Александра Коллонтай
Александра Коллонтай | |
---|---|
Александра Коллонтай | |
Народный комиссар государственной охраны РСФСР. | |
В офисе 1917–1918 | |
Личные данные | |
Рожденный | Александра Михайловна Домонтович 31 марта 1872 г. Санкт-Петербург , Российская Империя |
Умер | 9 марта 1952 г. Москва , РСФСР , Советский Союз. | ( 79 лет
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. |
Национальность | Русский |
Политическая партия | ВКП(б) |
Другие политические принадлежность | РСДРП (1899–1906) РСДРП ( меньшевики ) (1906–1915) РСДРП ( большевики ) (1915–1918) РКП(б) (1918–1925) |
Супруг (а) | Владимир Людвигович Коллонтай Pavel Efimovich Dybenko |
Дети | Mikhail Vladimirovich Kollontai |
Занятие | профессиональный революционер, писатель, дипломат |
Подпись | |
Александра Михайловна Коллонтай ( русский : Александра Михайловна Коллонтай ; урожденная Домонтович , Домонтович ; 31 марта [ OS 19 марта] 1872 — 9 марта 1952) — российская революционерка, политик, дипломат и теоретик марксизма . Работая народным комиссаром благосостояния в правительстве Владимира Ленина в 1917–1918 годах, она была весьма видной женщиной в большевистской партии . Она была первой женщиной, занявшей пост министра кабинета министров, и первой женщиной-послом. [1] [2]
Дочь генерала Российской императорской армии , Коллонтай вступила в радикальную политику в 1890-х годах и вступила в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП) в 1899 году. Во время идеологического раскола РСДРП она встала на сторону Юлиуса Мартова против меньшевиков большевиков Ленина. Сосланная из России в 1908 году, Коллонтай гастролировала по Западной Европе и США и выступала против участия в Первой мировой войне . В 1915 году она порвала с меньшевиками и стала членом большевиков.
После Февральской революции 1917 года , свергнувшей царя , Коллонтай вернулась в Россию. Она поддержала радикальные предложения Ленина и, как член ЦК партии, голосовала за политику вооруженного восстания, приведшего к Октябрьской революции и падению Керенского Александра Временного правительства . Она была назначена наркомом социального обеспечения в первом советском правительстве, но вскоре ушла в отставку из-за своего несогласия с Брест-Литовским мирным договором в рядах левых коммунистов .
В 1919 году Коллонтай была ведущей фигурой в создании Женотдела , нового на тот момент женского отдела ЦК, целью которого было улучшение положения женщин в Советском Союзе. Она была защитницей освобождения женщин, а позже стала признанной ключевой фигурой в марксистском феминизме .
Коллонтай открыто выступала против бюрократического влияния на Коммунистическую партию и ее недемократической внутренней практики. С этой целью она встала на сторону левой Рабочей оппозиции в 1920 году, но в конечном итоге потерпела поражение и была отодвинута на второй план, едва избежав полного исключения из партии. С 1922 года она была назначена на различные дипломатические должности за границей, служа в Норвегии, Мексике и Швеции. В 1943 году ей было присвоено звание посла в Швеции. Коллонтай ушла с дипломатической службы в 1945 году и умерла в Москве в 1952 году.
Биография
[ редактировать ]Родословная
[ редактировать ]Kollontai's father, General Mikhail Alekseyevich Domontovich [а] (1830–1902), происходил из украинской семьи, берущей свое начало с 13 века. [3] и Даумантаса Псковского . [4] Ее отец служил кавалерийским офицером во время Русско-турецкой войны (1877–1878) . После участия в войне был назначен временным губернатором болгарского города Тырново , а затем военным консулом. [ необходимо определение ] в Софии . В мае 1879 года его отозвали обратно в Петербург. Он придерживался либеральных политических взглядов, отдавая предпочтение конституционной монархии, такой как Соединенное Королевство . В 1880-х годах он написал исследование о русско-турецкой войне 1877–1878 годов. [5] Это исследование было конфисковано царской цензурой, предположительно за проявление недостаточного русского националистического рвения. [6] Мать Александры, Александра Александровна Масалина (Массалина). [б] (1848–1899), была дочерью Александра Федоровича Масалина (Массалина) (1809–1859), финского крестьянина, разбогатевшего на продаже леса. Александра Александровна Масалина стала известна как Александра Александровна Масалина-Мравинская после замужества со своим первым мужем Константином Иосиповичем Мравинским (первоначально писалось Мровинский). [7] (1829–1921). Ее брак с Мравинским был браком по расчету, который оказался несчастливым, и в конце концов она развелась с Мравинским, чтобы выйти замуж за Михаила Домонтовича, в которого она влюбилась. [6] Российская оперная певица Евгения Мравина (сценический псевдоним) приходилась Коллонтай сводной сестрой по матери. Знаменитый советско-российский дирижер Евгений Мравинский , музыкальный руководитель Ленинградского филармонического оркестра в течение пятидесяти лет (1938–1988), был единственным сыном брата Мравиной Александра Константиновича и, следовательно, сводным племянником Коллонтай. [8]
Сага о долгой и трудной борьбе ее родителей за то, чтобы быть вместе, вопреки нормам общества, окрасит и наполнит собственные взгляды Александры Коллонтай на отношения, секс и брак. [ нужна ссылка ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Александра Михайловна Домонтович родилась 31 марта [ OS 19 марта] 1872 года в Петербурге . «Шура», как ее называли в детстве, была близка со своим отцом, с которым ее разделяли аналитические наклонности и интерес к истории и политике. [9] Ее отношения с матерью, в честь которой ее назвали, были более сложными. Позже она вспоминала:
Моя мать и английская няня, которая меня воспитывала, были требовательны. Во всем был порядок: сам прибирать игрушки, класть на ночь белье на стульчик, аккуратно стирать, вовремя учить уроки, уважительно относиться к прислуге. Мама требовала этого. [10]
Александра росла хорошей ученицей, разделяла интерес своего отца к истории и владела несколькими языками. Она говорила по-французски с матерью и сестрами, по-английски с няней, по-фински с крестьянами в родовом имении, унаследованном от деда по материнской линии в Куусе (в Муолаа , Великое княжество Финляндское ), изучала немецкий язык. [11] Александра стремилась продолжить обучение в университете, но мать отказала ей в разрешении, аргументируя это тем, что у женщин нет реальной потребности в высшем образовании и что впечатлительная молодежь сталкивается в университетах со слишком многими опасными радикальными идеями. [12] Вместо этого Александре должно было быть разрешено сдать экзамен на получение сертификата школьного учителя, прежде чем она отправится в общество в поисках мужа, как это было принято. [12]
В 1890 или 1891 году Александра, около 19 лет, встретила своего двоюродного брата и будущего мужа Владимира Людвиговича Коллонтая (9 июля 1867 г. - июль / август 1917 г.), скромного студента-инженера, поступившего в военный институт. [13] [14] Мать Александры резко возражала против потенциального союза, так как молодой человек был настолько беден, на что дочь ответила, что будет работать учительницей, чтобы сводить концы с концами. Мать горько посмеялась над этой мыслью:
Вы работаете! Вы, кто даже не может застелить собственную постель, чтобы выглядеть опрятно и опрятно! Ты, кто никогда не брал в руки иголку! Ты, которая ходит по дому, как принцесса, и никогда не помогает слугам в их работе! Вы, такие же, как ваш отец, мечтаете и оставляете свои книги на каждом стуле и столе в доме! [15]
Часть серии о |
марксизм |
---|
Родители запретили эту связь и отправили Александру в турне по Западной Европе в надежде, что она забудет Владимира, но пара, несмотря ни на что, осталась верна друг другу и поженилась в 1893 году. [16] Александра забеременела вскоре после замужества и в 1894 году родила сына Михаила. Свое время она посвящала чтению радикально- народнической и марксистской политической литературы и написанию художественной литературы. [17]
Ранний политический активизм
[ редактировать ]Хотя Коллонтай изначально привлекали популистские идеи реструктуризации общества на основе Мирской коммуны , вскоре она отказалась от этого в пользу других революционных проектов. [18] Марксизм с его упором на классовое сознание фабричных рабочих, революционный захват власти и построение современного индустриального общества привлек Коллонтай и многих ее коллег из радикальной российской интеллигенции. Первые занятия Коллонтай были робкими и скромными: несколько часов в неделю она помогала с сестрой Женей. [ нужна ссылка ] в библиотеке, которая поддерживала воскресные занятия по базовой грамотности для городских рабочих, привнося в уроки несколько социалистических идей. [с] Через эту библиотеку Коллонтай познакомилась с Еленой Стасовой , активисткой зарождающегося марксистского движения в Санкт-Петербурге. Стасова стала использовать Коллонтай в качестве курьера, доставляя неизвестным лицам посылки с нелегальными произведениями, которые доставлялись после произнесения пароля. [19]
Спустя годы она написала о своем браке: «Мы расстались, хотя были влюблены, потому что я чувствовала себя в ловушке. Я была оторвана [от Владимира] из-за революционных потрясений, укоренившихся в России». В 1898 году она оставила маленького Михаила с родителями, чтобы изучать экономику в Цюрихе , Швейцария, у профессора Генриха Херкнера . Затем она посетила Англию, где встретилась с членами британского социалистического движения, включая Сиднея и Беатрис Уэбб . Она вернулась в Россию в 1899 году, тогда же познакомилась с Владимиром Ильичем Ульяновым, более известным сегодня как Владимир Ленин .
