Сарматизм
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2015 г. ) |
Сарматизм (или сарматизм ; польский : Сарматизм ; литовский : Сарматизмы ) — этнокультурная идеология в пределах Речи Посполитой . [1] Это была доминирующая барочная культура и идеология дворянства ( шляхты ), существовавшая во времена Возрождения до 18 века. [1] Вместе с концепцией « Золотой свободы » она сформировала центральный аспект культуры и общества социальных элит Содружества. В ее основе лежало объединяющее убеждение, что народы Речи Посполитой произошли от древних иранских сарматов , легендарных захватчиков современных польских земель в древности. [2] [3]
Этот термин и культура нашли отражение прежде всего в польской литературе 17-го века , как, например, в Яна Хризостома Пасека . мемуарах [4] и стихи Вацлава Потоцкого . Польские шляхтичи носили длинное пальто, называемое контуш , сапоги до колен и носили небольшую саблу ( сабля ), называемую карабела . Также были популярны усы, а также декоративные перья в мужских головных уборах. Польские «сарматы» стремились овладеть боевым искусством верхом, верили в равенство между собой и в непобедимость перед лицом врага. [5] Сарматизм восхвалял прошлые победы польской армии и требовал от польских дворян культивировать эту традицию.
Сарматия ( польский : Sarmacja ) — полулегендарное поэтическое название Польши , входившее в моду в 18 веке и обозначавшее качества, связанные с грамотными гражданами обширного Речи Посполитой. Сарматизм сильно повлиял на культуру, образ жизни и идеологию польского дворянства. Он был уникален своим культурным сочетанием восточных, западных и местных традиций. Критикуемый во времена польского Просвещения , сарматизм был реабилитирован поколениями, принявшими польский романтизм . Пережив литературный реализм польского « позитивистского » периода, сарматизм вернулся с «Трилогией Генрика Сенкевича» , первого польского лауреата Нобелевской премии по литературе.
Происхождение понятия и его общая идея
[ редактировать ]Термин «сарматизм» впервые был использован Яном Длугошем в его работе XV века по истории Польши. [6] Длугош был также ответственен за связь сарматов с предысторией Польши , и эту идею продолжили другие летописцы и историки, такие как Станислав Ожеховский , Марцин Бельский , Марцин Кромер и Мацей Меховита . [6] Меховиты «Трактат о Дуабусе Сарматии» приобрел влияние за рубежом, где в течение некоторого времени он был одним из наиболее широко используемых справочных произведений по Речи Посполитой . [6] Идея возникла благодаря романтическому преклонению гуманистов перед Античностью и попытке вернуть устаревшую ономастику . [1]
Согласно « Географии» , Птолемея Сарматия считалась территорией Польши, Литвы и Тартарии и состояла из азиатской и европейской частей, разделенных рекой Дон . [1] Как географический термин Сарматия всегда была нечеткой, но очень устойчивой. [1] Предполагаемые предки шляхты , сарматы , были конфедерацией преимущественно иранских племен, живших к северу от Черного моря . В V веке до нашей эры Геродот писал, что эти племена были потомками скифов и амазонок . В сарматы проникли готы и другие люди во 2 веке нашей эры и, возможно, имели сильные и прямые связи с Польшей. [7] Легенда о польском происхождении от сарматов прижилась и разрослась до тех пор, пока большинство жителей Речи Посполитой и многие за рубежом не поверили, что многие польские дворяне были потомками сарматов (савроматов). [6] Другая традиция предполагает, что сами сарматы произошли от Иафета , сына Ноя . [8]
Некоторые приверженцы сарматизма были склонны полагать, что их предки завоевали и поработили местных славян и, подобно булгарам в Болгарии или франкам , завоевавшим Галлию (Францию), в конечном итоге переняли местный язык. Такая знать могла полагать, что они принадлежали (по крайней мере, фигурально) к другому народу, чем славяне, которыми они правили. «На римских картах, созданных в эпоху Возрождения, название Сарматии было написано на большей части территории Речи Посполитой, и, таким образом, «оправданный» интерес к «сарматским корням»». [9]
