Наполеон I на императорском троне
Наполеон I на императорском троне | |
---|---|
Художник | Жан-Огюст-Доминик Энгр |
Год | 1806 |
Середина | холст, масло |
Размеры | 259 см × 162 см (102 × 64 дюйма) |
Расположение | Музей армии , Дом Инвалидов , Париж |
Наполеон I на императорском троне ( фр . Napoléon Ier sur le trône emperial ) — портрет французского короля Наполеона I в коронационном костюме 1806 года, написанный французским художником Жаном-Огюстом-Домиником Энгром .
Описание
[ редактировать ]На картине Наполеон изображен императором в костюме, который он носил во время своей коронации, восседающим на троне с круглой спинкой и подлокотниками, украшенными шарами из слоновой кости. В правой руке он держит скипетр Карла Великого . В левой руке — правосудие. На его голове золотой лавровый венок, подобный тому, который носил Юлий Цезарь . Он также носит горностаевый капюшон под большим воротником ордена Почетного легиона , атласную тунику с золотой вышивкой и пурпурный бархатный плащ на подкладке из горностая, украшенный золотыми пчелами. Коронационный меч находится в ножнах и поддерживается шелковым шарфом. Субъект носит белые туфли, расшитые золотом и лежащие на подушке. На ковре под троном изображен императорский орел. Подпись ИНГРЕС П ударять находится внизу слева, а ANNO 1806 — внизу справа.
История
[ редактировать ]Картина была выставлена под номером 272 на Парижском салоне 1806 года в образе Его Величества Императора на троне , когда она была записана как принадлежащая Законодательному корпусу . В том же салоне Робер Лефевр выставил свой «Портрет Наполеона в коронационном костюме» . В 1815 году картина Энгра была передана в Лувр , где она впервые была зарегистрирована как MR 2069 и теперь известна как INV. 5420. В 1832 году граф де Форбен выставил его в Доме Инвалидов , сначала в часовне, а с 1860 года в библиотеке. Сейчас он выставлен в Музее Армии .
В правом верхнем углу картины (и гораздо лучше видно на предварительном рисунке), отрезанном наполовину по ширине, можно увидеть щит с гербами Папской области , Эсте, Ломбардии, Венеции и Савойи, увенчанный гербом Папской области, Эсте, Ломбардии, Венеции и Савойи. корона Италии. На основании этого Себастьен Аллар предполагает, что картина была заказана итальянским учреждением, чтобы показать Наполеона как короля Италии , а не как императора, но из-за ее новаторской иконографии первоначальные заказчики отказались от нее, и именно поэтому она была приобретена Законодательным корпусом. [1]
Модели и влияние
[ редактировать ]Зевс
[ редактировать ]Фронтальность этого портрета отсылает к колоссальной статуе Зевса в Олимпии работы Фидия , поза которой послужила образцом не только для многих изображений государей, но и для христианской иконографии. Сам Энгр также использовал эту позу для своих Юпитера и Фетиды . В Музее Монтобана есть чаша с изображением византийского панно с изображением сидящего императора, которое, возможно, было прямой моделью Энгра. [2]
Ян ван Эйк
[ редактировать ]Для Роберта Розенблюма моделью Энгра послужила фигура Бога-Отца на Гентском алтаре работы Яна ван Эйка , находившаяся в Лувре в то время, когда Энгр писал этот портрет. [3] Современный критик Пьер-Жан-Батист Шоссар сравнил стиль Энгра в этом портрете со стилем Ван Эйка (тогда известного как Жан де Брюгге):
Его Величество Император на своем Троне - 9 футов на 13 футов - Автор не дал пояснения к этим картинам. Сначала мы рассмотрим Портрет Императора; Как при таком таланте, столь безупречной линии, столь тщательном внимании к деталям удалось г-ну Энгру написать плохую картину? Ответ в том, что он хотел сделать что-то уникальное, что-то экстраординарное. Без сомнения, не всегда идут шаг за шагом по проторенной дороге, но нельзя затрагивать и более крутые высоты: есть острые умы, которым, как козлам, приятно кормиться только на скалистых обнажениях. Хороший ум состоит в выборе верного и легкого пути, и именно по этому пути пошли великие мастера, которым помогал опыт. Покидая его, рискуешь заблудиться — точно так же, благодаря прекрасной страсти к необыкновенному в архитектуре, Борромини и Опенор совершенно извратили все искусства рисования; тем не менее изобретатели этого извращенного вкуса имели перед глазами шедевры античности и Италии: посмотрите, как другим способом, не менее отвратительным, чем готический, Энгр делает не что иное, как регрессирует искусство четырех столетий, чтобы поставить нас в тупик. еще в нашем младенчестве, чтобы реанимировать манеру Жан де Брюгге . Но в этом младенчестве искусства есть, по крайней мере, наивность и правда, и эта система была единственной, по которой умели рисовать художники; они не могли сделать лучше и т. д.... Мы слышали, что говорилось в Салоне, и заметили, что чувства были единодушны как среди знатоков искусства, так и среди вульгарных людей. Поначалу первый просмотр предостерег от картины, кто-то кричит, кто-то издевается над ее композицией и расположением; но затем, подойдя к нему, восхитились его драгоценной отделкой и точной правдивостью [изображения] тканей; но затем снова возвращаешься к нему недовольный, сожалея, что художник исследовал самые причудливые эффекты. Почему впервые столкнувшись с портретом Императора: это труднее всего сделать хорошо... Трон этот тяжел и массивен, рука, держащая скипетр, выполнена несчастливо. Говорят, что эту позицию, как и все остальное, художник применил в готическом медальоне. Что же касается головы императора, то она слишком тяжела, плохо похожа, цвета слишком фальшивы и слишком: несмотря на тонкость кисти, драгоценность отделки, тающие оттенки, она суха по-своему, не производит никакого эффекта. , и не спрыгивает с холста. [4]
Однако сам Энгр заявил:
Я много думаю о Жане де Брюгге, мне бы хотелось во многом походить на него; но все же он не мой художник, и я считаю, что [критики] цитировали его случайно. [5]
Рафаэль
[ редактировать ]На левом краю ковра, среди медальонов зодиака , находится медальон с версией Мадонны делла Седжиола Рафаэля . , художника, которым больше всего восхищался Энгр Энгр отдает дань уважения Рафаэлю, включив эту картину на задний план многих своих работ, таких как «Анри IV, играющий со своими детьми» , а также «Рафаэль и Ла Форнарина» , а также на столе перед предметом на своем « Портрете месье Ривьера» .
