Апостол Матфей
Апостол Матфей | |
---|---|
Апостол , евангелист и мученик | |
Рожденный | Капернаум , [ 1 ] Галилея , Римская империя |
Умер | I век (предположительно около 68 года нашей эры) Эфиопия |
Почитается в | |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник |
|
Атрибуты | Ангел |
Покровительство | Бухгалтеры ; Салерно, Италия; банкиры; Осорно, Чили; сборщики налогов; парфюмеры ; государственные служащие [ 3 ] |
Основные работы | Евангелие от Матфея |
Апостол Матфей ( Святой Матфей ) [ а ] ( Койне греческий : Ματθαῖος, латинизированный : Matthaîos ; арамейский : ������, латинизированный : Mattāy ) назван в Новом Завете одним из двенадцати апостолов Иисуса . Согласно христианским традициям, он также был одним из четырех евангелистов как автор Евангелия от Матфея , и поэтому также известен как Евангелист Матфей .
Утверждение его авторства Евангелия отвергается большинством современных исследователей Библии, хотя «у традиционного авторства все еще есть свои защитники». [ 4 ] В Новом Завете записано, что, будучи учеником , он последовал за Иисусом. Отцы церкви , такие как Ириней и Климент Александрийский , рассказывают, что Матфей проповедовал Евангелие в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны.
В Новом Завете
[ редактировать ]Матфей упоминается в Евангелии от Матфея 9:9. [ 5 ] и Матфея 10:3 [ 6 ] как сборщик налогов (в Новом международном переводе и других переводах Библии), который, сидя за «приемом пошлины» в Капернауме , был призван следовать за Иисусом. [ 7 ] Он также указан среди Двенадцати учеников , но без указания его происхождения, в Марка 3:18, Луки 6:15 и Деяниях 1:13. [ 8 ] В отрывках, параллельных Матфея 9:9, оба Марка 2:14 [ 9 ] и Луки 5:27 [ 10 ] опишите призвание Иисусом мытаря Левия, сына Алфея. Однако они явно не связывают его с именем Матфея.
Министерство
[ редактировать ]В Новом Завете записано, что Матфей, будучи учеником , последовал за Иисусом. После вознесения Иисуса ученики удалились в горницу (Деяния 1:10–14). [ 11 ] (традиционно Горница ) в Иерусалиме . [ 12 ] Ученики остались в Иерусалиме и его окрестностях и провозгласили, что Иисус — обещанный Мессия .
В Вавилонском Талмуде (Санхедрин 43а) «Маттай» — один из пяти учеников « Иешу ». [ 13 ]
Отцы ранней церкви, такие как Ириней ( «Против ересей», 3.1.1) и Климент Александрийский, говорят, что Матфей проповедовал Евангелие еврейской общине в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны. Древние писатели не пришли к единому мнению относительно того, какие это еще страны, но почти во всех источниках упоминается Эфиопия . [ 12 ] Католическая церковь и Православная церковь придерживаются традиции, согласно которой Матфей умер как мученик , и Вавилонский Талмуд, по-видимому, сообщает о его казни в Синедрионе 43а. [ 14 ] [ 15 ]
По церковному преданию, проповедуя в Эфиопии , Матфей обратил, а затем посвятил Богу Ефигению Эфиопскую , девственную дочь царя Египпа. [ 16 ] Когда царь Гиртак сменил Эгиппа, он спросил апостола, может ли тот убедить Эфигению выйти за него замуж. В следующее воскресенье Матфей пригласил царя Гиртака на литургию , где упрекнул его в вожделении девушки, так как она была монахиней и, следовательно, была невестой Христа. Разъяренный король приказал своему телохранителю убить Матфея, стоявшего у алтаря, сделав его мучеником . [ 17 ]
Евангелие от Матфея
