Али Кушджи
Аллах ад-Дин Али ибн Мухаммед | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | 1403 г. н. э. |
Умер | 1474 г. н.э. |
Религия | ислам |
Эра | Османская эпоха |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Ханафитский |
Крид | Матуриди |
Основной интерес(и) | Калам (исламское богословие ), Фикх (исламское правоведение ), Фалькиат , Математика |
Известные работы | О предполагаемой зависимости астрономии от философии |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед (1403 – 18 декабря 1474 г.) [ 1 ] ), известный как Али Кушджи ( османский турецкий : علی قوشچی, kuşçu – сокольничий по -турецки ; латынь : Али Кушги ) был тимуридским богословом , юристом , астрономом , математиком и физиком , который поселился в Османской империи незадолго до 1472 года. [ 2 ] Как ученик Улугбека , он наиболее известен развитием астрономической физики, независимой от натуральной философии , а также предоставлением эмпирических доказательств в вращения Земли своем трактате «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . В дополнение к своему вкладу в « знаменитый труд Улугбека Зидж-и-Султани» и в основание медресе Сан-и Семан , одного из первых центров изучения различных традиционных исламских наук в Османской империи, Али Кушку также был автор ряда научных работ и учебников по астрономии. [ 3 ]

Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и работы
[ редактировать ]Али Кущу родился в 1403 году в городе Самарканде , на территории современного Узбекистана . Его полное имя при рождении было Ала ад-Дин Али ибн Мухаммед аль-Кушджи . Фамилия Кушджи произошла от турецкого термина kuşçu — «сокольничий». [ 4 ] что отец Али Мухаммед был царским сокольничим Улугбека — в связи с тем , . [ 3 ] Источники считают его тюрком. [ 5 ] или персидский . [ 6 ]
Он посещал курсы Кази-заде Руми , Гияс ад-Дина Джамшида Кашани и Муин ад-Дина Каши . Он переехал в Керман, Иран ( Персия ), где провел некоторые исследования штормов в Оманском море . Он завершил «Халле Эшкали-Гаммар» ( «Объяснение периодов Луны» ) и «Шарх-э Таджрид» в Кирмане. Он переехал в Герат и преподавал Молле Ками астрономию (1423 г.). Проработав некоторое время в Герате, он вернулся в Самарканд. Там он представил свою работу о Луне Улугбеку, который нашел ее настолько увлекательной, что прочитал всю работу стоя. Улугбек направил его в обсерваторию Улугбека , которая в то время называлась Самаркандской обсерваторией. Кушджи работал там до тех пор, пока не был убит Улугбек. [ 7 ]
После смерти Улугбека Али Кущу отправился в Герат, Ташкент и, наконец, в Тебриз , куда около 1470 года Ак-Коюнлу правитель Узун Хасан отправил его в качестве делегата к османскому султану Мехмеду II . В то время Хусейн Байкара правил Гератом, но Кушджи предпочел Константинополь Герату из-за отношения султана Мехмеда к ученым и интеллектуалам.
Константинопольская эпоха
[ редактировать ]Когда он приехал в Константинополь (современный Стамбул ), у его внука Гутб ад-Дина Мухаммеда был сын Мирим Челеби , который в будущем станет великим математиком и астрономом. [ 8 ] Али Кущу сочинил «Рисала дар хайат» на персидском языке для Мехмеда II в Константинополе в 1470 году. [ 9 ] Также он написал «Шарх э ресалье Фатхия». [ 10 ] «Ресалие Мохаммадие» в Константинополе, которые ведутся на арабском языке на тему математики. Затем он закончил «Шарх э теджрид» на Насир ад-Дина ат-Туси «Теджрид аль-калам» . В научном сообществе эта работа называется «Шарх э Джадид».
Вклад в астрономию
[ редактировать ]Кушджи усовершенствовал планетарную модель Насир ад-Дина ат-Туси и представил альтернативную планетарную модель Меркурия . [ 11 ] Он также был одним из астрономов, входивших в Самаркандской команду исследователей Улугбека, работавших в обсерватории , и внес свой вклад в составление составленного там Зидж-и-Султани . Помимо своего вклада в «Зидж», Али Кущу написал девять работ по астрономии, две из них на персидском языке и семь на арабском языке . [ 3 ] Латинский « перевод двух работ Кушджи, « Трактат по арифметике» и Трактат по астрономии» , был опубликован Джоном Гривзом в 1650 году.
