Средневековый антисемитизм
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Антисемитизм в истории евреев Средневековья стал все более распространяться в эпоху позднего средневековья . [ 1 ] Первые случаи погромов против евреев зафиксированы в контексте Первого крестового похода . Изгнание евреев из городов и случаи кровавого навета становились все более распространенными с 13 по 15 века. Эта тенденция достигла пика только после окончания средневекового периода и утихла только с эмансипацией евреев в конце 18 и 19 веков. [ 2 ]
Обвинения в богоубийстве
[ редактировать ]В века средние религия играла важную роль в разжигании антисемитизма. Несмотря на то, что это не является частью римско-католической догмы , многие христиане, в том числе многие представители духовенства , считали еврейский народ коллективной ответственностью за убийство Иисуса посредством так называемого кровавого проклятия Понтия Пилата в Евангелиях, среди другие вещи. [ 1 ]
Как сказано в « Путеводителе Бостонского колледжа по страстным пьесам»: «С течением времени христиане начали признавать... что еврейский народ в целом несет ответственность за убийство Иисуса. Согласно этой интерпретации, оба еврея, присутствовавшие на сцене Иисуса, Смерть и еврейский народ коллективно и навсегда совершили грех богоубийства , или богоубийства. За 1900 лет христианско-еврейской истории обвинение в богоубийстве (которое первоначально приписывалось Мелитону Сардийскому ) привело к ненависть, насилие и убийства евреев в Европе и Америке». [ 3 ]
Это обвинение было отвергнуто Католической церковью в 1964 году, когда Папа Павел VI издал документ Nostra aetate в рамках II Ватиканского собора .
Ограничения на маргинальные занятия
[ редактировать ]Среди социально-экономических факторов были ограничения со стороны властей. Местные правители и церковные чиновники закрыли для евреев многие профессии, подтолкнув их к маргинальным занятиям, считавшимся социально низшими, таким как сбор налогов и ренты и ростовщичество , терпя их как « необходимое зло ». Католическая доктрина того времени считала, что давать деньги в долг под проценты было грехом и запрещено христианам. Не будучи подвергнуты этому ограничению, евреи доминировали в этом бизнесе. Тора , но интерпретации библейского запрета различаются (единственный раз, когда Иисус применил насилие , и более поздние разделы еврейской Библии критикуют ростовщичество был против менял, взимающих плату за вход в храм). Поскольку для них было доступно мало других профессий, евреи были побуждены заняться кредитованием, и христиане-антисемиты все чаще ассоциировали их с ростовщичеством. [ 4 ] Считалось, что это показало, что евреи были наглыми, жадными и ростовщиками , и впоследствии привело к появлению множества негативных стереотипов и пропаганды. К социальным, политическим, религиозным и экономическим напряжениям добавлялась естественная напряженность между кредиторами (обычно евреями) и должниками (обычно христианами). Крестьяне, которые были вынуждены платить налоги евреям, могли олицетворять их как людей, получающих их заработок, оставаясь при этом верными лордам, от имени которых работали евреи. [ 5 ] Роль евреев как ростовщиков позже была использована против них, что стало частью оправдания их изгнания из Англии, когда у них не было средств, чтобы продолжать ссужать деньги королю.
Черная смерть
[ редактировать ]Чума Черная смерть козлами опустошила Европу в середине 14 века, уничтожив более половины населения, а евреи стали отпущения . Распространились слухи, что они вызвали болезнь, умышленно отравив колодцы . Сотни еврейских общин были уничтожены насилием, особенно на Пиренейском полуострове и в Германской империи. В Провансе было сожжено 40 евреев . в Тулоне еще в апреле 1348 года [ 6 ] «Неважно, что евреи не были застрахованы от разрушительного действия чумы; их пытали до тех пор, пока они не сознались в преступлениях, которые они не могли совершить.
