Jump to content

Polikarpov Po-2

(Перенаправлено с ПО-2 )
Po-2 "Kukuruznik"
1944 г. Поликарпов По-2 из коллекции Шаттлворта, Великобритания.
Общая информация
Тип Универсальный биплан
Производитель Поликарпов
Основные пользователи Советские ВВС
Количество построенных 20,000–30,000 [ 1 ]
История
Изготовлено 1928 - 1959 [ 1 ]
Дата введения 1929
Первый полет 24 июня 1927 г. [ 2 ]

Поликарпов По-2 (до 1944 года также У-2 , за свою начальную учебную , «учебную» роль в качестве для обучения полетам ) — всепогодный многоцелевой советский биплан , получивший Кукурузник » « прозвище самолета . [ 3 ] [ № 1 ] Отчетное название НАТО « Мул »). Надежная и несложная конструкция По-2 сделала его идеальным учебно-тренировочным самолетом , а также в качестве недорогого штурмовика , самолета воздушной разведки , психологической войны и самолета связи во время войны, оказавшись одним из самых универсальных легких боевых самолетов. типы, которые будут построены в Советском Союзе. [ 4 ] По состоянию на 1978 год он оставался в производстве дольше, чем любой другой самолет советской эпохи. [ 4 ]

Объем производства бомбардировщиков и учебно-тренировочных самолетов Поликарпова У-2 и По-2 вместе взятых составляет от 20 000 до 30 000 штук. [ 1 ] производство закончилось уже в 1952 году. [ 1 ] Точные цифры получить трудно, поскольку считается, что низкопроизводительное производство в небольших ремонтных мастерских и аэроклубах продолжалось до 1959 года. [ 5 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Самолет был разработан Николаем Поликарповым для замены учебно-тренировочного самолета У-1 (копия британского Avro 504 ), известного как «Аврушка» . в СССР [ 6 ]

Прототип У-2 мощностью 74 кВт (99 л.с.) совершил первый полет 7 января 1928 года под управлением М. М. Громова. Швецов М-11 с пятицилиндровым звездообразным двигателем воздушного охлаждения [ 6 ] Самолеты предсерийной серии прошли испытания в конце 1928 года, а серийное производство началось в 1929 году на заводе № 23 в Ленинграде. Его название было изменено на По-2 в 1944 году, после смерти Поликарпова. [ 6 ] в соответствии с тогдашней новой советской системой наименования, обычно с использованием первых двух букв фамилии дизайнера или имени созданного советским правительством конструкторского бюро , которое его создало. Производство в Советском Союзе закончилось в 1953 году, но лицензионные CSS-13 все еще производились в Польше до 1959 года.

A Po-2 at a museum in Dresden, Germany

Операционная история

[ редактировать ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Поврежденный и брошенный По-2, вынужденный приземлиться на Украине , а затем захваченный немецкими войсками, 1941 год.

С самого начала У-2 стал основным советским гражданским и военным учебно-тренировочным самолетом, серийно производившимся на подмосковном заводе «Ред Флайер». Он также использовался в качестве транспортного самолета и в качестве военного самолета связи из-за его возможностей взлета и посадки . Также с самого начала он выпускался как вариант сельскохозяйственного самолета, за что получил прозвище «Кукурузник» . полностью превосходил современные самолеты, Несмотря на то, что «Кукурузник» он широко служил на Восточном фронте во время Второй мировой войны , в первую очередь в качестве самолета связи, медицинской эвакуации и общего снабжения. Особенно он был полезен для снабжения советских партизан в тылу немецкой линии фронта. Производство По-2 в СССР прекратилось в 1949 году, но до 1959 года их часть собиралась в ремонтных мастерских Аэрофлота.

Первые испытания вооружения самолета бомбами состоялись в 1941 году.

Во время обороны Одессы в сентябре 1941 года У-2 использовался как самолет- разведчик и как легкий бомбардировщик ближнего действия. Бомбы, сброшенные с гражданского самолета, пилотируемого Петром Бевзом, первыми упали на артиллерийские позиции противника. [ 6 ] [ 7 ] С 1942 года его переоборудовали в легкий ночной штурмовик.

