Jump to content

Тайно

Страница полузащищена
(Перенаправлено с народа Таино )

Тайно
Регионы со значительной численностью населения
Куба , Доминиканская Республика , Гаити , Ямайка , Пуэрто-Рико , Багамские острова.
Языки
английский , испанский , французский , голландский , креольский языки
Тайно (исторически)
Религия
Политеизм
Родственные этнические группы
Локоно , Калинаго , Гарифуна , Игнери , Гуанахатабей , Аравак

Таино , чья культура сегодня были историческими коренными народами Карибского бассейна продолжена общинами потомков таино и общинами возрожденцев таино. [2] [3] Во время контактов с европейцами в конце 15 века они были основными жителями большей части территории нынешней Кубы , Доминиканской Республики , Ямайки , Гаити , Пуэрто-Рико , Багамских островов и северных Малых Антильских островов . Лукайская 12 ветвь таино была первым Нового Света народом с которым Христофор Колумб , столкнулся на Багамском архипелаге октября 1492 года. Таино говорили на диалекте аравакской языковой группы. [4] Они жили в сельскохозяйственных обществах, которыми управляли касики , с постоянными поселениями и матрилинейной системой родства и наследования. Религия таино основывалась на поклонении Земису . [5]

Некоторые антропологи и историки утверждают, что таино уже не существовало много веков назад. [6] [7] [8] или они постепенно слились в общую идентичность с африканской и латиноамериканской культурами. [9] Однако сегодня многие люди идентифицируют себя как таино или заявляют о своем происхождении от таино, особенно среди представителей пуэрториканских , кубинских и доминиканских национальностей. [10] Многие пуэрториканцы, кубинцы и доминиканцы имеют митохондриальную ДНК таино , что указывает на то, что они являются потомками по прямой женской линии. [11] [12] В то время как некоторые общины заявляют о нерушимом культурном наследии, переданном от древних народов таино, другие являются сообществами возрожденцев, которые стремятся включить культуру таино в свою жизнь.

Терминология

Реконструкция деревни Таино в Эль Чорро де Майта , Куба.

Различные ученые задавались вопросом о том, кто были коренными жителями карибских островов, куда Колумб путешествовал в 1492 году. Они сталкиваются с трудностями, поскольку европейские отчеты не могут быть прочитаны как объективное свидетельство социальной реальности коренных жителей Карибского бассейна . [13] Люди, населявшие большую часть Больших Антильских островов , когда европейцы прибыли в Новый Свет, были названы таино — термин, придуманный Константином Сэмюэлем Рафинеском в 1836 году. [2] Таино не является общепринятой деноминацией — первоначально эти люди называли себя не так, и до сих пор существует неопределенность в отношении их атрибутов и границ занимаемой ими территории. [14]

Термин нитаино или нитайно , от которого произошло «таино», относился к элитному социальному классу, а не к этнической группе. Ни в одном испанском документе XVI века это слово не используется для обозначения племенной принадлежности или этнической принадлежности коренных жителей Больших Антильских островов. Слово тайно или таино , означающее «добрый» или «благоразумный», было дважды упомянуто в отчете о втором путешествии Колумба его врачом Диего Альваресом Чанка во время пребывания в Гваделупе . Хосе Р. Оливер пишет, что уроженцы Боринкен, которые были захвачены карибами Гваделупы и хотели бежать на испанских кораблях, чтобы вернуться домой в Пуэрто-Рико, использовали этот термин, чтобы указать, что они были «хорошими людьми», поскольку против карибов. [2]

Напротив, по словам Питера Халма, большинство переводчиков, похоже, согласны с тем, что слово таино использовалось моряками Колумба, а не островитянами, которые их приветствовали, хотя есть место для интерпретации. Моряки, возможно, произносили единственное слово, которое они знали на родном карибском языке, или, возможно, они указывали «простолюдинам» на берегу, что они таино , т. е. важные люди, пришедшие из других мест и поэтому имеющие право на уважение. Если здесь таино использовалось для обозначения этнической принадлежности, то оно использовалось испанскими моряками для обозначения того, что они «не карибы», и не дает никаких доказательств самоидентификации коренных жителей. [14]

По словам Хосе Баррейру , прямой перевод слова «Таино» означает «добрые люди». [15] Народ таино, или культура таино, классифицируется некоторыми авторитетами как принадлежащий к аравакам . Считается, что их язык принадлежал к языковой семье араваков , языки которой исторически присутствовали на всей территории Карибского бассейна, а также на большей части территории Центральной и Южной Америки.

В 1871 году ранний этноисторик Дэниел Гаррисон Бринтон назвал народ таино «островом Аравак», выражая их связь с континентальными народами. [16] С тех пор многие ученые и писатели называли эту группу коренных народов «араваками» или «островными араваками». Однако современные ученые (такие как Ирвинг Роуз и Бэзил Рид) признали, что таино развили язык и культуру, отличные от араваков Южной Америки. [17] [ нужна страница ] [18]

Названия Таино и Аравак использовались писателями, путешественниками, историками, лингвистами и антропологами в многочисленных и противоречивых значениях. Часто они использовались как взаимозаменяемые: «Таино» применялось только к коренным жителям Больших Антильских островов, но могло включать коренных жителей Багамских островов или Подветренных островов , за исключением пуэрториканских и подветренных народов. Точно так же «Остров Таино» использовался только для обозначения тех, кто живет на Наветренных островах , или для жителей северной части Карибского бассейна, а также для коренного населения всех карибских островов.

Современные историки, лингвисты и антропологи теперь считают, что термин «таино» должен относиться ко всем нациям таино/араваков, за исключением карибов , которые не считаются принадлежащими к одному и тому же народу. Лингвисты продолжают спорить о том, является ли карибский язык аравакским диалектом или креольским языком . Они также предполагают, что это был независимый изолированный язык с аравакским пиджином , который использовался для общения с другими народами, например, в торговле.

Роуз классифицирует всех жителей Больших Антильских островов как Таино (за исключением западной оконечности Кубы и небольших участков Эспаньолы), Лукайского архипелага и северных Малых Антильских островов. Он подразделяет тайно на три основные группы: классический тайно, происходящий из большей части Эспаньолы и всего Пуэрто-Рико; Западный Тайно, или суб-Тайно, с Ямайки, большей части Кубы и архипелага Лукайан; и Восточный Таино, от Виргинских островов до Монтсеррата . [19]

Происхождение

Регион Гуанахатабей по отношению к таино и островных карибов группам

По поводу происхождения коренных народов Карибского бассейна возникли две школы мысли.

  • Одна группа ученых утверждает, что предками таино были носители языка аравак, пришедшие из центра бассейна Амазонки . На это указывают лингвистические, культурные и керамические свидетельства. Они мигрировали в долину Ориноко на северном побережье. Оттуда они достигли Карибского бассейна через территорию нынешней Венесуэлы в Тринидад , мигрируя вдоль Малых Антильских островов на Кубу и Багамский архипелаг. Доказательства, подтверждающие эту теорию, включают в себя прослеживание происхождения культур предков этих людей до долины Ориноко, а их языков до бассейна Амазонки. [20] [21] [22]
  • Альтернативная теория, известная как циркумкарибская теория, утверждает, что предки таино распространились из Колумбийских Анд . Джулиан Х. Стюард , автор этой концепции, предполагает миграцию из Анд в Карибский бассейн и параллельную миграцию в Центральную Америку и Гвиану , Венесуэлу и бассейн Амазонки в Южной Америке. [20]

Считается, что культура таино, как документально подтверждено, возникла в Карибском бассейне. История создания таино гласит, что они вышли из пещер священной горы на территории современной Эспаньолы. [23] Исследования XXI века в Пуэрто-Рико показали, что у значительной части людей имеется индейцев мтДНК . Из двух основных обнаруженных гаплотипов один не существует в предковой группе таино, поэтому другие коренные народы также входят в число генетических предков. [21] [24]

Исследования ДНК изменили некоторые традиционные представления об истории коренных народов доколумбовой эпохи. По данным National Geographic , «исследования подтверждают, что волна фермеров-гончаров, известных как люди керамического века, отправилась на каноэ с северо-восточного побережья Южной Америки, начиная примерно 2500 лет назад, и пересекла острова Карибского моря. Они однако они не были первыми колонизаторами. На многих островах они встречали людей, собиравших пищу, прибывших около 6000 или 7000 лет назад... Керамисты, которые связаны с сегодняшними народами, говорящими на аравакском языке, вытеснили более ранних жителей-собирателей - предположительно из-за болезней. или насилие — когда они заселяли новые острова». [25]

Культура

Некоторые женщины племени таино готовят хлеб из маниоки в 1565 году: натирают корни юки в пасту, придают хлебу форму и готовят его на нагретой огнем бурене.
Дуйо , деревянный церемониальный стул, созданный Тайносом.

