Jump to content

немецкий крейсер Германия

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с DKM Deutschland )

Германия в 1935 году
История
Германия
Имя Германия
Строитель Немецкий завод , Киль
Заложен 5 февраля 1929 г.
Запущен 19 мая 1931 г.
Введен в эксплуатацию 1 апреля 1933 г.
Переименован Январь 1940 года, Лютцов.
Судьба Потоплен как цель 22 июля 1947 г.
Общие характеристики
Класс и тип Германия типа Крейсер
Смещение
  • Конструкция: 12 630 т (12 430 длинных тонн; 13 920 коротких тонн)
  • Полная загрузка: 14 290 длинных тонн (14 520 т)
Длина 186 м (610 футов 3 дюйма)
Луч 20,69 м (67 футов 11 дюймов)
Черновик 7,25 м (23 фута 9 дюймов)
Установленная мощность 54000 л.с. (53260 л.с., 39720 кВт)
Движение
  • Восемь дизельных двигателей MAN.
  • Два пропеллера
Скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час)
Диапазон 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) при скорости 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час)
Дополнить
  • Как построено:
    • 33 офицера
    • 586 зачислено
  • После 1935 года:
    • 30 офицеров
    • 921–1040 зачислено
Датчики и
системы обработки
  • 1940:
    • ФМГ 39 Г(го)
  • 1941:
    • ФМГ 39 Г(го)
    • ФуМО 26
Вооружение
Броня
Самолет перевезен
Авиационные объекты Одна катапульта

«Дойчланд» был ведущим кораблем своего класса ( тяжелых крейсеров часто называемых карманными линкорами), которые служили в Кригсмарине нацистской Германии во время Второй мировой войны . Заказанный правительством Веймара для Рейхсмарине , он был заложен на верфи Deutsche Werke в Киле как броненосный корабль ( Panzerschiff ) в феврале 1929 года и завершен к апрелю 1933 года. Первоначально классифицированный Рейхсмарине , в феврале 1940 года немцы переклассифицировали оставшиеся два корабля этого класса в качестве тяжелых крейсеров. [ а ] В 1940 году он был переименован в Lützow после того, как недостроенный Admiral Hipper класса тяжелый крейсер Lützow был продан Советскому Союзу годом ранее.

Корабль участвовал в значительных боевых действиях с Кригсмарине , включая несколько патрулей невмешательства во время гражданской войны в Испании , во время которых он был атакован республиканскими бомбардировщиками . В начале Второй мировой войны он курсировал по Северной Атлантике, готовясь атаковать союзников торговые суда . Плохая погода помешала ее усилиям, и она потопила или захватила лишь несколько судов, прежде чем вернуться в Германию. Затем она участвовала в операции Weserübung — вторжении в Норвегию. Поврежденный в битве при Дрёбак-Саунд , он был отозван в Германию для ремонта. По пути он был торпедирован и серьезно поврежден британской подводной лодкой.

Ремонт был завершен к марту 1941 года, а в июне он покинул Германию для совершения коммерческого рейда в Атлантике. Но не дойдя до Атлантики, он снова был торпедирован британским самолетом и был вынужден вернуться. После ремонта Лютцов вернулся в Норвегию, чтобы присоединиться к силам, выступающим против поставок союзников в Советский Союз . Она села на мель во время запланированного нападения на конвой PQ 17 и вернулась в Германию для ремонта. Затем она участвовала в бою в Баренцевом море с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» , который закончился неудачей с уничтожением конвоя JW 51B . Проблемы с двигателем вынудили провести серию ремонтов, завершившихся полным ремонтом в конце 1943 года, после чего корабль остался на Балтике в качестве учебного корабля. В октябре 1944 года Лютцов вновь поступил на передовую службу в составе оперативной группы «Тиле» , участвуя в береговых бомбардировках русских позиций в поддержку немецкой армии. Затопленный на мелководье в Кайзерфарте в апреле 1945 года бомбардировщиками Королевских ВВС (RAF), Lützow использовался в качестве стационарной артиллерийской батареи до 4 мая 1945 года, когда он был выведен из строя экипажем. Поднятый советским ВМФ в 1947 году, он впоследствии был потоплен как цель на Балтике.

Опознавательный рисунок ВМС США Лютцова

Deutschland 186 метров (610 футов) имела общую длину , ширину 20,69 м (67 футов 11 дюймов) и максимальную осадку 7,25 м (23 фута 9 дюймов). Корабль имел проектное водоизмещение 12 630 т (12 430 длинных тонн; 13 920 коротких тонн) и полное водоизмещение 14 290 длинных тонн (14 520 тонн). [ 1 ] хотя официально было заявлено, что длина корабля находится в пределах лимита Версальского договора в 10 000 длинных тонн (10 160 т) . [ 2 ] Deutschland оснащался четырьмя комплектами MAN 9-цилиндровых двухтактных дизельных двигателей двойного действия . Максимальная скорость корабля составляла 28 узлов (52 км/ч; 32 миль в час) при мощности 54 000 л.с. (53 260 л.с., 39 720 кВт). На крейсерской скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) корабль мог пройти 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль). [ 1 ]

Поскольку Версальский договор ограничил общую численность Рейхсмарине 10 000 человек, Германия не могла взять на себя полный состав. На борт удалось взять только 33 офицера, 595 рядовых и 15 гражданских лиц, 474 из них прибыли с легкого крейсера «Эмден» , временно выведенного из эксплуатации для снабжения людей для Дойчланда . [ 3 ] После 1935 года, когда Адольф Гитлер отказался от Версальского договора и заключил англо-германское военно-морское соглашение, эти ограничения были сняты, и Германия получила полный состав из 43 офицеров, 943 матросов и 14 гражданских лиц. [ 1 ] [ 4 ] Когда Германия готовилась к военному патрулированию, на борт было взято больше офицеров и членов экипажа, чтобы сформировать призовые экипажи для захваченных торговых судов. [ 5 ]

Дойчланда « » Основное вооружение состояло из шести 28-см (11 дюймов) орудий SK C/28, установленных в двух трехорудийных башнях , одной в носовой части и одной в кормовой части надстройки . Корабль нес вторичную батарею из восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C/28 в одиночных башнях, сгруппированных в миделе корабля . Ее зенитная батарея первоначально состояла из трех орудий калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/45, хотя в 1935 году они были заменены шестью орудиями калибра 8,8 см (3,5 дюйма) L/78 . В 1940 году 8,8-см орудия были сняты, а на их место были установлены шесть 10,5-см (4,1 дюйма) орудий L/65, четыре 3,7-см (1,5 дюйма) орудия и десять 2-см (0,79 дюйма) орудий. К концу войны ее зенитная батарея снова была реорганизована и состояла из шести орудий калибра 4 см (1,6 дюйма) L / 60 , десяти орудий калибра 3,7 см и двадцати восьми орудий калибра 2 см. [ 1 ] [ 6 ]

Корабль также нес пару четверных палубных торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21 дюйм), размещенных на корме. Первоначально корабль не был оснащен гидросамолетами, но в 1935 году стал первым немецким военным кораблем, на котором были установлены катапульта , краны для управления гидросамолетами и гидросамолет Heinkel He 60 . [ 7 ] Германии Бронепояс имел толщину от 60 до 80 мм ( от 2,4 до 3,1 дюйма); ее верхняя палуба имела толщину 17 мм (0,67 дюйма), а толщина основной бронепалубы - от 17 до 45 мм (0,67-1,77 дюйма). Башни ГК имели толщину граней 140 мм (5,5 дюйма) и бортов 80 мм. [ 1 ] Осенью 1937 г. комплекса FMG G(gO) «Ситакт», ​​РЛС работавшая на длине волны 80 см; была установлена [ 8 ] в 1942 году был добавлен комплект FuMO 26. [ 9 ] [ б ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Германия на ее презентации

