Jump to content

Кальпа (Веданга)

(Перенаправлено с Кальпа (ритуал) )

Кальпа ( санскрит : कल्प ) означает «правильный, подходящий» и является одной из шести дисциплин Веданги , или вспомогательной науки, связанной с Ведами – писаниями индуизма . [ 1 ] Эта область исследований сосредоточена на процедурах и церемониях, связанных с ведической ритуальной практикой. [ 2 ] [ 1 ]

Основные тексты Кальпа Веданги в индуизме называются Кальпа Сутрами . [ 3 ] В сферу действия этих текстов входят ведические ритуалы, обряды перехода, ритуалы, связанные с основными жизненными событиями, такими как рождение, свадьба и смерть в семье, а также личное поведение и надлежащие обязанности в жизни человека. [ 4 ] Большинство текстов Кальпасутры за свою историю подвергались интерполяции, изменениям и, как следствие, искажениям, и Апастамба Кальпасутра, вспомогательный текст Яджурведы, возможно , является наиболее сохранившимся текстом в этом жанре. [ 5 ]

Кальпа-сутры также встречаются в других индийских традициях, таких как джайнизм . [ 6 ]

Этимология

[ редактировать ]

Кальпа — это санскритское слово, которое означает «правильное, подходящее, компетентное, священное наставление», а также относится к одной из шести Веданги . областей изучения [ 7 ] В контексте Веданги немецкий индолог Макс Мюллер переводит это слово как «Церемониал». [ 8 ]

Это слово широко используется в других контекстах, таких как «космическое время» (один день для Брахмы, 4,32 миллиарда человеческих лет), [ 9 ] а также «формальные процедуры» в медицине или других светских контекстах. [ 7 ]

Область исследования кальпы уходит корнями в брахманский слой текстов Вед. [ 10 ] однако его тексты более целенаправленные, ясные, краткие и практичные для церемоний. [ 8 ] [ 11 ] Кальпа-сутры связаны с Карма-кандой, или ритуальными частями Вед, в отличие от Упанишад, которые представляют собой Джнана-канду, или часть знания. [ 12 ] [ 13 ]

Эта область исследований возникла для удовлетворения потребностей священников, проводивших домашние церемонии, такие как свадьбы и обряды наречения имени ребенка, так что ритуалы были эффективными, стандартизированными и казались последовательными в различных событиях. [ 10 ] Они также помогли публике и отдельным людям интегрироваться в обычаи и культурные традиции, заявляют Винтерниц и Сарма, «с момента, когда его принимают в утробе матери, до часа его смерти», а также после его кремации. [ 10 ]

Кальпа-сутры известны [ 14 ]
Веда Сутры
Ригведа Ашвалаяна-сутра (§), Санкхаяна-сутра (§), Шаунака-сутра (¶)
Самаведа Латьяяна-сутра (§), Драхьяяна-сутра (§), Нидана-сутра (§), Пушпа-сутра (§), Анустотра-сутра (§) [ 15 ]
Яджурведа Манава-сутра (¨), Бхарадваджа-сутра (¨), Вадхуна-сутра (¨), Вайкханаса-сутра (¨), Лаугакши-сутра (¨), Майтра-сутра (¨), Катха-сутра (¨), Вараха , Апастамба сутра, Баудхаяна сутра, Баудхаяна сутра,
Атхарваведа Сутра творения (§)
¶: сохраняются только кавычки; §: текст сохраняется

Ритуалы, связанные с древними текстами, бывают двух видов: (1) Шраутасутры , основанные на шрути , и (2) Смартасутры , или правила, основанные на смрити или традиции. Первые версии текста Кальпа-сутр, вероятно, были составлены в VI веке до нашей эры и приписывались известным ведическим мудрецам из уважения к ним в индуистских традициях или для завоевания авторитета. [ 1 ] Эти тексты написаны в стиле афористических сутр и, следовательно, представляют собой таксономии или краткие путеводители, а не подробные руководства или справочники для какой-либо церемонии. [ 11 ]

Такие ученые, как Монье-Вильямс, классифицировали только Шраутасутры как часть Кальпа Веданги, заявляя, что Смартасутры не имели отношения к Шрауте или ведическим церемониям, а вместо этого фокусировались на домашних событиях, таких как обряды перехода при рождении ребенка, а также на Самаячару или «традиционные обряды». повседневные практики», которые являются частью жизни каждого человека. [ 16 ] Однако другие ученые включают и то, и другое. [ 10 ] [ 13 ]

Стрим Сутры

[ редактировать ]
В стихах 1-2 Баудхаяны Шульба Сутры говорится, что сумма квадратов ширины и длины любого прямоугольника равна квадрату его диагонали. [ 17 ] Это одно из самых ранних описаний теоремы Пифагора , появившееся за много столетий до Пифагора .

