Авторство Библии
Часть серии о |
Библия |
---|
Краткое изложение тем, связанных с Библией Библейский портал |
существует много разногласий в библейской науке Сегодня по поводу авторства Библии . [ 1 ] Большинство ученых считают, что большинство книг Библии являются произведением нескольких авторов и что все они были отредактированы для создания произведений, известных сегодня. [ 2 ] В следующей статье изложены выводы большинства современных ученых, а также традиционные взгляды, как иудейские, так и христианские.
Божественное авторство
[ редактировать ]Раввины на небесах буквами черного огня на пергаменте белого огня еще до того , Вавилонского Талмуда считали, что Бог написал Тору как был сотворен мир, и что Моисей получил ее под божественной диктовкой. [ 3 ] Ранние отцы церкви согласились с тем, что Священные Писания были вдохновлены или продиктованы Богом, но не говорили о том, какие именно писания были библейскими: в результате Восточная Православная и Римско-Католическая церкви считают некоторые книги ( апокрифы ) богодухновенными, но протестантская традиция этого не делает. . [ 4 ] В ХХ веке подавляющее большинство богословов, как католических, так и протестантских, отошло от модели божественного диктата и подчеркнуло роль авторов-людей. [ 5 ] В результате даже многие консервативные ученые теперь признают, например, что у Книги Исайи несколько авторов и что Второе послание к Коринфянам представляет собой две соединенные буквы. [ 6 ]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Еврейская Библия , или Танах, представляет собой собрание Священных Писаний, составляющих Библию, используемую в иудаизме . Эти же книги, в несколько ином порядке, составляют и протестантскую версию Ветхого Завета . Используемый здесь порядок соответствует разделению, используемому в еврейских Библиях.
Большая часть еврейской Библии была написана между концом 8-го века до нашей эры и началом 6-го века до нашей эры. Библейские тексты писались писцами ( на иврите : софер ), грамотным классом бюрократов в преимущественно неграмотной устной культуре. Вопрос о библейском авторстве не был важен до эллинизации в IV веке до нашей эры, спустя много времени после того, как было написано большинство библейских книг. Древние греки считали, что авторитет текста зависит от его автора, а еврейская традиция была вынуждена определять авторов его произведений. [ 7 ]
Тора
[ редактировать ]Первый раздел еврейской Библии – это Тора , что означает « Наставление » или « Закон » . В научной литературе его часто называют греческим названием Пятикнижие ( « пять свитков » ). Это группа из пяти книг, состоящая из Бытия , Исхода , Левита , Чисел и Второзакония , и занимает первое место во всех версиях христианского Ветхого Завета.
В иудаизме и христианстве существует традиция, согласно которой Моисей написал Тору. Сама Тора приписывает определенные разделы авторству Моисея . [ примечание 1 ] В более поздних библейских текстах, таких как Даниил 9:11 и Ездра 3 :2, она называется « Торой Моисея ». [ 9 ] Согласно раввинистической традиции , пять книг Торы были написаны Моисеем, за исключением последних восьми стихов Второзакония, в которых описывается его смерть. [ 10 ]
Моисей жил во 2-м тысячелетии до нашей эры , до появления еврейской письменности . Ученые датируют Тору 1-м тысячелетием до нашей эры . Однако Тора может включать в себя более старые устные традиции , такие как пословицы, истории и песни. [ 9 ] Большинство евреев и христиан верили в авторство Моисея до 17 века. Сегодня большинство ученых сходятся во мнении, что у Пятикнижия нет единого автора и что его составление происходило на протяжении столетий. [ 11 ]
Бытие, Исход, Левит и Числа
[ редактировать ]Рост исторической критики в XIX веке привел учёных к выводу, что Пятикнижие писали несколько авторов в течение длительного периода. К середине 20 века документальная гипотеза получила почти всеобщее согласие среди ученых. [ 12 ] Согласно документальной гипотезе, Пятикнижие было создано путем объединения четырех изначально независимых документов. Источник Яхвиста ( ок. 10–9 . веков до н э. ) и источник Элохистов ( ок. 8 века до н. э. ) были первыми, которые были объединены в один документ. В VII веке до нашей эры девтерономист составил Второзаконие, которое позже было добавлено к объединенному документу. В период после изгнания Пятикнижие достигло своей окончательной формы с добавлением священнического источника ( ок. V век до н. э. ). [ 13 ] [ 14 ]
Консенсус вокруг документальной гипотезы начал разрушаться в 1970-х годах. [ 12 ] и с тех пор этот подход претерпел различные изменения. [ 15 ] Хотя выявление отличительных девтерономических и священнических богословий и словарей остается широко распространенным, они используются для формирования новых подходов, предполагающих, что книги объединялись постепенно с течением времени путем медленного накопления «фрагментов» текста или что основной текст был «дополнен». более поздними авторами/редакторами. [ 16 ] В то же время существует тенденция перенести происхождение Пятикнижия дальше во времени, и самые последние предложения помещают его в Иудею V века до н.э., находившуюся под властью Персидской империи . [ 17 ]
Второзаконие
[ редактировать ]Второзаконие рассматривается отдельно от Бытия, Исхода, Левита и Чисел. Ее место в документальной гипотезе аномально, так как она, в отличие от остальных четырех, состоит из одного «источника». Процесс его формирования, вероятно, занял несколько сотен лет, с VIII по VI век. [ 18 ] и его авторы были по-разному идентифицированы как пророческие круги (поскольку проблемы Второзакония отражают интересы пророков, особенно Осии ), левитские жреческие круги (потому что они подчеркивают роль левитов ) , а также круги мудрости и писцов (потому что они почитают мудрость и потому, что форма договора, в которой он написан, лучше всего известна писцам ). [ 19 ] Позже Второзаконие было использовано в качестве введения к всеобъемлющей истории Израиля, написанной в начале VI века, а еще позже оно было отделено от истории и использовалось для завершения Пятикнижия. [ 20 ]
Пророки
[ редактировать ]Бывшие пророки
[ редактировать ]Бывшие пророки (נביאים ראשונים, Невиим Ришоним ) составляют первую часть второго раздела еврейской Библии, Невиим , что переводится как «Пророки». В христианских Библиях Книга Руфь , которая принадлежит к последнему разделу еврейской Библии, вставлена между Судьями и Самуилом.
