Ритвик Гхатак
Ритвик Гхатак | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Ритвик Кумар Гхатак 4 ноября 1925 г. |
Умер | 6 февраля 1976 г. | ( 50 лет
Образование | Государственная средняя школа Баллигунджа , Университетская школа Раджшахи |
Альма-матер | Президентский колледж Калькуттского университета |
Занятия |
|
Годы активности | 1952–1976 |
Работает | |
Супруг | Сурама Гхатак [ 1 ] |
Дети | 3 [ 2 ] |
Родственники | Арома Дутта (племянница) Маниш Гатак (брат) Махасвета Деви (племянница) Парамбрата Чаттерджи (внучатый племянник) Набарун Бхаттачарья (внук брата) Бижон Бхаттачарья (супруга племянницы) |
Награды | Падма Шри (1970) Национальная кинопремия за лучший рассказ (1974) |
Ритвик Кумар Гхатак ( [ 3 ] был индийским кинорежиссером, сценаристом, актером и драматургом. [ 4 ] Наряду с выдающимися современными бенгальскими режиссерами, такими как Сатьяджит Рэй , Тапан Синха и Мринал Сен , его кино в первую очередь запомнилось своим тщательным изображением социальной реальности, разделения и феминизма. В 1974 году он получил премию Раджата Камаля Национальной кинопремии за лучший рассказ за свой фильм «Джукти Такко Аар Гаппо». [ 5 ] и награда за лучшую режиссуру от Ассоциации киножурналистов Бангладеш за Титаша Экти Надира Наама . Правительство Индии удостоило его награды Падма Шри в области искусств в 1970 году. [ 6 ] [ 7 ]
; 4 ноября 1925 г. - 6 февраля 1976 г.)Семья
[ редактировать ]Ритабан Гхатак, его сын, также является режиссером. [ 8 ] и участвует в Мемориальном фонде Ритвика. Он восстановил «Багалар Банга Даршан » Ритвика , «Ронгер Голам» и завершил свой незаконченный документальный фильм о Рамкинкаре.
Ритабан снял фильм под названием « Незаконченный Ритвик» . Он работает над адаптацией Бибхутибхушана Бандопадхьяя романа « Ичхамати ». Старшая дочь Гхатака, Самхита, сняла документальный фильм под названием «Нобо Нагарик» . Младшая дочь Гатака умерла в 2009 году. [ 1 ]
Творческая карьера
[ редактировать ]В 1948 году Гхатак написал свою первую пьесу «Кало Сайар» («Тёмное озеро») и принял участие в возрождении знаковой пьесы «Набанна» . [ 9 ] Гхатак, который был членом Коммунистической партии Индии до своего исключения в 1955 году, был одним из главных лидеров культурного крыла партии, Ассоциации индийских народных театров . [ 10 ] Он был известен своей трилогией «Меге Дакка Тара» («Звезда, увенчанная облаками»), 1960; Комал Гандхар (ми-бемоль), 1961; и Субарнареха («Золотая нить»), 1962. [ 10 ]
Гхатак вошел в киноиндустрию с фильмом Нимая Гоша «Чиннамул» (1950) в качестве актера и помощника режиссера. Через два года за «Чиннамулом» последовал первый законченный фильм Гхатака «Нагарик» (1952), ставший крупным прорывом в индийском кино . [ 11 ] [ 12 ] Ранние работы Гхатака стремились создать театральный и литературный прецедент, объединив документальный реализм, стилизованное представление, часто заимствованное из народного театра, и брехтовское использование кинематографического аппарата.

