Классовое сознание
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
В марксизме или экономического ранга в обществе , классовое сознание — это набор убеждений, которых придерживаются люди относительно своего социального класса структуры своего класса и своих общих классовых интересов. [ 1 ] [ 2 ] По мнению Карла Маркса , классовое сознание — это осознание , которое является ключом к разжиганию революции, которая «создаст диктатуру пролетариата , превратив его из наемной, неимущей массы в правящий класс». [ 3 ]
Хотя марксисты склонны сосредотачиваться на классовом сознании (или его отсутствии) среди пролетариата, высшие классы общества также могут мыслить и действовать сознательно. Как отметил Леонард Фейн : «Очень богатые люди хорошо осознавали свои классовые привилегии и прилагали огромные усилия, чтобы защитить их». [ 4 ] [ 5 ]
Марксистская теория
[ редактировать ]В начале XIX века ярлыки « рабочий класс » и « средний класс » стали широко использоваться в британском обществе. Дэвид Коди пишет об этом периоде времени: «Старая потомственная аристократия, усиленная новым дворянством, обязанным своим успехом торговле, промышленности и профессиям, превратилась в « высший класс » (его сознание сформировалось в значительной степени благодаря государственным школам). и университеты), которые упорно сохраняли контроль над политической системой, лишая не только рабочий класс, но и средний класс права голоса в политическом процессе». [ 6 ] По мере развития промышленной революции обострение социально-экономических различий привело к тому, что каждая группа стала более остро осознавать свое положение в иерархии. [ 6 ]
Хотя Карл Маркс редко использовал термин «классовое сознание», он все же проводил различие между «классом сам по себе», который определяется как слой общества, разделяющий общие обиды и единую точку зрения; и «класс для себя», который определяется как слой, организованный для активного преследования своих собственных интересов. [ 7 ]
Классификация социального класса человека может быть определяющим фактором его осведомленности о нем. Марксисты классифицируют классы на основе их отношения к средствам производства , особенно на том, владеют ли члены класса капиталом . Немарксисты различают различные группы общества на основе социальной стратификации , т.е. дохода, расы, пола, этнической принадлежности, образования, рода занятий или статуса. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
В то время как Маркс считал, что рабочий класс приобретет классовое сознание в результате своего опыта эксплуатации , более поздний ортодоксальный марксизм , в частности, сформулированный Владимиром Лениным , утверждал, что рабочий класс сам по себе может развить только «профсоюзное сознание», которое Ленин характеризовал в книге «Что делать?» как «убежденность в том, что необходимо объединяться в профсоюзы, бороться с работодателями и стремиться заставить правительство принять необходимое трудовое законодательство». [ 11 ] Чтобы преодолеть это (по мнению Ленина) ограниченное мировоззрение, была необходима авангардная партия наиболее политически продвинутой части рабочего класса, которая помогла бы заменить профсоюзное сознание классовым сознанием. [ 12 ] [ 13 ]
Критика
[ редактировать ]Польский политический философ Лешек Колаковский оспаривал идею о том, что классовое сознание может быть привито извне авангардной партией. В «Основных течениях марксизма» и других своих работах он заявил, что для достижения единства теории и практики теория должна не только стремиться к реальности в попытке изменить ее; реальность также должна стремиться к теории. В противном случае исторический процесс живет своей жизнью, а теоретики строят свои маленькие теории, отчаянно ожидая какого-то возможного влияния на исторический процесс. Отныне сама реальность должна стремиться к теории, делая ее «выражением самого революционного процесса». В свою очередь, теория, имеющая целью помочь пролетариату достичь классового сознания, должна прежде всего быть «объективной теорией классового сознания». Однако теория сама по себе недостаточна и в конечном счете опирается на борьбу человечества и пролетариата за сознание: «объективная теория классового сознания есть лишь теория его объективной возможности». [ 14 ] [ 15 ]
австрийской школы Экономист Людвиг фон Мизес утверждал, что «Маркс путал понятия касты и класса». Мизес допускал, что классовое сознание и связанная с ним классовая борьба были действительными концепциями в некоторых обстоятельствах, когда существуют жесткие социальные касты , например, когда рабство законно и у рабов есть общий мотив желать положить конец своему ущемленному положению по сравнению с другими кастами, но этот класс произвольное различие в капиталистическом обществе, где существует равенство перед законом. Мизес считал, что при капитализме богатство человека не очень сильно влияет на то, как к нему относятся законодатели, правоохранительные органы или суды. [ 16 ]
Последователь Мизеса Мюррей Ротбард утверждал, что попытка Маркса изобразить рабочих и капиталистов как две монолитные группы была ложной, поскольку рабочие и капиталисты обычно конкурируют внутри себя, например, капиталистические предприниматели конкурируют друг с другом за доминирование на рынке, или местные рабочие конкурируют с рабочими-иммигрантами за рабочие места. . Ротбард говорил, что если существует постоянный конфликт между членами одного и того же класса (как, например, между землевладельцами, дворянами или рабовладельцами), то абсурдно утверждать, что эти землевладельцы, дворяне и рабовладельцы также могут иметь общие объективные интересы друг с другом против другой класс, такой как их рабочие, крестьяне или рабы. [ 17 ]
Примеры
[ редактировать ]- 1819 г. Бунт воздушных шаров
- Дело на Хеймаркете
- 1934 г. Забастовка на набережной Западного побережья.
