Тайно
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Куба , Доминиканская Республика , Гаити , Ямайка , Пуэрто-Рико , Багамские острова. | |
Языки | |
английский , испанский , французский , голландский , креольский языки Тайно (исторически) | |
Религия | |
Политеизм | |
Родственные этнические группы | |
Локоно , Калинаго , Гарифуна , Игнери , Гуанахатабей , Аравак |
Таино , чья культура сегодня были историческими коренными народами Карибского бассейна продолжена общинами потомков таино и общинами возрожденцев таино. [2] [3] Во время контактов с европейцами в конце 15 века они были основными жителями большей части территории нынешней Кубы , Доминиканской Республики , Ямайки , Гаити , Пуэрто-Рико , Багамских островов и северных Малых Антильских островов . Лукайская 12 ветвь таино была первым Нового Света народом с которым Христофор Колумб , столкнулся на Багамском архипелаге октября 1492 года. Таино говорили на диалекте аравакской языковой группы. [4] Они жили в сельскохозяйственных обществах, которыми управляли касики , с постоянными поселениями и матрилинейной системой родства и наследования. Религия таино основывалась на поклонении Земису . [5]
Некоторые антропологи и историки утверждают, что таино уже не существовало много веков назад. [6] [7] [8] или они постепенно слились в общую идентичность с африканской и латиноамериканской культурами. [9] Однако сегодня многие люди идентифицируют себя как таино или заявляют о своем происхождении от таино, особенно среди представителей пуэрториканских , кубинских и доминиканских национальностей. [10] Многие пуэрториканцы, кубинцы и доминиканцы имеют митохондриальную ДНК таино , что указывает на то, что они являются потомками по прямой женской линии. [11] [12] В то время как некоторые общины заявляют о нерушимом культурном наследии, переданном от древних народов таино, другие являются сообществами возрожденцев, которые стремятся включить культуру таино в свою жизнь.
Терминология
Различные ученые задавались вопросом о том, кто были коренными жителями карибских островов, куда Колумб путешествовал в 1492 году. Они сталкиваются с трудностями, поскольку европейские отчеты не могут быть прочитаны как объективное свидетельство социальной реальности коренных жителей Карибского бассейна . [13] Люди, населявшие большую часть Больших Антильских островов , когда европейцы прибыли в Новый Свет, были названы таино — термин, придуманный Константином Сэмюэлем Рафинеском в 1836 году. [2] Таино не является общепринятой деноминацией — первоначально эти люди называли себя не так, и до сих пор существует неопределенность в отношении их атрибутов и границ занимаемой ими территории. [14]
Термин нитаино или нитайно , от которого произошло «таино», относился к элитному социальному классу, а не к этнической группе. Ни в одном испанском документе XVI века это слово не используется для обозначения племенной принадлежности или этнической принадлежности коренных жителей Больших Антильских островов. Слово тайно или таино , означающее «добрый» или «благоразумный», было дважды упомянуто в отчете о втором путешествии Колумба его врачом Диего Альваресом Чанка во время пребывания в Гваделупе . Хосе Р. Оливер пишет, что уроженцы Боринкен, которые были захвачены карибами Гваделупы и хотели бежать на испанских кораблях, чтобы вернуться домой в Пуэрто-Рико, использовали этот термин, чтобы указать, что они были «хорошими людьми», поскольку против карибов. [2]
Напротив, по словам Питера Халма, большинство переводчиков, похоже, согласны с тем, что слово таино использовалось моряками Колумба, а не островитянами, которые их приветствовали, хотя есть место для интерпретации. Моряки, возможно, произносили единственное слово, которое они знали на родном карибском языке, или, возможно, они указывали «простолюдинам» на берегу, что они таино , т. е. важные люди, пришедшие из других мест и поэтому имеющие право на уважение. Если здесь таино использовалось для обозначения этнической принадлежности, то оно использовалось испанскими моряками для обозначения того, что они «не карибы», и не дает никаких доказательств самоидентификации коренных жителей. [14]
По словам Хосе Баррейру , прямой перевод слова «Таино» означает «добрые люди». [15] Народ таино, или культура таино, классифицируется некоторыми авторитетами как принадлежащий к аравакам . Считается, что их язык принадлежал к языковой семье араваков , языки которой исторически присутствовали на всей территории Карибского бассейна, а также на большей части территории Центральной и Южной Америки.
В 1871 году ранний этноисторик Дэниел Гаррисон Бринтон назвал народ таино «островом Аравак», выражая их связь с континентальными народами. [16] С тех пор многие ученые и писатели называли эту группу коренных народов «араваками» или «островными араваками». Однако современные ученые (такие как Ирвинг Роуз и Бэзил Рид) признали, что таино развили язык и культуру, отличные от араваков Южной Америки. [17] [ нужна страница ] [18]
Названия Таино и Аравак использовались писателями, путешественниками, историками, лингвистами и антропологами в многочисленных и противоречивых значениях. Часто они использовались как взаимозаменяемые: «Таино» применялось только к коренным жителям Больших Антильских островов, но могло включать коренных жителей Багамских островов или Подветренных островов , за исключением пуэрториканских и подветренных народов. Точно так же «Остров Таино» использовался только для обозначения тех, кто живет на Наветренных островах , или для жителей северной части Карибского бассейна, а также для коренного населения всех карибских островов.
Современные историки, лингвисты и антропологи теперь считают, что термин «таино» должен относиться ко всем нациям таино/араваков, за исключением карибов , которые не считаются принадлежащими к одному и тому же народу. Лингвисты продолжают спорить о том, является ли карибский язык аравакским диалектом или креольским языком . Они также предполагают, что это был независимый изолированный язык с аравакским пиджином , который использовался для общения с другими народами, например, в торговле.
Роуз классифицирует всех жителей Больших Антильских островов как Таино (за исключением западной оконечности Кубы и небольших участков Эспаньолы), Лукайского архипелага и северных Малых Антильских островов. Он подразделяет тайно на три основные группы: классический тайно, происходящий из большей части Эспаньолы и всего Пуэрто-Рико; Западный Тайно, или суб-Тайно, с Ямайки, большей части Кубы и архипелага Лукайан; и Восточный Таино, от Виргинских островов до Монтсеррата . [19]
Происхождение
По поводу происхождения коренных народов Карибского бассейна возникли две школы мысли.
