика также является одним из пяти регионов мира, где, как известно, письменность развивалась независимо (остальные — Древний Египет , Индия , Шумер и Китай ). [9]
Начиная с 7000 г. до н. э., одомашнивание какао , кукурузы , фасоли , помидоров , авокадо , ванили , тыквы и перца чили , а также индейки и собаки привело к переходу от палеоиндийских племенных группировок охотников-собирателей к организации оседлых земледельческих деревень. В последующий период формирования сельское хозяйство и культурные особенности, такие как сложная мифологическая и религиозная традиция , двадцатеричная система счисления, сложная календарная система , традиция игры в мяч и особый архитектурный стиль , были распространены по этой территории. Деревни начали подвергаться социальному расслоению и превращаться в вождества , строились крупные церемониальные центры, соединенные между собой сетью торговых путей для обмена предметами роскоши, такими как обсидиан , нефрит , какао , киноварь , спондилуса раковины , гематит и керамика. Хотя мезоамериканская цивилизация знала о колесе и базовой металлургии , ни одно из них не стало технологически значимым. [10]
Среди самых ранних сложных цивилизаций была культура ольмеков , населявшая побережье Мексиканского залива и простиравшаяся вглубь страны и на юг через перешеек Теуантепек . Частые контакты и культурный обмен между ранними ольмеками и другими культурами Чьяпаса , Оахаки и Гватемалы заложили основу мезоамериканской культурной области. Всему этому способствовали значительные региональные коммуникации в древней Мезоамерике , особенно вдоль Тихоокеанского побережья.
В последующий доклассический период начало развиваться сложное городское государство у майя . [11] [12] с появлением таких центров, как Агуада Феникс и Калакмуль в Мексике; Эль-Мирадор и Тикаль в Гватемале, а также сапотек в Монте-Альбане . В этот период первые настоящие мезоамериканские системы письма были разработаны в эпи-ольмекской и сапотекской культурах. Мезоамериканская письменность достигла своего апогея в классической логослоговой письменности майя .
В Центральной Мексике город Теотиуакан возник в разгар классического периода; он сформировал военную и торговую империю, политическое влияние которой простиралось на юг, в область майя, и на север. После падения Теотиуакана около 600 г. н.э. последовала конкуренция между несколькими важными политическими центрами в центральной Мексике, такими как Шочикалько и Чолула . В это время, в эпиклассический период, народы науа начали продвигаться на юг, в Мезоамерику с севера, и стали политически и культурно доминировать в центральной Мексике, поскольку они вытеснили носителей отомангских языков .
В ранний постклассический период в Центральной Мексике доминировала культура тольтеков , а в Оахаке — миштеки . В низменной области майя были важные центры в Чичен-Ице и Маяпане . К концу постклассического периода ацтеки Центральной Мексики построили подчиненную империю, охватывающую большую часть центральной Мезоамерики. [13]
Особая мезоамериканская культурная традиция закончилась испанским завоеванием в 16 веке. Евразийские болезни, такие как оспа и корь , которые были эндемичными среди колонистов, но впервые появились в Северной Америке, стали причиной гибели более 90% коренного населения, что привело к огромным потерям для их общества и культуры. [14] [15] В течение следующих столетий коренные культуры Мезоамерики постепенно подвергались испанскому колониальному правлению. Аспекты мезоамериканского культурного наследия до сих пор сохраняются среди коренных народов, населяющих Мезоамерику. Многие продолжают говорить на языках своих предков и сохраняют многие обычаи, восходящие к своим мезоамериканским корням. [16]
Этимология и определение
[ редактировать ]Термин «Мезоамерика » в переводе с греческого буквально означает «Средняя Америка». Средняя Америка часто означает большую территорию в Америке, но ранее она также использовалась более узко для обозначения Мезоамерики. Примером может служить название 16 томов «Справочника индейцев Средней Америки» . «Мезоамерика» в широком смысле определяется как территория, где проживает мезоамериканская цивилизация, состоящая из группы народов, имеющих тесные культурные и исторические связи. Точные географические размеры Мезоамерики менялись со временем, поскольку цивилизация простиралась на север и юг от своего центра на юге Мексики.
Этот термин был впервые использован немецким этнологом Паулем Кирхгофом , который отметил, что сходство существовало между различными доколумбовыми культурами в регионе, который включал южную Мексику , Гватемалу , Белиз , Сальвадор , западный Гондурас и тихоокеанские низменности Никарагуа и северо-западную часть региона. Коста-Рика . В традиции истории культуры , распространенной археологической теории начала и середины 20-го века, Кирхгоф определил эту зону как культурную область, основанную на наборе взаимосвязанных культурных сходств, возникших в результате тысячелетий меж- и внутрирегионального взаимодействия (т.е. диффузия ). [17] [18] Мезоамерика признана почти типичным культурным регионом. Этот термин теперь полностью интегрирован в стандартную терминологию доколумбовых антропологических исследований. И наоборот, родственные термины Аридоамерика и Оазисамерика , которые относятся к северной Мексике и западу США соответственно, не получили широкого распространения.
Некоторые из важных культурных черт, определяющих мезоамериканскую культурную традицию: [19]
- Садоводство и растениеводство : оседлый образ жизни, основанный на кукурузы выращивании ; плавучие сады ; использование коры бумаги и агавы (см. также магей ) в ритуальных целях, в качестве средства для письма, а также использование агавы для приготовления пищи и одежды; выращивание какао ; измельчение кукурузы, размягченной золой или известью ; -копалка в форме гарпуна палка
- Одежда и предметы личного пользования : пробки для губ , зеркала из полированного камня, тюрбаны, сандалии на каблуках, текстиль, украшенный кроличьей шерстью.
- Архитектура : строительство ступенчатых пирамид ; лепные полы; площадки для игры в мяч с каменными кольцами (см. использование натурального каучука и практику ритуальной мезоамериканской игры с мячом )
- Ведение учета : использование двух разных календарей (ритуального календаря на 260 дней и календаря на 365 дней, основанного на солнечном году ); использование локально разработанных пиктографических и иероглифических (логослоговых) систем письма ; числа (см. также двадцатеричную (по основанию 20) систему счисления); «век» — пятьдесят два года; календарь на восемнадцать месяцев; книги с ширмой
- Торговля : специализированные рынки, рынки «универмагов», разделенные по специализации.
- Оружие и военное дело : деревянные мечи с вставленными в края каменными сколами (см. макуауитль ), военные ордена (рыцари-орлы и рыцари-ягуары), глиняные дроби для духовых пистолетов, доспехи из ватных дисков, странствующие торговцы, выступающие в роли шпионов, войны с целью обеспечение жертвенных жертв
- Ритуал и миф : практика различных форм ритуального жертвоприношения , включая человеческие жертвоприношения и жертвоприношения перепелов; бумага и резина в качестве жертвенных приношений; пантеон богов или духов; акробатический танец летунов (см. Танец де лос Воладорес и танец летунов тотонаков; 13 как ритуальное число; ритуальный период 20 х 13 = 260 дней; мифическая концепция одного или нескольких загробных миров и трудного пути к ним; добро и дни плохих предзнаменований, основанные на сочетании шаманизма и природных божеств, а также общей системы символов;
- Язык : лингвистическая область , определяемая рядом грамматических особенностей , которые распространились по этой территории путем диффузии. [20]
География
[ редактировать ]Расположен на Среднеамериканском перешейке, соединяющем Северную и Южную Америку, между ок. Мезоамерика, расположенная на 10° и 22° северной широты , обладает сложной комбинацией экологических систем, топографических зон и экологических условий. Эти различные ниши подразделяются на две большие категории: низменности (области между уровнем моря и 1000 метров) и альтипланос , или возвышенности (расположенные на высоте от 1000 до 2000 метров над уровнем моря). [21] [22] В низменных регионах наиболее распространен субтропический и тропический климат , как и на большей части береговой линии Тихого океана , Мексиканского залива и Карибского моря . В высокогорьях наблюдается гораздо большее климатическое разнообразие: от сухого тропического до холодного горного климата ; преобладающий климат умеренный с теплыми температурами и умеренным количеством осадков. Количество осадков варьируется от засушливого Оахаки и северного Юкатана до влажных южных тихоокеанских и карибских низменностей.
Культурные подрайоны
[ редактировать ]Несколько отдельных субрегионов в Мезоамерике определяются совпадением географических и культурных атрибутов. Эти субрегионы носят скорее концептуальный, чем культурно значимый характер, и границы их границ не являются жесткими. Ареал майя, например, можно разделить на две основные группы: низменности и высокогорья. Низменности делятся на южную и северную низменности майя. Южные низменности майя обычно считаются охватывающими северную Гватемалу , южный Кампече и Кинтана-Роо в Мексике и Белиз . Северные низменности покрывают остальную часть северной части полуострова Юкатан . Другие области включают Центральную Мексику, Западную Мексику, низменности побережья Мексиканского залива, Оахаку , низменности южной части Тихого океана и юго-восточную Мезоамерику (включая северный Гондурас ).