Прием
[ редактировать ]В Салоне оно произвело тревожное впечатление на публику не только из-за стилистических особенностей Энгра, но и из-за его изображения каролингских образов, которые Наполеон носил во время своей коронации. [6] Давид (который закончил свою «Коронацию Наполеона» в следующем году) вынес суровый приговор: [7] и критики были одинаково враждебны, придираясь к странным диссонансам цвета, недостатку скульптурного рельефа, холодной точности контуров и застенчивой архаичности. Как показано выше, Шоссар ( «Le Pausanias Français» , 1806) осудил стиль Энгра как готический ( стиль трубадура в это время зарождается ). Как писала историк искусства Марджори Кон: «В то время история искусства как научное исследование была совершенно новой. Художники и критики превзошли друг друга в своих попытках идентифицировать, интерпретировать и использовать то, что они только начинали воспринимать как исторические стилистические разработки». ." [8] Лувр , недавно наполненный добычей, захваченной Наполеоном во время его кампаний в Бельгии, Нидерландах и Италии, предоставил французским художникам начала девятнадцатого века беспрецедентную возможность изучать, сравнивать и копировать шедевры античности и всей истории Европейская живопись. [9] С самого начала своей карьеры Энгр свободно заимствовал из более раннего искусства, принимая исторический стиль, соответствующий его предмету, что побудило критиков обвинить его в грабеже прошлого.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Себастьян Аллар, примечание 8 в каталоге выставки Portraits Publics, Portraits Privés , Париж, Galeries Nationales du Grand Palais, 2006–2007.
- ^ Д. Тернуа (1980) Энгр, стр.18
- ^ Р. Розенблюм (1986) Энгр , стр.68
- ^ Пьер-Жан-Батист Шоссар , Le Pausanias Français, Состояние искусства рисования во Франции в начале XIX века , Салон 1806 года, с. 177-180 - Цитируется и переведено Tinterow, Conisbee et al. 1999, с. 70.
- ^ Д.Тернуа (1980), соч. цит. стр.17
- ^ Тинтероу, Гэри; Конисби, Филип и др. (1999). Портреты Энгра: образ эпохи. Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-300-08653-9 , стр. 68.
- ^ Ариха, Авигдор (1986). ЖАД Энгр: Пятьдесят рисунков из жизни из музея Энгра в Монтобане. Хьюстон: Музей изящных искусств. ISBN 0-89090-036-1 , с. 103 дюйма
- ^ Кондон, Патрисия и др. (1983). В поисках совершенства: Искусство Ж.-А.-Д. Энгр. Луисвилл: Художественный музей JB Speed. ISBN 0-9612276-0-5 , с. 13.
- ^ Тинтероу, Гэри; Конисби, Филип и др. (1999). Портреты Энгра: образ эпохи. Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc. ISBN 0-300-08653-9 , с. 27.
Библиография
[ редактировать ]- Портерфилд, Тодд и Сьюзан Зигфрид. Постановочная империя: Наполеон, Энгр и Дэвид (Penn State Press, 2006). онлайн-обзор .
- Роберт Розенблюм , издание Ingres, новое расширенное издание Cercle d'Art, 1986 г. ISBN 2-7022-0192-X — с. 68, пластина 7.
- Эммануэль Амио-Сольнье, «Наполеон I на императорском троне, автор Жан-Огюст-Доминик Энгр», файл 435 B, L'Estampille l'objet d'art , № 435, май 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Французская живопись 1774-1830 годов: эпоха революции . Нью-Йорк; Детройт: Метрополитен-музей; Детройтский институт искусств. 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наполеон на троне на сайте выставки Лувр Энгр