Jump to content

Авторство Библии

(Перенаправлено из Слова Божьего (Библия) )

существует много разногласий в библейской науке Сегодня по поводу авторства Библии . [ 1 ] Большинство ученых считают, что большинство книг Библии являются произведением нескольких авторов и что все они были отредактированы для создания произведений, известных сегодня. [ 2 ] В следующей статье изложены выводы большинства современных ученых, а также традиционные взгляды, как иудейские, так и христианские.

Божественное авторство

[ редактировать ]

Раввины на небесах буквами черного огня на пергаменте белого огня еще до того , Вавилонского Талмуда считали, что Бог написал Тору как был сотворен мир, и что Моисей получил ее под божественной диктовкой. [ 3 ] Ранние отцы церкви согласились с тем, что Священные Писания были вдохновлены или продиктованы Богом, но не говорили о том, какие именно писания были библейскими: в результате Восточная Православная и Римско-Католическая церкви считают некоторые книги ( апокрифы ) богодухновенными, но протестантская традиция этого не делает. . [ 4 ] В ХХ веке подавляющее большинство богословов, как католических, так и протестантских, отошло от модели божественного диктата и подчеркнуло роль авторов-людей. [ 5 ] В результате даже многие консервативные ученые теперь признают, например, что у Книги Исайи несколько авторов и что Второе послание к Коринфянам представляет собой две соединенные буквы. [ 6 ]

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Еврейская Библия , или Танах, представляет собой собрание Священных Писаний, составляющих Библию, используемую в иудаизме . Эти же книги, в несколько ином порядке, составляют и протестантскую версию Ветхого Завета . Используемый здесь порядок соответствует разделению, используемому в еврейских Библиях.

Большая часть еврейской Библии была написана между концом 8-го века до нашей эры и началом 6-го века до нашей эры. Библейские тексты писались писцами ( на иврите : софер ), грамотным классом бюрократов в преимущественно неграмотной устной культуре. Вопрос о библейском авторстве не был важен до эллинизации в IV веке до нашей эры, спустя много времени после того, как было написано большинство библейских книг. Древние греки считали, что авторитет текста зависит от его автора, а еврейская традиция была вынуждена определять авторов его произведений. [ 7 ]

Сефер Тора

Первый раздел еврейской Библии – это Тора , что означает « Наставление » или « Закон » . В научной литературе его часто называют греческим названием Пятикнижие ( « пять свитков » ). Это группа из пяти книг, состоящая из Бытия , Исхода , Левита , Чисел и Второзакония , и занимает первое место во всех версиях христианского Ветхого Завета.

В иудаизме и христианстве существует традиция, согласно которой Моисей написал Тору. Сама Тора приписывает определенные разделы авторству Моисея . [ примечание 1 ] В более поздних библейских текстах, таких как Даниил 9:11 и Ездра 3 :2, она называется « Торой Моисея ». [ 9 ] Согласно раввинистической традиции , пять книг Торы были написаны Моисеем, за исключением последних восьми стихов Второзакония, в которых описывается его смерть. [ 10 ]

Моисей жил во 2-м тысячелетии до нашей эры , до появления еврейской письменности . Ученые датируют Тору 1-м тысячелетием до нашей эры . Однако Тора может включать в себя более старые устные традиции , такие как пословицы, истории и песни. [ 9 ] Большинство евреев и христиан верили в авторство Моисея до 17 века. Сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что у Пятикнижия нет единого автора и что его составление происходило на протяжении столетий. [ 11 ]

Бытие, Исход, Левит и Числа

[ редактировать ]

Рост исторической критики в XIX веке привел учёных к выводу, что Пятикнижие писали несколько авторов в течение длительного периода. К середине 20 века документальная гипотеза получила почти всеобщее согласие среди ученых. [ 12 ] Согласно документальной гипотезе, Пятикнижие было создано путем объединения четырех изначально независимых документов. Источник Яхвиста ( ок. 10–9 . веков до н э. ) и источник Элохистов ( ок. 8 века до н. э. ) были первыми, которые были объединены в один документ. В VII веке до нашей эры девтерономист составил Второзаконие, которое позже было добавлено к объединенному документу. В период после изгнания Пятикнижие достигло своей окончательной формы с добавлением священнического источника ( ок. V век до н. э. ). [ 13 ] [ 14 ]

Консенсус вокруг документальной гипотезы начал разрушаться в 1970-х годах. [ 12 ] и с тех пор этот подход претерпел различные изменения. [ 15 ] Хотя выявление отличительных девтерономических и священнических богословий и словарей остается широко распространенным, они используются для формирования новых подходов, предполагающих, что книги объединялись постепенно с течением времени путем медленного накопления «фрагментов» текста или что основной текст был «дополнен». более поздними авторами/редакторами. [ 16 ] В то же время существует тенденция перенести происхождение Пятикнижия дальше во времени, и самые последние предложения помещают его в Иудею V века до н.э., находившуюся под властью Персидской империи . [ 17 ]

Второзаконие

[ редактировать ]

Второзаконие рассматривается отдельно от Бытия, Исхода, Левита и Чисел. Ее место в документальной гипотезе аномально, так как она, в отличие от остальных четырех, состоит из одного «источника». Процесс его формирования, вероятно, занял несколько сотен лет, с VIII по VI век. [ 18 ] и его авторы были по-разному идентифицированы как пророческие круги (поскольку проблемы Второзакония отражают интересы пророков, особенно Осии ), левитские жреческие круги (потому что они подчеркивают роль левитов ) , а также круги мудрости и писцов (потому что они почитают мудрость и потому, что форма договора, в которой он написан, лучше всего известна писцам ). [ 19 ] Позже Второзаконие было использовано в качестве введения к всеобъемлющей истории Израиля, написанной в начале VI века, а еще позже оно было отделено от истории и использовалось для завершения Пятикнижия. [ 20 ]

Бывшие пророки

[ редактировать ]

Бывшие пророки (נביאים ראשונים, Невиим Ришоним ) составляют первую часть второго раздела еврейской Библии, Невиим , что переводится как «Пророки». В христианских Библиях Книга Руфь , которая принадлежит к последнему разделу еврейской Библии, вставлена ​​между Судьями и Самуилом.