Топография
[ редактировать ]В Мезоамерике существуют обширные топографические различия: от высоких пиков, описывающих Мексиканскую долину и в пределах центральных гор Сьерра-Мадре, до низких равнин северного полуострова Юкатан. Самая высокая гора в Мезоамерике — Пико-де-Орисаба , спящий вулкан, расположенный на границе Пуэблы и Веракруса . Его пиковая высота составляет 5636 м (18 490 футов).
Горы Сьерра-Мадре, состоящие из нескольких меньших хребтов, проходят с севера Мезоамерики на юг через Коста-Рику . Цепь исторически является вулканической . В центральной и южной Мексике часть цепи Сьерра-Мадре известна как Трансверсальный вулкан Эдже или Транс-Мексиканский вулканический пояс. В пределах хребта Сьерра-Мадре насчитывается 83 недействующих и действующих вулкана, в том числе 11 в Мексике, 37 в Гватемале, 23 в Сальвадоре, 25 в Никарагуа и 3 на северо-западе Коста-Рики. По данным Мичиганского технологического университета, [23] 16 из них все еще активны. Самый высокий действующий вулкан - Попокатепетль , высота 5452 м (17 887 футов). Этот вулкан, сохранивший свое название на языке науатль , расположен в 70 км (43 милях) к юго-востоку от Мехико . Среди других примечательных вулканов - Такана на границе Мексики и Гватемалы, Таджумулько и Сантамария в Гватемале, Исалько в Сальвадоре, Ареналь в Коста-Рике, а также Консепсьон и Мадерас на Ометепе , острове, образованном обоими вулканами, поднимающимися из озера Кочиболька в Никарагуа.
Одной из важных топографических особенностей является перешеек Теуантепек , низкое плато, которое разрывает цепь Сьерра-Мадре между Сьерра-Мадре-дель-Сур на севере и Сьерра-Мадре-де-Чьяпас на юге. Самая высокая точка перешейка находится на высоте 224 м (735 футов) над средним уровнем моря. Эта область также представляет собой кратчайшее расстояние между Мексиканским заливом и Тихим океаном в Мексике. Расстояние между двумя побережьями составляет примерно 200 км (120 миль). Северная сторона перешейка болотистая и покрыта густыми джунглями, но перешеек Теуантепек, как самая низкая и наиболее ровная точка горной цепи Сьерра-Мадре, тем не менее, был основным транспортным, коммуникационным и экономическим маршрутом в Мезоамерике.
Водоемы
[ редактировать ]За пределами низменностей северных майя реки распространены по всей Мезоамерике. Некоторые из наиболее важных из них служили очагами человеческой деятельности в этом районе. Самая длинная река в Мезоамерике — Усумасинта , которая образуется в Гватемале в месте слияния рек Салинас или Чиксой и Ла -Пасион и течет на север на протяжении 970 км (600 миль), из которых 480 км (300 миль) судоходны и в конечном итоге впадают в залив Мексиканский . Другие известные реки включают Рио-Гранде-де-Сантьяго , реку Грихальва , реку Мотагуа , реку Улуа и реку Хондо . Северные низменности майя, особенно северная часть полуострова Юкатан, отличаются почти полным отсутствием рек (во многом из-за абсолютного отсутствия топографических изменений). Кроме того, на северном полуострове нет озер. Основным источником воды в этой области являются водоносные горизонты , доступ к которым осуществляется через естественные отверстия на поверхности, называемые сенотами .
Площадью 8 264 км². 2 (3191 кв. Миль) Озеро Никарагуа — самое большое озеро в Мезоамерике. Озеро Чапала — крупнейшее пресноводное озеро Мексики, но озеро Тескоко , пожалуй, наиболее известно как место, на котором был основан Теночтитлан , столица империи ацтеков . Озеро Петен -Ица на севере Гватемалы примечательно тем, что здесь последний независимый город майя, Таясал (или Но Петен), противостоял испанцам до 1697 года. Другие крупные озера включают озеро Атитлан , озеро Исабаль , озеро Гуйха , Лемоа и озеро Ксолотлан. . [24]
Биоразнообразие
[ редактировать ]Почти все экосистемы присутствуют в Мезоамерике; наиболее известными являются Мезоамериканская система барьерных рифов , вторая по величине в мире, и Ла-Москития (состоящая из биосферного заповедника Рио-Платано , Тавахка-Асанни, национального парка Патука и биосферного заповедника Босавас ) — тропический лес , второй по размеру в Америке. только на Амазонку . [25] В высокогорье представлены смешанные и хвойные леса. Биоразнообразие одно из самых богатых в мире, хотя количество видов, занесенных в красный список МСОП, растет с каждым годом.
Хронология, культура и история
[ редактировать ]История человеческой деятельности в Мезоамерике делится на этапы или периоды. Они известны, с небольшими вариациями в зависимости от региона, как палеоиндийский , архаический , доклассический (или формирующий), классический и постклассический . Последние три периода, представляющие собой ядро мезоамериканской культурной флуоресценции, далее делятся на две или три подфазы. Большую часть времени после прибытия испанцев в 16 веке считается колониальным периодом.
Дифференциация ранних периодов (т. е. вплоть до конца позднего доклассического периода ) обычно отражает различные конфигурации социокультурной организации , которые характеризуются увеличением социально-политической сложности , принятием новых и различных стратегий существования и изменениями в экономической организации. (включая усиление межрегионального взаимодействия). Классический постклассический период и период отличаются циклической кристаллизацией и фрагментацией различных политических образований по всей Мезоамерике.
Палеоиндийский
[ редактировать ]Мезоамериканский палеоиндийский период предшествует появлению сельского хозяйства и характеризуется кочевой стратегией выживания в виде охоты и собирательства . Охота на крупную дичь, подобная той, что наблюдалась в современной Северной Америке , была важным компонентом стратегии существования мезоамериканских палеоиндейцев. Эти места имели обсидиановые лезвия и в стиле Хлодвига рифленые наконечники снарядов .
Архаичный
[ редактировать ]Архаический период (8000–2000 гг. До н.э.) характеризуется подъемом зарождающегося сельского хозяйства в Мезоамерике. Начальные фазы архаики включали выращивание диких растений, переход к неформальному одомашниванию и кульминацию, завершившуюся оседлым образом жизни и сельскохозяйственным производством к концу периода. Трансформации природной среды были обычным явлением, по крайней мере, с середины голоцена. [26] Архаичные места включают Сипакейт в Эскуинтле , Гватемала, где образцы пыльцы кукурузы датируются ок. 3500 г. до н.э. [27]
Доклассический/Формирующий
[ редактировать ]Первой сложной цивилизацией, развившейся в Мезоамерике, была ольмекская цивилизация , населявшая регион побережья Мексиканского залива Веракрус на протяжении доклассического периода. Основные места обитания ольмеков включают Сан-Лоренцо-Теночтитлан , Ла-Венту и Трес-Сапотес . Конкретные даты различаются, но эти места были заселены примерно с 1200 по 400 год до нашей эры. Остатки других ранних культур, взаимодействувших с ольмеками, были найдены в Такалик-Абадже , Исапе и Теопантекуанитлане , а также на юге, в Гондурасе . [28] Исследования, проведенные в тихоокеанских низменностях Чьяпаса и Гватемалы, позволяют предположить, что Исапа и культура Монте-Альто, возможно, предшествовали ольмекам. Радиоуглеродные образцы, связанные с различными скульптурами, найденными на стоянке Исапы в позднем доклассическом периоде, предполагают датировку между 1800 и 1500 годами до нашей эры. [29]
В течение среднего и позднего доклассического периода цивилизация майя развивалась на южных возвышенностях и низменностях майя, а также в нескольких местах на северных низменностях майя. Самые ранние поселения майя объединились после 1000 г. до н.э. и включают Накбе , Эль-Мирадор и Серрос . среднего и позднего доклассического периода майя Места включают Каминальджую , Чивал , Эдзна , Коба , Ламанай , Комчен , Дзибильчальтун и Сан-Бартоло , среди других.
Доклассический период в Центрально-Мексиканском нагорье представлен такими памятниками, как Тлапакойя , Тлатилько и Куикуилько . Эти объекты в конечном итоге были заменены Теотиуаканом , важным объектом классической эпохи, который в конечном итоге доминировал в экономической сфере и сферах взаимодействия по всей Мезоамерике. Поселение Теотиуакан датируется поздним периодом позднего доклассического периода, то есть примерно 50 годом нашей эры.
В Оахака долине Сан-Хосе Моготе представляет собой одну из старейших постоянных сельскохозяйственных деревень в этом районе и одну из первых, где начали использовать керамику. В период раннего и среднего доклассического периода на этом месте были созданы одни из самых ранних примеров оборонительных частоколов , церемониальных сооружений, использования самана и иероглифического письма . Также важно то, что это место было одним из первых, продемонстрировавших унаследованный статус , что означает радикальный сдвиг в социокультурной и политической структуре. Сан-Хосе-Моготе в конечном итоге был захвачен Монте-Альбаном , последующей столицей империи сапотеков , во время позднего доклассического периода.