- Одна группа ученых утверждает, что предками таино были носители языка аравак, пришедшие из центра бассейна Амазонки . На это указывают лингвистические, культурные и керамические свидетельства. Они мигрировали в долину Ориноко на северном побережье. Оттуда они достигли Карибского бассейна через территорию нынешней Венесуэлы в Тринидад , мигрируя вдоль Малых Антильских островов на Кубу и Багамский архипелаг. Доказательства, подтверждающие эту теорию, включают в себя прослеживание происхождения культур предков этих людей до долины Ориноко, а их языков до бассейна Амазонки. [20] [21] [22]
- Альтернативная теория, известная как циркумкарибская теория, утверждает, что предки таино распространились из Колумбийских Анд . Джулиан Х. Стюард , автор этой концепции, предполагает миграцию из Анд в Карибский бассейн и параллельную миграцию в Центральную Америку и Гвиану , Венесуэлу и бассейн Амазонки в Южной Америке. [20]
Считается, что культура таино, как документально подтверждено, возникла в Карибском бассейне. История создания таино гласит, что они вышли из пещер священной горы на территории современной Эспаньолы. [23] Исследования XXI века в Пуэрто-Рико показали, что у значительной части людей имеется индейцев мтДНК . Из двух основных обнаруженных гаплотипов один не существует в предковой группе таино, поэтому другие коренные народы также входят в число генетических предков. [21] [24]
Исследования ДНК изменили некоторые традиционные представления об истории коренных народов доколумбовой эпохи. По данным National Geographic , «исследования подтверждают, что волна фермеров-гончаров, известных как люди керамического века, отправилась на каноэ с северо-восточного побережья Южной Америки, начиная примерно 2500 лет назад, и пересекла острова Карибского моря. Они однако они не были первыми колонизаторами. На многих островах они встречали людей, собиравших пищу, прибывших около 6000 или 7000 лет назад... Керамисты, которые связаны с сегодняшними народами, говорящими на аравакском языке, вытеснили более ранних жителей-собирателей - предположительно из-за болезней. или насилие — когда они заселяли новые острова». [25]
Культура
Общество таино было разделено на два класса: набориас (простолюдины) и нитаино (дворяне). Ими управляли вожди-мужчины, известные как касики , которые унаследовали свое положение по благородной линии своей матери. (Это была система матрилинейного родства, при которой социальный статус передавался по женской линии.) Нитайнос действовали как субкасики в деревнях, наблюдая за работой набориасов. Касиков консультировали священники/целители, известные как bohíques . Касики пользовались привилегией носить золотые подвески, называемые гуанин , жить в квадратных бохио вместо круглых, как у обычных жителей деревни, и сидеть на деревянных табуретах, чтобы быть выше гостей, которых они принимали. [26] Боики превозносились за их целебные способности и способность разговаривать с божествами. С ними посоветовались и разрешили таино заниматься важными задачами. [ нужна ссылка ]
У таино существовала матрилинейная система родства , происхождения и наследования. Испанские представления о правилах преемственности вождя непоследовательны, и правила преемственности могли измениться в результате потрясений в обществе таино, последовавших за испанским вторжением. Два ранних летописца, Бартоломе де лас Касас и Питер Мученик д'Ангиера , сообщили, что вождю наследовал сын сестры. Лас Касас не уточнил, какой сын сестры станет преемником, но д'Ангиера заявил, что порядок наследования следующий: старший сын старшей сестры, затем старший сын следующей старшей сестры. [27] Место жительства после брака было авункулокальным , то есть молодожены жили в доме дяди по материнской линии. Он играл более важную роль в жизни детей своей племянницы, чем их биологический отец; дядя знакомил мальчиков с мужскими обществами своей сестры и клана своей семьи. Некоторые таино практиковали многоженство . Мужчины, а иногда и женщины, могли иметь двух или трех супругов. Рамон Пане, католический монах, который путешествовал с Колумбом во втором путешествии и которому было поручено изучить язык и обычаи коренных народов, писал в 16 веке, что касики, как правило, имели двух или трех жен, а у главных из них было до 10. 15 или 20. [28] [29]
Женщины таино были опытными в сельском хозяйстве, от которого зависели люди. Мужчины также ловили рыбу и охотились, делая рыболовные сети и веревки из хлопка и пальмы . Их каноэ- долблены ( каноа ) были различных размеров и вмещали от 2 до 150 человек; каноэ среднего размера вмещает 15–20 человек. Они использовали луки и стрелы для охоты и разработали яды для наконечников стрел. [ нужна ссылка ]
Женщины таино обычно носили волосы с челкой спереди и длиннее сзади, а иногда носили золотые украшения, краску и/или ракушки. Мужчины и незамужние женщины таино обычно не носили одежды, а ходили обнаженными. После замужества женщины носили небольшой хлопчатобумажный фартук, называемый нагуа . [30]
Таино жили в поселениях, называемых юкайеки , размер которых различался в зависимости от местоположения. Самые крупные из них были в Пуэрто-Рико и Эспаньоле, а самые маленькие – на Багамах. В центре типичной деревни находилась центральная площадь, используемая для различных общественных мероприятий, таких как игры, фестивали, религиозные ритуалы и публичные церемонии. Эти площади имели разную форму: овальную, прямоугольную, узкую и вытянутую. церемонии, посвященные деяниям предков, называемые ареитос . Здесь проводились [31]
Часто население жило в больших круглых зданиях ( бохиос ), построенных из деревянных столбов, плетеной соломы и пальмовых листьев. В этих домах, построенных вокруг центральной площади, могли проживать по 10–15 семей каждый. [32] [ нужна полная цитата ] Касик и его семья жили в прямоугольных зданиях ( кани ) аналогичной конструкции с деревянными крыльцами. Домашняя обстановка таино включала хлопчатобумажные гамаки ( хамака ), коврики для сна и сидения из пальм, деревянные стулья (духо или духо) с ткаными сиденьями и платформами, а также колыбели для детей.
Таино играли в церемониальную игру с мячом, называемую бати . В противоборствующих командах было от 10 до 30 игроков в каждой команде, и они использовали твердый резиновый мяч. Обычно команды состояли из мужчин, но иногда в игру играли и женщины. [33] В классический таино играли на центральной площади деревни или на специально спроектированных прямоугольных площадках для игры в мяч, называемых бати . Считается, что игры на бати использовались для разрешения конфликтов между общинами. Самые сложные площадки для игры в мяч находятся на границах вождеств. [31] Часто вожди заключали пари на возможный исход игры. [33]
Таино говорил на аравакском языке и использовал раннюю форму протописьма в виде петроглифов . [34] найденный в археологических памятниках Таино в Вест-Индии . [35]
Некоторые слова, которые они использовали, такие как barbacoa («барбекю»), hamaca («гамак»), kanoa («каноэ»), tabaco («табак»), sabana («саванна») и juracán («ураган»), были включены в другие языки. [36]
Для ведения войны мужчины изготавливали деревянные боевые дубинки, которые называли маканами . Он был примерно один дюйм толщиной и был похож на кокосовую макаку.
Таино украшали и наносили боевую раскраску, на лицо чтобы казаться свирепыми по отношению к врагам. Они употребляли вещества во время религиозных церемоний и призывали земис. [37]
Вождество/общество
Таино были наиболее развитыми в культурном отношении представителями группы араваков , поселившихся на территории нынешнего Пуэрто-Рико . [39] Отдельные лица и родственные группы, ранее имевшие некоторый престиж и ранг в племени, стали занимать иерархическое положение, уступившее место качикасго . [40] Таино основали поселения вокруг деревень и организовали свои вождества, или касиказго , в конфедерацию. [41]
Общество таино, по описанию испанских летописцев, состояло из четырех социальных классов: касике , нитаино , бохиков и набориасов . [40] Согласно археологическим данным, острова Таино могли поддерживать большое количество людей на протяжении примерно 1500 лет. [42] У каждого человека, живущего в обществе таино, была своя задача. Таино считали, что каждый, кто живет на их островах, должен правильно питаться. [42] Они следовали очень эффективной системе сбора природных ресурсов и сельскохозяйственного производства. [42] Либо люди охотились, искали еду, либо выполняли другие продуктивные задачи. [42]
Племенные группы селились в деревнях под руководством вождя , известного как касик или касика , если правителем была женщина. Многие женщины, которых называли касикас , не всегда были самостоятельными правительницами, а ошибочно признавались таковыми, поскольку были женами касиков испанцы . [ нужна ссылка ] Вожди выбирались из числа нитаино и обычно получали власть по материнской линии. Правителю-мужчине с большей вероятностью наследовали дети его сестры, чем его собственные, если только происхождение их матери не позволяло им добиться успеха самостоятельно. [43]
Вожди имели как светские, так и духовные функции. Ожидалось, что они обеспечат благополучие племени и защитят его от вреда как естественных, так и сверхъестественных сил. [44] Ожидалось, что они также будут направлять и управлять процессом производства продуктов питания. Власть касика исходила из количества деревень, которые он контролировал, и основывалась на сети союзов, связанных с семейными , супружескими и церемониальными узами. Согласно исследованию Смитсоновского института начала 20-го века, эти союзы продемонстрировали единство общин коренных народов на территории; [45] они объединятся в рамках оборонительной стратегии, чтобы противостоять внешним угрозам, таким как нападения карибов на общины в Пуэрто-Рико. [46]
