Феминистские интерпретации судов над ведьмами в период раннего Нового времени
![]() | В этой статье используются голые URL-адреса , которые неинформативны и уязвимы к порче ссылок . ( сентябрь 2022 г. ) |
Различные феминистские интерпретации процессов над ведьмами в период раннего Нового времени создавались и публиковались на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Эти интерпретации развивались вместе с популярными феминистскими идеологиями, в том числе феминистскими движениями первой , второй волны и социалистическими феминистскими движениями.
Историческая подоплека феминистских интерпретаций
[ редактировать ]Исторические сочинения периода раннего Нового времени, касающиеся процессов над ведьмами, создают основу для феминистской интерпретации процессов. Эти тексты иллюстрируют стереотип о ведьме, а точнее о его женской природе, который был интегрирован в общество того времени.
Маллеус Малефикарум
[ редактировать ]«Malleus Maleficarum» — один из самых известных трактатов о колдовстве, написанный католическим священнослужителем Генрихом Крамером в 1484 году. Эссе разделено на три части. Первый утверждает, как проповедовать о колдовстве и как представлять колдовство с религиозной точки зрения. Второй раздел включает подробную информацию о ведьмах, в частности, о характеристиках, общих для ведьм, о том, как проводится колдовство, а также о том, кто подвержен одержимости. Наконец, в тексте описывается, как должно происходить преследование ведьм. [ 1 ] Каждая часть организована путем постановки вопросов и последующего ответа. Сегодня Malleus Maleficarum широко упоминается как свидетельство женоненавистнического характера процессов над ведьмами. [ 1 ]
В Malleus Maleficarum четко и неоднократно утверждается, что женщины с большей вероятностью участвуют в колдовстве или «колдовстве» из-за качеств, которыми обладают все и только женщины. Один такой отрывок из второго раздела, в котором основное внимание уделяется подробному описанию ведьм, дает представление о том, как автор относился к женщинам:
- «Есть и другие, которые приводят разные причины того, почему женщины оказываются суевернее в большем количестве, чем мужчины, и говорят, что есть три причины. Во-первых, они склонны к вере, и поскольку демон, по сути, стремится исказить Веру, он особенно нападает на них. Отсюда Екклезиастик 19[4]: «Кто скоро верует, тот непостоянен сердцем и умаляется». Вторая причина в том, что из-за склонности их темперамента к переменам они по своей природе легче склонны получать откровения через впечатление от бестелесных духов, и когда они хорошо используют этот темперамент, они очень хороши, но когда они используйте его плохо, они еще хуже. По этой причине они развязывают языки и с трудом могут скрыть от своих спутниц то, что знают посредством злого искусства, а поскольку им не хватает физической силы, они охотно стремятся отомстить за себя посредством колдовства... Поскольку они склонны к текучести, они могут быстрее предложить детей демонам, что они и делают». [ 1 ]
В этом отрывке из «Malleus Maleficarum» утверждается, что женщины в конечном итоге более восприимчивы к одержимости демонами, а также более склонны к нападкам с использованием колдовства только на основании предполагаемых женских характеристик, таких как «развязность языка» и «недостаток физической силы». Поскольку этот трактат сыграл такую большую роль в усилиях по борьбе с колдовством в период раннего Нового времени, [ 1 ] можно предположить, что такое отношение к женщинам было широко распространено и в него верили многие люди в Европе. Кроме того, это сочинение было опубликовано во времена широкого религиозного влияния, поэтому как религиозное произведение оно могло быть принято с большей готовностью.