«Большие и значительные еврейские общины в таких городах, как Нюрнберг , Франкфурт и Майнц, были уничтожены в это время» (1406). [ 7 ] В одном из таких случаев человека по имени Агимет... заставили сказать, что раввин Пейре из Шамбери (недалеко от Женевы ) приказал ему отравить колодцы в Венеции , Тулузе и других местах. После «признания» Агиме евреи Страсбурга были сожжены заживо. 14 февраля 1349 года [ 8 ] [ 9 ]
Хотя Папа Климент VI пытался защитить их папской буллой от 6 июля 1348 года и еще одной буллой 1348 года, несколько месяцев спустя 900 евреев были сожжены в Страсбурге , где чума еще не поразила город. [ 6 ] Климент VI осудил насилие и заявил, что те, кто обвинял в чуме евреев (среди которых были и бичеватели ), были «соблазнены этим лжецом, Дьяволом». [ 10 ]
Демонизация евреев
[ редактировать ]Примерно с XII по XIX век существовали христиане, которые верили, что некоторые (или все) евреи обладают магическими способностями; некоторые верили, что получили эти магические силы, заключив сделку с дьяволом .
Кровавые наветы
[ редактировать ]Во многих случаях евреев обвиняли в кровавом навете , предполагаемом питье крови христианских детей в насмешку над христианской Евхаристией . По мнению авторов этих кровавых наветов, «процедура» предполагаемого жертвоприношения была примерно такой: ребенка, еще не достигшего половой зрелости, похищали и уводили в укромное место. Евреи пытали ребенка, а на месте казни (по некоторым сведениям, в самой синагоге) собиралась толпа и устраивала имитацию трибунала, чтобы судить ребенка. Ребенка предстояло представить трибуналу обнаженным и связанным и в конечном итоге приговорить к смертной казни. В конце ребенка венчали терновым венцом и привязывали или прибивали к деревянному кресту. Крест поднимали, а кровь, капающую из ран ребенка, собирали в миски или стаканы и выпивали. Наконец, ребенка убивали ударом в сердце копья, меча или кинжала. Его мертвое тело снимали с креста и прятали или выбрасывали, но в некоторых случаях ритуалы черная магия . Над ним будет применена [ нужна ссылка ]
Историю Уильяма Норвичского (ум. 1144) часто называют первым известным обвинением в ритуальном убийстве евреев . Евреев Нориджа (Англия) обвинили в убийстве после того, как мальчик-христианин Уильям был найден мертвым. Утверждалось, что евреи пытали и распяли свою жертву. Легенда о Вильгельме Нориджском стала культовой, а ребенок приобрел статус святого мученика. Недавний анализ поставил под сомнение то, что это было первое из серии обвинений в кровавом навете, но не надуманный и антисемитский характер этой истории. [ 11 ]
В средние века кровавые наветы были направлены против евреев во многих частях Европы. Сторонники этих обвинений рассуждали, что евреи, распяв Иисуса, продолжают жаждать чистой и невинной крови и утоляют свою жажду за счет невинных христианских детей. Следуя этой логике, подобные обвинения обычно выдвигались весной, примерно во время Пасхи , которая примерно совпадает со временем смерти Иисуса. [ 12 ]
В истории маленького святого Хью Линкольна (ум. 1255) говорится, что после смерти мальчика его тело сняли с креста и положили на стол. Его живот был разрезан, а внутренности извлечены для какой-то оккультной цели, например, для ритуала гадания . Истории о евреях, совершающих кровавый навет, были настолько широко распространены, что история маленького святого Хью из Линкольна даже была использована в качестве источника для «Рассказа настоятельницы», одного из рассказов, включенных в « Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера.