Практика многоженства позволяла касику иметь женщин и создавать семейные союзы в разных местах, тем самым расширяя свою власть. В качестве символа своего статуса касик носил гуанин южноамериканского происхождения, сделанный из сплава золота и меди. Это символизировало первую мифическую касику Таино Анакакуйю, чье имя означает «звезда центра» или «центральный дух». Помимо гуанина, касик использовал и другие артефакты и украшения, чтобы обозначить свою роль. Некоторыми примерами являются туники из хлопка и редких перьев , короны и маски или «гуаиза» из хлопка с перьями; цветные камни, ракушки или золото; ремни хлопчатобумажные; и ожерелья из бус или камней-улиток с небольшими масками из золота или другого материала. [40]
При касике социальная организация состояла из двух уровней: нитаино наверху и набориас внизу. [39] Нитаино знатными считались племенами . Они состояли из воинов и семьи касика. [47] отбирались советники, которые помогали в оперативных вопросах, таких как назначение и контроль общественных работ, посадка и сбор урожая, а также поддержание мира среди жителей деревни Из числа нитаино . [48] Набориасы были наиболее многочисленными трудящимися крестьянами низшего сословия. [47]
Боики , были священниками которые представляли религиозные верования. [47] Боикес имел дело с переговорами с разгневанными или безразличными богами как признанными властителями духовного мира. Ожидалось, что боики будут общаться с богами , успокаивать их, когда они злятся, и ходатайствовать за племя. Их обязанностью было лечить больных, исцелять раненых и интерпретировать волю богов так, чтобы удовлетворить ожидания племени. Прежде чем выполнять эти функции, боики выполняли определенные очищающие и очищающие ритуалы , такие как пост в течение нескольких дней и вдыхание священного нюхательного табака. [44]
Продовольствие и сельское хозяйство
Основными продуктами таино были овощи, фрукты, мясо и рыба. Хотя в Карибском бассейне не было крупных животных, они ловили и ели мелких животных, таких как хутии , других млекопитающих, дождевых червей , ящериц , черепах и птиц . Ламантинов протыкали копьями, а рыбу ловили сетями, копьем, застревали в плотинах или ловили на крючок и леску. Диких попугаев заманивали домашними птицами, а игуан ловили с деревьев и другой растительности . Таино хранили живых животных до тех пор, пока они не были готовы к употреблению: рыбу и черепах хранили в плотинах, хутиа и собак хранили в загонах. [49]
Народ таино стал очень опытным рыбаком . Один из используемых методов заключался в том, чтобы прицепить ремору , также известную как присоска, к леске, прикрепленной к каноэ, и дождаться, пока рыба прикрепится к более крупной рыбе или даже к морской черепахе. Как только это происходило, кто-то нырял в воду, чтобы забрать улов. Другой метод, используемый таино, заключался в измельчении стеблей и корней ядовитых растений сенны и бросании их в близлежащие ручьи или реки. После поедания наживки рыба оглушается и готова к вылову. Эти методы не сделали рыбу несъедобной. Таино также собирали мидий и устриц из обнаженных корней мангровых зарослей, найденных на мелководье. [50] По словам Христофора Колумба, некоторые мальчики охотились на водоплавающих птиц из стад, которые «затмевали солнце». [42]
Группы таино, расположенные на островах, которые пережили относительно высокий уровень развития, таких как Пуэрто-Рико, Эспаньола и Ямайка, больше полагались на сельское хозяйство (фермерство и другие рабочие места), чем группы, живущие в других местах. Поля для выращивания важных корнеплодов , таких как основная культура юка , готовились путем насыпки земли, называемой конукос . Это улучшило дренаж и плодородие почвы, а также замедлило эрозию, позволяя дольше хранить урожай в земле. Менее важные культуры, такие как кукуруза, выращивались на вырубках, сделанных подсечно-огневым способом. Обычно конуко имели высоту три фута, окружность девять футов и располагались рядами. [51] Основным корнеплодом была юка или маниока , древесный кустарник , выращиваемый ради съедобных и крахмалистых клубневых корней . Его посадили с помощью коа , своего рода мотыги , полностью сделанной из дерева. Женщины обрабатывали ядовитую разновидность маниоки, отжимая ее для получения ядовитого сока. Затем корни измельчали в муку для хлеба. Батата ( сладкий картофель ) был следующим по значимости корнеплодом. [51]
Табак выращивался доколумбовыми народами Америки на протяжении веков до 1492 года. Христофор Колумб в своем дневнике описал, как коренные жители использовали табак, зажигая сушеные травы, завернутые в лист, и вдыхая дым. [52] Табак, происходящий от слова таино «табако», использовался в медицине и в религиозных ритуалах. Жители таино использовали сушеные табачные листья, которые курили с помощью трубок и сигар. Альтернативно они мелко измельчали листья и вдыхали их через полую трубку. Туземцы использовали несложные, но эффективные инструменты для посадки и ухода за посевами. Их основным инструментом была посадочная палка, которую таино называли «коа», имевшая около пяти футов в длину и имевшая острый конец, закаленный огнем. [53] [54]
В отличие от материковой практики, кукурузу не перемалывали в муку и не пекли в хлеб, а готовили и ели прямо из початка. Кукурузный хлеб плесневеет быстрее, чем хлеб из маниоки, в условиях высокой влажности Карибского бассейна. Из кукурузы также делали алкогольный напиток, известный как чича . [55] Таино выращивали тыкву , фасоль , перец , арахис и ананасы . табак , тыквы (бутылочные тыквы) и хлопок Вокруг домов выращивали . Другие фрукты и овощи, такие как пальмовые орехи , гуава и корни замии , были собраны в дикой природе. [51]
Духовность
Духовность таино основана на поклонении земи (духам или предкам). Среди майора Тайно Земис были Атабей и ее сын Юкаху . Атабей считался земи луны , пресных вод и плодородия. Другие ее имена включали Атабей, Атабейра, Атабекс и Гимазоа. [ нужна ссылка ] Таино из Кискеи (Эспаньола) называли своего сына «Юкаху|Юкаху Багуа Маорокоти», что означало «Белая Юка, великая и могущественная, как море и горы». Его считали духом маниоки, земи маниоки – основного урожая таино – и моря. [ нужна ссылка ]
Гуабанекс был невоспитательным аспектом земи Атабея, который, как считалось, контролировал стихийные бедствия. Ее называют богиней ураганов или земи бурь. У Гуабансекса были сыновья-близнецы: Гуатауба, посланник, создавший ураганные ветры, и Коатриски, создавший паводковые воды . [56]
Игуанабойна была богиней хорошей погоды. У нее также были сыновья-близнецы: Бойнаэль, посланник дождя, и Мароху, дух ясного неба. [57]
Второстепенные тайно земис связаны с выращиванием маниоки, процессом жизни, творения и смерти. Байбрама был второстепенным земи, которому поклонялись за его помощь в выращивании маниоки и лечении людей от ее ядовитого сока. Бойнаэль и его брат-близнец Мароху были земисами дождя и ясной погоды соответственно. [58]
Макетори Гуаяба или Макетаори Гуаяба был земи Коайбея или Коаби, страны мертвых. Опиелгуабиран, земи в форме собаки, присматривал за мертвыми. Деминану Каракараколу, культурному герою-мужчине, от которого таино считали себя потомками, поклонялись как земи. [58] Макокаэль был культурным героем, которому поклонялись как земи, который не смог защитить гору, из которой возникли люди . Его наказали превращением в камень, птицу, лягушку или рептилию, в зависимости от интерпретации мифа . [59]
Земи также было названием, которое люди давали физическим изображениям Земи, которые могли быть объектами или рисунками. Они принимали разные формы, были сделаны из разных материалов и встречались в самых разных местах. Большинство земи изготавливались из дерева, но камень, кость , ракушки , керамика и хлопок. также использовались [60] Земи Петроглифы были вырезаны на камнях в ручьях, площадках для игры в мяч и сталагмитах в пещерах, например, земи, вырезанные в сталагмите в пещере в Ла Патане, Куба. [61] джеми Пиктограммы были обнаружены на светских предметах, таких как керамика и татуировки . Юкаху, земи маниоки, был представлен в виде трехконечного земи, который можно было найти в конукосах для увеличения урожая маниоки. Деревянные и каменные земисы были найдены в пещерах Эспаньолы и Ямайки. [62] Семи иногда изображаются жабами , черепахами, рыбами, змеями и различными абстрактными и человеческими лицами. [ нужна ссылка ]
Некоторые земи сопровождались небольшими столиками или подносами, которые, как полагают, являются вместилищем для галлюциногенного нюхательного табака, называемого кохоба , приготовленного из бобов одного из видов дерева пиптадении . На этих подносах были найдены табакерки с богато украшенной резьбой. Перед определенными церемониями тайнос очищали себя, вызывая рвоту (с помощью глотательной палочки) или постясь . [63] После того как общинный хлеб раздавался сначала земи, затем касику, а затем простому народу, люди пели деревенский эпос под аккомпанемент маракасов и других инструментов. [ нужна ссылка ]
Одна устная традиция таино объясняет, что Солнце и Луна вышли из пещер. Другая история рассказывает о первых людях, которые когда-то жили в пещерах и выходили наружу только ночью, потому что считалось, что Солнце преобразит их; часовой стал гигантским камнем у входа в пещеру, а другие стали птицами или деревьями. Таино считали, что они произошли от союза культурного героя Деминана Каракаракола и самки черепахи (которая родилась из спины первого после того, как у нее образовался волдырь). [ нужна ссылка ] Происхождение океанов описано в истории огромного потопа, произошедшего, когда великий дух Яя убил своего сына Яяэля (который собирался убить своего отца). Отец положил кости сына в тыкву или тыкву . Когда кости превратились в рыбу, тыква разбилась (это несчастный случай по вине Деминана Каракаракола), и вся вода мира вылилась наружу. [ нужна ссылка ]
Таинос верил, что Юпиас, души умерших, отправятся в Коайбей, подземный мир, и там они отдыхают днем. Ночью они принимали форму летучих мышей и ели плоды гуавы . [ нужна ссылка ]
Испанский и Тайно
Колумб и команда его корабля были первыми европейцами , столкнувшимися с народом таино, когда они высадились на Багамах 12 октября 1492 года. После их первого общения Колумб описал таино как физически высоких, хорошо сложенных людей с благородными и добрые личности.
