Mirza Fatali Akhundov
Mirza Fatali Akhundov | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Нуха , Шекинское ханство , Каджарский Иран. | 12 июля 1812 г.
Умер | 9 марта 1878 г. Тифлис , Тифлисская губерния , Российская империя. | ( 65 лет
Занятие | Драматург, философ |
Язык | азербайджанский , персидский , русский [ 1 ] |
Мирза Фатали Ахундзаде ( азербайджанский : Mirzə Fətəli Axundov ; персидский : Мирза Фатали Ахундзаде ), также известный как Мирза Фатали Ахундзаде или Мирза Фатх-Али Ахундзаде (12 июля 1812 - 9 марта 1878), был знаменитым иранским азербайджанцем . [ 2 ] писатель, драматург, атеист, [ 2 ] философ, основоположник азербайджанской современной литературной критики. [ 3 ] Он прославился главным образом своими пьесами в европейском стиле, написанными на азербайджанском языке. [ 4 ]
Ахундзаде единолично открыл новый этап развития азербайджанской литературы . Он также был основателем материалистического и атеистического движения в Азербайджанской Республике. [ 5 ] и один из предшественников современного иранского национализма . [ 6 ] Он также выступал за переход азербайджанской письменности с персидско-арабской письменности на латинский алфавит .
По словам историка и политолога Заура Гасымова, весь интеллектуальный ландшафт Ахундзаде был «плотно переплетен с персидской мыслью». [ 7 ] Ахундзаде определял своих сородичей как тюрков , но в то же время считал Иран своей родиной . [ 8 ]
Жизнь
Ахундзаде родился в 1812 году в Нухе (современный Шеки, Азербайджан ) в богатой иранско-азербайджанской помещичьей семье. [ 9 ] [ 10 ] Его отец переехал на Южный Кавказ из Хамене , небольшого городка в иранском Азербайджане. Один из его предков по материнской линии был африканцем, находившимся на службе у Надир-шаха ; Ахундзаде знал об этом происхождении, что заставляло его чувствовать связь с русским поэтом Александром Пушкиным , также частично африканского происхождения. [ 10 ] Его родители, и особенно его дядя Хаджи Алескар, который был первым учителем Фатали, готовили юного Фатали к карьере в шиитском духовенстве, но юношу привлекала литература. В 1832 году, находясь в Гяндже , Ахундзаде познакомился с поэтом Мирзой Шафи Вазе , который познакомил его с западной светской мыслью и отговорил его от продолжения религиозной карьеры. [ 11 ] Позже в 1834 году Ахундзаде переехал в Тифлис (современный Тбилиси, Грузия ) и провел остаток своей жизни, работая переводчиком восточных языков на службе наместничества Российской империи. Одновременно с 1837 года работал учителем в Тбилисском уездном армянском училище, затем в Нерсисяновском училище . [//en.wikipedia.org/wiki/Mirza_Fatali_Akhundov#endnote_] [1] В Тифлисе его знакомство и дружба с ссыльными русскими декабристами Александром Бестужевым-Марлинским , Владимиром Одоевским , поэтом Яковом Полонским , армянскими писателями Хачатуром Абовяном , [2] Габриэль Сундукян и другие сыграли определенную роль в формировании европеизированного мировоззрения Ахундзаде.
Первым опубликованным произведением Ахундзаде была « Восточная поэма » (1837) — персидский плач по поводу смерти Александра Пушкина. Но расцвет литературной деятельности Ахундзаде приходится на конец 1850-х годов. В начале 1850-х годов Ахундзаде написал шесть комедий ( «Хекаяти Молла Ибрагим-Халил Кимьягар» , «История господина Журдана, ботаника и дервиша Масталишаха, известного колдуна» , «Приключения визиря Лянкяранского ханства» и др.) – первых комедий в азербайджанской литературе. а также первые образцы национальной драматургии. Комедии Ахундзаде уникальны своим критическим пафосом и анализом реалий Азербайджана первой половины XIX века. Эти комедии нашли многочисленные отклики в российской и зарубежной периодике. Немецкий журнал иностранной литературы назвал Ахундзаде «гением драматургии» и «азербайджанским Мольером». Острое перо Ахундзаде было направлено против всего, что, по его мнению, препятствовало продвижению Российской империи, которая для Ахундзаде была силой модернизации, несмотря на зверства, которые она совершила в своем наступлении на юг против родственников Ахундзаде. [ 12 ] По словам Вальтера Коларца:
Величайший азербайджанский поэт XIX века «Мирза Фатали Ахундов» (1812–1878), которого называют «Мольером Востока», был настолько предан делу России, что призывал своих соотечественников сражаться с Турцией во время Крымской войны. Война . [ 13 ]
В 1859 году Ахундзаде опубликовал свой короткий, но знаменитый роман «Обманутые звезды» . В этом романе он заложил основы азербайджанской реалистической исторической прозы, дав образцы нового жанра в азербайджанской литературе. Своими комедиями и драмами Ахундзаде утвердил реализм как ведущее течение в азербайджанской литературе.
