Битва за траншею
Битва за траншею | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть мусульманско-курайшитской войны. | |||||||
![]() Карта битвы за траншею | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
мусульмане, в том числе |
Конфедераты, в том числе
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мухаммед Али ибн Аби Талиб Салман Перс 'Убада ибн аль-Самит [ 6 ] |
Абу Суфьян Амр ибн Абд аль-Вуд † Тулайха | ||||||
Сила | |||||||
3,000 [ 7 ] |
10,000 7500 (оценка Ватта) [ 8 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
5 [ 9 ] – 6 [ 10 ] [ 11 ] | 3 [ 10 ] [ 11 ] | ||||||
Расположение в Саудовской Аравии |
Битва у траншеи ( араб . غزوة الخندق , латинизированная : Газват аль-Хандак ), также известная как Битва при Хандаке ( араб . معركة الخندق , латинизированная : Марака аль-Хандак ) и Битва конфедератов ( араб. , غزوة الاحزاب . латинизированное : Газват аль-Ахзаб ), был частью конфликта между мусульманами и курайшитами , где на этот раз курайшиты перешли в наступление и наступали на мусульман , которые защищались в Медине , выкопав ров вокруг своего поселения по предложению Салмана Перса . [ 12 ] Битва, произошедшая в 627 году и продолжавшаяся около двух недель, [ 11 ] был легкий бой, [ 13 ] Сообщается, что мусульмане потеряли от пяти до шести человек, а курайшиты - трое. [ 10 ] [ 11 ] [ 9 ]
Курайшиты, уставшие от того, что исламский пророк Мухаммед продолжает совершать набеги и грабить их торговые караваны , несмотря на его поражение в битве при Ухуде , решили занять его городскую базу Медину. [ 4 ] Понимая, что у них мало военного потенциала, поскольку они были всего лишь торговцами, они энергично вели переговоры с бедуинами , чтобы убедить их присоединиться к кампании. [ 4 ] Бану Надир , которых Мухаммед ранее изгнал из Медины, также были частью этих усилий, вплоть до того, что они предложили бедуинам половину своего урожая в Хайбаре, чтобы убедить их принять участие. [ 14 ] В конце концов, как сообщается, им удалось собрать силы конфедерации численностью 10 000 человек ( по оценкам Ватта , менее 7500), включая Бану Гатафан , Бану Сулайм и Бану Асад . [ 8 ]
С другой стороны, Мухаммед, узнав о предстоящем наступлении курайшитов, последовал совету перса Салмана, чтобы его последователи вырыли глубокую траншею, чтобы затруднить их движение. [ 15 ] [ 12 ] Еврейское племя Бану Курайза помогло мусульманам в этом, выкопав траншею и одолжив им свои инструменты. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Когда курайшиты приблизились, они были незнакомы с этой тактикой и изо всех сил пытались выбраться за пределы траншеи. [ 12 ] Осада постепенно затягивалась, и Мухаммед использовал это время для тайных переговоров с Бану Гатафан, сея недоверие среди своих противников. Примерно через две недели погода ухудшилась, и вторгшаяся группа отступила. [ 4 ]
В результате битвы мекканцы потеряли торговлю с Сирией и большую часть своего престижа. [ 5 ] В то время как Мухаммеда, как сообщается, затем посетил Габриэль , который приказал ему атаковать Бану Курайза, [ 19 ] что привело к резне и порабощению его населения мусульманами. [ а ]
Имя
Битва названа в честь « траншеи » или хандака , вырытой мусульманами при подготовке к битве в качестве оборонительного акта. Слово кхандак ( خَندَق ) является арабизированной формой среднеперсидского слова кандаг ( کندگ ; означает «то, что было выкопано»). [ 20 ] Салман Перс посоветовал Мухаммеду вырыть ров вокруг города. Битву также называют Битвой Конфедератов ( غزوة الاحزاب ). Коран 33 использует термин «союзники » ( الاحزاب ) в суре Аль-Ахзаб :9-32 для обозначения конфедерации неверующих и евреев против ислама.
Фон
Исламский Мухаммед пророк впервые проповедовал свою новую религию Ислам в своем родном городе Мекке . Поначалу он не встретил серьезного сопротивления со стороны местных жителей, и их ответом ему было просто безразличие, пока он не начал нападать на их убеждения, вызывая напряженность. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Несколько лет спустя он переехал в Медину после успешных переговоров с Бану Аус и Бану Хазрадж , чтобы урегулировать их племенные конфликты. [ 25 ] [ 26 ] последний, откуда родом его прабабушка. [ 24 ]
В Медине Мухаммад увлекся набегами и грабежами торговых караванов курайшитов , вызывая между ними вооруженные конфликты. [ 27 ] После того, как Мухаммад захватил большую добычу после захвата каравана в Нахле во время священного месяца, когда кровопролитие было запрещено языческой конвенцией, [ 28 ] он послал войска в Бадр, чтобы перехватить большой торговый караван, возвращавшийся из Газы . Абу Суфьян, возглавлявший караван, узнал о плане Мухаммеда и отправил гонцов в Медину за помощью. [ 29 ]
Подкрепление расположилось лагерем возле Бадра, за холмом, невидимым с позиции Мухаммеда. [ 30 ] После того как караван бежал, некоторые из них ушли, но другие остались. [ 31 ] Мухаммаду стало известно об их присутствии после того, как он захватил их водоноса , который вез воду из колодцев Бадра. [ 32 ] Мухаммед приказал своим последователям закрыть все колодцы с песком, кроме одного для него и мусульман. [ 30 ] вынуждая курайшитов сражаться за воду и приводя к поражению курайшитов. [ 33 ]