Доклассический период на западе Мексики, в штатах Наярит , Халиско , Колима и Мичоакан , также известный как Запад, изучен плохо. Этот период лучше всего представлен тысячами статуэток, найденных грабителями и приписываемых « традиции шахтных гробниц ».
Классический
[ редактировать ]Ранняя классика
[ редактировать ]Классический период отмечен возникновением и доминированием нескольких государств. Традиционное различие между ранней и поздней классикой отмечено их меняющейся судьбой и способностью сохранять региональное первенство. Первостепенное значение имеют Теотиуакан в центральной Мексике и Тикаль в Гватемале; Временные границы ранней классики обычно соответствуют основным периодам существования этих памятников. Монте-Альбан в Оахаке - еще одно государство классического периода, которое расширялось и процветало в этот период, но столица сапотеков оказывала меньшее межрегиональное влияние, чем два других города.
В эпоху ранней классической эпохи Теотиуакан участвовал и, возможно, доминировал в обширной сети макрорегионального взаимодействия. Архитектурные стили и стили артефактов (талуд-таблеро, керамические сосуды на треногих плитах), воплощенные в Теотиуакане, были скопированы и приняты во многих отдаленных поселениях. Обсидиан Пачука , торговля и распространение которого, как утверждается, экономически контролировались Теотиуаканом, встречается по всей Мезоамерике.
Тикаль стал доминировать на большей части южных низменностей майя в политическом, экономическом и военном отношении во времена ранней классики. Сеть обмена с центром в Тикале распространяла различные товары и товары по всей юго-восточной Мезоамерике, такие как обсидиан, импортированный из центральной Мексики (например, Пачука) и высокогорной Гватемалы (например, Эль-Чаяль , который преимущественно использовался майя во время ранней классической эпохи). и нефрит из долины Мотагуа в Гватемале. Тикаль часто находился в конфликте с другими государствами в бассейне Петен , а также с другими государствами за его пределами, включая Уахактун , Караколь , Дос-Пилас , Наранхо и Калакмуль . К концу ранней классической эпохи этот конфликт привел к военному поражению Тикаля от Каракола в 562 году и периоду, широко известному как Тикальский перерыв .
Поздняя классика
[ редактировать ]Период поздней классики (с 600 г. по 909 г. н. э.) характеризуется как период межрегиональной конкуренции и фракционирования среди многочисленных региональных государств на территории майя. Во многом это стало результатом снижения социально-политической и экономической мощи Тикаля в начале периода. Поэтому именно в это время другие объекты приобрели региональную известность и смогли оказывать большее межрегиональное влияние, в том числе Караколь, Копан , Паленке и Калакмуль (который был союзником Каракола и, возможно, помог в разгроме Тикаля) и Дос . Пилас Агуатека и Канкуэн в регионе Петексбатун в Гватемале. Около 710 года Тикаль снова восстал и начал создавать крепкие союзы и побеждать своих злейших врагов. В ареале майя поздняя классика закончилась так называемым « коллапсом майя », переходным периодом, сочетающим общее обезлюдение южных низменностей с развитием и расцветом центров в северных низменностях.
Терминал Классический
[ редактировать ]Терминальная классика, обычно применяемая к территории майя, примерно охватывает время между ок. 800/850 и ок. 1000 год нашей эры. В целом, это обычно коррелирует с ростом популярности поселений Пуук на северных низменностях майя , названных так в честь холмов, где они в основном встречаются. Поселения Пуук особенно связаны с уникальным архитектурным стилем («архитектурный стиль Пуук»), который представляет собой технологический отход от предыдущих методов строительства. Основные места Пуука включают Ушмаль , Сайил , Лабну , Кабах и Ошкинток . Хотя этот стиль обычно сконцентрирован на территории холмов Пуук и вокруг них , этот стиль был задокументирован даже в Чичен-Ице на востоке и в Эдзне на юге.
Первоначально считалось, что Чичен-Ица был постклассическим местом в низинах северных майя. Исследования последних нескольких десятилетий установили, что впервые он был заселен во время перехода от ранней к поздней классике, но приобрел известность во время терминальной классической и ранней постклассической эпохи. В период своего расцвета это широко известное место экономически и политически доминировало над северными низменностями. Его участие в маршруте обмена вокруг полуострова, возможном через порт Исла Серритос , позволило Чичен-Ице оставаться тесно связанным с такими районами, как центральная Мексика и Центральная Америка . Очевидная «мексиканизация» архитектуры Чичен-Ицы заставила прошлых исследователей поверить в то, что Чичен-Ица существовала под контролем империи тольтеков. Хронологические данные опровергают эту раннюю интерпретацию, и теперь известно, что Чичен-Ица существовала до тольтеков; Мексиканские архитектурные стили теперь используются как индикатор сильных экономических и идеологических связей между двумя регионами.
Постклассика
[ редактировать ]Постклассический период (начало 900–1000 гг. н. э., в зависимости от региона), как и поздний классический период, характеризуется циклической кристаллизацией и фрагментацией различных государств. Основные центры майя располагались в северных низменностях. После Чичен-Ицы, политическая структура которой рухнула во время раннего постклассического периода, Майяпан приобрел известность во время среднего постклассического периода и доминировал на севере в течение ок. 200 лет. После фрагментации Майяпана политическая структура северных низменностей вращалась вокруг крупных городов или городов-государств, таких как Ошкуцкаб и Тихо ( Мерида, Юкатан ), которые конкурировали друг с другом.
Тонина в высокогорье Чьяпас и Каминальхуйу в горной местности центральной Гватемалы были важными центрами южных высокогорных майя. Последнее место, Каминальджую, является одним из самых давно заселенных мест в Мезоамерике и было постоянно заселено с ок. С 800 г. до н.э. примерно до 1200 г. н.э. Другие важные горные группы майя включают киче в Утатлане , мам в Сакулеу , покомам в Микско-Вьехо и какчикель в Ишимче в горной местности Гватемалы. Пипил Сальвадоре проживали в в , никарао — в западной Никарагуа и северо-западной Коста-Рике , а чорти — восточной Гватемале и северо-западном Гондурасе . [30]
В центральной Мексике ранняя часть постклассического периода коррелирует с возникновением тольтеков и империи, базирующейся в их столице Туле (также известной как Толлан ). Чолула , первоначально важный ранний классический центр, одновременно с Теотиуаканом, сохранил свою политическую структуру (он не рухнул) и продолжал функционировать как регионально важный центр в постклассический период. Последняя часть постклассического периода обычно связана с возникновением Мексики и Империи ацтеков . Одна из наиболее известных культурных групп в Мезоамерике, ацтеки политически доминировали почти во всей центральной Мексике, на побережье Мексиканского залива, на южном тихоокеанском побережье Мексики (Чьяпас и Гватемала), Оахаке и Герреро .
Тараски Мичоакане (также известные как Пурхепеча проживали в ) и Герреро. Государство тарасков со столицей в Цинцунцане было одним из немногих, кто активно и постоянно сопротивлялся доминированию ацтеков в период позднего постклассического периода. Другие важные постклассические культуры в Мезоамерике включают тотонаков вдоль восточного побережья (в современных штатах Веракрус , Пуэбла и Идальго ). Уастеки проживали к северу от Тотонака, в основном на территории современных штатов Тамаулипас и северного Веракруса. Оахаку населяли микстекская Митле и сапотекская культуры с центрами в и Заахиле соответственно .
Постклассический период заканчивается с приходом испанцев и их последующим завоеванием ацтеков между 1519 и 1521 годами. Многие другие культурные группы не согласились с этим до более позднего времени. Например, группы майя в районе Петена, в том числе Ица в Таясале и Ковой в Зацпетене , оставались независимыми до 1697 года.
Некоторые мезоамериканские культуры так и не достигли доминирующего статуса и не оставили впечатляющих археологических памятников, но, тем не менее, заслуживают внимания. К ним относятся группы отоми , группы Миксе-Соке (которые могли быть или не быть родственниками ольмеков), северные юто-ацтекские группы, часто называемые чичимека , в которые входят кора и уичоль , чонталесы, уавесы, и народы пипил, синкан и ленкан в Центральной Америке.
