Разрушая чары (книга Деннета)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2009 г. ) |
![]() | |
Автор | Дэниел С. Деннетт |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Психология религии |
Издатель | Викинг (Пингвин) |
Дата публикации | 2006 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 978-0-14-303833-7 |
200 22 | |
Класс ЛК | БЛ2775.3.Д46 2006 г. |
Предшественник | Сладкие сны |
Часть серии о |
Неверие |
---|
«Разрушая чары: религия как природный феномен» — книга американского философа и учёного-когнитивиста Дэниела Деннета , вышедшая в 2006 году , в которой автор утверждает, что религия нуждается в научном анализе, чтобы можно было лучше понять её природу и будущее. «Заклятие», требующее «разрушения», — это не сама религиозная вера , а вера в то, что она запрещена научным исследованиям или находится за их пределами. [ 1 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Книга разделена на три части. Рабочее определение религий, данное Деннетом, таково: «социальные системы, участники которых заявляют о вере в сверхъестественного агента или агентов, одобрения которых следует добиваться». Он отмечает, что это определение является «отправной точкой, а не чем-то высеченным в камне».
Часть I
[ редактировать ]В первой части обсуждаются мотивация и обоснование всего проекта: может ли наука изучать религию? Должна ли наука изучать религию?
Часть II
[ редактировать ]После положительного ответа Часть II переходит к использованию инструментов эволюционной биологии и меметики , чтобы предложить возможные теории происхождения религии и последующей эволюции современных религий на основе древних народных верований .
Часть III
[ редактировать ]В третьей части анализируется религия и ее влияние на современный мир: делает ли религия нас нравственными ? Является ли религия тем, что придает смысл жизни ? Чему мы должны научить детей ? Деннетт основывает большую часть своего анализа на эмпирических данных, хотя он часто указывает, что необходимы гораздо больше исследований в этой области.
Критический прием
[ редактировать ]Книга получила разные отзывы от различных потребителей и средств массовой информации .
Хранитель
[ редактировать ]The Guardian из . Эндрю Браун описывает это как «очень убедительное и ясное объяснение причин, по которым нам необходимо изучать религиозное поведение как человеческий феномен» [ 2 ]
Научный американец
[ редактировать ]В журнале Scientific American Джордж Джонсон описывает главную ценность книги как «резкий синтез библиотеки эволюционных, антропологических и психологических исследований происхождения и распространения религии». [ 3 ]
Житель Нью-Йорка
[ редактировать ]В журнале The New Yorker биолог-эволюционист Х. Аллен Орр описал книгу как «доступное описание того, что можно было бы назвать естественной историей религии». [ 4 ]
Нью-Йоркское обозрение книг
[ редактировать ]В «Нью-Йоркском обзоре книг » Фримен Дайсон писал: [ 5 ]
После резкого описания Деннетом морального зла, связанного с религией, его Последняя глава «Что нам делать?» пресна и примирительна. «Итак, в конце концов, — говорит он, — моя главная политическая рекомендация заключается в том, чтобы мы мягко и твердо обучали людей во всем мире, чтобы они могли делать по-настоящему осознанный выбор в отношении своей жизни». Эта рекомендация звучит достаточно безобидно. Почему мы не все можем с этим согласиться? К сожалению, за ним скрываются принципиальные разногласия. Чтобы придать рекомендации конкретный смысл, необходимо уточнить значение маленького слова «мы». Кто такие «мы», которые должны обучать людей всего мира? На карту поставлен политический контроль над религиозным образованием, самый спорный из всех вопросов, которые религия ставит перед современным обществом. «Мы» могли бы быть родителями детей, которые будут получать образование, или местным школьным советом, или национальным министерством образования, или официально установленной церковной властью, или международной группой философов, разделяющих взгляды Деннета. Из всех этих возможностей последняя вряд ли будет реализована. Рекомендация Деннета оставляет нерешенными практические проблемы регулирования религиозного образования. Пока мы не сможем договориться о значении слова «мы», рекомендация «мягко и твердо обучать людей мира» будет только вызывать дальнейшие разногласия между религиозными верующими и философами, действующими из лучших побуждений.
От религиозной общины
[ редактировать ]Нью-Йорк Таймс
[ редактировать ]Леон Визельтье , бывший член редакционной коллегии « Jewish Review of Books» , назвал книгу в «Нью-Йорк Таймс » «жалким примером современного сциентизма » и назвал ее «веселой антологией современных суеверий». [ 6 ]
Новая Атлантида
[ редактировать ]Профессор частного католического университета и откровенный критик движения защитников окружающей среды сравнил Чарльз Т. Рубин Деннета в « Новой Атлантиде » с «глухим ученым-музыкантом», раскритиковал его «нежелание признать пределы научной рациональности» и обвинил его в «использовании тех же старых приемов Просвещения, которые с первого раза не сработали». [ 7 ]
Философский прием
[ редактировать ]Томас Нагель сказал, что книга Деннета «ниже его уровня» [ нужна ссылка ] Эдвард Фезер широко раскритиковал свою книгу, критикуя его интерпретацию теистических аргументов, сохраняя при этом похвалу за свои отрывки по когнитивной нейробиологии. [ 8 ] Роджер Скратон одновременно хвалил и критиковал книгу Деннета в своей книге « О человеческой природе» , одобряя его интеллектуальную храбрость и творческое письмо, но критикуя его уверенность в теории мемов и оставаясь скептически относящимся к его мнению о том, что все области человеческого сознания могут быть доступны через нео. -Только дарвиновская модель человека.
