Берберизм


Берберизм - это берберское этнонационалистское движение, которое началось в основном в Кабилии ( Алжир ) и Марокко в рамках французской колониальной эпохи с мифом Кабила в значительной степени обусловлено колониальным капитализмом и политикой Франции и . [ 1 ] Первоначально бербегистское движение проявилось как антиарабский расизм , исламофобия и франкофилия , которые были санкционированы и спонсированы французскими колониальными властями. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Позже движение распространилось на другие берберские общины в регионе Магриб в Северной Африке , и им способствовали колониальная политика, такая как бербер -Дахир . Бербетическое движение в Алжире и Марокко противоречит культурной арабилизации , панарабизму и исламизму . [ 6 ] [ 7 ]
Алжир
[ редактировать ]Берберизм работает для признания отдельной берберской идентичности в Алжире. Основным движением в алжирском берберистическом движении является антиарабский расизм .
Историческое и современное строительство этнических разделений
[ редактировать ]Этнический разрыв арабского бербера в Алжире был укреплен 132-летней французской колонизацией. Происхождение берберизма восходит к триумфу колониального капитализма в Кабилии во время французской колонизации Алжира . Его корни возвращаются к «берберской политике» французской колониальной империи , предназначенной для «умиротворения» Кабилии. [ 1 ] Французские колонизаторы изобрели несколько идеологий, чтобы разделить и управлять алжирским населением, таких как миф о Кабиле , расистская колониальная тропа, которая утверждала, что люди Кабила были более предрасположенными, чем арабы , чтобы ассимилировать в «французскую цивилизацию». Лакост объяснил, что «превращение арабов в захватчиков было одним из способов узакофикации французского присутствия». [ 8 ] Берберы были подняты над арабов благодаря повествованию о том, что наследственное наследие берберского происхождения проистекает из Европы. Следовательно, арабы были связаны с отсталой, от которой получали берберы, поскольку они дали им более высокий статус. [ 9 ] До создания идеологии в 1840 -х годах кабилы на протяжении веков активно и полностью вовлечены в арабскую культуру Алжира, с тех пор, как мусульманское завоевание Магриба в 7 -м веке и последовавшие арабские миграции в Магриб . [ 10 ]
В течение периода французской колонизации арабские и бербер были объявлены иностранными языками в Алжире с целью реструктуризации алжирской идентичности в более западный. Это было сделано в попытках отстаивать доминирование Франции. Берберы были нацелены на тяжелое французское обучение, ставя их в центр этой трансформации. Самая сильная удержанная Франция должна была продвинуть эту платформу, была берберская область Кабила, где они поддерживали миф о Кабиле . [ 11 ]
Совсем недавно берберы были отчуждены от алжирского правительства после Алжирской войны. Несмотря на попытки Франции с стратегией разделения и правления в Алжире, берберы были на переднем крае движения за независимость с несколькими ключевыми лидерами национального фронта освобождения (FLN), включая Hocine aït Ahmed , Abane Ramdane и Krim Belkacem . Кроме того, Aurès и Kabylia были одними из основных опору FLN из -за их географической удаленности и широко распространенной местной поддержки независимости. Фактически, конференция Soummam , часто называемая актом основания алжирского государства, состоялась в Кабилии. Из-за берберских регионов, служащих в качестве очага для Guerillas FLN, эти регионы были названы основными целями во французских операциях против повстанцев. Эти операции по борьбе с повстанцами привели к разрушению сельскохозяйственных земель, грабежу, разрушению деревень, перемещению населения, созданию запрещенных зон и т. Д. [ 12 ]
После независимости Алжира лидеры Кабила выступили против центрального лидерства в отношении политики арабистов и однопартийной системы. Эти лидеры Кабила держали популярную поддержку в Кабилии и Алжире. Последовали два года вооруженного конфликта в Кабилии, оставив более 400 погибших и большинство лидеров FLN из Кабилии изгнаны или казнены. [ 13 ] Эти события создали чувство предательства, которое сделало много берберов подозрительно относиться к правительству. Примером будет смерть Лоууса Матуба. Lounès Matoub был берберским секуляристом и активистом, который был убит исламскими экстремистами. Многие берберы полагали, что он был убит правительством, скандировав «Пувуар, Ассасины» (правительство, убийцы) на его похоронах.
