Юрей
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2011 г. ) |
Часть серии о |
Японская мифология и фольклор |
---|
Мифические тексты |
Божества |
Легендарные существа и городские легенды |
Мифические и священные места |
Священные объекты |
Синто и буддизм |
Юрэй ( 幽霊 ) — персонажи японского фольклора, аналогичные западному представлению о призраках . Имя состоит из двух кандзи : 幽 ( ю ), что означает «слабый» или «тусклый», и 霊 ( рей ), что означает «душа» или «дух». Альтернативные имена включают Борей ( 亡霊 ) , что означает разрушенный или ушедший дух, Сирё ( 死霊 ) , что означает мертвый дух, или более всеобъемлющие Ёкай ( 妖怪 ) или Обаке ( お化け ) . Как и их китайские , корейские и западные коллеги, они считаются духами, лишенными мирной загробной жизни .
Японская загробная жизнь
[ редактировать ]Согласно традиционным японским верованиям, у всех людей есть дух или душа, называемая рейкон ( 霊魂 ) . Когда человек умирает, рейкон покидает тело и попадает в своего рода чистилище , где ожидает надлежащих похоронных и послепогребальных обрядов совершения , чтобы присоединиться к своим предкам . [ 1 ] Если все сделано правильно, рейкон считается защитником живой семьи и возвращается ежегодно в августе во время фестиваля Обон, чтобы получить благодарность. [ 2 ]
Однако, если человек умирает внезапно или насильственно, например, в результате убийства или самоубийства , если надлежащие обряды не были проведены или если на него влияют сильные эмоции, такие как желание мести, любви, ревности, ненависти или печали, трансформируется рейкон Считается, что в юрей , который затем может преодолеть разрыв обратно в физический мир . Эмоция или мысль не обязательно должны быть особенно сильными или напористыми. Даже безобидные мысли могут стать причиной беспокойства смерти. Как только мысль проникает в сознание умирающего человека, его юрэй возвращается, чтобы завершить действие, о котором думал последний раз, прежде чем вернуться в цикл реинкарнации. [ 3 ]
Затем юрэй существует на Земле до тех пор , пока его нельзя будет похоронить, либо выполняя недостающие ритуалы , либо разрешая эмоциональный конфликт, который все еще связывает его с физическим планом . Если ритуалы не будут завершены или конфликт останется неразрешенным, юрей продолжит свое преследование . [ 4 ]
Зачастую, чем ниже социальный ранг человека, который умер насильственной смертью или с которым жестоко обращались при жизни, тем более могущественным юреем он возвращался. Это иллюстрируется судьбой Оивы в рассказе Ёцуя Кайдан или слугой Окику в Банчо Сараясики .
Появление
[ редактировать ]игра под названием «Хякумоногатари Кайданкай» . В конце 17 века стала популярной [ 5 ] и кайдан все чаще становился предметом театра , литературы и других искусств. [ 6 ] укиё-э Художник Маруяма Окё создал первый известный пример теперь традиционного юрэй в своей картине «Призрак Оюки» . [ 7 ] В Дзенсё -ан в Токио хранится самая большая коллекция картин юрэй , которые показываются только в августе, традиционном месяце духов. [ 8 ]
Сегодня внешний вид юрэй несколько однообразен, что сразу же указывает на призрачную природу фигуры и подтверждает ее культурную аутентичность.
- Белая одежда : Юрей обычно носят белое, что означает белое погребальное кимоно, используемое в периода Эдо погребальных ритуалах . В синтоизме белый — цвет ритуальной чистоты , традиционно предназначенный для священников и умерших. [ 9 ] Это кимоно может быть либо катабира (простое белое кимоно без подкладки), либо кьокатабира (белое катабира с надписью буддийских сутр). Иногда их изображают носящими тэнкан ( 天冠 ) — небольшой белый треугольный кусок ткани, который обычно кладут на лоб. [ 10 ]
- Черные волосы : волосы юрэй часто длинные, черные и растрепанные, что некоторые считают торговой маркой, перенесенной из театра кабуки , где все актеры используют парики. [ 11 ] Это заблуждение: японки традиционно отращивали длинные волосы и носили их заколотыми, а на похоронах и погребении их распускали.
