Достоинство
Добродетель ) — это ( лат . virtus черта превосходства, включая черты, которые могут быть моральными , социальными или интеллектуальными. Развитие и совершенствование добродетели считается « благом человечества» и поэтому ценится как конечная цель жизни или основополагающий принцип бытия. В практической этике человека добродетель — это склонность выбирать действия, которые позволяют продемонстрировать высокие моральные стандарты: делать то, что правильно, и избегать того, что неправильно в данной области деятельности, даже если это может быть ненужным с утилитарной точки зрения. Когда кто-то получает удовольствие, поступая правильно, даже если это трудно или поначалу неприятно, он может превратить добродетель в привычку. О таком человеке говорят, что он добродетелен , если он развил в себе такую склонность. Противоположностью добродетели является порок , и порочный человек получает удовольствие от привычных проступков, причиняющих себе вред.
Другие примеры этого понятия включают концепцию заслуг в азиатских традициях, а также Дэ ( китайский 德 ). буддизма Четыре брахмавихары ( букв. « Божественные состояния » ) можно рассматривать как добродетели в европейском смысле. [1]
Этимология
[ редактировать ]Древние римляне использовали латинское слово virtus (происходящее от vir , обозначающего человека ) для обозначения всех «превосходных качеств человека, включая физическую силу, доблестное поведение и моральную прямоту». Французские слова vertu и virtu произошли от этого латинского корня . Слово добродетель «было заимствовано в английский язык в 13 веке». [2]
История
[ редактировать ]Древний Египет
[ редактировать ]Маат (или Маат) была древнеегипетской богиней истины , баланса , порядка , закона , морали и справедливости . Слово маат также использовалось для обозначения этих концепций. Маат также изображался регулирующим звезды, времена года и действия как смертных, так и божеств. Божества устанавливают порядок во вселенной из хаоса в момент творения. Ее (идеологическим) аналогом был Исфет , который символизировал хаос , ложь и несправедливость. [4]
Греко-римская древность
[ редактировать ]Платоническая добродетель
[ редактировать ]Четыре классические кардинальные добродетели : [5]
- Благоразумие ( φρόνησις , Phrónēsis ; латынь : prudentia ; также Мудрость , София , sapientia ), способность распознавать подходящий образ действий, который следует предпринять в данной ситуации в подходящее время.
- Стойкость ( ἀνδρεία , andreía ; латынь : fortitudo ): также называется смелостью, терпимостью, силой, выносливостью и способностью противостоять страху, неуверенности и запугиванию.
- Умеренность ( σωφροσύνη , sōphrosýnē ; латынь : tempantia ): также известная как сдержанность, практика самоконтроля, воздержания, осмотрительности и умеренности, умеряющих аппетит . Платон считал sōphrosynē , что также можно перевести как здравомыслие, самой важной добродетелью.
- Справедливость ( δικαιος , dikaiosínē ; латынь : iustitia ): также считается справедливостью; [6] греческое слово также имеет значение праведности.
Это перечисление восходит к греческой философии и было перечислено Платоном, который также добавил благочестие ( ὁσιότης , hosiotēs ) и заменил благоразумие мудростью . [7] Некоторые ученые считают любую из четырех вышеупомянутых комбинаций добродетелей взаимосводимыми и, следовательно, не кардинальными. [8]
Неясно, придерживался ли Платон единого взгляда на добродетели. [9] В «Протагоре» и «Меноне» он утверждает, что отдельные добродетели не могут существовать независимо, и приводит в качестве доказательства противоречия действий мудрых, хотя и несправедливых; или действовать храбро (сила духа), но без мудрости.
Аристотелевская добродетель
[ редактировать ]В своей «Никомаховой этике» Аристотель определил добродетель как точку между недостатком и избытком черты. [10] Точка величайшей добродетели лежит не в точной середине, а в золотой середине, иногда ближе к одной крайности, чем к другой. Однако добродетельное действие — это не просто «среднее» (математически говоря) между двумя противоположными крайностями. Как говорит Аристотель в « Никомаховой этике» : «В нужное время, в нужных случаях, по отношению к нужным людям, с правильной целью и правильным образом — это средний путь и лучший путь, и это признаки добродетели». [10] Например, щедрость — это добродетель между двумя крайностями: скупостью и расточительством. Другие примеры включают смелость между трусостью и безрассудством и уверенность между самоуничижением и тщеславием. В понимании Аристотеля добродетель — это человеческое совершенство.
Интеллектуальные добродетели
[ редактировать ]Аристотель также определяет «интеллектуальные добродетели» знания, искусства, практического суждения, интуиции и мудрости.
Римские добродетели
[ редактировать ]Сам термин добродетель происходит от латинского « virtus » (персонификацией которого было божество Virtus ) и имел коннотации « мужественности », « чести », достойного почтительного уважения и гражданского долга как гражданина, так и солдата . Эта добродетель была лишь одной из многих добродетелей, которые римляне с хорошим характером должны были демонстрировать и передавать из поколения в поколение как часть mos maiorum ; традиции предков, определявшие «римство» . Римляне различали сферы частной и общественной жизни, и, таким образом, добродетели также были разделены между теми, которые считались сферой частной семейной жизни (как жили и учили патерфамилии ) , и теми, которые ожидались от порядочного римского гражданина .
