Хонда в автоспорте
Honda на протяжении многих лет участвовала в различных гоночных сериях, включая Формулу -1 , IndyCar , туристические автомобильные гонки , гонки на спортивных автомобилях и MotoGP . В настоящее время они участвуют в Формуле -1 , MotoGP , Super GT , Super Formula , IndyCar , IMSA , BTCC , TC2000 , Формула 3 , Формула 4 , внедорожник , WSBK , EWC , MXGP , TREADGP и различные серии GT3 и TCR . Все мероприятия Honda по автоспорту управляются Honda Racing Corporation (HRC).
Ранняя история
[ редактировать ]
В 1954 году основатель Honda, Soichiro Honda заявил, что компания войдет в остров Мэн TT в гонках на мотоциклете Гран -при . [ 1 ] Машины разрабатывались в течение следующих пяти лет, и они войдут на мероприятие в 1959 году с велосипедом RC142. [ 1 ] Они заняли 6 -е, 7 -е, 8 -е и 11 -е место в гонке, получив награду команды производителей. В 1961 году Хонда одержала победы на острове Мэн Т.Т., поскольку Майк Хейлвуд выиграл две гонки с Хондой. Они также выиграют титулы класса 250 куб. См и 125 куб .
В 1962 году Сочиро Хонда решил войти в Формулу -1. [ 2 ] После нескольких лет развития они дебютировали на Гран -при Германии 1964 года с RA271 . С Ra272 Honda Ричи Гинтер одержал первую победу Хонды в Формуле -1 на Гран -при Мексики 1965 года .
Гран -при Японии , принадлежащей Honda, начался в округе Suzuka в 1963 году. В 1964 году автомобили Honda S600 были введены для гонки и доминировали в 1000 куб. См и ниже. Honda основала клуб гоночных услуг (RSC) в 1965 году в трассе Suzuka, предоставляя услугу спортивной настройки. Honda S800 RSC выиграл класс GT-1 в 1968 году 12 часов Suzuka, впечатляюще заняв третье место в общем зачете, опередив автомобили, более чем в три раза превышает смещение двигателя S800 RSC, например Toyota 2000GT . [ 3 ] [ 4 ]
Формула -1
[ редактировать ]1964–1968
[ редактировать ]Хонда впервые вошла в Формулу -1 в 1964 году со своей моделью RA271 , всего через четыре года после создания своих первых дорожных автомобилей. RA271 стал первым японским автомобилем, который участвовал в гонках в Формуле -1, и он дебютировал на Гран -при Германии 1964 года , управляемым Ронни Бакнумом . Хонда вошла в полный сезон 1965 года с RA272 , а Ричи Гинтер присоединился к Bucknum в качестве водителей. Основной момент сезона был, когда Гинтер доминировал в Гран -при Мексики , ведущий от начала до конца, чтобы выиграть гонку. [ 2 ] Это была первая победа Формулы -1 для японской машины и Honda.

Хонда дебютировала в RA273 в седьмом раунде сезона 1966 года, и у нее был совершенно новый 3,0L V12 из -за новых правил. Автомобиль использовался для первых семи гонок 1967 года и достиг подиума на Гран -при Южной Африки. Джон Суртис был единственным водителем Honda в 1967 году и выиграл Гран -при Италии с RA300 . Это была дебютная гонка машины. Surtees закончил четвертый сезон на чемпионате драйверов, а Honda финишировала четвертым в чемпионате конструкторов, несмотря на то, что в сезоне только один водитель. [ 5 ] [ 6 ]
RA301 , представленный во втором раунде 1968 года, был обновленной версией RA300. Хонда сосредоточилась на разработке RA302 . Когда он был готов к Гран -при Франции, Джон Суртес отказался водить его, потому что он думал, что это слишком небезопасно. [ 7 ] Вместо этого его управлял Джо Шеслесером , но, к сожалению, он попал в несчастный случай, и машина больше никогда не гонялась. [ 7 ] Surtees закончил гонку второй в RA301 в том, что было лучшим результатом команды в этом году. Позже в том же году, когда Сурте забил поул -позицию на Гран -при Итальянского и подиума на Гран -при Соединенных Штатов. Хонда покинула Формулу -1 в конце сезона.
1983–1992
[ редактировать ]Honda вернулась в Формулу -1 в 1983 году в качестве производителя двигателя, поставляя двигатели для команды Spirit . [ 8 ] К концу 1983 года Honda начала свою ассоциацию с командой Уильямса . Хонда прекратила поставлять двигатели в дух в 1984 году , но партнерство Уильямса продолжалось. Двигатели Honda показали хорошую производительность, но были ненадежными. Кроме того, шасси Уильямса, которое было предназначено для гораздо меньшей мощности, имело трудности с силой турбонаддувных двигателей Honda. [ 9 ] Кеке Росберг выиграл Гран-при Далласа в 1984 году, чтобы дать Honda свою первую победу с момента их возвращения, но многие пенсии покинули Уильямс-Хонда шестой в чемпионате конструкторов. [ 10 ]
Honda начала 1985 год с обновленных версий RA164E с 1984 года. На Гран -при Детройта был представлен совершенно новый двигатель RA165E с гораздо более плавной доставкой энергии, и команда быстро была в темпе, когда Росберг выиграл гонку. Уильямс-Хонда выиграл последние три гонки сезона, чтобы финишировать четвертым в чемпионате конструкторов с таким же количеством очков, что и конструктор третьего места. [ 11 ]
Новый RA166E за 1986 год получил импульс 1985 года и был очень мощным и надежным. Уильямс-Хонда выиграл чемпионат конструкторов с девятью победами. [ 12 ] Название водителей ускользнуло до последовательного Alain Prost McLaren - после of того, как шина Найджела Манселла взорвалась на последней гонке. [ 13 ] Это был первый титул Хонды в Формуле -1.