Согласно еврейской традиции, датируемой по крайней мере II веком нашей эры, Книга Иисуса Навина была написана Иисусом Навином , Книга Судей и Книги Самуила были написаны пророком Самуилом (с некоторыми отрывками пророков Гада и Нафана ), в то время как два Книги Царств были написаны Иеремией . [ 21 ] С 1943 года большинство учёных приняли аргумент Мартина Нота о том, что Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Самуил и Цари составляют единый труд, так называемую « Девтерономическую историю ». [ 22 ] Нот считал, что эта история была произведением одного автора, писавшего во времена вавилонского изгнания (586–539 гг. До н.э.). Этот автор/редактор взял в качестве отправной точки раннюю версию книги Второзакония, которая была составлена еще во время правления Иосии (последняя четверть VII века), отобрав, отредактировав и составив ее для создания связного произведения. [ 23 ] Фрэнк Мур Кросс позже предположил, что более ранняя версия истории была составлена в Иерусалиме во времена Иосии; эта первая версия, Dtr1, была затем переработана и расширена, чтобы создать второе издание Нота, или Dtr2. Еще позже ученые открыли дальнейшие слои и новых авторов-редакторов. [ 24 ] В 1990-е годы некоторые ученые начали подвергать сомнению существование девтерономической истории. [ 24 ] и вопрос о происхождении этих книг продолжает дискутироваться. [ 25 ]
Последние пророки
[ редактировать ]Исайя
[ редактировать ]Современные ученые делят Книгу Исайи на три части, каждая из которых имеет разное происхождение: [ 26 ] «Первый Исайя» , главы 1–39, содержащие слова исторического пророка Исайи, жившего в 8 веке до нашей эры , а также более поздние дополнения его учеников; [ 27 ] « Второзаконие Исайи » (главы 40–55), написанное анонимным еврейским автором в Вавилоне незадолго до конца вавилонского плена ; [ 26 ] : 418 и «Трито-Исаия» (главы 56–66), написанные анонимными учениками Второ-Исайи в Иерусалиме сразу после возвращения из Вавилона. [ 26 ] : 444 (хотя некоторые ученые предполагают, что главы 55–66 были написаны Второзаконием-Исайей после падения Вавилона). [ 28 ] Эта упорядоченная последовательность материалов до, изгнания и после изгнания несколько вводит в заблуждение, поскольку некоторые ученые отмечают, что во всех трех частях, по-видимому, имело место значительное редактирование. [ 29 ]
Иеремия
[ редактировать ]Иеремия жил в конце VII — начале VI веков до нашей эры. В «Книге Иеремии» представлен Барух бен Нерия как спутник пророка, который несколько раз записывал свои слова, и, соответственно, было много предположений, что Варух мог составить раннее издание книги. [ 30 ] В начале 20-го века Зигмунд Мовинкель выделил в книге три типа материала: Иеремия 1–25 (Тип A) - слова самого Иеремии, биографический прозаический материал (Тип B) поклонника, написавшего ок. 580–480 гг. До н.э., а остальная часть (Тип C) относится к более поздним периодам. [ 31 ] Были серьезные споры по поводу идей Мовинкеля, особенно по поводу объема материала Иеремии и роли Баруха, который, возможно, был автором материала типа B. [ 31 ] Принято считать, что книга имеет тесную связь с девтерономистическими слоями Бывших Пророков, резюмируя в современных терминах традиционную идею о том, что Иеремия написал как свою собственную книгу, так и Книги Царств. [ 32 ]
Иезекииль
[ редактировать ]Книга Иезекииля описывает себя как слова Иезекииля бен-Бузи, священника, жившего в изгнании в городе Вавилоне между 593 и 571 годами до нашей эры. [ 33 ] Однако различные рукописи заметно отличаются друг от друга, и очевидно, что книга подвергалась тщательному редактированию. [ 33 ] Хотя ответственность за некоторые изменения в этой редакции, возможно, несет сам Иезекииль, существует общее мнение, что книга в том виде, в каком мы ее имеем сегодня, является продуктом высокообразованного круга священников , который был предан историческому Иезекиилю и был тесно связан с Храмом. [ 33 ]
Малые пророки или Книга Двенадцати
[ редактировать ]« Малые пророки» — это одна книга еврейской Библии, и многие (хотя и не все) современные ученые согласны с тем, что «Книга Двенадцати» подверглась процессу редактирования, в результате которого получилось связное собрание. [ 34 ] Считается, что этот процесс достиг своей окончательной формы в персидский период (538–332 гг. До н.э.), хотя существуют разногласия относительно того, было ли это рано или поздно. [ 35 ] Что касается отдельных книг, ученые обычно предполагают, что существует оригинальное ядро пророческой традиции, которое можно отнести к фигуре, в честь которой названа книга. [ 36 ] Примечательным исключением является « Книга Ионы» , анонимный труд, не содержащий пророческих предсказаний, написанный, вероятно, в эллинистический период (332–167 гг. до н.э.). [ 37 ]
Сочинения
[ редактировать ]Псалмы
[ редактировать ]Хотя некоторые псалмы имеют заголовки, которые, кажется, идентифицируют их авторов, это, вероятно, результат необходимости найти значимую идентификацию в традиции. [ 38 ] Отдельные псалмы относятся к совершенно разным периодам: «некоторые... предполагают наличие правящего царя и установленный культ в Храме; другие явно предполагают и упоминают события Изгнания». [ 39 ]
Работа
[ редактировать ]Маловероятно, что неизвестный автор Книги Иова написал ее раньше, чем в VI веке до нашей эры, а совокупные данные позволяют предположить, что она датируется периодом после изгнания. [ 40 ] Он содержит около 1000 строк, из которых около 750 составляют исходное ядро. [ 41 ]