Коллонтай заинтересовалась марксистскими идеями во время изучения истории рабочего движения в Цюрихе под руководством Херкнера, которого она позже назвала марксистским ревизионистом .
Она стала членом Российской социал-демократической рабочей партии в 1899 году в возрасте 27 лет. В 1905 году Коллонтай стала свидетельницей серии событий в Санкт-Петербурге, известных как «Кровавое воскресенье» , когда царские солдаты открыли огонь по безоружным демонстрантам перед зданием. Зимнего дворца, в результате чего сотни людей погибли и получили ранения. Во время раскола Российской социал-демократической рабочей партии между меньшевиками под руководством Юлиуса Мартова и большевиками под руководством Владимира Ленина в 1903 году Коллонтай поначалу не встала на сторону ни одной из фракций и «предлагала свои услуги обеим фракциям». [20] Однако в 1906 году, не одобряя «враждебную позицию большевиков по отношению к Думе » и несмотря на то, что она в целом была левой, она решила примкнуть к меньшевикам. [14]
В 1908 году она уехала в ссылку в Германию. [21] после публикации «Финляндии и социализма», призывавшей финский народ восстать против угнетения внутри Российской империи. Она путешествовала по Западной Европе и познакомилась с Карлом Каутским , Кларой Цеткин , Розой Люксембург и Карлом Либкнехтом . [д] среди других.
В 1911 году, резко разорвав многолетние отношения со своим товарищем по фракции Петром Масловым (1867–1946), учёным-аграрником, она закрутила роман с другим сокамерником, Александром Гавриловичем Шляпниковым . Супруги выглядели весьма странно: она была интеллигенткой-меньшевиккой, дворянского происхождения, старше его на тринадцать лет; он был слесарем-самоучкой из провинциальной России и известным большевистским выдающимся представителем. Их романтические отношения закончились в июле 1916 года, но впоследствии переросли в длительную дружбу, поскольку в конечном итоге они разделяли многие общие политические взгляды. Они еще поддерживали связь в начале 1930-х годов, когда Коллонтай жила за границей в своего рода дипломатической ссылке, а Шляпникова собирались казнить во время советских чисток . [22]
После вступления России в Первую мировую войну в 1914 году Коллонтай покинула Германию из-за поддержки войны немецкими социал-демократами. Коллонтай была решительно против войны и очень резко выступала против нее, а в июне 1915 года порвала с меньшевиками и официально присоединилась к большевикам, «тех, кто наиболее последовательно боролся с социал-патриотизмом ». [14] Покинув Германию, Коллонтай отправилась в Данию и обнаружила, что датские социал-демократы также поддерживают войну. Следующим местом, где Коллонтай попыталась выступить и написать против войны, была Швеция, но шведское правительство заключило ее в тюрьму за свою деятельность. После освобождения Коллонтай отправилась в Норвегию, где наконец нашла социалистическое сообщество, восприимчивое к ее идеям. Коллонтай оставалась в основном в Норвегии до 1917 года. Она дважды ездила в Соединенные Штаты, чтобы говорить о войне и политике. [23] и возобновить отношения с сыном Михаилом; в 1916 году она уговорила его избежать призыва в армию, поехав в Соединенные Штаты, чтобы работать по российским заказам на американских заводах. [24] В 1917 году, узнав о Февральской революции , Коллонтай вернулась из Норвегии в Россию. [25]
Русская революция
[ редактировать ]Когда Ленин тоже вернулся в Россию в апреле 1917 года, Коллонтай была единственным крупным лидером петроградских большевиков, которая сразу же заявила о своей полной поддержке его радикальных и нонконформистских новых предложений (так называемых « Апрельских тезисов »). Она была членом Исполнительного комитета Петроградского Совета и «до конца 1917 года [она] была постоянным агитатором революции в России как оратор, автор листовок и сотрудница большевистской женской газеты «Работница ». [26] После июльского восстания против Временного правительства она была арестована вместе со многими другими большевистскими лидерами, но в сентябре ей снова была предоставлена полная свобода передвижения: тогда она была членом Центрального комитета партии и как таковая голосовала за политику вооруженное восстание, приведшее к Октябрьской революции . [14] На Втором Всероссийском съезде Советов 26 октября она была избрана народным комиссаром социального обеспечения в первом советском правительстве . [26] но вскоре она подала в отставку в знак протеста против Брест-Литовского мира . В революционный период, в 45 лет, она вышла замуж за 28-летнего матроса-революционера Павла Дыбенко , сохранив при этом фамилию от первого брака. [и]
Она была самой видной женщиной в советской администрации и наиболее известна тем, что в 1919 году основала Женотдел или «Женский отдел». Эта организация работала над улучшением условий жизни женщин в Советском Союзе , борясь с неграмотностью и обучая женщин новым законам о браке, образовании и труде, введенным в действие революцией. В конце концов он был закрыт в 1930 году.