- Руки и ноги : Говорят, что руки юрэй безжизненно свисают с запястий, которые вытянуты в локтях рядом с телом. У них обычно отсутствуют ноги и ступни, и они парят в воздухе. Эти особенности возникли в гравюрах укиё-э периода Эдо и были быстро скопированы в кабуки. [ 12 ] В кабуки отсутствие ног и ступней часто выражается использованием очень длинного кимоно или даже подъемом актера в воздух с помощью веревок и блоков. [ 13 ]
- Хитодама : Юрэй часто изображается в сопровождении пары летающих огней или огоньков ( хитодама по-японски) в жутких цветах, таких как синий, зеленый или фиолетовый. Это призрачное пламя — отдельные части призрака, а не независимые духи. [ 14 ]
Классификации
[ редактировать ]Юрей
[ редактировать ]Все японские призраки называются юрэй , и в этой классификации есть несколько типов. Однако данный призрак может быть описан более чем одним из следующих терминов, поскольку следующие термины используются по-разному в зависимости от того, на каких элементах характеристик призрака сосредоточено внимание:
- Онрё : термин онрё относится к духу человека, который умер из-за злобы или ненависти и которого люди боялись как приносящего катастрофу через одержимость. [ 15 ]
- Убуме : мать-призрак, которая умерла при родах или умерла, оставив после себя маленьких детей. Эта Юрей возвращается, чтобы заботиться о своих детях, часто принося им сладости. [ 16 ]
- Горё : Термин «горё» относится к духу благородного или опытного человека, который стал онрё после поражения в политической борьбе за власть или преждевременной смерти от эпидемии. Это разновидность онрё . [ 17 ] [ 18 ]
- Фунаюрей : призраки погибших в море. Эти призраки иногда изображаются в виде чешуйчатых рыбоподобных гуманоидов, а некоторые могут даже иметь форму, похожую на форму русалки или водяного человека . [ 18 ]
- Дзасики-вараси : призраки детей, которые описываются как озорные и любят подшучивать над живыми. [ 19 ] Они часто упоминаются в местном фольклоре префектуры Иватэ и, как говорят, приносят удачу домам, в которых они живут. [ 20 ]
- Летающие духи ( 浮遊霊 , Фуюрей ) : Эти духи не стремятся выполнить конкретную цель и бесцельно бродят вокруг. В древние времена считалось, что болезнь императора Японии возникает в результате парения этих духов в воздухе. [ 21 ] Альтернативно, фуюрей относятся к призракам, у которых погибло только тело умершего и только душа парит в воздухе. В этом смысле онрё и горё являются типами фуюрей . [ 15 ]
- Привязанные к земле духи ( 地縛霊 , Дзибакурей ) : подобные фуюреям и редкие, эти духи не стремятся выполнять конкретную цель, а вместо этого привязаны к определенному месту или ситуации. [ 22 ] Известные примеры этого включают знаменитую историю Окику у колодца замка Химэдзи и призраки в фильме « Дзю-Он: Недовольство» . [ 23 ]
Буддийские призраки
[ редактировать ]Есть два типа призраков, характерных для буддизма , и оба являются примерами неудовлетворенного земного голода, продолжающегося после смерти. Они отличаются от других классификаций юрэй своей религиозной природой:
Икирё
[ редактировать ]В японском фольклоре не только мертвецы способны проявлять свой рейкон для призраков. Живые существа, одержимые необычайной ревностью или яростью, могут высвободить свой дух в виде икирё ( 生き霊 ) , живого призрака, который может исполнять свою волю, будучи еще живым. [ 18 ]
Самый известный пример икирё — Рокудзё -но Миясундокоро из романа «Повесть о Гэндзи» . Госпожа Рокудзё, любовница титулованного Гэндзи, которая глубоко в него влюбляется, — амбициозная женщина, чьи амбиции отвергаются после смерти ее мужа. Ревность, которую она подавляла к Гэндзи, медленно превратила ее в демона, а затем приняла форму икирё, когда обнаружила, что жена Гэндзи беременна. Этот икирё овладел женой Гэндзи, что в конечном итоге привело к ее кончине. Поняв, что причиной этого несчастья стала ее ревность, она заперлась и стала монахиней до самой смерти, после чего ее дух продолжал преследовать Гэндзи, пока ее дочь не выполнила правильные духовные обряды. [ 25 ] [ 26 ]
Призраки
[ редактировать ]Юрэй часто подпадает под общий термин «обаке » , происходящий от глагола «бакеру», что означает «меняться»; таким образом, обаке — это сверхъестественные существа, претерпевшие какие-то изменения из естественного царства в сверхъестественное.
