Легкость (философия)
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( сентябрь 2010 г. ) |
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( сентябрь 2010 г. ) |
Легкость — философское понятие, наиболее тесно связанное с континентальной философией и экзистенциализмом , которое используется в онтологии . Термин «легкость» используется по-разному, но его отличают от физического веса, например, от «легкости пробкового дерева». Другими словами, «легкая, как птица», как писал Поль Валери , «а не как перышко». Легкость также считается существительным.
Милан Кундера
[ редактировать ]Роман Милана Кундеры 1984 года «Невыносимая легкость бытия» представляет собой исследование концепции легкости.
Кундера использует Фридриха Ницше учение о Вечном Возвращении , чтобы проиллюстрировать Легкость. «Вечное возвращение» гласит, что все существующее повторяется снова и снова на протяжении всей вечности. Это значит, что человеческая история — это заданный круг без прогресса, одни и те же события, возникающие постоянно и обреченные никогда не изменяться и не улучшаться. Таким образом, существование имеет вес, поскольку оно зафиксировано в бесконечном цикле. Эта тяжесть является «самым тяжким из бремен», ибо «если каждая секунда нашей жизни повторяется бесконечное число раз, мы пригвождены к вечности, как Иисус Христос был пригвожден к кресту». В то же время необходимо, чтобы любое событие произошло в цикле событий точно так, как оно всегда происходило, чтобы цикл был тождественным; следовательно, все приобретает вечно фиксированный смысл. Этот факт мешает человеку поверить в то, что вещи мимолетны и бесполезны.
Обратной стороной этой концепции является «невыносимая легкость бытия» Кундеры. Если предположить, что вечное возвращение невозможно, человечество испытает «абсолютное отсутствие бремени», и это «[заставит] человека быть легче воздуха» из-за отсутствия у него веса смысла. То, что не повторяется вечно, существует недолго, и, как только оно завершится, Вселенная продолжает существовать, совершенно безразличная к завершившемуся явлению. «Жизнь, которая исчезает раз и навсегда, которая не возвращается», — пишет Кундера, — «не имеет веса... и была ли она ужасна, прекрасна или возвышенна... ничего не значит». Каждая жизнь незначительна; каждое решение не имеет значения. Поскольку решения не имеют значения, они «легкие»: они нас не связывают. Однако в то же время незначительность наших решений – нашей жизни, или бытия – невыносима. Отсюда и «невыносимая легкость бытия». С другой стороны, вечное существование потребовало бы от нас строгого соблюдения предписанных правил и законов; чувство долга и строгая мораль.
«Что же тогда нам выбрать? Вес или легкость?» Кундера отмечает, что это не новый вопрос. Парменид сформулировал ее в шестом веке до нашей эры. Он видел мир разделенным на пары противоположностей: свет/тьма, тонкость/грубость и т. д. Одну половину оппозиции он называл положительной (свет, тонкость, теплота, бытие), другую – отрицательной. Мы могли бы найти это деление на положительные и отрицательные полюса простым, если бы не одна трудность: какой из них положительный, вес или легкость? Парменид ответил, что легкость — положительное явление, а вес — отрицательное. Затем Кундера спрашивает: «Был ли он прав или нет?» Противопоставление легкости/веса остается самым неоднозначным из всех. Затем Кундера спрашивает, следует ли жить с бременем и долгом или с легкостью и свободой? С точки зрения Ницше, вес является жизнеутверждающим, поскольку жить с позитивной интенсивностью — значит жить так, как вы готовы повторить. Пустота жизни Сабины в «Невыносимой легкости бытия» и то, что она хотела «умереть в легкости» — то есть, она безразлична к своей жизни — показывает, что она не хотела бы повторять свою жизнь и не хотела бы принять вечное возвращение.
Итало Кальвино
[ редактировать ]Подобно греческому философу Гераклиту , для Итало Кальвино Легкость — это гибкость; невесомость; мобильный; соединительная; векторы в отличие от структур. Итало Кальвино исследовал Легкость в первой из своих Шести Записок на следующее тысячелетие . Он рассматривал Легкость как важный аспект постмодернистского общества и существования, который следует прославлять; он, как и Гераклит, никогда не рассматривал Легкость как нечто отрицательное, более того, никогда не приписывал ей никакого оценочного содержания.
Кальвино остро исследует границу между легкостью и поверхностным; он утверждает, что созерцательная легкость может сделать беззаботность тяжелой и тусклой; стремление к легкости как реакция на долг жизни.
Кальвино подчеркивает, что он не намерен исключать или определять как низшие противоположности, например, легкий/тяжелый, быстрый/медленный; мгновенная дедукция не обязательно лучше хорошо обдуманной мысли, дело может быть даже противоположным. Он просто сообщает что-то, что является лишь символом легкости. Баланс или напряжение между двумя «полюсами» является важным аспектом.
В «Шести записках» он говорит: «Это правда, что программное обеспечение не может проявлять свою легкость, кроме как за счет веса аппаратного обеспечения. Но именно программное обеспечение отдает приказы, действуя во внешнем мире и на машинах, которые существуют только как функции программного обеспечения. и развиваться так, чтобы они могли разрабатывать все более сложные программы. Вторая промышленная революция, в отличие от первой, дарит нам не такие сокрушительные образы, как прокатные станы и расплавленная сталь, а «биты» в потоке информации, перемещающейся по цепям. в виде электронных импульсов. Железные машины все еще существуют, но они подчиняются приказам невесомых битов».
Восточная философия
[ редактировать ]Йога -сутры Патанджали также посвящены Легкости. Книга 3 описывает Легкость или Лагхиму как одно из восьми сиддхи, или восьми совершенств: способность компенсировать силу своей фактичности . Это определяется по отношению к Притяжению или Гариме , которое касается мирского веса и массы.
Дзен-буддизм учит, что человек должен стать таким же легким, как и само существо. Дзен учит не только находить легкость бытия «терпимого», но и радоваться этой легкости. Это представляет собой интересное противоречие оценке Кундерой Легкости.