В политической жизни Коллонтай все чаще становилась внутренним критиком КПРФ . [20] и в статье, опубликованной в «Правде» 28 января 1921 года, она публично встала на сторону Рабочей оппозиции , левой фракции партии, имеющей свои корни в профсоюзной среде и возглавляемой Шляпниковым и Сергеем Медведевым , оба извлечения рабочего класса. [27] Тремя днями ранее, 25 января, после примерно месячной задержки, «Правда» наконец опубликовала платформу фракции к предстоящему Х съезду партии : [28] он главным образом выступал за объединенный в профсоюзы рабочий контроль над фабриками и вообще над «управлением национальной экономикой» на том основании, что построение коммунистического общества могло быть осуществлено промышленным пролетариатом только через его классовую работу в истории и через разведку. он приобретет это в конкретном экономическом опыте. [29] [ф]
В преддверии съезда, назначенного на 8–16 марта, по настоятельной просьбе Шляпникова Коллонтай напечатала брошюру под названием « Рабочая оппозиция» : в ней излагались ее личные взгляды на обсуждаемые вопросы, и она предназначалась для роздан только делегатам и с тех пор остается, пожалуй, ее самой известной работой. [г] «Предложения Коллонтай о реформах в основном повторяли предложения Рабочей оппозиции, но она делала больший акцент на сокращении «бюрократизации»», [28] и осуждение мелкобуржуазного или непролетарского влияния на советские учреждения и партию. Ее высказывания «передавали гораздо более резкую критику партии и ЦК , чем высказывания Шляпникова» в официальной платформе фракции. [30] Ленин был очень расстроен тем, что Коллонтай присоединилась к Рабочей оппозиции, и, когда ему дали экземпляр ее брошюры, он просто «пролистал» ее и сразу же раскритиковал Коллонтай. Он заявил, что она написала «платформу новой партии», пригрозил передать свою брошюру в суд Коммунистического Интернационала и ясно сказал ей в лицо: «За это тебя следует не только исключить, но и расстрелять». [31] [час]
Сторонников фракции среди делегатов, однако, оставалось довольно мало, и их число становилось все меньше в ходе заседания, когда Ленин, не колеблясь, даже вызвал насмешки делегатов, намекнув на любовное прошлое четы Коллонтай-Шляпников. [32] Хотя Коллонтай и ее товарищи быстро и безоговорочно выступили против кронштадтских повстанцев , [я] в последний день съезд принял, среди прочего, две секретные резолюции: одна, специально направленная против рабочей оппозиции, осуждающая «анархо-синдикалистский уклон» внутри партии; другой («О партийном единстве») просто запретил все фракции. Таким образом, «Рабочая оппозиция» была насильственно распущена, а Коллонтай практически отодвинута на второй план. [33]
Тем не менее, несмотря на последующие недоразумения с бывшими лидерами Рабочей оппозиции и собственное негодование Коллонтай по поводу того, что они отказались от брошюры, которую она написала в поддержку фракции, 5 июля 1921 года она снова попыталась «помочь [им], выступая от их имени. к Третьему конгрессу Коминтерна ». В своей речи она резко раскритиковала предложенную Лениным новую экономическую политику , предупредив, что она «грозит разочарованием рабочих, усилением крестьянства и мелкой буржуазии и содействием возрождению капитализма». [34] Троцкий в ответ даже сравнил ее с «амазонкой», а Карл Радек громко поправил: «Как валькирия !» [35]
Последним политическим действием Коллонтай как оппозиционера внутри Коммунистической партии стало подписание ею так называемого « письма двадцати двух », в котором несколько бывших членов Рабочей оппозиции и другие члены партии рабочего класса обратились к коммунистам . Интернационал против недемократических внутренних практик, используемых внутри российской партии. [36] Когда «Коллонтай попыталась выступить перед исполкомом Коминтерна 26 февраля 1922 года от имени взглядов, выраженных в обращении», Троцкий и Зиновьев исключили ее имя из списка ораторов и настояли на том, чтобы она не выступала. Когда она «оказалась непокорной, Троцкий запретил ей выступать и издал от имени ЦК декрет , предписывающий всем членам русской делегации «подчиняться директивам партии». Как и ожидалось, апелляция 22-х осталась безуспешной. [37] На Одиннадцатом съезде партии (март – апрель 1922 г.) Коллонтай, Шляпникову и Медведеву было предъявлено обвинение в том, что они настаивали на фракционной работе, и комиссия из трех человек, Сталин , Зиновьев и Дзержинский , рекомендовала исключить «нераскаявшихся» троих из партии. [38] В своей защитительной речи перед съездом Коллонтай подчеркнула свою преданность партии и стремление отдать ведущую роль в партии и за ее пределами рабочему классу, заявила о полном соблюдении прошлогоднего декрета о партийном единстве и заключила : "Если в нашей партии этому нет места, то исключите меня. Но и вне рядов нашей партии я буду жить, работать и бороться за Коммунистическую партию". [39] В конце концов, была принята резолюция, позволяющая этим троим оставаться в партии, если они не совершат дальнейших нарушений ее дисциплины. [Дж]
Советская дипломатическая карьера
[ редактировать ]После Одиннадцатого съезда Коллонтай стала политическим изгоем. Она была сильно потрясена тем, что находилась в опасной близости от изгнания, и считала идею исключения из «революционного сообщества избранных» ужасным «кошмаром». [40] Она даже предположила, что ее могут арестовать. Итальянский писатель и бывший коммунистический лидер Игнацио Силоне позже рассказывал, что, уезжая из Москвы в 1922 году, Коллонтай в шутку предупредила его не верить никаким новостям о ее аресте за кражу кремлевского серебра, поскольку такие новости могли означать только то, что она «не совсем в согласии с [Лениным] по поводу какой-нибудь маленькой проблемы сельскохозяйственной или промышленной политики». [41]
В это время Коллонтай также находилась в процессе болезненного развода со своим вторым мужем Павлом Дыбенко, из-за чего ей захотелось сменить обстановку. Во второй половине 1922 года она написала «личное письмо» вновь назначенному Генеральному секретарю ЦК и своему недавнему инквизитору Иосифу Сталину с просьбой отправить его с миссией за границу. Сталин удовлетворил ее просьбу, и, начиная с октября 1922 года, ей стали поручать дипломатические назначения за границей, и, таким образом, она была лишена возможности играть какую-либо дальнейшую политическую роль дома. Поначалу она надеялась, что это всего лишь преходящий этап в ее жизни и что вскоре она вернется к своей политической работе в Женотделе, но со временем ей пришлось осознать, что дипломатическая командировка превратилась в своего рода ссылку. [42]
Первоначально ее направили в качестве атташе советской торговой миссии в Норвегии , став одной из первых женщин, служащих на дипломатии в новейшее время. [к] В начале 1924 года Коллонтай была назначена сначала поверенным в делах , а с августа — полномочным министром . [14] Таким образом, позже она служила в Мексике (1926–27), снова в Норвегии (1927–30) и, наконец, в Швеции (1930–45), где в 1943 году ее наконец повысили до посла . [43] Когда Коллонтай была в Стокгольме , Зимняя война разразилась между Россией и Финляндией; Говорят, что во многом благодаря ее влиянию Швеция оставалась нейтральной. [44] После войны она удостоилась Вячеслава Молотова похвалы . В конце апреля 1943 года Коллонтай, возможно, была вовлечена в неудавшиеся мирные переговоры с Хансом Томсеном , ее немецким коллегой в Стокгольме. [45] Она также была членом советской делегации в Лиге Наций . [л] Коллонтай вышла в отставку в 1945 году. В 1946 и 1947 годах она была номинирована на Нобелевскую премию мира скандинавскими политическими кругами (включая президента Финляндии и бывшего посла в Москве Юхо Кусти Паасикиви ) на основании «ее дипломатических усилий по прекращению войны и военных действий между Советский Союз и Финляндия в ходе переговоров в 1940-44 годах». [46]
Политическое отступление и отношение к сталинизму
[ редактировать ]Будучи отправленной за границу в своего рода фактическую ссылку на более чем двадцать лет, Коллонтай отказалась «от борьбы за реформы и за женщин, отступив в относительную безвестность». [47] и подчиняясь новому политическому климату. Она отбросила свои феминистские опасения и «не возражала против патриархального законодательства 1926 года и конституции 1936 года , которые лишили советских женщин многих завоеваний, достигнутых ими после Февральской и Октябрьской революций ». [48] Следующие слова, которые она якобы произнесла в частной беседе со своим другом Марселем Боди в 1929 году, дают представление о ее отношении к продвижению сталинизма : «Все так сильно изменилось. Что я могу с этим поделать? Нельзя идти против «аппарата». «Со своей стороны, я отложил свои принципы в угол своей совести и, насколько могу, следую той политике, которую они мне диктуют». [м]
издатель Хельга Керн попросила ее написать собственную автобиографию для серии о знаменитых женщинах Тремя годами ранее, в 1926 году, когда мюнхенский , она сочла необходимым полностью переработать первый вариант своего произведения, который она передала издателю. удаление практически всех упоминаний об «опасных» темах, а также тех частей, которые упоминают или лишь намекают на ее прежние критические позиции и те, которые имеют личный характер и могут быть расценены как формы самовосхваления. На просьбу издателя внести запрошенные изменения Коллонтай с явным смущением извинилась, неоднократно предложив списать с нее все расходы и дважды написав, что в нынешних обстоятельствах «поступить иначе» совершенно невозможно. [н]
В своих мемуарах Лев Троцкий презрительно критиковал политическую позицию Коллонтай, написав, что «В России Колонтай с самого начала заняла ультралевую позицию не только по отношению ко мне, но и по отношению к Ленину. Она вела множество сражений против режима «Ленина-Троцкого», но позже наиболее трогательно склонилась перед сталинским режимом». [49] Тем не менее, можно также утверждать, что она только что усвоила навсегда урок, который Троцкий преподал ей на вышеупомянутом заседании Коминтерна в 1922 году, когда он укротил ее последние остатки непокорности, вынудив ее подчиниться партийной дисциплине. Коллонтай как бы заранее возразила в своей статье 1927 года, в которой она наконец раз и навсегда присоединилась к сталинистам:
Массы не верят в оппозицию. Каждое заявление оппозиции они встречают улыбкой. Возможно ли, что оппозиция считает, что память масс настолько коротка? Если они натолкнутся на дефекты в партии, в политической линии, кто, как не знаменитые оппозиционеры, их учредил и построил? Кажется, что политика партии и структура аппарата становятся непригодными только с того дня, как группа оппозиционеров порывает с партией.