Согласно еврейской традиции, датируемой по крайней мере II веком нашей эры, Книга Иисуса Навина была написана Иисусом Навином , Книга Судей и Книги Самуила были написаны пророком Самуилом (с некоторыми отрывками пророков Гада и Нафана ), в то время как два Книги Царств были написаны Иеремией . [ 21 ] С 1943 года большинство учёных приняли аргумент Мартина Нота о том, что Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Самуил и Цари составляют единый труд, так называемую « Девтерономическую историю ». [ 22 ] Нот считал, что эта история была произведением одного автора, писавшего во времена вавилонского изгнания (586–539 гг. До н.э.). Этот автор/редактор взял в качестве отправной точки раннюю версию книги Второзакония, которая была составлена ​​еще во время правления Иосии (последняя четверть VII века), отобрав, отредактировав и составив ее для создания связного произведения. [ 23 ] Фрэнк Мур Кросс позже предположил, что более ранняя версия истории была составлена ​​в Иерусалиме во времена Иосии; эта первая версия, Dtr1, была затем переработана и расширена, чтобы создать второе издание Нота, или Dtr2. Еще позже ученые открыли дальнейшие слои и новых авторов-редакторов. [ 24 ] В 1990-е годы некоторые ученые начали подвергать сомнению существование девтерономической истории. [ 24 ] и вопрос о происхождении этих книг продолжает дискутироваться. [ 25 ]

Последние пророки

[ редактировать ]
Фрагмент Книги Исайи, найденный среди свитков Мертвого моря .

Современные ученые делят Книгу Исайи на три части, каждая из которых имеет разное происхождение: [ 26 ] «Первый Исайя» , главы 1–39, содержащие слова исторического пророка Исайи, жившего в 8 веке до нашей эры , а также более поздние дополнения его учеников; [ 27 ] « Второзаконие Исайи » (главы 40–55), написанное анонимным еврейским автором в Вавилоне незадолго до конца вавилонского плена ; [ 26 ] : 418  и «Трито-Исаия» (главы 56–66), написанные анонимными учениками Второ-Исайи в Иерусалиме сразу после возвращения из Вавилона. [ 26 ] : 444  (хотя некоторые ученые предполагают, что главы 55–66 были написаны Второзаконием-Исайей после падения Вавилона). [ 28 ] Эта упорядоченная последовательность материалов до, изгнания и после изгнания несколько вводит в заблуждение, поскольку некоторые ученые отмечают, что во всех трех частях, по-видимому, имело место значительное редактирование. [ 29 ]

Иеремия жил в конце VII — начале VI веков до нашей эры. В «Книге Иеремии» представлен Барух бен Нерия как спутник пророка, который несколько раз записывал свои слова, и, соответственно, было много предположений, что Варух мог составить раннее издание книги. [ 30 ] В начале 20-го века Зигмунд Мовинкель выделил в книге три типа материала: Иеремия 1–25 (Тип A) - слова самого Иеремии, биографический прозаический материал (Тип B) поклонника, написавшего ок. 580–480 гг. До н.э., а остальная часть (Тип C) относится к более поздним периодам. [ 31 ] Были серьезные споры по поводу идей Мовинкеля, особенно по поводу объема материала Иеремии и роли Баруха, который, возможно, был автором материала типа B. [ 31 ] Принято считать, что книга имеет тесную связь с девтерономистическими слоями Бывших Пророков, резюмируя в современных терминах традиционную идею о том, что Иеремия написал как свою собственную книгу, так и Книги Царств. [ 32 ]

Иезекииль
[ редактировать ]

Книга Иезекииля описывает себя как слова Иезекииля бен-Бузи, священника, жившего в изгнании в городе Вавилоне между 593 и 571 годами до нашей эры. [ 33 ] Однако различные рукописи заметно отличаются друг от друга, и очевидно, что книга подвергалась тщательному редактированию. [ 33 ] Хотя ответственность за некоторые изменения в этой редакции, возможно, несет сам Иезекииль, существует общее мнение, что книга в том виде, в каком мы ее имеем сегодня, является продуктом высокообразованного круга священников , который был предан историческому Иезекиилю и был тесно связан с Храмом. [ 33 ]

Малые пророки или Книга Двенадцати
[ редактировать ]

« Малые пророки» — это одна книга еврейской Библии, и многие (хотя и не все) современные ученые согласны с тем, что «Книга Двенадцати» подверглась процессу редактирования, в результате которого получилось связное собрание. [ 34 ] Считается, что этот процесс достиг своей окончательной формы в персидский период (538–332 гг. До н.э.), хотя существуют разногласия относительно того, было ли это рано или поздно. [ 35 ] Что касается отдельных книг, ученые обычно предполагают, что существует оригинальное ядро ​​пророческой традиции, которое можно отнести к фигуре, в честь которой названа книга. [ 36 ] Примечательным исключением является « Книга Ионы» , анонимный труд, не содержащий пророческих предсказаний, написанный, вероятно, в эллинистический период (332–167 гг. до н.э.). [ 37 ]

Сочинения

[ редактировать ]
Наоми умоляет Руфь и Орфу вернуться в землю Моава , Уильям Блейк , 1795 год.