Гхатак ненадолго переехал в Пуну в 1966 году, где преподавал в Индийском институте кино и телевидения (FTII). Среди его учеников были кинорежиссёры Мани Каул , Кумар Шахани , Адур Гопалкришнан , Саид Ахтар Мирза , Джон Абрахам . За год обучения в FTII он участвовал в создании двух студенческих фильмов: «Страх» и «Свидание» . [ 13 ]
Воздействие и влияние
[ редактировать ]Гатак умер 6 февраля 1976 года. [ 14 ] На момент его смерти основное влияние Гхатак, казалось, оказывал через бывших студентов. Хотя его преподавание в FTII было недолгим, бывшие студенты Мани Каул , Джон Абрахам и особенно Кумар Шахани , [ 15 ] внес идеи и теории Гхатака, которые были развиты в его книге «Кино и я» , в мейнстрим индийского художественного кино . «Кино и я» назвал Сатьяджит Рэй книгой, охватывающей все аспекты кинопроизводства. Среди других его учеников в FTII были Саид Ахтар Мирза , Субхаш Гай и Адур Гопалакришнан . [ 16 ] В то время как другим режиссерам, таким как Сатьяджит Рэй, при жизни удалось привлечь аудиторию за пределами Индии, Гхатак и его фильмы ценились прежде всего в Индии. Сатьяджит Рэй делал все, что мог, для продвижения своего коллеги, но щедрая похвала Рэя не привела к международной известности Гхатака. Например, «Нагарик » Гхатака (1952), возможно, был самым ранним примером бенгальского художественного фильма, предшествовавшим «Патер Панчали» Рэя на три года, но был выпущен только после его смерти в 1977 году. [ 11 ] [ 12 ] Его первый коммерческий релиз «Аджантрик» (1955) был одним из первых индийских фильмов, в которых неодушевленный предмет, автомобиль , изображался в качестве персонажа истории, за много лет до фильмов Херби . [ 3 ] Сюжет фильма Гатака «Бари Теке Палие» (1958) был похож на сюжет Франсуа Трюффо » «400 ударов (1959), но фильм Гатака оставался малоизвестным, в то время как фильм Трюффо стал одним из самых известных представителей французской новой волны . Один из более поздних фильмов Гхатака, «Титаш Экти Надир Наам» (1973), является одним из первых, рассказанных в формате гиперссылок , в котором участвуют несколько персонажей из коллекции взаимосвязанных историй, он на два года предшествует Роберта Альтмана » «Нэшвиллу (1975).
Единственным крупным коммерческим успехом Гхатака стал фильм на хинди «Мадхумати» (1958), сценарий к которому он написал. Это была одна из первых работ, посвященных теме реинкарнации , и считается, что она послужила источником вдохновения для многих более поздних работ, посвященных реинкарнации в индийском кино , индийском телевидении и, возможно, мировом кино . Возможно, это послужило источником вдохновения для создания американского фильма «Реинкарнация Питера Гордого» (1975) и фильма на хинди «Карз » (1980), оба из которых посвящены реинкарнации и оказали влияние на свои культуры. [ 17 ] Карз, в частности, переделывался несколько раз: как фильм на каннада «Юга Пуруша» (1989), тамильский фильм «Энаккул Оруван» (1984) и совсем недавно болливудский «Карззз» (2008). Карц и «Реинкарнация Питера Гордого», возможно, вдохновили на создание фильма «Американские шансы есть» (1989). [ 17 ] Последним фильмом, вдохновленным Мадхумати, стал популярный болливудский фильм «Ом Шанти Ом» (2007), в результате которого покойного Бимала Роя дочь Ринки Бхаттачарья обвинила его в плагиате и пригрозила судебным иском против его продюсеров. [ 18 ] [ 19 ]

Режиссерская работа Гхатака повлияла на многих более поздних индийских кинематографистов, в том числе представителей бенгальской киноиндустрии и других стран. Говорят, что Гхатак оказал влияние на Кумара Шахани , Мани Каула, Кетана Мехту и Адура Гопалакришнана . Например, Мира Наир назвала Гхатака и Рэя причинами, по которым она стала режиссером. [ 20 ] Влияние Гхатака как режиссера гораздо позже начало распространяться за пределы Индии; Начиная с 1990-х годов, был предпринят проект по восстановлению фильмов Гатака, а международные выставки (и последующие выпуски DVD) с опозданием привлекли все более глобальную аудиторию. В опросе критиков величайших фильмов всех времен, проведенном азиатским киножурналом Cinemaya в 1998 году, Субарнарекха занял 11 место. [ 21 ] В Sight & Sound опросе критиков и режиссеров 2002 года на звание величайших фильмов всех времен Меге Дакка Тара заняла 231-е место, а Комал Гандхар - 346-е. [ 22 ] В 2007 году «Река по имени Титас» возглавила список 10 лучших бангладешских фильмов , выбранный по результатам опросов зрителей и критиков, проведенных Британским институтом кино . [ 23 ] Немецкая актриса российского происхождения Елена Казан однажды сказала, что Джукти Такко Гаппо из «Гатака» оказал самое глубокое влияние на ее взгляды на мировое кино. [ 24 ]