Николай Поликарпов поддержал проект, и под его руководством была создана У-2ВС ( войсковая серия ). Это был легкий ночной бомбардировщик с бомбоносцами под нижним крылом, способный нести 50 или 100 кг (110 или 220 фунтов) бомб общей массой до 350 кг (771 фунт) и вооруженный ШКАС пулеметами наблюдателя или ДА в кабина . [ 7 ]

U-2 стал известен как самолет, используемый 588-м ночным бомбардировочным полком , состоящим из женщин-пилотов и наземного экипажа. Подразделение прославилось смелыми ночными рейдами на малых высотах на немецкие тыловые позиции. Пилоты-ветераны Екатерина Рябова и Надежда Попова однажды совершили восемнадцать вылетов за одну ночь. Женщины-пилоты заметили, что противник еще больше деморализовался просто потому, что их противниками были женщины. За это пилоты получили прозвище « ведьмы . Ночные » Отряд заслужил многочисленные звания Героя Советского Союза и десятки медалей Ордена Красного Знамени ; большинство выживших пилотов к концу войны совершили около 1000 боевых вылетов и приняли участие в битве за Берлин .

Раненого солдата грузят на У-2 для эвакуации в тыловой госпиталь, 1941 год.

Материальные последствия этих миссий можно считать незначительными, но психологическое воздействие на немецкие войска было заметным. Обычно они нападали внезапно посреди ночи , не давая немецким солдатам спать и держа их настороже, что еще больше усугубляло и без того высокую напряженность боевых действий на Восточном фронте. Обычная тактика заключалась в полете всего в нескольких метрах над землей, наборе высоты для финального захода на посадку, глушении двигателя и планирующем бомбометании , оставляя целевым войскам лишь жуткий свист ветра в распорках крыльев, когда признак приближающегося нападения. [ 6 ] [ 8 ] Люфтваффе Истребителям было чрезвычайно трудно сбить « Кукурузник» из-за двух основных факторов: пилоты летали на уровне верхушек деревьев, где их было трудно увидеть или атаковать, а скорость сваливания как у Messerschmitt Bf 109 , так и у Focke-Wulf Fw 190 была одинаковой. к максимальной скорости У-2, что затрудняет истребителям удержание По-2 на расстоянии досягаемости оружия в течение достаточного периода времени. [ 6 ] [ 9 ] Успех советских подразделений ночного преследования вдохновил Люфтваффе создать аналогичные «боевые эскадрильи преследования» Störkampfstaffel на Восточном фронте, используя свои собственные устаревшие бипланы с открытой кабиной 1930-х годов (чаще всего бипланы Gotha Go 145 и Arado Ar 66 ) и самолет-моноплан с зонтиком, который в конечном итоге превратился в более крупные Nachtschlachtgruppe подразделения (ночная ударная группа) по несколько эскадрилий каждая. [ 6 ]

Польские ВВС использовали эти медленные и маневренные самолеты для воздушной разведки и противопехотных операций против отрядов УПА в горном районе Бещад . Летчикам и штурманам было поручено искать скопления сил УПА и при необходимости вести по ним огонь из пулеметов и гранат. Несколько раз УПА удавалось сбить несколько По-2, но так и не захватила и не эксплуатировала их. [ 10 ]

Пятицилиндровый двигатель У-2 имел необычное расположение выпускного коллектора, из-за которого двигатель издавал своеобразный дребезжащий или хлопающий звук, благодаря которому самолет можно было легко узнать даже ночью. Немецкий солдат Клаус Нойбер записал в своем военном дневнике шесть различных немецких прозвищ самолета, наиболее распространенными из которых были Nähmaschine (швейная машина) или Kaffeemühle (кофемолка), оба из-за характерного звука двигателя. [ 6 ] Нойбер добавил, что некоторые немецкие войска насмешливо называли его «Взлетная ворона» или «Туманная ворона». Он также назвал прозвища «Железный Густав» за броню на брюхе, которую самолет носил для защиты от огня с земли, и «Дежурный унтер-офицер», потому что самолет почти всегда прилетал ночью в одно и то же время. [ 11 ] Тканевая и деревянная конструкция самолета делала его чрезвычайно уязвимым для возгорания при попадании трассирующих снарядов, в результате чего русское прозвище «Керосинка» или керосиновый фонарь. [ 12 ] Финские войска назвали его Хермосаха (Нервная пила). [ нужна ссылка ] .