— Оппозиция и партийная масса , « Правда », 30 октября 1927, с. 3 [50]
О степени ее приверженности преобладающим идеям сталинского режима, независимо от того, была ли она спонтанной или нет, можно судить по началу статьи, которую она написала в 1946 году для российского журнала. Он носил название « Советская женщина — полноправная и равноправная гражданка своей страны » и хвалил достижения Советского Союза в области прав женщин, одновременно подчеркивая точку зрения на роль женщин в обществе, которая противоречила ее предыдущим работам об освобождении женщин.
Общеизвестен факт, что Советский Союз добился исключительных успехов в привлечении женщин к активному государственному строительству. Эту общепринятую истину не оспаривают даже наши враги. Советская женщина — полноправная и равноправная гражданка своей страны. Открывая женщине доступ ко всем сферам творческой деятельности, наше государство одновременно обеспечило ей все условия, необходимые для выполнения ее естественного долга – быть матерью, воспитывающей своих детей, и хозяйкой своего дома.
— Sovetskaya zhenshchina [Soviet Woman], 5, September–October 1946, pp. 3–4 [the]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Александра Коллонтай скончалась в Москве 9 марта 1952 года, менее чем через месяц после своего 80-летия, и была похоронена на Новодевичьем кладбище .
Она была единственным членом ЦК большевиков, возглавившим Октябрьскую революцию , которому удалось дожить до 1950-х годов, не считая Сталина и его преданного сторонника Матвея Муранова . [п] Иногда ее критиковали и даже презирали за то, что она не повысила голос во время сталинских чисток , когда, среди бесчисленного множества других, были казнены ее бывший муж , ее бывший любовник и боевой товарищ , а также многие ее друзья. И, как было отмечено, в то время она «была в безопасности в своей роскошной в Стокгольме ». резиденции [48] Однако следует отметить, что и в этом случае Коллонтай не пользовалась полной свободой действий и должна была беспокоиться о возможной судьбе своей семьи. Возможно, это не было чистой случайностью, если бы оба ее единственного сына [д] и ее сводный племянник-музыкант [р] (которого она очень поддерживала в начале его карьеры) также не пострадала от преследований сталинского режима, в установление которого она, однако, внесла значительный вклад. [с]
Возрождение радикализма в 1960-е годы и рост феминистского движения в 1970-е годы стимулировали новый интерес к жизни и творчеству Александры Коллонтай во всем мире. Впоследствии было опубликовано множество книг и брошюр о Коллонтай, в том числе полные биографии историков Кэти Портер, Беатрис Фарнсворт и Барбары Эванс Клементс. В 1982 году Роза фон Праунхайм сняла фильм «Красная любовь» по одноименной новелле Коллонтай. Например, фильм был показан в Музее современного искусства . [51] Коллонтай была героем телефильма 1994 года « Волна страсти: Жизнь Александры Коллонтай» с Глендой Джексон в роли голоса Коллонтай. Женщину- советского дипломата 1930-х годов с нетрадиционными взглядами на сексуальность, вероятно, вдохновленными Коллонтай, сыграла Грета Гарбо в фильме «Ниночка» (1939).
Вклад в марксистский феминизм
[ редактировать ]Коллонтай считается ключевой фигурой в марксистском феминизме за ее приверженность как освобождению женщин, так и марксистским идеалам. [52] [53] Она выступала против идеологии либерального феминизма , которую считала буржуазной. В то же время Коллонтай была поборницей женского освобождения, считая, что оно «может произойти только в результате победы нового общественного порядка и иной экономической системы». [14] Она критиковала буржуазных феминисток за то, что они отдавали приоритет политическим целям, таким как избирательное право женщин , которые обеспечили бы политическое равенство буржуазным женщинам, но мало что сделали бы для улучшения непосредственного положения женщин из рабочего класса , а также выразила подозрение, что буржуазные поборники феминизма будут продолжать поддерживать их коллеги из рабочего класса после успеха в борьбе за «общие права женщин»:
Классовый инстинкт – что бы ни говорили феминистки – всегда оказывается более сильным, чем благородный энтузиазм «надклассовой» политики. Пока буржуазные женщины и их [пролетарские] «младшие сестры» равны в своем неравенстве, первые могут с полной искренностью прилагать большие усилия для защиты общих интересов женщин. Но как только барьер падает и буржуазные женщины получают доступ к политической деятельности, недавние защитники «прав всех женщин» становятся восторженными защитниками привилегий своего класса, довольствуясь тем, что младшие сестры остаются вообще без прав. Таким образом, когда феминистки говорят с работницами о необходимости общей борьбы за реализацию какого-то «общеженского» принципа, женщины рабочего класса, естественно, относятся к ним недоверчиво.
- Александра Коллонтай (1909), Социальная основа женского вопроса. [54]
Коллонтай известна своей пропагандой свободной любви . [ нужна ссылка ] Однако это не означает, что она выступала за случайные сексуальные контакты; действительно, она считала, что из-за неравенства между мужчинами и женщинами, которое сохранялось при социализме, такие встречи приведут к эксплуатации женщин и оставят их одних воспитывать детей. Вместо этого она считала, что настоящий социализм не может быть достигнут без радикального изменения отношения к сексуальности. [ нужна ссылка ] , чтобы освободить его от репрессивных норм, которые она считала продолжением буржуазных идей о собственности. Распространенный миф описывает ее как сторонницу «стакана воды» . теории сексуальности [55] Цитата «...удовлетворение сексуальных желаний должно быть таким же простым, как выпить стакан воды». [56] ей часто ошибочно приписывают. [57] Вероятно, это искажение момента из ее рассказа «Три поколения», когда молодая комсомолка утверждает, что секс «так же бессмысленен, как выпить стакан водки (или воды, в зависимости от перевода) для утоления жажды». [58] В № 18 своих «Тезисов о коммунистической морали в сфере супружеских отношений» Коллонтай утверждала, что «...сексуальность - это человеческий инстинкт, столь же естественный, как голод или жажда».
