туркмены
туркмены туркмены توركمنلرТуркменлер | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 8 миллионов [а] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Туркменистан | 5 миллионов [ 1 ] |
Иран | 1 миллион [ 2 ] |
Афганистан | 1 миллион [ 3 ] [ 4 ] |
Турция | 230,000 [ 5 ] [ 6 ] |
Узбекистан | 220,000 [ 7 ] |
Россия | 46,000 [ 8 ] [ 9 ] |
Таджикистан | 26,000 [ 10 ] |
Языки | |
туркменский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам [ 11 ] | |
Родственные этнические группы | |
Другие тюркские народы Особенно азербайджанцы , [ 12 ] [ 13 ] Турецкий народ , [ 12 ] и хорасанские тюрки | |
а. ^ Общая цифра является лишь приблизительной; сумма всех упомянутых популяций. |
Turkmens (Turkmen: Türkmenler, ТүркменлерТуркмены Туркменлер , [tʏɾkmønˈløɾ] ; [ 14 ] исторически «туркмены») — тюркская этническая группа , родом из Средней Азии , проживающая преимущественно в Туркменистане , северных и северо-восточных регионах Ирана и северо-западном Афганистане . Значительные группы туркмен проживают также в Узбекистане , Казахстане и на Северном Кавказе ( Ставропольский край ). Они говорят на туркменском языке , [ 11 ] который классифицируется как часть восточно-огузской ветви тюркских языков . [ 15 ]
В раннем средневековье туркмены называли себя огузами ; в средние века они приняли этноним туркмены . [ 16 ] Эти ранние туркмены-огузы двинулись на запад от Горного Алтая через сибирские степи и поселились в регионе, ныне известном как Туркменистан. Дальнейшая миграция туркменских племен на запад с территории современного Туркменистана и остальной части Средней Азии началась с XI века и продолжалась до XVIII века. Эти туркменские племена сыграли значительную роль в этническом формировании таких народов, как анатолийские тюрки , туркмены Ирака и Сирии , а также тюркского населения Ирана и Азербайджана . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Для сохранения своей независимости те племена, которые остались в Туркменистане, были объединены в военные союзы, хотя остатки родоплеменных отношений сохранялись до XX века. Их традиционными занятиями были земледелие, скотоводство и различные ремесла. Древние образцы прикладного искусства (в первую очередь ковры и ювелирные изделия) свидетельствуют о высоком уровне народно-художественной культуры.
Сельджуки также, как полагают, происходят от , хорезмийцы , Кара-Коюнлу , Ак-Коюнлу , Османы и Афшариды туркменских племен Кыник , Бегдили , Йива , Баяндур , Кайи и Афшар соответственно. [ 20 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «туркмены» обычно применяется к тюркским племенам, которые были распространены на Ближнем и Среднем Востоке , а также в Центральной Азии, с 11 века до наших дней. [ 21 ] все тюркские племена, принадлежавшие к тюркской династической мифологической системе и/или принявшие ислам (например карлуки , , тюрки-огузы , халаджи , канглыцы , кипчаки обозначались Первоначально «туркменами» и т.д.) . [ 22 ] [ 23 ] Лишь позднее это слово стало обозначать конкретный этноним. Общепринятая точка зрения на этимологию названия состоит в том, что оно происходит от тюркского и тюркского суффикса -men , означающего «самый тюркский из тюрков» или «чистокровные тюрки». [ 24 ] Народная этимология , восходящая к средневековью и обнаруженная в работах аль-Бируни и Махмуда аль-Кашгари , вместо этого выводит суффикс -men из персидского суффикса -mānand , в результате чего слово означает «как турок». Хотя раньше это смешанное тюрко-персидское происхождение доминировало в современной науке, теперь оно обычно рассматривается как неправильное. [ 25 ] Альтернативная этимология была предложена османским историком 16-го века Мехмедом Нешри , который вывел ее из персидской фразы Turk-i iman ( ترک ایمان ), означающей «Тюрок веры» (т.е. ислама ). [ 26 ] Эта теория была отвергнута как неверная тюркологом Армином Вамбери , который утверждал, что она основана на неправильном понимании персидской грамматики: [ 27 ]
[Не стоит] принимать благочестивую мусульманскую этимологию Нешри, который, несмотря на то, что является одним из первых османских писателей, имеет очень мало представления об истинном духе турецкого языка. Ибо и в его время слово тюрк было аналогом грубого , некультурного , так же, как слово огуз , от которого произошли огузане ( хамский , тупоголовый ), и огузлук ( грубость ). Этимология Нешри полностью основана на мусульманском благочестивом чувстве и совершенно невозможна с лингвистической точки зрения. Тюрк [и] иман — два отдельных существительных, которые не могут быть составлены с помощью эзафета . Мы можем сказать, например, дин-и-ингилиз или иман-и-тюрк (вера англичан или вера тюрков), но не ингылиз-и-дин или турк-и-иман . Наконец, не следует забывать, что название, которое принимают сами кочевники, — туркменское , а туркменское к ним применяется только персами.
Несмотря на различную критику, некоторые люди и сегодня отстаивают эту теорию, например, лингвист и этнограф Давид Сомфаи . [ 26 ] Бывший президент Туркменистана Сапармурад Ниязов также был среди сторонников этой этимологии, хотя он изменил значение слов, написав в своей «Рухнаме », что вместо «турок-мусульманин» оно означало «сделанный из света»: [ 28 ]
[Туркменскому народу было дано] следующее общее название: Тюрк Иман. Тюрк означает ядро, иман означает свет. Поэтому тюркский Иман, а именно туркменский, означает «сотворенный из света, суть которого – свет».
Сегодня термины туркмен и туркмен обычно ограничиваются двумя тюркскими группами: туркменами Туркменистана и прилегающих частей Центральной Азии и Ирана, а также туркменами Ирака и Сирии .