О предполагаемой зависимости астрономии от философии
[ редактировать ]
Самая важная астрономическая работа Кушджи — «О предполагаемой зависимости астрономии от философии» . Под влиянием исламских богословов, выступавших против вмешательства аристотелизма в астрономию, Кушджи отверг аристотелевскую физику и полностью отделил натурфилософию от исламской астрономии , позволив астрономии стать чисто эмпирической и математической наукой. Это позволило ему исследовать альтернативы аристотелевскому понятию неподвижной Земли, поскольку вместо этого он исследовал идею движущейся Земли (хотя Эмили Сэвидж-Смит утверждает, что ни один исламский астроном не предлагал гелиоцентрическую вселенную). [ 12 ] ). Он нашел эмпирические доказательства вращения Земли посредством своих наблюдений за кометами и пришел к выводу, на основе эмпирических данных, а не спекулятивной философии, что теория движущейся Земли с такой же вероятностью верна, как и теория неподвижной Земли. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Его предшественник аль-Туси ранее осознавал, что «однородность падающих тел и однородность небесных движений» движутся «единым образом», хотя он все еще полагался на аристотелевскую физику, чтобы предоставить «определенные принципы, которые только натурфилософы мог бы предоставить астроному». Кушджи развил эту концепцию дальше и предположил, что «астроному не нужна аристотелевская физика, и он фактически должен установить свои собственные физические принципы независимо от натурфилософов». Наряду с его отказом от концепции Аристотеля о неподвижной Земле, [ 16 ] Кушджи предположил, что астрономам нет необходимости следовать аристотелевскому представлению о небесных телах, движущихся по равномерному круговому движению . [ 12 ]
Работа Кушджи была важным шагом от аристотелевской физики к независимой астрономической физике . [ 17 ] Это считается «концептуальной революцией». [ 12 ] [ 17 ] это не имело прецедентов в европейской астрономии до революции Коперника в 16 веке. [ 18 ] Взгляд Кушджи на движение Земли был аналогичен более поздним взглядам Николая Коперника по этому вопросу, хотя неясно, оказало ли первое какое-либо влияние на второе. Однако вполне вероятно, что они оба пришли к схожим выводам, взяв более раннюю работу Насир ад-Дина ат-Туси за основу . Это скорее возможно, учитывая «замечательное совпадение между отрывком из De Revolutionibus » Туси (I.8) и отрывком из «Тадхкиры (II.1[6]), в котором Коперник следует возражению Туси против «доказательств» Птолемея неподвижности Земли. ." [ 19 ]
Его работы
[ редактировать ]Астрономия
[ редактировать ]- Шарх э Зидж э Улугбек (на персидском языке)
- Рисала фи Халле Эшкале Моадели Гамар лил-Масир (арабский)
- Рисала фи асл аль-Харик юмкин фи аль-суфлийейн (арабский)
- Шарх Сала аль-Тухфат аш-Шахийя фи аль-хайат (арабский)
- Рисала дар эльм-и хеят (на персидском языке)
- Аль-Фатхия фи Ильм аль-Хайа (на арабском языке)
- Рисала фи Халл-э Эшкал-и Гаммар (на персидском языке)
- О предполагаемой зависимости астрономии от философии (арабский)
Математика
[ редактировать ]- Рисала аль-муххаммадийя фи-хисаб (на арабском языке)
- Рисала дар илм аль-Хисаб: Сулеймания (арабский)
Калам и фикх
[ редактировать ]Часть серии о |
Матуридизм |
---|
![]() |
Фон |
Механика
[ редактировать ]- Тазкаре фи Алати'р-Руханийе
Лингвистика
[ редактировать ]- Шарх Рисалети-ль-Вадийе
- Эль-Ифса
- Аль-Ункудуз-Завахир фи Назмиль-Джавахер
- Шарх-э-Ш-Шафие
- Бейани, сын Вади-л-Муфредаты
- Помогите с Тахкики Ламит-Тариф
- Вторичка, но Эне Культ
- Вторичная продажа фил-Хамд
- Перепродажа в Ильмиль-Меани
- Вторичная продажа в Бахси'л-Муфреде
- Перепродажа Фил-Фенни'С-Сани мин Ильмихал-Беян
- Тафсир э-Бакара и Али Имран
- Рисале фил-Истишаре
- Махбуб аль-Хамаил фи Кашф аль-Месаил
- Таджрид-аль-Калам
Примечания
[ редактировать ]- ^ Салиба, Джордж (2012). «Глава 9: Реформа Аль-Кушджи птолемеевой модели Меркурия». В Икбале, Музаффар (ред.). Исследования по созданию исламской науки: знания в движении . Ислам и наука: исторические и современные перспективы. Том. 4. Рутледж. стр. 177–219. ISBN 9780754629160 .
- ^ Имбер, Колин (1997), Эбу'с-сууд: исламская правовая традиция , Издательство Эдинбургского университета, стр. 9, ISBN 978-0-7486-0767-9
- ^ Jump up to: а б с Август, Габор; Мастерс, Брюс Алан (2009), Энциклопедия Османской империи , Издательство Infobase, стр. 35, ISBN 978-0-8160-6259-1
- ^ Влахакис, Джордж (2006), Империализм и наука: социальное влияние и взаимодействие , ABC-CLIO, стр. 75, ISBN 978-1-85109-673-2
- ^ «В пятнадцатом веке этот метод представления десятичных дробей стал известен за пределами исламского мира как турецкий метод в честь турецкого коллеги аль-Каши, известного как Али Кушджи, который дал объяснение». Джозеф, Джордж Гевергезе (2010) Гребень павлина: неевропейские корни математики Princeton University Press, стр. 469. ISBN 0-691-13526-6 , ISBN 978-0-691-13526-7
- ^ Г. А. Рассел, «Арабский» интерес натурфилософов в Англии семнадцатого века, BRILL, 1994, ISBN 90-04-09888-7 , с. 162 ;
«Гривс цитирует Рисалу дар илм аль-Хайа Али бин Муха. Ала ад-Дин Кушджи. Этот персидский автор был сыном чиновника Улугбека, а также учеником Кади Заде». - ^ Технологии XVI века в период расцвета Османской империи, редактор проф. Доктор Казым Чечен, Стамбул, 1999 г., Омаш компенсирует А.Ш.