Большинство римских концепций добродетели также персонифицировались в виде сверхъестественного божества . Главные римские добродетели, [11] [ нужен лучший источник ] как государственные, так и частные, были:
латинский | Английский | Описание |
---|---|---|
Избыток | Изобилие или процветание | Идеал достаточного количества еды и процветания для всех слоев общества, олицетворяемый Абундантией. Общественная добродетель. |
Власть | Духовный авторитет | Ощущение своего социального положения, выработанное опытом, Pietas и Industria. Это считалось важным для способности магистрата обеспечивать соблюдение закона и порядка. |
Учтивость | Юмор | Легкость в общении, вежливость, открытость и дружелюбие. |
Констанция | Настойчивость или смелость | Военная выносливость, а также общая умственная и физическая выносливость перед лицом невзгод. |
Милосердие | Милосердие | Кротость и кротость, а также способность игнорировать предыдущие проступки, олицетворяемые Клементией. |
Дигнитас | Достоинство | Чувство собственного достоинства, личное самоуважение и чувство собственного достоинства. |
Дисциплина | Дисциплина | Считается необходимым для военного превосходства; также означает приверженность правовой системе и соблюдение гражданских обязанностей, олицетворяемых Дисциплиной. |
Фидес | Добросовестность | Взаимное доверие и взаимные отношения как в правительстве, так и в торговле (общественные дела), нарушение означало юридические и религиозные последствия, олицетворяемые Фидес. |
Твердость | упорство | Сила духа и способность без колебаний придерживаться своей цели. |
Бережливость | Бережливость | Экономия и простота в образе жизни. |
Гравитас | Гравитация | Ощущение важности дела; ответственность и серьезность. |
Честный | Респектабельность | Имидж и честь, которые человек представляет как уважаемый член общества. |
Гуманитас | Человечество | Утонченность, цивилизация, обучение и вообще культурность. |
Промышленность | Трудолюбие или трудолюбие | Тяжелая работа. |
Инносенсия | Самоотверженность | Даяние без ожидания признания или личной выгоды. Центральным элементом этой концепции была непоколебимая приверженность неподкупности, избегание злоупотребления государственной должностью в личных целях, поскольку это считалось серьезным оскорблением римских ценностей, наносящим ущерб как индивидуальному, так и общественному благополучию. |
Летиция | Радость или радость | Празднование благодарения, часто посвященного разрешению кризиса, является общественной добродетелью. |
дворянство | дворянство | Человек красивой внешности, заслуживающий чести, высокого социального положения и/или дворянства по происхождению, общественной добродетели. |
Справедливость | Справедливость | Чувство моральной ценности поступка; олицетворяемая богиней Юстицией, римским аналогом греческой Фемиды. |
Благочестие | Послушность | Больше, чем религиозное благочестие; уважение к естественному порядку: социальному, политическому и религиозному. Включает идеи патриотизма, выполнения благочестивых обязательств перед богами и почитания других людей, особенно с точки зрения отношений покровителя и клиента, которые считаются важными для упорядоченного общества. |
Благоразумие | Благоразумие | Предусмотрительность, мудрость и личное благоразумие. |
здоровье | Здоровость | Общее здоровье и чистота, олицетворяемые божеством Салусом. |
Серьезность | Строгость | Считается, что самоконтроль напрямую связан с добродетелью авторитета. |
Веритас | Правдивость | Честность в отношениях с другими, олицетворяемая богиней Веритас. Веритас, мать Виртуса, считалась корнем всей добродетели; человек, живущий честной жизнью, обязательно должен быть добродетельным. |
Власть | Мужественность | Доблесть, превосходство, мужество, характер и ценность. Вир в переводе с латыни означает «человек». |
Древняя Индия
[ редактировать ]В то время как религиозные писания обычно рассматривают дхарму или асам ( тамильский термин, обозначающий добродетель) как божественную добродетель, Валлувар описывает ее как образ жизни, а не какое-либо духовное соблюдение, образ гармоничной жизни, ведущий к всеобщему счастью. [12] По этой причине Валлувар считает ахам краеугольным камнем всей куральской литературы . [13] Валлувар считал справедливость аспектом или продуктом ахама . [12] В то время как многие до него считали, что справедливость не может быть определена и что это божественная тайна, Валлувар предположил, что божественное происхождение не требуется для определения концепции справедливости. [12] По словам В. Р. Недунчежяна , справедливость по Валлувару «живет в сознании тех, кто знает мерку добра и зла; так же в умах обитает обман, порождающий мошенничество». [12]
Рыцарские добродетели в средневековой Европе
[ редактировать ]В 8 веке н. э. , по случаю своей коронации императором Священной Римской империи , Карл Великий опубликовал список рыцарских добродетелей :
- Люби Бога
- Люби своего соседа
- Подавайте милостыню бедным
- Развлекать незнакомцев
- Посетите больных
- Будьте милосердны к заключенным
- Не делайте зла никому и не соглашайтесь на такое
- Прости, если надеешься на прощение
- Выкупить пленника
- Помогите угнетенным
- Защитить дело вдовы и сироты
- Вынести праведный суд
- Не соглашайтесь ни на что неправильное
- Не терпится в гневе
- Избегайте излишеств в еде и питье
- Будь скромным и добрым
- Служите своему господину верой и правдой
- Не воровать
- Не лжесвидетельствуйте сами и не позволяйте делать это другим
- Зависть, ненависть и насилие отделяют людей от Царства Божия
- Защищайте Церковь и продвигайте ее дело. [14] [ нужен лучший источник ]
Религиозные традиции
[ редактировать ]Авраамические религии
[ редактировать ]Вера Бахаи
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2020 г. ) |
Учение бахаи говорит о «Великом Завете ». [15] быть универсальным и бесконечным, а также «Малым Заветом», специфичным для каждой религии. Бахаи рассматривают откровение Бахауллы как обязательный меньший завет для его последователей. В писаниях бахаи твердость в завете считается добродетелью. [16]
христианство
[ редактировать ]В христианстве тремя богословскими добродетелями являются вера , надежда и любовь , список которых взят из 1 Коринфянам 13:13 ( νυνὶ δὲ μένει πίστις pistis (вера), ἐλπίς elpis (надежда), ἀγάπη agape (любовь), τὰ τρία τ αῦτα · μείζων δὲ τούτων ἡ ἀγάπη ). В той же главе любовь описывается как величайшая из трех, а далее любовь определяется как «терпеливая... добрая... не завистливая, не хвастливая, не высокомерная и не грубая». (Христианскую добродетель любви иногда называют милосердием , а в других случаях используется греческое слово агапе, чтобы противопоставить любовь Бога и любовь к человечеству другим видам любви, таким как дружба или физическая привязанность.)
