Список либеральных теоретиков
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2011 г. ) |
Часть серии о |
Либерализм |
---|
Отдельные участники классического либерализма и политического либерализма связаны с философами Просвещения . Либерализм как специально названная идеология зародился в конце 18 века как движение к самоуправлению и отходу от аристократии . Оно включало идеи самоопределения , главенства личности и нации в противовес государству и религии как фундаментальным единицам права, политики и экономики.
С тех пор либерализм расширился и включил в себя широкий спектр подходов американцев Рональда Дворкина , Ричарда Рорти , Джона Ролза и Фрэнсиса Фукуямы , а также индийца Амартии Сена и перуанца Эрнандо де Сото . Некоторые из этих людей отошли от либерализма , в то время как другие придерживались других идеологий, прежде чем обратиться к либерализму. Существует много разных взглядов на то, что представляет собой либерализм, и некоторые либералы считают, что некоторые люди в этом списке не являются настоящими либералами. Предполагается, что он будет скорее наводящим, чем исчерпывающим. этой страны Теоретики, идеи которых были в основном типичны для одной страны, должны быть включены в раздел мирового либерализма . Обычно в список включаются только мыслители, тогда как политики включаются в список только в том случае, если они помимо своей активной политической деятельности внесли существенный вклад в либеральную теорию.
Классические сторонники либерализма
[ редактировать ]Аристотель
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2012 г. ) |
Аристотель (Афины, 384–322 до н.э.) почитается среди политических теоретиков за свой основополагающий труд «Политика» . Он внес неоценимый вклад в либеральную теорию своими наблюдениями над различными формами правления и природой человека.
Он начинает с идеи, что лучшее правительство обеспечивает активную и « счастливую » жизнь своему народу. Затем Аристотель рассматривает шесть форм правления: монархию , аристократию и государство , с одной стороны, как «хорошие» формы правления, а тиранию , олигархию и демократию как «плохие» формы. Рассматривая каждую из них по очереди, Аристотель отвергает монархию как инфантилизацию граждан, олигархию как слишком мотивированную прибылью, тиранию как противоречащую воле народа, демократию как служение только бедным и аристократию (известную сегодня как меритократию ) как идеальную, но в конечном итоге невозможную. . В конце концов Аристотель приходит к выводу, что государственное устройство — сочетание демократии и олигархии, при котором большинство может голосовать, но должно выбирать губернаторов среди богатых и добродетельных — является лучшим компромиссом между идеализмом и реализмом .
Кроме того, Аристотель был твердым сторонником частной собственности . Он опроверг аргумент Платона в пользу коллективистского общества, в котором семья и собственность являются общими: Аристотель утверждает, что, когда собственный сын или земля по праву принадлежат ему, человек прилагает гораздо больше усилий к выращиванию этого предмета для окончательного улучшения общества. . Он ссылается на варварские племена своего времени, в которых собственность была общей, и самые ленивые из них всегда забирали большое количество еды, выращенной самыми прилежными.
Цицерон
[ редактировать ]Его стоик Катон отстаивал греческий стоицизм в книгах Цицерона. Это развитие этики Аристотеля, и оно идет дальше, защищая равные права для всех людей. Это было подтверждено с научной точки зрения при проверке в 90-х годах Беккером (1998). [ 1 ] Он также оказал большое влияние на Джона Локка.
Лаоцзы
[ редактировать ]Лао-цзы — китайский философ и писатель, считающийся основателем даосизма . Утверждая, что Лао-цзы является либертарианцем , Джеймс А. Дорн писал, что Лао-цзы, как и многие либералы 18-го века, «утверждал, что сведение к минимуму роли правительства и предоставление людям возможности развиваться спонтанно позволит лучше всего достичь социальной и экономической гармонии». [ 2 ]
Либеральные мыслители золотого века мусульманства
[ редактировать ]Золотой век ислама (8-14 века) ознаменовался расцветом интеллектуальной деятельности в исламском мире. Некоторые ученые и мыслители той эпохи внесли свой вклад в идеи, которые соответствуют определенным либеральным принципам, подчеркивая разум, справедливость и права личности.
Аль-Фараби (872–950)
[ редактировать ]Аль-Фараби, известный как «Второй Учитель», был философом, оказавшим влияние на передачу греческой философии исламскому миру. Его политическая философия, отраженная в таких произведениях, как «Добродетельный город» , [ 3 ] подчеркнул важность справедливости и общего блага в управлении, влияя как на мусульманскую, так и на европейскую мысль. [ 4 ]
Аверроэс (1126–1198)
[ редактировать ]Ибн Рушд, испано-арабский философ, выступал за совместимость разума и философии с исламской верой. Его комментарии к Аристотелю и независимые работы способствовали разделению разума и откровения, оказывая глубокое влияние как на исламскую, так и на западную мысль. [ 5 ]
Авиценна (980–1037)
[ редактировать ]Ибн Сина, эрудит, известный своим вкладом в медицину и метафизику, углубился в политическую философию. В «Книге исцеления» он обсуждал необходимость хорошо организованного государства, подчеркивая роль царя-философа, руководствующегося разумом и мудростью. [ 6 ]
Ибн Туфаил (1105–1185)
[ редактировать ]Ибн Туфаил, философ и врач, исследовал индивидуализм и разум у Хайя ибн Якдана . [ 7 ] В романе обсуждается человек, выросший в изоляции, подчеркивая темы индивидуального стремления к знаниям.
От Макиавелли до Спинозы
[ редактировать ]Никколо Макиавелли
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( июнь 2024 г. ) |
Никколо Макиавелли (Флоренция, 1469–1527), наиболее известный своим «Принципом» , был основателем реалистической политической философии, выступал за республиканское правительство, гражданские армии, защиту личной собственности и ограничение государственных расходов как необходимые для свобод республики. . Он много писал о необходимости индивидуальной инициативы ( вирту ) как важнейшей характеристики стабильного правительства. Он утверждал, что свобода является главным благом, которое правительство должно защищать, и что «хорошие люди» будут создавать хорошие законы, тогда как люди, потерявшие свою добродетель, могут сохранить свои свободы лишь с трудом. В его «Рассуждениях о Ливии» реализм был обозначен как центральная идея политического исследования, и он отдавал предпочтение «республикам», а не «княжествам».
Однако Макиавелли отличался от истинно либерального мышления тем, что он все же отмечал преимущества княжеского правления. [ 8 ] Он заявляет, что республиканским лидерам необходимо «действовать в одиночку», если они хотят реформировать республику, и приводит пример Ромула, который убил своего брата и соправителя, чтобы основать великий город. [ 9 ] Республикам необходимо прибегнуть к произвольным и насильственным мерам, если необходимо сохранить структуру правительства, поскольку Макиавелли говорит, что они должны игнорировать мысли о справедливости и честности. [ 10 ]
Либералы-антиэтатисты считают недоверие Макиавелли своим главным посланием, отмечая его призыв к сильному государству под сильным лидером, который должен использовать любые средства для утверждения своего положения, тогда как либерализм - это идеология индивидуальной свободы и добровольного выбора.
- Сопроводительная литература:
- Беседы о первой декаде Тита Ливия , 1512–1517 (Беседы о первой декаде Тита Ливия)
Эразм
[ редактировать ]Дезидерий Эразм (Нидерланды, 1466–1536) был сторонником гуманизма , критиком укоренившихся интересов, иррациональности и суеверий. Общества Эразмуса сформировались по всей Европе, в некоторой степени в ответ на бурю Реформации . В своей работе «De libero Arbitio Diatribe sive Colatio» (1524 г.) он анализирует лютеранское преувеличение очевидных ограничений человеческой свободы.
- Предоставление литературы
- Stultitiae Laus , 1509 ( Похвала глупости , Справочники по истории Интернета )
- Диатриба или сопоставление по свободной воле , 1524 г.