По словам Рональда Григора Суни :
Турецкий национализм, который развился отчасти как реакция на национализм христианских меньшинств [Османской империи], находился, как и армянский национализм, под сильным влиянием мыслителей, живших и получивших образование в Российской империи . Крымский татарин Исмаил-бей Гаспринский и азербайджанский писатель Мирза Фатх Али Ахундзаде вдохновляли турецких интеллектуалов конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. [ 14 ]
По словам Тадеуша Свентоховского :
В своем прославлении доисламского величия Ирана, прежде чем он был разрушен руками «голодных, обнаженных и диких арабов», «Ахундзаде был одним из предшественников современного иранского национализма и его воинственных проявлений». был ли он лишен антиосманских настроений и в духе многовековой иранско-османской конфронтации он отважился написать статью о победе шаха Аббаса I над Турки в Багдаде Ахундзаде считаются одним из основателей современной иранской литературы, и его формирующее влияние заметно в таких крупных персоязычных писателях, как Малкум Хан , Мирза Ага Хан и Мирза Абдул-Рахим Талыбов Тебризи . Все они были защитниками. реформ в Иране Если Ахундзаде не сомневался, что его духовной родиной был Иран, то Азербайджан был страной, где он вырос и чей язык был его родным языком. лирическая поэзия была написана на персидском языке, но его произведения несут в себе послания социальной важности, поскольку они написаны на языке народа его родины, Азари. Без каких-либо признаков раздвоения личности он объединил большую иранскую идентичность с азербайджанской - он использовал термин ватан (отечество) по отношению к обоим». [ 6 ]
Реза Зия-Эбрахими также считает Ахундзаде отцом-основателем того, что он называет «дислокативным национализмом» в Иране. По словам Зия-Эбрахими, Ахундзаде черпал вдохновение в ориенталистских шаблонах для построения видения древнего Ирана, которое предлагало интеллектуалам, недовольным темпами модернистских реформ в Иране, своекорыстное повествование, в котором во всех недостатках Ирана обвиняют монолитную и инородную систему. «другой»: араб. По мнению Зия-Эбрахими, Ахундзаде следует отдать должное внедрению этнорасовых идей, особенно противостояния между иранскими арийцами и арабами-семитами, в интеллектуальные дебаты в Иране. Зия-Эбрахими оспаривает, что Ахундзаде имел какое-либо влияние на интеллектуалов-модернистов, таких как Малкум Хан (помимо общего проекта по реформированию алфавита, используемого для письма на персидском языке) или Талыбова Тебризи . Его настоящим наследником был Кермани , и наследие этих двух интеллектуалов следует искать в этническом национализме государства Пехлеви, а не в гражданском национализме конституционного движения. [ 15 ]

Хотя Акундзаде, как говорят, был атеистом, он очень симпатизировал зороастрийской религии и вел переписку с Манекджи Лимджи Хатарией. [ 16 ] [ 17 ]
В то время династия Каджаров находилась в большом кризисе из-за их неудач в борьбе с Российской империей и британцами, а также из-за их коррупции и бесхозяйственности. [ 16 ] Это привело к возникновению конституционного движения. По мнению этих интеллектуалов, Ирану необходим политический переход к конституционной парламентской модели управления. Но для некоторых интеллектуалов, таких как Ахундзаде, этого было недостаточно. [ 16 ]
Он утверждал, что арабы и ислам несут ответственность за упадок иранской цивилизации, и утверждал, что иранцам следует оглянуться на свою славную доисламскую цивилизацию. В «Мактубат-э Камал од-Доуле бех Шахзаде Джамал од-Доуле» («Письма Камаля од-Доуле принцу Джалалу од-Доуле», 1860 г., далее «Мактубат») изложено его видение славного доисламского прошлого. Как и Джалал ад-Дин Мирза Каджар, с которым он переписывался, он утверждал, что арабские заимствованные слова, алфавит и ислам должны быть удалены. Если это будет реализовано, то, по его мнению, Иран сможет вернуться в свое славное состояние. Он был первым, кто объединил эти идеи в последовательную националистическую идеологию, что делает его отцом иранского национализма. Ахундзаде также был атеистом, но сделал исключение для зороастризма, который считал великой религией и истинной иранской религией. Он надеялся, что однажды он снова заменит ислам, и поэтому пытался продвигать его в своем «Мактубате». [ 16 ]
