Jump to content

Чувство чуда

(Перенаправлено из «Чувство чуда »)

Чувство удивления (иногда в шутку пишется сенсавунда ) [ 1 ] [ 2 ] — это интеллектуальное и эмоциональное состояние, часто используемое в дискуссиях о науке и биологии, высшем сознании , научной фантастике и философии .

Определения

[ редактировать ]

Эта статья посвящена одному конкретному использованию фразы «чувство удивления». Эта фраза широко используется в контекстах, не имеющих ничего общего с научной фантастикой. Следующее относится к использованию «чувства чуда» в контексте научной фантастики. В «Дивных новых словах: Оксфордский словарь научной фантастики» термин «чувство удивления» определяется следующим образом:

ЧУВСТВО ЧУДЕСА n . чувство пробуждения или трепета, вызванное расширением осознания того, что возможно, или столкновением с необъятностью пространства и времени, вызванным чтением научной фантастики. [ 3 ] : 179 

Джон Радофф охарактеризовал чувство удивления как эмоциональную реакцию на то, что читатель внезапно сталкивается с концепцией, понимает ее или видит ее заново в контексте новой информации. [ 4 ]

Во вступительной части своего эссе «О гротеске в научной фантастике» Иштван Чичери-Ронай-младший, профессор английского языка Университета ДеПау , утверждает:

Так называемое чувство удивления считалось одним из основных атрибутов научной фантастики, по крайней мере, с эпохи целлюлозы. Названия самых популярных научно-фантастических журналов того периода — «Поразительные» , «Удивительные» , «Чудесные истории» , «Захватывающие» , «Потрясающие » и т. д. — ясно указывают на то, что предполагаемая познавательная ценность научно-фантастических рассказов более чем уравновешивается аффективной силой, которой на самом деле ожидается представление научного содержания. [ 5 ] : 71 

Джон Клют и Питер Николлс связывают этот опыт с «концептуальным прорывом» или « сменой парадигмы » (Clute & Nicholls 1993). Во многих случаях это достигается за счет переработки предыдущего повествовательного опыта в более широком контексте. Его можно найти в коротких сценах (например, в «Звездных войнах » (1977) его можно найти в небольшой дозе внутри строки «Это не луна, это космическая станция»). вверх (как в последней строке Иэна Бэнкса . Feersum Endjinn )

Джордж Манн определяет этот термин как «чувство благоговения, которое возникает у читателя, когда все последствия события или действия осознаются или когда впервые становится известен необъятность сюжета или идеи»; : 508  и он связывает этот термин с Золотым веком научной фантастики и бульварными журналами, распространенными в то время. Один из крупнейших писателей Золотого века Айзек Азимов согласился с этой ассоциацией: в 1967 году, комментируя изменения, происходящие в научной фантастике, он писал:

И поскольку сегодняшняя реальная жизнь так напоминает позавчерашнюю фантазию, старые фанаты неспокоены. Глубоко внутри, признают они это или нет, чувствуется разочарование и даже возмущение тем, что внешний мир вторгся в их частную сферу. Они чувствуют потерю «чувства чуда», потому что то, что когда-то действительно ограничивалось «чудом», теперь стало прозаическим и обыденным. [ 6 ] : IX

Как концепция, особенно связанная с научной фантастикой.

[ редактировать ]

Джордж Манн предполагает, что это «чувство чуда» ассоциируется только с научной фантастикой, в отличие от научного фэнтези , заявляя:

Именно эта настойчивость в отношении фундаментального реализма привела к тому, что романы Верна в ретроспективе стали рассматриваться как имеющие ключевое значение в развитии научной фантастики. ...— люди толпами приходили к книгам в поисках приключений и получали их, но с оттенком научного исследования, которое оставляло у них новое, совсем другое чувство удивления. Магия царства фантазии была заменена очарованием спекуляций, укорененных в реальности. [ 7 ] : 10 

Однако редактор и критик Дэвид Хартвелл рассматривает «чувство удивления» научной фантастики в более общем плане как «корень восторга научной фантастики». Он продолжает:

Любой ребенок, который смотрел ночью на звезды и думал о том, как далеко они находятся, что нет конца или внешнего края этому месту, этой вселенной, любой ребенок, который чувствовал трепет страха и волнения при таких мыслях, стоит очень хороший шанс стать читателем научной фантастики.