Этьен де Ла Боэти
[ редактировать ]Этьен де Ла Боэти (Франция, 1530–1563) — французский писатель, судья и политический теоретик. По мнению Этьена, главным вопросом политической философии был вопрос о том, как люди приходят к принятию воли тиранов .
- Предоставление литературы
- Беседы о добровольном рабстве , 1577 г.
Хьюго Гроций
[ редактировать ]Хьюго Гротиус (Нидерланды 1583–1645)
- Предоставление литературы
- Маре Либерум , 1606 г.
- О законе войны и мира , 1625 г.
Томас Гоббс
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( июнь 2024 г. ) |
Томас Гоббс (Англия, 1588–1679) предположил, что правительство является результатом индивидуальных действий и человеческих качеств и что оно мотивируется в первую очередь «интересом» - термином, который станет решающим в развитии либеральной теории правительства и политических взглядов. Экономика, поскольку она лежит в основе идеи о том, что люди могут быть самоуправляемыми и саморегулирующимися. Его работа «Левиафан » не защищала эту точку зрения, а вместо этого утверждала, что только сильное правительство может сдерживать неконтролируемый интерес: однако оно выдвинуло протолиберальную позицию, отстаивая неотъемлемое «естественное право», право защищать себя, даже против государства. [ нужна ссылка ] Хотя его собственная идеологическая позиция открыта для дискуссий, его работы оказали влияние на Спинозу, Локка, Гамильтона, Джефферсона, Мэдисона и многих других либералов. [ 11 ]
- Сопроводительная литература:
- Левиафан , 1651 г. (Богословско-политический трактат)
Спиноза
[ редактировать ]Барух Спиноза (Нидерланды, 1632–1677) в своих «Богословско-политическом трактате» (ТТП) (1670) и «Политическом трактате» (1678) защищает важность разделения церкви и государства, а также форм демократии . В ТТП Спиноза формулирует резкую критику религиозной нетерпимости и защиту светского правительства от власти религиозных властей. [ 12 ] [ 13 ] Спиноза заложил философскую основу эмансипации евреев, поставив их в равное положение с другими гражданами. [ 14 ]
- Сопроводительная литература:
- Tractatus Theologico-Politicus , 1670 (Богословско-политический трактат, Богословско-политический трактат - Часть 1 )
- Политический трактат , 1677 г.
От Локка до Токвиля
[ редактировать ]Джон Локк
[ редактировать ]Джона Локка Представление (Англия, 1632–1704) о том, что « правительство с согласия управляемых человека » и естественные права — жизнь , свобода и имущество ( собственность ), а также терпимость , изложены в «Письме о терпимости». и Два правительственных трактата — оказали огромное влияние на развитие либерализма . Локк разработал теорию собственности, основанную на действиях отдельных лиц, а не на происхождении или знати.
- Немного литературы:
- Письмо о терпимости , 1689 г. [1]
- Второй трактат о гражданском правительстве , 1689 г. Гутенберг
Джон Тренчард
[ редактировать ]Джон Тренчард (Великобритания, 1662–1723) вместе с Томасом Гордоном был соавтором « Письм Катона» . Эти газетные очерки осуждали тиранию и выдвигали принципы свободы совести и свободы слова и были основным средством распространения концепций , разработанных Джоном Локком .
- Немного литературы:
- Письма Катона / Джон Тренчард и Томас Гордон, 1720–1723 гг.
Шарль де Монтескье
[ редактировать ]Шарль де Монтескье (Франция, 1689–1755) В «Духе закона » Монтескье изложил разделение властей в правительстве и обществе. В правительстве Монтескье поощрял разделение на ставшие теперь стандартными законодательную, судебную и исполнительную ветви власти; в обществе он воспринимал естественную организацию короля, народа и аристократии, причем последняя играла посредническую роль. «Я пишу не для того, чтобы подвергнуть цензуре то, что установлено в какой бы то ни было стране», — заявил Монтескье в « Законах »; однако он уделял особое внимание тому, что, по его мнению, было положительным примером конституционной системы в Англии, которая, несмотря на свое развитие в сторону слияния властей, умерила власть монарха и разделила парламент по классовому признаку.
Работы Монтескье оказали плодотворное влияние на американских и французских революционеров. По иронии судьбы, наименее либеральный элемент его мысли — его привилегии аристократии — был опровергнут обеими революциями. Система Монтескье осуществилась в Америке, стране без аристократии; во Франции политические маневры аристократии привели к созыву Генеральных штатов 1789 г. и народному восстанию. [ 15 ]
- Немного литературы:
- О духе законов , 1748 ( Дух закона ) [2] )
- Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий (вместе с другими), 1751–1772 (Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий, Совместный проект перевода энциклопедии Дидро и д'Аламбера )
Томас Гордон
[ редактировать ]Томас Гордон (Соединенное Королевство, 169?–1750) был соавтором вместе с Джоном Тренчардом « Письм Катона» . Эти газетные очерки осуждали тиранию и выдвигали принципы свободы совести и свободы слова и были основным средством распространения концепций , разработанных Джоном Локком .
- Немного литературы:
- Письма Катона / Джон Тренчард и Томас Гордон, 1720–1723 гг.
Франсуа Кенэ
[ редактировать ]Франсуа Кенэ (Франция, 1694–1774)
- Немного литературы:
- Экономический стол , 1758 г.
- Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий (вместе с другими), 1751–1772 (Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий, Совместный проект перевода энциклопедии Дидро и д'Аламбера )
Вольтер
[ редактировать ]Вольтер (Франция, 1694–1778)
- Немного литературы:
- Философские письма об английском языке , 1734 г.
- Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий (вместе с другими), 1751–1772 (Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий, Совместный проект перевода энциклопедии Дидро и д'Аламбера )
- Очерк о нравах и духе наций и об основных событиях в истории
- о толерантности по случаю смерти Жана Каласа 1763 г. Трактат ,
- Dictionnaire Philosophique , 1764 (Философский словарь)
Жан-Жак Руссо
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( июнь 2024 г. ) |
Жан-Жак Руссо (Швейцария, 1712–1778)
- Немного литературы:
- Беседы о неравенстве , 1755 г.
- Об общественном договоре , 1762 г.
Дени Дидро
[ редактировать ]Дени Дидро (Франция, 1713–1784)
- Немного литературы:
- Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий (вместе с другими), 1751–1772 (Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий, Совместный проект перевода энциклопедии Дидро и д'Аламбера )
Жан ле Рон д'Аламбер
[ редактировать ]Жан ле Рон д'Аламбер (Франция, 1717–1783)
- Немного литературы:
- Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий (вместе с другими), 1751–1772 (Энциклопедия, или Аргументированный словарь наук, искусств и профессий, Совместный проект перевода энциклопедии Дидро и д'Аламбера )
Ричард Прайс
[ редактировать ]Ричард Прайс (Великобритания, 1723–1791)
- Немного литературы:
- Обращение к общественности по поводу государственного долга , 1771 г.
- Наблюдения о реверсионных платежах , 1771 г.
- Наблюдения о гражданской свободе, справедливости и политике войны с Америкой , 1776 г.
Адам Смит
[ редактировать ]Адам Смит (Великобритания, 1723–1790), которого часто считают основателем современной экономики , был ключевой фигурой в формулировании и продвижении экономической доктрины свободной торговли и конкуренции. В своем «Богатстве народов» Адам Смит изложил ключевую идею о том, что, если экономика по сути предоставлена самой себе, ограниченные и ограниченные ресурсы будут в конечном итоге использованы наиболее эффективно, благодаря тому, что люди будут действовать исключительно в своих собственных интересах. Эту концепцию более поздние экономисты цитировали вне контекста как « невидимую руку рынка».
Смит также продвигал права собственности и личные гражданские свободы , включая прекращение рабства, которые сегодня частично составляют основную либеральную идеологию. Он также был против акционерных компаний, которые сегодня называются «корпорациями», потому что он основывал самоконтроль свободного рынка на свободной ассоциации моральных личностей.