Хотя Коллонтай верила в возможное устаревание традиционной семьи. [ нужна ссылка ] Она считала, что институт брака сможет выжить, если претерпит радикальную трансформацию. Она выступала за преобразование брака, который был бы совместим со многими другими социальными отношениями, такими как дружба. Коллонтай считала, что, освободив женщин и мужчин от их традиционно иерархических ролей, коммунизм освободит брак от «супружеского рабства прошлого», позволяя супругам процветать в эгалитарных браках, основанных на взаимной любви и доверии. [59] [60] Как писала Коллонтай в 1920 году:
Рабочее государство нуждается в новых отношениях между полами, так же как узкая и исключительная привязанность матери к своим детям должна расшириться до тех пор, пока она не распространится на всех детей великой пролетарской семьи, нерасторжимый брак, основанный на рабстве женщины. заменяется свободным союзом двух равноправных членов рабочего государства, объединенных любовью и взаимным уважением. На месте индивидуальной и эгоистической семьи разовьется великая всеобщая семья рабочих, в которой все рабочие, мужчины и женщины, будут прежде всего товарищами. – Александра Коллонтай (1920), Коммунизм и семья [61]
Коллонтай считала домашний труд препятствием на пути к своему идеалу «всеобщей семьи». [60] [59] Вместо того, чтобы рассматривать задачи, которые традиционно выполнялись женщинами, как производительный труд, Коллонтай считала, что работа по дому стоит на пути индустриализации и модернизации и что в полностью реализованном коммунистическом обществе промышленная механизация в конечном итоге заменит так называемый женский труд:
Все, что раньше производилось в лоне семьи, теперь производится в массовом порядке в мастерских и на фабриках. Машина заменила жену. Какая экономка станет теперь утруждать себя изготовлением свечей, прядением шерсти или ткачеством ткани? Все эти продукты можно купить в соседнем магазине. Раньше каждая девочка умела вязать чулки. В наши дни какая работающая женщина подумает о том, чтобы зарабатывать себе на жизнь? Во-первых, у нее нет времени. Время – деньги, и никто не хочет тратить время непродуктивно и бесполезно. Мало кто из работающих женщин станет мариновать огурцы или делать другую консервацию, когда все это можно купить в магазине. – Александра Коллонтай (1920), Коммунизм и семья [61]
В этом отношении критика Коллонтай положения женщин в обществе при капитализме одновременно напоминает и отличается от марксистского феминистского движения «Заработная плата за работу по дому ». В то время как сторонники «Заработной платы за работу по дому» утверждают, что домашний труд является производительным трудом, достойным денежной компенсации, Коллонтай обесценила «женский труд», считая его устаревшим пережитком прошлого. [60] [62] В отличие от сторонников «Заработной платы за работу по дому», которые выступали за интеграцию женщин в общественную сферу, Коллонтай поставила под сомнение статус работающих женщин: [61]
Какая может быть «семейная жизнь», если жена и мать не менее восьми часов находятся на работе и, считая дорогу, находятся вдали от дома по десять часов в день? Ее дом заброшен; дети растут без какой-либо материнской заботы, проводя большую часть времени на улице, подвергаясь всем опасностям этой среды. Женщина, которая является женой, матерью и работницей, должна расходовать каждую унцию энергии, чтобы выполнить эти роли. Ей приходится работать столько же, сколько и ее мужу, на какой-нибудь фабрике, типографии или коммерческом предприятии, а кроме того, ей нужно находить время для домашнего хозяйства и ухода за детьми. Капитализм возложил на плечи женщины непосильное бремя: он сделал ее наемной работницей, не уменьшив при этом ее забот как домохозяйки или матери.
— Александра Коллонтай, Коммунизм и семья
Взгляды Коллонтай на роль брака и семьи при коммунизме, возможно, были более влиятельными, чем ее защита «свободной любви». [55] Коллонтай считала, что, как и государство, семейная ячейка отомрет, как только второй этап коммунизма станет реальностью. [60] Она рассматривала брак и традиционные семьи как наследие репрессивного, основанного на правах собственности и индивидуалистического прошлого, в котором женщины одновременно подвергались как наемному труду вне дома, так и неоплачиваемому материнскому и домашнему труду внутри него. Коллонтай призвала мужчин и женщин отказаться от ностальгии по традиционной семейной жизни. «Работница-мать должна научиться не делать различия между вашими и моими, она должна помнить, что есть только наши дети, дети коммунистических рабочих России». При коммунизме и мужчины, и женщины будут работать и получать поддержку общества, а не своих семей. Точно так же их дети будут подопечными общества и воспитываются вместе. Однако она также похвалила родительскую привязанность: «Коммунистическое общество возьмет на себя все обязанности, связанные с воспитанием ребенка, но радости родительства не будут отняты у тех, кто способен их оценить». [63]
Награды
[ редактировать ]- Орден Ленина (1933 г.) [64]
- Орден Трудового Красного Знамени (1942 г.). [64]
- Орден Трудового Красного Знамени (1945 г.). [64]
- Орден Святого Олафа (высшая награда Норвегии того времени) [65]
- Орден Ацтекского орла (1944 г.) [64] [66] [т]
Работает
[ редактировать ]- "The Social Basis of the Woman Question" ("Социальные основы женского вопроса"), a pamphlet, 1909
- "New Woman" ("Новая женщина"), Modern World ( Современный мир ), 9, 151–185, 1913 (republished in New morality and working class ( Новая мораль и рабочий класс ), Moscow, 1919, pp. 3–35). [67]
- «Отношение русских социалистов», «Новое обозрение», март 1916 г., стр. 60–61.
- Vasilisa Malygina (Василиса Малыгина). novel, 1923
- Красная любовь [английский перевод Василисы Малыгиной , 1923]. Нью-Йорк: Семь искусств, 1927.
- Свободная любовь. Лондон: Дж. М. Дент и сыновья, 1932.
- Коммунизм и семья. Сидней: Д.Б. Янг, без даты [1970].
- Автобиография сексуально эмансипированной коммунистки. nc [Нью-Йорк]: Гердер и Гердер, без даты [1971].
- Сексуальные отношения и классовая борьба: любовь и новая мораль. Бристоль: Falling Wall Press, 1972.
- Женщины-работницы борются за свои права. Бристоль: Falling Wall Press, 1973.
- Рабочая оппозиция. Сан-Педро, Калифорния: Лига экономической демократии, 1973.
- Международный женский день. Хайленд-Парк, Мичиган: Международная социалистическая издательская компания, 1974.
- Избранные сочинения Александры Коллонтай. Аликс Холт, пер. Лондон: Эллисон и Басби, 1977. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- Любовь рабочих пчел [роман]. Кэти Портер, пер. Лондон: Вираго, 1977 [новый перевод Василисы Малыгиной плюс два рассказа]
- Большая любовь [роман]. Кэти Портер, пер. Лондон: Вираго, 1981. Также: Нью-Йорк: WW Norton & Co., 1982.
- Избранные статьи и выступления . Нью-Йорк: Международные издательства , 1984.
- Самое главное Александра Коллонтай. Чикаго: Haymarket Books, 2008.
- Рабочая оппозиция в Российской коммунистической партии: борьба за рабочую демократию в Советском Союзе. Санкт-Петербург, Флорида: Издательство Red and Black, 2009.
- Подробная библиография русскоязычных материалов Коллонтай представлена в книге «Клементс» , стр. 317–331.
См. также
[ редактировать ]- Женотдел
- коммунист
- История феминизма
- Женщины в русской революции
- Марксистский феминизм
- Социалистический феминизм
- большевики
Примечания
[ редактировать ]- ^ Оригинальная фамилия Александры Коллонтай транслитерировалась по-разному : Домонтовиц, вероятно, является распространенным альтернативным написанием (см.: Генеалогия Михаила Домонтовица ).