В своем дневнике Колумб писал:
Они торговали с нами и отдавали нам все, что имели, по доброй воле... они находили большое удовольствие, угождая нам... Они очень кротки и не знают, что такое зло; они не убивают и не крадут... Ваше высочество может думать, что во всем мире не может быть лучших людей... Они любят своих соседей, как самих себя, и у них самые сладкие разговоры на свете, они нежны и всегда смеются. . [64]
В это время соседями таино были гуанахатабеи на западной оконечности Кубы, островные карибы на Малых Антильских островах от Гваделупы до Гренады , а также народы Калуса и Айс во Флориде . Гуанахани было названием острова Таино, который Колумб переименовал в Сан-Сальвадор (по-испански «Святой Спаситель»). Колумб ошибочно назвал таино «индейцами», и это слово стало охватывать все коренные народы Западного полушария . Группа из примерно 24 человек таино была похищена и вынуждена сопровождать Колумба в его обратном путешествии в Испанию в 1494 году. [65]
Во время второго путешествия Колумба в 1493 году он начал требовать дань от таино на Эспаньоле. По словам Киркпатрика Сейла , каждый взрослый человек старше 14 лет должен был каждые три месяца доставлять ястребиному колоколу, полному золота, а в случае его нехватки — двадцать пять фунтов хлопчатобумажной пряжи. Если эта дань не была принесена, испанцы отрезали таино руки и оставляли их истекать кровью. [66] Эти дикие, жестокие практики вдохновили таино на множество восстаний и кампаний против испанцев — некоторые из них были успешными, некоторые — нет.
В 1511 году Антонио де Монтесинос , доминиканский миссионер на Эспаньоле, стал первым европейцем, публично осудившим похищение и порабощение коренных народов острова и систему Энкомьенды . [67]
В 1511 году несколько касиков в Пуэрто-Рико, такие как Агуэйбана II , Арасибо , Хаюя , Хумакао , Урайоан , Гуарионекс и Орокобикс , объединились с карибами и попытались вытеснить испанцев. Восстание было подавлено индийско-испанскими войсками губернатора Хуана Понсе де Леона . [68] Хатуэй , вождь таино, бежавший из Эспаньолы на Кубу с 400 туземцами, чтобы объединить кубинских туземцев, был сожжен на костре 2 февраля 1512 года.
В Эспаньоле вождь таино по имени Энрикильо мобилизовал более 3000 таино для успешного восстания в 1520-х годах. Этим таино были предоставлены земля и грамота от королевской администрации. Несмотря на небольшое военное присутствие Испании в регионе, они часто использовали дипломатические подразделения и с помощью могущественных местных союзников контролировали большую часть региона. [69] [70] В «обмен» на сезонную зарплату, а также религиозное и языковое образование таино были вынуждены работать на испанских и ошибочно названных «индийскими» землевладельцами. Эта система труда была частью энкомьенды . [71]
Женщины
Общество таино было основано на матрилинейной системе, и происхождение шло по линии матери. Женщины жили деревенскими группами со своими детьми. Мужчины жили отдельно. В результате женщины таино имели полный контроль над своей жизнью и жизнью своих односельчан. [72] Таино рассказали Колумбу, что другое коренное племя, карибы , были жестокими воинами, которые часто совершали набеги на таино, часто захватывая женщин. [73] [74]
Женщины таино сыграли важную роль в межкультурном взаимодействии между испанцами и народом таино. Когда мужчины таино отсутствовали, сражаясь против вмешательства со стороны других групп, женщины брали на себя роли основных производителей продуктов питания или специалистов по ритуалам. [75] Женщины, судя по всему, участвовали на всех уровнях политической иерархии Таино , занимая столь высокие должности, как казика . [76] Потенциально это означало, что женщины таино могли делать важный выбор для деревни и давать задания членам племени. [77] Есть свидетельства того, что женщины, которые были самыми богатыми среди племени, собирали ремесленные изделия, которые затем использовали для торговли или в качестве подарков. [ нужна ссылка ]
В отличие от значительной автономии, предоставленной женщинам в обществе таино, женщины таино были взяты испанцами в качестве заложников для использования во время переговоров. Некоторые источники сообщают, что женщины таино стали так называемым товаром для торговли испанцами, что некоторые рассматривают как начало периода более регулярных испанских похищений и систематических изнасилований женщин таино. [78]
Депопуляция
По предварительным оценкам, численность населения Эспаньолы, которая, вероятно, была самым густонаселенным островом, населенным тайносами, колеблется от 10 000 до 1 000 000 человек. [79] Максимальные оценки для Ямайки и Пуэрто-Рико составляют 600 000 человек. [19] Генетический анализ 2020 года показал, что популяция составляет не более нескольких десятков тысяч человек. [80] [81] Испанский священник и защитник Таино Бартоломе де лас Касас (который жил в Санто-Доминго ) писал в своей многотомной «Истории Индий» 1561 года : [82]
На этом острове [когда я прибыл в 1508 году] проживало 60 000 человек, включая индейцев; так что с 1494 по 1508 год более трех миллионов человек погибли от войны, рабства и шахт. Кто из будущих поколений поверит этому?