- Немного литературы:
Иммануил Кант
[ редактировать ]Иммануил Кант (Германия, 1724–1804 гг.)
- Немного литературы:
- Основание метафизики нравственности , 1785 (Основные начала метафизики нравственности [3] )
- практического разума , 1788 г. Критика
- Об общей поговорке: это может быть верно в теории, но неприменимо на практике , 1793 г.
- О вечном мире , 1795 ( Кант О вечном мире )
- морали» , 1797 г. «Метафизика
Анн Робер Жак Тюрго
[ редактировать ]Анн Робер Жак Тюрго (Франция, 1727–1781)
- Немного литературы:
- «Примиритель» , 1754 год.
- Письмо о гражданской терпимости , 1754 г.
- Размышления об образовании и распределении богатства , 1766 год.
- Письма о свободе хлебной торговли , 1770 г.
Джозеф Пристли
[ редактировать ]Джозеф Пристли (Великобритания/США, 1733–1804 гг.)
- Немного литературы:
- Эссе о первых принципах управления , 1768 г.
- Современное состояние свободы в Великобритании и ее колониях , 1769 г.
- Замечания к комментариям доктора Блэкстоуна , 1769 г.
- Наблюдения о гражданской свободе, а также о природе и справедливости войны с Америкой , 1772 г.
Август Людвиг фон Шлёцер
[ редактировать ]Август Людвиг фон Шлёцер (Германия, 1735–1809)
Патрик Генри
[ редактировать ]Патрик Генри (США, 1736–1799)
- Немного литературы:
Томас Пейн
[ редактировать ]Томас Пейн (Соединенное Королевство/США, 1737–1809) был отцом-основателем , политическим активистом, философом, политическим теоретиком и революционером. Его идеи отражали эпохи Просвещения идеалы прав человека . После Американской революции он вернулся в Англию, а затем бежал во Францию, чтобы избежать ареста, поскольку выступал за право народа свергнуть свое правительство. В эпоху разума он защищал деизм , пропагандировал разум и свободомыслие, а также выступал против религии в целом и христианской доктрины в частности. В «Аграрном правосудии», выступающем против «Аграрного закона» и «Аграрной монополии», искали истоки бедности, обнаруживая их в несправедливом распределении земли, «нарушении естественных прав человечества», которое можно было исправить с помощью налога на наследство. [ 16 ]
- Немного литературы:
- Здравый смысл (1776)
- Брошюры об американском кризисе (1776–1783)
- Права человека , 1791–1792 гг. Права человека из проекта «Гутенберг»
- Эпоха разума (1793–1794).
- Аграрная юстиция , 1797 г.
Томас Джефферсон
[ редактировать ]Томас Джефферсон (США, 1743–1826) был третьим президентом США и автором Декларации независимости . Он также написал «Заметки о штате Вирджиния» и «Статуте Вирджинии о свободе вероисповедания» . Идеологически он был поборником неотъемлемых прав личности, хотя и исключил женщин из своей формулировки, а как плантатор из Вирджинии он держал в рабстве множество людей. Он выступал за отделение церкви от государства. Его идеи были повторены во многих других либеральных революциях по всему миру, включая (раннюю) Французскую революцию .
Работы:
- Декларация независимости 1775 г.
Маркиз Кондорсе
[ редактировать ]Маркиз де Кондорсе (Франция, 1743–1794) выступал за либеральную экономику , свободное и равное государственное обучение, конституционное правительство и равные права для женщин и людей всех рас, что воплощает идеалы эпохи Просвещения .
Немного литературы:
- Эскиз исторической картины развития человеческого разума , 1795 г.
Олимпия де Гуж
[ редактировать ]Олимпия де Гуж (французка, 1748–1793) наиболее известна как защитница прав женщин, написавшая Декларацию прав женщины и гражданки в ответ на Декларацию прав человека и гражданина (1789). ; она была казнена во время Французской революции . До начала революции она написала книгу «Размышления о черных людях» (1788), призывающую к лучшему обращению с черными рабами. Ее самая известная цитата: «Женщина имеет право взойти на эшафот. Она должна обладать равным правом подняться на трибуну оратора». [ 17 ]
Работы:
- Декларация прав женщины и гражданки (1791 г.)
- Необходимость развода (Необходимость развода) 1790 г.
Джереми Бентам
[ редактировать ]Джереми Бентам (Великобритания, 1748–1832 гг.)
Один из первых защитников утилитаризма , защиты животных и прав женщин . У него было много учеников по всему миру, в том числе Джон Стюарт Милль и несколько политических лидеров. Бентам требовал экономической и индивидуальной свободы, включая отделение государства от церкви, свободу выражения мнений, полное равноправие женщин, конец рабства и колониализма, единую демократию, отмену физических наказаний взрослых и детей, право на развод. свободные цены, свободная торговля и отсутствие ограничений по процентам. Бентам не был либертарианцем : он поддерживал налог на наследство, ограничения монопольной власти, пенсии, медицинское страхование и другие виды социального обеспечения, но призывал к осторожности и тщательному обдумыванию любого такого государственного вмешательства.
Адамантиос Кораис
[ редактировать ]Адамантиос Кораис (Смирна, 1748–1833) Крупный деятель греческого Просвещения, Кораис помог сформировать современное греческое государство своими теориями классического образования, языка, религии, светского права и конституционного правления, а также страстными взглядами на необходимость демократии. Он переписывался с ведущими деятелями американской республики, особенно с Томасом Джефферсоном.
- Немного литературы:
- Отчет о современном состоянии цивилизации в Греции , 1803 г.
- Что нам, грекам, следует делать в нынешних обстоятельствах? , 1805 г.
- Библиотека греческой литературы , 1805–1826 гг.
- Парерга , 1809–1827 гг.
Эммануэль Сийес
[ редактировать ]Эммануэль Жозеф Сийес (Франция, 1748–1836) сыграл важную роль в первые годы Французской революции , разработав Декларацию прав человека и гражданина , развивая теорию национального суверенитета , народного суверенитета и представительства. подразумевается в его брошюре « Что такое третье сословие?» .
Чарльз Джеймс Фокс
[ редактировать ]Чарльз Джеймс Фокс (Великобритания, 1749–1806) , политик-виг и член парламента, проведший большую часть своей карьеры в оппозиции. Он выступал против тирании любого рода или ее угрозы. По этой причине он был стойким критиком короля Георга III, которого считал начинающим тираном. Он был аболиционистом и сторонником американских патриотов и Французской революции . Он подверг критике законодательство Питта военного времени и защищал свободу религиозных меньшинств и политических радикалов. После смерти Питта в январе 1806 года Фокс некоторое время занимал пост министра иностранных дел в « Министерстве всех талантов » Уильяма Гренвилля .
- Речи досточтимого Чарльза Джеймса Фокса в Палате общин . [ 18 ]
Антуан Дестут де Трейси
[ редактировать ]Антуан Дестут де Трейси (1754–1836)
Станислав Сташич
[ редактировать ]Станислав Сташич (Польша-Литва, 1755–1826) был католическим священником, философом, геологом, писателем, поэтом, переводчиком и государственным деятелем. Физиократ, монист, панславист (после 1815 г.) и сторонник принципа невмешательства , он поддерживал многие реформы в Польше. Его особенно помнят за его политические труды во время «Великого (четырехлетнего) сейма» (1788–92) и за поддержку Конституции от 3 мая 1791 года.
Фридрих Шиллер
[ редактировать ]Фридрих Шиллер (Германия, 1759–1805)
Мэри Уолстонкрафт
[ редактировать ]Мэри Уолстонкрафт (Великобритания, 1759–1797) наиболее известна благодаря роману «Защита прав женщины» (1792), в котором она утверждает, что женщины не уступают мужчинам по своей природе, а кажутся таковыми только потому, что им не хватает образования. Она предполагает, что и к мужчинам, и к женщинам следует относиться как к разумным существам, и представляет себе социальный порядок, основанный на разуме. Работы:
- Мысли о воспитании дочерей 1787 г.