Желая вернуть себе честь после поражения при Бадре и устав от нападений Мухаммеда на их караваны, курайшиты послали армию, и при Ухуде произошло противостояние с Мухаммедом . Сторона Мухаммеда первоначально одержала верх, но затем ситуация изменилась, и он бежал в Медину. Полагая, что этого достаточно, чтобы удержать Мухаммеда, курайшиты не стали преследовать его, чтобы прикончить. Тем не менее, Мухаммед снова напал на их торговые караваны, побудив их принять решение захватить Медину, отчасти благодаря поддержке Бану Надир , которых Мухаммед ранее изгнал из города. [ 4 ] [ 14 ]
Конфедерация
В начале 627 года Бану Надир встретились с курайшитами Мекки. Хуайй ибн Ахтаб вместе с другими лидерами Хайбара отправился присягать на верность Сафваму ибн Умайе в Мекку. [ 34 ]
Основная часть армии Конфедерации была собрана курайшитами Мекки во главе с Абу Суфьяном , выставившим 4000-футовых солдат, 300 всадников и 1000–1500 человек на верблюдах. [ нужна ссылка ]
Бану Надир начали поднимать кочевников Неджда . Надир завербовал Бану Гатафан , выплачивая им половину урожая. [ 20 ] [ 35 ] Этот контингент, второй по величине, увеличил численность примерно в 2000 человек и 300 всадников под предводительством Унайны бин Хасана Фазари. Асади . Согласилась присоединиться и Бану Асад во главе с Тулехой [ нужна ссылка ] Из Бану Сулайм Надир обеспечил себе 700 человек, хотя эта сила, вероятно, была бы намного больше, если бы некоторые из ее лидеров не симпатизировали исламу. Бану Амир , у которого был договор с Мухаммедом, отказались присоединиться. [ 34 ]
Другие племена включали Бану Мурра с 400 мужчинами во главе с Харсом ибн Ауф Мурри и Бану Шуджа с 700 мужчинами во главе с Суфьяном ибн Абд Шамсом. В общей сложности численность армий Конфедерации, хотя и не согласована учеными, по оценкам, включала около 10 000 человек и шестьсот всадников. В декабре 626 года армия, которую возглавил Абу Суфьян, двинулась на Медину. [ 7 ]
В соответствии с планом армии начали движение к Медине , мекканцы с юга (вдоль побережья), а остальные — с востока. В то же время всадники Бану Хузаа ушли, чтобы предупредить Медину о вторгшейся армии. [ 34 ]
Мусульманская защита
Люди из Бану Хузаа достигли Мухаммеда за четыре дня, предупредив его об армиях Конфедерации, которые должны были прибыть через неделю. [ 34 ] Мухаммед собрал жителей Медины, чтобы обсудить лучшую стратегию победы над врагом. встретить врага на открытом воздухе (что привело к победе при Бадре ) и дождаться его внутри города (урок, извлеченный из поражения при Ухуде ). Предлагалось [ 36 ] В конечном итоге превосходящие по численности мусульмане решили вступить в оборонительную битву, выкопав глубокие траншеи, чтобы служить барьером на северном фронте. Тактику оборонительной траншеи ввел Салман Перс. Каждый способный мусульманин в Медине, включая Мухаммеда, внес свой вклад в рытье огромной траншеи за шесть дней. [ 37 ] Ров был вырыт только с северной стороны, так как остальная часть Медины была окружена скалистыми горами и деревьями, непроницаемыми для крупных армий (особенно кавалерии). Рытье рва совпало с почти голодом в Медине. Женщин и детей переселили в центр города. [ 20 ] [ 38 ] Мединцы собрали весь урожай рано, поэтому армиям Конфедерации пришлось полагаться на собственные запасы продовольствия. [ 36 ] [ 38 ]
Мухаммед разместил свой военный штаб на холме Сала, и там была выстроена армия; [ 20 ] эта позиция дала бы мусульманам преимущество, если бы враг пересек траншею. [ 35 ]
Последняя армия, защитившая город от вторжения, состояла из 3000 человек. [ 39 ] и включал всех жителей Медины старше 14 лет, за исключением Бану Курайза (Курайза действительно снабжали мусульман некоторыми инструментами для рытья траншеи). [ 35 ]
По словам Ирфана Шахида , мусульмане переняли тактику использования окопов у персов, возможно, через арабов -гассанидов , которые видели, как их король был убит в битве при Таннурисе в 527 году с помощью этой тактики. Принятие отражено в арабском слове, обозначающем эту битву, хандак ( خندق ), которое является заимствованием через арамейский язык от пехлеви кандака . [ 40 ]
Осада Медины
Осада Медины началась в январе 627 года и продолжалась 20 ночей. [ 41 ] [ 42 ] Если добавить шесть дней на строительство траншей, то вся операция продлится 27 дней. [ 41 ] и сдерживался в течение одного месяца (5 Шавваль-1 Зуль-Кида). [ 43 ] Поскольку осады в арабских войнах были редкостью, прибывшие конфедераты были не готовы иметь дело с траншеями, вырытыми мусульманами. Конфедераты пытались атаковать всадниками в надежде прорваться, но медийцы прочно закрепились, предотвращая такую переправу. [ 5 ] Обе армии собрались по обе стороны траншеи и провели две или три недели, обмениваясь оскорблениями в прозе и стихах, подкрепленные стрелами, выпущенными с удобного расстояния. По данным Родинсона, среди нападавших было трое погибших, а среди защитников - пятеро. С другой стороны, урожай был собран, и осаждающим пришлось нелегко с поиском еды для своих лошадей, которая оказалась для них бесполезной во время атаки. [ 44 ]