Honda начала снабжать Lotus в 1987 году после того, как они подписали тестовый водитель Honda Satoru Nakajima , но они использовали RA166E с предыдущего года из -за исключительной сделки Williams нового RA167E. Сезон также начал отношения Хонды с Айртоном Сенной , которая поехала в команду Lotus. Двигатели Honda доминировали в сезоне, выиграв 11 побед и 13 полюсов из шестнадцати гонок. [ 14 ] Нельсон Пике выиграл чемпионат драйверов в преддверии других водителей с двигателем Honda во втором и третьем, [ 15 ] В то время как Уильямс-Хонда выиграл чемпионат конструкторов. [ 16 ]


В 1988 году Honda заключила сделку по снабжению двигателей в McLaren , завершив сделку с Уильямсом. 1988 год должен был стать последним годом турбо-двигателей в F1, и, в отличие от большинства, Honda построила новый двигатель под названием RA168E, чтобы соответствовать новым правилам для 1988 года. Автомобили McLaren-Honda, управляемые Ayrton Senna и Alain Prost , были. Полностью доминирующий, занимая 15 побед и поул -позиции из 16 гонок. [ 17 ] Сенна выиграла чемпионат гонщиков после победы в домашней гонке Honda в Сузуке , а McLaren-Honda выиграл чемпионат конструкторов, более чем в три раза больше очков Ferrari . [ 18 ]
Honda представила естественно аспирированную 3,5 л V10 для новых правил в 1989 году . [ 19 ] Это не остановило господство, так как команда набрала 11 побед и 15 полюсов из 16 гонок. McLaren-Honda выиграл чемпионат конструкторов и Prost The Primivers 'Title перед Сенной. V10 был сохранен в 1990 году , и команда снова выиграла титул конструкторов, в то время как Сенна выиграла титул водителей.

Новый 3,5 л V12 был введен на 1991 год . Сезон начался хорошо с четырех побед подряд, но к середине сезона команда не могла сравниться с выступлением Williams-Renault. Honda и McLaren представили обновления, которые снова сделали команду действительно конкурентоспособной, чтобы выиграть чемпионаты конструкторов и водителей. [ 20 ] [ 21 ]
Хонда объявила, что уйдет после 1992 года , достигнув своих целей. Макларен-Хонда финишировал 2-м в турнирной таблице конструкторов после того, как Герхард Бергер выиграл последнюю гонку сезона. Тесно связанная компания Mugen оставалась в спорте в период с 1992 по 2000 год, выиграв четыре гонки и достигла наилучшего результата 3 -го числа на чемпионате конструкторов в 1999 году с командой Иордании .
2000–2008
[ редактировать ]Honda вернулась в 2000 году, поставив двигатели в бар . Они финишировали 5 -м в турнирной таблице. Лучший сезон Бар-Хонда был 2004 год, когда Дженсон Баттон и Такума Сато понадобились 11 подиумов, чтобы команда заняла второе место в чемпионате конструкторов. [ 22 ]

Honda полностью купила бар в 2005 году, и он стал командой Honda на 2006 год. У команды было приличное начало сезона, но в середине сезона выступление привело к тому, что автомобильный дизайнер Джефф Уиллис покинул команду. Неопытный Шухей Накамото заменил его. Тем не менее, все начало улучшаться после французского врача общей практики, Honda имела сильные финиширования очков, и, в частности, Дженсон Баттон выиграл Гран -при Венгр . Баттон набрал больше очков в последних шести гонках сезона, чем любой другой водитель, чтобы помочь Honda финишировать четвертым в чемпионате конструкторов. [ 23 ]
После двух трудных сезонов в 2007 и 2008 годах, в котором только один подиум финишировал Рубенсом Баррихелло , Хонда покинула Формулу -1 после сезона 2008 года из -за глобального экономического кризиса . [ 24 ]
2015–2021
[ редактировать ]
Honda вернулась в 2015 году в качестве производителя двигателя, поставляя гибридную силовую единицу 1,6 л V6 команде McLaren. Партнерство было большим разочарованием, McLaren и Driver Fernando Alonso регулярно критиковали силовую единицу. [ 25 ] [ 26 ] McLaren и Honda расстались после сезона 2017 года, достигнув лучшего результата 6 -го в турнирной таблице конструкторов в 2016 году. [ 27 ]
Honda подписала сделку по предоставлению Торо Россо на 2018 год. Во второй гонке сезона в Бахрейне Пьер Газли финишировал четвертым, чтобы дать Honda лучший результат с момента возвращения в 2015 году в то время. После довольно успешного сезона дочерняя команда Toro Rosso Red Bull Racing согласилась также использовать Honda Power Unities в 2019 году. [ 28 ] Сезон начался с того, что Макс Ферстаппен забил первую подиум Хонды турбо-гибридной эпохи V6 на Гран-при Австралии . На Гран-при Австрии Ферстаппен наконец одержал первую победу Хонды в турбо-гибридной эпохе V6 и их первую с 2006 года с еще одной победой на Гран-при Бразилии . В 2020 году Хонда получила дальнейший успех, и Макс Ферстаппен выиграл Гран -при 70 -летия в Сильверстоуне . Шоковая победа на Гран-при Италии с Пьером Гасли, которого повысили до Ред Булл, а затем понизил Скадерию Альфатаури (переименован в Scuderia Toro Rosso), сделала Honda первым производителем двигателя в эпоху V6 Turbo-Hybrid, чтобы выиграть с двумя командами Полем [ 29 ] Ферстаппен выиграл Гран -при Абу -Даби , последнюю гонку сезона.
