Аденские евреи
Аденские евреи ( иврит : יהודה אדן ), или аденитские евреи [ 1 ] — историческая еврейская община, проживавшая в портовом городе Аден . [ 2 ] Аденитская культура стала отличаться от другой йеменской еврейской культуры из-за британского контроля над городом и индийско-иракского влияния, а также недавнего прибытия из Персии и Египта . [ 3 ] [ 4 ] Хотя они были разделены, евреи Адени зависели от духовного руководства большей йеменской общины, получая разрешения от йеменских раввинов. [ 4 ] Практически все население эмигрировало из Адена в период с июня 1947 по сентябрь 1967 года. [ 5 ] насчитывалось 6000 аденитов По состоянию на 2004 год в Израиле , а в Лондоне — 1500 . [ 6 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]В 1489 году раввин Обадия ди Бертинора встретил в Иерусалиме евреев, пришедших из Адена , и которые описали ему свое устройство и поселение в земле Йемена, а также сведения о потомках Моисея, поселившихся примерно в пятидесяти днях ходьбы от их место было подобно путешествию по пустыне, и что они были окружены рекой Самбатион . Он говорит, что евреи Адена были знакомы только с сочинениями раввина Альфаси и Маймонида — оба писали на иудео-арабском языке — и особенно хорошо они были сведущи в более поздних работах последнего. [ 7 ]
Каирская гениза (обнаруженная в 1896 году) содержит необычные письма мудрецов более раннего периода, которые раскрывают связи между еврейскими общинами Египта и Адена и торговлю с Индией через Аден. [ 8 ] Некоторые письма были отправлены главами раввинских академий адени и другим общинам с просьбой о финансовой поддержке своих учреждений.
Раскопки в Бейт-Шеариме в Израиле доказывают, что евреи поселились в Адене в период Мишны (2-й и 3-й века нашей эры). Там был обнаружен зал с могилами евреев из Йемена. Эти евреи были привезены из Химьяра для захоронения на святой земле. На еврейских кладбищах в Адене также были найдены надгробия, датируемые еще XII веком.
В X веке отношения между евреями Йемена-Адена и Вавилонии стали более тесными, о чем свидетельствует принятие первыми верхних указаний (иногда называемых вавилонскими указателями, при которых голосовые знаки располагаются выше, а не ниже линии, как это происходит сейчас). случай сегодня.) Хотя это длилось недолго, они сохранили эту практику даже после того, как книги начали печатать.
Адени-еврейство владело Саадией Гаоном переводами Торы и пяти мегиллот на арабский язык, сделанными . Молитвы и литургии, составленные вавилонскими мудрецами, такие как «Хошанот» для Суккота, содержащаяся в молитвеннике Саадиа Гаона, были приняты евреями Адена и с тех пор сохраняются ими. В одном из каирских документов фигурируют инструкции Мадмона Бен-Яфтера Бен-Бендара, правителя Йемена и самого Адена, Хальфону Бен-Натаниэлю Халеви из Фустата в Египте, в которых указывается, что уже в X веке здесь существовало небольшое еврейское поселение. Аден.
С 1083 по 1173 год Аденом правила арабская династия Зураитов. С этого времени Аден стал важным общественным центром и важным портом на торговых морских путях между Средиземным морем, Индией и далее на Дальний Восток. Евреи стали активно участвовать в международной торговле и в результате смогли щедро поддерживать иешивы Вавилонии, Египта и Земли Израиля. С 10 по 13 века Аден был центром еврейской жизни Йемена. «Йеменские губернаторы» или «министры общин» заседали в Адене и оттуда руководили всей общиной, включая Абу Али Хасана в конце 11 века. [ 9 ] Их влияние распространилось до Персии и Вавилонии, а также по всему Аравийскому полуострову до Хиджаза на севере и Хадрамаута на востоке.
Под британским протекторатом
[ редактировать ]Британская империя начала расширяться на Ближний Восток в середине 19 века, и евреям Адена жилось значительно лучше под протекторатом Адена , чем под властью мусульман, которые привлекали еврейских иммигрантов из остального Йемена. После 1838 года в самом городе Аден проживало около 5000 евреев и около 2000 на остальной территории, которая впоследствии стала протекторатом Адена.