До конца 16 века Католическая церковь официально осуждала обвинения в кровавом навете против евреев. Самая ранняя папская булла по этому вопросу, написанная Иннокентием IV в 1247 году, защищала евреев от обвинений в ритуальных убийствах и кровавых наветах, которые появились у польских церковных властей. [ 13 ] В 1272 году Папа Григорий X издал папскую буллу, в которой были синтезированы более ранние документы и окончательно установлено неодобрение Церковью обвинений в кровавом навете: «Эти христиане совершенно ложно утверждают, что евреи тайно и украдкой унесли этих детей и убили их... мы приказать, чтобы евреи, захваченные под таким глупым предлогом, были освобождены из заключения». [ 14 ] Однако в конце 15-го века, после смерти в 1475 году Симона Трентского , малыша, который, как утверждалось, был ритуально убит евреями Трента, германские церковные власти начали сопротивляться осуждению Церкви. Осудив и казнив нескольких выдающихся евреев, епископ Трентский Иоганнес Хиндербах широко распространил рассказы о чудесах, совершенных Симоном Трентским, и написал несколько писем Папе Сиксту IV, восхваляя «преданность и пыл» паломников, пришедших поклониться культу Симона. [ 13 ] В течение следующих трех лет Хиндербах продолжал лоббировать юристов и ученых в Риме, и несколько видных авторитетов в области права вынесли постановления в поддержку как выводов обвинения, так и канонизации Симона. [ 13 ] Возможно, из-за этого народного давления папа Сикст IV издал папскую буллу, которая объявила суд законным, но официально не признала вину евреев, тем самым закрыв возможность мученической кончины Симона . [ 13 ] Однако популярность Симона сохранялась, и в 1583 году Папа Григорий XIII добавил имя Симона в Римский мартиролог , официальный источник о мучениках Римско-католической церкви. Это дополнение и соответствующее ему признание местного культа Симона Трентского остановили осуждение Церковью обвинений в кровавом навете до 1759 года. [ 15 ]
Ассоциация с несчастьем
[ редактировать ]В средневековой Англии евреи часто ассоциировались с чувством страдания, тревоги и печали. По словам Томаса Корьята, «выглядеть как еврей» означало выглядеть оторванным от самого себя. Этот стереотип пронизывал все аспекты жизни: Дэвид Ниренберг отмечал, что кулинарные книги елизаветинской эпохи подчеркивали страдания евреев. [ 16 ]
Осквернение хоста
[ редактировать ]Евреев иногда ложно обвиняли в осквернении освященных хозяев во время инсценировки Распятия путем совершения ритуального кражи, а затем нанесения ножевых ранений хозяевам до тех пор, пока облатка предположительно не кровоточила, что стало богословским продолжением обвинения в кровавом навете, согласно которому евреи ритуально убивали христианских детей. Это преступление было известно как осквернение хозяина и каралось смертной казнью . [ 1 ]
Инвалиды и ограничения
[ редактировать ]На протяжении всего Средневековья евреи подвергались широкому спектру юридических нарушений и ограничений, некоторые из которых продолжались до конца XIX века. Евреи были исключены из многих профессий, занятия менялись в зависимости от места и времени и определялись влиянием различных конкурирующих интересов нееврейского происхождения. Часто евреям запрещали заниматься всеми видами деятельности, кроме ростовщичества и торговли, причем иногда даже они запрещались. Число евреев, которым разрешалось проживать в разных местах, было ограничено; они были сосредоточены в гетто [ 17 ] и им не разрешалось владеть землей; они подвергались дискриминационным налогам при въезде в города или районы, кроме их собственных, были вынуждены принести специальные еврейские клятвы и подвергались множеству других мер, включая ограничения на одежду. [ 1 ]
Одежда
[ редактировать ]Четвертый Латеранский собор в 1215 году первым провозгласил требование к евреям носить что-то, что отличало их как евреев. Это мог быть цветной кусок ткани в форме звезды, круга или квадрата, еврейская шапка (уже отличительный фасон) или халат. Во многих местностях члены средневекового общества носили значки, обозначающие их социальный статус. Некоторые значки (например, членов гильдии ) были престижными, тогда как другие подвергали остракизму изгоев, таких как прокаженные , реформированные еретики и проститутки . Местное введение и соблюдение этих правил сильно различалось. Евреи стремились избежать получения значков , платя королям взятки в виде временных «освобождений», которые отменялись и выплачивались повторно всякий раз, когда королю требовалось собрать средства. [ 1 ]
Крестовые походы
[ редактировать ]Толпа, сопровождавшая Первый крестовый поход и особенно Народный крестовый поход 1096 года, напала на еврейские общины в Германии, Франции и Англии и убила многих евреев. Целые общины, такие как Тревес , Шпейер , Вормс , Труа , Майнц и Кельн , были истреблены во время первого крестового похода армией мафии. «...по пути на восток, куда бы ни спускалась толпа крестоносцев, они убивали евреев». [ 18 ] Сообщается, что только в рейнских городах в период с мая по июль 1096 года погибло около 12 000 евреев. До крестовых походов евреи обладали практически монополией на торговлю восточными продуктами, но более тесная связь между Европой и Востоком, вызванная крестовыми походами, подняла ситуацию. класс купцов-торговцев среди христиан, и с этого времени участились ограничения на продажу товаров евреями. Религиозное рвение, разжигаемое крестовыми походами, временами обжигало как евреев, так и мусульман, хотя епископы во время Первого крестового похода и папство во время Второго крестового похода предпринимали попытки предотвратить нападения на евреев. Как в экономическом, так и в социальном отношении крестовые походы были катастрофическими для европейских евреев. Они подготовили почву для антиеврейского законодательства Папы Иннокентия III и стали поворотным моментом в средневековой истории евреев .