Пословицы
[ редактировать ]Книга Притчей состоит из нескольких сборников, взятых из разных источников. [ 42 ] Стихи 10:1–22:16, вероятно, являются самым старым разделом, а главы 1–9 составлены как пролог – возникает вопрос, произошло ли это до или после изгнания (587 г. до н.э.). Остальные коллекции, вероятно, относятся к более позднему времени: книга достигла своей окончательной формы примерно в III веке до нашей эры. [ 43 ]
Рут
[ редактировать ]Талмуд Самуила называет , но автором Руфи это противоречит некоторым деталям внутри книги. [ 44 ] Было высказано предположение, что анонимным автором была женщина, а если и мужчина, то тот, кто серьезно относился к женским проблемам. [ 45 ] Книга во многом представляет собой единое целое, хотя родословная Давида, по-видимому, является более поздним дополнением. [ 46 ]
Песнь Песней (Песнь Песней)
[ редактировать ]«Песнь Песней» традиционно приписывалась Соломону , но современные ученые датируют ее примерно III веком до нашей эры. [ 47 ] Ученые до сих пор спорят, является ли это единым произведением (и, следовательно, написанным одним автором) или скорее антологией. [ 48 ]
Кохелет/Экклезиаст
[ редактировать ]Книгу Экклезиаста обычно датируют серединой III века до нашей эры. Происхождение в Иерусалиме считается вероятным. Утверждение книги о Соломоне как об авторе является литературным вымыслом; автор также называет себя «Кохелет», словом с неясным значением, которое критики понимают по-разному как личное имя, псевдоним , аббревиатуру и функцию; окончательная самоидентификация - «пастырь», титул, обычно подразумевающий королевскую власть. [ 49 ]
Плач
[ редактировать ]Плач по традиции приписывается пророку Иеремии ; лингвистические и теологические данные указывают на то, что она возникла как отдельная книга в III или II веке до нашей эры, а ее содержание возникло в результате особых траурных обрядов в еврейских общинах изгнанников и после изгнания. [ 50 ]
Эстер
[ редактировать ]Книга Эстер была составлена в конце IV или начале III века до нашей эры среди евреев восточной диаспоры. Жанр книги — новелла или рассказ, она опирается на темы мудрой литературы; его источники до сих пор не выяснены. [ 51 ]
Дэниел
[ редактировать ]Книга Даниила представляет собой произведение пророка по имени Даниил, жившего в VI веке до нашей эры; подавляющее большинство современных ученых относят его ко II веку до нашей эры. [ 52 ] Автор, писавший во времена Маккавеев, чтобы заверить своих собратьев-евреев, что их преследования со стороны сирийцев прекратятся и они одержат победу, похоже, построил свою книгу вокруг легендарного Даниила, упомянутого в книге Иезекииля, фигуры, причисляемой к Ной и Иов за его мудрость и праведность. [ 53 ]
Эзра-Неемия
[ редактировать ]Книга Ездры и Книга Неемии изначально были одним произведением, Ездра-Неемия . Х.Г.М. Уильямсон (1987) предложил три основных этапа, ведущих к окончательной работе: (1) составление различных списков и персидских документов, которые он считает подлинными и, следовательно, самыми ранними частями книги; (2) состав «Мемуаров Ездры» и «Мемуаров Неемии», около 400 г. до н. э.; и (3) состав Ездры 1–6 как окончательное введение редактора к объединенным более ранним текстам, около 300 г. до н.э. [ 54 ] Лестер Граббе (2003) относит объединение двух текстов Ездры и Неемии с некоторым окончательным редактированием несколько позже, в период Птолемеев, ок. 300–200 гг. до н.э. [ 55 ]
Хроники
[ редактировать ]«Хроники» — анонимный труд, написанный левитскими кругами в Иерусалиме и написанный, вероятно, в конце IV века до нашей эры. [ 56 ] Хотя книга разделена на две части (1-я и 2-я Паралипоменон), большинство исследований предлагают единый основной текст с длинными более поздними дополнениями и поправками, чтобы подчеркнуть определенные интересы, такие как культ или священство. [ 57 ]
Второканонические тексты/Библейские апокрифы
[ редактировать ]Католическая и православная христианские церкви включают в свои Библии некоторые или все следующие книги.
Дополнения к Дэниелу
[ редактировать ]Греческий текст Книги Даниила содержит дополнения , которых нет в еврейско-арамейской версии. Все анонимны. Молитва Азарии (одного из сподвижников Даниила), вероятно, была составлена около 8/169–165/4, когда Антиох IV притеснял евреев. « Песнь о трех святых детях» (т. е. о трех брошенных в печь), возможно, была сочинена священническими кругами в Иерусалиме. «Сусанна» , возможно, была написана около 170–130 гг. до н. э. в контексте борьбы за эллинизацию. Бела и Дракона сложно, но возможно, что это конец VI века. Датировать [ 58 ]
1 и 2 Эзра
[ редактировать ]Перевод Иеронима Библии на латынь ( Вульгата ) содержал четыре книги Ездры (т. е. Ездры ); 1-я и 2-я Ездры Иеронима в конечном итоге были переименованы в Ездру и Неемию ; каждая из оставшихся книг в большинстве версий переместилась на две позиции вверх, но система нумерации остается очень запутанной. Настоящая Первая Ездра берет материал из Книги Паралипоменон и Книги Ездры игнорирует Неемию , но полностью ; вероятно, он был составлен в период 200–100 гг. до н.э. [ 59 ] 2 Ездра не имеет никакой связи с другими книгами Ездры, за исключением того, что Ездра является ее центральным персонажем. Вероятно, оно было написано вскоре после разрушения Храма римлянами в 70 году нашей эры.