Происхождение
[ редактировать ]в конце X века нашей эры Туркмены были упомянуты в исламской литературе арабским географом аль-Мукаддаси в «Ахсан аль-Такасим Фи Ма'рифат аль- Акалим». [ 29 ] В своей работе, завершенной в 987 году нашей эры, аль-Мукаддаси дважды пишет о туркменах, изображая этот регион как границу мусульманских владений в Средней Азии. [ 30 ]
Более ранние упоминания о тюркменах могли быть trwkkmˀn (если не trkwmˀn «переводчик»), упомянутые в согдийском письме VIII века, и 特拘夢 Tejumeng (< MC ZS * dək̚-kɨo-mɨuŋ ЧАС ), другое название Согдианы , помимо Суйи 粟弋 и Суте 粟特, по данным китайской энциклопедии Тунгдиан . [ 31 ] [ 32 ] Однако даже если 特拘夢 мог бы транскрибировать тюркменов , эти «тюркмены» могли быть карлуками, а не огузоязычными предками современных туркменов; [ 33 ] поскольку тюркмены могли быть эквивалентом карлуков гёктюрков политического термина « Кёк Тюрк» . [ 34 ] Зуев (1960) связывает племенное название 餘沒渾 Юмейхун (<MC* iʷo-muət-хuən ) в Тан Хуйяо с именем Ёмут современного туркменского рода. [ 35 ] [ 36 ]
К концу XI века в Divânü Lügat'it-Türk (Сборнике тюркских диалектов) Махмуд Кашгари использует слово «тюркмен» как синоним слова «огуз». [ 37 ] Он описывает огузов как тюркское племя и говорит, что и огузы, и карлуки были известны как туркмены. [ 38 ] [ 39 ]
Происхождение тюркских народов было темой многочисленных дискуссий, но факты указывают либо на юг Центральной Сибири , недалеко от Горного Алтая и озера Байкал , либо дальше на восток, в Монголию . Археогенетические, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что самые ранние тюркские народы находились «внутри или близко к генофонду Северо-Восточной Азии», но состояли из множества разнородных групп, а точное местонахождение их родины остается спорным. [ 40 ] [ 41 ] Генетические и исторические данные свидетельствуют о том, что ранние тюркские народы, в том числе предки туркменского народа – тюрки-огузы , [ 42 ] [ 43 ] Они имели как западно-евразийское, так и северо-восточноазиатское происхождение и располагались на территории Алтайского края и западной Монголии и вокруг них. Более поздние средневековые тюркские группы демонстрировали широкий спектр как западно-евразийских, так и восточноазиатских физических особенностей и генетического происхождения, отчасти благодаря долгосрочным контактам с соседними иранскими и монгольскими народами . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
До формирования туркменской этнической принадлежности тюрки-огузы населяли некоторые части Трансоксианы , западной части Туркестана , региона, который в значительной степени соответствует большей части Центральной Азии вплоть до Синьцзяна . Известный историк и правитель Хорезма XVII века Абу аль-Гази Бахадур » связывает происхождение всех туркмен с 24 огузскими племенами в своем литературном труде « Генеалогия туркмен . [ 47 ] В Византийской , затем в европейских источниках и позднее в американской традиции туркменов называли туркменами . [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] в странах Ближнего и Среднего Востока — туркмены, а также Торкаман , Терекеме ; в Киевской Руси - Торкмены; [ 52 ] в Московском княжестве — Таврменский; [ 53 ] а в царской России - Туркмен и Трухмен. [ 54 ]
В VII веке нашей эры племена огузов двинулись на запад от Горного Алтая через сибирские степи и поселились в этом регионе. Они также проникли на запад до бассейна Волги и Балкан . Считается, что эти ранние туркмены смешались с коренными согдийскими народами и жили скотоводческими кочевниками, пока не были завоеваны русскими в 19 веке. [ 55 ]
Миграция туркменских племен с территории Туркменистана и остальной части Средней Азии в юго-западном направлении началась преимущественно с XI века и продолжалась до XVIII века. Эти туркменские племена сыграли значительную роль в этническом формировании таких народов, как анатолийские тюрки , туркмены Ирака и Сирии , а также тюркского населения Ирана и Азербайджана . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Для сохранения своей независимости те племена, которые остались в Туркменистане, были объединены в военные союзы, хотя остатки родоплеменных отношений сохранялись до XX века. Их традиционными занятиями были земледелие, скотоводство и различные ремесла. Древние образцы прикладного искусства (в первую очередь ковры и ювелирные изделия) свидетельствуют о высоком уровне народно-художественной культуры.
Генетика
[ редактировать ]Гаплогруппа Q-M242 обычно встречается в Сибири, Юго-Восточной Азии, Средней Азии. Эта гаплогруппа составляет большой процент отцовских линий туркмен.
Гругни и др. (2012) обнаружили Q-M242 у 42,6% (29/68) выборки туркмен из Голестана , Иран. [ 56 ] Ди Кристофаро и др. (2013) обнаружили Q-M25 у 31,1% (23/74) и Q-M346 у 2,7% (2/74), в общей сложности у 33,8% (25/74) Q-M242 в выборке туркмен из Джаузджана . [ 57 ] Карафет и др. (2018) обнаружили Q-M25 у 50,0% (22/44) другой выборки туркмен из Туркменистана. [ 58 ] Самая высокая частота гаплогруппы Q наблюдается у туркменов Каракалпакстана (в основном Йомута ) - 73%. [ 59 ]
Генетическое исследование гаплогрупп материнской митохондриальной ДНК ( мтДНК ) туркменского образца описывает смесь преимущественно западноевразийских материнских линий и меньшинства восточноевразийских линий. У туркмен также есть два необычных маркера мтДНК с полиморфными характеристиками, которые встречаются только у туркмен и жителей южной Сибири. [ 60 ]
История
[ редактировать ]История Туркменистана |
---|
Портал Туркменистана |
Туркмены относятся к огузским племенам , зародившимся на периферии Средней Азии и основавшим гигантские империи, начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры. Впоследствии туркменские племена основали устойчивые династии в Средней Азии, на Ближнем Востоке , в Персии и Анатолии , оказавшие глубокое влияние на ход истории этих регионов. [ 61 ] Наиболее выдающимися из этих династий были Газневиды , Сельджуки , Османы , Афшариды и Каджары . Представители туркменских племен Иве и Баяндур были также основателями недолговечных, но грозных государств туркмен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу соответственно. [ 62 ] [ 63 ]
Туркмены, оставшиеся в Средней Азии, в основном выжили, не затронутые монгольским периодом, благодаря своему полукочевому образу жизни и стали торговцами вдоль Каспийского моря , что привело к контактам с Восточной Европой . После упадка монголов Тамерлан завоевал эту территорию, и его империя Тимуридов будет править, пока она не распалась, поскольку Сефевиды , Бухарское ханство и Хивинское ханство оспаривали эту территорию. Расширяющаяся Российская империя обратила внимание на обширную хлопковую промышленность Туркменистана во время правления Петра Великого и вторглась в этот регион. После решающей битвы при Геок-Тепе в январе 1881 года основная часть туркменских племен оказалась под властью российского императора , что было оформлено Ахалским договором между Россией и Персией. После революции русской к 1921 году был установлен советский контроль, а в 1924 году Туркменистан стал Туркменской Советской Социалистической Республикой . Туркменистан получил независимость в 1991 году.
Культура и общество
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Туркменистана |
---|
История |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Литература |
Музыка |
Религия
[ редактировать ]Туркмены Туркменистана , как и их родственники в Узбекистане , Афганистане и Иране , преимущественно мусульмане . Государственного департамента США о Согласно отчету свободе вероисповедания в мире за 2019 год,
По оценкам правительства США, в стране 89 процентов мусульман (в основном сунниты), 9 процентов православных и 2 процента других. Существуют небольшие общины Свидетелей Иеговы, мусульман-шиитов, бахаистов, католиков, Международного общества сознания Кришны и христиан-евангелистов, включая баптистов и пятидесятников. Большинство этнических русских и армян идентифицируют себя как православные христиане и обычно являются членами Русской православной церкви или Армянской апостольской церкви. Некоторые этнические русские и армяне также являются членами более мелких протестантских групп. Есть небольшие группы мусульман-шиитов, состоящие в основном из этнических иранцев, азербайджанцев и курдов, некоторые из которых расположены в Ашхабаде, другие — вдоль границы с Ираном и в западном городе Туркменбаши. [ 64 ]