«Султаны ислама» будут «добрее к своим родственникам, чем к своим собственным брату и отцу». Они «будут сожалеть о том, что не знали вас до сегодняшнего дня и что на протяжении всей истории ислама они поддерживали и восхищались арабами, которые являются их врагами… которые разрушили их страну», а не зороастрийцами, которые являются «своими братьями, говорящие на одном языке [sic], со своими соотечественниками, с живой памятью о своих славных предках и об их ангелах-хранителях». [ 16 ]
Ахундзаде находился под чарами, казалось бы, архаичной харизмы Манекджи, своего рода магнетизма, проистекающего из особых знаний о славном прошлом, которыми он, как считалось, обладал. Ахундзаде поставил его на пьедестал, потому что видел в нем посланника того Золотого Века, которого жаждали он и Джалал ад-Дин Мирза, как будто Манекджи только что вышел из машины времени. В другом письме это восхищение Манекджи становится более очевидным: «Я хочу, чтобы... иранцы знали, что мы — дети парсов, что наш дом — Иран, что рвение, честь, идеализм и наши небесные устремления требуют, чтобы мы отдавайте предпочтение нашим родственникам, а не чужеземным кровожадным бандитам» (Ахундзаде Манекджи, 29 июля 1871 г., в Мохаммадзаде и Арасли 1963:249, курсив наш). Очень показательно, что Ахундзаде назвал иранцев «детьми» парсов. Он предоставил парсам генеалогическое превосходство, которое можно объяснить только тем фактом, что он считал их своего рода чистыми иранцами, незагрязненными арабами и исламом, за которыми должна «следовать» современная униженная мусульманская масса. Затем он добавил, что «я внешне похож на турка, но я принадлежу к расе парсов». [ 16 ]
В 1920-е годы Азербайджанскому государственному академическому театру оперы и балета было присвоено имя Ахундзаде.
Иранский национализм
Ахундзаде идентифицировал себя как принадлежащий к иранской нации ( меллат-е Иран ) и к иранской родине ( ватан ). Он переписывался с Джалал ад-Дином Мирзой (несовершеннолетним принцем Каджаров, сыном Бахмана Мирзы Каджара , 1826–1870 гг.) и восхищался эпическим произведением этого последнего «Намех-йе Хосрован» («Книга правителей»), которое представляло собой попытку предложить современному читателю биографии Древние цари Ирана, реальные и мифические, без обращения к арабским заимствованиям. Намех . представил доисламское прошлое как прошлое величия, а приход ислама – как радикальный разрыв [ 18 ]
Мирза Ака Хан Кермани (1854–96) был одним из учеников Ахундзаде. Три десятилетия спустя он попытался распространить мысль Ахундзаде, одновременно значительно усилив ее расовое содержание. Мирза Ака Хан Кермани также последовал за Джалал-ад-Дином Мирзой в создании национальной истории Ирана « Айне-йе секандари» («Александрийское зеркало»), простирающейся от мифологического прошлого до эпохи Каджаров, снова для того, чтобы противопоставить мифологизированному и воображаемому предшествующему периоду. -Исламское прошлое и настоящее не оправдывают националистических ожиданий. [ 19 ]
Реформа алфавита

Ахундзаде был ярым сторонником реформы алфавита, считая персидско-арабское письмо недостаточным для передачи тюркских звуков. Он начал свою работу над реформой алфавита в 1850 году. Его первые усилия были сосредоточены на изменении персидско-арабского письма, чтобы оно более адекватно удовлетворяло фонетическим требованиям азербайджанского языка . Во-первых, он настоял на том, чтобы каждый звук представлялся отдельным символом, без дублирования и пропусков. Персидско-арабское письмо выражает только три гласных звука, тогда как азербайджанскому необходимо идентифицировать девять гласных. Позже он открыто выступал за переход от персидско-арабского алфавита к модифицированному латинскому алфавиту. Латинская письменность, которая использовалась в Азербайджане в период с 1922 по 1939 год, и латиница, которая используется сейчас, были основаны на третьей версии Ахундзаде.