В 1911 году еврейскую общину Адена посетил сионистский эмиссар Шмуэль Явнеэли, который, вооружившись 26 вопросами, составленными раввином Авраамом Исааком Куком , задал эти вопросы лидерам общины. [ 10 ] Документы Явнеэли (включая респонсы) сейчас хранятся в Центральном сионистском архиве (ЦЗА) в Иерусалиме. [ 11 ]
Аденитовая диаспора
[ редактировать ]основали общины в Эритрее и Эфиопии. Евреи из Адена В 1935 году шестьдесят процентов евреев Асмэры были адени, а двадцать процентов - йеменцами. [ 4 ] Шоа Менахем Джозеф, еврей из Адени, был лидером еврейской общины Эритреи с 1927 года до своей смерти в 1966 году. [ 4 ] [ 12 ] Хотя аденимы зависели от их религии, многие адениты хотели дистанцироваться от йеменских евреев, опасаясь, что общение с ними повредит их статусу в итальянской Эритреи . расовой иерархии [ 3 ] Поскольку евреи Адени были британскими подданными, они считались членами колониальной группы, а йеменские евреи считались коренными подданными. [ 4 ] Еврейские лидеры предпринимали попытки уравнять права всех эритрейских евреев , однако они были отвергнуты итальянскими властями. [ 13 ]
Йеменский еврей из Саны по имени Хуббара сообщил, что, когда он впервые добрался до Асмэры , местный адени отказался идти рядом с ним, так как не хотел показаться слишком дружелюбным с чернокожим коренным жителем. Хуббара уточняет:
- Итальянцы разделили людей на две группы: белых и черных. Европейцы были белыми, а абиссинцы и другие африканцы — черными. Что касается евреев, то тех, кто одевался по-европейски, считали белыми, а тех, кто был одет в восточную одежду, презирали и унижали так же, как и негров. [ 4 ]
В Аддис-Абебе когда-то проживала известная аденитская община. [ 14 ] Большинство из них довольно быстро уехали, однако некоторые остались и основали синагоги и еврейские школы. [ 4 ]
В 1986 году в городе осталось шесть семей Адени, и почти все их имущество было конфисковано режимом Менгисту . [ 15 ]
Синагоги Адена
[ редактировать ]Перед последней мировой войной в Адене было семь синагог , а еврейское население насчитывало несколько тысяч человек.
В 1858 году была построена Большая синагога Адена , получившая название «Щит Авраама» или «аль-Милама'ль-Кабира». Он был достаточно большим, чтобы вместить более 2000 верующих.
» . Рядом с синагогой также была построена ешива под названием «Тора ве Хамицва В ешиве изучались «Шулхан Арух», «Зоар», «Тиккун Хацот», псалмы, «Закон Израиля» и «Эйн Яаков» (составленный Яаковом Хавибом).
Хотя большая синагога была центром еврейской общины, существовало также несколько синагог меньшего размера. Наиболее примечательными среди них были синагога аль-Фархи, в которой хранится весьма почитаемый свиток Торы « Аль-Фархи », и синагога «Шмуэль Ниссим», которая служила Талмуд-Торой до начала 1940-х годов для мальчиков.
Другая синагога называлась «Миламат Ханох». Ее основал в Адене человек по имени Моше Ханох Халеви. Он эмигрировал в Аден и зарабатывал на жизнь ввозом священных книг из Европы.
Накануне Рош ха-Шана в 1924 году была открыта новая синагога под названием «Суккат Шалом», широко известная как «Миаламат Силим», и празднования продолжались до поздней ночи. [ 16 ]
Антиеврейские беспорядки в Адене
[ редактировать ]В мае 1932 года начались беспорядки, когда мусульмане обвинили евреев в том, что они бросали экскременты во двор мечети. [ 17 ] Шестьдесят человек, в том числе 25 евреев, получили ранения, но погибших нет. [ 18 ] Синагога Фархи была осквернена. [ 17 ]
Гораздо более серьезные события произошли в декабре 1947 года, после одобрения Организацией Объединенных Наций Плана раздела Палестины . 2 декабря была объявлена трехдневная забастовка в знак протеста против этого решения. [ 19 ] Демонстрации привели к бросанию камней и бутылок между евреями и мусульманами в еврейском квартале Адена. [ 20 ] Еврейские дома и магазины были разграблены, а военный контроль был объявлен, когда кризис превысил возможности небольшой полиции. [ 20 ] Основной имевшейся военной силой были 1800 ополченцев протектората Адена , которые были набраны на месте солдатами с британскими и арабскими офицерами. [ 20 ] Помощь была также получена от нескольких британских военных кораблей, которые отправили десантные отряды, а также от двух рот британской пехоты, переброшенных из зоны канала. [ 19 ] Порядок не был восстановлен до 6 декабря. [ 20 ]