Хотя некоторые псалмы имеют заголовки, которые, кажется, идентифицируют их авторов, это, вероятно, результат необходимости найти значимую идентификацию в традиции. [ 38 ] Отдельные псалмы относятся к совершенно разным периодам: «некоторые... предполагают наличие правящего царя и установленный культ в Храме; другие явно предполагают и упоминают события Изгнания». [ 39 ]

Маловероятно, что неизвестный автор Книги Иова написал ее раньше, чем в VI веке до нашей эры, а совокупные данные позволяют предположить, что она датируется периодом после изгнания. [ 40 ] Он содержит около 1000 строк, из которых около 750 составляют исходное ядро. [ 41 ]

Пословицы

[ редактировать ]

Книга Притчей состоит из нескольких сборников, взятых из разных источников. [ 42 ] Стихи 10:1–22:16, вероятно, являются самым старым разделом, а главы 1–9 составлены как пролог – возникает вопрос, произошло ли это до или после изгнания (587 г. до н.э.). Остальные коллекции, вероятно, относятся к более позднему времени: книга достигла своей окончательной формы примерно в III веке до нашей эры. [ 43 ]

Талмуд Самуила называет , но автором Руфи это противоречит некоторым деталям внутри книги. [ 44 ] Было высказано предположение, что анонимным автором была женщина, а если и мужчина, то тот, кто серьезно относился к женским проблемам. [ 45 ] Книга во многом представляет собой единое целое, хотя родословная Давида, по-видимому, является более поздним дополнением. [ 46 ]

Песнь Песней (Песнь Песней)

[ редактировать ]

«Песнь Песней» традиционно приписывалась Соломону , но современные ученые датируют ее примерно III веком до нашей эры. [ 47 ] Ученые до сих пор спорят, является ли это единым произведением (и, следовательно, написанным одним автором) или скорее антологией. [ 48 ]

Кохелет/Экклезиаст

[ редактировать ]

Книгу Экклезиаста обычно датируют серединой III века до нашей эры. Происхождение в Иерусалиме считается вероятным. Утверждение книги о Соломоне как об авторе является литературным вымыслом; автор также называет себя «Кохелет», словом с неясным значением, которое критики понимают по-разному как личное имя, псевдоним , аббревиатуру и функцию; окончательная самоидентификация - «пастырь», титул, обычно подразумевающий королевскую власть. [ 49 ]

Плач по традиции приписывается пророку Иеремии ; лингвистические и теологические данные указывают на то, что она возникла как отдельная книга в III или II веке до нашей эры, а ее содержание возникло в результате особых траурных обрядов в еврейских общинах изгнанников и после изгнания. [ 50 ]

Книга Эстер была составлена ​​в конце IV или начале III века до нашей эры среди евреев восточной диаспоры. Жанр книги — новелла или рассказ, она опирается на темы мудрой литературы; его источники до сих пор не выяснены. [ 51 ]

Книга Даниила представляет собой произведение пророка по имени Даниил, жившего в VI веке до нашей эры; подавляющее большинство современных ученых относят его ко II веку до нашей эры. [ 52 ] Автор, писавший во времена Маккавеев, чтобы заверить своих собратьев-евреев, что их преследования со стороны сирийцев прекратятся и они одержат победу, похоже, построил свою книгу вокруг легендарного Даниила, упомянутого в книге Иезекииля, фигуры, причисляемой к Ной и Иов за его мудрость и праведность. [ 53 ]

Эзра-Неемия

[ редактировать ]

Книга Ездры и Книга Неемии изначально были одним произведением, Ездра-Неемия . Х.Г.М. Уильямсон (1987) предложил три основных этапа, ведущих к окончательной работе: (1) составление различных списков и персидских документов, которые он считает подлинными и, следовательно, самыми ранними частями книги; (2) состав «Мемуаров Ездры» и «Мемуаров Неемии», около 400 г. до н. э.; и (3) состав Ездры 1–6 как окончательное введение редактора к объединенным более ранним текстам, около 300 г. до н.э. [ 54 ] Лестер Граббе (2003) относит объединение двух текстов Ездры и Неемии с некоторым окончательным редактированием несколько позже, в период Птолемеев, ок. 300–200 гг. до н.э. [ 55 ]

«Хроники» — анонимный труд, написанный левитскими кругами в Иерусалиме и написанный, вероятно, в конце IV века до нашей эры. [ 56 ] Хотя книга разделена на две части (1-я и 2-я Паралипоменон), большинство исследований предлагают единый основной текст с длинными более поздними дополнениями и поправками, чтобы подчеркнуть определенные интересы, такие как культ или священство. [ 57 ]

Второканонические тексты/Библейские апокрифы

[ редактировать ]
Тобиас, Рафаэль и рыба ( Питер Ластман : иллюстрация к Книге Тобиаса)

Католическая и православная христианские церкви включают в свои Библии некоторые или все следующие книги.

