Теория отчуждения Маркса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2023 г. ) |
Часть серии о |
марксизм |
---|
Теория отчуждения Карла Маркса описывает отчуждение (нем. Entfremdung ) людей от аспектов их человеческой природы ( Gattungswesen , «видовая сущность») как следствие разделения труда и проживания в обществе стратифицированных социальных классов . Отчуждение от себя является следствием принадлежности к механистической части социального класса, состояние которого отдаляет человека от своей человечности. [1]
Теоретическая основа отчуждения состоит в том, что работник неизменно теряет способность определять жизнь и судьбу, будучи лишен права мыслить (представлять) себя руководителем своих действий; определить характер этих действий; определять отношения с другими людьми; и владеть ценными товарами и услугами, произведенными их собственным трудом. Хотя рабочий — автономное, самореализованное человеческое существо, он как экономическая единица направлен на достижение целей и отвлекается на деятельность, диктуемую буржуазией — владеющей средствами производства — с целью извлечь из рабочего максимальную выгоду. размер прибавочной стоимости в ходе деловой конкуренции между промышленниками.
В «Экономических и философских рукописях 1844 (1932)» Карл Маркс выразил теорию Entfremdung — отчуждения от себя. С философской точки зрения теория Entfremdung опирается на «Сущность христианства» (1841) Людвига Фейербаха , в которой говорится, что идея сверхъестественного бога оттолкнула естественные характеристики человеческого существа . Более того, Макс Штирнер расширил анализ Фейербаха в книге «Эго и его собственные» (1845), согласно которому даже идея «человечности» является отчуждающей концепцией, которую люди должны интеллектуально рассматривать во всей ее полной философской подоплеке. Маркс и Фридрих Энгельс ответили на эти философские положения в «Немецкой идеологии» (1845).
Формы отчуждения
[ редактировать ]Термины Entfremdung («отчуждение» или «отчуждение») и Entäusserung («экстернализация» или «отчуждение»), заимствованные у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , указывают на то, что люди «отчуждены», потому что они не чувствуют себя как дома в современном социальном мире. [2] Выделяют три формы отчуждения: объективное , субъективное и полное. [3]
Люди объективно отчуждены, если социальный мир, в котором они живут, не является домом. [3] Люди могут жить в мире, который не является домом, не испытывая при этом чувства отчуждения. И наоборот, они могут испытывать чувство, что мир не является домом, одновременно принимая этот опыт как метафизический факт , как это делают экзистенциалисты . Гегель рассматривает оба этих условия как зло, потому что у людей есть глубокая и постоянная потребность жить в социальном мире, который является домом. [4]
Люди субъективно отчуждены в двух случаях: 1) когда мир, в котором они живут, является домом, но они этого не понимают; 2) когда мир, в котором они живут, не является домом, хотя они верят, что это так. Гегель считает первый из этих двух случаев наиболее распространенной причиной отчуждения. Люди субъективно, но не объективно отчуждены. Они отвергают современный социальный мир, потому что он не кажется им домом, хотя объективно таковым и является. Гегель рассматривает признание того, что субъективное отчуждение является устойчивой чертой современной социальной жизни, как часть задачи примирения с современным социальным миром. [5] Он желает не реформировать или изменить институты современного социального мира, а изменить то, как общество понимается его членами. [6]
Люди полностью отчуждены, если они отчуждены как субъективно, так и объективно. Если Гегель считает это состоянием, уникальным для жителей Древнего Рима и средневековой Европы , то Маркс рассматривает это как состояние современного общества. [7] [8]
Размеры отчужденного труда
[ редактировать ]Маркс утверждал, что в капиталистическом обществе рабочие отчуждены от своего труда — они не могут принимать решения о своей собственной производственной деятельности, а также не могут использовать или владеть стоимостью того, что они производят. [9] : 155 В « Записках о Джеймсе Милле » (1844) Маркс так объяснял отчуждение:
Давайте предположим, что мы осуществляли производство как люди. . . В своем произведении я бы объективировал свою индивидуальность , его специфику и, следовательно, наслаждался бы не только индивидуальным проявлением своей жизни во время деятельности, но и, глядя на предмет, имел бы индивидуальное удовольствие познания своей личности. быть объективным, видимым для чувств и, следовательно, силой вне всякого сомнения . ... Наши продукты будут представлять собой множество зеркал, в которых мы увидим отражение нашей сущности. [9] : 86
