Теистическая эволюция
Часть серии о |
Эволюционная биология |
---|
Часть серии о | ||||
Креационизм | ||||
---|---|---|---|---|
История | ||||
Типы | ||||
Библейская космология | ||||
Креационная наука | ||||
Неприятие эволюции религиозными группами | ||||
Религиозные взгляды | ||||
| ||||
Теистическая эволюция (также известная как теистический эволюционизм или эволюция под руководством Бога ), также называемая эволюционным креационизмом, представляет собой точку зрения, согласно которой Бог действует и творит посредством законов природы . Здесь Бог рассматривается как первопричина, в то время как естественные причины являются вторичными , постулируя, что концепция Бога и религиозные верования совместимы с открытиями современной науки, включая эволюцию . Теистическая эволюция сама по себе не является научной теорией , но включает в себя ряд взглядов на то, как наука связана с религиозными верованиями и степень вмешательства Бога. Он отвергает строгие креационистские доктрины особого творения , но может включать такие убеждения, как сотворение человеческой души . Современная теистическая эволюция принимает общий научный консенсус относительно возраста Земли , возраста Вселенной , Большого взрыва , происхождения Солнечной системы , происхождения жизни и эволюции. [1]
Сторонники теистической эволюции обычно пытаются гармонизировать эволюционную мысль с верой в Бога и отвергают конфликт между религией и наукой ; они считают, что религиозные верования и научные теории не обязательно должны противоречить друг другу. [2] [3] Существуют различия в отношении того, как эти две концепции веры и науки сочетаются друг с другом. [4]
Определение
[ редактировать ]Фрэнсис Коллинз описывает теистическую эволюцию как позицию, согласно которой «эволюция реальна, но она была приведена в движение Богом». [5] и характеризует его как признание того, что «эволюция произошла так, как ее описывают биологи, но под руководством Бога». [6] Он перечисляет шесть общих предпосылок, на которых обычно основываются различные версии теистической эволюции. Они включают в себя: [7]
- Преобладающая космологическая модель , согласно которой Вселенная возникла около 13,8 миллиардов лет назад ;
- Тонко настроенная вселенная ;
- Эволюция и естественный отбор ;
- Никакого специального сверхъестественного вмешательства не требуется, когда эволюция уже началась;
- Люди являются результатом этих эволюционных процессов; и
- Несмотря на все это, люди уникальны. Забота о Моральном Законе (познании добра и зла) и непрерывный поиск Бога среди всех человеческих культур бросают вызов эволюционным объяснениям и указывают на нашу духовную природу.
Исполнительный директор Национального центра научного образования в Соединенных Штатах Америки Юджини Скотт использовала этот термин для обозначения части общего спектра представлений о сотворении и эволюции, придерживающейся богословской точки зрения, согласно которой Бог создает посредством эволюции. Он охватывает широкий спектр убеждений о степени любого вмешательства Бога, при этом некоторые приближаются к деизму , отвергая концепции продолжающегося вмешательства или особого творения , в то время как другие полагают, что Бог напрямую вмешивался в такие важные моменты, как происхождение людей .
В католической версии теистической эволюции человеческая эволюция могла иметь место, но Бог должен был создать человеческую душу . [1] а историю творения в книге Бытия следует читать метафорически. [8] [9] [10]
Некоторые мусульмане считают, что только люди были исключениями из общего происхождения (человеческая исключительность). [11] в то время как некоторые дают аллегорическое прочтение творения Адама (неисключительность). [12] [13] [14] [15] Некоторые мусульмане верят, что только Адам и Хава (Ева) были особыми творениями, и они, как и их самые ранние потомки, были исключениями из общего предка, но более поздние потомки (включая современных людей) имеют общее происхождение с остальной жизнью на Земле, потому что существовали человеческие существа. как существа на Земле до прибытия Адама, прошедшие эволюцию. Это убеждение известно как «адамическая исключительность». [16]
С развитием эволюционной науки развивались и различные типы теистической эволюции. Креационисты Генри М. Моррис и Джон Д. Моррис перечислили различные термины, которые использовались для описания различных позиций с 1890-х по 1920-е годы: « ортогенез » (целенаправленная эволюция), « номогенез » (эволюция в соответствии с установленным законом) » . эмерджентная эволюция » , « творческая эволюция » и другие. [17]
Палеонтолог-иезуит Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) был влиятельным сторонником управляемой Богом эволюции или «ортогенеза», в котором человек в конечном итоге эволюционирует до « точки омеги » союза с Творцом.
Альтернативные условия
[ редактировать ]Другие видят «эволюционное творение». [18] (ЭК, также называемый некоторыми наблюдателями «эволюционным креационизмом») как вера в то, что Бог как Творец использует эволюцию для осуществления своего плана. Юджини Скотт утверждает в книге «Эволюция против. Креационизм утверждает, что это тип эволюции, а не креационизм, несмотря на его название. «С научной точки зрения эволюционный креационизм едва ли отличается от теистической эволюции… [различия] лежат не в науке, а в теологии». [19] Сторонники эволюционного креационизма утверждают, что Бог здесь задействован в большей степени, чем полагают теистические эволюционисты. [20]
Канадский биолог Дени Ламуре опубликовал в 2003 году статью и богословскую книгу в 2008 году, ориентированные как на христиан, которые не верят в эволюцию (включая молодых креационистов Земли), так и на тех, кто хочет примирить свою христианскую веру с эволюционной наукой. Его главный аргумент заключался в том, что Бытие представляет «науку и историю того времени» как «случайные сосуды» для передачи духовных истин. Ламуре переписал свою статью в журнальную статью 2009 года, включив в нее выдержки из своих книг, в которых он отметил сходство своих взглядов с теистической эволюцией, но возражал против этого термина, поскольку в центре внимания находится эволюция, а не творение. Он также дистанцировал свои убеждения от деистических или более либеральных убеждений, включенных в теистическую эволюцию. Он также утверждал, что, хотя и относится к той же точке зрения, расположение слов в термине «теистическая эволюция» ставит «процесс эволюции в качестве основного термина и делает Творца второстепенным как просто уточняющее прилагательное». [21]
Божественное вмешательство наблюдается в критические периоды истории, что согласуется с научными объяснениями видообразования и имеет сходство с идеями прогрессивного креационизма , согласно которым Бог последовательно создавал «виды» животных. [1] [22]
Что касается принятия дарвиновской эволюции, историк Рональд Намберс описывает позицию геолога конца XIX века Джорджа Фредерика Райта как «христианский дарвинизм». [23]
Джейкоб Клапвейк [24] и Говард Дж. Ван Тилль [25] Принимая как теистическое творение, так и эволюцию, они отвергли термин «теистическая эволюция».
