Для этой цели явился Сын Божий , BWV 40
Для этой цели явился Сын Божий | |
---|---|
БВВ 40 | |
Рождественская кантата И.С. Баха | |
Связанный | основа для Мисы, BWV 233 |
Повод | Второй день Рождества |
Библейский текст | 1 Иоанна 3:8 |
Выполненный | 26 декабря 1723 г. Лейпциг : |
Движения | 8 |
Вокал |
|
Инструментальный |
|
Для этого явился Сын Божий, [ 1 ] BWV 40 — церковная кантата Иоганна Себастьяна Баха . Он сочинил ее в 1723 году, в свой первый год в Лейпциге , ко второму дню Рождества , и впервые исполнил ее 26 декабря того же года в обеих главных церквях, Томаскирхе и Николаикирхе . Это была первая рождественская кантата, написанная Бахом для Лейпцига. Название кантаты также появляется на более современном немецком языке как Dazu ist erschienen der Sohn Gottes .
Темой произведения является Иисус как победитель дел дьявола, которого часто называют змеем . Музыка празднично набрана с использованием двух валторн, как в Части IV Баха более поздней Рождественской оратории . Текст неизвестного поэта состоит из восьми частей, начиная с хоровой части библейского текста, за которой следует последовательность речитативов и арий , структурированная как три строфы из трех разных гимнов . Только два из этих гимнов являются рождественскими гимнами .
Бах использовал вступительный припев для заключительного Cum Sancto Spiritu в своей «Миссе фа мажор» 1738 года , BWV 233.
История
[ редактировать ]Бах сочинил кантату в свой первый год в Лейпциге , ко второму дню Рождества . В этот день Лейпциг праздновал Рождество и День Святого Стефана попеременно с разными чтениями. В 1723 году вспоминали день святого Стефана с предписанными для праздника чтениями из Деяний апостолов , Мученичества Стефана ( Деяния 6:8–7,22 , Деяния 7:51–59 ) и из Евангелие от Матфея , Иерусалим убивает своих пророков ( Матфея 23:35–39 ). Текст кантаты неизвестного автора не связан с мученичеством, а в целом отражает Иисуса как победителя греха и дел дьявола. В тексте цитируется Библия в первой части, стихе из Первого послания Иоанна ( 1 Иоанна 3:8 ). Современная поэзия несколько раз ссылается на Библию. Часть 2 основана на Евангелии от Иоанна ( Иоанна 1:14 ). Часть 5 отражает повествование о творении ( Бытие 3:15 ); образ змея также используется в частях 4 и 6. Часть 7, наконец, подхватывает строку из дневного Евангелия, стих 37: «как часто Я собирал бы детей твоих вместе, как курица собирает цыплят своих под крылья свои». ". [ 2 ]
не менее трех хоральных В структуру входят » Каспара Фюгера строф из трех разных гимнов: часть 3 — это строфа 3 из « Wir Christenleut (1592); [ 3 ] часть 6 — это строфа 2 из Пауля Герхардта (1648); «Schwing dich auf zu dein Gott» [ 4 ] а заключительный хорал - четвертая (последняя) строфа из оперы Кристиана Кеймана « Freuet euch, ihr Christen alle » (1646). [ 5 ] Это необычно; многие из кантат Баха включают только одну хоральную строфу в качестве заключения, а кантата, исполненная накануне, Christen, ätzet diesen Tag , BWV 63 , раннее произведение, написанное в Веймаре , вообще не содержала хорала. [ 2 ] Во время рождественского сезона 1723 года Бах использовал структурный прием трех хоральных строф, редко встречающихся в его кантатах, еще дважды: в Sehet, welch eine Liebe Hat uns der Vater erzeiget , BWV 64 , и в Schau,lieber Gott, wie meine Feind. , БВВ 153 . Структурирование крупных произведений в сценах, закрывающихся хоралом, он использовал позднее в своих «Страстях» и в « Рождественской оратории» . В этой кантате первая вставка взята из гимна, который Бах позже использовал в конце третьей части своей Рождественской оратории : [ 6 ] исполнено на более раннюю мелодию (1589 г.) анонимным композитором. [ 7 ] Вторая вставка не из рождественского гимна, но обращение к «alte Schlange» (старому змею) соответствует контексту. Он поется на мелодию, возможно, написанную Фридрихом Функе . [ 8 ] Заключительный хорал поется на мелодию Андреаса Хаммершмидта , опубликованную в его сборнике Vierter Theill Musicalischer Andachten (Четвертая часть музыкальных размышлений) во Фрайберге, Саксония (1646). [ 9 ]
Кантата была первой рождественской кантатой, написанной для Лейпцига. Бах впервые исполнил ее 26 декабря 1723 года. [ 10 ] и еще раз, либо в 1746, либо в 1747 году. К рождественскому сезону 1723 года, от Первого дня Рождества до Крещения , Бах исполнил программу из шести кантат, пять из которых были новыми композициями, и двух других крупных хоровых произведений:
- 25 декабря
- Основная служба: Христиане, запечатлейте этот день , BWV 63 и новый Sanctus ре мажор, BWV 238
- вечерняя служба , BWV 63 и Магнификат ми-бемоль мажор, BWV 243a
- 26 декабря: эта кантата
- 27 декабря: Вот, какую любовь показал нам Отец , BWV 64.