Книга Баруха
[ редактировать ]Автором Книги Варуха традиционно считается Варух, спутник Иеремии , но это считается маловероятным. Некоторые ученые предполагают, что оно было написано во время или вскоре после периода Маккавеев . [ 60 ]
1, 2, 3 и 4 Маккавейские
[ редактировать ]Анонимный автор Первой Маккавейской книги был образованным евреем и серьезным историком; наиболее вероятна дата около 100 г. до н.э. [ 61 ] 2 «Маккавеи» — это переработанная и сокращенная версия произведения неизвестного автора по имени Ясон Киринеянин, а также отрывки анонимного редактора, сделавшего сжатие (так называемого «Эпитомиста»). Джейсон, скорее всего, писал в середине-конце II века до нашей эры, а «Эпитомист» — до 63 года до нашей эры. [ 62 ] 3 «Маккавеи» интересуются еврейской общиной Египта за полвека до восстания, предполагая, что автором был египетский еврей и, вероятно, уроженец Александрии. Дата ок. 100–75 гг. До н. э. «весьма вероятно». [ 63 ] 4 «Маккавеи», вероятно, были составлены в середине I века нашей эры евреем, жившим в Сирии или Малой Азии. [ 64 ]
Письмо Иеремии
[ редактировать ]Письмо Иеремии написано не Иеремией; автор, по-видимому, присвоил имя пророка, чтобы придать своему сочинению авторитетность. Она также не написана секретарем Иеремии Варухом , хотя в католической Библии и KJV она фигурирует как последняя глава, посвященная Варуху. Внутренние данные указывают на дату около 317 г. до н. э., причем автор, возможно, еврей в Палестине, обращался к евреям диаспоры . [ 65 ]
Молитва Манассии
[ редактировать ]Молитва Манассии представляет собой молитву нечестивого, но теперь раскаивающегося царя Манассии (или Манассии) из его изгнания в Вавилон. Фактический автор неизвестен, а дата составления, вероятно, относится ко II или I веку до нашей эры. [ 66 ]
Мудрость Сираха и мудрость Соломона.
[ редактировать ]Сирах называет своего автора Иисусом бен Сирахом . Вероятно, он был книжником, дающим наставления молодежи Иерусалима. Предисловие его внука к греческому переводу помогает датировать работу первой четвертью II века до нашей эры, вероятно, между 196 годом до нашей эры и началом притеснения евреев Антиохом IV , который правил 175–164 годами до нашей эры. [ 67 ] «Мудрость Соломона» вряд ли появилась раньше, чем II век до нашей эры, и, вероятно, датируется периодом со 100 по 50 год до нашей эры. Его приписывание Соломону подвергалось сомнению даже в средневековый период, и оно показывает сходство с египетской еврейской общиной и с учениями фарисеев . [ 68 ]
Дополнения к Эстер
[ редактировать ]Сама Книга Эстер была составлена, вероятно, около 400 г. до н. э. евреями, жившими в восточных провинциях Персидской империи, и достигла своей окончательной формы ко II веку до н. э.; опасения по поводу законности некоторых отрывков в еврейском тексте привели к выявлению дополнений к Эстер в греческом переводе Эстер конца II или начала I века до нашей эры. [ 69 ]
Товит
[ редактировать ]Действие Товита происходит в VIII веке до нашей эры и названо в честь его главного героя, благочестивого еврея в изгнании. Общепризнанная дата создания — начало II века до нашей эры. [ 70 ]
Джудит
[ редактировать ]Действие Книги Юдифи происходит в Израиле во времена Навуходоносора, царя Ассирии. В нем присутствуют сильные персидские элементы, что предполагает дату IV века до нашей эры; он также имеет сильные параллели с периодом Хасмонеев , что предполагает дату II века. Обычно его называют фарисейским его происхождение из кругов саддукеев . , но предполагается также [ 71 ]
Дополнительные псалмы
[ редактировать ]Канонические Псалмы содержат 150 статей. Псалом 151 встречается в большинстве греческих переводов, а еврейская версия была найдена среди свитков Мертвого моря . [ 72 ] Псалмы 152–155 являются частью сирийской Библии Пешитты , некоторые из которых были найдены в Кумране .
Новый Завет
[ редактировать ]Евангелия и Деяния
[ редактировать ]Евангелия (и Деяния) анонимны, поскольку ни в одном из них в тексте не указывается имя автора. [ 73 ] Хотя Евангелие от Иоанна можно считать своего рода исключением, поскольку автор называет себя «учеником, которого любил Иисус» и утверждает, что является членом ближайшего окружения Иисуса, [ 74 ] большинство ученых сегодня считают этот отрывок более поздним дополнением (см. Ниже).
Идея анонимности Евангелий не нова. Юстин Мартир в своей книге « 1 извинение » прямо заявляет, что ученики были неграмотны. [ 75 ] Это значит, что Джон не мог написать «Джона», Матфей не мог написать «Мэтью» и так далее и тому подобное.