Корейская война

[ редактировать ]

Северокорейские войска использовали По-2 в аналогичной роли во время Корейской войны . Значительное количество По-2 было выставлено на вооружение ВВС Корейского народа , нанеся серьезный ущерб во время ночных налетов на базы Организации Объединенных Наций . [ 13 ] Во время одной из таких атак одинокий По-2 атаковал авиабазу Пхеньян . [ 6 ] группы Сосредоточившись на стоянке 8-й истребительно-бомбардировочной группы, По-2 сбросил цепочку осколочных бомб прямо на строй истребителей P-51 «Мустангов» . Одиннадцать «Мустангов» были повреждены, три настолько сильно, что были уничтожены, когда несколько дней спустя Пхеньян был оставлен.

17 июня 1951 года в 01:30 авиабаза Сувон подверглась бомбардировке двумя По-2. Каждый биплан сбросил пару осколочных бомб. Один из них попал в автопарк 802-го инженерного авиационного батальона, повредив часть оборудования. Две бомбы разорвались на траектории полета 335-й эскадрильи истребителей-перехватчиков. Один F-86A Sabre (ФУ-334/49-1334) получил удар по крылу и начал гореть. Огонь разгорелся, выпотрошив самолет. Оперативные действия персонала, который отвел самолет от горящего «Сэйбра», предотвратили дальнейшие потери. Восемь других «Сейбров» были повреждены в результате короткой атаки, четыре — серьезно. [ 6 ] Среди раненых оказался один пилот F-86. Впоследствии северокорейцы приписали эту разрушительную атаку лейтенанту Ла Вун Юнгу. [ 14 ]

Силы ООН назвали По-2, появившимся в ночное время, «Бедчек Чарли», и им было очень трудно сбить его, хотя в 1950-х годах у ночных истребителей был радар в качестве стандартного оборудования. Деревянно-тканевый материал По-2 имел лишь небольшое радиолокационное сечение, что затрудняло обнаружение цели летчиком-истребителем противника. Как заметил в своих мемуарах американский ветеран Корейской войны Лео Фурнье о «Бедчеке Чарли»: «...никто не мог до него добраться. Просто он летел слишком низко и слишком медленно». 16 июня 1953 года морской пехоты США AD-4 из VMC-1, пилотируемый майором Джорджем Х. Линнемайером и CWO Верноном С. Крамером, сбил По-2, что стало единственной задокументированной воздушной победой Skyraider в войне. По-2 также является единственным бипланом, задокументированно сбившим реактивный самолет: один Lockheed F-94 Starfire был потерян при замедлении до 161 км/ч (100 миль в час) – ниже скорости сваливания – во время перехвата, чтобы поразить низколетящий По-2. [ 6 ] [ 15 ]

