1966 сезон Формулы -1

Сезон Формулы -1 1966 года был 20 -м сезоном Fia Formula One Motor Racing. В нем участвовали 17-й чемпионат мира по водителям , 9-й международный кубок для производителей F1 и четыре гонки без чемпионата, открытые для автомобилей Формулы-1. Чемпионат мира был оспорен в течение девяти гонок в период с 22 до 23 октября 1966 года.
Джек Брэбхэм выиграл чемпионат водителей в Brabham - Repco . [ 1 ] Это был его третий и последний чемпионат. Брэбхэм также был награжден Международным Кубком для производителей F1, их первым титулом. [ 2 ]
Джон Тейлор столкнулся с Формулы два водителем Джеки Иккс во время Гран -при Германии . Тейлор был сильно сожжен в аварии и уступил травмам через четыре недели.
В сезоне «Возвращение к мощности», а FIA удвоил максимально допустимое перемещение двигателя с 1,5 до 3 литров .
Команды и водители чемпионата
[ редактировать ]Следующие команды и гонщики участвовали в FIA чемпионате мира 1966 года .
- Розовый фон обозначает участников F2 на Гран -при Германии
Изменения команды и драйвера
[ редактировать ]
Названный «Возвращение к власти», новая формула из 3 литров с естественным образом оспредительным двигателями была встречена с энтузиазмом. Однако не все проекты были закончены к началу сезона. Coventry Climax решил бросить свой бизнес по строительству гоночных двигателей, несмотря на победу в своем последнем чемпионате в 1965 году , поэтому большинству британских команд пришлось найти новые контракты: [ 5 ]
- Брэбхэм сотрудничал с австралийской компанией Repco . Их 3 -литровый V8 был готов вовремя.
- Купер работал с Maserati , чтобы получить обновленную версию своих двигателей 1957 года .
- Lotus возложил надежду на новый дизайн двигателя H16 от BRM , но это было закончено слишком поздно и очень тяжело. Таким образом, они начали сезон с поспешно подготовленной и неконкурентоспособной 2 -литровой кульминации V8. (Команда вернется в свою победную форму после перехода на Cosworth DFV двигатели на 1967 год .) Питер Арунделл вернулся в Lotus, оправившись от своей аварии в течение сезона 1964 года . Майк Спенс , который заменил его в 1965 году , был подписан частной гоночной командой «Рег Парнелл».

Две команды дебютировали в этом году:
- Брюс Макларен покинул Купера, чтобы создать свою собственную команду. Он вошел в McLaren M2B , спроектированный Robin Herd . В течение сезона McLaren опробовал Ford V8 и Serenissima V8, переключаясь вокруг нескольких раз, но не находя правильный рецепт.
- Дэн Герни отправился из Брэбэма, чтобы также войти в свою команду. Он работал с известным дизайнером автомобиля Кэрролл Шелби с 1962 года , чтобы создать всех американских гонщиков . Они построили шасси F1, получившее название «Eagle Mk1», и Герни сам поехал на машине. Шасси было отложено до второй гонки сезона, и новый Weslake 3 -литровый V12 был готов только с оставшимися тремя гонками. Они использовали кульминацию четырехтактных двигателей до тех пор.
Изменения в середине сезона
[ редактировать ]- Хонда пропустила большую часть гонок в 1966 году, но вернулась в сеть с новым 3 -литровым двигателем V12 на Гран -при Италии . Ричи Джинтер покинул Купер после двух гонок, чтобы вернуться в японскую команду.
- 1964 года Чемпион Джон Суртис не разрешил Ferrari менеджер по эксплуатации Eugenio Dragoni, чтобы войти в 24 часа Le Mans 1966 года . FIAT Председатель Джанни Агнелли предпочитал своему племяннику Людовико Скарфиотти . [ 6 ] [ 7 ] Когда генеральный директор Энцо Феррари также не поддерживал Surtees, британец покинул команду, тем самым также отказавшись от его диска F1. Майк Паркс и Скарфиотти, которые оба водили в гонке в Ле -Мане, были повышены в команде F1, в то время как Суртис занял место Джинтера в Купере.
