Иранские азербайджанцы
Иран Азербайджан | |
---|---|
![]() | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 12-23 миллиона [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] 6–6,5 миллиона (Аракелова) [ 8 ] 16 [ 9 ] [ 10 ] –24% [ 11 ] [ 12 ] Ирана населения |
![]() | 248,000 [ 13 ] |
![]() | 50,000 – 60,000 [ 14 ] |
Языки | |
Азербайджани и персидский | |
Религия | |
преимущественно шиитский ислам |
Часть серии на |
Азербайджани |
---|
Культура |
Традиционные районы поселения |
|
Диаспора |
Религия |
Язык |
Преследование |
Иранские ( персидские : Ирана ; Азербайджани : Азербайджаниллари азербайджанцы Иран азербайджанцы [ А ] иранцы из этнической принадлежности Азербайджан . Большинство иранских азербайджанцев двуязычные в азербайджанских и персидских. Они в основном из иранского происхождения. [ 8 ] [ 20 ] Они в основном встречаются в иранском азербайджанском регионе и являются родными, включая провинции ( Восточный Азербайджан , Ардабил , Занджан , Западный Азербайджан ) [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] и в меньших количествах, в других провинциях, таких как Курдистан , Казвин , Хамадан , Гилан , Маркази и Керманшах . [ 24 ] Иранские азербайджанцы также представляют собой значительное меньшинство в Тегеране , Карадже и других регионах. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Демография
Азербайджанцы составляют крупнейшую этническую группу меньшинства в Иране. Помимо иранского азербайджана (провинции Западного Азербайджана , Восточный Азербайджан , Ардабил и Занджан ), популяции азербайджани встречаются в больших количествах в четырех других провинциях: в Хамадане такие как Афшар , Гаре Шахсеван , (входят другие туркические этнические группы , [ 28 ] [ 29 ] ), [ 30 ] Казвин , [ 31 ] В центре , [ 32 ] и Курдистан . [ 33 ] [ 34 ] Азербайджани провинции провинции Маркази включает в себя некоторые части и деревни Комиджан , [ 35 ] Хондаб , [ 36 ] Сохранить , [ 37 ] [ 38 ] Заранди , [ 39 ] Шазанд , [ 40 ] проявляется . [ 37 ] В Курдистане азербайджанцы в основном встречаются в деревнях вокруг Корвеи . [ 33 ]
Азербайджанцы также иммигрировали и переселились в большом количестве в центральном Иране, в основном Тегеран , [ 41 ] [ B ] Q. [ 41 ] [ 43 ] [ 44 ] И Карадж . [ 45 ] [ 46 ] Они также эмигрировали и переселились в большом количестве в Хорасане . [ 41 ] Иммигрантские азербайджанские общины были представлены людьми, выдающимися не только среди городских и промышленных рабочих классов, но и в коммерческих, административных, политических, религиозных и интеллектуальных кругах. [ 41 ]
Ученые размещают население азербайджанцев в Иране от 12 до 23 миллионов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Иранолог Виктория Аракелова считает, что политические доктрины после роспуска Советского Союза вызвали инфляцию иранского азербайджани как почти половину из 60 миллионов иранских населения, что впоследствии сократилось до 20 миллионов, затянувшись на некоторое время. Она ставит число на уровне от 6 до 6,5 миллионов. [ 8 ]
Этнические группы
Субэтнические группы азербайджанцев в современных границах Ирана после уступки Кавказа включают в Россию в 19 веке Шахсеван , [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Карапапакс , [ 51 ] Аирумы , [ 47 ] время Во , [ 52 ] Каджары , [ 53 ] Карадаги , [ 47 ] [ 54 ] и гарагозлу. [ 55 ]
Фон
Иранская азербайджанская культура была произведена веками симбиоза и смеси между местными и кочевыми элементами. [ 56 ] По словам Ричарда Фрай , иранские азербайджанцы в основном происходят от ранее существовавших иранских спикеров, которые были туркированы после массивной миграции турок Огуз , но все еще существуют в небольших карманах, [ 57 ] В то время как Оливье Рой пишет, что этногенез азербайджани включал туркификацию турков с туркоманами из Анатолии . [ 58 ] По словам российского ученого Ростислава Рибакова , иранский Азербайджан был почти полностью туркинирован к 14 и 15 -м векам, хотя местное население оставило свой след в азербайджанской культуре и языке, а в этнической границе между турецким народом и азербайджанцами был установлен в 16 -м веке. [ 59 ] Ученые отмечают культурное сходство между современными персами и азербайджанами. [ 60 ]
Генетика
Сравнительное исследование (2013) об полном разнообразии митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Тот же многомерный график масштабирования демонстрирует промежуточную позицию кавказских азербайджанцев между азербайцами/грузинами и турками/иранцами. [ 61 ] Не существует существенной разницы между иранскими азербайджанистами и другими основными этническими группами Ирана. [ 62 ]
Согласно тестированию HLA , азербайджанские кластера Ирана вместе с туркментами Горгана ( и курдов и составляют промежуточную позицию между иранскими популяциями и западными сибирцами , в частности , чертовски , народ манси и бурьятов подгруппы туркических народов , уггрианам и монгольцев ). [ 63 ] Несколько генетических исследований показывают, что генный пул азербайджанского в значительной степени совпадает с популяциями местных населения в поддержку языковой замены , включая господство элиты, сценарии, сценарии, [ 64 ] при этом также демонстрируя значительное генетическое влияние Сибири и Монголии. [ 65 ]
История
Предпосылки: Разделение азербайджанцев русской империей
После Руссо-персидских войн 1804–13 и 1826–28 гг ., Кавказские территории Каджар Иран были устуждены Российской империи . Договор Гулистана в 1813 году и договор о Туркманчее в 1828 году завершили границы между Российской империей и Каджар Иран. [ 66 ] [ 67 ] Районы к северу от реки Арас , в том числе территория современной Республики Азербайджан, были иранской территорией, пока они не были заняты Россией в течение 19 -го века. [ 68 ] Руссо-персидские войны 19-го века устроили современную границу Ирана , лишив ее всех его кавказских территорий и включив их в Российскую империю. Возможное формирование Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году установило территорию современного Азербайджана.
В качестве прямого результата принудительного уступки Каджара Ирана перед Россией азербайджанцы в настоящее время расстаются между двумя нациями: Иран и Азербайджан . [ 69 ] Несмотря на жизнь с двух сторон международной границы, азербайджанцы образуют одну этническую группу. [ 70 ]
Руссо-персидская война (1826–28)
Бремя Руссо-Персианской войны (1826–28) было на племенах региона Карадаг , которые находятся на переднем крае, обеспечивали человеческие ресурсы и предоставление иранской армии. После войны значительная часть жителей этой области жила как кочевые племена (ایلات). Основные племена включали; Cilibyanlu 1500 палаток и домов, Karacurlu 2500, Haji Alilu 800, Begdillu 200 и различные второстепенные группы 500. [ 71 ] В то время Ахар с 3500 жителями был единственным городом Карадаг. [ 72 ] Племя Хаджи-Алилу сыграло главное правило в более поздних политических событиях.
Персидская конституционная революция начала двадцатого века
Во время персидской конституционной революции Табриз находился в центре сражений, который последовал за восхождением на престол Мухаммеда Али Шаха Каджара 8 января 1907 года. Революционные силы возглавляли Саттар Хан, который родом из Арасбарана . [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Хайдар хана амооогли внес значительный вклад в начало и развитие революции и внедряя левые идеи в иранскую основную политику. [ 76 ] В течение следующих бурных лет Амир Аршад , главный директор хаджи-алилу, оказал большое влияние на последующие политические события в Иране в отношении статуса иранских курдов . Ему приписывают отключение коммунизма из Ирана. [ 77 ] [ 78 ]
Роль иранских азербайджанских интеллектуалов в современном иранском ультра-национализме

Злоподобная конституционная революция не принесла демократию в Иран. Вместо этого Реза Шах , тогдашний бригадный генерал персидской казак-бригады , свергнул Ахмада Шаха Каджара , последнего шаха династии Каджар , и основал династию Пахлави в 1925 году и установил деспотичную монархию. [ 80 ] [ 81 ] Его настойчивость в отношении этнического национализма и культурного универсализма наряду с принудительной детербализацией и сидячим приводимом к подавлению нескольких этнических и социальных групп, включая азербайджанцев. [ 82 ] По иронии судьбы, главным архитектором этой тоталитарной политики, которая была оправдана ссылкой на расовый ультранационализм, был Мирза Фатали Ахундовал , интеллектуал из Азербайджана. [ 83 ] [ 84 ] В соответствии с востоками взглядов на превосходство арийских народов он идеализировал доисламские ахемениды и сасанидные империи, в то же время отрицая «исламизацию» Персии мусульманскими силами ». [ 85 ] Эта идеализация отдаленного прошлого была применена как королями Пахлави , особенно Мохаммадом Реза Пахлави , который удостоил себя названию «Вриамер» , светом арийцев . [ 86 ] Мохаммад Реза Пахлави в интервью кратко выразил свои взгляды, заявив: «Мы, иранцы, являются арийцами , и тот факт, что мы не рядом с другими арийскими нациями в Европе, является просто географической аномалией». [ 87 ]
Mirza Fatali Akhundov -не единственный азербайджанский интеллектуальный, создающий иранский ультранационализм. Хасан Такизаде , организатор «Иранского общества» в Берлине , способствовал развитию иранского национализма. С 1916 года он опубликовал «Каве» периодически на языке фарси, который включал статьи, подчеркивающие расовое единство немцев и иранцев. [ 88 ] [ 89 ] Ахмад Касрави , Таки Арани , Хоссейн Каземзаде (Ираншахр) и Махмуд Афшар выступали за подавление азербайджанского языка, поскольку они предполагали, что многоязычный претендует на расовую чистоту иранцев. [ 90 ] [ 91 ] Поэтому примечательно, что, вопреки тому, что можно ожидать, многие из ведущих агентов строительства территориальной сущности, ограниченной иранской, поступили от неперсиноязычных этнических меньшинств, и главными были азербайджанцы, а не национальные Этническая группа, персы.