В 2006 году американский генетик и директор Национального института здоровья опубликовал Фрэнсис Коллинз « Язык Бога» . Он заявил, что вера и наука совместимы, и предложил слово «Биологос» (Слово жизни) для описания теистической эволюции. Позже Коллинз изложил идею о том, что Бог создал все сущее, но эволюция является лучшим научным объяснением разнообразия всей жизни на Земле. Вместо этого название BioLogos стало названием организации, которую Коллинз основал несколько лет спустя. Эта организация теперь предпочитает термин «эволюционное творение» для описания своего взгляда на теистическую эволюцию. [26]
Историческое развитие
[ редактировать ]Историки науки (и авторы доэволюционных идей) отмечали, что ученые рассматривали концепцию биологических изменений задолго до Дарвина.
В 17 веке английский нонконформист / англиканский священник и ботаник Джон Рэй в своей книге «Мудрость Божья, проявленная в творениях творения» (1692) задавался вопросом, «почему такие разные виды должны не только смешиваться вместе, но и порождать животное, и все же это гибридное производство не должно снова порождать и таким образом продолжаться новая раса». [27]
Ученый XVIII века Карл Линней (1707–1778) опубликовал «Систему природы» (1735) — книгу, в которой считал, что новые разновидности растений могут возникнуть посредством гибридизации , но только в определенных пределах, установленных Богом. Линней первоначально принял аристотелевскую идею неизменности видов (идею о том, что виды никогда не меняются), но позже в своей жизни он начал оспаривать ее. Тем не менее, как христианин, он по-прежнему защищал «особое творение», веру в то, что Бог создал «всякое живое существо» вначале, как читается в Бытии, с особенностью набора первоначальных видов, от которых произошли все нынешние виды. [28]
Линней писал:
Предположим, что Божественное Существо вначале шло от простого к сложному; от немногих ко многим; точно так же Он в начале растительного царства создал столько растений, сколько существовало естественных порядков. Эти порядки растений Он Сам, производя там, смешивал между собой, пока из них не произошли те растения, которые ныне существуют как роды. Затем природа смешала между собой эти роды растений через поколения двойного происхождения (гибриды) и размножила их в существующих видах, как можно больше (при этом цветковые структуры не изменились), исключив из числа видов почти стерильные гибриды, которые производятся одним и тем же способом происхождения.
- Система Вегетабилиум (1774 г.) [29]
Линней приписывал активный процесс биологических изменений самому Богу, заявив:
Мы представляем, что Творец в фактическое время творения создал только один-единственный вид для каждого естественного отряда растений, причем этот вид отличается по образу жизни и плодоношению от всех остальных. То, что он сделал их взаимно плодородными, вследствие чего из их потомства, несколько изменив плодоношение, возникли роды естественных классов в таком же количестве, как и различные родители, и, поскольку это не продолжается дальше, мы считаем, что это тоже было сделано. Его Всемогущей рукой прямо в начале; таким образом, все Роды были первобытными и составляли один Вид. Что возникло столько же Родов, сколько было особей вначале, эти растения с течением времени стали оплодотворяться другими видами другого рода и, таким образом, возникли Виды, пока не было создано столько же, сколько существует сейчас ... эти Виды иногда оплодотворялись из сородичей. , то есть другие виды того же рода, от которых произошли разновидности.
- Из его «Основ плодоношения» (1742 г.) [30]
Йенс Кристиан Клаузен (1967) называет теорию Линнея «забытой эволюционной теорией, [которая] предшествует теории Дарвина почти на 100 лет», и сообщает, что он был пионером в проведении экспериментов по гибридизации. [32]
Более поздние наблюдения протестантских ботаников Карла Фридриха фон Гертнера (1772–1850) и Йозефа Готлиба Кёльройтера (1733–1806) отрицали неизменность видов, чему Библия никогда не учит. [33] Кёльройтер использовал термин « трансмутация видов » для обозначения видов, которые претерпели биологические изменения в результате гибридизации. [34] [ самостоятельно опубликованный источник? ] хотя они оба были склонны полагать, что гибриды вернутся к родительским формам по общему закону реверсии и, следовательно, не будут нести ответственность за появление новых видов. Позже, в ряде экспериментов, проведенных между 1856 и 1863 годами, монах-августинец Грегор Мендель (1822–1884), присоединившись к «новой доктрине особого творения», предложенной Линнеем, [34] пришел к выводу, что новые виды растений действительно могут возникать, хотя и ограниченно и сохраняя собственную устойчивость. [ нужна ссылка ]
проведенное Жоржем Кювье, Анализ окаменелостей и открытие вымирания, нарушило статические взгляды на природу в начале 19 века, подтвердив, что геология демонстрирует историческую последовательность жизни. Британская естественная теология , которая искала примеры адаптации , чтобы продемонстрировать замысел великодушного Творца, приняла катастрофизм , чтобы показать, что более ранние организмы заменяются в серии творений новыми организмами, лучше приспособленными к изменившейся среде. Чарльз Лайель (1797–1875) также рассматривал адаптацию к изменяющейся окружающей среде как признак великодушного Создателя, но его униформизм предусматривал продолжающееся вымирание, оставляя без ответа проблему обеспечения замены. [35] Как видно из переписки Лайеля и Джона Гершеля , ученые искали творение посредством законов, а не чудесных вмешательств. В континентальной Европе идеализм философов, в том числе Лоренца Окена (1779–1851), развил натурфилософию , в которой модели развития на основе архетипов были целенаправленным божественным планом, направленным на формирование человечества. [36] Эти учёные отвергли трансмутацию видов как материалистическую. [37] [38] [39] радикализм, угрожающий устоявшейся иерархии общества. Идеалист Луи Агассис (1807–1873), стойкий противник трансмутации, рассматривал человечество как цель последовательности творений, но его концепции были первыми, кто был адаптирован в схему теистического эволюционизма, когда в « Остатках естественной истории» Книга «Сотворение», опубликованная в 1844 году, ее анонимный автор ( Роберт Чемберс ) изложил целенаправленное прогрессивное развитие как божественный план Создателя, запрограммированный на то, чтобы развернуться без прямого вмешательства или чудес. Книга стала бестселлером и популяризировала идею трансмутации по разработанному «закону прогрессии». В то время научный истеблишмент резко критиковал «Пережитки» , но позже более искушенные теистические эволюционисты последовали тому же подходу, ища закономерности развития как свидетельства замысла. [40]
