Jump to content

Возьми от нас, Господи, Боже верный , BWV 101

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с BWV 101 )

Возьми от нас, Господи, верный Боже
Хоральная кантата И.С. Баха
Христос выгоняет менял из храма , Валентин де Булонь , 1618 год.
Повод Десятое воскресенье после Троицы
Хорал « Возьми от нас, Господи, Боже верный »
Мартин Моллер
Выполненный 13 августа 1724 г ( 1724-08-13 ) .: Лейпциг
Продолжительность 25 минут
Движения 7
Вокал Хор SATB и соло
Инструментальный
  • Корнетт
  • 3 тромбона
  • 2 гобоя
  • размер
  • охотничий гобой
  • поперечная флейта
  • 2 скрипки
  • альт
  • непрерывный

Иоганн Себастьян Бах сочинил церковную кантату « Отними от нас, Господи, Боже верный» (Отними от нас, Господи, Боже верный), [ 1 ] BWV   101 , в Лейпциге в десятое воскресенье после Троицы и впервые исполнено 13 августа 1724 года. Он основан на семи строфах Мартина одноименного гимна Моллера ( 1584), который исполняется на мотив « Фатер ». unser im Himmelreich », размерный парафраз Лютера « Отче наш » . произведения Эта мелодия занимает видное место в шести из семи частей .

Nimm von uns, Herr, du treuer Gott ' Баха принадлежит к циклу хоральных кантат , второму циклу во время его пребывания на посту Томаскантора , начавшегося в 1723 году. Текст сохраняет первую и последнюю строфу хорала без изменений; текст третьей и пятой строф сохранен, но перемежается современными строками неизвестного либреттиста , который также перефразировал строфы 2, 4 и 6 в арий тексты . Первая часть представляет собой хоральную фантазию , а средние сольные части чередуются с ариями и речитативом . Завершает произведение четырехголосная хоральная постановка .

Кантата написана для четырех вокальных солистов, четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля корнеттов и тромбонов для усиления голосов, гобоев , флауто-траверсо , струнных и бассо континуо .

История и слова

[ редактировать ]

Бах сочинил кантату в Лейпциге к Десятому воскресенью после Троицы в рамках своего второго цикла кантат . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Предписанными чтениями для воскресенья были Первое послание к Коринфянам , разные дары, но один дух ( 1 Коринфянам 12:1–11 ), и Евангелие от Луки , Иисус возвещает о разрушении Иерусалима и очищении Храма ( 1 Коринфянам 12:1–11). Луки 19:41–48 ). [ 2 ] [ 5 ]

Кантата основана на семи строфах Мартина Моллера ( хорала 1584 г.). [ 2 ] которую он написал во время чумы как парафраз латинской поэмы « Aufer immensam » (1541). [ 6 ] [ 7 ] Хорал поется на мелодию Лютера « Vater unser im Himmelreich », парафраз Молитвы Господней . [ 6 ] В гимне речь идет об «антитезе Божьего гнева и милосердия»; [ 6 ] его просят отменить приговор, в котором рассматривалась чума, а также разрушение храма, о котором говорится в Евангелии. [ 7 ]

сохранился без изменений Текст хорала во внешних частях . Неизвестный либреттист переписал идеи строф 2, 4 и 6 в арии . Он сохранил текст строф 3 и 5, но дополнил его речитативным текстом. Текст кантаты лишь в целом связан с чтениями, в отличие от Schauet doch und sehet, ob irgend ein Schmerz sei , BWV 46 , составленной годом ранее и посвященной плачу Иерусалима в тексте из «Плача» . [ 5 ] На разрушение Иерусалима поэт намекнул строкой « Daß wir nicht durch sündlich Tun wie Иерусалим vergehen! » (чтобы мы не погибли из-за греховных поступков, как Иерусалим!) во второй части. [ 3 ] [ 6 ]

Бах возглавил « Томанерхор» в первом исполнении кантаты 13 августа 1724 года. [ 2 ] [ 8 ] Во время пребывания Баха на посту Томаскантора она была исполнена снова примерно в 1746 году, согласно изменениям в партиях. Сын Баха, Вильгельм Фридеман Бах , исполнил ее, по крайней мере частично, в Галле в начале 1760-х годов. [ 2 ]