Ветераны-курайшиты стали нетерпеливы из-за тупиковой ситуации. Группа боевиков во главе с Амром ибн Абд Вуддом и Икримой ибн Аби Джахлем попыталась прорваться через траншею и сумела переправиться, заняв болотистую местность возле холма Сала. 'Амр вызвал мусульман на дуэль. Согласно шиитским источникам, в ответ Али ибн Аби Талиб принял вызов и был послан Мухаммедом сражаться. Когда Али отправился сражаться с Амром ибн Абд Вуддом, Мухаммед сказал об Али: «Он — воплощение всей Веры, которому предстоит встретиться с воплощением всего Неверия». [ нужна ссылка ]
Оба бойца затерялись в пыли, поскольку поединок стал напряженным. Наконец, солдаты услышали крики, намекавшие на решающие удары, но было неясно, какой из двух оказался успешным. Лозунг «Аллаху Акбар» («Бог величайший») из пыли подтвердил победу Али. Конфедераты были вынуждены отступить в состоянии паники и замешательства. [ 45 ] Согласно шиитским источникам, Али позволил окружению Амра отступить; Али никогда не преследовал убегающего врага. [ нужна ссылка ]
Армия Конфедерации предприняла еще несколько попыток пересечь траншею ночью, но неоднократно терпела неудачу. Хотя конфедераты могли разместить свою пехоту по всей длине траншеи, они не желали вступать в бой с мусульманами на близком расстоянии, поскольку первые считали вторых превосходящими в рукопашном бою. [ 5 ] Поскольку мусульманская армия была хорошо окопана за насыпью, сделанной из вынутой из рва земли и готовой бомбардировать нападавших камнями и стрелами, любая атака могла привести к большим жертвам. [ 44 ]
Бану Курайза
Конфедераты предприняли несколько одновременных атак, в частности, пытаясь убедить Бану Курайза атаковать мусульман с юга. [ 5 ] От конфедератов в Медину вернулся Хуайй ибн Ахтаб , хайбариец , вождь изгнанного племени Бану Надир, ища их поддержки против мусульман. [ 46 ]
До сих пор Бану Курайза изо всех сил старалась сохранять нейтралитет. [ 35 ] и очень не решались присоединиться к Конфедератам, поскольку ранее они заключили договор с Мухаммедом. [ 47 ] Когда Хуяй подошел к ним, их лидер не разрешил ему войти. [ 48 ]
В конце концов Хуяю удалось войти и убедить их, что мусульмане наверняка будут разбиты. [ 5 ] Вид огромных армий Конфедерации, наводнивших землю солдатами и лошадьми, насколько хватало глаз, изменил мнение курайза в пользу Конфедерации. [ 48 ]
Новости о предполагаемом отказе Курайзы от договора с Мухаммедом просочились, и Умар немедленно сообщил об этом Мухаммеду. Такие подозрения были усилены движением вражеских войск к опорным пунктам Курайзы. [ 36 ] [ 48 ] Мухаммад забеспокоился об их поведении. [ 49 ] и осознал серьезную потенциальную опасность, которую представляли Курайза. Из-за своего договора с курайзами он не удосужился провести оборонительные приготовления на границе мусульман с этим племенем. [ 47 ] У курайза также было вооружение: 1500 мечей , 2000 копий, 300 доспехов и 500 щитов. [ 50 ]
Мухаммед послал трех ведущих мусульман рассказать ему подробности недавних событий. Он посоветовал мужчинам открыто заявить о своих выводах, если они сочтут Бану Курайза добрыми, чтобы поднять боевой дух мусульманских бойцов. Однако он предостерег от распространения новостей о возможном нарушении пакта со стороны курайза, чтобы избежать паники в рядах мусульман. [ 51 ]
Лидеры обнаружили, что пакт действительно был расторгнут, и тщетно пытались убедить Курайза вернуться, напоминая им о судьбе Бану Надир и Бану Кайнука от рук Мухаммеда. [ 48 ] Выводы лидеров были переданы Мухаммеду в метафоре: « Адал и Кара ». Поскольку жители Адала и Караха предали мусульман и убили их в подходящий момент, Маудуди считает, что эта метафора означает, что курайзы, как предполагалось, собирались сделать то же самое. [ 47 ]
Кризис в Медине
Мухаммед пытался скрыть свои знания о деятельности Бану Курайза; однако вскоре распространились слухи о массированном нападении на город Медину со стороны Курайзы, что серьезно деморализовало медийцев. [ 52 ]
Днем мусульмане оказывались в еще больших трудностях. Продовольствия было мало, а ночи становились холоднее. Недостаток сна усугубил ситуацию. [ 53 ] Ситуация была настолько напряженной, что мусульманская община впервые пренебрегла каноническими ежедневными молитвами. Только ночью, когда нападения прекратились из-за темноты, они смогли возобновить обычное богослужение. [ 52 ] По словам Ибн Исхака , ситуация стала серьезной, и повсюду царил страх. [ 54 ]
Коран описывает ситуацию в суре «Аль-Ахзаб»:
33:10 «Вспомните», когда они пришли на вас с востока и запада, когда ваши глаза обезумели от ужаса, и ваши сердца подпрыгнули к горлу, и у вас возникли «противоречивые» мысли об Аллахе.
33:11 Тогда и там верующие были подвергнуты испытанию и сильно потрясены.
33:12 И вспомните, как лицемеры и люди с больным сердцем говорили: «Аллах и Его Посланник не обещали нам ничего, кроме заблуждения!»
33:13 И «помните», когда группа из них сказала: «О люди Йасриба! Тебе нет смысла оставаться «здесь», так что отступай!» Другая группа из них попросила разрешения Пророка «уйти», сказав: «Наши дома уязвимы», хотя «на самом деле» они не были уязвимы. Они хотели только бежать.
33:14 Если бы их город был разграблен со всех сторон и им было предложено отказаться от веры, они сделали бы это без особых колебаний.
33:15 Они уже ранее поклялись Аллаху никогда не поворачиваться спиной «в отступлении». И за обещание Аллаху нужно отвечать.