В настоящее время утверждается, что строительство противоположных идеологий носит политический и социальный характер, а не этнический. [ 9 ] Динамика была изменена, когда берберское движение вошло, чтобы предъявлять требования в политической сфере. Многие из этих требований возникли из региона Кабила в Алжире. Кабилианские берберы составляют две трети берберского населения и были самыми сильными сторонниками берберского движения. Вторая по величине группа-это берберы Чауи, которые проживают в горах Эйре. В то время как элитная сфера состояла из населения Кабила, Чауи сыграл важную роль из -за их военного влияния. В целом, берберофоны составляют примерно 25% алжирского населения, составляя от семи до восьми миллионов человек. [ 14 ] В 2002 году Tamazight был объявлен национальным языком в Алжире вместе с арабским языком для размещения этого большого процента населения. В 2016 году он был объявлен официальным языком, и предпринимаются усилия, чтобы создать стандартную вариацию алжирских берберских диалектов . [ 15 ]
С 1940 по 1950 год бербегистский кризис
[ редактировать ]События с 1940 по 1950 год составляли период социальных беспорядков в алжирской политике, который создаст основу в ближайшие годы. Появление националистической структуры алжирского арабизма-исламизма, предназначенных для борьбы с колониализмом, сопровождалось появлением берберизма, борьбы с этим арабизмом-исламизм. Берберс потребовал переопределения общества, в котором они были исторически частью (лингвистически и культурно): они хотели, чтобы «алжирский алжир» представил все этнические и культурные меньшинства нации. Движение за триумф демократических свобод (MTLD) продолжало навязывать структуру арабизма-исламизма и было осуждено антидемократическими активистами. [ 16 ]
MTLD отказался признать эти меньшинства, потому что это препятствовало бы их продвижению на провинциальных выборах. Это привело к началу открытого конфликта между бербер -партизанами и защитниками «арабского единства»: вспышке берберского кризиса. На этом этапе Алжирская народная партия (PPA) и MTLD, оба со штаб -квартирой в Париже, объединились для продвижения берберской платформы. Они хотели заменить однопартийную государственную систему на демократию. Этот «алжирский алжир» будет включать вклад, истории и культуры всех этнических популяций. Платформа, как указано Рахидом Али, вращалась вокруг того факта, что берберы должны сломать статус -кво, что у них нет места в обществе, поскольку Алжир не принадлежит арабскому миру, а вместо этого была нацией для всех его граждан. [ 17 ] С принятием этой платформы берберские активисты считались угрозой единства и независимости арабскими исламистами, на рассказ о том, что «берберы хотели навязать западную повестку дня на Алжир».
Бербетический кризис 1949 года привел к формированию берберского культурного движения (MCB). Его повестка дня заключалась в том, чтобы бросить вызов арабизму и исламизму и выступить против арабилизации из-за ее «де-обмена» целей и предполагаемой противодействия демократическим и светским идеалам. Бербетики призвали к в стиле Западного социально -политической системе стиля с французским языком и французской культурой в качестве векторов. Он был описан как аккультуратор и имитирует западную/французскую культуру, которую он стремится заменить арабский национализм и исламизм . [ 3 ]
Влияние конституции и арабизации 1962 года
[ редактировать ]Конституция 1962 года заявила, что ислам был государственной религией, а арабский язык был национальным языком. Эти два аспекта идентичности стали взаимоисключающими для того, чтобы быть алжирцем. В свою очередь, лингвистическое и культурное разнообразие было истолковано как угроза национальному единству. После обретения независимости в 1962 году были приняты меры быстрого арабизации, которые стремились распространять арабский язык по всей стране. Это было в значительной степени в попытке вернуть и реконструировать алжирскую идентичность, которая была потеряна во время французского колониального правления.
Рост арабских спикеров и образовательных учреждений сопровождался снижением докладчиков бербера. [ 18 ] Лингвистические способности были большим фактором в идентификации бербера, что означает, что его снижение было угрозой для выживания берберской идентичности. Берберский рассказ заявил, что быстрое арабское исламское завоевание поднималось за счет берберской идентичности. Берберская борьба рассматривалась как тяжелая битва. [ 18 ] Кроме того, эти измерения арабизации стигматизировали ораторов берберских изделий по отношению к арабским носителям посредством создания более жестких разделений между общинами. Политическая и социальная власть, как было замечено, лежат с арабами, которые навязали свою волю на берберское меньшинство.