Сравнительный анатом Ричард Оуэн (1804–1892), видный деятель научного сообщества викторианской эпохи, на протяжении всей своей жизни выступал против трансмутации. Формулируя гомологию , он адаптировал идеалистическую философию, чтобы примирить естественную теологию с развитием, объединив природу как отклонение от основной формы в процессе, демонстрирующем замысел. Его заключение к книге «О природе конечностей» 1849 года предполагало, что божественные законы могли контролировать развитие жизни, но он не стал расширять эту идею после возражений своих консервативных покровителей. Другие поддерживали идею развития посредством закона, в том числе ботаник Хьюитт Уотсон (1804–1881) и преподобный Баден Пауэлл (1796–1860), которые писали в 1855 году, что такие законы лучше иллюстрируют силы Создателя. [41] В 1858 году Оуэн в своей речи в качестве президента Британской ассоциации сказал, что в результате «непрерывного действия Творческой силы» на протяжении геологического времени новые виды животных появлялись «последовательно и непрерывно» посредством рождения от своих предшественников по Творческому закону, а не по Творческому закону. путем медленной трансмутации. [42]
О происхождении видов
[ редактировать ]Когда Чарльз Дарвин опубликовал «Происхождение видов» в 1859 году, многие либеральные христиане признали эволюцию при условии, что они смогут согласовать ее с божественным замыслом. Священнослужители Чарльз Кингсли (1819–1875) и Фредерик Темпл (1821–1902), оба консервативные христиане в англиканской церкви , продвигали теологию творения как косвенного процесса, контролируемого божественными законами. Некоторые строгие кальвинисты приветствовали идею естественного отбора , поскольку она не влекла за собой неизбежный прогресс и человечество можно было рассматривать как падшую расу, нуждающуюся в спасении . Англо -католик Обри Мур (1848–1890) также принял теорию естественного отбора, включив ее в свои христианские убеждения как просто способ действия Бога. Друг Дарвина Аса Грей (1810–1888) защищал естественный отбор как совместимый с замыслом. [43]
Сам Дарвин в своем втором издании «Происхождения » (январь 1860 г.) написал в заключении:
Я считаю, что животные произошли максимум от четырех-пяти прародителей, а растения — от такого же или меньшего числа. Аналогия привела бы меня еще на шаг дальше, а именно к убеждению, что все животные и растения произошли от какого-то одного прототипа. Но аналогия может оказаться обманчивым руководством. Тем не менее все живые существа имеют много общего в химическом составе, зародышевых пузырьках, клеточной структуре и законах роста и размножения. Мы видим это даже в таком пустяковом обстоятельстве, как то, что один и тот же яд часто одинаково действует на растения и на животных; или что яд, выделяемый галловой мухой, вызывает чудовищные наросты на шиповнике или дубе. По аналогии я должен заключить, что, вероятно, все органические существа, когда-либо жившие на этой земле, произошли от какой-то одной первородной формы, в которую Творец впервые вдохнул жизнь .
- Глава XIV: «Выводы», стр. 428. [44]
В течение десятилетия большинство ученых начали поддерживать эволюцию, но с самого начала некоторые выражали несогласие с концепцией естественного отбора и искали более целенаправленный механизм. В 1860 году Ричард Оуэн Дарвина в анонимном обзоре подверг критике «Происхождение видов» , восхваляя «профессора Оуэна» за «установление аксиомы непрерывного процесса предопределенного становления живых существ ». [45] В декабре 1859 года Дарвин был разочарован, узнав, что сэр Джон Гершель, очевидно, отверг эту книгу как «закон беспорядочной путаницы». [46] а в 1861 году Гершель писал об эволюции, что «разум, ведомый определенной целью, должен постоянно действовать, чтобы смещать направление шагов изменений – регулировать их количество – ограничивать их расхождение – и продолжать их в определенный курс». Он добавил: «С другой стороны, мы не хотим отрицать, что такая разведка может действовать в соответствии с законом (то есть по заранее составленному и определенному плану)». [47] Ученый сэр Дэвид Брюстер (1781–1868), член Свободной церкви Шотландии , написал статью под названием « Факты и фантазии г-на Дарвина » (1862), в которой он отверг многие дарвиновские идеи, например, относительно рудиментарных идей. органов или подвергать сомнению совершенство Бога в Его работе. Брюстер пришел к выводу, что книга Дарвина содержит как «много ценных знаний, так и много диких предположений», хотя и признал, что «каждая часть человеческого тела была создана Божественной рукой и демонстрирует самые чудесные и благотворные приспособления для использования людьми». [48]
В 1860-х годах теистический эволюционизм стал популярным компромиссом в науке и получил широкую поддержку широкой общественности. Между 1866 и 1868 годами Оуэн опубликовал теорию происхождения, предполагая, что виды обладают врожденной тенденцией к изменениям, что приводит к появлению разнообразия и красоты, демонстрирующих творческую цель. И Оуэн, и Миварт (1827–1900) настаивали на том, что естественный отбор не может объяснить закономерности и вариации, которые, по их мнению, являются результатом божественного замысла. В 1867 году герцог Аргайл опубликовал «Царство закона» , в котором красота оперения без каких-либо адаптивных преимуществ объяснялась дизайном, созданным законами природы Создателя для удовольствия людей. Аргайл попытался примирить эволюцию с замыслом, предположив, что законы вариации готовят рудиментарные органы к будущим потребностям. [49]
Кардинал Джон Генри Ньюман писал в 1868 году: «Теория г-на Дарвина не обязательно должна быть атеистической , независимо от того, верна она или нет; она может просто предлагать более широкую идею Божественного Предвидения и Мастерства... и я [не вижу] этого» случайная эволюция органических существ несовместима с божественным замыслом — она случайна для нас, а не для Бога». [50]
В 1871 году Дарвин опубликовал свое собственное исследование о происхождении человека в книге «Происхождение человека» , заключив, что люди «произошли от волосатых четвероногих, снабженных хвостом и заостренными ушами», которые можно было бы отнести к квадруманам наряду с обезьянами, и, в свою очередь, произошли от четвероногих животных. «через длинный ряд разнообразных форм», восходящих к чему-то вроде личинок асцидий . [51] Критики [ который? ] тут же пожаловался, что этот «унижающий достоинство» образ «срывает с наших голов венец», [ нужна ссылка ] но мало свидетельств того, что это привело к потере веры. Среди немногих, кто зафиксировал влияние сочинений Дарвина, натуралист Жозеф ЛеКонте боролся с «страданием и сомнениями» после смерти своей дочери в 1861 году, а затем с энтузиазмом заявил в конце 1870-х годов, что «не существует ни одного философского вопроса, связанного с нашей жизнью». высшие и самые дорогие религиозные и духовные интересы, которые фундаментально затронуты или даже представлены в новом свете теорией эволюции», а в конце 1880-х годов приняли точку зрения, что «эволюция полностью соответствует рациональному теизму». Точно так же Джордж Фредерик Райт Дарвина (1838–1921) отреагировал на «Происхождение видов» и Чарльза Лайеля 1863 года . «Геологические свидетельства древности человека» [52] обратившись к вере Асы Грея в то, что Бог установил правила с самого начала и вмешивался лишь в редких случаях, как способ гармонизировать эволюцию с теологией. Идея эволюции не поколебала серьезно веру Райта, но позже он пережил кризис, столкнувшись с исторической критикой Библии. [53]