Столетия спустя современные ученые обнаружили доказательства того, что аланы , поздний сарматский народ, говоривший на иранском языке, действительно вторглись в славянские племена в Восточной Европе до шестого века, и что эти «сарматы, очевидно, сформировали правящий класс региона, который постепенно славянизировался. " [10] Однако их прямая политическая связь с Польшей останется несколько неопределенной. [11] В своей публикации 1970 года «Сарматы» (из серии «Древние народы и места») Тадеуш Сулимирский (1898–1983), англо-польский историк, археолог и исследователь древних сарматов, обсуждает многочисленные свидетельства древнего сарматского присутствия в Восточная Европа, например, находки различного погребального инвентаря: керамики, оружия и украшений. Возможные этнологические и социальные влияния на польскую шляхту могут включать геральдику, вдохновленную тамгой , социальную организацию, военные практики и погребальные обычаи. [12]
Сарматизм использовался для интеграции этнически различных литовских и русинских дворян в Речь Посполитую, а также возвышал украинских казаков как часть этой идентичности, несмотря на их недворянский статус. [13] Немецкий историк Карин Фридрих утверждает, что немецкоязычные протестантские бюргеры Королевской Пруссии также отождествляли себя с идеологией сарматизма, в частности, с его ценностями свободы, которые они противопоставляли шведской или имперской (немецкой) идентичности, которую они ассоциировали с тиранией. [14] [15]
Поляки, ведущие свое происхождение от сарматов, были частью более широкой тенденции, очевидной по всей Европе, где различные народы ведут свое происхождение от древнего народа, жившего в их стране во времена Римской империи: голландцы приняли батавов в качестве своих предков, французы - галлы , болгары , португальцы — лузитанцы , шотландцы — каледонцы , швейцарцы — гельветы , румыны — даки — фракийцы , албанцы — иллирийцы , словенцы — венеты , венгры — гунны , и т. д.
Культура
[ редактировать ]Сарматские верования и обычаи стали важной частью шляхетской культуры, проникая во все стороны жизни. Сарматизм провозглашал равенство всей шляхты и прославлял их образ жизни и традиции, включая верховую езду, провинциальную деревенскую жизнь, мир и относительный пацифизм. [16]
Сарматисты высоко ценили социальные и семейные связи. [17] К женщинам относились с почетом и галантностью. [18] Разговор был одним из любимых занятий. Всегда были рады гостям – родственникам, друзьям, даже незнакомым людям, особенно из-за границы. Латынь была широко распространена. [19] Были организованы пышные застолья с большим количеством алкоголя. [20] Мужские ссоры и драки во время таких мероприятий были довольно частым явлением. На их вечерах полонез , мазурка и оберек самыми популярными танцами были . Честь имела первостепенное значение. [18] Брак описывался как «глубокая дружба». Мужчины часто много путешествовали (на сеймы , сеймики , индульгенции, суды или общественные движения). Женщины оставались дома и заботились об имуществе, скоте и детях. Хотя родилось большое количество детей, многие из них умерли, не достигнув зрелости. Девочки и мальчики воспитывались раздельно, в компании женщин или мужчин. Судебные иски, даже по относительно несущественным вопросам, были обычным явлением. [21] но в большинстве случаев компромисс был достигнут.
Погребальные церемонии в сарматской Польше были очень сложными и имели некоторые особенности по сравнению с другими частями Европы. Это были тщательно спланированные мероприятия, полные церемоний и великолепия. В период между смертью дворянина и его похоронами велась тщательная подготовка, в которой было задействовано большое количество мастеров, архитекторов, декораторов, слуг и поваров. Иногда проходило много месяцев, прежде чем все приготовления были завершены. Перед погребением гроб с трупом был помещен в церковь среди сложной архитектуры castrum doloris («замок траура»). Геральдические щиты , которые размещались по бокам гроба, и жестяной лист с эпитафией выполняли вспомогательную роль и давали информацию об умершем человеке. Религиозным торжествам обычно предшествовало шествие, которое заканчивалось в церкви. Его возглавил всадник, который играл роль умершего дворянина и носил его доспехи. Этот всадник входил в церковь и с ужасным грохотом падал с лошади, показывая тем самым торжество смерти над земной мощью и рыцарской доблестью. Некоторые похоронные церемонии длились до четырех дней, заканчиваясь поминками, которые не имели ничего общего с серьезностью ситуации и легко могли перерасти в сплошной разгул. Иногда в захоронении принимало участие войско духовенства (в XVIII в. 10 епископов , 60 каноников и 1705 священников приняли участие в похоронах одного польского дворянина).