Бангладешский кинорежиссер Шахневаз Каколи сказала, что на нее большое влияние оказали фильмы Ритвика Гхатака, и она считает Гхатака своим кумиром. Она сказала: «Как и все бенгальцы, я тоже выросла на фильмах Сатьяджита Рея и Гхатака, хотя Гхатак мне нравится больше, и я боготворю его. Он меня очень вдохновляет, и, следовательно, мой фильм «Уттарер Сур» (Северная симфония) тоже пользуется успехом. под влиянием Гхатака». [ 25 ]
Идеология
[ редактировать ]Гатак тоже был теоретиком. Его взгляды и комментарии к фильмам были частью научных исследований и исследований. Как режиссер, его основное внимание уделялось мужчинам и жизни, особенно повседневной борьбе простых людей. Он никогда не мог смириться с разделом Бенгалии в 1947 году, который разделил Бенгалию и создал новую страну. Практически во всех своих фильмах он затрагивал эту тему. [ 26 ]
Для него кинопроизводство было формой искусства и средством служения людям. Это было средством выражения гнева на горести и страдания своего народа. [ 27 ]
Фильмография и награды
[ редактировать ]- Падма Шри за искусство в 1970 году от правительства Индии. [ 6 ] [ 7 ]
- Мусафир получил Почетную грамоту как третий лучший полнометражный фильм на 5-й Национальной кинопремии в 1957 году. [ 28 ]
- Мадхумати номинирован на премию Filmfare за лучший рассказ. [ 29 ]
- Премия Раджата Камаля Национальной кинопремии за лучший рассказ 1974 года за фильм Джукти Такко Аар Гаппо .
- Почетная грамота за второй лучший полнометражный фильм на бенгали для Субарнарекхи на 13-й Национальной кинопремии
- Хиерер Праджапати получил премию за лучший детский фильм (золотую медаль премьер-министра) на 16-й Национальной кинопремии в 1970 году. [ 30 ]
Библиография и театральные произведения
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Мой муж, каким я его видела» . Таймс оф Индия . 17 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 г. . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Парта Чаттерджи (19 октября 2007 г.). «Сглазленное наследие» . Линия фронта . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Кэрриги, Меган (декабрь 2003 г.). «Ритвик Гхатак – профиль великого режиссера» . Чувства кино . ISSN 1443-4059 . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ «Малоизвестное мастерство Ритвика Гхатака в написании пьес» . Проволока . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ «22-я Национальная кинопремия» (PDF) . Иффи.ник.ин. Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Справочник премий Падма (1954–2014)» (PDF) . Министерство внутренних дел (Индия) . 21 мая 2014 г. с. 39. Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2017 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Спор» . Рамачандрагуха.ин. Архивировано из оригинала 2 июня 2019 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «Ритабан Гхатак» . Бифф.кр/. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 2 мая 2012 г.
- ^ Фредрик Джеймсон; Масао Миёси (30 июня 1998 г.). Культуры глобализации . Издательство Университета Дьюка. стр. 195–. ISBN 978-0-8223-2169-9 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Семья Ритвика Гхатака выступила с заявлениями против использования БДП его фильмов для продвижения CAA» . Дакка Трибьюн . 24 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ритвик Гхатак (2000). Ряды и ряды заборов: Ритвик Гхатак в кино . Мемориал Ритвика и Trust Seagull Books. стр. ix и 134–36. ISBN 81-7046-178-2 .
- ^ Jump up to: а б Худ, стр. 21–24.
- ^ «Малоизвестное мастерство Ритвика Гхатака в написании пьес» . Проволока . 4 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Шома А. Чаттерджи (4 ноября 2022 г.). «Художник, мыслитель, одиночка – вспоминает Ритвика Гхатака в свой день рождения» . Возьмите Бенгалию . Архивировано из оригинала 20 марта 2023 года . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Уильям ван дер Хайде (12 июня 2006 г.). Болливудский Вавилон: Интервью с Шьямом Бенегалом . Гора. стр. 44–. ISBN 978-1-84520-405-1 . Проверено 5 октября 2012 г.
