Как катящийся камень
"Как катящийся камень" | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл от Боба Дилана | ||||
из альбома Highway 61 Revisited | ||||
сторона B | « Врата Эдема » | |||
Выпущенный | 20 июля 1965 г. | |||
Записано | 16 июня 1965 г. | |||
Студия | Колумбия, 7-я авеню , Нью-Йорк [1] | |||
Жанр | Фолк-рок [2] | |||
Длина | 6 : 13 | |||
Этикетка | Колумбия | |||
Автор(ы) песен | Боб Дилан | |||
Продюсер(ы) | Том Уилсон | |||
Боба Дилана Хронология синглов | ||||
| ||||
Аудио | ||||
"Как катящийся камень" на YouTube |
« Like a Rolling Stone » — песня американского певца и автора песен Боба Дилана , выпущенная 20 июля 1965 года на лейбле Columbia Records . Его конфронтационная лирика возникла из расширенного стиха, написанного Диланом в июне 1965 года, когда он вернулся изнуренным из изнурительного турне по Англии . Дилан превратил этот проект в четыре куплета и припев. «Like a Rolling Stone» была записана несколько недель спустя в рамках записи грядущего альбома Highway 61 Revisited .
Во время трудной двухдневной подготовки Дилан изо всех сил пытался найти суть песни, которая безуспешно была записана в демо-версии. 3
4 раз . Прорыв произошел, когда его опробовали в формате рок-музыки , и сессионный музыкант-новичок Эл Купер импровизировал органный рифф Hammond B2, которым известен этот трек. Columbia Records была недовольна как продолжительностью песни (более шести минут), так и ее тяжелым электрическим звучанием, и не решалась выпустить ее. И только когда месяц спустя копия просочилась в новый популярный музыкальный клуб и ее услышали влиятельные диджеи, песня была выпущена как сингл. Хотя радиостанции неохотно крутили столь длинный трек, "Like a Rolling Stone" достиг 2-го места в чартах Billboard США (1-е место в Cashbox ) и стал мировым хитом.
Критики охарактеризовали "Like a Rolling Stone" как революционный по сочетанию музыкальных элементов, юношеского, циничного звучания голоса Дилана и прямоты вопроса "Каково это?". Она завершила трансформацию образа Дилана из фолк-певца в рок-звезду и считается одной из самых влиятельных композиций в послевоенной популярной музыке . Журнал Rolling Stone поместил ее на первое место в списках « 500 величайших песен всех времен » за 2004 и 2010 годы. [3] Его каверы исполнили многие артисты, включая Jimi Hendrix Experience и Rolling Stones. [4] Wailers , , Cat Power Titus Andronicus и Green Day . На аукционе 2014 года рукописный текст песни Дилана был продан за 2 миллиона долларов, что стало мировым рекордом для популярной музыкальной рукописи. [5]
Письмо
[ редактировать ]В начале 1965 года, после возвращения из турне по Англии, задокументированного в фильме « Не оглядывайся назад », Дилан был недоволен ожиданиями публики от него и направлением его карьеры, и подумывал о том, чтобы уйти из музыкального бизнеса. В интервью Playboy в 1966 году он сказал :
Прошлой весной я, кажется, собирался бросить петь. Я был очень измотан, и судя по тому, как развивались дела, это была очень тягостная ситуация... Но «Like a Rolling Stone» все изменил. Я имею в виду, что это было то, что я сам мог раскопать. Очень утомительно, когда другие люди говорят тебе, как сильно они тебя ценят, если ты сам тебя не копаешь. [6]
Песня выросла из расширенного фрагмента куплета. В 1966 году Дилан описал ее происхождение журналисту Жюлю Сигелу :
Это было десять страниц. Это ничем не называлось, просто ритм на бумаге, все о моей постоянной ненависти, направленной в какой-то честный момент. В конце концов, это была не ненависть, это было сообщение кому-то чего-то, чего он не знал, что ему повезло. Месть, это лучшее слово. Я никогда не думал об этом как о песне, пока однажды я не оказался за пианино и на бумаге не запело: «Каково это?» в замедленном темпе, в предельно замедленном темпе, следуя за чем-то. [7]
В 1965 году Дилан сочинял прозу, стихи и песни, непрерывно печатая. Этот процесс запечатлен на кадрах из фильма «Не оглядывайся» , где Дилан находится в своем номере в лондонском отеле «Савой» . Однако Дилан рассказал двум интервьюерам, что "Like a Rolling Stone" начиналась как длинная часть "блевотины" (10 страниц по одной версии и 20 по другой), которая позже приобрела музыкальную форму. [8] Дилан никогда публично не говорил о написании каким-либо другим крупным произведением таким образом. В интервью радио CBC в Монреале Дилан назвал создание песни «прорывом», объяснив, что она изменила его восприятие того, куда он движется в своей карьере. Он сказал, что обнаружил, что пишет
этот длинный кусок блевотины, страниц в 20, из него я взял «Like a Rolling Stone» и сделал его синглом. И я никогда раньше не писал ничего подобного, и мне вдруг пришло в голову, что это то, что мне следует делать... После того, как я написал это, мне не было интересно писать роман или пьесу. У меня просто было слишком много, я хочу писать песни. [9]
Из расширенной версии на бумаге Дилан написал четыре куплета и припев в Вудстоке, штат Нью-Йорк . [10] В 2014 году, когда рукописные тексты песен были выставлены на аукцион, в четырехстраничной рукописи выяснилось, что полный припев припева появляется только на четвертой странице. Отвергнутая третья строчка «как собака без кости» уступает место «теперь ты неизвестен». Ранее Дилан подумывал о включении имени Аль Капоне в схему рифм, и он попытался построить схему рифм для фразы «каково это?», написав карандашом «это кажется реальным», «это кажется реальным», «заткнись». и сделка», «встань на колени» и «грубая сделка». [11] Песня была написана на пианино в тональности ре-бемоль и заменена на до на гитаре в студии звукозаписи. [12]
Запись
[ редактировать ]Дилан пригласил чикагского блюзового гитариста Майка Блумфилда к себе домой в Вудстоке на выходные, чтобы разучить новый материал. Блумфилд вспоминал: «Первое, что я услышал, была «Like a Rolling Stone». Я подумал, что он хочет блюз и подтягивание струн, потому что это то, чем я занимаюсь. Он сказал: «Эй, чувак, мне не нужен ничего из этого BB King». всякое такое». Итак, ладно, я действительно развалился. Какого черта он хочет? Мы возились с песней, и я сыграл так, как он понял, и он сказал, что она классная». [13]
Сеансы записи были продюсированы Томом Уилсоном 15–16 июня 1965 года в студии A Columbia Records , 799 Seventh Avenue, в Нью-Йорке. [1] [14] [15] Это будет последняя песня, которую Уилсон спродюсирует для Дилана. [16] Помимо Блумфилда, в список музыкантов входили Пол Гриффин на фортепиано, Джо Мачо-младший на басу, Бобби Грегг на барабанах и Брюс Лангхорн на тамбурине. [15] все забронировано Уилсоном. Грегг, Гриффин и Лэнгхорн ранее работали с Диланом и Уилсоном над «Вернем все обратно домой» . [17]