Календарь
[ редактировать ]Круглый | Гран При | Схема | Дата |
---|---|---|---|
1 | Гран -при Монако | ![]() |
22 мая |
2 | Бельгийский Гран При | ![]() |
12 июня |
3 | Гран -при Франции | ![]() |
3 июля |
4 | Британский Гран При | ![]() |
16 июля |
5 | Голландский Гран При | ![]() |
24 июля |
6 | Гран -при Германии | ![]() |
7 августа |
7 | Итальянский Гран При | ![]() |
4 сентября |
8 | Гран -при Соединенных Штатов | ![]() |
2 октября |
9 | Мексиканский Гран При | ![]() |
23 октября |
Изменения календаря
[ редактировать ]- Гран -при Южной Африки на трассе Принца Джорджа был переведен в статус без чемпиона, потому что 1,5- литровые двигатели, в то время как это больше не было в чемпионате F1. в сетке было разрешено [ 8 ]
- Гран -при Франции был перенесен из шаридской трассы в Реймс-Гуэ .
- Британский Гран-при был перенесен из Сильверстоун в бренды Хэтч , в соответствии с расположением совместного использования событий между двумя целями.
Изменения в регулировании
[ редактировать ]Технические правила
[ редактировать ]- Была введена новая формула двигателя, ознаменована как «возвращение власти». Максимально разрешенное смещение двигателя было удвоено с 1,5 до 3 литров для двигателей с естественным путем . Сжатые двигатели (с использованием турбокомпрессора или нагнетателя ) были допущены в первый раз с 1960 года с максимальным смещением двигателя 1,5 литра. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Минимальный вес был повышен с 450 кг (990 фунтов) до 500 кг (1100 фунтов). [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Спортивные правила
[ редактировать ]- Драйвер, заполняющий менее 90% расстояния гонки, не будет классифицирован и не получил очки, даже если они финишируют в шестерке. [ 12 ] [ 13 ]
- Максимальное расстояние расы было уменьшено с 500 км (310 миль) до 400 км (250 миль). [ 14 ]
Отчет Чемпионата
[ редактировать ]Раунды с 1 по 3
[ редактировать ]Сезон 1966 года начался с Гран -при Монако . Стременная трасса, казалось, в значительной степени отрицать разницу в силе между 3 -литровыми двигателями Ferrari и 2 -литровыми двигателями BRM и Climax (используемыми лотосами ). 1963 и 1965 гг. Чемпион Джим Кларк получил квалификацию на полюсном положении в Lotus-Climax, опередив 1964 года чемпион Джона Суртиса для Ferrari. На втором ряду начался два BRMS из Джеки Стюарта и 1962 года чемпиона Грэм Хилл . В начале машина Кларка была забита на первой передаче и была передана всем. Surtees и Stewart создали разрыв для остальной части поля. При нормальных обстоятельствах Ferrari вскоре покинет BRM позади, но задняя ось Surtees потерпела неудачу, и он ушел на пенсию на круге 16. Стюарт вышел сам по себе, после чего поднялся Джохен Риндт в Купере - Масерати и Хилл, до того, как Лоренцо Бандини поднялся на второе место в Ferrari. Кларк отвечал на переднюю часть поля, но провел много времени позади Хилла. Кларк погрузился в первый угол, чтобы занять третье место - Риндт ушел на пенсию с сбоем двигателя - но левая подвеска Лотоса потерпела неудачу позже на коленях, и действующий чемпион не вышел из гонки. Стюарт держал свою вторую победу в карьере, опередив Бандини и Хилл. Боб Бондант финишировал на четвертом месте, чтобы получить три BRM в очках. За тремя куперами появились три купера, но ни один из них не был классифицирован и не получил очков чемпионата. [ 15 ]