Общество таино было разделено на два класса: набориас (простолюдины) и нитаино (дворяне). Ими управляли вожди-мужчины, известные как касики , которые унаследовали свое положение по благородной линии своей матери. (Это была система матрилинейного родства, при которой социальный статус передавался по женской линии.) Нитайнос действовали как субкасики в деревнях, наблюдая за работой набориасов. Касиков консультировали священники/целители, известные как bohíques . Касики пользовались привилегией носить золотые подвески, называемые гуанин , жить в квадратных бохио вместо круглых, как у обычных жителей деревни, и сидеть на деревянных табуретах, чтобы быть выше гостей, которых они принимали. [26] Боики превозносились за их целебные способности и способность разговаривать с божествами. С ними посоветовались и разрешили таино заниматься важными задачами. [ нужна ссылка ]

У таино существовала матрилинейная система родства , происхождения и наследования. Испанские представления о правилах преемственности вождя непоследовательны, и правила преемственности могли измениться в результате потрясений в обществе таино, последовавших за испанским вторжением. Два ранних летописца, Бартоломе де лас Касас и Питер Мученик д'Ангиера , сообщили, что вождю наследовал сын сестры. Лас Касас не уточнил, какой сын сестры станет преемником, но д'Ангиера заявил, что порядок наследования следующий: старший сын старшей сестры, затем старший сын следующей старшей сестры. [27] Место жительства после брака было авункулокальным , то есть молодожены жили в доме дяди по материнской линии. Он играл более важную роль в жизни детей своей племянницы, чем их биологический отец; дядя знакомил мальчиков с мужскими обществами своей сестры и клана своей семьи. Некоторые таино практиковали многоженство . Мужчины, а иногда и женщины, могли иметь двух или трех супругов. Рамон Пане, католический монах, который путешествовал с Колумбом во втором путешествии и которому было поручено изучить язык и обычаи коренных народов, писал в 16 веке, что касики, как правило, имели двух или трех жен, а у главных из них было до 10. 15 или 20. [28] [29]

Женщины таино были опытными в сельском хозяйстве, от которого зависели люди. Мужчины также ловили рыбу и охотились, делая рыболовные сети и веревки из хлопка и пальмы . Их каноэ- долблены ( каноа ) были различных размеров и вмещали от 2 до 150 человек; каноэ среднего размера вмещает 15–20 человек. Они использовали луки и стрелы для охоты и разработали яды для наконечников стрел. [ нужна ссылка ]

Женщины таино обычно носили волосы с челкой спереди и длиннее сзади, а иногда носили золотые украшения, краску и/или ракушки. Мужчины и незамужние женщины таино обычно не носили одежды, а ходили обнаженными. После замужества женщины носили небольшой хлопчатобумажный фартук, называемый нагуа . [30]

Таино жили в поселениях, называемых юкайеки , размер которых различался в зависимости от местоположения. Самые крупные из них были в Пуэрто-Рико и Эспаньоле, а самые маленькие – на Багамах. В центре типичной деревни находилась центральная площадь, используемая для различных общественных мероприятий, таких как игры, фестивали, религиозные ритуалы и публичные церемонии. Эти площади имели разную форму: овальную, прямоугольную, узкую и вытянутую. церемонии, посвященные деяниям предков, называемые ареитос . Здесь проводились [31]

Часто население жило в больших круглых зданиях ( бохиос ), построенных из деревянных столбов, плетеной соломы и пальмовых листьев. В этих домах, построенных вокруг центральной площади, могли проживать по 10–15 семей каждый. [32] [ нужна полная цитата ] Касик и его семья жили в прямоугольных зданиях ( кани ) аналогичной конструкции с деревянными крыльцами. Домашняя обстановка таино включала хлопчатобумажные гамаки ( хамака ), коврики для сна и сидения из пальм, деревянные стулья (духо или духо) с ткаными сиденьями и платформами, а также колыбели для детей.

Церемониальная площадка для игры в мяч Кагуана ( бати ) в Пуэрто-Рико, облицованная камнями

Таино играли в церемониальную игру с мячом, называемую бати . В противоборствующих командах было от 10 до 30 игроков в каждой команде, и они использовали твердый резиновый мяч. Обычно команды состояли из мужчин, но иногда в игру играли и женщины. [33] В классический таино играли на центральной площади деревни или на специально спроектированных прямоугольных площадках для игры в мяч, называемых бати . Считается, что игры на бати использовались для разрешения конфликтов между общинами. Самые сложные площадки для игры в мяч находятся на границах вождеств. [31] Часто вожди заключали пари на возможный исход игры. [33]

Таино говорил на аравакском языке и использовал раннюю форму протописьма в виде петроглифов . [34] найденный в археологических памятниках Таино в Вест-Индии . [35]

Некоторые слова, которые они использовали, такие как barbacoa («барбекю»), hamaca («гамак»), kanoa («каноэ»), tabaco («табак»), sabana («саванна») и juracán («ураган»), были включены в другие языки. [36]

Для ведения войны мужчины изготавливали деревянные боевые дубинки, которые называли маканами . Он был примерно один дюйм толщиной и был похож на кокосовую макаку.

Таино украшали и наносили боевую раскраску, на лицо чтобы казаться свирепыми по отношению к врагам. Они употребляли вещества во время религиозных церемоний и призывали земис. [37]

Вождество/общество

Карта касиков Пуэрто-Рико, составленная Каэтано Колл-и-Тосте 1901 года. [38]

Таино были наиболее развитыми в культурном отношении представителями группы араваков , поселившихся на территории нынешнего Пуэрто-Рико . [39] Отдельные лица и родственные группы, ранее имевшие некоторый престиж и ранг в племени, стали занимать иерархическое положение, уступившее место качикасго . [40] Таино основали поселения вокруг деревень и организовали свои вождества, или касиказго , в конфедерацию. [41]

Общество таино, по описанию испанских летописцев, состояло из четырех социальных классов: касике , нитаино , бохиков и набориасов . [40] Согласно археологическим данным, острова Таино могли поддерживать большое количество людей на протяжении примерно 1500 лет. [42] У каждого человека, живущего в обществе таино, была своя задача. Таино считали, что каждый, кто живет на их островах, должен правильно питаться. [42] Они следовали очень эффективной системе сбора природных ресурсов и сельскохозяйственного производства. [42] Либо люди охотились, искали еду, либо выполняли другие продуктивные задачи. [42]

Племенные группы селились в деревнях под руководством вождя , известного как касик или касика , если правителем была женщина. Многие женщины, которых называли касикас , не всегда были самостоятельными правительницами, а ошибочно признавались таковыми, поскольку были женами касиков испанцы . [ нужна ссылка ] Вожди выбирались из числа нитаино и обычно получали власть по материнской линии. Правителю-мужчине с большей вероятностью наследовали дети его сестры, чем его собственные, если только происхождение их матери не позволяло им добиться успеха самостоятельно. [43]