В «Экономических и философских рукописях» 1844 г. Маркс выделяет четыре результата отчужденного труда: отчужденный труд отчуждает рабочего, во-первых, от продукта его труда; во-вторых, от его собственной деятельности; в-третьих, из того, что Маркс вслед за Фейербахом называет видовым бытием ; и в-четвертых, от других людей. [10]
Из продукта рабочего
[ редактировать ]Конструкция продукта и способ его производства определяются не производителями, производящими его (рабочими), и не потребителями продукта (покупателями), а классом капиталистов , который, помимо использования ручного труда рабочего, также вместить интеллектуальный труд инженера и промышленного дизайнера , создающих продукт, с целью формирования вкуса потребителя покупать товары и услуги по цене, приносящей максимальную прибыль . Помимо того, что рабочие не имеют контроля над протоколом проектирования и производства, отчуждение ( Entfremdung ) в широком смысле описывает преобразование труда (работы как деятельности), которое выполняется для создания потребительной стоимости (продукта) в товар. которым, как и продуктам, может быть присвоена меновая стоимость . То есть капиталист получает контроль над работниками физического и интеллектуального труда и преимуществами их труда с помощью системы промышленного производства, которая превращает этот труд в конкретные продукты (товары и услуги), приносящие пользу потребителю. Более того, капиталистическая система производства также материализует капиталиста труд в «конкретную» концепцию «работы» (работы), за которую рабочему платят заработную плату — по минимально возможной ставке, — которая поддерживает максимальную норму прибыли на инвестиционный капитал ; это аспект эксплуатации . Более того, при такой овеществленной системе промышленного производства прибыль (меновая стоимость), полученная от продажи товаров и услуг (продуктов), которые могли бы быть выплачены рабочим, вместо этого выплачивается классам капиталистов: функциональному капиталисту, который управляет средства производства; и капиталист-рантье , владеющий средствами производства.
Из акта производства
[ редактировать ]В капиталистическом способе производства производство продуктов (товаров и услуг) осуществляется с помощью бесконечной последовательности дискретных, повторяющихся движений, которые приносят рабочему мало психологического удовлетворения от «хорошо выполненной работы». Посредством товаризации рабочего рабочая сила сводится к заработной плате (меновой стоимости); психологическое отчуждение ( Entfremdung ) рабочего происходит из непосредственной связи между его производительным трудом и заработной платой, уплачиваемой ему за этот труд. Отчуждение рабочего от средств производства осуществляется в двух формах: принуждении к заработной плате и навязанном содержании производства. Рабочий привязан к нежелательному труду как к средству выживания, труд не «добровольный, а принудительный» (принудительный труд). Рабочий может отказаться от принуждения к заработной плате только ценой своей жизни и жизни своей семьи. Распределение частной собственности в руках владельцев богатства в сочетании с установленными государством налогами вынуждает рабочих трудиться. В капиталистическом мире наши средства выживания основаны на денежном обмене, поэтому у нас нет другого выбора, кроме как продавать нашу рабочую силу и, следовательно, быть связанными требованиями капиталиста.
Рабочий «[не] чувствует себя удовлетворенным, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и умственную энергию, а умерщвляет свое тело и разрушает свой разум. Поэтому рабочий чувствует себя только вне своей работы, а в своей работе чувствует себя вне себя»; «[л]абор является внешним по отношению к работнику», [11] : 74 это не часть их сущности. Во время работы рабочий несчастен, несчастен и истощен, работа «умерщвляет его тело и губит его разум». Содержание, направление и форма производства навязываются капиталистом. Рабочих контролируют и указывают, что им делать, поскольку они не владеют средствами производства, они не имеют права голоса в производстве, «труд является внешним по отношению к рабочему, т. е. он не принадлежит его сущности. [11] : 74 Сознание человека должно быть свободным и сознательным, а не контролироваться и направляться капиталистом, «внешний характер труда для рабочего проявляется в том, что он не свой, а чужой, что он ему не принадлежит, что в нем он принадлежит не себе, а другому». [11] : 74 Это означает, что он не может свободно и стихийно творить в соответствии со своими собственными указаниями, поскольку форма и направление труда принадлежат кому-то другому.