Deutschland был заказан Рейхсмарине на верфи Deutsche Werke в Киле как Ersatz Preussen , замена старого существовавшего до дредноута линкора Preussen, . [ 1 ] Киль был заложен 5 февраля 1929 года. [ 10 ] строящийся номер 219. [ 1 ] Корабль был спущен на воду 19 мая 1931 года; при спуске на воду корабль случайно начал соскальзывать со стапеля, пока канцлер Германии Генрих Брюнинг произносил речь о крещении, и прежде чем президент Германии Пауль фон Гинденбург смог окрестить корабль традиционной бутылкой Sekt . [ 11 ] [ 12 ] После завершения достроечных первые ходовые испытания . работ в ноябре 1932 года начались [ 13 ] Корабль был принят в состав Рейхсмарине 1 апреля 1933 года. [ 9 ]

Дойчланд провел большую часть 1933 и 1934 годов, проводя учебные маневры; [ 14 ] Первые скоростные испытания в мае 1933 года показали, что максимальная скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час) была предпочтительнее, но на скоростных испытаниях в июне корабль с комфортом достиг 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час). К декабрю 1933 года испытания завершились, и корабль был готов к активной службе на флоте. [ 13 ] Корабль также совершил ряд визитов доброй воли в иностранные порты, включая визиты в Гетеборг , Швеция, и в октябре 1934 года официальный государственный визит в Эдинбург , Шотландия. В апреле 1934 года корабль посетил Адольф Гитлер; Сообщается, что он осмотрел корабль один, неофициально разговаривая с членами экипажа. [ 14 ]

В 1935 году корабль совершил серию дальних учебных рейсов в Атлантику. В марте 1935 года он дошел до вод Карибского моря и Южной Америки. После возвращения в Германию она зашла в док для проведения регламентных работ, а также установки дополнительного оборудования. В этот период ей установили авиационную катапульту и предоставили гидросамолет He 60. [ 14 ] Первый He 60 был поврежден во время испытаний с новым вспомогательным устройством для посадки и подъема гидросамолетов, и прилетел сменный He 60. [ 15 ] «Дойчланд» участвовала в маневрах флота в водах Германии в начале 1936 года. К ней присоединился ее недавно вошедший в строй однотипный корабль «Адмирал Шеер» для круиза в Срединную Атлантику, который включал остановку на Мадейре . [ 16 ]

Гражданская война в Испании

[ редактировать ]
Германия , около 1936 года.

После начала гражданской войны в Испании в 1936 году «Дойчланд» и «Адмирал Шеер» были переброшены на испанское побережье 23 июля 1936 года для прикрытия эвакуации дипломатического персонала и гражданского населения из испанских портов. В конце августа она помогала в эвакуации Сан-Себастьяна , Бильбао , Сантандера , Хихона и Ла-Коруньи на побережье Атлантического океана, а в июле — Кадиса , Альмерии , Сеуты , Малаги , Аликанте , Валенсии и Барселоны . Во время развертывания ее орудийные башни были окрашены большими черными, белыми и красными полосами, чтобы облегчить идентификацию с воздуха и указать ее нейтральный статус. К концу октября немецкий флот эвакуировал 15 317 человек, среди них много иностранцев. 31 августа «Дойчланд» вернулась в Вильгельмсхафен. [ 17 ]

1 октября Deutschland покинула Германию и направилась в Испанию во время своего первого патруля невмешательства у контролируемого республиканцами побережья Испании. В ее обязанности во время развертывания входила эвакуация беженцев, спасающихся от боевых действий, защита немецких кораблей, перевозящих припасы для Франсиско Франко , националистов и сбор разведывательной информации для националистов. [ 16 ] 21 ноября корабль вернулся в Германию, но вышел из Киля для своего третьего патруля 31 января 1937 года. В этом патруле его основной обязанностью было контролировать испанские корабли в Средиземном море и проверять, находился ли на борту наблюдатель Комитета невмешательства. во избежание транспортировки оружия или международных добровольцев, пытающихся присоединиться к республиканской стороне. В апреле «Дойчланд» вернулась в Германию, но 10 мая корабль отправился в четвертое патрулирование. К этому времени Комитет по невмешательству разделил испанское побережье на четыре сектора, а Германии было выделено побережье между Португалией и Валенсией. Deutschland посетила британскую базу в Гибралтаре и приняла участие в учениях вместе с британским и итальянским крейсером. [ 17 ]

24 мая 1937 года корабль был пришвартован в порту Пальма на острове Майорка вместе с несколькими другими нейтральными военными кораблями, в том числе судами британского и итальянского военно-морских сил. Порт подвергся нападению республиканской авиации, однако зенитный огонь военных кораблей отогнал их. торпедные катера Seeadler и Albatross сопровождали Deutschland на остров Ибица 26 мая . Когда он стоял там в порту, 29 мая он снова подвергся нападению республиканских бомбардировщиков; [ 16 ] пара бомбардировщиков СБ-2 советской постройки , тайно пилотируемых летчиками советских ВВС, бомбила корабль. [ 18 ] В то же время четыре республиканских эсминца обстреляли порт неточным огнем. В корабль попало две бомбы; первый пробил верхнюю палубу возле мостика и взорвался над главной бронепалубой, а второй попал в третью 15-см пушку правого борта. Осколки от этого попадания пробили топливные баки гидросамолета и подожгли его, горящее топливо воспламенило боеприпасы для 15-см орудий правого борта. Первое попадание вызвало серьезные пожары под палубой. [ 19 ] [ 16 ] В результате нападения погиб 31 немецкий моряк и было ранено 74. [ 18 ]

«Дойчланд» быстро снялся с якоря и покинул порт. Она встретилась с адмиралом Шеером, чтобы нанять дополнительных врачей, прежде чем отправиться в Гибралтар , где мертвые были похоронены со всеми воинскими почестями. Однако десять дней спустя Гитлер приказал эксгумировать мужчин и вернуть их для захоронения в Германию. Раненые с корабля также были эвакуированы в Гибралтар для лечения. Гитлер, разгневанный нападением, приказал адмиралу Шееру бомбардировать порт Альмерии в отместку за так называемый « в Германии инцидент ». [ 16 ] Впоследствии Сталин издал приказ о строгом запрещении дальнейших атак на немецкие и итальянские военные корабли. [ 18 ] 15 июня «Дойчланд» вернулась в Вильгельмсхафен, где был похоронен 31 погибший моряк. Устранение последствий взрыва заняло десять дней. [ 20 ] 1 октября KzS Пауль Веннекер принял командование Германией . Его первым заданием было снова отправить корабль в патрулирование у берегов Испании для защиты торгового судоходства. Во время этого патрулирования она пополнялась в итальянских портах. В феврале 1938 года она вернулась в Германию. К настоящему времени корабль прошел более 130 000 морских миль , и его моторное отделение нуждалось в капитальном ремонте. Особенно сильно хрупкими и сильно растрескивались подушки дизельного двигателя. [ 21 ]

