Jump to content

Трин

(Перенаправлено с «Три божества (айявари)) »

Трин
Высшая Троица Вселенной
Боги созидания, сохранения и разрушения
Пара Брахман , Высшее Существо
Шива (слева), Вишну (в центре) и Брахма (справа)
Принадлежность
Обители
Мантра Om Tridevaya Namaha
Оружие
Устанавливать
Пол Мужской
Супруга Тридеви :

Тримурти [ а ] троица высшего божества в индуизме , [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] котором космические функции созидания , сохранения и разрушения олицетворяются в триадой божеств. Обычно это обозначения Брахмы -творца, Вишну -хранителя и Шивы- разрушителя. [ 6 ] [ 7 ] Считается, что символ Ом в индуизме имеет намек на Тримурти, где фонемы А, У и М этого слова считаются обозначающими творение, сохранение и разрушение, а в сумме представляют Брахмана . [ 8 ] Тридеви это троица богинь-супруга Тримурти. [ 9 ]

Эволюция

[ редактировать ]
Тримурти Рельеф в храме Хойсалесвара в Халебиду

Пуранический период с 4-го по 12-й век н. э. стал свидетелем подъема постведической религии и развития того, что Р. К. Маджумдар называет «синтетическим индуизмом». [ 10 ]

Ниже приводится известный стих из Вишну-пураны (1.2.66), в котором Брахма, Вишну и Шива упоминаются вместе в одном стихе, подчеркивая их роль в космических функциях созидания, сохранения и разрушения.

рупани трини татраива муртибхеда-вибхагатах |

аджамьекамшам атманам шива-рупена тиштхати ||

джагатах стхити-самдханам самхаранти юге юге |

трайам брахма-маха-вишну-махешвара-маленький смритам ||

Перевод: «Таким образом, единое верховное существо разделяется на три формы — Брахму, Вишну и Махеш (Шиву), — принимая разные аспекты. Оно создает, сохраняет и разрушает вселенную в разные эпохи».

Этот период не был однородным и включал ортодоксальный брахманизм в форме остатков более старых ведических религиозных традиций, а также различные сектантские религии, в частности шиваизм , вайшнавизм и шактизм , которые находились в ортодоксальной среде, но все же образовывали отдельные сущности. [ 11 ] Одной из важных черт этого периода является дух гармонии между православными и сектантскими формами. [ 12 ] Что касается этого духа примирения, Р.С. Маджумдар говорит следующее:

Его наиболее заметное выражение можно найти в теологической концепции Тримурти , то есть проявления верховного Бога в трех формах Брахмы , Вишну и Шивы ... Но эту попытку нельзя считать большим успехом, поскольку Брахма никогда не достигал такого господства, как Шива или Вишну , и различные секты часто задумывали Тримурти. на самом деле это были три проявления их собственного сектантского бога, которого они считали Брахманом или Абсолютом. [ 13 ]

Отождествление Брахмы, Вишну и Шивы как одного существа сильно подчеркнуто в Курма Пуране , где 1.6 Брахману поклоняются как Тримурти; 1.9 особенно подчеркивает единство трех богов, а 1.26 относится к той же теме. [ 14 ] Отмечая интерес Запада к идее троицы, историк А.Л. Башам объясняет происхождение Тримурти следующим образом:

Должны быть некоторые сомнения относительно того, признавала ли когда-либо индуистская традиция Брахму Верховным Божеством в том смысле, в котором представлялись Вишну и Шива и которым поклонялись. [ 15 ]

Концепция Тримурти также присутствует в Майтри Упанишаде , где три бога объясняются как три его высших формы. [ 16 ]

Храмы Тримурти

[ редактировать ]
Основные три башни храмового комплекса Прамбанан Тримурти 9 века, крупнейшего индуистского храма в Индонезии.

Храмы, посвященные различным вариациям Тримурти, можно увидеть еще в VI веке нашей эры, и сегодня все еще есть несколько храмов, в которых Тримурти активно поклоняются.

Взгляды в индуизме

[ редактировать ]

В целом можно сказать, что тримурти играет меньшую роль в индуизме последних столетий, чем в древней Индии.

Тримурти в роли Садашивы в пещерах Элефанта

Шиваиты считают, что, согласно Шайва- агаме , Шива совершает пять действий – творение, сохранение, растворение, милость и иллюзию. Соответственно, эти первые три действия связаны с Шивой как Садьоджата (родственный Брахме ), Вамадева (родственный Вишну ) и Агхора (родственный Рудре ). Таким образом, Брахма, Вишну и Рудра не являются божествами, отличными от Шивы, а скорее являются формами Шивы. Как Брахма/Садйоджата, Шива творит. Как Вишну/Вамадева, Шива сохраняет. Как Рудра/Агхора он растворяется. Это противоречит идее о том, что Шива — «Бог разрушения». Шива — верховный Бог и совершает все действия, из которых разрушение — лишь одно. Следовательно, Тримурти — это форма самого Шивы для Шайвов. Шиваиты верят, что Шива — это Всевышний, который принимает на себя различные важные роли и соответствующие имена и формы, а также превосходит все это. [ 17 ] Ярким визуальным примером шиваистской версии Тримурти является Тримурти Садашивы скульптура в пещерах Элефанта на острове Гарапури .