Туркмены приняли ислам между 12 и 14 веками. Суфийские ордена, такие как Ясавия и Кубравия, во многом способствовали обращению туркмен в ислам. [ 65 ]
Подавляющее большинство туркмен с готовностью идентифицируют себя как мусульмане и признают ислам неотъемлемой частью своего культурного наследия. [ 66 ] Страна Туркменистан поощряет концептуализацию «туркменского ислама» или поклонения, которое часто смешивается с почитанием старцев и святых, ритуалами жизненного цикла и суфийскими практиками. [ 66 ]
Поскольку после обретения Туркменистаном независимости наблюдался рост религиозных практик и развитие таких институтов, как муфтият и строительство мечетей, сегодня это часто регулируется. [ 66 ]
Правительство Туркменистана часто использует ислам для легитимизации своей роли в обществе, спонсируя праздничные торжества, такие как обеды-ифтары во время Рамадана и президентское паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Это спонсорство утвердило двух президентов страны ( Ниязова и Бердымухамедова ) как набожных туркменов, придав им ауру культурного авторитета. [ 66 ]
Российская академия наук выявила множество случаев синкретического влияния доисламских тюркских систем верований на практику ислама среди туркмен, включая размещение подношений перед деревьями. [ 67 ] Туркменское слово taňry , означающее «Бог», происходит от тюркского Тенгри , имени верховного бога в доисламском тюркском пантеоне. [ 68 ] В туркменском языке имеется множество эвфемизмов для слова «волк» из-за поверья, что произнесение этого слова во время паса отары овец вызовет появление волка. [ 69 ] В других примерах синкретизма некоторые бесплодные туркменские женщины вместо того, чтобы молиться, наступают или перепрыгивают через живого волка, чтобы помочь им забеременеть, а детям, рожденным впоследствии, обычно дают имена, связанные с волками; в качестве альтернативы мать может посещать святыни мусульманских святых. [ 70 ] Будущее гадают по высушенному верблюжьему помету специальными гадалками . [ 71 ]
Язык
[ редактировать ]Туркменский ( туркменский : Türkmençe , Түркменче ) — тюркский язык, на котором говорят туркмены Центральной Азии , главным образом Туркменистана , Ирана и Афганистана . По оценкам, на нем говорят пять миллионов человек в Туркменистане, еще 719 000 человек говорят на северо-востоке Ирана. [ 72 ] и 1,5 миллиона человек на северо-западе Афганистана . [ 73 ]
Туркменский язык тесно связан с азербайджанским , турецким , гагаузским , кашкайским и крымскотатарским языками , имея общие лингвистические особенности с каждым из этих языков. Между этими языками существует высокая степень взаимопонимания. [ 74 ] [ 75 ] Однако ближайшим к туркменам языком считается хорасанский тюркский , на котором говорят в северо-восточных регионах Ирана и с которым он разделяет восточную подветвь огузских языков, а также хорезмийский — огузский диалект узбекского языка, на котором говорят в основном вдоль границы с Туркменистаном. [ 76 ]
Стандартизированная форма туркменского языка (на котором говорят в Туркменистане) основана на диалекте Теке , в то время как иранские туркмены используют в основном диалект йомуд , а афганские туркмены используют эрсари . разновидность [ 11 ]
В Иране туркменский язык занимает второе место после азербайджанского по числу носителей тюркских языков Ирана. [ 77 ]
Литература
[ редактировать ]Туркменская литература включает устные произведения и письменные тексты на староогузско -тюркском и туркменском языках. общие претензии на большое количество литературных произведений, написанных на староогузско-тюркском и персидском ( сельджуками Туркмены имеют с другими народами огузского тюркского происхождения, главным образом Азербайджана и Турции , в 11-12 вв.) языках. К этим произведениям относятся, помимо прочего, «Книги Деде Коркута» , «Гёроглы» и другие. [ 78 ] Средневековая туркменская литература находилась под сильным влиянием арабского и персидского языков и использовала в основном арабский алфавит . [ 79 ]
Однако существует общее мнение, что собственно туркменская литература зародилась в 18 веке с поэзией Махтумкули Пыраги , который считается отцом туркменской литературы. [ 80 ] [ 81 ] Другими выдающимися туркменскими поэтами той эпохи являются Довелетмяммет Азади (отец Махтумкули), Нурмухаммет Андалип, Абдылла Шабенде, Шейдаи, Махмыт Гайибы и Гурбаналлы Магрупи. [ 82 ]
В ХХ веке самым выдающимся туркменоязычным писателем Туркменистана был Берды Кербабаев , чей роман «Решительный шаг» , позже экранизированный режиссером Алты Гарлыевым , считается апофеозом современной туркменской художественной литературы. За это он получил Государственную премию СССР по литературе в 1948 году. [ 83 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальное искусство туркмен является неотъемлемой частью музыкального искусства тюркских народов . Музыка туркменского народа тесно связана с киргизскими и казахскими народными формами . Важные музыкальные традиции включают странствующих певцов бакши , которые поют на таких инструментах, как двухструнная лютня, называемая дутар .
Другими важными музыкальными инструментами являются гопуз , туйдук , домбура и гыджак. Самыми известными туркменскими бакшы являются те, кто жил в XIX веке: Амангельди Генюбек, Гулгелди усса, Гарадали Гёкленг, Еген Ораз бакши, Хаджиголак, Нобатнияз бакши, Оглан бакши, Дурды бакши, Шукур бакши, Чоудур бакши и другие. Обычно они через музыку повествуют о горестных и мрачных событиях туркменской истории. Имена и музыка этих бакшы стали легендарными среди туркменского народа и передавались из уст в уста из поколения в поколение. [ 84 ]
Среднеазиатская традиция классической музыки мукам также присутствует в Туркменистане. [ 85 ] В XX веке Данатар Овезов начал сочинять классическую музыку с использованием туркменских тем, и это классическое выражение туркменских мотивов и мелодий достигло своего апофеоза в сочинениях Нуры Халмаммедова .
Народные промыслы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Вышивка
Туркменская живописная вышивка получила широкое распространение в скифский период и достигла большого совершенства в другие периоды. Известно, что туркмены издавна занимались производством шелка как основного материала для вышивания, а туркменские женщины и девушки расшивали свои платья цветными шелками. Все эти дела ярко выражены в песнях туркменских женщин и в устной туркменской литературе .
Основными материалами для туркменской вышивки являются нитки и ткань. Существует несколько видов ниток: натуральные нити, например, шелковые и хлопковые ; синтетические и акриловые нитки. Что касается видов тканей, то шелковые и шерстяные для вышивки обычно используются ткани.
У туркмен принято вышивать цветным шелком девичьи и мужские тюбетейки ( тахья ), воротники и рукава женских платьев (а в более отдаленные времена и мужских рубах), выступающую из-под платья нижнюю часть брюк, различные мелкие детали. сумки для хранения мелочей. [ 86 ]
Ткачество
Ткачество – один из видов домашнего ремесла, уходящий своими корнями в глубокое прошлое. При раскопках многих древних и раннесредневековых поселений на территории Туркменистана археологи обнаружили фрагменты хлопчатобумажных и шерстяных тканей, анализ которых не исключает местного производства: основа и утки (поперечные нити) имеют одинаковую толщину, пряжа одинарный, плетение простое.
Техника ткацкого промысла туркменских женщин аналогична домотканому производству других народов. Сначала было три этапа подготовки разных типов нитей. Для получения хлопчатобумажной нити: 1) очистка хлопка от семян с помощью небольшой машинки, разрыхление полученных волокон стержнями, скатывание в небольшие пучки; 2) прядение волокна прялкой, скручивание его в нить и намотка ниток в мотки; 3) наматываем нити на крючок и шпульку. Для шерстяных ниток: 1) промываем и сушим шерсть, протирая веточками до получения пышной массы; 2) расчесывание, ослабление, натягивание и скручивание веретеном в нить, намотка в мотки; 3) крашение мотков. Для шелковой нити: 1) чистка и разматывание (сармак) коконов (гоза) прялкой (парх), пропаривание в котле с кипятком; 2) фиксация ниток на веретене с помощью вращающейся прялки, скручивание ниток в одну нить, сматывание их с веретена в клубок, затем в мотки; 3) крашение мотков, сушка на солнце.