Однако юрэй отличаются от традиционного бакемоно своей временной спецификой. Юрэй — одно из немногих существ в японской мифологии, у которого есть предпочтительное время присутствия (середина часов Быка ; около 2:00–2:30 ночи, когда завеса между миром мертвых и миром мертвых живые в худшем состоянии). Для сравнения, обычные обаке могут нанести удар в любой момент, часто затемняя или меняя свое окружение, если чувствуют в этом необходимость. [ 27 ] Точно так же юрэй больше привязаны к конкретным местам обитания призраков, чем обычные бакэмоно, которые могут свободно обитать в любом месте, не будучи к нему привязанными. [ 28 ]
Янагита Кунио обычно отличает юрей от обаке , отмечая, что юрэй, как правило, преследуют конкретную цель, например, месть или завершение незавершенных дел. [ 29 ] В то время как для многих юрэй это дело завершено, некоторые юрэй , такие как Окику, остаются прикованными к земле из-за того, что их дело невозможно завершить. В случае с Окику это дело состоит в подсчете тарелок в надежде найти полный набор, но последняя тарелка неизменно отсутствует или ломается, согласно разным пересказам истории. Это означает, что их дух никогда не сможет обрести покой и, таким образом, останется джибакуреем . [ 30 ]
Знаменитые призраки
[ редактировать ]Некоторые известные места, которые, как говорят, населены привидениями юрэй , — это колодец замка Химэдзи , населенный призраком Окику , и Аокигахара , лес у подножия горы Фудзи , который является популярным местом для самоубийств. Говорят, что особенно могущественный онрё , известный как Оива , способен отомстить любой актрисе, сыгравшей свою роль в театральной или киноадаптации.
Окику, Оива и влюбленный Оцую вместе составляют Сан О-Юрей ( 三大幽霊 , «три великих Юрэй») японской культуры. Это юрэй , истории которых передавались и пересказывались на протяжении веков, и чьи характеристики, а также обстоятельства и судьбы сформировали значительную часть японского искусства и общества. [ 31 ]
Экзорцизм
[ редактировать ]Самый простой способ изгнать юрея — помочь ему выполнить свое предназначение. Когда причина сильной эмоции, привязывающей дух к Земле, исчезла, юрэй удовлетворен и может двигаться дальше. Традиционно это достигается тем, что члены семьи мстят убийце юрея или , когда призрак завершает свою страсть/любовь к предполагаемому возлюбленному, или когда его останки обнаруживаются и надлежащим образом хоронят со всеми выполненными обрядами.
Эмоции онрё особенно сильны, и их вряд ли удастся успокоить этими методами.
Иногда буддийских священников и горных аскетов нанимали для оказания услуг тем, чья необычная или несчастная смерть могла привести к их превращению в мстительного призрака - практика, похожая на экзорцизм . Иногда этих призраков обожествляли, чтобы умилостивить их души.
Как и многие монстры японского фольклора , злобные юрэй отталкиваются офуда ( 御札 ) , священными синтоистскими писаниями, содержащими имя ками . Офуда , обычно должна быть помещена на лоб юрэя вход чтобы изгнать дух, хотя их можно прикрепить к входу в дом, чтобы предотвратить . юрэя
См. также
[ редактировать ]- Bancho Sarayashiki
- Ботан Доро – японская история о привидениях.