Сегодня исследователи сомневаются в данных Лас Касаса об уровне населения Таино до контакта, считая их преувеличением. [83] Например, Карен Андерсон Кордова оценивает, что на острове проживает максимум 500 000 человек. [84] У них не было устойчивости к Старого Света болезням , особенно к оспе . [ нужна ссылка ] Система энкомьенды вынуждала многих таино работать на полях и рудниках в так называемом обмене на защиту Испании . [85] образование , сезонная зарплата. [86] Под предлогом поиска золота и других материалов, [87] многие испанцы воспользовались регионами, которые сейчас находятся под контролем анаборио и испанских энкомендеро, для эксплуатации коренного населения путем захвата их земель и богатств . Историк Дэвид Стэннард характеризует энкомьенду как систему геноцида, которая «привела многие миллионы коренных народов Центральной и Южной Америки к ранней и мучительной смерти». [88] Прошло некоторое время, прежде чем таино восстали против своих угнетателей – как коренных жителей, так и испанцев – и прошло множество военных кампаний, прежде чем император Карл V искоренил систему энкомьенды как форму порабощения. [89] [90]
Болезни сыграли значительную роль в уничтожении коренного населения, но принудительный труд также был одной из главных причин депопуляции таино. [91] Первым человеком, который ввел этот принудительный труд среди таино, был лидер европейской колонизации Пуэрто-Рико Понсе де Леон. [91] Такой принудительный труд в конечном итоге привел к восстаниям таино, на которые испанцы ответили жестокими военными экспедициями, известными как кабальгадас . [ нужна ссылка ] Целью военных экспедиций был захват коренного населения. [ нужна ссылка ] Это насилие со стороны испанцев стало причиной сокращения численности населения Таино, поскольку оно вынудило многих из них эмигрировать на другие острова и на материк. [92]
За тридцать лет вымерло от 80% до 90% населения Таино. [93] [91] Из-за увеличения количества людей (испанцев) на острове увеличился спрос на еду. Выращивание таино было переведено на испанские методы. В надежде расстроить испанцев некоторые таино отказались сажать или собирать урожай. В 1495 и 1496 годах запасы продовольствия стали настолько низкими, что от голода умерло около 50 000 человек. [94] Историки установили, что массовое снижение численности населения было вызвано скорее вспышками инфекционных заболеваний, чем какими-либо войнами или прямыми нападениями. [95] [96] К 1507 году их число сократилось до 60 000. Ученые полагают, что эпидемические заболевания ( оспа , грипп , корь и тиф ) были основной причиной сокращения численности коренного населения. [97] а также объяснил «большое количество смертей таино... продолжающейся системой рабства», которая существовала. [98] [99] Учёные, такие как историк Андрес Ресендес из Калифорнийского университета в Дэвисе , утверждают, что одна только болезнь не объясняет уничтожение коренного населения Эспаньолы. В то время как население Европы восстановилось после разрушительного сокращения населения, связанного с Черной смертью , такого восстановления среди коренного населения Карибского бассейна не произошло. Он заключает, что, хотя испанцам были известны такие смертельные болезни, как оспа, в Новом Свете о них не упоминалось до 1519 года, а это означает, что, возможно, они распространялись не так быстро, как первоначально предполагалось, и что, в отличие от европейцев, коренные жители население подвергалось порабощению, эксплуатации и принудительному труду на золотых и серебряных рудниках в огромных масштабах. [100] Ресендес говорит, что «рабство стало главным убийцей» коренных народов Карибского бассейна. [101] По оценкам антрополога Джейсона Хикеля , смертельный принудительный труд на этих шахтах каждые шесть месяцев убивал треть местного населения. [102]
Потомки таино сегодня
В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Современные общины потомков таино
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что некоторые женщины таино и африканские мужчины вступали в брак и жили в относительно изолированных общинах маронов во внутренних районах островов, где они превратились в смешанное расовое население, относительно независимое от испанских властей. [103] Например, когда колония Ямайка находилась под властью Испании (известной тогда как колония Сантьяго ), как мужчины, так и женщины таино бежали в горы Бастидас (ныне известные как Голубые горы ). Там таино смешались с беглыми порабощенными африканцами . Они были среди предков ямайских маронов на востоке, включая те общины, которыми руководили Хуан де Болас и Хуан де Серрас . Мароны Муртауна заявляют, что произошли от таино. [103]
Фрэнк Мойя Понс , доминиканский историк, задокументировал, что испанские колонисты вступали в брак с женщинами Таино. Со временем некоторые из их потомков смешанной расы вступили в брак с африканцами, создав трехстороннюю креольскую культуру. Данные переписи населения 1514 года показывают, что 40% испанских мужчин на острове Эспаньола имели жен таино. [104] Но этноисторик Линн Гитар пишет, что испанские документы объявили таино вымершими еще в 16 веке, еще в 1550 году. [105]
Ученые также отмечают, что современные сельские доминиканцы сохраняют элементы культуры Таино, включая языковые особенности, методы ведения сельского хозяйства, способы питания, медицину , методы рыболовства, технологии , архитектуру , устную историю и религиозные взгляды. Однако горожане часто считают такие культурные черты отсталыми. [105]
Сообщества людей значительного происхождения таино сохранились в изолированных частях восточной Кубы (включая части Ятераса и Баракоа) до настоящего времени и сохраняют культурные традиции происхождения таино. [106] [107] [108]
По данным переписи населения США 2010 года, 1098 человек в Пуэрто-Рико были идентифицированы как «пуэрториканские индейцы», 1410 человек были идентифицированы как «испанские американские индейцы» и 9399 человек были идентифицированы как «таино». Всего 35 856 пуэрториканцев идентифицированы как коренные американцы. [109]
Племя Гуайния Тайно было признано губернатором Виргинских островов США . [110]
Сообщества возрожденцев Таино
По состоянию на 2006 год существовало несколько десятков организаций потомков таино от Флориды до Пуэрто-Рико и от Калифорнии до Нью-Йорка, число членов которых росло, исчисляясь тысячами. Эти усилия известны как «реставрация таино», движение за возрождение культуры таино, которое добивается официального признания выживания народа таино. [111]
В Пуэрто-Рико историю таино преподают в школах, и детей поощряют прославлять культуру и самобытность таино через танцы, костюмы и поделки. Мартинес Крусадо, генетик из Университета Пуэрто-Рико в Маягуэсе, сказал, что празднование и изучение своих корней таино помогает пуэрториканцам чувствовать себя связанными. [112]
Хотя ученый Иоланда Мартинес-Сан-Мигель рассматривает развитие движения нео-таино в Пуэрто-Рико как полезное противодействие доминированию на острове Соединенных Штатов и испанскому наследию островного общества, она также отмечает, ссылаясь на нео-таино -Движение Таино в Пуэрто-Рико утверждает, что «то, что можно рассматривать как бесполезное анахроническое переосмысление идентичности «Boricua coqui», также можно рассматривать как продуктивный пример «стратегического эссенциализма» Спивака». [113]
ДНК потомков таино
В 2018 году исследование ДНК составило карту генома зуба, принадлежавшего женщине VIII-X веков с Багамских островов . [114] «Сравнивая геном древних багамцев с геномом современных пуэрториканцев, исследователи обнаружили, что они были более тесно связаны с древними таино, чем с любой другой коренной группой в Америке». [114] Исследовательская группа сравнила геном 104 пуэрториканцев, участвовавших в проекте «1000 геномов» (2008 г.), которые имели от 10 до 15 процентов коренного американского происхождения, что было «тесно связано с древним геномом Багамских островов». [114] [115]
Данные ДНК показывают, что значительная часть нынешнего населения Больших Антильских островов имеет происхождение от таино: 61% пуэрториканцев, до 30% доминиканцев и 33% кубинцев имеют митохондриальную ДНК таиноского происхождения. [8]
Шестнадцать аутосомных исследований народов испаноязычных стран Карибского бассейна и их диаспоры (в основном пуэрториканцев) показали, что от 10% до 20% их ДНК принадлежит коренным народам. Некоторые люди имеют немного более высокие баллы, а другие имеют более низкие баллы или вообще не имеют местной ДНК. [116] Недавнее исследование населения в восточной части Пуэрто-Рико, где большинство протестированных заявляли о своем происхождении и родословной таино, показало, что у них было 61% мтДНК (отдаленное материнское происхождение) от таино и 0% ДНК Y-хромосомы (отдаленное отцовское происхождение). от коренных народов. Это продемонстрировало ожидаемое креольское население, сформированное из таино, испанцев и африканцев. [117] В историях Карибского бассейна таино обычно описываются как вымершие из-за болезней, рабства и войны с испанцами. Некоторые современные жители Карибского бассейна идентифицируют себя как таино и утверждают, что культура и самобытность таино сохранились до наших дней. [118] Группы, отстаивающие эту точку зрения, известны как нео-таино и также созданы в пуэрториканских общинах, расположенных в Нью-Джерси и Нью-Йорке. Несколько групп нео-таино добиваются не только признания, но и уважения своих культурных ценностей. [119]
См. также
Ссылки
- ^ Эли Д. Окендо-Родригес. Пабло Л. Креспо-Варгас, редактор. На берегу Карибского моря: исторический очерк пляжа Понсе - от первых жителей до начала 20 века. Первое издание. Июнь 2017 г. Издательство Akelarre. Центр исследований и исследований юго-запада Пуэрто-Рико (CEISCO). Лахас, Пуэрто-Рико. Страница 15. ISBN 978-1547284931
- ^ Jump up to: а б с Оливер, Хосе Р. (2009). «Кем были таино и откуда они пришли? Верующие цеизма» . Касики и идолы Семи: паутина, сплетенная правителями таино между Эспаньолой и Пуэрто-Рико . Издательство Университета Алабамы. п. 6. ISBN 978-0-8173-5515-9 .