Пан-туркизм
Самым важным политическим развитием, затрагивающим Ближний Восток в начале двадцатого века, был крах Османской и Российской империи. Идея большей родины для всех турок была распространена пан-туркизмом, который был принят почти одновременно как основной идеологический столб Комитетом Союза и прогресса и несколько позже другими политическими собраниями в том, что осталось от Османской империи. Накануне Первой мировой войны пропаганда-пануркистской пропаганды, посвященная туркскоязычным народам южного кавказа, в иранском Азербайджане и Туркюстане в Центральной Азии, с конечной цель который они принадлежали и присоединились к новой пан-туркской родине.
Именно эта последняя апелляция к иранским азербайджанцам, которые, вопреки панаруркистским намерениям, заставили небольшую группу азербайджанских интеллектуалов, чтобы стать самыми громкими сторонниками территориальной целостности и суверенитета Ирана. Если в Европе «романтический национализм отреагировал на ущерб, нанесенный модернизмом путем обеспечения нового и более широкого чувства принадлежности, всеобъемлющей совокупности, которое привело к новым социальным связям, идентичности и значению и новое чувство истории Происхождение в прославленном будущем »(42) в Иране после того, как азербайджанские демократы приняли романтическое националистское национализм, как реакция на политику Ирредентистской политики, угрожающую территориальной целостности страны. По их мнению, обеспечение территориальной целостности было необходимым первым шагом на пути к установлению верховенства закона в обществе и компетентном современном государстве, которое защитит как коллективные, так и индивидуальные права. Именно в этом контексте их политическая лояльность перевешивала их другие этнические или региональные сродства.
Неспособность демократов на арене иранской политики после конституционного движения и начало современного государственного строительства проложили путь к появлению культурного национализма титульной этнической группы. Принимая во внимание, что принятие интеграционной политики сохранила географическую целостность Ирана и обеспечило большинству иранцев безопасную и твердую национальную идентичность, явное игнорирование других требований конституционного движения, таких как призыв к формированию общества на основе закона и порядка , оставил страну все еще искать политическую идентичность. Конечная цель состояла в том, чтобы убедить эти группы населения отделяться от более крупных политических сущностей, к которым они принадлежали, и присоединиться к новой пан-туркской родине. [ 92 ] Это была последняя апелляция к иранским азербайджанцам, что, вопреки намерениям пан-туркистов , заставила небольшую группу азербайджанских интеллектуалов, чтобы стать самыми сильными сторонниками территориальной целостности Ирана. [ 92 ]
После конституционной революции в Иране азербайджани-демократы приняли романтический национализм как реакция на пан-туркистскую политику, угрожающую территориальной целостности Ирана. [ 92 ] Именно в этот период политика иранизма и лингвистической гомогенизации была предложена в качестве оборонительного характера против всех остальных. [ 92 ] Вопреки тому, что можно ожидать, главным образом среди инноваций этого оборонительного национализма были иранские азербайджани. [ 92 ] Они рассматривали, что обеспечение территориальной целостности страны было первым шагом в создании общества, основанного на законе и современном государстве. [ 92 ] Благодаря этой основе их политическая лояльность перевешивала их этническую и региональную принадлежность. [ 92 ] Принятие этой интеграционной политики проложило путь к появлению культурного национализма титульной этнической группы. [ 92 ]
Вторая мировая война и советское вмешательство
В конце 1941 года советские силы вторглись в Иран в координацию с британской армией под операцией, известной как англо-советское вторжение в Иран . Их силы прорвались через границу и переехали из Азербайджанского ССР в иранский азербайджан . Шах вынужден вторгаться англичан Реза был Советское кукольное государство было создано в Тебризе , возможно, посредством прямого участия советского руководства. [ 93 ] [ Цитация необходима ] Это правительство автономно управляло провинцией с ноября 1945 года по ноябрь 1946 года. [ 94 ] Тем не менее, Совет вскоре понял, что их идея была преждевременной, масса населения не поддерживала сепаратизм; [ 95 ] При в значительной степени западное давление, советские войска вышли в 1946 году , что привело к быстрому краху азербайджанского народного правительства . [ 94 ]
Иранская азербайджанская миграция в Азербайджан
Начиная с 1850-х годов, многие иранские азербайджанцы решили стать рабочими мигрантами и искать возможности трудоустройства в Российской империи , в первую очередь в экономически развивающейся азербайджанской части Кавказа . Из -за того, что они являются персидскими предметами, российские офисы часто записывали их как «персы». Мигранты называли друг друга хамшахри («соотечественник») как внутренняя идентичность. Слово было принято местными жителями, говорящим на азербайджани в качестве Həmşəri , и с тех пор они применялись к иранским азербайджанским мигрантам в целом. Уже в девятнадцатом веке слово также распространилось на городские разновидности русского языка Баку и Тифлис в форме Гамшары ( gamшara ) или Амшары ( амара ), где оно было, однако, использовалось с негативной коннотацией, чтобы означать «рабгамуфан». Полем [ 96 ] [ 97 ] В советские времена это слово было заимствовано в русском сленге Ашхабада и использовалось для обозначения «Запатье». [ 98 ]
Ирановые азербайджанцы часто работали за чертовски рабочих мест, в том числе на плантациях Дайера в Губе , где 9 000 из 14 000 иранских азербайджанских работников работали по состоянию на 1867 год. [ 99 ] В 1886 году экономический отчет о жизни крестьянства округа Губа Ягодинский сообщил о частых случаях смешанных браков между иранскими рабочими мигрантами и местными женщинами, которые побудили первого поселиться в деревнях недалеко от Губы и быстро ассимилироваться. Дети из таких семей будут полностью интегрированы в сообщество и не будут считаться иностранцами или посторонними его жителями. [ 100 ]

Начиная с конца девятнадцатого века, Баку был еще одним популярным местом для иранских азербайджанцев благодаря своей высокоэффективной нефтяной промышленности. К началу двадцатого века они уже составляли 50% всех нефтяных работников Баку, [ 101 ] и пронумеровали 9 426 человек в 1897 году, 11 132 человека в 1903 году и 25 096 человек в 1913 году. [ 102 ] Амооогли и Саттар Хан особенно работали на нефтяных месторождениях Баку, прежде чем вернуться в Иран и участвовать в политике.
было 45 028 азербайджанских азербайджанцев В 1925 году в Азербайджанском ССР . [ 103 ] Из них 15 000 (в основном нефтяные работники, работники порта и военно -морского флота и железнодорожные работники) сохранили иранское гражданство к 1938 году и были сосредоточены в Баку и Гяндже . В соответствии с решением Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза 1938 года жителям Азербайджана с иранским гражданством было дано 10 дней для подачи заявления на советское гражданство, а затем были переезжали в Казахстан . Те, кто отказался (насчитывая 2878 человек), немедленно стали депортацией обратно в Иран. [ 104 ] Некоторые натурализованные иранские азербайджанцы были позже обвинены в различных антисоветских действиях и арестованы или даже казнены в так называемой «иранской операции» 1938 года. [ 105 ]
После падения азербайджанского народного правительства в 1946 году 10 000 иранских азербайджанских политических эмиградов переехали в Советский Азербайджан, бежав от неизбежных репрессий правительства шаха. [ 106 ] живущих азербайджанцы Азербайджан и другие Примечательные и -Ун Азерохлу иранского . в происхождения Балаш ,
Эпоха Исламской Республики и сегодня
Однако с появлением иранской революции в 1979 году акцент отключился от национализма, поскольку новое правительство выдвигало на первый план религию как основной объединяющий фактор. В рамках исламского революционного правительства появилась азербайджанская националистическая фракция, возглавляемая аятоллой Казем Шариатмадари , которая выступала за большую региональную автономию и хотела пересмотреть Конституцию, чтобы включить секуляристы и оппозиционные партии; Это было отказано. [ 107 ] Другие азербайджанцы сыграли важное правило в революции, в том числе Мир-Хоссейн Мусави , Мехди Базарган , Садек Халхали и Али Хаменеи .