Домашнее ткачество было чрезвычайно распространено на территории Туркменистана. Практически в каждой семье навыкам ткачества девочкам прививали с раннего возраста. Искусству изготовления пряжи, ткачества и шитья начали обучаться с 8–10 лет. Ткани в зависимости от назначения делились на различные виды: для пошива женской и мужской одежды высоко ценилась тонкая ткань для халатов из верблюжьей шерсти, для хлопчатобумажных скатертей. Мешки для хранения зерна и муки изготавливались из ткани из толстой крученой пряжи, для крепления шестов к решетке юрты использовались узкие прочные полоски ткани (5–12 см). Используя простую технику ткачества, мастерицы добились большого эффекта в изготовлении своеобразных национальных тканей, которые невозможно воспроизвести в механическом производстве: ткацкого станка, состоящего из 3-4 вкопанных в землю столбиков, поперечного валика, ремиз. инструменты из дерева в форме сабли . Для заделки уточных нитей использовались [ 86 ]
Кухня
[ редактировать ]Характеристики традиционной туркменской кухни коренятся в преимущественно кочевом характере повседневной жизни до советского периода в сочетании с давней местной традицией производства белой пшеницы, возникшей за тысячелетия до прибытия туркмен в регион. Выпечка, особенно лепешка ( туркменский : çörek ), обычно выпекаемая в тандыре , составляет большую часть ежедневного рациона, наряду с треснутой пшеничной кашей ( туркменский : ýarma ), пшеничными слоеками ( туркменский : pişme ) и пельменями ( туркменский). : бёрек ). Поскольку овцеводство, козье и верблюжье хозяйство являются традиционной основой кочевого туркменского хозяйства, баранину, козлятину и верблюжье мясо чаще всего употребляли в пищу, по-разному измельчая и фаршируя пельмени, варя в супе или жаря на вертеле кусками ( туркмен : шашлык ) или в виде пальцев из молотого, приправленного пряностями мяса ( туркменский : кебап ). Рис для плова приберегался для торжественных случаев. Из-за отсутствия охлаждения в кочевьях молочные продукты из овечьего, козьего и верблюжьего молока ферментировали, чтобы они не быстро портились. Потребление рыбы в основном ограничивалось племенами, населявшими береговую линию Каспийского моря. Фруктов и овощей было мало, и в кочевьях ограничивались в основном морковью, кабачками, тыквой и луком. Жители оазисов питались более разнообразно, имели доступ к гранатовым, инжирным и косточковым садам; виноградники; и конечно дыни. Районы с производством хлопка могли использовать хлопковое масло, а овцеводы использовали жир курдючных овец. Основным традиционным импортным продуктом был чай. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Королевское географическое общество сообщило в 1882 году:
Пища теккесов [ sic ] состоит из хорошо приготовленных плов и дичи; также ферментированное верблюжье молоко, дыни и арбузы. Еду ко рту подают пальцами, но гостям предоставляют ложки. [ 90 ]
В отличие от других среднеазиатских и тюркских этнических групп, туркмены не едят конину, и фактически употребление конины в Туркменистане запрещено законом. [ 91 ] [ 92 ]
Завоевание Российской Империей в 1880-х годах привело к появлению новых продуктов питания, в том числе такого мяса, как говядина, свинина и курица, а также картофеля, помидоров, капусты и огурцов, хотя они не нашли широкого применения в большинстве туркменских домашних хозяйств до советского периода. . Хотя сейчас они широко потребляются, они, строго говоря, не считаются «традиционными». [ 88 ] [ 93 ]
Кочевое наследие
[ редактировать ]До установления советской власти в Средней Азии было трудно выделить отдельные этнические группы в регионе. Субэтническая и надэтническая лояльность были для людей важнее, чем этническая принадлежность. Когда их просили назвать себя, большинство жителей Центральной Азии называли свою родственную группу, район, деревню, религию или государство, в котором они жили; идея о том, что государство должно существовать, чтобы служить этнической группе, была неизвестна. Тем не менее, большинство туркмен могли определить племя, к которому они принадлежали, хотя они могли и не идентифицировать себя как туркмены. [ 94 ]
Большинство туркмен были кочевниками до 19 века, когда они начали заселять территорию к югу от Амударьи . Многие туркмены стали полукочевыми, пася овец и верблюдов весной, летом и осенью, но сажая урожай, зимуя в оазисных стоянках и собирая урожай летом и осенью. Как правило, они не селились в городах и поселках до прихода советской власти. Такой подвижный образ жизни исключал идентификацию с кем-либо за пределами своей родственной группы и приводил к частым конфликтам между различными туркменскими племенами , особенно по поводу доступа к воде.
В сотрудничестве с местными националистами советское правительство стремилось превратить туркмен и другие подобные этнические группы в СССР в современные социалистические нации, которые основывали свою идентичность на фиксированной территории и общем языке. До битвы при Геок-Тепе в январе 1881 года и последующего завоевания Мерва в 1884 году туркмены «сохраняли состояние хищных конных кочевников, которых соседи очень боялись как «тюрков-людоедов». До тех пор, пока они не были покорены русскими, туркмены были воинственным народом, который покорял своих соседей и регулярно захватывал этнических персов для продажи в Хиву и хвастался тем, что ни один перс не пересек их границу, кроме как с веревкой на шее». [ 95 ]
Проводимая Советским Союзом стандартизация туркменского языка, образования и проекты по продвижению этнических туркмен в промышленности, правительстве и высшем образовании привели к тому, что все большее число туркмен стали идентифицировать себя с более широкой национальной туркменской культурой, а не с субнациональными, досовременными формами личность. [ 96 ] После обретения независимости от Советского Союза туркменские историки приложили немало усилий, чтобы доказать, что туркмены населяли свою нынешнюю территорию с незапамятных времен; некоторые историки даже пытались отрицать кочевое наследие туркмен. [ 97 ]
В туркменском образе жизни большое внимание уделялось искусству верховой езды, а туркменское коневодство, будучи выдающейся конной культурой, было многовековой традицией. До советской эпохи существовала пословица, что дом туркмена был там, где стояла его лошадь. Несмотря на изменения, произошедшие в советский период, ахалтекинское племя на юге Туркменистана по-прежнему хорошо известно своими лошадьми, ахалтекинской пустынной лошадью , а в последние годы традиция коневодства вернулась к своему прежнему известному значению. [ 98 ]
Многие племенные обычаи до сих пор сохранились среди современных туркмен. Уникальной особенностью туркменской культуры является калим – » жениха « приданое , которое может быть довольно дорогим и часто приводит к широко практикуемым [ нужна ссылка ] Традиция похищения невесты . [ 99 ] В качестве современной параллели в 2001 году президент Сапармурат Ниязов ввел обязательный государством « калим », согласно которому все иностранцы, желающие жениться на туркменке, должны были заплатить сумму не менее 50 000 долларов. [ 100 ] Закон был отменен в марте 2005 года. [ 101 ]
Другие обычаи включают консультации со старейшинами племени, к чьим советам часто охотно обращаются и уважают. Многие туркмены до сих пор живут большими семьями, где под одной крышей живут представители разных поколений, особенно в сельской местности. [ 99 ]
Музыка кочевых и сельских туркмен отражает богатые устные традиции, где странствующие барды обычно поют такие эпосы, как «Кёроглу». Этих странствующих певцов называют бакши , и они поют либо а капелла, либо на таких инструментах, как дутар , двухструнная лютня .
Общество сегодня
[ редактировать ]С момента обретения Туркменистаном независимости в 1991 году произошло культурное возрождение с возвращением умеренной формы ислама и празднованием Новруза , персидского Нового года, знаменующего наступление весны.
Туркмен можно разделить на различные социальные классы, включая городскую интеллигенцию и рабочих, роль которых в обществе отличается от роли сельского крестьянства. Секуляризм и атеизм остаются важными для многих туркменских интеллектуалов, которые выступают за умеренные социальные изменения и часто относятся к крайней религиозности и культурному возрождению с некоторой долей недоверия. [ 102 ]
Пять традиционных ковровых розеток, или гул , называемых по-туркменски гёль страны , которые образуют мотивы государственного герба и флага , представляют пять основных туркменских племен .
Спорт
[ редактировать ]Спорт исторически был важной частью жизни туркмен. Такие виды спорта, как верховая езда и гореш, восхваляются в туркменской литературе. В советское время туркменские спортсмены участвовали в многочисленных соревнованиях, в том числе на Олимпийских играх в составе сборной Советского Союза , а в 1992 году — в составе Объединённой сборной . [ 103 ] После обретения Туркменистаном независимости стали появляться новые пути развития физкультурно-спортивного движения в стране. В целях реализации новой спортивной политики во всех регионах страны были построены новые многофункциональные стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные школы и объекты. В Туркменистане также есть современная олимпийская деревня, принимавшая Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам в 2017 году , и не имеющая аналогов в Центральной Азии.
Туркменистан поддерживает спортивные движения страны и поощряет спорт на государственном уровне. Хотя футбол остается самым популярным видом спорта, такие виды спорта, как туркменский гореш, верховая езда, а в последнее время и хоккей . среди туркмен также очень популярны [ 104 ]
Демография и распределение населения
[ редактировать ]В 1911 году численность туркмен в Российской империи оценивалась в 290 170 человек, и «предполагалось, что их общая численность [во всех странах] не превышает 350 000 человек». [ 95 ] По оценкам туркменских учёных, в 1995 г.