- Фунаюрей
- Голодный призрак
- Иноуэ Энрё – японский философ и педагог
- Японская мифология
- Японские городские легенды
- Джей-Ужас
- Кайдан - японское слово, означающее «история о привидениях».
- Список призраков
- Беспокойный призрак
- Синигами – Ками смерти
- Ёкаи – сверхъестественные существа из японского фольклора.
- Ёцуя Кайдан – японская история о предательстве
- Юрэй зака – Дорога на холме в Минато, Токио.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвиссон 2014 , с. 81-85.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 139-140.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 81.
- ^ Фостер 2009 , с. 149.
- ^ Фостер 2009 , с. 53.
- ^ Balmain 2008 , с. 16-17.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 27-30.
- ^ Дзеншо-ан .
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 44.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 45-46.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 48.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 49.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 49-50.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б мстительный дух (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 216.
- ^ Дух (на японском языке). Котобанк. Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвиссон 2014 , с. 214.
- ^ Блэкер 1963 , с. 87.
- ^ Такаюки, Тацуми (декабрь 1996 г.). «Глубокая северная готика: сравнительное культурное прочтение Хирна, Янагиты и Акутагавы » Гейбун-Кэнкю: Журнал искусств и литературы 71 : 160–183 . Получено 16 мая.
- ^ кувадате: Миккё гирей то куни-но катачи , Кадокава Гакугей Шуппан, ноябрь 2008 г., стр. 92–94. Кукаи- но 978-4047034372 .
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 129.
- ^ Дэвисон 2014 , стр. 129–130.
- ^ Хирн 2006 , с. 43-47.
- ^ Мейер 2014 , с. Рокудзё и Миясундокоро.
- ^ Мурасаки 2001 , стр. 679-693.
- ^ Фостер 2014 , с. 23.
- ^ Рейдер 2010 , с. 162.
- ^ Янагита 1970 , стр. 292–293.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 111-112.
- ^ Дэвиссон 2014 , с. 87.
Ссылки
[ редактировать ]- Бальмен, Коллетт (2008). Знакомство с японскими фильмами ужасов . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2475-1 .
- Блэкер, Кармен (1963). «Божественный мальчик в японском буддизме». Азиатское фольклористика . 22 : 77–88. дои : 10.2307/1177563 . JSTOR 1177563 .
- Дэвиссон, Зак (2014). Юрэй, японское привидение . Чин Музыкальная Пресса. ISBN 978-09887693-4-2 .
- Дэвиссон, Зак. «Истории Юрей» . hyakumonogatari.com . Проверено 20 декабря 2015 г.
- Фостер, Майкл Дилан (2009). Пандемониум и парад Японская демонология и культура ёкай . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520253629 .
- Фостер, Майкл Дилан (2014). Книга Ёкаев: Таинственные существа японского фольклора . Шинономэ Киджин. Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-27102-9 .
- Хирн, Лафкадио (2006). Квайдан . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-45094-0 .
- Ивасака, Мичико; Тёлкен, Барре (1994). Призраки и японцы: культурный опыт в японских легендах о смерти . Юта: Издательство Университета штата Юта. ISBN 978-0874211795 .
- Мейер, Мэтью (2014). «Рокудзё-но Миясундокоро» . yokai.com . Проверено 16 мая 2016 г.
- Мурасаки, Сикибу (2001). Сказка о Гэндзи Перевод Ройалла Тайлера. Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-243714-8 .
- Рейдер, Норико Т. (2010). Японские знания о демонах: Они с древних времен до наших дней . Издательство Университета штата Юта. ISBN 978-0-87421-793-3 .
- Янагита, Кунио (1970). Коллекция Садахона Янагита Кунио Токио: Чикума Сёбо.
- Дзеншо-ан "Юрей Гоайсацу" Проверено 16 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Что носят японские призраки в белом кимоно?
- СМИ, связанные с Призраками Японии, на Викискладе?