Вожди имели как светские, так и духовные функции. Ожидалось, что они обеспечат благополучие племени и защитят его от вреда как естественных, так и сверхъестественных сил. [44] Ожидалось, что они также будут направлять и управлять процессом производства продуктов питания. Власть касика исходила из количества деревень, которые он контролировал, и основывалась на сети союзов, связанных с семейными , супружескими и церемониальными узами. Согласно исследованию Смитсоновского института начала 20-го века, эти союзы продемонстрировали единство общин коренных народов на территории; [45] они объединятся в рамках оборонительной стратегии, чтобы противостоять внешним угрозам, таким как нападения карибов на общины в Пуэрто-Рико. [46]

Практика многоженства позволяла касику иметь женщин и создавать семейные союзы в разных местах, тем самым расширяя свою власть. В качестве символа своего статуса касик носил гуанин южноамериканского происхождения, сделанный из сплава золота и меди. Это символизировало первую мифическую касику Таино Анакакуйю, чье имя означает «звезда центра» или «центральный дух». Помимо гуанина, касик использовал и другие артефакты и украшения, чтобы обозначить свою роль. Некоторыми примерами являются туники из хлопка и редких перьев , короны и маски или «гуаиза» из хлопка с перьями; цветные камни, ракушки или золото; ремни хлопчатобумажные; и ожерелья из бус или камней-улиток с небольшими масками из золота или другого материала. [40]

Вождества Эспаньолы

При касике социальная организация состояла из двух уровней: нитаино наверху и набориас внизу. [39] Нитаино знатными считались племенами . Они состояли из воинов и семьи касика. [47] отбирались советники, которые помогали в оперативных вопросах, таких как назначение и контроль общественных работ, посадка и сбор урожая, а также поддержание мира среди жителей деревни Из числа нитаино . [48] Набориасы были наиболее многочисленными трудящимися крестьянами низшего сословия. [47]

Боики , были священниками которые представляли религиозные верования. [47] Боикес имел дело с переговорами с разгневанными или безразличными богами как признанными властителями духовного мира. Ожидалось, что боики будут общаться с богами , успокаивать их, когда они злятся, и ходатайствовать за племя. Их обязанностью было лечить больных, исцелять раненых и интерпретировать волю богов так, чтобы удовлетворить ожидания племени. Прежде чем выполнять эти функции, боики выполняли определенные очищающие и очищающие ритуалы , такие как пост в течение нескольких дней и вдыхание священного нюхательного табака. [44]

Продовольствие и сельское хозяйство

Маниока , крахмалистые корни ( юка ), основная культура таино.

Основными продуктами таино были овощи, фрукты, мясо и рыба. Хотя в Карибском бассейне не было крупных животных, они ловили и ели мелких животных, таких как хутии , других млекопитающих, дождевых червей , ящериц , черепах и птиц . Ламантинов протыкали копьями, а рыбу ловили сетями, копьем, застревали в плотинах или ловили на крючок и леску. Диких попугаев заманивали домашними птицами, а игуан ловили с деревьев и другой растительности . Таино хранили живых животных до тех пор, пока они не были готовы к употреблению: рыбу и черепах хранили в плотинах, хутиа и собак хранили в загонах. [49]

Письменный камень на реке Сальенте в Джаюе, Пуэрто-Рико

Народ таино стал очень опытным рыбаком . Один из используемых методов заключался в том, чтобы прицепить ремору , также известную как присоска, к леске, прикрепленной к каноэ, и дождаться, пока рыба прикрепится к более крупной рыбе или даже к морской черепахе. Как только это происходило, кто-то нырял в воду, чтобы забрать улов. Другой метод, используемый таино, заключался в измельчении стеблей и корней ядовитых растений сенны и бросании их в близлежащие ручьи или реки. После поедания наживки рыба оглушается и готова к вылову. Эти методы не сделали рыбу несъедобной. Таино также собирали мидий и устриц из обнаженных корней мангровых зарослей, найденных на мелководье. [50] По словам Христофора Колумба, некоторые мальчики охотились на водоплавающих птиц из стад, которые «затмевали солнце». [42]

Группы таино, расположенные на островах, которые пережили относительно высокий уровень развития, таких как Пуэрто-Рико, Эспаньола и Ямайка, больше полагались на сельское хозяйство (фермерство и другие рабочие места), чем группы, живущие в других местах. Поля для выращивания важных корнеплодов , таких как основная культура юка , готовились путем насыпки земли, называемой конукос . Это улучшило дренаж и плодородие почвы, а также замедлило эрозию, позволяя дольше хранить урожай в земле. Менее важные культуры, такие как кукуруза, выращивались на вырубках, сделанных подсечно-огневым способом. Обычно конуко имели высоту три фута, окружность девять футов и располагались рядами. [51] Основным корнеплодом была юка или маниока , древесный кустарник , выращиваемый ради съедобных и крахмалистых клубневых корней . Его посадили с помощью коа , своего рода мотыги , полностью сделанной из дерева. Женщины обрабатывали ядовитую разновидность маниоки, отжимая ее для получения ядовитого сока. Затем корни измельчали ​​в муку для хлеба. Батата ( сладкий картофель ) был следующим по значимости корнеплодом. [51]

Табак выращивался доколумбовыми народами Америки на протяжении веков до 1492 года. Христофор Колумб в своем дневнике описал, как коренные жители использовали табак, зажигая сушеные травы, завернутые в лист, и вдыхая дым. [52] Табак, происходящий от слова таино «табако», использовался в медицине и в религиозных ритуалах. Жители таино использовали сушеные табачные листья, которые курили с помощью трубок и сигар. Альтернативно они мелко измельчали ​​листья и вдыхали их через полую трубку. Туземцы использовали несложные, но эффективные инструменты для посадки и ухода за посевами. Их основным инструментом была посадочная палка, которую таино называли «коа», имевшая около пяти футов в длину и имевшая острый конец, закаленный огнем. [53] [54]

В отличие от материковой практики, кукурузу не перемалывали в муку и не пекли в хлеб, а готовили и ели прямо из початка. Кукурузный хлеб плесневеет быстрее, чем хлеб из маниоки, в условиях высокой влажности Карибского бассейна. Из кукурузы также делали алкогольный напиток, известный как чича . [55] Таино выращивали тыкву , фасоль , перец , арахис и ананасы . табак , тыквы (бутылочные тыквы) и хлопок Вокруг домов выращивали . Другие фрукты и овощи, такие как пальмовые орехи , гуава и корни замии , были собраны в дикой природе. [51]

Духовность

Земля скульптур Таино
Художественный музей Уолтерса

Духовность таино основана на поклонении земи (духам или предкам). Среди майора Тайно Земис были Атабей и ее сын Юкаху . Атабей считался земи луны , пресных вод и плодородия. Другие ее имена включали Атабей, Атабейра, Атабекс и Гимазоа. [ нужна ссылка ] Таино из Кискеи (Эспаньола) называли своего сына «Юкаху|Юкаху Багуа Маорокоти», что означало «Белая Юка, великая и могущественная, как море и горы». Его считали духом маниоки, земи маниоки – основного урожая таино – и моря. [ нужна ссылка ]

Гуабанекс был невоспитательным аспектом земи Атабея, который, как считалось, контролировал стихийные бедствия. Ее называют богиней ураганов или земи бурь. У Гуабансекса были сыновья-близнецы: Гуатауба, посланник, создавший ураганные ветры, и Коатриски, создавший паводковые воды . [56]

Игуанабойна была богиней хорошей погоды. У нее также были сыновья-близнецы: Бойнаэль, посланник дождя, и Мароху, дух ясного неба. [57]

Второстепенные тайно земис связаны с выращиванием маниоки, процессом жизни, творения и смерти. Байбрама был второстепенным земи, которому поклонялись за его помощь в выращивании маниоки и лечении людей от ее ядовитого сока. Бойнаэль и его брат-близнец Мароху были земисами дождя и ясной погоды соответственно. [58]