Взрыв 1980 -х годов: берберский вопрос, берберская весна, рост политических партий
[ редактировать ]Берберский вопрос был возрожден в течение этого периода. Молодежь Кабила боролась за утверждение своей берберской культуры в пост-независимом арабисте-исламистском Алжире. Репрессии бербера конкретизма в сочетании с ускоряющими программами арабизации в школах и университетах привели к резкости разрыва и возможной вспышке берберской весны 1980 года . Катализатор был установлен 10 марта 1980 года, когда правительство запретило лекцию, проведенную Мулудом Маммери о древней берберской поэзии в Университете Тизи Оузу. Удар продолжались до 26 июня. Берберские демонстрации в Алжире того года стали первыми случаями на международной сцене, где берберская группа потребовала признания на институциональном уровне их культуры, языка и места в обществе. [ 14 ] В более позднем 1980 -х годах рост берберских ассоциаций, политических партий и культурных движений. В статье 56 Конституции 1976 года говорится, что предварительная сертификация необходима для создания ассоциаций, в которых администрация имела дискреционные полномочия. [ 14 ] Юридически это означало, что никакие берберские ассоциации не могли существовать с 1962 года, пока это не было внесено в изменение Конституции в 1988 году. Подземные берберские группы теперь могли официально зарегистрироваться, и к июлю 1989 года было официально 154 из этих организаций. [ 14 ] Из наиболее известных включал берберское культурное движение (MCB), которое провело свое первое официальное собрание в июле 1989 года в Тизи Узо. MCB составлял французских интеллектуалов и студентов Kabliyan с повесткой дня, чтобы выступить против арабизации, призвать к признанию берберской культуры и языка и реализовать демократию в западном стиле. [ 19 ] MCB мобилизовал большие группы людей и координировал многочисленные протесты для продвижения берберской культуры, языка и положения в гражданском обществе. Тем не менее, MCB имел основные ограничения на отчет, что MCB не смог противостоять напряженности партизан между FFS и RCD. [ 14 ]
События 1990 -х годов
[ редактировать ]Создание Верховной комиссии для Amajighity (HCA) в 1995 году
[ редактировать ]Создание HCA считается первым шагом правительством, чтобы признать язык берберского населения Tamazight. Комиссия будет привязана к канцелярии президента, и президент будет назначен комиссаром для наблюдения за инициативами, предпринятыми для продвижения и институционализации берберского языка. HCA был официально создан по указу 8 мая 1995 года, что означает, что он был в хрупком состоянии из -за его отзывы. Правительство отказалось признавать Тамазейт как национальный язык наряду с арабским языком, в то время как этот указ должен был «реабилитировать один из компонентов национальной культуры и идентичности всех алжирцев. Он никоим образом не был признанием лингвистических или культурных прав определенной области или меньшинства». [ 14 ]
Конституционная реформа 1996 года
[ редактировать ]Изменения в Конституции отражали это признание и продвижение берберского языка. Конституция 1989 года не упомянула о берберизме и объявила во втором и третьем статьях, что «ислам является религией государства», а «арабский язык - это национальный и официальный язык». [ 14 ] Принимая во внимание, что эти две поправки были перенесены в Конституцию 1996 года, было также добавление преамбулы, в которой говорилось, что «фундаментальными компонентами ее [Алжирской] идентичности являются ислам,« арабство »и бербернота. противоречит весу прежнего продвижения. [ 14 ] Тем не менее, это было одним из первых шагов в направлении признания правительства.
