LNER Class A3 4472 Летающий шотландец
LNER Class A3 № 60103 Летучий шотландец | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Flying Scotsman в 2017 году в облике British Railways в немецком стиле под номером 60103 в ливрее BR Brunswick Green с дефлекторами дыма и двойным дымоходом. | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
№ 4472 Flying Scotsman — LNER Class A3 4-6-2 «Pacific», паровоз построенный в 1923 году для Лондонской и Северо-Восточной железной дороги (LNER) на заводе Донкастер по проекту Найджела Гресли . Он использовался в экспресс-пассажирских поездах дальнего следования на главной линии Восточного побережья компанией LNER и ее преемниками, Британских железных дорог , восточными и северо-восточными регионами в частности, на линии «Летучий шотландец» между лондонским Кингс-Кросс и Эдинбургом-Уэверли, в честь которого он был назван.
Ушедший из Британских железных дорог в 1963 году, преодолев 2,08 миллиона миль, Flying Scotsman считается самым известным паровозом в мире. Он заслужил значительную известность благодаря сохранению, находившемуся в собственности последовательно Алана Пеглера , Уильяма Макэлпайна , Тони Марчингтона , а с 2004 года - Национального железнодорожного музея . 4472 стал флагманским локомотивом LNER, дважды представляя компанию на выставке Британской империи , а в 1928 году осуществив первый беспосадочный рейс Flying Scotsman . Он установил два мировых рекорда паровой тяги, став первым локомотивом, достигшим официально подтвержденной скорости 100 миль в час (161 км / ч) 30 ноября 1934 года. [1] и установил самый длинный безостановочный пробег паровоза - 422 мили (679 км) 8 августа 1989 года во время турне по Австралии.
История
[ редактировать ]ЛНЕР
[ редактировать ]В июле 1922 года Великая Северная железная дорога (GNR) подала приказ на двигатели № 297, который дал зеленый свет десяти локомотивам класса A1 4-6-2 «Pacific», которые будут построены на заводе Doncaster Works . [2] Разработанные Найджелом Гресли , модели A1 были построены для перевозки магистральных, а затем экспресс-пассажирских поездов и после поглощения GNR Лондонской и Северо-Восточной железной дорогой (LNER) после объединения в 1923 году стали стандартной конструкцией. Flying Scotsman Строительство обошлось в 7944 фунта стерлингов и стало первым двигателем, поставленным недавно сформированной LNER. Он поступил на вооружение 24 февраля 1923 года и имел номер GNR 1472, поскольку LNER еще не приняло решение об общесистемной схеме нумерации. [3] В феврале 1924 года локомотив получил свое название в честь экспресс-службы LNER Flying Scotsman между лондонским Кингс-Кросс и Эдинбургом-Уэверли и получил новый номер - 4472. [4]

Flying Scotsman стал флагманским локомотивом LNER, представляя компанию на выставке Британской империи в парке Уэмбли в 1924 и 1925 годах, и часто использовался в рекламных материалах. [5] В 1928 году LNER решил сделать «Летучий шотландец» впервые круглосуточным рейсом, и 4472 был одним из пяти самолетов А1, выбранных для этой службы. Он протащил первый поезд 1 мая, преодолев расстояние в 392 мили (631 км) за 8 часов и 3 минуты. [6] Бесперебойные рейсы были осуществлены с помощью модернизированного тендера, вмещавшего очень длинную тонну угля и оснащенного коридорным сообщением , так что смена машиниста и пожарного могла происходить во время движения поезда. пополнялась вода из водопоя В пути несколько раз . Flying Scotsman эксплуатировал коридорный тендер до октября 1936 года, после чего вернулся к исходному типу. С 1938 года и до момента его отзыва в 1963 году он сопровождался упрощенным тендером вне коридора. [7]

30 ноября 1934 года Flying Scotsman стал первым паровозом, достигшим официально подтвержденной скорости 100 миль в час (161 км/ч). [8] [9] во время перевозки легкого испытательного поезда между Лидсом и Лондоном, и заботящаяся о публичности компания LNER придавала большое значение этому факту. [10] Хотя Великой Западной железной дороги достиг 3440 сообщалось, что город Труро такой же скорости в 1904 году, этот рекорд был недостоверным.
После успеха модернизированных самолетов класса A4 Гресли, представленных в 1935 году, Flying Scotsman был переведен на меньшие обязанности, но все еще работал на главной линии и перевозил пассажирские перевозки. [11] В 1943 году, как и весь железнодорожный состав во время Великой Отечественной войны, локомотив был выкрашен в черный цвет. [12] В 1946 году его нумерация дважды менялась преемником Гресли Эдвардом Томпсоном , который разработал комплексную схему изменения нумерации для LNER. Первоначально номеру 4472 был присвоен номер 502, но через несколько месяцев внесение поправки в систему привело к изменению нумерации на 103. [13]
модифицировать A1 в улучшенную версию Class A3 В 1928 году Гресли начал постепенно . В 1945 году оставшиеся немодифицированные А1, в том числе Flying Scotsman , были переклассифицированы в А10. 103 появился как A3 4 января 1947 года в оригинальной окраске Apple Green. [14] Его старый котел на 180 фунтов на квадратный дюйм был заменен версией на 225 фунтов на квадратный дюйм с длинным куполом типа «банджо», который он имеет сегодня, и был оснащен более эффективными клапанами и цилиндрами. [15]
Британские железные дороги
[ редактировать ]После национализации британских железных дорог 1 января 1948 года номер Flying Scotsman на несколько месяцев был изменен на E103, прежде чем почти все номера локомотивов LNER были увеличены на 60 000 и в декабре того же года стали 60103. [16] В период с 1949 по 1952 год он носил ливрею BR Express Blue, после чего был окрашен в цвет BR Brunswick Green. [17] [18] 4 июня 1950 года, теперь находящийся в British Railways собственности , Flying Scotsman был переведен на свою новую базу в Лестер-Сентрал на Большой центральной железной дороге , выполняя пассажирские перевозки в и из Лондона Мэрилебон , лондонского Сент-Панкрас , Лестера, Шеффилда и Манчестера . [16]
60103 вернулся на главную линию Восточного побережья в 1953 году, первоначально базировавшись в Грэнтэме , а затем вернулся в лондонский Кингс-Кросс в следующем году. В декабре 1958 года локомотив был оснащен двойным дымоходом Килчапа для повышения производительности и экономичности, но это приводило к мягкому выхлопу и заносу дыма, которые закрывали машинисту обзор вперед. Средство было найдено в дымовых дефлекторах немецкого типа , установленных в конце 1961 года. [19] [20] [21]