рабочего Из Gattungswesen (видовая сущность)
[ редактировать ]Gattungswesen . («видовая сущность» или «человеческая природа») индивидов не отделена (отдельна и обособлена) от их деятельности в качестве работника и, как таковая, видовая сущность также включает в себя весь врожденный потенциал человека как личности
Концептуально в термине «видовая сущность » слово « вид» описывает внутреннюю психическую сущность человека, которая характеризуется «множественностью интересов» и «психологическим динамизмом», при котором каждый человек имеет желание и склонность участвовать во многих видах деятельности, которые способствовать взаимному выживанию людей и психологическому благополучию посредством эмоциональных связей с другими людьми, с обществом. Психическая ценность человека состоит в способности представлять (думать) цели своих действий как целенаправленные идеи, отличные от действий, необходимых для реализации данной идеи. То есть люди способны объективировать свои намерения посредством представления о себе как «субъекте» и представления о вещи, которую они производят, «объекте». И наоборот, в отличие от человека, животное не объективирует себя как «субъект» и свои продукты как идеи, «объект», поскольку животное участвует в непосредственно самоподдерживающихся действиях, которые не имеют ни будущего намерения, ни сознательного намерения. намерение. человека В то время как Gattungswesen не существует независимо от конкретной, исторически обусловленной деятельности, сущностная природа человеческого существа реализуется тогда, когда индивид - в данных исторических обстоятельствах - свободен подчинить свою волю внутренним требованиям, которые он навязывает себе своими действиями. их воображение, а не внешние требования, предъявляемые к индивидам другими людьми.
Производственные отношения
[ редактировать ]Каким бы ни был характер сознания человека ( воли и воображения ), общественное существование обусловлено его отношениями с людьми и вещами, способствующими выживанию, что принципиально зависит от сотрудничества с другими, таким образом, сознание человека определяется интерсубъективно (коллективно). ), а не субъективно (индивидуально), потому что человек — социальное животное. В ходе истории, чтобы гарантировать индивидуальное выживание, общества организовывались в группы, которые имели разные базовые отношения к средствам производства . Одна социальная группа (класс) владела и контролировала средства производства, в то время как другой общественный класс обрабатывал средства производства, и в производственных отношениях этого статус-кво целью класса собственников было получение как можно большей экономической выгоды от труда. рабочего класса. В ходе экономического развития, когда новый тип экономики вытеснил старый тип экономики — аграрный феодализм сменился меркантилизмом. , в свою очередь, сменилась промышленной революцией - перестроенный экономический порядок социальных классов благоприятствовал тому социальному классу, который контролировал технологии (средства производства), которые сделали возможным изменение производственных отношений. Аналогичным образом произошла соответствующая перестройка человеческой природы ( Gattungswesen ) и системы ценностей класса собственников и рабочего класса, которая позволила каждой группе людей принять и функционировать в измененном статус-кво производства. отношения.
Несмотря на идеологические обещания индустриализации — что механизация промышленного производства поднимет массы рабочих от жестокой жизни натурального существования к почётному труду — разделение труда, присущее капиталистическому способу производства, противоречило человеческой природе ( Gattungswesen ) рабочий и, таким образом, превратил каждого человека в механистическую часть индустриальной системы производства, превратив его из человека, способного определять свою ценность посредством прямой, целенаправленной деятельности. Более того, почти полная механизация и автоматизация системы промышленного производства позволит (вновь) доминирующему буржуазно -капиталистическому социальному классу эксплуатировать рабочий класс до такой степени, что ценность, получаемая от его труда, уменьшит способность рабочего к материальному выживанию. . В результате этой эксплуатации, когда пролетарский рабочий класс станет достаточно развитой политической силой, он совершит революцию и переориентирует производственные отношения. к средствам производства — от капиталистического способа производства к коммунистическому способу производства . В возникшем коммунистическом обществе фундаментальное отношение рабочих к средствам производства будет равным и бесконфликтным, поскольку не будет искусственных различий в стоимости труда рабочего; Если таким образом уважать человечность рабочего ( Gattungswesen ), мужчины и женщины не станут отчужденными.