Азербайджани составляют 25% [ Цитация необходима ] населения Тегерана и 30,3% [ 108 ] – 33% [ 26 ] [ 109 ] населения провинции Тегерана . Азербайджанцы в Тегеране живут во всех городах провинции Тегеран . [ 110 ] Они, безусловно, самая большая этническая группа после персов в Тегеране и более широкой провинции Тегеран. [ 111 ]
В октябре 2020 года в иранских городах разразились несколько протестов, в том числе столица Тегерана и Табриза, в поддержку Азербайджана в его конфликте с Армением над Нагорно-Карабакским регионом. [ 112 ] [ 113 ] Иранские азербайджанские демонстранты скандировали про-азербайджанские лозунги и столкнулись с силами безопасности Ирана. [ 114 ]
Политика и общество

Как правило, иранские азербайджанцы считались «хорошо интегрированными лингвистическим меньшинством» у академиков до исламской революции Ирана . [ 115 ] [ 116 ] Несмотря на трение, они стали хорошо представлены на всех уровнях «политической, военной и интеллектуальной иерархий, а также религиозной иерархии». [ 117 ] : 188 Кроме того, нынешний Верховный лидер Ирана - Али Хаменеи наполовину Азербайджани. [ 118 ] В отличие от утверждений о фактической дискриминации некоторых иранских азербайджан, правительство утверждает, что его политика за последние 30 лет была одной из пансламизма , основанного на общей исламской религии, которой могут быть разнообразные этнические группы, может быть неотъемлемой и что не способствует или подавляет какую -либо конкретную этническую принадлежность, включая персидское большинство. [ 119 ] Таким образом, персидский язык просто используется как лингва франка страны, которая помогает поддерживать традиционную централизованную модель правительства Ирана. Совсем недавно азербайджанский язык и культура преподаются и изучаются на университетском уровне в Иране, и, по -видимому, существуют публикации книг, газет и, по -видимому, региональные радиопередачи на языке. [ 120 ] Кроме того, статья 15 конституции Ирана гласит:
Использование региональных и племенных языков в прессе и средствах массовой информации, а также для преподавания их литературы в школах разрешено в дополнение к персидскому языку. [ 121 ]
По словам профессора. Никки Р. Кедди из UCLA: «Можно приобрести газеты, книги, музыкальные ленты и видео в Азербайджани и курдских, и в этнических областях есть радио и телевизионные станции, которые транслируют новости и развлекательные программы на других языках». [ 122 ]
Азербайджанский национализм колебался с момента исламской революции и недавно переразился в беспорядки из -за публикации в мае 2006 года в мультфильме, который многие азербайджанцы нашли оскорбительным. [ 123 ] [ 124 ] Мультфильм был привлечен Мана Нейестани , этническим азербайджани, который был уволен вместе со своим редактором в результате противоречия . [ 125 ] [ 126 ]
Другая серия протестов состоялась в ноябре 2015 года в городах Ирана Азербайджана, в том числе Табриз, Урмию, Ардабил и Занджан, в ответ на эпизод популярной детской программы под названием Fitileh, которая изображала то, что было замечено как расистское изображение азербайджанцев. Мухаммеда Сарафраза Генеральный директор Ириба [ 127 ] и Давуд Немати-Анарки, глава Департамента по связям с общественностью, официально извинился за «непреднамеренное преступление», вызванное программой. [ 128 ] Протесты также проводились в июле 2016 года в Тегеране, Табризе, Урмии, Мараге, Занджане, Ахаре, Хой и Ардабиле в ответ на «клевету на азербайджанцев государственными средствами массовой информации». Пластиковые пули были застрелены в протестующих, и несколько человек были арестованы. [ 129 ] [ 130 ]
Несмотря на спорадические проблемы, азербайджанцы являются внутренним сообществом в Иране. [ 131 ] В настоящее время условия жизни иранских азербайджанцев очень напоминают условия персов :
Стили жизни городского азеров не отличаются от стилей персов, и среди высших классов в городах смешанных популяций существует значительный брак. Точно так же обычаи среди азербаймстских жителей, по -видимому, не отличаются от таможни персидских жителей. [ 25 ]
Иранские азербайджанцы находятся на высоких должностях с азербайджанистскими аятоллой Али Хаменеи, в настоящее время сидящий в качестве верховного лидера . Азербайджанцы в Иране остаются довольно консервативными по сравнению с большинством азербайджан в Республике Азербайджан. Тем не менее, со времен независимости Республики Азербайджан в 1991 году, между Азербайджанцами по всей стороне границы обновлялся интерес и контакт между азербайджанами. Эндрю Берк пишет:
Азербайджан, классно активно активен в торговле и на базарах по всему Ирану, их объемные голоса можно услышать. Пожилые азербюрдинские мужчины носят традиционную шерстяную шляпу, а их музыка и танцы стали частью основной культуры. Азербайджанцы хорошо интегрированы, и многие азербайджанские иранцы видны в персидской литературе, политике и канцелярском мире. [ 132 ]
По словам Булента Гокай:
Северная часть Ирана, которую раньше называли Азербайджаном, населена 17 миллионами азербайцак. Это население традиционно хорошо интегрировано с многоэтническим иранским государством. [ 133 ]
Ричард Томас, Роджер Ист, и штат Алан Джона Дей:
15–20 миллионов азербайлистских турок, живущих в северном Иране, этнически идентичны азербайцам, приняли шиитский ислам и хорошо интегрированы в иранское общество [ 134 ]
По словам Майкла П. Круассана:
Хотя пятнадцать миллионов населения Ирана хорошо интегрировано в иранское общество и проявило мало желания отделиться, Тегеран, тем не менее, проявил крайнюю обеспокоенность перспективами роста чувств, призывающих к союзу между двумя азербайджанами. [ 135 ]
В то время как иранские азербайджанцы могут стремиться к большим лингвистическим правам, немногие из них демонстрируют сепаратистские тенденции. Обширная репортажа Афшин Молави , иранского азербайджанского ученого, в трех крупных азербайджанских провинциях Ирана, а также среди иранских азербайджанцев в Тегеране, обнаружили, что сепаратистские настроения не широко содержатся среди иранских азербайджанцев. Немногие люди сформулировали свое подлинное политическое, социальное и экономическое разочарование - чувства, которые разделяют большинство иранцев - в этническом контексте. [ 131 ]
Согласно другому иранскому азербайджанскому ученому, д-р Хасан Джавади-родившийся в Табризе, в Кембриджском обучении азербайджанской литературы и профессора персидской, азербайджани и английской литературы в Университете Джорджа Вашингтона-иранских азербайджанских значений, чем культурные права, иранские азербайджанские. Полем «Азербайджанская община Ирана, как и остальная часть страны, занимается движением реформы и демократии», - сказал Джавади толпу Института Кавказ Центральной Азии, добавив, что сепаратистские группы представляют «мышление с тем». Он также сказал Eurasianet: «Я не чувствую, что эти культурные проблемы перевешивают национальные, и при этом у меня нет никакого смысла, что существуют широко распространенные разговоры о отделении». [ 131 ]
Культура
Иранские азербайджанцы находились под влиянием иранской культуры. [ 60 ] В то же время на них повлияли и оказали влияние их неранские соседи, особенно кавказцы и русские . Азербайджанская музыка - это отличная музыка , которая тесно связана с музыкой других иранских народов, таких как персидская музыка и курдская музыка , а также музыкой кавказских народов . Хотя азербайджанский язык не является официальным языком Ирана, он широко используется, в основном устно, среди иранских азербайджанцев. Большинство иранских азербайджанцев двуязычны в азербайджани и персидском языке, а экзогамия и смешанные браки с другими популяциями, особенно персидскими ораторами, являются распространенными среди иранских азербайджанских семей, которые возникли в историческом азербайджанском регионе. [ 136 ] [ 137 ] Азербайджани-специфические культурные аспекты несколько снизились среди многих азербайджанских семей, которые переехали в крупные города, такие как Тегеран в прошлом столетии. [ 136 ] Иранские азербайджанцы традиционно чувствительны к своей этнической идентичности, но также поддерживают билингвизм в азербайджани и персидском языке. [ 137 ]
Литература
Джахан Шах (р. 1438–67), кара Коюнлу («Черная овца») Правитель Ирана был мастером. Он собрал Диван под именем ручки Хакики. Шах Исмаил (1487–1524), который использовал имени ручки Хатаи , был выдающимся правителем и, кроме того, что его диван составил матнави, называемый deh-name , состоящий из некоторых эулогов Али, четвертого Халиф раннего ислама. [ 138 ] После эпохи Сафевида Азербайджани не смог выдержать свое раннее развитие. Основной темой семнадцатого и восемнадцатого веков стало развитие историй-стихов, в основном предназначенных для исполнения Ashughs на свадьбах. Самым известным среди этих литературных произведений являются Кооглу , [ 139 ] Ашик незнакомец, и оригинал с постановлением .
После установления династии Каджар в иранской азербайджанской литературе процветала и достигла своего пика к концу девятнадцатого века. К тому времени журналистика была запущена на азербайджанском языке, и социальная активность стала основной темой литературных произведений. Самые влиятельные авторы этой эпохи - Фатэли Ахондзаде [ 140 ] И Можа Шабестари .