Варианты

[ редактировать ]
  • U-2 : базовая модель, массово выпускавшаяся как двухместный учебно-тренировочный самолет. Он также был построен во многих различных модификациях, как гражданских, так и военных. Варианты У-2 также включали легкий транспортный, многоцелевой, разведывательный и учебный самолет. Силовая установка представляла собой радиально-поршневой двигатель М-11 мощностью 75 кВт (100 л.с.). Более поздние модели также оснащались форсированными двигателями М-11 мощностью 111 кВт (150 л.с.). Некоторые самолеты имели заднюю закрытую кабину, другие оснащались санями или поплавками.
  • У-2А : двухместный самолет для опрыскивания сельскохозяйственных культур, оснащенный радиально-поршневым двигателем М-11К мощностью 86 кВт (115 л.с.). Позже после 1944 года переименован в По-2А . [ 6 ]
  • У-2АО : двухместный сельскохозяйственный самолет.
  • У-2АП : сельскохозяйственный самолет , задняя кабина которого заменена контейнером для 200–250 кг (441–551 фунтов) химикатов. В 1930–1940 годах было построено 1235 штук.
  • U-2G : на этом экспериментальном самолете все органы управления были связаны с колонкой управления. Всего один самолет. [ 6 ]
  • У-2КЛ : два самолета с выпуклым фонарем над задней кабиной. [ 6 ]
  • У-2ЛШ — двухместный штурмовик непосредственной поддержки. Самолет был вооружен одним 7,62-мм (0,30 дюйма) пулеметом ШКАС в задней кабине. Он также мог нести до 120 кг (265 фунтов) бомб и (или?) четыре ракеты РС-82 . Также известен как У-2ВОМ-1 .
  • У-2ЛПЛ : Экспериментальный исследовательский самолет с лежачим пилотом. [ 6 ]
  • У-2М : эта версия гидросамолета была оснащена большим центральным поплавком и двумя небольшими стабилизирующими поплавками. Строится не в больших количествах. Также известен как МУ-2 . [ 6 ]
  • У-2НАК : Двухместный ночной артиллерийский наблюдатель с кабиной наблюдателя, полностью оборудованной радиосвязью. [ 6 ] Также используется для разведки. Построен с 1943 года.
  • У-2П : вариант гидросамолета , построенный ограниченным количеством, в нескольких вариантах с разными обозначениями.
  • U-2S : вариант санитарной авиации , построенный в 1934 году. Он мог перевозить врача и раненых на носилках в задней части фюзеляжа под чехлом. Вариант У-2С-1 1939 года имел приподнятую верхнюю часть фюзеляжа на подрамнике. С 1941 года использовались также два контейнера для носилок, которые можно было установить над нижними крыльями, или два контейнера для двух сидений раненых каждый, установленные под нижними крыльями. [ 6 ]
  • У-2СС : Санитарный самолет.
  • У-2ШС : штабной вариант связи, выпускался с 1943 года. Имел более широкий фюзеляж и закрытую четырехместную заднюю кабину.
  • У-2СП : версия для гражданского транспорта, могла перевозить двух пассажиров в открытых индивидуальных кабинах, построена с 1933 года. Другие функции включали аэрофотосъемку и аэрофотосъемку. Всего с 1934 по 1939 год было построено 861 экземпляр. [ 6 ]
  • U-2SPL : эта версия лимузина имела заднюю кабину для двух пассажиров.
  • У-2УТ : двухместный учебно-тренировочный самолет с радиально-поршневым двигателем М-11Д мощностью 86 кВт (115 л.с.). Построено в ограниченном количестве.
  • У-2ЛНБ : чем-то похож на более раннюю версию -ЛШ , двухместный ночной ударный вариант советских ВВС, построенный с 1942 года. Вооружен одним 7,62-мм (0,30 дюйма) ШКАС для защиты тыла, а также до 250 кг бомб под крылья для наземной поддержки. Ранее самолеты с 1941 года переоборудовали в импровизированные бомбардировщики.
  • У-2ВС : двухместный учебно-тренировочный и многоцелевой самолет. Позже после 1944 года переименован в По-2ВС .
  • У-3 : улучшенная летная учебная модель, оснащенная семицилиндровым звездообразным двигателем М-48 мощностью 149 кВт (200 л.с.). [ 6 ]
  • У-4 : доработанная версия с более тонким фюзеляжем; построено не в больших количествах.
  • - (Общее производство У-2: 33 000)
  • По-2 : Послевоенный базовый учебно-тренировочный вариант.
  • По-2А : послевоенный сельскохозяйственный вариант.
  • По-2ГН : пропагандистский самолет «Голос с неба», оснащенный громкоговорителем. [ 6 ]
  • По-2Л : версия лимузина с закрытой пассажирской кабиной.
  • По-2П : послевоенная версия гидросамолета; построено в небольшом количестве.
  • По-2С : послевоенный вариант санитарной авиации с закрытой задней кабиной.
  • По-2С-1 : послевоенная версия санитарной машины, аналогичная довоенному У-2С.
  • По-2С-2 : послевоенная версия санитарной машины с радиально-поршневым двигателем М-11Д.
  • По-2С-3 : послевоенная версия машины скорой помощи, имевшая два подкрыльевых контейнера, каждый из которых был предназначен для перевозки одного пациента на носилках. Также известен как По-2СКФ .
  • По-2ШС — штабной самолет связи с закрытой кабиной для пилота и двух или трех пассажиров.
  • По-2СП : послевоенный аэрофотосъемочный самолет, геодезический самолет.
  • Po-2W : югославская модификация с лицензионным двигателем Walter Minor 6-III мощностью 160 л.с. (120 кВт) . 62, модифицированный Утвой в 1958–59. [ 16 ]
  • РВ-23 : эта версия гидросамолета U-2 была построена в 1937 году. Она использовалась в ряде попыток установления рекорда высоты на гидросамолете. РВ-23 был оснащен радиально-поршневым двигателем Wright R-1820 -F3 Cyclone мощностью 529 кВт (710 л.с.).
  • CSS-13 : польская лицензионная версия, построенная в Польше в WSK-Okęcie и WSK-Mielec после Второй мировой войны (около 500 штук построено в 1948–1956 годах). [ 6 ]
  • CSS S-13 : польская версия машины скорой помощи с закрытой задней кабиной и кабиной, а также кольцом Тауненда (53 построено в WSK-Okęcie в 1954–1955 годах, 38 преобразовано в S-13). [ 6 ]
  • E-23 : исследовательская версия, построенная в Советском Союзе в 1934 году для исследования перевернутого полета. [ 6 ]