Макетори Гуаяба или Макетаори Гуаяба был земи Коайбея или Коаби, страны мертвых. Опиелгуабиран, земи в форме собаки, присматривал за мертвыми. Деминану Каракараколу, культурному герою-мужчине, от которого таино считали себя потомками, поклонялись как земи. [58] Макокаэль был культурным героем, которому поклонялись как земи, который не смог защитить гору, из которой возникли люди . Его наказали превращением в камень, птицу, лягушку или рептилию, в зависимости от интерпретации мифа . [59]

Земи, физический объект, в котором обитает земи, дух или предок.
Музей лангобардов

Земи также было названием, которое люди давали физическим изображениям Земи, которые могли быть объектами или рисунками. Они принимали разные формы, были сделаны из разных материалов и встречались в самых разных местах. Большинство земи изготавливались из дерева, но камень, кость , ракушки , керамика и хлопок. также использовались [60] Земи Петроглифы были вырезаны на камнях в ручьях, площадках для игры в мяч и сталагмитах в пещерах, например, земи, вырезанные в сталагмите в пещере в Ла Патане, Куба. [61] джеми Пиктограммы были обнаружены на светских предметах, таких как керамика и татуировки . Юкаху, земи маниоки, был представлен в виде трехконечного земи, который можно было найти в конукосах для увеличения урожая маниоки. Деревянные и каменные земисы были найдены в пещерах Эспаньолы и Ямайки. [62] Семи иногда изображаются жабами , черепахами, рыбами, змеями и различными абстрактными и человеческими лицами. [ нужна ссылка ]

Ложка кижуча, 1200–1500 г.
Бруклинский музей
Скальный петроглиф , покрытый мелом, в Церемониальном центре коренных народов Кагуана в Утуадо, Пуэрто-Рико.

Некоторые земи сопровождались небольшими столиками или подносами, которые, как полагают, являются вместилищем для галлюциногенного нюхательного табака, называемого кохоба , приготовленного из бобов одного из видов дерева пиптадении . На этих подносах были найдены табакерки с богато украшенной резьбой. Перед определенными церемониями тайнос очищали себя, вызывая рвоту (с помощью глотательной палочки) или постясь . [63] После того как общинный хлеб раздавался сначала земи, затем касику, а затем простому народу, люди пели деревенский эпос под аккомпанемент маракасов и других инструментов. [ нужна ссылка ]

Одна устная традиция таино объясняет, что Солнце и Луна вышли из пещер. Другая история рассказывает о первых людях, которые когда-то жили в пещерах и выходили наружу только ночью, потому что считалось, что Солнце преобразит их; часовой стал гигантским камнем у входа в пещеру, а другие стали птицами или деревьями. Таино считали, что они произошли от союза культурного героя Деминана Каракаракола и самки черепахи (которая родилась из спины первого после того, как у нее образовался волдырь). [ нужна ссылка ] Происхождение океанов описано в истории огромного потопа, произошедшего, когда великий дух Яя убил своего сына Яяэля (который собирался убить своего отца). Отец положил кости сына в тыкву или тыкву . Когда кости превратились в рыбу, тыква разбилась (это несчастный случай по вине Деминана Каракаракола), и вся вода мира вылилась наружу. [ нужна ссылка ]

Таинос верил, что Юпиас, души умерших, отправятся в Коайбей, подземный мир, и там они отдыхают днем. Ночью они принимали форму летучих мышей и ели плоды гуавы . [ нужна ссылка ]

Испанский и Тайно

Битва при Веге Реал

Колумб и команда его корабля были первыми европейцами , столкнувшимися с народом таино, когда они высадились на Багамах 12 октября 1492 года. После их первого общения Колумб описал таино как физически высоких, хорошо сложенных людей с благородными и добрые личности.

В своем дневнике Колумб писал:

Они торговали с нами и отдавали нам все, что имели, по доброй воле... они находили большое удовольствие, угождая нам... Они очень кротки и не знают, что такое зло; они не убивают и не крадут... Ваше высочество может думать, что во всем мире не может быть лучших людей... Они любят своих соседей, как самих себя, и у них самые сладкие разговоры на свете, они нежны и всегда смеются. . [64]

В это время соседями таино были гуанахатабеи на западной оконечности Кубы, островные карибы на Малых Антильских островах от Гваделупы до Гренады , а также народы Калуса и Айс во Флориде . Гуанахани было названием острова Таино, который Колумб переименовал в Сан-Сальвадор (по-испански «Святой Спаситель»). Колумб ошибочно назвал таино «индейцами», и это слово стало охватывать все коренные народы Западного полушария . Группа из примерно 24 человек таино была похищена и вынуждена сопровождать Колумба в его обратном путешествии в Испанию в 1494 году. [65]

Во время второго путешествия Колумба в 1493 году он начал требовать дань от таино на Эспаньоле. По словам Киркпатрика Сейла , каждый взрослый человек старше 14 лет должен был каждые три месяца доставлять ястребиному колоколу, полному золота, а в случае его нехватки — двадцать пять фунтов хлопчатобумажной пряжи. Если эта дань не была принесена, испанцы отрезали таино руки и оставляли их истекать кровью. [66] Эти дикие, жестокие практики вдохновили таино на множество восстаний и кампаний против испанцев — некоторые из них были успешными, некоторые — нет.

В 1511 году Антонио де Монтесинос , доминиканский миссионер на Эспаньоле, стал первым европейцем, публично осудившим похищение и порабощение коренных народов острова и систему Энкомьенды . [67]

В 1511 году несколько касиков в Пуэрто-Рико, такие как Агуэйбана II , Арасибо , Хаюя , Хумакао , Урайоан , Гуарионекс и Орокобикс , объединились с карибами и попытались вытеснить испанцев. Восстание было подавлено индийско-испанскими войсками губернатора Хуана Понсе де Леона . [68] Хатуэй , вождь таино, бежавший из Эспаньолы на Кубу с 400 туземцами, чтобы объединить кубинских туземцев, был сожжен на костре 2 февраля 1512 года.

В Эспаньоле вождь таино по имени Энрикильо мобилизовал более 3000 таино для успешного восстания в 1520-х годах. Этим таино были предоставлены земля и грамота от королевской администрации. Несмотря на небольшое военное присутствие Испании в регионе, они часто использовали дипломатические подразделения и с помощью могущественных местных союзников контролировали большую часть региона. [69] [70] В «обмен» на сезонную зарплату, а также религиозное и языковое образование таино были вынуждены работать на испанских и ошибочно названных «индийскими» землевладельцами. Эта система труда была частью энкомьенды . [71]

Женщины

Касик (вождь) Тайна, коренной житель острова Эспаньола

Общество таино было основано на матрилинейной системе, и происхождение шло по линии матери. Женщины жили деревенскими группами со своими детьми. Мужчины жили отдельно. В результате женщины таино имели полный контроль над своей жизнью и жизнью своих односельчан. [72] Таино рассказали Колумбу, что другое коренное племя, карибы , были жестокими воинами, которые часто совершали набеги на таино, часто захватывая женщин. [73] [74]

Женщины таино сыграли важную роль в межкультурном взаимодействии между испанцами и народом таино. Когда мужчины таино отсутствовали, сражаясь против вмешательства со стороны других групп, женщины брали на себя роли основных производителей продуктов питания или специалистов по ритуалам. [75] Женщины, судя по всему, участвовали на всех уровнях политической иерархии Таино , занимая столь высокие должности, как казика . [76] Потенциально это означало, что женщины таино могли делать важный выбор для деревни и давать задания членам племени. [77] Есть свидетельства того, что женщины, которые были самыми богатыми среди племени, собирали ремесленные изделия, которые затем использовали для торговли или в качестве подарков. [ нужна ссылка ]

В отличие от значительной автономии, предоставленной женщинам в обществе таино, женщины таино были взяты испанцами в качестве заложников для использования во время переговоров. Некоторые источники сообщают, что женщины таино стали так называемым товаром для торговли испанцами, что некоторые рассматривают как начало периода более регулярных испанских похищений и систематических изнасилований женщин таино. [78]

Депопуляция

По предварительным оценкам, численность населения Эспаньолы, которая, вероятно, была самым густонаселенным островом, населенным тайносами, колеблется от 10 000 до 1 000 000 человек. [79] Максимальные оценки для Ямайки и Пуэрто-Рико составляют 600 000 человек. [19] Генетический анализ 2020 года показал, что популяция составляет не более нескольких десятков тысяч человек. [80] [81] Испанский священник и защитник Таино Бартоломе де лас Касас (который жил в Санто-Доминго ) писал в своей многотомной «Истории Индий» 1561 года : [82]

На этом острове [когда я прибыл в 1508 году] проживало 60 000 человек, включая индейцев; так что с 1494 по 1508 год более трех миллионов человек погибли от войны, рабства и шахт. Кто из будущих поколений поверит этому?

