Трин
Трин | |
---|---|
![]() | |
Принадлежность | |
Обители | |
Мантра | Om Tridevaya Namaha |
Оружие |
|
Устанавливать | |
Пол | Мужской |
Супруга | Тридеви : |
Тримурти [ а ] — троица высшего божества в индуизме , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] котором космические функции созидания , сохранения и разрушения олицетворяются в триадой божеств. Обычно это обозначения Брахмы -творца, Вишну -хранителя и Шивы- разрушителя. [ 6 ] [ 7 ] Считается, что символ Ом в индуизме имеет намек на Тримурти, где фонемы А, У и М этого слова считаются обозначающими творение, сохранение и разрушение, а в сумме представляют Брахмана . [ 8 ] Тридеви — это троица богинь-супруга Тримурти. [ 9 ]
Эволюция
[ редактировать ]Пуранический период с 4-го по 12-й век н. э. стал свидетелем подъема постведической религии и развития того, что Р. К. Маджумдар называет «синтетическим индуизмом». [ 10 ]
Ниже приводится известный стих из Вишну-пураны (1.2.66), в котором Брахма, Вишну и Шива упоминаются вместе в одном стихе, подчеркивая их роль в космических функциях созидания, сохранения и разрушения.
рупани трини татраива муртибхеда-вибхагатах |
аджамьекамшам атманам шива-рупена тиштхати ||
джагатах стхити-самдханам самхаранти юге юге |
трайам брахма-маха-вишну-махешвара-маленький смритам ||
Перевод: «Таким образом, единое верховное существо разделяется на три формы — Брахму, Вишну и Махеш (Шиву), — принимая разные аспекты. Оно создает, сохраняет и разрушает вселенную в разные эпохи».
Этот период не был однородным и включал ортодоксальный брахманизм в форме остатков более старых ведических религиозных традиций, а также различные сектантские религии, в частности шиваизм , вайшнавизм и шактизм , которые находились в ортодоксальной среде, но все же образовывали отдельные сущности. [ 11 ] Одной из важных черт этого периода является дух гармонии между православными и сектантскими формами. [ 12 ] Что касается этого духа примирения, Р.С. Маджумдар говорит следующее:
Его наиболее заметное выражение можно найти в теологической концепции Тримурти , то есть проявления верховного Бога в трех формах Брахмы , Вишну и Шивы ... Но эту попытку нельзя считать большим успехом, поскольку Брахма никогда не достигал такого господства, как Шива или Вишну , и различные секты часто задумывали Тримурти. на самом деле это были три проявления их собственного сектантского бога, которого они считали Брахманом или Абсолютом. [ 13 ]
Отождествление Брахмы, Вишну и Шивы как одного существа сильно подчеркнуто в Курма Пуране , где 1.6 Брахману поклоняются как Тримурти; 1.9 особенно подчеркивает единство трех богов, а 1.26 относится к той же теме. [ 14 ] Отмечая интерес Запада к идее троицы, историк А.Л. Башам объясняет происхождение Тримурти следующим образом:
Должны быть некоторые сомнения относительно того, признавала ли когда-либо индуистская традиция Брахму Верховным Божеством в том смысле, в котором представлялись Вишну и Шива и которым поклонялись. [ 15 ]
Концепция Тримурти также присутствует в Майтри Упанишаде , где три бога объясняются как три его высших формы. [ 16 ]
Храмы Тримурти
[ редактировать ]
Храмы, посвященные различным вариациям Тримурти, можно увидеть еще в VI веке нашей эры, и сегодня все еще есть несколько храмов, в которых Тримурти активно поклоняются.
- Храм Митранантапурам Тримурти
- Храм Тримурти Тевалапурам
- Храм Прамбанан Тримурти
- Храм Савади Тримурти
- Храм Трипая Тримурти
-
Статуя Тримурти
Взгляды в индуизме
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
В целом можно сказать, что тримурти играет меньшую роль в индуизме последних столетий, чем в древней Индии.
Шиваизм
[ редактировать ]
Шиваиты считают, что, согласно Шайва- агаме , Шива совершает пять действий – творение, сохранение, растворение, милость и иллюзию. Соответственно, эти первые три действия связаны с Шивой как Садьоджата (родственный Брахме ), Вамадева (родственный Вишну ) и Агхора (родственный Рудре ). Таким образом, Брахма, Вишну и Рудра не являются божествами, отличными от Шивы, а скорее являются формами Шивы. Как Брахма/Садйоджата, Шива творит. Как Вишну/Вамадева, Шива сохраняет. Как Рудра/Агхора он растворяется. Это противоречит идее о том, что Шива — «Бог разрушения». Шива — верховный Бог и совершает все действия, из которых разрушение — лишь одно. Следовательно, Тримурти — это форма самого Шивы для Шайвов. Шиваиты верят, что Шива — это Всевышний, который принимает на себя различные важные роли и соответствующие имена и формы, а также превосходит все это. [ 17 ] Ярким визуальным примером шиваистской версии Тримурти является Тримурти Садашивы скульптура в пещерах Элефанта на острове Гарапури .