Среди ученых существует общее мнение, что синоптические Евангелия ( от Матфея , Марка и Луки ) демонстрируют высокий уровень перекрестных ссылок. Обычное объяснение, гипотеза двух источников , состоит в том, что Марк был написан первым и что авторы Матфея и Луки полагались на Марка и гипотетический документ Q. Ученые сходятся во мнении, что Евангелие от Иоанна было написано последним, с использованием другой традиции и других свидетельств. Кроме того, большинство ученых сходятся во мнении, что автор Луки также написал Деяния апостолов , делая Луку-Деяния двумя половинами одного произведения. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
Отметка
[ редактировать ]Согласно преданию и отцам ранней церкви, впервые засвидетельствованному Папием Иерапольским , автором является Марк Евангелист , сподвижник апостола Петра . [ 81 ] Однако Евангелие, по-видимому, опирается на несколько основных источников, различающихся по форме и богословию, что противоречит традиции, согласно которой Евангелие было основано на проповедях Петра. [ 82 ] Различные элементы Евангелия, в том числе важность авторитета Петра и широта основного богословия, позволяют предположить, что автор писал в Сирии или Палестине для нееврейской христианской общины, которая ранее впитала в себя влияние допавлинских верований и затем развил их дальше независимо от Павла. [ 83 ]
Мэтью
[ редактировать ]Раннехристианская традиция, впервые засвидетельствованная Папием Иерапольским , утверждала, что апостол Матфей , сборщик налогов и ученик Иисуса, написал Евангелие на «иврите» ( арамейском языке Иудеи). [ 84 ] Современные ученые интерпретируют эту традицию так, что Папий, писавший около 125–150 гг. н. э., считал, что Матфей составил сборник высказываний Иисуса. [ 85 ] Однако описание Папия плохо согласуется с Евангелием от Матфея : скорее всего, оно было написано на греческом, а не на арамейском или еврейском языке; это зависит от греческого Евангелия от Марка и от гипотетического документа Q ; это не сборник высказываний; [ 86 ] и вряд ли оно было написано очевидцем. [ 87 ]
Хотя личность автора нашего Евангелия от Матфея неизвестна, внутренние свидетельства Евангелия позволяют предположить, что он был этническим евреем-переписчиком из эллинизированного города, возможно, из Антиохии в Сирии . [ 88 ] и что он написал между 70 и 100 гг. н. э. [ 89 ] используя разнообразные устные традиции и письменные источники об Иисусе. [ 90 ]
Лука и Деяния
[ редактировать ]Общепризнано, что Евангелие от Луки и Деяния апостолов возникли как двухтомный труд одного автора, адресованный неизвестному человеку по имени Теофил . [ 91 ] Этот автор был «историком-эллинистом-любителем», разбиравшимся в греческой риторике, которая была стандартной подготовкой историков в древнем мире. [ 92 ]
По преданию, впервые засвидетельствованному Иринеем , автором был Евангелист Лука , сподвижник апостола Павла , но многие современные учёные выразили сомнение, и мнения по этому поводу разделились поровну. [ 93 ] Вместо этого они полагают, что Деяния Луки были написаны анонимным христианским автором, который, возможно, не был очевидцем ни одного из событий, описанных в тексте. Некоторые из приведенных доказательств взяты из самого текста Евангелия от Луки. В предисловии к «Луке» автор ссылается на «переданные нам» показания очевидца и на то, что он провел «тщательное расследование», но автор не упоминает свое имя и прямо не заявляет, что был очевидцем какого-либо из событий. , за исключением отрывков мы . А в отрывках «мы» повествование написано от первого лица множественного числа — автор никогда не называет себя «я» или «мне». Те, кто скептически относится к автору-очевидцу, эти отрывки обычно рассматривают как фрагменты второго документа, часть какого-то более раннего повествования, которое позже было включено в Деяния более поздним автором Евангелия от Луки, или просто как греческий риторический прием. использовался для морских путешествий. [ 94 ]
Джон
[ редактировать ]В Иоанна 21:24 источником Евангелия от Иоанна назван «возлюбленный ученик», а согласно традиции конца II века, впервые засвидетельствованной Иринеем , эта фигура, неназванная в самом Евангелии, отождествлялась с Иоанном, сыном Зеведея . [ 95 ] Однако сегодня большинство ученых согласны с тем, что Иоанна 21 — это приложение к Евангелию, которое первоначально заканчивалось Иоанном 20:30–31. [ 96 ] Однако ведутся серьезные споры о том, как, когда и кем было добавлено приложение. Например, некоторые ученые утверждают, что оно было добавлено после смерти «любимого ученика». [ 97 ] Большинство ученых датируют Евангелие от Иоанна ок . 80–95, [ 73 ] [ 98 ] и предположим, что автор использовал два основных источника: источник «Знамения» (сборник семи чудесных историй) и источник «Беседы». [ 99 ]
Послания
[ редактировать ]Послания Павла
[ редактировать ]Послание к Римлянам , Первое и Второе Коринфянам , Галатам , Филиппийцам , Первое послание к Фессалоникийцам и Послание к Филимону почти повсеместно принимаются как произведение Павла – верхние индексы ко всем, кроме Послания к Римлянам и Галатам, идентифицируют их как исходящие от Павла и, по крайней мере, еще один человек, что было необычно для писем того периода, и неясно, какую роль эти другие лица играли в их составлении. [ 100 ] Существует определенная поддержка авторства Павла трех «Второ-Павлинских посланий»: Послания к Ефесянам , Колоссянам и Второму посланию к Фессалоникийцам . Три пастырских послания – Первое и Второе Тимофею и Титу – вероятно, все принадлежат одному автору. [ 100 ] но большинство историко-критических ученых считают их работой кого-то другого, а не Павла. [ 101 ] [ 102 ]
Письмо евреям
[ редактировать ]Церковь считала Послание к евреям четырнадцатым посланием Павла до Реформации . Авторство Полины сейчас вообще отвергается, а настоящий автор неизвестен. [ 103 ]
Общие послания
[ редактировать ]Традиционные авторы неизвестны, и имена им были присвоены произвольно, чтобы сделать их более достоверными: апостол Петр (Первый и Второй Петр); автор Евангелия от Иоанна (Первого, Второго и Третьего Иоанна), писавшего в преклонном возрасте; «Иуда, раб Иисуса Христа и брат Иакова» (Послание Иуды); и Иаков Справедливый , «раб Божий и Господа Иисуса Христа» (Иаков). Фактически 1 Иоанна анонимно, а 2 и 3 Иоанна идентифицируют своего автора только как «Старца». Хотя 2 Петра называет своим автором «Симона Петра, слугу и апостола Иисуса Христа», большинство ученых сегодня считают это псевдонимом, и многие придерживаются того же мнения о Иакове , 1 Петра и Иуде . [ 100 ]
Откровение
[ редактировать ]Традиционно считалось, что автором Книги Откровения является тот же человек, что и Иоанн, апостол Иисуса , и Иоанн Богослов , традиционный автор Четвертого Евангелия — традиция восходит к Юстину Мученику , писавшему в начале 2-го Евангелия. век. [ 104 ] Большинство исследователей Библии теперь полагают, что это были отдельные личности. [ 105 ] [ 106 ] Имя «Иоанн» предполагает, что автор был христианином еврейского происхождения, и хотя он никогда открыто не называл себя пророком, вполне вероятно, что он принадлежал к группе христианских пророков и был известен как таковой членам церквей в Азии. Незначительный . Со II века автора отождествляли с одним из Двенадцати Апостолов Иисуса. Обычно это связывают с предположением, что Евангелие от Иоанна написал один и тот же автор. Другие, однако, утверждали, что автором мог быть Иоанн Старший из Эфеса , и эта точка зрения зависит от того, относилась ли традиция, цитируемая Евсевием , к кому-то другому, а не к апостолу. Таким образом, точная личность «Джона» остается неизвестной. [ 107 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рабин 2006 , стр. 112.