Сегодня исследователи сомневаются в данных Лас Касаса об уровне населения Таино до контакта, считая их преувеличением. [83] Например, Карен Андерсон Кордова оценивает, что на острове проживает максимум 500 000 человек. [84] У них не было устойчивости к Старого Света болезням , особенно к оспе . [ нужна ссылка ] Система энкомьенды вынуждала многих таино работать на полях и рудниках в так называемом обмене на защиту Испании . [85] образование , сезонная зарплата. [86] Под предлогом поиска золота и других материалов, [87] многие испанцы воспользовались регионами, которые сейчас находятся под контролем анаборио и испанских энкомендеро, для эксплуатации коренного населения путем захвата их земель и богатств . Историк Дэвид Стэннард характеризует энкомьенду как систему геноцида, которая «привела многие миллионы коренных народов Центральной и Южной Америки к ранней и мучительной смерти». [88] Прошло некоторое время, прежде чем таино восстали против своих угнетателей – как коренных жителей, так и испанцев – и прошло множество военных кампаний, прежде чем император Карл V искоренил систему энкомьенды как форму порабощения. [89] [90]

Болезни сыграли значительную роль в уничтожении коренного населения, но принудительный труд также был одной из главных причин депопуляции таино. [91] Первым человеком, который ввел этот принудительный труд среди таино, был лидер европейской колонизации Пуэрто-Рико Понсе де Леон. [91] Такой принудительный труд в конечном итоге привел к восстаниям таино, на которые испанцы ответили жестокими военными экспедициями, известными как кабальгадас . [ нужна ссылка ] Целью военных экспедиций был захват коренного населения. [ нужна ссылка ] Это насилие со стороны испанцев стало причиной сокращения численности населения Таино, поскольку оно вынудило многих из них эмигрировать на другие острова и на материк. [92]

За тридцать лет вымерло от 80% до 90% населения Таино. [93] [91] Из-за увеличения количества людей (испанцев) на острове увеличился спрос на еду. Выращивание таино было переведено на испанские методы. В надежде расстроить испанцев некоторые таино отказались сажать или собирать урожай. В 1495 и 1496 годах запасы продовольствия стали настолько низкими, что от голода умерло около 50 000 человек. [94] Историки установили, что массовое снижение численности населения было вызвано скорее вспышками инфекционных заболеваний, чем какими-либо войнами или прямыми нападениями. [95] [96] К 1507 году их число сократилось до 60 000. Ученые полагают, что эпидемические заболевания ( оспа , грипп , корь и тиф ) были основной причиной сокращения численности коренного населения. [97] а также объяснил «большое количество смертей таино... продолжающейся системой рабства», которая существовала. [98] [99] Учёные, такие как историк Андрес Ресендес из Калифорнийского университета в Дэвисе , утверждают, что одна только болезнь не объясняет уничтожение коренного населения Эспаньолы. В то время как население Европы восстановилось после разрушительного сокращения населения, связанного с Черной смертью , такого восстановления среди коренного населения Карибского бассейна не произошло. Он заключает, что, хотя испанцам были известны такие смертельные болезни, как оспа, в Новом Свете о них не упоминалось до 1519 года, а это означает, что, возможно, они распространялись не так быстро, как первоначально предполагалось, и что, в отличие от европейцев, коренные жители население подвергалось порабощению, эксплуатации и принудительному труду на золотых и серебряных рудниках в огромных масштабах. [100] Ресендес говорит, что «рабство стало главным убийцей» коренных народов Карибского бассейна. [101] По оценкам антрополога Джейсона Хикеля , смертельный принудительный труд на этих шахтах каждые шесть месяцев убивал треть местного населения. [102]

Потомки таино сегодня

Современные общины потомков таино

Туземная женщина (вероятно, Луиза Гаинса) с девушкой в ​​Баракоа , Куба, 1919 год.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что некоторые женщины таино и африканские мужчины вступали в брак и жили в относительно изолированных общинах маронов во внутренних районах островов, где они превратились в смешанное расовое население, относительно независимое от испанских властей. [103] Например, когда колония Ямайка находилась под властью Испании (известной тогда как колония Сантьяго ), как мужчины, так и женщины таино бежали в горы Бастидас (ныне известные как Голубые горы ). Там таино смешались с беглыми порабощенными африканцами . Они были среди предков ямайских маронов на востоке, включая те общины, которыми руководили Хуан де Болас и Хуан де Серрас . Мароны Муртауна заявляют, что произошли от таино. [103]

Фрэнк Мойя Понс , доминиканский историк, задокументировал, что испанские колонисты вступали в брак с женщинами Таино. Со временем некоторые из их потомков смешанной расы вступили в брак с африканцами, создав трехстороннюю креольскую культуру. Данные переписи населения 1514 года показывают, что 40% испанских мужчин на острове Эспаньола имели жен таино. [104] Но этноисторик Линн Гитар пишет, что испанские документы объявили таино вымершими еще в 16 веке, еще в 1550 году. [105]

Ученые также отмечают, что современные сельские доминиканцы сохраняют элементы культуры Таино, включая языковые особенности, методы ведения сельского хозяйства, способы питания, медицину , методы рыболовства, технологии , архитектуру , устную историю и религиозные взгляды. Однако горожане часто считают такие культурные черты отсталыми. [105]

Сообщества людей значительного происхождения таино сохранились в изолированных частях восточной Кубы (включая части Ятераса и Баракоа) до настоящего времени и сохраняют культурные традиции происхождения таино. [106] [107] [108]

По данным переписи населения США 2010 года, 1098 человек в Пуэрто-Рико были идентифицированы как «пуэрториканские индейцы», 1410 человек были идентифицированы как «испанские американские индейцы» и 9399 человек были идентифицированы как «таино». Всего 35 856 пуэрториканцев идентифицированы как коренные американцы. [109]

Племя Гуайния Тайно было признано губернатором Виргинских островов США . [110]

Сообщества возрожденцев Таино

Флаг племени Джатибонику Таино, сообщества возрожденцев Таино.
Флаг племени Джатибонику Тайно, сообщества возрожденцев Таино

По состоянию на 2006 год существовало несколько десятков организаций потомков таино от Флориды до Пуэрто-Рико и от Калифорнии до Нью-Йорка, число членов которых росло, исчисляясь тысячами. Эти усилия известны как «реставрация таино», движение за возрождение культуры таино, которое добивается официального признания выживания народа таино. [111]

В Пуэрто-Рико историю таино преподают в школах, и детей поощряют прославлять культуру и самобытность таино через танцы, костюмы и поделки. Мартинес Крусадо, генетик из Университета Пуэрто-Рико в Маягуэсе, сказал, что празднование и изучение своих корней таино помогает пуэрториканцам чувствовать себя связанными. [112]