Основное насилие произошло в трех местах. В городе Аден (также называемом Кратером) попытка ввести комендантский час оказалась практически безуспешной. [ 20 ] Еврейские школы и дома были разграблены и подожжены. [ 20 ] На второй день началась винтовочная стрельба. [ 20 ] Леви оказались ненадежными и даже хуже; некоторые стреляли без разбора и, вероятно, способствовали человеческим жертвам. [ 20 ] В портовых городах Стимер-Пойнт и Тавахи большинство евреев было эвакуировано, но некоторые, о присутствии которых не было известно полиции, были убиты. [ 20 ] Несколько арабов, которые были явно невиновны, были случайно застрелены. [ 20 ] В арабский город Шейх Осман, где располагался крупный еврейский поселок, прибыл военный контингент, чтобы эвакуировать 750 евреев в безопасное место. Однако некоторые отказались уходить и позже были найдены мертвыми. [ 20 ]
По официальным данным, потери составили 76–82 еврея (6 человек не установлены), 38 арабов убиты и 76 евреев ранены. [ 20 ] Известно, что по меньшей мере 87 арабов были ранены, но многие другие не сообщили о своем состоянии. [ 20 ] Среди погибших были один индийский медицинский работник и один Леви. [ 20 ] Было разграблено более 100 еврейских магазинов и сожжено 30 домов. [ 20 ] Официальное расследование, проведенное сэром Гарри Трастедом, показало, что многие отдельные Леви сочувствовали бунтовщикам и не пытались их контролировать. [ 20 ] Девять новобранцев были заключены в тюрьму за грабежи. [ 20 ] Trusted возложил большую часть вины на йеменских «кули», рабочих, временно находящихся в стране, которые «имеют низкий уровень жизни, неграмотны, фанатичны и, когда взволнованы, могут вести себя дико». [ 20 ] Он не нашел убедительными заявления о снайперской стрельбе евреев, хотя губернатор сэр Реджинальд Чемпион тайно сообщил британскому правительству, что двое погибших военных были убиты «почти наверняка еврейским снайпером». [ 19 ] Еврейские лидеры признали «множество случаев, когда арабы и индийцы укрывали и иным образом оказывали поддержку своим еврейским соседям». [ 20 ] Британское правительство было сильно смущено беспорядками, отметив в частном порядке, что оно призывало арабские государства защитить своих евреев, хотя сами не могли этого сделать. [ 19 ]
Сочинения
[ редактировать ]В Йемене, за исключением Адена, никогда не было еврейской типографии, и все тысячи священных книг, которыми пользовались там евреи, были рукописными.
Главная синагога Адени в Лондоне получила то же название, что и книга «Нахалат Йосеф» (1906 г.). Эту книгу написал раввин Шмуэль Бен Йосеф, внук третьего даяна раввинского суда Адена Мори Йешуа. Эта книга охватывает все религиозные практики еврейской общины Адена со времени заключения Иерусалимского Талмуда в V веке нашей эры.
Мидраш ха-Гадоль, написанный Давидом бар Амрамом аль-Адани в 13 веке, представляет собой компиляцию агадических мидрашей Пятикнижия, взятых из двух Талмудов и более ранних мидрашей. Кроме того, он заимствует цитаты из Таргумов и каббалистических сочинений и в этом аспекте уникален среди различных сборников мидрашей.
См. также
[ редактировать ]- арабские евреи
- Вавилонский плен
- Хаббани евреи
- История евреев в Хадрамауте
- История евреев в Саудовской Аравии
- История евреев на Аравийском полуострове
- История евреев под властью мусульман
- Исламско-еврейские отношения
- Исход евреев из арабских и мусульманских стран
- Список евреев из арабского мира
- Мизрахи евреи
- Йеменские евреи
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кляйн-Франке, Авива (2005), «Надгробия с надписями на иврите в Адене», Арабская археология и эпиграфика , том. 16, Кёльн, Германия: Кельнский университет, стр. 161–182, doi : 10.1111/j.1600-0471.2005.00256.x , ISSN 0905-7196 , OCLC 5153198078
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розен-Кенигсбух, Якоб (20 апреля 2018 г.). «Возрождение вымершей еврейской общины Порт-Саида, Египет» . Гаарец .
- ^ Слоам, Наталья (26 мая 2015 г.). «Пасхальные традиции во всем мире» . Фокс .