- ^ Роуз 1992 , с. 161.
- ^ «Тайно». Британская энциклопедия . 2018.
- ^ Роуз 1992 , с. 13-15.
- ^ «Гены «вымерших» жителей Карибских островов обнаружены у ныне живущих людей» . www.science.org . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что случилось с таино?» . Смитсоновский журнал . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Баракутей Эстевес, Хорхе (14 октября 2019 г.). «Познакомьтесь с людьми, пережившими «бумажный геноцид» » . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 года . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Роуз 1992 , стр. 161–164.
- ^ «Тайно были списаны как вымершие. До сих пор» . Newsweek . 20 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2018 г. Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ Шредер, Ханнес; Сикора, Мартин; Гопалакришнан, Шьям; Кэссиди, Лара М.; Майзано Дельсер, Пьерпаоло; Сандовал Веласко, Марсела; Шрайбер, Джошуа Г.; Расмуссен, Саймон; Хомбургер, Джулиан Р.; Авила-Аркос, Мария К.; Аллентофт, Мортен Э. (06 марта 2018 г.). «Происхождение и генетическое наследие карибских таино» . Труды Национальной академии наук . 115 (10): 2341–2346. Бибкод : 2018PNAS..115.2341S . дои : 10.1073/pnas.1716839115 . ПМЦ 5877975 . ПМИД 29463742 .
- ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что стало с таино» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 3 ноября 2018 г.
- ^ Халм, Питер (1 января 1993 г.). «Понимание коренных народов Карибского бассейна» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 67 (3–4): 211. doi : 10.1163/13822373-90002665 .
- ^ Jump up to: а б Халм, Питер (1 января 1993 г.). «Понимание коренных народов Карибского бассейна» . Новый путеводитель по Вест-Индии / Nieuwe West-Indische Gids . 67 (3–4): 199–202. дои : 10.1163/13822373-90002665 .
- ^ Баррейро, Хосе (1998). Переосмысление Колумба – Таино: «добрые люди» . Милуоки, Висконсин: Rethinking Schools, Ltd., стр. 106 . ISBN 978-0-942961-20-1 .
- ^ Бринтон, Дэниел Гаррисон (1871). «Аравакский язык Гвианы в его языковых и этнологических отношениях» . Филадельфия, МакКалла и Стейвли. Архивировано из оригинала 28 мая 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Роуз 1992 .
- ^ Рид, Бэзил (1994). «Таино, а не араваки: коренные народы Ямайки и Больших Антильских островов». Карибская география . 5 (1).
- ^ Jump up to: а б Роуз 1992 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Роуз, стр. 30–48.
- ^ Jump up to: а б Мартинес-Крусадо, Х.К.; Торо-Лабрадор, Г; Хо-Фунг, В; и др. (август 2001 г.). «Анализ митохондриальной ДНК показывает существенное происхождение коренных жителей Пуэрто-Рико». Хм. Биол . 73 (4): 491–511. дои : 10.1353/hub.2001.0056 . ПМИД 11512677 . S2CID 29125467 .
- ^ Лорена Мадригал, Мадригал (2006). Биология человека афро-карибского населения . Издательство Кембриджского университета, 2006. с. 121. ИСБН 978-0-521-81931-2 .
- ^ Роуз, с. 16.
- ^ Янг, Сьюзен (17 октября 2011 г.). «Восстановление генома скрытого этноса» . Природа . дои : 10.1038/news.2011.592 . Архивировано из оригинала 01 сентября 2018 г. Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Лоулер, Эндрю (23 декабря 2020 г.). «Захватчики почти уничтожили первых жителей Карибского бассейна задолго до прихода испанцев, как показывает ДНК» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
- ^ «Касики, дворяне и их регалии» . elmuseo.org. Архивировано из оригинала 9 октября 2006 г. Проверено 9 ноября 2006 г.
- ^ Киган, Уильям Ф. (апрель 2006 г.). «Все в семье: происхождение и преемственность в протоисторических вождествах Больших Антильских островов - комментарий к Курету» . Этноистория . 53 (2): 383–386. дои : 10.1215/00141801-53-2-383 .
- ^ Пане, Рамон. «26». Отчет о древностях индейцев (16 век) (на испанском языке). Викиисточник. п. 48 . Проверено 8 августа 2022 г.
...их обычно два-три, а основных до десяти, пятнадцати и двадцати.
- ^ «Колумб, Рамон Пейн и начало американской антропологии Борна, Эдварда Гейлорда, 1860–1908 гг. [из старого каталога]» . Интернет-архив . 14 января 2022 г. с. 31 . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Бединг, Сильвио, изд. (1002). Энциклопедия Христофора Колумба (электронная книга). Пэлгрейв Макмиллан. п. 346. ИСБН 978-1-349-12573-9 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 г. Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Роуз, с. 15.
- ^ Алегрия, «Таинос», с. 346.
- ^ Jump up to: а б Радость (1951), с. 348.
- ^ «Значения символов таино» . Tainoage.com . Архивировано из оригинала 5 июля 2018 г. Проверено 19 мая 2018 г.
- ^ «Карибская археология и выживание таино» . ufdc.ufl.edu . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ «Культура Таино» . Домашняя страница музея Поухатан . Архивировано из оригинала 8 августа 2022 года . Проверено 8 августа 2022 г.
- ^ «ТАИНОС: ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО» . Иссуу (на испанском языке). 15 мая 1912 года . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Каэтано Колл и Тосте (автор). Предыстория Пуэрто-Рико. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико: Типография коммерческого бюллетеня. 1907. с.298. (Перепечатано редакцией El Nuevo Mundo. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико. 2011 г.). ISBN 9781463539283 . Иллюстрация карты касиков Пуэрто-Рико была также перепечатана типографией правительства США в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1948 году в «Справочнике южноамериканских индейцев: циркум-карибские племена» , Джулиан Х. Стюард, изд., том 4, для Смитсоновский институт, Бюро американской этнологии, за их Бюллетень 143.)
- ^ Jump up to: а б Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN 1558761225 . OCLC 1025952187 .
- ^ Jump up to: а б с «Развитие вождества в позднем обществе Пуэрто-Рико» . энциклопедияpr.org . Архивировано из оригинала 27 мая 2019 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Вагенхайм, Ольга Хименес де (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Маркуса Винера. п. 12. ISBN 1558761217 . OCLC 37457914 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бигелоу, Билл; Петерсон, Боб (1998). Переосмысление Колумба: следующие 500 лет . Переосмысление школы. ISBN 9780942961201 .
- ^ Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. стр. 12–13. ISBN 1558761225 . OCLC 1025952187 .
- ^ Jump up to: а б Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. п. 13. ISBN 1558761225 . OCLC 1025952187 .
- ^ «Бюллетень: Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии» . Интернет-архив . 23 октября 1901 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Родригес Рамос, Рениэль (25 февраля 2019 г.), «Современные перспективы доколониальной археологии Пуэрто-Рико», Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Латинской Америки , Oxford University Press, doi : 10.1093/acrefore/9780199366439.013.620 , ISBN 9780199366439
- ^ Jump up to: а б с «Индиос Тайнос» . www.proyectosalonhogar.com . Архивировано из оригинала 14 января 2016 г. Проверено 10 мая 2019 г.
- ^ Хименес де Вагенхайм, Ольга (1998). Пуэрто-Рико: интерпретирующая история с доколумбовых времен до 1900 года . Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761225 . OCLC 1025952187 .
- ^ Роуз, с. 13.
- ^ Франсин Джейкобс (1992). Таино: люди, которые приветствовали Колумба . Сыновья ГП Патнэма. п. 26 . ISBN 978-0-399-22116-3 .
- ^ Jump up to: а б с Роуз, стр.12.
- ^ Джон М. Кингсбери, «Христофор Колумб как ботаник». Арнольдия 52.2 (1992): 11–28.