четыре классические основные добродетели Христианские ученые часто добавляют к богословским добродетелям (благоразумие, справедливость, умеренность и мужество), чтобы получить семь небесных добродетелей ; например, эти семь описаны в Катехизисе Католической церкви , разделы 1803–1829. В христианской традиции смелость или сила духа – это дар Святого Духа.
Библия упоминает дополнительные добродетели, например, « Плод Святого Духа », найденный в Галатам 5:22–23 : «Напротив, плод Духа — это любовь, радость, мир, терпение, доброта, щедрость, верность. , кротость и самообладание. Нет закона против таких вещей».
В 410 эры году нашей Аврелий Пруденций Клеменс перечислил семь «небесных добродетелей» в своей книге «Психомахия» ( «Битва душ» ), которая представляет собой аллегорическую историю конфликта между пороками и добродетелями. Среди добродетелей были fides (вера), pudicitia (целомудрие), paciencia (выносливость), mens humilis (смирение), spes (надежда), sobrietas (трезвость), Ratio (разум), operatio (преданность), pax (мир), concordia (гармония) и sapientia (мудрость). [17]
В периоды Средневековья и Возрождения существовало множество моделей греха, в которых перечислялись семь смертных грехов и семь главных добродетелей, противостоящих каждому.
Порок | латинский | Достоинство | латинский |
---|---|---|---|
Гордость | Гордость | Смирение | Смирение |
Завидовать | Завидовать | Доброта | Доброжелательность |
Чревоугодие | Сахар | Умеренность | Умеренность |
похоть | Роскошь | Целомудрие | Целомудрие |
Гнев | Ира | Терпение | Терпение |
Жадность | Жадность | Благотворительность | Каритас |
Лень | Аседия | Трудолюбие | Промышленность |
ислам
[ редактировать ]В исламе Коран считается буквальным словом Бога и окончательным описанием добродетели, а Мухаммед считается идеальным примером добродетели в человеческом облике. Основой исламского понимания добродетели было понимание и интерпретация Корана и практик Мухаммеда. Добродетель рассматривается в контексте активного подчинения Богу, совершаемого сообществом в унисон.
Верующие должны « повелевать добродетельное и запрещать порочное » ( аль-амр би-ль-ма'руф ва-н-нахи ани-ль-мункар ) во всех сферах жизни ( Коран 3:110 ). Человечеству дарована способность различать волю Божию и подчиняться ей.
Позже мусульманские ученые подробно расширили религиозную этику Священных Писаний. [18]
В хадисе (исламской традиции) Ан-Наввас бин Саман сообщает:
«Пророк Мухаммед сказал: «Добродетель — это хорошие манеры, а грех — это то, что порождает сомнения, и вы не хотите, чтобы люди знали об этом».
Вабиса бин Мабад сообщил:
«Я пошел к Посланнику Бога, и он спросил меня: «Ты пришел узнать о добродетели?» Я ответил утвердительно. Тогда он сказал: «Спроси об этом свое сердце. Добродетель — это то, что наполняет душу и утешает сердце, а грех — это то, что вызывает сомнения и возмущает сердце, даже если люди признают его законным и дают тебе». вердикты по таким делам снова и снова».
- Сунан ад-Дарими , 2533 г.
Добродетель, противопоставляемая греху, называется саваб (духовная заслуга или награда), но существуют и другие исламские термины для описания добродетели, такие как фадл («щедрость»), таква («благочестие») и салах («праведность»). . Согласно мусульманским верованиям, Бог прощает отдельные грехи, но плохое обращение с людьми и несправедливость по отношению к другим могут быть прощены только жертвами, а не Богом.
иудаизм
[ редактировать ]Любовь к Богу и соблюдение его законов, в частности Десяти заповедей , занимают центральное место в еврейских представлениях о добродетели. Мудрость олицетворяется в первых восьми главах Книги Притчей и является не только источником добродетели, но и изображается как первое и лучшее творение Бога ( Притчи 8:12–31 ).
Классическая формулировка Золотого правила исходила от раввина Гиллеля Старшего, жившего в первом веке . Известный в еврейской традиции как мудрец и учёный, он связан с развитием Мишны и Талмуда и , как таковой, является одной из самых важных фигур в еврейской истории . На просьбу дать краткое изложение еврейской религии, Гиллель ответил (по общему мнению, стоя на одной ноге): «То, что ненавистно тебе, не делай ближнему. В этом вся Тора. Остальное — комментарии». ; иди и учись». [19]
Восточные религии
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]Буддийскую практику, изложенную в Благородном Восьмеричном Пути, можно рассматривать как прогрессивный список добродетелей. [20]
- Правильный взгляд – осознание Четырех Благородных Истин ( самьяг-вьяяма , самма-ваяма ).
- Правильная внимательность – умственная способность видеть вещи такими, какие они есть, с ясным сознанием ( самьяк-смрити , самма-сати ).
- Правильная концентрация – благотворная однонаправленность ума ( самьяк-самадхи , самма-самадхи ).