Довоенные маневры

[ редактировать ]

Рост напряженности в отношениях с Францией и Великобританией во время Судетского кризиса в сентябре 1938 года привел к подготовке войны: 20 сентября Германия покинула Германию, чтобы занять позиции в Средней Атлантике, чтобы совершать торговые набеги на морские пути в Южную Америку и Кейптаун. Доброй Надежды . Нефтяник -пополнитель «Самланд» также был отправлен в Атлантику для поддержки «Дойчланд» во время ее операций, но «Дойчланд» сначала пополняла запасы с танкера «Аугуст Шульце» в испанском порту Виго . Там она впервые оперативно использовала свой радар Seetakt, чтобы в густом тумане ускользнуть из Виго и уйти от своих британских слежек. Мюнхенское соглашение от 29 сентября позволило избежать войны. Дойчланд продолжила патрулирование в учебных целях. Она моделировала боевые действия вместе с подводными лодками U-27 и U-30 . Управлять подводными лодками, действующими независимо от корабля в море, оказалось слишком сложно, и в результате рудельтактик, пропагандируемый Карлом Дёницем, стал более заметным. Германия посетила с визитом Танжер и Гибралтар перед возвращением в Германию. С 6 по 26 февраля корабль снова находился в водах Испании для проведения артиллерийских учений и посещения Пальмы, Тенерифе и Феррола . [ 22 ]

23 марта 1939 года Гитлер поднялся на борт «Дойчланд» в Свинемюнде, чтобы направить корабль в Мемель , который тогда был частью Литвы и который он хотел Хайм в Рейхе . Столкнувшись с прибытием Германии , двух родственных ей кораблей «Адмирал Шеер» и «Адмирал Граф Шпее» , легких крейсеров «Кёльн» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» , а также нескольких эсминцев , торпедных катеров и тральщиков , литовское правительство приняло немецкий ультиматум Литве и уступило Литве германский ультиматум. Мемельский регион в составе Германии. [ 23 ]

17 апреля «Дойчланд» отбыла в Атлантику под командованием Befehlshaber der Panzerschiffe Вильгельма Маршалла . В ходе вылазки был отработан новый тип торгового рейда: Panzerschiffe должен был действовать в составе оперативной группы вместе с разведывательными силами и новыми «Дитмаршен» танкерами пополнения запасов типа . В отсутствие еще не готового к эксплуатации Graf Zeppelin или еще не построенных Spähkreuzers три эсминца действовали в качестве поддержки Deutschland . После завершения учений немецкие войска совершили официальный визит в Малагу после победы националистов в гражданской войне в Испании в 1939 году. Вместе с кораблями, дислоцированными в Средиземном море во время их уже завершившегося патрулирования в Испании, и новым линкором « Гнейзенау», пришедшим из Германии. Немецкие войска начали крупные учения флота. В основе учений было около двадцати подводных лодок под командованием Дёница с тендера подводных лодок «Эрвин Васснер» , имитировавших рудельтактические атаки на конвой, в то время как надводные корабли сосредоточились на отвлечении сил противника. [ 24 ] [ 25 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
круизы 1939 года
  Адмирал граф Шпее
  Германия

24 августа 1939 года, за неделю до вторжения Германии в Польшу , «Дойчланд» отплыла из Вильгельмсхафена, направляясь на позицию к югу от Гренландии . Здесь она будет готова атаковать торговое движение союзников в случае всеобщей войны после нападения на Польшу. Корабль снабжения «Вестервальд» был назначен для поддержки Германии во время операции. [ 26 ] Всего за два дня до выхода из Вильгельмсхафена ее устаревший гидроплан-биплан He 60 был заменен современным Ar 196 с закрытой кабиной. Достигнув Атлантики через Датский пролив , «Дойчланд» получила первое пополнение из Вестервальда недалеко от Гренландии. 30 августа [ 27 ] Германии было приказано строго соблюдать призовые правила, которые требовали от рейдеров останавливаться и обыскивать корабли на предмет контрабанды перед их потоплением, а также обеспечивать безопасную эвакуацию их экипажей. Кораблю также было приказано избегать боя даже с меньшими военно-морскими силами, поскольку основной целью было нарушение торговли. [ 28 ] Гитлер надеялся добиться мира путем переговоров с Великобританией и Францией после того, как он захватил Польшу, и поэтому он не разрешал Германии начать свою рейдовую миссию против британских и французских кораблей до 26 сентября. [ 29 ] К этому времени Дойчланд двинулся на юг, чтобы охотиться на морском пути Бермудско - Азорские острова . [ 26 ]

5 октября она нашла и потопила водоизмещением 5044 брутто-тонны британское транспортное судно Stonegate . [ 30 ] однако не раньше, чем грузовое судно смогло послать сигнал бедствия, информируя суда, находившиеся в районе Германии присутствия . Затем она повернула на север, к маршруту Галифакса , где 9 октября столкнулась с американским кораблем « Сити оф Флинт» . [ 25 ] Было обнаружено, что на грузовом судне водоизмещением 4963 брутто-машины перевозилась контрабанда, и оно было арестовано. [ 31 ] На корабль был отправлен призовой экипаж; они увезли корабль с первоначальным экипажем, находившимся в плену, через Мурманск в Германию . Однако корабль был захвачен Норвегией, когда он стоял на якоре в Хаугесунне , и контроль над кораблем был возвращен первоначальному экипажу. Тем временем 14 октября «Дойчланд» встретила и потопила норвежский транспорт «Лоренц В. Хансен» . [ 25 ] около 1918 брт. [ 31 ] В тот же день он остановил нейтральный датский пароход «Конгсдал» пленников Лоренца В. Хансена , однако, когда стало очевидно, что он направляется в нейтральный порт, на него поместили , и ему разрешили продолжить путь. Позже Конгсдал сообщил о столкновении британскому королевскому флоту и подтвердил, Германия . что рейдером, действовавшим в Северной Атлантике, была [ 25 ]

Суровая погода в Северной Атлантике затруднила Германии рейдовую миссию , хотя она и задержала несколько британских военных кораблей, которым было поручено ее выследить. [ 25 ] Французский Force de Raid , сосредоточенный на линкоре Dunkerque , был занят защитой конвоев вокруг Великобритании, чтобы предотвратить их нападение со стороны Германии . [ 32 ] В начале ноября Главнокомандование ВМФ отозвало Дойчланд ; он прошел Датский пролив 15 ноября и бросил якорь в Готенхафене 17 ноября. [ 33 ] В ходе своего рейдового задания она потопила всего два судна и захватила третье. [ 34 ]

Сразу после прибытия в Германию «Дойчланд» был переклассифицирован в тяжелый крейсер и переименован в «Лютцов» . [ 34 ] Гитлер сам принял решение переименовать корабль, признавая, что затопление военного корабля, всегда возможного, было пропагандистской катастрофой, если он носил имя своей страны. [ 35 ] Адмирал Эрих Редер , главнокомандующий Кригсмарине , также надеялся, что переименование корабля запутает разведку союзников; « Адмирал Хиппер» Крейсер типа «Лютцов» был выставлен на продажу советскому флоту , и была надежда, что использование его имени для обозначения Германии скроет сделку. [ 36 ] Поскольку «Дойчланд» вернулась в Германию незамеченной, переименование также заставило бы британцев поверить в то, что «Дойчланд» все еще действует в Атлантике, и заставить свои силы искать ее там. Прежде чем «Лютцов» зашел в гавань на ремонт, он участвовал в операциях флота в Северном море при поддержке атаки немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на Северный патруль. 24 и 25 ноября «Лютцов» действовал вместе с легкими крейсерами «Кёльн» и «Лейпциг» в Скагерраке против торгового движения и в качестве приманки для операций линкоров. [ 37 ] [ 38 ]