Хронология в виде диаграммы
[ редактировать ]Период | Промежуток времени | Важные культуры, города |
---|---|---|
Палеоиндийский | 10 000–3500 до н. э. | Гондурас, Гватемала, Белиз, точки из обсидиана и пирита, Истапан. |
Архаичный | 3500–1800 гг. до н.э. | Сельскохозяйственные поселения, Теуакан |
Доклассический (формирующий) | 2000 г. до н.э. – 250 г. н.э. | Неизвестная культура в Ла-Бланке и Ухюксте , культура Монте-Альто |
Ранний доклассический период | 2000–1000 гг. до н.э. | Ольмекский регион: Сан-Лоренцо Теночтитлан ; Центральная Мексика: Чалькацинго ; Долина Оахаки: Сан-Хосе Моготе . Район майя: Накбе , Серрос. Центральноамериканский регион: Лос-Наранхос |
Средний доклассический период | 1000–400 гг. до н. э. | Ольмекский регион: Продажа , Три Сапота ; Район майя: Эль-Мирадор , Исапа , Ламанаи , Ксунантунич , Каменный дом , Такалик-Абай , Каминальджую , Уахактун ; Долина Оахака: Монте-Альбан ; Центральноамериканский регион: Ярумела |
Поздний доклассический период | 400 г. до н.э. – 200 г. н.э. | майя Район : Уахактун , Тикаль , Эдзна , Чивал , Сан-Бартоло , Алтарь жертвоприношений , Пьедрас-Неграс , Сейбал , Рио-Амарилло , Рио-Асуль ; Центральная Мексика: Теотиуакан ; Побережье Мексиканского залива: эпиольмекская культура ; Западная Мексика: традиция гробниц в шахте |
Классический | 200–900 гг. н. э. | Классические центры майя, Теотиуакан, Сапотек |
Ранняя классика | 200–600 гг. н.э. | Район майя: Калакмуль , Караколь , Чунчучмиль , Копан , Наранхо , Паленке , Эль-Пуэнте , Киригуа , Тикаль , Уахактун , Якша ; Центральная Мексика: Теотиуакана апогей ; Сапотекский апогей; Западная Мексика: традиция Теучитлана ; Центральноамериканский регион: Тенампуа |
Поздняя классика | 600–900 гг. н. э. | Район майя: Ушмаль , Тонина , Коба , Вака , Пусилья , Культун , Дос-Пилас , Канкуэн , Агуатека , Яшчилан ; Центральная Мексика: Сочикалько , Какаштла ; Побережье Мексиканского залива: Эль-Тахин и классическая культура Веракруса ; Западная Мексика: традиция Теучитлана |
Терминал Классический | 800–900/1000 г. н.э. | Район майя: Города Пуук : Ушмаль , Лабна , Сайил , Кабах. |
Постклассика | 900–1519 гг. н.э. | Ацтеки , тараски , миштеки , тотонаки , пипилы , никарагуанцы , Ица , Ковой , Книче , Какчикель , Покомам , Мам |
Ранний постклассический | 900–1200 гг. н.э. | Чолула , Тула , Митла , Эль-Тахин , Тулум , Топоксте , Каминальхуйю , Хойя-де-Серен |
Поздняя постклассика | 1200–1521 гг. н. э. | Теночтитлан , Семпоала , Цинцунцан , Маяпан , Тихо , Утатлан , Иксимче , Микско-Вьехо , Сакулеу , Пеньоль-де-Серкин |
Колониальный | 1521–1821 | Науас , майя, миштеки , сапотек , пурепеча , чинантек , отоми , тепеуа , тотонак , масатек , тлапанек , амузго |
Постколониальный | 1821 – настоящее время | Науас , майя, миштеки , ленка , сапотек , пурепеча , чинантек , отоми , тепеуа , тотонак , масатек , тлапанек , амузго |
Другие характеристики
[ редактировать ]Пропитание
[ редактировать ]Примерно к 6000 году до нашей эры охотники-собиратели, жившие в высокогорьях и низменностях Мезоамерики, начали осваивать методы ведения сельского хозяйства с раннего выращивания тыквы и перца чили. Самый ранний образец кукурузы датируется ок. 4000 г. до н. э., происходит из Гила Накиц , пещеры в Оахаке. Более ранние образцы кукурузы были обнаружены в пещере Лос-Ладронес в Панаме , ок. 5500 г. до н.э. [31] Чуть позже полуаграрные общины начали выращивать другие культуры по всей Мезоамерике. [32] Кукуруза была наиболее распространенным одомашненным продуктом, но к 3500 г. до н.э. обыкновенная фасоль, тепари, алая стручковая фасоль, хикама , помидоры и кабачки стали обычными культурами. В то же время эти общины использовали хлопок , юкку и агаву для производства волокон и текстильных материалов. [33] К 2000 году до нашей эры кукуруза была основной культурой в регионе и оставалась таковой до сих пор. Дерево Рамон или хлебный орех ( Brosimum alicastrum ) время от времени заменяло кукурузу при производстве муки. Фрукты также играли важную роль в ежедневном рационе мезоамериканских культур. Некоторые из основных потребляемых продуктов включают авокадо , папайю , гуаву , мамей , сапоте и аннону .
В Мезоамерике не было животных, пригодных для приручения, особенно крупных копытных . Отсутствие тягловых животных для транспортировки — одно заметное различие между Мезоамерикой и культурами южноамериканских Анд. Другие животные, в том числе утка , собаки и индейка , были одомашнены . Турция была первой страной, одомашненной на местном уровне, около 3500 г. до н.э. [34] Собаки были основным источником животного белка в древней Мезоамерике. [35] а собачьи кости распространены в отложениях мусора по всему региону.
Общества этого региона действительно охотились на определенные дикие виды ради еды. Среди этих животных были олени, кролики , птицы и различные виды насекомых. Они также охотились за предметами роскоши, такими как кошачий мех и оперение птиц. [36]
Мезоамериканские культуры, обитавшие в низинах и прибрежных равнинах, заселились в аграрные сообщества несколько позже, чем горные культуры, поскольку в этих районах было большее изобилие фруктов и животных, что делало образ жизни охотников-собирателей более привлекательным. [32] Рыболовство также было основным источником продовольствия для жителей равнинной и прибрежной Мезоамерики, что еще больше сдерживало желание селиться в постоянных поселениях.
Политическая организация
[ редактировать ]Церемониальные центры были ядрами мезоамериканских поселений. Храмы обеспечивали пространственную ориентацию, которая придавалась окружающему городу. Города с их торговыми и религиозными центрами всегда были политическими образованиями, чем-то похожими на европейские города-государства , и каждый человек мог идентифицировать себя с городом, в котором он жил. [ нужна ссылка ]
Церемониальные центры всегда строились так, чтобы их было видно. Пирамиды должны были выделяться на фоне остального города, символизировать богов и их силы. Еще одна характерная особенность церемониальных центров – исторические слои. Все церемониальные постройки строились на разных этапах, одно над другим, до такой степени, что то, что мы видим сейчас, обычно является последней стадией строительства. В конечном счете, церемониальные центры были архитектурным воплощением идентичности каждого города, представленной почитанием их богов и хозяев. [ нужна ссылка ] Стелы были обычными общественными памятниками по всей Мезоамерике и служили для обозначения выдающихся успехов, событий и дат, связанных с правителями и знатью различных мест.
Экономика
[ редактировать ]Учитывая, что Мезоамерика была разбита на многочисленные и разнообразные экологические ниши, ни одно из населявших этот регион обществ не было самодостаточным, хотя торговля на очень дальние расстояния была обычным явлением только для очень редких товаров или предметов роскоши. [37] По этой причине, начиная с последних столетий архаического периода (8000–1000 гг. до н. э.), регионы компенсировали недостатки окружающей среды, специализируясь на добыче определенных богатых природных ресурсов, а затем обменивая их на необходимые недоступные ресурсы через созданные коммерческие торговые сети. .
Ниже приводится список некоторых специализированных ресурсов, продаваемых из различных мезоамериканских субрегионов и экологических контекстов:
- Тихоокеанские низменности: хлопок и кошениль.
- Низины майя и побережье Мексиканского залива: какао , ваниль , шкуры ягуара , птицы и птичьи перья (особенно кетцаля и ара ).
- Центральная Мексика: Обсидиан ( Пачука )
- Высокогорье Гватемалы: обсидиан ( Сан-Мартин, Хилотепеке , Эль-Чаяль и Икстепеке ), пирит и нефрит из реки Мотагуа. долины
- Прибрежные районы: соль , сухая рыба , ракушки и красители.
Архитектура
[ редактировать ]Мезоамериканская архитектура — это собирательное название городских, церемониальных и общественных сооружений, построенных доколумбовыми цивилизациями в Мезоамерике. Несмотря на то, что все виды мезоамериканской архитектуры сильно различаются по стилям, они демонстрируют некоторую взаимосвязь благодаря очень значительным культурным обменам, которые происходили на протяжении тысячелетий. Среди самых известных сооружений Мезоамерики пирамиды с плоской вершиной являются визитной карточкой наиболее развитых городских центров.
В мезоамериканской архитектуре наиболее заметны две характеристики. Во-первых, тесная связь между географией, астрономией и архитектурой: очень часто городские центры или даже отдельные здания ориентированы по сторонам света и/или вдоль определенных созвездий. [38] Во-вторых, иконография считалась неотъемлемой частью архитектуры: здания часто украшались изображениями религиозного и культурного значения. [39]
Календарные системы
[ редактировать ]Люди, занимающиеся сельским хозяйством, исторически делят год на четыре сезона. К ним относятся два солнцестояния и два равноденствия , которые можно рассматривать как четыре «столпа направления», поддерживающие год. Эти четыре времени года были и остаются важными, поскольку они указывают на сезонные изменения, которые напрямую влияют на жизнь мезоамериканских земледельцев.