В коммунистической социально-экономической организации производственные отношения будут управлять способом производства , нанимать каждого рабочего в соответствии с его способностями и приносить пользу каждому рабочему в соответствии с его потребностями . Следовательно, каждый рабочий мог бы направить свой труд на производительную работу, соответствующую его врожденным способностям, а не быть вынужденным выполнять узко определенную «работу» с минимальной заработной платой , предназначенную для извлечения максимальной прибыли от индивидуального труда, как это определено и диктуется капиталистическим режимом. производства. В бесклассовом, коллективно управляемом коммунистическом обществе обмен стоимостью между овеществленным производительным трудом одного рабочего и потребительской выгодой, полученной от этого производства, не будет определяться или направляться на узкие интересы класса буржуазных капиталистов, а вместо этого будет быть направлены на удовлетворение потребностей каждого производителя и потребителя. Хотя производство будет дифференцироваться по степени способностей каждого рабочего, цель коммунистической системы промышленного производства будет определяться коллективными потребностями общества, а не ориентированными на прибыль требованиями капиталистического социального класса, живущего за счет тем большее общество. Под коллективной собственности на средства производства, отношение каждого рабочего к способу производства будет одинаковым и примет характер, соответствующий общечеловеческим интересам коммунистического общества. Непосредственное распределение плодов труда каждого рабочего для удовлетворения интересов рабочего класса — и, следовательно, для собственных интересов и выгод человека — составит неотчужденное состояние условий труда, которое возвращает рабочему наиболее полное осуществление деятельности. и определение своей человеческой природы.
От других работников
[ редактировать ]Капитализм сводит труд рабочего к коммерческому товару , которым можно торговать на конкурентном рынке труда, а не к конструктивной социально-экономической деятельности, которая является частью коллективных общих усилий, предпринимаемых для личного выживания и улучшения общества. В капиталистической экономике предприятия, владеющие средствами производства, создают конкурентный рынок труда, предназначенный для извлечения из рабочего как можно большего количества труда (стоимости) в форме капитала . в капиталистической экономике Организация производственных отношений провоцирует социальный конфликт, настраивая рабочих против рабочих в конкуренции за «более высокую заработную плату», тем самым отдаляя их от взаимных экономических интересов; Результатом является ложное сознание , которое является формой идеологического контроля, осуществляемого капиталистической буржуазией посредством ее культурной гегемонии . Более того, при капиталистическом способе производства философский сговор религии в оправдании производственных отношений облегчает реализацию, а затем усугубляет отчуждение ( Entfremdung ) рабочего от его человечности; это социально-экономическая роль, независимая от того, что религия является « опиатом масс ». [12]
Философское значение и влияние
[ редактировать ]Понятие отчуждения исходит не от Маркса. Двумя основными факторами, повлиявшими на Маркса в использовании этого термина, являются Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах . [13]
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
[ редактировать ]Для Гегеля отчуждение состоит в «несчастном сознании». Под этим термином Гегель подразумевает неправильно понятую форму христианства Гегеля или христианство, которое не было истолковано в соответствии с собственным пантеизмом . [13]
В «Феноменологии духа» (1807 г.) Гегель описал стадии развития человеческого Geist («духа»), посредством которых мужчины и женщины продвигаются от невежества к познанию себя и мира. Развивая положение Гегеля о человеке-духе, Маркс сказал, что эти полюса идеализма — «духовное невежество» и «самопонимание» — заменяются материальными категориями , в результате чего «духовное невежество» становится «отчуждением», а «самопонимание» становится реализацией человека. его Gattungswesen (видовой сущности).