Шраутасутры ( Шраута -сутра) составляют часть корпуса санскритской сутровой литературы . Их темы включают инструкции, касающиеся использования корпуса шрути в ритуалах («кальпа») и правильного выполнения этих ритуалов. Некоторые ранние «Шраутасутры» были составлены в поздний период Брахмана (например, «Баудхьянана» и «Вадхула-сутры»), но основная часть «Шраутасутр» примерно современна корпусу Грхья-сутр домашних сутр, а их язык — поздний ведический санскрит , датируемый серединой первое тысячелетие до нашей эры (как правило, до Панини ).

Шульба Сутры

[ редактировать ]

Шулбасутра Шулва (или -сутры ) посвящена математической методологии построения геометрии алтаря для ведических ритуалов. [ 18 ] Санскритское слово «Шульба» означает шнур, и эти тексты представляют собой «правила шнура». [ 19 ] Они обеспечивают, утверждает Ким Плофкер , то, что в современной математической терминологии можно было бы назвать «преобразованиями плоских фигур, сохраняющими площадь», кратко описывая геометрические формулы и константы. [ 19 ] На протяжении всей истории сохранились пять текстов Шульба-сутр , из которых самым старым из сохранившихся, вероятно, является Баудхаяна Шульба-сутра (800–500 гг. до н.э.), а текст Катьяяны может быть хронологически самым молодым (~ 300 г. до н. э.). [ 20 ]

Грихьясутры

[ редактировать ]

«Домашние сутры» Грихьясутры представляют собой категорию санскритских текстов, предписывающих ведические ритуалы, в основном относящиеся к обрядам посвящения, таким как ритуалы свадьбы , празднования рождения , наречения имени и достижения совершеннолетия (полового созревания). [ 21 ] [ 22 ] Их язык — поздний ведический санскрит , и они датируются примерно 500 г. до н.э., современниками Шраутасутр. Они названы в честь ведических шакх .

Ведические ритуалы жертвоприношения на свадьбе
К западу от (священного) огня ставится камень (для измельчения кукурузы и приправ), а к северо-востоку — кувшин с водой. Жених предлагает жертвоприношение, стоя, глядя на запад и держа невесту за руки, пока она сидит и смотрит на восток. Если он желает только сыновей, он сжимает ее большие пальцы и говорит: «Я сжимаю твои руки ради счастья»; одни пальцы, если он желает только дочерей; волосатая сторона руки вместе с большими пальцами, если пожелают оба (сыновья и дочери). Затем, проводя ее вправо три раза вокруг огня и вокруг кувшина с водой, он говорит тихим голосом:
«Я — он, ты — она, ты — она, я — он,
Я небо, ты земля; Я Саман , ты Риг .
Давайте поженимся, давайте иметь потомство,
объединены любовью, хорошо расположены друг к другу,
давайте жить сто лет».
- Ашвалаяна Кальпа сутра, Книга 1.7, перевод Монье Монье-Вильямса [ 23 ] [ 24 ]

Дхармасутры

[ редактировать ]

Дхармасутры — это тексты , посвященные обычаям, ритуалам, обязанностям и закону. Они включают четыре сохранившихся письменных произведения древнеиндийской традиции на тему дхармы или правил поведения, признанных сообществом. В отличие от более поздних дхармашастр , дхармасутры написаны в прозе. Считается, что самой старой дхармасутрой была дхармасутра Апастамбы , за ней следовали дхармасутры Гаутамы , Баудхаяны и ранняя версия Васиштхи . Трудно определить точные даты этих текстов, но для древнейших дхармасутр предполагаются даты между 500 и 300 годами до нашей эры. [ нужна ссылка ]

Веда Шраутасутра [ 25 ] Сульбасутра [ 25 ] Грихьясутра [ 25 ] Дхармасутра [ 25 ]
Ригведа Шраутасутра Ашвалаяны [ 26 ]
Санкхайана Шраутасутра
Ашвалаяна-Грихьясутра [ 26 ]
Кауситаки-Грихьясутра
(Башкала шаха)
Шанкхайана-Грихьясутра [1]
Васиштха Дхармасутра
Еда на вынос Латьяяна Шраутасутра
Драхьяяна Шраутасутра
Джайминия Шраутасутра
Гобхила-Грихьясутра
Кхадира-Грихьясутра
(Драхьяяна-Грихьясутра)
Джайминия-Грихьясутра
Каутума-Грихьясутра
Гаутама Дхармасутра
Кришна Яджурведа Баудхаяна Шраутасутра
Вадхула Шраутасутра
Манава Шраутасутра
Бхарадвая Шраутасутра
Апастамба Шраутасутра
Хираньякеши Шраутасутра
Вараха Шраутасутра
Вайкханас Шраутасутра
Баудхаяна Шулбасутра
Манава Шулбасутра
Апастамба Шулбасутра
Баудхаяна-Грихьясутра
Хираньякеши-Грихьясутра
(Сатьясадха-Грихьясутра) [2]
Манава-Грихьясутра
Бхарадваджа-Грихьясутра
Апастамба-Грихьясутра
Агнивешья-Грихьясутра
Вайкханаса-Грихьясутра
Катхака-Грихьясутра
(Лаугакси-Грихьясутра)
Вараха-Грихьясутра
Вадхула-Грихьясутра
Капистхала-Катха Грихьясутра (неопубликовано)
Баудхаяна Дхармасутра