Переводы
[ редактировать ]Breaking the Spell переведен на несколько других языков, в том числе:
Голландский | Чары веры: религия как природное явление | Ганс Босман | Амстердам: Контакт, 2006 г. | ISBN 9025426875 |
финский | Разрушение чар: религия как природный феномен | Киммо Пиетиляйнен | Хельсинки: Терра Когнита 2007 | ISBN 978-952-5202-96-0 |
немецкий | Разрушьте заклинание. Религия как природное явление | Фрэнк Борн | Франкфурт а. М.: Издательство Мировые религии в Инсел Верлаге 2008 г. | ISBN 978-3-458-71011-0 |
Греческий | Демистификация | Димитрис Ксигалатас Николас Рубекас | Салоники: Ваниас 2007 г. | ISBN 978-960-288-198-9 |
индонезийский | Разрушение заклинания. Религия как природный феномен | Нинус Д. Андарнусвари | Джакарта: Gramedia Popular Literature 2021 | ISBN 978-602-481-519-6 |
итальянский | Разрушьте заклинание. Религия как природное явление | С. Леви | Милан: Кортина Рафаэлло 2007 | ISBN 978-88-6030-097-3 |
Польский | Разочарование. Религия как природное явление | Барбара Станос | Варшава: Национальный институт Издательство 2008 г. | ISBN 978-83-06-03138-6 |
португальский | Разрушение заклинания. Религия как природный феномен | Хелена Лондон | Рио-де-Жанейро: Глобо, 2006 г. | ISBN 978-85-250-4288-0 |
сербский | Разрушая чары: религия как природный феномен | Милан Перич | Белград: Макмиллан, 2015 г. | ISBN 978-86-80328-01-0 |
испанский | Разрушение чар: религия как природный феномен | Филип де Бригар | Мадрид: Кац, 2007 г. | ISBN 978-84-96859-00-5 |
персидский | Разрушая чары: религия как природный феномен | Амир Мани | Опубликовано в Интернете, 2019 г. |
См. также
[ редактировать ]- Религиоведение
- Эволюционная психология религии
- Похожие/похожие книги: Объяснение религии
- Дарвиновский собор
- Конец веры
- Бог-обман
- Бог не велик
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдинбургский университет (10 февраля 2009 г.), Дэниел Деннетт: Разрушая чары - религия как естественный феномен , заархивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. , получено 24 апреля 2018 г.
- ^ Браун, А. (2006). «За гранью веры» . Хранитель . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 г. Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ «Рациональный контроль над религией». Архивировано 8 июня 2015 г., в Wayback Machine , Scientific American , 25 декабря 2005 г.
- ^ «Проект Бога». Архивировано 25 декабря 2013 года в Wayback Machine , The New Yorker , 3 апреля 2006 года.
- ^ Дайсон, Фриман (22 июня 2006 г.). « Религия извне » (PDF) . Нью-Йоркское обозрение книг . 53 (11).
- ↑ «Геном Бога». Архивировано 12 августа 2015 года в Wayback Machine , The New York Times , 19 февраля 2006 года.
- ^ «Мем Бога». Архивировано 13 марта 2013 г., в Wayback Machine , The New Atlantis 12 (весна 2006 г.).
- ^ «Новое мещанство — американский журнал» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 г. Проверено 12 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Панель «Разрушение чар», аудиозапись и стенограмма дискуссии с участием Дэниела Деннета и Алистера МакГрата, организованной Королевским обществом искусств. на archive.today (архивировано 16 апреля 2013 г.)
- Интервью с Деннеттом о разрыве чар , 14 февраля 2006 г. , C-SPAN
Отзывы
[ редактировать ]- Дэвид Б. Харт, « Дэниел Деннетт охотится на Снарка » в книге «Первое дело » .
- Джордж Джонсон, « Рациональный контроль над религией » в журнале Scientific American .
- Леон Визельтье , « Геном Бога » в «Нью-Йорк Таймс» .
- Письмо Деннета редактору The New York Times и ответ Визельтье в Wayback Machine (архивировано 14 ноября 2012 г.)
- Адам Кирш, « Если люди с Марса, то что такое Бог » в The New York Sun.
- Джеймс Брукфилд, « Опасная идея Деннета », World Socialist Website .
- Армин В. Гирц, « Как не заниматься когнитивной наукой о религии сегодня » ( документ семинара Орхусского университета ).
- Чарльз Т. Рубин, « Бог-мем » в «Новой Атлантиде» .