Мода
[ редактировать ]Некоторые польские дворяне считали, что их предполагаемые сарматские предки были тюрками, и, соответственно, рассматривали своих турецких и татарских врагов как равных, хотя и неискупленных, потому что они не были христианами. В эпоху барокко в Польше искусство и мебель персов и китайцев, а также османов вызывали восхищение и выставлялись в отдельных залах или комнатах. [22]
Сарматизм популяризировал одежду и наряды для мужчин в османском стиле, такие как жупан , контуш , сукмана , па контушовы , делия и сабла . Таким образом, это способствовало интеграции многоэтнического дворянства, создавая почти националистическое шляхты чувство единства и гордости за политические золотые свободы . Это также отличало польскую шляхту от дворянства Западной Европы.
В соответствии со своими взглядами на свое предполагаемое тюркское происхождение, [23] Костюм сарматистов отличался от костюма дворян других европейских стран и имел свои корни на Востоке . Это было долго, достойно, богато и красочно. Одним из наиболее характерных его элементов был контуш , который носили вместе с декоративным поясом-контушем . Под ним жупан носили , а поверх жупана делию . Одежда самых могущественных семей была малиновой и алой . Шаравары на голове носили представляли собой типичную нижнюю одежду, а кальпак , украшенный перьями цапли. Однако французская мода также внесла свой вклад в сарматский облик польской одежды. [24]
Жупан произошел от турецкого длинного одеяния джуббах, верхняя одежда Контуш - от турецкого контош, колпак - шапка с брошью - от турецкого калпака, а высокие кожаные сапоги Бачмаги произошли от турецкого бачмака. Пояс Контуш с восточным узором, который изначально импортировали из Османской империи и Персии, стал наиболее характерным элементом польской одежды 17 века. Дворяне всегда носили изогнутую саблю, основанную на саблях османского образца, а военачальники носили жезл или булаву с инкрустированным бирюзой золотым или серебряным наконечником (булава или буздыган, на основе турецкого боздогана), что считалось удачным в исламский мир. [25]
Политическая мысль и институты
[ редактировать ]Приверженцы сарматизма признавали жизненно важное значение Польши, поскольку она считалась оазисом Золотой Свободы для польской знати, в остальном окруженной антагонистическими королевствами с абсолютистскими правительствами. Они также рассматривали Польшу как оплот истинного христианского мира , почти окруженную мусульманской Османской империей и заблудшим христианством православных русских и протестантских немцев и шведов.
Одной из наиболее существенных особенностей этой традиции современные польские историки считают не сарматистскую идеологию, а способ управления Речью Посполитой . [ нужна ссылка ] Демократические концепции правопорядка , самоуправления и выборных должностей составляли неотъемлемую часть сарматизма. Однако это была демократия только для немногих. Король, хотя и был избран, по-прежнему занимал центральное положение в государстве, но его власть ограничивалась различными законодательными актами и требованиями. [ нужна ссылка ] Более того, только дворянам были предоставлены политические права, а именно право голоса в Сеймике и Сейме . Каждый посел (или член Сейма) имел право применить так называемое liberum veto , которое могло заблокировать принятие предложенной новой резолюции или закона. Наконец, в случае, если король не соблюдал законы государства или пытался ограничить или поставить под сомнение привилегии дворян, они имели право отказаться от приказов короля и противостоять ему силой оружия. [ нужна ссылка ] Хотя таким образом удалось избежать абсолютистского правления, к сожалению, центральная государственная власть стала неустойчивой и уязвимой для анархии . [26]
Политическая система Речи Посполитой рассматривалась дворянством как лучшая в мире, а польский сейм как (фактически [27] ) самый старый. Эту систему часто сравнивали с республиканским Римом и греческим полисом , хотя каждый из них в конечном итоге сдался имперскому правлению или тиранам . Генрицианские статьи считались основой системы. Любая попытка нарушить эти законы рассматривалась как тяжкое преступление. [ нужна ссылка ]
Однако, несмотря на плоды золотого века Польши и сарматистской культуры, страна вступила в период национального упадка; это привнесло узкое культурное соответствие. [28] воцарилась разрушительная политическая анархия Тем не менее, из-за циничного использования права вето отдельными шляхтами в Сейме . [29] и/или действиям непатриотичных королей. [30] В конце восемнадцатого века плачевное состояние государства привело к трем разделам Польши соседними военными державами.
