Jump to content

Ритвик Гхатак

Ритвик Гхатак
Рожденный
Ритвик Кумар Гхатак

( 1925-11-04 ) 4 ноября 1925 г.
Умер 6 февраля 1976 г. ) ( 1976-02-06 ) ( 50 лет
Образование Государственная средняя школа Баллигунджа , Университетская школа Раджшахи
Альма-матер Президентский колледж Калькуттского университета
Занятия
  • Директор
  • писатель
Годы активности 1952–1976
Работает
Супруг Сурама Гхатак [ 1 ]
Дети 3 [ 2 ]
Родственники Арома Дутта (племянница)
Маниш Гатак (брат)
Махасвета Деви (племянница)
Парамбрата Чаттерджи (внучатый племянник)
Набарун Бхаттачарья (внук брата)
Бижон Бхаттачарья (супруга племянницы)
Награды Падма Шри (1970)
Национальная кинопремия за лучший рассказ (1974)

Ритвик Кумар Гхатак ( слушать ; 4 ноября 1925 г. - 6 февраля 1976 г.) [ 3 ] был индийским кинорежиссером, сценаристом, актером и драматургом. [ 4 ] Наряду с выдающимися современными бенгальскими режиссерами, такими как Сатьяджит Рэй , Тапан Синха и Мринал Сен , его кино в первую очередь запомнилось своим тщательным изображением социальной реальности, разделения и феминизма. В 1974 году он получил премию Раджата Камаля Национальной кинопремии за лучший рассказ за свой фильм «Джукти Такко Аар Гаппо». [ 5 ] и награда за лучшую режиссуру от Ассоциации киножурналистов Бангладеш за Титаша Экти Надира Наама . Правительство Индии удостоило его награды Падма Шри в области искусств в 1970 году. [ 6 ] [ 7 ]

Ритабан Гхатак, его сын, также является режиссером. [ 8 ] и участвует в Мемориальном фонде Ритвика. Он восстановил «Багалар Банга Даршан » Ритвика , «Ронгер Голам» и завершил свой незаконченный документальный фильм о Рамкинкаре.

Ритабан снял фильм под названием « Незаконченный Ритвик» . Он работает над адаптацией Бибхутибхушана Бандопадхьяя романа « Ичхамати ». Старшая дочь Гхатака, Самхита, сняла документальный фильм под названием «Нобо Нагарик» . Младшая дочь Гатака умерла в 2009 году. [ 1 ]

Творческая карьера

[ редактировать ]

В 1948 году Гхатак написал свою первую пьесу «Кало Сайар» («Тёмное озеро») и принял участие в возрождении знаковой пьесы «Набанна» . [ 9 ] Гхатак, который был членом Коммунистической партии Индии до своего исключения в 1955 году, был одним из главных лидеров культурного крыла партии, Ассоциации индийских народных театров . [ 10 ] Он был известен своей трилогией «Меге Дакка Тара» («Звезда, увенчанная облаками»), 1960; Комал Гандхар (ми-бемоль), 1961; и Субарнареха («Золотая нить»), 1962. [ 10 ]

Гхатак вошел в киноиндустрию с фильмом Нимая Гоша «Чиннамул» (1950) в качестве актера и помощника режиссера. Через два года за «Чиннамулом» последовал первый законченный фильм Гхатака «Нагарик» (1952), ставший крупным прорывом в индийском кино . [ 11 ] [ 12 ] Ранние работы Гхатака стремились создать театральный и литературный прецедент, объединив документальный реализм, стилизованное представление, часто заимствованное из народного театра, и брехтовское использование кинематографического аппарата.

Ритвик Гхатак в молодости

Гхатак ненадолго переехал в Пуну в 1966 году, где преподавал в Индийском институте кино и телевидения (FTII). Среди его учеников были кинорежиссёры Мани Каул , Кумар Шахани , Адур Гопалкришнан , Саид Ахтар Мирза , Джон Абрахам . За год обучения в FTII он участвовал в создании двух студенческих фильмов: «Страх» и «Свидание» . [ 13 ]

Воздействие и влияние

[ редактировать ]
Сцена из последнего фильма Гхатака «Джукти Такко Аар Гаппо » (1974).