На фоне слухов о том, что British Railways откажется от Flying Scotsman , Общество по сохранению Gresley A3 не смогло собрать 3000 фунтов стерлингов для его покупки. Бизнесмен и энтузиаст железнодорожного транспорта Алан Пеглер вмешался, увидев локомотив еще мальчиком на выставке Британской империи, и получил 70 000 фунтов стерлингов в 1961 году за свой пакет акций Northern Rubber Company , когда она была продана Pegler's Valves, компании, основанной его дедом. [22] [23] Пеглер купил локомотив за 3500 фунтов стерлингов (что сегодня составляет 92 573 фунта стерлингов) при политической поддержке премьер-министра Гарольда Вильсона . [24] [25] [26] 14 января 1963 года Джек Пекстон из Копли-Хилл отвез « Летучий шотландец» в последний рейс Британских железных дорог, проехав в 13:15 из лондонского Кингс-Кросс в Лидс , а локомотив отправился в Донкастер. [27] Мероприятие вызвало значительный интерес средств массовой информации. [28] [29] « Летучий шотландец» преодолел более 2,08 миллиона миль за три недели, не считая 40 лет эксплуатации. [8] [30] [31]
Сохранение
[ редактировать ]Алан Пеглер (1963–1972)
[ редактировать ]
Пеглер немедленно восстановил Flying Scotsman на заводе в Донкастере, насколько это возможно, до состояния LNER: ему был изменен номер 4472 и перекрашен в цвет LNER Apple Green; дымовые дефлекторы были сняты; двойной дымоход заменен одинарным; а его стандартный тендер был заменен на коридорный. Контракт Пеглера с British Railways позволил ему управлять Flying Scotsman в сети до 31 декабря 1971 года; [32] какое-то время это был единственный паровоз, курсировавший на британской магистрали. [25] Его первый публичный пробег состоялся 10 апреля 1963 года с рейсом туда и обратно из лондонского Паддингтона в Руабон , Уэльс, где более 8000 человек вышли посмотреть на локомотив в Бирмингеме. [33] В следующем году Пеглер несколько дней стоял на стоянке двигателя на Форт-Бридж делал его набросок для портрета , пока Теренс Кунео . [34] 13 ноября 1965 года компания Flying Scotsman установила самый быстрый пробег на паровом транспорте между Паддингтоном и Кардиффом (2 часа 17 минут) и установила самый быстрый пробег на ответном этапе. [35] К концу 1965 года Flying Scotsman окупила 3000 фунтов стерлингов, которые обошлись Пеглеру на его покупку. [36]
Поскольку средства для полива паровозов исчезали, в сентябре 1966 года Пеглер потратил 1000 фунтов стерлингов на второй коридорный тендер, который за дополнительные 6000 фунтов стерлингов был приспособлен в качестве вспомогательного резервуара для воды и присоединен к первому тендеру. [37] [38] При общем объеме воды около 11 000 галлонов Flying Scotsman превышала 200 миль. дальность полета [32] Также были приобретены детали котла и цилиндров от списанного родственного двигателя Flying Scotsman , 60041 Salmon Trout . [39] [40] 1 мая 1968 года локомотив совершил беспосадочный рейс из Лондона в Эдинбург, ознаменовав 40-летие первого беспосадочного сообщения Flying Scotsman и год официального прекращения паровой тяги на Британских железных дорогах. [41] Обратный путь без остановок был совершен через три дня. [42]

После капитального ремонта локомотива зимой 1968–69 годов правительство Вильсона согласилось поддержать Пеглера, управляющего Flying Scotsman в Соединенных Штатах и Канаде, буксируя выставочный поезд из 9 вагонов для продвижения британского экспорта. В соответствии с местными железнодорожными правилами он был оснащен ловцом коров , звонком, сцепными устройствами , свистком в американском стиле, пневматическими тормозами и фарами высокой интенсивности. [43] Первый этап начался в октябре 1969 года с пробега из Бостона, штат Массачусетс , в Атланту, штат Джорджия, через Нью-Йорк и Вашингтон, округ Колумбия , и далее в Слэйтон, штат Техас , где он остановился на зиму. [44] [23] Несмотря на успешный старт, тур столкнулся с проблемами, поскольку строгие законы о защите от пара в некоторых штатах считали двигатель пожароопасным и либо отказывали в разрешении на движение, либо требовали, чтобы поезд буксировался дизельным или электровозом. Ограничения на движение иностранных поездов означали, что Пеглеру не разрешалось перевозить платных пассажиров, и ему приходилось платить местным железным дорогам за проезд по их линиям. [45] Тур возобновился в 1970 году пробегом из Техаса в Грин-Бей, штат Висконсин , и через канадскую границу в Монреаль ; за этим последовал пробег из Торонто в Сан-Франциско через Скалистые горы и Орегон в 1971 году, общая протяженность которого составила 15 400 миль (24 800 км). [22]
В 1972 году «Летучий шотландец» заработал деньги на пассажирских перевозках по Окружной железной дороге Сан-Франциско и был выставлен на выставке в Рыбацкой пристани . [46] Несмотря на обнадеживающее начало, из-за жалоб со стороны предприятий на маршруте поездки прекратились, и поезду пришлось переехать в менее доступную станцию, что привело к снижению доходов на 90%. [47] Пеглер, у которого теперь долг в размере 132 000 фунтов стерлингов и значительные неоплаченные счета, объявил себя банкротом и в августе организовал хранение двигателя на складе Шарпа армии США в Латропе, Калифорния, чтобы уберечь его от неоплаченных кредиторов, которые к тому времени требовали выплаты и угрозы судебного иска. [22] [47] Пеглер работал до дома на круизном лайнере P&O , что привело к семилетней карьере круизного артиста, читающего лекции о поездах и путешествиях, и позволило ему спастись от банкротства. [48]
Уильям Макэлпайн (1973–1995)
[ редактировать ]
На фоне опасений по поводу будущего двигателя садовод и энтузиаст пара Алан Блум попросил бизнесмена Уильяма Макэлпина помочь спасти его. Макэлпайн согласился и в течение нескольких дней разобрался с адвокатами, выплатил непогашенную задолженность перед местными американскими и канадскими железными дорогами и купил локомотив за 72 000 долларов (около 25 000 фунтов стерлингов). [49] «Летучий шотландец» был отправлен обратно в Англию через Панамский канал , что обошлось Макэлпайну еще в 35 000 долларов. [50] По прибытии в Ливерпуль в феврале 1973 года паровоз отправился в Дерби своим ходом , маршрут которого был заполнен толпой. Макэлпайн оплатил его восстановление на заводе Derby Works и два последующих капитальных ремонта за 23 года, когда он владел им и управлял им.