...125 000 туркмен проживают в Узбекистане, 40 000 в России и 22 000 в Таджикистане. Самая большая группа туркмен проживает в Иране (850 000), Афганистане (700 000), Ираке (235 000), Турции (150 000), Сирии (60 000) и Китае (85 000). Всего число туркмен, проживающих за рубежом, составляет около 2,2 миллиона человек. [ 105 ]
Сегодня туркмены Центральной Азии и ближайших соседей проживают в:
- Туркменистан , где около 85% населения, составляющего 5 042 920 человек (оценка на июль 2006 г.), составляют этнические туркмены. Кроме того, около 1200 туркменских беженцев из северного Афганистана в настоящее время проживают в Туркменистане из-за разрушительных последствий советско-афганской войны и межфракционных столкновений в Афганистане, которые стали свидетелями взлета и падения Талибана . [ 106 ]
- Афганистан , где по состоянию на 2006 год 200 000 этнических туркмен сконцентрированы преимущественно вдоль туркмено-афганской границы в провинциях Фарьяб , Джоузджан , Саманган и Баглан . Есть также общины в Балх и провинциях Кундуз .
- Иран , где около 719 000 туркмен сосредоточены в основном в Голестан и провинциях Северный Хорасан . [ 2 ]
- Пакистан , куда во время советско-афганской войны бежало из Афганистана чуть менее 5000 туркмен. Сегодня небольшая часть туркмен проживает в Пешаваре , где они в основном занимаются ковровым бизнесом.
Туркмены в Иране
[ редактировать ]Иранские туркмены — это ветвь туркменского народа, проживающая в основном в северных и северо-восточных регионах Ирана. Их регион называется Туркмен Сахра и включает в себя значительную часть провинции Голестан . Представители таких современных туркменских племен, как Ёмут , Гёклен, Игдир, Сарык , Салар и Теке, жили в Иране с XVI века. [ 107 ] хотя этническая история туркмен в Иране начинается с сельджуками в 11 веке. завоевания региона [ 108 ]
Туркмены в Афганистане
[ редактировать ]Численность афганских туркмен в 1990-е годы оценивалась в 200 000 человек. Первоначальные туркменские группы пришли с востока Каспийского моря в северо-западный Афганистан в разное время, особенно после конца XIX века, когда русские проникли на их территорию. Они основали поселения от провинции Балх до провинции Герат , где и сконцентрированы сейчас; меньшие группы поселились в провинции Кундуз . Другие прибыли в значительном количестве в результате провала восстания басмачей против большевиков в 1920-х годах. [ 109 ] Туркменские племена , которых в Афганистане насчитывается двенадцать основных групп, основывают свою структуру на генеалогиях, прослеживаемых по мужской линии. Старшие члены обладают значительным авторитетом. Раньше туркмены в Афганистане были кочевым и воинственным народом, которого боялись молниеносных набегов на караваны. Сейчас туркмены в Афганистане являются фермерами-скотоводами и вносят важный вклад в экономику. Они привезли каракульских овец в Афганистан, а также являются известными производителями ковров, которые вместе с каракулевыми шкурками являются основным экспортным товаром в твердой валюте. туркменские ювелирные изделия . Высоко ценятся и [ 109 ]
Turkmens of Stavropol Krai of Russia
[ редактировать ]Давно основанная туркменская колония находится в Ставропольском крае на юге России . Местное этническое русское население часто называет их Трухменами , а эти туркмены иногда используют самоназвание Туркмены . [ 110 ] По данным переписи населения России 2010 года , их насчитывалось 15 048 человек, что составляло 0,5% от общей численности населения Ставропольского края.
Говорят, что туркмены мигрировали на Кавказ в 17 веке, в основном из Мангышлака . Эти мигранты принадлежали в основном к племенам чаудур (по-русски «чаудоров» или «чаводур»), сончадж и икдир. Первые поселенцы были кочевниками, но со временем стали оседлыми. В своей культурной жизни нынешние трухмены мало чем отличаются от своих соседей и являются оседлыми земледельцами и скотоводами. [ 110 ]
Хотя туркменский язык относится к огузской группе тюркских языков, в Ставрополье он испытал сильное влияние ногайского языка , относящегося к кыпчакской группе. Некоторое влияние подверглись фонетическая система, грамматическая структура и в некоторой степени словарный запас. [ 111 ]
Известные люди туркменского происхождения
[ редактировать ]Кино
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]Военные деятели
[ редактировать ]Правители
[ редактировать ]- Кули Кутб Шах и его потомки
- Бхарама Мулки
- Мухаммад Кули Кутб Шах
Музыка
[ редактировать ]Политики
[ редактировать ]- Акджа Нурбертьева
- Акмырат Реджепов
- Чаримырат Аманов
- Ваччмырат Аннагулыев
- Гульшат Мамедова
- Гурбангелди Батиров
- Гурбангулы Бердымухамедов
- Хан Ахмедоу
- Кайхазиз Атабаев
- Мухамметназар Гапуров
- Овезгельди Атаев
- Рамин Нурколипур
- Рашид Мередов
- Реджепбай Аразов
- Сапармурат Ниязов
- Сердар Бердымухамедов
- Зафар Бабаджанов
Наука
[ редактировать ]Спорт
[ редактировать ]- Ахмет Атаев
- Алтымырат Аннадурдыев
- Амангилыч Кочумов
- Арсланмырат Аманов
- Бахтияр Ходжахаммедов
- Батыр Бабаев
- Байрам Дурдыев
- Бегенчмухаммет Кулиев
- Бегенчмырат Мирадов
- Берди Шамурадов
- Бердимырат Нурмырадов
- Чарьяр Мухадов
- Дидаргылыч Уразов
- Эззатолла Пургаз
- Фархад Гаеми
- Фуркат Турсунов
- Гурбангельды Дурдыев
- Гуванчмухаммет Овеков
- Камиль Мингазов
- Курбан Бердыев
- Mayya Gurbanberdieva
- Мамедали Гараданов
- Мекан Сапаров
- Мырат Аннаев
- Омар Бердыев
- Рахман Мыратбердиев
- Милосердный Курбанмаммедов
- Расул Чарыев
- Реджепмырат Агабаев
- Ровшен Мухадов
- Руслан Мингазов
- Сабля Каземи
- Саид Сеидов
- Сардар Азмун
- Сердар Аннаоразов
- Слава будь
- Тачмырат Агамурадов
- Язгулы Ходжагельдыев
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирная книга фактов» . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Этнолог» . Проверено 8 августа 2018 г.
- ^ «Этнические группы». Страноведение Библиотеки Конгресса. 1997. Проверено 8 октября 2010 г. ↑ Перейти обратно: аб
- ^ «Этнические группы Афганистана» . 10 сентября 2019 г.
- ^ Наджибулла, Фарангис (4 декабря 2022 г.). «Турция по-прежнему «привлекательна» для женщин-мигранток из Центральной Азии, несмотря на экономические трудности» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 8 марта 2023 г.
Около 30 000 мигрантов из Кыргызстана работают в Турции, а туркмены, численность которых оценивается примерно в 230 000 человек, составляют крупнейшую центральноазиатскую общину в Турции.
- ^ «Необходимо прекратить давление на туркменских граждан в Турции» . Хьюман Райтс Вотч . 2 ноября 2021 г. Проверено 8 марта 2023 г.
По некоторым данным, в Турции проживают более миллиона туркменских граждан, в том числе трудовые мигранты, студенты и члены их семей.
- ^ Алишер Ильхамов (2002). Этнический атлас Узбекистана . Институт «Открытое общество»: Ташкент.
- ^ 2021 года. Российская перепись
- ^ "Национальный состав населения Российской Федерации согласно переписи населения 2021 года" . Archived from the original on 30 December 2022 . Retrieved 5 January 2023 .