33:16 Скажи: о Пророк: «Бегство не принесет тебе пользы, если ты попытаешься избежать естественной или насильственной смерти. «Если сейчас не твое время», тебе будет позволено развлечься лишь на некоторое время».
33:17 Спроси их, о Пророк: «Кто может сделать вас вне досягаемости Аллаха, если Он намерен причинить вам вред или проявить к вам милость?» Они никогда не смогут найти защитника или помощника, кроме Аллаха.
33:18 Аллах хорошо знает тех из вас, которые отговаривают «других от сражения», говоря «тайно» своим братьям: «Оставайтесь с нами», и которые сами почти не принимают участия в сражениях.
33:19 «Они» совершенно не желают вам помогать. Когда приходит опасность, вы видите, как они смотрят на вас, закатывая глаза, как будто кто-то в агонии смерти. Но как только опасность минует, они пронзят вас острыми как бритва языками, жаждущими «мирских» выгод. Такие люди не уверовали по-настоящему, и Аллах сделал их деяния недействительными. И это легко для Аллаха.
33:20 Они «все еще» думают, что вражеский союз «еще» не отступил. И если союзники придут «снова», лицемеры пожелают оказаться в пустыне среди кочевых арабов, «только» спрашивая новости о вас, «верующих». А если бы среди вас были лицемеры, они бы вряд ли приняли участие в борьбе.
33:21 Воистину, в Посланнике Аллаха у вас есть прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и часто поминает Аллаха.
33:22 Когда верующие увидели вражеский союз, они сказали: «Это то, что обещали нам Аллах и Его Посланник. Обещание Аллаха и Его Посланника сбылось». И это только увеличивало их в вере и покорности.
Мусульманский ответ
Сразу после слухов о Курайзе Мухаммед послал 100 человек во внутреннюю часть города для его защиты. Позже он послал также 300 всадников (кавалерия у траншеи была не нужна) для защиты города. [ 36 ] Громкие голоса, которыми солдаты молились каждую ночь, создавали иллюзию присутствия больших сил. [ 48 ]
Кризис показал Мухаммеду, что многие из его людей достигли предела своей выносливости. Он послал сообщение Гатафану, пытаясь заплатить за их бегство, и предложил им треть урожая фиников Медины, если они уйдут. Хотя Гатафан потребовал половину суммы, в конце концов они согласились вести переговоры с Мухаммедом на этих условиях. Прежде чем Мухаммед приступил к составлению соглашения, он проконсультировался с лидерами Медины. Они резко отвергли условия соглашения, [ 53 ] протестующие Медины никогда не опускались до такого уровня позора. Переговоры были прерваны. Хотя гатафаны не отступили, они скомпрометировали себя, вступив в переговоры с Мединой, и тем самым внутренние разногласия в Конфедерации усилились. [ 5 ]
Примерно в этот момент Мухаммеда посетил Нуайм ибн Масуд , арабский лидер, который пользовался большим уважением всей конфедерации, но который, без их ведома, тайно принял ислам. Мухаммед попросил его прекратить осаду, вызвав раздор среди конфедератов. [ нужна ссылка ]
В целом это была битва умов, в которой мусульмане одержали верх; без каких-либо затрат для себя они ослабили врага и усилили раздор.
Тогда Нуайм придумал эффективную стратегию. Сначала он отправился к Бану Курайза и предупредил их о намерениях остальной части Конфедерации. По его словам, если осада провалится, Конфедерация не побоится бросить евреев, оставив их на милость Мухаммеда. Таким образом, курайза должна потребовать лидеров Конфедерации в качестве заложников в обмен на сотрудничество. Этот совет затронул опасения, которые уже питали курайза. [ 36 ] [ 53 ]
Затем Нуайм отправился к Абу Суфьяну, лидеру Конфедерации, и предупредил его, что курайза перешли на сторону Мухаммеда. Он заявил, что племя намеревалось попросить у Конфедерации заложников якобы в обмен на сотрудничество, но на самом деле передать его Мухаммеду. Таким образом, Конфедерация не должна давать в заложники ни одного человека. Нуайм повторил то же самое послание другим племенам Конфедерации. [ 36 ] [ 53 ]
Крах Конфедерации
Стратагема Нуайма сработала. Посовещавшись, лидеры Конфедерации отправили Икриму ибн Аби Джахля к Курайзе, сигнализируя о совместном вторжении в Медину. Однако курайза потребовали заложников в качестве гарантии того, что Конфедерация не оставит их. Конфедерация, посчитав, что курайза может выдать заложника Мухаммеду, отказалась. Между сторонами неоднократно пересылались сообщения, но каждая упорно придерживалась своей позиции. [ 36 ] [ 53 ]
Абу Суфьян вызвал Хуайя ибн Ахтаба и сообщил ему об ответе Курайзы. Хуайй опешил, а Абу Суфьян заклеймил его «предателем». Опасаясь за свою жизнь, Хуайй бежал в укрепления Курайзы. [ 36 ] [ 53 ]
Бедуины, гатафаны и другие конфедераты из Неджда уже были скомпрометированы переговорами Мухаммеда. Они приняли участие в экспедиции в надежде на грабеж, а не по личным причинам. Они потеряли надежду, поскольку шансы на успех уменьшились, и они не были заинтересованы в продолжении осады. Две армии Конфедерации были отмечены взаимными обвинениями и взаимным недоверием. [ 53 ]