- 1 января: Пойте Господу новую песнь , BWV 190.
- 2 января: Посмотри, Боже мой, каковы мои враги , BWV 153.
- 6 января: Все они прибудут из Сабы , BWV 65.
Кантаты исполнялись дважды в главные праздники: во время главной службы поочередно в одной из двух главных церквей Лейпцига Томаскирхе и Николаикирхе , а также во время вечерни в другой. [ 11 ]
Бах пародировал первую часть этой кантаты для Cum Sancto Spiritu фуги в своей «Миссе фа мажор» 1738 года , BWV 233. [ 12 ]
Оценка и структура
[ редактировать ]По праздничному случаю кантата партитурирована для трёх вокальных солистов — альта , тенора и баса — четырёхголосного хора, двух валторн (corno da caccia), двух гобоев , двух скрипок , альта и бассо континуо . [ 13 ] Позже Бах использовал аналогичную партитуру в Части IV своей Рождественской оратории , которая должна была быть исполнена в первый день Нового года .
Кантата состоит из восьми частей:
Нет. | Заголовок | Тип | Вокал | Ветры | Струны | Латунь | Ключ | Время |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Для этой цели явился Сын Божий | Хор | САТБ | 2Об | 2Вл и БК | 2 гривны | Фа мажор | |
2 | Слово стало плотью | Речитатив | Тенор | до нашей эры | ||||
3 | Грех вызывает страдания | Хоровой | САТБ | 1Об (с Сопрано), 1 Обь (кольто) |
1Вл (полковник Сопрано), 1Vl (цвет альт), Va (цвет тенор), Bc |
1 гривна (полковник Сопрано) | соль минор | |
4 | Адская змея, ты не боишься? | Воздух | Бас | 2Об | 2Вл, Ва, Бк | Ре минор | 3/8 | |
5 | Змея, такая в раю | Речитатив | Высокий | 2Вл, Ва, Бк | ||||
6 | Покачай головой и говори | Хоровой | САТБ | 1Об (с Сопрано), 1Об (Альт) |
1Вл (полковник Сопрано), 1Вл (альто), Ва (капуста Тенор), до нашей эры |
1 гривна (полковник Сопрано) | Ре минор | |
7 | Христианские дети, радуйтесь! | Воздух | Тенор | 2Об | до нашей эры | 2 гривны | Фа мажор | 12/8 |
8 | Иисус, возьми свои члены | Хоровой | САТБ | 1Об (с Сопрано), 1Об (Альт) |
1Вл (полковник Сопрано), 1Вл (альто), Идет (с тенором), до нашей эры |
1 гривна (полковник Сопрано) | Фа минор |
Музыка
[ редактировать ]По словам музыковеда Джулиана Минчема, кантата состоит из трех частей, каждая из которых завершается хоралом:
- Хор, речитатив, хорал – «Цель Христа в мире греха»
- Ария, речитатив, хорал – «Деяния Христа по изгнанию сатаны»
- Ария, хорал – «последовательное христианское наслаждение»
Бах использовал материал из хоралов в своем собственном сочинении, например, выведя мотив первого валторны из начала хоральной мелодии первого хорала. Это говорит о том, что он выбрал структуру еще до того, как приступил к сочинению. [ 6 ]
Вступительный припев фа мажор представляет собой постановку короткого текста « Dazu ist erschienen der Sohn Gottes, daß er die Werke des Teufels zerstöre ». (Для того и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Дьявола.) [ 1 ] [ 13 ] Клаус Хофманн отмечает: «Эта работа разрушения изображается в припеве повторяющимися ударными нотами и расширенной колоратурой , но все эти иллюстративные элементы подчинены праздничному рождественскому духу». [ 14 ] Рога открывают ритурнель коротким сигнальным мотивом. [ 15 ] его подхватывают гобои и струнные. [ 16 ] Движение напоминает прелюдию и фугу , [ 12 ] потому что текст сначала представлен в гомофонии с повторением начала ритурнели, затем повторяется как фуга , [ 17 ] и, наконец, повторяется в стиле мадригала, аналогично первому разделу. [ 18 ]