Несмотря на их повышение импульса в рамках партнерства Red Bull/Alphatauri, Honda объявила в октябре 2020 года, что они закончили бы свою программу F1 Engine в конце сезона 2021 года. Генеральный директор Honda Takahiro Hachigo заявил, что решение не основывалось на последствиях пандемии Covid-19 , но обязательства Honda в области нулевых углерода, таких как батареи топливных элементов. [ 30 ]
Туристические машины
[ редактировать ]Чемпионат по мировым туристическим автомобилям/Кубок
[ редактировать ]
Впервые Хонда участвовала в чемпионате мира по туристическим автомобилям (WTCC) с соглашением с 2005 по 2008 год , хотя он использовался только командами частных лиц. Это все еще имело некоторый успех, поскольку Джеймс Томпсон выиграл гонку Европы в Имоле в 2008 году.
В 2012 году Honda объявила, что они войдут в последние три раунда сезона 2012 года с гонщиком, основанным на европейском гражданском хэтчбеке, разработанном в совместном партнерстве с Mugen и Jas Motorsport . [ 31 ] Автомобиль получил свой первый подиум в гонке Макао в этом году, управляемой Тиаго Монтейро .

В 2013 году они объявили Кастрол в качестве титульного спонсора своей фабричной команды, и что чемпион 2009 года Габриэле Таркини будет ехать вместе с Тиаго Монтейро . [ 32 ] 2013 год был успешным первым полным сезоном для Civic, поскольку он выиграл четыре гонки, три поул -позиции и финишировал на подиуме 20 раз, но, в частности, Honda выиграла чемпионат мира производителей.
Citroën доминировал в серии между 2014 и 2016 годами , главным образом потому, что они тратили гораздо больше денег на серию, чем другие производители, и имели многолетний опыт работы с аналогичными правилами в чемпионате мира по ралли . [ 33 ] Тем не менее, в этот период Хонда финишировала вторым в чемпионате каждый год и выигрывала больше гонок, чем любой другой производитель, кроме вышеупомянутого Citroën. Норберт Мишелиш выиграл титул независимых в 2015 году с Civic.
После того, как Citroën уехал в конце 2016 года, в 2017 году участвовал чемпионат между Honda и Volvo . Хонда и их водитель Тиаго Монтейро с комфортом лидировали в чемпионатах после 12 гонок, но, к сожалению, Монтейро получил аварию в тестировании, которая вытащила его из оставшихся восьми гонок. [ 34 ] Затем в следующем раунде в Китае все фабрики Хонда дисквалифицирована из -за топливных форсунок, которые не соответствовали техническим правилам. [ 35 ] Несмотря на эти неудачи, Хонда попала в финальный раунд 12,5 очков от лидера Чемпионата производителей и их водителя Норберта Мишелиша всего на 6,5 очков от лидера водителя. Honda выглядела очень сильной в последнем раунде в Катаре после того, как Микелиш побил рекорд круга на практике, но он потерпел неудачу в квалификации, что оставило его из споров. [ 36 ] [ 37 ] из Хонды Эстебан Герриери , заменивший травмированного Монтейро, занял поул -позицию и выиграл последнюю гонку в сезоне. Хонда потеряла титул, но они выиграли больше главных гонок и больше поул -позиций, чем кто -либо в течение сезона.
Сериал переключился на правила TCR в 2018 году и стала известна как Кубок мира по туризму (WTCR). Эстебан Герриери закончил сезон третий на чемпионате водителей с Civic Type R TCR, [ 38 ] В то время как Münnich Motorsport занял третье место в таблице команд. [ 38 ]
Британский туристический чемпионат автомобилей
[ редактировать ]В 1995 году Хонда впервые присоединилась к британскому чемпионату по туристическому автомобилю (BTCC). Автомобиль, которую они использовали, была соглашением. [ 39 ] Дэвид Лесли получил первый подиум Хонды в Ултон -парке в этом году, [ 40 ] Но они финишировали только седьмым в чемпионате производителей. 1996 год был более успешным, поскольку Лесли одержал три победы и занял четвертое место в чемпионате водителей. [ 41 ]
В 1997 году командой управлял Prodrive , а не MSD, а водителями были Джеймс Томпсон и Габриэле Таркини . [ 42 ] Хонда заняла третье место в чемпионате производителей в том же году, и Робб Граветт выиграл чемпионат «Независимый» в Honda Accord. Питер Кокс заменил Таркини на 1998 год . Джеймс Томпсон занял третье место в чемпионате с четырьмя победами в 1998 году . [ 43 ]

WSR заменил Prodrive в управлении командой Honda на 1999 год . Тот же состав драйвера с 1998 года был сохранен, хотя Габриэле Таркини участвовала в двух раундах. Хонда заняла второе место в чемпионате производителей с пятью победами в 1999 году. [ 44 ] 2000 год был последним сезоном BTCC с использованием правил Super Touring , и команды расширились до трех водителей. Томпсон присоединились Том Кристенсен и Таркини. Они выиграли семь гонок, в том числе финальную гонку эпохи супер гастролей, которую выиграл Кристенсен. Хонда заняла второе место в чемпионате производителей. [ 45 ]
Honda Civic Type R использовался в период с 2002 по 2004 год , достигнув 14 побед и лучший результат второго в чемпионате производителей. [ 46 ]

В 2005 году Team Dynamics превратила пару Honda Integra Type R 'S, импортированную из Японии, в туристические гонщики BTC , чтобы создать BTC-T Honda Integra Type R. Автомобиль имел большой успех, поскольку Мэтт Нил выиграл чемпионат драйверов в 2005 и 2006 годах , Team Dynamics выиграла чемпионат команд за те же годы и выиграл 27 гонок. [ 47 ] [ 48 ] Это был первый раз в современную эпоху, когда водитель каперса выиграл общий чемпионат.