- Защита прав человека 1790 г.
- Защита прав женщины 1792 г.
Анна Луиза Жермен де Сталь
[ редактировать ]Анна Луиза Жермен де Сталь (Франция, 1766–1817)
- Немного литературы:
- О влиянии страстей на счастье отдельных людей и народов , 1796 г.
- Текущие обстоятельства, которые могут положить конец революции, и принципы, которые должны были основать республику во Франции , 1798 г.
- Соображения о главных событиях Французской революции 1813 года.
- Обращение к государям, собравшимся в Париже, с требованием отмены работорговли , 1814 год.
Бенджамин Констант
[ редактировать ]Бенджамин Констан (Франция, 1767–1830). Некоторые считают его одним из отцов современного либерализма. Первоначально он был республиканцем во время Французской революции , но полностью отверг якобинцев как пример тирании большинства . [ 19 ]
- Немного литературы:
- О духе завоевания и об узурпации , 1814 г.
- политики Принципы , 1815 г.
- « Свобода древних по сравнению со свободой современников , 1819 г. »
Жан-Батист Сэй
[ редактировать ]Жан-Батист Сэй (Франция, 1767–1832 гг.)
- Немного литературы:
- Трактат о политической экономии , 1803 г.
Вильгельм фон Гумбольдт
[ редактировать ]Вильгельм фон Гумбольдт (Германия, 1767–1835)
- Немного литературы:
- Идеи о попытке определить пределы эффективности государства (О пределах государственного действия), 1792 г.
Адам Чарторыйский
[ редактировать ]Адам Чарторыйский (Польша-Литва 1770–1867) был государственным деятелем и международным политиком. Он начинал как министр иностранных дел при российском царе Александре I и построил антинаполеоновскую коалицию. Он стал лидером польского правительства в изгнании и врагом российского царя Николая I. В изгнании он был активистом по польскому вопросу во всей Европе и стимулировал раннюю независимость Балкан.
- Немного литературы:
- Очерк дипломатии (Марсель, 1830);
- Житие Ю. Ю. Немцевича (Париж, 1860);
- Александр И. и Чарторыйский: переписка... и беседы (1801–1823)
- Мемуары Чарторыйского с документами, касающимися его переговоров с Питтом и бесед с Пальмерстоном в 1832 году.
Давид Рикардо
[ редактировать ]Дэвид Рикардо (Великобритания, 1772–1823 гг.)
Джеймс Милл
[ редактировать ]Джеймс Милль (Великобритания, 1773–1836 гг.)
- Немного литературы:
- Элементы политической экономии , 1821 г.
Антуан-Элизе Шербулье
[ редактировать ]Антуан-Элизе Шербулье (Швейцария, 1797–1869)
Йохан Рудольф Торбеке
[ редактировать ]Голландский государственный деятель Йохан Рудольф Торбеке (Нидерланды, 1798–1872) был главным теоретиком голландского либерализма в девятнадцатом веке, наметив более демократическую альтернативу абсолютной монархии — конституционную монархию. Конституция 1848 года была в основном его работой. Его основной теоретической статьей, специально названной «либеральной», была «Over hedendaagsche staatsburgerschap» (О современном гражданстве) 1844 года. Он стал премьер-министром в 1849 году, положив начало многочисленным фундаментальным реформам в голландской политике.
Фредерик Бастиа
[ редактировать ]Фредерик Бастиа (Франция, 1801–1850)
Клод Фредерик Бастиа — французский классический либеральный теоретик, политический экономист и член Французской ассамблеи.
- Немного литературы:
- Ла Лой ( Закон ), 1849 г.
- Экономическая гармония , 1850 г.
- Что видно и что не видно , 1850 г.
Рифаа ат-Тахтави
[ редактировать ]Рифаа ат-Тахтави (Египет, 1801–1873 гг.)
Рифаа ат-Тахтави (также пишется как Тахтави) был египетским писателем, учителем, переводчиком, египтологом , интеллектуалом эпохи Возрождения и одним из первых последователей исламского модернизма . В 1831 году Тахтави участвовал в общегосударственных усилиях по модернизации египетской инфраструктуры и образования. [ 20 ] Три из его опубликованных томов были произведениями политической и моральной философии . Они познакомили его египетскую аудиторию с идеями Просвещения, такими как светская власть, политические права и свобода; его идеи относительно того, каким должно быть современное цивилизованное общество и что в более широком смысле представляет собой цивилизованного или «хорошего египтянина»; и его идеи об общественных интересах и общественном благе. [ 21 ] Работа Тахтави была первой попыткой египетского ренессанса ( нахда ), который процветал в период между 1860 и 1940 годами. [ 22 ]
- Работы:
- Парижский профиль , написанный во время пребывания Тахтави во Франции.
- Методология мышления египтян в отношении чудес современной литературы , опубликованная в 1869 году, в которой кристаллизовались взгляды Тахтави на модернизацию.
- Честное руководство по воспитанию девочек и мальчиков , изданное в 1873 году и отражающее основные положения просветительской мысли Тахтави.
- Тауфик аль-Галиль - взгляд на историю Египта и потомков Исмаила , первая часть Исторической энциклопедии, опубликованная в 1868 году и прослеживающая историю Древнего Египта до зарождения ислама.
- Подробное изложение биографии Мухаммеда , опубликованное после смерти Тахтави, в котором содержится подробный отчет о жизни Пророка Мухаммеда, а также о политических, правовых и административных основах первого исламского государства.
- К более простой арабской грамматике» , опубликованной в 1869 году.
- Грамматические предложения , опубликованные в 1863 году.
- Египетские патриотические тексты , написанные в честь Хедива Саида и опубликованные в 1855 году.
- Светящиеся звезды в лунные ночи аль-Азиза , сборник поздравительных писем некоторым принцам, опубликованный в 1872 году.
Гарриет Мартино
[ редактировать ]Гарриет Мартино (Великобритания, 1802–1876 гг.)
- Немного литературы:
- Иллюстрации политической экономии , 1832–1834 гг.
- Теория и практика общества в Америке , 1837 г.
- Век мучеников Соединенных Штатов , 1839 г.
Алексис де Токвиль
[ редактировать ]Алексис де Токвиль (Франция, 1805–1859)
- Немного литературы:
- Из демократии в Америке , 1831–1840 (Демократия в Америке, [6] )
- Старый режим и революция , 1856 г.
Милль и далее
[ редактировать ]Джон Стюарт Милл
[ редактировать ]Джон Стюарт Милль (Великобритания, 1806–1873) — один из первых поборников современного «либерализма». Таким образом, его работа в области политической экономии и логики помогла заложить основу для достижений эмпирической науки и государственной политики, основанных на поддающихся проверке улучшениях. Бентама Находясь под сильным влиянием утилитаризма , он не согласен с интуитивным представлением Канта о праве и формулирует «высший нормативный принцип» морали как: Действия правильны пропорционально тому, насколько они способствуют счастью; ошибочны, поскольку они имеют тенденцию приносить обратное счастье.
Некоторые считают Милля основателем социального либерализма . Хотя Милль в основном был сторонником свободного рынка , он допускал вмешательство в экономику, такое как налог на алкоголь, если имелись достаточные утилитарные основания. Милль также была защитницей прав женщин.
- Немного литературы:
Хосе Мария Луис Мора
[ редактировать ]Хосе Мария Луис Мора ( Новая Испания /Мексика, 1794–1850) был священником, юристом, историком, политиком и либеральным идеологом. Считающийся одним из первых сторонников либерализма в Мексике, он боролся за отделение церкви от государства. Мора считался «самым значительным либеральным представителем своего поколения, [и] его мысли олицетворяют структуру и преобладающую ориентацию мексиканского либерализма». Некоторые работы:
- Политический катехизис Мексиканской федерации . Мексика 1831 г.
