Jump to content

Водоснабжение и канализация в Китае

Китай : Вода и санитария
Данные
Доступ к «по крайней мере базовому источнику воды» 95% (2020) [ 1 ] [ 2 ]
Доступ к «хотя бы базовым санитарным услугам » 65% (2020) [ 1 ] [ 2 ]
Непрерывность поставок (%) В целом постоянный, но в некоторых регионах сезонный дефицит. [ 3 ]
Среднее городское потребление воды (литр на душу населения в день) 204 (2005) [ 4 ]
Средний городской счет за воду и канализацию за 20 м3 3,5 доллара США в месяц только за воду [ 5 ] [ 6 ]
Доля бытовых приборов учета 90% (2004) [ 7 ]
Доля собранных сточных вод, очищенных 52% (2006) [ 8 ]
Ежегодные инвестиции в ВСС около 10 долларов США на душу населения (2006 г.) в городских районах. [ 9 ]
Доля самофинансирования коммунальных предприятий близко к нулю
Доля налогового финансирования около 35% (из городских бюджетов)
Доля внутреннего долгового финансирования 55-60%
Доля иностранного финансирования 5-10%
Учреждения
Децентрализация в пользу муниципалитетов Полный
Национальная компания водоснабжения и канализации Нет
Регулятор водоснабжения и канализации Нет
Ответственность за разработку политики Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития (до 2008 года Министерство строительства) для городского водоснабжения; Министерство здравоохранения по сельскому водоснабжению; Министерство водного хозяйства по управлению водными ресурсами
Отраслевое право Нет
Количество поставщиков городских услуг 41 663 (включая малые города)
Количество сельских поставщиков услуг н/д

Водоснабжение и санитария в Китае переживают масштабные изменения, сталкиваясь с многочисленными проблемами, такими как быстрая урбанизация, растущее экономическое неравенство и подача воды в сельские районы. [ 10 ] Дефицит воды и загрязнение также влияют на доступ к воде. [ 11 ] [ 12 ]

За последние десятилетия был достигнут прогресс благодаря расширению доступа к услугам, увеличению очистки муниципальных сточных вод , созданию предприятий водоснабжения и водоотведения, которые юридически и финансово отделены от местных органов власти, а также увеличению возмещения затрат в рамках трансформации китайской экономики. к более рыночной системе. Правительство в четыре раза увеличило инвестиции в этот сектор во время одиннадцатой пятилетки (2006–2010 гг.).

Тем не менее, многое еще предстоит достичь. [ 12 ] По данным опроса, проанализированного Совместной программой мониторинга воды и санитарии ВОЗ и ЮНИСЕФ , около 100 миллионов китайцев все еще не имели доступа к улучшенным источникам воды в 2008 году, а около 460 миллионов не имели доступа к улучшенным санитарным условиям . Прогресс в сельской местности, похоже, отстает от того, что было достигнуто в городских районах. [ 12 ] По данным, представленным Совместной программой мониторинга водоснабжения и санитарии ВОЗ и ЮНИСЕФ в 2015 году, около 36% сельского населения Китая до сих пор не имели доступа к улучшенным канализациям . [ 1 ]

Доступ к водоснабжению и канализации значительно увеличился в Китае за последние два десятилетия параллельно с экономическим ростом. Число людей, не имеющих доступа к «хотя бы базовой» воде, в 2015 году составило 63 миллиона человек. Термин «по крайней мере базовая вода» является новым термином с 2016 года и связан с ранее использовавшимся « улучшенным источником воды ».

Что касается санитарии, то прогресс был медленнее, и в 2015 году 329 миллионов человек все еще не имели доступа к «хотя бы базовым санитарным услугам ». [ 13 ] [ 14 ] Только в период с 1990 по 2008 год более 450 миллионов китайцев получили доступ к улучшенным источникам воды, согласно оценкам Совместной программы мониторинга водоснабжения и санитарии ВОЗ , и ЮНИСЕФ основанным на данных опросов домохозяйств.

В предыдущие годы доступ к улучшенному источнику воды составлял 89%, а доступ к улучшенным санитарным услугам - 55% в 2008 году. Однако иметь доступ к улучшенному источнику воды - это не то же самое, что иметь доступ к безопасной воде. Многие из тех, кто имеет доступ к адекватной инфраструктуре, страдают от плохого качества воды из-за фекального загрязнения; высокие уровни встречающихся в природе фторидов, мышьяка или солей; и растущее промышленное и сельскохозяйственное загрязнение химическими веществами. Кроме того, наблюдается сезонная нехватка воды. [ 15 ]

Городской (56% населения) Сельский (44% населения) Общий
Улучшенный источник воды 98% 93% 95%
Улучшение санитарии 87% 64% 76%

Источник: [ 14 ]

Как и во многих других развивающихся странах, существует значительный разрыв между городскими и сельскими районами. Например, в 2010 году в городских районах Китая 95% имели доступ к водопроводному водоснабжению, тогда как в сельской местности эта доля составляла лишь 45%. [ 16 ]

Журнал The Economist описал разрыв между городом и деревней в следующих резких выражениях: «Реформы, которые Дэн Сяопин впервые начал в сельской местности Китая 30 лет назад, теперь оставили его крестьян в канаве». В докладе также отмечается, что «разница в доходах между немногими самыми богатыми и самыми бедными слоями населения Китая заставит покраснеть многих современных капиталистов». [ 17 ]

Качество обслуживания

[ редактировать ]

Водоснабжение

[ редактировать ]

По данным Всемирного банка, около 13% городских водопользователей получают воду при недостаточном давлении. Кроме того, 60% из 661 города Китая сталкиваются с сезонной нехваткой воды, а более 100 городов испытывают острую нехватку воды. [ 18 ] Загрязнение питьевой воды фекалиями является серьезной проблемой здравоохранения в Китае, как и в других развивающихся странах, и вызывает серьезные заболевания, такие как диарея и вирусный гепатит . Исследование, проведенное ЮНИСЕФ в 11 провинциях в 2010 году, показало, что более половины всех проб питьевой воды содержат неприемлемо высокий уровень бактерий. [ 19 ] В настоящее время Китай сталкивается с нехваткой воды из-за климата и быстрого развития. [ 12 ] В 2013 году Китай «впервые установил квоты на воду для каждой провинции, установив цели по годовому потреблению к 2015 году». [ 12 ]