Эра Пахлави была самой темной [ Цитация необходима ] Период для азербайджанской литературы. Азербайджанский язык был запрещен в официальных сферах с пришествием Реза Шаха , [ 141 ] в том числе в школах. [ 142 ] [ 143 ] Этот запрет был официально отменен после исламской революции, хотя с тех пор азербайджанцы не обладают большой культурной свободой. [ 144 ] Писатели Азербайджана, такие как Голам-Хоссейн Саеди , Самад Беданги и Реза Барахани , опубликовали свои работы на персидском языке. Единственным исключением был Мохаммад-Хоссейн Шахриар , который славится своей книгой стихов, Хейдар Бабая Салам ; [ 145 ] Просто он был слишком сильным, чтобы подвергнуться цензуре. Работа Шахриара была инновационным способом суммирования культурной идентичности в краткой поэтической форме и была адаптирована поколением менее известных поэтов, особенно из региона Карех Даг , чтобы записать свои устные традиции. Одним из замечательных примеров является Аббас Эсмай, известный своим псевдонимом Бареса , (1932–2011) [ 146 ] который описал меланхолическую кончину своей родины в книге под названием «Обил Сабалан» . [ 147 ] Другим примером является длинное стихотворение Мохамада Голмохамади под названием « Я безумно влюблен в Карех Дага» (Gharadagh Elkinin Ger Crazy Naleh), является кратким описанием ландшафта культуры региона. [ 148 ]
Длительное подавление, наконец, привело к поколению революционных поэтов, составляя стихи путем аллегорического намека на внушительный ландшафт Азербайджана:
Саханд , о гора чистого снега,
Спустился с небес с Зороастрами
Огонь в сердце, снег на плечах,
с штормом веков,
И белые волосы истории на твоей груди ...
Ядолла Мафтун Амини (родился в 1926 году) [ 149 ]
Однако после исламской революции 1979 года великие литературные произведения еще не появились, и славные дни правителей-поэтов пятнадцатого века не на горизонте. Современная литература ограничена устными традициями, такими как батации . [ 150 ] [ 151 ]
Музыка
Традиционная азербайджанская музыка может быть классифицирована на две категории: музыка « Ашух » и « Могам ». Mugham , несмотря на свое сходство с персидской классической музыкой и первостепенной важности в Азербайджане, не был популярен среди иранских азербайджанцев. Ашегская музыка выжила в горном регионе Карадаг и в настоящее время определяется как представитель культурной идентичности азербайджанцев. Недавние инновационные события, направленные на улучшение аспектов апелляционных апелляций в городе, значительно улучшили статус ашино-музыки. Открытие музыкальных классов в академическом стиле в Табризе Мастера Ашугса , таких как Эшиг Имран Хейдари и Ашиг Чанг-Мехдипур, внесли большой вклад в постоянное здание изображения. [ Цитация необходима ]
Искусство
Живя на перекрестке многих цивилизаций, азербайджанские ремесленники разработали богатую традицию декоративного искусства, включая коврики, кружево, печатный текстиль, ювелирные изделия, суда из меди, гравированных металлов, деревянных статей и керамики. Среди них ковровое покрытие выделяется как Acme азербайджанского искусства.
Ковер ткац
Табриз является одним из основных центров ткачества ковров в Иране. В настоящее время 40% экспорта иранского ковра возникли из Табриза . [ 152 ] Эти ковры обычно известны как коврики . Другим центром ткачества ковров является Ardebil , который, несмотря на то, что в последние годы был омрачен Tapriz, в прошлом производил лучшие ковры. Два наиболее известных иранских коврика в мире были сплетены в Ардебиле в 1540 году. Один повесен в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а другой находится в музее искусств округа Лос -Анджелес . Эти ковры имеют шелковые деформации и содержат более тридцати миллионов узлов. [ 153 ]
Acme of Carpet Plaving Art проявляется в Верни , [ 154 ] [ 155 ] который был вызван на нагорно-карабах . Verni -это килим, похожий на ковры с нежной и тонкой деформацией и гауфом, который соткан без предыдущего наброска благодаря творческим талантам кочевых женщин и девочек. Ткачи Verni используют изображение птиц и животных (оленей, петух, кошки, змеи, птиц, газель, овец, верблюда, волка и орла) в простых геометрических формах, имитируя глиняные схемы, которые были популярны в доисторические времена. [ 156 ] Ключевой функцией декора, которая присутствует во многих вернисах , является S-элемент. Его форма варьируется, она может напоминать как рисунок 5, так и буквы S. Этот элемент означает «дракон» среди кочевников. В настоящее время Верни сплетает девушки из Арасбаранских племен , часто в той же комнате, где проживают кочевые племена, [ 157 ] и является значительным источником дохода для около 20 000 семей в Карада . регионе [ 158 ] [ 159 ] Ткачи Verni используют изображение птиц и животных в простых геометрических формах, имитируя глиняные модели, которые были популярны в доисторические времена.
Религия
Большинство азербайджанцев являются последователями шиитского ислама . Азербайджанцы отмечают «Святые дни шиитов» (десять первых дней священного месяца Мухаррама), по крайней мере, с той же интенсивностью, что и другие иранцы. В столичных городах со смешанной этнической композицией, таких как Тегеран , азербайджани считаются более интенсивными в выражении религиозного ритуала, чем их персидские коллеги. [ 160 ] Существует также небольшое меньшинство азербайджанцев, которые практикуют веру бахаин . [ 161 ] Также в последние годы некоторые азербайджанцы в Иране начали обращаться к христианству , [ 162 ] который строго запрещен и может привести к тюремному заключению. [ 163 ]
Примечательные люди
Смотрите также
Примечания
- ^ Также известный как азербайцам , иранские турки (азербайджани: Иран Турклер ), персидские турки , [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] или персидские азербайджанцы [ 18 ] [ 19 ]
- ^ Некоторые оценки показали, что треть населения Тегерана-азеров, [ 30 ] [ 42 ] [ Проверка необходима ] Однако ираннолог , что широко распространенное «клише» среди жителей Тегерана по количеству азербайджан в городе («Половина Тегерана состоит из азербайджан»), нельзя взять » ( Виктория Аракелова отмечает в рецензируемом журнале Иране и Кавказе « Половина Тегерана состоит из азербайджан »),« половина Тегерана состоит из азербайджан »),« половина Тегерана состоит из азербайджан ») (« Половина Тегерана состоит из азербайджан »(« половина Тегерана состоит из азербайджан »(« половина Тегерана состоит из азербайджан ». серьезно во внимание ». [ 8 ] Аракелова добавляет, что число жителей Тегерана, которые мигрировали из северо-западных районов Ирана, которые в настоящее время являются персидскими спикерами «по большей части»,-это не более, чем «несколько сотен тысяч», причем максимум-один миллион. [ 8 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а беременный Swietochowski, Tadeusz; Коллинз, Брайан С. (1999). Исторический словарь Азербайджана . Пресс чучела. п. 165. ISBN 978-0-8108-3550-4 Полем Сегодня, иранский Азербайджан имеет твердое большинство азербайданцев с предполагаемой популяцией не менее 15 миллионов (вдвое больше населения Азербайджанской Республики). (1999)
- ^ Jump up to: а беременный "Иран" . Этнолог . Архивировано с оригинала 4 сентября 2019 года . Получено 26 октября 2018 года .
Этническое население: 15 900 000
- ^ Jump up to: а беременный Эллинг, Расмус Кристиан. Меньшинства в Иране: национализм и этническая принадлежность после Хомейни, Пальгрейв Макмиллан, 2013. Отрывок: «Число азербайцы в Иране сильно оспариваются. В 2005 году Аманолахи оценил все, говорящие на туркском языке в Иране. По оценкам Библиотеки Конгресса от 16 до 24 процентов, то есть 12–18 миллионов человек, если мы используем последнюю общую цифру для населения Ирана (77,8 миллиона). Даже до 50 процентов или более от общей численности населения. [1] Архивировано 5 апреля 2015 года на машине Wayback
- ^ Jump up to: а беременный Поттер, Лоуренс Г. (2014). Сектантская политика в Персидском заливе . Издательство Оксфордского университета. п. 290. ISBN 978-0-19-937726-8 Полем Получено 14 января 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Бани-Шорака, Хелена (1 июля 2009 г.). «Двуязычные стратегии между поколениями среди азербайджан в Тегеране». Международный журнал социологии языка (198): 106. doi : 10.1515/ijsl.2009.029 . ISSN 1613-3668 . S2CID 144993160 .
Последние данные оценивают азербайджанское население в 24% из 70 миллионов жителей Ирана (NVI 2003/2004: 301). Это означает, что в Иране насчитывается от 15 до 20 миллионов азербайджанцев.
- ^ Jump up to: а беременный Моаддель, Мансур; Карабеник, Стюарт А. (4 июня 2013 г.). Религиозный фундаментализм на Ближнем Востоке: межнациональный, межконфессиональный и межэтнический анализ . Брилль п. 101.
Азербайджанцы имеют смешанное наследие иранских, кавказских и тюркских элементов (...) от 16 до 23 миллионов азербайдцатистых живут в Иране.
- ^ Jump up to: а беременный Удовлетворение, Бит; фон Лёвис, Сабин, ред. (18 августа 2022 г.). Пост-советские границы: калейдоскоп сдвигающих жизнь и земель . Тейлор и Фрэнсис. п. 31.
Независимо от крупного азербайджанского населения в Иране (около 20 миллионов, по сравнению с 7 миллионами в Азербайджане) (...)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Аракелова, Виктория (2015). «По количеству иранских туркофонов» . Иран и Кавказ . 19 (3): 279–282. doi : 10.1163/1573384x-20150306 . JSTOR 43899203 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2021 года . Получено 18 сентября 2020 года .