- Диссертация о природе и применении церковных доходов и имущества, а также о власти, которой они подчиняются в отношении их создания, увеличения, поддержания или уничтожения . Мексика 1833 год.
Ральф Уолдо Эмерсон
[ редактировать ]Ральф Уолдо Эмерсон (США, 1803–1882) был американским философом, который утверждал, что основные принципы правления изменчивы и что правительство требуется только в том случае, если люди не обладают самоуправлением. Сторонник демократии и идеи о том, что демократический народ должен иметь демократическую этику.
- Немного литературы:
- Самостоятельность
- Круги
- Политика
- Номиналист и реалист
Уильям Ллойд Гаррисон
[ редактировать ]Уильям Ллойд Гаррисон (США, 1805–1879)
- Немного литературы:
- Статьи в защиту отмены рабства в газете «Освободитель» , 1831–1866 гг.
Хуан Баутиста Альберди
[ редактировать ]Хуан Баутиста Альберди (Аргентина, 1810–1884)
- Немного литературы:
- Базы и отправные пункты политической организации Аргентинской Республики , 1852 г.
- Экономическая и рентистская система Аргентинской Конфедерации в соответствии с ее Конституцией 1853 г. , 1854 г.
Генри Дэвид Торо
[ редактировать ]Генри Дэвид Торо (1817–1862)
- Немного литературы:
Джейкоб Буркхардт
[ редактировать ]Якоб Буркхардт (Швейцария, 1818–1897) Государство как производное культурной и экономической жизни.
- Немного литературы:
- Цивилизация Возрождения в Италии.
Герберт Спенсер
[ редактировать ]Герберт Спенсер (Соединенное Королевство, 1820–1903), философ, психолог и социолог, выдвинул то, что он назвал « Законом равной свободы », и выступил против либеральной теории, продвигающей более активное правительство, которую он назвал «новой формой Торизма ». Он поддерживал государство, ограниченное в своих обязанностях защитой людей и их собственности. Для Спенсера добровольное сотрудничество было отличительной чертой наиболее динамичной формы общества, вмещающей самое широкое разнообразие членов и самое большое разнообразие целей. подход Спенсера Эволюционный был охарактеризован как продолжение Адама Смита объяснения экономического порядка «невидимой рукой»; его обширная работа по симпатии (в психологии , а также по основам этики, особенно в «Данных этики» ) явно продолжила подход Смита в «Теории моральных чувств» . Спенсера часто называют ведущим социал-дарвинистом .
- Немного литературы:
- Социальная статика , 1851 г.
- Принципы этики , 1879, 1892 гг.
- Человек против государства , 1884 г.
- Очерки научные, политические и умозрительные , 1892 г.
Ибрагим Шинаси
[ редактировать ]Ибрагим Шинаси (Османская империя, 1826–1871), писатель, журналист, переводчик и редактор газеты . Он был новатором в нескольких областях: он написал один из самых ранних образцов османской пьесы, он поощрял тенденцию перевода поэзии с французского на турецкий, он упростил сценарий, используемый для написания османско-турецкого языка , и он был одним из первый из османских писателей, писавший специально для широкой публики. Шинаси использовал свои газеты Tercüman-ı Ahvâl и Tasvîr-i Efkâr , чтобы способствовать распространению европейских идеалов Просвещения в период Танзимата . [ 23 ] и он сделал образование грамотной османской общественности своим личным призванием. Хотя многие проекты Шинаси на момент его смерти были незавершенными, «он был в авангарде ряда областей и вносил свой вклад в развитие каждой области, пока она содержала нерешенные проблемы». Шинаси, находившийся под влиянием мысли Просвещения, рассматривал свободу выражения мнений как фундаментальное право и использовал журналистику для привлечения, общения и просвещения общественности. Говоря напрямую с общественностью о делах правительства, Шинаси заявил, что действия государства не являются исключительно интересами правительства. [ 24 ]
- Работы:
- Tercüme-i Manzume (1859, перевод стихов с французского Лафонтена, Ламартина, Жильбера и Расина)
- Шаир Эвленмеси (1859, первая османская пьеса «Свадьба поэта») [ 25 ]
- Дуруб-и Эмсал-и Османие (1863, первая книга турецких пословиц)
- Мюнтахабат-и Эшар (1863, сборник стихов)
Томас Хилл Грин
[ редактировать ]Томас Хилл Грин (Великобритания, 1836–1882 гг.)
Оберон Герберт
[ редактировать ]Оберон Герберт (Великобритания, 1838–1906)
Карл Менгер
[ редактировать ]Карл Менгер (Австрия, 1840–1921)
- Немного литературы:
- Основы экономики , 1871 г.
- Исследования метода социальных наук : с особым упором на экономику, 1883 г.
- Ошибки историзма в немецкой экономике , 1884 г.
- О теории капитала, 1888 г.
Уильям Грэм Самнер
[ редактировать ]Уильям Грэм Самнер (США, 1840–1910)
- Немного литературы:
- Социализм , 1878 г.
- Аргумент против протекционистских тарифов , 1881 г.
- Защитные налоги и заработная плата , 1883 г.
- Абсурдная попытка переделать мир , 1883 г.
- Государственное вмешательство , 1887 г.
- Протекционизм: -изм, который учит, что расточительство создает богатство , 1887 г.
- Забытый человек и другие очерки , 1917 г.
Лестер Фрэнк Уорд
[ редактировать ]Лестер Фрэнк Уорд (США, 1841–1913)
Лестер Уорд был ботаником, палеонтологом и социологом. Он был первым президентом Американской социологической ассоциации. Уорд был яростным и беспощадным критиком политики невмешательства, которую пропагандировали Герберт Спенсер и Уильям Грэм Самнер.
- Немного литературы:
- (1883) Динамическая социология: или Прикладная социальная наука, основанная на статической социологии и менее сложных науках.
- (1893) Психические факторы цивилизации, 1893.
- (1903) Чистая социология. Трактат о происхождении и стихийном развитии общества.
- (1906) Прикладная социология. Трактат о сознательном улучшении общества обществом.
Основные работы Уорда можно найти здесь: [10]
Роскошный Брентано
[ редактировать ]Людвиг Йозеф Брентано (Германия, 1844–1931)
Томаш Масарик
[ редактировать ]Томаш Гарриг Масарик (Чехословакия, 1850–1937)
Ойген фон Бём-Баверк
[ редактировать ]Ойген фон Бём-Баверк (Австрия, 1851–1914)
- Немного литературы:
- Капитал и проценты , в трех томах, 1884, 1889 и 1909 гг.
- Die Positive Theorie des Kapitals (Позитивная теория капитала и ее критики), в трех томах, 1895 и 1896 гг.
- К завершению системы Маркса (Карл Маркс и конец его системы), 1898 г.
Луи Брандейс
[ редактировать ]Луи Брандейс (1856–1941)
Торстейн Веблен
[ редактировать ]Торстейн Веблен (1857–1926) наиболее известен как автор «Теории праздного класса» . Веблен оказал влияние на поколение американского либерализма, искавшего рациональную основу для экономики, выходящую за рамки корпоративной консолидации и «жестокой конкуренции». Главный аргумент Веблена заключался в том, что людям требуется достаточное количество неэкономического времени, чтобы стать образованными гражданами. Он язвительно критиковал чистое материальное потребление само по себе и идею о том, что полезность равна демонстративному потреблению .
Джон Дьюи
[ редактировать ]Джон Дьюи (США, 1859–1952)
- Немного литературы:
- Либерализм и социальные действия , 1935 г.
- Демократия и образование [11]
Фридрих Науманн
[ редактировать ]Фридрих Науманн (Германия, 1860–1919)
Сантери Алкио
[ редактировать ]Сантери Алкио (Финляндия, 1862–1930)
Макс Вебер
[ редактировать ]Макс Вебер (Германия, 1864–1920) был теоретиком государственной власти и связи культуры с экономикой. Утверждал, что моральная составляющая капитализма коренится в «протестантских» ценностях. Вебер вместе с Фридрихом Науманом был активным членом Национального социального союза , а затем и Германской демократической партии .
