Практический силлогизм
Практический силлогизм — это пример практического рассуждения , который принимает форму силлогизма , где заключением силлогизма является действие. [1]
Аристотель
[ редактировать ]Аристотель обсуждает понятие практического силлогизма в своем трактате по этике «Никомахова этика» . Силлогизм – это аргумент, состоящий из трех предложений, состоящий из основной посылки, утверждающей некоторую универсальную истину, второстепенной посылки, утверждающей некоторую конкретную истину, и заключения, полученного на основе этих двух посылок. [2] Практический силлогизм – это форма практического рассуждения в силлогистической форме, завершением которого является действие. Примером может служить то, что основная посылка «еда» лечит голод , а второстепенная посылка « я голоден» приводит к практическому выводу о том, что я ем пищу. Обратите внимание, что заключением здесь является не третье предложение, например « Я съем », или появление высказывания типа «Я съем», а просто акт еды. По этой причине практические силлогизмы называются силлогизмами только по аналогии. Поскольку они не состоят по крайней мере из трех предложений, они, собственно говоря, не являются силлогизмами.
Никомахова этика
[ редактировать ]Теоретический разум не дает никаких команд. Практический разум действует в форме практического силлогизма, заключение которого является эпитаксическим или императивным .
Аристотель описывает этот силлогизм следующим образом: «Все преднамеренное действие можно разложить на большую и меньшую предпосылки, из которых логически вытекает данное действие. Основная посылка — это общая концепция или моральная максима; малая посылка — это частный случай, а заключение — это действие, связанное с подведением частного случая под общую концепцию или закон. Заключение не является абстракцией, как в случае теоретического силлогизма, а состоит в действии и является судивным , напр.
Основная посылка: все мужчины должны заниматься спортом;
Второстепенная посылка: я мужчина;
Вывод: мне следует заниматься спортом;
или,
Основная посылка: хорошие ученики делают конспекты;
Второстепенная посылка: я хочу быть хорошим учеником;
Вывод: надо делать заметки.
Наша английская фраза «действовать по принципу», как заметил сэр Александр Грант, звучит так: [ нужна ссылка ] эквивалент практического силлогизма Аристотеля. Практический силлогизм действует в сфере поведения, выбора, а переменная — в сфере необходимой истины, как и в случае со спекулятивным разумом, целью которого является доказуемая истина, тогда как целью практического разума является добро, благоразумие, желательно. Содержание заключения как знания является существенным для первого; содержание заключения как мотива является для последнего существенным вопросом. Главное дело первых — разумение, вторых — воля ; принцип «достаточного основания» относится к рассудку так же, как принцип «конечной причины» или мотива относится к воле. В практическом силлогизме обязанность возлагается на заключение, причем частная или малая посылка оказывается более убедительной, чем большая, т. е. не общий закон, а применение общего закона к конкретному лицу побуждает к действию.
Добродетелью, характеризующей практический разум, является благоразумие или практическая проницательность. «Благоразумие не является ни наукой, ни искусством; оно не может быть наукой, потому что сфера действия изменчива; оно не может быть искусством, ибо производство в родовом отношении отлично от действия»; и хотя Аристотель отвергает сократовское учение о том, что добродетель есть знание (сфера нравственной жизни — это удовольствие и боль, а не знание), он продолжает говорить, что «наличие единственной добродетели благоразумия предполагает наличие всех моральных добродетелей». Однако благоразумие само по себе не является всей нравственной добродетелью: «моральная добродетель заставляет нас желать цели, тогда как благоразумие заставляет нас принимать правильные средства для достижения цели». все действия частны, и поэтому Аристотель, описывая практический разум и его характерное моральное качество благоразумия, далее отличает его от теоретического разума, говоря, что он непосредственно занимается частностями; [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Sparknotes: Условия Никомаховой этики. Получено 16 мая 2009 г.
- ↑ Информационный центр добродетельной этики. Проверено 16 мая 2009 г.
- ^ Психология Аристотеля: Трактат о принципе жизни (De Anima и Parva Naturalia) Уильяма Александра Хаммонда (1861-1938), опубликованный в 1902 году и не защищенный авторскими правами [1]