Ведьмы и ранние современные стереотипы о женщинах
[ редактировать ]Стереотип ведьм, существовавший в период раннего Нового времени, был получен из исторических концепций демонизма, существовавших еще до начала процессов над ведьмами. [ 2 ] Ученые считают, что вера в женщин-демонов напрямую связана с более поздним стереотипом усиленной женской магии. [ 2 ] Первые германские своды законов также упоминали о существовании женщин-каннибалов, которые имели поразительно схожие характеристики с ведьмами раннего Нового времени. [ 2 ] Оба с большей вероятностью были женщинами, пожилыми, бедными, изолированными от общества или сексуально девиантными, и все это характеристики, выходящие за рамки гендерных ожиданий. [ 3 ] [ 2 ] Эти особые характеристики, напоминающие ведьмовство, можно увидеть в документации судебных процессов или в записях событий предполагаемого колдовства. Одна из таких записей, озаглавленная «Самая чудесная и правдивая история некоей ведьмы по имени Алсе Гудеридж из Стапен-Хилла», датированная 1597 годом, иллюстрирует, как женщин с большей вероятностью обвиняли в колдовстве на основании наличия этих характеристик. [ 4 ] В документе изображено взаимодействие Гудериге с маленьким мальчиком, в котором Гудериге обвиняется в том, что он околдовал его. В документе содержится описание Гудериге как обвиняемой ведьмы, а также описание ее как пожилой вдовы с бородавками на лице. [ 4 ] Это описание отражает тот факт, что женщин с большей вероятностью обвиняли в колдовстве, если они отклонялись от общественного признания того, что они молоды, красивы и участвуют в общественной жизни.
Если посмотреть на другие интерпретации ведьм, то формы искусства — это то, как ранние литературные изображения демонстрируют, как должна выглядеть ведьма. [ 5 ] В ранних современных книгах большая часть того, что рассказывалось о ведьмах, была вызвана интересом к Цирцее, волшебнице из греческой мифологии. [ 5 ] Поскольку женская нагота могла быть изображена только в небольшом и очень небольшом количестве контекстов, интерес к колдовству рос. [ 5 ] Учитывая это (а также интерес к обнаженному женскому телу того времени), ведьм изображали именно так. [ 5 ]
Другие упоминания о различных ранних интерпретациях женщин произошли при обсуждении языческих практик и других ритуалов. [ 6 ] Многие упоминали о языческих праздниках, на которых люди одевались женщинами и пили какое-то зелье. [ 6 ] из-за этого многие ранние интерпретации колдовства произошли от таких практик. Кроме того, Рассел Бертон, автор книги «Колдовство в средние века», упоминает поведение, которое осуждалось в раннем Риме, поскольку многие считали, что женщины приходили в церковь только по воскресеньям, чтобы участвовать в языческих действиях. [ 6 ] Сюда входили такие мирские занятия, как танцы, пение и т. д.
Женщины, которых считали причастными к колдовству, часто считались причастными к действиям с Дьяволом, например, к половым актам. [ 6 ] Однако до того, как считалось, что женщины связаны с самим Дьяволом, многие ведьмы считались соответствующими римской богине Диане. [ 6 ] Диана, гарант плодородия, была также девственной охотницей и защитницей животных. [ 6 ] Однако даже с учетом этих факторов считалось, что Диана находится в тесном соответствии с подземным миром, где ее отождествляли с Гекатой. [ 6 ] Эта более мрачная и извращенная версия Дианы была одним из первых лидеров колдовства в средние века и была еще одним проекцией женщин того периода. [ 6 ]