Хотя ученый Иоланда Мартинес-Сан-Мигель рассматривает развитие движения нео-таино в Пуэрто-Рико как полезное противодействие доминированию на острове Соединенных Штатов и испанскому наследию островного общества, она также отмечает, ссылаясь на нео-таино -Движение Таино в Пуэрто-Рико утверждает, что «то, что можно рассматривать как бесполезное анахроническое переосмысление идентичности «Boricua coqui», также можно рассматривать как продуктивный пример «стратегического эссенциализма» Спивака». [113]

ДНК потомков таино

В 2018 году исследование ДНК составило карту генома зуба, принадлежавшего женщине VIII-X веков с Багамских островов . [114] «Сравнивая геном древних багамцев с геномом современных пуэрториканцев, исследователи обнаружили, что они были более тесно связаны с древними таино, чем с любой другой коренной группой в Америке». [114] Исследовательская группа сравнила геном 104 пуэрториканцев, участвовавших в проекте «1000 геномов» (2008 г.), которые имели от 10 до 15 процентов коренного американского происхождения, что было «тесно связано с древним геномом Багамских островов». [114] [115]

Данные ДНК показывают, что значительная часть нынешнего населения Больших Антильских островов имеет происхождение от таино: 61% пуэрториканцев, до 30% доминиканцев и 33% кубинцев имеют митохондриальную ДНК таиноского происхождения. [8]

Шестнадцать аутосомных исследований народов испаноязычных стран Карибского бассейна и их диаспоры (в основном пуэрториканцев) показали, что от 10% до 20% их ДНК принадлежит коренным народам. Некоторые люди имеют немного более высокие баллы, а другие имеют более низкие баллы или вообще не имеют местной ДНК. [116] Недавнее исследование населения в восточной части Пуэрто-Рико, где большинство протестированных заявляли о своем происхождении и родословной таино, показало, что у них было 61% мтДНК (отдаленное материнское происхождение) от таино и 0% ДНК Y-хромосомы (отдаленное отцовское происхождение). от коренных народов. Это продемонстрировало ожидаемое креольское население, сформированное из таино, испанцев и африканцев. [117] В историях Карибского бассейна таино обычно описываются как вымершие из-за болезней, рабства и войны с испанцами. Некоторые современные жители Карибского бассейна идентифицируют себя как таино и утверждают, что культура и самобытность таино сохранились до наших дней. [118] Группы, отстаивающие эту точку зрения, известны как нео-таино и также созданы в пуэрториканских общинах, расположенных в Нью-Джерси и Нью-Йорке. Несколько групп нео-таино добиваются не только признания, но и уважения своих культурных ценностей. [119]