Вайшнавизм
[ редактировать ]
Несмотря на то, что Вишну-пурана описывает, что Вишну проявляется как Брахма , чтобы творить, и как Рудра ( Шива ), чтобы разрушать, [ 18 ] Вайшнавизм обычно не признает концепцию Тримурти; вместо этого они верят в аватары Вишну, такие как Нарасимха , Рама , Кришна и т. д. Они также верят, что Шива и Брахма являются формами Вишну. Например, школа Двайты считает Верховным Богом только Вишну, подчиняя себе Шиву , и по-разному интерпретирует Пураны . Например, Виджайиндра Тиртха, ученый Двайты, интерпретирует 18 Пуран по-разному. Он интерпретирует вайшнавские пураны как саттвические , а шиваитские пураны как тамасические , и что только саттвические пураны считаются авторитетными. [ 19 ] Традиция шри-вайшнавизма на юге утверждает, что все основные божества, прославляемые в Пуранах, на самом деле являются формами Вишну, и что писания посвящены только ему. [ 20 ]
Шактизм
[ редактировать ]Женско-ориентированная деноминация Шактидхармы отводит выдающиеся роли трех форм ( Тримурти ) Высшего Божества не мужским богам, а женским богиням: Махасарасвати (Создательница) , Махалакшми (Хранительница) и Махакали (Разрушительница) . Эта женская версия Тримурти называется Тридеви («три богини») . Мужские боги ( Брахма , Вишну , Шива ) тогда отводятся в качестве вспомогательных агентов высшей женской Тридеви. В первой книге и четвертой главе Шримад Деви Бхагват Пураны. Деви обратилась к Тримурти следующим образом:
«Я — Ади Парашакти . Я — владелец этой вселенной. Я — Абсолютная Реальность. Я динамичен в женской форме и статичен в мужской форме. Ты появился, чтобы управлять вселенной через мою энергию. Ты — мужская форма Абсолюта. Реальность, хотя я — женская форма этой Реальности, я вне формы, за пределами всего, и все силы Бога содержатся во мне. Вы должны знать, что я — Вечная безграничная энергия.
Затем она сказала: Брахма! Вы будете генератором вселенной; Богиня Шарада (Сарасвати) — ваша супруга, она будет признана богиней мудрости и первобытного звука. Господь Брахма, эта богиня будет с тобой, когда ты создашь вселенную.
Она продолжила: Господь Нараяна (Вишну)! Вы бесформенны, но принимаете форму. Я поручаю тебе быть хранителем вселенной. Вам предстоит принимать разные воплощения, чтобы спасти жителей этой вселенной. О, Нараяна! Вы создали Господа Брахму, а Брахма в дальнейшем создаст тридцать три вида богов и богинь. Я богиня Махамайя, которая заставила вас снова появиться из вашего мистического сна. Вашей супругой будет богиня Лакшми. Господь Вишну, эта богиня будет с тобой, когда ты будешь управлять вселенной. Когда жизнь будет развиваться, вы примете форму Вишну, того, кто будет выполнять задачу наблюдения и сохранения этой вселенной.
Наконец она наставила: «О Господь Рудра Шив, Великий Бог, ты — олицетворение времени, которое превыше всего. Ты будешь выполнять задачу разрушения и возрождения этой вселенной. Когда ты бесформен, время останавливается. Благодаря моей силе вы становитесь динамичными и способны вызывать разрушение и возрождение этой вселенной. Махакали — это я, моя полная форма, тогда как Лакшми и Сарасвати — просто мои клоны, мои частичные формы, но благодаря медитации вы это сделаете. превзойти все мои формы. Именно тогда я воплотлюсь из твоей левой половины в свою проявленную форму. Эта форма будет моей самой истинной проявленной формой. Господь Шива, Она выполнит задачу уничтожения зла и станет твоей супругой».