Если посмотреть на сами процессы над ведьмами, то обвиняемыми часто были женщины, и они составляли большую часть общего числа ведьм, участвовавших в ранних процессах над ведьмами. [ 7 ] Внимательно рассматривая испытания, в частности, в районе Новой Англии, Карлсон, автор книги «Дьявол в облике женщины», приводит несколько наборов данных, которые показывают, что в испытаниях участвовали разные группы. [ 7 ] В связи с полом ведьм в вспышках дел о колдовстве в Новой Англии с 1620 по 1725 год было зафиксировано колоссальное количество обвиняемых — 156 женщин и только 49 мужчин в списке. [ 7 ] Только в Новой Англии за те же годы, перечисленные выше, в общей сложности по меньшей мере 344 человека были обвинены в колдовстве, что составляет семьдесят восемь процентов этой группы женщин, обвиненных в подозрении в колдовстве. [ 7 ] Более суровые наказания в то время также применялись исключительно к женщинам того времени. Сюда входили такие виды обращения, как изгнание из общества, тюремное заключение, домашний арест или смертная казнь (обычно через повешение). [ 7 ]
Первая и вторая волна
[ редактировать ]Одной из первых, кто представил феминистскую интерпретацию процессов над ведьмами, была американка Матильда Джослин Гейдж , писательница, которая была глубоко вовлечена в феминистское движение первой волны за избирательное право женщин . В 1893 году она опубликовала книгу « Женщина, церковь и государство» , в которой Гейдж утверждал, что ведьмы, преследуемые в период раннего Нового времени, были языческими жрицами, придерживавшимися древней религии и почитавшими Великую Богиню . Однако она повторила ошибочное утверждение, взятое из работ ряда немецких авторов, о том, что в результате охоты на ведьм погибло девять миллионов человек. [ 2 ]
В 1973 году две американские феминистки второй волны, Барбара Эренрайх и Дейдре Инглиш , опубликовали расширенную брошюру, в которой они утверждали, что преследуемые женщины были традиционными целителями и акушерками сообщества, которых намеренно уничтожали мужские медицинские учреждения. [ 8 ] Эта теория сомнительна, поскольку большинство преследуемых не были ни целителями, ни акушерками. [ нужна ссылка ] Хотя первоначально они опубликовали эту работу самостоятельно, они получили такой положительный отклик, что издание Feminist Press взяло на себя издание, а затем работа начала распространяться по всему миру, будучи переведенной на французский, испанский, немецкий, иврит, датский и японский языки. [ 9 ] Обновленное издание публикации Эренрайха и Инглиша было переиздано в 2010 году.
Другие историки-феминистки отвергли такую интерпретацию событий. Историк Дайан Пуркисс назвала это «бесполезным с политической точки зрения», поскольку оно постоянно изображает женщин как «беспомощные жертвы патриархата» и, таким образом, не помогает им в современной феминистской борьбе. [ 9 ]
Другие интерпретации
[ редактировать ]Современный ученый Эдвард Бевер предполагает, что высокий процент женщин-обвинителей и обвиняемых мог быть следствием широко распространенного женоненавистничества того времени. [ 3 ] Он подчеркивает тот факт, что участие в патриархальном обществе не является исключительным для мужчин, а патриархальные и женоненавистнические ценности могут пронизывать все общество, включая женщин. В Европе раннего Нового времени были жесткие гендерные ожидания, и те, кто не соответствовал этим ожиданиям, могли пострадать от последствий. [ 3 ] Например, было высказано предположение, что существует вероятность того, что женщины, обвиненные в колдовстве, были теми, кто вышел за рамки гендерных ролей, отведенных им в обществе, например, женщинами, которые были откровенно сексуальны. [ 10 ] Эти общественные ожидания в отношении женщин, а также существовавший в то время стереотип о ведьмах, возможно, способствовали большому числу обвиняемых женщин. [ 11 ] Даже женщины, которые жили в рамках разрешенных гендерных ролей того времени, возможно, жили в страхе быть обвиненными, что побуждало их выдвигать ложные обвинения, прежде чем кто-то мог их обвинить. [ 3 ] Такое отношение к гендеру может быть объяснением того, почему в некоторых регионах было больше обвиняемых мужчин, например, на окраинах Европы, в Нормандии , Исландии , Финляндии , Эстонии и России . [ 12 ] [ 13 ] Если бы те же самые представления о гендере не проникали в эти области, то имело бы смысл, что между полом и обвинениями в колдовстве было бы меньше связи.