См. также

Ссылки

  1. ^ Эли Д. Окендо-Родригес. Пабло Л. Креспо-Варгас, редактор. На берегу Карибского моря: исторический очерк пляжа Понсе - от первых жителей до начала 20 века. Первое издание. Июнь 2017 г. Издательство Akelarre. Центр исследований и исследований юго-запада Пуэрто-Рико (CEISCO). Лахас, Пуэрто-Рико. Страница 15. ISBN   978-1547284931
  2. ^ Jump up to: а б с Оливер, Хосе Р. (2009). «Кем были таино и откуда они пришли? Верующие цеизма» . Касики и идолы Семи: паутина, сплетенная правителями таино между Эспаньолой и Пуэрто-Рико . Издательство Университета Алабамы. п. 6. ISBN  978-0-8173-5515-9 .
  3. ^ Роуз 1992 , с. 161.
  4. ^ «Тайно». Британская энциклопедия . 2018.
  5. ^ Роуз 1992 , с. 13-15.
  6. ^ «Гены «вымерших» жителей Карибских островов обнаружены у ныне живущих людей» . www.science.org . Проверено 23 октября 2022 г.
  7. ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что случилось с таино?» . Смитсоновский журнал . Проверено 23 октября 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б Баракутей Эстевес, Хорхе (14 октября 2019 г.). «Познакомьтесь с людьми, пережившими «бумажный геноцид» » . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
  9. ^ Роуз 1992 , стр. 161–164.
  10. ^ «Тайно были списаны как вымершие. До сих пор» . Newsweek . 20 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 г. Проверено 19 мая 2018 г.
  11. ^ Шредер, Ханнес; Сикора, Мартин; Гопалакришнан, Шьям; Кэссиди, Лара М.; Майзано Дельсер, Пьерпаоло; Сандовал Веласко, Марсела; Шрайбер, Джошуа Г.; Расмуссен, Саймон; Хомбургер, Джулиан Р.; Авила-Аркос, Мария К.; Аллентофт, Мортен Э. (06 марта 2018 г.). «Происхождение и генетическое наследие карибских таино» . Труды Национальной академии наук . 115 (10): 2341–2346. Бибкод : 2018PNAS..115.2341S . дои : 10.1073/pnas.1716839115 . ПМЦ   5877975 . ПМИД   29463742 .
  12. ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что стало с таино» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
  13. ^ Халм, Питер (1 января 1993 г.). «Понимание коренных народов Карибского бассейна» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 67 (3–4): 211. doi : 10.1163/13822373-90002665 .
  14. ^ Jump up to: а б Халм, Питер (1 января 1993 г.). «Понимание коренных народов Карибского бассейна» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 67 (3–4): 199–202. дои : 10.1163/13822373-90002665 .
  15. ^ Баррейро, Хосе (1998). Переосмысление Колумба – Таино: «добрые люди» . Милуоки, Висконсин: Rethinking Schools, Ltd., стр. 106 . ISBN  978-0-942961-20-1 .
  16. ^ Бринтон, Дэниел Гаррисон (1871). «Аравакский язык Гвианы в его языковых и этнологических отношениях» . Филадельфия, МакКалла и Стейвли. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
  17. ^ Роуз 1992 .
  18. ^ Рид, Бэзил (1994). «Таино, а не араваки: коренные народы Ямайки и Больших Антильских островов». Карибская география . 5 (1).
  19. ^ Jump up to: а б Роуз 1992 , с. 7.
  20. ^ Jump up to: а б Роуз, стр. 30–48.
  21. ^ Jump up to: а б Мартинес-Крусадо, Х.К.; Торо-Лабрадор, Г; Хо-Фунг, В; и др. (август 2001 г.). «Анализ митохондриальной ДНК показывает существенное происхождение коренных жителей Пуэрто-Рико». Хм. Биол . 73 (4): 491–511. дои : 10.1353/hub.2001.0056 . ПМИД   11512677 . S2CID   29125467 .
  22. ^ Лорена Мадригал, Мадригал (2006). Биология человека афро-карибского населения . Издательство Кембриджского университета, 2006. с. 121. ИСБН  978-0-521-81931-2 .
  23. ^ Роуз, с. 16.
  24. ^ Янг, Сьюзен (17 октября 2011 г.). «Восстановление генома скрытого этноса» . Природа . дои : 10.1038/news.2011.592 . Архивировано из оригинала 01 сентября 2018 г. Проверено 8 января 2019 г.
  25. ^ Лоулер, Эндрю (23 декабря 2020 г.). «Захватчики почти уничтожили первых жителей Карибского бассейна задолго до прихода испанцев, как показывает ДНК» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
  26. ^ «Касики, дворяне и их регалии» . elmuseo.org. Архивировано из оригинала 9 октября 2006 г. Проверено 9 ноября 2006 г.
  27. ^ Киган, Уильям Ф. (апрель 2006 г.). «Все в семье: происхождение и преемственность в протоисторических вождествах Больших Антильских островов - комментарий к Курету» . Этноистория . 53 (2): 383–386. дои : 10.1215/00141801-53-2-383 .
  28. ^ Пане, Рамон. «26». Отчет о древностях индейцев (16 век) (на испанском языке). Викиисточник. п. 48 . Проверено 8 августа 2022 г. ...их обычно два-три, а основных до десяти, пятнадцати и двадцати.
  29. ^ «Колумб, Рамон Пейн и начало американской антропологии Борна, Эдварда Гейлорда, 1860–1908 гг. [из старого каталога]» . Интернет-архив . 14 января 2022 г. с. 31 . Проверено 9 августа 2022 г.
  30. ^ Бединг, Сильвио, изд. (1002). Энциклопедия Христофора Колумба (электронная книга). Пэлгрейв Макмиллан. п. 346. ИСБН  978-1-349-12573-9 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 г. Проверено 11 апреля 2017 г.
  31. ^ Jump up to: а б Роуз, с. 15.
  32. ^ Алегрия, «Таинос», с. 346.
  33. ^ Jump up to: а б Радость (1951), с. 348.
  34. ^ «Значения символов таино» . Tainoage.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 г. Проверено 19 мая 2018 г.
  35. ^ «Карибская археология и выживание таино» . ufdc.ufl.edu . Проверено 17 ноября 2020 г.
  36. ^ «Культура Таино» . Домашняя страница музея Поухатан . Архивировано из оригинала 8 августа 2022 года . Проверено 8 августа 2022 г.
  37. ^ «ТАИНОС: ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО» . Иссуу (на испанском языке). 15 мая 1912 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
  38. ^ Каэтано Колл и Тосте (автор). Предыстория Пуэрто-Рико. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико: Типография коммерческого бюллетеня. 1907. с.298. (Перепечатано редакцией El Nuevo Mundo. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. 2011 г.). ISBN   9781463539283 . Иллюстрация карты касиков Пуэрто-Рико была также перепечатана типографией правительства США в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1948 году в «Справочнике южноамериканских индейцев: циркум-карибские племена» , Джулиан Х. Стюард, изд., том 4, для Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии, за их Бюллетень 143.)
  39. ^ Jump up to: а б Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN  1558761225 . OCLC   1025952187 .
  40. ^ Jump up to: а б с «Развитие вождества в позднем обществе Пуэрто-Рико» . энциклопедияpr.org . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 г. Проверено 10 мая 2019 г.
  41. ^ Вагенхайм, Ольга Хименес де (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN  1558761217 . OCLC   37457914 .
  42. ^ Jump up to: а б с д и Бигелоу, Билл; Петерсон, Боб (1998). Переосмысление Колумба: следующие 500 лет . Переосмысление школы. ISBN  9780942961201 .
  43. ^ Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. стр. 12–13. ISBN  1558761225 . OCLC   1025952187 .
  44. ^ Jump up to: а б Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. п. 13. ISBN  1558761225 . OCLC   1025952187 .
  45. ^ «Бюллетень: Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии» . Интернет-архив . 23 октября 1901 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  46. ^ Родригес Рамос, Рениэль (25 февраля 2019 г.), «Современные перспективы доколониальной археологии Пуэрто-Рико», Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.620 , ISBN  9780199366439
  47. ^ Jump up to: а б с «Индиос Тайнос» . www.proyectosalonhogar.com . Архивировано из оригинала 14 января 2016 г. Проверено 10 мая 2019 г.
  48. ^ Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. ISBN  1558761225 . OCLC   1025952187 .
  49. ^ Роуз, с. 13.
  50. ^ Франсин Джейкобс (1992). Таино: люди, которые приветствовали Колумба . Сыновья ГП Патнэма. п. 26 . ISBN  978-0-399-22116-3 .
  51. ^ Jump up to: а б с Роуз, стр.12.
  52. ^ Джон М. Кингсбери, «Христофор Колумб как ботаник». Арнольдия 52.2 (1992): 11–28.
  53. ^ Томас М. Леонард, Энциклопедия Латинской Америки (2015) 1:4, 1:280
  54. ^ Ньевес-Ривера, Анхель М., Хосе Муньос-Васкес и Карлос Бетанкур-Лопес, «Галлюциногены, используемые индейцами таино в Вест-Индии». Афина 15.1-2 (1995): 125-139.
  55. ^ Дюк, Гай С. «Преемственность, культурная динамика и алкоголь: новая интерпретация идентичности через Чича в Андах» . Кризис идентичности: археологические перспективы социальной идентичности . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 3 декабря 2017 г. - через Academia.edu.
  56. ^ Роуз, с. 121.
  57. ^ Робиу-Ламарш, Себастьян (2006). Мифология и религия таино . Сан-Хуан, Пуэрто-Рико: Редактировать. Точка с запятой. стр. 69, 84. ISBN  0-9746236-4-4 .
  58. ^ Jump up to: а б Роуз, с. 119.
  59. ^ Пане, Рамон; Хосе, Хуан; Грисволд, Сьюзен (1999). Отчет о древностях индейцев: хроники встречи в Новом Свете . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 6. ISBN  0822382547 . Проверено 16 декабря 2023 г.
  60. ^ Роуз, стр. 13, 118.
  61. ^ Баррейру, Хосе. «Идол Патаны: тревожная история божества таино Бойнаэль» . Журнал НМАИ . Проверено 9 августа 2022 г.
  62. ^ Роуз, с. 118.
  63. ^ Роуз, с. 14.
  64. ^ Киркпатрик Сейл, Покорение рая , с. 100, ISBN   0-333-57479-6
  65. ^ Аллен, Джон Логан (1997). Исследование Северной Америки: открыт новый мир. Объем: 1 . Издательство Университета Небраски. п. 13.
  66. ^ Киркпатрик Сейл, «Покорение рая», с. 155, ISBN   0-333-57479-6
  67. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Антонио Монтезино» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  68. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 143. ИСБН  9781113147608 . Проверено 31 июля 2010 г.
  69. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 132. ИСБН  9781113147608 . Проверено 10 июля 2010 г.