- Зутские беспорядки
- Сговор Высшей лиги бейсбола
- Всемирный экономический форум
- Бильдербергское собрание
- Оккупируйте Уолл-стрит
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Олин Райт (2006). "Сорт" . В Беккерте, Йенс; Зафировский, Милан (ред.). Международная энциклопедия экономической социологии . Рутледж. п. 62. ИСБН 978-0415286732 .
- ^ Элизабет Борланд (2008). «Классовое сознание» . В Паррилло, Винсент Н. (ред.). Энциклопедия социальных проблем, Том 1 . Публикации SAGE. п. 134. ИСБН 978-1412941655 .
- ^ Лаура Десфор Эдлс; Скотт Аппельрут (2020). Социологическая теория в классическую эпоху . Публикации SAGE. п. 48. ИСБН 978-1506347820 .
- ^ Леонард Фейн (17 июня 2012 г.). «Где классовое сознание?» . Вперед .
- ^ Майкл Паренти (1978). «Классовое сознание и индивидуализированное сознание». Власть и бессильные . Пресса Святого Мартина. стр. 94–113. ISBN 0-312-63373-4 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Коди (30 августа 2021 г.). «Социальный класс» . Викторианская сеть .
- ^ Андре Манро. «Классовое сознание – социальное расслоение, марксизм и классовый конфликт» . Британника.
- ^ Джон Элстер (1986). «Классовое сознание и классовая борьба». Знакомство с Карлом Марксом . Издательство Кембриджского университета. стр. 122–140.
- ^ Эшли Кроссман (25 июля 2019 г.). «Понимание классового сознания и ложного сознания Карла Маркса» . МысльКо.
- ^ «Классовое сознание 101» . libcom.org . 2017. Архивировано из оригинала 29 апреля 2017 г.
- ^ Владимир Ленин (1902). «Стихийность масс и сознание социал-демократов». Что делать? – через Интернет-архив марксистов .
- ^ Владимир Ленин (1902). «Тред-юнионистская политика и социал-демократическая политика». Что делать? – через Интернет-архив марксистов .
- ^ «Классовое сознание и эмансипация рабочего класса» . libcom.org . 2021. Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г.
- ^ Лешек Колаковский, «Мои правильные взгляды на все», The Socialist Register 1974 , стр. 1–20.
- ^ «Марксизм, будучи научной теорией, не мог быть стихийным продуктом рабочего класса [по мнению Ленина], а должен был быть импортирован извне интеллектуалами, вооружёнными научными знаниями, и стал своеобразным идеологическим инструментом для оправдания новой идеи». партии манипуляторов. Поскольку рабочий класс в принципе не способен теоретически артикулировать свое сознание, то возможно и даже необходимо, чтобы «подлинное» теоретическое сознание рабочего класса воплотилось в политический организм, который мог бы считать себя носителем этого сознания независимо от того, что об этом думал «эмпирический» рабочий класс, поскольку «эмпирическое» сознание этого класса не имеет значения для определения того, кто в данный момент представляет его интересы. Вот почему теория классового сознания, привитая извне, и вся идея научного социализма, понимаемая таким образом, служили оправданием того факта, что во всех видах политической деятельности, а затем и при осуществлении политической власти, рабочий класс может и должен быть заменен политическим аппаратом, который является носителем его сознания на самом высоком уровне. Весь ленинский, а затем сталинский принцип диктатуры, который пролетариат осуществляет через своих самозваных представителей, есть лишь развитие понимаемой таким образом идеи «научного социализма». Лешек Колаковский, «Маркс Альтюссера», Социалистический регистр 1971 , стр. 111–128.
- ^ Людвиг фон Мизес (2007) [1957]. Теория и история: интерпретация социальной и экономической эволюции . Оберн, Алабама: Институт Людвига фон Мизеса . п. 113. ИСБН 978-1933550190 .
- ^ Мюррей Н. Ротбард (2006) [1995]. Классическая экономика: австрийский взгляд на историю экономической мысли, том II . Оберн, Алабама: Институт Людвига фон Мизеса . стр. 382–384. ISBN 978-0945466482 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с классовым сознанием , в Wikiquote