В графстве Тулуза (ныне часть южной Франции) евреев принимали в хороших отношениях до Альбигойского крестового похода . Терпимость и благосклонность, проявленные к евреям, были одной из главных претензий Римской церкви к графам Тулузским. После успешных войн крестоносцев против Раймонда VI и Раймунда VII графы были вынуждены дискриминировать евреев, как и другие христианские правители. В 1209 году раздетый до пояса и босой Раймунд VI был вынужден поклясться, что больше не позволит евреям занимать государственные должности. В 1229 году его сын Раймунд VII прошел аналогичную церемонию, во время которой ему пришлось запретить работу евреев на государственной службе, на этот раз в Нотр-Даме в Париже. Четкие положения по этому вопросу были включены в Моский договор (1229 г.). В следующем поколении новый, ревностный католик , правитель арестовывал и заключал в тюрьму евреев ни за какие преступления, совершал набеги на их дома, конфисковывал их деньги и изымал религиозные книги. Затем их отпускали только в том случае, если они заплатили новый «налог». Историк утверждает, что организованное и официальное преследование евреев стало нормальной чертой жизни на юге Франции только после Альбигойского крестового похода, потому что только тогда Церковь стала достаточно могущественной, чтобы настаивать на применении мер дискриминации. [ 19 ]
Изгнание из Англии, Франции, Германии, Испании и Португалии.
[ редактировать ]В Средние века в Европе преследования и формальные изгнания евреев могли происходить время от времени, хотя следует сказать, что то же самое наблюдалось и в отношении других общин меньшинств, как религиозных, так и этнических. Особые вспышки буйных преследований произошли во время резни в Рейнской области 1096 года в Германии, сопровождавшей подготовку к Первому крестовому походу , многие из которых были связаны с крестоносцами, когда они путешествовали на Восток. Было много местных изгнаний из городов местными правителями и городскими советами. В Германии император Священной Римской империи обычно пытался сдерживать преследования, хотя бы по экономическим причинам, но часто ему не удавалось оказать большое влияние. [ 20 ] [ 21 ] Еще в 1519 году имперский город Регенсбург воспользовался недавней смертью императора Максимилиана I, чтобы изгнать из него 500 евреев. [ 22 ]
Практика изгнания евреев с конфискацией их имущества с последующей временной реадмиссией с целью выкупа использовалась для обогащения французской короны в XII-XIV веках. Наиболее заметными такими изгнаниями были: из Парижа Филиппом Августом в 1182 году, со всей Франции Людовиком IX в 1254 году, Филиппом IV в 1306 году, Карлом IV в 1322 году, Карлом VI в 1394 году.
Чтобы финансировать свою войну за завоевание Уэльса , Эдуард I Английский обложил налогом еврейских ростовщиков. Когда евреи больше не могли платить, их обвинили в нелояльности. Евреи, уже ограниченные ограниченным числом занятий, увидели, как Эдвард отменил их «привилегию» давать деньги взаймы, задушил их передвижения и деятельность и был вынужден носить желтую нашивку . Затем были арестованы главы еврейских семей, более 300 из них были доставлены в лондонский Тауэр и казнены, а другие были убиты в своих домах. Полное изгнание всех евреев из страны в 1290 году привело к тысячам убитых и утонувших во время бегства, а также к отсутствию евреев в Англии на три с половиной столетия, до 1655 года, когда Оливер Кромвель изменил политику.