После рейсов по паровой железной дороге Пейнтона и Дартмута летом 1973 года он был переведен в Стимтаун в Карнфорте , откуда отправлялся в регулярные туры. [51] В декабре 1977 года Flying Scotsman прибыл на инженерный завод Vickers в Барроу-ин-Фернесс для капитального ремонта, включая установку неиспользованного запасного котла. В 1984 году он стал первым сохранившимся паровозом, который возил Королевский поезд по британской магистрали, доставив Королеву-мать на официальное открытие Музея Старого вокзала Северного Вулиджа . [52] В 1986 году Макэлпайн арендовал бывшую мастерскую по обслуживанию тепловозов в железнодорожном центре Саутхолла стала новой базой для Flying Scotsman . в Лондоне, которая до 2004 года [53]

В октябре 1988 года Flying Scotsman страны прибыл в Австралию, чтобы принять участие в праздновании двухсотлетия в качестве центральной достопримечательности фестиваля Aus Steam '88 . [54] Организаторы мероприятия были заинтересованы в посещении LNER A4 No 4468 Mallard , но он был недоступен из-за 50-летия мирового рекорда скоростного пробега, и в качестве замены был рекомендован 4472. В течение следующего года «Летучий шотландец» проехал более 45 000 километров (28 000 миль) по австралийским железным дорогам, завершившись обратным трансконтинентальным рейсом из Сиднея в Перт через Алис-Спрингс , в котором он стал первым паровозом, путешествовавшим по недавно построенному железнодорожному пути. линия стандартной колеи до Алис-Спрингс . [55]

Среди других ярких моментов - Flying Scotsman двойной курс с правительства Нового Южного Уэльса Pacific локомотивом 3801 , тройной параллельный рейс вместе с широкой колеи локомотивами класса R Викторианских железных дорог и параллельные рейсы с Южно-Австралийских железных дорог локомотивами 520 и 621 . Его визит в Перт ознаменовался воссоединением с GWR 4079 замком Пенденнис , который был выставлен вместе с Летучим шотландцем на выставке Британской империи 1924 года. [56] 8 августа 1989 года Flying Scotsman установил еще один рекорд по пути в Алис-Спрингс из Мельбурна , проехав без остановок 679 километров (422 миль) от Паркса до Брокен-Хилла , что стало самым длинным рейсом паровоза, когда-либо зарегистрированным. [57] В том же путешествии компания Flying Scotsman установила свой собственный рекорд по перевозке, когда поезд массой 735 тонн преодолел 790-километровый (490 миль) участок между Таркулой и Алис-Спрингс. [58]
По возвращении в Великобританию Flying Scotsman вернулся в прежнее состояние British Railways с измененным номером на 60103, переоборудованием дымовых дефлекторов и двойным дымоходом и перекраской в цвет BR Brunswick Green. [59] Он ушел из основной сети в 1992 году после истечения срока действия его эксплуатационного сертификата. [60] В 1993 году Макэлпайн продал его, чтобы погасить ипотеку за локомотив. Музыкальный продюсер и энтузиаст железнодорожного транспорта Пит Уотерман принял участие, и они основали компанию Flying Scotsman Railways, а Уотерман руководил деловой стороной партнерства. [61]
В апреле 1995 года «Летучий шотландец» сошел с рельсов во время движения пустого состава по Лланголленской железной дороге , все колеса сошли с рельсов. Когда его снова включили в пар, из щели, разделяющей котел и переднюю кабину, пошел дым. Его признали полным провалом и немедленно вывели из эксплуатации. [62] Он вернулся в Саутхолл в ожидании следующего капитального ремонта.