(«Божественные состояния») буддизма Четыре брахмавихары правильнее рассматривать как добродетели в европейском смысле. Они есть:
- Метта / Майтри : любящая доброта ко всем; надежда на то, что человек будет здоров; любящая доброта – это желание, чтобы все живые существа без исключения были счастливы. [21]
- Каруна : сострадание; надежда на то, что страдания человека уменьшатся; сострадание – это желание, чтобы все живые существа были свободны от страданий. [21]
- Мудита : альтруистическая радость от достижений человека, себя или другого; сочувственная радость — это благотворное отношение к радости счастью и добродетелям всех живых существ. [21]
- Упекха / Упекша : невозмутимость, или умение принимать как потерю, так и приобретение, похвалу и порицание , успех и неудачу с отстраненностью, в равной степени, для себя и для других. Невозмутимость означает не делать различий между другом, врагом или незнакомцем, а относиться ко всем чувствующим существам как к равным. Это ясное, спокойное состояние ума, не одолеваемое заблуждениями, умственной тупостью или возбуждением. [22] [ нужен лучший источник ]
Существуют также парамиты («совершенства»), которые являются кульминацией обретения определенных добродетелей. В Тхеравады буддизма Буддхавамсе канонической [23] существует Десять Совершенств ( даса парамиё ). В буддизме Махаяны , Лотосовой Сутре ( Саддхармапундарика ), существует Шесть Совершенств; в то время как в Сутре Десяти Стадий ( Дасабхумика еще четыре Парамит ) перечислены .
даосизм
[ редактировать ]«Добродетель», в переводе с китайского дэ ( 德 ), также является важным понятием в китайской философии , особенно в даосизме . Де ( китайский : 德 ; пиньинь : дэ ; Уэйд-Джайлс : тэ ) первоначально означало нормативную «добродетель» в смысле «личный характер; внутренняя сила; целостность», но семантически изменилось на моральную «добродетель; доброта; мораль». Обратите внимание на семантическую параллель английского добродетели с архаичным значением «внутренняя сила; божественная сила» (как в «благодаря») и современным значением «моральное совершенство; доброта». [ нужна ссылка ]
В ранние периоды конфуцианства к моральным проявлениям «добродетели» относятся жэнь (« человечность »), сяо (« сыновняя почтительность ») и ли (« надлежащее поведение, выполнение ритуалов »). Понятие рен , по мнению Саймона Лейса, означает «человечность» и «добро». Изначально Рен имел архаичное значение «мужественности» в Конфуцианской книге стихов, но постепенно приобрело оттенки этического значения. [24] Некоторые ученые считают добродетели, определенные в раннем конфуцианстве, нетеистической философией. [25]
Даосская концепция Дэ , по сравнению с конфуцианством, более тонкая и относится к «добродетели» или способностям, которые человек реализует, следуя Дао («Путь»). Одной из важных нормативных ценностей в большинстве китайских взглядов является то, что социальный статус человека должен зависеть от количества проявленных им добродетелей, а не от его рождения. В «Аналектах » Конфуций объясняет де следующим образом: «Тот, кто осуществляет управление посредством своей добродетели, можно сравнить с северной полярной звездой, которая сохраняет свое место и все звезды обращаются к ней». [26] В более поздние периоды, особенно в период династии Тан, конфуцианство впитало и объединило свои собственные концепции добродетелей с концепциями даосизма и буддизма. [25]
В китайской культуре есть символы, олицетворяющие добродетель. Классические китайские картины содержат множество символов, олицетворяющих добродетель. Цветок сливы олицетворяет стойкость и настойчивость. Орхидея олицетворяет элегантность, нежность и спокойствие. Бамбук символизирует верность, надежность и смирение. Хризантема олицетворяет искренность и простоту. [ нужна ссылка ]
индуизм
[ редактировать ]Добродетель является предметом многих дискуссий [27] и развивающаяся концепция в древних писаниях индуизма. [28] Сущность, необходимость и ценность добродетели объясняются в индуистской философии как нечто, что не может быть навязано, но как нечто, что осознается и добровольно воплощается в жизнь каждым человеком. Например, Апастамба объяснял это так: «Добродетель и порок не говорят — вот мы!; ни Боги, ни Гандхарвы, ни предки не могут убедить нас — это правильно, это неправильно; добродетель — это неуловимое понятие, оно требует тщательного и постоянного размышления со стороны каждого мужчины и женщины, прежде чем оно сможет стать частью их жизни. [29]
Добродетели ведут к обладанию ( पुण्य , [30] святая жизнь) в индуистской литературе; а пороки ведут к папе ( पाप , грех ). Иногда слово пунья используется как синоним добродетели. [31]
Добродетели, составляющие дхармическую жизнь – то есть моральную, этическую, добродетельную жизнь – развивались в Ведах и Упанишадах . Со временем древние индуистские ученые концептуализировали и добавили новые добродетели: одни заменили, другие объединили. Например, Манусамхита первоначально перечисляла десять добродетелей, необходимых человеку для ведения дхармической жизни: Дхрити (мужество), кшама ( терпение и прощение ), дама ( воздержанность ), астея (Неалчность/неворовство), шауча (внутренний дух) . чистота), индрийани-граха (контроль над чувствами), дхи (разумное размышление), видья (мудрость), сатьям (правдивость) и акродха (свобода от гнева). [32] В более поздних стихах тот же ученый сократил этот список до пяти добродетелей путем слияния и создания более широкой концепции. Более короткий список добродетелей стал следующим: ахимса ( ненасилие ), дама (самоограничение), астея (неалчность/неворовство), сауча (внутренняя чистота) и сатьям (правдивость). [33]
Бхагавад -гита , считающаяся одним из воплощений исторической индуистской дискуссии о добродетелях и аллегорических дебатов о том, что правильно, а что нет, утверждает, что некоторые добродетели не обязательно всегда абсолютны, но иногда и относительны. Например, там объясняется, что такая добродетель, как ахимса, должна быть пересмотрена, когда человек сталкивается с войной или насилием из-за агрессивности, незрелости или невежества других. [34] [35]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме достижение кайвальи возможно только в том случае, если ищущий обладает определенными добродетелями. все джайны должны принять пять обетов ахимсы (ненасилия), сатьи (правдивости), астеи (не воровства), апариграхи (непривязанности) и брахмачарьи Прежде чем стать монахом, (целомудрия). Эти обеты установлены Тиртханкарами . Другие добродетели, которым должны следовать как монахи, так и миряне, включают прощение, смирение, сдержанность и прямоту. Эти обеты помогают искателю вырваться из кармических пут, тем самым избегая цикла рождений и смертей и достигая освобождения. [36]
сикхизм
[ редактировать ]Сикхская этика подчеркивает соответствие между духовным развитием и повседневным нравственным поведением. Его основатель Гуру Нанак резюмировал эту точку зрения:
Истина – высшая добродетель, но еще выше – правдивая жизнь. [37]
Пять добродетелей сикхизма — это Сат (истина), Дайя (сострадание), Сантокх (довольство), Нимрата (смирение) и Пьяар (любовь).