Очистка сточных вод

[ редактировать ]

Было подсчитано, что в 2006 году было достаточно мощностей для очистки 52% муниципальных бытовых сточных вод. [ 8 ] К июню 2010 года в Китае насчитывалось 1519 городских очистных сооружений, и каждую неделю добавлялось по 18 установок. [ 20 ] Многие существующие заводы расширяются и модернизируются, включая стадию третичной очистки для удаления питательных веществ, чтобы соответствовать более строгим стандартам сбросов, введенным в 2002 году. Что касается технологий, то в 2007 году наиболее часто используемыми технологиями были различные формы активного ила , включая окисление. канавы (24% всех заводов), секвенирующие реакторы периодического действия (11%), обычные активные илы (5%) и мембранные биореакторы . В небольших сообществах по-прежнему были распространены растения, использующие только первичную обработку (15% всех растений). [ 21 ] Анализ, проведенный Минстроем в 2004 году, показал, что, согласно данным очистных сооружений, большинство станций работали с соблюдением норм сбросов. [ 22 ]

[ редактировать ]

Техногенное загрязнение , естественное загрязнение и нехватка воды – все это влияет на обеспечение питьевой водой. [ 11 ]

[ редактировать ]

Проблемы со здоровьем, вызванные нехваткой безопасной воды, усугубляются плохими санитарными условиями, особенно в сельских районах Китая. Традиционно китайские домохозяйства собирают отходы жизнедеятельности человека и вывозят их на поля для использования в качестве удобрения, часто без дальнейшей обработки. Туалеты распространены в сельской местности. Некоторые из них являются элементарными и не защищены от мух и других переносчиков болезней , тогда как другие не имеют запаха и насекомых. Компостные туалеты , которые обещают высокую степень уничтожения патогенов , являются обычным явлением. Наличие в сельской местности общественных и школьных туалетов, соответствующих санитарным нормам, в конце 1990-х годов было низким. [ 15 ] Правительство предприняло согласованные усилия по пропаганде правильного поведения, связанного со здоровьем. В большинстве сельских районов сеть работников Национального комитета патриотической кампании за здоровье (NPHCC), Всекитайской федерации женщин представители , Коммунистического союза молодежи Китая , местных станций профилактики эпидемий и школ провели кампании по медицинскому просвещению, поощряя широкий спектр гигиеническое поведение . Эта работа в сочетании с высоким уровнем грамотности (даже в бедных районах) привела к широкому распространению знаний о многих основных правилах поведения в отношении здоровья, таких как важность употребления кипяченой воды. Однако реальные изменения в поведении происходят медленно, особенно в бедных районах, где может быть нехватка топлива, а понимание связи между сырой водой или немытыми руками и диареей является неопределенным. Таким образом, проблема заключается скорее в эффективности сообщений о здоровье, чем в их распространении: в конце 1990-х годов санитарное просвещение в большинстве сельских районов давало мало конкретной информации, позволяющей связать гигиеническое поведение с улучшением здоровья, а в большинстве провинций все еще не было специализированной подготовки по медицинскому просвещению. . В результате существуют значительные различия между более бедными и более богатыми сельскими округами как между провинциями Китая, так и внутри них. В то время как ряд более богатых сельских округов и округов со средним уровнем дохода получили огромные преимущества для здоровья в результате улучшения водоснабжения и санитарии, более бедные округа с более ограниченными ресурсами еще не получили аналогичных преимуществ. [ 15 ] В Минцинь уезде Внутренней Монголии «10 000 человек покинули этот район и стали шэнтай йиминь , «экологическими мигрантами». [ 12 ]

Ответственность за водоснабжение и водоотведение

[ редактировать ]

Ответственность за политику водоснабжения и санитарии на национальном уровне разделена между пятью министерствами. Правительства провинций играют относительно ограниченную роль в водном секторе, обеспечивая ограниченное финансирование сельского водоснабжения. Местные органы власти играют важную роль, обеспечивая значительную долю финансирования и владея компаниями водоснабжения и канализации, которые являются основными поставщиками услуг в городских районах. В небольших городах местные органы власти иногда предоставляют услуги напрямую. Сельские комитеты управляют системами водоснабжения в сельской местности.

В значительной степени институциональная структура сектора была унаследована от периода плановой экономики до 1978 года. Существует дублирование обязанностей между государственными учреждениями на центральном и местном уровнях, а также между различными министерствами. Также нет четких определений того, что означают такие термины, как «надзор» и «управление», которые упоминаются в законодательстве, поэтому «часто ответственные ведомства сами не могут отличить их». [ 23 ] [ 24 ]

[ редактировать ]

У национального правительства нет единого политического документа в области водоснабжения и санитарии. Два основных закона в водном секторе касаются управления водными ресурсами: Закон о воде 2002 года. [ 25 ] и Закон о предотвращении и контроле загрязнения воды 1984 года.

Правовая основа водоснабжения и санитарии на национальном уровне представлена ​​подзаконными актами, среди которых регулирование городского водоснабжения 1994 года, административные меры по санитарному надзору за питьевой водой 1996 года и санитарные стандарты для питьевой воды 2006 года. наиболее важные из них. Его дополняют многочисленные местные нормативные акты и административные меры.