Джон Элиот Гардинер , дирижировавший этой и другими рождественскими кантатами во время паломничества кантаты Баха с хором Монтеверди в 2000 году, сравнивает стиль этого движения со stilo concitato (возбужденным стилем) Клаудио Монтеверди и отмечает его «энергичную поддержку военной кампании против греха». и дьявол, установленный с рождением Иисуса». [ 19 ] Текст, говорящий о «делах дьявола», воспроизводится на повторяющихся нотах как в разделе прелюдии, так и в разделе фуги; разрушение изображено в извилистых, почти змеиных колоратурах в обеих частях, но текст « Darzu ist erschienen der Sohn Gottes » украшен новой спокойной темой , которую вводит тенор, за которым следуют бас, сопрано и альт. , только в сопровождении континуо. Тогда тема контрастирует с двумя другими элементами, изображающими дела дьявола и разрушение; он сияет почти на протяжении всей фуги. [ 17 ]
Короткий секко -речитатив в исполнении тенора, типичного голоса для повествования евангелистов , передает послание «Das Wort ward Fleisch und wohnet in der Welt» (Слово стало плотью и жило в мире). [ 1 ] Хорал, состоящий из четырех частей, возвращается к мысли о грехе: « Die Sünd macht Leid » (Грех причиняет страдание). [ 1 ] [ 17 ] Басовая партия повышается, чтобы подтвердить последнюю строчку: « Кто мог бы осудить нас как христиан? ». [ 1 ] [ 6 ]
Басовая ария « Адский змей, ты не боишься? » (Адский змей, ты не боишься) [ 1 ] сопровождается гобоями и струнными. Хофманн описывает его как «широкомасштабное оперное басовое соло, торжествующее над «адским змеем » ». [ 18 ] Сопровождающий речитатив « Die Schlange, so im Paradies » (Змей, что в раю) [ 1 ] объясняет, что грех был искуплен. [ 20 ] Второй хорал « Потряси головой и скажи » (Потряси головой и скажи) [ 1 ] также представляет собой четырехчастную настройку. [ 21 ] Яркая басовая партия иллюстрирует сокрушение головы змеи. [ 6 ]
Теноровая ария « Дети-христиане, радуйтесь! » (Дети-христиане, радуйтесь!) [ 1 ] сопровождается как валторнами, так и гобоями [ 18 ] и подчеркивает слова « freuet » (радоваться) расширенными колоратурами и « erschrecken » (ужасать) внезапными паузами. Оно отражает радостное настроение вступительного припева. Кантату завершает « Jesu, nimm dich deiner Glieder » (Иезу, возьми себе свои члены), [ 1 ] третий хорал из четырех частей, прося Иисуса о дальнейшей поддержке в новом году. [ 21 ] В нескольких отрывках басовая партия движется, иллюстрируя радость и блаженство. Гармонизация начинается с фа минора, несколько раз меняется по словам и достигает фа мажор на последнем слове « Genadensonne » (Солнце милосердия). [ 1 ] [ 6 ]
Записи
[ редактировать ]Записи взяты из списка на сайте кантат Баха. [ 22 ] Ансамбли старинных инструментов в исторически обоснованном исполнении отмечены зеленым фоном.
Заголовок | Дирижер/Хор/Оркестр | Солисты | Этикетка | Год | Орх. тип |
---|---|---|---|---|---|
Великие кантаты И.С. Баха Vol. 20 | Фриц Вернер Хор Генриха Шютца в Хайльбронне Камерный оркестр Пфорцхайма | Эрато | 1964 | ||
Кантата Баха Том 62. | Хельмут Риллинг Фигурный хор Мемориальной церкви Штутгарта Бах-коллегия Штутгарта | Хэнсслер | 1970 | ||
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 3. | Густав Леонхардт Ганноверский хор мальчиков Леонхардт-Консорт |
|
Тельдек | 1975 | Период |
Бах Сделано в Германии Том. 4 – Кантаты IX | Ханс-Йоахим Ротч Томанерхор Новый Музыкальный Коллегиум Баха |
|
Вечный | 1981 | |
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 8 | Тон Купман Амстердамский барочный оркестр и хор | Антуан Маршан | 1998 | Период | |
Рождественские кантаты Баха | Крейг Смит хор Эммануэля Музыка оркестр Эммануэля Музыка | Кох Интернэшнл | 1990 | Период | |
Издание Баха Том. 15 - Кантаты Том. 8 | Питер Ян Лейсинк Голландский хор мальчиков Нидерландский Бах-Коллегиум | блестящая классика | 2000 | Период | |
И.С. Бах: Кантаты Том. 15 – Кантаты из Лейпцига 1723 г. | Масааки Сузуки Коллегия Баха в Японии | ДО | 2000 | Период | |
Кантаты Баха Том. 14: Нью-Йорк | Джон Элиот Гардинер Хор Монтеверди Солисты английского барокко | Слава одному Богу | 2000 | Период
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Брокер 2021 .