Сказать, что научная фантастика по своей сути является религиозной литературой, — это преувеличение, но в нем есть истина. НФ — это уникальное современное воплощение древней традиции: чудесной сказки. Сказки о чудесах, рассказы о великих силах и последствиях, выходящих за рамки опыта людей, живущих по соседству, рассказы о богах, населяющих другие миры и иногда снисходящих, чтобы посетить наш, рассказы о людях, путешествующих в обитель богов, рассказы о сверхъестественном: все они существуют сейчас как научная фантастика.

Привлекательность научной фантастики заключается в сочетании разумного, правдоподобного и чудесного. Это обращение к чувству чуда. [ 8 ] : 42 

Академическая критика научно-фантастической литературы (Robu 1988) определяет идею возвышенного, описанного Эдмундом Бёрком и Иммануилом Кантом, — бесконечности, необъятности, «восхитительного ужаса» — как ключ к пониманию концепции «чувства чуда» в научной фантастике. Например, профессор английского языка Университета Айовы Брукс Лэндон говорит:

Ссылка на это «чувство чуда», термин, присвоенный и популяризированный Дэймоном Найтом , появляется снова и снова в дискуссиях о научной фантастике в двадцатом веке и может, по крайней мере частично, отражать долг научной фантастики перед ее готическими и романтическими предшественниками. [ 9 ] : 18 

Эдвард Джеймс цитирует историю научной фантастики Олдиса и Вингроува в поддержку вышеизложенного предположения о происхождении «чувства чуда» в научной фантастике следующим образом:

В готическом режиме упор был сделан на далекое и неземное... Задумчивые пейзажи, изолированные замки, мрачные старые города и загадочные фигуры... переносят нас в зачарованный мир, из которого начинаются ужасные откровения.... Ужас, тайна и тот восхитительный ужас, который Берк связывал с возвышенным... может быть обнаружен... в научной фантастике и по сей день. [ 10 ] : 103 

Пол К. Алкон в своей книге « Научная фантастика до 1900 года. Воображение открывает технологии» высказывает аналогичную точку зрения:

Сходство научной фантастики и готической литературы также обнаруживает общий поиск тех разновидностей приятного ужаса, вызванных впечатляющими событиями или обстановками, которые Эдмунд Берк и другие критики восемнадцатого века называют возвышенными. Надвигающейся проблемой для писателей девятнадцатого века было то, как достичь величия, не прибегая к сверхъестественному. ... Сверхъестественные чудеса, которые были основой эпических и меньших форм со времен Гомера, больше не будут лучшими источниками величия. ... писатели искали новые формы, которые могли бы лучше учитывать влияние науки. [ 11 ] : 2 

Алкон заключает, что «научная фантастика с тех пор [19 века] стремилась как вызвать сильные эмоциональные реакции, так и сохранить рациональную основу своих сюжетов. Эти две цели не являются взаимоисключающими, они могут подкреплять друг друга...» [ 11 ] : 3 

Эдвард Джеймс в разделе своей книги, озаглавленном «Чувство чуда», говорит по поводу происхождения «чувства чуда» в научной фантастике:

То, что концепция Возвышенного, главный эстетический критерий эпохи романтизма, имеет тесную связь с удовольствиями, получаемыми от чтения научной фантастики, уже давно признано читателями и критиками, хотя это слово использовалось редко. Фраза, которая была использована и которая в значительной степени соответствует, — это «Чувство чуда» (иногда в шутку или цинично сокращенное до «сенсавунда»). » Дэймона Найта Самым первым сборником научно-фантастической критики стал «В поисках чудес (1956). [ 12 ] : 105 

Джеймс продолжает исследовать ту же точку зрения, что и Дэвид Хартвелл в своей книге « Эпоха чудес» (цитируемой выше), относительно связи «чувства чуда» в научной фантастике с религией или религиозным опытом. Он заявляет, что:

...при этом она [научная фантастика] может создать конкурирующее чувство удивления, которое действует почти как замена религии: религия для тех, кто лишен всех традиционных убеждений в духе Дарвина, Эйнштейна, Планка [ sic ], Гёдель и Гейзенберг. [ 12 ] : 106 

В качестве примера Джеймс приводит рассказ « Девять миллиардов имен Бога » Артура Кларка . Он объясняет:

Компьютер западными специалистами установлен в тибетском монастыре; его задача — ускорить составление всех возможных имен Бога. Именно для этого, по мнению монахов, был создан человеческий род, и с его завершением земля, а возможно, и все творение придет к концу. Техники с некоторой снисходительностью выполняют свою работу и бегут обратно в цивилизацию.