[ редактировать ]Традиция ранней церкви утверждает, что Евангелие от Матфея было написано апостолом Матфеем. Эта традиция впервые засвидетельствована среди дошедших до нас писаний первого и второго веков раннехристианским епископом Папием Иерапольским ( ок. 60–163 гг. Н. Э. ), [ 18 ] которого цитирует церковный историк Евсевий (260–340 гг. н.э.), следующим образом: «Матфей собрал пророчества [по-гречески, logia : высказывания об Иисусе или об Иисусе] на еврейском языке [ Hebraidi диалектой ], и каждое из них истолковывало [ hērmēneusen – возможно, «перевел»] их, как мог». [ 19 ] [ б ] [ 20 ] Точно так же раннехристианский богослов Ориген ( ок. 184 – ок. 253 ) указывает, что первое Евангелие было написано Матфеем, [ 21 ] [ 22 ] и что его Евангелие было составлено на иврите недалеко от Иерусалима для христиан-евреев и переведено на греческий язык. Оригинал на иврите хранился в библиотеке Кесарии . Где-то в конце четвертого или начале пятого века община назареев переписала копию для Иеронима . [ 23 ] которые он использовал в своей работе. [ 24 ] Это Евангелие называлось Евангелием от евреев. [ 25 ] или иногда Евангелие от апостолов [ 26 ] [ 27 ] и когда-то считалось, что это был оригинал «греческого Матфея», найденного в Библии. [ 28 ] Однако это было оспорено современными учеными-библеистами, такими как Барт Д. Эрман и Джеймс Р. Эдвардс . [ 29 ] [ 30 ] [ с ] [ 31 ] [ 32 ]
Большинство современных ученых считают, что Евангелие от Матфея было написано анонимно, а не Матфеем. [ 33 ] [ 4 ] Имя автора в тексте не упоминается, и ученые предполагают, что надпись «по Матфею» была добавлена где-то во втором веке. [ 34 ] [ 35 ]
Неканонические или апокрифические евангелия
[ редактировать ]В III веке иудейско-христианские евангелия, приписываемые Матфею, использовались иудейско-христианскими группами, такими как назаряне и эвиониты . Фрагменты этих Евангелий сохранились в цитатах Иеронима , Епифания и других. Большинство академических исследований следуют различиям между Евангелием от назареев (36 фрагментов), Евангелием от эвионитов (7 фрагментов) и Евангелием от евреев (7 фрагментов), найденным в Шнемельхера Завета апокрифах Нового . Критические комментаторы обычно считают, что эти тексты были написаны на греческом языке и связаны с греческим Матфеем. [ 36 ] Меньшая часть комментаторов считает их фрагментами утраченного оригинала на арамейском или иврите.
Евангелие от Псевдо-Матфея представляет собой компиляцию трех других текстов VII века: Евангелия от Иакова , Бегства в Египет и Евангелия детства Фомы .
Иероним сообщает, что назаряне полагали, что Матфей составил свое Евангелие от евреев : [ 24 ] хотя Ириней и Епифаний Саламинский считают это просто переработанной версией канонического Евангелия. Это Евангелие частично сохранилось в трудах отцов Церкви , написанных, как говорят, Матфеем. [ 31 ] Епифаний не делает своего собственного заявления о Евангелии от евреев, написанного Матфеем, утверждения, которое он просто приписывает еретикам - евионитам. [ 32 ]
Почитание
[ редактировать ]Матфей признан святым в римско -католической , восточно-православной , лютеранской [ 37 ] и англиканские церкви (см. Церковь Св. Матфея ). Его праздник отмечается 21 сентября на Западе и 16 ноября на Востоке. (Те церкви, которые следуют традиционному юлианскому календарю, сохранят этот день 29 ноября по современному григорианскому календарю , то есть 16 ноября по юлианскому календарю.) Его также поминают православные вместе с другими Апостолами 30 июня (13). июль), Собор Святых Апостолов. Его могила находится в склепе Салернского собора на юге Италии. Мэтью вспоминают в англиканской церкви на фестивале 21 сентября . [ 38 ]
Как и другие евангелисты , Матфей часто изображается в христианском искусстве с одним из четырех живых существ из Откровения 4:7. [ 39 ] Тот, кто его сопровождает, имеет форму крылатого человека . Три картины Караваджо с изображением Матфея в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме , где он изображен призванным Христом по профессии сборщика налогов, относятся к числу достопримечательностей западного искусства .