Динамика переключилась на Civic в 2007 году . Это не может оспорить титул до 2010 года , когда команда команды стала командой Honda. Хонда выиграла чемпионат производителей и команд в 2010 году, а Мэтт Нил занял второе место в турнирной таблице водителей. [ 49 ] В 2011 году Honda снова выиграла титулы как производителей, так и команд, но на чемпионате драйверов Мэтт Нил выиграл перед своим товарищем по команде Гордона Шеддена во втором, оба в команде Honda. Хонда снова выиграла три титула в 2012 и 2013 годах , Гордон Шедден Чемпион -гонщика в 2012 году и Эндрю Джордан в 2013 году, хотя Джордан ехал в независимую гоночную команду Pirtek, используя Civic.
Honda перешла на версию Civic Tourer в 2014 году , [ 50 ] Но они заняли только третье место в чемпионате команд. В 2015 году они изменили Tourer на Civic Type R, выиграв чемпионат производителей и поделились чемпионатом водителей. Шедден снова выиграл чемпионат водителей в 2016 году .
Закончив третье место в чемпионате производителей в 2017 году , Honda представила FK8 Civic Type R на 2018 год . [ 51 ] В этом году он финишировал вторым в таблице производителей и команд. С Дэн Каммиш и Мэтт Нил вождение, FK8 Civic Type R выиграл чемпионат команд в 2019 году .
TC2000
[ редактировать ]Honda выходит на чемпионат Argentine TC2000 в 1997 году. Honda Argentina поддержала команду Pro Racing, в которой использовались Honda Civic Cars шестого поколения. [ 52 ] В 1998 и 1999 годах, соответственно, Омар Мартинес и Хуан Мануэль Сильва выиграли чемпионат водителей с Honda. [ 52 ]
В 2003 году бразильская нефтяная компания Petrobras присоединилась к команде (в настоящее время управляемой Ram Racing Factory) в качестве основного спонсора. В 2004 году Honda представила новое Civics седьмого поколения . [ 53 ]
В 2008 году Хосе Мария Лопес сделал свой первый полный сезон в TC2000 с Honda Petrobras и выиграл чемпионат. [ 54 ] В 2009 году изменение в правилах двигателя заставило Honda официально выйти из серии, но команда продолжала участвовать в качестве Equipo Petrobras. [ 52 ] Лопес снова выиграл титул в этом году. [ 52 ]
Honda вернулась, чтобы официально поддерживать Sportteam, когда чемпионат был преобразован в Souper TC2000 . Он оставался до 2013 года, не достигая выдающихся результатов. [ 52 ] Хонда вернулась снова в 2019 году с новым гражданским десятым поколением . [ 55 ] В следующем году швейцарская нефтяная компания Puma Energy вошла в качестве основного спонсора. [ 56 ]
Другая серия
[ редактировать ]
Honda соревновалась во многих других сериях туристических автомобилей. Некоторые чемпионаты, которые выиграли Honda, включают Чемпионат японских туристических автомобилей в 1996 и 1997 годах , европейский кубок туристического автомобиля в 2009 , 2010 , 2011 и 2016 годах , класс SCCA World Challenge TC в 1999 , 2000 , 2002 , 2005 , 2006 , 2008 г. 2008 , 2009 , 2011 , 2012 , 2013 и 2014 . гг [ 57 ] и TCR International Series чемпионат команд в 2017 году .
Спортивные гонки
[ редактировать ]Super Gt
[ редактировать ]Первое участие Honda в Super GT (известное как чемпионат All Japan Grand Touring Car , или JGTC, в период с 1993 по 2004 год), произошло в 1996 году , когда команда Kunimitsu вошла в NSX GT2 в категории GT500. [ 58 ]
Honda представила новый NSX для 1997 года , который был построен специально для правил GT500. Кроме того, новая команда Mugen × Dome Project присоединилась вместе с Team Kunimitsu в управлении NSX. К концу сезона Honda заняла два подиума - оба командой Кунимицу - и по двум поул -позициям - по одному от каждой команды. [ 59 ]
В 1998 году проект Mugen × Dome расширился до управления двумя автомобилями, а Накаджима Racing присоединилась к Honda. Хонда была самой быстрой машиной в течение этого сезона; Занимая полюсную позицию и самый быстрый круг в каждой гонке. Хонда выиграла последние четыре гонки сезона, но несоответствие командами и проблемы с надежностью означало, что они потеряли титул для более последовательной команды Nismo . 1999 год начался с побед для Honda, которые продлили их рекорд последовательных побед до шести-рекорд, который до сих пор не был избит на сегодняшний день. [ 60 ]

Хонда, наконец, выиграла титул в 2000 году , когда Кастрол Муген NSX из Ryo Michigami постоянно занимал подиумы, а сильные очки закончились в течение сезона. [ 61 ] Победа и другие сильные финиши от купольной части команды Таката означали , что проект Mugen × Dome выиграл титул команды. [ 62 ] Кроме того, в этом году команда Autobacs Racing Aguri (Arta) присоединилась к Honda и одержала первую победу с ними в Fuji. [ 62 ]
Хонда подошла к победе в титуле в 2001 году , когда Арта и Муген имели всего два очка от победы. [ 63 ] 2002 год снова был очень близок на чемпионате водителей, так как Накаджима Racing потерял его только на один пункт. [ 64 ] Тем не менее, проект Mugen × Dome воспользовался системой баллов, использованной в чемпионате команд, чтобы выиграть ее на 21 очко. [ 65 ]
Honda не были настолько конкурентоспособными в 2003 году , а в 2004 году они представили двигатель с турбонаддувом 3,0L V6. [ 66 ] Это их первый двигатель с турбонаддувом в серии означал, что его разработка была медленной, и они одержали только одну победу в сезоне.