Апастамба Дхармасутра

Харита Дхармасутра

Хираньякеши Дхармасутра

Вайкханаса Дхармасутра

Вишну Дхармасутра

Шукла Яджурведа Катьяяна Шраутасутра Катьяяна Шулбасутра
Параскара-Грихьясутра
Катьяяна-Грихьясутра
Шанкха-Ликхита Дхармасутра
Атхарваведа Вайтана Шраутасутра Каушика Грихьясутра Аушанаса Дхармасутра

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Джеймс Лохтефельд (2002), «Кальпа» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , с. 339.
  2. ^ Плофкер 2009 , с. 313.
  3. ^ Морис Винтерниц 1963 , с. 252.
  4. ^ Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. стр. 629 . ISBN  978-0-87779-044-0 .
  5. ^ Патрик Оливель (1999). Дхармасутры: своды законов древней Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. xxv-xxviii со сносками. ISBN  978-0-19-160604-5 .
  6. ^ Мориц Винтерниц (1988). История индийской литературы: буддийская литература и джайнская литература . Мотилал Банарсидасс (перепечатка). стр. 412–413, 444–446. ISBN  978-81-208-0265-0 .
  7. ^ Jump up to: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета. стр. 212–213.
  8. ^ Jump up to: а б Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт. стр. 169–170 .
  9. ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Кальпа» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 338
  10. ^ Jump up to: а б с д Мориц Винтерниц; В. Шриниваса Сарма (1996). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 252–262. ISBN  978-81-208-0264-3 .
  11. ^ Jump up to: а б Брайан К. Смит (1998). Размышления о сходстве, ритуалах и религии . Мотилал Банарсидасс. стр. 120–137 со сносками. ISBN  978-81-208-1532-2 .
  12. ^ Кирет Джоши (1991). Веды и индийская культура: вводное эссе . Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 97–98. ISBN  978-81-208-0889-8 .
  13. ^ Jump up to: а б Барбара А. Холдредж (2012). Веда и Тора: выходя за рамки текстуальности Священного Писания . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 71–72. ISBN  978-1-4384-0695-4 .
  14. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, страницы 198-199.
  15. ^ Макс Мюллер, История древней санскритской литературы , Oxford University Press, стр. 210
  16. ^ Монье Монье-Вильямс (1876 г.). Индийская мудрость . WH Аллен и компания. стр. 195–198 .
  17. ^ Плофкер 2009 , с. 18 с примечанием 13.
  18. ^ Прадип Кумар Сенгупта (2010). История науки и философия науки . Пирсон. стр. 79–80. ISBN  978-81-317-1930-5 .
  19. ^ Jump up to: а б Плофкер 2009 , с. 17.
  20. ^ Плофкер 2009 , стр. 17–18.
  21. ^ Герман Ольденберг, пер., Макс Мюллер, изд. Священные книги Востока Том. XXIX, «Грихья-сутры, правила ведических домашних церемоний» , часть 1, Оксфорд, The Clarendon press 1886 г.
  22. ^ Герман Ольденберг, пер., Макс Мюллер, пер. Священные книги Востока Том. XXX, «Грихья-сутры, правила ведических домашних церемоний» , часть 2, Оксфорд, The Clarendon press 1892 г.
  23. ^ Монье Монье-Вильямс (1876 г.). Индийская мудрость . WH Аллен и компания. п. 199 .
  24. ^ Субодх Капур (2002). Энциклопедия ведической философии . Космо. стр. 2114–2115. ISBN  978-81-7755-290-4 .
  25. ^ Jump up to: а б с д Кочар, Раджеш Ведические люди: их история и география , Orient Longman, Нью-Дели, 2000, ISBN   81-250-1080-7 , стр.18.
  26. ^ Jump up to: а б Каталог книг на санскрите, пали и пракрите в Британском музее (1876 г.), с. 9 . Комментарии Гаргьи ( вритти ) основаны на более длинных бхашьях Девасвамина (11 век). Б. К. Шастри, обзор. Архивировано 14 марта 2016 г. в Wayback Machine К. П. Айтала (ред.), Асвалаяна Грихья Сутра Бхашьям Девасвамина , 1983.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e412b3f90ef744993b808c17103f13d0__1721666340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/d0/e412b3f90ef744993b808c17103f13d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kalpa (Vedanga) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)