В исламе
[ редактировать ]Коран говорит об учениках Иисуса , но не упоминает их имена, вместо этого называя их «помощниками в деле Аллаха». [ 40 ] Однако мусульманские толкования и комментарии Корана называют их и включают Матфея в число учеников. [ 41 ] Мусульманская экзегетика сохраняет традицию, согласно которой Матфей и Андрей были двумя учениками, которые отправились в Эфиопию проповедовать послание Божие .
В вере друзов
[ редактировать ]Друзская традиция почитает нескольких «наставников» и «пророков», а апостол Матфей почитается как пророк . [ 2 ] В традиции и доктрине друзов апостол Матфей уважается за его вклад в духовное знание и руководство. [ 2 ] Доктрина друзов учит, что христианство следует «уважать и хвалить», поскольку авторы Евангелий считаются «носителями мудрости». [ 42 ]
Число 5 имеет неустановленное значение в вере друзов; в этой области считается, что великие пророки приходят группами по пять человек. Во времена древних греков эту пятерку представляли Пифагор , Платон , Аристотель , Парменид и Эмпедокл . В первом веке пятеро были представлены Иисусом Христом , [ 43 ] [ 44 ] Иоанн Креститель , [ 45 ] Святой Матфей, Святой Марк и Святой Лука . [ 2 ] Во времена основания веры этими пятеро были Хамза ибн Али ибн Ахмад , Мухаммад ибн Вахб аль-Кураши, Абуль-Хайр Салама ибн Абд аль-Ваххаб аль-Самурри, Исмаил ибн Мухаммад ат-Тамими и Аль-Муктана. Бахауддин .
В архитектуре
[ редактировать ]В базилике Благовещения в Назарете находится капитель, на которой изображен апостол Матфей и его история о царе Эфиопии Эглипе и его сыновьях. На нем показано, как Мэтью уводит их от демона в дальнем углу столицы. Библейская история повествует о том, как Матфей обратил царя и его сыновей в христианство. Эта капитель не только изображает действие, совершенное Матфеем в Библии, но и предвещает, что Матфей станет мучеником. Когда Апостол Матфей был убит, он стал мучеником за христианскую религию, будучи убитым за свою веру и учение, данное демоном в углу Капитолия. Иконография этой столицы помогает понять религию того периода времени, поскольку она только пришла в христианский мир. Это показывает нечто среднее между Эфиопией и Назаретом, поскольку именно здесь сегодня находятся столицы. [ 3 ] [ 46 ] [ 38 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]-
Святой Матфей в Евангелиях Эббо
-
Святой Матфей пишет Евангелие с ангелом, держащим том , исламская миниатюра ок. 1530 г. Кесу Дас для короля Великих Моголов.
-
«Призвание святого Матфея» , 1599–1600, Караваджо.
-
Святой Матфей и ангел , Гвидо Рени , 1620–1630 гг.
-
Витражное изображение Святого Матфея в немецкой евангелическо-лютеранской церкви Святого Матфея в Чарльстоне, Южная Каролина.
-
Икона Святого Матфея в базилике Святого Аполлинария в Равенне.
-
Терракотовая скульптурная модель Джузеппе Бернарди.
-
Склеп собора Салерно
-
Статуя Святого Матфея работы Августа Вредова на крыше собора Хельсинки.
-
Матфей с топором из картины Клауса Берга ( Гюстровский собор )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Библейский иврит : Матитьяху , латинизировано: Матитьяху , сокращенно מַתִּי , Матти (отсюда арабский : مَتَّى , латинизированный : Mattā ), что означает «Дар ЯХВЕ »; Имперский арамейский : латинизировано , : Маттай ; Койне Греческий : Μαθθαῖος , латинизированный: Mathhaîos , или Ματθαῖος , Matthaîos ; Коптский : ⲙⲁⲧⲑⲉⲟⲥ , латинизированный: Маттеос ; Латынь : Маттеус
- ^ Евсевий, «История Церкви» 3.39.14–17, ок. 325 г. н.э., греческий текст 16: «Все это сказано Папе о Марке; но о Матфее это сказано; Матфей написал слова на еврейском диалекте, он истолковал их, как мог. Опубликованы различные переводы, стандартные английские переводы ссылаются на перевод к Филип Шафф из CCEL : «[Относительно] Матфея он [Папий] пишет следующее: «Итак (963) Матфей написал пророчества на еврейском языке, и каждый истолковывал их, как мог». (964)» Online версия включает сноски 963 и 964 Шаффа.