- ^ Jump up to: а б Дальгрен, Сюзанна (23 декабря 2010 г.). Противоречивые реалии: общественная сфера и мораль в Южном Йемене . Издательство Сиракузского университета. стр. 45–46. ISBN 9780815650935 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клорман, Бат-Цион (25 апреля 2014 г.). Традиционное общество в переходный период: опыт йеменских евреев . БРИЛЛ. стр. 72–86. ISBN 9789004272910 .
- ^ Ахрони, Рубен (1 июня 1994 г.). Евреи британской королевской колонии Аден . БРИЛЛ. стр. 28–31. ISBN 978-90-04-10110-4 .
- ^ «Еврейский изгнанник получает жизнь» . Телеграф . 17 августа 2004 г.
- ^ Авраам Яри, «Игрос Эрец Исроэль» ( «Письма Земли Израиля »), в «Письме раввина Обадия ди Бертиноры из Иерусалима своему брату», написанном в 1489 году, Тель-Авив, 1943 год, стр. 140 (в PDF); См. также Гедалию ибн Иехию, испанца, Шалшелет Ха-Каббала , Венеция, 1585 г. (иврит), который свидетельствовал от имени раввина Обадия ди Бертиноро, который сказал, что в его дни в Иерусалим приходили евреи, пришедшие из юго-восточного полушария, вдоль моря [Индийского] океана и которые заявили, что у них нет другой книги, кроме «Яд» , принадлежащей Маймониду. Раввин Йихья Салех, более подробно говоря об этом эпизоде, пишет в своих «Вопросах и ответах» ( Pe'ulath Sadiq , vol. II, responsum 180), что он имел в виду там евреев Йемена, совершивших паломничество в Землю Израиля. в это время.
- ^ С.Д. Гойтейн и М.А. Фридман, Индийские торговцы средневековья: Документы из Каирской Генизы («Индийская книга»). Институт Бен-Цви, Иерусалим и Брилл, Лейден-Бостон. xxix+918 с. Библиография, указатели, 15 листов и 3 карты.
- ^ «Еврейская община Адена» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 13 июня 2018 года . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Явнеэли, Шмуэль (1952). Путешествие в Йемен: миссия палестинского отделения Сионистской организации в 1911–1912 годах (на иврите). Тель-Авив: Рабочая партия Израиля. стр. 187–199. OCLC 233241891 .
- ^ Центральный сионистский архив, Коллекция Явнеэли - A237/19, «Ответ Бет-Дина Адена».
- ^ Тоби, Джейкоб (1994). К западу от Адена: обзор еврейской общины Адена . п. 94.
- ^ Гринфельд, Ицхак (1996). История евреев Адена и Йемена в Эритрее в первой четверти двадцатого века (изд. на иврите). Теуда. стр. 312–314.
- ^ Амдур, Майкл (1990). Еврейская община в Адене 1900–1967 (иврит) . стр. 24–32.
- ^ Капелюк, Амнон (21 февраля 1986 г.). «Почему вы преследуете фалашей? – спросили евреи Аддис-Абебы». Едиот Ахронот : 7.
- ^ Рубен Ахрони (1994). Евреи британской королевской колонии Аден: история, культура и этнические отношения . Лейден: БРИЛЛ. п. 113. ИСБН 90-04-10110-1 .
- ^ Jump up to: а б Тюдор Парфитт (1996). Дорога к искуплению. Евреи Йемена, 1900–1950 гг . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 128–129.
- ↑ Государственный секретарь Индии, дебаты в Палате общин 30 мая 1932 г. и 1 июня 1932 г. . Однако, Джон Уиллис (1997). «Колониальная полиция в Адене, 1937–1967». Журнал арабских исследований . 5 (1): 57–91. говорит, что был один погибший.
- ^ Jump up to: а б с д Тюдор Парфитт (1996). Дорога к искуплению. Евреи Йемена, 1900–1950 гг . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 165–168.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Гарри Доверенный (1948). Отчет комиссии по расследованию беспорядков в Адене, декабрь 1947 года . Колониальный № 233. Лондон: Канцелярия Его Величества.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аденские евреи
- История Адена
- История евреев на Аравийском полуострове
- История евреев на Ближнем Востоке
- Еврейская история по городам
- Еврейская история Йемена
- Еврейская история Эритреи
- Еврейские этнические группы
- Евреи и иудаизм в Йемене
- Евреи и иудаизм в Эритрее
- Исторические еврейские общины в Азии
- Йеменские евреи
- Этнические группы на Ближнем Востоке