Дополнения к Дэниелу

[ редактировать ]

Греческий текст Книги Даниила содержит дополнения , которых нет в еврейско-арамейской версии. Все анонимны. Молитва Азарии (одного из сподвижников Даниила), вероятно, была составлена ​​около 8/169–165/4, когда Антиох IV притеснял евреев. « Песнь о трех святых детях» (т. е. о трех брошенных в печь), возможно, была сочинена священническими кругами в Иерусалиме. «Сусанна» , возможно, была написана около 170–130 гг. до н. э. в контексте борьбы за эллинизацию. Бела и Дракона сложно, но возможно, что это конец VI века. Датировать [ 58 ]

1 и 2 Эзра

[ редактировать ]

Перевод Иеронима Библии на латынь ( Вульгата ) содержал четыре книги Ездры (т. е. Ездры ); 1-я и 2-я Ездры Иеронима в конечном итоге были переименованы в Ездру и Неемию ; каждая из оставшихся книг в большинстве версий переместилась на две позиции вверх, но система нумерации остается очень запутанной. Настоящая Первая Ездра берет материал из Книги Паралипоменон и Книги Ездры игнорирует Неемию , но полностью ; вероятно, он был составлен в период 200–100 гг. до н.э. [ 59 ] 2 Ездра не имеет никакой связи с другими книгами Ездры, за исключением того, что Ездра является ее центральным персонажем. Вероятно, оно было написано вскоре после разрушения Храма римлянами в 70 году нашей эры.

Книга Баруха

[ редактировать ]

Автором Книги Варуха традиционно считается Варух, спутник Иеремии , но это считается маловероятным. Некоторые ученые предполагают, что оно было написано во время или вскоре после периода Маккавеев . [ 60 ]

1, 2, 3 и 4 Маккавейские

[ редактировать ]

Анонимный автор Первой Маккавейской книги был образованным евреем и серьезным историком; наиболее вероятна дата около 100 г. до н.э. [ 61 ] 2 «Маккавеи» — это переработанная и сокращенная версия произведения неизвестного автора по имени Ясон Киринеянин, а также отрывки анонимного редактора, сделавшего сжатие (так называемого «Эпитомиста»). Джейсон, скорее всего, писал в середине-конце II века до нашей эры, а «Эпитомист» — до 63 года до нашей эры. [ 62 ] 3 «Маккавеи» интересуются еврейской общиной Египта за полвека до восстания, предполагая, что автором был египетский еврей и, вероятно, уроженец Александрии. Дата ок. 100–75 гг. До н. э. «весьма вероятно». [ 63 ] 4 «Маккавеи», вероятно, были составлены в середине I века нашей эры евреем, жившим в Сирии или Малой Азии. [ 64 ]

Письмо Иеремии

[ редактировать ]

Письмо Иеремии написано не Иеремией; автор, по-видимому, присвоил имя пророка, чтобы придать своему сочинению авторитетность. Она также не написана секретарем Иеремии Варухом , хотя в католической Библии и KJV она фигурирует как последняя глава, посвященная Варуху. Внутренние данные указывают на дату около 317 г. до н. э., причем автор, возможно, еврей в Палестине, обращался к евреям диаспоры . [ 65 ]

Молитва Манассии

[ редактировать ]

Молитва Манассии представляет собой молитву нечестивого, но теперь раскаивающегося царя Манассии (или Манассии) из его изгнания в Вавилон. Фактический автор неизвестен, а дата составления, вероятно, относится ко II или I веку до нашей эры. [ 66 ]

Мудрость Сираха и мудрость Соломона.

[ редактировать ]

Сирах называет своего автора Иисусом бен Сирахом . Вероятно, он был книжником, дающим наставления молодежи Иерусалима. Предисловие его внука к греческому переводу помогает датировать работу первой четвертью II века до нашей эры, вероятно, между 196 годом до нашей эры и началом притеснения евреев Антиохом IV , который правил 175–164 годами до нашей эры. [ 67 ] «Мудрость Соломона» вряд ли появилась раньше, чем II век до нашей эры, и, вероятно, датируется периодом со 100 по 50 год до нашей эры. Его приписывание Соломону подвергалось сомнению даже в средневековый период, и оно показывает сходство с египетской еврейской общиной и с учениями фарисеев . [ 68 ]

Дополнения к Эстер

[ редактировать ]

Сама Книга Эстер была составлена, вероятно, около 400 г. до н. э. евреями, жившими в восточных провинциях Персидской империи, и достигла своей окончательной формы ко II веку до н. э.; опасения по поводу законности некоторых отрывков в еврейском тексте привели к выявлению дополнений к Эстер в греческом переводе Эстер конца II или начала I века до нашей эры. [ 69 ]

Действие Товита происходит в VIII веке до нашей эры и названо в честь его главного героя, благочестивого еврея в изгнании. Общепризнанная дата создания — начало II века до нашей эры. [ 70 ]

Действие Книги Юдифи происходит в Израиле во времена Навуходоносора, царя Ассирии. В нем присутствуют сильные персидские элементы, что предполагает дату IV века до нашей эры; он также имеет сильные параллели с периодом Хасмонеев , что предполагает дату II века. Обычно его называют фарисейским его происхождение из кругов саддукеев . , но предполагается также [ 71 ]

Дополнительные псалмы

[ редактировать ]

Канонические Псалмы содержат 150 статей. Псалом 151 встречается в большинстве греческих переводов, а еврейская версия была найдена среди свитков Мертвого моря . [ 72 ] Псалмы 152–155 являются частью сирийской Библии Пешитты , некоторые из которых были найдены в Кумране .

Новый Завет

[ редактировать ]
Евангелист Матфей и Рембрандт ангел

Евангелия и Деяния

[ редактировать ]

Евангелия (и Деяния) анонимны, поскольку ни в одном из них в тексте не указывается имя автора. [ 73 ] Хотя Евангелие от Иоанна можно считать своего рода исключением, поскольку автор называет себя «учеником, которого любил Иисус» и утверждает, что является членом ближайшего окружения Иисуса, [ 74 ] большинство ученых сегодня считают этот отрывок более поздним дополнением (см. Ниже).