Ириней Лионский (умер около 202 г. н. э.) делает аналогичный комментарий, возможно, также опираясь на Папия, в своей книге «Против ересей» , книга III, глава 1 : «Матфей также издал письменное Евангелие среди евреев на их собственном диалекте». - ^ См. также гипотезу о двух источниках .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Истон 1897 .
- ^ Перейти обратно: а б с д С. Суэйд, Сами (2009). Друзы от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 109. ИСБН 978-0-81086836-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Собор Святого Апостола Матфея, Вашингтон, округ Колумбия» . Stmatthewscathedral.org. 21 сентября 2013 года . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эллисон 2010 , с. 27.
- ^ Матфея 9:9
- ^ Мэтью 10:3
- ^ Матфея 9:9 , Марка 2:15–17 , Луки 5:29.
- ^ Марка 3:18 , Луки 6:15 и Деяний 1:13 .
- ^ Марка 2:14
- ^ Луки 5:27
- ^ Фридман 2001 , с. 130–133, 201.
- ^ Перейти обратно: а б Джекфрут 1911 года .
- ^ Шнеемельчер 2003 , с. 17.
- ^ Ларднер 1838 , с. 299.
- ^ Бок 2002 , с. 164.
- ^ Золотая легенда о Якобусе де Ворагине , переведенная и адаптированная Райаном, Грейнджером и Хельмутом Риппергером. (Arno Press: Longmans, Green & Co) 1941. стр. 561–566.
- ^ Автономная Православная Митрополия Западной Европы и Америки (РПЦЗ). Календарь святых Илариона на год Господень 2004. St. Hilarion Press (Остин, Техас). п. 70.
- ^ Мартин 2012 .
- ^ Тернер 2008 , с. 15–16.
- ^ Бингхэм 1998 , с. 64.
- ^ Эдвардс 2009 , с. 18.
- ^ Репщинский 2000 , с. 14.
- ^ Николсон 1879 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Святой Иероним 2000 , с. 10.
- ^ Хультгрен и Хаггмарк 1996 , стр. 122.
- ^ Николсон 1879 , с. 26.
- ^ Доддс 1858 , стр. iv.
- ^ Харрисон 1964 , с. 152.
- ^ Эдвардс 2009 , с. 245.
- ^ Эрман 1999 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Миллс и Уилсон 2003 , с. 942.
- ^ Перейти обратно: а б Епифаний Саламинский 1987 , с. 129
- ^ Muddiman & Barton 2010 , с. 27.
- ^ Харрингтон 1991 , с. 8.
- ^ Нолланд 2005 , с. 16.
- ^ Вильхауэр и Стрекер 2003 , с. 542.
- ^ ELCA 2006 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Откровение 4:7.
- ^ Коран 3:49-53.
- ^ Ноэгель и Уилер 2003 , стр. 86.
- ^ «На горизонте: Странный мир друзов» . Комментаторский журнал . 20 января 1956 года.
- ^ Хитти, Филип К. (1928). Происхождение друзов и религии: с выдержками из их священных писаний . Александрийская библиотека. п. 37. ИСБН 9781465546623 .
- ^ Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 17. ISBN 9781903900369 .
- ^ Суэйд, Сэми (2015). Исторический словарь друзов . Роуман и Литтлфилд. п. 77. ИСБН 978-1442246171 .
- ^ «Святой Матфей» . franciscanmedia.org . Францисканские СМИ . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Нис, Лоуренс; Бём, Барбара Дрейк; Холкольмб, Мелани (2018). «Приятное недоумение: отражение Святого города» . Еврейский ежеквартальный обзор . 108 (4): 551–561. ISSN 0021-6682 . JSTOR 90025854 .