Семья
Его родителями были Мирза Мухаммед Таги (родившийся в Хамане ) и Нане Ханум. [ 10 ] В 1842 году он женился на Тубу Ханум, двоюродной сестре своей матери. У него было 13 детей, из которых только двое (Ниса и Рашид) достигли зрелости. Его второй брак был с Назли Бейим, потомком Джавад-хана , от которого он стал отцом Сайрабаима. Он выдал Нису и Сайрабаим замуж за хана Бабу Мирзу из семьи Бахмани . Его внук Фатали был репрессирован в 1938 году.
Наследие

Помимо своей роли в азербайджанской литературе и иранском национализме , Ахундзаде также был известен своей резкой критикой религий (в основном ислама) и остается самым знаковым азербайджанским атеистом. [ 20 ] Именем Ахундзаде в Азербайджане также названы Национальная библиотека Азербайджана и Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета , а также несколько улиц, парков и библиотек. Его именем также назван культурный музей в Тбилиси , Грузия, посвященный грузино-азербайджанским культурным связям.
Пуник , село в Армении , до недавнего времени также называлось в честь Ахундзаде. В ТЮРКСОЙ состоялась церемония закладки фундамента, посвященная объявлению 2012 года годом Мирзы Фатали Ахундзаде.
Дом-музей
Дом-музей Мирзы Фатали Ахундова | |
Дом-музей Мирзы Фатали Ахундова 30 июля 2015 г. | |
![]() | |
Учредил | 1940 |
---|---|
Расположение | ![]() ![]() |
Координаты | 41 ° 12'11 ″ с.ш. 47 ° 11'49 ″ в.д. / 41,20306 ° с.ш. 47,19694 ° в.д. |
Дом-музей Мирзы Фатали Ахундова расположен в Шеки. Ахундов родился в этом доме и провел здесь свое детство и юность. Этот музей также является первым мемориальным музеем, открытым в Азербайджане. [ 21 ]
История
Дом построен в 1800 году. В 1811 году его забрал отец Мирзы Фатали Ахундова Мирза Мохаммад Таги. Мирза Фатали Ахундов родился здесь в 1812 году. Два года спустя отец Ахундова переехал с семьей в село Хамна недалеко от Тебриза . Родители Мирзы Фатали развелись, когда ему было 13 лет. Позже, в 1825 году, Ахундов вместе с семьей вернулся в Шеки. С этого периода о нем начал заботиться дядя матери Ахунд Хаджи Алесгар. В 1833 году он поступил в открытую в Шеки русскую школу и, проучившись там год, в 1834 году уехал в Тбилиси. В 1940 году в этом доме был создан музей. В 2012 году в честь 200-летия Ахундова музей был капитально отремонтирован. [ 21 ]
Описание
Музей состоял из двух небольших смежных комнат. Рядом с домом есть еще одно здание. Он был построен позже и здесь была создана экспозиция, посвященная жизни и творчеству великого писателя. Дом-музей М.Ф. Ахундова состоит из 2 зданий, экспозиционного зала, посвященного его жизни и деятельности, и дома, где родился Ахундов. [ 21 ]
Дом построен из сырцового кирпича в шекинской архитектурной традиции около 1800 года и состоит из двух комнат, балкона и подвала. Между этажами имеется деревянная конструкция. Печь также свидетельствует о том, что здание построено в восточном стиле. В комнатах выставлен антиквариат. Раньше во дворе были каменные и кирпичные стены, кирпичные арочные ворота в восточном стиле и еще один двухэтажный подвальный дом из сырцового кирпича, принадлежавший двоюродным братьям Мирзы Фатали Ахундзаде. [ 22 ]
Экспозиционный зал построен в 1975 году. Дом-музей Мирзы Фатали Ахундзаде отремонтирован в 2011–2012 годах. В музее представлено 248 экспонатов. [ 23 ]
Фотографии
Библиография
Основные работы:
- Комедии Мирзы Фетъ-Али-Ахундова (Comedies of Mirza Fatali Akhundov). Tiflis, 1853.