«Стоил ли сохранять сарматский образ жизни? Некоторые его стороны, несомненно. Но поскольку шляхта настаивала на ревностной охране своих привилегий, не допуская их распространения на другие социальные группы, это обрекало структуру Речи Посполитой на атрофию и реванш. низших сословий... Сарматизм был идеологическим щитом против исторических реалий, которые противоречили ему на каждом шагу». [31]
С момента своей первоначальной популярности среди бывшей шляхты сарматизм сам пришел в политический упадок. С тех пор он пережил пересмотр и возрождение, за которым последовало затмение. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]«Конечно, формулировка и содержание декларации Варшавской Конфедерации от 28 января 1573 года были необычными по сравнению с преобладающими условиями в других частях Европы, и они определяли принципы религиозной жизни в республике на протяжении более двухсот лет» – Норман Дэвис . [32]
Польша имеет давнюю традицию религиозной свободы. Право на свободное вероисповедание было основным правом, предоставленным всем жителям Речи Посполитой на протяжении XV и начала XVI веков, а полная свобода вероисповедания была официально признана в Польше в 1573 году во времена Варшавской конфедерации . Польша сохраняла свои законы о свободе вероисповедания в эпоху, когда религиозные преследования были повседневным явлением в остальной Европе. [33] Речь Посполитая была местом, где искали прибежища наиболее радикальные религиозные секты, пытавшиеся избежать преследований в других странах христианского мира. [34]
«Эта страна стала местом приюта для еретиков» – кардинал Станислав Хозиус , папский легат в Польше. [34]
В сфере религии католицизм был доминирующей религией, и ему придавалось большое значение, поскольку считалось, что он отличает польских сарматистов от их турецких и татарских коллег. Часто подчеркивались провидение и благодать Божья. Все земные дела воспринимались как средство достижения конечной цели – Неба. Покаяние рассматривалось как средство спасения от вечного наказания. Считалось, что Бог наблюдает за всем и все имеет свое значение. Люди охотно принимали участие в религиозной жизни: мессы , индульгенции и паломничества . Особое поклонение уделялось Святой Марии , святым и Страстям .
Татарская знать-мусульмане в составе Речи Посполитой также была интегрирована в ту же сарматскую идеологию, но с другой родословной; их считали частью сарматской «нации», но они считались не потомками сарматов, а потомками родственных скифов, еще одной древней культуры степных воинов. [35]
Сарматистское искусство и письменность
[ редактировать ]Искусство трактовалось сарматистами как пропагандистское по функции: его роль заключалась в увековечении доброго имени рода, воспевании добродетелей предков и их великих дел. Следовательно, личные или семейные портреты пользовались большим спросом. Их характерными чертами были реализм , цветовое разнообразие и богатая символика ( эпитафии , гербы , военные аксессуары). Люди обычно изображались на приглушенном темном фоне, в три четверти.
Сарматистскую культуру особенно изображали:
- Вацлав Потоцкий
- Ян Златоуст Пасек
- Веспажан Коховский
- Анджей Збылитовский
- Иероним Морштын
- Ян Анджей Морштын
- Daniel Naborowski
- Юстус Луи Дециус
Латынь была очень популярна и часто смешивалась с польским языком в макаронных произведениях и речи. Знать хотя бы немного латыни было обязанностью любого шляхтича .
В 19 веке сарматистская культура Речи Посполитой была изображена и популяризирована Генриком Сенкевичем в его трилогии ( «Огнем и Мечем» , «Потоп» , «Пан Володыёвский» ). В 20 веке была экранизирована трилогия Сенкевича, а сарматская культура стала предметом многих современных книг (Яцека Комуда и других), песен (например, Яцека Качмарского ) и даже ролевых игр, таких как Dzikie Pola .
Одной из наиболее самобытных форм искусства сарматистов были гробовые портреты — форма портретной живописи, характерная для живописи польского барокко, не встречающаяся больше нигде в Европе. На заголовке гроба закреплялись восьмиугольные или шестиугольные портреты, чтобы усопший, будучи христианином с бессмертной душой, всегда представлялся живым и способным вести диалог с скорбящими во время пышных погребальных торжеств. Такие портреты были реквизитом, вызывавшим иллюзию присутствия умершего, а также ритуальным средством, обеспечивающим связь между живыми и уходящим в вечность. Немногие сохранившиеся портреты, часто написанные при жизни человека, являются надежным источником информации о польском дворянстве 17 века . Мертвых изображали либо в официальной одежде, либо в дорожной одежде, поскольку смерть считалась путешествием в неизведанное. Самый старый известный портрет гроба в Польше — это портрет Стефана Батория , датируемый концом 16 века.