Сначала Стюарт устанавливал темп во время практики для Гран-при Бельгии , но на высокоскоростной трассе Сурты квалифицировались на полюсе в своем Ferrari, что более чем на три секунды впереди Риндта в Купер-Мазерти. Стюарт начал третье место, в то время как Кларк мог управлять только десятым. Когда флаг был махал, дождь падал в дальнем конце трассы. Стюарт и Хилл потерпели крушение в Маста -Кинке , уже известном как самый опасный угол, и шотландец попал под его машину в бассейне протекающего топлива в течение 25 минут. Хилл и Бондрант, которые тоже оба разбились, позаимствовали инструментарий зрителя, чтобы освободить его. Еще пять машин ушли на первые круги гонки, в том числе Кларк. Surtees возглавлял гонку, опередив Риндт и Бандини, и это стало и порядок завершения. Позади них закончили 1959 и 1960 гг. Чемпион Джек Брэбхэм и товарищ по команде Риндта Ричи Джинтер . Два других гонщика все еще работали, но не были классифицированы, что сделало две гонки подряд, что очки чемпионата были сдержаны под новым правилом. После своей аварии Стюарт стал сильным сторонником повышения безопасности водителей не только в Гран -при, но и в автомат -гонках в целом. [ 16 ]
Когда Suretes не предоставили поездку с Ferrari за 24 часа Ле -Мана , он покинул итальянскую команду и, с этим, также бросил свой диск F1. Он нашел место в Купере, где Джинтер ушел, чтобы вернуться в свою старую команду Honda . Бандини получил квалификацию на Поул для Гран -при Франции , со старым товарищем по команде Суртис и новым товарищем по команде Майком Паркс рядом с ним в первом ряду. В начале, Surtees отступил с проблем с получением топлива, прежде чем он ушел на пенсию на 5-м круге. Брэбхэм занял второе место, единственный водитель, способный следовать за темпом Бандини. На 32 -м круге австралийский унаследовал лидерство, когда ломался кабель дроссельной заслонки Ferrari. Итальянец взял кусок струны из соломенного тюка, выстилающего трассу и привязал его к дросселу, работая вручную и фактически кормил свою машину обратно к ямам, но закончил из очков. Брэбхэм выиграл гонку, опередив Паркс в своей первой гонке, и товарищ по команде Брэбэма Денни Халм . [ 17 ]
На чемпионате водителей Джек Брэбхэм ( Brabham - Repco ) взял на себя инициативу с 12 очками, опередив Лоренцо Бандини ( Ferrari , 10 очков), за которым последовали Суртис , Стюарт и Риндт (все 9 очков). На чемпионате производителей Ferrari выступил с 21 очком, опередив Брэбхэма (12) и BRM и Cooper (оба 9).
Раунды от 4 до 6
[ редактировать ]Британский Гран -при Гран -при Брэндс Хэтч увидел Брэбхэма дуэт Джека Брэбэма и Денни Халм квалифицируется на фронте, опередив Дэна Герни в Орле , Грэм Хилл для Брм и Джима Кларка для Лотоса . Затем появился Джон Суртис в Купере , чтобы сделать его пятью разными конструкторами в шестерке. В начале, это были Брэбхэм и Хилл, которые уехали, пока не началось дождь, и Йохен Риндт выступил за дождевые шины . Риндт занял второе место, нажимая Брэбэма за лидерство, а Суртес был третьим. Однако, когда дождь высох, Риндт отступил, и Сурты ушли в отставку, оставив Брэбхэма и Халма финишировать первым и вторым. За ними пришли Хилл, Кларк и Риндт. [ 18 ]

Брэбхэм и Халм снова квалифицировались первым и вторым для Гран -при Голландии , опередив Кларка, все еще управляя 2 -литровым Lotus с мощным кульминацией . Двигатель Халма пошел не так на 17 -м круге, в конечном итоге ушел на пенсию на 37 -м круге и оставив Брэбхэма уязвимым для нападения Кларка. Прилив некоторых бэкмаркеров, британец прошел мимо австралийца и вытащил существенное лидерство. На полупродаже, Грэм Хилл был единственным водителем, не сбитым Кларком и Брэбэмом, но затем амортизатор лотоса на коленчатого вала сломался и пробил дыру в водяном насосе , что привело к охлаждающей жидкости двигателя , чтобы протечь. Это заставило пит -стоп и привело его на третье место. Брэбхэм выиграл свою третью гонку подряд, впереди Хилла. [ 19 ]

Гран -при Германии был запущен в Нюрбургринг Нордшляйфе . Опасаясь скучной гонки с недостаточно записями, FIA позволила Формулы одновременно участвовать в гонке . Они не будут иметь права на очки чемпионата F1. Легкие 2 -литровые автомобили превысили время в квалификации, а Кларк, Сурты и Стюарт занимали первый ряд. Но в начале, более мощные 3 -литровые машины ушли лучше: Сурты держали лидерство, но Брэбхэм и Лоренцо Бандини были его ближайшими соперниками. Джон Тейлор вращался под дождем, который начал падать. Он попал в ловушку в горящем крушении, но был спасен водителем F2 Джеки Иккс . В конце первого круга Брэбхэм взял на себя инициативу, опередив Surtees, Rindt и Clark. Последний вырвался из гонки на 11 -м круге, в то время как места на подиуме оставались неизменными. [ 20 ]