В начале декабря 1939 г. [ 39 ] корабль прошел капитальный ремонт, в ходе которого рейковый клипер . для улучшения мореходных качеств был установлен [ 40 ] В феврале 1940 года Веннекеру было присвоено звание Контерадмирала , и его заменил КзС Август Тиле . [ 39 ] Ремонт завершился в марте 1940 года. [ 34 ] после чего предполагалось отправить корабль в очередную торгово-рейдерскую операцию в Южную Атлантику. [ 36 ] Однако в апреле ее направили в состав сил, участвовавших во вторжении в Норвегию. [ 34 ]

Учения «Операция Везер»

[ редактировать ]

Немцы планировали начать вторжение в Норвегию с высадки шести военно-морских сил в Нарвике , Тронхейме , Бергене , Кристиансанде , Осло и Эгерсунде . Первоначально Лютцов был приписан к Группе 2 вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» , которому было поручено занять Тронхейм. После высадки в Тронхейме Лютцов должен был броситься в Атлантику для совершения торговых набегов. Но 4 апреля в опорах дизельного двигателя были обнаружены трещины, что снизило максимальную скорость крейсера до 21 узла и потребовало дальнейшего ремонта в Германии. В результате вылет в Атлантику был отменен, а Лютцов был переведен в группу 5. [ 41 ] [ 42 ] наряду с новым тяжелым крейсером «Блюхер» , легким крейсером «Эмден» и торпедными катерами «Альбатрос» , «Кондор» и «Мёве» под командованием контрадмирала Оскара Кумметца . Куммец развевал свой флаг в Блюхере . Группе 5 было поручено захватить Осло, столицу Норвегии, и перевезти 2000 горнострелков вермахта . [ 43 ] Лютцов отправил более 400 солдат в путешествие в Норвегию. После негативного опыта во время вылета на Атлантику в 1939 году, когда одиночный гидросамолет Ar 196 часто ломался, Лютцов получил запасной Ar 196, который хранился за штабелем . Войска покинули Германию 8 апреля и прошли через Каттегат . По пути подводные лодки подали несколько сигналов тревоги. Лютцов произвел залп из вспомогательной артиллерии в направлении обнаруженного перископа , что привело только к повреждению гидросамолета на катапульте, который был выведен из строя. [ 44 ] Вечером британская подводная лодка HMS Triton. [ с ] атаковал флотилию; определив Лютцов как главную угрозу, Тритон выпустил по ней десять торпед, но промахнулся, поскольку Лютцов в нужный момент отворачивался зигзагообразным курсом. [ 44 ] Немецкие миноносцы отогнали подводную лодку. [ 47 ]

Незадолго до полуночи в ночь на 8 апреля группа 5 с Блюхером во главе прошла внешнее кольцо норвежских береговых батарей. Лютцов следовал прямо за флагманом, а Эмден - за кормой. Сильный туман и требования нейтралитета, требовавшие от норвежцев сделать предупредительные выстрелы, позволили немцам избежать повреждений. Однако норвежцы, в том числе те, кто стоял у артиллерий в крепости Оскарсборг , были настороже. Войдя в Осло-фьорд на скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), немцы попали в зону досягаемости норвежских орудий; 28-см, 15-см и 57-мм орудия открыли огонь по оккупантам. Во время последовавшей битвы при проливе Дрёбак в Блюхера попало множество снарядов и две торпеды. Он быстро перевернулся и затонул, потеряв около 1000 моряков и солдат. [ 48 ] [ 49 ] В Лютцов трижды попали 15-сантиметровые снаряды батареи Копас Оскарсборга, причинив значительный ущерб. [ 50 ]

Лютцов в Киле после торпеды на обратном пути из Норвегии 11 апреля 1940 года.

Лютцова В переднюю орудийную башню попал один из 15-сантиметровых снарядов, что вывело из строя центральное орудие и повредило правый ствол. Четверо мужчин были ранены. Второй снаряд попал в палубу корабля и пробил верхнюю и главную бронепалубы; устроив пожар в госпитале и операционной крейсера, в результате чего двое солдат погибли и шестеро серьезно ранены. Третий попал в ее надстройку за левым бортовым краном самолета. Запасной самолет, хранившийся за штабелем, был серьезно поврежден, а третьим снарядом погибли четыре артиллериста. [ 50 ] В ответ корабль смог выстрелить только вторичной батареей. Тяжелые повреждения вынудили Лютцова и остальную часть эскадры изменить курс и выйти из фьорда. В конце концов она высадила свой отряд в заливе Верле , после чего использовала свои боевые 28-сантиметровые орудия для обеспечения огневой поддержки. К полудню 9 апреля большая часть норвежских крепостей была захвачена, и командующий оставшимися норвежскими войсками начал переговоры о капитуляции. [ 47 ] Однако эта задержка дала норвежскому правительству и королевской семье достаточно времени, чтобы покинуть Осло. [ 49 ]

Повреждения, полученные Лютцов , побудили Кригсмарине приказать ей вернуться в Германию для ремонта. [ 51 ] остальная часть группы 5 осталась в Норвегии. [ 52 ] Несмотря на опасность подводных лодок, которые атаковали и потопили многие корабли во время операции «Везерюбунг», Тиле приказал своему имеющемуся эскорту, торпедным катерам «Мёве» и «Кондор» оставаться в стороне, чтобы помочь поврежденному «Альбатросу» , и полагался на максимальную скорость Лютцова . в 24 узла, чтобы избежать опасности подводные лодки. [ 53 ] Тем не менее 11 апреля британская подводная лодка HMS Spearfish атаковала корабль и нанесла серьезный урон. Торпеда разрушила корму « Лютцова » , в результате чего она рухнула и чуть не упала, а также оторвала рулевой механизм. Не имея возможности управлять, его отбуксировали обратно в порт и списали на ремонт, который длился почти год. Во время атаки на Норвегию на корабле погибло девятнадцать человек, еще пятнадцать погибли в результате торпедного удара. [ 51 ] Несмотря на неудачу, Тиле был награжден Рыцарским крестом Железного креста за свои действия во время битвы при проливе Дрёбак, во время которой он принял на себя командование оперативной группой после потери Блюхера . [ 54 ]