Смартизм
[ редактировать ]Смартизм — это направление индуизма, в котором упор делается на группу из пяти божеств, а не на одно божество. [ 21 ] Система «поклонения пяти формам» ( панкаятана пуджа ), которая была популяризирована философом девятого века Шанкарачарьей среди ортодоксальных брахманов традиции Смарта , призывает пять божеств Шиву , Вишну , Брахму , Шакти и Сурью . [ 22 ] [ 23 ] Позже Шанкарачарья добавил к этим пяти Картикею , в результате чего всего их стало шесть. Эта реформированная система была продвинута Шанкарачарьей прежде всего для того, чтобы объединить главных божеств шести основных сект на равном статусе. [ 24 ] Монистическая философия , проповедуемая Шанкарачарьей, позволяла выбрать одно из них в качестве предпочтительного главного божества и в то же время поклоняться остальным четырем божествам как различным формам одного и того же всепроникающего Брахмана .
Останки
[ редактировать ]Секта Саура , которая поклоняется Сурье как высшей личности божества и сагуна -брахману, не принимает Тримурти, поскольку они верят, что Сурья - это Бог. Более ранние формы Тримурти иногда включали Сурью вместо Брахмы, Вишну или Шивы или как четвертое место над Тримурти, проявлениями которого являются остальные три; Сурья – это Брахма утром, Вишну днем и Шива вечером. Сурья также был членом первоначального Ведического Тримурти, в которое входили Варуна и Ваю . Некоторые Сауры поклоняются Вишну, Брахме или Шиве как проявлениям Сурьи, другие поклоняются Тримурти как проявлению Сурьи, а третьи поклоняются исключительно только Сурье.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Тримурти» . Архивировано 29 ноября 2014 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Граймс, Джон А. (1995). Ганапати: Песня о себе . Серия SUNY по религиоведению. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2440-5 .
- ^ Янсен, Ева Руди (2003). Книга индуистских образов . Хавелте, Голландия: Binkey Kok Publications BV. ISBN 90-74597-07-6 .
- ^ Радхакришнан, Сарвепалли (председатель редакции) (1956). Культурное наследие Индии Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны.
- ^ Винтерниц, Морис (1972). История индийской литературы . Нью-Дели: Корпорация репринтов восточных книг.
- ^ Цитату, определяющую тримурти, см. в Matchett, Freda. Я действительно считаю, что все три божества являются аватарами Шивы . Брахма — «Питамбер» (тот, кто носит желтую/ красную — «Светамбер» (тот, кто носит белую одежду), Маха Вишну /оранжевую одежду), а Шива — «Дигамбер/Вагамбер» (тот, кто не носит никакой одежды, только шкура тигра). « Пураны », в: Flood (2003), с. 139.
- ^ В системе Тримурти Брахма является создателем, Вишну - хранителем или хранителем, а Шива - разрушителем. см. Циммер (1972), с. 124.
- ^ Молодой учёный: Практический журнал для любителей . Промышленная издательская компания. 1852.
- ^ Бахубали (18 марта 2023 г.). «Тридеви – три верховные богини в индуизме» . Hindufaqs.com . Проверено 1 марта 2022 г.
- ^ Для датировки пуранического периода ок. 300–1200 гг. н. э. и цитату см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 47.
- ^ О характеристике как неоднородной и включающей множественные традиции см.: Маджумдар , RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
- ^ О гармонии между ортодоксальными и сектантскими группами см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
- ^ Цитирование см.: см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
- ^ Ссылки на Курма Пурану см.: Винтерниц, том 1, стр. 573, примечание 2.
- ^ Саттон, Николас (2000). Религиозные доктрины в Махабхарате (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. п. 182. ИСБН 81-208-1700-1 .
- ^ «Брахма, Рудра и Вишну называются высшими его формами. Его доля тьмы! Рудра. Его доля страсти — Брахма. Его доля чистоты — Вишну» — Майтри Упанишад [5.2]
- ^ «Обитель Бога Шивы» .
- ^ Флуд, Гэвин (13 июля 1996 г.), Введение в индуизм , Cambridge University Press, стр. 111 , ISBN 0-521-43878-0
- ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы Двайты Веданты и ее литературы: от самых ранних истоков до наших дней . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 412. ИСБН 81-208-1575-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ «Введение в философию шри-вайшнавов» . ramanuja.org . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Наводнение (1996), с. 17.
- ↑ Датировка панкаятана-пуджи и ее связь со Смарта-браминами взята из Кортрайт, стр. 163.
- ^ О поклонении пяти формам как центральным элементам практики Смарты см.: Flood (1996), p. 113.
- ^ Граймс, с. 162.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Бэшам, Алабама (1954). Чудо, которым была Индия: обзор культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
- Кортрайт, Пол Б. (1985). Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505742-2 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 .
- Флуд, Гэвин, изд. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 1-4051-3251-5 .
- Циммер, Генрих (1972). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01778-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тримурти, на Викискладе?