Принятие
[ редактировать ]По словам Юджини Скотт : «В той или иной форме теистический эволюционизм — это взгляд на творение, которому учат в большинстве основных протестантских семинарий , и, несмотря на то, что католическая церковь не имеет официальной позиции, он поддерживает веру в него. Исследования показывают, что принятие эволюция в Соединенных Штатах ниже, чем в Европе или Японии, среди 34 стран, включенных в выборку, только в Турции уровень принятия был ниже, чем в Соединенных Штатах; [54]
Теистическая эволюция описывается как аргумент в пользу совместимости науки и религии , и как таковая к ней относятся с пренебрежением как некоторые атеисты , так и многие молодые креационисты Земли . [55]
Гоминизация
[ редактировать ]Очеловечивание , как в науке, так и в религии, включает в себя процесс или цель становления человеком . Процесс и средства, с помощью которых происходит гоминизация, являются ключевой проблемой теистической эволюционной мысли. Это особенно заметно в авраамических религиях , в основе которых часто лежит убеждение, что души животных и людей в чем-то различаются. Фома Аквинский учил, что у животных нет бессмертной души , но у людей она есть. [56] Многие версии теистической эволюции настаивают на особом творении, состоящем, по крайней мере, из добавления души только для человеческого вида. [57]
Научные объяснения происхождения Вселенной , происхождения жизни и последующей эволюции дочеловеческих форм жизни, возможно, не вызовут никаких затруднений, кроме необходимости согласовать религиозные и научные взгляды на гоминизацию и объяснить добавление души к людям. остается проблемой. Теистическая эволюция обычно постулирует точку, в которой популяция гоминидов, которые развились (или могли развиться) в процессе естественной эволюции, приобрела души и, таким образом (вместе со своими потомками), стала полностью человеком в теологическом смысле. Эта группа может быть ограничена Адамом и Евой или даже Митохондриальной Евой , хотя версии теории допускают существование более крупных популяций. Момент, в котором произошло такое событие, по сути, должен быть таким же, как и в палеоантропологии и археологии , но богословское обсуждение этого вопроса имеет тенденцию концентрироваться на теоретическом. Термин « особый трансформизм » иногда используется для обозначения теорий о том, что произошло божественное вмешательство , приведшее к гоминизации. какое-то [58] [59]
Несколько богословов и эволюционистов XIX века пытались найти конкретные решения, в том числе католики Джон Августин Зам и святой Джордж Джексон Миварт , но, как правило, подвергались нападкам как со стороны теологического, так и биологического лагеря. [60] мышление 20-го века имело тенденцию избегать предложения точных механизмов. [61]
Исламские взгляды
[ редактировать ]Богословские взгляды и позиции
[ редактировать ]Исламский ученый, профессор науки и теолог Шоаиб Ахмед Малик [62] разделяет мусульманские позиции по теории эволюции на четыре различных взгляда. [63]
- Неэволюционизм : отказ от эволюционной теории и всех ее элементов, включая общее происхождение , макроэволюцию и т. д. Однако многие из ее сторонников все еще принимают микроэволюцию .
- Человеческая исключительность : Принятие всей эволюционной теории, за исключением эволюции человека . В частности, он отвергает идею о том, что современные люди имеют общее происхождение с другими формами жизни на Земле. Он все еще может признать, что люди эволюционировали с течением времени после сотворения Адама и что различные виды людей развивались с течением времени.
- Адамическая исключительность : признание эволюции, за исключением Адама и Хавы (Евы) . Он утверждает, что Адам был первым богословски точным человеком. Однако таксономически точные люди или человекоподобные существа уже существовали на Земле до их прибытия. Таким образом, он принимает веру в то, что современные люди имеют общее происхождение с другими формами жизни на Земле и что наше происхождение можно проследить до зарождения жизни .
- Неисключительность : принятие эволюции без каких-либо исключений за чудесное творение.
Адамическая исключительность является ведущей в настоящее время точкой зрения, поскольку считается, что она совместима как с наукой, так и с исламской теологией. Адамическая исключительность утверждает, что Адам и Ева были созданы Аллахом посредством чудес как первые люди, и что остальная часть человечества произошла от них. В то же время эта точка зрения утверждает, что современные люди возникли в результате эволюции и что у современных людей есть линия, ведущая к зарождению жизни ( FUCA ), и что эволюция произошла так же, как предполагалось (например, от Austalopithecus afarensis до Homo habilis , H. habilis к H. eragaster , от H. aragaster к H. heidelbergensis , от H. heidelbergensis к H. sapiens и т. д.) Адамические исключительные люди полагают, что Аллах создал человекоподобные существа на Земле посредством эволюции до того, как Адам был приведен в мир; однако эти человекоподобные существа не соответствуют богословскому описанию «людей». С теологической точки зрения они не настоящие люди, но биологически они люди, поскольку подходят под таксономическое описание. Адам до сих пор считается первым человеком с богословской точки зрения. Адамическая исключительность также утверждает, что ранние потомки Адама вступали в брак или гибридизировались с этими «человекоподобными существами», давая одну линию, ведущую к Адаму, и другую, ведущую к FUCA . Эта вера считается наиболее жизнеспособной, поскольку она синтезирует чудесное творение Адама и Евы и согласуется с мусульманской теологией. В то же время она рекламируется как совместимая с эволюционной наукой: любые вопросы, касающиеся Адама и его чудесного творения, линии, ведущей к нему, или того, спаривается ли эта линия с другими «человекоподобными» существами, не имеют отношения к науке и не препятствия для любых устоявшихся научных теорий. [64]