- ^ Томас М. Леонард, Энциклопедия Латинской Америки (2015) 1:4, 1:280
- ^ Ньевес-Ривера, Анхель М., Хосе Муньос-Васкес и Карлос Бетанкур-Лопес, «Галлюциногены, используемые индейцами таино в Вест-Индии». Афина 15.1-2 (1995): 125-139.
- ^ Дюк, Гай С. «Преемственность, культурная динамика и алкоголь: новая интерпретация идентичности через Чича в Андах» . Кризис идентичности: археологические перспективы социальной идентичности . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 3 декабря 2017 г. - через Academia.edu.
- ^ Роуз, с. 121.
- ^ Робиу-Ламарш, Себастьян (2006). Мифология и религия таино . Сан-Хуан, Пуэрто-Рико: Редактировать. Точка с запятой. стр. 69, 84. ISBN 0-9746236-4-4 .
- ^ Jump up to: а б Роуз, с. 119.
- ^ Пане, Рамон; Хосе, Хуан; Грисволд, Сьюзен (1999). Отчет о древностях индейцев: хроники встречи в Новом Свете . Дарем: Издательство Университета Дьюка. п. 6. ISBN 0822382547 . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Роуз, стр. 13, 118.
- ^ Баррейру, Хосе. «Идол Патаны: тревожная история божества таино Бойнаэль» . Журнал НМАИ . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Роуз, с. 118.
- ^ Роуз, с. 14.
- ^ Киркпатрик Сейл, Покорение рая , с. 100, ISBN 0-333-57479-6
- ^ Аллен, Джон Логан (1997). Исследование Северной Америки: открыт новый мир. Объем: 1 . Издательство Университета Небраски. п. 13.
- ^ Киркпатрик Сейл, «Покорение рая», с. 155, ISBN 0-333-57479-6
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 143. ИСБН 9781113147608 . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 132. ИСБН 9781113147608 . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 199. ИСБН 9781113147608 . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Медина, PMA (2017). «ПИСЬМА от Педро де Кордовы и Доминиканской общины, некоторые из которых одобрены францисканцами» . Гуарагуао . 21 (54). Центр исследований и сотрудничества Латинской Америки (CECAL): 155–207. ISSN 1137-2354 . JSTOR 44871987 . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ Сондерс, Николас Дж. Народы Карибского бассейна: Энциклопедия археологии и традиционной культуры. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 2005. Интернет.
- ^ Фигередо, Д.Х. (2008). Краткая история Карибского бассейна . Издательство информационной базы. п. 9. ISBN 978-1438108315 .
- ^ Диган, Кэтлин А. (2008). Застава Колумба среди таино: Испания и Америка в Ла-Исабеле, 1493–1491 гг. Издательство Йельского университета. п. 32. ISBN 978-0300133899 .
- ^ Дейл, Коррин Х. и Дж. Х. Пейн. Женщины на грани: этническая принадлежность и пол в рассказах американских женщин. Нью-Йорк: Паб Гарленд, 1999. Интернет.
- ^ Тейлор, Патрик и Фредерик И. Кейс. Энциклопедия карибских религий, том 1: AL; Том 2: МЗ. Балтимор: Университет Иллинойса, 2015. Интернет. Название главы Тайнос.
- ^ Диган, Кэтлин (2004). «Переосмысление социальной динамики таино после испанского завоевания: гендер и класс в исследованиях культурных контактов». Американская древность . 69 (4): 597–626. дои : 10.2307/4128440 . JSTOR 4128440 . S2CID 143836481 .
- ^ Слоан, Кэтрин А. Женские роли в Латинской Америке и Карибском бассейне. Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд, 2011. Интернет.
- ^ Фернандес, Дэниел М.; Сирак, Кендра А.; Рингбауэр, Харальд; Седиг, Якоб; Роланд, Надин; Чероне, Оливия; Ма, Мэтью; Маллик, Свапан; Олальде, Иньиго; Каллетон, Брендан Дж.; Адамски, Николь (февраль 2021 г.). «Генетическая история Карибского бассейна до контакта» . Природа . 590 (7844): 103–110. Бибкод : 2021Natur.590..103F . дои : 10.1038/s41586-020-03053-2 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 7864882 . ПМИД 33361817 .
- ^ Райх, Дэвид; Паттерсон, Орландо (23 декабря 2020 г.). «Мнение | Древняя ДНК меняет наше представление о Карибском бассейне» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Фернандес, Дэниел М.; Сирак, Кендра А.; Рингбауэр, Харальд; Седиг, Якоб; Роланд, Надин; Чероне, Оливия; Ма, Мэтью; Маллик, Свапан; Олальде, Иньиго; Каллетон, Брендан Дж.; Адамски, Николь (23 декабря 2020 г.). «Генетическая история Карибского бассейна до контакта» . Природа . 590 (7844): 103–110. дои : 10.1038/s41586-020-03053-2 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 7864882 . ПМИД 33361817 .
- ^ «Бесконечная война за господство» . Программа помощи студентам и сотрудникам в борьбе с химической зависимостью . Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 2 октября 2007 г.
- ^ Лоулер, Эндрю (23 декабря 2020 г.). «Захватчики почти уничтожили первых жителей Карибского бассейна задолго до прихода испанцев, как показывает ДНК» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 года.
- ^ Карен Андерсон Кордова (1990). Эспаньола и Пуэрто-Рико: индийская аккультурация и гетерогенность, 1492–1550 (докторская диссертация). Анн-Арбор, Мичиган: University Microfilms International.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 112. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 182. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 111. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Стэннард, Дэвид Э. (1993). Американский Холокост: Завоевание Нового Света . Издательство Оксфордского университета . п. 139 . ISBN 978-0195085570 .
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 143. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Дэвид М. Трабуле (1994). Колумб и Лас-Касас: завоевание и христианизация Америки, 1492–1566 гг . Университетское издательство Америки. п. 44. ИСБН 9780819196422 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Диас Солер, Луис Мануэль (1950). История черного рабства в Пуэрто-Рико (Диссертация). Исторические диссертации и диссертации ЛГУ . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Краткая история Доминиканской Республики» . Путеводитель по странам ExchangeExchange .
- ^ «Трагедия Таино», в L'Histoire № 322, июль – август 2007 г., стр. 16.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 108. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Ангиера Пьетро Мартире Д' (июль 2009 г.). Де Орбе Ново, Восемь десятилетий Петра Мученика Д'Ангеры . БиблиоБазар. п. 160. ИСБН 9781113147608 . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Артур К. Ауфдерхайд; Конрадо Родригес-Мартин; Один Лангсён (1998). Кембриджская энциклопедия палеопатологии человека . Издательство Кембриджского университета. стр. 204 . ISBN 978-0-521-55203-5 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Уоттс, Шелдон (2003). Болезни и медицина в мировой истории . Рутледж. стр. 86, 91. ISBN. 978-0-415-27816-4 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Шиммер, Рассел. «Пуэрто-Рико» . Программа изучения геноцида . Йельский университет. Архивировано из оригинала 8 сентября 2011 г. Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Раудзенс, Джордж (2003). Технологии, болезни и колониальные завоевания, шестнадцатый-восемнадцатый века . Брилл. п. 41. ИСБН 978-0-391-04206-3 . Архивировано из оригинала 2 февраля 2016 г. Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Трейер, Дэвид (13 мая 2016 г.). «Новая книга «Другое рабство» заставит вас переосмыслить американскую историю» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 22 июня 2019 г.
- ^ Ресендес, Андрес (2016). Другое рабство: раскрытая история индейского порабощения в Америке . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 17. ISBN 978-0547640983 . Архивировано из оригинала 14 октября 2019 г. Проверено 21 июня 2019 г.
- ^ Хикель, Джейсон (2018). Разрыв: краткое руководство по глобальному неравенству и его решениям . Книги о ветряных мельницах. п. 70. ИСБН 978-1786090034 .
- ^ Jump up to: а б Агорса, Э. Кофи, «Археология маронских поселений на Ямайке», Маронское наследие: археологические, этнографические и исторические перспективы , изд. Э. Кофи Агорса (Кингстон: Университет Вест-Индии Canoe Press, 1994), стр. 180–1.