- ^ "Иран" . Мировой факт . Получено 26 августа 2013 года .
- ^ «Иран» (PDF) . Библиотека Конгресса . Май 2008 г. Архивировал (PDF) из оригинала 16 марта 2015 года . Получено 26 августа 2013 года .
- ^ "Иран" . Этнолог . Архивировано из оригинала 9 марта 2001 года . Получено 5 июля 2015 года .
- ^ Гейссари, Али (2 апреля 2009 г.). Современный Иран: экономика, общество, политика . Издательство Оксфордского университета. п. 300. ISBN 978-0-19-988860-3 Полем
По состоянию на 2003 год этнические классификации оцениваются как: [...] азеров (24 процента)
- ^ «Иммигрантские языки Азербайджана» . Этнолог . 2013. Архивировано из оригинала 27 августа 2013 года . Получено 27 августа 2013 года .
- ^ Реза Мориди . «Азербайджанская диаспора в Канаде» . News.az. Архивировано из оригинала 2013-10-02.
- ^ Маккагг, Уильям О.; Серебро, Брайан Д. (10 мая 1979 г.). Советские азиатские этнические границы . Pergamon Press. ISBN 9780080246376 Полем Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Получено 20 июня 2015 года - через Google Books.
- ^ Биндер, Леонард (10 мая 1962 г.). «Иран: Политическое развитие в меняющемся обществе» . Калифорнийский университет. Архивировано из оригинала 27 июля 2020 года . Получено 20 июня 2015 года - через Google Books.
- ^ Хоббс, Джозеф Дж. (13 марта 2008 г.). Всемирная региональная география . Cengage Learning. ISBN 978-0495389507 Полем Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Получено 20 июня 2015 года - через Google Books.
- ^ «Ричард Нельсон Фрай,« Перса », Аллен и Анвин, 1968. Стр. 17: «Во Второй мировой войне контакт с братьями в Советском Азербайджане также не был слишком сердечным, поскольку персидские азербайцам привержены иранской культуре и считают, что их судьба будет с персами, а не с другими турками»
- ^ Tadeusz Swietochowski, «Российский Азербайджан, 1905–1920 гг.: Формирование национальной идентичности в мусульманской общине», Cambridge University Press, 2004. PG 192: [2] Архивировано 2016-04-01 в The Wayback Matcher отрывка ». Определение с персидскими азербайджанистами "
- ^ Фрай, Рн Энциклопдия Иранка Xiii. стр. 321–326.
- ^ «Иран-группа, говорящие на тюрк,» . CountryStudies.us . Архивировано из оригинала 2011-08-19.
- ^ Энциклопедия народов без гражданства: архив SZ 2016-01-31 в The Wayback Machine Том 4 Энциклопедии стран без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру, Джеймс Минахан, ISBN 0-313-31617-1 , ISBN 978-0-313-31617-3 , автор Джеймс Минахан, издатель Greenwood Publishing Group, 2002, ISBN 0-313-32384-4 , ISBN 978-0-313-32384-3 , длина 2241 страницы
- ^ "Ciao" . www.ciaonet.org . Архивировано из оригинала 2007-12-01.
- ^ Майкл Кнуппел, Э. "Туркские языки Персии" . Энциклопдия Ираника . Архивировано из оригинала 2013-09-21 . Получено 2013-09-19 .
- ^ Jump up to: а беременный Библиотека Конгресса, «Страновые исследования»- Иран: азарбайджанис «Иран - азарбайджанис» . Архивировано из оригинала 2011-07-04 . Получено 2011-03-30 . Доступ в марте 2011 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Глава 2-Общество и его окружающая среда: люди и языки: группы, . » на : азарбайджани говорящие Туркчке Ноябрь 2008
- ^ Турецкий язык в Иране Архивировал 2013-10-05 на машине Wayback Ахмед Касрави, Латимерия: профессор д-р Эван Сигал, журнал Азербайджанских исследований, 1998, вып. 1, № 2, [6], издательство Хазарского университета, ISSN 1027-3875
- ^ «Гамеданская мусорная власть» . Хамедан-Хм.Ри . Архивировано из оригинала 2013-11-01 . Получено 2013-08-26 .
- ^ ElectricPulp.com. «Туркские языки Персии: обзор - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 2013-09-21.
- ^ Jump up to: а беременный «Иран-азербайджанис» . Библиотека исследования страны . Декабрь 1987 года. Архивировано с оригинала 23 марта 2015 года . Получено 13 августа 2013 года .
- ^ Планируйте рассмотрение и оценить индикаторы культуры страны (индикаторы ghyrsbty) {report}: провинция Казвин / Общий совет Ордена исполнительного директора несет ответственность за планирование и политику: Mansoor Vaezi; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-53-3 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 268 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ Национальная библиография Номер: 2887000 / Планы Обзор и оценить индикаторы культуры страны (индикаторы ghyrsbty) {отчет}: провинция Маркази / Общий совет Ордена исполнительного директора несет ответственность за планирование и политику: Мансур Вэзи; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-63-2 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 276 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ Jump up to: а беременный "Кордестан". Encyclopædia Britannica . 2009. Encyclopædia Britannica Online. 5 апреля 2009 г.
- ^ Правительство Курдистанской провинции Архивировано 2013-05-10 в The Wayback Machine People и Culture (английский)
- ^ «Округ Комиджан» . Ириб Афтаб канал. 2009. Архивировано из оригинала 21 января 2014 года . Получено 19 августа 2013 года .
- ^ «Округ Хондаб» . Ириб Афтаб канал. 2008. Архивировано из оригинала 31 августа 2013 года . Получено 19 августа 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Провинция Маркази» . Управление культуры и исламского руководства , провинция Маркази . Архивировано из оригинала 25 февраля 2013 года . Получено 18 августа 2012 года .
- ^ "Saveh County" . Ириб Афтаб канал. Август 2013 года. Архивировано с оригинала 1 сентября 2013 года . Получено 19 августа 2013 года .
- ^ «Округ Заранди» . Управление культуры и исламского руководства , провинция Маркази . Архивировано с оригинала 3 ноября 2013 года . Получено 19 августа 2013 года .
- ^ «Округ Шазанд» . Управление культуры и исламского руководства провинция Маркази. Архивировано из оригинала 28 декабря 2013 года . Получено 19 августа 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Азербайджан VI. Население, его профессия и культура» . Энциклопдия Ираника . 18 августа 2011 года. Архивировано с оригинала 2 октября 2012 года . Получено 18 августа 2012 года .
- ^ Национальная библиография Номер: 2887741 / План обзор и оценить индикаторы культуры страны (Индикаторы Ghyrsbty) {Отчет}: провинция Тегеран / Общий совет Ордена исполнительного директора несет ответственность за планирование и политику: Мансур Вэзи; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-42-7 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 296 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ National Bibliography Number: 2890690 / plan review and assess the country's culture indicators (indicators Ghyrsbty) {report}: Tehran 199066, Mashhad 292341, Isfahan 170017, Tabriz 18481, Karaj 278252, Shiraz 251703, Ahwaz 176403, Qom 207877 / General Council of Орден исполнительного директора отвечает за планирование и политику: Мансур Вэзи; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-68-7 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 296 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ Национальная библиография Номер: 2878470 / Планы Обзор и оценка индикаторов культуры страны (Индикаторы GHYRSBTY) {Отчет}: Провинция QOM / Общий совет Ордена исполнительного директора несет ответственность за планирование и политику: Mansoor Vaezi; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-54-0 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 270 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ Национальная библиография Номер: 2890577 / Планы Обзор и оценка индикаторов культуры страны (Индикаторы GHYRSBTY) {Отчет}: провинция Альборц / Общий совет Ордена исполнительного директора несет ответственность за планирование и политику: Мансур Вэзи; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-39-7 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 291 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ Турецкий язык в Иране Архивировал 2013-10-05 на машине Wayback Ахмед Касрави , Латимерия: профессор д-р Эван Сигал, журнал Азербайджанских исследований, 1998, вып. 1, № 2, [6], Хазарского университета , издательство ISSN 1027-3875
- ^ Jump up to: а беременный в "Азербайджанцы" (in Russian). Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. Archived from the original on 2017-07-06.
- ^ Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. "Кавказский этнографический сборник" . www.history.az. Archived from the original on 2013-12-16.
- ^ Савина В. И. (1980). "Этнонимы и топонимии Ирана". Ономастика Востока . М.: Наука. p. 151.
- ^ Волкова Н. Г. (1996). "Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов". Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник . М.: Ин-т этнологии и антропологии. pp. 24–30. ISBN 978-5-201-00825-3 .
- ^ "Азербайджанцы, армяне, айсоры". Народы Передней Азии . М.: Изд-во Академии наук СССР. 1957. p. 286.
- ^ Российский этнографический музей. Глоссарий. Баяты [ Постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джеймс Стюарт Олсон, Ли Бриганс Паппас, Николас Чарльз Паппас. Этноисторический словарь российских и советских империй, архивных 2016-01-31 на машине Wayback
Каджар. Каджары считаются подгруппой азербайджан*. Исторически они были туркским* племенем, которое жили в Армении. В семнадцатом и восемнадцатом веках, когда Сефевиды пытались победить регион, Каджары поселились в Карабах -ханате в западном Азербайджане. Ага Мохаммед, лидер Каджар, отменил династию Зенд в Иране и установил контроль Каджара в этом районе. Эта договоренность продолжалась в 1925 году в Иране.