Взгляды современных философов
[ редактировать ]Рене Декарт
[ редактировать ]Для -рационалиста философа Рене Декарта добродетель заключается в правильном рассуждении, которое должно руководить нашими действиями. Люди должны стремиться к высшему благу , которое Декарт, вслед за Зеноном , отождествляет с добродетелью, поскольку это порождает прочное благо. [ нужны разъяснения ] блаженство или удовольствие. Для Эпикура высшим благом было удовольствие, и Декарт говорит, что на самом деле это не противоречит учению Зенона, потому что добродетель производит духовное удовольствие, которое лучше, чем телесное удовольствие. Что касается мнения Аристотеля о том, что счастье зависит от благ удачи, Декарт не отрицает, что эти блага способствуют счастью, но отмечает, что они в значительной степени находятся вне нашего собственного контроля, тогда как разум находится под полным контролем. [38]
Иммануил Кант
[ редактировать ]Иммануил Кант в своих «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного » говорит, что истинная добродетель отличается от того, что о ней обычно думают. По мнению Канта, быть добросердечным, доброжелательным и сочувствующим не является истинной добродетелью. По-настоящему добродетельным человека делает поведение в соответствии с моральными принципами.
Кант приводит пример: предположим, что вы встретили на улице нуждающегося человека; если ваше сочувствие побуждает вас помочь этому человеку, ваш ответ не иллюстрирует вашу добродетель. В этом примере, поскольку вы не можете помочь всем нуждающимся, вы поступили несправедливо, и это выходит за рамки принципов и истинной добродетели. [ нужны разъяснения ] Кант применяет подход четырех темпераментов , чтобы отличать истинно добродетельных людей. По мнению Канта, среди всех людей с разнообразными темпераментами наиболее добродетельным является человек с меланхолическим складом ума, мысли, слова и дела которого принципиальны.
Фридрих Ницше
[ редактировать ]Взгляд Фридриха Ницше на добродетель основан на идее рангов среди людей. Для Ницше добродетели сильных рассматриваются как пороки слабых и рабских, таким образом, этика добродетели Ницше основана на его различии между моралью господина и моралью раба . Ницше пропагандирует добродетели тех, кого он называет «высшими людьми», таких как Гете и Бетховен. Достоинства, которые он восхваляет в них, — это их творческая сила («люди великого творчества, по-моему, действительно великие люди»). [39] : 957 ).По Ницше, эти высшие типы одиноки, преследуют «объединяющий проект», почитают себя, здоровы и жизнеутверждающи. [40] Поскольку смешение со стадом создает одну базу, высший тип «инстинктивно стремится к цитадели и тайне, где он спасается от толпы, многих, подавляющего большинства…». [41] «Высший тип» также «инстинктивно стремится к тяжелым обязанностям». [39] : 944 в виде «организующей идеи» их жизни, которая побуждает их к художественной и творческой работе, придает им психологическое здоровье и силы. [40] Тот факт, что высшие типы являются «здоровыми» для Ницше, относится не столько к физическому здоровью, сколько к психологической устойчивости и силе духа. Наконец, человек «Высшего типа» утверждает жизнь, потому что он готов принять вечное возвращение своей жизни и утвердить это навсегда и безоговорочно.
В последнем разделе « По ту сторону добра и зла » Ницше излагает свои мысли о благородных добродетелях и считает одиночество одной из высших добродетелей:
И сохранить контроль над своими четырьмя добродетелями: смелостью, проницательностью, сочувствием, одиночеством. Потому что одиночество является для нас добродетелью, поскольку оно есть возвышенная склонность и порыв к чистоте, показывающая, что соприкосновение людей («общество») неизбежно делает вещи нечистыми. Где-то, когда-нибудь каждое сообщество делает людей – «базой». [41] : §284
Ницше также считает правдивость добродетелью:
Подлинная честность, полагая, что это наша добродетель и мы не можем избавиться от нее, мы свободны духом – ну тогда мы захотим работать над ней со всей имеющейся в нашем распоряжении любовью и злобой и не уставать «совершенствоваться» в себе. наша добродетель, единственная, которая у нас осталась: пусть ее слава упокоится, как позолоченное синее вечернее сияние насмешки над этой стареющей культурой и ее скучной и унылой серьезностью! [41] : §227
Бенджамин Франклин
[ редактировать ]Это добродетели, которые Бенджамин Франклин использовал для развития того, что он называл «моральным совершенством». [42] У него был контрольный список в блокноте, по которому каждый день можно было измерять, насколько он соответствует своим добродетелям.
Они стали известны благодаря автобиографии Бенджамина Франклина .