Продовольствие армий Конфедерации было на исходе. Лошади и верблюды умирали от голода и ран. В течение нескольких дней погода была исключительно холодной и влажной. Сильный ветер задул костры, отняв у армии Конфедерации источник тепла. Однако мусульманский лагерь был защищен от таких ветров. Шатры врагов были разорваны, костры их потушены, песок и дождь били им в лица, и они ужаснулись предзнаменованиями против них. Они уже почти рассорились между собой. Ночью армии Конфедерации отступили, а к утру земля была очищена от всех сил противника. [ 55 ]
Последствия: Осада Бану Курайза
После отступления армии Конфедерации районы Бану Курайза были осаждены мусульманами. После 25-дневной осады своего района Бану Курайза безоговорочно сдалась. Когда племя Бану Курайза сдалось, мусульманская армия за свои действия захватила их крепость и имущество. [ 56 ] По просьбе Бану Аус , которые были союзниками Курайза, Мухаммад выбрал одного из них, Саада ибн Муаза , в качестве арбитра, чтобы вынести над ними приговор. Саад, который позже скончался от ран, полученных в бою, издал приговор, согласно которому некоторые бойцы-мужчины должны быть убиты, а некоторые из их женщин и детей порабощены. Мухаммед одобрил это решение, и на следующий день приговор был приведен в исполнение. [ 56 ]
Мужчины – от 400 до 900 человек. [ 57 ] – были связаны и помещены под опеку Мухаммада ибн Масламы , а женщины и дети были переданы под опеку Абдуллы ибн Салама , бывшего раввина , принявшего ислам . [ 36 ] [ 58 ]
Ибн Исхак описывает убийство мужчин Бану Курайза следующим образом:
Тогда они сдались, и Апостол заточил их в Медине в квартале д. аль-Харис, женщина из Б. ан-Наджара. Затем апостол вышел на рынок Медины (который и по сей день является ее рынком) и выкопал там траншеи. Затем он послал за ними и отрубил им головы в тех траншеях, когда их привозили к нему партиями. Среди них был враг Аллаха Хуайй б. Ахтаб и Кааб б. Асад их вождь. Всего их было 600 или 700, хотя некоторые называют цифру до 800 или 900. Когда их партиями вывозили к Апостолу, они спросили Кааба, что, по его мнению, с ними будут делать. Он ответил: «Неужели ты никогда не поймешь?» Разве ты не видишь, что призыватель никогда не останавливается и те, кого забрали, не возвращаются? Клянусь Аллахом, это смерть!» Так продолжалось до тех пор, пока Апостол не положил им конец. Хуяйя вывели в цветочном халате, в котором он проделал дыры размером примерно с кончики пальцев во всех частях, чтобы его нельзя было отобрать у него как добычу, а его руки были привязаны к шее веревкой. Увидев апостола, он сказал: «Клянусь Богом, я не виню себя за то, что противостоял тебе, но кто оставит Бога, тот будет оставлен». Затем он подошел к людям и сказал: «Божье повеление верное. Книга и указ, и резня написаны против сынов Израиля». Затем он сел, и ему отрубили голову. [ 59 ]
Однако многие ученые поставили под сомнение рассказ Ибн Исхака, и не существует достоверного хадиса о точном количестве убитых людей, что заставляет некоторых утверждать, что были казнены только выдающиеся люди. Некоторых людей удалось спасти, когда в их защиту выступили различные мусульмане. [ 60 ] В нескольких сообщениях упоминаются соратники Мухаммеда как палачи, в частности Умар и Зубайр ибн аль-Аввам , и что каждому клану Аусов также было предъявлено обвинение в убийстве группы мужчин Курайза. [ 61 ]
Согласно биографии Мухаммеда, составленной Ибн Исхаком, вместе с мужчинами была обезглавлена одна женщина, которая во время осады сбросила жернов с зубчатых стен и убила одного из осаждающих мусульман. 'Аиша , одна из жен Мухаммеда, описывала женщину, которая смеялась и болтала с ней во время резни, вплоть до того момента, когда было произнесено ее имя:
«Клянусь Аллахом, — сказала она, — это я». Я сказал ей: «Бедная душа, что с тобой будет?» Она сказала: «Меня надо убить». "Почему?" Я спросил ее. «За то, что я сделала», — ответила она. Она ушла и была обезглавлена за свои действия. Клянусь Аллахом (добавляет Аиша), я никогда не забуду ее жизнерадостность и ее великий смех, когда она знала, что ее собираются убить». [ 62 ]
Ибн Асакир пишет в своей «Истории Дамаска», что Бану Килаб, клан арабских клиентов Бану Курайза, также были убиты, хотя это не принимается большинством традиционных исламских историков. [ 63 ]
Боевые трофеи, включая порабощенных женщин и детей племени, были разделены между мусульманами, участвовавшими в осаде, и между эмигрантами из Мекки (которые до сих пор зависели от помощи мусульман , уроженцев Медины ). [ 64 ]
В качестве части своей доли добычи Мухаммад выбрал одну из женщин, Райхану себе , и взял ее как часть своей добычи . [ 65 ] Мухаммед предложил освободить ее и жениться на ней, и, по некоторым источникам, она приняла его предложение, а по другим - отвергла его и осталась спутницей Мухаммеда. [ 66 ] Говорят, что позже она стала мусульманкой. [ 49 ]
Ученые утверждают, что Мухаммад уже принял это решение до капитуляции Курайзы и что Саад ставил свою преданность мусульманской общине выше преданности своему племени. [ 5 ] Одна из причин такого наказания, которую некоторые называют, заключается в том, что предыдущее милосердие Мухаммеда к побежденным врагам противоречило арабским и еврейским законам того времени и рассматривалось как признак слабости. Другие рассматривают наказание как ответ на то, что было воспринято курайзами как предательство, поскольку они предали свой совместный оборонный пакт с Мухаммедом, предоставив помощь и утешение врагам мусульман. [ 36 ]