- ^ Перепись 2002 г. в Таджикистане (2010 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с «Кто такие туркмены и где они живут?» . Центр языков Центральноазиатского региона . Блумингтон, Индиана : Университет Индианы в Блумингтоне . 2021 [2020]. Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бартольд (1962) «Книга моего деда Коркута» («Китаб-и дедем Коркут») — выдающийся памятник средневекового огузского героического эпоса. Три современных тюркоязычных народа — туркмены, азербайджанцы и тюрки — этнически и лингвистически относящиеся к средневековым огузам, эпические сказания, заложенные в «Книге Коркута», представляют собой художественное отражение их исторического прошлого».
- ^ Исмаил Зардабли. Этническая и политическая история Азербайджана . Книги Россендейла. 2018. с.35 «...предками азербайджанцев и туркменов являются племена, жившие на этих территориях».
- ^ Кларк, Ларри (1998). Туркменская справочная грамматика . Висбаден: Harrassowitz Verlag. п. 102.
- ^ «Проект языковых материалов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе: основная часть» . Архивировано из оригинала 20 июля 2006 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Хамадани, Рашид-ад-Дин (1939) [1858]. «Сказания об Огуз-хане. Племенное деление туркмен (Выдержки из Джами ат-Тавариха)» . Академия наук СССР.
Эти племена с течением времени разделились на множество ветвей, причем каждый раз от каждой ветви появлялись (другие) ветви; каждый получил имя и прозвище по какой-то причине или по какому-то поводу: огузы, которых теперь все называют туркменами и которые разветвились на кипчаков, калачей (халаев), канглы, карлуков и другие принадлежащие им ветви...
- ^ Перейти обратно: а б «Турки (на русском языке)» . Большая советская энциклопедия .
Этнически Т. состояла из двух основных компонентов: тюркских кочевых племен (главным образом огузов и туркмен), мигрировавших в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11-13 вв. (во время монгольских и сельджукских завоеваний (см. Сельджуки)) , и местное население Малой Азии.
- ^ Перейти обратно: а б Армин Вамбери (2003). «Путешествие в Среднюю Азию» . Восточная литература.
Туркмены внесли большой вклад в тюркизацию северных районов Персии, особенно во времена правления атабеков в Иране. Большая часть тюркского населения Закавказья, Азербайджана, Мазендерана и Шираза, несомненно, имеет туркменское происхождение.
- ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» . 1907–1909.
Азербайджан или Азербайджан (древняя Атропатена), сев. запад. провинция Персия, на границе с Россией, на армянской возвышенности, 104 т. км., около 1 млн. п. (армяне, туркмены, курды). Основная продукция: хлопок, сухофрукты, соль. Главный город - Тебриз.
- ^ Abu'l Ghazi Bahadur "The Genealogy of the Turkmens" (in Russian) . Паровая тип. К.М. Федорова. 1897.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Барбара Келлнер-Хейнкеле, «Туркмен», Энциклопедия ислама, ред. Пи Джей Бирман, TH Бьянкис, CE Босворт, Э. Ван Донзель и WP Heinrichs, vol. X (Лейден: Э.Дж. Брилл, 2000), стр. 682-685
- ^ Hamadani, Rashid-al-Din (1952). "Джами ат-Таварих (Jami' al-tawarikh)" . USSR Academy of Sciences.
- ^ Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 211–213.
- ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN 9783447040198 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН 9789231038761 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
- ^ Кларк, Ларри (1996). Туркменская справочная грамматика . Харрасовиц. п. 4. ISBN 9783447040198 . , Аннанепесов, М. (1999). «Туркмены» . В Дэни, Ахмад Хасан (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Мотилал Банарсидасс. п. 127. ИСБН 9789231038761 . , Голден, Питер (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное образование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Харрасовиц. стр. 213–214. .
- ^ Перейти обратно: а б Кара, Давид Сомфаи (2018). «Формирование современных тюркских «этнических» групп в Центральной и Внутренней Азии» . Венгерский исторический обзор . 7 (1): 98–110. ISSN 2063-8647 . JSTOR 26571579 .
Название туркмены, вероятно, относилось к огузам-тюркам, которые контактировали с персоязычным населением Ирана, Азербайджана, Хорасана и Хорезма (персидское tork-e īman означает «турок-мусульманин»).
- ^ Вамбери, Армин (15 апреля 1875 г.). «Этимология слова «туркман» » . Географический журнал . 2 :151 . Проверено 4 января 2024 г. - через Google Книги .
- ^ Сафармурад, Ниязов (2003). "Туркменский". Рухнама: Размышления о духовных ценностях туркмен (PDF) . Ашхабад. п. 10.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Аль-Марвази, Шараф Аль-Заман Тахир Марвази о Китае, турках и Индии, арабский текст (около 1120 г. н.э.) (английский перевод и комментарии В. Минорского) (Лондон: Королевское азиатское общество, 1942), стр. 94
- ^ В. Минорский, «Комментарий» в книге Шарафа Аль-Замана Тахира Марвази о Китае, турках и Индии, арабский текст (около 1120 г. н. э.) (английский перевод и комментарии В. Минорского) (Лондон: Королевское азиатское общество, 1942 г.) ), с. 94.
- ^ Голден, Питер Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . п. 212-3
- ^ Ду Ю , Tongdian vol. 193 Цунлинга, большая страна. Один — Суйи, другой — Тэджуменг». На западе «Суйи, Тонгьян поздней династии Вэй . — это большая страна к западу от Луковых хребтов . Другое название — Суте, другое — Теджумен».
- ^ Кафесоглу, Ибрагим. (1958) «Тюркменское имя, значение и природа», в книге Жана Дени Армаганы: Меланж Жан Дени , ред., Янош Экманн, Ага Сирри Левенд и Мекдут Мансуроглу (Анкара: Типография Турецкого исторического общества), стр. 131
- ^ Кафесоглу, Ибрагим. (1958) «Тюркменское имя, значение и природа», Жан Дени Армагани в книге Экманн и др. (ред.), с. 121-133. цитируется в Голден, Питер Б. (1992) Введение в историю тюркских народов . стр 347-348
- ^ Тан Хуйяо , том 72 txt «Лошади Юмейхунов и лошади уйгуров одного происхождения; состояние тамги . Лошади чиков, уйгуров, (ци)бис и юмейхунов. той же линии тамги»
- ^ Зуев Ю.А. (1960). «Тамги, кони вассальных княжеств» в Трудах Института истории, археологии и этнографии 8 , с. 112-113, 128
- ^ Кашгарлы Махмуд, Divânü Lügat'it-Türk, vol. я, с. 55.
- ^ Кашгарлы Махмуд, Divânü Lügat'it-Türk, vol. я, стр. 55-58;
- ^ А. Зеки Велиди Тоган, Огузский эпос: Решидеддин Огузнамеси, Перевод и анализ (Стамбул: Enderun Kitabevi, 1982), стр. 50-52
- ^ Утияма, Дзюнзо; Гиллам, Дж. Кристофер; Савельев Александр; Нин, Чао (2020). «Динамика популяций в лесах Северной Евразии: долгосрочная перспектива Северо-Восточной Азии» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 : е16. дои : 10.1017/ehs.2020.11 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 10427466 . ПМИД 37588381 .
- ^ Голден, Питер Б. (25 июля 2018 г.). «Этногонические сказания тюрков» . Журнал средневековой истории . 21 (2): 291–327. дои : 10.1177/0971945818775373 . ISSN 0971-9458 . S2CID 166026934 .
- ^ Айронс, Уильям (1975). Йомутские туркмены: исследование социальной организации среди тюркоязычного населения Центральной Азии . Издательство Мичиганского университета. п. 5.
- ^ Уэст, Барбара (2010). Энциклопедия народов Азии и Океании Факты о картотеке всемирной истории . Издательство информационной базы. п. 839. ИСБН 978-1-438-11913-7 .
