Алетейя
Алетейя или Алетия ( / æ l ɪ ˈ θ aɪ . ə / ; [1] Древнегреческий : ἀλήθεια ) — истина или раскрытие в философии . Зародившись в древнегреческой философии , этот термин впервые в истории философии был явно использован Парменидом в его стихотворении «О природе» , в котором он противопоставлял его doxa .
Оно было возрождено в трудах философа XX века Мартина Хайдеггера . Хотя Хайдеггер часто переводят как « истина », он утверждает, что она отличается от общепринятых представлений об истине.
Античность
[ редактировать ]Алетейя по-разному переводится как «несокрытость», « раскрытие », «раскрытие» или «незакрытость». Буквальное значение слова ἀ – λήθ εια — «состояние не скрытности; состояние очевидности » . Это также означает фактичность или реальность. [2] Это антоним слова «лете », которое буквально означает «забвение», «забвение» или «сокрытие». [3] по «Первой олимпийской оде» Пиндара . [4]
В греческой мифологии алетейя олицетворялась как греческая богиня Алетейя. По некоторым сведениям, она была дочерью Зевса , а в баснях Эзопа [5] утверждают, что она была создана Прометеем . В интерпретации graeca ее приравнивали к Веритас , римской богине истины. [6]
Хайдеггер и алетейя
[ редактировать ]В начале и середине 20-го века Мартин Хайдеггер вновь привлек внимание к концепции алетейи , связав ее с понятием раскрытия или способа, которым вещи проявляются как сущности в мире. Хотя первоначально он называл алетейю «истиной», в частности, формой, имеющей досократическое происхождение, Хайдеггер в конечном итоге исправил эту интерпретацию, написав:
Aletheia , раскрытие («Unverborgenheit»), рассматриваемое как открытие ( Lichtung ) присутствия («Anwesenheit»), еще не есть истина («Wahrheit»). Является ли алетейя чем-то меньшим, чем истина? Или это скорее потому, что оно сначала предоставляет истину как adaequatio и certitudo , потому что вне сферы открытия не может быть присутствия и представления? (…) Поднять вопрос об алетейе , о раскрытии как таковом — это не то же самое, что поставить вопрос об «истине». По этой причине было бы неправильно и ошибочно называть алетейю (в смысле открытия) истиной. [7]
Хайдеггер дал этимологический анализ алетейи и выработал понимание термина как «несокрытость». [8] Таким образом, алетейя отличается от концепций истины, понимаемых как утверждения, которые точно описывают положение дел ( соответствие ), или утверждения, которые правильно вписываются в систему, взятую в целом ( связность ). Вместо этого Хайдеггер сосредоточился на выяснении того, как онтологический «мир» раскрывается или открывается, в котором вещи в первую очередь становятся понятными для людей как часть целостно структурированного смыслового фона.
Хайдеггер начал свои рассуждения о повторном присвоении алетейи в своем выдающемся произведении «Бытие и время» (1927): [9] и расширил эту концепцию в своем «Введении в метафизику» . [10] Подробнее о его понимании алетейи см. в разделе « Поэзия, язык, мысль» . [11] в частности, эссе под названием « Происхождение произведения искусства» , в котором описывается ценность произведения искусства как средства открыть «просвет» для появления вещей в мире или раскрыть их значение для людей. [12] Хайдеггер пересмотрел свои взгляды на алетейю как истину спустя почти сорок лет в эссе «Конец философии и задача мышления» в книге « О времени и бытии » . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Циммерман, Дж. Э. (1964). Словарь классической мифологии . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 18.
- ^ ἀλήθεια . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ λήθη . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Пиндарская олимпийская ода.11.6 и далее (пер. Конвей) (греческая лирика C5th до н.э.)
- ^ Эзоп, Басни 530 (из приложения 5 «Федр»)
- ^ Дж. Атсма, Аарон. «АЛЕТЕЙЯ» . Проект Теой . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Мартин Хайдеггер, О времени и бытии (Нью-Йорк: Harper and Row, 1972), стр. 69–70, перевод с поправками. Оригинал в Zur Sache des Denkens (Тюбинген: Макс Нимайер, 1969), стр. 86. Цитируется по Николасу Компридису , Критика и раскрытие информации: критическая теория между прошлым и будущим (Бостон: MIT Press, 2006), стр. 188.
- ^ Хайдеггер, Мартин (1992). «Парменид» . Интернет-архив . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. п. 14 . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ Хайдеггер, М. Бытие и время . перевод Джоан Стамбо, Олбани, State University of New York Press, 1996, Введение, Глава II, §7b.
- ^ Хайдеггер, Мартин (2014). Введение в метафизику, второе издание . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-18612-3 . Глава II, § 1.
- ^ Хайдеггер, Мартин (2001). Поэзия, язык, мысль . Харпер Многолетняя современная классика. ISBN 978-0060937287 .
- ^ По словам Хайдеггера, искусство «придает вещам их внешний вид, а людям — их мировоззрение». Из происхождения произведения искусства .
- ^ Хайдеггер, Мартин (1972). О времени и бытии . Нью-Йорк: Харпер и Роу.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бабич, Бабетта Э. (2003). «От музея Ван Гога до храма в Бассае: правда искусства Хайдеггера и история искусства Шапиро». Культура, теория и критика . 44 (2): 151–169. дои : 10.1080/1473578032000151067 . S2CID 170833785 .
- Крелл, Дэвид Фаррелл (1975). «О многообразном значении Алетейи: Брентано, Аристотель, Хайдеггер» . Исследования в области феноменологии . 5 (1): 77–94. дои : 10.1163/156916475X00114 . ISSN 0085-5553 .
- Воленский, Ян (2004). «Алетейя в греческой мысли до Аристотеля» . Анналы чистой и прикладной логики . 127 (1–3): 339–360. дои : 10.1016/j.apal.2003.11.020 .