После победы в четырех последовательных гонках Джек Брэбхэм ( Брэбхэм ) имел значительное лидерство на чемпионате водителей с 39 очками, опередив Грэм Хилл ( BRM , 17 очков) и Джона Суртиса и Джохена Риндта (товарищи по команде в Купере , оба на 15 очков) Полем В чемпионате производителей Брэбхэм возглавлял 39 очков, опередив Ferrari (23) и BRM (22).
Раунды от 7 до 9
[ редактировать ]
Команды, которые должны были сделать с ограниченной мощностью до сих пор, могли бы, наконец, получить новые 3 -литровые двигатели для Гран -при Италии : BRM представил двигатели H16 для команды работ и их команды клиентов Lotus , Eagle был включен в новую Weslake V12 и Honda впервые были в сетке со своим собственным V12. К большому радости от Tifosi , Ferrari товарищей по команде Майк Паркс и Людовико Скарфиотти, квалифицировались на фронте, опередив Джима Кларка ( Lotus ), Джона Суртоса ( Купер ) и Лоренцо Бандини (Ferrari). Лидер чемпионата Джек Брэбхэм начал шестой, но чувствовал не так много давления, поскольку Суртис должен был выиграть все три гонки, чтобы помешать австралийцу претендовать на титул. Скарфиотти взял на себя инициативу в начале, но в конце первого круга оказался седьмым. Его товарищ по команде Бандини заменил его на фронте. Брэбхэм прошел на 4 -м круге, но затем вышел на пенсию с утечкой масла . Последовательно, Surtees, Bandini и Clark также вышли на пенсию, возвращаясь к Скарфиотти, опередив Parkes и Денни Халм (Брэбхэм). Передняя шина Джохена Риндта сдувается, выходя из последнего угла, австрийский пересекает финишную черту, вращаясь и в конечном итоге оказавшись в траве . Благодаря выходу на пенсию Surtees, Брэбхэм завоевал чемпионат водителей 1966 года. [ 21 ]
Как обычно, чемпионат закончился за рубежом, сначала с Гран -при Соединенных Штатов . Свежий коронованный чемпион Брэбхэм получил квалификацию на Поле с прошлогодним чемпионом Кларком рядом с ним. Бандини начал третье место, но быстро взял на себя инициативу, прежде чем Брэбхэм вернулся на 10 -м круге. Бандини позже повторно поступил австралийца, но затем вышел на пенсию с отказа двигателя. На полпути через гонку Брэбхэм также ушел в отставку. Кларк был оставлен ведущим дуэтом, но унаследовал победу гонки. Риндт закончился топливом и замедлился. Он закончил гонку, но его последний круг занял так много времени, что это было утрачено, оставляя его на коленях, но все еще вторым в классификации, поскольку Сурты на третьем месте оставались еще дальше позади. [ 22 ]
Последний раунд сезона, Гран При Мексики , впервые увидел Суртов на Поул, впервые в Купере, опередив Кларка и Гинтера. Водитель Honda взял на себя инициативу в начале, возглавляя пятую начальную Rindt и четвертый отряд Брэмма. Сурты упали на пятое место, но в первую очередь зарядили первое место в полпути. Он выиграл гонку, на семь секунд впереди Брэбхама и, по крайней мере, на круге впереди Халма и остальной части поля. [ 23 ]
Джек Брэбхэм выиграл чемпионат водителей с 42 очками, опередив Джона Суртиса (28) и Джохена Риндта (22). Джек это был третий чемпионат Брэбэма (после побед в 1959 и 1960 годах ), который перешел на второе место в рекордном турнире, после пятикратного чемпиона Хуана Мануэля Фангио . Он стал первым и, до сих пор, только водителем, который выиграл чемпионат в машине с собственным именем. Это был также первый раз, когда европейский или брюкский автомобиль выиграл чемпионат. Команда Brabham также набрала 42 очка в чемпионах производителей и выиграла титул, опередив Ferrari (31 очко) и Купер (30 очков).