- Немного литературы:
- Протестантская этика и дух капитализма , 1904 г. (Протестантская этика и дух капитализма [12] )
Леонард Хобхаус
[ редактировать ]Леонард Трелони Хобхаус (Великобритания, 1864–1929)
- Немного литературы:
- Либерализм , 1911 г. [13]. Архивировано 14 августа 2014 г. в Wayback Machine.
Бенедетто Кроче
[ редактировать ]Бенедетто Кроче (Италия, 1866–1952)
- Немного литературы:
- Что такое либерализм , 1943 год.
Вальтер Ратенау
[ редактировать ]Вальтер Ратенау (Германия, 1867–1922)
Сэр Лео Кьоцца Мани
[ редактировать ]Лео Кьоцца Мани (Великобритания, 1870–1944) Экономический теоретик итальянского происхождения, переехавший в Великобританию в 1890-х годах, где он сделал себе имя как политик, журналист и писатель. В первые годы 20-го века его взгляды привлекли интерес двух будущих премьер-министров, Дэвида Ллойд Джорджа и Уинстона Черчилля. После некоторого периода работы личным секретарем парламента Ллойд Джорджа он был министром правительства на последних этапах Первой мировой войны.
Ахмед Лютфи эль-Сайед
[ редактировать ]Ахмед Лютфи эль-Сайед- паша (Египет, 1872–1963) Египетский Каирского интеллектуал, антиколониальный активист и первый директор университета . Он был влиятельным человеком в египетском националистическом движении и использовал свое положение в средствах массовой информации, чтобы добиться независимости Египта от британского правления. Он также был одним из архитекторов современного египетского национализма , а также архитектором египетского секуляризма и либерализма . Его с любовью называли «Профессором поколения». Лютфи был одним из самых яростных противников панарабизма , настаивая на том, что египтяне — это египтяне, а не арабы. [ 26 ] Его считают одним из самых влиятельных ученых и интеллектуалов в истории Египта. [ 27 ]
Уильям Беверидж
[ редактировать ]Уильям Беверидж (Великобритания, 1879–1963)
- Немного литературы:
- Полная занятость в свободном обществе , 1944 г.
- Почему я либерал , 1945 год.
Людвиг фон Мизес
[ редактировать ]Людвиг фон Мизес (Австрия/США, 1881–1973)
- Немного литературы:
- Социализм , 1922 год.
- Либерализм , 1927 год.
- Всемогущее правительство , 1944 год.
- Человеческая деятельность , 1949 год.
Хосе Ортега-и-Гассет
[ редактировать ]Хосе Ортега и Гассет (Испания, 1883–1955)
- Немного литературы:
- Восстание масс , 1930 год.
Сальвадор де Мадариага
[ редактировать ]Сальвадор де Мадариага (Испания, 1886–1978). Один из основных авторов Оксфордского манифеста 1947 года.
Адольф Берле
[ редактировать ]Адольф Берле (США, 1895–1971) был автором книги «Современная корпорация и частная собственность» , в которой подробно описывался важность проведения различия между управлением корпорациями и акционерами, которые являются владельцами. Влиятелен в теории политики «Нового курса».
- Некоторая литература по Гардинеру Минсу :
- Современная корпорация и частная собственность
Вильгельм Рёпке
[ редактировать ]Вильгельм Рёпке (Германия, 1899–1966)
- Немного литературы:
- Международная экономическая дезинтеграция , 1942 г.
- Социальный кризис нашего времени , 1942 год.
- Человеческое государство , 1944 год.
- Международный порядок и экономическая интеграция , 1945 г.
- Решение немецкой проблемы , 1946 год.
Бертил Олин
[ редактировать ]Бертил Олин (Швеция, 1899–1979)
- Немного литературы:
- Межрегиональная и международная торговля , 1933 г.
Фридрих фон Хайек
[ редактировать ]Фридрих Хайек (Австрия/Великобритания/США/Германия, 1899–1992) По мнению Хайека, центральной ролью государства должно быть поддержание верховенства закона с как можно меньшим произвольным вмешательством. Также лауреат Нобелевской премии по экономике и предсказатель Великой депрессии, как и его коллега-экономист и наставник австрийской школы Людвиг фон Мизес.
- Немного литературы:
- Дорога в крепостное право , 1944 год [14]
- Конституция свободы , 1960 г.
- Закон, законодательство и свобода , в трех томах, 1973, 1976 и 1979 гг.
Карл Поппер
[ редактировать ]Карл Раймунд Поппер (Австрия/Великобритания, 1902–1994) разработал идею открытого общества , характеризующегося уважением к широкому разнообразию мнений и моделей поведения и предпочтением смелых, но частичных политических реформ, а не консервативному застою или революционному утопизму. По его мнению, все упрощенные и грандиозные теории истории и общества имеют общую черту, которую он назвал историзмом , которую он восходит к Платону, в то время как открытое общество отражает методологический фаллибилизм, впервые предложенный Поппером в его более ранних работах по философии науки.
- Немного литературы:
- Открытое общество и его враги , 1945 г.
- Бедность историзма , 1961.
Алан Пэтон
[ редактировать ]Алан Пэтон (Южная Африка, 1903–1988) своей книгой «Плачь, любимая страна» способствовал четкой позиции южноафриканского либерализма против апартеида. Его партия, Либеральная партия Южной Африки, была запрещена правительством апартеида .
- Немного литературы:
- Плачь, Любимая страна , 1948 год.
- Ах, но прекрасна твоя земля , 1983
В Ранде
[ редактировать ]Айн Рэнд (США, 1905–1982) была радикальным и влиятельным моральным и политическим философом. На ее защиту сильного личного интереса в этике, как она утверждала, повлияли мыслители Аристотель, Фома Аквинский и Локк. Ее пропаганда чистого капитализма laissez-faire находилась под влиянием классических либеральных экономистов Мизеса и Хайека.
- Немного литературы:
- Добродетель эгоизма , 1963.
- Капитализм: Неизвестный идеал , 1 966
Раймонд Арон
[ редактировать ]Раймон Арон (Франция, 1905–1983)
- Немного литературы:
- Очерки свобод , 1965 г.
- Демократия и тоталитаризм , 1965 год.
Дональд Баркли Молтено
[ редактировать ]Дональд Баркли Молтено (Южная Африка, 1908–1972), известный как Дилизинтаба («Тот, кто сносит горы»), был конституционным юристом и парламентарием , но, прежде всего, академиком . Его работа над конституционным правом была сосредоточена на гражданских правах и его яростной оппозиции сегрегационной политике апартеида .
Джон Кеннет Гэлбрейт
[ редактировать ]Джон Кеннет Гэлбрейт (экономист канадского происхождения, работавший в США, 1908–2006 гг.)
- Немного литературы:
- Общество изобилия , 1958 год.
- Либеральный час , 1960 год.
Исайя Берлин
[ редактировать ]Исайя Берлин (Латвия/Великобритания, 1909–1997) наиболее известен своей попыткой различить «две концепции свободы». Берлин утверждал, что то, что он называл «позитивной» и «негативной» свободой, является взаимно противоположными концепциями. Позитивные концепции предполагали, что свобода может быть достигнута только тогда, когда коллективная власть (в форме церкви или государства) будет действовать, чтобы «освободить» человечество от его худших аспектов. Они, по мнению Берлина, имели тенденцию к тоталитаризму. Негативные концепции, напротив, утверждали, что свобода достигается, когда людям предоставляется максимальная свобода от внешних ограничений (при условии, что они не ущемляют свободу других достичь тех же условий). Берлин также критиковал догматический рационализм эпохи Просвещения на том основании, что он был неспособен принять плюрализм ценностей.