Тони Марчингтон (1996–2004)
[ редактировать ]К 1996 году Макэлпайн и Уотерман столкнулись с финансовыми проблемами и, чтобы погасить овердрафт, выставили Flying Scotsman на продажу. 23 февраля предприниматель Тони Марчингтон , уже хорошо известный в движении за сохранение пара, купил локомотив, комплект вагонов Pullman и депо Саутхолл за 1,5 миллиона фунтов стерлингов. [63] Он потратил еще 1 миллион фунтов стерлингов на последующий капитальный ремонт локомотива до рабочего состояния, который длился три года и на тот момент был самым масштабным в его истории. [64] Он получил модернизированный котел на 250 фунтов на квадратный дюйм, изначально созданный для класса А4 ; его вакуумные тормоза заменены на пневматические ; его ливрея перекрашена в цвет LNER Apple Green; сняты дымовые дефлекторы; восстановлен двойной дымоход; и перенумерован на 4472. [65] Время, проведенное Марчингтоном с Летучим шотландцем, было предметом Channel 4 документального фильма 2000 года «Горячий роман: История Летучего шотландца» . [66]
Первый рейс Flying Scotsman после работ состоялся 4 июля 1999 года: « Первый шотландец» был доставлен из лондонского Кингс-Кросс в Йорк, где, по оценкам, его увидело около миллиона человек. [65] [67] Это был первый визит локомотива на Кингс-Кросс за 30 лет. [68] В дополнение к работающим магистральным специальным маршрутам 4472 в период с 2001 по 2004 год также буксировал несколько поездов «Венеция-Симплон Восточный экспресс» Pullman , но финансовые проблемы быстро стали очевидны, и Flying Scotsman Services не смогла эффективно продать или оценить рейсы, в дополнение к тому, что локомотив несколько раз выходил из строя. [69] [70]
В 2002 году Марчингтон предложил бизнес-план, который включал строительство деревни летающих шотландцев в Эдинбурге, чтобы получать доход от соответствующего брендинга. После размещения на OFEX в том же году под именем Flying Scotsman plc, [66] в 2003 году городской совет Эдинбурга отклонил планы деревни, а в сентябре 2003 года Марчингтон был объявлен банкротом. [71] Генеральный директор Flying Scotsman plc Питер Батлер объявил об убытках в размере 474 619 фунтов стерлингов и, имея овердрафт в размере 1,5 миллиона фунтов стерлингов в Barclays Bank , заявил, что у компании было достаточно денежных средств только для торговли до апреля 2004 года. результаты. [71]
Национальный железнодорожный музей (2004 – настоящее время)
[ редактировать ]

В феврале 2004 года долговое агентство, действующее от имени Flying Scotsman plc, объявило, что проведет закрытый аукцион по продаже локомотива, который состоится 2 апреля. [72] На фоне опасений, что он может быть продан в иностранные руки, Национальный железнодорожный музей (NRM) в Йорке объявил, что примет участие в торгах, и обратился за финансированием в рамках кампании «Спасите нашего шотландца». Он получил выигрышную заявку на сумму 2,3 миллиона фунтов стерлингов, что на 15% выше, чем у второго по величине участника, и перешел в государственную собственность и стал частью национальной коллекции NRM. [72] [73] Основная часть денег поступила из гранта в размере 1,8 миллиона фунтов стерлингов от Мемориального фонда национального наследия , а остальная часть поступила из 350 000 фунтов стерлингов, собранных за счет общественных пожертвований, которые были собраны бизнесменом Ричардом Брэнсоном , и 70 000 фунтов стерлингов, собранных газетой The Yorkshire Post . [74] В продажу был включен запасной котел 1944 года выпуска, который Flying Scotsman перевозил с 1965 по 1978 год, запасные баллоны и вагон поддержки Mark 1 . [72] Локомотив прибыл в Йорк как раз вовремя, чтобы его выставили в рамках музейного фестиваля Railfest в июне 2004 года, посвященного 200-летию железнодорожных перевозок. [74]
В 2004 и 2005 годах Flying Scotsman периодически перевозил специальные поезда по Великобритании, однако вскоре стали очевидны проблемы с его состоянием. Он вышел из строя во время доставки на Рейлфест и еще несколько раз в последующие месяцы, но инженерный состав музея не смог обнаружить критических неисправностей. С сентября 2004 г. по май 2005 г. он находился в мастерской NRM для тяжелого промежуточного ремонта с целью повысить надежность и обеспечить эксплуатацию до капитального ремонта и восстановления. Однако к концу 2005 года промежуточный ремонт ситуацию не улучшил, и НРМ приняло решение приступить к генеральному ремонту. [72]
2006–2016 реставрация
[ редактировать ]
Локомотив поступил в мастерские NRM в январе 2006 года с первоначальным намерением вернуть ему исходную спецификацию Гресли и продлить сертификат котла. Было подсчитано, что на это уйдет один год и будет стоить около 750 000 фунтов стерлингов. [72] [75] Работы были выставлены на обозрение посетителям НРМ, но двигатель был быстро разобран до такой степени, что опорная пластина осталась единственным компонентом, узнаваемым для случайного наблюдателя.
В июле 2007 года музей отодвинул ожидаемую дату завершения строительства на 18 месяцев, отчасти из-за проблем с реставрацией котла. [72] К 2009 году, когда возникли новые проблемы, в том числе смещенные рамы и треснувший цилиндр, а также рост цен на металл, музей обратился с призывом SOS («Спасите нашего шотландца»), стремясь собрать еще 250 000 фунтов стерлингов с целью завершения работы к конец года. [76] В мае 2011 года Flying Scotsman на проигрывателе музея был представлен , окрашенный в черную ливрею LNER военного времени; после окончательных испытаний он должен был быть окрашен в цвет LNER Apple Green и к лету на нем будут проводиться экскурсии. [77] Однако в блоках рупоров были обнаружены трещины, а дальнейшие испытания выявили еще больше трещин по всей раме в сборе, что привело к замене основного подрамника, стяжек рупора и кронштейна перемещения среднего цилиндра, которые все были признаны не подлежащими ремонту. [72]
В 2012 году NRM опубликовало отчет, в котором изучаются причины задержки и дополнительных затрат. Выяснилось, что музей сильно недооценил необходимые работы из-за плохого состояния локомотива, большая часть которых была пропущена в результате поспешной проверки, давшей слишком оптимистичную оценку. Было также установлено, что руководству не хватает опыта, преемственности и ресурсов для выполнения такой сложной задачи. Проблемы также были вызваны противоречивыми целями производства сертифицированного магистрального локомотива с сохранением как можно большего количества оригинальных узлов и агрегатов, а также между необходимостью капитального ремонта локомотива и использованием его в качестве маркетингового инструмента для музея. [72]