- ^ Жасмин А.Л. Килберн. 2003. «Противопоставление «Другого» в древнеанглийских апокрифических Деяниях Матфея, Симона и Иуды». Неофилолог 87 (1) (01): 137–151.
- ^ Наоми, Симхони. 2020. «Центральная синагога Назарет-Иллита и ее архитектурный диалог с базиликой Благовещения в Назарете». Гуманитарные и социальные науки Коммуникации 7 (1) (12).
Источники
[ редактировать ]- Бартлет, Джеймс Вернон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
- Эллисон, Дейл С. младший (22 апреля 2010 г.). Маддиман, Джон; Бартон, Джон (ред.). Евангелия . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-958025-5 .
- Бингэм, Д. Джеффри (1998). Использование Иринеем Евангелия от Матфея при неблагоприятных аересиях . Издательство Питерс. ISBN 978-90-6831-964-4 .
- Бок, Даррелл Л. (2002). Изучение исторического Иисуса: Путеводитель по источникам и методам . Бейкер Академик. ISBN 978-1-58558-596-0 .
- Дэвис, Уильям Дэвид; Финкельштейн, Луи (1984). Кембриджская история иудаизма: Том 2, Эллинистическая эпоха . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-21929-7 .
- Додс, Джон Бови (1858). Гибсон Смит (ред.). Евангелие Иисуса . Г. Смит.
Евангелие от апостолов.
- Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- Эдвардс, Джеймс Р. (2009). Еврейское Евангелие и развитие синоптической традиции . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6234-1 .
- Эрман, Барт Д. (23 сентября 1999 г.). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ИСБН 978-0-19-802888-8 .
- Эрман, Барт Д. (2009). Краткое введение в Новый Завет . Издательство Оксфордского университета. п. 56. ИСБН 978-0-19-536934-2 .
- «Малые фестивали, памятные даты и события». Евангелическо-лютеранское богослужение . Евангелическо-лютеранская церковь в Америке. 2006. ISBN 978-0-8066-5672-4 – через Аугсбургскую крепость.
- Епифаний Саламинский (1987). Панарий Ефифания Саламинского . Том. Книга I (разделы 1–46). Перевод Фрэнка Уильямса. Брилл. ISBN 90-04-07926-2 .
- Фридман, Дэвид Ноэль (2001). Библейская справочная библиотека Anchor . Даблдэй.
- Харрисон, Эверетт Фалконер (1964). Введение в Новый Завет . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802847867 .
- Хезсер, Кэтрин (2001). Еврейская грамотность в римской Палестине . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-147546-7 .
- Халтгрен, Арланд Дж.; Хаггмарк, Стивен А. (1996). Самые ранние христианские еретики: чтения их противников . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-2963-2 .
- Жакье, Эжен (1911). Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Святой Иероним (2000). Томас П. Хэлтон (ред.). О выдающихся людях (Отцы церкви, том 100) . ЦУА Пресс. ISBN 978-0813201009 .
- Ларднер, Натаниэль (1838). «Святой Матфей, апостол и евангелист» . Работы Натаниэля Ларднера . Том. 5. У. Болл.
- Мартин, Дейл Б. (2012). «Введение в историю и литературу Нового Завета» (PDF) . oyc.yale.edu . Йельский университет . Проверено 21 сентября 2020 г.
- Маркс, Вернер Г. (апрель – июнь 1979 г.). «Деньги имеют значение в Мэтью». Библиотека Сакра . 136 (542): 148–157.
- Миллс, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (2003). Комментарий Мерсера к Новому Завету . Издательство Университета Мерсера. ISBN 978-0-86554-864-0 .
- Маддиман, Джон; Бартон, Джон (2010). Евангелия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-958025-5 .
- Николсон, Э.Б. (1879). Евангелие от Евреев, его фрагменты тр. и аннотировано с критическим анализом относящихся к нему доказательств .
- Ногель, Скотт Б.; Уиллер, Брэндон М. (2003). Исторический словарь пророков в исламе и иудаизме . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press (Rowman & Littlefield). ISBN 978-0810843059 .