Водоснабжение и канализация

[ редактировать ]

Политика правительства направлена ​​на полное возмещение затрат на водоснабжение и канализацию за счет платы за пользование, а тарифы на воду должны быть объемными. [ 26 ] Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития (до 2008 года – Министерство строительства) курирует финансирование городской инфраструктуры водоснабжения и канализации, а также политику регулирования водоснабжения и канализации. Некоторые важные политические документы, выпущенные им, - это «Ускорение маркетизации коммунальных предприятий» (Программный документ № 272 Министерства коммунальных услуг, 2002 г.), «Меры по управлению концессиями в сфере коммунальных услуг» (Программный документ № 126 Министерства коммунального хозяйства, 2004 г.). и «Мнения по усилению регулирования в сфере коммунальных услуг» (Программный документ МОК № 154, 2005 г.). Однако не существует закона, регулирующего деятельность коммунальных предприятий или участие частного сектора в этом секторе. [ 27 ] Министерство здравоохранения имеет полномочия, связанные с развитием сельского водоснабжения и канализации.

Управление водными ресурсами

[ редактировать ]

Ответственность за управление водными ресурсами разделена между рядом организаций на национальном и местном уровне. На национальном уровне

  • Министерство водных ресурсов отвечает за управление поверхностными водами, уделяя особое внимание количественным аспектам,
  • Министерство охраны окружающей среды (ранее Государственное агентство по охране окружающей среды, SEPA) несет ответственность за управление качеством водных ресурсов, и
  • подземные воды находятся в ведении Министерства земли и ресурсов. [ 28 ]

Тем не менее, Министерство водного хозяйства и связанные с ним речные бассейновые комиссии во всех основных речных бассейнах являются ключевыми игроками в управлении водными ресурсами. Закон о воде 2002 года уделяет особое внимание управлению спросом и защите качества воды и, таким образом, открывает путь для перехода от этапа развития, сосредоточенного почти исключительно на развитии инфраструктуры, к этапу, когда более соответствующее внимание уделяется управлению и защите водных ресурсов. [ 29 ]

Помимо управления водными ресурсами, Министерство водных ресурсов также отвечает за строительство некоторых крупных объектов водной инфраструктуры, таких как плотины, насыпи, ирригационная инфраструктура и наливные конвейеры для муниципального и промышленного водоснабжения. Согласно его веб-сайту, оно также отвечает за «предоставление рекомендаций по экономическому регулированию цен на воду, налогообложению, кредитно-финансовым вопросам», а также «координацию капитального строительства (...) водоснабжения поселков и деревень». , хотя на практике эти функции, похоже, выполняются другими организациями. [ 30 ]

Предоставление услуг

[ редактировать ]

Чтобы понять институциональную ответственность за водоснабжение и канализацию в Китае, может быть полезно представить краткий обзор административных единиц Китая:

Подробности: Административное деление Китая.

В Китае также имеется 661 назначенный город, которые не являются отдельными административными единицами. Каждый муниципалитет, префектура и округ включает городские и сельские районы. 4 города — столицы муниципалитетов , 283 города — столицы префектур , 374 — столицы уездов . В 2005 году 340 миллионов человек, или около 25% населения Китая, проживали в определенных городах, в каждом из которых проживало не менее 200 000 человек. Оставшееся городское население, составляющее около 200 миллионов человек, или около 15% от общей численности населения, проживает в небольших городах, входящих либо в число небольших столиц на уровне префектур (96 миллионов), которые официально не обозначены как города, либо в поселках (100 миллионов). .

В статье о сельском Китае журнал The Economist написал, что многие китайские эксперты считают, что базовая инфраструктура должна финансироваться провинциями или центральным правительством: «Если это будет сделано, правительства префектур и поселков могут быть значительно сокращены или вообще ликвидированы». [ 31 ]

Городские районы

[ редактировать ]
Шанхай, как и многие другие китайские города, зависит от сильно загрязненных поверхностных вод, таких как показанная здесь река Хуанпу , вода которой поступает через ручей Сучжоу из сильно загрязненного озера Тай .

Обзор Городское водоснабжение в Китае является обязанностью «городов» в рамках сложных механизмов, которые существенно различаются от одного города к другому. Термин «Город» имеет в Китае двойственное и запутанное значение. Здесь он используется для обозначения основной городской территории муниципалитета, префектуры или округа. Городами управляет «руководящая группа» под руководством мэра, которому помогают различные «бюро» или департаменты. Услуги обычно предоставляются муниципальными управлениями водоснабжения и водоотведения (иногда называемыми коммунальными предприятиями, несмотря на относительно ограниченную автономию, которой пользуются эти компании). Бюро водоснабжения и водоотведения обычно отделены друг от друга. В более крупных городах услуги еще более разделены: может существовать отдельное бюро по сырой воде, которое транспортирует воду из отдаленных источников и продает ее муниципальному бюро водоснабжения для распределения. Аналогично, что касается сточных вод, в крупных городах может быть несколько районных дренажных бюро, отвечающих за отдельные части города, бюро сточных вод, отвечающее за основные коллекторы, и третье бюро, отвечающее за очистку сточных вод. [ 32 ]

В некоторых городах различные компании находятся в ведении одного и того же «головного бюро», которым может быть строительное бюро или бюро водоснабжения, в то время как в других городах бюро водоснабжения и бюро сточных вод подчиняются разным головным бюро. [ 32 ] Особенно в небольших городах администрация округа предоставляет услуги напрямую.

Примеры В Шанхае услуги предоставляет отдел водоснабжения Шанхайской корпорации по инвестиционному развитию городского строительства. В состав водного управления входят бюро сырой воды, пять бюро водоснабжения, одно бюро по очистке сточных вод, три инженерных бюро и два строительных бюро. Он обслуживает 12 миллионов человек. В Пекине в 2004 году было создано головное бюро по водным ресурсам, объединившее функции ранее отдельных бюро по водоснабжению, канализации, очистке сточных вод и управлению водными ресурсами. [ 33 ] В Тяньцзине услуги предоставляет Тяньцзиньская группа водоснабжения. Недавно компания отказалась от многочисленных побочных предприятий и сосредоточилась на своем основном бизнесе. С 1997 года она сотрудничает с такими международными компаниями, как Vivendi, на объемную поставку воды в рамках контракта на строительство-эксплуатацию-передачу (СЭП) .