- Тамсилат-и Капутан Мирза Фатх-Али Ахундзаде (Сборник пьес Мирзы Фатали Ахундзаде). Тбилиси, 1860 год.
Работы по литературной критике:
- Киритика (Критика)
- Рисала-и ирад (Трактат о придирках)
- Фанн-и киритика (Искусство критики)
- Дарбарах-и Мулла-йи Руми ва тасниф-иу (О Руми и его творчестве)
- Дарбарах-и назм ва наср (О стихах и прозе)
- Фихрист-и китаб (Предисловие к книге)
- в Тебриз Письмо Мирзе Аху
- Усул-и нигариш (Принципы письма)
См. также
- Национальная библиотека Азербайджана Мирзы Фатали Ахундова
- Государственная премия Мирзы Фатали Ахундова Азербайджанской ССР.
Ссылки
- ^ Хесс, Майкл Р. (2015). «Axundzadə, Mirzə Fətəli» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_2482 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Jump up to: а б * АХУНДЗАДА АХУНДЗАДА (в советском употреблении АХУНДОВ), МЕРЗА ФАТХ-АЛЕ (1812–78), азербайджанский драматург и пропагандист реформы алфавита; также один из первых и самых откровенных атеистов, появившихся в исламском мире. По его собственному автобиографическому отчету (впервые опубликовано в Кашкуле, Баку, 1887, № 43–45, и перепечатано в М. Ф. Ахундов, Алефба-йе йадид ва мактубат, под ред. Х. Мохаммадзада и Х. Арасли, Баку, 1963, стр. . 349–55), Ахундзада родился в 1812 году (в других документах указаны 1811 и 1814 годы) в городе Нуха, в той части Азербайджана, которая была аннексирована Россией в 1828 году. Его отец, Мирза Мохаммад-Таки, был кадходой из Хамены. , небольшой городок примерно в пятидесяти километрах к западу от Тебриза, но позже занялся торговлей и, переправившись через реку Аракс, поселился в Нухе, где в 1811 году взял вторую жену. Год спустя она родила Мирзу Фатх-Али. Мать Ахундзады происходила от африканки, служившей Надер-шаху, и осознание этого африканского элемента в его происхождении дало Ахундзаде чувство близости с его великим русским современником Пушкиным.
- «Иранские интеллектуалы девятнадцатого века, такие как Мирза Фатх Али Ахундзаде и Мирза Ака Хан Кермани (...)» — Агайе, Камран Скот; Мараши, Афшин (2014). Переосмысление иранского национализма и современности. Техасский университет Пресс
- «(...) иллюстрирует центральную роль идеала улучшения существующих институтов для Ахундзаде и других иранских интеллектуалов девятнадцатого века. (...) Как носителя азербайджанского языка, который публиковался как на персидском, так и на азербайджанском языке». - Литвак, Меир, изд. (2017) Построение национализма в Иране: от Каджаров до Исламской Республики. Рутледж. п. 43
- Русский Азербайджан (1905–1920): формирование национальной идентичности в мусульманской общине . Издательство Кембриджского университета, Бостон, 1985.