- Орр, Джеймс, изд. (1915). «Мэтью» . Международная стандартная библейская энциклопедия . Чикаго: The Howard-Severance Co.
- Репщинский, Борис (2000). Противоречивые истории в Евангелии от Матфея: их редакция, форма и [sic] значимость для отношений между матфеевской общиной и формирующим иудаизмом . Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-53873-9 .
- Шнеемельхер, Вильгельм, изд. (2003). Апокрифы Нового Завета: Писания, относящиеся к апостолам; Апокалипсис и связанные с ним темы . Перевод Роберта Маклахлана Уилсона. Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22722-7 .
- Тайссен, Герд (2003). Новый Завет: история, литература, религия . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08949-6 .
- Вильхауэр, Филипп ; Стрекер, Георг (2003). Шнеемельхер, Вильгельм (ред.). Апокрифы Нового Завета: Писания, относящиеся к апостолам; Апокалипсис и связанные с ним темы . Перевод Роберта Маклахлана Уилсона. Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22722-7 .
- НИС, ЛОУРЕНС; Барбара Дрейк Бём; Мелани Холкольб (2018). «Приятное недоумение: отражение Святого города» . Еврейский ежеквартальный обзор . 108 (4): 551–561. дои : 10.1353/jqr.2018.0038 . JSTOR 90025854 . S2CID 165897158 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э., изд. (2001). Евангелие от Матфея в настоящее время изучается . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4673-0 .
- Ауне, Дэвид Э. (1987). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25018-8 .
- Битон, Ричард К. (2005). «Как пишет Матфей» . В Бокмюле, Маркус; Хагнер, Дональд А. (ред.). Письменное Евангелие . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-521-83285-4 .
- Браунинг, WRF (2004). Оксфордский библейский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860890-5 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Кейси, Морис (2010). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . Континуум. ISBN 978-0-567-64517-3 .
- Кларк, Ховард В. (2003). Евангелие от Матфея и его читатели . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34235-5 .
- Кросс, Фрэнк Л .; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005) [1997]. «Матфей, Евангелие от св.». Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1064. ИСБН 978-0-19-280290-3 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 14 ноября 2015 г.
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3931-2 .
- Эрман, Барт Д. (2012). Существовал ли Иисус?: Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-220460-8 .
- Фуллер, Реджинальд Х. (2001). «Библейское богословие» . В Мецгере Брюс М.; Куган, Майкл Д. (ред.). Оксфордский путеводитель по идеям и вопросам Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195149173 .
- Хагнер, Д.А. (1986). «Матфей, Евангелие от» . В Бромили, Джеффри В. (ред.). Международная стандартная библейская энциклопедия, Том. 3: КП . Вм. Б. Эрдманс. стр. 280–8. ISBN 978-0-8028-8163-2 .
- Харрис, Стивен Л. (1985). Понимание Библии . Пало-Альто: Мэйфилд.
- Ковальчик, А. (2008). Влияние типологии и текстов Ветхого Завета на редакцию Евангелия от Матфея . Бернардинум. ISBN 978-83-7380-625-2 .
- Купп, Дэвид Д. (1996). Эммануил Матфея: Божественное присутствие и народ Божий в Первом Евангелии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-57007-7 .
- Левин, Эми-Джилл (2001). «Видения королевств: от Помпея до первого еврейского восстания» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Левисон, Дж.; Поуп-Левисон, П. (2009). «Христология» . В Дирнессе, Уильям А.; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь . Межвузовская пресса. ISBN 9780830878116 .
- Луз, Ульрих (2005). Исследования в Мэтью . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3964-0 .
- Луз, Ульрих (1995). Богословие Евангелия от Матфея . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43576-5 .
- МакМахон, Кристофер (2008). «Введение в Евангелия и Деяния апостолов» . В Раффе, Джерри (ред.). Понимание Библии: Руководство по чтению Священных Писаний . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780884898528 .
- Моррис, Леон (1986). Богословие Нового Завета . Зондерван. ISBN 978-0-310-45571-4 .