- ^ В дополнение к мелодраме Достоевского , первый муж матери Александры Коллонтай, инженер по имени Мравинский, был завербован царской тайной полицией в 1881 году, чтобы помочь раскрыть заговор с целью убийства царя с помощью динамита, заложенного под улицей в туннеле. Мравинский помогал полицейским проверять секретные туннели, проложенные террористами «Народной воли» , которым все равно удалось таким образом подложить динамит. Царь Александр II был убит две недели спустя менее изощренным способом, когда он изменил свой обычный маршрут по улицам, но Мравинский был арестован, когда был обнаружен динамитный туннель, по обвинению в том, что он ввел полицию в заблуждение. Мать Александры убедила второго мужа использовать свое влияние, чтобы помочь ей первому, в результате чего Мравинский был спасен от суровой сибирской ссылки, лишен прав и вместо этого сослан в Европейскую Россию. Клементс , с. 9.
- ^ «Библиотека предоставляла карты, глобусы, учебники и другие материалы группам, собиравшимся в различных частях города, и рассылала нелегальные популистские и марксистские брошюры под прикрытием легальной деятельности». Клементс , с. 18.
- ↑ Эти «личные друзья» были специально упомянуты Коллонтай в первом варианте ее «Автобиографии» , однако во второй вычеркнутой версии ренегат Каутский был вычеркнут (цитата взята с сайта Marxists.org ).
- ^ «Лидеры большевиков реагировали на разницу в возрасте, как кудахтанье деревенских сплетников», — добавляет Саймон Карлинский (« Меньшивик, большевик, сталинистская феминистка ». The New York Times , 4 января 1981 г.). И Дыбенко, и Шляпников были народными комиссарами вместе с Коллонтай в первом советском правительстве.
- ↑ По словам Джона Симкина, 27 февраля профсоюзные активисты, поддерживающие Рабочую оппозицию, опубликовали прокламацию, призывающую к «свободе слова, печати и собраний для всех, кто трудится», а также к «освобождению всех арестованных социалистов и беспартийных рабочих». ' ( Александр Шляпников в Spartacus Educational). Однако эти позиции кажутся гораздо более соответствующими позициям кронштадтских повстанцев , чем основному течению рабочей оппозиции.
- ^ Английское издание брошюры (Брошюра Солидарности (Лондон) № 7, 1961 г.) доступно на сайте marxist.org ).
- ↑ Гневную обиду Ленина на Коллонтай демонстрирует и другой эпизод, рассказанный Анжеликой Балабановой . На открытии съезда, войдя в фойе, Ленин увидел Коллонтай, беседующую с французским делегатом, и тотчас же бросился к последнему, явно удивляясь, что он все еще разговаривает «с этим человеком» ( Балабанов, Анжелика (1964). Впечатления о Ленине . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 97–98 ).
- ↑ 13 марта Коллонтай хвасталась перед съездом, «что именно члены фракции Рабочей оппозиции были «первыми» добровольцами «в Конштадте» и, таким образом, «выполнили наш долг во имя коммунизма и международных рабочих». революция'." ( Гетцлер, Израиль (2002). Кронштадт 1917-1921. Судьба советской демократии . Кембридж и др. : Издательство Кембриджского университета. п. 256. ИСБН 0-521-89442-5 )
- ↑ Однако из партии были исключены Флор Анисимович Митин (1882–1937) и Николай Владимирович Кузнецов (1884–1937), двое других подписавших обращение к Коминтерну, не являвшиеся «старыми большевиками» [Аллен ( Начало несогласие ), с. 52].
- ^ Ей предшествовали представитель Первой Венгерской Республики в Швейцарии Розика Швиммер (1918 г.), Первой Республики Армения Почетный консул в Японии Диана Апкар (1920 г.) и «первый секретарь» болгарской миссии в США Надежда Станчова (1921).
- ↑ Коллонтай была одной из семнадцати женщин-делегатов Генеральной ассамблеи Лиги на протяжении двух десятилетий ее деятельности; Гленда Слуга также добавляет, что она «была уникально причастна к одному собранию внутреннего святилища Совета Лиги» (Слуга, Гленда (2015): «Женщины, феминизм и интернационализм двадцатого века», там же и Клавин, Патриция (ред.) : Интернационализмы: история двадцатого века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 69. ISBN 978-1-107-64508-0 )
- ↑ Эти слова были переданы бывшим дипломатическим коллегой Коллонтай и боевым товарищем Марселем Боди (1894–1984) в некрологе, который он опубликовал в 1952 году в политическом обозрении («Мемуары: Александра Коллонтай»; Preuves , № 14, апрель 1952 г., стр. 12–24). Статья была воспроизведена в Интернете, хотя и со многими ошибками, на веб-сайте La Battaille Socialiste . Поскольку они были произнесены во время тет-а-тет в Холменколлене в Норвегии, эти слова не могут быть подтверждены каким-либо третьим источником, но кажутся совершенно правдоподобными.
- ↑ Письмо Хельге Керн, 26 июля 1926 г., воспроизведено в послесловии Иринга Фетшера к автобиографии Коллонтай einer sexuell emanzipierten Kommunistin , Мюнхен, Rogner & Bernhard, 1970 (цитата по итальянскому изданию Autobiografia , Milan, Feltrinelli, 1975, стр. 67). ). Книга Фетчера представляет собой сопоставление обеих версий, написанных Коллонтай: первоначального варианта и второй удаленной версии. Обе версии также собраны в англоязычном онлайн-издании, доступном в Интернет-архиве марксистов.
- ^ Сокращенная версия под редакцией Салли Райан (2000) и Криса Клейтона (2006) и взятая из книги «Александра Коллонтай: Избранные статьи и выступления» (Москва, Издательство «Прогресс», 1984) доступна в Интернете в Интернет-архиве марксистов.
- ↑ По данным Антонио Москато , кроме Сталина и Коллонтай, в ЦК на момент большевистской революции было 19 действительных членов: двое из них были убиты контрреволюционерами; пятеро, включая Ленина, умерли по другим причинам до прихода Сталина к власти; все 12 оставшихся членов стали жертвами сталинских репрессий, включая Троцкого, убитого в Мексике [ La distruzione del partito bolscevico (глава эссе: Ленин и Троцкий, le ragioni di una colaborazione ), в Ленине/Троцком (2017). Су Маркс. L'approccio dei Due Capi della Rivoluzione russa (на итальянском языке) . Электронная книга Говера. ISBN 978-88-6797-883-0 ]. Однако Матвей Муранов тоже прошел чистки невредимым, пережив всех своих бывших коллег до 1959 года: точное число ставших жертвами Сталина, таким образом, должно быть подсчитано как 11. Список и даты смерти действительных членов большевистского Центра Комитет, избранный на VI съезде , см.: Хиршкович, Нафтали, изд. (2005–2020). «ЦК, избранный VI съездом ПОДР(б) 3(16).8.1917, члены» . Путеводитель по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 - 1991 (на русском и итальянском языках).
- ^ «Миша» Коллонтай большую часть времени прожил в США, где работал инженером; тем временем его мать воспитывала внука Владимира Михайловича в Швеции (Клементс, с. 251). Миша, однако, умер во время Второй мировой войны, вероятно, в Стокгольме, где он искал ухода за своей матерью, потому что заболел болезнью сердца (Клементс, стр. 265 и 270).
- ↑ Другой сводный племянник Коллонтай (сын ее старшей сводной сестры Адели, а также ее собственный двоюродный брат), который был ярым большевиком с 1917 года, покончил жизнь самоубийством в 1931 году. «Они перестарались», — с горечью писала Коллонтай. в своем дневнике, когда она готовилась, «дрожа», сообщить сводной сестре ужасную новость (Фарнсворт [2010], с. 960). Фарнсворт не называет имя самоубийцы, но, согласно русской Википедии, единственного ребенка мужского пола Адели (Аглаиды) и Константина Алексеевича Домонтовича звали Михаил, как и у Коллонтай.