Структура и оценка

[ редактировать ]
Поперечная флейта

Бах структурировал кантату в семь частей . И текст, и мелодия гимна сохранены во внешних частях, хоральной фантазии и четырехчастном заключительном хорале. [ 9 ] Бах написал произведение для четырех вокальных солистов ( сопрано (S), альта (А), тенора (Т) и баса (В)), четырехголосного хора и барочного инструментального ансамбля корнеттов (Ct), трех тромбонов ( Tb), два гобоя (Ob), гобой да качча (Oc), тайлле (Та, тенор-гобой), флауто траверсо (Ft, или скрипка), две партии скрипки (Vl), одна партия альта (Va) и бассо континуо . [ 2 ] [ 10 ] Продолжительность кантаты указана как 25 минут. [ 3 ]

В следующей таблице движений партитура, тональность и размеры взяты у Альфреда Дюрра . [ 10 ] Континуо, играющее повсюду, не показано.

Движения Возьми от нас, Господи, Боже верный
Нет. Заголовок Текст Тип Вокал Ветры Струны Ключ Время
1 Возьми от нас, Господи, верный Боже Моллер Хоральная фантазия САТБ Кт 3Тб 2Об Та Фт 2Вл А Ре минор сократить время
2 Не действуйте в соответствии со своими правами анон. Воздух Т футы (или Вл) соль минор общее время
3 Ой! Господь Бог, твой верностью Моллер, анон. Хорал и речитатив С соль минор 3
4
/ общее время
4 Почему ты хочешь так злиться? анон. Воздух Б 2Об Та Несовершеннолетний сократить время
5 Грех сильно развратил нас Моллер, анон. Хорал и речитатив Т Ре минор общее время
6 Помните горькую смерть Иисуса анон. Воздух СА Форт Ок Ре минор 12
8
7 Веди нас своей правой рукой Моллер Хорал САТБ Ct3Tb2ObTa 2Вл А Ре минор общее время

Хоральная мелодия

[ редактировать ]

Гимн поется на мотив « Vater unser im Himmelreich », размерного пересказа Лютеровской Молитвы Господней . [ 11 ] Валентина Шумана который появился в сборнике гимнов 1539 года ( Цан №   2561). [ 12 ]


{ \key c \major
\время 64/2
\set Score.tempoHideNote = ##t
\темп 2=100
\set Staff.midiInstrument = "английский рожок"
\ опустить Score.TimeSignature
\override Score.BarNumber #'transparent = ##t
 a'1 a'2 f' g' a' f' e' d'1\fermata \bar "!" a'1 a'2 g' c'' a' f' g' a'1\fermata \bar "!" a' c''2 d'' f'' e'' d'' цис'' d''1\fermata \bar "!" д''
 e''2 d'' c'' b' a' gis' a'1\fermata \bar "!" d'' c''2 b' c'' a' a' g' f'1\fermata \bar "!" a' bes'2 a' f' g' f' e' d'\breve\bar "|."}

Мелодия в дорийском стиле является почитаемым образцом немецкого протестантизма. Возможно, поэтому Бах практически во всех частях использовал его по-разному. [ 6 ] [ 11 ]

Движения

[ редактировать ]

Вступительный припев: « Отведи от нас, Господи, верный Боже, тяжкое наказание и великое страдание » [ 1 ] представляет собой хоральную фантазию с cantusfirmus сопрано, каждая строка которой подготовлена ​​нижними голосами. Хор тромбонов играет в сопровождении голосов. В этой части играют гобои и струнные, в отличие от других, более концертных, вступительных частей, мотивов , которые также можно петь, придавая особое значение голосам. [ 11 ] Джон Элиот Гардинер , дирижировавший « Паломничеством кантаты Баха» в 2000 году, отметил, что оркестровые мотивы были взяты из другого гимна Лютера « Dies sind die heilgen zehn Gebot » о Десяти заповедях , и описал этот подход как «двойной доктринальный залп». ". [ 6 ]