Гатак умер 6 февраля 1976 года. [ 14 ] На момент его смерти основное влияние Гхатак, казалось, оказывал через бывших студентов. Хотя его преподавание в FTII было недолгим, бывшие студенты Мани Каул , Джон Абрахам и особенно Кумар Шахани , [ 15 ] внес идеи и теории Гхатака, которые были развиты в его книге «Кино и я» , в мейнстрим индийского художественного кино . «Кино и я» назвал Сатьяджит Рэй книгой, охватывающей все аспекты кинопроизводства. Среди других его учеников в FTII были Саид Ахтар Мирза , Субхаш Гай и Адур Гопалакришнан . [ 16 ] В то время как другим режиссерам, таким как Сатьяджит Рэй, при жизни удалось привлечь аудиторию за пределами Индии, Гхатак и его фильмы ценились прежде всего в Индии. Сатьяджит Рэй делал все, что мог, для продвижения своего коллеги, но щедрая похвала Рэя не привела к международной известности Гхатака. Например, «Нагарик » Гхатака (1952), возможно, был самым ранним примером бенгальского художественного фильма, предшествовавшим «Патер Панчали» Рэя на три года, но был выпущен только после его смерти в 1977 году. [ 11 ] [ 12 ] Его первый коммерческий релиз «Аджантрик» (1955) был одним из первых индийских фильмов, в которых неодушевленный предмет, автомобиль , изображался в качестве персонажа истории, за много лет до фильмов Херби . [ 3 ] Сюжет фильма Гатака «Бари Теке Палие» (1958) был похож на сюжет Франсуа Трюффо » «400 ударов (1959), но фильм Гатака оставался малоизвестным, в то время как фильм Трюффо стал одним из самых известных представителей французской новой волны . Один из более поздних фильмов Гхатака, «Титаш Экти Надир Наам» (1973), является одним из первых, рассказанных в формате гиперссылок , в котором участвуют несколько персонажей из коллекции взаимосвязанных историй, он на два года предшествует Роберта Альтмана » «Нэшвиллу (1975).

Единственным крупным коммерческим успехом Гхатака стал фильм на хинди «Мадхумати» (1958), сценарий к которому он написал. Это была одна из первых работ, посвященных теме реинкарнации , и считается, что она послужила источником вдохновения для многих более поздних работ, посвященных реинкарнации в индийском кино , индийском телевидении и, возможно, мировом кино . Возможно, это послужило источником вдохновения для создания американского фильма «Реинкарнация Питера Гордого» (1975) и фильма на хинди «Карз » (1980), оба из которых посвящены реинкарнации и оказали влияние на свои культуры. [ 17 ] Карз, в частности, переделывался несколько раз: как фильм на каннада «Юга Пуруша» (1989), тамильский фильм «Энаккул Оруван» (1984) и совсем недавно болливудский «Карззз» (2008). Карц и «Реинкарнация Питера Гордого», возможно, вдохновили на создание фильма «Американские шансы есть» (1989). [ 17 ] Последним фильмом, вдохновленным Мадхумати, стал популярный болливудский фильм «Ом Шанти Ом» (2007), в результате которого покойного Бимала Роя дочь Ринки Бхаттачарья обвинила его в плагиате и пригрозила судебным иском против его продюсеров. [ 18 ] [ 19 ]

Гхатак на марке Индии 2007 года.

Режиссерская работа Гхатака повлияла на многих более поздних индийских кинематографистов, в том числе представителей бенгальской киноиндустрии и других стран. Говорят, что Гхатак оказал влияние на Кумара Шахани , Мани Каула, Кетана Мехту и Адура Гопалакришнана . Например, Мира Наир назвала Гхатака и Рэя причинами, по которым она стала режиссером. [ 20 ] Влияние Гхатака как режиссера гораздо позже начало распространяться за пределы Индии; Начиная с 1990-х годов, был предпринят проект по восстановлению фильмов Гатака, а международные выставки (и последующие выпуски DVD) с опозданием привлекли все более глобальную аудиторию. В опросе критиков величайших фильмов всех времен, проведенном азиатским киножурналом Cinemaya в 1998 году, Субарнарекха занял 11 место. [ 21 ] В Sight & Sound опросе критиков и режиссеров 2002 года на звание величайших фильмов всех времен Меге Дакка Тара заняла 231-е место, а Комал Гандхар - 346-е. [ 22 ] В 2007 году «Река по имени Титас» возглавила список 10 лучших бангладешских фильмов , выбранный по результатам опросов зрителей и критиков, проведенных Британским институтом кино . [ 23 ] Немецкая актриса российского происхождения Елена Казан однажды сказала, что Джукти Такко Гаппо из «Гатака» оказал самое глубокое влияние на ее взгляды на мировое кино. [ 24 ]

Бангладешский кинорежиссер Шахневаз Каколи сказала, что на нее большое влияние оказали фильмы Ритвика Гхатака, и она считает Гхатака своим кумиром. Она сказала: «Как и все бенгальцы, я тоже выросла на фильмах Сатьяджита Рея и Гхатака, хотя Гхатак мне нравится больше, и я боготворю его. Он меня очень вдохновляет, и, следовательно, мой фильм «Уттарер Сур» (Северная симфония) тоже пользуется успехом. под влиянием Гхатака». [ 25 ]

Идеология

[ редактировать ]

Гатак тоже был теоретиком. Его взгляды и комментарии к фильмам были частью научных исследований и исследований. Как режиссер, его основное внимание уделялось мужчинам и жизни, особенно повседневной борьбе простых людей. Он никогда не мог смириться с разделом Бенгалии в 1947 году, который разделил Бенгалию и создал новую страну. Практически во всех своих фильмах он затрагивал эту тему. [ 26 ]