Участие частного сектора

[ редактировать ]

Участие частного сектора в финансировании инфраструктуры и управлении услугами широко распространено. В 2007 году в Китае осуществлялось более 50 проектов по водоснабжению и более 100 проектов по очистке сточных вод с участием частного сектора. [ 34 ] Только французская фирма Veolia имеет контракты с населением более 43 миллионов человек, из которых более 27 миллионов обслуживаются через концессии с полным спектром услуг, среди которых концессия в Шэньчжэне является крупнейшей. Компания управляет 22 муниципальными контрактами и девятью промышленными контрактами. [ 35 ] Израильско-китайская компания Kardan Water International Group также является крупным игроком на китайском рынке воды. Известные китайские компании, занимающиеся предоставлением услуг водоснабжения и канализации, включают государственную компанию по очистке сточных вод Beijing Enterprises Water Group Ltd, China Water Relations Group , Everbright International (ныне Everbright Water ) и базирующуюся в Пекине инженерно-строительную компанию Sound. Глобал Лимитед. [ 36 ] Эконометрическое исследование , проведенное китайскими экономистами о влиянии участия частного сектора на эффективность городского водоснабжения в 35 крупных городах за период с 1998 по 2008 год, показало, что «участие иностранных компаний, а не отечественных частных компаний, значительно улучшает водного хозяйства» показатели . ". [ 37 ]

Шэньчжэньская концессия . Согласно исследованию Азиатского банка развития , город Шэньчжэнь возглавляет реформу местного управления водными ресурсами в Китае. Вдохновленный опытом предприятия водоснабжения в соседнем Гонконге, это был один из первых городов в стране, который в 2001 году объединил все государственные функции, связанные с водой, в одно государственное учреждение. Более того, регулирующие и оперативные функции были разделены. В 2003 году в Шэньчжэне была предложена первая концессия на муниципальные коммунальные услуги в Китае. Концессию сроком на 30 лет выиграли французская фирма Veolia и ее китайский партнер Capital Water. Вместе с Комитетом Государственного совета по регулированию и управлению государственной собственностью, которому принадлежит 55% акций недавно созданного совместного предприятия под названием Shenzhen Water, Veolia владеет 25%, а Capital Water - 20% акций. Совместное предприятие было одобрено на национальном уровне Министерством торговли. [ 38 ] В 2009 году Shenzhen Water была крупнейшим предприятием водоснабжения и канализации в стране. Сектор очистки сточных вод в Шэньчжэне быстро развивался после реформы 2001 года. Уровень очистки сточных вод в Шэньчжэньской специальной экономической зоне увеличился с 56% в период до интеграции до более 88% в 2008 году, заняв первое место среди крупных и средних городов. в Китае. Азиатский банк развития назвал случай в Шэньчжэне «моделью рыночных реформ в городском водном секторе». [ 38 ] В 2008 году компания Shenzhen Water Group расширилась и инвестировала в 17 проектов водоснабжения в 7 провинциях. [ 39 ] Пакет акций Veolia стоимостью 40 миллионов долларов покрыт 15-летней гарантией MIGA для защиты от риска экспроприации. [ 40 ]

СЭП-контракты . Наиболее распространенной формой участия частного сектора в водоснабжении и водоотведении в Китае являются контракты на строительство-эксплуатацию-передачу (СЭП), согласно которым частный сектор отвечает за крупную инфраструктуру верхнего и нижнего течения, не принимая непосредственного участия в обслуживании пользователей. Опыт работы с контрактами СЭП неоднозначен. Например, местное правительство Ляньцзяна располагало водоочистной станцией Таншань производительностью 100 000 м3/день, построенной SUEZ по контракту BOT в 1999 году. Однако потребность в воде была сильно завышена, поэтому станция простаивала, в то время как местному правительству пришлось платить за существенные минимальные объемы, не используя их, что, очевидно, привело к повышению тарифов. После длительных переговоров местное правительство наконец выкупило завод в 2009 году.

Сельская местность

[ редактировать ]

В сельской местности услуги предоставляют сельские комитеты, являющиеся общественными организациями. Ее члены управляют системами без вознаграждения. Что касается сельской санитарии, человеческие экскременты систематически используются в качестве навоза для удобрения сельскохозяйственных культур и овощей. Во многих домах экскременты всех членов семьи собираются в ведра в течение пяти-семи дней, а затем вывозятся в поле и в сыром виде вносятся в посевы. Эта практика является давней традицией и имеет огромную экономическую ценность с точки зрения сельскохозяйственного производства. [ 41 ]

мало Информации о деятельности НПО в сфере водоснабжения и канализации в Китае . Ассоциация сельского водоснабжения и санитарии обеспечивает обучение, обмен информацией, техническую помощь и проводит исследования. Что касается иностранных НПО, то План НПО , например, работает в Китае. Он известен тем, что впервые представил концепцию тотальной санитарии под руководством сообщества в Китае в округе Пучан в провинции Шэньси в 2005 году. [ 41 ]

История и текущие события

[ редактировать ]
Обозначенная «Зона охраны исходной воды» на водохранилище «Три ущелья» , недалеко от Маопина, Хубэй.

Масштабная инвестиционная программа по очистке сточных вод

[ редактировать ]

За последние 20 лет Китай реализовал, возможно, самую крупную программу строительства очистных сооружений в истории. Несмотря на существенные достижения этой программы, остается еще много проблем.