«Интересно, закончил ли компьютер свою работу? Это должно было произойти примерно сейчас.

Чак не ответил, поэтому Джордж развернулся в седле. Он мог видеть только лицо Чака, белый овал, обращенный к небу.

— Смотри, — прошептал Чак, и Джордж поднял глаза к небу. (Всегда есть последний раз.)

Над головой без всякой суеты погасли звезды.

... что этот читатель (в возрасте 13 или 14 лет) узнал из этой истории, так это невообразимые размеры Вселенной и неправдоподобность некоторых традиционных человеческих образов Бога. Во мне возникло почти религиозное чувство благоговения (или удивления), когда я пытался постичь необъятность вселенной и созерцать возможность несуществования Бога. [ 12 ] : 106–107 

Вполне уместно, что Эдвард Джеймс выбрал рассказ Артура Кларка, чтобы подчеркнуть эту мысль. Один критик придерживается мнения, что Кларк «посвятил свою карьеру тому, чтобы вызвать «чувство удивления» перед величественными просторами Вселенной…» [ 13 ] : 5  Редактор и исследователь научной фантастики Майк Эшли соглашается:

Если и есть писатель, чьи работы олицетворяют это чувство удивления, то это, без сомнения, Артур Кларк. Почти невозможно читать какие-либо его рассказы или романы и не пережить тот момент, когда разум расширяется, чтобы уловить внушающую трепет концепцию. ... Это есть в его романах « Конец детства», «Город и звезды», « Свидание с Рамой» и его рассказах «Звезда», «Юпитер V» и «Девять миллиардов имен Бога» - возможно, окончательное «чувство чуда». "история. [ 14 ] : 1 

Кэтрин Крамер в своем эссе «О науке и научной фантастике» также исследует связь «чувства чуда» научной фантастики с религией, заявляя, что «Примат чувства чуда в научной фантастике представляет собой прямой вызов религии: наука и мир природы, переживаемый через научную фантастику, заменяют религиозный трепет?» [ 15 ] : 28 

Однако, как показывает Брукс Лэндон, не всякое «чувство чуда» должно быть так тесно связано с классическим чувством Возвышенного. Комментируя рассказ Джона Кэмпбелла «Сумерки», он говорит:

...Кэмпбелл подчеркивает, насколько долгими являются семь миллионов лет по человеческим меркам, но отмечает, что этот промежуток времени не имеет значения в жизни Солнца, чьи «две тысячи тысяч» восходов... Как хорошо знал Кэмпбелл, есть один верный путь к чувство удивления заключалось в больших цифрах». [ 9 ] : 26–27 

Пожалуй, самый известный пример «сенсавунды» во всей научной фантастике связан с неологизмом из работы А.Э. ван Фогта (Московиц, 1974):

Слово «севаграмма» появляется в сериале только один раз, как самое последнее слово в « Создателях оружия »; по своему расположению, которое, кажется, открывает вселенную взору читателя, и по своей звучной загадочности, поскольку ее точное значение неясно, такое использование «севаграммы» вполне может служить лучшей во всем жанре рабочей демонстрацией того, как передавать чувство удивления. [ 16 ] : 1269 

Несмотря на приведенные выше попытки определить и проиллюстрировать «чувство чуда» в научной фантастике, Чичери-Ронай-младший утверждает, что «в отличие от большинства других качеств, регулярно связанных с этим жанром, чувство чуда сопротивляется критическому комментарию». [ 5 ] : 71  Причина, по которой он предлагает, заключается в том, что

«Литература идей», как часто называют научную фантастику, приглашает к обсуждению идей; но чувство удивления, кажется, вдвойне сопротивляется интеллектуальному исследованию. Как «смысл» оно явно не связано с идеями и даже кажется противоречащим им; удивляться тем более, с его последствиями благоговения, которое сводит на нет аналитическое мышление. [ 5 ] : 71 

Тем не менее, несмотря на это «сопротивление критическим комментариям», «чувство удивления» имеет «хорошо зарекомендовавшую себя родословную в искусстве, разделенную на две родственные категории откликов: экспансивное возвышенное и интенсивное гротескное». [ 5 ] : 71  Чичери-Ронай-младший объясняет разницу между этими двумя категориями следующим образом:

Возвышенное — это ответ на воображаемый шок, сложный откат и восстановление сознания, справляющегося с объектами, слишком большими, чтобы их можно было охватить. С другой стороны, гротеск — это качество, обычно приписываемое объектам, странное сочетание разрозненных элементов, не встречающееся в природе. Это различие соответствует их различию. Возвышенное расширяет сознание внутрь, поскольку оно охватывает пределы своего внешнего расширения восприятия; гротеск — это проекция очарованного отталкивания/привлечения на объекты, которые сознание не может вместить, потому что объект нарушает чувство рациональной, естественной категоризации. В обоих случаях читатель/воспринимающий шокирован внезапным отчуждением от привычного восприятия, и в обоих случаях ответом является приостановка уверенности в знаниях о мире и попытка переопределить реальность в отношении мысли к природе. Оба связаны с состояниями ума, общими для науки и искусства: острой реакцией на объекты мира, проверкой (часто непроизвольной) категорий, традиционно используемых для интерпретации мира, и желанием сформулировать то, что сознание считает невыразимым. . : 71 

Далее в том же эссе автор утверждает, что «возвышенное и гротеск находятся в таком тесном родстве, что являются тенями друг друга» и что «не всегда легко различить эти два понятия, и гротеск одной эпохи легко становится возвышенное другого». [ 5 ] : 79  В качестве примера он приводит андроида (Т-1000) из второго фильма « Терминатор » «Терминатор 2: Судный день» , говоря, что «Т-1000, как и многие пограничные фигуры в научной фантастике, почти одновременно возвышен и гротескен. изменение формы было бы объектом возвышенного благоговения, если бы не его садистское насилие над обыденной плотью». [ 5 ] : 76 

Нет сомнений в том, что термин «чувство удивления» используется и понимается читателями научной фантастики без необходимости объяснения или уточнения. [ 17 ] Например, автор и критик научной фантастики Дэвид Лэнгфорд, рецензируя научно-фантастический роман в New York Review of Science Fiction, смог написать: «Я полагаю, что это все ужасно едкий микрокосм человеческих стремлений, но после стольких примитивных кровавых событий ожидаемый мультивселенский смысл… Всплеск удивления приходит скорее как запоздалый информационный дамп, чем..." [ 18 ] : 8 

Джек Уильямсон в 1991 году сказал, что « Новая волна» недолговечна в научной фантастике, потому что «не смогла тронуть людей. Я не уверен, была ли эта неудача вызвана ее пессимистическими темами или тем, что люди считали ее слишком претенциозной. действительно захватила воображение людей». [ 19 ]

Натуральное и синтетическое происхождение

[ редактировать ]

Шарона Бен-Тов в своей книге «Искусственный рай: научная фантастика и американская реальность» [ 20 ] исследует «чувство чуда» научной фантастики (НФ) с феминистской точки зрения. Ее книга представляет собой «заставляющую задуматься критику, которая предлагает новый и интересный взгляд на некоторые основные элементы научной фантастики», включая «чувство чуда». [ 21 ] : 327  В своем обзоре работы Бен-Това для научно-фантастического журнала « Экстраполяция » Дэвид Далглиш, цитируя текст, отмечает, что:

Бен-Тов утверждает, что (печально) известное «чувство чуда» НФ — это попытка пробудить возвышенную трансцендентность, достигаемую через Природу, и «Природа — одушевленное, женское и сверхъестественное существо» (23). Но в научной фантастике, как ее видит Бен-Тов, эта естественная трансцендентность — всего лишь иллюзия; на самом деле, трансцендентное достигается только посредством технологии, достигаемой путем отчуждения женской Природы. НФ «присвоила качества изобилия и гармонии из земного рая романа, изгнав фигуру женской природы из рукотворного, рационализированного мира...(22)... Идеология НФ, которую исследует Бен-Тов, коренится в научная революция, изменение взгляда на природу — из живой, женственной Матери Природа становится инертной, мертвой материей. Эта идеология двадцатого века имеет, по мнению Бен-Това, тревожные последствия, особенно с феминистской точки зрения. — пишет Бен-Тов, — «потерял основу для трансцендентного опыта, потеряв связь с сверхъестественной природой» (23). Таким образом, «чувство чуда» НФ — ложь: «оно отражает фантазии белых американцев о природе, машинах и мире». граница». . . . Американский мифологический аппарат необходимо тщательно понять, чтобы с ним можно было эффективно обращаться или демонтировать» (92–93). [ 21 ] : 327 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сенсавунда научной фантастики утратила чувство чуда? | Футуризм» . 22 ноября 2008 года . Проверено 13 октября 2021 г.
  2. ^ Рэйвен, Пол Грэм (2016). «Риторика будущего: сценарии, дизайнерская фантастика, прототипы и другие устаревшие формы научной фантастики». Фонд: Международное обозрение научной фантастики . 45 (123): 63 – через JSTOR.
  3. ^ Пручер, Джефф (ред.). Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики (Oxford University Press, 2007)
  4. ^ Радофф, Джон (27 мая 2010 г.). «Атака на воображение» . Интернет-страна чудес Джона Радоффа . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 5 октября 2010 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чичери-Ронай-младший, Иштван. «О гротеске в научной фантастике», «Научно-фантастические исследования» , Vol. 29, № 1 (март 2002 г.), стр. 71–99.
  6. ^ Азимов, Исаак. «Вперед 1 - Вторая революция» в Эллисоне, Харлане (ред.). Опасные видения (Лондон: Виктор Голланц, 1987)
  7. ^ Манн, Джордж (ред.). Гигантская энциклопедия научной фантастики (Лондон: Робинсон, 2001)
  8. ^ Хартвелл, Дэвид. Эпоха чудес (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1985)
  9. ^ Перейти обратно: а б Лэндон, Брукс. Научная фантастика после 1900 года. От парового человека к звездам (Нью-Йорк: Туэйн, 1977).
  10. ^ Олдисс, Брайан и Дэвид Вингроув (ред.). Веселье на триллион лет, цитируемое Джеймсом, Эдвардом. Научная фантастика в 20 веке (Oxford University Press, 1994)
  11. ^ Перейти обратно: а б Алкон, Пол К. Научная фантастика до 1900 года. Воображение открывает технологии (Нью-Йорк: Routledge, 2002).
  12. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс, Эдвард. Научная фантастика в 20 веке (Oxford University Press, 1994)
  13. ^ Семена, Дэвид. «Введение» в книге Дэвида Сида (ред.) «Спутник научной фантастики» (Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2008).
  14. ^ Эшли, Майк. Введение в «Из солнца» в книге Эшли, Майка (ред.) «Гигантская книга умопомрачительной научной фантастики» (Лондон: Констебль и Робинсон, 2009).
  15. ^ Крамер, Кэтрин. «Введение: о науке и научной фантастике», в книге Дэвида Г. Хартвелла и Кэтрин Крамер (ред.), «Восхождение чуда». Эволюция жесткой научной фантастики (Лондон: Orbit, 1994)
  16. ^ Клют, Джон и Николлс, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики (Нью-Йорк: Св. Мартин Гриффин, 1993)
  17. ^ «Ключ к терминологии фэндома научной фантастики Д. Фрэнсона» . Fanac.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
  18. ^ Лэнгфорд, Дэвид. «Случайное чтение 2» в New York Review of Science Fiction, апрель 2002 г., номер 164, том 14, № 8.
  19. ^ Ларри Маккаффери и Джек Уильямсон. «Интервью с Джеком Уильямсоном» в журнале Science Fiction Studies , Vol. 18, № 2 (июль 1991 г.), стр. 230–252: стр. 234.
  20. ^ Бен-Тов, Шарона. Искусственный рай: научная фантастика и американская реальность (Анн-Арбор: Университет Мичигана, П., 1995).
  21. ^ Перейти обратно: а б Далглиш, Дэвид. Рецензия на книгу: «Амбивалентный рай: Или природа и трансцендентное в британской научной фантастике», рецензия на «Искусственный рай» Шароны Бен-Тов», «Экстраполяция Кент: зима 1997». Том 38, выпуск 4; п. 327.

Библиография

[ редактировать ]
  • Клют, Джон; Питер Николлс (1993). Энциклопедия научной фантастики (2-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
  • Московиц, Сэм (1974). Бессмертный шторм: История фэндома научной фантастики . Нью-Йорк: Книги Гипериона.
  • Робу, Корнел (весна 1988 г.). «Ключ к научной фантастике: возвышенное». Фонд (42): 21–37.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad40cbdc7fed3b09ec2359bd7558b790__1721571600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/90/ad40cbdc7fed3b09ec2359bd7558b790.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sense of wonder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)