О Боже, сколько горя , BWV 3
О Боже, сколько горя | |
---|---|
БВВ 3 | |
Хоральная кантата И.С. Баха | |
![]() Томасовская церковь , Лейпциг, 1885 г. | |
Повод | Второе воскресенье после Крещения |
Хорал | « О Боже, сколько горя » Мартин Моллер |
Выполненный | 14 января 1725 г Лейпциг .: |
Движения | 6 |
Вокал | САТБ Солисты и хор |
Инструментальный |
|
О Боже, сколько душевной боли, [ 1 ] BWV 3 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил хоральную кантату в Лейпциге ко второму воскресенью после Крещения и впервые исполнил ее 14 января 1725 года. Она основана на гимне, опубликованном Мартином Мёллером в 1587 году.
Бах сочинил кантату на втором курсе Томаскантора в Лейпциге как часть кантатного цикла хоральных кантат , на второе воскресенье после Крещения . Работа основана на гимне без явной связи с предписанными чтениями. Это размышление об Иисусе как об утешителе в беде, основанное на средневековой модели. Неизвестный либреттист переработал идеи 18 строф в шести частях , сохранив слова 1, 2 и 18 строф как части 1, 2 и 6. Точно так же Бах сохранил хоровую мелодию в трех частях, поставленных как хоральная фантазия в вступительный припев с басом, исполняющим cantus Firmus , в виде четырехголосной постановки с вкраплениями речитативов во второй части. (музыка)|движение, и в заключительном хорале. Он написал кантату для двух гобоев д'амур , струнных и континуо, с добавлением тромбона для поддержки баса в первой части и валторны для поддержки сопрано в последней части.
История и слова
[ редактировать ]Бах сочинил кантату на втором году работы Томаскантором в Лейпциге в рамках своего второго годового цикла, который планировалось состоять только из хоральных кантат, основанных на лютеранских гимнах. [ 2 ] Он написал кантату ко второму воскресенью после Крещения . [ 3 ] Предписанные чтения для воскресенья были взяты из Послания к Римлянам (у нас есть несколько даров – Римлянам 12:6–16 ) и из Евангелия от Иоанна ( Свадьба в Кане от Иоанна 2 ( Ин. 2:1–11 )) . [ 3 ]
Кантата представляет собой хоральную кантату, основанную на гимне « Ach Gott, wie manches Herzeleid » в 18 строфах, приписываемом Мартину Мёллеру (1587). Это перефраз латинского « Jesu dulcis memoria », средневекового гимна, приписываемого Бернару Клервоскому . [ 4 ] размышление об Иисусе как об утешителе и помощнике в беде. [ 3 ] [ 5 ] Неизвестный либреттист сохранил слова 1, 2 и 18 строф как части 1, 2 и 6. В части 2 строфа 2 расширена парафразами строф 3–5, а часть 3 представляет собой парафраз строфы 6; часть 4 включает идеи из строф 7–14, а часть 5 опирается на строфы 15 и 16. В части 2 строфа 2 расширена за счет перефразирования строф 3–5. Часть 3 представляет собой парафраз строфы 6. Часть 4 включает в себя идеи строф 7–14. Часть 5 опирается на строфы 15 и 16. [ 3 ] Поэт не связал свой текст с чтением Иоанна 1:2. [ 2 ]
Бах руководил первым исполнением кантаты 14 января 1725 года. [ 3 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]Бах структурировал кантату в шесть частей. Вступительный и заключительный хоралы образуют последовательность чередующихся речитативов и арий . Первый речитатив необычен: хор поет одну строку из четырех строк гимна, каждый раз продолжаемую солистом словами поэта. [ 6 ] Последняя ария – дуэт. Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (A), тенора (T), баса (B)), четырехголосного хора и инструментального ансамбля валторн в стиле барокко (Co), чтобы удвоить cantus Firmus. в заключительном хорале тромбон (Tb) для усиления баса во вступительном припеве, два гобоя д'амур (Оа), две скрипки (Вл), альт (Ва) и бас. континуо . [ 4 ] [ 7 ] Партитура с автографом носит заголовок: «Dominica 2 post Epiphanias / Ach Gott! Wie manches Hertzeleyd. / à / 4 Voci. / 2 Hautb: d'Amour / 2 Violini / Viola. / e Continuo / di JS Bach», что означает «Воскресенье 2-е по Крещению... для четырех голосов, 2-х гобоев д'амур, 2-х скрипок, альта и континуо И.С. Баха». [ 8 ]
В следующей таблице движений партитура и тональности соответствуют Neue Bach-Ausgabe . Тональности взяты из и тактовые размеры книги баховеда Альфреда Дюрра обо всех кантатах с использованием символа общего времени (4/4). [ 3 ] Континуо, играемое повсюду, не показано.