- ↑ С другой стороны, Коллонтай вряд ли когда-либо была такой тихой и безопасной во время Террора. Дженни Моррисон пишет, что «последние 20 лет своей жизни она прожила в постоянном страхе быть убитым или заключенным в тюрьму». Барбара Аллен узнала от внука Коллонтай семейную традицию (основанную на информации из вторых рук) о том, что Коллонтай когда-то была на грани ареста. Во время ее визита в Москву уже был отдан приказ о ее аресте, но «прежде чем [он] успел быть исполнен, был арестован ответственный за это сотрудник НКВД . Коллонтай уехала из Москвы в Скандинавию до того, как в команду был назначен новый чиновник. дело» и впоследствии так или иначе было закрыто. Более того, по словам Аллена, ни Коллонтай, ни Шляпников (даже другие крупные представители Рабочей оппозиции) никогда не предадут близких друзей во время террора. Напротив, «Коллонтай старалась, как могла, помочь своим друзьям, обращаясь к Молотову и другим, но со все меньшими и меньшими результатами». Что в конечном итоге заставило ее искать утешения даже в «ностальгии по более спокойным и обнадеживающим дореволюционным временам» ( Пролетарий из романа , с. 190).
- ↑ Коллонтай была награждена Орденом ацтекского орла за дружбу с президентами Мексики Ласаро Карденасом дель Рио (21 мая 1895 г. - 19 октября 1970 г.), служившим с 1934 по 1940 г., и Мануэлем Авила Камачо (24 апреля 1897 г. - 13). октябрь 1955), служивший с 1940 по 1946 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зукас, Алекс (20 апреля 2009 г.), «Коллонтай, Александра (1872-1952)» , в Несс, Иммануэль (редактор), Международная энциклопедия революции и протеста , Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd, стр. 1–2, номер домена : 10.1002/9781405198073.wbierp0858 , ISBN. 978-1-4051-9807-3 , получено 2 мая 2023 г. ,
Александра Коллонтай, урожденная Домонтович, первая женщина-министр кабинета министров и первая женщина-посол.
- ^ Бойнтон, Виктория; Малин, Джо, ред. (2005). «Александра Коллонтай» . Энциклопедия женской автобиографии . п. 326. ИСБН 978-0-313-32739-1 .
В первом советском правительстве, сформированном осенью 1917 года, Коллонтай была назначена наркомом (министром) социального обеспечения. Она была единственной женщиной в кабинете министров, но также первой женщиной в истории, ставшей членом правительства.
- ^ Клементс , с. 3.
- ^ "Дипломат Александра Коллонтай глазами внука" [Diplomat Alexandra Kollontai through the eyes of her grandson]. interaffairs.ru (in Russian). 2 June 2019 . Retrieved 11 November 2020 .
- ^ Обзор русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканском полуострове /Обзор Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканском полуострове︠е︡ (СПб.: В. Государственной типографии, 1900) ( Обзор русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Балканском полуострове ) (СПб.: Государственная типография, 1900) - См. также: Обзор Русско-турецкая война 1877-1878 годов (ООО «Книга по запросу», 2015) (на русском языке, а не английском)
- ^ Перейти обратно: а б Клементс , с. 4.
- ^ Тэсси, Грегор (2005). Евгений Мравинский: Благородный дирижер . Лэнхэм/Торонто/Оксфорд: Пугало, с. 1. ISBN 978-0-8108-5427-7 .
- ^ Тэсси, указ. цит. , Главы первая ( «Мровинские: «Императору служить» ) и вторая (« Женя »), стр. 1–25.
- ^ Клементс , с. 5.
- ^ Kollontai, Aleksandra (1945). "Iz vozpominanii". Oktyabr (9): 61. Cited in Clements , p. 6.
- ^ Клементс , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Клементс , с. 12.
- ^ Клементс , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Коллонтай, Александра (1926), Автобиография... , соч. цит. (взято с сайта Marxists.org ).
- ^ Коллонтай, Александра (1945). Первый этап . Стокгольм: Бонньерс. стр. 218–219. Цитируется у Клементса , стр. 15.
- ^ Клементс , с. 15.
- ^ Клементс , с. 16.
- ^ Клементс , с. 18.
- ^ Клементс , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Симкин, Джон, Александра Коллонтай , в Spartacus Educational
- ^ Клайв Джеймс, Культурная амнезия , с. 359.
- ^ Аллен 2008 , стр. 21–54.
- ^ Холт , стр. 78–79.
- ^ Аллен 2008 , с. 177.
- ^ Холт , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Рингер, с. 189.
- ^ Клементс , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Аллен 2015 , стр. 178–179.
- ↑ «Тезисы рабочей оппозиции», переведенные Барбарой Аллен для marxists.org из: «Задачи профсоюзов» , «Правда» , 25 января 1921 г.
- ^ Аллен 2015 , с. 182.
- ^ Аллен 2015 , стр. 182–184.
- ^ Аллен 2008 , с. 163.
- ^ Аллен 2015 , стр. 186–187.
- ^ Аллен 2008 , стр. 183–184.
- ^ Троцкий, Леон. «Речь на обсуждении политики Российской коммунистической партии 5 июля 1921 года» . Марксистский архив . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Шляпников: Обращение 22 в Интернет-архиве марксистов.
- ^ Аллен 2007 , с. 31.
- ^ Фарнсворт (2010), с. 949, примечание 24.
- ^ Аллен 2007 , с. 48.
- ^ Фарнсворт (2010), с. 949.
- ^ Жид, Андре ; Райт, Ричард ; Силоне, Игнацио ; Спендер, Стивен ; Кестлер, Артур ; Фишер, Луи (1949). Кроссман, Ричард Ховард Стаффорд (ред.). Бог, который потерпел неудачу . Бантамские книги. п. 101. Весь материал Silone на итальянском языке доступен бесплатно в Интернете под названием Uscita di sicurezza на веб-сайте Il Sole-24 ORE (2017).
- ^ Фарнсворт (2010), с. 949 и далее.
- ^ Иринг Фетчер , «Послесловие», в книге А. Коллонтай, «Автобиография сексуально эмансипированной женщины» , Лондон, Орбах и Чемберс, 1972, с. 105 и далее.
- ^ Erofeev, V. (2011), Diplomat, Moskva.
- ^ Мастный, Войтех (1972). «Сталин и перспективы сепаратного мира во Второй мировой войне» . Американский исторический обзор . 77 (5). Американская историческая ассоциация : 1365–1388. дои : 10.2307/1861311 . JSTOR 1861311 . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ «Архив номинаций: Александра Михайловна Коллонтай» . Нобелевская премия . Апрель 2020 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Моррисон.
- ^ Перейти обратно: а б Карлинский, Саймон (4 января 1981 г.). «Меньшивик, большевик, сталинистка-феминистка» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Троцкий, Леон (1975). Моя жизнь . Хармондсвот, Миддлсекс: Пингвин. п. 283.
- ^ Клементс , с. 248.
- ^ «Последние фильмы из Западной Германии» (PDF) . Музей современного искусства . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Локанита, Джини (2001), «Александра Коллонтай и марксистский феминизм». Экономический и политический еженедельник . Том. 36, № 17 (28 апреля – 4 мая 2001 г.), стр. 1405–1412.
- ^ Най, Андреа (1988). Феминистская теория и философия человека . Нью-Йорк/Лондон: Рутледж. Глава 3 («Сообщество мужчин: марксизм и женщины»), раздел: «Марксистские феминистки: Цеткин, Коллонтай, Гольдман», стр. 40–54. ISBN 0-415-90204-5 .
- ^ Санкт-Петербург: Знамя. Глава 3: «Борьба за политические права» (цитата с сайта Marxists.org , перевод Аликс Холт (1977): Избранные сочинения Александры Коллонтай . Лондон: Эллисон и Басби).