Сильвия Федеричи
[ редактировать ]Сильвия Федеричи предлагает материалистический феминистский взгляд на процесс охоты на ведьм в своей книге «Калибан и ведьма: женщины, тело и примитивное накопление» , опубликованной в 2004 году. [ 14 ] [ 15 ] В ее книге исследуется фаза перехода к капитализму и приводятся доказательства того, что этот процесс происходил параллельно с Законами об изоляции , которые лишили женщин экономической автономии, вернув им доступ к общественным землям при переходе к капиталистической экономике. Федеричи также комментирует развитие полового разделения труда в то время из-за роста капитализма и то, как это повлияло на стресс для женщин.
Калибан и Ведьма
[ редактировать ]В своей книге «Калибан и ведьма» (2004) Сильвия Федеричи утверждает, что охота на ведьм была историческим событием, благодаря которому произошло превращение женских тел в «рабочие машины» для воспроизводства рабочей силы, что является необходимой предпосылкой перехода от существование денежной экономики . Она отмечает, что период охоты на ведьм в мировой истории совпадал с завоеванием Америки, началом работорговли и экспроприацией крестьянства; все это указывает на подъем капитализма . По ее мнению, охота на ведьм была забытой частью исторической загадки возникновения капитализма.
Теоретическая основа
[ редактировать ]В отличие от утверждения Маркса , согласно Федеричи, исторический переход от натурального хозяйства (производства для использования) к капитализму (производству ради прибыли) не привел к освобождению рабочего класса от дефицита и необходимости. но наоборот, экономика стала объектом эксплуатации наемного труда , неоплачиваемого труда женщин и деградации экологической природы. Поскольку бремя структурных изменений в экономических отношениях и огоражённом производстве на первой фазе капиталистического развития легло в основном на женщин, именно они пытались спасти свои земли, социальное положение и натуральное сельское хозяйство. Однако правительства в Европе, приняв закон, который ввел новое преступление, а именно обвинение в колдовстве – преступление, приравненное к государственной измене – они попытались заставить замолчать сопротивление женщин и любые другие альтернативные решения феодализму, кроме капитализма. Кроме того, она допускала первоначальное накопление, принимая возможности общественного производства как нечто само собой разумеющееся и обращаясь с ними как с бесплатными и бесконечно доступными дарами, точно так же, как капиталистическая система относилась бы к природе.
Федеричи расширил марксистский анализ зарождения капитализма , включив в него изменение социального положения женщин и производства рабочей силы . Подчеркивается тот факт, что разделение труда сильно гендерно. Новое половое разделение труда развилось с подчинением женского труда и репродуктивной функции женщин по производству рабочей силы; недооценка и подчинение женщин путем исключения их из наемного труда; а в связи с механизацией рабочей силы женское тело также стало восприниматься как машина для производства новых рабочих. Федеричи и многие ученые утверждают, что разделение труда по половому признаку с контролем над женским телом является предпосылкой производства прибавочной стоимости. Социальная репродуктивная теория [ 16 ] в основном утверждает, что капитализм эксплуатирует женский труд вне рабочего места посредством их невидимого, гибкого и неоплачиваемого труда.
Помимо структурных изменений в сфере воспроизводства и в сфере отношений между мужчинами и женщинами, Федеричи утверждает, что сдвиг, произошедший со всеми средствами и инструментами накопления капитала , привлек к общественной взаимопомощи . Будучи акушерками, их способности к целительской практике лечить людей с помощью трав и их знание свойств растений и корней обеспечили им положение в обществе. В рамках инфраполитики капитализма атака на целителя привела к тому, что у общества были отняты навыки общественного производства и выживания, что изменило структуру взаимопомощи, если не устранило ее полностью.