Результаты и турнир
[ редактировать ]Гран При
[ редактировать ]Система оценки
[ редактировать ]Очки были награждены шестью лучшими классифицированными финишерами. Только пять лучших результатов учитывались в чемпионате. Автомобили Формулы 2 не имели права на очки чемпионата.
Международный кубок для производителей F1 только подсчитывал точки самого высокого питания водителя для каждой гонки. Кроме того, как и чемпионат водителей, только пять лучших результатов, посвященных Кубку.
Числа без скобок являются очками чемпионата; Числа в скобках - общие очки. Очки были награждены в следующей системе:
Позиция | 1 -й | 2 -й | 3 -й | 4 -й | 5 -й | 6 -й |
---|---|---|---|---|---|---|
Раса | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Источник: [ 24 ] |
Мировой чемпионат.
[ редактировать ]
|
|
- 1 - Не имея права на точки Формулы -1, потому что он ездил с машиной Формулы -двух .
Международный кубок для F1 Maventurers Latendings
[ редактировать ]


Поступок | Производитель | МОЙ ![]() |
Бель ![]() |
ОТ ![]() |
Гбр ![]() |
ВНИЗ ![]() |
Герм ![]() |
ОНА ![]() |
олень ![]() |
Мекс ![]() |
Пта [ А ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() |
Верно | (4) | 1 | 1 | 1 | 1 | (3) | Верно | 2 | 42 (49) |
2 | ![]() |
2 | 1 | 2 | 6 | (6) | 1 | Верно | 31 (32) | ||
3 | ![]() |
Северо -запад | 2 | 4 | (5) | 7 | 2 | (4) | 2 | 1 | 30 (35) |
4 | ![]() |
1 | Верно | Верно | 3 | 2 | 4 | 7 | Верно | Верно | 22 |
5 | ![]() |
Верно | Верно | Верно | Верно | 5 | 12 | 5 | 1 | 7 | 13 |
6 | ![]() |
Верно | Верно | Верно | 4 | 3 | Верно | 9 | 6 | Верно | 8 |
7 | ![]() |
Северо -запад | 5 | Верно | Верно | 7 | DNQ | DSQ | 5 | 4 | |
8 | ![]() |
Верно | Северо -запад | 4 | 3 | ||||||
9 | ![]() |
Верно | Верно | 5 | Верно | 2 | |||||
10 | ![]() |
Верно | Верно | 7 | 7 | Верно | Верно | 6 | 1 | ||
= | ![]() |
Верно | 6 | 8 | 8 | Верно | DNQ | 1 | |||
= | ![]() |
DNS | 6 | DNS | 1 | ||||||
— | ![]() |
11 | Верно | 0 | |||||||
— | ![]() |
Верно | Верно | Верно | 0 | ||||||
— | ![]() |
Верно | 0 | ||||||||
Поступок | Производитель | МОЙ ![]() |
Бель ![]() |
ОТ ![]() |
Гбр ![]() |
ВНИЗ ![]() |
Герм ![]() |
ОНА ![]() |
олень ![]() |
Мекс ![]() |
Пта |
- Смелые результаты учитывались до уровня чемпионата.