В 2005 году Honda вернулась к естественным аспирированным 3,0 л V6, и они снова стали конкурентоспособными. Арта закончила сезон вторым в рейтинге. Хонда снова сражалась в чемпионате в 2006 году ; Команда Кунимитсу приходит на второе место и купол третьим. [ 67 ]

Хонда доминировала в сезоне 2007 года , поскольку их команды заняли четыре лучших местах в чемпионате. [ 68 ] Победившая команда в этом сезоне, Арта, управляемая Ральфом Фирманом и Дайсуке Ито , имела преимущество в 31 очке по сравнению с Nismo 350Z в пятом и стала первой командой в истории серии, которая выиграла титул до того, как была проведена финальная гонка.
Из -за господства 2007 года NSX получили больше граней в 2008 году . [ 69 ] В результате они не были такими конкурентоспособными, одержав только одну победу и лучшую позицию шестой в чемпионате Dome. [ 70 ] Гандикап веса был снижен на 2009 год , и Хонда вернулась в борьбу чемпионата. Арта заняла второе место и победила в Фудзи и в финальной гонке сезона в Мотеги, которая станет финальной гонкой NSX первого поколения.

Новые правила на 2010 год , требующие от всех автомобилей GT500, чтобы иметь спереди-двигатель, задний привод означал, что NSX среднего двигателя больше не может быть использован. Honda заменила его на HSV-010 GT , уникальный автомобиль, у которого не было эквивалента производственного автомобиля. Автомобиль был конкурентоспособен с самого начала и занял позицию поул в своей первой гонке. Арта выиграла гонку в Сузуке в 1000 км в августе, а Дом и их водители, Лоик Дюваль и Такаши Когир , были коронованными чемпионами в первом сезоне машины.
Автомобиль продолжал использоваться в течение следующих трех сезонов, выиграв гонку Suzuka в 1000 км в 2011 и 2013 годах , а также заняв третье и второе место в чемпионате за те же годы соответственно.

Новые правила на 2014 год снова разрешили автомобили среднего двигателя и потребовали, чтобы все автомобили использовали 2,0-литровый турбонаддув с турбонаддувом. [ 71 ] Honda представила NSX Concept-GT, которая имела гибридную систему, в отличие от ее конкурентов. [ 72 ] Он был основан на концептуальной версии NSX второго поколения. Автомобиль получил свою первую победу в Fuji в 2014 году и занял третье место в турнирной таблице в 2015 году . Гибридная система была удалена на 2016 год , и автомобиль стал неконкурентоспособным, вообще не выиграв гонку, и только достиг трех подиумов и одной полюсной позиции в течение сезона 2016 года.
В 2017 году Honda представила новый NSX на основе производственной версии, но у нее не было гибридной системы. Nakajima Racing выиграл последний 1000-километровый Suzuka с ним в 2017 году. Автомобиль стал действительно конкурентоспособным в 2018 году , заняв поул-позицию в каждой гонке, за исключением раундов Фудзи и выиграв титул команды Кунимицу и их водителей, Наоки Ямамото и бывшего F1- Чемпион Дженсон Баттон .
24 часа Ле -Мана
[ редактировать ]Honda впервые вошла в 24 часа Le Mans в 1994 году с тремя NSX GT2 моделями . Все машины закончили гонку, а лучшие из них заняли шестое место в своем классе, 14 -е место в общем зачете. [ 73 ]
Honda вернулась на 1995 год , на этот раз с двумя пронумерованными 46 и 47 и 47 с турбонаддувом , а NSX GT2 пронумеровал 84. Car 47 вышел на пенсию с сбоем сцепления и коробки передач, в то время как 46 автомобиль закончил, но не был классифицирован из -за не завершения. 70% расстояния гонки. Автомобиль 84, управляемый Кейичи Цучией , Кунимицу Такахаши и Акира Иида, выиграл класс GT2 и занял восьмое место в общем зачете, опередив несколько автомобилей GT1. [ 74 ]
Только один NSX вернулся на 1996 год , с теми же занятиями в классе с 1995 года. Он закончился на подиуме в классе GT2 и 16-м в целом. [ 75 ]
После четырнадцатилетнего отсутствия Honda вернулась в Le Mans в 2010 году с двумя прототипами ARX-01C, введенными в класс LMP2, управляемые Strakka Racing и Highcroft Racing . У гоночного автомобиля Strakka не было проблем в гонке, и выиграл класс LMP2 и занял пятое место в общем зачете в дебюте Honda LMP2. Это был лучший результат для автомобиля LMP2 в то время. [ 76 ]
Два автомобиля ARX-01D, вернувшихся в 2011 году , за управление RML и победителями в прошлые годы Strakka Racing. Автомобиль RML финишировал четвертым в своем классе, а автомобиль Strakka вышел на пенсию. В следующем году Starworks Motorsport выиграл класс LMP2 с ARX-03B , в то время как JRM переключился на запуск ARX-03A в классе LMP1, финишировав в качестве второй по величине команды Pister LMP1. Strakka Racing вернулся в 2013 году с ARX-03C и финишировал в качестве самой высокой команды LMP1 в общем зачете.
Милостыню и IMSA
[ редактировать ]
Honda вошла в американскую серию Le Mans в 2007 году под названием Acura в классе LMP2 . [ 77 ] Они выиграли свою первую гонку в серии, 12 часов Себринга , но Porsche доминировал до конца сезона. В 2008 году Акура выиграла шесть из семи гонок и была намного ближе в бою чемпионата, лучшая команда, заняв второе место.
В 2009 году они присоединились к классу LMP1 вместе с LMP2. [ 78 ] Акура оказалась чемпионами в обоих классах, поскольку команда Highcroft Racing выиграла титул LMP1 с Acura ARX-02A , в то время как Fernández Racing выиграл в LMP2 с Acura ARX-01B .
Название Acura было изменено на Honda Performance Development (HPD) в 2010 году . Highcroft Racing Honda снова стала чемпионами в классе LMP, так как HPD ARX-01C победил Porsche RS Spyder Evo из команды CytoSport . Дальнейшие чемпионаты последовали в 2012 и 2013 годах с HPD ARX-03A Racing Pickett .