Второй ученый, которого Сильвия Федеричи критикует , — это Мишель Фуко , и она делает это по трем пунктам. Во-первых, до Мишеля Фуко феминистские активистки и теоретики с начала 1970-х годов считали понимание тела существенным фактором для анализа положения мужчины и женщины в обществе avant la lettre . Во-вторых, Мишель Фуко утверждает, что в современном обществе физическое насилие сократилось и уступило свое место психологическому насилию . [ 17 ] Начав свой анализ с [охоты на ведьм] и приведя современные примеры, она сделала акцент на продолжающемся насилии в отношении женщин с использованием колониальных средств доминирования над мужчинами, что опущено в анализе Мишеля Фуко. В-третьих, она критикует его за то, что он написал « Историю сексуальности » (1978) с «универсальной, абстрактной, асексуальной темы». [ 18 ] что позволило ему полностью исключить такое историческое событие гендерного насилия, как охота на ведьм.
Историческая справка
[ редактировать ]После того, как Черная смерть (1347-1351 гг.) резко сократила трудоспособное население в Европе, феодалам становилось все труднее контролировать и дисциплинировать крестьян. Из-за нехватки трудоспособных крестьян те, кто работал, разработали стратегии против коррумпированных лордов, такие как оставлять урожай гнить или просто не доводить работу до конца. Это было возможно благодаря натуральному хозяйству, в котором труд оплачивался продуктами и правом работы на земле, а не деньгами, как в денежном хозяйстве. Они выращивали себе еду и не зависели от денег на покупку основных материалов. Это также была экономика солидарности , в которой женщины делили между собой труд, например, работу по уходу , параллельно с разделением работы с мужчинами, например, работой в поле. Это разделение было скорее источником эмансипации, чем наоборот, поскольку оно позволяло им иметь автономию как в своей работе, так и в отношении своего тела. Женщины играли большую политическую роль в этих обществах. Когда была введена денежная экономика, только мужчины имели право на получение оплаты, после чего началась маргинализация женского труда из экономической и политической сферы общества.
, большая часть охоты на ведьм произошла между 1500 и 1650 годами, с пиком примерно в 1620 году По словам Федеричи . Это было время, когда идеология меркантилизма формировала представления европейских элит. Наличие большой рабочей силы было необходимой предпосылкой успешной экономики. В контексте последствий « черной смерти » вопрос контроля над рождаемостью стал для них очевидным, поэтому начались «демографические записи, переписи населения и формализация самой демографии как первой «государственной науки»». [ 19 ] Поиск способа систематического увеличения численности рабочей силы был важной политической целью правящего класса и зарождающейся буржуазии.
Способом систематического увеличения численности рабочей силы было получение контроля над воспроизводством общества. С этой точки зрения женщины рассматривались только как утробы, в которых рождаются дети, которые войдут в состав рабочей силы. Чтобы получить этот контроль, государства использовали «мультимедийную пропаганду для создания массового психоза среди населения». . [ 20 ] В эту пропагандистскую машину входили такие имена, как Томас Гоббс и Жан Боден . [ нужна ссылка ] но также и многие другие правительственные чиновники, которые путешествовали по странам и распространяли пропаганду о ведьмах. Государство также использовало полицейский аппарат и методы, созданные инквизицией в предыдущие века. Они успешно посеяли недоверие, которое привело к распаду небольших обществ. Их главной целью были женщины из низшего класса, которые, тем не менее, обладали знаниями, имеющими решающее значение для автономии и целостности их обществ. Такие знания, как врачевание, контроль над рождаемостью и акушерство, пришли в прямое противоречие государственным интересам и новой механической парадигме . Многие из этих женщин были выслежены, подвергнуты несправедливому суду и жестоко убиты.
Одним из способов получить контроль над репродуктивными силами населения было поставить практику акушерства под строгий государственный контроль. Многие ведьмы также были акушерками или «мудрыми женщинами», и традиционно акушерство и акушерство были прерогативой женщин до 16 и 17 веков. В XVI веке появилось новое условие для работы акушеркой — женщина должна была заранее продемонстрировать, что она «добрая католичка». [ 21 ] В 17 веке стали появляться первые акушерки-мужчины, и «в течение столетия акушерство почти полностью перешло под государственный контроль». [ 22 ]
Согласно этой интерпретации, суды над ведьмами в Европе имели бы политическую подоплеку, а не строго гендерно-ориентированную, религиозную или иную точку зрения. Однако даже такое объяснение широкомасштабных испытаний отражает женоненавистнический и контролирующий женщин образ мышления.