Дэвид Соломон Джаладжель, исламский писатель, провозглашает адамический взгляд на эволюцию исключительности, который поощряет богословское использование таваккуфа ; Таваккуф – это не приводить аргументов за или против вопроса, по которому в Священном Писании нет никаких утверждений. [65] Что касается таваккуфа , Джаладжель считает, что сотворение Адама не обязательно означает начало человечества, поскольку Коран не делает никаких заявлений относительно того, были ли люди на Земле до сошествия Адама. [66] В результате Джаладжель призывает таваккуф , который намекает на то, что люди могли существовать или не существовать до появления Адама на земле, причем любое из этих убеждений возможно благодаря Корану, и что возможно смешение потомков Адама и других людей. люди могли произойти, а могли и не произойти. [66] Таким образом, существование Адама является чудом, поскольку Коран прямо утверждает, что это так, но не утверждает, что не существовало людей, которые могли существовать во время появления Адама на земле и которые могли возникнуть в результате эволюции. . [66] Эта точка зрения контрастирует с креационизмом и человеческой исключительностью, которые в конечном итоге заявляют, что эволюцию можно рассматривать без конфликта с исламом и что мусульмане могут либо принять, либо отвергнуть «человеческую эволюцию по ее научным достоинствам без ссылки на историю Адама». [66]
«Человеческая исключительность» совместима с богословской точки зрения, но имеет некоторые проблемы с наукой из-за отрицания общего происхождения современных людей. [67] «Неисключительность» совместима с научной точки зрения, но ее богословская обоснованность является предметом споров. [68]
Среди сторонников человеческой исключительности: Ясир Кадхи , Нух Ха Мим Келлер и т. д. Среди сторонников адамической исключительности - Дэвид Соломон Джаладжель. [69] [70] Среди сторонников неисключительности: Рана Даджани , [71] Нидал Гессум , [72] Исрар Ахмед , Джанер Тасламан и др. [63]
Принятие
[ редактировать ]Теория эволюции вызывает споры во многих современных мусульманских обществах из-за негативных социальных взглядов и заблуждений, таких как «теория атеистична », а также отсутствия понимания таких взглядов, как человеческая исключительность и адамическая исключительность. Многие люди предполагают, что это также во многом связано с отсутствием надлежащих научных возможностей и развития во многих (но не во всех) мусульманских странах, особенно там, где существует много конфликтов и политической напряженности. Несмотря на это, подавляющее большинство мусульман принимают эволюцию в Казахстане (79%) и Ливане (78%). Однако относительно немногие в Афганистане (26%) и Ираке (27%) верят в эволюцию человека. В большинстве других мусульманских стран статистика находится посередине. [73] Хотя следует отметить, что вера в (теистическую) эволюцию растет во многих мусульманских странах и обществах. Молодое поколение имеет более высокий уровень принятия. Страны, более развитые или развивающиеся быстрее, также имеют более высокие показатели принятия. Мусульманские общества в немусульманских странах (например, на Западе) непоследовательны и могут быть высокими или низкими в зависимости от конкретных стран.
Отношения с другими должностями
[ редактировать ]«Теистическая эволюция» XIX века
[ редактировать ]Американский ботаник Аса Грей использовал название «теистическая эволюция» в ныне устаревшем смысле для своей точки зрения, изложенной в его книге 1876 года «Очерки и обзоры, относящиеся к дарвинизму» . [74] [75] Он утверждал, что божество обеспечивает полезные мутации , направляющие эволюцию. Вместо этого Сент-Джордж Джексон Миварт 1871 года утверждал в своей книге «Происхождение видов» , что божество, обладающее предвидением, задает направление эволюции ( ортогенез ), определяя законы, которые ею управляют, и позволяет видам развиваться в соответствии с условиями, которые они испытывают как время идет. Герцог Аргайл изложил аналогичные взгляды в своей книге 1867 года «Царство закона» . [74] [76] Историк Эдвард Дж. Ларсон заявил, что эта теория потерпела неудачу в качестве объяснения в умах биологов с конца 19 века, поскольку она нарушила правила методологического натурализма , которых они привыкли ожидать. [74]
Нетеистическая эволюция
[ редактировать ]Основная критика теистической эволюции со стороны нетеистических эволюционистов сосредоточена на ее основной вере в сверхъестественного творца . Физик Лоуренс Краусс считает, что при применении бритвы Оккама достаточное объяснение явлений эволюции обеспечивается естественными процессами (в частности, естественным отбором ), и вмешательство или руководство сверхъестественной сущности не требуется. [77] Эволюционный биолог Ричард Докинз считает теистическую эволюцию «лишней попыткой» «пронести Бога через черный ход». [78]
Интеллектуальный дизайн
[ редактировать ]Ряд известных сторонников теистической эволюции, в том числе Кеннет Р. Миллер , Джон Хоут , Джордж Койн , Саймон Конвей Моррис , Денис Александр , Ард Луи , Даррел Фальк , Алистер МакГрат , Франциско Дж. Айала и Фрэнсис Коллинз , являются критиками разумного замысла. .
Креационизм молодой Земли
[ редактировать ]Креационисты «Молодой Земли», включая Кена Хэма, предпочитают критиковать теистическую эволюцию на теологических основаниях, а не на каких-либо научных данных. [79] [80] ему трудно примирить природу любящего Бога с процессом эволюции, в частности, существованием смерти и страданий до грехопадения человека . Они считают, что это подрывает основные библейские учения, рассматривая повествование о сотворении мира как миф, притчу или аллегорию, вместо того, чтобы рассматривать его как точную запись исторических событий. Они также опасаются, что капитуляция перед тем, что они называют « атеистическим » натурализмом, ограничит Бога пробелами Бога в научных объяснениях, подрывая библейские доктрины, такие как воплощение через Христа . [81]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Континуум творения/эволюции» . Национальный центр научного образования . 22 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 26 января 2024 г.
- ^ Числа 2006 , стр. 34–38.
- ^ Эволюция против. Креационизм , Юджини Скотт , Найлз Элдридж, с. 62–63
- ^ Джим Стамп (13 марта 2019 г.). «Определение связи между эволюцией и божественным вмешательством» . Сапиентия . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ «Наведение мостов» . Природа . 442 (7099): 110. 2006. Бибкод : 2006Natur.442Q.110. . дои : 10.1038/442110a . ПМИД 16837980 .
- ^ Стайп, Клод Э., «Научный креационизм и евангелическое христианство», американский антрополог , новая серия, Vol. 87, № 1 (март 1985 г.), с. 149, Уайли от имени Американской антропологической ассоциации, JSTOR.
- ^ Коллинз, Фрэнсис С. (2007). Язык Бога . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 200 . ISBN 9781416542742 .
- ↑ Папа Иоанн Павел II, 3 октября 1981 г., Папской академии наук, «Космология и фундаментальная физика».
- ^ «Открытое письмо о религии и науке» . Университет Висконсина Ошкош. Архивировано из оригинала 12 марта 2005 года.