В 2014 году ALMS объединилась с RSCS и стала чемпионатом IMSA SportScar , организованного Международной ассоциацией авторитетных видов спорта (IMSA). Хонда заняла третье место в чемпионате производителей в первые два года чемпионата в 2014 и 2015 годах . В 2016 году Honda выиграла 24 часа Daytona , 12 часов Sebring и Petit Le Mans командами ESM и MSR , используя Honda HR35TT в шасси Ligier JS P2 , что дало Honda титул Кубка выносливости производителей.
Honda не конкурировала в классе прототипа в 2017 году , вместо этого участвовая в классе GTD с Acura NSX GT3. Автомобиль выиграл две гонки и занял четвертое место в чемпионате производителей. В следующем сезоне 2018 года Acura заняла второе место в чемпионате производителей в классе GTD.

Honda вернулась в класс прототипа в 2018 году с Acura ARX-05 . [ 79 ] Автомобиль одержал первую победу в середине Огайо в этом году, заняв второе место в чемпионате производителей. 2019 год стал успешным годом для Acura, поскольку они выиграли чемпионаты-водителей, команды и производителей в классе прототипа, а Дейн Кэмерон и Хуан Пабло Монтойя управляли автомобилем, выигравшим чемпионат водителей. NSX GT3 также выиграл чемпионаты гонщиков и команд в классе GTD.
Мировой чемпионат выносливости
[ редактировать ]HPD Прототипы HPD были введены в первый сезон чемпионата FIA World Endurance (WEC) в 2012 году , By Strakka Racing [ 80 ] и JRM [ 81 ] в классе LMP1 и Starworks Motorsport в LMP2. [ 82 ] Strakka Racing и JRM финишировали вторым и третьим в трофее команд LMP1, в то время как Starworks Motorsport выиграл титул Trophy LMP2, включая класс в 24 часах Le Mans , с HPD ARX-03B . В следующем году в 2013 году Strakka Racing вошел в HPD ARX-03C в класс LMP1. [ 83 ] Они выиграли против других команд частных лиц в 24 часа Ле -Мана , но не участвовали в этой гонке.
IndyCar
[ редактировать ]
Honda начала участвовать в IndyCar, санкционированную CART , в 1994 году , выиграв свою первую гонку в 1995 году . Их первые Чемпионаты их первых производителей и водителей состоялись в 1996 году . Еще три названия производителей появились в 1998 , 1999 и 2001 годах и еще пять драйверов в 1997 , 1998 , 1999 , 2000 и 2001 годах . Honda покинула серию санкционированной корзины после 2002 года .
Хонда присоединилась к серии IndyCar в 2003 году , конкурируя с Chevrolet и Toyota . Honda выиграла чемпионат производителей в 2004 и 2005 годах , и чемпионат драйверов был выигран водителями Honda, в 2004 и 2005 годах . Хонда также выиграла Индианаполис 500 в 2004 и 2005 годах . В период с 2003 по 2005 год Хонда одержала 28 побед в 49 гонках.

Когда Toyota и Chevrolet покинули серию после 2005 года, Honda стала единственным производителем двигателя серии в 2006 году , роль, которая продолжалась до 2011 года . В течение 500 -х годов в период с 2006 по 2011 год не было выхода на пенсию в течение шести лет подряд, а также первые шесть раз в истории гонки, которая произошла. [ 84 ] В шести сезонах в качестве единственного производителя двигатели завершили 1188 376 миль практики, квалификации и гонок, и имели всего шесть сбоев двигателя в день гоночного дня и не было таких неудач в течение всего сезонов 2008 , 2010 и 2011 годов . [ 84 ]
Другие производители вернулись в 2012 году , когда Chevrolet и Lotus присоединились к серии. С тех пор гонщики Honda Dario Franchitti , Райан Хантер-Рий , Александр Росси и Такума Сато выиграли Индианаполис 500 соответственно в 2012 , 2014 , 2016 , 2017 и 2020 годах . Honda Powered Скотт Диксон выиграл титул водителей в 2008 году , 2013 , 2018 и 2020 год , в то время как Honda выиграла титул производителей в 2018 , 2019 , 2020 и 2021 годах . [ 85 ]
Honda является спонсором Honda Indy в Торонто, Канада, которая проводится каждый год в июле.
Другая серия
[ редактировать ]Супер формула
[ редактировать ]
Honda участвует в Super Formula с 1981 года и выиграла чемпионат в первый год, когда Сатору Накаджима стал чемпионом в 1981 году. Двигатели Honda продолжали выигрывать чемпионат в течение следующих шести лет до 1988 года , когда тесно связанная компания Mugen заменила Honda. Двигатели Mugen выиграли семь чемпионатов в период с 1988 по 1997 год , пока они не стали единственным производителем двигателя серии в 1998 году , что продолжалась до 2005 года . Honda заменила Mugen в 2006 году , в то время как Toyota также присоединилась к серии в том же сезоне. С тех пор Honda Engines выиграли чемпионаты в 2009 , 2012 , 2013 , 2018 , 2019 , 2020 , 2021 и 2022 годах .
Формула два
[ редактировать ]После шаткого начала в 1965 году Honda доминировала в гонках Формулы-двух в 1966 году с двигателем Honda RA300E/RA302E , который выиграл Брэмм-Хондас, выиграв все, кроме одной из гонок, в которых они участвовали. Джек Брэбхэм выиграл чемпионат Trophées de France в преддверии товарища по команде Денни Халме . [ 86 ]
Хонда вернулась в Формулу два в 1981 году , поставив команду RALT . Ralt-Honda выиграл чемпионат в своем первом сезоне вместе в 1981 году , и дальнейшие чемпионаты последовали в 1983 и 1984 годах . [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Формула 3000 заменила Формулу два в 1985 году. Двигатели Mugen выиграли чемпионат в 1989 , 1990 и 1991 годах .