... первыми бесспорными жителями Туркменистана были персидские коневоды и кочевники, хотя пустынные территории оставались более или менее незаселенными до прихода огузов, предков туркмен.
- ^ Голден, Питер (2018). «Этногонические сказания тюрков» . Журнал средневековой истории . 21 (2): 314. дои : 10.1177/0971945818775373 . S2CID 166026934 .
- ^ Ли и Куанг, 2017 г.
- ^ Чон, Чунгвон; Ван, Кэ; Уилкин, Шеван; Тейлор, Уильям Тимоти Трил; Миллер, Брайан К.; Бемманн, Ян Х.; Шталь, Рафаэль; Чиовелли, Челси; Нолле, Флориан; Ульзибайер, Содном; Хатанбаатар, Доржпурев; Эрдэнэбаатар, Димаджав; Эрденебат, Уламбаяр; Очир, Помогите; Анхсана, Ганболд (12 ноября 2020 г.). «Динамичная 6000-летняя генетическая история восточной степи Евразии» . Ячейка 183 (4): 890–904.e29. дои : 10.1016/j.cell.2020.10.015 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 7664836 . ПМИД 33157037 .
- ^ Кононов А. Н. (1958). «Генеалогия туркмен. Введение» . М. АН СССР.
- ^ Д. Еремеев. Этногенез тюрков. М. Наука (Наука), 1971. - «В конце XI века впервые в византийских хрониках туркмены , проникшие в Малую Азию упоминаются . Анна Комненэ называет их туркменами ».
- ^ Питер Хопкирк (1994). Большая игра: борьба за империю в Центральной Азии . Коданша США. ISBN 9781568360225 .
- ^ Арминий Вамбери, «Туркмены между Каспием и Мервом», Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии, Том. 9. (1880)
- ^ Мерриам-Вебстер. «Туркоман» .
Туркмен: представитель тюркоязычного, традиционно кочевого народа, проживающего в основном в Туркменистане, Афганистане и Иране.
- ^ Нестор-летописец ( Nestor the Chronicler ) . Повесть временных лет ( Primary Chronicle ). - «Вышли они из пустыни Етривской между востоком и севером, вышло же их 4 колена: торкмены и печенеги, торки, половцы.» (They came out of the Etriva desert between east and north, but their 4 tribes came out: Torkmens and Pechenegs , Torks , Polovtsians .)
- ^ «Летописные повести о монголо-татарском нашем движении» [Хроники о монголо-татарском нашествии] (на русском языке).
В том же году пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда пришли, и какой у них язык, и что это за племя, и какой веры. И называют их татарами, а одни говорят – таурменами, а другие – печенегами.
- ^ "О торгах на Каспийском море древних, средних и новейших времен" [On Trade in the Caspian Sea in Ancient, Middle and Modern Times] (in Russian). Moscow: Moscow Soymonov Journal. 1785.
Since ancient times, Russians and Tatars used to travel from Astrakhan in companies on small ships and there they had trade with the Trukhmens or Turkomans
- ^ Бэкон, Элизабет Эмалин (1966). Amazon.com: Жители Центральной Азии под властью России: исследование культурных изменений (Корнеллские книги в мягкой обложке): Элизабет Э. Бэкон, Майкл М. Дж. Фишер: Книги . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801492112 .
- ^ Грюни, Виола; и др. (2012). «Древние миграционные события на Ближнем Востоке: новые данные по Y-хромосомной вариации современных иранцев» . ПЛОС ОДИН . 7 (7): е41252. Бибкод : 2012PLoSO...741252G . дои : 10.1371/journal.pone.0041252 . ПМЦ 3399854 . ПМИД 22815981 .
- ^ Ди Кристофаро, Дж; Пеннарун, Э; Мазьер, С; Майрес, Нью-Мексико; Лин, А.А.; и др. (2013). «Афганский Гиндукуш: место, где сходятся потоки генов Евразийского субконтинента» . ПЛОС ОДИН . 8 (10): е76748. Бибкод : 2013PLoSO...876748D . дои : 10.1371/journal.pone.0076748 . ПМЦ 3799995 . ПМИД 24204668 .
- ^ Татьяна М. Карафет, Людмила П. Осипова, Ольга В. Савина и др. (2018): «Сибирское генетическое разнообразие раскрывает сложное происхождение самодийскоязычных популяций». Ам Дж Хум Биол. 2018;е23194. https://doi.org/10.1002/ajhb.23194 . DOI: 10.1002/ajhb.23194.
- ^ Skhalyakho, Rosa; Zhabagin, Maxat; M. Yusupov, Yu; Agdzhoyan, Anastasiya (2016). "Gene pool of Turkmens from Karakalpakstan in their Central Asian context (Y-chromosome polymorphism)" .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Малярчук Б.А.; Деренко, М.В.; Денисова Г.А.; Нассири, MR; Рогаев Е.И. (1 апреля 2002 г.). «Полиморфизм митохондриальной ДНК в популяциях Каспийского региона и Юго-Восточной Европы» . Российский генетический журнал . 38 (4): 434–438. дои : 10.1023/А:1015262522048 . S2CID 19409969 . Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года.
- ^ Стефано Карбони, Жан-Франсуа де Лаперуз, Исторический обзор - «Туркменские украшения: серебряные украшения из коллекции Маршалла и Мэрилин Р. Вольф», опубликовано Метрополитен-музеем, 2011 г.
- ^ Сафа, З. (1986). ПЕРСИДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ТИМУРИДСКИЙ И ТЮРКМЕНСКИЙ ПЕРИОДЫ (782–907/1380–1501). В П. Джексоне и Л. Локхарте (ред.), Кембриджская история Ирана (Кембриджская история Ирана, стр. 913-928). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Тимуриды и туркменские династии Ирана, Афганистана и Центральной Азии; в изд. Дэвида Дж. Роксбурга, «Турки: тысячелетнее путешествие», 600–1600 гг. Лондон, Королевская академия искусств, 2005, стр. 192–200.
- ^ «ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ ТУРКМЕНИСТАНА ЗА 2019 ГОД» (PDF) . Государственный департамент США . 2019. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в открытом доступе .
- ^ Беннигсен, Александр; Уимбуш, С. Эндерс (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Издательство Университета Индианы. стр. 100–101. ISBN 978-0-253-33958-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Религия и светское государство в Туркменистане – Документ Шелкового пути» . Институт политики безопасности и развития . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 22–23.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 143–144.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 151–152. Demidov cites the Turkmen proverb, "Gurt agzasan, gurt geler" (Mention the wolf, the wolf comes), in explaining why the original Turkic word for wolf, böri , is virtually never used.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. pp. 155–156.
- ^ Demidov, Sergey Mikhaylovich (2020). Растения и Животные в Легендах и Верованиях Туркмен (PDF) . Moscow: Staryy sad. p. 356.
- ^ «Иран» . Этнолог .
- ↑ Туркмены в «Этнологе» (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ Аспекты алтайской цивилизации III: материалы тридцатого заседания Постоянной международной алтаистической конференции, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, 19-25 июня 1987 г. Психология Пресс. 13 декабря 1996 г. ISBN. 9780700703807 .
- ^ «Проект языковых материалов: турецкий» . Международный институт Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Центр мировых языков. февраль 2007 г.
- ^ Браун, Кейт (2010). Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. п. 1117. ИСБН 978-0-080-87775-4 .
- ^ «ТУРКМЕНЫ ПЕРСИИ II. ЯЗЫК» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Акатов, Байрам (2010). Древняя туркменская литература, средние века (X-XVII вв.) (на туркменском языке) . Туркменабат: Туркменский государственный педагогический институт Министерства образования Туркменистана. С. 29, 39, 198, 231.
- ^ Бабар (2004). Диван . Ашхабад: Наследие. п. 7.
- ^ «Культура Туркменистана» . Азиатский рецепт . 17 сентября 2012 г.
- ^ Левин, Теодор; Даукеева, Саида; Кочумкулова, Эльмира (2016). Музыка Центральной Азии Издательство Университета Индианы. п. 128. ИСБН 978-0-253-01751-2 .