Во время пребывания в сухом доке и на пристани в Киле Лютцов часто подвергалась атакам британских бомбардировщиков. Лишь ночью 8 июля бомбардировщикам удалось попасть в бак, но бомба не взорвалась. [ 55 ] Крейсер был вновь принят в строй 31 марта 1941 года под новым командиром КзС Лео Крайшем. Первоначально Кригсмарине . планировала отправить корабль в торговую рейдерскую операцию, запланированную в прошлом году Ее однотипный корабль «Адмирал Шеер» успешно завершил такую ​​операцию в марте 1941 года и должен был присоединиться к Лютцову для участия в операции в июле. Несмотря на потерю линкора «Бисмарк» и указание Гитлера не рисковать с большими кораблями, 12 июня Лютцов отбыл на операцию «Зоммеррайз » в сопровождении эсминцев Z10 Hans Lody , Z16 Friedrich Eckoldt , Z20 Karl Galster , Z23 и Z24 . [ 56 ] подводные лодки U-79 и U-559 . Эсминцы должны были обеспечивать сопровождение до Норвегии, для сопровождения и разведки в Датском проливе от операций в Атлантике были выделены [ 57 ] [ 58 ] Единственный британский «Бристоль Бофорт» торпедоносец обнаружил Лютцов ночью у Эгерсунда. Бомбардировщик сдерживал атаку до тех пор, пока немцы не были обмануты, заставив их думать, что это немецкий патрульный самолет, а затем нанес удар, который вывел из строя ее электрическую систему и сделал корабль неподвижным. Только три моряка были ранены, но Лютцов сильно накренился влево, и левый вал был поврежден. Генератор дымовой завесы был активирован в результате попадания торпеды, в результате чего второй атакующий торпедоносец не попал в корабль. [ 59 ] [ 60 ] Экипаж произвел аварийный ремонт, позволивший ей вернуться в Германию; ремонтные работы в Киле заняли шесть месяцев. К 10 мая 1942 года корабль был наконец объявлен готовым к действию. [ 61 ] [ 62 ]

Развертывание в Норвегии

[ редактировать ]
Лютцов пришвартовался в заливе Боген, 11 июня 1942 г.

В ходе операции «Вальцертраум» Лютцов покинул Свинемюнде 15 мая 1942 года и направился в Норвегию, чтобы объединить силы, призванные сорвать поставки союзников в Советский Союз . Ее сопровождали эсминцы Z4 Richard Beitzen , Z10 Hans Lody , Z27 и Z29 и эскорт F1 . В это же время поврежденный тяжелый крейсер «Принц Ойген» возвращается после временного ремонта из Тронхейма в Германию. Против этих двух сил велась активная британская авиация и подводные лодки; В то время как Принц Ойген смог прорваться в Германию, Лютцов укрылся в Кристиансанде 17 мая . С 18 по 20 мая Лютцов поэтапно двигался в Тронхейм со своими четырьмя эсминцами и торпедным катером Т1 . [ 63 ] К 25 мая он присоединился к адмиралу Шееру в заливе Боген . Он стал флагманом нынешнего вице-адмирала Куммеца, командующего 2-й боевой группой . Нехватка топлива ограничивала операции, хотя Лютцов и адмирал Шеер смогли провести ограниченные учения по боевой подготовке. В июле запасы топлива были достаточны для проведения операций с крупными кораблями, и немцы намеревались атаковать следующий конвой PQ 17 всем надводным флотом в рамках операции «Рёссельспрунг» . [ 64 ] 1 июля конвой был обнаружен судном B-Dienst и обнаружен подводными лодками. На следующий день начался первый этап операции «Рёссельспрунг», когда немецкие войска сосредоточились в Альтафьорде , откуда они могли совершить вылазку против конвоя. [ 65 ]

2 июля линкор «Тирпиц » , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» , эсминцы Z6 «Теодор Ридель» , Z10 «Ганс Лоди» , Z14 «Фридрих Ihn» и Z20 «Карл Гальстер» , а также торпедные катера Т7 и Т15 вышли из Тронхейма в Альтафьорд, за ними 3 июля последовал крейсеры Lützow и Admiral Scheer и эсминцы Z24 , Z27 , Z28 , Z29 , Z30 и Z4 Richard Beitzen, идущие из Нарвика. [ 65 ] Чтобы избежать британской разведки, немецкий флот не направился в открытые воды, а оставался недалеко от побережья и между островами. В тумане Lützow сел на мель в узком Тьельдсундете , а эсминцы Z6 Theodor Riedel , Z10 Hans Lody и Z20 Karl Galster ударились о неизведанные скалы у Гримсёя в Вестфьорде, и все эти корабли вышли на операцию. [ 66 ] [ 67 ] Тем временем шведская разведка сообщила об отбытии немцев британскому Адмиралтейству , которое вечером 4 июля приказало конвою рассредоточиться. Утром 5 июля немцам стало известно, что конвои отходят и торговцы продолжают путь самостоятельно. Второй этап операции «Рёссельспрунг» начался в 11:37, и немецкий флот без Лютцова покинул Альтафьорд, чтобы атаковать конвой. Вечером стало ясно, что они обнаружены, и немцы прервали операцию. Подводные лодки и Люфтваффе потопили 21 из 34 убегавших транспортов. [ 68 ] [ 69 ]

При посадке на мель в Тьельдсундете был поврежден внешний корпус длиной 80 метров. Днище в некоторых местах было прогнуто на 30 сантиметров внутрь, из семи топливных элементов текла нефть, но корабль оставался в рабочем состоянии. 9 июля Лютцов двинулся в Лофьорд недалеко от Тронхейма в сопровождении эсминцев Z24 и Z14 Friedrich Ihn , а также торпедных катеров T7 и T15 . [ 70 ] 9 августа Лютцов отправился в Германию в рамках операции «Эйхе» в сопровождении двух торпедных катеров. Она прибыла в Киль 20 августа на ремонт. [ 71 ] что продолжалось до конца октября. 9 ноября он перешел в Балтийское море для морских испытаний и артиллерийских учений. 8 декабря Лютцов вернулся в Норвегию в рамках операции «Прометей» в сопровождении эсминцев Z6 Theodor Riedel , Z20 Karl Galster и Z31 . [ 72 ] прибытие в Нарвик 12 числа. [ 67 ] [ 73 ] Через пять дней «Лютцов» двинулся дальше на север: в ходе операции «Рудельсбург» в сопровождении эсминцев Z6 «Теодор Ридель» и Z31 она вышла в Кофьорд, присоединившись там к крейсерам «Адмирал Хиппер» , «Нюрнберг» и «Кёльн» . В августе союзники приостановили движение арктических конвоев. С октября некоторые купцы самостоятельно плавали в Мурманск и обратно, и против этого движения была запланирована операция «Аврора»: вылазка Лютцова в Арктику. Но в декабре арктические конвои возобновили, и операция не была проведена. [ 74 ]

Операция Радуга
[ редактировать ]

30 декабря «Лютцов » , «Адмирал Хиппер» и шесть эсминцев покинули Нарвик для операции «Регенбоген» — атаки на конвой JW 51B , который, как сообщила немецкая разведка, находился под легким сопровождением. [ 67 ] План Куммеца состоял в том, чтобы разделить свои силы пополам; он поведет «Адмирала Хиппера» и три эсминца к северу от конвоя, чтобы атаковать его и отвлечь эскорт. Затем Лютцов и оставшиеся три эсминца атакуют незащищенный конвой с юга. 31 числа в 09:15 британский эсминец Obdurate заметил три эсминца, наблюдающих за адмиралом Хиппером ; немцы открыли огонь первыми. Три из четырех других эсминцев, сопровождавших конвой, бросились в бой, а Ахат поставил дымовую завесу, чтобы прикрыть конвой. Затем Куммец повернул обратно на север, чтобы отвести эсминцы. Капитан Роберт Шербрук , командующий британским эскортом, разделил свои силы: два эсминца должны были остаться с конвоем, а два других он взял с собой, чтобы преследовать адмирала Хиппера . [ 75 ] [ 76 ] Между 09:41 и 11:30 крейсер в несколько заходов атаковал эскорт, потопив «Ахатес» и тральщик « Брэмбл» и тяжело повредив эсминец «Онслоу» . [ 77 ]