После отчета компании First Class Partnerships (FCP) было поручено провести независимую проверку оставшейся необходимой работы. К марту 2013 года FCP решила, что Flying Scotsman не вернется на основную линию до 2015 года, и предложила выставить оставшиеся работы на внешний тендер. [78] Компания Riley & Son была объявлена победителем конкурса, и в тот же день локомотив был перевезен в их мастерскую в Бери. [79] По оценкам, в июле 2015 года к началу 2016 года Flying Scotsman будет введен в эксплуатацию с электронным оборудованием, необходимым для работы на магистральной линии. [80] Окончательная стоимость реставрации составила 4,2 миллиона фунтов стерлингов, а летом 2015 года она выросла на 300 000 фунтов стерлингов, чтобы завершить необходимые дополнительные работы досрочно. [81]
Вернуться в сервис
[ редактировать ]7 января 2016 года Flying Scotsman впервые с 2005 года двинулся своим ходом по железной дороге Восточного Ланкашира , где провел несколько испытаний на низкой скорости. [82] Его первый основной рейс состоялся 6 февраля с поездом Winter Cumbrian Mountain Express из Карнфорта в Карлайл, все еще носящим черную ливрею военного времени 2011 года с номером 60103 на дымовой трубе и номерами военного времени LNER, 103 и 502, на боках кабины. [83] [84] После того, как в 1963 году он был восстановлен, чтобы соответствовать своему внешнему виду, «Летучий шотландец» вернулся в лондонский Кингс-Кросс 25 февраля, отправившись в Йорк. [85] Тысячи людей выстроились вдоль маршрута, и поезд был вынужден остановиться из-за того, что представители общественности вторглись на линию возле Сент-Неотса . [86]
В октябре 2018 года, через шесть лет после смерти Пеглера, компания перевезла специальный выпуск «Прощание с Аланом Пеглером» из Кингс-Кросс в Йорк, организованный по просьбе его дочери. В своем завещании Пеглер просил поместить половину своего праха в топку локомотива, когда он поднимался на Сток-Бэнк. Подъем сопровождался долгим свистком, когда пассажиры на борту на мгновение молчали. [87] В январе 2019 года Flying Scotsman безостановочно перевез «Салют шотландца» из Кингс-Кросс в Йорк, на этот раз как дань уважения Макэлпайну после его смерти в марте 2018 года. [88]
В апреле 2022 года двигатель был выведен на капитальный ремонт в рамках подготовки к своему столетнему юбилею в 2023 году. [89] По итогам работ он будет сертифицирован для работы на магистральной линии до 2029 года, после чего до 2032 года он будет курсировать исключительно по историческим железным дорогам. [90] Он появился на лондонском Кингс-Кросс в виде статической экспозиции на два дня в ознаменование 170-летия открытия станции 14 и 15 октября 2022 года. [91] [92]
В январе 2024 года музей приготовился подать заявку на поиск хранителя для эксплуатации и обслуживания Flying Scotsman , надеясь выбрать одного из них в конце весны. После заключения нового контракта движок возобновит гастроли осенью 2024 года. [93] [94]
Столетние мероприятия
[ редактировать ]
В рамках празднования своего 100-летия в феврале 2023 года Flying Scotsman в период с марта по декабрь примет участие в различных мероприятиях, включая статические показы, пробеги по магистралям и посещение исторических железных дорог. Специальная выставка «100 лет, 100 голосов» пройдет в Национальном железнодорожном музее. [95] [ нужно обновить ] Коллекционная монета номиналом 2 фунта стерлингов была выпущена Королевским монетным двором , некоторые из них были окрашены в цвет, вдохновленный окраской локомотива Apple Green, что стало первой цветной монетой, выпущенной за более чем 20 лет. [96] Королевская почта выпустила серию марок, разработанных Дэвидом Джентльманом , которые были последними, на которых был изображен силуэт покойной королевы Елизаветы II . [97] Поэт-лауреат Саймон Армитидж выпустил новое стихотворение под названием «Создание летучего шотландца» . [98] [99] В Международный женский день Flying Scotsman во второй раз в своей истории управлялся исключительно женским экипажем. [100]
29 сентября Flying Scotsman попал в аварию на низкой скорости, когда он двигался задним ходом для стыковки с Belmond Royal Scotsman в Авиморе перед поездкой по железной дороге Strathspey Heritage Railway . Нескольким людям была оказана медицинская помощь, двое доставлены в больницу. [101] [102]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кино и телевидение
[ редактировать ]Из-за того, что LNER делает упор на использование локомотива в рекламных целях, а также из-за его богатой истории сохранения, включая два международных набега, он является одним из самых узнаваемых локомотивов Великобритании. Одно из его первых появлений в кино было в фильме 1929 года «Летучий шотландец» , в котором весь эпизод происходил на борту локомотива. [103] Летучий шотландец показан в «Агате» (1979), замаскированный под двух других членов класса - 4474 Виктора Уайлда с одной стороны и 4480 Энтерпрайза с другой. [104] Летучий шотландец ненадолго появляется в фильме «102 далматинца» (2000). Он был снят на видео при выходе из лондонского вокзала Сент-Панкрас , который был последним паровым отправлением со станции перед ее реконструкцией в новый терминал Eurostar . [105]
В 1985 году Flying Scotsman появился вместе с InterCity 125 в телевизионной рекламе British Rail. [106] Локомотив был выбран первым для участия в гонке Top Gear Race на Север в 2009 году, но не смог присутствовать из-за капитального ремонта; LNER Class A1 60163 Tornado . Вместо него использовался [107] В 2011 году Трианга Хорнби модель Летучего Шотландца появилась в двух эпизодах « Историй игрушек» Джеймса Мэя . Это была личная детская модель Джеймса Мэя , и она была выбрана им для установления мирового рекорда по самой длинной модели железной дороги. [108] Поезд должен был проехать семь миль от Барнстейпла до Байдефорда в Северном Девоне , но в начале пути он вышел из строя. Он завершил пробег с последующей попытки. [109] Модель снова появилась в James May: The Reassembler , в котором она была полностью разобрана, а затем собрана Мэем обратно в качестве демонстрации.
В 2016 году «Летучий шотландец» стал героем двух телевизионных документальных фильмов. Летучий шотландец из «Подножки» в эфире BBC 4, [110] и «Летучий шотландец» с Робсоном Грином транслировались на ITV. В последнем фигурирует Грин, который провел год с командой инженеров, которым было поручено восстановить локомотив. [111]
Сериал «Железная дорога» и «Томас и друзья»
[ редактировать ]Летучий шотландец был показан в серии «Железнодорожные дороги» книгах преподобного У. Одри . [82] Он посетил вымышленный остров Содор из 23-й книги «Предприимчивые паровозы» , чтобы навестить своего единственного оставшегося брата Гордона . Два его тендера стали ключевой особенностью сюжета «Тендеров для Генри». Когда историю снимали для телесериала « Томас и друзья» , переименованного в «Тендерные паровозы», Летучего шотландца ». возле сарая видели только два тендера « [112] Предполагалось, что в этом эпизоде он будет играть более важную роль, но из-за бюджетных ограничений построить всю модель не удалось. [113]
Летучий шотландец полностью появляется в компьютерном фильме «Томас и друзья: Большая гонка» (2016). [114] где его озвучивает Руфус Джонс в дубляже как в Великобритании, так и в США.