К каждой строке хорального напева нижние голоса готовили выход ведущего сопрано, исполняя эту мелодическую часть вдвое быстрее и подражательно ; голоса остаются в полифонии до конца строки в сопрано. [ 11 ] Голоса подкреплены корнетом и тромбонами, звучащими архаично, «как будто Бах намеревался воссоединиться со временем Лютера», как заметил Гардинер. Современные аспекты, напротив, представляют собой устойчивые трехнотные «вздохающие» мотивы в инструментах и ​​финальное «тревожное усиление гармонии и голосового выражения слов « für Seuchen, Feur und großem Leid » (заражение, огонь и мучительная боль)». в конце движения» над педалью тоника . [ 6 ]

В первой арии « Не поступайте с нами, злыми рабами греха, по справедливости Твоей »: [ 1 ] тенору аккомпанирует флейта-виртуоз облигато . [ 13 ] Написание флейты предполагает, что у Баха тогда под рукой был способный флейтист, как и песня Was frag ich nach der Welt , BWV 94 , исполненная на прошлой неделе. Бах иллюстрировал текст, используя, например, мотивы вздоха для « Flehen » (мольба) и нисходящую линию для « vergehen » (погибнуть). [ 13 ] Гардинер интерпретировал певца как «выражающего страх перед судом по закону», в то время как флейта дает «проблески надежды на милость и прощение». [ 6 ] В более поздней версии Бах заменил флейту скрипкой. [ 13 ]

Речитатив для сопрано « Ach! Herr Gott, durch die Treue dein » (Ах! Господи Боже, через Твою любовь), [ 1 ] объединяет всю третью хоральную строфу с новым текстом, расширяя каждую строку на несколько новых строк мыслей и заканчивая последней хоральной строкой. Хоральные строки исполняются в украшенной версии хоральной мелодии, измененной на 3/4 размера и сопровождаемой производным от нее остинато континуо, в то время как новый текст установлен как секко-речитатив . [ 13 ]

В центральной части – бас-ария необычной формы. Три гобоя и континуо начинаются с драматической ярости, отмеченной оживлением . [ 13 ] Затем неожиданно начинается бас, отмеченный анданте , с первой строки хоральной строфы на мелодию хорала: « Warum willst du so zornig sein? » (Почему ты так зол?). [ 1 ] По словам Гардинера, в слове « Warum » Бах резко меняет тональность с ми минор на до минор, создавая «расчетный диссонанс с подсветкой». [ 6 ]

Тот же текст затем развивается в стиле вступительной ритурнели . В средней части, снова анданте, вся хоральная мелодия исполняется инструментами, а голос поет самостоятельно. Незадолго до его окончания инструменты набирают скорость и мотивы первой ритурнели и завершаются без голоса. [ 13 ]

Второй хорал с речитативом для тенора « Die Sünd Hat uns verderbet sehr » (Грех сильно развратил нас), [ 1 ] похож на первый, но мелодия в обычном такте. [ 1 ]

Шестая часть, « Gedenk an Jesu выпь Тод » (Подумайте о горькой смерти Иисуса!) [ 1 ] это дуэт. Голоса сопрано и альта сочетаются с флейтой и гобоем да качча, исполняющим мелодию хорала. [ 13 ] Музыка в ритме сицилиано . [ 7 ] Инструментарий похож на центральную часть более позднего произведения Баха « Aus Liebe will mein Heiland sterben » из « Страстей по Матфею» . [ 6 ]

Заключительная строфа хорала « Веди нас правой рукой и благослови наш город и страну » (Веди нас правой рукой и благослови наш город и страну;) [ 1 ] , рассчитан на четыре части. [ 13 ] [ 14 ] Инструменты играют на парте с певцами. [ 15 ]


\header { tagline = " " }
\layout { indent = 0 \context { \Score \remove "Bar_number_engraver" } }
global = { \key d \minor \numericTimeSignature \time 4/4 \set Score.tempoHideNote = ##t \set Timing.beamExceptions = #'()}

сопрано = \relative c'' {\global
  \частичный 4 а4 |
  афга |
  корм\фермата а' |
  агка |
  фга\фермата а |
  c d8 е f4 е |
  d цис d\fermata d |
  edcb |
  аба\фермата д |
  CBCA |
  агф\фермата а |
  бес a8 г f4 г |
  фед\фермата\бар "|."
}

альт = \relative c' {\global
  \частичный 4 f4 |
  Эддд |
  d цис а f' |
  ж g8 f e4 f |
  дд цис д |
  яйцо |
  f8 г a4 аг |
  г фис8 гис а4 е |
  e8 аа гис e4 d |
  эфгф |
  фекд |
  д цис де |
  цис8 d4 цис8 а4
}