1998 протесты
[ редактировать ]Берберские общины разразились в массовом протесте против закона, который объявил арабский язык единственным законным языком в Алжире. Этот закон был первоначально объявлен в 1991 году и предназначен для вступления в силу 5 июля 1998 года. На протяжении многих лет культуристы Кабила продолжали противостоять имплантации этого закона, снова мобилизуя по этой причине. Последней берберской мобилизацией такого размера была Бербер -Спрингс. На протяжении многих лет был наражен на протяжении многих лет, однако катализатором, который подпитывал эту вспышку, было убийство Лоун Матуба 25 июня 1998 года, алжирской берберской певицы и активиста группы Исламик Армии (GIA). Матуб только что прибыл из Франции и был на пути, чтобы выпустить свой 4-й компакт-диск, критикующий режим после независимости и утверждая берберскую идентичность. 28 июня его похороны состоялись, и 100 000 берберов собрались вместе, что привело к продолжению недельных вспышек насилия, направленных на государственную собственность. [ 14 ] Плана под названием «Нет мира без берберского языка», «Мы не арабы», и «Пувуар Ассасин, [президент Лиамин] Зеруал Ассасин», можно увидеть на протяжении всего протеста. [ 14 ]
Марокко
[ редактировать ]Историческое строительство этнических разделений
[ редактировать ]Бербер -Дахир -это дахир (указ), созданный французским протекторатом в Марокко 16 мая 1930 года. Этот Дахир изменил правовую систему в некоторых частях Марокко, он заменил доколониальную исламскую шариата систему в берберских районах со старыми доисламскими законами бербера, которую многие марокканские националисты считали, что по-французские власти и силу, а автонологические и силу, и являются авторитетими , и улавливают авторитет, а автонотизм Племена, вызывая общественные демонстрации и протесты против французов во всех марокканских городах. [ 20 ] Новая правовая система в берберских общинах якобы будет основана на местных законах и таможнях бербера, а не на авторитете султана. [ 21 ] Правовая система в остальной части страны оставалась таким, каким была до вторжения Франции . [ 21 ] Ливанский принц Шакиб Арслан воспринял это в качестве доказательства попытки де-исламизации Марокко. [ 22 ]
Бербер-Дахр усилил дихотомию в популярной марокканской историографии: разделение страны на Блед-Эль-Махзен -под прямым контролем султана и махзена или государства (особенно городские районы, такие как Фес и Рабат )-и бледные эс-сиба - как правило, географические районы, где невыразится, где, как известно, невыражены , где невыразится, что не имеет знаменитых, где невыразится . не был применен. [ 23 ] Первый был описан как араб , а последний - бербер . [ 21 ]
Достижения берберистского движения
[ редактировать ]Берберская позолота в Марокко сияла после речи, произнесенной монархом Мохамедом VI в октябре 2001 года в Адждире , регион Хенифра . Его слова сдували вспышки берберских активистов и интеллектуалов, которые год назад представили дворцу документ, называемый берберским манифестом, который требовал национального и юридического признания берберской идентичности. [ 24 ]
17 октября 2001 года, в присутствии своих советников, членов правительства, лидеров политических партий и профсоюзов, а также активистов -берберских активистов, король Мухаммед VI объявил о королевском указе ( Дахир ), который установил Королевский институт культуры Амазой (L'Institut Royal De La Amaile, Ircam). Он определил марокканскую национальную идентичность как состав различных культурных элементов, подчеркнул, что берберский язык представлял собой основной элемент национальной культуры и добавил, что его продвижение является национальной ответственностью. [ Цитация необходима ] Королевскому институту было предъявлено обвинение в продвижении берберской культуры в образовании и средствах массовой информации. Переопределяя марокканскую идентичность, чтобы включить берберенс. [ 25 ]
Создание IRCAM представляло собой первое существенное изменение в отношении государства к его берберскому населению от политики тонкого пренебрежения к явному признанию и поддержке. [ 25 ] В 2005 году была попытка создать бербегистскую партию, когда Омар Луз, давний берберист, бывший член популярного движения и соучредитель мирового конгресса Amajigh , основал марокканскую демократическую партию . Тем не менее, партию была запрещена марокканским министерством внутренних дел 25 ноября 2007 года, потому что ее имя нарушает марокканский закон о политических партиях, что запрещает партиям явно на основе этнической принадлежности или религии. [ 26 ] Затем он пытался быть юридически восстановленным в рамках новой конфессии ( Izegzawen ) для продвижения берберской идентичности, политического секуляризма и берберских культурных прав, безуспешно.
Канарские острова
[ редактировать ]
Начиная с Антонио Кубильо на движения Канарских островах в начале 1970 -х годов, некоторые канарианские националистические организации поддержали берберизм, чтобы подчеркнуть местные в Гуче культурные различия с испанской культурой и выделением Испанский колониализм . [ 27 ] [ 28 ] Хотя движения привлекли симпатии среди местных каналов , насильственные террористические действия, которые первоначально использовались движением Кубильо, привели к общему отказу. [ 29 ] Таким образом, даже после того, как Кубилло публично отказался от вооруженной борьбы в августе 1979 года, он не смог вдохновить на большую популярную поддержку. [ 30 ]
В настоящее время некоторые политические организации на Канарских островах , таких как Национальный конгресс Канарских островов (CNC), популярный фронт Канарских островов (FREPIC-Awañak), популярная Alternativa Canaria , Канарская националистическая партия (PNC), [ 31 ] Nueva Canarias (NC), [ 32 ] Канарская популярная альтернатива (APC), [ 33 ] Альтернатива националистической националистики Канарья (АНК) [ 34 ] Unidad Del Pueblo (UP), Inekaren и Azarug поддерживают причину ProBerber в более высокой или более низкой степени. [ 35 ] Некоторые из символов и цветов флагов организаций Canary Pro-независимости, [ 36 ] а также использование слова « такнара » (отвергнутое самим Кубильо) для обозначения архипелага, стремятся представлять берберские культурные корни. [ 37 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Ennaji, Moha (2014-04-16). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Routledge. п. 61. ISBN 978-1-317-81362-0 Полем
Бербетическое движение вышло из -за триумфа колониального капитализма в Кабилии и последовавшей миграции работников Кабила во Францию и городские центры в Алжире. Обе группы мигрантов объединили традиционную деревенскую и племенную верность в более широкую региональную лояльность. То, что также лежит в корне берберизма, - это «берберская политика» колониальной Франции, предназначенную для «умиротворения» Кабилии, региона, в котором произошли последние крупные восстания в 1871 году. Французские колонизаторы использовали ряд идеологий, чтобы покорить и подчинить как страну, так и коренные населения.