Идея анонимности Евангелий не нова. Юстин Мартир в своей книге « 1 извинение » прямо заявляет, что ученики были неграмотны. [ 75 ] Это значит, что Джон не мог написать «Джона», Матфей не мог написать «Мэтью» и так далее и тому подобное.

Среди ученых существует общее мнение, что синоптические Евангелия ( от Матфея , Марка и Луки ) демонстрируют высокий уровень перекрестных ссылок. Обычное объяснение, гипотеза двух источников , состоит в том, что Марк был написан первым и что авторы Матфея и Луки полагались на Марка и гипотетический документ Q. Ученые сходятся во мнении, что Евангелие от Иоанна было написано последним, с использованием другой традиции и других свидетельств. Кроме того, большинство ученых сходятся во мнении, что автор Луки также написал Деяния апостолов , делая Луку-Деяния двумя половинами одного произведения. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]

Согласно преданию и отцам ранней церкви, впервые засвидетельствованному Папием Иерапольским , автором является Марк Евангелист , сподвижник апостола Петра . [ 81 ] Однако Евангелие, по-видимому, опирается на несколько основных источников, различающихся по форме и богословию, что противоречит традиции, согласно которой Евангелие было основано на проповедях Петра. [ 82 ] Различные элементы Евангелия, в том числе важность авторитета Петра и широта основного богословия, позволяют предположить, что автор писал в Сирии или Палестине для нееврейской христианской общины, которая ранее впитала в себя влияние допавлинских верований и затем развил их дальше независимо от Павла. [ 83 ]

Раннехристианская традиция, впервые засвидетельствованная Папием Иерапольским , утверждала, что апостол Матфей , ​​сборщик налогов и ученик Иисуса, написал Евангелие на «иврите» ( арамейском языке Иудеи). [ 84 ] Современные ученые интерпретируют эту традицию так, что Папий, писавший около 125–150 гг. н. э., считал, что Матфей составил сборник высказываний Иисуса. [ 85 ] Однако описание Папия плохо согласуется с Евангелием от Матфея : скорее всего, оно было написано на греческом, а не на арамейском или еврейском языке; это зависит от греческого Евангелия от Марка и от гипотетического документа Q ; это не сборник высказываний; [ 86 ] и вряд ли оно было написано очевидцем. [ 87 ]

Хотя личность автора нашего Евангелия от Матфея неизвестна, внутренние свидетельства Евангелия позволяют предположить, что он был этническим евреем-переписчиком из эллинизированного города, возможно, из Антиохии в Сирии . [ 88 ] и что он написал между 70 и 100 гг. н. э. [ 89 ] используя разнообразные устные традиции и письменные источники об Иисусе. [ 90 ]

Лука и Деяния

[ редактировать ]

Общепризнано, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов возникли как двухтомный труд одного автора, адресованный неизвестному человеку по имени Теофил . [ 91 ] Этот автор был «историком-эллинистом-любителем», разбиравшимся в греческой риторике, которая была стандартной подготовкой историков в древнем мире. [ 92 ]

По преданию, впервые засвидетельствованному Иринеем , автором был Евангелист Лука , сподвижник апостола Павла , но многие современные учёные выразили сомнение, и мнения по этому поводу разделились поровну. [ 93 ] Вместо этого они полагают, что Деяния Луки были написаны анонимным христианским автором, который, возможно, не был очевидцем ни одного из событий, описанных в тексте. Некоторые из приведенных доказательств взяты из самого текста Евангелия от Луки. В предисловии к «Луке» автор ссылается на «переданные нам» показания очевидца и на то, что он провел «тщательное расследование», но автор не упоминает свое имя и прямо не заявляет, что был очевидцем какого-либо из событий. , за исключением отрывков мы . А в отрывках «мы» повествование написано от первого лица множественного числа — автор никогда не называет себя «я» или «мне». Те, кто скептически относится к автору-очевидцу, эти отрывки обычно рассматривают как фрагменты второго документа, часть какого-то более раннего повествования, которое позже было включено в Деяния более поздним автором Евангелия от Луки, или просто как греческий риторический прием. использовался для морских путешествий. [ 94 ]

В Иоанна 21:24 источником Евангелия от Иоанна назван «возлюбленный ученик», а согласно традиции конца II века, впервые засвидетельствованной Иринеем , эта фигура, неназванная в самом Евангелии, отождествлялась с Иоанном, сыном Зеведея . [ 95 ] Однако сегодня большинство ученых согласны с тем, что Иоанна 21 — это приложение к Евангелию, которое первоначально заканчивалось Иоанном 20:30–31. [ 96 ] Однако ведутся серьезные споры о том, как, когда и кем было добавлено приложение. Например, некоторые ученые утверждают, что оно было добавлено после смерти «любимого ученика». [ 97 ] Большинство ученых датируют Евангелие от Иоанна ок . 80–95, [ 73 ] [ 98 ] и предположим, что автор использовал два основных источника: источник «Знамения» (сборник семи чудесных историй) и источник «Беседы». [ 99 ]

Послания

[ редактировать ]

Послания Павла

[ редактировать ]
Святой Павел пишет свои послания , картина XVI века. Большинство ученых полагают, что Павел на самом деле диктовал свои письма секретарю, например, в Послании к Римлянам 16:22 упоминается писец по имени Терций .