Майя внимательно наблюдали и должным образом записывали сезонные маркеры. Они готовили альманахи, записывая прошлые и недавние солнечные и лунные затмения , фазы Луны , периоды Венеры и Марса , движения различных других планет и соединения небесных тел. В этих альманахах также делались предсказания будущих небесных событий. Эти таблицы удивительно точны, учитывая доступные технологии, и указывают на значительный уровень знаний астрономов майя . [40]
Среди многих типов календарей, которые поддерживали майя, наиболее важные включают 260-дневный цикл, 360-дневный цикл или «год», 365-дневный цикл или год, лунный цикл и цикл Венеры, который отслеживал Синодический период Венеры. Майя периода европейских контактов говорили, что знание прошлого помогало как понимать настоящее, так и предсказывать будущее (Диего де Ланда). 260-дневный цикл представлял собой календарь для управления сельским хозяйством, соблюдения религиозных праздников, обозначения движения небесных тел и увековечения памяти государственных чиновников. 260-дневный цикл также использовался для гадания и (как и католический календарь святых) для наречения новорожденных. [41]
Названия дней, месяцев и лет в мезоамериканском календаре произошли по большей части от животных, цветов, небесных светил и культурных концепций, имевших символическое значение в мезоамериканской культуре. Этот календарь использовался на протяжении всей истории Мезоамерики почти во всех культурах. Даже сегодня несколько групп майя в Гватемале, в том числе киче , кекчи , какчикель и народ миксе из Оахаки, продолжают использовать модернизированные формы мезоамериканского календаря.
Системы письма
[ редактировать ]Мезоамериканские письменности, расшифрованные к настоящему времени, представляют собой логослогическое сочетание использования логограмм со слоговым письмом , и их часто называют иероглифическими письмами. В Мезоамерике зарегистрировано пять или шесть различных письменностей, но методы археологического датирования и определенная степень корысти создают трудности в установлении приоритета и, следовательно, предка, от которого произошли другие. Наиболее документированной и расшифрованной мезоамериканской письменностью и, следовательно, наиболее широко известной, является классическая письменность майя . Другие включают ольмекскую , сапотекскую и эпи-ольмекскую/истмийскую системы письма. Обширная мезоамериканская литература сохранилась частично в письменности коренных народов, а частично в транскрипции после вторжения на латиницу .
Другие системы глифического письма Мезоамерики и их интерпретация стали предметом многочисленных споров. Одна из важных продолжающихся дискуссий касается того, можно ли считать мезоамериканские тексты, не относящиеся к майя, примерами истинного письма или же мезоамериканские тексты, не относящиеся к майя, лучше всего понимать как пиктографические условности, которые выражают идеи, особенно религиозные, но не отражают фонетику разговорного языка.
Мезоамериканское письмо встречается в нескольких средах, включая большие каменные памятники, такие как стелы , вырезанные непосредственно на архитектуре, вырезанные или закрашенные по лепнине (например, фрески ), а также на керамике . Известно, что ни в одном доколумбовом мезоамериканском обществе не было широко распространенной грамотности, и грамотность, вероятно, была ограничена определенными социальными классами, включая писцов, художников, торговцев и знать.
Мезоамериканские книги обычно писались кистью и цветными чернилами на бумаге, приготовленной из внутренней коры фикуса амакуса . Книга представляла собой длинную полоску заготовленной коры, которую складывали, как ширму, чтобы обозначить отдельные страницы. Страницы часто были закрыты и защищены книжными досками с искусной резьбой. Некоторые книги состояли из квадратных страниц, а другие — из прямоугольных.
После испанских завоеваний в шестнадцатом веке испанские монахи научили местных писцов писать на своем языке алфавитными текстами. Многие устные истории доиспанского периода были впоследствии записаны в алфавитных текстах. Коренные жители центральной и южной Мексики в колониальный период продолжали создавать письменные тексты, многие из которых содержали графические элементы. Важным научным справочным изданием является « Справочник индейцев Средней Америки . Путеводитель по этноисторическим источникам» . Мезоамериканские кодексы сохранились в регионах ацтеков , майя , миштеков и сапотеков .
Арифметика
[ редактировать ]Мезоамериканская арифметика рассматривала числа как имеющие как буквальное, так и символическое значение, что является результатом дуалистической природы, характерной для мезоамериканской идеологии. Как уже упоминалось, мезоамериканская система счисления была двадцатеричной (т. е. основывалась на числе 20).
Для обозначения чисел использовалась серия полос и точек. Точки имели значение один, а столбцы — пять. Этот тип арифметики сочетался с символической нумерологией: «2» относилось к истокам, поскольку все истоки можно рассматривать как удвоение; «3» относилось к домашнему пожару; «4» было связано с четырьмя углами вселенной; «5» означает нестабильность; «9» относилось к подземному миру и ночи; «13» было числом света, «20» — изобилия, а «400» — бесконечности. Трес - Также использовалась концепция нуля, и ее представление во время позднего доклассического заселения Сапотеса является одним из самых ранних применений нуля в истории человечества.
Еда, медицина и наука
[ редактировать ]Мезоамерика заслужила бы свое место в человеческом пантеоне , если бы ее жители выращивали только кукурузу , самую важную с точки зрения урожая культуру в мире. Но жители Мексики и северной части Центральной Америки также вывели помидоры , которые теперь являются основой итальянской кухни ; перец , необходимый для тайской и индийской кухни ; мира все тыквы (за исключением нескольких, одомашненных в Соединенных Штатах); и множество бобов на тарелках по всему миру. По оценкам одного писателя, эти коренные племена выращивали три пятых сельскохозяйственных культур, которые сейчас выращиваются, большая часть которых находится в Мезоамерике. Обеспечив себе продовольствие, мезоамериканские общества обратились к интеллектуальным занятиям. За тысячелетие или меньше, за сравнительно короткий срок, они изобрели собственную письменность , астрономию и математику , включая ноль . [42]
Кукуруза играла важную роль в мезоамериканских праздниках из-за своего символического значения и изобилия. [43] Богов прославляли и давали им имена.
Коренные народы Америки в различных формах практиковали посадку-компаньон. Они одомашнили тыкву 8000–10 000 лет назад, затем кукурузу , затем обыкновенную фасоль , сформировав сельскохозяйственную технику «Три сестры» . Кукурузный стебель служил решеткой , по которой бобы могли подняться, а бобы фиксировали азот , принося пользу кукурузе. [44]
Фрай Бернардино де Саагун собрал обширную информацию о растениях, животных, типах почв, среди прочего, от местных информаторов в книге 11 «Земные дела» двенадцатитомной « Всеобщей истории вещей Новой Испании», известной как « Флорентийский кодекс» , составленной в третьей четверти шестнадцатого века. Бернардино де Саагун сообщил о ритуальном использовании грибов псилоцибе , известных ацтекам как теонанакатль ( агглютинативная форма теотля (бог, священный) и нанакатль (гриб) на языке науатль ). [45] [46] Более ранняя работа, « Рукопись Бадиана» или Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis, представляет собой еще один ацтекский кодекс с письменным текстом и иллюстрациями, собранными с точки зрения коренных народов. Древние ацтеки использовали в своем обществе различные энтеогены . [47] [48]
Имеющиеся данные показывают, что диких животных ловили и продавали в символических и ритуальных целях. [49]
Мифология и мировоззрение
[ редактировать ]Общие черты мезоамериканской мифологии характеризуются их общей основой как религии, которая, хотя во многих мезоамериканских группах развилась в сложные политеистические религиозные системы, сохранила некоторые шаманские элементы. [50]
широта мезоамериканского пантеона божеств Большая обусловлена включением идеологических и религиозных элементов из первой примитивной религии Огня, Земли, Воды и Природы. [51] Астральные божества (солнце, звезды, созвездия и Венера) были приняты и представлены в антропоморфных, зооморфных и антропозооморфных скульптурах, а также в предметах повседневного быта. [52] Качества этих богов и их атрибуты менялись со временем и под культурным влиянием других мезоамериканских групп. Богов одновременно трое: творец, хранитель и разрушитель, и в то же время только один. Важной характеристикой мезоамериканской религии был дуализм божественных сущностей. Боги представляли собой противостояние противоположных полюсов: положительного, примером которого является свет, мужское начало, сила, война, солнце и т. д.; и негативное, примером которого является тьма, женское начало, покой, мир, луна и т. д.
Типичная мезоамериканская космология рассматривает мир как разделенный на дневной мир, за которым наблюдает Солнце, и ночной мир, за которым наблюдает Луна. Что еще более важно, три наложенных друг на друга уровня мира объединены деревом Сейба ( Якше на языке майя). Географическое видение также привязано к сторонам света. Определенные географические особенности связаны с разными частями этого космовидения. Таким образом, горы и высокие деревья соединяют средний и верхний миры; пещеры соединяют средний и нижний миры.
Жертва
[ редактировать ]В целом жертвоприношение можно разделить на два типа: самопожертвование и человеческое жертвоприношение . [53] Различные формы жертвоприношений отражены в образах, используемых для описания идеологической структуры и социокультурной организации в Мезоамерике. Например, на территории майя на стелах изображены ритуалы кровопускания, совершаемые правящей элитой, орлы и ягуары, пожирающие человеческие сердца, нефритовые круги или ожерелья, изображающие сердца, а также растения и цветы, которые символизируют как природу, так и кровь, обеспечивающую жизнь. Изображения также выражали мольбы о дожде или крови с тем же намерением пополнить божественную энергию. Ритуальное жертвоприношение совершалось с целью умилостивить богов и с целью защиты населения.