- ^ Рабин 2006 , стр. 113.
- ^ Хешель 2005 , стр. 539–540 и 546.
- ^ Олсон 2016 , стр. 90–91.
- ^ Олсон 2016 , стр. 92–95.
- ^ Олсон 2016 , с. 95.
- ^ Шнидевинд 2004 , стр. 7 и 18–19.
- ^ Шмид и Шретер, 2021 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Шмид и Шретер 2021 , с. 44.
- ^ Джейкобс 1995 , с. 375.
- ^ МакДермотт 2002 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б Уэнам 1996 , с. 3.
- ^ Шнидевинд 2004 , с. 10.
- ^ Ван Сетерс 1998 , стр. 9.
- ^ Ван Сетерс 1997 , стр. 16.
- ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 74–79.
- ^ Ска 2006 , стр. 217 и далее.
- ^ Миллер 1990 , стр. 2–3.
- ^ Миллер 1990 , стр. 5–8.
- ^ Ван Сетерс 2004 , стр. 93.
- ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 57. ИСБН 978-0-664-25652-4 .
- ^ Кнопперс, Гэри Н. (2000). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Железо-коричневый. ISBN 978-1-57506-037-8 .
- ^ Ромер, Томас (2000). Номинальный спектр. От названий материалов до названий абстракций . Издательство Питерс. п. 119. ИСБН 978-90-429-0858-1 .
- ^ Jump up to: а б Эйникель, Эрик (1996). Реформа царя Иосии и состав девтерономической истории . БРИЛЛ. стр. 14 и далее. ISBN 978-90-04-10266-8 .
- ^ Ромер, Томас (2000). Номинальный спектр. От названий материалов до названий абстракций . Издательство Питерс. стр. 120ff. ISBN 978-90-429-0858-1 .
- ^ Jump up to: а б с Боадт, Лоуренс (1984). Чтение Ветхого Завета: Введение . ISBN 978-0-8091-2631-6 .
- ^ «Введение в Книгу Исайи» . Конференция католических епископов США . Проверено 29 апреля 2007 г.
- ^ Пуля, с. 561
- ^ Бленкинсопп, Джозеф (1 января 1996 г.). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 183. ИСБН 978-0-664-25639-5 .
- ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 83. ИСБН 978-0-664-25652-4 .
- ^ Jump up to: а б Мангано, Марк (2005). Введение в Ветхий Завет . Колледж Пресс. п. 471. ИСБН 978-0-89900-896-7 .
- ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 85. ИСБН 978-0-664-25652-4 .
- ^ Jump up to: а б с Бленкинсопп, Джозеф (1 января 1996 г.). История пророчеств в Израиле . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 166–168. ISBN 978-0-664-25639-5 .
- ^ Реддит, Пол Л.; Шарт, Аарон (2003). Тематические темы в «Книге Двенадцати» . Вальтер де Грютер. стр. 1–3. ISBN 978-3-11-017594-3 .
- ^ Реддит, Пол Л.; Шарт, Аарон (2003). Тематические темы в «Книге Двенадцати» . Вальтер де Грютер. стр. 9. ISBN 978-3-11-017594-3 .
- ^ Флойд, Майкл Х. (2000). Малые пророки . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 9. ISBN 978-0-8028-4452-1 .
- ^ Бартон, Джон; Реймер, Дэвид Джеймс (1996). После изгнания: Очерки в честь Рекса Мэйсона . Издательство Университета Мерсера. стр. 86–89. ISBN 978-0-86554-524-3 .
- ^ Псалмы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. 1994. с. 12. ISBN 978-0-664-23747-9 .
- ^ «Генри Уонсбро, «Молитвы Псалтири» («написаны для седьмого ежегодного курса для монахов и монахинь во время пасхальных каникул в зале Святого Бенета в Оксфорде по инициативе Союза настоятелей монастырей и, в частности, сестры Зои», настоятельница Терви")" . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 17 октября 2010 г.
- ^ Книга Иова: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. 1 мая 1985 г., стр. 40–43. ISBN 978-0-664-22218-5 .
- ^ Уайбрей, Роджер Норман (2005). Мудрость: Сборник статей Нормана Уайбрея . Эшгейт. п. 181. ИСБН 978-0-7546-3917-6 .
- ^ Креншоу, Джеймс Л. (1 января 2010 г.). Мудрость Ветхого Завета: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 66. ИСБН 978-0-664-23459-1 .
- ^ Снелл, Дэниел К. (1993). Дважды рассказанные пословицы и состав книги пословиц . Айзенбрауны. п. 8. ISBN 978-0-931464-66-9 .
- ^ Хаббард, Роберт Л. (1988). Книга Руфь . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 23. ISBN 978-0-8028-2526-1 .
- ^ Бреннер, Аталия и Фонтейн, Кэрол Р. (1999). Феминистский спутник Библии . Шеффилд Академик Пресс . п. 34. ISBN 978-1-85075-978-2 . Проверено 30 декабря 2007 г.
- ^ Корпель, Марджо Кристина Аннетт (2001). Структура Книги Руфь . Ван Горкум. п. 224. ИСБН 978-90-232-3657-3 .
- ^ Блох, Ариэль А.; Блох, Хана (1 января 1998 г.). Песнь песней: новый перевод с введением и комментариями . Издательство Калифорнийского университета. стр. 21–27. ISBN 978-0-520-21330-2 .
- ^ Эксум, Дж. Шерил (1 января 2005 г.). Песнь песней: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 33–37. ISBN 978-0-664-22190-4 .
- ^ Креншоу, Джеймс Л. (1 января 2010 г.). Мудрость Ветхого Завета: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 144–145. ISBN 978-0-664-23459-1 .