Другой
[ редактировать ]Flying Scotsman включен в альбом Flying Scotsman and Other Steam Locomotives in Action , пластинку с полевыми записями различных паровозов в действии, выпущенную President Records в 1972 году. [115]
Летучий шотландец — игровой локомотив в компьютерной игре-симуляторе Microsoft Train Simulator 2001 года . [116] и в игре-симуляторе Train Sim World 4 для ПК/консоли 2023 года . [117] Локомотив также присутствует в гоночной игре Forza Horizon 4 2018 года в демонстрационном событии, в котором игрок должен соревноваться с паровозом. [118]
одной из монет номиналом 5 фунтов стерлингов, специально выпущенной для летних Олимпийских игр 2012 года, была гравировка с изображением Летучего шотландца . На реверсе [31] [82]
Компания Hornby Railways использовала Flying Scotsman в качестве логотипа своего издания, посвященного столетнему юбилею. Хорнби продавал две версии Flying Scotsman в британских локомотивах масштаба N , произведенных Minitrix, в течение нескольких лет, начиная с 1977 года, под названием Hornby Minitrix. Когда соглашение закончилось, Minitrix какое-то время продолжала производить и продавать британские локомотивы, и две версии Flying Scotsman были последними, указанными в каталогах. [119] Сначала он продавался как 60103 зеленого цвета BR с гербом, затем как 4472 зеленого цвета LNER с надписью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Летучий шотландец» вошел в историю поездов, когда спидометр достиг отметки 100» . Смитсоновский журнал . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Болдуин 2014 , с. 32.
- ^ Болдуин 2014 , с. 6, 25, 37.
- ↑ Boddy, Neve & Yeadon 1986 , стр. 9, 73, внутренняя сторона задней обложки.
- ^ Болдуин 2014 , с. 39.
- ^ Болдуин 2014 , с. 41.
- ^ Boddy, Neve & Yeadon 1986 , внутренняя сторона задней обложки.
- ^ Перейти обратно: а б «Британское железнодорожное наследие – 4472 Летучий шотландец» . theheritagetrail.co.uk. Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Проверено 6 декабря 2012 г.
- ^ «О – Летучий шотландец» . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Обращение Национального железнодорожного музея о Летучем шотландце» . Ноттингем Пост . Ноттингем. 22 января 2009 г. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 г. Проверено 22 декабря 2013 г.
- ^ Роден 2009 , с. 72.
- ^ Болдуин 2014 , с. 53.
- ^ Шарп 2009 , с. 64.
- ^ Болдуин 2014 , с. 55.
- ^ Роден 2009 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп 2009 , с. 66.
- ^ Шарп 2009 , с. 67.
- ^ Болдуин 2014 , с. 58.
- ^ Шарп 2009 , с. 70.
- ^ Роден 2009 , с. 108.
- ^ Рид, Брайан Профильные публикации «LNER неоптимизированного Тихоокеанского региона», Виндзор, Великобритания. Без даты – 1960-е гг.: с. 22
- ^ Перейти обратно: а б с «Некролог - Алан Пеглер» (PDF) . Таймс . 25 марта 2012 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Питер (25 марта 2012 г.). «Некролог Алана Пеглера» . Хранитель .
- ^ Болдуин 2014 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б «Некролог - Алан Пеглер» . «Дейли телеграф» . 25 марта 2012 года . Проверено 25 мая 2013 г.
- ^ Болдуин 2014 , с. 67.
- ^ Харди, RHN (2020). Карманная книга «Летучий шотландец» . Издательство Блумсбери. п. 10. ISBN 978-1844862221 . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ Болдуин 2014 , с. 64.
- ^ Харди 2013 , с. 10.
- ^ "Hornby Direct Hormby Railroad R3086 Flying Scotsman" . Архивировано из оригинала 21 июня 2012 года . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Летучий шотландец» . Королевский монетный двор . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пеглер, Аллен и Бейли 1969 , с. 32.
- ^ Роден 2009 , стр. 104–105.
- ^ Роден 2009 , стр. 106–107.
- ^ Болдуин 2014 , с. 7.
- ^ Роден 2009 , с. 147.
- ^ Роден 2009 , с. 149.
- ^ Бодди, Нив и Йедон 1986 , стр. 68–69, 70, 88.
- ^ Робин, Джонс (2017). История главной линии восточного побережья . Кровуд Пресс. ISBN 978-1-78500-286-1 .
- ^ «LNER A1 и A3 Gresley Pacifics» . Энциклопедия ЛНЭР . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Тони Уилер (режиссер); Джин Карр (оператор); BBC (продюсерская компания) (1968). Документальный фильм, посвященный 40-летию . Ютуб. Архивировано из оригинала 7 апреля 2021 года . Проверено 7 апреля 2020 г.
- ^ Роден 2009 , стр. 158–159.
- ^ Бодди, Нив и Йидон 1986 , стр. 88
- ^ Шарп 2009 , с. 90.
- ^ Шарп 2009 , с. 87, 90, 92.
- ^ Шарп 2009 , стр. 92–94.
- ^ Перейти обратно: а б Макинтош, 2010 , стр. 80–81.
- ^ Шарп 2009 , с. 94.
- ^ Харди 2013 , с. 112.
- ^ Харди 2013 , с. 113.
- ^ «Сэр Уильям Макэлпайн беседует с Энди Милном» . Железнодорожники. 20 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2006 г.
- ^ Шарп 2009 , стр. 123–124.
- ^ Болдуин 2014 , с. 90.
- ^ О'Нил, Шейн (август 2008 г.). «Визит летучего шотландца в Австралию: 20 лет спустя». История австралийской железной дороги . стр. 265–272.