На первой сессии, 15 июня, пять дублей песни были записаны в совершенно другом стиле ( 3
4 раза вальса с Диланом на фортепиано) из будущего релиза. Отсутствие нот означало, что песню приходилось играть на слух. Однако его суть была раскрыта в ходе хаотического сеанса. Музыканты не дожили до первого припева до четвертого дубля, но после следующего заполнения на гармошке Дилан прервал его, сказав: «Мой голос пропал, чувак. Хочешь попробовать еще раз?» [18] Вскоре сессия закончилась. [19] Дубль был выпущен на сборнике 1991 года The Bootleg Series Volumes 1–3 (Rare & Unreleased) 1961–1991 . [18] [20]
Когда на следующий день, 16 июня, музыканты снова собрались, Эл Купер к делу присоединился . Купер, на тот момент 21-летний сессионный гитарист, [21] Изначально не предполагалось, что он будет играть, но присутствовал в студии в качестве гостя Уилсона. [22] Когда Уилсон вышел, Купер сел со своей гитарой вместе с другими музыкантами, надеясь принять участие в записи. [23] К тому времени, когда Уилсон вернулся, Купер, которого напугала игра Блумфилда на гитаре, вернулся в диспетчерскую. После пары репетиций Уилсон перевел Гриффина с органа Hammond на фортепиано. [23] Купер подошел к Уилсону и сказал, что у него есть хорошая партия органа. Уилсон принижал органные способности Купера, но не запрещал ему играть. Как позже выразился Купер: «Он просто посмеялся надо мной… Он не сказал «нет» — поэтому я пошел туда». Уилсон был удивлен, увидев Купера за органом, но позволил ему играть на дорожке. Когда Дилан услышал воспроизведение песни, он настоял на том, чтобы в миксе был включен орган, несмотря на протесты Уилсона о том, что Купер «не играет на органе». [24] [25]
16 июня было записано 15 дублей. [26] К этому моменту песня приобрела знакомую форму, в 4
4 раза с Диланом на электрогитаре. После четвертого дубля - основного дубля, выпущенного как сингл. [16] — Уилсон радостно прокомментировал: «Мне это кажется хорошим». [27] Несмотря на это, Дилан и группа записали песню еще 11 раз. [28]
Полные сессии записи, в результате которых был создан "Like a Rolling Stone", включая все 20 дублей и отдельные "основы", составляющие мастер-альбом из четырех треков. [29] были выпущены в ноябре 2015 года в 6-дисковой и 18-дисковой версиях The Bootleg Series Vol. 12: На переднем крае 1965–1966 гг . [30]
Темы
[ редактировать ]В отличие от обычных хитов того времени, "Like a Rolling Stone" содержал тексты, которые интерпретировались как выражение негодования, а не любви. [31] [32] Автор Оливер Трэгер характеризует тексты песен как «насмешку Дилана над женщиной, которая впала в немилость и вынуждена постоять за себя во враждебном, незнакомом мире». [32] Сюжет песни, «Мисс Одинокая», раньше выбирала легкие варианты в жизни — она училась в лучших школах и имела высокопоставленных друзей — но теперь, когда ее положение стало трудным, кажется, что у нее нет значимого опыта, который мог бы определить ее характер. . [32] Первые строки песни отражают прежнее состояние персонажа:
Когда-то ты так хорошо одевался
В расцвете сил ты бросил этим бездельникам десять центов, не так ли? [33]
И первый куплет заканчивается строками, которые, казалось бы, высмеивают ее нынешнее состояние:
Теперь ты не говоришь так громко
Теперь ты не выглядишь таким гордым
О том, что тебе придется искать следующий обед [33]
Несмотря на очевидную язвительность, рассказчик песни, кажется, также проявляет сострадание к мисс Одинокая и выражает радость за ее свободу потерять все. [31] Янн Веннер прокомментировал: «Все убрано. Ты сам по себе, ты теперь свободен… Ты такой беспомощный, и теперь у тебя ничего не осталось. И ты невидим — у тебя есть никаких секретов — это так освобождает. Тебе больше нечего бояться». [34] Последний куплет заканчивается строками:
Когда у тебя ничего нет, тебе нечего терять
Теперь ты невидим, тебе нечего скрывать. [33]
Припев , кажется, подчеркивает эти темы:
Как это чувствуется
Как это чувствуется
Быть самим собой
Без направления домой
Как полная неизвестность
Как катящийся камень [33]
Биограф Дилана Роберт Шелтон дал такую интерпретацию:
Песня, которая, кажется, восхваляет жизнь отверженных для тех, кто может ее пережить, переходит в сострадание к тем, кто выпал из буржуазного окружения. «Rolling Stone» — о потере невинности и суровости опыта. Мифы, реквизит и старые верования отпадают, обнажая весьма суровую реальность. [10]
Дилан с юмором прокомментировал моральную сторону песни на пресс-конференции в KQED телестудии 3 декабря 1965 года. песни] потому что ты хочешь их помучить? Или изменить их жизнь и заставить их познать себя?», - ответил Дилан, смеясь: «Я хочу их уколоть». [35] [36]
Комментаторы попытались связать героев песни с конкретными людьми из личной жизни Дилана в 1965 году. В своей книге «ПОПизм: Уорхол 60-е» Энди Уорхол вспоминал, что некоторые люди в его кругу считали, что песня «Like a Rolling Stone» содержит враждебные ссылки на ему; ему сказали: «Послушай «Like a Rolling Stone» — я думаю, ты дипломат на хромированном коне, чувак». [37] Причиной предполагаемой враждебности Дилана к Уорхолу предположительно было обращение Уорхола с актрисой и моделью Эди Седжвик . Было высказано предположение, что Седжвик является основой персонажа Мисс Одинокая. [38] Седжвик ненадолго встречался с Диланом в конце 1965 - начале 1966 года, примерно в это время обсуждалось, что они вместе снимут фильм. [39] По словам соратника Уорхола Пола Моррисси , Седжвик, возможно, была влюблена в Дилана и была потрясена, когда узнала, что Дилан тайно женился на Саре Лаундс в ноябре 1965 года. [39] Однако в «Энциклопедии Боба Дилана » Майкл Грей утверждает, что Седжвик не имел никакого отношения к «Like a Rolling Stone», но заявляет, что «нет сомнений в том, что призрак Эди Седжвик витает вокруг «Блондинки на блондинке ». [40]
Грейл Маркус сослался на предположение историка искусства Томаса Э. Кроу о том, что Дилан написал песню как комментарий к сцене Уорхола:
Я слышал лекцию Томаса Кроу... о том, что «Like a Rolling Stone» рассказывает об Эди Седжвик в кругу Энди Уорхола, как о чем-то, что Дилан видел со стороны, не будучи лично связан ни с одним из них, но как нечто, что он видел и был напуган, увидел надвигающуюся катастрофу и написал песню в качестве предупреждения, и это было убедительно. [41]