Подразумеваемое
Провал осады ознаменовал начало несомненного господства Мухаммеда в городе Медина. [ 67 ] Мекканцы приложили все свои силы, чтобы вытеснить Мухаммеда из Медины, и это поражение привело к тому, что они потеряли торговлю с Сирией и большую часть своего престижа в ней. Уотт предполагает, что в этот момент мекканцы начали рассматривать обращение в ислам как наиболее разумный вариант. [ 5 ]
Исламские первоисточники
Коран
Основным современным источником битвы является -я сура Корана . 33 [ 33:10-22 ]
Мусульманин-суннит Муфассир ибн Касир упоминает об этом инциденте в своей книге «Тафсир ибн Касир» , а его комментарий к этому аяту упоминает причину и событие Битвы, его комментарий следующий:
Аллах рассказывает нам о благословениях и милостях, которые Он даровал Своим верующим рабам, когда Он отвлек их врагов и победил их в год, когда они собрались вместе и составили заговор. Это был год Аль-Хандака, Шавваль 5 года хиджры, согласно известному правильному мнению. Муса бин Укба и другие сказали, что это было в 4 году хиджры. Причиной прихода конфедератов было то, что группа лидеров Бану Надир, которых Посланник Аллаха изгнал из Медины в Хайбар, в том числе Саллам бин Абу Аль-Хукайк, Саллам бин Мишкам и Кинана бин Ар-Раби `, отправились в Мекку, где встретились с лидерами курайшитов и подстрекали их к войне против Пророка. Они пообещали, что окажут им помощь и поддержку, и курайшиты согласились на это. Затем они обратились к племени Гатафан с тем же призывом и тоже откликнулись. Курайшиты выступили со своим отрядом мужчин из разных племен и их последователей под предводительством Абу Суфьяна Сахра бин Харба. Гатафанами руководил Уяйна бин Хисн бин Бадр. Всего их было около десяти тысяч. Когда Посланник Аллаха услышал, что они выступили, он приказал мусульманам вырыть ров (Хандак) вокруг Медины с востока. Это было по совету Салмана Аль-Фариси, да будет доволен им Аллах. Так мусульмане и делали это, усердно трудясь, и Посланник Аллаха работал вместе с ними, разнося землю и копая, в процессе чего происходило много чудес и ясных знамений. Идолопоклонники пришли и разбили лагерь к северу от Медины, недалеко от Ухуда, а некоторые из них разбили лагерь на возвышенности с видом на Медину, как говорит Аллах:
(Когда они напали на вас сверху и снизу), Посланник Аллаха вышел с верующими, которых было около трех тысяч, или, как говорили, их было семьсот. Они стояли спиной к (горе) Саль и были лицом к противнику, а ров, в котором не было воды, находился между двумя группами, не позволяя коннице и пехоте добраться до них. Женщины и дети находились в крепостях Медины. Бану Курайза, группа евреев, имела крепость на юго-востоке Медины, они заключили договор с Пророком и находились под его защитой. Они насчитывали почти восемьсот бойцов. Хуай бин Ахтаб ан-Надари подошел к ним и продолжал уговаривать их, пока они не нарушили договор и не перешли на сторону конфедератов против Посланника Аллаха. Кризис усугублялся, и дела становились все хуже...
Хадис
Это событие упоминается в суннитском сборнике хадисов «Сахих аль-Бухари» , в нем упоминается смерть Саада ибн Муаза следующим образом:
В день Аль-Хандака (битвы у траншеи) медиальная вена руки Саада бин Муада была повреждена, и Пророк разбил палатку в мечети, чтобы присматривать за ним. В мечети была еще одна палатка Бану Гаффар, и кровь потекла из палатки Саада в палатку Бану Гаффар. Они кричали: «О обитатели шатра! Что идет от вас к нам?» Они обнаружили, что рана Саада сильно кровоточила, и Саад умер в своей палатке.
В сборнике «Сахих аль-Бухари» также упоминается, что после битвы мусульмане должны были совершить наступательные нападения на своих врагов: [ 68 ]
В день Аль-Ахзаба (т.е. кланов) Пророк сказал: (После этой битвы) мы пойдём атаковать их (т.е. неверных), а они не придут атаковать нас».
- Сахих аль-Бухари 4109.
Мухаммад, чтобы остановить нападения, призвал к контратаке против идолопоклонников. Он ранее утверждал своим последователям:
Абдулла бин Абу Ауфа сообщил: Посланник Аллаха (ﷺ) однажды, когда он противостоял врагу и ждал захода солнца, встал и сказал: «О люди! Не ждите встречи с врагом и молите Аллаха даровать вам безопасность. Но когда вы столкнетесь с врагом, проявите терпение и стойкость и помните, что Ранна лежит под сенью мечей». Затем он воззвал к Аллаху, сказав: «О Аллах, Открывающий Книгу, Разгоняющий облака, Победивший конфедератов, обрати в бегство наших врагов и помоги нам одолеть их». [Аль-Бухари и Муслим].
Это событие также упоминается в сборнике хадисов «Сахих Муслим» следующим образом:
'Абдулла б. Зубайр сообщил о Дне битвы у траншеи: я и Умар б. Абу Салама был с женщинами в форте Хасан (б. Сабит). В какой-то момент он наклонился ко мне, и я бросил взгляд, а в другой раз я наклонился к нему, и он увидел, и я узнал своего отца, когда он ехал на своей лошади, подняв руки к племени Курайза. 'Абдулла б. 'Урва сообщил от Абдуллы б. Зубайр: Я упомянул об этом своему отцу, после чего он сказал: «Сын мой, ты видел меня (в тот раз)?» Он сказал: Да. После этого он сказал: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (мир ему) обратился ко мне и сказал: «Я принесу жертву ради тебя, моего отца и моей матери».
- Сахих Муслим 2416а.