Достижения До начала 1980-х годов в Китае не было ни одной муниципальной станции очистки сточных вод. В том же году в городе Нанкин была построена первая в стране муниципальная станция очистки сточных вод . [ 27 ] Впоследствии Китай реализовал, возможно, крупнейшую инвестиционную программу по очистке сточных вод в истории. Было подсчитано, что в 2006 году было достаточно мощностей для очистки 52% муниципальных бытовых сточных вод. [ 8 ] По данным Государственного агентства по охране окружающей среды, уровень очистки городских сточных вод в том году достиг 57%. [ 42 ] Цель правительства по достижению уровня очистки городских сточных вод в 60% к 2010 году была перевыполнена. К 2010 году было очищено 77,5% бытовых сточных вод. [ 43 ] В период с 2001 по 2004 год число городов, взимающих плату за сточные воды, увеличилось с 300 до 475 из 661 города. [ 44 ] Согласно Уведомлению о плане строительства национальных сооружений по очистке и переработке городских сточных вод, представленному в 12-й пятилетке Главным управлением Государственного совета и обнародованному 4 мая 2012 года, уровень очистки сточных вод в КНР продолжит улучшаться к 2015 году. К концу 2015 года уровень очистки сточных вод должен увеличиться до 100% для муниципалитетов, столиц провинций и городов, специально обозначенных в государственном плане, 85% для других городов, 70% для округов, и 30% для городов. [ 43 ] [ 45 ]

Остающиеся проблемы Однако в спешке со строительством были допущены ошибки планирования. Спрос был завышен, строительство канализации отставало от строительства очистных сооружений, проекты иногда были нецелесообразными, отсутствовала потребность в предварительной очистке промышленных стоков, что влияло на эффективность очистных процессов, а места для первоочередных инвестиций были выбраны в рамках речные бассейны не всегда были теми, в которых можно было добиться максимального воздействия с точки зрения улучшения качества речной воды. [ 46 ] В результате многие предприятия используются недостаточно или плохо функционируют. По данным Минстроя, более 50 очистных сооружений в более чем 30 городах работали лишь на 30 процентов своей мощности или даже не вступили в эксплуатацию. [ 47 ] Следовательно, влияние инвестиционной программы на качество воды в реках и прибрежных водах было ограниченным.

В 1990-е годы муниципальное и промышленное водопользование фактически сократилось из-за незначительного увеличения количества подключений к коммунальным предприятиям из-за недооценки важности мелких поставщиков воды. [ 48 ] повышение тарифов, увеличение учета, реструктуризация промышленности, меры по повышению эффективности использования воды в промышленности, а также из-за дефицита воды и засухи. Многие китайские компании водоснабжения и водоотведения имеют избыточные мощности и испытывают финансовые трудности, поскольку доходов недостаточно для покрытия обслуживания долга, заключенного по контракту на строительство негабаритной инфраструктуры. [ 26 ]

Переход на коммерческие коммунальные услуги

[ редактировать ]

В 2002 году Министерство строительства выпустило программный документ по коммерциализации коммунальных услуг. Впоследствии, в октябре 2003 года, центральное правительство решило, что государственные предприятия должны быть отделены от министерств и/или провинциальных правительств и коммерциализированы. [ 49 ] Конкурентные торги по контрактам, участие частного сектора и коммерческое финансирование являются важным элементом перехода к рыночной экономике. В 1990-е годы были подписаны первые контракты СЭП на очистные сооружения. Было построено более 200 очистных сооружений с участием частного сектора в той или иной форме в их финансировании и/или управлении, обычно с использованием формулы СЭП. Первые СЭП видели, как правительства реализовывали этот процесс без помощи финансовых, юридических и технических консультантов, и к своему огорчению обнаруживали, что процесс становится более сложным из-за отсутствия экспертных знаний. Изучая опыт прошлых СЭП в этом секторе, местные органы власти обратились за советом к экспертам по тендерам и государственным тендерам. [ 27 ] Примерно в 2000 году впервые был выдан контракт на проект водоснабжения СЭП (Водоснабжающая станция № 6 в Чэнду на основе прозрачных международных конкурсных торгов при поддержке АБР ) . [ 50 ] В 2004 году знаковый международный конкурс на всю систему водоснабжения и канализации Шэньчжэня выиграло совместное предприятие, включающее французскую фирму Veolia . [ 38 ]

Эффективность

[ редактировать ]

Существует множество различных показателей эффективности коммунальных услуг. В случае Китая некоторые показатели, такие как производительность труда, предполагают низкий уровень операционной эффективности, в то время как другие показатели, такие как недоходная вода, предполагают высокий уровень операционной эффективности.

Производительность труда Большинство предприятий водоснабжения и канализации в Китае имеют низкую производительность труда и раздуты персоналом. Например, многие коммунальные предприятия в небольших городах провинции Хэнань имеют более 20 сотрудников на 1000 подключений, в то время как передовая международная практика составляет менее 4 сотрудников на 1000 подключений. В Чэнду на 1000 подключений в коммунальной компании работало 34 сотрудника, тогда как в Шанхае этот показатель составлял менее 6 сотрудников на 1000 подключений. [ 51 ]

Недоходная вода Недоходная вода (NRW), состоящая в основном из потерь от утечек в распределительной сети, оценивается Китайской ассоциацией водоснабжения в среднем только в 20% и менее 10% для лучших коммунальных предприятий, что очень мало для международные стандарты. Международная сеть сравнительного анализа предприятий водоснабжения и санитарии оценила недоходную воду для выборки китайских предприятий водоснабжения в 27% в 2006 году и 21% в 2001 году. [ 52 ]

Одним из объяснений относительно низкого уровня NRW может быть то, что большинство китайцев живут в плотных жилых комплексах, что приводит к компактным системам распределения. В некоторых небольших городах уровень недохода от воды остается относительно высоким. Например, средний уровень недохода воды в небольших городах провинции Хэнань составляет 38%. [ 53 ]

Тарифы и возмещение затрат

[ редактировать ]

Окупаемость затрат на услуги водоснабжения и канализации парадоксальным образом ниже в городских районах и выше в сельской местности, несмотря на более низкие доходы сельских жителей.