  70. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 199. ИСБН  9781113147608 . Проверено 10 июля 2010 г.
  71. ^ Медина, PMA (2017). «ПИСЬМА от Педро де Кордовы и Доминиканской общины, некоторые из которых одобрены францисканцами» . Гуарагуао . 21 (54). Центр исследований и сотрудничества Латинской Америки (CECAL): 155–207. ISSN   1137-2354 . JSTOR   44871987 . Проверено 7 октября 2021 г.
  72. ^ Сондерс, Николас Дж. Народы Карибского бассейна: Энциклопедия археологии и традиционной культуры. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. Интернет.
  73. ^ Фигередо, Д.Х. (2008). Краткая история Карибского бассейна . Издательство информационной базы. п. 9. ISBN  978-1438108315 .
  74. ^ Диган, Кэтлин А. (2008). Застава Колумба среди таино: Испания и Америка в Ла-Исабеле, 1493–1491 гг. Издательство Йельского университета. п. 32. ISBN  978-0300133899 .
  75. ^ Дейл, Коррин Х. и Дж. Х. Пейн. Женщины на грани: этническая принадлежность и пол в рассказах американских женщин. Нью-Йорк: Паб Гарленд, 1999. Интернет.
  76. ^ Тейлор, Патрик и Фредерик И. Кейс. Энциклопедия карибских религий, том 1: AL; Том 2: МЗ. Балтимор: Университет Иллинойса, 2015. Интернет. Название главы Тайнос.
  77. ^ Диган, Кэтлин (2004). «Переосмысление социальной динамики таино после испанского завоевания: гендер и класс в исследованиях культурных контактов». Американская древность . 69 (4): 597–626. дои : 10.2307/4128440 . JSTOR   4128440 . S2CID   143836481 .
  78. ^ Слоан, Кэтрин А. Женские роли в Латинской Америке и Карибском бассейне. Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, 2011. Интернет.
  79. ^ Фернандес, Дэниел М.; Сирак, Кендра А.; Рингбауэр, Харальд; Седиг, Якоб; Роланд, Надин; Чероне, Оливия; Ма, Мэтью; Маллик, Свапан; Олальде, Иньиго; Каллетон, Брендан Дж.; Адамски, Николь (февраль 2021 г.). «Генетическая история Карибского бассейна до контакта» . Природа . 590 (7844): 103–110. Бибкод : 2021Natur.590..103F . дои : 10.1038/s41586-020-03053-2 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   7864882 . ПМИД   33361817 .
  80. ^ Райх, Дэвид; Паттерсон, Орландо (23 декабря 2020 г.). «Мнение | Древняя ДНК меняет наше представление о Карибском бассейне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 24 декабря 2020 г.
  81. ^ Фернандес, Дэниел М.; Сирак, Кендра А.; Рингбауэр, Харальд; Седиг, Якоб; Роланд, Надин; Чероне, Оливия; Ма, Мэтью; Маллик, Свапан; Олальде, Иньиго; Каллетон, Брендан Дж.; Адамски, Николь (23 декабря 2020 г.). «Генетическая история Карибского бассейна до контакта» . Природа . 590 (7844): 103–110. дои : 10.1038/s41586-020-03053-2 . ISSN   1476-4687 . ПМЦ   7864882 . ПМИД   33361817 .
  82. ^ «Бесконечная война за господство» . Программа помощи студентам и сотрудникам в борьбе с химической зависимостью . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 2 октября 2007 г.
  83. ^ Лоулер, Эндрю (23 декабря 2020 г.). «Захватчики почти уничтожили первых жителей Карибского бассейна задолго до прихода испанцев, как показывает ДНК» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
  84. ^ Карен Андерсон Кордова (1990). Эспаньола и Пуэрто-Рико: индийская аккультурация и гетерогенность, 1492–1550 (докторская диссертация). Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International.
  85. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 112. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  86. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 182. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  87. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 111. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  88. ^ Стэннард, Дэвид Э. (1993). Американский Холокост: Завоевание Нового Света . Издательство Оксфордского университета . п. 139 . ISBN  978-0195085570 .
  89. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 143. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  90. ^ Дэвид М. Трабуле (1994). Колумб и Лас-Касас: завоевание и христианизация Америки, 1492–1566 гг . Университетское издательство Америки. п. 44. ИСБН  9780819196422 . Проверено 21 июля 2010 г.
  91. ^ Jump up to: а б с Диас Солер, Луис Мануэль (1950). История черного рабства в Пуэрто-Рико (Диссертация). Исторические диссертации и диссертации ЛГУ . Проверено 12 января 2021 г.
  92. ^ «Краткая история Доминиканской Республики» . Путеводитель по странам ExchangeExchange .
  93. ^ «Трагедия Таино», в L'Histoire № 322, июль – август 2007 г., стр. 16.
  94. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 108. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  95. ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 160. ИСБН  9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
  96. ^ Артур К. Ауфдерхайд; Конрадо Родригес-Мартин; Один Лангсён (1998). Кембриджская энциклопедия палеопатологии человека . Издательство Кембриджского университета. стр. 204 . ISBN  978-0-521-55203-5 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
  97. ^ Уоттс, Шелдон (2003). Болезни и медицина в мировой истории . Рутледж. стр. 86, 91. ISBN.  978-0-415-27816-4 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
  98. ^ Шиммер, Рассел. «Пуэрто-Рико» . Программа изучения геноцида . Йельский университет. Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 г. Проверено 4 декабря 2011 г.
  99. ^ Раудзенс, Джордж (2003). Технологии, болезни и колониальные завоевания, шестнадцатый-восемнадцатый века . Брилл. п. 41. ИСБН  978-0-391-04206-3 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
  100. ^ Трейер, Дэвид (13 мая 2016 г.). «Новая книга «Другое рабство» заставит вас переосмыслить американскую историю» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
  101. ^ Ресендес, Андрес (2016). Другое рабство: раскрытая история индейского порабощения в Америке . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 17. ISBN  978-0547640983 . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 21 июня 2019 г.
  102. ^ Хикель, Джейсон (2018). Разрыв: краткое руководство по глобальному неравенству и его решениям . Книги о ветряных мельницах. п. 70. ИСБН  978-1786090034 .
  103. ^ Jump up to: а б Агорса, Э. Кофи, «Археология маронских поселений на Ямайке», Маронское наследие: археологические, этнографические и исторические перспективы , изд. Э. Кофи Агорса (Кингстон: Университет Вест-Индии Canoe Press, 1994), стр. 180–1.
  104. ^ «Что случилось с таино?» .
  105. ^ Jump up to: а б Гитара 2000 года .
  106. ^ Бейкер, Кристофер (6 февраля 2019 г.). «Кубинский народ таино: процветающая культура, считающаяся вымершей» . Би-би-си Трэвел . Проверено 6 февраля 2019 г.
  107. ^ Баррейру, Хосе (сентябрь 1989 г.). «Индейцы на Кубе» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» .
  108. ^ «Коренные народы Кубы: скрытые на виду» . Журнал НМАИ . Проверено 17 сентября 2023 г.
  109. ^ «Американские индейцы и коренные племена Аляски в Соединенных Штатах и ​​Пуэрто-Рико: 2010 (CPH-T-6)» . Census.gov . Бюро переписи населения. 2010. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  110. ^ «Руководитель таино USVI ищет членов» . Источник Святого Фомы . 06.04.2022 . Проверено 14 мая 2023 г.
  111. ^ Л. Гитара; П. Фербель-Аскарате; Дж. Эстевес (2006). «Окама-Дака Тайно» . В Максимилиане Кристиане Форте (ред.). Возрождение коренных народов в современном Карибском бассейне: выживание и возрождение индейцев . Питер Лэнг. п. 62. ИСБН  978-0-8204-7488-5 .
  112. ^ Кейв, Дэмиен (2 декабря 2008 г.). «Конкурс в Пуэрто-Рико прославляет исчезнувшую местную культуру» . Нью-Йорк Таймс .
  113. ^ Мартинес-Сан-Мигель, Иоланда (весна 2011 г.). «Воины таино?: Стратегии восстановления голосов коренных народов в колониальных и современных латиноамериканских карибских дискурсах» (PDF) . Центро журнал . 13 : 211.
  114. ^ Jump up to: а б с Кирк, Том (19 февраля 2018 г.). «Исследование выявило следы коренных народов таино в современном населении Карибского бассейна» . ЭврикаАлерт! . Американская ассоциация содействия развитию науки . Проверено 4 августа 2022 г.
  115. ^ Шредер, Ханнес; Сикора, Мартин; Гопалакришнан, Шьям; Кэссиди, Лара М.; Майзано Дельсер, Пьерпаоло; Сандовал Веласко, Марсела; Шрайбер, Джошуа Г.; Расмуссен, Саймон; Хомбургер, Джулиан Р.; Авила-Аркос, Мария К.; Аллентофт, Мортен Э. (20 февраля 2018 г.). «Происхождение и генетическое наследие карибских таино» . Труды Национальной академии наук . 115 (10): 2341–2346. Бибкод : 2018PNAS..115.2341S . дои : 10.1073/pnas.1716839115 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   5877975 . ПМИД   29463742 .
  116. ^ Хаслип-Виера, Габриэль (2014). Раса, идентичность и политика коренных народов: пуэрториканские нео-таино в диаспоре и на острове . Пресса латиноамериканских исследований. стр. 111–117.
  117. ^ Вилар, Мигель Г.; и др. (июль 2014 г.). «Генетическое разнообразие в Пуэрто-Рико и его значение для населения острова и Карибского бассейна». Американский журнал физической антропологии . 155 (3): 352–68. дои : 10.1002/ajpa.22569 . ПМИД   25043798 .
  118. ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что случилось с таино?» . Смитсоновский институт . Проверено 13 декабря 2019 г.
  119. ^ Кюре, Антонио Л. (весна 2015 г.). «Возрождение коренных народов, коренное население и джибаро в Борикене». Центро журнал . 27 : 206–247.

Цитируемые источники

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3eaedecff40542ee5c5c3dc554aca008__1722211980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/08/3eaedecff40542ee5c5c3dc554aca008.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taíno - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)