- ^ "Азербайджанцы, армяне, айсоры". Народы Передней Азии . М.: Изд-во Академии наук СССР. 1957. p. 284.
- ^ «Азербайджани, юг» . Ethnologue.com . Архивировано из оригинала 2013-07-03.
- ^ De Planhol, Xavier (2012). «Иран I. земли Ирана» . Энциклопедия Ираника, вып. XIII/2 . С. 204–211.
- ^ Фрай, Ричард (2012). «Иран против народов Ирана (1) общего опроса» . Энциклопедия Ираника, вып. XIII/3 . С. 321–326.
- ^ Рой, Оливье (2000). Новая Центральная Азия: создание наций . NYU Press. п. 6. ISBN 9780814776094 Полем Получено 1 апреля 2023 года .
Месса Огуза, пересекавшего Аму Дарья на запад, покинула иранскую плато, которая оставалась персидской, и зарекомендовала себя на западе в Анатолии. Здесь они разделились на османов, которые были суннитами и поселились, а туркмены, которые были кочевниками, а частично шиитскими (или, скорее, Алеви). Последний должен был сохранить имя «Туркмен» в течение долгого времени: с 13 -го века они «туркировали» иранское население Азербайджана (которые говорили на западных иранских языках, таких как тат, которые все еще находятся в остаточных формах), таким образом, создавая Новая идентичность, основанная на шиизме и использовании турецкого. Это люди, сегодня известные как азербайцак.
- 11–15 веков - 11 -й -Editorvich - ""History of the East" ("Transcaucasia in 11th–15th centuries" in Rostislav Borisovich Rybakov (editor), History of the East. 6 volumes. v. 2. "East during the Middle Ages: Chapter V., 2002. – ISBN 5-02-017711-3 . "Восток в средние века. V. Закавказье в XI-XV вв" . Archived from the original on 2011-07-13 . Retrieved 2011-03-30 . )".
- ^ Jump up to: а беременный «Азербайджан» Архивировал 2006-05-17 в The Wayback Machine , Колумбийская энциклопедия (извлечено 8 июня 2006 года).
- ^ Derenko, M., Malyarchuk, B., Bahmanimehr, A., Denisova, G., Perkova, M., Farjadian, S. & Yepiskoposyan, L. (2013). Полное разнообразие митохондриальной ДНК у иранцев архивировало 2015-01-02 на машине Wayback . PLOS ONE, 8 (11), E80673.
- ^ Farjadian, S.; Гадери А. (декабрь 2007 г.). «Сходство HLA класса II в иранских курдах и азербайцах» . Международный журнал иммуногенетики . 34 (6): 457–463. doi : 10.1111/j.1744-313x.2007.00723.x . ISSN 1744-3121 . PMID 18001303 . S2CID 22709345 .
Соседонное дерево, основанное на генетических расстояниях NEI и анализе соответствия в соответствии с частотами аллелей DRB1, DQA1 и DQB1, показало сильную генетическую связь между курдами и азербайцами Ирана. Результаты AMOVA не выявили существенной разницы между этими популяциями и другими основными этническими группами Ирана
- ^ Arnaiz-Villena, Антонио; Паласио-Грубер, Хосе; Муньиз, Эстер; Рей, Диего; Никбин, Беруз; Никман, Хосейн; Кампос, Кристина; Мартин-Вилла, Хосе Мануэль; Амирзаргар, Али (2017). «Происхождение азербанцев (Иран) в соответствии с генами HLA» . Международный журнал современной антропологии . 1 (10): 115–138. doi : 10.4314/ijma.v1i10.5 .
Азербайдзцы интегрированы в первый кластер, вместе с Горганом (популяция иранской туркмены (Rey et al. 2014)) и курдами (Armirzargar et al. 2015) и в промежуточном положении между иранским популяциями (Gonzalez-Galarza et al. 2011), и западные сибирцы: российский Чуваш (который живет недалеко от реки Нижней Волги, 126 Северное Каспийское море (Arnaiz-Villena et al. 2003)), российский сибирский манси (из западной Сибири (Uinuk-Ol et al. 2002), русские монголы Buryat (из региона озера Байкал (Uinuk-ool et al. 2002)) и российский сибирский Тоджа (из Западной Сибири, населяя в северо-восточной части Республики Тува (Uinuk-ool et al. 2002)).
- ^ Yepiskoposian, L.; и др. (2011). «Расположение азариса на патрилинеальном генетическом ландшафте Ближнего Востока (предварительный отчет)». Иран и Кавказ . 15 (1): 73–78. doi : 10.1163/1573384411x12870596615395 .
- ^ Юнусбаев, Баязит; Metspalu, Mait; Metspalu, Ene; Валев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Akhmetova, Vita; Балановская, Елена; Балановский, Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дилбар (2015-04-21). «Генетическое наследие расширения туркско-говорящих кочевников по всей Евразии» . PLOS Genetics . 11 (4): E1005068. doi : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN 1553-7404 . PMC 4405460 . PMID 25898006 .
Наш анализ примесей (рис. 2) показал, что, говорящие на тюркском языке, разбросанные по всей Евразии, как правило, разделяют большую часть своего генетического происхождения с их нынешними географическими не-турк-соседями. Это особенно очевидно для тюркских народов в Анатолии, Иране, Кавказе и Восточной Европе, но их труднее определить для северо-восточных сибирских тюркских ораторов, якутов и дольганов, за которые отсутствуют не-туркские эталонные популяции. Мы также обнаружили, что более высокая доля азиатских генетических компонентов отличает туркских ораторов по всей Западной Евразии от их непосредственных не-туркских соседей. Эти результаты подтверждают модель того, что расширение семейства тюркских языков за пределами предполагаемой основной области Восточной Евразии происходило в первую очередь благодаря замене языка, возможно, из -за сценария элитного доминирования, то есть навязчивых туркских кочевников, навязанные их языку на коренные народы из -за преимуществ военных и военных и военных и военных и военных и военных и военных и военных и военных. /или социальная организация (...) Таким образом, вполне вероятно, что мигранты SSM Origin взаимодействовали со многими предками современного западно -евразийского населения, но это было более сильное взаимодействие (отраженное в более высоком уровне IBD) с мигрантскими предками SSM, которые везжали Туркицизация. Мы провели тест на перестановку для каждой западной тюркской популяции, и наблюдаемый избыток распределения ВЗК (по сравнению с не-туркическими соседями) с популяциями площади SSM был статистически значимым (рис. 4 и S4. Рис.).
- ^ Harcave, Sidney (1968). Россия: История: шестое издание . Липпинкотт. п. 267.
- ^ Mojtahed-Zadeh, Pirouz (2007). Пограничная политика и международные границы Ирана: изучение происхождения, эволюции и последствий границ современного Ирана с 15 соседями на Ближнем Востоке рядом известных экспертов в этой области . Универсальный. п. 372. ISBN 978-1-58112-933-5 .
- ^ Swietochowski, Tadeusz (1995). Россия и Азербайджан: граница в переходе . Издательство Колумбийского университета . с. 69, 133. ISBN 978-0-231-07068-3 Полем Архивировано из оригинала 2015-07-13 . Получено 2015-10-04 .
- ^ Swietochowski, Tadeusz. Восточная Европа, Россия и Центральная Азия 2003 года архивировали 2015-10-27 в машине Wayback Taylor and Francis, 2003. ISBN 1857431375 P 104
- ^ «Азербайджани (люди)» . Encyclopædia Britannica . Архивировано из оригинала 23 января 2012 года . Получено 24 января 2012 года .
- ^ R. Khanam, Encycl. Этнография Ближнего Востока и Центральной Азии, 2005, с. 313
- ^ Elzévirian Восточная библиотека, том 52; Том 55, 1887, с.224.
- ^ Эрванд Авраамиан, Иран между двумя революциями , издательство Принстонского университета, 1982, стр. 97
- ^ Исмаил Амиркхизи, Азербайджан и Саттар Хан, Тегеранский книжный магазин
- ^ Hussein Dostyi, «Эпические и эпические создатели конституционной революции: акцент на роли арасбаранского народа (нагорно -карабак)», Rain, 2
- ^ Исаин Ро, "
- ^ "Старший Амир Шорт об Амире Гарабаги | Архивировано с оригинала 2014-03-09 . Получено 2014-02-08 .
- ^ Стефани Кронин, «Создание современного Ирана: государство и общество при Ризе Шах, 1921–1941», 2007, с. 207
- ^ Parsinejad, Iraj. История литературной критики в Иране (1866–1951) . Он жил в русской империи. Bethesda, MD: Ibex, 2003. с. 44
- ^ Авраамиан, История современного Ирана , (2008), с.91
- ^ Роджер Хоман, « Происхождение иранской революции архивировано 2016-09-17 на машине Wayback », Международные дела 56/4 (осень 1980): 673–7.
- ^ Авраамиан, Эрванд (1982). Иран между двумя революциями . Принстон, Нью -Джерси: издательство Принстонского университета . С. 123–163. ISBN 9780691053424 Полем OCLC 7975938 .