Британский легкий крейсер HMS Sheffield вскоре после боя в Баренцевом море

Тем временем Лютцов направилась к конвою с юга и в 09:22 увидела несколько кораблей. Не имея возможности идентифицировать корабли в снежных шквалах и плохой освещенности на этой широте, она открыла огонь только в 11:42. [ 78 ] Суровые условия затрудняли точный огонь; она прекратила стрельбу в 12:03 без каких-либо попаданий. [ 79 ] Лишь грузовое судно «Калобре» было повреждено осколками. [ 80 ] Отряд R контр-адмирала Роберта Бернетта , сосредоточенный на крейсерах «Шеффилд» и «Ямайка» , стоял в отдаленной поддержке конвоя союзников. [ 81 ] помчался на место происшествия. В 11:30 крейсеры вступили в бой с «Адмиралом Хиппером» , который вел огонь влево по эсминцу «Обидиент » . Корабли Бёрнетта подошли с правого борта адмирала Хиппера и добились полной неожиданности. [ 82 ] Британские крейсеры нанесли три попадания в «Адмирал Хиппер» и потопили эсминец Z16 «Фридрих Экольдт» . Следуя своему приказу не рисковать большими кораблями даже против более слабых противников, Куммец приказал всем кораблям отойти. [ 79 ] [ 80 ] Лютцов непреднамеренно подошел к Шеффилду и Ямайке и, определив их как враждебные, вступил в бой с ними, хотя ее огонь оставался неточным. Британские крейсеры повернули в сторону Лютцова и попали под обстрел обоих немецких крейсеров. Бернетт быстро решил отступить перед лицом превосходящей огневой мощи немцев; его корабли были вооружены 6-дюймовыми (152-мм) орудиями, в то время как «Адмирал Хиппер» нес 20,3-см (8-дюймовые) орудия, а Лютцов имел 28-см орудия. [ 83 ]

Гитлер был в ярости из-за того, что не удалось уничтожить конвой, и приказал разобрать все оставшиеся крупные немецкие военные корабли на металлолом. В знак протеста Редер подал в отставку; Гитлер заменил его адмиралом Карлом Деницем, который убедил Гитлера отменить приказ о демонтаже надводных кораблей Кригсмарине . Лютцов оставался в Кафьорде до 8 марта и 9 марта перешел в залив Боген, где в марте к нему присоединились линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» . [ 84 ] Все эти корабли 22 марта двинулись в Альтафьорд. [ 85 ] где они имели хорошие возможности для нападения на арктические конвои. Такая концентрация немецкого флота побудила союзников снова приостановить движение арктических конвоев. [ 86 ] Немцы теперь считали операцию «Гузар» (повторение операции «Страна чудес» ) вылазкой Карское море Лютцова в . Эта операция во многом полагалась на воздушную разведку, и, поскольку опыт показал, что одного Ar 196 недостаточно, в июле 1943 года Лютцов дальней разведки BV 138 тренировал дозаправку летающих лодок в море в Ланг-фьорде . Операция была отложена 14 июля из-за одновременной поломки всех четырех дизель-генераторов и окончательно отменена в августе, когда BV 138, действовавший на секретной временной базе на северо-восточном побережье Новой Земли, сообщил об отсутствии движения и сильном льду. [ 87 ] [ 88 ]

6 сентября немцы начали операцию «Цитронелла» : рейд немецкого надводного флота на Шпицберген, но Лютцов остался в Норвегии, поскольку его максимальная скорость была недостаточна для взаимодействия с другими большими кораблями. 22 сентября британцы провели операцию «Источник» , в ходе которой они планировали атаковать Тирпиц , Шарнхорст и Лютцов с помощью наземных мин, заложенных шестью X-класса сверхмалыми подводными лодками . Атака на Лютцов провалилась, поскольку назначенная ей атакующая подводная лодка была потеряна при переброске из Великобритании к норвежскому побережью. В итоге только «Тирпиц» получил тяжелые повреждения от донных мин двух подводных лодок. [ 89 ] [ 90 ]

Операции в Прибалтике

[ редактировать ]

23 сентября в ходе операции «Гермелин Лютцов» покинул Альтафьорд и направился на Балтику в сопровождении эсминцев Z5 Paul Jacobi , Z14 Friedrich Ihn , Z15 Erich Steinbrinck и Z27 . Когда 26 сентября немецкие войска были обнаружены, британцы попытались атаковать с помощью флотилии моторных торпедных катеров и тридцати девяти Bristol Beaufighter и Grumman Tarpon торпедоносцев из 832-й морской авиационной эскадрильи . Но из-за плохой погоды и неожиданного изменения курса Лютцова немцы смогли уклониться от всех атак. При прохождении Кристиансанна у Z14 Фридриха Ина закончилось топливо, и его заменили на Z38 . Крейсер прибыл 1 октября в Готенхафен . [ 90 ] где 9 октября она без повреждений пережила дневную атаку Восьмой воздушной армии . Лютцов прошел капитальный ремонт в Либаве , [ 91 ] после чего она осталась в Балтийском море. В марте 1944 года «Лютцов» стал учебным кораблем Seekadetten . [ 79 ] 28 июня Лютцов был переведен в порт Утё для подготовки операции «Танне Вест» — запланированного вторжения на Аландские острова в случае капитуляции Финляндии , но операция была отменена 8 июля. [ 92 ] Чтобы избежать сильных атак русской авиации, Лютцов вернулась в Германию, но в сентябре вернулась к входу в Финский залив , прикрывая эвакуацию войск и беженцев по морю из Финляндии и Таллинна на острова Балтики. Чтобы противостоять угрозе со стороны российских бронированных Ил-2 , легкие зенитные орудия были усилены шестью 4-см Бофорами. [ 93 ] [ 94 ]

В октябре первые русские войска достигли Балтики в битве при Мемеле в рамках своего балтийского наступления . 11 октября Lützow , тяжелый крейсер Prinz Eugen , эсминцы Z25 , Z35 и Z36 , а также торпедные катера T13 , T16 , T20 и T21. [ 95 ] бомбардировали Мемель в поддержку немецкой обороны порта. Лютцов поразил двадцать целей четырьмястами 28-см и двумястами сорока пятью 15-см снарядами, а «Принц Ойген» выпустил шестьсот семьдесят три 20-см снаряда. Через три дня операцию повторили. Возвращаясь с операции, «Принц Ойген» столкнулся с «Лейпцигом» , и его пришлось ремонтировать, поэтому только «Лютцов» 22 октября для третьей операции был доступен . Во время Мемельских операций Ar 196 из Лютцова и два Ar 196 из Prinz Eugen эксплуатировались с тендерного гидросамолета Hans Albricht Wedel . Три Ar 196 постоянно находились в воздухе, и крейсерам было слишком рискованно останавливаться для подъема гидросамолетов, поскольку в этом районе действовали российские подводные лодки. Ar 196 использовались для артиллерийского управления, обнаружения падения снарядов, противолодочного патрулирования и даже вступали в бой с российскими истребителями и бомбардировщиками. [ 96 ] Русские также осуществили высадку на стратегически важном балтийском острове Эзель . Немецкая армия отступала в сторону полуострова Сворбе на острове. 23 и 24 октября Лютцов обстрелял русские позиции в Сворбе и отразил последнюю атаку русских. [ 97 ] Защитники удерживали плацдарм, но через месяц русские возобновили атаки. 23 ноября Лютцов снова был вызван, но немецкая армия эвакуировалась в тот же день. [ 98 ] [ 98 ]