- ^ Малпасс, Дэйр и Дженкинс 1992 , стр. 59.
- ^ Малпасс, Дэйр и Дженкинс 1992 , стр. 64, 66.
- ^ Малпасс, Дэйр и Дженкинс 1992 , стр. 112, 121.
- ^ Батчелдер, Альф (июнь 2013 г.). «Воспоминания о летучем шотландце 1988 года: Прощание». Ветка . Общество охраны железных дорог Каслмейн и Мэлдон. п. 7.
- ^ Болдуин 2014 , с. 93.
- ^ Шарп 2009 , с. 134.
- ^ Болдуин 2014 , с. 98.
- ^ Болдуин 2014 , стр. 98–99.
- ^ Болдуин 2014 , с. 113.
- ^ «Шотландец летит высоко» . Новости Би-би-си . 14 апреля 1999 года . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шарп 2009 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б «Доктор Тони Марчингтон утвержден в качестве докладчика на ужине» . Интегра Коммуникации. Архивировано из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ Болдуин 2014 , с. 103.
- ^ Макинтош 2010 , с. 119.
- ^ Шарп 2009 , с. 150.
- ^ Макинтош 2010 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Майкл (8 февраля 2004 г.). «Летучий шотландец» могут продать за границу» . Независимый . Проверено 16 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Минли, Роберт (26 ноября 2012 г.). «Отчет для попечителей группы музеев науки о восстановлении Тихоокеанского летающего шотландца класса А3 и управлении связанным с ним инженерным проектом» (PDF) . Национальный железнодорожный музей . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2012 года.
- ^ Скотт, Эндрю (июнь 2004 г.). «Как мы спасли Летучего шотландца ». Железнодорожный журнал . Том. 150, нет. 1238. стр. 14–19.
- ^ Перейти обратно: а б Уорд, Дэвид (6 апреля 2004 г.). «Летучий шотландец спасен для раздраженной нации» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ «The History Press | Возвращение Летучего Шотландца» . www.thehistorypress.co.uk . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ «Денежный запрос на культовый паровой двигатель» . Новости BBC онлайн . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ «Летучий шотландец» на выставке в Национальном железнодорожном музее . Новости Би-би-си . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ «Обновление восстановления Летучего Шотландца» . Национальный железнодорожный музей . 8 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2016 г. . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Национальный железнодорожный музей (29 октября 2013 г.). «Обновление восстановления Летучего Шотландца» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2013 года . Проверено 4 ноября 2013 г.
- ^ «Полный вперед, Flying Scotsman собирается вернуться на основной рынок к концу 2015 года» . Хранитель . 19 июля 2015 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «4,5 миллиона фунтов стерлингов на восстановление Летучего шотландца» . ИТВ . 24 сентября 2016 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Летучий шотландец: Знаменитый паровоз снова на ходу» . Новости Би-би-си . 8 января 2016 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2018 г. Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Кнаптон, Сара (24 января 2016 г.). «Возвращение Летучего Шотландца задерживается из-за неисправных тормозов» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Возвращение Flying Scotsman к основной линии после реконструкции стоимостью 4,2 миллиона фунтов стерлингов» . Новости Би-би-си . 6 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 1 июня 2017 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Летучий шотландец на рейсе из лондонского Кингс-Кросс в Йорк» . Новости Би-би-си . 25 февраля 2016 г. Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ Сиддик, Харун (25 февраля 2016 г.). «Нарушители границы вынуждают Летучего Шотландца сделать незапланированную остановку во время первого рейса» . Хранитель . Архивировано из оригинала 25 февраля 2016 года . Проверено 11 июля 2017 г.
- ^ Хьюитт, Сэм (6 декабря 2018 г.). «Прах Алана Пеглера помещен в топку А3 во время эмоционального прощания» . Наследная железная дорога . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ «Летучий шотландец провезет мемориальный поезд сэра Уильяма Макэлпайна через Грэнтэм» . Грэнтэм имеет значение. 27 октября 2018 года . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Эдвардс, Роберт (3 ноября 2021 г.). «Летучий шотландец: тур в Хэмпшире в 2022 году объявлен перед капитальным ремонтом в преддверии столетнего юбилея» . Хэмпшир в прямом эфире . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Стритер, Тони (26 июля 2019 г.). « Шотландец» будет работать до 2032 года . Паровая железная дорога . Проверено 21 марта 2022 г. - через PressReader.
- ^ «Путешествие на Летучем Шотландце» . Архивировано из оригинала 8 октября 2022 года . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ «Летучий шотландец: начинаются празднования столетия культового локомотива» . Новости Би-би-си. 14 октября 2022 г. Проверено 7 декабря 2022 г.
- ^ Лонгхорн, Дэнни (18 января 2024 г.). «Ищите следующего хранителя, который будет управлять и обслуживать Flying Scotsman» . «РейлБизнесДейли» . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ «NRM объявляет о планах Летучего Шотландца на 2024 год | Национальный железнодорожный музей» . www.railwaymuseum.org.uk . 18 января 2024 г. Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Барранд, Рошель (23 января 2023 г.). «Летучий шотландец 2023: где сегодня паровоз, расписание столетнего тура и как получить билеты» . Национальный мир . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ «Столетие Летучего Шотландца отмечено новыми монетами Королевского монетного двора» . Новости Би-би-си. 21 февраля 2023 г. Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Бествик, Алекс (28 февраля 2023 г.). «Марки, посвященные столетию Летучего шотландца, будут последними, на которых будет изображен силуэт королевы Елизаветы» . Железнодорожный журнал . Проверено 29 марта 2023 г.
- ^ «Нация празднует 100-летие летучего шотландца, самого известного паровоза в мире» . Национальный железнодорожный музей. 24 февраля 2023 г. Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Создание Летучего Шотландца (фантасмагория)» (PDF) . Саймон Армитедж . Проверено 25 февраля 2023 г. Включает полный текст стихотворения.