Джоан Баэз , Марианна Фейтфулл и Боб Нойвирт также были предложены в качестве возможных объектов презрения Дилана. [42] [43] [44] Биограф Дилана Говард Соунс предостерег от сведения песни к биографии одного человека и предположил, что «более вероятно, что песня была нацелена в целом на тех, кого [Дилан] считал «фальшивыми » ». Соунс добавляет: «Есть некоторая ирония в том, что одна из самых известных песен эпохи фолк-рока – эпохи, связанной в первую очередь с идеалами мира и гармонии – это песня о мести». [45]
Майк Маркузи подробно написал о конфликтах в жизни Дилана в это время, о растущем отчуждении от его старой аудитории, приверженца фолк-возрождения, и о четко выраженных левых взглядах. Он предполагает, что песня, вероятно, самоотсылает к себе: «Песня приобретает полную остроту только тогда, когда понимаешь, что она поется, по крайней мере частично, самому певцу: это он «не имеет направления домой » . [46] Сам Дилан отметил, что после аварии на мотоцикле в 1966 году он понял, что «когда я использовал такие слова, как «он», «оно» и «они», говоря о других людях, на самом деле я говорил ни о ком, кроме себя». [43]
Песня также примечательна удивительными персонажами, окружающими героиню. Энди Гилл вспоминает странность, содержащуюся в текстах: «Кто, — спорили зачарованные поклонники, — была мисс Одинокая, Наполеоном в лохмотьях и — что самое странное — дипломатом, который ехал на хромированной лошади, балансируя на плече сиамского кота? Что за черт? здесь происходило?" [47] Дипломат, о котором идет речь, в третьем куплете:
Раньше ты ездил на хромированном коне со своим дипломатом.
Кто нес на плече сиамского кота
Разве это не сложно, когда ты это обнаруживаешь?
Он действительно был не там, где он есть
После того, как он забрал у тебя все, что мог украсть [33]
Одна из интерпретаций была сформулирована в эссе Жана-Мишеля Бюизара 2021 года « Возвращение к Rolling Stone: Une relecture de Dylan» [по-французски: Перечитывание Дилана ], которое проливает новый свет на возможную личность мисс Одинокой и компании. Основная идея заключается в том, что в 1965 году молодого Дилана тайно преследовал кантри-блюз, который лег в основу его первого альбома ( Боб Дилан , 1962) и о котором он сказал в 2004 году в своих «Хрониках» : «Это был аналог о себе». [48] Песня задумана как полуисторическая, полувоображаемая история, в которой старый блюз, когда-то господствовавший в южной сельской местности, окруженный своими слугами-блюзменами, оказывается одиноким и брошенным в 1940-е годы, когда эти самые блюзмены, следуя за великая волна миграции чернокожего населения ушла в города Севера и основала там современный блюз, наэлектризованный и лишенный своих корней. Таким образом, мисс Одинокая - это «аллегория кантри-блюза». [49]
Мадди Уотерс , автор в 1950 году известной блюзовой песни « Rollin' Stone », является символом этой великой истории блюза. Это тот, кого мы видим в роли «дипломата», держащего на плече гитару («Сиамский кот») в поезде («хромированная лошадь»), который отвез его в Чикаго в 1943 году, где он превратил блюз своего детства в город. блюз, который сделал его знаменитым («он взял у тебя все, что мог украсть»). В песне появляются и другие легендарные блюзмены: предположительно Слепой Лемон Джефферсон в роли «загадочного бродяги» во втором куплете и Роберт Джонсон «Наполеон в лохмотьях» в финальном. [50]
Выпускать
[ редактировать ]По словам Шона Консидайна, координатора релизов Columbia Records в 1965 году, "Like a Rolling Stone" сначала был отправлен на "кладбище отмененных релизов" из-за опасений отделов продаж и маркетинга по поводу его беспрецедентной шестиминутной продолжительности и "хриплости". рок звук. Через несколько дней после отказа Консидайн принес выброшенный ацетат песни в нью-йоркский клуб Arthur — недавно открывшуюся дискотеку, популярную среди знаменитостей и средств массовой информации, — и попросил диджея сыграть ее. [1] [51] По настоянию публики демо проигрывалось несколько раз, пока, наконец, оно не износилось. На следующее утро диск-жокей и программный директор 40 ведущих радиостанций города позвонили в «Колумбию» и потребовали копии. [1] Вскоре после этого, 20 июля 1965 года, "Like a Rolling Stone" был выпущен как сингл с " Gates of Eden " на стороне B. [52] [53]
Несмотря на свою длину, эта песня является самым коммерчески успешным релизом Дилана. [16] [42] оставаясь в чартах США в течение 12 недель, где он достиг второго места. Песня, которая удержала его на первом месте, была " группы Beatles " Help! . [54] [55] Рекламные копии, выпущенные для диск-жокеев 15 июля, содержали первые два куплета и два припева на одной стороне диска, а оставшуюся часть песни - на другой. [56] Ди-джеи, желающие проиграть всю песню, просто переворачивали винил. [57] [58] Хотя многие радиостанции не хотели транслировать "Like a Rolling Stone" целиком, общественный спрос в конечном итоге вынудил их транслировать его полностью. [53] [59] Это помогло синглу достичь второго пика через несколько недель после его выпуска. [59] Он вошел в десятку лучших в других странах, включая Канаду , Ирландию , Нидерланды и Великобританию . [60] [61] [62] [63]
В своем современном обзоре Cash Box охарактеризовал "Like a Rolling Stone" как "фанковую ритмичную оду, провозглашающую философию сурового индивидуализма художника". [56]
Музыкальное видео
[ редактировать ]В ноябре 2013 года, через сорок восемь лет после выхода песни, на сайте Дилана был опубликован официальный видеоклип на «Like a Rolling Stone». [64] Видео, созданное цифровым агентством Interlude, является интерактивным и позволяет зрителям использовать клавиатуру для переключения 16 каналов, имитирующих телевизионные форматы, включая игровые шоу, торговые сети и реалити-шоу. Кажется, люди на каждом канале синхронизируют текст песни по губам. Видеорежиссер Ваня Хейманн заявила: «Я использую телевидение, чтобы оглянуться прямо на нас - вы убиваете себя, переключая каналы [в реальной жизни]». [65] Всего видео содержит час и 15 минут контента. [66] и включает выступления комиков Марка Марона , Карли Акилино , Джессима Пелузо и Николь Байер , рэпера Дэнни Брауна , The Price Is Right ведущего Дрю Кэри , SportsCenter ведущего Стива Леви , телеведущей Нессы , Джонатана и Дрю Скоттов из Property Brothers и Pawn Stars. актеры Рик Харрисон и Остин «Чамли» Рассел . [67] Видео было выпущено для рекламы выпуска бокс-сета из 35 альбомов Bob Dylan: The Complete Album Collection Vol. One , содержащий 35 официальных студийных альбомов Дилана и 11 концертных альбомов. [64] Книга рекордов Гиннеса зафиксировала это как самое долгое ожидание официального музыкального видео.
