Сикорский С-61Р
С-61Р/Ч-3С/Е HH-3E Веселый зеленый гигант HH-3F «Пеликан» | |
---|---|
Береговая охрана США HH-3F «Пеликан» с авиабазы береговой охраны Сан-Франциско | |
Роль | Средний транспортный/ поисково-спасательный (SAR) вертолет |
Производитель | Сикорский Август |
Первый полет | 1959 |
Введение | 1961 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВВС США (Исторический) Береговая охрана США (историческая) Итальянские ВВС (исторические) Тунисские ВВС |
Произведено | 1959–1970-е годы |
Разработано на основе | Сикорский SH-3 Морской король |
Sikorsky S-61R — двухмоторный вертолет , используемый в транспортных или поисково-спасательных целях. Усовершенствованная версия S-61/SH-3 Sea King , S-61R также строилась по лицензии компанией Agusta как AS-61R . S-61R служил в ВВС США как CH-3C/E Sea King и HH-3E Jolly Green Giant , а также в береговой охране США как HH-3F по прозвищу «Пеликан» . [ 1 ] В этой статье рассматриваются несколько различных вариантов этого типа в разных ролях. Одним из основных отличий от С-61 была задняя аппарель.
Разработка
[ редактировать ]Sikorsky S - 61R был разработан как производная от модели S-61/SH-3 Sea King. Он имеет существенно переработанный фюзеляж с задней погрузочной аппарелью, обычный, хотя и водонепроницаемый корпус вместо лодочного корпуса S-61 и убирающееся трехопорное шасси. Компоновка фюзеляжа использовалась Sikorsky для более крупных вариантов CH-53 и для гораздо более позднего (хотя и аналогичного размера) S-92 .
В 1957 году инженеры Sikorsky работали над новой моделью для ВМС США, призванной заменить H-34 , использовавшиеся для противолодочной борьбы. Этот вертолет, получивший обозначение HSS-2 (противолодочный вертолет Sikorsky), должен был поступить на вооружение как SH-3 Sea King. 9 января 1958 года генерал Рэндольф М. Пейт , комендант корпуса морской пехоты , написал начальнику военно-морских операций (CNO) с просьбой закупить модифицированные HSS-2 для замены UH-34 морской пехоты. [ 2 ] : 47 Генерал Пейт рекомендовал обозначить транспортную версию HR3S (Вертолет, Транспорт-3-Сикорский). [ 2 ] : 48 В 1958 году средств на закупку самолетов было недостаточно, а разработка HR3S продвигалась медленно. Подробные характеристики нового вертолета были опубликованы CNO 7 марта 1960 года. Были указаны четыре позиции:
- задняя погрузочная рампа
- фюзеляж, способный садиться на воду
- готов к оперативной оценке к 1963 г.
- модификация уже разработанного вертолета
Пока проект транспортно-штурмового варианта находился на окончательной доработке, HSS-2 проходил испытания. Возникли проблемы с его устойчивостью, и мощность главной трансмиссии была ограничена 2000 лошадиными силами, хотя на пике мощности двигатели могли выдавать больше. В июле 1959 года, еще до выбора HR3S, авиастроительная корпорация Vertol провела презентацию морской пехоте своей новой модели 107А , а в конце марта 1960 года инженеры Sikorsky все еще боролись с проблемами HSS-2 и проектировали аппарель. Для HR3S компания Vertol отправила YHC-1A (ранний прототип 107) в Центр разработки десантных сил на базе морской пехоты Квантико для оценки шестью пилотами морской пехоты. [ 2 ] : 49 Оценка морской пехоты одобрила приобретение Вертола 107М. 20 февраля 1962 года морская пехота выбрала Вертол 107М победителем конкурса HRX, и он поступил на вооружение морской пехоты как CH-46 Sea Knight. [ 2 ] : 50
Несмотря на проигрыш в конкурсе HRX, компания Sikorsky построила прототип S-61R в качестве частного предприятия, первый полет которого состоялся в 1963 году. Во время его разработки ВВС США разместили заказ на самолет, получивший обозначение CH-3C . ВВС использовали CH-3C для восстановления сбитых пилотов. Вариант CH-3E с более мощными двигателями появится в 1965 году. [ 3 ]