В 1492 году Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская издали Общий указ об изгнании евреев из Испании, и многие евреи- сефарды бежали в Османскую империю , некоторые в Палестину , чтобы избежать испанской инквизиции .
Королевство Португалия последовало этому примеру, и в декабре 1496 года был издан указ, согласно которому любой еврей, не принявший христианство, будет изгнан из страны. Однако изгнанные могли покинуть страну только на кораблях, указанных королем. Когда те, кто выбрал изгнание, прибыли в порт Лиссабона, их встретили священнослужители и солдаты, которые использовали силу, принуждение и обещания, чтобы крестить их и не дать им покинуть страну. Этот период времени формально положил конец присутствию евреев в Португалии. После этого всех обращенных евреев и их потомков стали называть «новыми христианами» или марранами (буквально «свиньи» по-испански), и им был предоставлен тридцатилетний льготный период, в течение которого никакие расследования их веры не были разрешены; Позже это должно было быть продлено до 1534 года. Народное восстание 1504 года закончилось смертью двух тысяч евреев; руководители этого бунта были казнены Мануэлем.
Антииудаизм и Реформация
[ редактировать ]Мартин Лютер , -августинец монах и церковный реформатор, учение которого вдохновило протестантскую Реформацию , враждебно писал о евреях в своей книге «О евреях и их лжи» , в которой евреи описываются крайне резко, подвергаются резкой критике и даются подробные рекомендации по поводу погрома. против них и их постоянного притеснения и/или изгнания. В какой-то момент в книге « О евреях и их лжи » Мартин Лютер заходит даже так далеко, что пишет, «что мы виноваты в том, что не убили их». Примечательно, что сильная враждебность Лютера к евреям отошла от давнего обычая, разработанного Августином в начале пятого века, присваивать евреям защищенный статус как реликвиям дохристового библейского прошлого, которые, таким образом, полезны христианам и не должны сталкиваться с изгнание. Вместо этого труды Лютера спровоцировали новую волну политического изгнания еврейского населения из немецких населенных пунктов, сразу после выхода книги «О евреях и их лжи» и в течение нескольких десятилетий после этого. [ 23 ] По словам Пола Джонсона , книгу Лютера «можно назвать первым произведением современного антисемитизма и гигантским шагом вперед на пути к Холокосту ». [ 24 ] Однако в своей последней проповеди незадолго до своей смерти Лютер проповедовал: «Мы хотим относиться к ним с христианской любовью и молиться за них, чтобы они обратились и приняли Господа». [ 25 ] Тем не менее, резкие высказывания Лютера о евреях многими рассматриваются как продолжение средневекового христианского антисемитизма.
Средневековое антисемитское искусство
[ редактировать ]В средние века христиане создавали большую часть произведений искусства, изображавших евреев в вымышленной или стереотипной манере; Подавляющее большинство повествовательного религиозного средневекового искусства изображало события из Библии, где большинство показанных людей были евреями. Но степень, в которой это подчеркивалось в их изображениях, сильно различалась. Часть этого искусства была основана на предвзятых представлениях о том, как евреи одевались или выглядели, а также о «греховных» поступках, которые, по мнению христиан, они совершали. [ 27 ] Визуальное искусство, в частности, выражало эти идеи с явной полемической остротой. На Вестлеттнере Наумбергского собора 13 из 31 фигуры, изображенной на оригинальном наборе рельефов, являются евреями, что четко обозначено их еврейскими шляпами . Как и многое другое средневековое искусство евреев, [ 28 ] многие из 13 изображены как те, кто каким-то образом соучаствовали или непосредственно помогали распятию Христа , что способствовало обвинению в еврейском богоубийстве . Имея это в виду, однако, некоторые ученые утверждают, что рельефы Наумберга в изображении евреев необычно не являются антиеврейскими для своего периода времени, поскольку не все из них изображены как однозначно злые или злонамеренные. [ 29 ] По сравнению с карикатурами на западном фасаде церкви аббатства Сен-Жиль-дю-Гар изображения Наумберга действительно кажутся относительно скучными. Здесь евреи изображены в одной из самых типичных антиеврейских иконографий того времени: с выдающимися вперед челюстями и крючковатыми носами. Их изможденный и бедный внешний вид контрастирует с нейвреями, изображенными на изображении, включая римских гвардейцев, которые демонстрируют определенную моду и статус благодаря своим накидкам, типичным туникам и подобной одежде. [ 29 ] Еще одним знаковым символом этой эпохи была Экклесия и Синагога , пара статуй, олицетворяющих Христианскую Церковь (Экклесия) рядом с ее предшественницей, Нацией Израиля (синагогой). Последнюю часто изображали с завязанными глазами и со скрижалью закона, выскользнувшей из ее руки, иногда со сломанным посохом, тогда как Экклесия стояла прямо с коронованной головой, чашей и посохом, украшенным крестом. [ 30 ] Часто это происходило в результате неверного толкования христианской доктрины суперсессионизма, предполагавшей замену «старого» завета, данного Моисею, «новым» заветом Христа, который средневековые христиане считали означающим, что евреи выпали из Божьего подчинения. услуга.