- «Акхунд-Зада, мирза фатх Али (181–78) был первым автором оригинальных пьес на турецком идиоме. Сын торговца, родом из перса Адхарбайджана, он родился в 1811 (по данным Каферогулу) или 1812 (по данным Советскому Энциклопедия, 1950) в Сухеки, современный Нукха - Брэндс, Х.В., Акхунд-Зада, в: Энциклопедия ислама, второе издание, под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К.Э. Босворт, Э. ван Донзель. , В.П. Генрихс
- «Это, несомненно, было также причиной того, что Фатхали Ахундзаде (ум. 1878), азербайджанский иранец, который был подданным Российской империи и жил в Грузии, начал атаку на Саади в его генеральном нападении на персидскую поэзию. Он был, пожалуй, первым иранским интеллектуалом-националистом и модернистом, отвергая практически всю постисламскую иранскую культуру, романтически прославляя наследие древней Персии и желая превратить Иран в западноевропейский стиль. страна в одночасье - Катузян, Хома (2006: Поэт жизни, любви и сострадания).
- «Интеллектуальными предшественниками романтического национализма были Мирза Фатх-Али Ахундзада, Джалал-ад-Дин Мирза Каджар и Мирза Ака Хан Кермани (qq.v.). Они представили основные идеалы автономии, единства и процветания иранский народ с патриотической преданностью». -- Ашраф, Ахмад (2006). ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ iv. 19-20 ВЕКИ. Том. XIII, Фаск. 5, стр. 522–530.
- Коларц В. Русская и ее колонии. Лондон. 1953. стр. 244–245.
- ^ Парсинежад, Ирадж. История литературной критики в Иране (1866–1951). Жил в Российской империи. Бетесда, Мэриленд: Ibex, 2003. с. 44.
- ^ Миллар, Джеймс Р. (2004). Энциклопедия истории России . Справочник Макмиллана США. п. 23 . ISBN 978-0-02-865694-6 .
- ^ М. Иовчук (ред.) и др. [Философская и социологическая мысль народов СССР в XIX веке http://www.biografia.ru/about/filosofia46.html ]. Москва: Мысль , 1971.
- ^ Jump up to: а б Тадеуш Свентоховский , Россия и Азербайджан: пограничье в переходный период (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета), 1995, стр. 27–28:
- ^ Гасымов, Заур (2022). «Наблюдение за Ираном из Баку: иранские исследования в советском и постсоветском Азербайджане». Иранские исследования . 55 (1): 38. дои : 10.1080/00210862.2020.1865136 . S2CID 233889871 .
- ^ Йылмаз, Харун (2013). «Советский Союз и формирование азербайджанской национальной идентичности в 1930-е годы». Иранские исследования . 46 (4): 513. дои : 10.1080/00210862.2013.784521 . S2CID 144322861 .
- ^ Русский Азербайджан (1905–1920): формирование национальной идентичности в мусульманской общине . Бостон: Издательство Кембриджского университета. 1985.
Например, Мирза Фатх Али Ахундов, наиболее известный на Западе азербайджанец, будет называться Ахундзаде, форма его имени, которая на протяжении столетия использовалась в публикациях за пределами России.
- ^ Jump up to: а б с АХУНДЗАДА АХУНДЗАДА (в советском словоупотреблении АХУНДОВ), МЕРЗА ФАТХ-АЛЕ (1812–78), азербайджанский драматург и пропагандист реформы алфавита; также один из первых и самых откровенных атеистов, появившихся в исламском мире. По его собственному автобиографическому отчету (впервые опубликовано в Кашкуле, Баку, 1887, № 43–45, и перепечатано в М. Ф. Ахундов, Алефба-йе йадид ва мактубат, под ред. Х. Мохаммадзада и Х. Арасли, Баку, 1963, стр. . 349–55), Ахундзада родился в 1812 году (в других документах указаны 1811 и 1814 годы) в городе Нуха, в той части Азербайджана, которая была аннексирована Россией в 1828 году. Его отец, Мирза Мохаммад-Таки, был кадходой из Хамены. , небольшой городок около 50 километрах к западу от Тебриза, но позже занялся торговлей и, переправившись через реку Аракс, поселился в Нухе, где в 1811 году взял вторую жену. Год спустя она родила Мирзу Фатх-Али. Мать Ахундзады происходила от африканца, который находился на службе у Надир-шаха, и осознание этого африканского элемента в его происхождении дало Анхундзаде чувство близости с его великим русским современником Пушкиным.
- ^ Шисслер, А. Холли (2003). Между двумя империями: Ахмет Агаоглу и Новая Турция . ИБ Таурис. п. 104. ИСБН 978-1-86064-855-7 .