- ^ Читра Параят (8 ноября 2004 г.). «Летний просмотр — блеск Ритвика Гхатака» . Локвани. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 30 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (2005). «Глава 6: Реинкарнация». Женщина, притворявшаяся той, кем была: мифы о самоподражании . Издательство Оксфордского университета. С. 112–136 [135]. ISBN 0-19-516016-9 .
- ^ Вьяс, Хетал (7 августа 2008 г.). «Ашанти ворчит Ом Шанти Ом» . Зеркало Мумбаи . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «Шах Рукх, Фара Сьюд: Сценарист утверждает, что ШРК украл его сценарий для «Ом Шанти Ом»» . Humsurfer.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 30 июля 2012 г.
- ^ «Почему мы так восхищаемся Рэем» . Наачгана. 14 апреля 2009 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2009 г. . Проверено 6 июня 2009 г.
- ^ Тотаро, Донато (31 января 2003 г.). «Вид и звук каноников» . Закадровый журнал . Канадский совет искусств . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «Опрос 253 международных критиков и кинорежиссеров Sight & Sound за 2002 год» . Синемаком. 2002. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «10 лучших бангладешских фильмов» . Британский институт кино . 17 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ «Немецкая актриса говорит, что фильмы Ритвика Гхатака имеют огромное влияние» . Индийский экспресс . 10 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 10 января 2016 года . Проверено 11 декабря 2015 г.
- ^ «Бангладешский кинорежиссер боготворит Ритвика Гхатака» . Новости След Индии. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Нанди Бхатия (2008). Разделенные жизни: рассказы о доме, перемещении и переселении . Пирсон Образовательная Индия. стр. 68–. ISBN 978-81-317-1416-4 . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Гатак, Ритвик (1987). Кино и я (PDF) . Мемориальный фонд Ритвика. п. 77. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2018 года . Проверено 13 ноября 2018 г.
- ^ 5-я Национальная кинопремия . nic.in
- ^ Гульзар; Говинд Нихалани; Сайбал Чаттерджи (2003). Энциклопедия хинди кино . Популярный Пракашан. стр. 639–. ISBN 978-81-7991-066-5 . Архивировано из оригинала 13 апреля 2023 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ «16-я Национальная кинопремия» (PDF) . Иффи.ник.ин. Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2011 года . Проверено 30 июля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Худ, Джон (2000). Основная тайна: основные режиссеры индийского художественного кино . Ориент Лонгман Лимитед. ISBN 81-250-1870-0 .
- Ритвиккумар Гхатак (2003). Ритвик Гхатак, Лицом к лицу: беседы с мастером, 1962–1977 . Кинотеатр Центральный.
- Ритвик Гхатак: Целлулоидный бунтовщик : Шома А. Чаттерджи ISBN 81-291-0245-5 , ISBN 978-81-291-0245-4
- Ривик Кумар Гхатак : (монография) Хайманти Банерджи, Национальный киноархив Индии, Пуна, 1985. ISBN 81-201-0001-8
- Шома А. Чаттерджи (2004). Ритвик Гхатак: Целлулоидный бунтарь . Рупа и компания. ISBN 978-81-291-0245-4 .
- Женщины-беженцы в фильмах «Ритвик Гхатак» = Дебасмита Рэй, Калькутта ( ISBN 978-93-82420-17-0 )
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1925 рождений
- 1976 смертей
- Жители района Раджшахи
- Ритвик Гхатак
- Бенгальские кинопродюсеры
- Бенгальские режиссеры
- Актеры-мужчины в бенгальском кино
- Индийские киноактеры-мужчины
- Бенгальские писатели
- Индийские сценаристы-мужчины
- Теоретики кино
- Композиторы музыки к индийским фильмам
- Писатели, говорящие на бенгальском языке
- Выпускники Калькуттского университета
- Люди из Дакки
- Бенгальские индуисты
- Лауреаты Падма Шри в области искусства.
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Индийские композиторы XX века
- Индийский народ 20-го века
- Режиссеры из Калькутты
- Кинопродюсеры из Калькутты
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучший сюжет
- Смертность от туберкулеза в Индии
- Индийские сценаристы XX века
- Выпускники Кришнатх-колледжа
- Выпускники колледжа Раджшахи
- Индийские режиссеры-экспериментаторы
- Люди из президентства Бенгалии