- ^ Герстенбергер, Эрхард С. (2001). Псалмы, часть 2, и Плач . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 467–468. ISBN 978-0-8028-0488-4 .
по лингвистическим и теологическим причинам укажите время возникновения «Плача» как отдельной книги только в третьем или втором веке до нашей эры.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 329–330. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ ВандерКам, Джеймс; Флинт, Питер (10 июля 2005 г.). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . А&С Черный. п. 137. ИСБН 978-0-567-08468-2 .
- ^ Альтер, Роберт; Кермод, Фрэнк (1 сентября 1990 г.). Литературный путеводитель по Библии . Издательство Гарвардского университета. п. 345. ИСБН 978-0-674-87531-9 .
- ^ Тронтвейт, Марк А. (1992). Эзра Неемия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 9–10. ISBN 978-0-664-23744-8 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 313–314. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (1 января 1998 г.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 210. ИСБН 978-0-664-25652-4 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 267. ИСБН 978-0-19-875500-5 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 803–806. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 308. ИСБН 978-0-19-875500-5 .
- ^ П. П. Сайдон, «Барух» в редакции Т. Хэнлона, в «Новом католическом комментарии к Священному Писанию», изд. Реджинальд К. Фуллер , издательство Thomas Nelson, Inc., 1953, 1975, §504h.
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 807–808. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 831–832. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 866. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 888. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 438. ИСБН 978-0-86554-373-7 .
- ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 544. ИСБН 978-0-86554-373-7 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 667. ИСБН 978-0-19-875500-5 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. стр. 650–653. ISBN 978-0-19-875500-5 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 325. ИСБН 978-0-19-875500-5 .
- ^ Бартон, Джон; Маддиман, Джон (6 сентября 2001 г.). Оксфордский библейский комментарий . ОУП Оксфорд. п. 627. ИСБН 978-0-19-875500-5 .
- ^ Миллс, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри; Макнайт, Эдгар В. (1990). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. п. 482. ИСБН 978-0-86554-373-7 .
- ^ Соггин, Дж. Альберто (1 января 1989 г.). Введение в Ветхий Завет . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 424. ИСБН 978-0-664-22156-0 .
- ^ Jump up to: а б Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985.
- ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. «Джон», стр. 302–10.
- ^ «Виртуальная библиотека Логоса: Святой мученик Иустин: Первое извинение, 39» . www.logoslibrary.org . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Питер, Кирби (2001–2007). «Ранние христианские сочинения: Евангелие от Марка» . Архивировано из оригинала 15 января 2008 года . Проверено 15 января 2008 г.
- ^ Ахтемайер, Пол Дж. (1992). «Евангелие от Марка». Библейский словарь Anchor . Том. 4. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Даблдей. п. 545. ИСБН 0-385-19362-9 .
- ^ М.Г. Истон, Библейский словарь Истона (Оук-Харбор, Вашингтон: Logos Research Systems, Inc., 1996, c1897), «Люк, Евангелие согласно»
- ^ Мейер, Джон П. (1991). Маргинальный еврей . Том. 2. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 955–56. ISBN 0-385-46993-4 .
- ^ Хелмс, Рэндел (1997). Кто написал Евангелия? . Альтадена, Калифорния: Millennium Press. п. 8. ISBN 0-9655047-2-7 .
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 277–278. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- ^ Тайссен, Герд и Аннетт Мерц. Исторический Иисус: подробное руководство. Крепость Пресс. 1998 г. перевод с немецкого (издание 1996 г.). стр. 24–27.
- ^ Йенс Шретер, Евангелие от Марка , в Ауне, стр. 278
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 298. ИСБН 978-1-4443-1894-4 .
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 301–302. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 302. ИСБН 978-1-4443-1894-4 .
- ^ «Матфей, Евангелие от св.» Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. стр. 302–303. ISBN 978-1-4443-1894-4 .
- ^ Эрман 2004, с. 110 и Harris 1985 указывают диапазон c. 80–85; Гандри 1982, Хагнер 1993 и Бломберг 1992 приводят доводы в пользу даты до 70 года.
- ^ Ауне, Дэвид Э. (22 января 2010 г.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Джон Уайли и сыновья. п. 296. ИСБН 978-1-4443-1894-4 .
- ^ Хоррелл, Д.Г., Введение в исследование Пола, T&T Clark, 2006, 2-е изд., стр. 7; ср. У.Л. Нокс, Деяния апостолов (1948), стр. 2–15, где приведены подробные аргументы, которые все еще актуальны.
- ^ Ауне, Дэвид Эдвард (1 января 1987 г.). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 77. ИСБН 978-0-664-25018-8 .
- ^ Раймонд Э. Браун , Введение в Новый Завет , Нью-Йорк: Anchor Bible (1997), стр. 267–68. ISBN 0-385-24767-2 .
- ^ Роббинс, Вернон. «Взгляд на Деяния Луки», http://www.christianorigins.com/bylandbysea.html. Архивировано 4 октября 2018 г. в Wayback Machine . Первоначально появилось в: Взгляды на Деяния Луки. CH Талберт, изд. Перспективы религиоведения, Серия специальных исследований, № 5. Мейкон, Джорджия: Mercer Univ. Пресса и Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1978: 215–42.
- ^ Браун, Раймонд Эдвард (1988). Евангелие и послания Иоанна: краткий комментарий . Литургическая пресса. п. 10. ISBN 978-0-8146-1283-5 .
- ^ Линдарс, Варнава (1 июня 1990 г.). Джон . А&С Черный. п. 11. ISBN 978-1-85075-255-4 .
- ^ Иоанн, Иисус и история, Том 2, с. 210 стр. 245
- ^ Брюс, Ф.Ф. Документы Нового Завета: надежны ли они? п. 7
- ^ Ауне, Дэвид Эдвард (1 января 1987 г.). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 20. ISBN 978-0-664-25018-8 .