Для него кинопроизводство было формой искусства и средством служения людям. Это было средством выражения гнева на горести и страдания своего народа. [ 27 ]

Фильмография и награды

[ редактировать ]

Библиография и театральные произведения

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Мой муж, каким я его видела» . Таймс оф Индия . 17 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 г. . Проверено 8 марта 2012 г.
  2. ^ Парта Чаттерджи (19 октября 2007 г.). «Сглазленное наследие» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б Кэрриги, Меган (декабрь 2003 г.). «Ритвик Гхатак – профиль великого режиссера» . Чувства кино . ISSN   1443-4059 . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 24 июня 2012 г.
  4. ^ «Малоизвестное мастерство Ритвика Гхатака в написании пьес» . Проволока . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  5. ^ «22-я Национальная кинопремия» (PDF) . Иффи.ник.ин. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 30 июля 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Справочник премий Падма (1954–2014)» (PDF) . Министерство внутренних дел (Индия) . 21 мая 2014 г. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2017 года . Проверено 22 января 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б «Спор» . Рамачандрагуха.ин. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 года . Проверено 30 июля 2012 г.
  8. ^ «Ритабан Гхатак» . Бифф.кр/. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  9. ^ Фредрик Джеймсон; Масао Миёси (30 июня 1998 г.). Культуры глобализации . Издательство Университета Дьюка. стр. 195–. ISBN  978-0-8223-2169-9 . Проверено 5 октября 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Семья Ритвика Гхатака выступила с заявлениями против использования БДП его фильмов для продвижения CAA» . Дакка Трибьюн . 24 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
  11. ^ Jump up to: а б Ритвик Гхатак (2000). Ряды и ряды заборов: Ритвик Гхатак в кино . Мемориал Ритвика и Trust Seagull Books. стр. ix и 134–36. ISBN  81-7046-178-2 .
  12. ^ Jump up to: а б Худ, стр. 21–24.
  13. ^ «Малоизвестное мастерство Ритвика Гхатака в написании пьес» . Проволока . 4 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
  14. ^ Шома А. Чаттерджи (4 ноября 2022 г.). «Художник, мыслитель, одиночка – вспоминает Ритвика Гхатака в свой день рождения» . Возьмите Бенгалию . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 1 мая 2023 г.
  15. ^ Уильям ван дер Хайде (12 июня 2006 г.). Болливудский Вавилон: Интервью с Шьямом Бенегалом . Гора. стр. 44–. ISBN  978-1-84520-405-1 . Проверено 5 октября 2012 г.
  16. ^ Читра Параят (8 ноября 2004 г.). «Летний просмотр — блеск Ритвика Гхатака» . Локвани. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 30 мая 2009 г.
  17. ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (2005). «Глава 6: Реинкарнация». Женщина, притворявшаяся той, кем была: мифы о самоподражании . Издательство Оксфордского университета. С. 112–136 [135]. ISBN  0-19-516016-9 .
  18. ^ Вьяс, Хетал (7 августа 2008 г.). «Ашанти ворчит Ом Шанти Ом» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2016 г.
  19. ^ «Шах Рукх, Фара Сьюд: Сценарист утверждает, что ШРК украл его сценарий для «Ом Шанти Ом»» . Humsurfer.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 30 июля 2012 г.
  20. ^ «Почему мы так восхищаемся Рэем» . Наачгана. 14 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 г. . Проверено 6 июня 2009 г.
  21. ^ Тотаро, Донато (31 января 2003 г.). «Вид и звук каноников» . Закадровый журнал . Канадский совет искусств . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  22. ^ «Опрос 253 международных критиков и кинорежиссеров Sight & Sound за 2002 год» . Синемаком. 2002. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
  23. ^ «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
  24. ^ «Немецкая актриса говорит, что фильмы Ритвика Гхатака имеют огромное влияние» . Индийский экспресс . 10 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 10 января 2016 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
  25. ^ «Бангладешский кинорежиссер боготворит Ритвика Гхатака» . Новости След Индии. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 14 ноября 2012 г.
  26. ^ Нанди Бхатия (2008). Разделенные жизни: рассказы о доме, перемещении и переселении . Пирсон Образовательная Индия. стр. 68–. ISBN  978-81-317-1416-4 . Проверено 4 ноября 2012 г.
  27. ^ Гатак, Ритвик (1987). Кино и я (PDF) . Мемориальный фонд Ритвика. п. 77. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2018 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
  28. ^ 5-я Национальная кинопремия . nic.in
  29. ^ Гульзар; Говинд Нихалани; Сайбал Чаттерджи (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярный Пракашан. стр. 639–. ISBN  978-81-7991-066-5 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
  30. ^ «16-я Национальная кинопремия» (PDF) . Иффи.ник.ин. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 30 июля 2012 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f756fd1710ff314124b46d665b1cdcb2__1724774340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/b2/f756fd1710ff314124b46d665b1cdcb2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ritwik Ghatak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)