18 декабря Лютцов находился в Готенхафене, когда группа № 5 RAF совершила рейд с участием 236 Avro Lancasters . Многие корабли были потоплены в гавани, но, хотя было несколько промахов, Лютцов не пострадал. [ 99 ] [ 100 ] В конце декабря крейсер перешел в Пиллау , куда в январе были погружены двести уцелевших после затопления «Тирпица» взамен « искадеттенов» . В начале февраля Лютцов снова участвовал в боевых действиях в составе оперативной группы Тиле: 8 февраля четыре цели во Фрауэнбурге и Эльбинге были подвергнуты бомбардировке в поддержку 4-й немецкой армии против наступления 3-й и 48-й русских армий . [ 101 ] По мере продвижения советской армии вдоль побережья Балтийского моря Лютцов 6 марта эвакуировался в Свинемюнде. Крейсер не зашел в гавань, а занял позицию в Кайзерфарте . Там 12 марта он избежал сильной дневной атаки на порт Свинемюнде . 23 марта российское восточно-померанское наступление достигло побережья Балтийского моря в Цоппоте между Готенхафеном и Данцигом. С 23 марта по 4 апреля Лютцов непрерывно действовал в Гданьском заливе , обстреливая российские позиции и отражая воздушные атаки. Российский снаряд калибра 17 см попал в боевую рубку, но причинил лишь минимальный ущерб. 3 апреля крейсер прикрывал эвакуацию войск и беженцев из Готенхафена в Хелу в рамках операции «Вальпургиева ночь» . [ 102 ] [ 103 ]

Лютцов , затонул в Кайзерфарте 26 апреля.

13 апреля 1945 года тридцать четыре бомбардировщика «Ланкастер» из 617-й эскадрильи («Дамбстеры») и 9-й эскадрильи Королевских ВВС начали атаку на Лютцов и Принц Ойген в Свинемюнде . Некоторые «Ланкастеры» несли 1000-фунтовые бомбы, другие — сверхтяжелую бомбу «Толлбой» , с помощью которой они потопили «Тирпиц» в ноябре 1944 года. Налет пришлось прервать из-за облачности над целями. Второй рейд двадцати Ланкастеров из 617-й эскадрильи два дня спустя снова провалился из-за облачности. [ 104 ] 16 апреля восемнадцать «Ланкастеров» из 617-й эскадрильи добились большего успеха. [ 105 ] [ 106 ] В корабль попали три 1000-фунтовые бомбы. Одна бомба попала в носовую часть, другая упала рядом с кормовой башней, но обе оказались неразорвавшимися. Еще одна бомба уничтожила дальномер и все платформы на боевой мачте. Было сброшено семь «Толлбоев», один из которых взорвался между кораблем и берегом и пробил в корпусе дыру размером один на десять метров. Лютцову не удалось перевернуться из-за того, что ее надстройка ударилась о берег. Большая часть нижних палуб была затоплена, но электроснабжение удалось частично восстановить, а список исключить. Кормовая башня выпала, но носовую удалось привести в боевую готовность. [ 107 ] Несмотря на затопление, вода была достаточно мелкой, и ее главная палуба все еще находилась на высоте 2 м (6 футов 7 дюймов) над водой, что позволяло использовать ее в качестве стационарной артиллерийской батареи против наступающих советских войск. Она продолжала выполнять эту роль до 4 мая, когда у нее израсходовались боеприпасы главного калибра. [ 9 ] Ее экипаж установил затопленные заряды, чтобы разрушить корпус, но в результате пожара взрывчатка взорвалась преждевременно. [ 108 ] [ 109 ]

Судьба «Лютцова» долгое время была неясной, как и большинства кораблей, захваченных советским ВМФ. По мнению историков Эриха Грёнера и М. Дж. Уитли , советский ВМФ поднял корабль в сентябре 1947 года и разобрал его на металлолом в 1948–1949 годах. [ 9 ] [ 110 ] Историки Хильдебранд, Рёр и Штайнмец в своей книге Die Deutschen Kriegsschiffe заявляют, что вместо этого он затонул у Кольберга , утверждая, что « Лютцов», распавшийся в конце 1940-х годов, был вместо «Адмирал Хиппер» класса «Лютцова» , который был продан Советскому Союзу в 1940 год. [ 111 ] Историк Ханс Георг Прагер исследовал советские архивы в начале 2000-х годов и обнаружил, что «Лютцов» затонул во время испытаний оружия в Балтийском море у побережья Свиноуйсьце в Польше (находившийся под контролем Германии и называвшийся Свинемюнде ) 22 июля 1947 года. во время войны [ 112 ] [ 113 ]