- Умеренность : Не ешьте до отупения. Пей не до Возвышения.
- Молчание: не говорите ничего, кроме того, что может принести пользу другим или вам самому. Избегайте пустых разговоров.
- Приказ : Пусть все ваши вещи будут на своих местах. Пусть у каждой части вашего бизнеса есть свое время.
- Решение : Решите выполнить то, что должны. Обязательно выполняйте то, что решите.
- Бережливость : не делайте никаких расходов, кроме как делать добро другим или себе; т.е. ничего не тратить.
- Промышленность : Не теряйте времени. Будьте всегда заняты чем-нибудь полезным. Отрежьте все ненужные Действия.
- Искренность : не используйте вредный обман. Думайте невинно и справедливо; и если говоришь, то говори соответственно.
- Правосудие : Нет ничего неправильного, если вы нанесете вред или пренебрежете преимуществами, которые являются вашим долгом.
- Умеренность : избегайте крайностей. Воздержитесь от обиды на травмы настолько, насколько, по вашему мнению, они того заслуживают.
- Чистота : Не терпите нечистоты на теле, одежде или в жилище.
- Спокойствие : не беспокойтесь из-за пустяков или происшествий, обычных или неизбежных.
- Целомудрие : используйте Венеру редко , кроме как для здоровья или потомства; Никогда не допускайте тупости, слабости или нанесения вреда вашему собственному или чужому покою или репутации.
- Смирение : подражайте Иисусу и Сократу.
Современные взгляды
[ редактировать ]Добродетели как эмоции
[ редактировать ]Марк Джексон в своей книге «Эмоции и психика» определяет добродетели как то, что он называет хорошими эмоциями: «Первая группа, состоящая из любви , доброты , радости , веры, трепета и жалости , — это добро». [43] Эти добродетели отличаются от более старых представлений о добродетелях, потому что они не являются чертами характера, выражаемыми действиями, а эмоциями, которые нужно чувствовать и развивать, чувствуя, а не действуя.
Иммануил Кант в своих «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного » предсказывает и отвечает на точку зрения Марка Джонсона на эмоции как на добродетели. Быть добросердечным, доброжелательным и сочувствующим не является истинной добродетелью, поскольку человек действует лишь эпизодически, мотивируя это умиротворением этих естественно ограниченных чувств, как, например, в присутствии нуждающегося человека на улице: в таком случае мы действовать не по общему мотиву, а просто как ответ на прекращение конкретного, индивидуального, личного страдания, возникшего в нас из-за наших собственных чувств.
В современной психологии
[ редактировать ]Кристофер Петерсон и Мартин Селигман , два ведущих исследователя в области позитивной психологии , признавая недостаток, присущий тенденции психологии сосредотачиваться на дисфункции, а не на том, что делает личность здоровой и стабильной , решили разработать список « Сильных и добродетельных качеств характера ». . [44] После трех лет исследования были выявлены 24 черты характера (классифицированные по шести широким областям добродетелей), имеющие «удивительное сходство между культурами и убедительно указывающие на историческую и межкультурную конвергенцию». [44] : 36 Эти шесть категорий добродетели — это мужество, справедливость, человечность, умеренность, превосходство и мудрость. [44] : 36–39 Некоторые психологи предполагают, что эти добродетели адекватно сгруппированы в меньшее количество категорий; например, те же 24 черты были сгруппированы просто: когнитивные способности, сильные стороны умеренности и социальные силы. [45]
Порок как противоположность
[ редактировать ]Противоположностью добродетели является порок . Порок – это привычная, повторяющаяся практика проступков. Один из способов организации пороков — это искажение добродетелей.
Однако, как заметил Аристотель , добродетели могут иметь несколько противоположностей. Добродетели можно рассматривать как середину между двумя крайностями, как гласит латинская максима medio stat virtus — в центре лежит добродетель. Например, и трусость, и опрометчивость являются противоположностями храбрости; благоразумию противоречат как чрезмерная осторожность, так и недостаточная осторожность; противоположностями гордости (добродетели) являются излишнее смирение и чрезмерное тщеславие. Более «современную» добродетель, толерантность , можно считать средним между двумя крайностями: ограниченностью, с одной стороны, и чрезмерным принятием, с другой. Таким образом, пороки можно идентифицировать как противоположности добродетелям, но с оговоркой, что каждая добродетель может иметь множество различных противоположностей, отличных друг от друга.
В китайской философии усин и традиционной китайской медицине порок и добродетель выражаются как избыток или недостаток. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Ахимса
- Бусидо
- Гражданская добродетель
- Общее благо
- Консеквенциализм
- Защитный механизм#Уровень 4: зрелый
- Эпистемическая добродетель
- Эволюция морали
- Форсайт (психология)
- Человечность (добродетель)
- Идеал (этика)
- Интеллектуальные добродетели
- Список достоинств
- Моральный характер
- Ненасилие
- Прусские добродетели
- Девять благородных добродетелей (Асатру и Одинизм)
- Учение семи дедушек
- Теория ценности
- Имя добродетели
- Сигнализация добродетели
Ссылки
[ редактировать ]- ^
- Ветлесен, Джон (2000). «Разрушил ли Шантидева путь бодхисаттвы?» . Журнал буддийской этики . 9 . Архивировано из оригинала 28 февраля 2007 г.
- Бхиккху Бодхи (2000). Абхидхамматтха Сангаха: Подробное руководство по Абхидхамме . Издания BPS Париятти. п. 89.
- ^ Новая книга по истории слов Мерриама-Вебстера . Merriam-Webster Inc., 1991. с. 496. ИСБН 9780877796039 .
- ^ Каренга, Маулана (2004). Маат, моральный идеал в Древнем Египте: исследование классической африканской этики . Рутледж. ISBN 9780415947534 .