Городские районы

[ редактировать ]

Обзор Многие городские предприятия водоснабжения и водоотведения в Китае испытывают финансовый стресс, поскольку плата за пользование услугами установлена ​​значительно ниже уровня возмещения затрат, а государственные субсидии недостаточны для покрытия образовавшегося дефицита. В 2004 году 60% городских предприятий водоснабжения сообщили об отрицательных чистых доходах. Ожидается, что финансовое положение предприятий по очистке сточных вод будет еще более нестабильным. Тарифы выросли на 50% с 1998 года и сейчас составляют 1,5 юаней/м3 или 0,20 доллара США/м3 в 2021 году. Этих ставок недостаточно для покрытия затрат. [ 6 ]

До 1980-х годов тарифы на городскую воду в Китае были очень низкими, а тарифы на канализацию практически не были известны. Ситуация существенно изменилась после принятия Национальных руководящих принципов по городским тарифам на воду в 1988 году, которые призывали к увеличению возмещения затрат и введению тарифов на канализацию. Впоследствии тарифы на воду были существенно повышены во многих китайских городах, особенно на севере, где воды больше всего не хватает. [ 54 ] Однако, по мнению Минстроя, реформы тарифов на воду оказались недостаточно эффективными, чтобы создать необходимые стимулы для экономии воды. Хотя сейчас во многих городах действуют тарифы на канализацию, в 2005 году в более чем 150 городах по всей стране плата за очистку сточных вод не взималась. [ 47 ]

В Китае проводится политика всеобщего учета электроэнергии, в том числе учета электроэнергии отдельными домохозяйствами в многоквартирных домах, где проживает большинство городских жителей. В настоящее время счетчики в городских районах получили относительно широкое распространение: в среднем 90% подключений имеют счетчики. Некоторые города экспериментируют с предоплаченными дебетовыми картами, которые жители должны вставить в счетчики, чтобы получить услугу.

Структура тарифов сложна, с разными тарифами для разных категорий пользователей и более высокими тарифами для промышленных и коммерческих пользователей, чем для бытовых пользователей. Большинство тарифов на воду являются линейными, т.е. существует единая цена за единицу воды, хотя существуют некоторые повышающиеся блочные тарифы, при которых цена за единицу увеличивается по мере потребления. Городские тарифы утверждаются бюро цен городов после значительных предварительных переговоров. Тарифы не требуют одобрения на более высоком уровне правительства.

Примеры В Тяньцзине , где тарифы на воду не повышались ни разу в период с 1949 по 1985 год, до 2006 года они повышались восемь раз. В результате окупаемость затрат значительно улучшилась. В Чэнду средний тариф на воду в 2001 году составлял 0,14 доллара США/м3. Несмотря на относительно низкий тариф на воду, доходы коммунального предприятия были в два раза выше текущих расходов, что позволяло обеспечить значительную долю самофинансирования. [ 48 ] В Шанхае средний тариф на воду в 2001 году составлял всего лишь 0,10 доллара США/м3. Коммунальное предприятие даже не окупило текущие затраты и понесло операционные убытки. [ 55 ]

Сельская местность

[ редактировать ]

По данным Всемирного банка, в сельской местности пользователи оплачивают около 75% инвестиционных затрат и 100% расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание. [ 56 ] Сельские тарифы не нуждаются в утверждении.

Инвестиции и финансирование

[ редактировать ]

Уровень инвестиций и их разбивка

[ редактировать ]

За последние годы инвестиции в этот сектор утроились. По данным Всемирного банка, в 1991–2005 годах в городское водоснабжение и канализацию было инвестировано в общей сложности 54 миллиарда долларов США, что эквивалентно всего лишь 3,7 миллиардам долларов США в год. Ожидается, что в течение 11-й пятилетки в 2006–2010 годах в этот сектор будет инвестировано почти 11 миллиардов долларов США в год, таким образом, за пять лет будет инвестировано столько же, сколько было инвестировано за предыдущие пятнадцать лет. Более 60% этих инвестиций направлены на санитарию, что отражает отставание в этом секторе. [ 57 ] Данные по сельской местности отсутствуют.

Финансирование

[ редактировать ]

Городские районы По оценкам Всемирного банка, городская инфраструктура водоснабжения и водоотведения в Китае в 1991–2005 гг. финансировалась из следующих источников:

{ ! Сточные воды |- | Муниципальные органы власти | 20-30% | 40-50% |- | Отечественные банки | 20-30% | 10-20% |- | Программа государственных облигаций | 10-20% | 20-30% |- | Частный сектор | 10-20% | 10-20% |- | Банк развития Китая | 10% | 5% |- | Международные финансовые институты | 5% | 10% |}

Источник: Всемирный банк : Повышение эффективности – улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. 108

Муниципальные органы власти предоставляют свое финансирование в форме акционерного капитала, который обычно не вознаграждается. Другие формы финансирования требуют вознаграждения либо в виде процентов по кредитам, либо прибыли от прямых инвестиций. Местным органам власти в Китае не разрешается брать кредиты напрямую. Однако коммунальным предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, разрешено брать кредиты у Банка развития Китая , других китайских банков, программы государственных облигаций и международных финансовых институтов. Программа гособлигаций ориентирована на менее экономически развитые регионы. Облигации выпускаются Министерством финансов, а затем распределяются Национальной комиссией по развитию и реформам в виде долгосрочных кредитов под низкие проценты, которые в некоторых случаях могут быть конвертированы в гранты. Крупнейшими международными финансовыми институтами, работающими в этом секторе, являются Всемирный банк и Азиатский банк развития , а также двусторонние доноры, такие как Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и немецкий KfW.

Косвенно, согласно этой оценке, уровень самофинансирования предприятий водоснабжения и водоотведения равен нулю. Тем не менее, явно будет повышательное давление на тарифы, поскольку 70-80% инфраструктуры водоснабжения и 50-60% инфраструктуры сточных вод финансируются либо за счет долга, либо за счет прямых инвестиций, требующих вознаграждения. Остальная часть финансируется за счет муниципального капитала, который обычно не требует вознаграждения и, таким образом, помогает поддерживать низкие тарифы.

Еще одним механизмом использования долгового финансирования являются СЭП, которые являются популярным механизмом финансирования станций водоснабжения и очистки сточных вод, а также систем водоснабжения в Китае. В рамках СЭП частные предприятия осуществляют инвестиции и возмещают свои затраты за счет платы за оптовую продажу воды или очистку сточных вод, взимаемой с коммунальных предприятий. Хотя местное правительство или коммунальные предприятия формально не имеют задолженности по СЭП, плата за услуги де-факто аналогична плате за обслуживание долга.