Многие шляхтские резиденции представляли собой провинциальные особняки с мансардной крышей . [36] В сарматской Польше были построены многочисленные дворцы и церкви. Возникла тенденция к отечественным архитектурным решениям, характеризующимся готическими формами и уникальным лепным орнаментом сводов. надгробия В храмах устанавливались и эпитафии тем, кто оказал немалые услуги Родине . десятки тысяч усадеб По всей Речи Посполитой были построены . При входе имелось крыльцо или лоджия . Центральным местом приема посетителей был большой вестибюль. В усадебном доме была интимная часть для женщин и более публичная для мужчин. Усадебные дома часто имели угловые пристройки. Стены были украшены портретами предков, сувенирами и трофеями. Усадебных домов старопольского периода сохранилось немного, но их традиции были продолжены в 19 и 20 веках.
Прическа и усы
[ редактировать ]Писатель и поэт Миколай Рей (Николас Рей) вспоминает, что «некоторые люди бреют бороды и носят усы, некоторые подстригают бороды по - чешски , другие подстригают по - испански . его заглаживают другие мужчины. Дворянство сарматской эпохи не имело бороды, а предпочитало усы, которые стали непременным атрибутом рыцарского лица. Те, кто носил бороду, считались немцами». Ян Кароль Ходкевич и Ян Замойский побрили головы, оставив высокий пучок волос надо лбом. Сообщается, что этот пучок был привезен в Польшу Самуэлем Лащом, который первым стал носить такую прическу. Только пожилые сенаторы должны были носить роскошную бороду, которая была выражением их высокого достоинства или мудрости, как это было в большинстве европейских стран. Прически и растительность на лице польской знати были также подробно описаны Джованни Франческо Коммендоне, который писал, что «некоторые поляки бреют головы, другие имеют аккуратно подстриженные волосы, многие имеют волосы, некоторые имеют длинные бороды, другие бреются отдельно от усов. . [37] Польско-сарматский обычай брить голову, за исключением небольшой пряди волос на черепе, произошел от тюрко-татарского обычая. [38] [39]
Современное использование
[ редактировать ]В современном польском языке слово «сармат» (польское: Sarmata - в качестве существительного, sarmacki - в качестве прилагательного) представляет собой форму иронической самоидентификации и иногда используется как синоним польского характера.
Научный журнал о Польше, Центральной и Восточной Европе был основан американцами польского происхождения, издавался в Университете Райса и назывался Sarmatian Review .
Влияние
[ редактировать ]Литовцы и русины, жившие в пределах Речи Посполитой, также переняли некоторые аспекты сарматизма. [40] Некоторые литовские историки того времени утверждали, что их народ произошел от скифов, поселившихся в Древнем Риме , ставшим родиной их языческого первосвященника.
Оценка
[ редактировать ]Сарматизм, сложившийся в эпоху польского Возрождения и закрепившийся в эпоху польского барокко , оказался в противоречии с идеологией польского Просвещения . К концу XVIII века слово «сарматизм» приобрело негативные ассоциации. [6] и эта концепция часто критиковалась и высмеивалась в политических изданиях, таких как «Монитор» , где она стала синонимом необразованных и непросвещенных идей и уничижительным термином для тех, кто выступал против реформ «прогрессистов», таких как король Станислав Август Понятовский . [6] Идеология сарматизма стала мишенью для насмешек, как это видно в Францишека Заблоцкого пьесе «Сарматизм» ( «Сарматизм » , 1785). [6]
В определенной степени процесс был обращен вспять в период польского романтизма , когда после разделов Польши память о старом золотом веке Польши в определенной степени реабилитировала старые традиции. [6] Особенно после Ноябрьского восстания , когда приобрел популярность жанр gawęda szlachecka («дворянская сказка»), сформированный Генриком Ржевуским , сарматизм часто изображался в литературе положительно. [6] Подобную трактовку этого понятия можно также увидеть в польском мессианизме и произведениях великих польских поэтов, таких как Адам Мицкевич ( Пан Тадеуш ), Юлиуш Словацкий и Зигмунт Красинский , а также писателей ( Генрик Сенкевич и его «Трилогия» ), а также других. [6] Эта тесная связь между польским романтизмом и польской историей стала одной из определяющих черт этого литературного периода, отличая его от другой современной литературы, которая не страдала от недостатка национальной государственности, как это было в Польше. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кресин О. Сарматизм украинский . Украинская история
- ^ Тадеуш Сулимирский , Сарматы (Нью-Йорк: Praeger Publishers, 1970), стр. 167.