Ралли, раллискросс и бездорожья
[ редактировать ]
Honda выиграла чемпионат производителей 2WD по межконтинентальному ралли Challenge / European Rally Championship в 2011 , 2013 и 2014 годах с Civic Type R R3. [ 90 ] Хонда также выиграла австралийский чемпионат по ралли в 2012 и 2013 годах с джазом. Honda Integra и в основном Civic Models доминировали до группы N 2000CC, а затем в 2WD -классах финского чемпионата по ралли , выигрывая титул каждый год с 2000 по 2018 год, за исключением 2001, 2010 и 2011 годов. [ 91 ]
Класс дивизиона 2 европейского чемпионата FIA по раллискросс был выигран с Honda Civic Type R в 2007 и 2008 годах, а также финишировал вторым в 2000 и 2005 годах, хотя в 2000 году с The Integra Type R. Honda выступила с глобальным чемпионатом Rallycross в 2016 и 2017 годах с Civic Coupe. Они взяли 10 подиумов и победу и заняли третье место в чемпионате производителей в обоих сезонах до того, как серия прекратилась в 2018 году.
Honda Ridgeline выиграла акционерный мини -класс Baja 1000 в 2008 и 2010 годах и класс 2 в 2015 году. [ 92 ] [ 93 ] Он также выиграл 7 класс Baja 500 в 2016, 2018 и 2019 годах. [ 94 ] [ 95 ]
Мотоцикл
[ редактировать ]Honda Formula Dream Project
[ редактировать ]Текущие драйверы
[ редактировать ]Смотрите также
[ редактировать ]- Honda в Формуле -1
- Honda Performance Development
- Honda Racing Corporation
- Акура в гонках
- Mugen Motorsports
- Motorsport
- Динамика команды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный «Honda Global | 27 июня 2019 г. Honda празднует 60 -летие участия в Гран -при Всемирного мира» . Global.honda . Получено 22 июля 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Архививая копия" . Архивировано из оригинала 2 августа 2020 года . Получено 9 мая 2019 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - ^ HSU, Бен (14 декабря 2011 г.). «Motorsports: знаменитый Honda S800 RSC 1968 года» . Японский ностальгический автомобиль . Получено 22 июля 2019 года .
- ^ «Посмотрите, что я нашел! (В Дирборне, во всех местах): Honda S800 RSC Racer» . Правда о автомобилях . 24 марта 2012 года . Получено 22 июля 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Honda RA302 - f1technical.net" . www.f1technical.net . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Комментарий, Дэн Торн (19 июня 2018 г.). «Команда F1 с Honda, о которой все забывают» . WTF1 . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Два до конца» (1984) - VHS - EAN: 5017559030650 - Издатель: Duke Video - Studio: Ассоциация конструкторов Формулы -1
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Сезон 1985 года» . Williams Grand Prix News . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Сезон 1986 года» . Williams Grand Prix News . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Особенности - Австралийская классика - Аделаида, 1986» . Formula1.com . Архивировано из оригинала 13 ноября 2014 года . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Султана, автор Джейсон (16 марта 2019 г.). «Honda RA109E V10 Formula 1 двигатель» . Формула -1 понимание - Джейсон Султана . Получено 8 июня 2019 года .
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Сперджен, Брэд (5 декабря 2008 г.). «Honda выходит из гонок Формулы -1» . New York Times . ISSN 0362-4331 . Получено 3 июня 2019 года .
- ^ «Алонсо: Макларен может быть« первым и вторым »без дефицита двигателя» . www.motorsport.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «F1 2017: Honda опровергает критику McLaren» . www.motorsport.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Результаты гонки F1 - Результаты Формулы 1 2019 года для гонок Гран -при» . Formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Red Bull и Honda согласны с двухлетней сделкой с двигателем» . www.formula1.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Пьер Хонда Газли заслуживает первой победы Формулы -1» . Honda Newsroom . 8 сентября 2020 года . Получено 29 января 2021 года .
- ^ «Honda покинуть F1 в конце 2021 года» . ESPN.com . 2 октября 2020 года . Получено 29 января 2021 года .
- ^ «Honda, чтобы войти в чемпионат World Touring Car с новым Civic» .
- ^ «Honda Global | 20 марта 2013 г. Honda представляет Castrol в качестве своего титула спонсора WTCC» . Global.honda . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ Козенс, Джек. «Роб Хэфф определенный Citroen увольняется для WTCC» . AutoSport.com . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ «Монтейро объясняет аварию, которая выбила его» . www.motorsport.com . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ «Honda исключена из результатов Китая из-за несоответствующих топливных форсунок» . TouringCartimes . 28 октября 2017 года . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ «Катар WTCC: Микелиш побивает рекорд кругов в практике в четверг» . www.motorsport.com . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ «Катар WTCC: Guerrieri берет полюс, Мишелиш в беде» . www.motorsport.com . Получено 9 мая 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный Ckonig. "ПУНКТЫ" . FIA WTCR | Мировой туристический кубок автомобиля представлен Оскаро . Архивировано из оригинала 21 февраля 2019 года . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Чемпионат британских туристических автомобилей 1995 года» . Super Touring Register . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ "Super Touring Register" . Super Touring Register . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Чемпионат британских туристических автомобилей 1996 года» . Super Touring Register . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Чемпионат британских туристических автомобилей 1997 года» . Super Touring Register . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Страницы BTCC - чемпионат британских туристических автомобилей» . www.btccpages.com . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Страницы BTCC - чемпионат британских туристических автомобилей» . www.btccpages.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Страницы BTCC - чемпионат британских туристических автомобилей» . www.btccpages.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2020 года . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ "2003 BTCC Результаты" .
- ^ "2005 Points BTCC - btccpages.com" . www.btccpages.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «BTCC 2006 Результаты» .