Живые выступления
[ редактировать ]Дилан впервые исполнил эту песню вживую через несколько дней после ее выпуска, когда он появился на фольклорном фестивале в Ньюпорте 25 июля 1965 года в Ньюпорте, штат Род-Айленд. [68] Многие из публики, энтузиасты фолка, возражали против использования Диланом электрогитар , глядя свысока на рок-н-ролл, как выразился Блумфилд, как популярный среди «гризеров, голов, танцоров, людей, которые напились и устроили буги». [53] По словам друга Дилана, музыкального критика Пола Нельсона : «Аудитория освистала и кричала: «Избавься от электрогитары ! », в то время как Дилан и его бэк-музыканты неуверенно исполнили свой новый сингл. [53] Эл Купер, который предлагает другую версию реакции публики, утверждает, что это произошло из-за продолжительности только что отыгранного сета, составившего всего 15 минут, в то время как другие артисты отыграли сеты по 45 минут. [25]
"Highway 61 Revisited" был выпущен в конце августа 1965 года. Когда Дилан той осенью отправился в турне, он попросил будущих участников The Band сопровождать его в исполнении электрической половины концертов. "Like a Rolling Stone" занял последнее место в его сет-листе и удерживал его, за редким исключением, до конца его "мирового турне" 1966 года. 17 мая 1966 года, во время заключительного этапа тура, Дилан и его группа выступили в Free Trade Hall в Манчестере , Англия. Незадолго до того, как они начали играть трек, один из зрителей крикнул «Иуда!», Очевидно, имея в виду предполагаемое «предательство» Дилана в отношении фолк-музыки. Дилан ответил: «Я тебе не верю… Ты лжец!» С этими словами он обратился к группе, приказав им «играть чертовски громко!». [68] [а]
С тех пор "Like a Rolling Stone" остается основной частью концертов Дилана, часто с измененными аранжировками. [69] Он был включен в его шоу на острове Уайт в 1969 году , а также в его тур по воссоединению с The Band в 1974 году и турне Rolling Thunder Revue в 1975–76 годах. Песня продолжала звучать в других турах на протяжении 1970-х и 1980-х годов. [69] По данным официального сайта Дилана, по состоянию на 2019 год он исполнил эту песню вживую более 2000 раз. [70]
Живые исполнения песни включены в альбомы Self Portrait (запись на острове Уайт, 31 августа 1969 г.), Before the Flood (запись 13 февраля 1974 г.), Bob Dylan at Budokan (запись 1 марта 1978 г.), MTV Unplugged ( записано 18 ноября 1994 г.), The Bootleg Series Vol. 4: Bob Dylan Live 1966, Концерт "Royal Albert Hall" (записано в Манчестере, Великобритания, 17 мая 1966 года; та же запись также доступна в The Bootleg Series Vol. 7: No Direction Home: The Soundtrack ), The Band переиздание 2001 года. из Rock of Ages (записано 1 января 1972 г.), [71] и серия «Бутлег», том. 13: Trouble No More 1979–1981 (Deluxe Edition) (записано 27 июня 1981 г.). В 2016 году все записанные Диланом живые исполнения песни 1966 года были выпущены в бокс-сете The 1966 Live Recordings 26 мая 1966 года , а выступление в Royal Albert Hall было выпущено отдельно на альбоме The Real Royal Albert Hall 1966 Concert .
Исполнение песни в Ньюпорте в июле 1965 года включено в Мюррея Лернера « фильм Другая сторона зеркала» , а исполнение песни в Ньюкасле, Англия, 21 мая 1966 года включено в Мартина Скорсезе документальный фильм «Нет направления домой . » вместе с отснятым материалом вышеупомянутого инцидента с оскорблениями, произошедшего 17 мая.
Во время церемонии введения в Зал славы рок-н-ролла 1988 года Дилан исполнил «Like a Rolling Stone» и « Satisfaction » с Миком Джаггером и примерно 30 другими людьми. В 1998 году Дилан исполнил песню с группой The Stones, у которой он был на разогреве, при этом Джаггер заявил, что «Like a Rolling Stone» была написана для них Диланом. [72] Это утверждение снова повторил Джаггер во время концерта Rolling Stones в Лас-Вегасе в 2024 году. [73]
Помимо появления на Highway 61 Revisited , стандартный релиз песни можно найти на компиляциях Bob Dylan's Greatest Hits , Biograph , The Best of Bob Dylan (1997), The Essential Bob Dylan , The Best of Bob Dylan (2005) и Dylan . Моно-версия появляется на The Original Mono Recordings . Кроме того, ранняя, незаконченная студийная запись в 3
4 раза появляется в The Bootleg Series Vol. 2 . [20] [74]
Наследие
[ редактировать ]Звук песни был описан как революционный в сочетании с электрогитарными партиями, органными аккордами и голосом Дилана, одновременно молодым и насмешливо-циничным. [75] Критик Майкл Грей описал трек как «хаотическую смесь блюза, импрессионизма, аллегорий и сильной прямоты в центральном припеве: «Каково это? » ». [75] Песня оказала огромное влияние на популярную культуру и рок-музыку. Его успех сделал Дилана поп-иконой, как Пол Уильямс отмечает :
Дилан был знаменит и долгое время был в центре внимания. Но теперь ставка снова была повышена. Он стал не только фолк-звездой, но и поп-звездой... и был даже в большей степени, чем «Битлз», публичным символом огромных культурных, политических и поколенческих перемен, происходящих в Соединенных Штатах и Европе. Его воспринимали как лидера и во многих отношениях он действовал как лидер. [76]
Пол Ротшильд , продюсер первых пяти альбомов The Doors , вспоминал восторг, вызванный тем, что американский музыкант записал пластинку, которая успешно бросила вызов первенству групп British Invasion . Он сказал:
Когда я сидел там, я понял, что один из НАС — один из так называемых деревенских хипстеров — создавал музыку, которая могла конкурировать с НИМ — «Битлз» , «Стоунз» и «Пятеркой Дэйва Кларка » — не жертвуя при этом ни одним из целостность народной музыки или сила рок-н-ролла. [77]
Песня оказала огромное влияние на Брюса Спрингстина , которому было 15 лет, когда он впервые услышал ее. Спрингстин описал момент во время своей речи о введении Дилана в Зал славы рок-н-ролла в 1988 году, а также оценил долгосрочное значение "Like a Rolling Stone":