- ^ Бухерар, Салим; Ghafsi, Abderrezzaq (2022-01-03). Алжирские языки в образовании: конфликты и примирение . Спрингер Природа. п. 25. ISBN 978-3-030-89324-8 Полем
Бен Нуаман утверждает, что берберистское движение является светским, антиисламским, антиарабарным и франкофильным. Он подробно рассказывает о создании и целях берберистского движения и арабской реакции на его создание, практику и тенденции. Идеологический конфликт между арабами и берберами питался французской колонизацией. Nouicer, алжирский историк, утверждает, что французы посвятили специальное финансирование для поддержки преподавания Tamazight и построения школ для этой цели, ограничивая при этом использование и преподавание арабского языка. Преподавание было преступным актом, осужденным в соответствии с французским законодательством.
- ^ Jump up to: а беременный Бенраба, Мохамед (2013-05-16). Языковой конфликт в Алжире: от колониализма до после независимости . Многоязычные вопросы. п. 68. ISBN 978-1-84769-965-7 Полем
Это правда, нужно указать на это. Берберизм такой же аккультуратор и подражает западной (французской) культуре, как арабо-исламский национализм, который он стремится вытеснить. Движение берберистов в своем «антиарабском» и экстремистском выражении в отношении исключительной и эссенциалистской идеологии, аналогичной «араб-исламской» догме «подлинности», одобренной центральными властями Алжира.
- ^ Ennaji, Moha (2014-04-16). Мультикультурализм и демократия в Северной Африке: последствия арабской весны . Routledge. п. 66. ISBN 978-1-317-81362-0 Полем
Политический дискурс берберистов изгнанников был сильно «антиарабским» и в пользу Пан-Бербер и создания «берберской нации». Например, Мухенд Аарав (араб-махард) Бессауд, воинственный националист Кабила Происхождения и офицер в военной руке FLN во время освободительной войны, написал антиарабистскую книгу, опубликованную в Париже в 1966 году. Он был сильным противником режима после независимости, и он активно сотрудничал в фонде движения бербериста в 1970-х годах.
- ^ Lazreg, Marnia (2014-04-23). Красноречие молчания: рассматриваемые алжирские женщины . Routledge. п. 167. ISBN 978-1-134-71330-1 Полем
Лингвистический проект Алжирского государства был наивным по сравнению и чревался проблемами, наиболее серьезным из которых является берберист (что часто означает антиарабский, если не антимусульманский) оппозиция, претендующего на свой собственный диалект в качестве национального языка.
- ^ Уиллис, Майкл (1997). Исламистский вызов в Алжире: политическая история . NYU Press. п. 105. ISBN 978-0-8147-9329-9 .
- ^ Almasude, Eden (2014). «Amajughité и секуляризм: переосмысление религиозных делений в политическом воображении Амама» . Деколонизация: коренное желание, образование и общество . Университет Миннесоты.
- ^ Дэвис, Диана К. (2007-09-11). Воскресение зернообразного Рима: история окружающей среды и французская колониальная экспансия в Северной Африке . Издательство Университета Огайо. п. 57. ISBN 978-0-8214-1751-5 .
- ^ Jump up to: а беременный Lemsine, Aicha (1995). «Магриб зеркало: берберизм; историческая пародия во время страданий Алжира». Вашингтонский отчет о Ближнем Востоке . XIII (5).
- ^ Фердинанд, Клаус (2013-01-11). Ислам: государство и общество . Routledge. п. 185. ISBN 978-1-136-09986-1 .