- ^ Зия-Эбрахими, Реза (2016). Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 141–45. ISBN 9780231541114 .
- ^ Коларц, В. (1967). Россия и ее колонии . Хамден, Коннектикут: Archon Books. стр. 244–245. ОСЛК 1200139 .
- ^ Суни, Рональд Григор (1993). Взгляд в сторону Арарата: Армения в современной истории . Университет штата Индиана. п. 25.
- ^ Зия-Эбрахими, Реза (2016). Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зия-Эбрахими, Реза (2010). «Эмиссар Золотого века: Манекджи Лимджи Хатария и харизма архаики в донационалистическом Иране» . Исследования этнической принадлежности и национализма . 10 (3): 377–390. дои : 10.1111/j.1754-9469.2011.01091.x . ISSN 1754-9469 .
- ^ Рингер, Моника М. «Иранский национализм и зороастрийская идентичность: между Киром и Зороастром». В Аманате Аббас; Вейдани, Фарзин (ред.). Иран сталкивается с другими . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1057/9781137013408_13 . ISBN 978-1-349-28689-8 .
- ^ Зия-Эбрахими, Реза (2016). Возникновение иранского национализма: раса и политика смещения . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 36–38.
- ^ Ашраф, АХМАД. «ИРАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ IV. 19-20 ВЕКИ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 18 сентября 2011 г.
- ^ Ахундов М. Ф. - Великий человек - Атеист
- ^ Jump up to: а б с «Дом-музей великого драматурга без посетителей» . news.milli.az. 20 мая 2013. Архивировано из оригинала 8 ноября 2013 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «М.Ф.Аксундовун в музеях» . sheki.heritage.org.az. Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Дом-музей МИД Хундзаде в Шеки» . anl.az Архивировано из оригинала 5 марта 2020 года . Проверено 19 февраля 2021 г.
Дальнейшее чтение
- Абдолмохаммади, Пейман (2015). «Заметки об истоках секуляризма и национализма в Иране: случай Мирзы Фатхали Ахундзаде». Евразийские исследования . 13 (1–2): 153–179. дои : 10.1163/24685623-12340008 .
- Гулд, Ребекка (2016). «Критика религии как политическая критика: доисламская ксенология Мирзы Фатха Али Ахундзады» . Обзор интеллектуальной истории . 26 (2): 171–184. дои : 10.1080/17496977.2016.1144420 . S2CID 147780901 .
- Гулд, Ребекка Рут (2018). «Увековечивая память Ахундзаде: противоречивый космополитизм и постсоветский нарциссизм в Старом Тбилиси» (PDF) . Интервенции: Международный журнал постколониальных исследований . 20 (4): 488–509. дои : 10.1080/1369801X.2018.1439397 . S2CID 151546731 .
- Мазинани, Мехран (2015). «Свобода в мыслях Ахундзаде и Кермани». Ближневосточные исследования . 51 (6): 883–900. дои : 10.1080/00263206.2015.1026897 . S2CID 143161479 .
- Резаи, Мохаммед (2021). «Истоки раннего иранского Просвещения: случай «Киритики» Ахундзаде ». Современный обзор Ближнего Востока . 8 (1): 9–21. дои : 10.1177/2347798920976274 . S2CID 230559505 .
Внешние ссылки
- Биография .
- Ахундов: Реформатор алфавита до своего времени , Азербайджанский международный журнал, Том 8:1 (весна 2000 г.).
- http://mirslovarei.com/content_fil/AXUNDOV-MIRZA-FATALI-2072.html
- азербайджаноязычные писатели
- Персидские писатели XIX века
- Писатели Российской Империи.
- Иранские писатели-мужчины
- Иранские философы XIX века
- Философы Российской Империи
- Иранские азербайджанцы
- Иранские атеисты
- Азербайджанские атеисты
- Философы-атеисты
- Иранские националисты
- Иранские революционеры
- Люди персидской конституционной революции
- 1812 рождений
- 1878 смертей
- Люди из Шеки, Азербайджан
- Азербайджанские философы XIX века
- Атеисты XIX века
- Бывшие мусульманские критики ислама
- Захоронения в Пантеоне выдающихся азербайджанцев
- Азербайджанские персоязычные писатели
- Мирза Фатали Ахундзаде