Операторы

[ редактировать ]
Po-2 operators
Ночной штурмовик U-2LNB 2-го ночного бомбардировочного полка Польши «Краков».
Музее польской авиации )
Поликарпов По-2 с югославской маркировкой, Музей авиации в Белграде , Сербия.
 Албания
 Болгария
 Китайская Народная Республика
 Чехословакия
 Финляндия
 Франция
 Германия
  • Люфтваффе эксплуатировало трофейные самолеты Beuteflugzeug , в основном подпольными специальными подразделениями, такими как Sonderverband Brandenburg . [ 6 ]
 Восточная Германия
 Венгрия
 Монголия
 Северная Корея
 Польша
 Румыния
 Советский Союз
 Турция
  • Турецкая Воздушная Лига ( Turk Hava Kurumu ) получила два U-2, которые были переданы Турции в подарок от России в 1933 году по случаю 10-летия Турецкой Республики. [ 6 ]
 Югославия

Выживший самолет

[ редактировать ]
Китай
  • По-2 в Пекинском музее авиации и космонавтики, Китай
  • Po-2 at Chinese Aviation Museum
Хорватия
  • 9A-ISC - Po-2 S/N 27 готов к полетам в аэропорту Сплита в Сплите, Хорватия
Чешская Республика
  • SP-BHA — CSS-13 на статической экспозиции в Пражском музее авиации в Праге . Он был построен в 1955 году как оригинальный прототип CSS-13 и доставлен в музей в 1972 году в качестве подарка из Польши. [ нужна ссылка ]
  • 0076 — По-2 годен к полетам в Музее авиации Методей Влах в Млада-Болеславе . Он был построен в 1937 году и передан Югославии в 1945 году. Он служил в югославской армии, а затем в Корошском аэроклубе, прежде чем, наконец, был приобретен музеем в мае 2014 года. Теперь он снова окрашен в советскую военную схему. [ 21 ]
Венгрия
HA-PAO, один из годных к полетам экземпляров в аэропорту Будаёрша.
Новая Зеландия
  • ZK-POL-641-046 — По-2 летная годность — базируется в Центре авиационного наследия Омаки ; в настоящее время принадлежит Стивену и Кристал Витте. На корпусе нарисован номер «46», на хвосте мелкими цифрами — «641-046». Этот самолет был восстановлен после крушения, произошедшего в России. [ 25 ] [ 26 ]
Польша
Россия
  • По-2 на летной годности в Самаре, RA-1945Г.
  • Po-2 airworthy at Gelendzhik, RA-0624G
  • По-2 летная годность в Новосибрске, Мочище (УННМ) RA-2508G
  • По-2 летная годность в Новосибрске, Мочище (УННМ) RA-1928G
  • По-2 летная годность в Москве RA-0790G с Федерацией авиаторов-любителей России на аэродроме Тушино в Тушино, Москва . [ 28 ]
Сербия
Великобритания
Соединенные Штаты

Технические характеристики (У-2)