- Пеппард, Майкл (2011). Сын Божий в римском мире: Божественное сыновство в социальном и политическом контексте . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199753703 .
- Перкинс, Фем (28 июля 1998 г.). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории» . Кембриджский справочник по библейской интерпретации . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521485932 . , в Ки, Говард Кларк, изд. (1997). Кембриджский спутник Библии: часть 3 . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48593-7 .
- Салдарини, Энтони (2003). «Мэтью» . Комментарий Эрдмана к Библии . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0802837115 . , в Данн, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (2003). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Салдарини, Энтони (1994). Христианско-еврейская община Мэтью . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73421-7 .
- Сэнфорд, Кристофер Б. (2005). Мэтью: Христианский раввин . Авторский дом. ISBN 9781420883718 .
- Шольц, Дональд (2009). Иисус в Евангелиях и Деяниях: введение в Новый Завет . Пресса Сент-Мэри. ISBN 9780884899556 .
- Старший, Дональд (2001). «Направления матеоведения». Евангелие от Матфея в современном исследовании: исследования памяти Уильяма Г. Томпсона, SJ . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 0802846734 . , в Ауне, Дэвид Э., изд. (2001). Евангелие от Матфея в настоящее время изучается . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4673-0 .
- Старший, Дональд (1996). Что они говорят о Мэтью? . ПаулистПресс. ISBN 978-0-8091-3624-7 .
- Стэнтон, Грэм (1993). Евангелие для новых людей: исследования у Матфея . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25499-5 .
- Стрекер, Георг (2000) [1996]. Богословие Нового Завета . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-0-664-22336-6 .
- Такетт, Кристофер Марк (2001). Христология и Новый Завет: Иисус и его первые последователи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224318 .
- Ван де Сандт, HWM (2005). " Введение ". Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды? . Ройал Ван Горкум. ISBN 9023240774 . , в Ван де Сандт, HWM (2005). Матфей и Дидахе . Ройял Ван Горкум и Фортресс Пресс. ISBN 978-90-232-4077-8 .
- Верен, Вим (2005). «История и социальная обстановка Маттеанского сообщества». Матфей и Дидахе: два документа из одной иудейско-христианской среды? . Ройал Ван Горкум. ISBN 9023240774 . , в Ван де Сандт, HWM, изд. (2005). Матфей и Дидахе . Ройял Ван Горкум и Фортресс Пресс. ISBN 978-90-232-4077-8 .
Комментарии
[ редактировать ]- Эллисон, округ Колумбия (2004). Мэтью: краткий комментарий . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08249-7 .
- Дэвис, Вашингтон ; Эллисон, округ Колумбия (2004). Матфея 1–7 . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08355-5 .
- Дэвис, штат Вашингтон; Эллисон, округ Колумбия (1991). Матфея 8–18 . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08365-4 .
- Дэвис, штат Вашингтон; Эллисон, округ Колумбия (1997). Матфея 19–28 . Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-08375-3 .
- Дулинг, Деннис К. (2010). «Евангелие от Матфея». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Блэквеллский компаньон к Новому Завету . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-0825-6 .
- Франция, RT (2007). Евангелие от Матфея . Эрдманс. п. 19. ISBN 978-0-8028-2501-8 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея . Литургическая пресса. ISBN 9780814658031 .
- Кинер, Крейг С. (1999). Комментарий к Евангелию от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3821-6 .
- Луз, Ульрих (1992). От Матфея 1–7: комментарий . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-9600-9 .
- Луз, Ульрих (2001). От Матфея 8–20: комментарий . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-6034-5 .
- Луз, Ульрих (2005). От Матфея 21–28: комментарий . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-3770-5 .
- Моррис, Леон (1992). Евангелие от Матфея . Эрдманс. ISBN 978-0-85111-338-8 .
- Нолланд, Джон (2005). Евангелие от Матфея: комментарий к греческому тексту . Эрдманс. ISBN 0802823890 .
- Тернер, Дэвид Л. (2008). Мэтью . Бейкер. ISBN 978-0-8010-2684-3 .