Усовершенствованный вариант HH-3E появится позже: будет построено восемь самолетов и все 50 самолетов CH-3E будут преобразованы в этот стандарт. [ 4 ] [ 5 ] Известный как « Веселый зеленый гигант» (из-за своего размера и оливково-зеленой цветовой схемы; отсылка к талисману компании «Веселый зеленый гигант» ), HH-3E отличался защитной броней, самоуплотняющимися баками, выдвижным зондом для дозаправки в воздухе, сбрасываемыми внешними баками, высокоскоростной подъемник и другое специализированное оборудование. [ 5 ]
В 1965 году Береговая охрана США заказала версию, получившую обозначение HH-3F Sea King (более известную под прозвищем «Пеликан») для всепогодных спасательных операций в воздухе и на море . [ 3 ] На «Пеликане» был установлен поисковый радар со смещенным влево обтекателем носовой антенны. [ 1 ] [ 5 ] и возможность посадки на воду. [ 3 ]
Итальянская Agusta построила по лицензии вариант S-61R, получивший название AS-61R. Agusta произвела 22 вертолета для ВВС Италии. [ 3 ] Компания заявила, что может вновь открыть производственную линию через 36 месяцев для производства дополнительных вертолетов AS-61. [ 6 ]
Оперативное обслуживание
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Варианты ВВС США служили в многочисленных воздушно-спасательных эскадрильях и аэрокосмических спасательно-эвакуационных эскадрильях Военно -воздушного командования (MAC), спасательных эскадрильях Воздушного боевого командования (ACC) и других основных командования ВВС США по всему миру. Самолет также использовался рядом спасательных эскадрилий командования резерва ВВС и Национальной гвардии . Все HH-3E ВВС США, включая резерв ВВС и ВВС Национальной гвардии, были сняты с вооружения в 1990-х годах и заменены нынешними HH-60G Pavehawk .
HH-3F Pelican был надежной рабочей лошадкой береговой охраны США с конца 1960-х годов до тех пор, пока он не был снят с производства в конце 1990-х годов. Все HH-3F USCG были заменены на HH-60J Jayhawk , и с тех пор эти самолеты были модернизированы до версии MH-60T Jayhawk .
Трансатлантический перелет
[ редактировать ]С 31 мая по 1 июня 1967 года два HH-3E ВВС США совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан на вертолете. Вылетев из Нью-Йорка рано утром, два вертолета прибыли на Парижский авиасалон 1967 года в Ле-Бурже после полета продолжительностью 30 часов 46 минут. [ 7 ] [ 8 ] Для операции потребовалось девять дозаправок в воздухе. [ 8 ] Оба вертолета впоследствии были потеряны в боевых действиях в Юго-Восточной Азии в 1969 и 1970 годах. [ 7 ]
Италия
[ редактировать ]Agusta начала производство в 1974 году и поставила 22 вертолета в качестве замены Grumman HU-16 Albatross, используемого для поисково-спасательных операций на море. Вертолеты AS-61R ВВС Италии выполняли поисково-спасательные операции под обозначением HH-3F в мирное время и C/SAR (Combat SAR) во время кризиса или во время военных задач. Все вертолеты эксплуатировались пятью звеньями 15° Stormo Stefano Cagna и дислоцировались на четырех базах по всей Италии.
С 1993 года 15° Stormo выполняла миссии поддержки по эвакуации гражданского населения во время стихийных катастроф и катастроф в Италии. 15º Stormo также участвовал в операциях SAR во враждебных зонах нескольких операций за рубежом, где были развернуты итальянские вооруженные силы - Сомали, Албании, Боснии, Косово, Ирака и Афганистана.
26 сентября 2014 года ВВС Италии отказались от HH-3F, заменив их на AgustaWestland AW139 в роли SAR. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- С-61Р
- Военно-транспортный вертолет, номер модели Sikorsky.
- HR3S-1
- Предлагаемый транспортный вертолет для Корпуса морской пехоты США отменен
- С-61Р-10
- Прототип, эксплуатируемый компанией Sikorsky, совершил первый полет 17 июня 1963 года.
- С-61Р-12
- Один самолет для ВВС Аргентины по стандартам HH-3F.
- СН-3С
- Военно-транспортный вертолет дальнего действия для ВВС США, построено 75 штук.
- СН-3Е
- Военно-транспортный вертолет дальнего действия для ВВС США. 41 переоборудован из CH-3C, плюс 45 изготовлены заново. [ 10 ]
- HH-3E Веселый зеленый гигант
- Дальний поисково-спасательный вертолет для ВВС США, 50 переоборудованных из CH-3E. [ 11 ]
- МХ-3Е
- Версия специальных операций для ВВС США.