- ^ «Что случилось с таино?» .
- ^ Jump up to: а б Гитара 2000 года .
- ^ Бейкер, Кристофер (6 февраля 2019 г.). «Кубинский народ таино: процветающая культура, считающаяся вымершей» . Би-би-си Трэвел . Проверено 6 февраля 2019 г.
- ^ Баррейру, Хосе (сентябрь 1989 г.). «Индейцы на Кубе» . Ежеквартальный журнал «Культурное выживание» .
- ^ «Коренные народы Кубы: скрытые на виду» . Журнал НМАИ . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Американские индейцы и коренные племена Аляски в Соединенных Штатах и Пуэрто-Рико: 2010 (CPH-T-6)» . Census.gov . Бюро переписи населения. 2010. Архивировано из оригинала 4 октября 2015 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Руководитель таино USVI ищет членов» . Источник Святого Фомы . 06.04.2022 . Проверено 14 мая 2023 г.
- ^ Л. Гитара; П. Фербель-Аскарате; Дж. Эстевес (2006). «Окама-Дака Тайно» . В Максимилиане Кристиане Форте (ред.). Возрождение коренных народов в современном Карибском бассейне: выживание и возрождение индейцев . Питер Лэнг. п. 62. ИСБН 978-0-8204-7488-5 .
- ^ Кейв, Дэмиен (2 декабря 2008 г.). «Конкурс в Пуэрто-Рико прославляет исчезнувшую местную культуру» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Мартинес-Сан-Мигель, Иоланда (весна 2011 г.). «Воины таино?: Стратегии восстановления голосов коренных народов в колониальных и современных латиноамериканских карибских дискурсах» (PDF) . Центро журнал . 13 : 211.
- ^ Jump up to: а б с Кирк, Том (19 февраля 2018 г.). «Исследование выявило следы коренных народов таино в современном населении Карибского бассейна» . ЭврикаАлерт! . Американская ассоциация содействия развитию науки . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Шредер, Ханнес; Сикора, Мартин; Гопалакришнан, Шьям; Кэссиди, Лара М.; Майзано Дельсер, Пьерпаоло; Сандовал Веласко, Марсела; Шрайбер, Джошуа Г.; Расмуссен, Саймон; Хомбургер, Джулиан Р.; Авила-Аркос, Мария К.; Аллентофт, Мортен Э. (20 февраля 2018 г.). «Происхождение и генетическое наследие карибских таино» . Труды Национальной академии наук . 115 (10): 2341–2346. Бибкод : 2018PNAS..115.2341S . дои : 10.1073/pnas.1716839115 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 5877975 . ПМИД 29463742 .
- ^ Хаслип-Виера, Габриэль (2014). Раса, идентичность и политика коренных народов: пуэрториканские нео-таино в диаспоре и на острове . Пресса латиноамериканских исследований. стр. 111–117.
- ^ Вилар, Мигель Г.; и др. (июль 2014 г.). «Генетическое разнообразие в Пуэрто-Рико и его значение для населения острова и Карибского бассейна». Американский журнал физической антропологии . 155 (3): 352–68. дои : 10.1002/ajpa.22569 . ПМИД 25043798 .
- ^ Пул, Роберт М. (октябрь 2011 г.). «Что случилось с таино?» . Смитсоновский институт . Проверено 13 декабря 2019 г.
- ^ Кюре, Антонио Л. (весна 2015 г.). «Возрождение коренных народов, коренное население и джибаро в Борикене». Центро журнал . 27 : 206–247.
Цитируемые источники
- Гитара, Линн (2000). «Криоллос: рождение динамичного нового индо-афроевропейского народа и культуры на Эспаньоле» . Качике . 1 (1). Центр связи карибских индейцев: 1–17.
- Роуз, Ирвинг (1992). Таино: взлет и упадок людей, приветствовавших Колумба . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-05696-6 .
Дальнейшее чтение
- Ньевес-Ривера, Анхель М., Хосе Муньос-Васкес и Карлос Бетанкур-Лопес, «Галлюциногены, используемые индейцами таино в Вест-Индии». Афина 15.1-2 (1995): 125-139.
- Харрингтон, Марк Рэймонд (1921). Куба до Колумба . Музей американских индейцев, Фонд Хей . Проверено 9 августа 2022 г.
- Эббот, Элизабет (2010). Сахар: горько-сладкая история . Пингвин. ISBN 978-1-59020-772-7 .
- Крисп, П. (2006). Открытия ДК: Христофор Колумб . Пингвин. ISBN 978-0-7566-8616-1 .
- Рикардо Алегрия (апрель 1951 г.). «Игра с мячом, в которую играют аборигены Антильских островов». Американская древность . 16 (4): 348–352. дои : 10.2307/276984 . JSTOR 276984 . S2CID 164059254 .
- Аксильен, Сесиль; Адамс, Джессика; Мелеанс, Эльмид (2006). Революционные свободы: история выживания, силы и воображения на Гаити . Картины Ульрика Жан-Пьера. Образовательное видение. ISBN 978-1-58432-293-1 .
- Леже, Жак Николя (1907). Гаити, ее история и ее недоброжелатели . Издательская компания Нила. вики-источник
- Гитара, Линн; Фербель-Аскарате, Педро; Эстевес, Хорхе (2006). «Окама-Дака Тайно (Услышь меня, я Таино): Выживание таино на Эспаньоле с акцентом на Доминиканскую Республику» . В Форте, Максимилиан К. (ред.). Возрождение коренных народов в современном Карибском бассейне: выживание и возрождение индейцев . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. ISBN 978-0820474885 .
- ДЕРЛАС. «Некоторые важные исследовательские вклады генетики в изучение истории населения и антропологии в Пуэрто-Рико» . Ньюарк, Делавэр: Делавэрский обзор латиноамериканских исследований . 15 августа 2000 г.
- «Роль кохобы в шаманизме таино», Константино М. Торрес в Элевсине № 1 (1998)
- «Шаманские опьяняющие вещества в южноамериканской археологии: недавние исследования» Константино М. Торрес в Элевсине № 5 (2001)
- Тинкер, Тинк; Фриланд, Марк (2008). «Вор, работорговец, убийца: Христофор Колумб и сокращение населения Карибского бассейна». Обзор Wíčazo Ša . 23 (1): 25–50. дои : 10.1353/wic.2008.0002 . S2CID 159481939 .
- Гитара, Линн. «Документирование мифа о вымирании таино». Качике .
- Художественное наследие Пуэрто-Рико, от доколумбовой эпохи до настоящего времени . Нью-Йорк: Метрополитен-музей и Эль-Музео дель Баррио. 1973. (Глава 1: «Искусство индейцев таино Пуэрто-Рико»)
- Датчен, Стефани (23 декабря 2020 г.). «Островные исследования» . Гарвардская газета . Гарвардский университет.
Внешние ссылки
- Объединенная конфедерация народа таино (UCTP) / Confederación Unida de el Pueblo Taíno (CUPT)
- Taíno Diccionary , словарь слов коренных народов Карибского бассейна из энциклопедии «Clásicos de Puerto Rico, второе издание, издательство Ediciones Latinoamericanas. SA, 1972», составленный пуэрториканским историком доктором. Каэтано Колл и Тосте из «Настоящей Академии Истории».
- 2011 года Статья Смитсоновского института о остатках культуры таино в Доминиканской Республике.
- Руководитель таино USVI ищет членов. Эми Х. Робертс. Источник Святого Фомы. Сент-Томас, Виргинские острова США. 6 апреля 2022 г. По состоянию на 5 мая 2022 г. Архивировано.
- Тайно
- Коренные народы Карибского бассейна
- Культурная история Пуэрто-Рико
- Этнические группы в Доминиканской Республике
- Этнические группы в Карибском бассейне
- Коренные народы Кубы
- Этнические группы на Гаити
- История Эспаньолы
- Индейские племена
- Доколумбовые культуры
- Социальная история Пуэрто-Рико
- Французская Вест-Индия
- Британская Вест-Индия
- Испанская Вест-Индия
- Вымершие коренные народы Америки
- Геноциды в Северной Америке
- Этнические группы в Пуэрто-Рико