В октябре 2020 года неразорвавшаяся бомба Tallboy, образовавшаяся в результате нападения на Лютцов, была обнаружена в канале Пяст ( Кайзерфарт во время войны). После эвакуации примерно 750 человек, живших поблизости, была предпринята попытка дефлагировать его с помощью устройства с дистанционным управлением, но он взорвался без жертв. [ 114 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Третий корабль, «Адмирал Граф Шпее» , был затоплен после битвы на реке Плейт . См. Сиече , с. 220.
  2. ^ FMG означает Funkmess Gerät (радарное оборудование). «G» обозначало, что оборудование было произведено GEMA, «g» обозначало, что оно работало в диапазоне от 335 до 440 МГц , а «O» обозначало расположение комплекта над передним дальномером . FuMO расшифровывается как Funkmess-Ortung (радар обнаружения). См. Уильямсон , с. 7.
  3. ^ Ровер и Прагер идентифицируют британскую подводную лодку как HMS Trident . [ 45 ] [ 46 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гренер , с. 60.
  2. ^ Папа , с. 3.
  3. ^ Прагер , стр. 53–56.
  4. ^ Прагер , стр. 81–83.
  5. ^ Прагер , с. 149.
  6. ^ Прагер 2002 , с. 320.
  7. ^ Прагер , с. 83.
  8. ^ Прагер , с. 140.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Гренер , с. 61.
  10. ^ Сиехе , с. 227.
  11. ^ Прагер , стр. 32–33.
  12. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец (Том 2) , с. 255.
  13. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон , с. 10.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 13.
  15. ^ Прагер , стр. 83–87.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Уильямсон , с. 14.
  17. ^ Перейти обратно: а б Прагер , стр. 102–109.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Мерфи , с. 10.
  19. ^ Прагер , стр. 111–120.
  20. ^ Прагер , стр. 134–136.
  21. ^ Прагер , стр. 136–137.
  22. ^ Прагер , стр. 138–144.
  23. ^ Прагер , стр. 144–145.
  24. ^ Прагер , стр. 145–148.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Уильямсон , с. 15.
  26. ^ Перейти обратно: а б Джексон , с. 59.
  27. ^ Прагер , стр. 149–155.
  28. ^ Бидлингмайер , с. 76.
  29. ^ Бидлингмайер , с. 77.
  30. ^ Ровер , стр. 5.
  31. ^ Перейти обратно: а б Ровер , стр. 7.
  32. ^ Ровер , стр. 8.
  33. ^ Ровер , стр. 9.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Уитли , с. 68.
  35. ^ Кресвелл , с. 21.
  36. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон , с. 16.
  37. ^ Ровер , стр. 10.
  38. ^ Прагер , стр. 199–205.
  39. ^ Перейти обратно: а б Прагер , с. 206.
  40. ^ Уильямсон , с. 11.
  41. ^ Прагер , стр. 209–211.
  42. ^ Бреннеке , стр. 39–40.
  43. ^ Лунде , стр. 76.
  44. ^ Перейти обратно: а б Прагер , стр. 212–213.
  45. ^ Ровер , стр. 18.
  46. ^ Прагер , с. 213.
  47. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон , с. 17.
  48. ^ Волосы , стр. 133–135.
  49. ^ Перейти обратно: а б Лунде , стр. 220.
  50. ^ Перейти обратно: а б Волосы , с. 136–137.
  51. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон , с. 18.
  52. ^ Лунде , стр. 221.
  53. ^ Прагер , с. 226.
  54. ^ Дверь , стр. 282.
  55. ^ Ровер , стр. 33.
  56. ^ Прагер , стр. 245–248.
  57. ^ Ровер , стр. 76.
  58. ^ Прагер , с. 249.
  59. ^ Прагер , стр. 250–258.
  60. ^ Ровер , стр. 78.
  61. ^ Уильямсон , стр. 18–19.
  62. ^ Браун , стр. 31–32.
  63. ^ Ровер , стр. 166.
  64. ^ Кемп , с. 65.
  65. ^ Перейти обратно: а б Ровер , стр. 175.
  66. ^ Беккер , с. 263.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 19.
  68. ^ Кемп , стр. 82–86.
  69. ^ Ровер , стр. 175–176.
  70. ^ Ровер , стр. 179.
  71. ^ Прагер , стр. 270–277.
  72. ^ Прагер , стр. 278–280.
  73. ^ Ровер , стр. 217.
  74. ^ Прагер , стр. 280–282.
  75. ^ Миллер , с. 332.
  76. ^ Гроув , стр. 184–186.
  77. ^ Гроув , стр. 186–187.
  78. ^ Гроув , стр. 188–193.
  79. ^ Перейти обратно: а б с Уильямсон , с. 20.
  80. ^ Перейти обратно: а б Гроув , с. 193.
  81. ^ Миллер , с. 331.
  82. ^ Папа , стр. 214–215.
  83. ^ Папа , стр. 228–229.
  84. ^ Ровер , стр. 236.
  85. ^ Ровер , стр. 240.
  86. ^ Кемп , с. 150.
  87. ^ Прагер , стр. 294–307.
  88. ^ Ровер , стр. 265.
  89. ^ Прагер , стр. 307–312.
  90. ^ Перейти обратно: а б Ровер , стр. 277.
  91. ^ Прагер , стр. 313–318.
  92. ^ Ровер , стр. 339.
  93. ^ Ровер , стр. 359.
  94. ^ Прагер , стр. 318–319.
  95. ^ Ровер , стр. 363.
  96. ^ Прагер , стр. 323–331.
  97. ^ Ровер , стр. 361.
  98. ^ Перейти обратно: а б Ровер , стр. 374.
  99. ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 634.
  100. ^ Прагер , стр. 344–347.
  101. ^ Ровер , стр. 387.
  102. ^ Ровер , стр. 398.
  103. ^ Прагер , стр. 348–361.
  104. ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 695.
  105. ^ Ровер , стр. 409.
  106. ^ Миддлбрук и Эверитт 1996 , с. 696.
  107. ^ Прагер , стр. 365–373.
  108. ^ Уильямсон , с. 21.
  109. ^ Ровер , стр. 410.
  110. ^ Уитли , с. 69.
  111. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец (Том 6) , с. 25.
  112. ^ Прагер 2002 , стр. 317–320.
  113. ^ Shirokorad, Alexander (2004). Флот, который уничтожил Хрущёв (Flot, kotoryi unichtozhil Khruschev (in Russian). Moscow: AST publishers. ISBN  5-9602-0027-9 . , стр. 108-112.
  114. ^ «Бомба времен Второй мировой войны взорвалась в Польше при попытке ее обезвредить» . Новости Би-би-си . 13 октября 2020 г.
  • Баркер, Ральф (2009). Уничтожители кораблей: британские торпедоносцы во Второй мировой войне . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN  978-0-8117-0644-5 .
  • Беккер, Каюс (1971). Престол Вердамте (на немецком языке). Ольденбург: Издательство Герхарда Столлинга. ISBN  3-548-03057-2 .
  • Бидлингмайер, Герхард (1971). «КМ адмирал граф Шпее». Профиль военного корабля 4 . Виндзор: Профильные публикации. стр. 73–96. OCLC   20229321 .
  • Бреннеке, Йохен (2003). Северный Ледовитый океан Атлантика Балтийское море. ( на немецком языке Арктика, Атлантика, Балтика: Действия тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» ). Мюнхен: Хейне. ISBN  3-453-87084-0 .
  • Кресвелл, Джон (1967). Морская война, 1939–1945 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-521-08056-9 .
  • Дорр, Манфред (1996). Кавалеры Рыцарского креста надводных сил Кригсмарине - Том 2: L – Z (на немецком языке). Оснабрюк: Biblio Verlag. ISBN  978-3-7648-2497-6 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Гроув, Эрик (1993). Морские сражения крупным планом. Вторая мировая война, том второй . Издательство Иэна Аллана. ISBN  0-7110-2118-Х .
  • Хаар, Гейр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию – апрель 1940 года . Барнсли: Сифорт. ISBN  978-1-84832-032-1 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 2. Ратинген : Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли . Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Джексон, Роберт, изд. (2001). Кригсмарине: Иллюстрированная история немецкого флота во Второй мировой войне . Оцеола: Издательская компания MBI. ISBN  978-0-7603-1026-7 .
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в арктических водах . Кейселл. ISBN  0-304-35451-1 .
  • Лунде, Хенрик О. (2010). Превентивная война Гитлера: Битва за Норвегию, 1940 год . Хавертаун: Издательство Casemate. ISBN  978-1-935149-33-0 .
  • Миддлбрук, Мартин; Эверитт, Крис (1996). Боевые дневники бомбардировочного командования. Оперативный справочник 1939-1945 годов . Мидленд Паблишинг Лимитед. ISBN  1-85780-033-8 .
  • Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-511038-8 .
  • Мерфи, Дэвид Э. (2006). Что знал Сталин: загадка Барбароссы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-11981-7 .
  • Поуп, Дадли (2005). 73 Север: Битва за Баренцево море . Итака: McBooks Press. ISBN  978-1-59013-102-2 .
  • Прагер, Ханс Георг (1983). Panzerschiff Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: судьба корабля на фоне своего времени [ Броненосный корабль Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: Судьба корабля в обстоятельствах своего времени ] (на немецком языке). Мюнхен: Хейне. ISBN  3-453-01801-Х .
  • Прагер, Ханс Георг (2002). Panzerschiff Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: судьба корабля на фоне своего времени [ Броненосный корабль Deutschland, Heavy Cruiser Lützow: Судьба корабля в обстоятельствах своего времени ] (на немецком языке). Гамбург: Келер. ISBN  978-3-7822-0798-0 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института США. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN  978-0-85177-146-5 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-184-4 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие карманные линкоры 1939–1945 гг . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-84176-501-3 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: daf6662e5a8bd053a3191cc5be0c4fb0__1721144520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/b0/daf6662e5a8bd053a3191cc5be0c4fb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German cruiser Deutschland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)