Послание к Римлянам , Первое и Второе Коринфянам , Галатам , Филиппийцам , Первое послание к Фессалоникийцам и Послание к Филимону почти повсеместно принимаются как произведение Павла – верхние индексы ко всем, кроме Послания к Римлянам и Галатам, идентифицируют их как исходящие от Павла и, по крайней мере, еще один человек, что было необычно для писем того периода, и неясно, какую роль эти другие лица играли в их составлении. [ 100 ] Существует определенная поддержка авторства Павла трех «Второ-Павлинских посланий»: Послания к Ефесянам , Колоссянам и Второму посланию к Фессалоникийцам . Три пастырских послания Первое и Второе Тимофею и Титу – вероятно, все принадлежат одному автору. [ 100 ] но большинство историко-критических ученых считают их работой кого-то другого, а не Павла. [ 101 ] [ 102 ]

Письмо евреям

[ редактировать ]

Церковь считала Послание к евреям четырнадцатым посланием Павла до Реформации . Авторство Полины сейчас вообще отвергается, а настоящий автор неизвестен. [ 103 ]

Общие послания

[ редактировать ]

Традиционные авторы неизвестны, и имена им были присвоены произвольно, чтобы сделать их более достоверными: апостол Петр (Первый и Второй Петр); автор Евангелия от Иоанна (Первого, Второго и Третьего Иоанна), писавшего в преклонном возрасте; «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова» (Послание Иуды); и Иаков Справедливый , «раб Божий и Господа Иисуса Христа» (Иаков). Фактически 1 Иоанна анонимно, а 2 и 3 Иоанна идентифицируют своего автора только как «Старца». Хотя 2 Петра называет своим автором «Симона Петра, слугу и апостола Иисуса Христа», большинство ученых сегодня считают это псевдонимом, и многие придерживаются того же мнения о Иакове , 1 Петра и Иуде . [ 100 ]

Откровение

[ редактировать ]