- ^ Перейти обратно: а б Эберт, Тереза (1999) «Александра Коллонтай и красная любовь». Архивировано 28 августа 2017 года в Wayback Machine . (Проверено 24 февраля 2016 г.).
- ^ Lunacharsky , "О БЫТЕ:МОЛОДЕЖЬ И ТЕОРИЯ „СТАКАНА ВОДЫ"" ("On Everyday Life: Young People and the "Glass of Water" Theory).
- ^ Бернштейн, Фрэнсис Ли (2007). Диктатура секса: советы советским массам по образу жизни . ДеКалб: Издательство Университета Северного Иллинойса. п. 37. ИСБН 978-0-87580-371-5 .
- ^ Коллонтай, Александра (1999). Любовь рабочих пчел и большая любовь . Перевод Кэти Портер. Вираго. ISBN 1-86049-562-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Годси, Кристен Р. (2018). «Разрушение партии: радикальное наследие феминистки советской эпохи» . Журнал мировой политики . 35 (2): 70–74. дои : 10.1215/07402775-7085877 . ISSN 1936-0924 . S2CID 159006262 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рулофс, Джоан (2 января 2018 г.). «Александра Коллонтай: Социалистический феминизм в теории и практике» . Международная критическая мысль . 8 (1): 166–175. дои : 10.1080/21598282.2017.1419436 . ISSN 2159-8282 . S2CID 158374267 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Коммунизм и семья Александры Коллонтай» . www.marxists.org . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Фергюсон, Энн; Хеннесси, Розмари; Нагель, Мехтильд (2021), «Феминистские взгляды на класс и работу» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 22 марта 2022 г.
- ^ Коллонтай А. (1920) «Коммунизм и семья», текст « Коммунистка » .
- ^ Перейти обратно: а б с д (на русском языке) Александра Коллонтай – советский посол .
- ^ Нобелевская премия мира: Откровения советского прошлого . Нобелевская премия.org. Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Голос России . vor.ru (испанский)
- ^ Воспроизведено на сайте marxists.org , переведено Сальватором Аттансио, проверено и исправлено Крисом Клейтоном.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Барбара С. (2015). Александр Шляпников, 1885-1937: Жизнь старого большевика . Лейден: Брилл. стр. 84–85. ISBN 978-90-04-24853-3 .
- Аллен, Барбара С. (2007). «Ранний разлад внутри партии: Александр Шляпников и письмо двадцати двух». Эпоха НЭПа: Советская Россия 1921-1928 (PDF) . Том. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2021 года.
- Аллен, Барбара С. (2008). « Пролетарий из романа»: политика, идентичность и эмоции в отношениях Александра Шляпникова и Александры Коллонтай, 1911-1935» . Советское и постсоветское обозрение . 35 (2): 21–54.
- Клементс, Барбара Эванс (1979). Большевистская феминистка: Жизнь Александры Коллонтай . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-31209-4 .
- Коул, GDH (1958). История социалистической мысли , том IV: Коммунизм и социал-демократия 1914-1931 гг . Лондон-Нью-Йорк: Макмиллан-Сент. Martin's Press, части I и II
- де Хаан, Франциска; Даскалова, Красимира; Лутфи, Анна (2006). Биографический словарь женских движений и феминизмов: Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, 19 и 20 века . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-7326-39-4 .
- Фарнсворт, Беатрис (2010). «Разговор со Сталиным, пережив террор: дневники Александры Коллонтай и внутренняя жизнь политики». Славянское обозрение . 69 (4): 944–970. дои : 10.1017/S003767790000992X . S2CID 158044855 .
- Холт, Аликс (пер.), изд. (1980) [1977]. Александра Коллонтай Избранные произведения . США: Нортон и компания. ISBN 0-393-00974-2 .
- Моррисон, Дженни, «Женщины слева: Александра Коллонтай». Архивировано 27 апреля 2019 года в Wayback Machine ; Counterfire , 11 февраля 2012 г.
- Рингер, Рональд Э. (2006). Excel HSC Современная история . Glebe NSW: Pascal Press (статья: «Александра Коллонтай (1872–1952)», стр. 187–190). ISBN 978-1-74125-246-0
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боброфф, Энн (1979). «Александра Коллонтай: феминизм, рабочая демократия и интернационализм». Радикальная Америка . 13 (6): 50–75.
- Тело, Марсель (1952). «Воспоминания: Александра Коллонтай». Доказательство . 14 :12–24.
- де Хаан, Франциска (2023). Справочник Пэлгрейва для женщин-коммунисток всего мира . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
- Мигель, Ана (2001). Алехандра Коллонтай (1872–1952) . Мадрид: Orto Editions.
- де Палнесия, Изабель (1947). Александра Коллонтай: Посол России . Нью-Йорк и Торонто: Longmans, Green and Co.
- де Палнесия, Изабель (1940). Я должен иметь свободу . Нью-Йорк и Торонто: Longmans, Green and Co.
- Фарнсворт, Беатрис (1980). Александра Коллонтай: социализм, феминизм и большевистская революция . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9780804710732 .
- Годси, Кристен Р. (2022). Красные валькирии: феминистские уроки пяти женщин-революционерок . Нью-Йорк и Лондон: Verso Books.
- Лили, Стюарт А.; Райзер, Джон (2009). Четыре социалистических реформатора социализма: Александра Коллонтай, Андрей Платонов, Роберт Хавеменн и Стефан Хейм . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс . ISBN 978-0-7734-4773-8 .
- Масуччи, Мишель (2020). Красная любовь: Читатель об Александре Коллонтай . Лондон: Штернберг Пресс.
- Новикова Н., Годси К. (2023). Александра Коллонтай (1872–1952): Коммунизм как единственный путь к освобождению женщин. В: де Хаан, Ф. (ред.) Справочник Пэлгрейва для женщин-коммунисток всего мира. Пэлгрейв Макмиллан, Чам. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13127-1_3
- Портер, Кэти (1980). Александра Коллонтай: Биография . Лондон: Вираго. ISBN 0-86068-013-4 .
- Леппянен, Катарина Александра Коллонтай в «Шведском женском биографическом лексиконе»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-архив Александры Коллонтай в Интернет-архиве марксистов .
- Кристин Томас, «За социализм и освобождение женщин» ( архивировано 25 октября 2009 г.), Socialism Today, март 2003 г.
- Хелен Уорд, «Александра Коллонтай», архивировано 5 мая 2009 г. на Wayback Machine PermanentRevolution.net.
- Габрий Тузиньян, "Петербуржцы текстильной промышленности", Kollontai.net
- Газетные вырезки об Александре Коллонтай в Архив прессы ZBW ХХ веке
- 1872 рождения
- 1952 смерти
- Члены ЦК VI съезда Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков)
- Чрезвычайный и Полномочный Посол (Советский Союз)
- Послы Советского Союза в Мексике
- Послы Советского Союза в Норвегии.
- Послы Советского Союза в Швеции
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Женщины-коммунистки-писательницы
- Женщины-революционерки
- Защитники свободной любви
- Левые коммунисты
- Марксистские феминистки
- Теоретики марксизма
- меньшевики
- Старые большевики
- People from Sankt-Peterburgsky Uyezd
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Российские активисты против Первой мировой войны
- Коммунисты из Российской Империи
- Члены Учредительного собрания России.
- Феминистки из Российской Империи
- Писатели-марксисты Российской империи.
- Революционеры русской революции
- Члены Российской социал-демократической рабочей партии
- Романисты Российской Империи.
- Советские романисты
- Советские политики
- Советские женщины-дипломаты
- Советские женщины в политике
- советские женщины-писатели
- Женщины-послы
- Женщины-марксистки
- Первые женщины-министры правительства
- Рабочая оппозиция
- Писатели из Санкт-Петербурга.
- Основатели журнала из Российской Империи
- Русские люди финского происхождения