- ^ Г. Аковали, З.А. Мансуров, Роль правительства и научно-исследовательских институтов в планировании исследований и разработок в некоторых республиках Центральной Азии и Кавказа , IOS Press, 2000, ISBN 1-58603-022-1 , ISBN 978-1-58603-022-3 , стр.230, [1]
- ^ Махараджа Манасимха Пустака Пракаша, Дэвид Эдвин Пингри, «Описательный каталог санскритских астрономических рукописей, хранящихся в Музее Махараджи Ман Сингха II в Джайпуре, Индия», Американское философское общество, 2003, стр. 138;
- ^ «Библиотека Аль-Махаджа — Послание Аль-Фатихи в простой форме » . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 21 января 2009 г.
- ^ Джордж Салиба , «Арабские планетарные теории после одиннадцатого века нашей эры», в Рушди Рашид и Режис Морелон (1996), Энциклопедия истории арабской науки , стр. 58–127 [123–124], Routledge , ISBN 0-415-12410-7 .
- ^ Jump up to: а б с Эмили Сэвидж-Смит (ноябрь 2008 г.), «Исламское влияние на Коперника» (PDF) , Журнал истории астрономии , 39 (4): 538–541 [541], Бибкод : 2008JHA....39..538S , дои : 10.1177/002182860803900414 , S2CID 125819122 , получено 25 марта 2010 г.
- ^ ( Рагеп 2001а )
- ^ Ф. Джамиль Рагеп (2001), «Освобождение астрономии от философии: аспект исламского влияния на науку», Осирис , 2-я серия, Vol. 16, Наука в теистическом контексте: когнитивные измерения, стр. 49–64, 66–71.
- ^ Эдит Дадли Силла (2003), «Творение и природа», в книге Артура Стивена Макгрейда (редактор), Кембриджский спутник средневековой философии , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 178–179, ISBN 978-0-521-00063-5
- ^ Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [138–9]
- ^ Jump up to: а б Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [139]
- ^ Ф. Джамиль Рагеп (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [139],
Очевидно, что коперниканская революция - это нечто большее, чем некоторые возникшие умные астрономические модели. в контексте критики Птолемея. Также необходима была новая концептуализация астрономии, которая могла бы позволить построить физику, основанную на астрономии. Но до Коперника в европейской традиции вряд ли было что-то подобное. Тот факт, что мы можем найти в исламе длительную и энергичную дискуссию по этому вопросу, тесно связанному с вопросом о движении Земли, должен указывать на то, что такая концептуальная основа существовала для заимствований.
- ^ Рагеп, Ф. Джамиль (2004), «Коперник и его исламские предшественники: некоторые исторические замечания», Филозофский вестник , XXV (2): 125–142 [137–9]
- ^ История османской астрономической литературы (ред. Экмеледдин Ихсаноглу), Стамбул, 1997, I, 27–38.
- ^ http://213.176.111.7:8080/iranology/Persian/Farhikhtegan_F/details.aspx?id=1336 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Сейид Али-паша, Мир'ату'л-Алем (Подготовлено Явузом Унатом), Министерство культуры, Анкара, 2001 г.
- ^ Севим Текели, Часы в Османской империи в 16 веке и работа Такиюддина, названная «Самые яркие звезды в строительстве механических часов», Анкара, 1966.
- ^ Муса Йылдыз, Али Кущу как лингвист и его Рисале фил-Исти'аре, Публикации Министерства культуры, Анкара, 2002, стр. 10–14.
- Явуз Унат, Али Кущу , Kaynak Publications, 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- Рагеп, Ф. Джамиль (2001a), «Туси и Коперник: движение Земли в контексте», Science in Context , 14 (1–2), Cambridge University Press : 145–163, doi : 10.1017/s0269889701000060 , S2CID 145372613
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фазлыоглу, Ихсан (2007), «Кушджи: Абу аль-Касим Алах ад-Дин Али ибн Мухаммад Кушчи-заде» , в Thomas Hockey; и др. (ред.), Биографическая энциклопедия астрономов , Нью-Йорк: Springer, стр. 946–8, ISBN 978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
- 1403 рождения
- 1474 смерти
- Ашарис
- Ученые ханафитского фикха
- Матуридис
- Турецкие учёные
- Турецкие астрономы
- Турецкие математики
- Турецкие физики
- Астрономы Османской империи
- Математики из Османской империи
- Иранские астрономы XV века
- Иранские математики XV века
- Люди из Самарканда
- Средневековые физики
- Мусульмане 15 века
- Писатели XV века из Османской империи
- Персидские писатели XV века
- Арабоязычные писатели Османской империи
- Ученые из Империи Тимуридов
- Турецкие персоязычные писатели