- ^ Jump up to: а б с Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1274. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
- ^ Эрман 2004:385
- ^ Эрман, Барт Д. (февраль 2011 г.). «3. Подделки во имя Павла. Пастырские послания: 1 и 2 Тимофею и Титу» . Подделано: писать во имя Бога - почему авторы Библии не те, кем мы их думаем (первое издание. Под ред. EPub). Нью-Йорк: электронные книги HarperCollins. п. 107. ИСБН 978-0-06-207863-6 . Архивировано из оригинала (EPUB) 15 февраля 2012 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
Прежде чем показать, почему большинство ученых считают, что они были написаны кем-то другим, а не Павлом, я должен дать краткое изложение каждого письма.
- ^ Фонк, Леопольд. «Послание к Евреям». Католическая энциклопедия. Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г. Интернет: 30 декабря 2009 г.
- ^ Джастин Мученик, Диалог с Трифоном , 81.4
- ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. с. 355
- ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет: историческое введение в ранние христианские писания . Нью-Йорк: Оксфорд. п. 468. ИСБН 0-19-515462-2 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (19 ноября 2003 г.). Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 1535. ИСБН 978-0-8028-3711-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Бартон, Джон; Маддиман, Джон, ред. (2001). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .
- Брюггеманн, Уолтер, «Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета» (Вестминстер Джон Нокс, 2002 г.)
- Кон-Шербок, Дэн (1996). Еврейская Библия . А&С Черный. ISBN 9780304337033 .
- Дэвис, Уильям Дэвид; Кац, Стивен Т.; и Финкельштейн, Луи; «Кембриджская история иудаизма: поздний римско-раввинский период» (Cambridge University Press, 2006).
- Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям, ред. (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Эрман, Барт Д. (февраль 2011 г.). Подделано: Пишем во имя Бога. Почему авторы Библии не те, кем мы их думаем . ХарперКоллинз. ISBN 9780062078636 .
- Грэм, член парламента, и Маккензи, Стивен Л., «Еврейская Библия сегодня: введение в критические проблемы» (Westminster John Knox Press, 1998).
- Хешель, Авраам Джошуа (2005). Небесная Тора: преломленная сквозь поколения . А&С Черный. ISBN 9780826408020 .
- Джейкобс, Луи (1995). Еврейская религия: спутник . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198264637 .
- Мэйс, Джеймс Лютер, Петерсен, Дэвид Л., Ричардс, Кент Гарольд, «Толкование Ветхого Завета» (T&T Clark, 1995).
- Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. 1991. ISBN 9780865543737 .
- Олсон, Роджер Э. (2016). Мозаика христианской веры . Межвузовская пресса. ISBN 9780830899708 .
- Пердью, Лео Г., изд. (2001). Блэквеллский спутник еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 9780631210719 .
- Рабин, Эллиотт (2006). Понимание еврейской Библии: руководство для читателя . Издательство КТАВ. ISBN 9780881258714 .
- Шмид, Конрад ; Шретер, Йенс (2021). Создание Библии: от первых фрагментов до Священного Писания . Перевод Льюиса, Питера. Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674269392 .
- Шнидевинд, Уильям М. (2004). Как Библия стала книгой: Текстуализация Древнего Израиля . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511499135 . ISBN 978-0-521-53622-6 .
- Ван Сетерс, Джон (1997). В поисках истории: историография в древнем мире и истоки библейской истории . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-013-2 .
- Уайзман, диджей (1970). «Книги Древнего Ближнего Востока и Ветхого Завета» . В Акройде, PR; Эванс, К.Ф. (ред.). Кембриджская история Библии: от истоков до Иеронима . Том. I. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521099738 .
Пятикнижие
[ редактировать ]- Макдермотт, Джон Дж. (2002). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4082-4 .
- Миллер, Патрик Д. (1990). Второзаконие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23737-0 .
- Ска, Жан Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-122-1 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». Стивен Л. Маккензи, Мэтт Патрик Грэм (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25652-4 .
- Ван Сетерс, Джон (2004). Пятикнижие: социально-научный комментарий . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08088-2 .
- Уэнам, Гордон (октябрь 1996 г.). «Пятикнижие сегодня» (PDF) . Темелиос . 22 (1): 3–13. Архивировано (PDF) из оригинала 29 июня 2024 года.
Девтерономическая история
[ редактировать ]- де Моор, Йоханнес Корнелис и Ван Рой, HF (редакторы), «Прошлое, настоящее, будущее: девтерономическая история и пророки» (Брилл, 2000)
- Альбертц, Райнер (редактор) «Израиль в изгнании: история и литература шестого века до нашей эры» (Общество библейской литературы, 2003)
- Ромер, Томас, «Будущее девтерономической истории» (Leuven University Press, 2000)
- Марттила, Марко, «Коллективная реинтерпретация псалмов» (Мор Зибек, 2006)
Пророки и писания
[ редактировать ]- Миллер, Патрик Д. и Питер В. Флинт, (редакторы) «Книга псалмов: состав и прием» (Брилл, 2005 г.)
- Бленкинсопп, Джозеф, «История пророчеств в Израиле» (Вестминстер Джон Нокс, 1996 г.)
- Клеметс, Р.Э., «Иеремия» (John Knox Press, 1988)
- Аллен, Лесли К., «Иеремия: комментарий» (Westminster John Knox Press, 2008).
- Суини, Марвин, «Двенадцать пророков», том 1 (Liturgical Press, 2000).
- Суини, Марвин, «Двенадцать пророков», том 2 (Liturgical Press, 2000).
Новый Завет
[ редактировать ]- Беркетт, Делберт Ройс, «Введение в Новый Завет и истоки христианства» (Cambridge University Press, 2002)
- Ауне, Дэвид Э., (редактор) «Блэквелл, спутник Нового Завета» (Blackwell Publishing, 2010)
- Митчелл, Маргарет Мэри и Янг, Фрэнсис Маргарет, «Кембриджская история христианства: от происхождения до Константина» (Cambridge University Press, 2006)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Список авторов Ветхого и Нового Завета по традициям и предположениям
- Хелмс, Рональд МакКроу (1996?). Кто написал Евангелия? Первое изд. Миллениум Пресс. ISBN 0-9655047-2-7