Когда я впервые услышал Боба Дилана, я был в машине с мамой, слушая WMCA , и тут раздался выстрел, который звучал так, будто кто-то выбил дверь твоего разума... То, как Элвис освободил твое тело, Дилан освободил ваш разум и показал нам, что то, что музыка была физической, не означает, что она анти-интеллектуальная. У него было видение и талант создать поп-песню, которая охватила бы весь мир. Он изобрел новый способ звучания поп-певца, преодолел ограничения возможностей записи и навсегда изменил облик рок-н-ролла. [78] [79]
Современники Дилана в 1965 году были одновременно поражены и брошены вызовом синглу. Пол Маккартни вспомнил, как ходил в Джона Леннона дом в Вейбридже, чтобы послушать эту песню. По словам Маккартни, «казалось, это будет продолжаться и продолжаться вечно. Это было просто прекрасно… Он показал всем нам, что можно пойти немного дальше». [80] У Фрэнка Заппы была более экстремальная реакция: «Когда я услышал «Like a Rolling Stone», я хотел уйти из музыкального бизнеса, потому что чувствовал: «Если это победит и будет делать то, что должно, мне не нужно будет сделайте что-нибудь еще...» Но это ничего не сделало, но никто не отреагировал на это так, как следовало бы». [80] Почти сорок лет спустя, в 2003 году, Элвис Костелло прокомментировал новаторское качество сингла. «Как шокирующе жить в мире, где были Манфред Манн , Supremes и Энгельберт Хампердинк , а тут появился «Like a Rolling Stone»». [81]
Хотя CBS попыталась сделать пластинку более «дружественной для радио», разрезав ее пополам и разложив по обеим сторонам винила, и Дилан, и фанаты потребовали, чтобы вся продолжительность записи была помещена на одну сторону и чтобы радиостанции воспроизводили ее. песня целиком. [82] Успех "Like a Rolling Stone" повлиял на изменение традиций музыкального бизнеса относительно продолжительности синглов, согласно которым их продолжительность была ограничена менее чем тремя минутами. По словам журнала Rolling Stone , который получил свое название от песни и блюзовой песни 1950-х годов « Rollin' Stone », [83] [84] «Ни одна другая поп-песня за все время так основательно не бросила вызов и не изменила коммерческие законы и художественные условности своего времени». [85] Ричард Остин из аукционного дома Sotheby's сказал: «До выхода «Like a Rolling Stone» музыкальные чарты были переполнены короткими и милыми песнями о любви, многие из которых длились три минуты или меньше. мрачная, задумчивая поэзия, Дилан переписал правила поп-музыки». [86]
В 1966 году Дилан сказал Ральфу Глисону : «Rolling Stone — лучшая песня, которую я написал». [87] В 2004 году, общаясь с Робертом Хилберном , Дилан все еще чувствовал, что эта песня занимает особое место в его творчестве: «Как будто призрак пишет такую песню, он дает тебе песню, и она уходит. Ты не знаешь, что это значит, за исключением того, что призрак выбрал меня для написания песни». [88]
Спустя более 50 лет со дня выхода "Like a Rolling Stone" по-прежнему высоко ценится среди комментаторов. Джеймс Джерард, писавший для AllMusic , охарактеризовал эту песню как «одно из самых самодовольных и красноречивых обвинений, когда-либо предъявленных воску», и заявил, что она имеет важное значение для начала нового этапа в карьере Дилана как автора песен и исполнителя. [89] В анализе вокального исполнения Дилана в песне «Like a Rolling Stone», опубликованном в журнале Far Out , Сэм Кемп подчеркнул ироничность, которую его исполнение придало песне, а также похвалил двусмысленность текста. [90]
"Like a Rolling Stone" обычно занимает высокие места в опросах величайших когда-либо написанных песен, проводимых рецензентами и коллегами-авторами песен. Рейтинг Uncut 2002 года и опрос Mojo 2005 года оценили ее как песню Дилана номер один. [91] [92] Что касается его личных взглядов на такие опросы, Дилан сказал Эду Брэдли в интервью программе « 60 минут » в 2004 году , что он никогда не обращает на них внимания, потому что они часто меняются. [93] Точка зрения Дилана была проиллюстрирована опросом Mojo «100 величайших песен всех времён» в 2000 году, в который вошли два сингла Дилана, но не «Like a Rolling Stone». Пять лет спустя журнал назвал эту песню своей песней номер один. [92] [94] В 1989 году журнал Rolling Stone выбрал "Like a Rolling Stone" вторым синглом за последние 25 лет. [95] а затем в 2004 году поместил песню на первое место в списке « 500 величайших песен всех времен ». [96] В 2010 году журнал Rolling Stone снова поместил «Like a Rolling Stone» на первое место в своем списке «500 величайших песен всех времен». [3] Затем журнал Rolling Stone поместил ее на 4-е место в своем списке «500 величайших песен всех времен» за 2021 год. [97] В 2006 году Pitchfork Media поместила ее на 4-е место в списке «200 величайших песен 1960-х». [98] В 2020 году The Guardian и GQ поставили эту песню на первое и второе место соответственно в своих списках 50 величайших песен Боба Дилана. [99] [100]
24 июня 2014 года Sotheby's продал оригинальный рукописный текст песни Дилана «Like a Rolling Stone» на нью-йоркском аукционе, посвященном рок-памятным вещам. [11] [86] Тексты песен были проданы за 2 миллиона долларов, что является рекордной ценой для популярной музыкальной рукописи. [86] [101] [102]
Похвалы
[ редактировать ]Список | Издатель | Классифицировать | Год издания |
---|---|---|---|
500 величайших песен всех времен [3] [97] | Роллинг Стоун | 1 | 2010 |
Роллинг Стоун | 4 | 2021 | |
200 величайших песен 1960-х годов [98] | Вилы Медиа | 4 | 2006 |
100 величайших рок-песен [103] | VH1 | 4 | 2000 |
500 песен, которые сформировали рок [104] | Зал славы рок-н-ролла | 1995 | |
100 величайших песен всех времен [105] | Последствия звука | 3 | 2012 |
1001 величайший сингл, когда-либо созданный [106] | Дэйв Марш | 7 | 1989 |
40 самых влиятельных пластинок 20-го века [107] | Гэри Пиг Голд | 1999 |
Персонал
[ редактировать ]- Боб Дилан — вокал, электрогитара, губная гармошка
- Майк Блумфилд — электрогитара
- Брюс Лэнгхорн — бубен
- Эл Купер — орган Hammond
- Пол Гриффин — фортепиано
- Джо Мачо-младший — бас-гитара