Традиционно считалось, что автором Книги Откровения является тот же человек, что и Иоанн, апостол Иисуса , и Иоанн Богослов , традиционный автор Четвертого Евангелия — традиция восходит к Юстину Мученику , писавшему в начале 2-го Евангелия. век. [ 104 ] Большинство исследователей Библии теперь полагают, что это были отдельные личности. [ 105 ] [ 106 ] Имя «Иоанн» предполагает, что автор был христианином еврейского происхождения, и хотя он никогда открыто не называл себя пророком, вполне вероятно, что он принадлежал к группе христианских пророков и был известен как таковой членам церквей в Азии. Незначительный . Со II века автора отождествляли с одним из Двенадцати Апостолов Иисуса. Обычно это связывают с предположением, что Евангелие от Иоанна написал один и тот же автор. Другие, однако, утверждали, что автором мог быть Иоанн Старший из Эфеса , и эта точка зрения зависит от того, относилась ли традиция, цитируемая Евсевием , к кому-то другому, а не к апостолу. Таким образом, точная личность «Джона» остается неизвестной. [ 107 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См. Исход 17:14, 24:4, 34:28; Числа 33:2; и Второзаконие 31:9, 31:22. [ 8 ]
  1. ^ Рабин 2006 , стр. 112.
  2. ^ Рабин 2006 , стр. 113.
  3. ^ Хешель 2005 , стр. 539–540 и 546.
  4. ^ Олсон 2016 , стр. 90–91.
  5. ^ Олсон 2016 , стр. 92–95.
  6. ^ Олсон 2016 , с. 95.
  7. ^ Шнидевинд 2004 , стр. 7 и 18–19.
  8. ^ Шмид и Шретер, 2021 , с. 43.
  9. ^ Jump up to: а б Шмид и Шретер 2021 , с. 44.
  10. ^ Джейкобс 1995 , с. 375.
  11. ^ МакДермотт 2002 , с. 21.
  12. ^ Jump up to: а б Уэнам 1996 , с. 3.
  13. ^ Шнидевинд 2004 , с. 10.
  14. ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 9.
  15. ^ Ван Сетерс 1997 , стр. 16.
  16. ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 74–79.
  17. ^ Ска 2006 , стр. 217 и далее.
  18. ^ Миллер 1990 , стр. 2–3.
  19. ^ Миллер 1990 , стр. 5–8.
  20. ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 93.
  21. ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 57. ИСБН  978-0-664-25652-4 .
  22. ^ Кнопперс, Гэри Н. (2000). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Железо-коричневый. ISBN  978-1-57506-037-8 .
  23. ^ Ромер, Томас (2000). Номинальный спектр. От названий материалов до названий абстракций . Издательство Питерс. п. 119. ИСБН  978-90-429-0858-1 .
  24. ^ Jump up to: а б Эйникель, Эрик (1996). Реформа царя Иосии и состав девтерономической истории . БРИЛЛ. стр. 14 и далее. ISBN  978-90-04-10266-8 .
  25. ^ Ромер, Томас (2000). Номинальный спектр. От названий материалов до названий абстракций . Издательство Питерс. стр. 120ff. ISBN  978-90-429-0858-1 .
  26. ^ Jump up to: а б с Боадт, Лоуренс (1984). Чтение Ветхого Завета: Введение . ISBN  978-0-8091-2631-6 .
  27. ^ «Введение в Книгу Исайи» . Конференция католических епископов США . Проверено 29 апреля 2007 г.
  28. ^ Пуля, с. 561
  29. ^ Бленкинсопп, Джозеф (1 января 1996 г.). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 183. ИСБН  978-0-664-25639-5 .
  30. ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 83. ИСБН  978-0-664-25652-4 .
  31. ^ Jump up to: а б Мангано, Марк (2005). Введение в Ветхий Завет . Колледж Пресс. п. 471. ИСБН  978-0-89900-896-7 .
  32. ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 85. ИСБН  978-0-664-25652-4 .
  33. ^ Jump up to: а б с Бленкинсопп, Джозеф (1 января 1996 г.). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 166–168. ISBN  978-0-664-25639-5 .
  34. ^ Реддит, Пол Л.; Шарт, Аарон (2003). Тематические темы в «Книге Двенадцати» . Вальтер де Грютер. стр. 1–3. ISBN  978-3-11-017594-3 .
  35. ^ Реддит, Пол Л.; Шарт, Аарон (2003). Тематические темы в «Книге Двенадцати» . Вальтер де Грютер. стр. 9. ISBN  978-3-11-017594-3 .
  36. ^ Флойд, Майкл Х. (2000). Малые пророки . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 9. ISBN  978-0-8028-4452-1 .
  37. ^ Бартон, Джон; Реймер, Дэвид Джеймс (1996). После изгнания: Очерки в честь Рекса Мэйсона . Издательство Университета Мерсера. стр. 86–89. ISBN  978-0-86554-524-3 .
  38. ^ Псалмы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. 1994. с. 12. ISBN  978-0-664-23747-9 .
  39. ^ «Генри Уонсбро, «Молитвы Псалтири» («написаны для седьмого ежегодного курса для монахов и монахинь во время пасхальных каникул в зале Святого Бенета в Оксфорде по инициативе Союза настоятелей монастырей и, в частности, сестры Зои», настоятельница Терви")" . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 17 октября 2010 г.
  40. ^ Книга Иова: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. 1 мая 1985 г., стр. 40–43. ISBN  978-0-664-22218-5 .
  41. ^ Уайбрей, Роджер Норман (2005). Мудрость: Сборник статей Нормана Уайбрея . Эшгейт. п. 181. ИСБН  978-0-7546-3917-6 .
  42. ^ Креншоу, Джеймс Л. (1 января 2010 г.). Мудрость Ветхого Завета: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 66. ИСБН  978-0-664-23459-1 .
  43. ^ Снелл, Дэниел К. (1993). Дважды рассказанные пословицы и состав книги пословиц . Айзенбрауны. п. 8. ISBN  978-0-931464-66-9 .
  44. ^ Хаббард, Роберт Л. (1988). Книга Руфь . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 23. ISBN  978-0-8028-2526-1 .
  45. ^ Бреннер, Аталия и Фонтейн, Кэрол Р. (1999). Феминистский спутник Библии . Шеффилд Академик Пресс . п. 34. ISBN  978-1-85075-978-2 . Проверено 30 декабря 2007 г.
  46. ^ Корпель, Марджо Кристина Аннетт (2001). Структура Книги Руфь . Ван Горкум. п. 224. ИСБН  978-90-232-3657-3 .
  47. ^ Блох, Ариэль А.; Блох, Хана (1 января 1998 г.). Песнь песней: новый перевод с введением и комментариями . Издательство Калифорнийского университета. стр. 21–27. ISBN  978-0-520-21330-2 .
  48. ^ Эксум, Дж. Шерил (1 января 2005 г.). Песнь песней: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 33–37. ISBN  978-0-664-22190-4 .
  49. ^ Креншоу, Джеймс Л. (1 января 2010 г.). Мудрость Ветхого Завета: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 144–145. ISBN  978-0-664-23459-1 .
  50. ^ Герстенбергер, Эрхард С. (2001). Псалмы, часть 2, и Плач . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 467–468. ISBN  978-0-8028-0488-4 . по лингвистическим и теологическим причинам укажите время возникновения «Плача» как отдельной книги только в третьем или втором веке до нашей эры.
  51. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 329–330. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  52. ^ ВандерКам, Джеймс; Флинт, Питер (10 июля 2005 г.). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . А&С Черный. п. 137. ИСБН  978-0-567-08468-2 .
  53. ^ Альтер, Роберт; Кермод, Фрэнк (1 сентября 1990 г.). Литературный путеводитель по Библии . Издательство Гарвардского университета. п. 345. ИСБН  978-0-674-87531-9 .
  54. ^ Тронтвейт, Марк А. (1992). Эзра Неемия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 9–10. ISBN  978-0-664-23744-8 .