Евреи как враги христиан
[ редактировать ]Средневековые христиане верили в идею еврейского «упрямства», которая соответствовала многим характеристикам еврейского народа. В частности, евреи не верили, что Христос был Мессией, спасителем. Эта идея способствовала формированию стереотипа о том, что евреи упрямы, но также распространилась еще дальше: евреи настолько отвергли Христа, что решили убить Его , пригвоздив к кресту. Поэтому евреев называли «врагами христиан» и «христоубийцами». [ 27 ]
Представление о евреях как о христоубийцах было одним из главных источников вдохновения для антисемитских изображений евреев в христианском искусстве. Например, в одном фрагменте еврей помещен между страницами Библии. [ объяснить ] , принося в жертву ягненка ножом. Ягненок призван символизировать Христа и показать, как Христос умер от рук еврейского народа. [ нужна ссылка ]
Евреи как дьяволоподобные
[ редактировать ]Более того, по мнению средневековых христиан, любой, кто не соглашался с их идеями веры, включая еврейский народ, автоматически считался дружелюбным к дьяволу и одновременно был приговорен к аду. Поэтому во многих изображениях христианского искусства евреи изображаются похожими на демонов или взаимодействующими с дьяволом. Это сделано для того, чтобы не только изобразить евреев уродливыми, злыми и гротескными, но и доказать, что демоны и евреи изначально похожи. Евреев также поместят перед адом, чтобы еще раз продемонстрировать, что они прокляты. [ 27 ]
Стереотипная еврейская внешность
[ редактировать ]К двенадцатому веку концепция «стереотипного еврея» была широко известна. Стереотипным евреем обычно был мужчина с густой бородой, шляпой и большим кривым носом — все это было важным признаком того, кто был евреем. Эти понятия были отражены в средневековом искусстве, что в конечном итоге гарантировало, что еврея можно было легко идентифицировать. Идея стереотипного еврея заключалась в том, чтобы в первую очередь изобразить еврея как уродливое существо, которого следует избегать и бояться. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм
- География антисемитизма
- История антисемитизма
- Антисемитизм в Европе
- Антисемитизм в христианстве
- Христианство и иудаизм
- История евреев в Европе
- Антисемитизм в арабском мире
- Антисемитизм в исламе
- История евреев под властью мусульман
- Исламско-еврейские отношения
- Отношения между нацистской Германией и арабским миром
- Дело Джейкоба Барнета
- Еврейская история
- История евреев в средние века
- Отношения восточного православия и иудаизма
- Католическая церковь и иудаизм
- Религиозный антисемитизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Йоханнес, Фрид (2015), с. 287-289 Средневековье. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Антисемитизм в средневековой европейской энциклопедии Britannica
- ^ Пейли, Сьюзен и Кестерс, Адриан Гиббонс, ред. «Путеводитель для зрителей по современным пьесам о страстях». Архивировано 1 марта 2011 года в Wayback Machine , по состоянию на 12 марта 2006 года.