- Бобби Грегг — ударные
- Фрэнк Оуэнс — фортепиано
Версии Джими Хендрикса Experience
[ редактировать ]В начале своей карьеры в Jimi Hendrix Experience гитарист Джими Хендрикс иногда исполнял на концертах "Like a Rolling Stone". Хендрикс был поклонником Боба Дилана, и ему особенно нравилась песня «Like a Rolling Stone»; «Это заставило меня почувствовать, что я не единственный, кто когда-либо чувствовал себя так плохо», - объяснил Хендрикс. [108]
Концертная запись с Монтерейского поп-фестиваля 1967 года является самой известной версией и впервые была выпущена в 1970 году на сплит-альбоме с Otis Redding Historic Performances, записанным на Международном поп-фестивале в Монтерее . Музыкальный критик Грейл Маркус описал атмосферу записи Хендрикса так: «Огромные аккорды проносятся по началу каждого куплета, как дождевые облака; мелодия берется очень медленно, а густое уличное протяжное произношение Хендрикса совсем не похоже на пыльную бурю Дилана на Среднем Западе. ." [109] Выступление The Experience переиздавалось несколько раз, в том числе на альбомах Jimi Plays Monterey (1986) и Live at Monterey (2007) и связанных с ними DVD. [110] [111]
График производительности
[ редактировать ]Недельные графики[ редактировать ]
| Графики на конец года[ редактировать ]
|
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Италия ( ФИМИ ) [123] | Золото | 25,000 ‡ |
Мексика ( АМПРОФОН ) [124] | Золото | 30,000 ‡ |
Великобритания ( BPI ) [125] продажи с 2005 года | Золото | 400,000 ‡ |
‡ Показатели продаж и потоковой передачи основаны только на сертификации. |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Микки Джонс — барабанщик этой части тура — утверждает, что это не Дилан сказал «играть чертовски громко», а, скорее всего, член их британской гастрольной команды. Джонс утверждает, что на кадрах выступления движение губ Дилана не соответствует произнесению, и что слова были произнесены с британским акцентом (см. Джонс, Микки в «Вниз во время наводнения ») .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Консидайн, Шон, «Хит, который мы почти пропустили» , The New York Times , 3 декабря 2004 г.
- ^ Унтербергер, Ричи . «Великие моменты в фолк-роке: списки фаворитов авторов» . www.richieunterberger.com . Проверено 26 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Боб Дилан, «Like a Rolling Stone» — 500 величайших песен всех времён» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Rolling Stone поет как Rolling Stone , получено 10 сентября 2021 г.
- ^ Блистейн, Джон (24 июня 2014 г.). «Тексты песен Боба Дилана «Like a Rolling Stone» проданы за 2 миллиона долларов; черновик на четырех листах включает в себя выцарапанные идеи, рифмы и рисунки» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 27 июня 2014 года . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ Хентофф, Нат. Playboy , март 1966 г., перепечатано в Cott 2006 , стр. 97
- ^ Сигел, Жюль. «Ну, что у нас здесь?», Saturday Evening Post , 30 июля 1966 г., перепечатано в McGregor 1972 , стр. 159
- ^ Хейлин 2009 , с. 240. Биограф Дилана Клинтон Хейлин предполагает, что Дилан напечатал длинный кусок «блевотины» как «вполне возможно сознательную попытку подражать Керуака легендарной версии « В дороге » со свитком ».
- ↑ Дилан дал интервью Марвину Бронштейну, CBC, Монреаль, 20 февраля 1966 г. Цитируется Marcus & 2005 (1) , стр. 70
- ^ Перейти обратно: а б Шелтон 1986 , с. 279
- ^ Перейти обратно: а б Козинн, Аллан (30 апреля 2014 г.). «Рукописные тексты Дилана к песне «Like a Rolling Stone» будут проданы на аукционе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ Кресвелл 2006 , с. 534
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 110
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 203
- ^ Перейти обратно: а б Маркус и 2005 (2) , с. 110
- ^ Перейти обратно: а б с Гиллиленд 1969 , шоу 32, трек 3.
- ^ Ирвин 2008 , стр. 62–68
- ^ Перейти обратно: а б Маркус и 2005 (1) , с. 234
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 210
- ^ Перейти обратно: а б Маркус и 2005 (1) , стр. 203–210.
- ^ Грей 2006 , стр. 386–387.
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 104
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Эл (2005). Нет направления домой (DVD). Парамаунт Пикчерс .
- ^ Маркус и 2005 (1) , стр. 110–111.
- ^ Перейти обратно: а б Купер, Эл (2008). Проходы за кулисы и предательские ублюдки (обновленное издание). Нью-Йорк: Книги Backbeat. стр. 34–36. ISBN 978-0-8230-8257-5 .
- ^ Ирвин 2008 , с. 72
- ^ Маркус и 2005 (1) , стр. 211–225.
- ^ Хейлин 2009 , с. 243
- ^ «Джем в студии А с Бобом Диланом» . Боб Дилан: Возвращение в студию A. Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ «Боб Дилан - На переднем крае 1965–1966: Серия бутлегов, том 12» . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Полиццотти 2006 , с. 33
- ^ Перейти обратно: а б с Трагер 2004 , стр. 378–379.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дилан, Б. (2004). Тексты песен Боба Дилана 1962–2001 гг . Саймон и Шустер. стр. 167–168. ISBN 0-7432-2827-8 .
- ^ Полиццотти 2006 , с. 35
- ^ Котт 2006 , с. 64
- ^ Дилан, Боб (2006). Говорит Дилан: Легендарная пресс-конференция 1965 года в Сан-Франциско (DVD). Игл Рок Интертеймент .
- ^ Уорхол 1980 , с. 108
- ^ «Нет направления домой — жизнь и смерть Эди Седжвик» . Би-би-си. 20 июня 2007 года . Проверено 7 июня 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн 1992 , стр. 283–285.
- ^ Грей 2006 , стр. 603–604.
- ^ Бойлан, Дж. Габриэль (20 апреля 2010 г.). «Вопросы и ответы: Грейл Маркус, критик, ученый» . Более разумная жизнь . Архивировано из оригинала 16 августа 2011 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гилл 1998 , стр. 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б Хейлин 2009 , с. 241
- ^ Уильямсон 2006 , стр. 226–227.
- ^ Соунс 2001 , стр. 178–179.
- ^ Marqusee 2003 , с. 157
- ^ Гилл 1998 , с. 82
- ^ Дилан 2005 , стр. 240.
- ^ Бьюзард 2021 , с. 52
- ^ Buizard 2021 , стр. 82–89.