Самопожертвование
[ редактировать ]Самопожертвование, также называемое кровопусканием , представляет собой ритуальную практику забора крови из себя. Его обычно видят или представляют через иконографию, исполняемую правящей элитой в высокоритуальных церемониях, но его легко практиковать в обыденных социокультурных контекстах (т. е. люди, не принадлежащие к элите, могли совершать самопожертвования). Акт обычно совершался с помощью обсидиановых призматических лезвий или шипов ската , а кровь брали из прокола или пореза языка , мочек ушей и/или гениталий (среди других мест). Другая форма самопожертвования заключалась в протягивании веревки с прикрепленными шипами через язык или мочки ушей. Полученную кровь затем собирали на амате, который держали в миске.
Самопожертвование не ограничивалось правителями-мужчинами, поскольку их коллеги-женщины часто выполняли эти ритуальные действия. Обычно их изображают выполняющими технику веревки и шипов. В недавно обнаруженной гробнице царицы на территории классических майя Вака (также известной как Эль-Перу) в области ее гениталий был помещен церемониальный позвоночник ската, что позволяет предположить, что женщины также проводили кровопускание в своих гениталиях. [54]
Человеческие жертвы
[ редактировать ]Жертвоприношение имело большое значение в социальных и религиозных аспектах мезоамериканской культуры. Во-первых, он показал смерть, превратившуюся в божественное. [55] Смерть — это последствие человеческого жертвоприношения, но это не конец; это всего лишь продолжение космического цикла. Смерть создает жизнь — божественная энергия высвобождается через смерть и возвращается к богам, которые затем могут создать больше жизни. Во-вторых, это оправдывает войну, поскольку самые ценные жертвы приносятся в результате конфликта. Смерть воина является величайшей жертвой и дает богам энергию для выполнения повседневных дел, таких как вызов дождя. Война и захват пленных стали методом социального развития и религиозным делом. Наконец, это оправдывает контроль над властью со стороны двух правящих классов — жрецов и воинов. Жрецы контролировали религиозную идеологию, а воины приносили жертвы. Исторически также считалось, что приносимые в жертву были выбраны богами, идея «избранности» была решена богами. Затем это проявлялось в таких действиях, как удар молнии. Если в кого-то ударила молния и требовалась жертва, его часто выбирало население, поскольку они считали, что были выбраны богами.
игра с мячом
[ редактировать ]Мезоамериканская игра в мяч была видом спорта с ритуальными ассоциациями, в который на протяжении более 3000 лет играли почти все доколумбовые народы Мезоамерики. На протяжении тысячелетий в разных местах этого вида спорта существовали разные версии, а в современную версию игры, улама , до сих пор играют в нескольких местах.
более 1300 площадок для игры в мяч . По всей Мезоамерике обнаружено [56] Они значительно различаются по размеру, но все они имеют длинные узкие проходы с боковыми стенками, от которых отбиваются мячи.
Правила игры с мячом неизвестны, но, вероятно, она была похожа на волейбол, где цель — удерживать мяч в игре. В самой известной версии игры игроки ударяли по мячу бедрами, хотя в некоторых версиях использовались предплечья или ракетки, биты или ручные камни. Мяч был сделан из твердой резины и весил до 4 кг и более, а размеры сильно различались с течением времени или в зависимости от версии игры. [57] [58]
Хотя в эту игру играли случайно для простого развлечения, в том числе дети и, возможно, даже женщины, игра также имела важные ритуальные аспекты, и крупные формальные игры с мячом проводились как ритуальные мероприятия, часто сопровождавшиеся человеческими жертвоприношениями.
Астрономия
[ редактировать ]Мезоамериканская астрономия включала широкое понимание циклов планет и других небесных тел. Особое значение придавалось Солнцу , Луне и Венере как утренней и вечерней звезде. [59]
В некоторых местах были построены обсерватории, в том числе круглая обсерватория в Сейбале и «Обсерватория» в Сочикалько . Часто архитектурная организация мезоамериканских памятников основывалась на точных расчетах, полученных на основе астрономических наблюдений. Хорошо известные примеры включают пирамиду Эль-Кастильо в Чичен-Ице и Обсерваторию в Сочикалько . Уникальный и распространенный архитектурный комплекс, встречающийся среди многих мезоамериканских памятников, — это E-Group ; они предназначены для использования в качестве астрономических обсерваторий. Название этого комплекса основано на «Группе Е» Уахактуна , первой известной обсерватории в районе майя. Возможно, самая ранняя обсерватория, зарегистрированная в Мезоамерике, принадлежит культуре Монте-Альто . Этот комплекс состоял из трёх плоских стел и храма, ориентированного по отношению к Плеядам . [60]
Символизм пространства и времени
[ редактировать ]Утверждалось, что среди мезоамериканских обществ понятия пространства и времени связаны с четырьмя основными точками компаса и связаны друг с другом календарем . [61] Даты или события всегда были привязаны к направлению компаса, а календарь указывал символическую географическую характеристику, свойственную этому периоду. В результате значения основных направлений многие мезоамериканские архитектурные особенности, если не целые поселения, были спланированы и ориентированы в соответствии с направлением.
В космологии майя каждой кардинальной точке был присвоен определенный цвет и определенное божество-ягуар ( Бакаб ). Они заключаются в следующем:
- Хобнил , Бакаб Востока , связанный с красным цветом и Кана . годами
- Кан Цикнал , Бакаб Севера , присвоил белый цвет и Мулука . годы
- Зак Чими , Бакаб Запада , связанный с черным цветом и IX годами.
- Хозанек , Бакаб Юга , связанный с желтым цветом и годами Кауака .
Более поздние культуры, такие как Какчикель и Киче, сохраняют связь сторон света с каждым цветом, но используют разные названия.
У ацтеков название каждого дня было связано с кардинальной точкой (что придавало символическое значение), а каждое кардинальное направление было связано с группой символов. Ниже приведены символы и понятия, связанные с каждым направлением:
- Восток: крокодил . , змея , вода , трость и движение Восток был связан с мировыми жрецами и ассоциировался с растительным плодородием или, другими словами, тропическим изобилием.
- Север: ветер, смерть, собака, ягуар и кремень (или кремень ). Север контрастирует с Востоком тем, что он концептуализируется как сухой, холодный и гнетущий. Он считается ночной частью Вселенной и включает в себя жилища мертвых. Собака ( xoloitzcuintle ) имеет весьма конкретное значение, так как сопровождает умершего во время путешествия в страны мертвых и помогает им пересечь реку смерти, ведущую в небытие. ( См. также « Собаки в мезоамериканском фольклоре и мифах »).
- Запад: дом, олень, обезьяна , орел и дождь. Запад был связан с циклами растительности, особенно с высокими равнинами умеренного пояса, где идут небольшие дожди и смена времен года.
- Юг: кролик, ящерица , сушеные травы, канюк и цветы. Оно связано, с одной стороны, со светящимся Солнцем и полуденным зноем, а с другой – с дождем, наполненным спиртом. Кролик, главный символ Запада, ассоциировался с фермерами и пульке .
Политическое и религиозное искусство
[ редактировать ]Мезоамериканское художественное выражение было обусловлено идеологией и обычно было сосредоточено на темах религии и/или социально-политической власти . Во многом это основано на том факте, что большинство произведений, переживших испанское завоевание, были общественными памятниками. Эти памятники обычно воздвигались правителями, стремившимися визуально узаконить свою социокультурную и политическую позицию; тем самым они переплели свое происхождение, личные качества и достижения, а также наследие с религиозными концепциями. Таким образом, эти памятники были специально разработаны для всеобщего обозрения и принимали различные формы, включая стелы , скульптуры , архитектурные рельефы и другие типы архитектурных элементов (например, гребни на крыше). Среди других затронутых тем — отслеживание времени, прославление города и почитание богов — все это было связано с явным превознесением способностей и правления правителя, заказавшего произведение искусства.
Большинство произведений искусства, созданных в это историческое время, были посвящены этим темам, религии и политике. Правители рисовали и лепили. Исторические рассказы и события затем были переведены в произведения искусства, а искусство использовалось для передачи религиозных и политических посланий.
Музыка
[ редактировать ]Археологические исследования никогда не обнаруживали какой-либо письменной музыки доколумбовой эпохи , но были найдены музыкальные инструменты, а также резные фигурки и изображения, которые ясно показывают, как музыка играла центральную роль в религиозных и социальных структурах майя , например, в качестве аккомпанемента. на торжества и похороны. [62] Некоторые мезоамериканские цивилизации, такие как майя, обычно играли на различных инструментах, таких как барабаны, флейты и свистки. [63] Хотя большая часть оригинальной музыки майя исчезла после испанской колонизации , некоторая ее часть смешалась с пришедшей испанской музыкой и существует до сих пор.