- ВХ-3Е
- VIP-транспортный вертолет ВВС США.
- HH-3F «Пеликан»
- Вертолет дальнего поиска и спасения для Береговой охраны США, построено 40 штук.
- АС-61Р (HH-3F Пеликан)
- Дальний поисково-спасательный вертолет, построенный с 1974 года по лицензии в Италии на фирме Agusta, построено 22 экземпляра.
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]Бывший
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- H-02 - S-61R на статической экспозиции в Национальном музее аэронавтики в Мороне, Буэнос-Айрес . [ 22 ] Раньше он использовался как президентский вертолет. [ нужна ссылка ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- 44010 — CH-3C на хранении в Музее авиации Янкса в Чино, Калифорния . [ 23 ] [ 24 ]
- 62-12581 - CH-3C на статической экспозиции в Музее летно-испытательного центра ВВС на базе ВВС Эдвардс недалеко от Розамонда, Калифорния . [ 25 ] [ 26 ]
- 63-9676 — CH-3E на хранении в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 10 ]
- 65-5690 — CH-3E на статической экспозиции в Аэрокосмическом музее Калифорнии в аэропорту Сакраменто Макклеллан (бывшая авиабаза Макклеллан ) в Сакраменто, Калифорния . [ 27 ]
- 64-14232 — H-3E на статической экспозиции на базе ВВС Киртланд в Альбукерке, Нью-Мексико . [ 28 ]
- 65-12784 — HH-3E на статической экспозиции в авиапарке Херлберт Филд в Мэри Эстер, Флорида . [ 29 ]
- 65-12797 - CH-3E на статической экспозиции в Музее авиации Каролины в Шарлотте, Северная Каролина . [ 30 ]
- 66-13290 - HH-3E на статической экспозиции на авиабазе Национальной гвардии Фрэнсиса С. Габрески в Вестгемптоне, Нью-Йорк . [ 31 ] Это самолет, на котором Леланд Т. Кеннеди получил первый из двух своих Крестов ВВС . [ нужна ссылка ]
- 67-14703 - HH-3E на статической экспозиции в Музее авиации на базе ВВС Робинс в Уорнер-Робинсе, Джорджия . [ 32 ]
- 67-14709 - HH-3E на статической экспозиции в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо. [ 11 ]
- USCG 1476 - HH-3F на статической экспозиции в Музее авиации и космонавтики Пима , примыкающем к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 33 ]
- USCG 1484 - HH-3F на статической выставке на ферме Винвиан в Моррисе, Коннектикут . Он встроен в гостевую спальню. [ 34 ] [ 35 ]
- USCG 1486 - HH-3F на статической экспозиции в Национальном музее военно-морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола в Пенсаколе, Флорида . [ 36 ]
Технические характеристики (HH-3E)
[ редактировать ]Данные Evergreen, [ 37 ] Глобальная безопасность [ 38 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Вместимость: 28 человек / полезная нагрузка 6500 фунтов (2948 кг)
- Длина: 73 фута (22 м)
- Высота: 18 футов 1 дюйм (5,51 м)
- Пустой вес: 13 341 фунт (6 051 кг)
- Максимальный взлетный вес: 22 050 фунтов (10 002 кг)
- Запас топлива: 683 галлона США (569 имп галлонов; 2590 л)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-10 турбовальных мощностью 1400 л.с. (1000 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 62 фута (19 м)
- Площадь несущего винта: 3019 кв. футов (280,5 м ). 2 ) 5-лопастной несущий винт; лопастная секция NACA 0012 [ 39 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 143 узла (165 миль в час, 265 км/ч)
- Диапазон: 779 миль (896 миль, 1443 км)
- Практический потолок: 21 000 футов (6 400 м) IGE
- 17 500 футов (5 334 м) ВРЕМЯ
- Скорость набора высоты: 2220 футов/мин (11,3 м/с) IGE
- 1300 футов/мин (396 м/мин) ОГЭ
- Нагрузка на диск: 7,3 фунта/кв. фута (36 кг/м) 2 )
Вооружение
- Пушки: дверные пушки на некоторых вариантах (информацию об американском оборудовании см. в разделе « Подсистемы вооружения вертолетов США», S-61R ).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- SH-3 Морской король
- Сикорский HH-52 Сигард
- CH-53 Морской жеребец
- HH-53 «Супер веселый зеленый гигант» / MH-53 Pave Low
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Министерство обороны США. DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 1974. с. А-40; 1998. с. А-43; 2004. с. 43.