Сельские районы Что касается сельской инфраструктуры и инфраструктуры малых городов, направление средств конечным пользователям через различные уровни местного самоуправления остается проблемой. По данным Всемирного банка, Китай отличается от многих других развивающихся стран тем, что в истории не было случаев, когда центральное правительство предоставляло крупные субсидии на финансирование сельского водоснабжения и канализации. Вместо этого больше внимания уделяется самостоятельности, когда сельские жители используют свой собственный вклад и ресурсы для улучшения водоснабжения. Такая структура финансирования заставляет бедные сельские районы «точно сопоставлять свою платежеспособность с надлежащим типом систем и уровнем обслуживания», то есть выбирать решения в области санитарии, которые они могут себе позволить. По мнению Всемирного банка, в результате «Китай рассматривается как модель для других развивающихся стран». Поддержка капитальных затрат на водоснабжение частично обеспечивается местными и/или провинциальными властями. [ 15 ] Бенефициары должны внести авансовый капитальный взнос. Благодаря финансированию Всемирного банка и партнерскому финансированию центрального правительства эти первоначальные капитальные взносы были сокращены, что сделало санитарию более доступной для бедных слоев населения. [ 58 ] По данным журнала The Economist , «некоторые провинции в настоящее время обходят правительства как на уровне префектур, так и на уровне поселков, чтобы напрямую доставлять средства в сельские районы». [ 59 ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Ключевые источники и дополнительная литература