См. также
[ редактировать ]- Америка (терминология)
- Америка
- Центральная Америка
- Испаноязычная Америка
- Латиноамериканцы и латиноамериканцы
- Коренные народы Мексики
- Коренные народы Америки
- Латинская Америка
- Мезоамериканский регион
- Средняя Америка (Америка)
- Живопись в Америке до европейской колонизации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мезоамерика» . Образование | Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вятт, Эндрю Р.; Монаган, Джон (13 декабря 2010 г.). «Мезоамерика». В Холлоуэе, Томас Х. (ред.). Спутник истории Латинской Америки . Джон Уайли и сыновья. стр. 24–41. ISBN 978-1-4443-3884-3 .
- ^ Килрой-Юбэнк, Лорен. «Мезоамерика, введение» . Искусство Америки до Первой мировой войны . Ханская академия. Архивировано из оригинала 7 ноября 2023 г.
- ^ «Археология Мезоамерики» , Латиноамериканские исследования , Oxford University Press, 21 февраля 2022 г., doi : 10.1093/obo/9780199766581-0263 , ISBN 978-0-19-976658-1 , получено 14 апреля 2024 г.
- ^ Килрой-Юбэнк, Лорен (12 сентября 2017 г.). «Мезоамерика, введение» . Смартистория . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ «Археология Мезоамерики» , Латиноамериканские исследования , Oxford University Press, 21 февраля 2022 г., doi : 10.1093/obo/9780199766581-0263 , ISBN 978-0-19-976658-1 , получено 14 апреля 2024 г.
- ^ Вудфилл, Брент (25 октября 2018 г.), «Мезоамериканская археология» , антропология , Oxford University Press, doi : 10.1093/obo/9780199766567-0194 , ISBN 978-0-19-976656-7 , получено 14 апреля 2024 г.
- ^ Карраско 2001 .
- ^ Фэган 1996 , с. 762.
- ^ Кармак, Гаско и Госсен 1996 , стр. 55.
- ^ «Исследование мира майя» . Google Искусство и культура . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года.
- ^ «Кто такие майя?» . Google Искусство и культура .
- ^ Кармак, Гаско и Госсен 1996 , стр. 40–80.
- ^ «Мезо-Америка», Оксфордский справочный словарь английского языка , 2-е изд. (ред.) 2002г. ( ISBN 0-19-860652-4 ) Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; п. 906.
- ^ (2000): Атлас доиспанской Мексики. Мексиканский журнал археологии . Специальный выпуск 5. Июль 2000 г. Райс/ Национальный институт антропологии и истории. Мексика.
- ^ Кармак, Гаско и Госсен 1996 , стр. [ нужна страница ] .
- ^ Кирхгоф 1943 .
- ^ Кармак, Гаско и Госсен 1996 , стр. 5–8.
- ^ Бирхорст, Джон (1990). Мифология Мексики и Центральной Америки . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, Inc., с. 12. ISBN 0688067212 .
- ^ Кэмпбелл, Кауфман и Смит-Старк 1986 .
- ^ Коу 1994 .
- ^ Кармак, Гаско и Госсен 1996 , стр. 9–11.
- ^ «Страница вулканов MTU - Справочная карта мира» . Geo.mtu.edu. Архивировано из оригинала 8 апреля 2011 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ Пауэрс, Аманда К.; Гарита-Альварадо, Карлос А.; Родилес-Эрнандес, Росио; Бернинг, Дэниел Дж.; Гросс, Джошуа Б.; Орнелас-Гарсия, Клаудия Патрисия (2019). «Географическая клиния черепно-лицевой морфологии популяций мезоамериканских озерных рыб» . дои : 10.1101/684431 .
- ^ «Научное шоу – биозаповедник Босавас, Никарагуа» . Abc.net.au. 19 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 г. Проверено 21 апреля 2014 г.
- ^ Франко-Гавириа, Филипп (2018). «Отпечаток антропогенного воздействия на современные спектры пыльцы земель майя» (PDF ) Бюллетень Мексиканского геологического общества . 70, 1: 61–78. дои : 10.18268/BSGM2018v70n1a4 . Архивировано (PDF) из оригинала 1 мая 2018 г. Получено 1 мая 2018 г.
- ^ Руш, Уэйд (9 мая 1997 г.). «Археобиология: семена тыквы открывают новый взгляд на раннее американское земледелие» . Наука . 276 (5314): 894–95. дои : 10.1126/science.276.5314.894 . S2CID 158673509 .
- ^ Диль 2004 , с. 248.
- ^ Пол А. Данн; Винсент Х. Мальмстрем. «Доколумбовые магнитные скульптуры в Западной Гватемале» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2012 г. Проверено 31 декабря 2006 г. (10,1 КБ)
- ^ «Царство мира сего» .
- ^ «Пещера Лос-Ладронес» (PDF) . ОАК. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2012 г. Проверено 6 января 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б О'Брайен 2005 , стр. 25.
- ^ Даймонд 1999 , с. 126–27.
- ^ Даймонд 1999 , с. 100.
- ^ Коу (1994), с. 45 («Единственными домашними животными были собаки — основной источник мяса для большей части доклассической Мезоамерики — и индейки — по понятным причинам редкие, потому что эта привычная птица потребляет очень большое количество кукурузы, и поэтому ее выращивание обходится дорого».)
- ^ Даймонд 1999 .
- ^ «Наука, цивилизация и общество» . www.mt-oceanography.info . Архивировано из оригинала 11 мая 2021 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Шпрайц, Иван. «Солнце в Чичен-Ице и Дзибильчалтуне: предполагаемая важность равноденствий в Мезоамерике». Мексиканская археология .
- ^ Миллер и Таубе 1993 , с. 30.
- ^ Роксана В. Пачеко, Мифы мезоамериканских культур отражают знания и практику астрономии , Университет Нью-Мексико, архивировано 18 июля 2003 г. (по состоянию на 25 января 2016 г.).
- ^ Бернардино де Саагун, История вещей Новой Испании; Диего Дюран, «Книга богов и обрядов», Оклахома; Книги Чилам Балама из Мани, Кауа и Чумаэля.
- ^ Манн, Чарльз К. 1491: Откровения Америки до Колумба. Винтон Пресс. 2005. стр. 196–97.
- ^ Лекунт, Лиза Дж. «Как вода для шоколада: пиршества и политические ритуалы среди позднеклассических майя в Сунантуниче, Белиз». Американский антрополог 103.4 (2001): 935–53. Веб.
- ^ Лэндон, Аманда Дж. (2008). «Как» трех сестер: истоки сельского хозяйства в Мезоамерике и человеческая ниша» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г.
- ^ Хофманн, Альберт (1980). ЛСД, мой проблемный ребенок . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 0-07-029325-2 . OCLC 6251390 .
- ^ де Саагун, Бернардино (1577 г.). Всеобщая история вещей Новой Испании Фрая Бернардино де Саагуна: Флорентийский кодекс . Архивировано из оригинала 2 декабря 2020 г. Получено 16 декабря 2020 г. - из Всемирной цифровой библиотеки.
- ^ Хофманн, Альберт (1971). «Теонанакатль и Ололиуки, два древних волшебных снадобья Мексики». Бюллетень по наркотикам .
- ^ Карод-Артал, Ф.Дж. (январь – февраль 2015 г.). «Галлюциногенные препараты в доколумбовых мезоамериканских культурах» . Неврология (английское издание) . 30 (1): 42–49. дои : 10.1016/j.nrleng.2011.07.010 . ISSN 2173-5808 . ПМИД 21893367 .
- ^ Сугияма, Мода и Франция, 2018 .
- ^ Ортис де Монтеллано 1990 , с. 67-71.
- ^ «Стенограмма «Мифа майя об утренней звезде» » . www.ted.com . 21 октября 2019 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2021 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «История создания майя | Время жизни майя» . maya.nmai.si.edu . Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ «Кормление богов: сотни черепов свидетельствуют о огромных масштабах человеческих жертвоприношений в столице ацтеков» . Наука | АААС . 21 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 13 октября 2021 г. Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Археологи объявляют об открытиях на древнем месте майя Вака в Северной Гватемале» . 6 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 г. Проверено 2 апреля 2010 г.
- ^ Фицсиммонс 2009 .
- ^ Taladoire (2001 также обнаружено чуть более 200 площадок для игры в мяч :98) На юго-западе Америки . В это общее количество они не включены, поскольку они находятся за пределами Мезоамерики, и ведутся споры о том, действительно ли эти территории использовались для игры в мяч.
- ^ Филлой Надаль 2001 , с. 30.
- ^ Лейенаар 2001 , стр. 125–26.
- ^ Грофе 2016 , с. 1-12.
- ^ Шпрайц 2011 , стр. 87-95.
- ^ Дюверже 1999 .
- ^ Хьюстон, Стивен (2006). Память костей: тело, бытие и опыт классических майя . Хьюстон: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-71319-2 .