[ редактировать ]
Поликарпов У-2/По-2, чертеж в 3 видах

Данные из [ нужна ссылка ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 8,17 м (26 футов 10 дюймов)
  • Размах крыльев: 11,4 м (37 футов 5 дюймов)
  • Высота: 3,1 м (10 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 33,2 м 2 (357 кв. футов)
  • Вес пустого: 770 кг (1698 фунтов)
  • Полная масса: 1030 кг (2271 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 1350 кг (2976 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Швецов М-11Д 5-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 93 кВт (125 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 152 км/ч (94 миль в час, 82 узла)
  • Крейсерская скорость: 110 км/ч (68 миль в час, 59 узлов)
  • Дальность: 630 км (390 миль, 340 миль)
  • Практический потолок: 3000 м (9800 футов)
  • Скорость набора высоты: 2,78 м/с (547 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 41 кг/м 2 (8,4 фунта/кв. фута)
  • Мощность/масса : 0,060 кВт/кг (0,036 л.с./фунт)

Вооружение
(только У-2ВС/LNB)

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Советы позже использовали «кукурузник» как прозвище советского лидера Никиты Хрущева , известного тем, что выступал за неизбирательную посадку кукурузы по всему Советскому Союзу , а также для Антонова Ан-2 , самолета с аналогичными характеристиками. [ нужна ссылка ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д «Советский бомбардировщик Поликарпов У-2, учебно-тренировочный; бомбардировщик Поликарпов По-2, учебно-тренировочный». Архивировано 3 июля 2014 г. на сайте Wayback Machine wwiivehicles.com. Проверено: 30 ноября 2012 г.
  2. ^ Bargatinov, Valery. Баргатинов Валерий: Крылья России ("Wings of Russia") Moscow, 2005.
  3. ^ Ганстон 1995, с. 292.
  4. ^ Перейти обратно: а б Анджелуччи и Матрикарди 1978, с. 214.
  5. ^ Век полета: Поликарпов U 2 Po 2. Архивировано 23 сентября 2015 г. на Wayback Machine. Проверено: 30 ноября 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Смит, Питер (2014). Боевые бипланы Второй мировой войны . Великобритания: Перо и меч. п. 666. ИСБН  978-1783400546 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Гордон 2008, с. 285.
  8. ^ Хэндлер, MS, United Press, «Новое российское «секретное» оружие оказалось учебным кораблем старого типа: ящики скользят по небу, взрывают нацистов; самолеты-ветераны помогают писать историю на Восточном фронте, несмотря на низкую скорость», The San Bernardino Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, суббота, 10 октября 1942 г., том 49, стр. 4.
  9. ^ Майлз 1997 [ нужна страница ]
  10. Бещадский боевой курс , 1971.
  11. ^ Нойбер 2021, с. 25
  12. ^ Гроссман 2007, с. 133.
  13. ^ Дорр 2003, с. 50.
  14. ^ Американское историческое общество авиации , Том. 30, 1985.
  15. ^ Гриер, Питер. «15 апреля 1953 года» . Журнал Air Force Magazine , Ассоциация ВВС, июнь 2011 г., стр. 57.
  16. ^ Архив Air-Britain , весна 2017 г., стр. 4
  17. ^ " "Исторические списки". Архивировано 16 июля 2012 г. на сайте Wayback Machine worldairforces.com . Проверено: 18 августа 2010 г.
  18. ^ Хейлс, Джон. «Типы самолетов ВВС Болгарии - постоянный список». Архивировано 22 января 2008 г. на сайте Wayback Machine Aeroflight.co.uk, 10 ноября 2005 г. Дата обращения: 29 мая 2008 г.
  19. ^ Йонька, Адам. Самолеты авиакомпании 1945-1956 гг . Варшава: ВКиЛ, 1985. ISBN   83-206-0529-6 .
  20. ^ Югославские ВВС 1942-1992, Боян Димитриевич, Белград, 2006 г.
  21. ^ «Поликарпов По-2 (У-2) Кукурузник: Самолет Ночных Ведьм» . Музей авиации Мефодия Влаха (на чешском языке) . Проверено 9 октября 2018 г.
  22. ^ «Поликарпов По-2» . Фонд Голдтаймера . Проверено 2 мая 2017 г.
  23. ^ «По-2 (УСС-13)» . Музей авиации Сольнок (на венгерском языке) . Проверено 2 мая 2017 г.