тенор = \relative c' {\global
  \частичный 4 d4 |
  аа быть |
  бес е, ж д' |
  cccc |
  бес д, эф |
  а бес с bes8 c |
  d4 ефб, |
  c8 b a4 дд |
  cdcg |
  г д' cc |
  д.г., а.а. |
  g8 f e4 bes'2 ~ |
  бес8 ага фис4
}

бас = \relative c {\global
  \частичный 4 d4 |
  цис d лучший f |
  гад, d8 е |
  f4 eaf |
  бес-бес, объявление |
  а' GF g8 а |
  bes4 объявление, г |
  c, d8 e fis4 gis |
  аа, б |
  cdef |
  бес, ср, фис |
  га бес а8 г |
  объявление формата А4
}

\счет {
  \новый состав хора <<
    \new Staff \with {midiInstrument = "хор аах" }
    <<
      \new Voice = "сопрано" {\voiceOne \soprano }
      \new Voice = "альт" {\voiceTwo \alto }
    >>
    \new Lyrics \lyricsto "сопрано" {
      Leit uns mit dei -- ner rech -- ten Hand
      und seg -- ne uns -- er Stadt und Land;
      gib uns all -- _ zeit dein heil -- ges Wort,
      be -- hüt für's Teu -- fels List und Mord;
      ver -- leih ein sel -- ges Stün -- de -- lein,
      auf dass wir_e -- парик bei dir sein.
    }
    \new Staff \with {midiInstrument = "хор аах" }
    <<
      \ключ бас
      \new Voice = "тенор" {\voiceOne \tenor }
      \new Voice = "bass" { \voiceTwo \bass }
    >>
  >>
  \макет { }
  \миди { \темп 4=70 }
}

Рукописи и публикации

[ редактировать ]

Сохранился набор партий кантаты, частично скопированный самим Бахом. [ 7 ] Кантата была впервые опубликована в 1876 году в первом полном издании произведения Баха, Bach-Gesellschaft Ausgabe . Том, о котором идет речь, был отредактирован Вильгельмом Рустом . [ 2 ] [ 7 ] В журнале Neue Bach-Ausgabe он был опубликован в 1985 году под редакцией Роберта Л. Маршалла. [ 7 ] с критическим отчетом, последовавшим в 1989 году. [ 2 ]

Список записей представлен на сайте кантат Баха. [ 16 ] [ 17 ] Ансамбли, играющие на старинных инструментах в исторически обоснованных выступлениях, показаны на зеленом фоне.

Записи песни Возьми от нас, Господи, верный Бог
Заголовок Дирижер/Хор/Оркестр Солисты Этикетка Год Тип хора Орх. тип
Кантата Баха Том 47. Хельмут Риллинг
Гехингер Канторей
Бах-коллегия Штутгарта
Хэнсслер 1979  ( 1979 )
И.С. Бах: Кантатное произведение • Полное собрание кантат • Les Cantates, Эпизод / Том 6. Николас Арнонкур
Хор мальчиков Тёльцер
Музыкальный концерт в Вене
Тельдек 1980  ( 1980 ) Период
И.С. Бах: Полное собрание кантат, том. 10 Тон Купман
Амстердамский барочный оркестр и хор
Антуан Маршан 1998  ( 1998 ) Период
Издание Баха Том. 20 - Кантаты Том. 11 Питер Ян Лейсинк
Голландский хор мальчиков
Нидерландский Бах-Коллегиум
блестящая классика 2000  ( 2000 ) Период
Кантаты Баха Том 5: Рендсбург/Брауншвейг [ 6 ] [ 18 ] Джон Элиот Гардинер
Хор Монтеверди
Солисты английского барокко
Слава одному Богу 2000  ( 2000 ) Период
И.С. Бах: Кантаты Vol. 31 кантата из Лейпцига 1724 г. - BWV 10, 93, 107, 178 Масааки Сузуки
Коллегия Баха в Японии
ДО 2004  ( 2004 ) Период

Цитируемые источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce245818f92faa9248e09cefb42f7f80__1723817700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/80/ce245818f92faa9248e09cefb42f7f80.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nimm von uns, Herr, du treuer Gott, BWV 101 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)