- ^
- Кон, Норман Руфус Колин (1993). Космос, хаос и мир грядущий: древние корни апокалиптической веры . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-05598-6 .
- Ассманн, Ян (2006). Религия и культурная память . Перевод Ливингстона, Родни. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-4523-4 .
- ^ Каннингем, Стэнли Б. (1982). «Обзор добродетелей и пороков и другие очерки моральной философии ». Диалог . 21 (1): 133–37. дои : 10.1017/S001221730001742X . S2CID 170202878 .
- ^ «Кардинальные добродетели Платона, Августина и Конфуция» . theplatonist.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ Ден Уйл, диджей (1991). Добродетель благоразумия . Исследования по моральной философии. Том. 5. Питер Лэнг. ISBN 9780820415048 . LCCN 90025008 .
- ^ Карр, Д. (1988). «Основные добродетели и моральная психология Платона». Философский ежеквартальный журнал . 38 (151): 186–200. дои : 10.2307/2219923 . JSTOR 2219923 .
- ^ Властос, Грегори (март 1972 г.). «Единство добродетелей у Протагора ». Обзор метафизики . 25 (3): 415–458. JSTOR 20126056 .
- ^ Перейти обратно: а б Аристотель . Никомахова этика . II.6 .
- ^ «Римские добродетели» . Нова Рома . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Н. Сандживи (1973). Материалы первого всеиндийского семинара Тируккурал (2-е изд.). Ченнаи: Мадрасский университет. стр. xxiii–xxvii.
- ^ Н. Велусами и Мозес Майкл Фарадей (ред.) (февраль 2017 г.). Почему Тируккурал следует объявить Национальной книгой Индии? (на тамильском и английском языках) (Первое изд.). Ченнаи: уникальные медиа-интеграторы. п. 55. ИСБН 978-93-85471-70-4 .
- ^ «Истоки рыцарства» . Баронство . Архивировано из оригинала 05 марта 2022 г. Проверено 17 ноября 2018 г.
- ^ Балюзи, Хасан (2001). Абдул-Баха: Центр Завета Бахауллы (изд. В мягкой обложке). Оксфорд, Великобритания: Джордж Рональд. ISBN 0-85398-043-8 .
- ^ Момен, Муджан (1995). «Завет и нарушители завета» . Проверено 14 июня 2006 г.
- ^ Каценелленбоген, Адольф (1964) [1939]. Аллегории добродетелей и пороков в средневековом искусстве . Перевод Крика, Алана Дж. П. Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 1–2.
- ^ Бирман, Пи Джей; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP, ред. (2009). «Ахлак». Энциклопедия ислама онлайн . Издательство «Брилл». ISSN 1573-3912 .
- ^ Вавилонский Талмуд , трактат Шаббат 31а. См. также этику взаимности или « Золотое правило ».
- ^ Спонберг, Алан (2010). «Путь Бодхисаттвы». В Киоуне, Дэмиен; Пребиш, Чарльз С. (ред.). Энциклопедия буддизма . Рутледж. п. 89 . ISBN 978-1-136-98588-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Буддийские исследования для учащихся средних школ, раздел 6: Четыре безмерных» . Будданет.нет . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Взгляд на буддизм. Четыре безмерных: любовь, сострадание, радость и невозмутимость» . Архивировано из оригинала 19 августа 2006 г. Проверено 19 августа 2006 г.
- ^ Буддхавамса, глава 2. Интернет-ссылку на оригинальность Буддавамсы в понятии парами Тхеравады см. Ачария Дхаммапала (2005). «Трактат о Парами, из комментария к Чарьяпитаке» . Перевод Биккху Бодхи.
Что касается других примеров в палийской литературе , Рис Дэвидс, TW ; Стед, Уильям, ред. (1921). «Парами» . Палийско-английский словарь Общества палийских текстов . Том. 1. п. Р77. цитирует Джатаку i.73 и Дхаммапада Аттхакатха i.84. Бодхи (2005) также упоминает Ачарьи Дхаммапалы трактат в «Чарьяпитаке - Аттхакатхе» и подкомментарии к Брахмаджала-сутте ( тика ) . - ^ Линь Юй-шэн (1974–75). «Эволюция доконфуцианского значения жэнь и конфуцианской концепции моральной автономии». Монумента Серика . 31 : 172–204. дои : 10.1080/02549948.1974.11731098 . JSTOR 40726170 . S2CID 170207315 .
- ^ Перейти обратно: а б Ян, СК (1961). Религия в китайском обществе: исследование современных социальных функций религии и некоторых их исторических факторов . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-88133-621-4 .
- ^ «Аналитики Конфуция: Луньюй II.1 (17)» . Перевод Легга, Джеймса . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ Хиндери, Родерик (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 268–272. ISBN 978-81-208-0866-9 .
[Т] он шрути не претендовал на то, чтобы разобраться со всеми ситуациями или нарушениями в моральной жизни, оставляя эти вопросы на усмотрение человеческих причин ( Махабхарата XII.109); Соответственно, «то, что является добродетелью, может, в зависимости от времени и места, быть грехом»… При определенных условиях «действия, которые кажутся злыми», могут быть разрешены, если они «производят хорошие последствия» (Махабхарата XII. 37).... [Индуистское писание] последовательно отмечает взаимосвязь нескольких добродетелей. «Гнев возникает из жадности». Зависть «исчезает вследствие сострадания и познания себя» (Махабхарата XII.163).
- ^
- Кроуфорд, С. Кромвель (1982). Эволюция индуистских этических идеалов . Азиатские исследования. Том. 28. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-0782-5 .
- Беккер, Лоуренс К.; Беккер, Шарлотта Б., ред. (2001). Энциклопедия этики . Том. II (2-е изд.). Рутледж. стр. 845–848. ISBN 978-0415936729 .