- ^ Юваль-Наэ, Авиноам (7 декабря 2017 г.). «Англия, ростовщичество и евреи в середине семнадцатого века» . Журнал ранней современной истории . 21 (6): 489–515. дои : 10.1163/15700658-12342542 . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Религиозная дискриминация , Центр Беркмана - Гарвардская школа права [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б См. Стефан Барри и Норберт Гуальд, Величайшие эпидемии в истории , в журнале L'Histoire , № 310, июнь 2006 г., стр. 47 (на французском языке).
- ^ Йоханнес, Фрид (2015), с. 421. Средние века. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Герцберг, Артур и Хирт-Манхаймер, Арон. Евреи: сущность и характер народа , HarperSanFrancisco, 1998, стр.84. ISBN 0-06-063834-6
- ^ Йоханнес, Фрид (2015), с. 420. Средние века. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Линдси, Хэл (1990). Дорога к Холокосту . Издательская группа Random House. стр. 22–. ISBN 978-0-553-34899-6 .
- ^ Беннетт, Джиллиан (2005), «К переоценке легенды о« Святом » Вильгельме Норвичском и ее месте в легенде о кровавом навете». Фольклор , 116 (2), стр. 119–21.
- ^ Бен-Сассон, HH, редактор; (1969). История еврейского народа . Издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс. ISBN 0-674-39731-2 (бумага).
- ^ Jump up to: а б с д Тетер, Магда. «Смерть Маленького Саймона и суд над евреями в Тренте». В «Кровавом навете: по следам антисемитского мифа», 43–88. Np: Издательство Гарвардского университета, 2020. http://www.jstor.org/stable/j.ctvt1sj9x.8 .
- ^ «Григорий X: Письмо о евреях против кровавого навета» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Фейгенбаум, Гейл (6 марта 2018 г.). Исследовательский журнал Гетти, № 10 . Публикации Гетти. ISBN 978-1-60606-571-6 .
- ^ Ниренберг, Дэвид. Антииудаизм: западная традиция .
- ^ Чазан, Роберт (2010). Переоценка еврейской жизни в средневековой Европе . Издательство Кембриджского университета. п. 252.
- ^ Йоханнес, Фрид (2015), с. 160. Средневековье. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Майкл Костен, Катары и альбигойский крестовый поход , стр. 38
- ^ Антисемитизм . Иерусалим: Кетер Книги. 1974. ISBN 9780706513271 .
- ^ «Карта районов изгнания и расселения евреев в Европе» . Флоридский центр педагогических технологий, Педагогический колледж, Университет Южной Флориды . Руководство для учителей по Холокосту . Проверено 24 декабря 2012 г.
- ^ Вуд, Кристофер С., Альбрехт Альтдорфер и истоки ландшафта , с. 251, 1993, Reaktion Books, Лондон, ISBN 0948462469
- ^ Дэвид Ниренберг . «Антииудаизм», WW Norton & Company, 2013, стр.262. ISBN 978-0-393-34791-3
- ^ Джонсон, Пол . История евреев , издательство HarperCollins, 1987, стр.242. ISBN 5-551-76858-9
- ^ Лютер, Мартин . Работы Д. Мартина Лютера: критическое полное издание , Веймар: преемник Германа Бёлау, 1920, Том 51, с. 195.
- ^ Глейзер-Эйтан, Йонатан (2019). «Евреи воображаемые и реальные: представление и преследование профанации хозяев в Арагоне позднего средневековья». Франко Льопис, Борха; Уркисар-Эррера, Антонио (ред.). Евреи и мусульмане стали заметными в христианской Иберии и за ее пределами, с 14 по 18 века . Лейден: Брилл . п. 46; 67. ИСБН 978-90-04-39016-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Стрикленд, Дебра Хиггс (2003). Сарацины, демоны и евреи: создание монстров в средневековом искусстве . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- ^ Понтий Пилат, антисемитизм и Страсти в средневековом искусстве . 01 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Мербак, Митчелл (2008). За пределами желтого значка Антииудаизм и антисемитизм в визуальной культуре средневековья и раннего Нового времени . ISBN 978-90-04-15165-9 . OCLC 923533086 .
- ↑ От Нотр-Дама до Праги антисемитизм Европы буквально высечен в камне Еврейское телеграфное агентство, 20 марта 2015 г.