- ^ Jump up to: а б Дюрр 1981 , с. 119-120.
- ^ Браун и Орон 2005 .
- ^ Браун и Орон 2006 .
- ^ Браун, Орон и декабрь 2005 г ..
- ^ Jump up to: а б с д и Минчам 2010 .
- ^ Браатц и Орон 2005 .
- ^ Браатц, Орон и декабрь 2005 г ..
- ^ Браатц, Орон и октябрь 2005 г.
- ^ Дюрр 1981 , с. 119.
- ^ Вольф 1998 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Вольф 1998 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Дюрр 1981 , с. 120.
- ^ Хофманн 2000 , с. 6–7.
- ^ Хофманн 2000 , с. 6.
- ^ Дюрр 1981 , с. 120-121.
- ^ Jump up to: а б с Дюрр 1981 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с Хофманн 2000 , с. 7.
- ^ Гардинер 2005 , стр. 3.
- ^ Траупман-Карр 2006 .
- ^ Jump up to: а б Дюрр 1981 , с. 122.
- ^ Концерн 2012 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]Результаты
- Сын Божий, BWV 40: Также были опубликованы партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- «Сын Божий явился BWV 40; до н.э. A 12 / Священная кантата (2-е Рождество)» . Бах Цифровой . 2000 . Проверено 31 мая 2014 г.
Книги
- Дюрр, Альфред (1981). Кантаты Иоганна Себастьяна Баха (на немецком языке). Том 1 (4-е изд.). Немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 3-423-04080-7 .
Интернет-источники
Несколько баз данных предоставляют дополнительную информацию о каждой кантате, такую как история, партитура, источники текста и музыки, переводы на разные языки, дискография, обсуждение и музыкальный анализ.
Полные записи кантат Баха сопровождаются примечаниями музыкантов и музыковедов: Джон Элиот Гардинер прокомментировал его «Паломничество кантаты Баха» , Клаус Хофманн написал для Масааки Судзуки, а Кристоф Вольф для Тона Купмана.
- Амвросий, З. Филип (2012). «BWV 40 Для сего явился Сын Божий» . Университет Вермонта . Проверено 4 декабря 2012 г.
- Бах, Питер (2012). «Поэтому явился Сын Божий» (на немецком языке). bach.de. Проверено 4 декабря 2012 г.
- Бишоп, Уолтер Ф. (2012). «BWV 40 Для этой цели явился Сын Божий» . Университет Альберты . Проверено 4 декабря 2012 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2005). «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / У нас, Кристенлейт, есть Jetzund Freud» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2005). «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Радуйтесь, все христиане» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Браатц, Томас; Орон, Арье (2005). «Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха / Поднимитесь к своему Богу» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Браун, Фрэнсис; Орон, Арье (2005). «Wir Christenleut habn jetzund Freud / Текст и перевод хорала» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Браун, Фрэнсис; Орон, Арье (2005). «Радуйтесь, все христиане / Текст и перевод хорала» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Браун, Фрэнсис; Орон, Арье (2006). «Взлетайте к своему Богу / Текст и перевод хорала» . bach-cantatas.com . Проверено 7 декабря 2012 г.
- Деллал, Памела (2021). «BWV 40 – «Для этой цели явился Сын Божий» » . pameladellal.com . Проверено 23 декабря 2021 г.
- Гардинер, Джон Элиот (2005). Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) / Кантаты №№ 40, 91, 110 и 121 (примечания СМИ). Соли Део Глория (на Hyperion Records сайте ) . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Хофманн, Клаус (2000). «Поэтому явился Сын Божий, BWV 40» (PDF) . bach-cantatas.com . Проверено 4 декабря 2012 г.
- Минчем, Джулиан (2010). «Глава 31 Bwv 40 - Кантаты Иоганна Себастьяна Баха» . jsbachcantatas.com . Проверено 18 августа 2022 г.
- Орон, Арье (2012). «Кантата BWV 40 Для этой цели явился Сын Божий» . Кантаты Баха . Проверено 4 декабря 2012 г.
- Траупман-Карр, Кэрол (2006). «Кантата BWV 40 Сын Божий явился» . Хор Баха в Вифлееме . Проверено 11 марта 2011 г.
- Вольф, Кристоф (1998). «О первом цикле кантат Баха для Лейпцигской литургии (1723–1724) (III)» (PDF) . bach-cantatas.com . Проверено 4 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сын Божий, BWV 40: также опубликовано выступление Нидерландского общества Баха (видео и справочная информация) .
- Сын Божий, BWV 40: Также были опубликованы партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Люк Дан: BWV 40.3 , BWV 40.6 , BWV 40.8 bach-chorales.com