- ^ Браунштейн, Питер (5 марта 1997 г.). «Дискотека» . Американское наследие . Архивировано из оригинала 5 февраля 2010 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ Крогсгаард 1991 , стр. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маркус и 2005 (3)
- ^ «Как катящийся камень» . Вся музыка . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Шлански, Эван (18 мая 2009 г.). «30 величайших песен Боба Дилана: № 2, «Like A Rolling Stone» » . Американский автор песен . Проверено 10 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзоры записей CashBox» (PDF) . Денежный ящик . 17 июля 1965 г. с. 12 . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 3
- ^ Ирвин 2008 , с. 78
- ^ Перейти обратно: а б Ирвин 2008 , стр. 79–80
- ^ Перейти обратно: а б «Лучшие синглы - Том 4, № 1, 31 августа 1965 г.» . Об/мин . 31 августа 1965 года. Архивировано из оригинала 28 ноября 2011 года . Проверено 13 января 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Поиск в графиках» . Ирландская ассоциация звукозаписывающей музыки . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боб Дилан – «Как катящийся камень» » (на голландском языке). Радио 538 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июня 2011 года . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «База данных Top 40 Великобритании» . EveryHit.com . Архивировано из оригинала 19 марта 2008 года . Проверено 5 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Гэвин (20 ноября 2013 г.). «Внутри блестящего видео Боба Дилана «Like a Rolling Stone»» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 21 ноября 2013 года . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ «Интерактивное видео Боба Дилана «Like a Rolling Stone» имитирует телесерфинг» . Необрезанный . 19 ноября 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Эдвардс, Гэвин (20 ноября 2013 г.). «Внутри блестящего видео Боба Дилана «Like a Rolling Stone»» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 21 ноября 2013 года . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ «Теперь есть интерактивное видео по каналам на песню Дилана «Like A Rolling Stone » . АВ-клуб . 19 ноября 2013 года . Проверено 19 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Боб Дилан – как катящийся камень» . Необрезанный . 9 мая 2005 года . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трагер 2004 , с. 380
- ^ «Как катящийся камень | Официальный сайт Боба Дилана» . www.bobdylan.com . Проверено 25 июля 2019 г.
- ^ «Как катящийся камень» . BobDylan.com . Проверено 24 мая 2010 г.
- ^ Грин, Энди (30 августа 2012 г.). «Воспоминания: Дилан и Стоунз исполняют «как Rolling Stone» » . Роллинг Стоун . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Ролли, Брайан (12 мая 2024 г.). «Rolling Stones перепевают Дилана и добавляют гастрольные дебюты в Вегасе: сет-лист» . Абсолютный классический рок . Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ «Боб Дилан: Как катящийся камень» . Колумбия Рекордс. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 18 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грей 2006 , с. 413
- ^ Уильямс 1991 , с. 155
- ^ Маркус и 2005 (1) , стр. 144–145.
- ^ Корлисс, Ричард (24 мая 2006 г.). «Боб Дилан в 65 лет» . Время . Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 12 мая 2008 г.
- ^ Баулди 1992 , стр. 191–192.
- ^ Перейти обратно: а б Хейлин 2003 , с. 205
- ^ Костелло, Элвис (сентябрь 2003 г.). «Чему я научился». Эсквайр .
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 145
- ^ Веннер, Янн (9 ноября 1967 г.). «Письмо от редакции». Роллинг Стоун . п. 2.
- ^ Палмер, Роберт (1981). Глубокий блюз . Книги о пингвинах. п. 104 . ISBN 0-14-006223-8 .
- ↑ Rolling Stone , страница 66, выпуск № 963, 9 декабря 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тексты песен Боба Дилана «Like a Rolling Stone» поступят в продажу . Новости Би-би-си . 1 мая 2014 года . Проверено 4 мая 2014 г.
- ^ «Крестовый поход детей» Ральфа Глисона, перепечатано в McGregor 1972 , стр. 187
- ^ Хилберн, Роберт, «Как писать песни и оказывать влияние на людей» (интервью 2004 г.), Guitar World Acoustic , февраль 2006 г., цитируется в Polizzotti 2006 , стр. 32–33
- ^ Like a Rolling Stone Боба Дилана - Информация о треке | AllMusic , получено 4 января 2023 г.
- ^ «Отдельный вокал Боба Дилана в песне «Like A Rolling Stone» » . Faroutmagazine.co.uk . 14 августа 2022 г. Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Необрезанный – 40 лучших треков Дилана» . Необрезанный . Июнь 2002 года . Проверено 16 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «100 величайших песен Дилана» . Моджо . Ноябрь 2005 года . Проверено 16 октября 2009 г.
- ^ «Дилан оглядывается назад». 60 минут . 5 декабря 2004 г.
- ^ «100 величайших песен всех времен» . Моджо . Август 2000 года . Проверено 5 ноября 2009 г.
- ^ «100 лучших синглов за последние 25 лет» . Рок-лист Музыка . Проверено 9 мая 2010 г.
- ^ «500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone» . Рок-лист Музыка . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Like a Rolling Stone заняла 4-е место в списке 500 величайших песен журнала Rolling Stone» . Роллинг Стоун . 15 сентября 2021 г. Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «200 величайших песен 1960-х годов. Часть пятая: № 20-1» . Pitchfork.com . 18 августа 2006 года . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Петридис, Алексис (9 апреля 2020 г.). «50 величайших песен Боба Дилана – в рейтинге!» . Хранитель . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Бертон, Чарли; Принс, Билл (15 июня 2020 г.). «50 лучших песен Боба Дилана всех времен» . GQ . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ «Текст песни Дилана Like a Rolling Stone принес рекордную сумму в 2 миллиона долларов» . Новости Би-би-си . 24 июня 2014 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Даулинг, Тим (25 июня 2014 г.). «Каково это – обладать оригинальным текстом Боба Дилана «Like a Rolling Stone»?» . theguardian.com . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ «VH1 – «100 величайших рок-песен» » . www.rockonthenet.com . Проверено 16 августа 2012 г.
- ^ Хенке, Джеймс. «Зал славы рок-н-ролла – 500 песен, сформировавших рок» . Роклист . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Мэдден, Майк (21 сентября 2012 г.). «100 величайших песен всех времен» . Последствие звука . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Марш, Дэйв. «1001 величайший сингл, когда-либо созданный» . Discogs.com . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Гэри Пиг Голд. «40 самых влиятельных (поп-) пластинок 20-го века по версии Гэри Пига Голда!» . inmusicwetrust.com . Проверено 27 августа 2016 г.
- ^ Лоуренс 2005 , с. 32
- ^ Маркус и 2005 (1) , с. 89
- ^ Унтербергер, Ричи . «Джими Хендрикс: Джими играет в Монтерее – обзор» . Вся музыка . Проверено 16 октября 2009 г.
- ^ Рульманн, Уильям. «Джими Хендрикс: Концерт в Монтерее » . Вся музыка . Проверено 10 октября 2021 г.
- ^ «Боб Дилан — как катящийся камень» . Ультратоп . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Хит-парад ЧУМ (неделя от 13 сентября 1965 года)» . ЧУМ . Проверено 28 июня 2022 г. - через chumtribute.com.