- ^ Вагонер, Филипп (ноябрь 2013 г.). «Предисловие». Дхарма: индуистский подход к целенаправленной жизни . ООО «Периплюс Лайн». ISBN 978-1-62209-672-5 .
- См. также: Апастамба Дхармасутра 1.20.6.
- ^ «пуНя» . Разговорный словарь санскрита и английского языка . 2010. Архивировано из оригинала 26 января 2017 г.
- ^ Что такое индуизм? . Публикации Гималайской академии. 2007. с. 377. ИСБН 978-1-934145-00-5 .
- ^ Тивари, Кедар Натх (1998). Классическая индийская этическая мысль: философское исследование индуистской, джайнской и буддийской морали . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 52–55. ISBN 978-81-208-1608-4 .
- ^
- Гупта, Б (2006). «Бхагавад-гита как этика долга и добродетели». Журнал религиозной этики . 34 (3): 373–395. дои : 10.1111/j.1467-9795.2006.00274.x .
- Мохапатра, Амуля; Мохапатра, Биджая (1 января 1993 г.). Индуизм . Публикации Миттала. стр. 37–40. ISBN 978-81-7099-388-9 .
- ^
- Субеди, СП (2003). «Концепция в индуизме «справедливой войны» ». Журнал права конфликтов и безопасности . 8 (2): 339–361. дои : 10.1093/jcsl/8.2.339 .
- Баккер, Флорида (2013). «Сравнение золотого правила в индуистских и христианских религиозных текстах». Исследования в области религии/науки Religieuses . 42 (1): 38–58. дои : 10.1177/0008429812460141 . S2CID 170723697 .
- ^ Клостермайер, Клаус К. (1 января 1996 г.). «Традиции Химса и Ахимса в индуизме». В Дайке, Харви Леонард; Брок, Питер (ред.). Пацифистский импульс в исторической перспективе . Университет Торонто Пресс. стр. 230–234. ISBN 978-0-8020-0777-3 .
- ^ Шри Бен Прабху (3 июня 2017 г.). «5 основ джайнизма Шри» . Medium.com . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Сингх, Пашаура (2014). «Этическая жизнь» . Ин Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 234. ИСБН 978-0199699308 .
- ^ Блом, Джон Дж. (1978). Декарт. Его моральная философия и психология . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-8147-0999-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Ницше, Фридрих (1968) [1901]. Воля к власти . Перевод Кауфмана В.; Холлингдейл, Р.Дж. Нью-Йорк: Винтаж.
- ^ Перейти обратно: а б Лейтер, Брайан (2020). «Моральная и политическая философия Ницше» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2013 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с Ницше, Фридрих (1966) [1886]. За пределами добра и зла . Перевод Кауфмана, В. Нью-Йорк: Винтаж. п. 26.
- ^ Франклин, Бенджамин (1791). «План достижения нравственного совершенства» . Автобиография Бенджамина Франклина .
- ^ Джексон, Марк (16 сентября 2010 г.). Эмоции и психика . Издательство Джона Ханта. п. 12. ISBN 978-1-84694-378-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Петерсон, Кристофер; Селигман, Мартин EP (2004). Сильные стороны и достоинства характера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-516701-5 .
- ^ Шряк, Джессика; Стегер, Майкл Ф.; Крюгер, Роберт Ф.; Калли, Кристофер С. (2010). «Структура добродетели: эмпирическое исследование размерности добродетелей в инвентаре действий сильных сторон». Личность и индивидуальные различия . 48 (6). Эльзевир Б.В.: 714–719. дои : 10.1016/j.paid.2010.01.007 . hdl : 10818/33195 . ISSN 0191-8869 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беллармин, Роберт (1847). . Искусство умереть хорошо . Перевод Джона Далтона. Ричардсон и сын.
- Дехарб, Джозеф (1912). . Полный катехизис католической религии . Перевод преподобного Джона Фандера. Шварц, Кирвин и Фаусс.
- Ньютон, Джон (2000). Полные принципы поведения в 21 веке . Издательство Nicer Century World. ISBN 0-9673705-7-4 .
- Хэнкинс, Джеймс (2019). Политика добродетели: мастерство души и управление государством в Италии эпохи Возрождения . Издательство Гарвардского университета.
- Хейн, Дэвид (18 августа 2013 г.). «Христианство и честь» . Живая Церковь .
- Ден Уил, Дуглас (2008). "Достоинство" . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 521–22. дои : 10.4135/9781412965811.n318 . ISBN 978-1412965804 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
- Уолдрон, Мартин Августин (1912). Католическая энциклопедия . Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Список добродетелей» . Философия добродетели. TSQ (коэффициент поиска истины) .
- Турри, Джон; Альфано, Марк; Греко, Джон (9 июля 1999 г.). «Эпистемология добродетели» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Добродетель: сила» . Доступ к Инсайту . 30 ноября 2013 г.
- Адамс, Джон П. (25 мая 2009 г.). «Греческая добродетель» . Калифорнийский государственный университет, Нортридж . (цитаты)
- «Список сильных сторон личности (психологическое исследование)» . Значение и счастье.com . - Выводы Петерсона и Селигмана
- «Римские добродетели» . НоваРома . 18 октября 2020 г.
- «Римские добродетели» . республика Римская 15 сентября 2019 г.
- «В наше время: Добродетель» . Би-би-си . 28 февраля 2002 г. - Дискуссия на BBC Radio 4 с Галеном Стросоном, Мирандой Фрикер и Роджером Криспом.
- «Что такое добродетели?» . Добродетели на всю жизнь . 8 февраля 2019 г.
- Гросс, Дэвид М. «Заметки о добродетелях» . МеньшеНеправильно .