Вайшнавизм

[ редактировать ]
Статуя Вишну , главного божества, которому поклоняются в Ангкор-Вате , Камбоджа.

Несмотря на то, что Вишну-пурана описывает, что Вишну проявляется как Брахма , чтобы творить, и как Рудра ( Шива ), чтобы разрушать, [ 18 ] Вайшнавизм обычно не признает концепцию Тримурти; вместо этого они верят в аватары Вишну, такие как Нарасимха , Рама , Кришна и т. д. Они также верят, что Шива и Брахма являются формами Вишну. Например, школа Двайты считает Верховным Богом только Вишну, подчиняя себе Шиву , и по-разному интерпретирует Пураны . Например, Виджайиндра Тиртха, ученый Двайты, интерпретирует 18 Пуран по-разному. Он интерпретирует вайшнавские пураны как саттвические , а шиваитские пураны как тамасические , и что только саттвические пураны считаются авторитетными. [ 19 ] Традиция шри-вайшнавизма на юге утверждает, что все основные божества, прославляемые в Пуранах, на самом деле являются формами Вишну, и что писания посвящены только ему. [ 20 ]

Женско-ориентированная деноминация Шактидхармы отводит выдающиеся роли трех форм ( Тримурти ) Высшего Божества не мужским богам, а женским богиням: Махасарасвати (Создательница) , Махалакшми (Хранительница) и Махакали (Разрушительница) . Эта женская версия Тримурти называется Тридеви («три богини») . Мужские боги ( Брахма , Вишну , Шива ) тогда отводятся в качестве вспомогательных агентов высшей женской Тридеви. В первой книге и четвертой главе Шримад Деви Бхагват Пураны. Деви обратилась к Тримурти следующим образом:

«Я — Ади Парашакти . Я — владелец этой вселенной. Я — Абсолютная Реальность. Я динамичен в женской форме и статичен в мужской форме. Ты появился, чтобы управлять вселенной через мою энергию. Ты — мужская форма Абсолюта. Реальность, хотя я — женская форма этой Реальности, я вне формы, за пределами всего, и все силы Бога содержатся во мне. Вы должны знать, что я — Вечная безграничная энергия.

Затем она сказала: Брахма! Вы будете генератором вселенной; Богиня Шарада (Сарасвати) — ваша супруга, она будет признана богиней мудрости и первобытного звука. Господь Брахма, эта богиня будет с тобой, когда ты создашь вселенную.

Она продолжила: Господь Нараяна (Вишну)! Вы бесформенны, но принимаете форму. Я поручаю тебе быть хранителем вселенной. Вам предстоит принимать разные воплощения, чтобы спасти жителей этой вселенной. О, Нараяна! Вы создали Господа Брахму, а Брахма в дальнейшем создаст тридцать три вида богов и богинь. Я богиня Махамайя, которая заставила вас снова появиться из вашего мистического сна. Вашей супругой будет богиня Лакшми. Господь Вишну, эта богиня будет с тобой, когда ты будешь управлять вселенной. Когда жизнь будет развиваться, вы примете форму Вишну, того, кто будет выполнять задачу наблюдения и сохранения этой вселенной.

Наконец она наставила: «О Господь Рудра Шив, Великий Бог, ты — олицетворение времени, которое превыше всего. Ты будешь выполнять задачу разрушения и возрождения этой вселенной. Когда ты бесформен, время останавливается. Благодаря моей силе вы становитесь динамичными и способны вызывать разрушение и возрождение этой вселенной. Махакали — это я, моя полная форма, тогда как Лакшми и Сарасвати — просто мои клоны, мои частичные формы, но благодаря медитации вы это сделаете. превзойти все мои формы. Именно тогда я воплотлюсь из твоей левой половины в свою проявленную форму. Эта форма будет моей самой истинной проявленной формой. Господь Шива, Она выполнит задачу уничтожения зла и станет твоей супругой».

Смартизм

[ редактировать ]

Смартизм — это направление индуизма, в котором упор делается на группу из пяти божеств, а не на одно божество. [ 21 ] Система «поклонения пяти формам» ( панкаятана пуджа ), которая была популяризирована философом девятого века Шанкарачарьей среди ортодоксальных брахманов традиции Смарта , призывает пять божеств Шиву , Вишну , Брахму , Шакти и Сурью . [ 22 ] [ 23 ] Позже Шанкарачарья добавил к этим пяти Картикею , в результате чего всего их стало шесть. Эта реформированная система была продвинута Шанкарачарьей прежде всего для того, чтобы объединить главных божеств шести основных сект на равном статусе. [ 24 ] Монистическая философия , проповедуемая Шанкарачарьей, позволяла выбрать одно из них в качестве предпочтительного главного божества и в то же время поклоняться остальным четырем божествам как различным формам одного и того же всепроникающего Брахмана .