- ^ Сильверштейн, Пол (осень 1996). «Берберс во Франции и Алжире». Ближний Восток отчет . doi : 10.2307/3013261 . JSTOR 3013261 .
- ^ Харби, Мухаммед; Стора, Бенджамин (2005). Алжирская война . Товар. п. 324. ISBN 978-2-012-79279-1 .
- ^ Le Saout, Didier; Rollinde, Marguerite (1999). Магриб беспорядки и социальные движения . Картала. п. 46. ISBN 978-2-865-37998-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Chaker, Salem (2001). «Берберский вызов в Алжире: состояние вопроса». Жан Айт Белхир, Раса, Гендер и Класс Журнал . 8 (3): 135–156. JSTOR 41674987 .
- ^ Конституция Алжира .
- ^ Fois, Marisa (2016). «Идентичность, политика и нация: алжирский национализм и« бербетический кризис »1949 года». Британский журнал ближневосточных исследований . 43 (2): 206–218. doi : 10.1080/13530194.2016.1138643 . S2CID 147217394 .
- ^ Fois, Marisa (2016). «Идентичность, политика и нация: алжирский национализм и« бербетический кризис »1949 года». Британский журнал ближневосточных исследований . 43 (3): 206–218. doi : 10.1080/13530194.2016.1138643 . S2CID 147217394 .
- ^ Jump up to: а беременный Мэдди-Вайцман, Брюс (2001). «Оспариваемая идентичность: берберы,« берберизм »и государство в Северной Африке». Журнал североафриканских исследований . 6 (3): 23–47. doi : 10.1080/13629380108718442 . S2CID 146767670 .
- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс (2001). «Оспариваемая идентичность: берберы,« берберизм »и государство в Северной Африке». Журнал североафриканских исследований . 6 (3): 23–47. doi : 10.1080/13629380108718442 . S2CID 146767670 .
- ^ Нироп, Ричард Ф. (1972). Руководство по области Марокко . Правительственная типография США. п. 53
- ^ Jump up to: а беременный в Миллер, Сьюзен Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-62469-5 Полем OCLC 855022840 .
- ^ Миллер, Сьюзен Гилсон. (2013). История современного Марокко . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-62469-5 Полем OCLC 855022840 .
- ^ «Бербер и французский колониализм (24) ... варварская политика и война » . Hespress (на арабском языке). 9 июня 2018 года . Получено 2020-01-13 .
- ^ «Гордость за то, что он сегодня в Марокко» . Национадия (в каталонском языке) . Получено 2022-04-22 .
- ^ Jump up to: а беременный Аслан, сенем, изд. (2014), «Восстание движения Амазиг и государственное сотрудничество в Марокко» , Национальное строительство в Турции и Марокко: управляющий курдский и берберский инакомыслие , Кембридж: пресса Кембриджского университета, стр. 164–195, doi : 10.1017/cbo9781107293887.005 , ISBN: ISBN: ISBN , ISBN, ISBN: 10.1017/cbo9781107293887.005 978-1-107-69545-0 Получено 2022-04-22
- ^ «Распад Марокканской Демократической партии Амазой: берберская община осуждает» . Африк (по -французски). 2008-04-22 . Получено 2022-04-22 .
- ^ Carlos Calvet, История и мифы о Канарских островах, Bohmeier Verlag, Leipzig 2007, ISBN 978-3-89094-517-0
- ^ «История: Канарские острова: гунчи» . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ Дорта, Акоро (сентябрь 2011 г.). «Menty Macro: 1975-1980 лет судорожный в гистическом на Канарских островах » . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ «Антонио Кубильо, изгнанный из mpaiac » . Страна . 30 августа 1979 года . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ «Канарская националистическая партия - для национального строительства Канарских островов» . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ Администратор. "Нуэва Канария " Архивировано из оригинала июля 10 10 2017апреля
- ^ «Канарская популярная альтернатива» . Facebook . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ «Националистическая альтернативная канарейка» . Архивировано из оригинала 16 марта 2014 года . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ "Alasbarricadas - foros • ver theme - curso de tamazigh en antgite" . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ «История» . Архивировано с оригинала 5 марта 2016 года . Получено 10 апреля 2017 года .
- ^ «О составном названии Такнара, используемого среди нескольких националистических кругов» . Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Получено 10 апреля 2017 года .
{{cite web}}
: Cs1 maint: непредвзятый URL ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с берберизмом в Wikimedia Commons