- ^ П. М. Барфорд, Ранние славяне (Итака: Корнельский университет, 2001), 28 лет.
- ^ Pamiętniki Jana Chryzostoma Paska [1690-е] (Познань, 1836), перевод К.С. Лича как «Мемуары польского барокко». Сочинения Яна Златоуста Пасека (Калифорнийский университет, 1976).
- ^ Саймон Шама , «Пейзаж и винтажные воспоминания», Нью-Йорк, 1995:38.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Анджей Васько, Сарматизм или Просвещение : дилемма польской культуры, Сарматское обозрение XVII.2.
- ^ Т. Сулимирский, Сарматы (Нью-Йорк: Praeger 1970) на 166–167, 194, 196 (сарматско-польские связи). См. ниже.
- ^ Колин Кидд , Британская идентичность до национализма; Этническая принадлежность и государственность в атлантическом мире, 1600–1800 гг., Издательство Кембриджского университета, 1999, с. 29
- ^ Киприан Погоновский, Польша. Иллюстрированная история (Нью-Йорк: Hippocrene 2003) в 73 года.
- ^ Т. Сулимирский, Сарматы (1970) на 26, 196. Сулимирский (на 196n11, 212) примечания к Г. Вернадскому и другим.
- ^ См., Джордж Вернадский , Древняя Россия (Нью-Хейвен: Йельский университет, 1943), стр. 78–90, 129–137. «[Т] аланы пустили более глубокие корни в России и вступили в более тесное сотрудничество с туземцами — особенно со славянами — чем любое другое кочевое племя. Именно благодаря аланимским родам славянские племена антов были организованы». Вернадский (1943) в 135.
- ^ Т. Сулимирский, Сарматы (1970) на 151–155 ( Тамгас ); на 166–167 (керамика, наконечники копий, другой погребальный инвентарь; геральдика, вдохновленная тамгами), на 194–196 (ювелирные изделия, власть племени).
- ^ Сергей Плохий (2001). Казачество и религия в Украине раннего Нового времени . Издательство Оксфордского университета. п. 170. ИСБН 9780191554438 .
- ^ Карин Фридрих (2006). Другая Пруссия: Королевская Пруссия, Польша и Свобода, 1569-1772 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 103–104. ISBN 9780521027755 .
- ↑ Элизабет А. Драммонд Рецензия на книгу Карин Фридрих «Другая Пруссия» , декабрь 2003 г.
- ^ В Речи Посполитой , в которой Сейм сопротивлялся и наложил вето на большинство королевских предложений о войне; некоторые примеры и обсуждение см. Фрост, Роберт И. Северные войны: война, государство и общество в северо-восточной Европе, 1558–1721 гг . Харлоу, Англия; Нью-Йорк: Лонгмана. 2000. Особенно стр. 9–11, 114, 181, 323. См. также теорию демократического мира .
- ^ Лонгина Якубовская (2016). Покровители истории: дворянство, капитал и политические переходы в Польше . Рутледж. п. 36. ISBN 9781317083115 .
- ^ Jump up to: а б Лебедев Сергей Владимирович, Алпысбес Махсат Александрович, Ергалиева Данара Сергеевна, Лебедева Галина Николаевна, Пивовар Сергей Федорович, Набока Антон Владимирович, Самойленко Олег Владимирович (2021). Переосмысление истории: конфликт фактов и гипотез: Сборник научных статей. Европейский научный электронный журнал, 7 (13) . Анисия Томанек ОСВЧ. стр. 18–20. ISBN 9788090835313 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Дэниел З. Стоун (2014). Польско-Литовское государство, 1386-1795 гг . Вашингтонский университет Press. п. 218. ИСБН 9780295803623 .
- ^ Марк Хейлвуд, Дебора Тонер (2015). Биографии напитков: подход к изучению наших исторических отношений с алкоголем . Издательство Кембриджских ученых. стр. 153–4. ISBN 9781443875035 .
- ^ Чеслав Милош (1983). История польской литературы (иллюстрировано, обновленное изд.). Издательство Калифорнийского университета. п. 116. ИСБН 9780520044777 .