- ^ Гловер, Гордон Дж. (2007). За пределами тверди: понимание науки и теологии творения . Чесапик, Вирджиния: Уотертри. ISBN 978-0-9787186-1-9 .
- ^ Хамид, Салман (11 января 2013 г.). «Мусульманская мысль об эволюции делает шаг вперед» . Хранитель . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ «Мусульманин, выдвинувший идею эволюции за 1000 лет до Дарвина: Аль-Кахиз из Басры» . BBC News Турецкий (на турецком языке) . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ « Дарвин украл эволюцию у мусульман » . Т24 (на английском языке) . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Тасламан, Канер (2017). Может ли мусульманин быть эволюционистом? . Поддержка публикаций. ISBN 9786053112082 .
- ^ «Серия Эволюция. Эпизод 1» . Доктор Аднан Ибрагим (на арабском языке). 23.12.2015 . Проверено 06 мая 2021 г.
- ^ Малик 2021a , с. 135 .
- ^ Трилогия современного творения (1998), Издательская группа New Leaf, стр. 36
- ^ Ламуре, Денис О. «Эволюционное творение: выход за рамки дебатов об эволюции и сотворении» (PDF) . Христианское высшее образование . 9 : 28–48. дои : 10.1080/15363750903018231 . S2CID 17953449 – через ualberta.ca.
- ^ Скотт, EC (2009). Эволюция против. Креационизм: Введение . Библиотека ИССР (на итальянском языке). Издательство Калифорнийского университета. п. 69. ИСБН 978-0-520-26187-7 . Проверено 2 августа 2022 г.
- ^ Юджини Скотт (13 февраля 2018 г.). «Континуум творения/эволюции» . НКСЕ . Проверено 3 мая 2019 г.
- ^ Дени О. Ламуре (2003). «Эволюционное творение: христианский подход к эволюции» (PDF) . Университет Альберты . Проверено 25 апреля 2012 г.
Самым важным словом в термине эволюционное творение является существительное «творение». Эти христианские эволюционисты, прежде всего, являются глубоко преданными и непримиримыми креационистами. Они верят, что мир – творение, абсолютно зависящее в каждое мгновение своего существования от воли и благодати Творца. Уточняющим словом в этой категории является прилагательное «эволюционный», просто обозначающее метод, с помощью которого Господь создал космос и живые организмы. Этот взгляд на происхождение часто называют «теистической эволюцией». Однако такое расположение слов ставит процесс эволюции в качестве основного термина и делает Творца второстепенным как просто уточняющее прилагательное.
- ^ см. также Скотт (1997) , стр. 271 для другого определения
- ^ Сравните: Числа 1993 , с. 36
- ^ Клапвейк, Джейкоб (2012). «Ничто в эволюционной теории не имеет смысла, кроме как в свете творения» (PDF) . Философия реформата . 77 (1): 57–77. дои : 10.1163/22116117-90000522 . JSTOR 24710031 . Архивировано из оригинала 5 августа 2021 года — через JSTOR .
Теория эволюции имеет смысл только в свете творения, поскольку творение — это сила, которая движет всей временной историей [...] Краткое содержание [«теистической эволюции»] часто таково: Бог творит посредством эволюции.[.. .] Таким образом, я считаю «Сотворение посредством эволюции» беспочвенным утверждением. Прежде всего, это противоречит библейскому свидетельству о завершенном творении в книге Бытия.
- ^ Рональд Л. Числа . Дарвинизм приходит в Америку . Издательство Гарвардского университета , 1998. ISBN 0-674-19312-1, стр. 12,57,163.
- ^ «Что такое эволюционное творение?» . Биологос . 6 февраля 2024 г.
- ^ О происхождении новых форм жизни, новая теория , Юджин М. Маккарти.
- ^ Сравните: Гарнер, Пол А. (2009). «1: Развитие христианских взглядов на виды» . В Вуде, Тодд Чарльз; Гарнер, Пол А. (ред.). Виды Бытия: креационизм и происхождение видов . Центр исследований происхождения проблем творения. Том. 5. Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 16. ISBN 9781606084908 .
В своем «Disquisitio de Sexu Plantarum » (1756 г.) Линней утверждал, что роды были первоначальными единицами творения, а виды внутри них возникли в результате последующей гибридизации. В 1766 году он выдвинул свою знаменитую максиму о постоянстве видов из окончательного издания « Системы природы» . Гласс (1959b, стр. 151) резюмирует свои зрелые взгляды следующим образом: «В конце концов он поверил в эволюцию более мелких систематических категорий, видов, какими он знал виды, и, возможно, родов. Но первоначальное Творение все еще представляло собой множество форм, различных тогда и навсегда».
- ^ Алистер Кэмерон Кромби, Майкл А. Хоскин (1988), Публикации по истории науки «История науки» . п. 43
- ^ Цитируется из Рэмсботтома (1938); у Дэвида Бриггса (1997), «Вариации и эволюция растений» , с. 16
- ^ «Каменистая дорога: Томас Хокинс» . www.strangescience.net . Проверено 10 декабря 2019 г.
- ^ Йенс Кристиан Клаузен (1967), «Этапы эволюции видов растений», Харпер, стр. 5
- ^ «Изменяются ли виды?» . Ответы в Бытии .
- ^ Jump up to: а б Пабло Лоренцано. «Анализ работы Йозефа Готлиба Кёльройтера и его связь с работами Грегора Менделя» (PDF) . Plorenzano.files.wordpress.com . Проверено 11 августа 2015 г.
- ^ Халлам, А. (1998). «Взгляды Лайеля на органический прогресс, эволюцию и вымирание» (PDF) . Ин Бланделл, диджей; Скотт, AC (ред.). Лайель: Прошлое — ключ к настоящему . Специальные публикации. Том. 143. Лондон: Геологическое общество. стр. 133–136.
- ^ Боулер 2003 , стр. 108–109, 113–118, 133–134.
- ^ Боулер 2003 , стр. 120–134.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 42–46.
- ^ ван Вай, Джон (2007). «Обратите внимание на пробел: Дарвин избегал публикации своей теории в течение многих лет?» . Заметки и отчеты Королевского общества . 61 (2): 181–182. дои : 10.1098/rsnr.2006.0171 . S2CID 202574857 .
- ^ Боулер 1992 , стр. 47–49.
- ^ Боулер 2003 , стр. 125–126, 139.
- ^ Десмонд и Мур 1991 , стр. 428–429.
- ^ Боулер 2003 , стр. 203–205.
- ^ Сравнивать: Дарвин, Чарльз (1859). О происхождении видов путем естественного отбора . Вехи науки (5-е изд.). Нью-Йорк: Д. Эпплтон и компания (опубликовано в 1860 г.). стр. 431–432 . Проверено 9 декабря 2018 г.