- Немного литературы:
- Две концепции свободы , 1958 г.
- Четыре эссе о свободе , 1969 г.
- Из книги «Освобождение надежды и страха» , 1978 год.
Милтон Фридман
[ редактировать ]Милтон Фридман (США, 1912–2006), лауреат Нобелевской премии по экономике и самопровозглашенный классический либерал и либертарианец, [ 28 ] был известен благодаря правилу Фридмана , правилу k-процентов Фридмана и тесту Фридмана .
- Немного литературы:
- Капитализм и свобода , 1962.
- Денежная история Соединенных Штатов , 1963 г.
- Свобода выбора , 1980
Джеймс Бьюкенен
[ редактировать ]Джеймс Бьюкенен (США, 1919–2013) известен своими экономическими теориями политического процесса, которые были одними из первых, кто серьезно воспринял концепцию политиков как рациональных субъектов, реагирующих на стимулы.
- Немного литературы:
- Исчисление согласия / Джеймс Бьюкенен и Гордон Таллок, 1962 г.
- Пределы свободы , 1975.
- Демократия в дефиците / Джеймс Бьюкенен и Ричард Э. Вагнер, 1977 г.
- Право облагать налогом / Джеймс Бьюкенен и Джеффри Бреннан, 1980 г.
- Причина правил / Джеймс Бьюкенен и Джеффри Бреннан, 1985 г.
Джон Ролз
[ редактировать ]Джон Ролз (США, 1921–2022) Один из наиболее влиятельных политических философов XX века, во многом ответственный за возрождение нормативной политической философии . Он выступает за равные основные свободы, равенство возможностей и обеспечение максимальной выгоды наименее обеспеченным членам общества в любом случае, когда может возникнуть неравенство. Аргументация Ролза в пользу этих принципов социальной справедливости использует мысленный эксперимент, называемый «исходной позицией», в котором люди сознательно выбирают, в каком обществе они хотели бы жить, если бы они не знали, какую социальную позицию они бы заняли лично.
- Немного литературы:
- Теория справедливости , 1 971
- Политический либерализм , 1993 г.
- Справедливость как честность: новое заявление , 2001 г.
Мюррей Ньютон Ротбард
[ редактировать ]Мюррей Ротбард (США, 1926–1995) — основоположник современного анархо-капитализма , экономист и экономический историк австрийской школы . Его широко считают одним из выдающихся защитников свободы и свободы конца 20 века. [ нужна ссылка ] На протяжении всей своей жизни он был связан с различными политическими движениями, особенно с Айн Рэнд , а затем с Либертарианской партией Соединенных Штатов. Его влияние сохраняется в либертарианских и анархо-капиталистических движениях.
- Человек, экономика и государство , 1962 г.
- За новую свободу: Либертарианский манифест , 1973 г.
- Задумано в Либерти , 1975–1979 гг.
- Этика свободы , 1982.
- Австрийский взгляд на историю экономической мысли , 1995 г.
Лешек Колаковский
[ редактировать ]Лешек Колаковский (Польша, 1927–2009), философ и историк идей. Он был ведущим вдохновителем польского движения «Солидарность» .
- Немного литературы:
- Индивидуум и бесконечность. Свобода и антиномии свободы в философии Спинозы ( Индивидуальное и бесконечное: свобода и антиномии свободы в философии Спинозы ), 1958 г.
- Rozmowy z diabłem (название в США: «Беседы с дьяволом» / название в Великобритании: «Разговор о дьяволе» ; переиздано вместе с «Ключом к небесам» под названием «Дьявол и Писание» , 1973)
- Od Hume'a do Koła Wiedeńskiego (1-е издание: «Отчуждение разума» , затем «Позитивистская философия от Юма до Венского кружка »)
Ральф Дарендорф
[ редактировать ]Ральф Дарендорф (Германия/Великобритания, 1929–2009 гг.)
- Немного литературы:
- Возможности кризиса: о будущем либерализма , 1983 г.
- Фрагменты нового либерализма , 1987 г.
Карл-Герман Флах
[ редактировать ]Журналист Карл-Герман Флах (Германия, 1929–1973) был в своей книге Noch eine Chance für die Liberalen одним из главных теоретиков новых социал-либеральных принципов Свободной демократической партии (Германия) . Он ясно рассматривает либерализм как противоположность консерватизму и открывает дорогу правительственной коалиции с социал-демократами.
Джозеф Раз
[ редактировать ]Joseph Raz (Israel/United Kingdom, 1939–2022)
- Немного литературы:
- Мораль свободы
Рональд Дворкин
[ редактировать ]Рональд Дворкин (США, 1931–2013 гг.)
- Немного литературы:
- Суверенная добродетель: теория и практика равенства
- Справедливость для ежей
Брайан Маги
[ редактировать ]Британский философ, телеведущий и политик Брайан Маги (1930–2019) написал несколько книг по политической философии. Хотя он был членом Лейбористской партии , а затем социал-демократов , в автобиографии он написал, что считает себя либералом. [ 29 ] Он рассматривал свою книгу «Новый радикализм» как попытку обратить Лейбористскую партию в традицию радикального либерализма, в которую он включил Карла Поппера. [ 30 ] Позже он последовал за этим с «Демократической революцией» , в которой очень критически относился к коммунизму в Восточной Европе. [ 31 ]
Ричард Рорти
[ редактировать ]Ричард Рорти (США, 1931–2007) был одним из ведущих современных философов либерализма. Его основные утверждения, среди прочего, заключаются в том, что либерализм лучше всего определить как попытку избежать жестокости по отношению к другим; что либералам необходимо принять историческую «иронию» о том, что не существует метафизического обоснования их веры в то, что не быть жестоким — это добродетель; что литература играет решающую роль в развитии эмпатии, необходимой для укрепления солидарности (и, следовательно, отсутствия жестокости) между людьми; и что частное философствование и публичный политический дискурс являются отдельными практиками и должны оставаться таковыми.
Амартия Сен
[ редактировать ]Амартия Сен (Индия, 1933–) — экономист, ранние работы которого были основаны на теореме общей возможности Кеннета Эрроу , а также на невозможности как полной оптимальности по Парето, так и исключительно процедурных прав. Он получил Нобелевскую премию по экономическим наукам за работы по проблемам голода , экономики благосостояния и теории социального выбора . И является сторонником рациональности как фундаментальной гарантии свободы и справедливости.
- Немного литературы:
- Развитие как свобода
- Спорный индеец
Роберт Нозик
[ редактировать ]Роберт Нозик (США, 1938–2002) был либертарианцем (или минархистом ). Он защищал непримиримую редукционистскую политическую философию, характеризующуюся тщательным анализом моральных аспектов каждого социального взаимодействия, и не уклонялся от решения сложных философских проблем, таких как первоначальное присвоение собственности. Нозик наиболее известен тем, что обосновал минимальное государство, показав, что оно может быть создано без каких-либо несправедливых шагов.
- Немного литературы:
- Анархия, государство и утопия , 1974 г.
Эрнандо де Сото
[ редактировать ]Экономист Эрнандо де Сото (Перу, 1941–) является сторонником прозрачности и прав частной собственности, утверждая, что непрозрачное правительство приводит к тому, что собственность не получает надлежащего титула и, следовательно, становится «мертвым капиталом», который не может быть использован в качестве основы кредита. . Утверждается, что законы, которые распределяют собственность среди тех, кто наиболее способен использовать ее для экономического роста, так называемые «права скваттеров», являются важным нововведением.
- Немного литературы:
- Другой путь , 1986.
- Тайна капитала , 2000.