См. также
[ редактировать ]- Колдовство
- Колдовство (феминистское)
- Колдовство, феминизм и СМИ
- Движение богини
- Катаризм – роль женщин и гендера
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Маккей, Кристофер (2009). Молот ведьм: полный перевод malleusmalificarum . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: история страха с древнейших времен до наших дней . Нью-Хейвен, Лондон: Издательство Йельского университета. стр. 147–211.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бевер, Эдвард (2002). «Колдовство, женская агрессия и власть в сообществе раннего Нового времени». Журнал социальной истории . 35 (4): 955–988. дои : 10.1353/jsh.2002.0042 . S2CID 143309786 .
- ^ Перейти обратно: а б «Настоящая и самая страшная полная беседа женщины, одержимой Дойем». Примечания и запросы . с7-я (5): 100. 30 января 1886 г. дои : 10.1093/nq/s7-i.5.100c . ISSN 1471-6941 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернс, Уильям (2003). Охота на ведьм в Европе и Америке . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Publishing Inc., стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бертон., Рассел, Джеффри (2019). Колдовство в средние века . Издательство Корнельского университета. стр. 45–48. ISBN 978-1-5017-2031-4 . OCLC 1127179159 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Карлсен, Кэрол Ф. Дьявол в образе женщины: ведьма в Новой Англии семнадцатого века . стр. 49–55. OCLC 320057946 .
- ^ Пуркисс, Дайан (2 сентября 2003 г.). Ведьма в истории . дои : 10.4324/9780203359723 . ISBN 9780203359723 .
- ^ Перейти обратно: а б Эренрайх, Барбара; Инглиш, Дейдра (2 октября 1973 г.). «Ведьмы, акушерки и медсестры». Ежемесячный обзор . 25 (5): 25. doi : 10.14452/mr-025-05-1973-09_2 . ISSN 0027-0520 .
- ^ Гарретт, Джулия М. (2013). «Колдовство и сексуальные знания в Англии раннего Нового времени» . Журнал исследований ранней современной культуры . 13 (1): 32–72. дои : 10.1353/jem.2013.0002 . ISSN 1553-3786 . S2CID 141076116 .
- ^ Хестер, Марианна (13 июля 1996 г.), «Патриархальная реконструкция и охота на ведьм», Колдовство в Европе раннего Нового времени , Cambridge University Press, стр. 288–306, doi : 10.1017/cbo9780511599538.012 , ISBN 978-0-521-55224-0
- ^ Берингер, Вольфганг (3 сентября 2004 г.). Ведьмы и охота на ведьм: глобальная история . Уайли. ISBN 978-0-7456-2718-2 . OCLC 779922479 .
- ^ Терстон, Роберт (2013). Охота на ведьм: история преследований ведьм в Европе и Северной Америке . Рутледж. ISBN 9781317865018 .
- ^ «Три книги недели: подборка из «Мира книги» » . Le Monde.fr (на французском языке). 10 июля 2014 г. Проверено 28 января 2018 г.
- ^ Федеричи, Сильвия (30 июня 2017 г.). Калибан и ведьма: женщины, тело и первобытные накопления . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Автономия. ISBN 9781570270598 .
- ^ « Что такое теория социального воспроизводства?»: Титхи Бхаттачарья» . 17 октября 2017 г.
- ^ https://non.copyriot.com/maria-mies-silvia-federici-and-biopower/
- ^ Федеричи, 2004: 16.
- ^ Федеричи, 2004: 182.
- ^ Федеричи, 2004: 168.
- ^ Федеричи, 2004:183
- ^ Федеричи, 2004: 183-184.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Калибан и ведьма — Женщины, тело и первобытное накопление , Сильвия Федеричи. в Интернет-архиве .