Людвиг Фейербах
[ редактировать ]Сочинения Людвига Фейербаха среднего периода, где он критикует христианство и философию , озабочены проблемой отчуждения. [14] В этих работах Фейербах утверждает, что в основе христианства лежит неуместное отделение личности от ее сущностной человеческой природы. [15]
Фейербах считает, что отчуждение современных людей состоит в их ложных представлениях о Боге. Бог не является объективным существом, а является проекцией собственных сущностных предикатов человека. [15] Христианская вера влечет за собой жертвование, практическое отрицание или подавление основных человеческих качеств. Фейербах характеризует свою работу как преследующую терапевтическую цель – исцеление болезненного разделения, лежащего в основе отчуждения. [16]
Entfremdung и теория истории
[ редактировать ]В части I: «Фейербах – Оппозиция материалистического и идеалистического мировоззрения» «Немецкой идеологии» (1846 г.) Карл Маркс сказал следующее:
Дело дошло теперь до того, что индивиды вынуждены присваивать существующую совокупность производительных сил не только для достижения самодеятельности, но и просто для обеспечения самого своего существования. [17]
То, что люди психологически нуждаются в жизненной деятельности, ведущей к их самореализации как личности, остается вопросом вторичной исторической значимости, поскольку капиталистический способ производства в конечном итоге будет эксплуатировать и обеднять пролетариат , пока не вынудит его к социальной революции ради выживания. Тем не менее, социальное отчуждение остается практической проблемой, особенно среди современных философов марксистского гуманизма . В «Марксистско-гуманистической теории государственного капитализма» (1992) Рая Дунаевская обсуждает и описывает существование стремления к самодеятельности и самореализации среди наемных рабочих, борющихся за достижение элементарных целей материальной жизни в капиталистической экономике. .
Отчуждение и социальный класс
[ редактировать ]В главе 4 « Святого семейства » (1845 г.) Маркс сказал, что капиталисты и пролетарии одинаково отчуждены, но что каждый социальный класс испытывает отчуждение в разной форме:
Класс имущих и класс пролетариата представляют одно и то же человеческое самоотчуждение. Но первый класс чувствует себя легко и укрепляется в этом самоотчуждении, он признает отчуждение своей силой и имеет в нем подобие человеческого существования. Класс пролетариата чувствует себя уничтоженным, это значит, что он перестает существовать в отчуждении; оно видит в этом собственное бессилие и реальность нечеловеческого существования. Это, по выражению Гегеля, возмущение в его унижении, негодование по поводу этого унижения, негодование, к которому его необходимо приводит противоречие между его человеческой природой и его условиями жизни, которое есть прямое, решительное и всеобъемлющее отрицание. такого характера. Таким образом, в рамках этой антитезы частный собственник является консервативной стороной, а пролетарий — деструктивной стороной. Из первого возникает действие по сохранению антитезы, из второго — действие по его уничтожению. [18]
Критика
[ редактировать ]Обсуждая « алеаторный материализм » ( materialisme aléatoire ) или «материализм встречи», французский философ Луи Альтюссер раскритиковал телеологическую (целеориентированную) интерпретацию теории отчуждения Маркса, поскольку она рассматривала пролетариат как субъекта истории; интерпретация, запятнанная абсолютным идеализмом «философии субъекта», которую он критиковал как «буржуазную идеологию философии». [19]
См. также
[ редактировать ]- Товарный фетишизм
- Критика политической экономии
- Культурная эволюция
- Теории классового сознания и овеществления Георга Лукача
- Общество спектакля
- Разочарование
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Карл Маркс об отчужденном труде» . 2009.
- ^ Хардимон 1994 , стр. 119–121.
- ^ Jump up to: а б Хардимон 1994 , с. 120.
- ^ Хардимон 1994 , стр. 120–121.
- ^ Хардимон 1994 , с. 121.
- ^ Леопольд 2007 , с. 76.
- ^ Хардимон 1994 , с. 122.
- ^ Оверсвен, Эмиль (2022). «Капитализм и отчуждение: на пути к марксистской теории отчуждения XXI века» . Европейский журнал социальной теории . 25 (3): 440–457. дои : 10.1177/13684310211021579 . HDL : 11250/3034904 .
- ^ Jump up to: а б Цянь, Ин (2024). Революционные становления: документальные СМИ в Китае двадцатого века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231204477 .
- ^ Jaeggi 2014 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Маркс, Карл. [1844] 1932. Экономические и философские рукописи 1844 года .