Биографическая литература
Об этом инциденте также упоминается в исторических трудах писателей третьего и четвертого веков мусульманской эпохи. [ 69 ] К ним относятся традиционные мусульманские биографии Мухаммеда и приписываемые ему цитаты ( литература сира и хадисы ), которые предоставляют дополнительную информацию о жизни Мухаммеда. [ 70 ] Самая ранняя сохранившаяся письменная сира (биографии Мухаммеда и приписываемые ему цитаты) - это Ибн Исхака «Жизнь посланника Бога» , написанная примерно через 120–130 лет после смерти Мухаммеда. Хотя оригинальная работа утеряна, ее части сохранились в редакциях Ибн Хишама и Ат-Табари . [ 71 ] Другим ранним источником является история кампаний Мухаммеда аль -Вакиди (ум. 823). [ 69 ]
См. также
- Список битв Мухаммеда
- Мусульманско-курайшитская война
- Исламская военная юриспруденция
- Стена арабов , известная как Хандак Шапура по-арабски.
Ссылки
- ^ Ватт 1956 , с. 35–36.
- ^ Брокопп 2010 , с. 9.
- ^ Стоун 2012 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и Буль и Уэлч 1993 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ватт 1961 , стр. 167–174.
- ^ Гил, Моше (27 февраля 1997 г.). Ибн Саад, 1(1), 147 VII(2), 113f, Баладхури, Тарих Табари, 1 2960, Мукаддаси, Мутир, 25f; Ибн Хишам, 311 . Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 0521599849 . Проверено 26 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2002 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1961 , с. 166-167.
- ^ Jump up to: а б Хэзлтон 2014 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б с Роджерс 2012 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с д Ватт 1961 , с. 169.
- ^ Jump up to: а б с Ватт 1961 , с. 168.
- ^ Hoyland 2015 , Битва у рва (траншеи).
- ^ Jump up to: а б Ватт 1961 , с. 166.
- ^ Роджерс 2012 , с. 143.
- ^ Родинсон 2021 , с. 209.
- ^ Габриэль 2014 , стр. 136.
- ^ Роджерс 2012 , с. 145.
- ^ Спеллберг 1994 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д Номани 1970 , стр. 368–370
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 364.
- ^ «Мухаммед | Биография, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 24 мая 2023 г. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Льюис 2002 , с. 35–36.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2017 .
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 364-369.
- ^ «Аус и Хазрадж» . www.brown.edu . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Питерс 1994 , стр. 211–214; Буль и Уэлч 1993 , с. 369.
- ^ Карш 2013 , с. 14.
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 369.
- ^ Jump up to: а б «Энциклопедия ислама, том I (AB): [Серии 1–22]» , Энциклопедия ислама, том I (AB) , Брилл, 26 июня 1998 г., ISBN 978-90-04-08114-7 , получено 28 мая 2023 г. , с. 868
- ^ Ватт 1961 , с. 120-121.
- ^ Ватт 1961 , стр. 121-122.
- ^ Ватт 1961 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д Лингс 1983 , стр. 215 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д Ватт 1956 , стр. 34–37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рамадан 2007 , стр. 137–145
- ^ Родинсон 2002 , с. 209; Мьюир 1861 , с. 258.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2002 , с. 209.
- ^ Глассе и Смит 2003 , с. 81.
- ^ Шахид 1995 , стр. 78–79.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1956 , стр. 36f.
- ^ Ибн Исхак 1955 , с. 454.
- ^ Ибн Исхак 1955 , с. 450.
- ^ Jump up to: а б Родинсон 2002 , стр. 209 ф..
- ^ Хан 1980 , стр. 177–179.
- ^ Номани 1970 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б с Маудуди 1967 , стр. 64ф.
- ^ Jump up to: а б с д и Лингс 1983 , стр. 221–223.
- ^ Jump up to: а б Уатт, «Курайза, Бану» Энциклопедия ислама .
- ^ Черт возьми, 2003 .
- ^ Маудуди 1967 , стр. 64ф; Лингс 1983 , стр. 221–223.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2007 , стр. 123 и далее.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лингс 1983 , стр. 224–226.
- ^ Питерс 1994 , стр. 221f.
- ^ Лингс 1983 , стр. 227f..
- ^ Jump up to: а б Ватт 1961 , стр. 170–176.
- ^ Ибн Исхак 1955 , стр. 461–464.
- ^ Море 1861 , стр. 272–274.
- ^ Ибн Исхак 1955 , стр. 461–464; Питерс 1994 , стр. 222–224; Стиллман 2010 , с. 141ф.
- ^ Родинсон 2021 , с. 213.
- ^ Кистер 1986 , стр. 93ф; Инамдар 2001 , стр. 166ф.
- ^ Родинсон 2021 , с. 213; Мьюир 1861 , с. 277.
- ^ Вкусно 1995 , с. 69.
- ^ Кистер 1986 , стр. 95f; Родинсон 2002 , с. 213.
- ^ Родинсон 2002 , с. 213.
- ^ Рамадан 2007 , с. 146.
- ^ Ватт 1961 , с. 96.
- ^ Аль-Бути 1988 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1953 , с. xi
- ^ Ривз 2003 , стр. 6–7.
- ^ Доннер 1998 , с. 132.
- ^ См.:
- Глабб 2001 , с. 252
- Роджерс 2012 , с. 152
- Родинсон 2021 , с. 213
- Хэзлтон 2014 , с. 235
- Букай 2017 , Рабство и изнасилование
- Карш 2013 , с. 15
- Шарки 2017 , с. 33
- Стоун 2012 , с. 51
- Спеллберг 1994 , с. 45
- Петерсон 2007 , стр. 125–7.
Библиография
Первоисточники
- Ибн Исхак (1955). Жизнь Мухаммеда: перевод «Сират Расул Аллах» Ибн Исхака . Перевод Гийома, Альфреда. Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-636033-1 .
Вторичные источники
- ад-Захаби, Шамс ад-Дин (2008). «Сияр Алам Нубала» . Проверено 7 ноября 2021 г. - из Wikisource.
- Аль-Бути, М. Саид Рамадан (1988). Юриспруденция биографии Мухаммеда (английское изд.). Египетский университет Азхар.