Майкл Медоукрофт
[ редактировать ]В биографии британский политик Майкл Медоукрофт описывается как «главный, а то и почти единственный философ прикладного либерализма в старой Либеральной партии с конца 1960-х годов». [ 32 ] После слияния Либеральной партии и Социал-демократической партии Великобритании с образованием Либерал-демократов Медоукрофт первоначально воссоздал новую Либеральную партию с другими, которые не хотели идти на компромисс с философией либерализма. [ 32 ] Однако новая Либеральная партия становилась все более евроскептичной , и Медоукрофт присоединился к либерал-демократам в 2007 году. под руководством Стива Рэдфорда [ 33 ] Он регулярно доказывал важность политической философии и то, что членам либерал-демократов требуется больше убежденности в своих убеждениях. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
- Немного литературы:
- Медоукрофт, Майкл (1979). Либеральные ценности нового десятилетия . Либеральный издательский отдел.
- Медоукрофт, Майкл; Маркванд, Дэвид (1981). Либерализм и социал-демократия . Лондон: Департамент либеральных публикаций.
- Медоукрофт, Майкл (1997). Сосредоточьтесь на свободе: аргументы в пользу Либеральной партии (1-е изд.). Саутпорт: Либеральная партия.
- Медоукрофт, Майкл (2001). Сосредоточьтесь на свободе: аргументы в пользу Либеральной партии (PDF) (2-е изд.). Саутпорт: Либеральная партия. ISBN 189841509-9 .
- Медоукрофт, Майкл (2001). Новые демократии: подкреплены или подорваны . Институт Джона Стюарта Милля.
- Медоукрофт, Майкл (2009). Разнообразие в опасности: плюрализм и развитие политики . Лидс: Публикации Бикрофта.
Карлос Сантьяго Нино
[ редактировать ]Карлос Сантьяго Нино (Аргентина, 1943–1993)
- Немного литературы:
- Этика прав человека
Брюс Акерман
[ редактировать ]Брюс Акерман (США, 1943–)
- Немного литературы:
- Мы, Люди
Марта Нуссбаум
[ редактировать ]Марта Нуссбаум (США, 1947–) — философ и в настоящее время Эрнста Фройнда заслуженный профессор права и этики в Чикагском университете . Она специализируется на древнегреческой и римской философии , политической философии , экзистенциализме , феминизме и этике , включая права животных . Она получила Киотскую премию в области искусства и философии 2016 года , премию Берггрюна 2018 года и премию Хольберга 2021 года .
- Немного литературы:
- Хрупкость добра (1986)
- Культивирование человечности: классическая защита реформы гуманитарного образования (1997)
- Секс и социальная справедливость (1998)
- Прячемся от человечества: отвращение, стыд и закон (2004)
- Границы справедливости: инвалидность, национальность, видовая принадлежность (2006)
- От отвращения к человечности: сексуальная ориентация и конституционное право (2010)
Уилл Кимлика
[ редактировать ]Уилл Кимлика (Канада, 1962–) пытается в своей философии определить, ли формы этнического национализма или национализма совместимы меньшинств с либерально-демократическими принципами индивидуальной свободы, социального равенства и политической демократии. В своей книге « Мультикультурное гражданство. В «Либеральной теории прав меньшинств » он утверждает, что определенные «групповые дифференцированные права» культур меньшинств могут соответствовать этим либерально-демократическим принципам.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Беккер, Лоуренс (29 августа 2017 г.). Новый стоицизм (1-е изд.). Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691177212 .
- ^ Дорн, Джеймс А. (2008). «Лао-Цзы (ок. 600 г. до н.э.)» . В Хамови, Рональд (ред.). Лао-цзы (ок. 600 г. до н.э.) . Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж ; Институт Катона . дои : 10.4135/9781412965811.n169 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 . Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 12 мая 2010 г.
- ^ Курмангалиева Галия; Азербаев, Аслан (2016). «Добродетельный город Аль-Фараби и его современное значение (Социальное государство в философии Аль-Фараби)» . Антрополог . 26 (1–2): 88–96. дои : 10.1080/09720073.2016.11892133 . S2CID 148890864 .
- ^ Аль-Фараби. *Политические сочинения*. Перевод Чарльза Баттерворта, издательство Корнельского университета, 2001 г.
- ^ Ибн Рушд. *Средний комментарий Аверроэса к «De Anima» Аристотеля*. Перевод Альфреда Л. Иври, Cambridge University Press, 2006.
- ^ Ибн Сина. *Политическая философия Авиценны*. Перевод Резы Пурджавади, Routledge, 2018 г.
- ^ Ибн Туфаил. *Хай ибн Якзан*. Различные издания.
- ^ «Никколо Макиавелли | Биография, книги, философия и факты» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 г. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Беседы о Ливии: Книга 1» . www.constitution.org . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 г. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Беседы о Ливии: Книга 3» . www.constitution.org . Архивировано из оригинала 20 февраля 2019 г. Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Люсьен Жауме, «Гоббс и философские источники либерализма», Кембриджский компаньон к «Левиафану» Гоббса , 211
- ^ Фойер, Льюис. Спиноза и подъем либерализма . Нью-Брансуик: сделка 1984 г.
- ^ Надлер, Стивен Б. Книга, выкованная в аду: скандальный трактат Спинозы и рождение светской эпохи . Принстон: Издательство Принстонского университета, 2011 г.
- ^ Смит, Стивен Б. Спиноза, либерализм и вопрос еврейской идентичности . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1997 г.
- ^ Броновски Дж. и Мазлиш Брюс, Западная интеллектуальная традиция, стр. 264–279, особенно 273–276.
- ^ Нельсон, Крейг. Томас Пейн . Нью-Йорк: Викинг 2006, 289–90.
- ^ Лонгман (1989). Хроника Французской революции , с. 235
- ^ Фокс, Чарльз Джеймс (1853). Речи досточтимого Чарльза Джеймса Фокса в Палате общин . Эйлотт и компания.
Чарльз Джеймс Фокс.
- ^ Розен, Фредерик (2005). Классический утилитаризм от Юма до Милля . Рутледж. п. 251. По словам Исайи Берлина, самым красноречивым из всех защитников свободы и частной жизни [был] Бенджамин Констан, который не забыл якобинскую диктатуру.
- ^ «Факультет Аль-Альсун: Историческая справка» . Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года.
- ^ Ватикиотис, стр. 115–116
- ^ Ватикиотис, с. 116
- ^ «Ибрагим Шинаси Кимдир?» . www.biyografi.info . Архивировано из оригинала 25 сентября 2019 г. Проверено 25 сентября 2019 г.
- ^ Нергис Эртюрк, Грамматология и литературная современность в Турции. Оксфорд, Великобритания: Oxford UP, 2011. Печать.
- ^ М. Сюкрю Ханиоглу, Краткая история поздней Османской империи , (Princeton University Press, 2008), 100.
- ^ Хурани, Альберт. 1962. Арабская мысль в эпоху либерализма . стр. 177.
- ^ Венделл, К.; П. Бирман; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В.П. Генрихс (2011). «Лютфиал-Сайид, Ахмад » Энциклопедия ислама, второе издание Получено 11 . апреля [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Милтон Фридман # Позиции государственной политики
- ^ Маги, Брайан (2001). Исповедь философа . Феникс. п. 273. ИСБН 0753804719 .
- ^ Маги, Брайан (2001). Исповедь философа . Феникс. стр. 274–281. ISBN 0753804719 .
- ^ Маги, Брайан (2001). Исповедь философа . Феникс. стр. 280–285. ISBN 0753804719 .
- ^ Jump up to: а б Смулян, Марк. «Майкл Медоукрофт, 1942–» . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Майкл Медоукрофт (13 октября 2007 г.). «Мнение: Почему я присоединился к либерал-демократам» . Голос либеральных демократов. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ Медоукрофт, Майкл. «Ближе к пропасти» . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Медоукрофт, Майкл. «Радикальная традиция либерализма – ведущая дискуссия тогда и сейчас» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Медоукрофт, Майкл. «Либерал-демократы: исследование соответствующих основ философии и политических ценностей – а также возрождения и развития партии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2021 года . Проверено 6 июня 2021 г.