Нет. | Заголовок | Текст | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | О Боже, сколько горя | Моллер | Хор | САТБ | ТБ 2Оа | 2Вл А | майор | ![]() |
2 | Как трудно иметь плоть и кровь |
|
Речитатив и хорал | ТСАБ | майор | ![]() | ||
3 | Я чувствую адский страх и боль | анон. | Воздух | Б | Фа-диез минор | 3/4 | ||
4 | Мое тело и дух могут чахнуть | анон. | Речитатив | Т | ![]() | |||
5 | Когда ко мне приходят тревоги | анон. | Воздушный дуэт | СА | 2 Да | Вл ( ед. ) | Ми мажор | ![]() |
6 | Сохрани мое сердце чистым в вере | Моллер | Хорал | САТБ | Каждые 2об. | 2Вл А | майор | ![]() |
Музыка
[ редактировать ]Бах использует мелодию « Господи Иисусе Христе, свет жизни моей ». [ 4 ] который впервые появился в Lochamer-Liederbuch . Мелодия появляется во вступительном припеве, исполняемом басом как cantusfirmus , во второй части в виде четырехчастной постановки с вкраплениями речитативов и в заключительном хорале. [ 2 ]
1
[ редактировать ]
Во вступительном припеве « Ach Gott, wie manches Herzeleid » (Ах, Боже, сколько душевной боли) [ 1 ] cantus Firmus находится в басе, который дублируется тромбоном, как в Ach Herr, mich Armen Sünder , BWV 135 . Его скорбное настроение поддерживается «элегическими звуками» гобоев д'амур, вздыхающими мотивами струнных и верхними голосами, отражающими мотивы гобоя. [ 4 ] Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, отмечает, что Бах использовал повторяющийся мотив из шести нот хроматического спуска, который часто используется в чаконах в оперы стиле барокко для выражения горя. Мотив используется для инструментального вступления, каждого вступления голоса, интерлюдий и заключения. [ 9 ]
2
[ редактировать ]Речитатив « Как тяжело плоти и крови». [ 1 ] сочетает в себе мелодию гимна, исполняемую четырехчастным хором, с вставочным текстом, исполняемым по очереди солистами. [ 2 ] Строки гимна разделены радостным мотивом остинато, заимствованным из мелодии хорала. [ 9 ] Музыковед Джулиан Минчем пишет, что «гибридный речитатив представляет собой прекрасный пример экспериментов Баха по приданию длинным текстам устойчивого музыкального интереса». [ 6 ]
3
[ редактировать ]Басовая ария « Empfind ich Höllenangst und Pein » (Хотя я испытываю страх и муки Ада), [ 1 ] сопровождается континуо. В нем выражен контраст Höllenangst (адской тоски) и Freudenhimmel (рая радости), с неоценимыми скорбями ( unermessnen Schmerzen ), исчезающими в легком тумане ( leichte Nebel ). [ 1 ] [ 4 ]
4
[ редактировать ]Теноровый речитатив « Мое тело и дух могут отчаяться ». [ 1 ] выражает веру в то, что Иисус сможет преодолеть отчаяние. [ 3 ]
5
[ редактировать ]В дуэте для сопрано и альта « Когда заботы на меня давят » [ 1 ] в «ярком ми мажоре », как пишет баховед Кристоф Вольф , голоса заключены в «плотную квартетную фактуру». Он заключает, что движение «изгоняет человеческую заботу посредством радостного пения». [ 2 ] Исследователь Баха Клаус Хофманн отмечает, что облигато мотив , который позже подхватывается голосами, исполняется гобоями д'амур и скрипкой в унисон, обеспечивая «новый и замечательный оттенок тона». [ 4 ] Бах обращается к Кресту, как упоминается в тексте, используя в мелодии перекрестный мотив и применяя двойной диез, отмеченный крестом. [ 9 ] Голоса усиливают такие слова, как дринген (нажимать) и синген (петь) с помощью расширенных колоратур. [ 4 ]
6
[ редактировать ]Заключительный хорал « Если сердце мое останется чистым в вере». [ 1 ] представляет собой четырехчастную настройку. Хоровая мелодия, теперь уже в сопрано, усиливается валторной. [ 3 ]
Записи
[ редактировать ]Подборка взята из листинга на сайте Bach-Cantatas. [ 10 ]
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Инстр. |
---|---|---|---|---|---|
Группа арий Баха – кантаты, арии и хоры | Брайан Пристман Хор и оркестр группы «Ария Баха» | Вокс | 1960-е? | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 1. | Николас Арнонкур Музыкальный концерт в Вене |
|
Тельдек | 1970 | Период |
Кантата Баха Том 22. | Хельмут Риллинг Гехингер Канторей Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1980 | ||
Издание Баха Том. 12 - Кантаты Том. 5 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 1999 | Период | |
Кантаты Баха Том. 19: Гринвич/Ромси | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 15 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 2001 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том. 29 | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 1996 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Деллал, Памела . «BWV 3 – Ach Gott, wie manches Herzeleid» . Эммануэль Музыка . Проверено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Вольф, Кристоф (2001). Переход между вторым и третьим годовым циклом Лейпцигских кантат Баха (1725 г.) (PDF) . Бах-Кантаты. стр. 2, 4 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. стр. 181–183 . ISBN 3-423-04080-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хофманн, Клаус (2005). «Ach Godt, wie manches Herzeleid, BWV 3 / О Боже, сколько сердечного горя» (PDF) . Бах-Кантаты. п. 9 . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ К.С. Терри и Д. Литти, Кантата-либретти Баха, Журнал Королевской музыкальной ассоциации , 1917 г., 44 (1): 71–125; дои : 10.1093/jrma/44.1.71
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 35 Bwv 3 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Бишоф, Уолтер Ф. «BWV 3 О Боже, сколько горя» . Университет Альберты . Проверено 4 января 2016 г.
- ^ Гроб, Йохен (2014). «BWV 3/BC A 33» (на немецком языке). s-line.de. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 23 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Гардинер, Джон Элиот (2006). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты № 3, 13, 14, 26, 81 и 155 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ Орон, Арье. «Кантата BWV 3 О Боже, как манит Герцелейд I» . Бах-Кантаты . Проверено 4 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ach Gott, wie manches Herzeleid, BWV 3 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- О Боже, сколько горя BWV 3; BC A 33 / Хоральная кантата (2-е Крещенское воскресенье) Bach Digital
- BWV 3 О Боже, сколько горя в английском переводе. Университет Вермонта
- Люк Дан: BWV 3.6 bach-chorales.com