- ^ Cottam, Richard W. (1979). Национализм в Иране . Питтсбург: Университет Питтсбург Пресс. стр. 18.
- ^ Bayat, Mangol (1991). Первая революция Ирана: шиизм и конституционная революция 1905–1909 гг . Оксфорд и Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. стр. 145.
- ^ Adib-Moghaddam, Arshin (2006), «Размышления об арабском и иранском ультра-национализме» , журнал «Ежемесячный обзор» , 11/06, архивировал из оригинала 2008-11-18 .
- ^ Кедди, Никки Р.; Ричард, Янн (2006), Современный Иран: корни и результаты революции , издательство Йельского университета , с. 178f , ISBN 978-0-300-12105-6 .
- ^ "Арийская раса" . Би -би -си персидский . 17 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 2012-08-22.
- ^ Бехнам, Джамшид (2007). БЕРЛИН: Иранские ученые в Берлине 1915-1930. Farzan Publishing, Tehran.
- ^ Давление Язди, Махмуд (1338). «Снижение персидского языка означает упадок иранской нации». В будущем, том 4, № 4, 44 марта (март 2009 г.), с. 268-
- ^ «Сири в дискурсе« арийский национализм »в Иране » . akhbar-rooz.com . Архивировано из оригинала 2013-12-12.
- ^ Афшар, Ирай (1372). Бурная жизнь. Тегеран: научные публикации. С
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Турадж Атабаки, «пересмотрел себя, отвергая другого: пан-турокнизм и иранский национализм» в Ван Шенделе, Виллем (редактор). Политика идентичности в Центральной Азии и мусульманском мире: национализм, этническая принадлежность и труд в двадцатом веке. Лондон, GBR: IB Tauris & Company, Limited, 2001. Фактическая цитата:
Что касается Ирана, то широко утверждается, что иранский национализм родился как государственная идеология в эпоху Реза Шах, основанный на филологическом национализме и в результате его инновационного успеха в создании современного национального государства в Иране. Однако часто пренебрегают, так это то, что иранский национализм укоренился в политических потрясениях 19 -го века и распада, сразу после конституционной революции 1905–9. Именно в этот период иранзм постепенно формировался в качестве защитного дискурса для строительства Ограниченная территориальная сущность - «чистый Иран», стоящий против всех остальных. Следовательно, со временем появилась интеллигенция страны, политическая ксенофобия, которая способствовала формированию иранского оборонительного национализма. Следует отметить, что, вопреки тому, что можно ожидать, многие из ведущих агентов строительства иранского ограниченного территориального сущности поступили от неперсильских этнических меньшинств, и главными были азербайца, а не титульная этническая группа нации, и главными были азербайцакса , персы.
....
В середине апреля 1918 года Османская армия вторглась в Азербайджан во второй раз.
...
Однако, вопреки их ожиданиям, османы не добились впечатляющего успеха в Азербайджане. Несмотря на то, что провинция оставалась в квазикоптации османскими войсками в течение нескольких месяцев, попытка выиграть одобрение для пан-туркизма закончилась неудачей.
...
Самым важным политическим развитием, затрагивающим Ближний Восток в начале двадцатого века, был крах Османской и Российской империи. Идея большей родины для всех турок была распространена пан-туркизмом, который был принят почти одновременно как основной идеологический столб Комитетом Союза и прогресса и несколько позже другими политическими собраниями в том, что осталось от Османской империи. Накануне Первой мировой войны пропаганда-пануркистской пропаганды, посвященная туркскоязычным народам южного кавказа, в иранском Азербайджане и Туркюстане в Центральной Азии, с конечной цель который они принадлежали и присоединились к новой пан-туркской родине. Именно эта последняя апелляция к иранским азербайцам, в отличие от пан-туркистских намерений, заставила небольшую группу азербайджанских интеллектуалов стать наиболее громкими защитниками территориальной целостности и суверенитета Ирана. Если в Европе романтический национализм отреагировал на ущерб, который, вероятно, был нанесен модернизмом путем обеспечения нового и более широкого чувства принадлежности, всеобъемлющей совокупности, которое вызвало новые социальные связи, идентичность и значение и новое чувство истории Происхождение в виде прославленного будущего »(42) в Иране после того, как азербайджанские демократы приняли романтическое национализм конституционного движения в качестве реакции на политику Ирредентистской политики, угрожающую территориальной целостности страны. По их мнению, обеспечение территориальной целостности было необходимым первым шагом на пути к установлению верховенства закона в обществе и компетентном современном государстве, которое защитит как коллективные, так и индивидуальные права. Именно в этом контексте их политическая лояльность перевешивала их другие этнические или региональные сродства. Неспособность демократов на арене иранской политики после конституционного движения и начало современного государственного строительства проложили путь к появлению культурного национализма титульной этнической группы. Принимая во внимание, что принятие интеграционной политики сохранила географическую целостность Ирана и обеспечило большинству иранцев безопасную и твердую национальную идентичность, явное игнорирование других требований конституционного движения, таких как призыв к формированию общества на основе закона и порядка , оставил страну все еще искать политическую идентичность.
- ^ Коллекция Проекта Международной истории холодной войны- 1945–46 Иранский кризис. http://www.wilsoncenter.org/index.cfm?topic_id=1409&fuseaction=va2.browse&sort=collection&item=1945%2D46%20iranian%20Crisis Архивирован июля 2010 15
- ^ Jump up to: а беременный Томас де Ваал, «Кавказ: введение», Oxford University Press US, 2010. Стр. 87: «Советские войска переехали в иранский, и шорт жил« азербайджанское народное правительство в Иране », во главе с иранским коммунистом Джафаром Джафар. Пишевари , был создан в Тебризе в 1945–46 годах.
- ^ «Как оказалось, Советы должны были признать, что их идеи об Иране были преждевременными. Проблема иранского азербайджана стала одной из первых стычек холодной войны, и, в основном под давлением западных держав, советские силы ушли 1946 . Студенты публично сожгли свои учебники из числа родных языков. (Swietochowski, Tadeusz 1989. «Ислам и рост национальной идентичности в Советском Азербайджане», Каппелер, Андреас, Герхард Саймон, Георг Бруннер Эдс. Мусульманские общины и Yugoslavi ..
- ^ «Кругом как хочу» Archived 2016-01-31 at the Wayback Machine . Vecherny Tbilisi. 10 February 2010.
- ^ Белова Н. К. Об отходничестве из Северо-Западного Ирана в конце XIX – начале XX века // Вопросы истории. – М.: Изд-во "Правда", Октябрь 1956. – № 10. – С. 114
- ^ «Исторический словарь русских туркменов» . Central-Eurasia.com . Архивировано из оригинала 2013-07-17.
- ^ Сумбатзаде А. С. Рост торгового земледелия в Азербайджане во второй половине XIX века (К вопросу о развитии российского капитализма вширь) // Вопросы истории. – М.: Изд-во "Правда", Апрель 1958. – № 4. – С. 123.
- ^ Экономический быт государственных крестьян в южной части Кубинского уезда Бакинской губернии Archived 2016-01-31 at the Wayback Machine (comp. by Yagodynsky).
- ^ Реза Годс М. Иран в XX веке: политическая история. – М.: Наука, 1994. – С. 33.
- ^ Одри Альтштадт. Азербайджанские турки: власть и идентичность при российском правлении архивировали 2016-01-31 на машине Wayback . Гувер Пресс, 1992; п. 241
- ^ Большая советская энциклопедия. – 1-е изд.. – М.: Советская энциклопедия, 1926. – Т. 1. – С. 641.
- ^ Постановление ЦК ВКП(б) о принятии советского подданства подданными Ирана с приложением справки о наличии иранцев в Азербайджане Archived 2016-01-31 at the Wayback Machine . 1938. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 994.
- ^ «Большой террор»: 1937–1938. Краткая хроника Archived 2010-01-27 at the Wayback Machine .
- ^ Бренда Шаффер. Границы и братья: Иран и задача азербайджанской идентичности архивировала 2016-01-31 на машине Wayback . MIT Press, 2002; п. 57
- ^ «Шиитское лидерство: в тени конфликтующих идеологий», Дэвид Менашри, Иранские исследования , 13: 1–4 (1980) (Получено 10 июня 2006 г.).
- ^ Национальная библиография Номер: 2887141 / План обзор и оценить индикаторы культуры страны (Индикаторы Ghyrsbty) {Отчет}: провинция Тегеран / Общий совет Ордена исполнительного директора отвечает за планирование и политику: Мансур Вэзи; Run Company опыта исследователей США - ISBN 978-600-6627-42-7 * Статус публикации: Тегеран-Книга прессы Института, опубликованная в 1391 году * Внешний вид: 296 P: Таблица (цвет), диаграммы (цветная часть)
- ^ "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 2013-07-01 . Получено 2013-07-15 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ «Оценка азербайджанцев в Иране» . УВКБ . 31 декабря 2003 года. Архивировано с оригинала 2 февраля 2014 года . Получено 2013-07-05 .
- ^ "Азербайцак" . Мировой справочник меньшинств и коренных народов. Архивировано из оригинала 2013-09-21 . Получено 2013-07-05 .