- ^ Маркс об отчуждении
- ^ Jump up to: а б Вуд 2007 , с. 10.
- ^ Леопольд 2007 , стр. 205–206.
- ^ Jump up to: а б Леопольд 2007 , с. 206.
- ^ Леопольд 2007 , стр. 207–208.
- ^ Маркс, Карл (1846). «Часть I: Фейербах. Противостояние материалистического и идеалистического мировоззрения» . Немецкая идеология .
- ^ Глава 4 « Святого семейства » - см. Критический комментарий № 2.
- ^ Буллок, Аллан и Стивен Тромбли, ред. 1999. «Отчуждение». Стр. 22 в Новом словаре современной мысли Фонтаны .
Ссылки
[ редактировать ]- Хардимон, Майкл О. (1994). Социальная философия Гегеля: проект примирения . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-42914-5 .
- Джегги, Рахель (2014). «Маркс и Хайдеггер: две версии критики отчуждения». В Нойхозере, Фредерик (ред.). Отчуждение . Издательство Колумбийского университета. стр. 11–21. ISBN 978-0-231-53759-9 .
- Леопольд, Дэвид (2007). Молодой Карл Маркс: немецкая философия, современная политика и процветание человечества . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511490606 . ISBN 978-0-511-28935-4 .
- Маркс, Карл (1992) [1844]. «Экономические и философские рукописи» . Ранние сочинения . Перевод Ливингстона, Родни; Бентон, Грегори. Лондон: Классика пингвинов. стр. 279–400. ISBN 0-14-044574-9 .
- Вуд, Аллен В. (2004) [1985]. Карл Маркс (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-203-34001-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альтюссер, Луи . 1965. За Маркса . Версо.
- Авинери, Шломо . «Философия права» Гегеля и «Теория современного государства» Гегеля .
- Акселос, Костас . Отчуждение и техне в мысли Карла Маркса .
- Блэкледж, Пол. 2008. « Марксизм и этика ». Международный социализм 120.
- Коэн, Джорджия, 1977. «Отчуждение и фетишизм». Ч. 5 в книге Карла Маркса «Теория истории: защита» .
- Дамс, Гарри . 2006. «Есть ли будущее у «отчуждения»? – Возвращение сути критической теории». В «Эволюции отчуждения» .
- Эльстер, Джон . 1985. Осмысление Маркса .
- Герас, Норман . Маркс и человеческая природа: опровержение легенды . - обсуждает отчуждение и связанную с ним концепцию человеческой природы.
- Гулднер, Элвин В. 1980. « Отчуждение: от Гегеля до Маркса ». Стр. 177–98 в «Двух марксизмах» . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Лэнгман, Лорен и Девора К. Фишман, ред. 2006. Эволюция отчуждения: травма, обещание и тысячелетие . Лэнхем.
- Мандель, Эрнест . 1970. « Причины отчуждения ». Интернэшнл Социалист Ревью 31(3):19–23, 49–50.
- Мандель, Эрнест и Джордж Новак . 1973. Марксистская теория отчуждения (2-е изд.).
- Маркузе, Герберт . 1941. Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории .
- Месарош, Иштван . 1970. Теория отчуждения Маркса .
- —— Лукач «Молодой Гегель и истоки понятия отчуждения» .
- Оллман, Бертелл. 1976. Отчуждение: концепция Маркса о человеке в капиталистическом обществе (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Паппенгейм, Фриц. 1964. « Отчуждение в американском обществе ». Ежемесячный обзор 52(2).
- Пламенац, Джон . 1975. Философия человека Карла Маркса .
- Шахт, Рихард . 1970. Отчуждение .
- Вольф, Джонатан. Зачем читать Маркса сегодня? — введение в понятие и виды Entfremdung .
- Вуд, Аллен В. «Часть I: Отчуждение Карла Маркса». В « Аргументах философов» .
- « Отчуждение », Словарь терминов. Энциклопедия марксизма .
- « Людвиг Фейербах ». Энциклопедия марксизма .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Уорбертон, Найджел . 19 января 2015 г. « Карл Маркс об отчуждении », рассказанная Джиллиан Андерсон . История идей . Великобритания: Радио BBC 4 .