- ^ «Международный женский день: Летучий шотландец, укомплектованный исключительно женским экипажем» . Новости Би-би-си. 8 марта 2023 г. Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Хэмпсид, Росс (29 сентября 2023 г.). «Туристы получили ранения в результате столкновения Flying Scotsman с тренерами Royal Scotsman в Авиморе» . Пи-Джей . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Множественные травмы после столкновения с Летучим шотландцем в Авиморе» . Национальный . 29 сентября 2023 г. Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ Фуллер, Грэм (март 2011 г.). «DVD: Летучий шотландец (1929) | Обзоры фильмов, новости и интервью» . Отдел искусств . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «Многообразие Летучего Шотландца» . Блог Национального железнодорожного музея . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ Болдуин 2014 , с. 101.
- ^ «Летучий шотландец» против «Интерсити 125» . Летучий шотландец . Национальный железнодорожный музей. Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Торнадо – Top Gear в Уэверли» . Журнал «Паровая железная дорога» . № 363. Бауэр Медиа Групп. 29 мая – 25 июня 2009 г.
- ^ «BBC Two - Истории игрушек Джеймса Мэя, серия 1, Хорнби» . Би-би-си . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ «BBC Two - Истории игрушек Джеймса Мэя, Великие гонки на поездах» . Би-би-си . Проверено 31 октября 2012 г.
- ^ Адди, Эстер (29 декабря 2016 г.). «Летучий шотландец: путешествие по медленной полосе» . Хранитель . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ «Летучий шотландец с Робсоном Грином» . ИТВ . 6 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2018 г. . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ Преподобный В. Одри (автор книги «Enterprising Engines» ), Бритт Олкрофт (продюсер), Дэвид Миттон (режиссер) (17 февраля 1992 г.). « Тендерные паровозы ». Томас и друзья . Серия 3. Эпизод 20. ITV .
- ^ «Стив Асквит - 25 лет в модельном отряде» . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Хоукс, Ребекка (6 апреля 2016 г.). «Летучий шотландец присоединяется к фильму «Паровозик Томас»» . Телеграф . Архивировано из оригинала 27 июля 2018 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Летучий шотландец и другие паровозы в действии» . Президент Рекордс. 1972. ПСП 8 . Проверено 26 марта 2023 г. - через Discogs.
- ^ «Симулятор поезда Microsoft» . Глухие игроки. Архивировано из оригинала 21 января 2013 года . Проверено 27 декабря 2012 г.
- ^ Площадь, Пуш (22 августа 2023 г.). «Train Sim World 4 назначает дату выхода 26 сентября на PS5, PS4» . Пуш-сквер . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ Тоуэлл, Джастин (25 сентября 2018 г.). «Форза Горизонт 4» . Игровой радар+ . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ «Классические британские модели Minitrix» . Классическая британская модель Minitrix . Проверено 18 сентября 2022 г.
Источники
- Болдуин, Джеймс С. (2014). История Летучего Шотландца . Страуд. ISBN 978-0-752-49452-4 .
- Бодди, MG; Неве, Э.; Йидон, WB (1986). Фрай, Э.В. (ред.). Локомотивы ЛНЭР, Часть 2А: Тендерные паровозы — классы от А1 до А10 . Кенилворт: RCTS .
- Харди, Ричард (2013). Карманная книга «Летучий шотландец» . Блумсбери Паблишинг ПЛС. ISBN 978-1-844-86222-1 .
- Макинтош, Дэвид (2010). Летучий шотландец . Издательство Иэна Аллана. ISBN 978-0711035331 .
- Малпасс, Стив; Дэйр, Джон; Дженкинс, Ян (1992). Винтажный год для Steam: AusSteam '88 и Flying Scotsman в Австралии . Австралийское историческое общество железных дорог . ISBN 978-0-858-49041-3 .
- Пеглер, Алан; Аллен, Сесил; Бейли, Бейли (1969). Летучий шотландец . Хауэлл Пресс. ISBN 978-0-711-00107-7 .
- Роден, Эндрю (2009). Летучий шотландец . Магна. ISBN 978-1-842-62691-7 .
- Шарп, Брайан (2009). Летучий шотландец: Легенда жива . Уорнклифф. ISBN 978-1-845-63090-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клиффорд, Дэвид (комп.) (1997). Самый известный паровоз в мире: Летучий шотландец . Суонидж: Финал. ISBN 1-900467-02-Х .
- Харрис, Найджел, изд. (1988). Летучий шотландец: легенда паровоза . Сент-Майклс-он-Уайр: издательство Silver Link.
- Хьюз, Джеффри (2004). Летучий шотландец: Народный двигатель . Йорк: Друзья предприятий Национального железнодорожного музея. ISBN 0-9546685-3-7 .
- Керр, Фред; Лэнгстон, Кейт (2017). Летучий шотландец: иллюстрированная история . Барнсли: Транспортировка ручки и меча. ISBN 978-1-47389-992-6 .
- Николсон, Питер (1999). Летучий шотландец: самый путешествующий паровоз в мире . Шеппертон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-2744-7 .
- Нок, ОС (январь 1966 г.). «Лондон – Кардифф Steam Record». Железнодорожный журнал . Том. 112, нет. 777. стр. 24–25.
- Пеглер, Алан; и др. (1976). Летучий шотландец (3-е изд.). Шеппертон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0663-6 .
- Шарп, Брайан (2005). Летучий шотландец: Легенда жива . Хорнкасл: Мортонс Медиа.
- «4472 идет домой». Железнодорожный энтузиаст . Национальные публикации EMAP. Апрель 1983 г. с. 47. ISSN 0262-561X . OCLC 49957965 .
- « Реставрация Летучего Шотландца будет завершена». Железнодорожный журнал . Том. 159, нет. 1345. Хорнкасл: Mortons Media Group. Май 2013. с. 9. ISSN 0033-8923 . OCLC 750645684 .
- Сэр Уильям Макэлпайн: Повесть о локомотивах, вагонах и сохранении . Оквуд Пресс. 2009. ISBN 978-0853616887 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт Национального железнодорожного музея о Летучем шотландце
- Официальный веб-сайт печатных изданий Национального железнодорожного музея, содержащий множество Летучего шотландца . гравюр и плакатов
- Статья BBC «Нация в кино» с историческими фильмами о Летучем шотландце в Steam.