- ^ Найман, Джейк (2005). Suomi soi 4: Suuri suomalainen listkirja (на финском языке) (1-е изд.). Хельсинки: Дуб. ISBN 951-31-2503-3 .
- ^ «Боб Дилан - «Like a Rolling Stone» (Nummer)» . Dutchcharts.nl . Проверено 11 сентября 2013 г.
- ^ Холлберг, Эрик (1993). Эрик Халлберг представляет Kvällstoppen в P3: топ-список 20 самых продаваемых пластинок недели шведского радио с 10 июля 1962 по 19 августа 1975 года . Операция «Музыка». ISBN 9163021404 .
- ^ "История диаграммы Боба Дилана (Hot 100)" . Рекламный щит .
- ^ "Лучшие синглы Cash Box 1965" . Архивировано из оригинала 3 января 2009 года . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ «Chartverfolgung – Дилан, Боб» . Музыкальная линия (на немецком языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2011 года . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ «Еженедельный список Heatseeker, неделя 42, 2016 г.» (на шведском языке). Топ-лист Швеции . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ «100 лучших хитов 1965 года/100 лучших песен 1965 года» . Musicoutfitters.com . Проверено 12 октября 2016 г.
- ^ "Cash Box YE Pop Singles - 1965" . 31 декабря 2014. Архивировано из оригинала 5 октября 2012 года . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ «Итальянские одиночные сертификаты - Боб Дилан - Как катящийся камень» (на итальянском языке). Федерация итальянской музыкальной индустрии . Проверено 5 мая 2021 г. В раскрывающемся меню «Anno» выберите «2016». В поле «Фильтр» выберите «Like a Rolling Stone». В разделе «Сеционе» выберите «Синголи».
- ^ «Certificaciones» (на испанском языке). Мексиканская ассоциация производителей фонограмм и видеограмм . Проверено 24 мая 2020 г. Введите Bob Dylan в поле под заголовком столбца ARTISTA и Like a Rolling Stone в поле под TÍTULO заголовком столбца .
- ^ «Британские сертификаты синглов – Боб Дилан – Like a Rolling Stone» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 20 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Болди, Джон, изд. (1992). Разыскивается человек: В поисках Боба Дилана . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-015361-6 .
- Бюизар, Жан-Мишель (2021). Как возвращение к журналу Rolling Stone: перечитывание Дилана (на французском языке). Белый грузовик.
- Котт, Джонатан, изд. (2006). Дилан о Дилане: основные интервью . Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-92312-1 .
- Кресвелл, Тоби (2006). 1001 песня: великие песни всех времен и исполнители, истории и тайны, стоящие за ними . Пресс Громовой Пасты. ISBN 1-56025-915-9 .
- Дилан, Боб (2005). Хроники: Том первый . Саймон и Шустер.
- Гилл, Энди (1998). Классический Боб Дилан 1962–69: Мои задние страницы . Карлтон. ISBN 3-283-00358-0 .
- Гиллиланд, Джон (1969). «Баллада на языке Plain D: Знакомство с эпохой Боба Дилана» (аудио) . Поп-хроники . Библиотеки Университета Северного Техаса .
- Грей, Майкл (2006). Энциклопедия Боба Дилана . Континуум Интернэшнл. ISBN 0-8264-6933-7 .
- Хейлин, Клинтон (2003). Боб Дилан: Возвращение за тенями . Харпер Коллинз. ISBN 0-06-052569-Х . Проверено 8 января 2011 г.
- Хейлин, Клинтон (2009). Революция в воздухе: песни Боба Дилана, 1957–1973 гг . Чикаго Ревью Пресс. ISBN 978-1-55652-843-9 .
- Ирвин, Колин (2008). Еще раз о шоссе Боба Дилана 61 . Издательство Flame Tree. ISBN 978-0-8230-8398-5 .
- Боб Дилан и группа (2012). Down in the Flood (бонусный DVD-диск «Driving the Band – Mickey Jones & Tour '66»). Нью-Малден, Великобритания: Chrome Dreams.
- Крогсгаард, Майкл (1991). Положительно Боб Дилан . Популярная культура, Inc. ISBN 1-56075-000-6 .
- Лоуренс, Шэрон (2005). Джими Хендрикс: Человек, магия, правда . Харпер Коллинз. ISBN 0-06-056299-4 . Проверено 8 января 2011 г.
- Маркус, Грейл (11 апреля 2005 г.). «Грейл Маркус о записи «Like a Rolling Stone» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 25 ноября 2010 г.
- Маркус, Грейл (13 мая 2005 г.). «Каково это?» . Хранитель . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 года . Проверено 16 июня 2015 г.
- Маркус, Грейл (2005). Как катящийся камень: Боб Дилан на распутье . Общественные дела. ISBN 1-58648-382-Х .
Грейл Маркус, как катящийся камень.
- Маркизи, Майк (2003). Звоны свободы: политика искусства Боба Дилана . Новая Пресса. ISBN 1-56584-825-Х .
- МакГрегор, Крейг (1972). Боб Дилан: Ретроспектива . Уильяма Морроу и компании ISBN 0-688-06025-0 .
- Полиццотти, Марк (2006). Еще раз о шоссе 61 . А&С Черный. ISBN 0-8264-1775-2 .
- Шелтон, Роберт (1986). Нет направления домой: жизнь и музыка Боба Дилана . Баллантайн. ISBN 0-345-34721-8 . Проверено 8 января 2011 г.
- Соунс, Ховард (2001). Вниз по шоссе, Жизнь Боба Дилана . Гроув Пресс. ISBN 0-8021-1686-8 . Проверено 8 января 2011 г.
- Штейн, Жан (1992). Эди: Американская биография . Книги Пимлико. ISBN 0-7126-5252-3 .
- Трагер, Оливер (2004). Ключи от дождя: Полная энциклопедия Боба Дилана . Рекламные щиты. Книги. ISBN 0-8230-7974-0 .
- Уорхол, Энди (1980). ПОПизм: Уорхол 60-е . Харпер и Роу. ISBN 0-06-091062-3 .
- Уильямс, Пол (1991). Боб Дилан: артист-исполнитель Первые годы 1960–1973 . Андервуд-Миллер. ISBN 0-88733-131-9 .
- Уильямсон, Найджел (2006). Боб Дилан: Грубое руководство (2-е изд.). Грубые гиды. ISBN 1-84353-718-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тексты песен на официальном сайте Боба Дилана
- Как музыкальный клип Rolling Stone на сайте Боба Дилана
- Боба Дилана «Вокальное исполнение и речевая интонация: «Like a Rolling Stone » » , Майкл Дейли, Йоркский университет, Торонто.
- «День, когда Дилан все сделал правильно» , «Все учтено» , NPR , 6 ноября 2015 г.