- ^ «Протесты извергаются в Иране, поддерживая Азербайджан в конфликте на нагорно-карабах» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2 октября 2020 года. Архивировано с оригинала 9 октября 2020 года.
- ^ «Иран на краю, когда азербайджанский меньшинство поддерживает Карабахму войну» . Азия времена . 8 октября 2020 года.
- ^ «Иран боится поболовать от нагорно-карабах» . Deutsche Welle . 12 октября 2020 года.
- ^ Хиггинс, Патриция Дж. (1984) «Связь с меньшинством в современных иранских исследованиях 17 (1): с. 37–71, с. 59
- ^ Биндер, Леонард (1962) Иран: Политическое развитие в изменяющемся общественном университете Калифорнийской прессы, Беркли, Калифорния, с. 160–161, OCLC 408909
- ^ Патриция Дж. Хиггинс (1988). «Связи меньшинства в современном Иране» . В Али Бануазизи и Мирон Вейнер (ред.). Государство, религия и этническая политика: Афганистан, Иран и Пакистан . Syracuse University Press . с. 167 . ISBN 9780815624486 .
- ^ Профессор Сванте Корнелл-PDF Архивировал 2007-06-09 на машине Wayback
- ^ Для получения дополнительной информации см.: Али Моршедизад, Рошанфекране Азари В.А. Ховияте Мелли В. Гоми (азербейские интеллектуалы и их отношение к национальной и этнической идентичности) (Тегеран: Nashr-Earkaz Publishing Co., 1380)
- ^ Анника Рабо, Бо Утас, «Роль государства в Западной Азии», Шведский исследовательский институт в Стамбуле, 2005. Стр. 156. Выдержка: «На самом деле существует значительная публикация (книга, газета и т. Д.) В двух крупнейших языках меньшинств на азербайджанском языке и курдском языке, а также в программах BA в 2004–05 годах на азербайджанском языке и литературе (в Иране), а в курдском языке и литературе (в Sanandaj) в Иран очень впервые "
- ^ Иран-Конституция Архивирована 2006-10-04 на машине Wayback
- ^ (Никки Р. Кедди, «Современный Иран: корни и результаты революции», Yale University Press; обновленное издание (1 августа 2006 г.) Стр. 313)
- ^ «Этническая напряженность над мультфильмом, заложенная в северо-западе Ирана», архивировал 2007-03-12 на The Wayback Machine - The New York Times (получено 12 июня 2006 года)
- ^ «Протест в азерводство Ирана над мультфильмом» Аархивировал 2016-12-31 на машине Wayback - BBC (Получено 12 июня 2006 г.)
- ^ «Карикатурист таракана в тюрьму в Иране» Архивировал 2006-06-02 на The Wayback Machine - The Comics Reporter , 24 мая 2006 г. (Получено 15 июня 2006 г.)
- ^ «Иранская газета запрещена в мультфильме», архивировав 2006-06-25 на машине Wayback - BBC News , 23 мая 2006 г. (получено 15 июня 2006 г.)
- ^ «Привлечение голоса и телевидения из Азербайджана» Архивировано 2015-11-19 на The Wayback Machine - Persian Deutsche Welle , 9 ноября 2015 г. (получено 10 ноября 2015 года)
- ^ Frud bezhan. Азерводства проводят протесты в Иране из-за расового архивирования в 2016-01-31 на машине Wayback . Радио Свободная Европа/Радио Свобода. 9 ноября 2015 года.
- ^ Иран: азереносные демонстрации в крупных городах архивировали 2016-08-28 на машине Wayback . Секретариат Национального совета сопротивления Ирана. 28 июля 2016 года.
- ^ Иранские азерводство демонстрируют в крупных городах-NCRI Archived 2016-07-31 на машине Wayback . Иран фокус. 30 июля 2016 года
- ^ Jump up to: а беременный в "Eurasianet" . www.eurasianet.org . Архивировано из оригинала 2017-10-06 . Получено 2008-04-03 .
- ^ Берк, Эндрю. Иран Одинокая планета, 1 ноября 2004 г., стр. 42–43. 1740594258
- ^ Bulent Gokay, Политика каспийской нефти , Palgrave Macmillan, 2001, стр. 30
- ^ Ричард Томас, Роджер Ист, Алан Джон Дэй, Политический и экономический словарь Восточной Европы , Routledge, 2002, стр. 41
- ^ Майкл П. Круассан, «Конфликт Армения - Азербайджан: причины и последствия», Praeger/Greenwood, 1998, стр. 61
- ^ Jump up to: а беременный Эллинг, Кристиан (2013). Меньшинства в Иране: национализм и этническая принадлежность после Хомейни . Palgrave Macmillan. п. 29
- ^ Jump up to: а беременный Мирвахеди, Сейед Хади, изд. (2019). Социолингвистика языков Ирана дома и за рубежом: случай персидского, азербайджанского и курдского . Palgrave Macmillan. п. 53
- ^ Ekmelldin ̇sanoğlu (редактор), культура и обучение в исламе , 2003, с. 282
- ^ Джон Ренар, Ислам и героический образ: темы в литературе и Visual Arts , 1999, Mercer University Press, p. 50
- ^ Feraydoon Adamyat, Andishe-Ha-Yirza-Fthali Akhondzadeh (мысли Мирзы Фтали Ахондзаде) (Тегеран: Харазми Публикации, 1970
- ^ Bosworth, CE (1989). «Азербайджан IV. Исламская история до 1941 года » В Яршатере, Эсан (ред.). Encyclopædia Iranica, том III: аташ-байхаки, ẓahīr- dīn Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. Стр. 224–2 ISBN 978-0-71009-121-5 Полем
В соответствии с правлением режи -шаха шестнадцати лет Азербайджан чувствовал себя сравнительно пренебрежимым, и использование местного языка, азербайца Турции, было запрещено для официальных целей в пользу персидского языка.
- ^ Асгарзаде, Алиреза (11 июня 2007 г.). Иран и проблема разнообразия: исламский фундаментализм, арийский расизм и демократическая борьба . Palgrave Macmillan US. С. 142, 143, 175, 176.
С точки зрения лингвистического исключения и языкового угнетения, именно в 1926 году впервые высказывалось о азербайли-туркском языке в школах Ирана и Азербайджан. Отбираемое вручную кафедру культурного управления Азербайджана Резы Хана, сотрудника по имени доктор Мохсени, хорошо известен тем, что издал приказ: «Поместите осел по поводу того, кто осмеливается говорить турецку в классе и бросить их в конюшню среди ослах»
- ^ Уильямс, Виктория Р. (24 февраля 2020 г.). Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз для выживания . ABC-Clio. п. 125.
Азербайджанский язык запрещен в школах в Иране.
- ^ Лерман, ZVI; Седик, Дэвид (15 февраля 2010 г.). Сельский переход в Азербайджане . Lexington Books. п. 12.
Ограничение было официально отменено в 1979 году, но азербайджанский население не пользуется большой культурной свободой с момента консолидации режима аятоллы Хомейни в 1983 году.
- ^ «Приветствую Хейдар Баба» . Архивировано из оригинала 2007-12-04.
- ^ "Аббас Барес" . Архивировано из оригинала 2013-12-03 . Получено 2014-03-27 .
- ^ Ислам, Аббас (25 декабря 2000 г.). Ясли Савалан . Набриз. Архивировано из оригинала 2014-03-29.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - ^ «Я безумно влюблен в Карех Даг» . Архивировано из оригинала 2014-03-29.
- ^ Голам -реза Сабри-Табризи, Иран: история ребенка, опыт человека , 1989 г., основная издательская компания, с. 168
- ^ «Азербайджани Баят (2) | Антропология и культура» . Архивировано из оригинала 2013-09-21 . Получено 2013-09-20 .
- ^ «Азербайджани Баят (1) | Антропология и культура» . Архивировано из оригинала 2013-09-21 . Получено 2013-09-20 .
- ^ Tabriz обратно
- ^ Рами Ельда, персидская одиссея: Иран Revisited , Authourhouse, 2012
- ^ KK GOSWAM, Достижения в области производства ковров , 2008, Woodhead Publishing in Textiles, p. 148
- ^ Taqipour, Reza. «Введение в Верни» . Архивировано с оригинала 2015-02-06.
- ^ «Килим: воплощение иранского искусства и культуры» . Архивировано из оригинала 2014-03-22 . Получено 2014-03-25 .
- ^ «Verni-Weaving-это уникальное искусство северо-западного Ирана» . Архивировано с оригинала 2014-04-02.
- ^ "Верни; золотая рутина!" Полем 2013-09-16. Архивировано из оригинала 2014-03-11.
- ^ «Верни; экономическая возможность для Карада» . Архивировано из оригинала 2014-03-12.
- ^ R. Khanam, Encycl. Этнография Ближнего Востока и Центральной Азии , 2005, вып. Я, с. 80
- ^ "Иран" . Bahai-library.com . Архивировано с оригинала 2016-04-13.
- ^ «Три ирано-аазери-христиане арестовали; их судьба неизвестна» . www.christiantelegraph.com . Архивировано с оригинала 2016-08-06.
- ^ Малиновская, Тереза (9 мая 2009 г.). «Стоимость религиозного обращения в Иране - Тереза Малиновская» . Хранитель . Архивировано с оригинала 20 декабря 2016 года.