Неампионические гонки
[ редактировать ]Четыре других гонка Формулы -1 состоялись в 1966 году, которые не учитывались на чемпионате мира.
Название расы | Схема | Дата | Победивший водитель | Конструктор | Отчет |
---|---|---|---|---|---|
![]() |
Принц Джордж | 1 января | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Сиракузы | 1 мая | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Сильверстоун | 14 мая | ![]() |
![]() |
Отчет |
![]() |
Оултон Парк | 17 сентября | ![]() |
![]() |
Отчет |
Гран При - фильм сезона Формулы -1 1966 года.
[ редактировать ]фильма Гран -при является выдуманной версией сезона 1966 года, которая включает в себя кадры фактических рас, отредактированных вместе с кадрами актеров в поставленных гоночных сценах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Только 5 лучших результатов, посвященных чемпионату. Числа без скобок являются очками чемпионата; Числа в скобках - общие очки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оценка водителя 1966 года» . Formula1.com . Получено 28 марта 2024 года .
- ^ "1966 г. Конструкторы" . Formula1.com . Получено 28 марта 2024 года .
- ^ «Гран -при Бельгии - Спа -Франкорчампс, 12 июня 1966 года» . OldRacingCars.com . Получено 20 января 2021 года .
- ^ «McLaren M3A Cary-Car Histories» . OldRacingCars.com . Получено 20 января 2021 года .
- ^ Setright, ljk "Lotus: The Golden Meen", в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), том 11, с. 1232.
- ^ Бенсон, Эндрю (10 марта 2017 г.). «Джон Суртес: бывший чемпион мира F1 был« высокой фигурой » . Би -би -си . Получено 11 марта 2017 года .
- ^ Тейлор, Саймон (октябрь 2015). "Обед с ... Джоном Суртом" . Моторный вид спорта . Тол. 91, нет. 10. С. 68–76 . Получено 18 июня 2017 года .
- ^ Том Пранкерд. «Второй круг: GP '66 - XII Гран -при Южной Африки» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Получено 28 декабря 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный Стивен де Грут (1 января 2009 г.). «Правила и статистики F1 1960-1969» . F1Technical . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Сезон Формулы -1 1966» . Уникальные автомобили и детали . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Правило двигателя меняется за эти годы» . Формула1 Словарь . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ «Определения систем баллов» . Формула 1 точки . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ Мартин Джонс (20 июля 2022 года). «Оглянись на неподходящие очки Формулы 1» . GP отвергает . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ Стефан Кристенсен (23 февраля 2022 года). "Как долго длится гонка Формулы 1?" Полем Motorsport объяснил . Получено 26 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (22 мая 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Монако 1966 года: Стюарт находит формулу победы» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (12 июня 1966 года). «Отчет о гонке Гран -при Бельгии в 1966 году: Суртис скользит на победу» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (3 июля 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Франции 1966 года: Правила австралийца» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 17 декабря 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (16 июля 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Британского Британской Гран -при - Чистый разверток» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (24 июля 1966 г.). «Отчет о гонках Гран -при 1966 года: Брэбхэм побеждает их на пляжах» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (7 августа 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Гран -при 1966 года: Брэбхэм выходит вперед» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 11 марта 2024 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Денис Дженкинсон (4 сентября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Италии 1966 года: Скарфиотти приносит его домой, но Брэбхэм - чемпион» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Майкл Ти (2 октября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при США 1966 года: наконец -то Кларк преобладает» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 27 июня 2023 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ Майкл Ти (23 октября 1966 г.). «Отчет о гонке Гран -при Мексики 1966 года: Сцинтилляция Сурте» . Журнал Motorsport . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года . Получено 27 марта 2024 года .
- ^ «Системы мирового чемпионата» . 8 Вт . Форкс. 18 января 2019 года. Архивировано с оригинала 24 сентября 2019 года . Получено 21 декабря 2020 года .