Страница 420, пятнадцать строк сверху, после слова «обманчивое руководство» [...] опустить весь оставшийся абзац и вместо этого вставить следующее: Тем не менее, все живые существа имеют много общего; в их химическом составе, их зародышевых пузырьках, их клеточной структуре и законах роста и размножения. Мы видим это даже в таком пустяковом обстоятельстве, как то, что один и тот же яд часто одинаково действует на растения и на животных; или что яд, выделяемый галловой мухой, вызывает чудовищные наросты на шиповнике или дубе. [...] Поэтому я должен сделать вывод, что, вероятно, все органические существа, когда-либо жившие на этой земле, произошли от какой-то одной изначальной формы, в которую Творец впервые вдохнул жизнь.
- ^ Оуэн, Ричард. 1860. Обзор происхождения и других работ. Эдинбургское обозрение 111: 487–532, с. 500.
- ↑ Письмо Чарльза Дарвина Чарльзу Лайелю [10 декабря 1859 г.], Дарвиновский корреспондентский проект, письмо №. 2575 », по состоянию на 10 февраля 2019 г.,
- ^ Боулер 2003 , стр. 186, 204.
- ^ Хорошие слова (1862), Том 3. с. 170.
- ^ Боулер 2003 , стр. 204–207.
- ^ Ньюман, Джон Генри (22 мая 1868 г.). «Джон Генри Ньюман Дж. Уокеру из Скарборо о теории эволюции Дарвина» . В Дессене, CS; Горналл, Т. (ред.). Письма и дневники Джона Генри Ньюмана . Том. XXIV. Оксфорд: Clarendon Press (опубликовано в 1973 г.). стр. 77–78.
- ^ Дарвин (1871), Происхождение человека , с. 389
- ^ Геологические свидетельства древности человека . 1 том. 1-е издание, февраль 1863 г. (Джон Мюррей, Лондон)
- ^ «Борьба с сомнением – журнал христианской истории» . Институт христианской истории .
- ^ Миллер, доктор медицинских наук; Скотт, ЕС; Окамото, С. (2006). «Научная коммуникация: общественное признание эволюции». Наука . 313 (5788): 765–6. дои : 10.1126/science.1126746 . ПМИД 16902112 . S2CID 152990938 .
- ^ Дивайн, Филип Э. (2008). «Творение и эволюция». Религиоведение . 32 (3): 325. doi : 10.1017/S0034412500024380 . S2CID 170207377 .
- ↑ Например, католический богослов Фома Аквинский приписывал «душу» ( anima ) всем организмам, но учил, что только человеческие души бессмертны. См.: Питер Эрдли и Карл Стилл, Аквинский: Путеводитель для растерянных (Лондон: Continuum, 2010), стр. 34–35. Напротив, дхармические религии (буддизм, индуизм, джайнизм) учат, что все биологические организмы имеют души, которые переходят из одной жизни в другую в результате переселения душ . См. «Душа». Архивировано 9 июля 2008 г. в Wayback Machine , Энциклопедия Колумбии , шестое издание. 2001–07. Проверено 12 ноября 2008 г.
- ^ Включая католическую церковь , см. Ранер, раздел Карла Ранера «Очеловечивание» в статье «Эволюция», 484–485; Скотт (1997) , стр. 271–272. Обратите внимание, что «особое творение человека» в католических источниках является гораздо более ограниченной концепцией, чем « особое творение » (см.) в типичном креационистском использовании.
- ^ Ранер 1975 , стр. 484–488.
- ^ Артигас, Глик и Мартинес 2006 , стр. 19, 23, 24, 35 и т. д.
- ↑ Шесть основных примеров являются предметом книги Артигаса. У каждого из них есть глава в Артигасе: Леруа, Зам, Бономелли, Миварт, английский епископ Джон Хедли и Рафаэлло Каверни. Все они также покрыты Брунделлом.
- ^ Сравнивать: Кюнг, Ганс ; Боуден, Джон (2008). Начало всех вещей: наука и религия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 94–95. ISBN 9780802863591 . Проверено 15 июня 2015 г.
Между тем богословие отошло от утверждения непосредственного сотворения всего мира Богом: во-первых, к непосредственному сотворению человеческого тела (не из животного мира); затем к человеческой душе (в отличие от человеческого тела). Наконец, как кажется сегодня, прямое вмешательство в развитие мира и человека вообще обходится. К сожалению, английский философ Энтони Флю был прав, когда заявил, что благодаря этой постоянно повторяемой стратегии защиты и отстранения, с которой мы знакомы (и которая в течение долгих десятилетий удерживала молодых католиков, особенно от изучения биологии, «которая ставит под угрозу веру»), Гипотеза о том, что Бог был «убит на дюйм, смерть тысячи качеств». [...] Является ли такое отношение заслуживающей доверия верой в Бога? Неудивительно, что это все чаще ставится под сомнение.
- ^ «Доктор Шоаиб Ахмед Малик» . www.zu.ac.ae. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Малик, Шоаиб Ахмед (2021). Ислам и эволюция: Аль-Газали и современная эволюционная парадигма . Парк-сквер, 2, Милтон-Парк, Абингдон, Оксон OX14 4RN: Рутледж: группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. 128–130. ISBN 9780367364137 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Малик, Шоаиб Ахмед. Ислам и эволюция: Аль-Газали и современная эволюционная парадигма . стр. 133–136.
- ^ Malik 2021a , стр. 133–134. .
- ^ Jump up to: а б с д Малик 2021а , с. 135 .
- ^ Малик, Шоаиб Ахмед. Ислам и эволюция: Аль-Газали и современная эволюционная парадигма . п. 130.
Это вполне правдоподобно с теологической точки зрения и неопровержимо с научной точки зрения.
- ^ Малик, Шоаиб Ахмед. Ислам и эволюция: Аль-Газали и современная эволюционная парадигма . п. 127.
- ^ «Ислам и эволюция: Загадочная история Давида Соломона Джаладжеля» . Мусульманин 500 . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Доктор Дэвид Соломон Джалажель» . Институт исламских исследований Якин . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Даджани, Рана (23 апреля 2015 г.). «Почему я преподаю эволюцию студентам-мусульманам» . Новости природы . 520 (7548): 409. Бибкод : 2015Natur.520..409D . дои : 10.1038/520409а . ПМИД 25903591 .
- ^ Гессум, Нидал (4 января 2012 г.). «Запрещает ли ислам даже изучать эволюцию?» . Хаффингтон Пост . Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ «Мусульмане мира: религия, политика и общество» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 30 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Ларсон 2004 , стр. 125–128.