  55. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 313–314. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  56. ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 210. ИСБН  978-0-664-25652-4 .
  57. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 267. ИСБН  978-0-19-875500-5 .
  58. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 803–806. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  59. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 308. ИСБН  978-0-19-875500-5 .
  60. ^ П. П. Сайдон, «Барух» в редакции Т. Хэнлона, в «Новом католическом комментарии к Священному Писанию», изд. Реджинальд К. Фуллер , издательство Thomas Nelson, Inc., 1953, 1975, §504h.
  61. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 807–808. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  62. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 831–832. ISBN  978-0-8028-3711-0 .
  63. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 866. ИСБН  978-0-8028-3711-0 .
  64. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 888. ИСБН  978-0-8028-3711-0 .
  65. ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 438. ИСБН  978-0-86554-373-7 .
  66. ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 544. ИСБН  978-0-86554-373-7 .
  67. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 667. ИСБН  978-0-19-875500-5 .
  68. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. стр. 650–653. ISBN  978-0-19-875500-5 .
  69. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 325. ИСБН  978-0-19-875500-5 .
  70. ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 627. ИСБН  978-0-19-875500-5 .
  71. ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 482. ИСБН  978-0-86554-373-7 .
  72. ^ Соггин, Дж. Альберто (1 января 1989 г.). Введение в Ветхий Завет . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 424. ИСБН  978-0-664-22156-0 .
  73. ^ Jump up to: а б Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985.
  74. ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Джон», стр. 302–10.
  75. ^ «Виртуальная библиотека Логоса: Святой мученик Иустин: Первое извинение, 39» . www.logoslibrary.org . Проверено 9 марта 2024 г.
  76. ^ Питер, Кирби (2001–2007). «Ранние христианские сочинения: Евангелие от Марка» . Архивировано из оригинала 15 января 2008 года . Проверено 15 января 2008 г.
  77. ^ Ахтемайер, Пол Дж. (1992). «Евангелие от Марка». Библейский словарь Anchor . Том. 4. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Даблдей. п. 545. ИСБН  0-385-19362-9 .
  78. ^ М.Г. Истон, Библейский словарь Истона (Оук-Харбор, Вашингтон: Logos Research Systems, Inc., 1996, c1897), «Люк, Евангелие согласно»
  79. ^ Мейер, Джон П. (1991). Маргинальный еврей . Том. 2. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 955–56. ISBN  0-385-46993-4 .
  80. ^ Хелмс, Рэндел (1997). Кто написал Евангелия? . Альтадена, Калифорния: Millennium Press. п. 8. ISBN  0-9655047-2-7 .
  81. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 277–278. ISBN  978-1-4443-1894-4 .
  82. ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). стр. 24–27.
  83. ^ Йенс Шретер, Евангелие от Марка , в Ауне, стр. 278
  84. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 298. ИСБН  978-1-4443-1894-4 .
  85. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 301–302. ISBN  978-1-4443-1894-4 .
  86. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 302. ИСБН  978-1-4443-1894-4 .
  87. ^ «Матфей, ​​Евангелие от св.» Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  88. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 302–303. ISBN  978-1-4443-1894-4 .
  89. ^ Эрман 2004, с. 110 и Harris 1985 указывают диапазон c. 80–85; Гандри 1982, Хагнер 1993 и Бломберг 1992 приводят доводы в пользу даты до 70 года.
  90. ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 296. ИСБН  978-1-4443-1894-4 .
  91. ^ Хоррелл, Д.Г., Введение в исследование Пола, T&T Clark, 2006, 2-е изд., стр. 7; ср. У.Л. Нокс, Деяния апостолов (1948), стр. 2–15, где приведены подробные аргументы, которые все еще актуальны.
  92. ^ Ауне, Дэвид Эдвард (1 января 1987 г.). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 77. ИСБН  978-0-664-25018-8 .
  93. ^ Раймонд Э. Браун , Введение в Новый Завет , Нью-Йорк: Anchor Bible (1997), стр. 267–68. ISBN   0-385-24767-2 .
  94. ^ Роббинс, Вернон. «Взгляд на Деяния Луки», http://www.christianorigins.com/bylandbysea.html. Архивировано 4 октября 2018 г. в Wayback Machine . Первоначально появилось в: Взгляды на Деяния Луки. CH Талберт, изд. Перспективы религиоведения, Серия специальных исследований, № 5. Мейкон, Джорджия: Mercer Univ. Пресса и Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1978: 215–42.
  95. ^ Браун, Раймонд Эдвард (1988). Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий . Литургическая пресса. п. 10. ISBN  978-0-8146-1283-5 .
  96. ^ Линдарс, Варнава (1 июня 1990 г.). Джон . А&С Черный. п. 11. ISBN  978-1-85075-255-4 .
  97. ^ Иоанн, Иисус и история, Том 2, с. 210 стр. 245
  98. ^ Брюс, Ф.Ф. Документы Нового Завета: надежны ли они? п. 7
  99. ^ Ауне, Дэвид Эдвард (1 января 1987 г.). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 20. ISBN  978-0-664-25018-8 .
  100. ^ Jump up to: а б с Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1274. ИСБН  978-0-8028-3711-0 .
  101. ^ Эрман 2004:385
  102. ^ Эрман, Барт Д. (февраль 2011 г.). «3. Подделки во имя Павла. Пастырские послания: 1 и 2 Тимофею и Титу» . Подделано: писать во имя Бога - почему авторы Библии не те, кем мы их думаем (первое издание. Под ред. EPub). Нью-Йорк: электронные книги HarperCollins. п. 107. ИСБН  978-0-06-207863-6 . Архивировано из оригинала (EPUB) 15 февраля 2012 года . Проверено 8 сентября 2017 г. Прежде чем показать, почему большинство ученых считают, что они были написаны кем-то другим, а не Павлом, я должен дать краткое изложение каждого письма.
  103. ^ Фонк, Леопольд. «Послание к Евреям». Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г. Интернет: 30 декабря 2009 г.
  104. ^ Джастин Мученик, Диалог с Трифоном , 81.4
  105. ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. с. 355
  106. ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания . Нью-Йорк: Оксфорд. п. 468. ИСБН  0-19-515462-2 .
  107. ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1535. ИСБН  978-0-8028-3711-0 .

Библиография

[ редактировать ]

Пятикнижие

[ редактировать ]

Девтерономическая история

[ редактировать ]

Пророки и писания

[ редактировать ]

Новый Завет

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79c8fc45855a158bae6d2fc8e88a25ea__1720869780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/ea/79c8fc45855a158bae6d2fc8e88a25ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Authorship of the Bible - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)