[ редактировать ]
  • Всемирный банк : Активизация – улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007 г.
  • Фу, Тао, Мяо Чанг и Лицзин Чжун: Реформа городского водного сектора Китая, Международная водная ассоциация и Исследовательский центр водной политики Университета Цинхуа, 2008 г., ISBN   1-84339-143-0
  • Стратегия Всемирного банка по оказанию помощи водным ресурсам страны, 2002 г.
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Прогресс в области санитарии и питьевой воды – обновленная информация за 2015 год и оценка ЦРТ» (PDF) . СПМ (ВОЗ и ЮНИСЕФ) . Проверено 14 февраля 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б WASHwatch
  3. ^ Всемирный банк : Активизация - улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. хх
  4. ^ Портал развития Китая: обеспечение безопасности городского водоснабжения, содействие экономному и правильному потреблению городской воды, Министерство строительства, 22 августа 2006 г. MOC. Архивировано 26 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  5. ^ Рассчитано на основе среднего потребления воды 204 литров на душу населения в день, среднего тарифа на воду 0,20 доллара США/м3 и среднего размера семьи из 3 человек.
  6. ^ Перейти обратно: а б Всемирный банк : Активизация – улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. XIX-XX
  7. ^ Ежегодник Китайской ассоциации водоснабжения, 2005 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Всемирный банк : Активизация – улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. XVII
  9. ^ рассчитано на основе данных Всемирного банка : Шаг вперед - Улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007 г.
  10. ^ Ченг, Шикун; Ли, Цзыфу; Уддин, Сайед Мохаммад Назим; Манг, Хайнц-Петер; Чжоу, Сяоцинь; Чжан, Цзянь; Чжэн, Лэй; Чжан, Линлин (июнь 2018 г.). «Туалетная революция в Китае» . Журнал экологического менеджмента . 216 : 347–356. дои : 10.1016/j.jenvman.2017.09.043 . ПМЦ   5937855 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Новости Би-би-си. Китай очистит загрязненное озеро . 27 октября 2007 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крюк, Лесли (14 мая 2013 г.). «Китай: высоко и сухо: нехватка воды тормозит экономический рост» . Файнэншл Таймс . Проверено 15 мая 2013 г.
  13. ^ "Китай" . WASHWatch . Проверено 21 марта 2017 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б ВОЗ/ЮНИСЕФ (2015 г.) Прогресс в области санитарии и питьевой воды - обновленная информация за 2015 г. и оценка ЦРТ. Архивировано 18 апреля 2014 г., в Wayback Machine , Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Всемирный банк: Четвертый проект сельского водоснабжения и санитарии, Документ об оценке проекта, 1999, стр. 3–5. Архивировано 25 февраля 2009 г. в Wayback Machine.
  16. ^ Совместная программа мониторинга водоснабжения и санитарии : оценка использования улучшенных санитарно-технических сооружений, обновлено в марте 2010 г., Китай. [ постоянная мертвая ссылка ] и оценка использования улучшенных сооружений водоснабжения, обновлено в марте 2010 г., Китай. [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ «Китай, будьте осторожны», The Economist, 13–19 октября 2007 г., стр. 15
  18. ^ Всемирный банк : Активизация - улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. хх
  19. ^ ЮНИСЕФ : Китай: Окружающая среда и санитария детей , без даты. Проверено 17 апреля 2010 г.
  20. ^ Global Water Intelligence: «Новые направления в очистке сточных вод Китая», октябрь 2010 г., стр. 22, со ссылкой на Министерство жилищного строительства и городского и сельского развития.
  21. ^ Министерство охраны окружающей среды: Статистический отчет об окружающей среде в Китае за 2006 г., Пекин, 2007 г.
  22. ^ Всемирный банк : Активизация - улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. 20
  23. ^ Дэн, Исян; Бромбаль, Даниэле; Фара, Паоло Давиде; Мориджи, Анжела; Критто, Андреа; Чжоу, Юн; Маркомини, Антонио (2016). «Управление водной средой Китая на пути к институциональной интеграции. Обзор текущего прогресса и ограничений по сравнению с европейским опытом». Журнал чистого производства . 113 : 285–298. дои : 10.1016/j.jclepro.2015.08.022 . S2CID   153290980 . ССНН   2700386 .
  24. ^ Цзян Цзо и Лили Ган: Услуги водоснабжения и санитарии в Китае: Текущие проблемы и потенциальные решения, в: Хосе Эстабан Кастро и Лео Хеллер (редакторы): Услуги водоснабжения и санитарии. Государственная политика и управление, Earthscan, Лондон, 2009, с. 311
  25. ^ Правительство Китая: Закон о воде Китайской Народной Республики (Приказ президента № 74) . Проверено 17 апреля 2010 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б Стратегия Всемирного банка по оказанию помощи водным ресурсам страны, 2002 г., с. 13
  27. ^ Перейти обратно: а б с Азиатский банк развития : Страна, занимающаяся водными ресурсами: Китайская Народная Республика. Частные фонды за более чистую воду — применение BOT в секторе сточных вод Китая. Архивировано 22 июня 2007 г. в Wayback Machine , февраль 2007 г. Проверено 17 апреля 2010 г.
  28. ^ Ма Сянцун: Экологическое управление Китая , 21 февраля 2007 г., Китайский диалог . Проверено 17 апреля 2010 г.
  29. ^ Китайский брифинг с. 1.3. Закон размещен по адресу: Водное право, архивировано 7 июня 2007 г., на Wayback Machine.
  30. Министерство водных ресурсов. Архивировано 1 марта 2007 г., в Wayback Machine.
  31. ^ «Скучаю по босоногим врачам», The Economist, 13 октября 2007 г., стр. 30. Округа конкретно не упоминаются.
  32. ^ Перейти обратно: а б Всемирный банк : Активизация – улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. 70-72
  33. ^ Ван, Чжэньюй (2008). «Городская канализация в Китае» . Китайский национальный комитет тихоокеанского экономического сотрудничества . Проверено 15 декабря 2012 г.
  34. ^ Всемирный банк : Активизация - улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. xxxi
  35. ^ «Вода Veolia в Китае» . Вода Веолия . Проверено 8 февраля 2014 г.
  36. ^ Ежегодник воды Pinsent Masons за 2011–2012 годы . Лондон: Пинсентские масоны . 2011. С. 16–17. ISBN  978-0-9551747-7-3 .
  37. ^ Хунвэй Ванга, Вэньцин Вуб и Шилин Чжэнга (2011). «Эконометрический анализ участия частного сектора в городском водоснабжении Китая». Политика в сфере коммунальных услуг . 19 (3): 134–141. дои : 10.1016/j.jup.2011.01.004 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Азиатский банк развития : Каждая капля имеет значение. Изучение передового опыта восьми азиатских городов [ постоянная мертвая ссылка ] , 2010, получено 26 сентября 2010 г.
  39. ^ Монитор глобализации: Приватизация предприятий водоснабжения в Китае - дело Шэньчжэнь , получено 26 сентября 2010 г.
  40. ^ MIGA : Shenzhen Water (Group) Company Ltd. , получено 26 сентября 2010 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б Камаль Кар и Петра Бонгарц: Обновленная информация о некоторых последних достижениях в области общей санитарии под руководством сообщества. Архивировано 22 июня 2007 г. в Wayback Machine , Институт исследований развития, Сассекс, Англия, апрель 2006 г., стр. 8-12
  42. ^ «Китай платит цену за воду за прогресс», Water 21, журнал Международной водной ассоциации, август 2007 г., стр. 6
  43. ^ Перейти обратно: а б China Everbright International Limited - Инвесторам > Обзор инвестиций > Часто задаваемые вопросы , архивировано из оригинала 27 сентября 2015 г. , получено 15 августа 2015 г.
  44. ^ М.С. Кларк, Ч.Р. Хуанг и С.Б. Лю: Разработка национальных руководящих принципов по тарифам на очистку сточных вод для Китая, CDM, 2006, стр. 1-2
  45. ^ Уведомление Главного управления Государственного совета об издании национального плана строительства городских очистных и перерабатывающих предприятий во время «двенадцатой пятилетки»
  46. ^ Стратегия Всемирного банка по оказанию помощи водным ресурсам страны, 2002 г., стр. 2002. 20
  47. ^ Перейти обратно: а б Портал развития Китая: обеспечение безопасности городского водоснабжения, содействие экономному и правильному потреблению городской воды, Министерство строительства, 22 августа 2006 г., Министерство строительства. Архивировано 26 сентября 2007 г., на Wayback Machine.
  48. ^ Перейти обратно: а б Азиатский банк развития : Профиль города водоснабжения Чэнду. Архивировано 7 октября 2007 г., в Wayback Machine , 2001 г.
  49. Презентация Министерства строительства на конференции Международной водной ассоциации в Пекине в 2006 г. Архивировано 27 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
  50. ^ Азиатский банк развития. Архивировано 7 июня 2007 г., в Wayback Machine. Профиль водоснабжения и канализации в Чэнду см. в Профиле Азиатского банка развития в Чэнду, 2001 г. Архивировано 7 октября 2007 г., в Wayback Machine.
  51. ^ Всемирный банк и АБР
  52. ^ «Международная сеть сравнительного анализа предприятий водоснабжения и санитарии: Китай» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 22 ноября 2008 г.
  53. ^ Всемирный банк провинции Хэнань, Приложение 1.
  54. ^ Стратегия помощи стране в области водных ресурсов Всемирного банка, 2002 г., стр. 2002. 13
  55. ^ Азиатский банк развития : Профиль города водоснабжения Шанхая. Архивировано 19 октября 2007 г., в Wayback Machine , 2001 г.
  56. ^ Всемирный банк Стратегия помощи стране в области водных ресурсов Всемирного банка, 2002 г., стр. 2002. 20
  57. ^ Всемирный банк : Активизация - улучшение работы городских предприятий водоснабжения Китая , Грег Браудер и др., 2007, стр. 33
  58. ^ Всемирный банк: Отчет о завершении реализации и результатах. Четвертый проект сельского водоснабжения и санитарии, 2007, с. 1
  59. ^ «Скучаю по босоногим врачам», The Economist , 13 октября 2007 г., стр. 30
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd1ef959d83d02e558daaa8470cd3f39__1720414200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/39/bd1ef959d83d02e558daaa8470cd3f39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Water supply and sanitation in China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)