- ^ Адам Замойский, Польский путь (Нью-Йорк: Hippocrene 1987) на 163–164 (черноморская граница), 187 ( Битва за Вену 1683 г. ), 196 (оружие, тактика, знаки отличия); в 198 (искусство барокко).
- ^ Дэн Д.Ю. Шапира. (2009) «Тюркизм», польский сарматизм и еврейская шляхта. Некоторые размышления о культурном контексте польско-литовских караимов. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine Карадениз Арастирмалари, стр. 29–43.
- ^ К.С. Лич, «Введение» в xliii – xliv, в «Мемуарах польского барокко» (Беркли: Калифорнийский университет, 1976).
- ^ Барбара МИЛЕВСКАЯ-ВАМИНЬСКА (2019). «Отношение к туркам в Речи Посполитой в период правления Яна III Собеского». Северный журнал исследований эпохи Возрождения . 16 : 221.
- ↑ Среди срочных реформ, которые тогда требовались в Польше, были «стабильное правительство, хорошо организованные финансы и армия, сопоставимая с армией ее соседей». Оскар Халецкий, История Польши (Нью-Йорк: Рой 1942; 9-е изд., Нью-Йорк: Дэвид Маккей 1976) на 191.
- ^ Хроники и деяния вождей или князей поляков.
- ^ См., Оскар Халеки , История Польши (Нью-Йорк: Рой 1942; 9-е изд., Нью-Йорк: Дэвид Маккей 1976) на 183–184 (протестантские инвалиды).
- ^ Норман Дэвис, История Польши. Том I. Происхождение до 1795 года (Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1984), стр. 367.
- ^ Павел Ясеница, Содружество обеих наций (Нью-Йорк: Hippocrene 1987) на 335, 338.
- ^ Кэтрин С. Лич, «Введение» xxvii – lxiv, at xlvii, в «Мемуарах польского барокко». Сочинения Яна Златоуста Пасека, оруженосца Содружества Польши и Литвы (Беркли: Калифорнийский университет, 1976).
- ^ Норман Дэвис , Божья площадка. История Польши , Vol. 1: Происхождение до 1795 года, Том. 2: 1795 г. по настоящее время. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-925339-0 / ISBN 0-19-925340-4
- ^ Замойский, Адам. Польский путь. Нью-Йорк: Книги Гиппокрена, 1987.
- ^ Jump up to: а б «Варшавская конфедерация 28 января 1573 года» . портал.unesco.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2009 года.
- ^ Михаил Полчинский (2015). «Сельджуки на Балтике: польско-литовские мусульманские паломники при дворе османского султана Сулеймана I». Журнал ранней современной истории . 19 : 1–29.
- ^ См . дома в Польше .
- ^ Ост, Корнелия; Кляйн, Дениз; Веллер, Томас (2019). Ежегодник европейской истории . Де Грюйтер Ольденбург. ISBN 9783110632040 .
- ^ Анита Празмовска (2017). История Польши . Блумсбери. п. 112. ИСБН 9780230344129 .
- ^ Патрис М. Дабровски (2014). Польша: первое тысячелетие . Издательство Корнельского университета. стр. 186–7. ISBN 9781501757402 .
- ^ Сравнивать: Kresin, Aleksei (7 July 2008). "Украинский сарматизм" [Ukrainian Sarmatism]. Zarusskiy.Org (in Russian) . Retrieved 12 August 2015 .
САРМАТИЗМ УКРАИНСКИЙ – концепция происхождения украинцев от сарматов.
Ссылки
[ редактировать ]- Фридрих, Карин, Другая Пруссия: Королевская Пруссия, Польша и свобода, 1569–1772 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тадеуш Сулимирский, «Сарматы (Древние народы и места)», Темза и Гудзон, 1970, ISBN 0-500-02071-X
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сарматское обозрение
- Сарматизм или Просвещение - Дилемма польской культуры Анджея Васко, Sarmatian Review, апрель 1997 г.
- Мартин Поллак. Сарматские пейзажи: Новости из Литвы, Белоруссии, Украины, Польши и Германии (сборник рассказов с современными взглядами на Сарматию, изданный в 2006 году на немецком языке )
- Сарматизм и европейская культура в Вилянувском дворце-музее
- Основы сарматизма. Aurea Libertas и Mores Maiorum в Вилянувском дворце-музее
- Элегантное падение польских сарматов , Войцех Зембатый на Culture.pl
- Первоначальные сарматы: люди, сражавшиеся с гунном Аттилой