- ^ Бург, Кэмерон (2005). Древняя музыка майя теперь со звуком (магистерская диссертация). Университет штата Луизиана. doi : 10.31390/gradschool_theses.3498 . S2CID 51916845 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 г. Проверено 29 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адамс, Ричард Э.В.; Маклауд, Мердо Дж., ред. (2000). Кембриджская история коренных народов Америки . Том. 2: Мезоамерика. Издательство Кембриджского университета.
- Брасвелл, Джеффри Э. (2003). «Введение: переосмысление раннего классического взаимодействия». В Джеффри Э. Брасвелле (ред.). Майя и Теотиуакан: новая интерпретация раннего классического взаимодействия . Остин: Издательство Техасского университета. стр. 1–44. ISBN 978-0-292-70587-6 . OCLC 49936017 .
- Кэмпбелл, Лайл (1997). Уильям Брайт (ред.). Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев . Оксфордские исследования по антропологической лингвистике, 4. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-509427-5 . ОСЛК 32923907 .
- Кэмпбелл, Лайл ; Кауфман, Терренс ; Смит-Старк, Томас (сентябрь 1986 г.). «Мезо-Америка как лингвистический ареал». Язык . 62 (3): 530–58. дои : 10.2307/415477 . ISSN 0097-8507 . JSTOR 415477 . ОСЛК 1361911 .
- Кармак, Роберт М.; Гаско, Джанин Л.; Госсен, Гэри Х. (1996). Наследие Мезоамерики: История и культура индейской цивилизации . Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 978-0-13-337445-2 .
- Карраско, Давид (2001). «Мезоамерика: Обзор». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . Том. 2. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 212–216. ISBN 9780195108156 . OCLC 1169898498 . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г.
- Карраско, Давид; Джонс, Линдси; Сешнс, Скотт (2002). Классическое наследие Мезоамерики: от Теотиуакана до ацтеков . Боулдер, Колорадо: Университетское издательство Колорадо.
- Коу, Майкл Д. (1994) [1962]. Мексика: от ольмеков до ацтеков (4-е изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-27722-5 .
- Диль, Ричард А. (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28503-9 .
- Даймонд, Джаред (1999). Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-31755-8 .
- Дюверже, Ч. (1999). Мезоамерика: Доиспанское искусство Мексики и Центральной Америки (на французском языке). Париж: Фламмарион.
- Фэган, Брайан М., изд. (1996). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-507618-9 . Архивировано из оригинала 16 октября 2022 г. Проверено 3 марта 2017 г.
- Филлой Надаль, Лаура (2001). «Резина и резиновые шарики в Мезоамерике» . В Э. Майкле Уиттингтоне (ред.). Спорт жизни и смерти: мезоамериканская игра в мяч . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 20–31 . ISBN 978-0-500-05108-5 .
- Фицсиммонс, Джеймс Л. (2009). Смерть и классические короли майя, глава третья. Королевские похороны . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-79370-5 .
- Гамио, Мануэль (1922). Население долины Теотиуакан: представители тех, кто населяет сельские регионы Федерального округа и штаты Идальго, Пуэбла, Мексика и Тласкала (на испанском языке). Мехико: Графические мастерские Министерства народного образования. 2 тома. в 3.
- Гибсон, Чарльз . Ацтеки под властью Испании . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1964.
- Грофе, Майкл Дж. (2016), «Астрономия в Мезоамерике», в Селин, Хелейн (редактор), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 1– 12, номер домена : 10.1007/978-94-007-3934-5_10270-2 , ISBN 978-94-007-3934-5
- Кирхгоф, Пауль (1943). «Мезоамерика. Ее географические пределы, этнический состав и культурные особенности». Американский закон (на испанском языке). 1 (1): 92–107.
- Лейенаар, Тед (2001). «Современные игры с мячом в Синалоа: выживание ацтеков Улламалицтли» . В Э. Майкле Уиттингтоне (ред.). Спорт жизни и смерти: мезоамериканская игра в мяч . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 97–115 . ISBN 978-0-500-05108-5 .
- Локхарт, Джеймс (1992). Науа после завоевания: социальная и культурная история индейцев Центральной Мексики с шестнадцатого по восемнадцатый века . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-1927-8 . OCLC 24283718 .
- Лопес Остин, Альфредо; Лопес Лухан, Леонардо (1996). Коренное прошлое (на испанском языке). Мехико: Колледж Мексики. ISBN 978-968-16-4890-9 .
- О'Брайен, Патрик, изд. (2005). Оксфордский атлас всемирной истории . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Маркман, Роберта Х.; Маркман, Питер Т. (1992). Освежеванный Бог: мезоамериканская мифологическая традиция; Священные тексты и изображения из доколумбовой Мексики и Центральной Америки . Сан-Франциско: Харпер . ISBN 978-0-06-250528-6 . ОСЛК 25507756 .
- Миллер, Мэри ; Таубе, Карл (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05068-2 . ОСЛК 27667317 .
- Мендоса, Рубен Г. (2001). Мезоамериканская хронология: периодизация . Том. 2. С. 222–226. ISBN 978-0-19-510815-6 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Ортис де Монтеллано, Б. (1990). Ацтекская медицина, здоровье и питание . Мазал Коллекция Холокоста. Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0-8135-1562-9 . OCLC 20798977 .
- Палерм, Анхель (1972). Сельское хозяйство и цивилизация в Мезоамерике (на испанском языке). Мексика: Министерство народного образования. ISBN 978-968-13-0994-7 .
- Рестолл, Мэтью (2004). Семь мифов об испанском завоевании (1-е изд. PBK). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-517611-7 . OCLC 56695639 .
- Саагун, Бернардино де (1950–82) [ок. 1540–85]. Чарльз Э. Диббл ; Артур Джо Андерсон (ред.). Флорентийский кодекс: Всеобщая история вещей Новой Испании . Том. I – XII (перевод Historia General de las Cosas de la Nueva España под ред.). Санта-Фе, Нью-Мексико и Солт-Лейк-Сити: Школа американских исследований и Издательство Университета Юты . ISBN 978-0-87480-082-1 . ОСЛК 276351 .
- Шарер, Роберт Дж.; Тракслер, Лоа П. (2006). Древние майя (6-е изд.). Издательство Стэнфордского университета.
- Смит, Майкл Э. (1997). Ацтеки (1-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing . ISBN 978-0-631-23015-1 . ОСЛК 48579073 .
- Смит, Майкл Э. (май 2005 г.). «Размер города в поздней постклассической Мезоамерике» (PDF) . Журнал городской истории . 31 (4): 403–34. дои : 10.1177/0096144204274396 . ISSN 0096-1442 . OCLC 1798556 . S2CID 145452272 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 октября 2018 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- Смит, Майкл Э.; Массон, Мэрилин (2000). Древние цивилизации Мезоамерики: читатель . Уайли-Блэквелл.
- Шпрайц, Иван (июнь 2011 г.). «Астрономия и ее роль в древней Мезоамерике» . Роль астрономии в обществе и культуре . 260 : 87–95. Бибкод : 2011IAUS..260...87S . дои : 10.1017/S1743921311002171 . ISSN 1743-9221 .
- Суарес, Хорхе А. (1983). Языки мезоамериканских индейцев . Кембриджские языковые опросы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-22834-3 . OCLC 8034800 .
- Сугияма, Нава; Фэш, Уильям Л.; Франция, Кристин AM (2018). «Плен ягуаров и пум и торговля ими среди майя: данные по стабильным изотопам из Копана, Гондурас» . ПЛОС ОДИН . 13 (9): e0202958. Бибкод : 2018PLoSO..1302958S . дои : 10.1371/journal.pone.0202958 . ПМК 6135383 . ПМИД 30208053 .
- Таладуар, Эрик (2001). «Архитектурная основа доиспанской игры в мяч» . В Э. Майкле Уиттингтоне (ред.). Спорт жизни и смерти: мезоамериканская игра в мяч . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 97–115 . ISBN 978-0-500-05108-5 .
- Вошоп, Роберт , главный редактор. Справочник индейцев Средней Америки . Остин: Техасский университет Press, 1964–1976.
- Уивер, Мюриэл Портер (1993). Ацтеки, майя и их предшественники: археология Мезоамерики (3-е изд.). Сан-Диего: Академическая пресса. ISBN 978-0-01-263999-3 .
- Зейтлин, Роберт Н.; Зейтлин, Джудит (2000). Палеоиндийская и архаическая культуры Мезоамерики . Том. 2. стр. 45–122. ISBN 978-0-521-35165-2 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Культура Майя
- Mesoweb.com: комплексный сайт, посвященный мезоамериканским цивилизациям.
- Музей Темпло Майор (Мексика) (на испанском языке)
- Национальный музей антропологии и истории (Мексика) (на испанском языке)
- Избранная библиография о войне в Мезоамерике (на испанском языке)
- WAYEB: Европейская ассоциация майянистов
- Arqueologia Iberoamericana : международный научный журнал открытого доступа, посвященный археологическому изучению американского и иберийского народов. Он содержит исследовательские статьи по Мезоамерике.
- Vistas: визуальная культура в испанской Америке, 1520–1820 гг.
- «Цитаты в Google Scholar: Мезоамерика» .