- ^ "2010 BTCC Результаты" .
- ^ «Honda, чтобы выставить этот удивительный универсал Civic Tourer в BTCC в следующем сезоне» . Autoblog . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Новый BTCC-SPEC 2018 Honda Civic Type R выглядит невероятно» . Автомобильный журнал . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «С Хондой он возвращает бренд, который вошел в историю » . Carbonando.com (на испанском) . Получено 13 декабря 2021 года .
- ^ LEIV1991 VELHILCE (26 ноября 2018 г.). "Honda Civic Mk7 и TC2000" . Ehculos и General . Посетил 13 декабря 2021 года .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Honda Petrobras выиграла три чемпионата в игре года » . Главный прямой . Получено 13 декабря 2021 года .
- ^ «Honda подтверждает свое возвращение в Super TC 2000» . TouringCartimes . 26 января 2019 года . Получено 13 декабря 2021 года .
- ^ «Honda Racing Pull покрывает ливрею 2020 года» . TouringCartimes . 10 марта 2020 года . Получено 13 декабря 2021 года .
- ^ "Campeones " Туризм национальный - амат (на испанском) . 26 2022сентября
- ^ "GT Championship 1996 - R1 CAVIFY" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ «Чемпионат GT 1997 - рейтинг серии» . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ О'Коннелл, RJ (3 августа 2017 г.). «Пересмотреть серию побед Хонды в истории» . Super GT World . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Кубок Autobacs 2000 All Japan GT Championship - Point Randing» . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Кубок Autobacs 2000 All Japan GT Championship - Point Randing» . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "JGTC 2001 Рейтинг" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ «JGTC 2002 Рейтинг драйверов» . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ «JGTC 2002 Randing» . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "JGTC.NET | Команда 2004 года" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "SuperGT.NET | 2006 Point Ranking" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "SuperGT.NET | 2007 Point Ranking" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "SuperGT.NET | 2008 Информация о команде" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ "SuperGT.NET | 2008 Point Randing" . supergt.net . Получено 17 мая 2019 года .
- ^ правил транспортных средств - AutoSport . » Web Обзор Super GT500 Class 2014 «
- ^ «Honda дебютирует NSX Concept-GT Hybrid Racer» . Autoblog . Получено 18 мая 2019 года .
- ^ «Le Mans 24 часа 1994 - результаты гонки - гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Получено 18 мая 2019 года .
- ^ «Le Mans 24 часа 1995 года - результаты гонки - гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Получено 18 мая 2019 года .
- ^ «Le Mans 24 часа 1996 года - результаты гонки - гоночные спортивные автомобили» . www.racingsportscars.com . Получено 18 мая 2019 года .
- ^ «Япония и 24 часа Le Mans (5) - Honda и Nissan's LMP2 Reign 2010-2016» . Lemans.org . Получено 18 мая 2019 года .
- ^ «Honda входит в Acura Name» . Autoweek . 11 апреля 2006 г. Получено 4 июня 2019 года .
- ^ Пиво, Мэтт. «Acura Ansonck 2009 LMP1 Move - Alms - AutoSport» . AutoSport.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Кляйн, Дженнифер (18 августа 2017 г.). «Acura представляет New Daytona Prototype International Race Car на чемпионате Weathertech 2018 года» . Weathertech Sportscar Championship . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «#21 - HPD ARX 03A - HPD - чемпионат FIA World Endurance» . www.fiawec.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «#22 - HPD ARX 03A - HPD - чемпионат FIA World Endurance» . www.fiawec.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «#44 - HPD ARX 03B - HPD - FIA World Endurance Championship» . www.fiawec.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «#21 - HPD ARX 03C- Honda - FIA World Endurance Championship» . www.fiawec.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Honda" . IndyCar.com . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 года . Получено 3 июня 2019 года .
- ^ «Хонда празднует чемпионат производителя 2018 года» . IndyCar.com . Получено 8 июня 2019 года .
- ^ «Формула 2 Trophées de France 1966 г. ТАНЦИАЛА | База данных драйверов» . www.driverdb.com . Получено 12 июня 2019 года .
- ^ «Формула 2 1981 - столы чемпионата» . Formula2.se . Получено 12 июня 2019 года .
- ^ «Формула 2 1983 - столы чемпионата» . Formula2.se . Получено 12 июня 2019 года .
- ^ «Формула 2 Европа 1984 ТАНЦИАЛЬНАЯ ТАКАНА | База данных драйверов» . www.driverdb.com . Получено 12 июня 2019 года .
- ^ «Racing Cars - Honda Civic Type -R Fn2 R3» . Jas Motorsport . Получено 3 июля 2019 года .
- ^ «Победители FRC» . Ралли С.М. (на финском) . Получено 3 июля 2019 года .
- ^ «Honda Ridgeline получает первое место для класса Mini Stock в 2008 году Tecate Baja 1000 - Auto News» . Тенденция грузовика . 24 ноября 2008 г. Получено 3 июля 2019 года .
- ^ «Победа в классе в Бадже возвращение» .
- ^ "2018 Ridgeline Baja 500" .
- ^ «Новый Ridgeline Baja Race Truck дебютирует с победой Baja 500» . Honda Newsroom . 2 июня 2019 года . Получено 3 июля 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Kato Daito и Toji Ryodai Win 2023 Класс Формии в Honda Racing School Suzuka (HRS)» [Taito Katō и Ryōta Horachi получают классовые стипендии Honda Honda (в японских). 29 ноября 2023 года. Получено 28 декабря 2023 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (глобальный)
- Официальный сайт (Япония)
- Официальный сайт (Европа)
- Официальный сайт (Великобритания)
- Honda Racing F1 Официальный сайт
- Официальный сайт Honda Racing Corporation
- Официальный сайт Honda Performance Development Development
- Honda Racing WTCR Официальный сайт
- Honda Pro Racing