  24. ^ «Инвентаризация самолетов» . Музей авиации Сольнок (на венгерском языке) . Проверено 2 мая 2017 г.
  25. ^ «Поликарпов По-2» .
  26. ^ «Гражданские самолеты Новой Зеландии: Поликарпов Po 2 ZK-POL в Ардморе, 3 мая 2019 г., и еще один более ранний пример» . 5 мая 2019 г.
  27. ^ «Самолет: Поликарпов По-2ЛНБ» . Музей польской авиации . НеоСервер . Проверено 2 мая 2017 г.
  28. ^ Огден 2009, с. 470.
  29. ^ «Поликарпов По-2» . Музей воздухоплавания Белград . Музей воздухоплавания-Белград. Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  30. ^ «ПОЛИКАРПОВ ПО2» . Шаттлворт . Проверено 2 мая 2017 г.
  31. ^ «Результаты поиска GINFO [G-BSSY]» . Управление гражданской авиации . Проверено 2 мая 2017 г.
  32. ^ "Шаттлворт 'Мул' начинает пинать" . FlyPast , том 354, январь 2011 г.
  33. ^ «Поликарпов ПО-2 1954 года выпуска» . Фантазия полета . 19 сентября 2013 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  34. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N50074]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 2 мая 2017 г.
  35. ^ «ВОВ – Самолеты» . Музей военной авиации . Архивировано из оригинала 9 октября 2013 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  36. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N3602]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 2 мая 2017 г.
  37. ^ «Поликарпов У-2/По-2» . Музей летного наследия и боевой бронетехники . Друзья летающего наследия. Архивировано из оригинала 19 апреля 2017 года . Проверено 2 мая 2017 г.
  38. ^ «РЕЕСТР ФАУ [N46GU]» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 2 мая 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN   0-562-00096-8 .
  • Bargatinov, Valery. Wings of Russia (Russian). Moscow: Eksmo, 2005. ISBN   5-699-13732-7 .
  • «Полные реестры актов гражданского состояния: 15: X-UN-YU-Югославия». Архив Эйр-Британия . Весна 2017. С. 3–6. ISSN   0262-4923 .
  • Дорр, Роберт Ф. Подразделения Superfortress B-29 времен Корейской войны . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2003. ISBN   1-84176-654-2 .
  • Дюмортье, Ив (июнь 1995 г.). «Ив Дюмортье и Поликарпов По-2». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (305): 34–38. ISSN   0757-4169 . .
  • Гордон, Ефим. «Советская авиация во Второй мировой войне». Хершам-Суррей, Великобритания: Midland Publishing, 2008. ISBN   978-1-85780-304-4 .
  • Гроссман, Василий. Писатель на войне: Василий Гроссман в Красной Армии 1941-1945 гг . Нью-Йорк: Винтажные книги, 2007. ISBN   978-0307275332 .
  • Ганстон, Билл. Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Кескинен, Калеви и др. История ВВС Финляндии 13 – Пикирующие бомбардировщики. (на финском языке) Форсса, Финляндия: Tietoteos, 1989. ISBN   951-9035-42-7 .
  • Майлз, Брюс. Ночные ведьмы: Удивительная история российских женщин-летчиц во Второй мировой войне . Чикаго, Иллинойс: Издательство Academy Chicago, 1997. ISBN   0-89733-288-1 .
  • Нойбер, Клаус. Марш от поражения . Барнсли, Великобритания: Pen and Sword Military, 2021 г. ISBN   978-1-39900-003-1 .
  • Огден, Боб. Авиационные музеи и коллекции материковой Европы (2-е издание) . Тунбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки), 2009. ISBN   978-0-85130-418-2 .
  • Шевчик, Витольд. Многоцелевой самолет По-2 (ТБиУ №74) (на польском языке) . Варшава, Польша: Wydawnictwo MON, 1981. ISBN   83-11-06668-Х .
  • Велек, Мартин. Поликарпов У-2/По-2 (двуязычный чешский/английский). Прага, Чехия: MBI, 2002. ISBN   8086524027
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d611c23d51fd9dfd1208b9a8ca06e32__1725897480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/32/0d611c23d51fd9dfd1208b9a8ca06e32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polikarpov Po-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)