Секта Саура , которая поклоняется Сурье как высшей личности божества и сагуна -брахману, не принимает Тримурти, поскольку они верят, что Сурья - это Бог. Более ранние формы Тримурти иногда включали Сурью вместо Брахмы, Вишну или Шивы или как четвертое место над Тримурти, проявлениями которого являются остальные три; Сурья – это Брахма утром, Вишну днем ​​и Шива вечером. Сурья также был членом первоначального Ведического Тримурти, в которое входили Варуна и Ваю . Некоторые Сауры поклоняются Вишну, Брахме или Шиве как проявлениям Сурьи, другие поклоняются Тримурти как проявлению Сурьи, а третьи поклоняются исключительно только Сурье.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ( / tr ɪ ˈ m ʊər t i / ; [ 1 ] Санскрит : Тримурти , букв. 'три формы или троица', IAST : тримурти ,)
  1. ^ «Тримурти» . Архивировано 29 ноября 2014 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Граймс, Джон А. (1995). Ганапати: Песня о себе . Серия SUNY по религиоведению. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-2440-5 .
  3. ^ Янсен, Ева Руди (2003). Книга индуистских образов . Хавелте, Голландия: Binkey Kok Publications BV. ISBN  90-74597-07-6 .
  4. ^ Радхакришнан, Сарвепалли (председатель редакции) (1956). Культурное наследие Индии Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны.
  5. ^ Винтерниц, Морис (1972). История индийской литературы . Нью-Дели: Корпорация репринтов восточных книг.
  6. ^ Цитату, определяющую тримурти, см. в Matchett, Freda. Я действительно считаю, что все три божества являются аватарами Шивы . Брахма — «Питамбер» (тот, кто носит желтую/ красную — «Светамбер» (тот, кто носит белую одежду), Маха Вишну /оранжевую одежду), а Шива — «Дигамбер/Вагамбер» (тот, кто не носит никакой одежды, только шкура тигра). « Пураны », в: Flood (2003), с. 139.
  7. ^ В системе Тримурти Брахма является создателем, Вишну - хранителем или хранителем, а Шива - разрушителем. см. Циммер (1972), с. 124.
  8. ^ Молодой учёный: Практический журнал для любителей . Промышленная издательская компания. 1852.
  9. ^ Бахубали (18 марта 2023 г.). «Тридеви – три верховные богини в индуизме» . Hindufaqs.com . Проверено 1 марта 2022 г.
  10. ^ Для датировки пуранического периода ок. 300–1200 гг. н. э. и цитату см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 47.
  11. ^ О характеристике как неоднородной и включающей множественные традиции см.: Маджумдар , RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
  12. ^ О гармонии между ортодоксальными и сектантскими группами см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
  13. ^ Цитирование см.: см.: Маджумдар, RC «Эволюция религиозно-философской культуры в Индии», в: Радхакришнан (CHI, 1956), том 4, с. 49.
  14. ^ Ссылки на Курма Пурану см.: Винтерниц, том 1, стр. 573, примечание 2.
  15. ^ Саттон, Николас (2000). Религиозные доктрины в Махабхарате (1-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. п. 182. ИСБН  81-208-1700-1 .
  16. ^ «Брахма, Рудра и Вишну называются высшими его формами. Его доля тьмы! Рудра. Его доля страсти — Брахма. Его доля чистоты — Вишну» — Майтри Упанишад [5.2]
  17. ^ «Обитель Бога Шивы» .
  18. ^ Флуд, Гэвин (13 июля 1996 г.), Введение в индуизм , Cambridge University Press, стр. 111 , ISBN  0-521-43878-0
  19. ^ Шарма, Б. Н. Кришнамурти (2000). История школы Двайты Веданты и ее литературы: от самых ранних истоков до наших дней . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 412. ИСБН  81-208-1575-0 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 15 января 2010 г.
  20. ^ «Введение в философию шри-вайшнавов» . ramanuja.org . Проверено 10 мая 2022 г.
  21. ^ Наводнение (1996), с. 17.
  22. Датировка панкаятана-пуджи и ее связь со Смарта-браминами взята из Кортрайт, стр. 163.
  23. ^ О поклонении пяти формам как центральным элементам практики Смарты см.: Flood (1996), p. 113.
  24. ^ Граймс, с. 162.

Общие и цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Бэшам, Алабама (1954). Чудо, которым была Индия: обзор культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
  • Кортрайт, Пол Б. (1985). Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-505742-2 .
  • Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-43878-0 .
  • Флуд, Гэвин, изд. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN  1-4051-3251-5 .
  • Циммер, Генрих (1972). Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-01778-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2728691357e12f068b876b26455a0e2__1721883660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/e2/d2728691357e12f068b876b26455a0e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trimurti - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)