- Ибн Касир, Абу аль-Фида 'Имад Ад-Дин Исмаил ибн 'Умар (2009). - через Wikisource .
- аль-Мисри, Махмуд (2015). Сподвижники Пророка, том 1: Зубайр бин Аввам [ Сподвижник Пророка, том 1: Зубайр бин Аввам ] (на индонезийском и арабском языках). Библиотека Ибн Касира. п. Шаджа Зубайр ибн аль-Аввам, Радхияллаху анх (храбрость Зубайра ибн аль-Аввама . ISBN 9789791294386 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- Брокопп, Джонатан Э. (2010). Кембриджский спутник Мухаммеда . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-82838-3 .
- Буль, Ф.; Уэлч, AT (1993). «Мухаммед» . Энциклопедия ислама . Том. 7 (2-е изд.). Брилл. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Бьюкенен, Аллен Э.; Мур, Маргарет (2003). Государства, нации и границы: этика установления границ . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-52575-6 .
- Букай, Дэвид (2017). Ислам и неверные: политика джихада, призыва и хиджры . Рутледж. ISBN 978-1-351-51150-6 .
- Доннер, Фред (1998). Рассказы об исламском происхождении: начало исламской исторической письменности . Дарвин Пресс. ISBN 0-87850-127-4 .
- Файзер, Ризви (2013). Жизнь Китаба аль-Магази Мухаммада аль-Вакиди . Тейлор и Фрэнсис. п. 349. ИСБН 9781136921148 . Проверено 6 ноября 2021 г.
- Габриэль, Ричард А. (22 октября 2014 г.). Мухаммед: первый великий полководец ислама . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-8250-6 .
- Глассе, Кирилл; Смит, Хьюстон (2003). Новая энциклопедия ислама: переработанное издание Краткой энциклопедии ислама . Роуман Альтамира. ISBN 0759101906 .
- Глабб, сэр Джон Бэгот (2001). Жизнь и времена Мухаммеда . Купер Сквер Пресс. ISBN 978-0-8154-1176-5 .
- Хэзлтон, Лесли (4 февраля 2014 г.). Первый мусульманин: История Мухаммеда . Пингвин. ISBN 978-1-59463-230-3 .
- Черт возьми, Джин В. (2003). «Аравия без специй: альтернативная гипотеза». Журнал Американского восточного общества . 123 : 547–567.
- Хойланд, Роберт Г. (2015). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-991636-8 .
- Хойланд, Роберт Г. (2017). На пути Бога: арабские завоевания и создание исламской империи . Древние войны и цивилизация. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-061857-5 .
- Инамдар, Субхаш К. (2001). Мухаммед и возникновение ислама: создание групповой идентичности . Психосоциальная пресса. ISBN 978-1-887841-28-3 .
- Хан, Мухаммад Зафрулла (1980). Мухаммад, Печать Пророков . Рутледж. ISBN 0-7100-0610-1 .
- Карш, Эфраим (2013). Исламский империализм: история . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-20133-8 .
- Кистер, Меир Джейкоб (1986). «Резня Бану Курайза: пересмотр традиции». Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 8 : 61–96.
- Лапидус, Ира М. (2012). Исламские общества в девятнадцатом веке: глобальная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51441-5 .
- Лекер, Майкл (1995). «Об арабах Бану Киляба, казненных вместе с Бану Курайза» . ДЖСАИ . 19 : 66–72.
- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280310-8 .
- Лингс, Мартин (1983). Мухаммед: его жизнь, основанная на самых ранних источниках . Аллен и Анвин. ISBN 0-04-297042-3 .
- Маудуди, Сайид Абул Ала (1967). Значение Корана Лахор : Исламские публикации Limited. ISBN 1-56744-134-3 .
- Мьюир, Уильям (1861). Жизнь Магомета и история ислама до эпохи Хиджры . Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Номани, Шибли (1970). Сират ан-Наби . Карачи: Историческое общество Пакистана.
- Питерс, Фрэнсис Э. (1994). Мухаммед и истоки ислама . Олбани: SUNY Press. ISBN 0-7914-1875-8 .
- Петерсон, Дэниел К. (26 февраля 2007 г.). Мухаммад, Пророк Божий . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0754-0 .
- Рамадан, Тарик (2007). По стопам Пророка . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-530880-8 .
- Ривз, Мину (2003). Мухаммед в Европе: тысяча лет западного мифотворчества . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-0-8147-7564-6 .
- Роджерс, Расс (2012). Полководчество Мухаммеда: битвы и кампании Пророка Аллаха . Университетское издательство Флориды. ISBN 978-0-8130-3766-0 .
- Родинсон, Максим (2002). Мухаммед: Пророк ислама . Таурис Парк в мягкой обложке. ISBN 1-86064-827-4 .
- Родинсон, Максим (2 марта 2021 г.). Мухаммед . Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 978-1-68137-493-2 .
- Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в VI веке . Думбартон-Оукс. ISBN 978-0-88402-214-5 .
- Шарки, Хизер Дж. (2017). История мусульман, христиан и евреев на Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76937-2 .
- Спеллберг, Дениз А. (1994). Политика, гендер и исламское прошлое: наследие Аиши Бинт Аби Бакр . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-07999-0 .
- Стиллман, Норман А. (2010). Евреи арабских стран: история и справочник (изд. Нахдра). Филадельфия: Еврейское издательство. Соц. Америки. ISBN 0-8276-0198-0 .
- Ватт, Уильям М. (1953). Мухаммед в Мекке . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-577278-4 .
- Ватт, Уильям М. (1956). Мухаммед в Медине . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-577307-1 .
- Ватт, Уильям М. (1961). Мухаммед: Пророк и государственный деятель . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-881078-4 . (сокращение от Мухаммеда в Мекке и Мухаммада в Медине )
Внешние ссылки