- ^ Jump up to: а б с д Неудачно, Уильям (1978). Морская пехота и вертолеты 1962–1973 гг. (PDF) . Отдел истории и музеев Корпуса морской пехоты США. ISBN 978-1482313598 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 августа 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д Апостоло, Джорджо. «Сикорский С-61Р». Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. 1984. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- ^ «Sikorsky HH-3E Веселый зеленый гигант» . Национальный музей ВВС США. 13 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Чант, Кристофер (1996). Боевые вертолеты ХХ века . Твикенхем, Великобритания: Tiger Books International PLC. ISBN 1-85501-808-Х .
- ^ Дональд, Дэвид, изд. «Сикорский С-61». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- ^ Jump up to: а б «ХХ-3Е» . ВИНТОВЫЕ ГОЛОВКИ ВВС США . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Парижская неделя» . Международный рейс : 933–934. 5 июня 1967 года.
- ^ Jump up to: а б «Портал ВВС — Церемония вывода из эксплуатации HH-3F» . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Сикорский СН-3Е» . Национальный музей ВВС США . 24 сентября 2015 года . Проверено 21 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Sikorsky HH-3E Веселый зеленый гигант». Национальный музей ВВС США. Проверено: 21 июня 2017 г.
- ^ «С-61 21 века» (PDF) . Вертикальмаг.com. Архивировано из оригинала (PDF) 21 ноября 2016 года . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «Эриксон флот» . ericksonaviation.com. Архивировано из оригинала 21 мая 2015 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013 . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1981 стр. 40» . Flightglobal.com . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «S-61 H-3 в ВВС Аргентины» . Хелис.com . Проверено 9 февраля 2019 г.
- ^ «Итальянские ВВС снимают с вооружения HH-3F» . Ежемесячник ВВС . Ключевая публикация: 12 ноября 2014 г.
- ^ «Отдел шерифа СБ CH-3C C/N 61-523» . Хелис.com . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «ВВС США Сикорский С-61 Н-3» . Хелис.com . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «ВВС мира 1981 стр. 100» . Flightglobal.com . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «HH-3F Пеликан Восстановление средней дальности (MRR)» . globalsecurity.org . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky S-61R, серийный номер H-02 FAA, серийный номер 61.763» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Сикорский С-61Р (СН-3С)» . Музей авиации Янкса . 6 февраля 2017 г. Архивировано из оригинала 18 июня 2021 г. Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер — SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 44010 USN» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Инвентаризация самолетов» . Исторический фонд летных испытаний . Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky CH-3C Sea King, серийный номер 62-12581 USAF, серийный номер 61506» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Sikorsky CH-3E Веселый зеленый гигант» . Аэрокосмический музей Калифорнии . Архивировано из оригинала 17 апреля 2016 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky H-3E Jolly Green Giant, серийный номер 64-14232 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «H-3 ВЕСЕЛЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ» . Херлберт Филд . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Sikorsky CH-3E Jolly Green Giant, серийный номер 65-12797 USAF, серийный номер 61-572» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер — Sikorsky HH-3E Jolly Green Giant, серийный номер 66-13290 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «HH-3E «Веселый зеленый гигант» » . Музей авиации . Музей авиации Foundation, Inc. Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «ПЕЛИКАН» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 19 июля 2017 года . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «ВЕРТОЛЕТ» . Ферма Винвиан . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ «Досье на планер — SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 1484 USCG» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Досье на планер — SikorskyS-61/H-3/Sea King, серийный номер 1486 USCG, c/n 61-663» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 мая 2017 г.
- ^ Технические характеристики S-61R. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine . EvergreenAviation.com
- ^ Технические характеристики HH-3 . GlobalSecurity.org
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Sikorsky HH-3E Jolly Green Giant – Национальный музей ВВС США
- Продукты Sikorsky. Архивировано 19 июня 2008 г. в Wayback Machine.
- Страница истории береговой охраны США
- CH-3 , HH-3 и HH-3F на GlobalSecurity.org Страницы Пеликана
- База данных HELIS.com Sikorsky S-61/H-3/HSS-2