- ^ «Нурмухаммет Андалип» . Туркмены мира .
- ^ Каррыев, Клыч Мурад (1966). "КЕРБАБА́ЕВ, Берды". In Сурков, Алексей (ed.). Краткая литературная энциклопедия . Vol. 3. Moscow: «Советская энциклопедия». Archived from the original on 8 January 2015.
- ^ Вейисова, Айджемал (декабрь 2018 г.). «Уважение к искусству» . Время Туркменистан .
- ^ «Алматы или перебор» . www.hauntedink.com . Архивировано из оригинала 13 апреля 2005 года . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Gundogdyev, Ovez, ed. (2000). Историко-культурное наследие Туркменистана: энциклопедический словарь (History-and-Cultural Heritage of Turkmenistan: Encyclopedic Dictionary) . Istanbul: UNDP. ISBN 9789759725600 .
- ^ Багдасаров, A.; Ванукевич, A.; Худайшукуров, T. (1981). Туркменская кулинария (in Russian). Ашхабад: Издательство "Туркменистан".
- ^ Перейти обратно: а б Туркменский дастархан . Том. 1. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба. 2014.
- ^ Туркменский дастархан . Том. 2. Ашхабад: Туркменская государственная издательская служба. 2014.
- ^ Камминг, сэр Дункан, изд. (1977). «Глава 13 Новая русско-персидская граница к востоку от Каспийского моря ». Страна туркменов . Лондон: Огуз Пресс и Королевское географическое общество. п. 184.
- ^ Паттен, Фред (19 апреля 2013 г.). «Профиль: Туркменистан – земля конного рая» .
- ^ Кьюка, Дина (11 апреля 2013 г.). «Туркменистан: земля здоровья, счастья... и лошадей» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода.
- ^ Гольдштейн, Дарра (2006). «Туркменистан на тарелке» . 57 (1). Саудовская Арамко Мир.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Эдриенн Линн Эдгар (2007). Племенная нация: Создание Советского Туркменистана . Издательство Принстонского университета. п. 18. ISBN 9781400844296 .
- ^ Перейти обратно: а б Туранцы и пантуранизм . Лондон: Разведывательное управление штаба ВМФ. Ноябрь 1918 года.
- ^ Эдгар, Эдриенн Линн (2007). Племенная нация: Создание Советского Туркменистана . Издательство Принстонского университета. п. 261. ИСБН 9781400844296 .
- ^ Эдгар, Эдриенн Линн (2007). Племенная нация: Создание Советского Туркменистана . Издательство Принстонского университета. п. 264. ИСБН 9781400844296 .
- ^ «Посольство Туркменистана в Вашингтоне» . www.turkmenistanembassy.org . Архивировано из оригинала 15 ноября 2010 года . Проверено 17 мая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Туркменское общество» . Архивировано из оригинала 18 марта 2007 года.
- ^ Шервелл, Филип (22 июля 2001 г.). «Цена любви к туркменской девушке сейчас составляет 50 тысяч долларов» . Дейли Телеграф. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года.
- ^ Саидазимова, Гульноза (10 июня 2005 г.). «Туркменистан: Брак становится дешевле, поскольку Туркменбаши снижает пошлину для иностранцев в размере 50 000 долларов» . Радио Свободная Европа.
- ^ «Страноведение Библиотеки Конгресса США – Туркменистан: социальная структура» . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ «Туркменистан» . Международный олимпийский комитет. 28 апреля 2021 г.
- ^ «Национальная сборная Туркменистана по хоккею завершила чемпионат мира-2019 в Софии на третьем месте» . Туркменпортал . 30 июня 2023 г.
- ^ Чарыев Б.; Иламанов, Я. (2010). География Туркменистана (на туркменском языке). Ашхабад: Министерство образования.
- ^ «УВКБ ООН начинает составление базы данных беженцев в Туркменистане» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2005 года.
- ^ Логашова Б.Р. Туркмены Ирана (историко-этнографическое исследование) , издание "Наука"; 1976. стр.14
- ^ П. Голден. Тюркские народы и Кавказ, Закавказье, национализм и социальные перемены: Очерки истории Армении, Азербайджана и Грузии , под ред. Рональд Дж. Суни; Мичиган, 1996. стр. 45–67.
- ^ Перейти обратно: а б «Страноведение Библиотеки Конгресса США - Афганистан: Туркменистан» .
- ^ Перейти обратно: а б Красная книга народов Российской империи . Eki.ee. Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2007 года . Проверено 12 июля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Наджибулла, Фарангис (21 ноября 2023 г.). «Туркменскому журналисту, бросившему вызов после обыска с раздеванием, запретили лететь в Европу» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 22 апреля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Бартольд, В., изд. (1962). Книга моего деда Коркута . Москва и Ленинград: Академия наук СССР.
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- Ли, Джу-Юп; Куанг, Шунту (18 октября 2017 г.). «Сравнительный анализ китайских исторических источников и исследований Y-ДНК в отношении ранних и средневековых тюркских народов» . Внутренняя Азия . 19 (2). Брилл : 197–239. дои : 10.1163/22105018-12340089 . ISSN 2210-5018 . Проверено 20 июня 2020 г.
- Ли, Тао; и др. (июнь 2020 г.). «Сельское хозяйство проса распространилось от Северо-Восточного Китая до Дальнего Востока России: интеграция археологии, генетики и лингвистики» . Археологические исследования в Азии . 22 (100177). Elsevier : 100177. doi : 10.1016/j.ara.2020.100177 . hdl : 21.11116/0000-0005-D82B-8 .
- Нельсон, Сара ; и др. (14 февраля 2020 г.). «Отслеживание перемещений населения в древней Восточной Азии посредством лингвистики и археологии текстильного производства» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 (е5). Издательство Кембриджского университета : e5. дои : 10.1017/ehs.2020.4 . ПМЦ 10427276 . PMID 37588355 .
- Роббитс, Мартина (1 января 2017 г.). «Австронезийское влияние и трансевразийское происхождение японцев» . Языковая динамика и изменения . 8 (2). Брилл : 210–251. дои : 10.1163/22105832-00702005 . hdl : 11858/00-001M-0000-002E-8635-7 . ISSN 2210-5832 . Проверено 20 июня 2020 г.
- Роббитс, Мартина (2020). «Заевразийская родина: где, что и когда?» . В Роббитсе, Мартина ; Савельев, Александр (ред.). Оксфордский путеводитель по трансевразийским языкам . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-880462-8 .
- Утияма, Дзюнзо; и др. (21 мая 2020 г.). «Динамика популяций в лесах Северной Евразии: долгосрочная перспектива Северо-Восточной Азии» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 . Издательство Кембриджского университета : e16. дои : 10.1017/ehs.2020.11 . ПМЦ 10427466 . ПМИД 37588381 . Текст был скопирован из этого источника, который доступен по международной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 .
- Бэкон, Элизабет Э. Жители Центральной Азии под властью России: исследование культурных изменений , издательство Корнельского университета (1980). ISBN 0-8014-9211-4 .
- Страницы Туркменистана от Ekahau
- Энси висели внутри или снаружи юрты?
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэквелл, Кэрол (2001). Традиции и общество в Туркменистане: гендер, устная культура и песня . Керзон. ISBN 0-7007-1354-9 .
- Клемент, Виктория (2018). Учимся становиться туркменами . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0822964636 .
- Эдгар, Эдриенн Линн (2004). Племенная нация: Создание Советского Туркменистана . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12799-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). 1911. с. 468. .
- Этнические туркмены
- Этнические группы в Туркменистане
- Этнические группы в Иране
- Этнические группы в Афганистане
- Этнические группы в России
- Мусульманские общины России
- Этнические группы на Ближнем Востоке
- Народы Кавказа
- Современные кочевники
- Кочевые группы в Евразии
- Огузские тюркские этносы
- Мусульманские общины Кавказа