- ^ Грей, Аса (1876). Очерки и обзоры по дарвинизму . Эпплтон. дои : 10.5962/bhl.title.19483 .
- ^ Кэмпбелл, Джордж (1867). Царство закона . Страхан.
- ^ Краусс, Лоуренс М. (2012) Вселенная из ничего Free Press, Нью-Йорк. ISBN 978-1-4516-2445-8 стр.146 ф.
- ^ Докинз, Ричард (1986). Слепой часовщик . Лонгман. п. 316. ИСБН 9780582446946 .
- ^ Глава 3: Разве Бог не мог использовать эволюцию? Хэм, Кен (2006). Книга новых ответов: более 25 вопросов о сотворении/эволюции и Библии . Мастер Книги. ISBN 978-0890515099
- ^ Серьезные последствия теистической эволюции (отрывок из «Оккультное вторжение книги Дэйва Ханта »)
- ^ Гитт, Вернер (2006). Использовал ли Бог эволюцию? Наблюдения ученого веры . Мастер Книги. ISBN 978-0890514832
Источники
[ редактировать ]- Артигас, Мариано ; Глик, Томас Ф.; Мартинес, Рафаэль А. (2006). Переговоры по Дарвину: Ватикан противостоит эволюции, 1877–1902 гг . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801883897 .
- Боулер, Питер Дж. (1992). Затмение дарвинизма: антидарвинистские эволюционные теории в десятилетия около 1900 года . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 978-0-8018-4391-4 .
- Боулер, Питер Дж. (2003). Эволюция: история идеи . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23693-6 .
- Бранделл, Барри, «Политика католической церкви и теория эволюции, 1894–1902», Британский журнал истории науки , Vol. 34, № 1 (март 2001 г.), стр. 81–95, Cambridge University Press от имени Британского общества истории науки, JSTOR.
- Десмонд, Адриан Дж.; Мур, Джеймс Ричард (1991) [1969]. Дарвин . Майкл Джозеф.
- Кунг, Ганс , Начало всех вещей: наука и религия , пер. Джон Боуден, Wm. Издательство Б. Эрдманс, 2007 г., ISBN 0-8028-0763-1 , ISBN 978-0-8028-0763-2 . ]
- Ларсон, Эдвард Дж. (2004). Эволюция: замечательная история научной теории . Современная библиотека. ISBN 978-0-679-64288-6 .
- Числа, Рональд Л. (1993) [1992]. Креационисты: эволюция научного креационизма . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520083936 .
- Числа, Рональд (30 ноября 2006 г.). Креационисты: от научного креационизма к разумному замыслу, расширенное издание . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02339-0 .
- Ранер, Карл (1975). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 978-0-8601-2006-3 .
- Скотт, Юджини К. (1997). «Антиэволюция и креационизм в Соединенных Штатах». Ежегодный обзор антропологии . 26 : 263–289. дои : 10.1146/annurev.anthro.26.1.263 . JSTOR 2952523 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Современные подходы
[ редактировать ]- Коллинз, Фрэнсис ; (2006) Язык Бога: ученый представляет доказательства веры ISBN 0-7432-8639-1
- Майкл Дауд (2009) Слава Богу за эволюцию: как союз науки и религии изменит вашу жизнь и наш мир ISBN 0-452-29534-3
- Фальк, Даррел ; (2004) Придя к миру с наукой: соединение миров между верой и биологией ISBN 0-8308-2742-0
- Миллер, Кеннет Р .; (1999) В поисках Бога Дарвина: поиск ученым точки соприкосновения между Богом и эволюцией ISBN 0-06-093049-7
- Миллер, Кейт Б .; (2003) Перспективы развивающегося творения ISBN 0-8028-0512-4
- Коррадо Джинамо; (2013) Красивый учёный: духовный подход к науке ISBN 1621474623 ; ISBN 978-1621474623
Отчеты по истории
[ редактировать ]- Эпплби, Р. Скотт. Между американизмом и модернизмом; Джон Зам и теистическая эволюция , в книге «Критические проблемы американской истории религии: читатель» , под ред. Роберт Р. Матисен, 2-е исправленное издание, Baylor University Press, 2006 г., ISBN 1-932792-39-2 , ISBN 978-1-932792-39-3 . Гугл книги
- Харрисон, Брайан В., Ранние ответы Ватикана на эволюционистскую теологию , Живая традиция , Орган Римского теологического форума, май 2001 г.
- Моррисон, Джон Л., «Уильям Сетон: католический дарвинист», Обзор политики , Том. 21, № 3 (июль 1959 г.), стр. 566–584, Издательство Кембриджского университета для Университета Нотр-Дам-дю-Лак, JSTOR
- О'Лири, Джон. Римский католицизм и современная наука: история , Международная издательская группа Continuum, 2006, ISBN 0-8264-1868-6 , ISBN 978-0-8264-1868-5 Книги Google
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эволюционное творение: христианский подход к эволюции Дени Ламуре ( Колледж Св. Иосифа, Эдмонтон )
- «Теистическая эволюция и эволюционный креационизм» О: Агностицизм/Атеизм в книге Остина Клайна ; обзор различных точек зрения
- Креационизм: что делать католику? Майкл Д. Гинан, OFM; критическая оценка креационизма и разумного замысла с точки зрения римско-католической церкви.
- Что такое креационизм? Марк Исаак представляет различные формы креационизма.
- Что такое Эволюция? Лоуренса Морана представляет стандартное определение эволюции.
- Служение Старой Земли Креационизм Старой Земли, с разделом, посвященным теистической эволюции
- Эволюция и сотворение: теософский синтез. Рассматривает критические проблемы дарвинистских объяснений и общепринятых теистических взглядов; исследует древние и современные альтернативы «исключенной средней»
- Взгляд Ватикана на эволюцию: история двух пап Дуга Линдера (2004)
- Лауреат Нобелевской премии Чарльз Таунс об эволюции и «разумном замысле»
- Спектр убеждений о сотворении мира: от теории плоской Земли до атеистического эволюционизма, включая теистическую эволюцию.
- Хронология человечества (интерактивная) – Смитсоновский институт , Национальный музей естественной истории (август 2016 г.).
Сторонники теистической эволюции
[ редактировать ]Организации
[ редактировать ]- Бог и эволюция в архиве TalkOrigins
- Биологос
- Перспективы теистической эволюции. Исследование как теологических, так и научных аспектов теистической эволюции.
- Проект «Письмо духовенству», подписанный тысячами священнослужителей, поддерживающих эволюцию и веру.